Законопроект о противодействии хищению денежных средств с банковских счетов

Контроль за денежными потоками, из которых может финансироваться террористическая деятельность, является одним из приоритетных направлений государственной политики России.

В целях противодействия отмыванию преступных доходов в действующее законодательство регулярно вносятся поправки, благодаря которым ужесточается банковский контроль за операциями клиентов. Указанные меры, как правило, усложняют положение предпринимателя.

  Однако в настоящее время власти рассматривают законопроект, направленный на защиту интересов добросовестных клиентов кредитных организаций. О готовящихся изменениях читайте в статье. 

Какие правила действуют сейчас

В 2001 году в РФ был принят ФЗ N 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115).

Во исполнение ФЗ № 115 в 2012 году Центробанк России утвердил Положение № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-Положение № 375-П), которым были закреплены требования к правилам внутреннего контроля банков.

В частности, Положением № 375-П были определены правила и порядок контроля кредитных организаций за сомнительными сделками. Закон наделил банки обязанностью выявлять необычные финансовые операции клиентов и пресекать их.

Положение 375-П содержит классификатор с указанием широкого списка признаков, указывающих на необычность сделки.

Например, подозрение работника банка должны вызывать излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции, необоснованная поспешность в проведении операции, сделка, которая не имеет очевидного экономического смысла, отсутствие сведений о клиенте у обслуживающих его кредитных организаций и множество иных характеристик.  

Кроме того, содержащийся в классификаторе перечень характеристик не является исчерпывающим.

В Положении 355-П указано, что банк должен принять меры и при выявлении других признаков, а также подозрений, указывающих на вероятное осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма. Следовательно, под подозрение финансовых структур сегодня попадают самые разные предприниматели, независимо от характера их деятельности. 

После выявления сомнительных факторов клиент банка заносится в неофициальный «черный список», после чего доступ предпринимателя к банковским услугам существенно ограничивается, что влечет для бизнеса неблагоприятные последствия.

Также банки активно начали блокировать операции с денежными средствами.

Как правило, отказ клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции мотивируется пунктом 11 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ — непредставление запрашиваемых по этой операции документов.

  Отказ можно получить и в случае, когда у банковского работника, осуществляющего операции с денежными средствами, возникли подозрения, что операция совершается в целях отмывания доходов/финансирования терроризма. 

Таким образом, деятельность финансовых структур по выявлению доходов, финансирующих терроризм, значительно усложнила работу российского бизнеса. Однако, ситуация может измениться в июле 2019 года. В настоящее время рассматривается законопроект Минфина о внесении изменений в ФЗ № 115. 

Какие правила будут действовать после принятия закона

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был разработан во исполнение поручения Президента РФ по итогам встречи с женщинами-предпринимателями в марте 2018 года.

Поправки в ФЗ № 115 направлены на защиту интересов добросовестных клиентов банков путем оптимизации подходов к применению банками мер по противодействию отмыванию преступных доходов.

  Проект изменяет основания для принятия банками решений об отказе в совершении операций, а также порядок информирования о подозрительных операциях. 

В пояснительной записке к законопроекту Минфин подтверждает, что банки часто блокируют операции без объяснения причин, чем наносят вред хозяйственной деятельности добросовестных клиентов.

Законопроект предлагает усовершенствовать механизмы принятия банковскими работниками решений об отказе от заключения договоров банковского счета, о расторжении таких договоров и об отказе в выполнении операций с денежными средствами. 

Если изменения примут, для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции одного только подозрения банку будет недостаточно. После принятия закона банк сможет отказывать в случаях:

1. Когда клиенту присвоен наивысший уровень риска совершения операций в целях легализации преступных доходов/финансирования терроризма. 2. Когда имеются сведения, дающие основание подозревать, что операция осуществляется в целях отмывания преступных доходов.  При этом отказать можно будет только при одновременном наличии указанных условий.

Напомним, что согласно Указаниям Банка России от 28.07.2016 N 4087-У и Положению № 375-П уровень риска клиента оценивается банком исходя из анализа имеющихся документации, информации о клиенте и осуществляемой им деятельности.

С принятием закона изменятся обязанности кредитных организаций в связи с отказом в проведении операций.

По письменному запросу клиента, которому отказано в проведении операции, банк должен будет предоставить информацию о причинах отказа и предложить меры для устранения оснований для отказа. Указанные сведения направляются банком в срок, не позднее 5 рабочих дней с момента получения запроса. Кроме того, банки будут направлять в Росфинмониторинг сведения о причинах отказа.

На сегодняшний день законопроект находится на этапе публичных обсуждений в отношении текста и антикоррупционной экспертизы. С текстом законопроекта можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу: https://regulation.gov.ru, по номеру 82969.

 Законопроект о противодействии хищению денежных средств с банковских счетов
  • Руководитель Группы компаний ЦПО Коняева Анна Юрьевна +7 (812) 603-45-25 (доб. 100)
  • boss@pravorf.ru

Источник: https://pravorf.ru/analytics/s_1_iyulya_2019_goda_osnovaniya_dlya_blokirovki_bankami_operatsiy_po_schetam_mogut_izmenitsya.php

Законопроект о противодействии хищению денежных средств с банковских счетов

Госдума приняла во втором чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 296412-7, направленный на предотвращение несанкционированных переводов денежных средств с банковских счетов юрлиц.

Разработчики считают целью законопроекта закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных финансовых и трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая впоследствии может быть распространена и на другие секторы финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т. д.).

