Вводится уголовная ответственность в сфере госзакупок (законопроект)

Вводится уголовная ответственность в сфере госзакупок (законопроект)

C инициативой усилить уголовное наказание за нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд выступил Президент РФ Владимир Путин. Внесенным им в Госдуму законопроектом предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 46, cт. 304 Уголовного кодекса, а также дополнить новыми ст. 200.4-200.51.

Так, вводится уголовная ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена закупочной комиссии, лица, принимающего услуги или товар по госконтракту либо иным представителем госзаказчика.

Речь идет о сотрудниках, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб.

За совершение преступления указанными лицами планируется наказывать их штрафом в размере до 200 тыс. руб.

или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до 3 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

А за совершение этого же деяния группой лиц по предварительному сговору либо с причинением особо крупного ущерба самая суровая санкция может быть установлена в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы подкупа или без такового и с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.

Кроме того, планируется ввести наказание в виде штрафа до 200 тыс. руб. или лишения свободы до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет за провокацию подкупа в сфере госзакупок.

  • Отметим, что Правительство РФ и Верховный Суд Российской Федерации поддержали законопроект, при этом, как пояснил кабмин, расследовать указанные преступления будут следователи Следственного комитета РФ.
  • ______________________________
  • 1 С текстом законопроекта № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме:

Уголовный кодекс Российской Федерации

Источник: https://www.garant.ru/news/1184783/

В рф будет усилена уголовная ответственность в сфере госзакупок

Вводится уголовная ответственность в сфере госзакупок (законопроект)Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект, направленный на усиление уголовной ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Главу 22 Уголовного кодекса (УК РФ) предлагается дополнить новыми статьями 200.4 (злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) и 200.5 (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок).

Помимо этого, в статью 304 УК РФ предлагается внести изменения, установив ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Так, в соответствии со статьей 204.

4 УК РФ предусматривается установление ответственности за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

За такое преступление, в частности, предлагается установить штраф в размере до 200 тысяч рублей или привлекать лицо к принудительным работам на срок до трех лет.

Также лицо может лишено свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на этот же срок.

В качестве квалифицирующих признаков этого преступления предлагается установить совершение его группой лиц по предварительному сговору, а также причинение крупного и особо крупного ущерба. Максимальное наказание по данной норме будет грозить в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Новой статьей 200.

5 кодекса предусматривается установление ответственности за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения. Максимальное наказание по данной статье предлагается установить в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет.

При этом в статье предусматривается примечание, в котором определяются основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение указанным лицам.

В статью 304 УК РФ предлагается внести изменение, предусматривающее установление ответственности за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. По этой норме будет грозить максимальное наказанием в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями, предлагается отнести к подследственности следователей Следственного комитета РФ.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в данной сфере со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

В сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям УК РФ о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки. Однако не все деяния, совершаемые в указанной сфере, подпадают под нормы уголовного закона. В связи с этим и были разработаны соответствующие поправки в УК РФ.

Источник: https://GMPnews.ru/2018/03/v-rf-budet-usilena-ugolovnaya-otvetstvennost-v-sfere-goszakupok/

Путин внес в Госдуму законопроект об усилении уголовной ответственности в сфере госзакупок

МОСКВА, 12 марта. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин внес в понедельник на рассмотрение Госдумы законопроект, которым предлагается усилить уголовную ответственность в сфере госзакупок. Документ размещен в думской электронной базе данных.

В частности, планируется дополнить Уголовный кодекс РФ новыми статьями: «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок». Также проект предусматривает ответственность за «провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

Пробелы в законодательстве

В сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении госзакупок, квалифицируются по статьям УК РФ о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки, говорится в пояснительной записке. Однако не все деяния, совершаемые в указанной сфере, подпадают под нормы уголовного закона, отмечается в документе.

«Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены контракта, заключением или исполнением такого контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами», — сказано в документе. Например, речь идет о работниках контрактной службы, контрактных управляющих, членах комиссии по осуществлению закупок, лицах, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Такие деяния могут причинять существенный ущерб бюджетной системе РФ, а также бюджетным учреждениям, иным лицам, являющимся заказчиками или участниками закупки, предупреждают разработчики.

«Между тем в настоящее время такие деяния не образуют состава преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность», — констатируют они.

Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в госзакупках.