Законопроектом предлагается:

  1. Внести в закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ следующие изменения:
  • закрепить право кредитной организации на приостановление на срок до 2 рабочих дней перевода денежных средств и использования электронных средств платежа при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика, определяемых Банком России или самостоятельно кредитной организацией в соответствии с требованиями Банка России;
  • предусмотреть право кредитных организаций устанавливать дополнительные признаки совершения перевода денежных средств без согласия плательщика;
  • установить обязанность кредитной организации при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика незамедлительно запрашивать подтверждение клиента о возможности исполнения распоряжения и исполнять распоряжение при получении такого подтверждения;
  • закрепить порядок действий кредитных организаций, обслуживающих плательщика и получателя денежных средств, по возврату денежных средств при получении от плательщика-юрлица уведомления о списании денежных средств без его согласия;
  • предусмотреть возможность приостановки до 5 рабочих дней кредитной организацией, обслуживающей получателя, зачисления денежных средств на банковский счет получателя при получении от плательщика-юрлица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
  1. Установить полномочия Банка России по формированию и ведению базы данных о случаях совершения перевода денежных средств без согласия клиента.
  2. Закрепить полномочия Банка России устанавливать по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти обязательные требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности и деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия совершению переводов денежных средств, за исключением требований о защите информации, установленных законодательством.
  3. Внести изменения в ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1, направленные на нераспространение правовых механизмов защиты банковской тайны на ситуации, когда раскрытие информации об операциях и счетах клиентов осуществляется через Банк России в целях предотвращения совершения и выявления операций, совершаемых без согласия клиента.

О приостановлении операций по банковским счетам рассказывает наша статья «Приостановление операций по счетам в банке».

Источник: https://rusjurist.ru/bank/zakonoproekt_o_protivodejstvii_hishcheniyu_denezhnyh_sredstv_s_bankovskih_schetov/

Комитет ГД поддержал проект о противодействии хищению с банковских счетов

2018-01-11T21:18Z

2018-01-11T21:43Z

https://ria.ru/20180111/1512464391.html

https://cdn25.img.ria.ru/images/30278/93/302789306_0:48:3000:1747_1036x0_80_0_0_d98c2122e688616da944f312f8d0ce2b.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 11 янв — РИА Новости.

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, направленный на противодействие хищению денежных средств с банковских счетов при совершении операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО), который позволит российским банкам при подозрении на несанкционированный перевод денежных средств с карт клиентов блокировать их. На заседание Думы документ планируется вынести 17 января.

Ожидается, что реализация законопроекта, внесенного правительством, позволит снизить число несанкционированных операций, совершенных с использованием систем ДБО, а также предотвратить потери средств с банковских счетов юридических и физических лиц. Предлагаемый механизм позволит предотвратить, в частности, несанкционированное списание средств со счетов клиентов банков через интернет и мобильные устройства.

Блокировать любую карту

«Законопроект направлен на то, чтобы блокировать возможное проведение несанкционированной транзакции и защитить средства клиентов», — пояснил РИА Новости глава комитета Анатолий Аксаков.

«Блокироваться банком будет счет владельца любой карты, с которой, по мнению банка, снимаются деньги несанкционированно, дебетовой, кредитной — не имеет значения», — рассказал депутат, отвечая на вопрос, как кредитные организации будут работать в рамках рассматриваемого законопроекта.

«В банке-получателе счет может быть заблокирован, если банк-отправитель выяснит, что деньги несанкционированно переведены, и даст сигнал банку-получателю. Банк потом должен будет выяснить, насколько законно эти деньги переведены», — уточнил он.

Премьер-министр Дмитрий Медведев при рассмотрении законопроекта правительством пояснял, что механизм создается для предотвращения операций, которые совершаются без согласия клиентов банков.

Признаки незаконного перевода будут устанавливаться Банком России, а кредитные организации смогут эти признаки дополнять с учетом развивающейся практики.

При первых же подозрениях банк сможет приостановить сделку, транзакцию, а потом связаться с клиентом, указывал глава кабмина.

Он обращал внимание на то, что в последние годы хищения денежных средств с банковских счетов «достаточно часто происходят», в частности усилились атаки на банковские счета клиентов, незаконно списываются средства через интернет, мобильную связь, различные платежные системы.

Механизм действия

Законопроект законодательно закрепляет право банка на приостановление на срок до двух рабочих дней перевода денежных средств и использования электронных средств платежей (электронные кошельки, предоплаченные банковские карты, мобильные приложения) при выявлении признаков совершения перевода без согласия плательщика. В случае выявления таких признаков банк будет обязан незамедлительно проинформировать об этом клиента, который сможет подтвердить совершение операции либо заявить о ее незаконности.

Документ также допускает возможность приостановки до пяти рабочих дней зачисления денежных средств на банковский счет получателя при получении от плательщика — юрлица уведомления о списании денежных средств без его согласия.

Читайте также:  Предлагается ввести ответственность за неразмещение информации в еисжс 

Комитет по финрынку при подготовке законопроекта ко второму чтению намерен дополнительно обсудить целесообразность предоставления банкам права самостоятельно устанавливать дополнительные признаки несанкционированного клиентом перевода денег. Также предполагается уточнить, какие документы должны приниматься банком в качестве подтверждающих обоснованность перевода денежных средств и в какой срок осуществляется их возврат.

«Возможно, можно и не давать такого права. В любом случае, надо исключить любые возможности для злоупотребления со стороны кредитных организаций», — отметил Аксаков, отвечая на вопрос о возможности предоставления банкам права устанавливать дополнительные признаки несанкционированного перевода денежных средств.

Замминистра финансов Алексей Моисеев согласился с замечаниями комитета.

При этом он считает возможным при доработке законопроекта «более четко» прописать вопросы, касающиеся установления банками дополнительных признаков перевода средств без согласия клиента.

«Может быть, какие-то критерии установить или сделать так, чтобы эти дополнительные требования были вывешены на сайте», — предположил замминистра.

Источник: https://ria.ru/20180111/1512464391.html?in=t

Госдума приняла законопроект о противодействии хищениям с банковских счетов

Контекст

МОСКВА, 5 июн — РАПСИ. Государственная Дума РФ одобрила в третьем (окончательном) чтении правительственный законопроект, направленный на противодействие хищению денежных средств при совершении операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Согласно документу, устанавливается порядок действий банков при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика.

С целью предотвращения несанкционированного списания денежных средств закрепляется обязанность банка (оператора по переводу денежных средств) приостановить на срок не более двух рабочих дней исполнение распоряжения, а также заблокировать на такой же срок электронное средство платежа при выявлении обязательных признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента. Указанные признаки определяются Центральным банком (ЦБ) РФ.

Наряду с этим, банку предлагается предоставить право совершать аналогичные действия при выявлении дополнительных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика.

Данные признаки банки будут вправе устанавливать самостоятельно в соответствии с требованиями ЦБ.

После приостановки перевода денежных средств и блокировки электронного средства платежа банк будет обязан незамедлительно запросить у клиента подтверждение о возможности исполнения платежного поручения (возобновления использования электронного средства платежа).

При получении подтверждения клиента банк обязан будет исполнить распоряжение (возобновить использование электронного средства платежа) незамедлительно, при неполучении – совершить аналогичные действия по истечении двух рабочих дней.

Кроме того, вводится особый порядок действий банка, нацеленных на возврат денежных средств законному владельцу в случае осуществления несанкционированного списания со счета клиента. Указанный порядок предназначен только для защиты юридических лиц, так как процедура возврата денежных средств физическому лицу уже была ранее урегулирована законодательством.

Законопроектом также закрепляются полномочия ЦБ по формированию и ведению базы данных о случаях совершения перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из указанной базы данных.

Согласно статистике ЦБ, которая приводится в пояснительной записке к законопроекту, в 2016 году было совершено порядка 300 тысяч несанкционированных операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на общую сумму более 1 миллиарда рублей.

По прогнозам ЦБ и экспертов, в 2017–2018 годах ожидается дальнейший рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы ДБО. При этом методы и технические средства, оборудование и программное обеспечение, используемые мошенниками для проведения несанкционированных операций, постоянно совершенствуются.

Документ вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20180605/282905763.html

Ужесточили ответственность за хищение электронных денег и средств с банковского счета

23 апреля Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 111-ФЗ о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, предусматривающий усиление ответственности за хищение средств с банковского счета, а также электронных денежных средств. Часть 3 ст. 158 («Кража») и ч. 3 ст. 159.

6 («Мошенничество в сфере компьютерной информации») были дополнены новым квалифицирующим признаком. Отныне кража с банковского счета, а равно электронных денежных средств независимо от размера по тяжести приравнивается к краже в крупном размере и карается штрафом в размере от 100 тыс.

до 500 тыс. руб., принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет (со штрафом до 80 тыс. руб.). Еще одно возможное наказание – ограничение свободы на срок до полутора лет. При этом крупный и особо крупный размеры ущерба снижены до 250 тыс. и 1 млн руб.

соответственно.  

Ужесточена ответственность за кражи с банковских карт и мошенничество с нимиДума приняла закон, усиливающий ответственность за хищение денежных средств с банковского счета и электронных денежных средств

Наименование ст. 159.3 УК РФ «Мошенничество с использованием платежных карт» изменено на «Мошенничество с использованием электронных средств платежа».

Теперь статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет – также независимо от размера хищения.

При этом сохранены альтернативные виды наказания: ограничение свободы на срок до 2 лет, штраф в размере до 120 тыс. руб., исправительные работы на срок до 1 года.

Поправки являются реакцией государства на активный рост количества преступлений, связанных с хищениями с банковских счетов и электронных денег посредством интернета. По разным оценкам, в 2015–2017 гг. объем таких хищений составил почти $120 млн. Тенденция вполне объяснима.

Киберпреступления совершаются дистанционно, и злоумышленники чувствуют себя в безопасности. У них создается иллюзия полной защищенности от уголовного преследования.

К тому же мягкие, зачастую условные сроки наказания, которые предусматривались старыми редакциями рассматриваемых статей УК РФ, лишали их страха ответственности.

Внесение поправок означает, что государство признает высокую общественную опасность подобных деяний. Дело в том, что хищения с банковских счетов совершаются, как правило, лицами, обладающими специальными знаниями. Кражи через всемирную паутину могут осуществляться из любой точки земного шара.

Им предшествует серьезная подготовительная работа, которая может быть отдельно квалифицирована как приготовление к преступлению. Однако такая квалификация возможна только по тяжким и особо тяжким составам. Новый закон эту проблему решил: указанные хищения отнесены к тяжким преступлениям. Изменения в ч. 3 ст. 159.

6 УК РФ тоже вполне логичны, поскольку кража отличается от мошенничества лишь способом совершения. Кража есть тайное хищение, а мошенничество – хищение, совершенное путем обмана, потому привилегий у одной нормы перед другой быть не должно.

Повышенная общественная опасность хищений с банковского счета объясняется и наличием дополнительного объекта у таких преступлений – нарушением банковской тайны.

ВС разобрался с экономическими преступлениямиАдвокаты комментируют постановление Верховного Суда от 30 ноября 2017 г., касающееся разъяснений судебной практики по делам о мошенничестве, присвоении и растрате

Вместе с тем изменения в ст. 159.3, на мой взгляд, содержат существенные недоработки.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/uzhestochili-otvetstvennost-za-khishchenie-elektronnykh-deneg-i-sredstv-s-bankovskogo-scheta/

Законопроект о противодействии хищению денежных средств

Законопроект о противодействии хищению денежных средств

Банк исходит из того, что коль скоро пароль введен правильно, перевод средств не мог быть осуществлен никем иным, кроме законного владельца карты. При этом банк упускает из виду тот факт, что мошенники придумали массу уловок, открывающих им доступ к счетам клиентов банка. Одна из них – скимминг. Центральный банк не единожды указывал на это, и банкам продолжать не замечать очевидное мне представляется недопустимым.

Часто, отказывая клиенту в возмещении украденных средств, банки апеллируют к тому, что клиент совершил перевод денег через личный кабинет на сайте банка, хотя клиент ни разу не получал пароль от своего личного кабинета, а то и мог не иметь доступ к Интернету. Отсутствие же должных оповещений по телефону банки сплошь и рядом аргументирует зараженность телефона клиента вирусами.

  • При этом стороны вправе в договоре определить перечень таких документов.
  • Законопроект не удлиняет срок проведения платежей на стороне кредитных организаций, обслуживающих плательщика, предусматривая возможность приостановки до 5 рабочих дней кредитной организацией, обслуживающей получателя, зачисления денежных средств на банковский счёт получателя при получении от плательщика — юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
  • Предусматривается формирование и ведение ЦБ базы данных о случаях совершения (попытках совершения) перевода денежных средств без согласия клиента.