Что предлагается законопроектом

Для устранения таких пробелов вводится «ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб». В качестве квалифицирующих признаков этого преступления предлагается установить совершение его группой лиц по предварительному сговору, а также причинение крупного и особо крупного ущерба. Санкции по этой статье составят от 200 тыс. до 1 млн рублей штрафа, а максимальное наказание — лишение свободы до 7 лет.

Еще одной новой статьей предусматривается ответственность за «подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения, в том числе за получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, других имущественных прав». По этой статье (за особо крупный размер подкупа — более 1 млн рублей — прим. ТАСС) предлагаются штрафы в размере от 2 млн до 5 млн рублей либо лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.

Кроме того, за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд планируется наказывать штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, говорится в документе.

Читайте также:  Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

В качестве альтернативного наказания предусмотрены «принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5022569

Уголовная ответственность в сфере госзакупок

Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ внесены изменения в УК РФ, которыми в том числе была установлена ответственность за преступления в сфере госзакупок. С 4 мая эти изменения вступили в силу. В статье расскажем подробнее про суть преступлений, ответственность и на кого распространяются новые требования Уголовного Кодекса.

Законом устанавливается уголовная ответственность как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом N 44-ФЗ, так и для лиц, подкупающих таких работников в своих интересах.

К работникам заказчика, на которых распространяются изменения Уголовного кодекса РФ, отнесены:

  • работники контрактной службы,
  • контрактные управляющие,
  • члены комиссии по осуществлению закупок,
  • лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг,
  • иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок.

Ст. 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Если работник (сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий, член закупочной комиссии, лицо, принимающее товар /выполненные работы / оказанные услуги, уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика) из корыстной или иной личной заинтересованности и причинил крупный ущерб, то он наказывается:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
  • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 200.5 УК РФ. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в связи с закупкой по Закону № 44-ФЗ.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок наказывается:

  • штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или
  • штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 6 мес. до трех лет, или
  • исправительными работами на срок до двух лет, или
  • принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, или
  • лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору и причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
  • Обратим внимание, что лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.
  • Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.
  • За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам положены:
  • штраф в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, сопряжены с вымогательством предмета подкупа, совершены в крупном размере, то они караются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо
  • лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

То же, но в особо крупном размере наказывается:

  • штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо
  • лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Новые курсы, которые помогут разобраться с изменениями и позволят работать без ошибок и штрафов.

  • Подготовьтесь к изменениям, связанным с переходом на электронные закупки
  • Только самое важное, что надо знать для эффективной работы
  • Эксперты с многолетним опытом в закупках
  • Простое изложение новых норм

2 экспресс курса:

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1615

Введение уголовной ответственности за нарушения в сфере госзакупок

Проект федерального закона направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В настоящее время в законодательстве, устанавливающем ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок, существуют пробелы.

Так, в сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса РФ о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество по ст.159 УК РФ), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными (ст.201, 286 УК РФ), а также о коммерческом подкупе (ст.204 УК РФ), даче и получении взятки( ст.291, 290 УК РФ).

Вместе с тем, не все совершаемые в сфере госзакупок нарушения, подпадают под нормы уголовного закона.

Ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг).

Поскольку такие деяния причиняя существенный ущерб бюджетной системе РФ , не образуют на настоящий момент состава преступлений, законопроектом предлагается дополнить главу 22 УК РФ новыми статьями 200.4 и 200.5.

Соответственно статья 200.

4 УК РФ будет предусматривать ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

В качестве квалифицирующих признаков преступления устанавливаются:

  •  причинение крупного ущерба ( ч.1 ст.200.4 УК РФ наказание до 3 лет лишения свободы);
  • совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо причинение особо крупного ущерба ( ч.2 ст.200.4 УК РФ  наказание до 7 лет лишения свободы).

При этом, размеры крупного и особо крупного ущерба в ст. 200.4 УК РФ соответствуют установленным для статей главы 22 УК РФ в примечании к статье 170.2 УК РФ и составляют -2 250 000 руб.  и 9 000 000 руб. соответственно.

Статья 200.

5 УК РФ будет предусматривать ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения, в том числе за получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, других имущественных прав (ч.1 ст.200.5 УК РФ — наказание до 3 лет лишения свободы; в случае совершения преступления группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере ч.2 ст.200.5 УК РФ — наказание до 7 лет лишения свободы; в особо крупном размере ч.3 ст.200.5 УК РФ – наказание до 8 лет лишения свободы;

Наиболее строгое наказание будет предусмотрено ч.6 ст.200.