Закон о противодействии хищению денежных средств с банковских карт

Проект закона устанавливает порядок действий кредитных организаций, обслуживающих плательщика и получателя денежных средств, по возврату денежных средств при получении от плательщика — юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.

Возврат денежных средств будет возможен только до зачисления денежных средств на банковский счёт получателя и непредставлении получателем документов (например, копий договоров, накладных, счетов-фактур, актов выполненных работ и иных аналогичных документов), подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств.

Закон о противодействии хищению денежных средств

При этом во избежание большого количества споров с физическими лицами при блокировке денежных средств необходимо предусмотреть возможность снятия заблокированных денежных средств при личном обращении получателя – физического лица в кредитную организацию и предоставлении документов, позволяющих его идентифицировать.

При урегулировании спора с клиентом необходимо ввести уголовную ответственность лица, осуществившего несанкционированное списание денежных средств со счета, что станет сдерживающим фактором в виде риска наказания.

Существующая система исключительно судебного порядка установления фактов несанкционированного списания денежных средств существенно осложняет работу и без того перегруженной судебной системы. Арбитражные суды не в состоянии оперативно рассматривать значительное число дел, связанных с хищением денежных средств со счетов клиентов.

В частности, Банку России в масштабах национальной платежной системы необходимо нормативно урегулировать такое понятие, как запрос отмены перевода. Такого рода запросы должны быть стандартными и производится в реальном времени, и обрабатываться всеми участниками рынка переводов.

  1. Для более эффективного решения вопросов предотвращения и пресечения фактов несанкционированных списаний денежных средств со счетов клиентов кредитных организаций необходимо законодательно закрепить право оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя и уже зачислившего денежные средства на счет получателя, при получении от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, указания блокировать денежные средства на счете получателя в пределах указанной в уведомлении суммы денежных средств (при условии достаточности средств на счете).
  2. «Учитывая то, что перечень основных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика не является универсальным, законопроектом предусматривается право кредитных организаций в зависимости от их деятельности устанавливать дополнительные признаки совершения перевода денежных средств без согласия плательщика»,
  3. — говорится в документе.
  4. Если бабушка находится в России, а платеж по ее карте совершается с Каймановых островов, то очевидно, что операция это мошенническая и банк должен ее блокировать, приводит Аксаков пример, который банк отнесет к «транзакциям без согласия плательщика».
Читайте также:  Предлагается наделить трудинспекцию правом защищать работников в суде (законопроект)

Закон также дает возможность юрлицам при проведении сомнительной транзакции обратиться в банк и попросить его незамедлительно связаться с банком-получателем средств юрлица. По задумке депутатов, это позволит оперативно блокировать денежные средства в банке-получателе.

Фз о противодействии хищению денежных средств

  • Законопроектом также закрепляются полномочия ЦБ по формированию и ведению базы данных о случаях совершения перевода денежных средств без согласия клиента и определению порядка направления и получения операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры информации из указанной базы данных.
  • Согласно статистике ЦБ, которая приводится в пояснительной записке к законопроекту, в 2016 году было совершено порядка 300 тысяч несанкционированных операций с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на общую сумму более 1 миллиарда рублей.
  • По прогнозам ЦБ и экспертов, в 2017–2018 годах ожидается дальнейший рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платежные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы ДБО.
  • Так, согласно обнародованной недавно статистике ЦБ,
  • за прошлый год объем сомнительных операций составил 422 млрд рублей, из которых 326 млрд рублей составили операции по обналичиванию.
  • Как стало известно из данных ЦБ, авансирование импорта товаров в 2017 году стало основным каналом по сомнительному выводу средств за рубеж, оно составило 24% (23 миллиарда рублей) от общего объема таких операций.

Также в пятерку крупных каналов вошли переводы по сделкам с услугами (22% или 21 млрд руб.), переводы по исполнительным документам через федеральную службу судебных приставов (20% или 19 млрд руб.), переводы по сделкам с ценными бумагами (14% или 13 млрд руб.) и импорт товаров в рамках таможенного союза (13% или 13 млрд руб.).

При этом, как обращает внимание Батырова, большая доля операций пришлась на обналичивание средств со стороны физлиц — 47% или 152 млрд рублей.

Причем, для того, чтобы сделать подобное утверждение, банк не утруждает себя просьбой предъявить якобы «зараженный» телефон и игнорирует представляемые клиентом справки об отсутствии вредоносных программ в телефоне.

Приведенных аргументов банку представляется достаточно, чтобы снять с себя ответственность и в качестве единственной рекомендации сообщить своему клиенту, что тот может обратиться в правоохранительные органы.

Эта рекомендация выглядит насмешкой, поскольку полиция почти никогда не открывает уголовное дело по такого рода преступлениям, а вне рамок уголовного дела расследование несанкционированной транзакции невозможно.

В то же время именно банк, как оператор по переводу денежных средств, имеет возможность провести проверку транзакции и, если есть основания для сомнений, уведомить об этом клиента.

Другие опрошенные «Газетой.Ru» эксперты отмечают, что цель законопроекта не только защита граждан, а борьба с теневой экономикой и практикой компаний по обналичиванию через банковские переводы.

  1. По словам Анатолия Аксакова,
  2. законопроект действительно позволит бороться с сомнительными операциями, хотя основная цель документа все же защита граждан от мошеннических операций.
  3. «На данный момент большинство кредитных организаций как минимум Топ-20 уже давно активно используют в работе сложные системы маркеров, позволяющие в режиме реального времени блокировать сомнительные операции, если предполагают, что они не санкционированы клиентом, либо несут в себе повышенные риски мошенничества», — поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

Правительство одобрило законопроект Минфина о противодействии хищению денежных средств с банковских счетов юридических лиц при совершении операций с помощью дистанционных сервисов. Законопроект будет внесен в Госдуму, передает ТАСС.

Минфин предложил блокировать все сомнительные операции и переводы без предупреждения клиентов. Как только банк увидит подозрительную транзакцию, он заморозит деньги на срок до двух дней, при этом кредитная организация будет связываться с клиентом уже после блокировки. Предполагается, что новые правила помогут бороться с мошенниками, которые пытаются незаконно списать деньги со счета.

Депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении правительственный законопроект № 296412-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».

Документ определяет порядок действий банков при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика.

В частности, законопроектом закрепляется право кредитной организации на приостановление на срок до 2 рабочих дней перевода денежных средств и использование электронных средств платежа при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика, а также заблокировать на этот срок электронное средство платежа.

Источник: https://plbarber.ru/zakonoproekt-o-protivodejstvii-hishheniyu-denezhnyh-sredstv/

Обзор — комитет гд поддержал проект о противодействии хищению средств с банковских счетов

МОСКВА, 11 янв — РИА Новости. Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, направленный на противодействие хищению денежных средств с банковских счетов при совершении операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). На заседание Думы документ планируется вынести 17 января.

Ожидается, что реализация законопроекта, внесенного правительством, позволит снизить число несанкционированных операций, совершенных с использованием систем ДБО, а также предотвратить потери средств с банковских счетов юридических и физических лиц. Предлагаемый механизм позволит предотвратить, в частности, несанкционированное списание средств со счетов клиентов банков через интернет и мобильные устройства.

Премьер-министр Дмитрий Медведев при рассмотрении законопроекта правительством пояснял, что механизм создается для предотвращения операций, которые совершаются без согласия клиентов банков.

Признаки незаконного перевода будут устанавливаться Банком России, а кредитные организации смогут эти признаки дополнять с учетом развивающейся практики.

При первых же подозрениях банк сможет приостановить сделку, транзакцию, а потом связаться с клиентом, указывал глава кабмина.

Он обращал внимание на то, что в последние годы хищения денежных средств с банковских счетов «достаточно часто происходят», в  частности усилились атаки на банковские счета клиентов, незаконно списываются средства через интернет, мобильную связь, различные платежные системы.

Законопроект законодательно закрепляет право банка на приостановление на срок до двух рабочих дней перевода денежных средств и использования электронных средств платежей (электронные кошельки, предоплаченные банковские карты, мобильные приложения) при выявлении признаков совершения перевода без согласия плательщика. В случае выявления таких признаков банк будет обязан незамедлительно проинформировать об этом клиента, который сможет подтвердить совершение операции либо заявить о ее незаконности.

Документ также допускает возможность приостановки до пяти рабочих дней зачисления денежных средств на банковский счет получателя при получении от плательщика — юрлица уведомления о списании денежных средств без его согласия.

Комитет по финрынку при подготовке законопроекта ко второму чтению намерен дополнительно обсудить целесообразность предоставления банкам права самостоятельно устанавливать дополнительные признаки несанкционированного клиентом перевода денег. Также предполагается уточнить, какие документы должны приниматься банком в качестве подтверждающих обоснованность перевода денежных средств и в какой срок осуществляется их возврат.

Замминистра финансов Алексей Моисеев согласился с замечаниями комитета.

При этом он считает возможным при доработке законопроекта «более четко» прописать вопросы, касающиеся установления банками дополнительных признаков перевода средств без согласия клиента.

«Может быть, какие-то критерии установить или сделать так, чтобы эти дополнительные требования были вывешены на сайте», — предположил замминистра.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА «Новости» обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Источник: https://mfd.ru/news/view/?id=2219985

Госдума приняла в первом чтении законопроект в части противодействия хищению денежных средств со счетов в банках

Он создает механизм противодействия посредством информирования клиента о выявленных признаках несанкционированных операций 

В среду, 17 января,  на пленарном заседании нижней палаты парламента РФ депутаты рассмотрели несколько десятков актуальных законопроектов, а также в рамках «правительственного часа» с участием руководителя Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринова депутаты рассмотрели актуальные вопросы состояния межнациональных отношений в России и совершенствования национальной политики. 

Из принятых в первом чтении законопроектов депутат Госдумы от Чувашской Республики Алёна Аршинова особо отметила актуальный законопроект в части противодействия хищению денежных средств со счетов в банках. «Всё больше граждан сталкиваются с такими преступлениями.

Законопроект создает механизм противодействия совершению несанкционированных операций по списанию денежных средств со счетов клиентов банков посредством информирования клиента о выявленных признаках несанкционированных операций и получения согласия на дальнейшее осуществление или приостановление операций при выявлении таких признаков», — сказала парламентарий. 

Предусмотрены две группы признаков несанкционированных операций: 

— обязательные  – устанавливаются Банком России. При их наличии операции приостанавливаются (на срок не более 2 рабочих дней) в обязательном порядке;

— дополнительные – вправе установить операторы по переводу денежных средств в соответствии с требованиями, установленными Банком России. При их наличии операции могут быть приостановлены (на срок не более 2 рабочих дней). 

Банк при выявлении признаков перевода денежных средств без согласия плательщика обязан незамедлительно запросить подтверждение клиента о возможности исполнения распоряжения. 

Подтверждение на осуществление операции клиента — физического лица запрашивается с использованием телефонной связи и (или) путем направления электронного сообщения, клиента — юр. лица – в порядке, установленном договором об использовании электронного средства платежа. 

Устанавливается порядок действий банков, обслуживающих плательщика, и получателя денежных средств, по возврату денежных средств при получении от плательщика — юр. лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.

Читайте также:  Договор аренды помещения под офис - образец

  Вводится обязанность операторов, платежных агентов (субагентов) реализовывать мероприятия по противодействию совершению переводов денежных средств без согласия клиента в порядке, установленном Банком России (в т.ч.

путем создания системы выявления (мониторинга) таких переводов).

Предусматривается формирование и ведение Банком России базы данных о случаях совершения (попытках совершения) перевода денежных средств без согласия клиента.

Операторы будут обязаны направлять в Банк России информацию обо всех случаях выявления совершения (попытках совершения) таких переводов (в объеме и порядке, которые установлены Банком России), а также вправе получать от Банка России информацию, содержащуюся в указанной базе данных. 