5 УК РФ – от 7 до 12 лет лишения свободы — за получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование ими услугами имущественного характера или иными имущественными правами, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому липу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совершенные в особо крупном размере.

Читайте также:  Проверки в сфере закупок при проведении электронного аукциона может осуществлять только фас

К статье 200.5 УК РФ предусматривается примечание, в котором определяются основания (условия) освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение указанным лицам, а также определяются крупный и особо крупный размеры подкупа для ст.200.5 УК РФ – составляющие 150 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в ст.304 УК РФ, предусматривающую ответственность за провокацию подкупа, с учетом предлагаемой статьей 200.5 УК РФ санкции в виде штрафа, кратного сумме подкупа.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, предлагается отнести к подследственности следователей Следственного комитета РФ, с внесением изменений в ст.151 УПК РФ.

На данный законопроект представлены положительные официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Адвокат Коллегии «Терновцов и партнеры»
Ярослав Колоколов

Источник: https://gtlaw.ru/2018/04/04/vvedenie-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-narusheniya-v-sfere-goszakupok/

Путин внес Госдуму законопроект о введении уголовной ответственности до 12 лет за "откаты" при госзакупках

12 марта 2018 15:30

Москва. 12 марта. ИНТЕРФАКС — Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении уголовной ответственности за злоупотребления при госзакупках и подкуп работников контрактных служб, сообщил официальный сайт нижней палаты парламента в понедельник.

Речь идет о так называемых «откатах» при госзакупках, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В Уголовный кодекс предлагается ввести две новые статьи. Одна из них вводит ответственность за «злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

Устанавливается, что нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере госзакупок работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если это деяние было совершено группой лиц по предварительному сговору либо причинило особо крупный ущерб, срок лишения свободы устанавливается до 7 лет.

Еще одна новая статья УК предлагает установить ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Такой подкуп будет наказываться штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 10-кратной суммы подкупа.

Если это было сделано группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере, наказание предусматривается в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы подкупа.

Если такое преступление было совершено в особо крупном размере, наказание предлагается установить в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы подкупа.

  • Под крупным размером подкупа признаются «сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав», превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие 1 млн рублей.
  • Поправки предусматривают наказание, если подкуп вымогался при заключении госконтракта.
  • Предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности, если лицо, совершившее соответствующее преступление активно способствовало раскрытию и расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
  • В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления при госзакупках со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

«В судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям Уголовного кодекса РФ о хищении чужого имущества (в первую очередь — как мошенничество), злоупотреблении полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Однако не все деяния в этой сфере подпадают под нормы действующего уголовного закона, отмечается в документе.

Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены контракта, заключением или исполнением контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг), объясняют авторы записки.

Такие деяния могут причинять существенный ущерб бюджетной системе РФ, а также бюджетным учреждениям. При этом в настоящее время такие деяния не образуют состава преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность, говорится в пояснительной записке.

Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, говорится в записке.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/882

Госдума ужесточает ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок

МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. Госдума на заседании в четверг приняла в первом чтении законопроект об ужесточении уголовной ответственности за нарушения в сфере госзакупок. Инициатива была внесена на рассмотрение президентом РФ.
Проектом закона предусматривается дополнить Уголовный кодекс (УК) РФ новыми статьями: 200.

4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Кроме того, поправками предлагается зафиксировать в статье 304 УК РФ ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок и внести соответствующие изменения в статью 46 УК РФ о штрафах.

Злоупотребления при госзакупках

Согласно статье 200.

4, вводится наказание «за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами, или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации». Если причинен крупный ущерб, то устанавливается максимальное наказание — лишение свободы до трех лет. При особо крупном ущербе или совершении деяния группой лиц по предварительному сговору последует лишение свободы до семи лет.

Подкуп и провокация

В соответствии с нормами статьи 200.5 предусматривается ответственность за подкуп лиц в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения. Максимальное наказание — лишение свободы до трех лет.

В случае совершения такого деяния группой лиц по предварительному сговору (или если подкуп совершен в крупном размере) последует лишение свободы до семи лет.

При особо крупном размере подкупа — до вомьми лет.