Банк России (по согласованию с ФСБ России и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю) установит обязательные для банков требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности и для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия совершению переводов денежных средств без согласия клиента.

Источник: http://www.zivil.cap.ru/news/2018/01/17/gosduma-prinyala-v-pervom-chtenii-zakonoproekt-v-chas

а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аО аПб€аОб‚аИаВаОаДаЕаЙбб‚аВаИаИ аДаИбб‚аАаНб†аИаОаНаНаОаМбƒ б…аИб‰аЕаНаИбŽ аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аВаНаЕбаЕаН аВ а“аОбаДбƒаМбƒ

аŸб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаО а аЄ аВаНаЕбаЛаО аВ а“аОбаДбƒаМбƒ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚, аНаАаПб€аАаВаЛаЕаНаНб‹аЙ аНаА аПб€аОб‚аИаВаОаДаЕаЙбб‚аВаИаЕ б…аИб‰аЕаНаИбŽ аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ, баОаВаЕб€бˆаЕаНаНаОаМбƒ б аИбаПаОаЛбŒаЗаОаВаАаНаИаЕаМ баИбб‚аЕаМ аДаИбб‚аАаНб†аИаОаНаНаОаГаО аБаАаНаКаОаВбаКаОаГаО аОаБбаЛбƒаЖаИаВаАаНаИб (а”а‘аž). а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ б€аАаЗаМаЕб‰аЕаН аВ баЛаЕаКб‚б€аОаНаНаОаЙ аБаАаЗаЕ аДаАаНаНб‹б… аНаИаЖаНаЕаЙ аПаАаЛаАб‚б‹ аПаАб€аЛаАаМаЕаНб‚аА.

а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аЗаАаКб€аЕаПаЛбаЕб‚ аЗаА аКб€аЕаДаИб‚аНаОаЙ аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаЕаЙ аПб€аАаВаО аПб€аИаОбб‚аАаНаАаВаЛаИаВаАб‚бŒ аНаА бб€аОаК аДаО 2 б€аАаБаОб‡аИб… аДаНаЕаЙ аПаЕб€аЕаВаОаД аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аИ аИбаПаОаЛбŒаЗаОаВаАаНаИаЕ баЛаЕаКб‚б€аОаНаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аПаЛаАб‚аЕаЖаА аПб€аИ аВб‹баВаЛаЕаНаИаИ аПб€аИаЗаНаАаКаОаВ аПаЕб€аЕаВаОаДаА аДаЕаНаЕаГ аБаЕаЗ баОаГаЛаАбаИб аПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаА. аЂаАаКаИаЕ аПб€аИаЗаНаАаКаИ аБбƒаДбƒб‚ аОаПб€аЕаДаЕаЛбб‚бŒ аІа‘ аИаЛаИ баАаМаИаМ аБаАаНаКаОаМ аНаА аОбаНаОаВаАаНаИаИ б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИаЙ аІа‘. а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚аОаМ аПб€аЕаДбƒбаМаАб‚б€аИаВаАаЕб‚бб аПб€аАаВаО аКб€аЕаДаИб‚аНб‹б… аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаЙ аВаВаОаДаИб‚бŒ аДаОаПаОаЛаНаИб‚аЕаЛбŒаНб‹аЕ аПб€аИаЗаНаАаКаИ баОаВаЕб€бˆаЕаНаИб аПаЕб€аЕаВаОаДаА аДаЕаНаЕаГ аБаЕаЗ баОаГаЛаАбаИб аПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаА. аŸб€аИ бб‚аОаМ бб‚аИ аНаОб€аМб‹ аНаЕ аКаОбаНбƒб‚бб аПаЛаАб‚аЕаЖаЕаЙ, баВаЛббŽб‰аИб…бб аИбб‚аОб‡аНаИаКаАаМаИ б„аОб€аМаИб€аОаВаАаНаИб аДаОб…аОаДаОаВ аБбŽаДаЖаЕб‚аОаВ аБбŽаДаЖаЕб‚аНаОаЙ баИбб‚аЕаМб‹ а аЄ, аИаНб‹б… аПаЛаАб‚аЕаЖаЕаЙ, аПаОбб‚бƒаПаАбŽб‰аИб… аНаА бб‡аЕб‚аА аОб€аГаАаНаОаВ аЄаЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаГаО аКаАаЗаНаАб‡аЕаЙбб‚аВаА, аА б‚аАаКаЖаЕ аПаЛаАб‚аЕаЖаЕаЙ аЗаА аВб‹аПаОаЛаНаЕаНаИаЕ б€аАаБаОб‚ аИ аОаКаАаЗаАаНаИаЕ бƒбаЛбƒаГ аБбŽаДаЖаЕб‚аНб‹аМаИ аИ аАаВб‚аОаНаОаМаНб‹аМаИ бƒб‡б€аЕаЖаДаЕаНаИбаМаИ.

а‘аАаНаК аБбƒаДаЕб‚ аОаБбаЗаАаН аПб€аИ аВб‹баВаЛаЕаНаИаИ аПб€аИаЗаНаАаКаОаВ аПаЕб€аЕаВаОаДаА аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аБаЕаЗ баОаГаЛаАбаИб аПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаА аНаЕаЗаАаМаЕаДаЛаИб‚аЕаЛбŒаНаО аЗаАаПб€аАбˆаИаВаАб‚бŒ аПаОаДб‚аВаЕб€аЖаДаЕаНаИаЕ аКаЛаИаЕаНб‚аА аО аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚аИ аИбаПаОаЛаНаЕаНаИб б€аАбаПаОб€баЖаЕаНаИб аИ аИбаПаОаЛаНбб‚бŒ б€аАбаПаОб€баЖаЕаНаИаЕ б‚аОаЛбŒаКаО аПб€аИ аПаОаЛбƒб‡аЕаНаИаИ б‚аАаКаОаГаО аПаОаДб‚аВаЕб€аЖаДаЕаНаИб. а‘бƒаДаЕб‚ бƒбб‚аАаНаОаВаЛаЕаН аПаОб€баДаОаК аДаЕаЙбб‚аВаИаЙ аКб€аЕаДаИб‚аНб‹б… аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаЙ аПаО аВаОаЗаВб€аАб‚бƒ аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аПб€аИ аПаОаЛбƒб‡аЕаНаИаИ аОб‚ аПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаА — бŽб€аЛаИб†аА бƒаВаЕаДаОаМаЛаЕаНаИб аО баПаИбаАаНаИаИ аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аБаЕаЗ аЕаГаО баОаГаЛаАбаИб. аŸб€аИ бб‚аОаМ аВаОаЗаВб€аАб‚ аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аВаОаЗаМаОаЖаЕаН б‚аОаЛбŒаКаО аДаО аЗаАб‡аИбаЛаЕаНаИб аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аНаА аБаАаНаКаОаВбаКаИаЙ бб‡аЕб‚ аПаОаЛбƒб‡аАб‚аЕаЛб аИ аПб€аИ аНаЕаПб€аЕаДбб‚аАаВаЛаЕаНаИаИ аПаОаЛбƒб‡аАб‚аЕаЛаЕаМ аДаОаКбƒаМаЕаНб‚аОаВ, аПаОаДб‚аВаЕб€аЖаДаАбŽб‰аИб… аОаБаОбаНаОаВаАаНаНаОбб‚бŒ аПаОаЛбƒб‡аЕаНаИб аПаЕб€аЕаВаЕаДаЕаНаНб‹б… аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ.

а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аНаЕ бƒаДаЛаИаНбаЕб‚ бб€аОаК аПб€аОаВаЕаДаЕаНаИб аПаЛаАб‚аЕаЖаЕаЙ аНаА бб‚аОб€аОаНаЕ аКб€аЕаДаИб‚аНб‹б… аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаЙ, аОаБбаЛбƒаЖаИаВаАбŽб‰аИб… аПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаА.

аŸб€аИ бб‚аОаМ аПб€аЕаДбƒбаМаАб‚б€аИаВаАб аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚бŒ аПб€аИаОбб‚аАаНаОаВаКаИ аДаО 5 б€аАаБаОб‡аИб… аДаНаЕаЙ аЗаАб‡аИбаЛаЕаНаИб аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аНаА аБаАаНаКаОаВбаКаИаЙ бб‡аЕб‚ аПаОаЛбƒб‡аАб‚аЕаЛб аПб€аИ аПаОаЛбƒб‡аЕаНаИаИ аОб‚ аПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаА — бŽб€аЛаИб†аА бƒаВаЕаДаОаМаЛаЕаНаИб аО баПаИбаАаНаИаИ аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аБаЕаЗ аЕаГаО баОаГаЛаАбаИб. а‘аАаНаКаА а аОббаИаИ аПаОаЛбƒб‡аИб‚ аПаОаЛаНаОаМаОб‡аИб аПаО б„аОб€аМаИб€аОаВаАаНаИбŽ аИ аВаЕаДаЕаНаИбŽ аБаАаЗб‹ аДаАаНаНб‹б… аО баЛбƒб‡аАбб… баОаВаЕб€бˆаЕаНаИб (аПаОаПб‹б‚аКаАб… баОаВаЕб€бˆаЕаНаИб) аПаЕб€аЕаВаОаДаА аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ аБаЕаЗ баОаГаЛаАбаИб аКаЛаИаЕаНб‚аА.

аŸаО аИаНб„аОб€аМаАб†аИаИ а‘аАаНаКаА а аОббаИаИ, аВ 2016 аГаОаДбƒ аБб‹аЛаО баОаВаЕб€бˆаЕаНаО аПаОб€баДаКаА 300 б‚б‹б.

аНаЕбаАаНаКб†аИаОаНаИб€аОаВаАаНаНб‹б… аОаПаЕб€аАб†аИаЙ б аИбаПаОаЛбŒаЗаОаВаАаНаИаЕаМ аПаЛаАб‚аЕаЖаНб‹б… аКаАб€б‚, баМаИб‚аИб€аОаВаАаНаНб‹б… б€аОббаИаЙбаКаИаМаИ аКб€аЕаДаИб‚аНб‹аМаИ аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИбаМаИ, аНаА аОаБб‰бƒбŽ ббƒаМаМбƒ аБаОаЛаЕаЕ 1 аМаЛб€аД. б€бƒаБ.

ааАаБаЛбŽаДаАаЕб‚бб бƒбб‚аОаЙб‡аИаВб‹аЙ б€аОбб‚ б‡аИбаЛаА аНаЕбаАаНаКб†аИаОаНаИб€аОаВаАаНаНб‹б… аОаПаЕб€аАб†аИаЙ б‡аЕб€аЕаЗ аИаНб‚аЕб€аНаЕб‚ аИ бƒбб‚б€аОаЙбб‚аВаА аМаОаБаИаЛбŒаНаОаЙ баВбаЗаИ.

а’ 2016 аГаОаДбƒ аВ а‘аАаНаК а аОббаИаИ аБб‹аЛаА аПб€аЕаДбб‚аАаВаЛаЕаНаА аИаНб„аОб€аМаАб†аИб аО 717 аНаЕбаАаНаКб†аИаОаНаИб€аОаВаАаНаНб‹б… аОаПаЕб€аАб†аИбб… баО бб‡аЕб‚аОаВ бŽб€аЛаИб† аНаА аОаБб‰бƒбŽ ббƒаМаМбƒ 1,89 аМаЛб€аД. б€бƒаБаЛаЕаЙ. аŸб€аИ бб‚аОаМ аБаОаЛаЕаЕ 50% аВбаЕб… аПаОаПб‹б‚аОаК аОббƒб‰аЕбб‚аВаИб‚бŒ аНаЕбаАаНаКб†аИаОаНаИб€аОаВаАаНаНб‹аЙ аПаЕб€аЕаВаОаД аДаЕаНаЕаЖаНб‹б… бб€аЕаДбб‚аВ баО бб‡аЕб‚аОаВ бŽб€аЛаИб† аПб€аОбˆаЛаИ бƒбаПаЕбˆаНаО, аОб‚аМаЕб‡аАбŽб‚ аВ аІа‘.

а˜аНб„аОб€аМаАб†аИаОаНаНаОаЕ аАаГаЕаНб‚бб‚аВаО а аОббаИаИ аЂааЁаЁ

Источник: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/zakonoproekt-o-protivodeystvii-distancionnomu-khishcheniyu-denezhnykh-sredstv-vnesen-v-gosdumu-1005587490

Чего ждать от нового закона о блокировке банковских карт

Банк может заблокировать перевод денежных средств, если проводимая операция покажется сомнительной. То есть, по мнению сотрудников организации, деньги переведены без согласия клиента. В этом случае карту или счёт, с которых была совершена операция, заблокируют, но не более, чем на два рабочих дня.

После этого банк должен будет сразу же предоставить клиенту информацию о совершении подозрительной операции. А также попросить подтверждение, что перевод был сделан с согласия владельца карты или счёта. Если «добро» будет получено, деньги переведутся. А если подтверждения не будет, средства спишутся автоматически спустя два рабочих дня.

Кроме того, банк может приостановить зачисление денег от плательщика — юридического лица на срок до пяти дней. Это будет сделано, если клиент сообщит, что средства списали без его согласия. В случае, если операцию признают несанкционированной, деньги вернутся.

Прежде банки могли останавливать платёжную операцию и блокировать денежные средства на карте, если возникали подозрения. Но критерии в каждом учреждении использовали свои. В их числе мог быть перевод денег в магазин, который банк по каким-то причинам считал не заслуживающим доверия, либо то, что покупаемые товары оказались нетипичными для владельца карты.

Также подозрительным могли признать то, что человек регулярно получал на карту деньги и тут же снимал их в банкомате. Это могло быть признаком обналичивания денежных средств.

Общие критерии, по которым будет проводиться блокировка карт и счетов, пропишут отдельно. Однако в законе ещё много непрояснённых вопросов. Вот что говорят эксперты.

Разработанный и утверждённый в Госдуме законопроект не содержит исчерпывающего перечня случаев и оснований для реализации банками полномочий по приостановлению транзакций. Его должен разработать и установить Центробанк РФ. Порядок, по которому клиентов будут уведомлять о блокировке, будет определён договором банковского обслуживания.

До тех пор, пока все участники банковских отношений и Центробанк не утвердят соответствующие документы, гарантии противодействия хищению денежных средств и сохранения банковских счетов клиентов действовать не будут.

Как банки будут распознавать, что речь идёт о попытке хищения денежных средств с электронного носителя, пока оставлено на откуп сотрудникам самих банков.

Также неизвестно, как в данный момент будет осуществляться мгновенный контроль сомнительных переводов.

Вероятнее всего, введут программный код для проверки каждой операции по переводу денежных средств на наличие признаков, характеризующих её как сомнительную.

Никаких комментариев не было дано насчёт других электронных средств хранения денег. Так что пока непонятно, каким образом будут осуществляться аналогичные действия в отношении электронных кошельков, приложений по переводу денег.

В пояснительной записке к документу уточняется, что количество мошеннических действий с использованием банковских карт растёт. В 2016 году, по информации Центробанка, было совершено около 300 тысяч несанкционированных операций более чем на миллиард рублей.

Мошенники действуют через платёжные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы дистанционного обслуживания банков.

Спустя 90 дней после того, как закон будет опубликован. Пока документ отправлен в Совет Федерации, после чего его должен подписать президент РФ.

Источник: https://Lifehacker.ru/zakon-o-blokirovke-bankovskix-kart/

ГОСНОВОСТИ.РФ › Депутаты предлагают ужесточить ответственность за хищение денежных средств с банковских счетов клиентов

Депутаты Государственной Думы выступили с инициативами об ужесточении ответственности за хищение денежных средств с банковских счетов клиентов.

Первый законопроект № 186266-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)» разработан , и .

В пояснительной записке к законопроекту авторы указывают на расширение применения информационных технологий в финансовом секторе, способствующее как развитию электронных услуг для клиентов, так и росту хакерских атак и методов социальной инженерии. В результате их применения владелец счета либо сам переводит свои средства на счет преступников, либо передает конфиденциальную информацию для доступа к счету.

По данным Банка России, количество несанкционированных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, в 2014 году составляло 4 890, а в 2015 году — 32 578, то есть в 6,7 раза больше. В этот период отмечалось и трехкратное увеличение объема таких операций с 1 639,4 до 5 126,5 млн рублей.

В связи с этим законопроектом увеличивается уголовная ответственность за хищение чужого имущества с банковского счета, а равно электронных денежных средств, совершенное с использованием поддельного или принадлежащего другому лицу электронного средства платежа, в том числе кредитной, расчетной или иной платежной карты, путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации. Предусмотренная действующим законом санкция («до четырех месяцев ареста») увеличивается до «лишения свободы сроком до трех лет».

Кроме того, производится корректировка в сторону снижения пороговых сумм крупного и особо крупного размеров ущерба для статей 1593 и 1596 УК (250 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно).

Другая законодательная инициатива депутатов А.Аксакова и М.Емельянова, № 188476-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)», дает право операторам приостанавливать денежные переводы при выявлении признаков мошенничества.

По законопроекту, обязательные признаки совершения перевода денежных средств без согласия клиента будут устанавливаться Банком России, операторы вправе устанавливать свои дополнительные признаки.

При наличии обязательных признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента оператор денежных средств обязан приостановить исполнение соответствующего распоряжения, а также приостановить использование электронного средства платежа, с помощью которого были осуществлены подозрительные операции.

Документом определяется порядок действий операторов по возврату денежных средств законному владельцу и порядок возврата при доказанности факта об осуществлении перевода без согласия клиента. Предлагается внести изменения в законы о национальной платежной системе, о банках и банковской деятельности, о Центральном банке, а также в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Законопроект устанавливает обязанность клиентов уведомлять операторов о фактах несанкционированного доступа третьих лиц к электронным средствам платежа. Также за плательщиком или оператором по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, закрепляется право обратиться в арбитражный суд для установления факта несанкционированного перевода.

Депутаты считают, что реализация законов может стать первым шагом на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке.

Источник: https://gov-news.ru/news/626988

Ссылка на основную публикацию