Во всех этих случаях лишение свободы может быть дополнено штрафом, кратным сумме подкупа: в размере 10-кратной, 30-кратной и 40-кратной суммы подкупа. При этом под крупным размером подкупа признается сумма, превышающая 150 тыс. рублей, под особо крупным — превышающая 1 млн рублей.

Одновременно в проекте закона предусматривается ответственность за незаконное получение указанными лицами денег, ценных бумаг или иного имущества, а также за незаконное пользование ими. За это предлагается наказывать лишением свободы до трех лет со штрафом до 20-кратной суммы подкупа или без такового.

При совершении преступления группой лиц по предварительному сговору (или когда оно сопряжено с вымогательством предмета подкупа или с подкупом в особо крупном размере) устанавливается лишение свободы до 10 лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового. За особо крупный размер последует лишение свободы до 12 лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменение в статью 304 УК РФ, предусматривающую ответственность за провокацию подкупа указанных лиц с наказанием в виде лишения свободы до пяти лет.

«Принятие законопроекта позволит установить более эффективный механизм противодействия коррупционным проявлениям в системе госзакупок и защитить бюджетную систему», — заявил глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Читать ещё •••

Сколько выпить: сомнительный ответ о полезных дозах

Источник: https://news.rambler.ru/crime/39482182-gosduma-uzhestochaet-otvetstvennost-za-zloupotrebleniya-v-sfere-goszakupok/

Вводится уголовная ответственность за заведомо ложное заключение при госзакупках

Соответствующие изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также в Кодекс об административных правонарушениях 18 декабря депутаты Государственной Думы приняли в третьем, окончательном чтении.

На сегодняшний день в Законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорится лишь о том, что результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству.

Потому одним из законов УК РФ дополняется новой статьей (200.6) «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с поправками, ответственность должна наступать за дачу экспертом заведомо ложного заключения. 

Если это повлекло причинение крупного ущерба, то оно будет наказываться штрафом в размере до 300 тыс.

рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, — будет наказываться штрафом в размере от 300 тыс. рублей до 500 тыс.

рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

Предусмотрены также корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в части наделения следователей Следственного комитета полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам о таких преступлениях.

Предлагаемые санкции статьи 200.6 УК РФ представляются соразмерными тому потенциальному ущербу, который может быть нанесен интересам РФ и ее гражданам, будут служить эффективной профилактической мерой.

Читайте также:  Расторжение брака в загсе по обоюдному согласию супругов

В свою очередь, поправками в КоАП в качестве меры ответственности за административное правонарушение в этой сфере устанавливается для должностных лиц штраф в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, для юридических лиц — штраф в размере от 100 тыс. рублей до 150 тыс. рублей.

Источник: http://duma.gov.ru/news/29234/

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок касается двух основных субъектов заказчиков и участников закупок. 

Преступления со стороны заказчиков

Нарушения в сфере закупочной деятельности при освоении бюджетных средств со стороны   заказчиков, могут быть квалифицированы по целому ряду статей. В основном они закреплены в гл.

30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Субъекты этих преступлений в силу служебных полномочий должностные лица представители заказчика либо организаций, должностных лиц, наделенных полномочиями заказчика.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Когда речь идет о хищениях в госзакупках, первое, что  приходит в голову, это нецелевое расходование бюджетных средств. Уголовная ответственность за это предусмотрена ст. 285.1 УК РФ. Если сумма нецелевого использования была крупной 1,5 млн руб.

иболее1, то виновному грозит наказание в виде   лишения свободы до 2 лет и права занимать должности до 3 лет или без него. Это самая жесткая мера наказания в рамках ч. 1 ст. 285.1 УК РФ.
В случае если не по назначению потратили 7,5 млн руб.

и более (особо крупный размер), действия могут быть квалифицированы уже по ч. 2 ст. 285.1 УК РФ

Она предполагает лишение свободы до 5 лет и права занимать должности до 3 лет или без этого.

Злоупотребление служебными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями квалифицируется по ст. 285, 286, 292 или 293 УК РФ и предусматривает наказание от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет. При тех же действиях в случае наступления тяжких последствий виновного лишают свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет (ч. 3 ст. 285 УК РФ).

Еще один вид преступлений в сфере госзакупок превышение должностных полномочий. Оно подпадает по ст. 286 УК РФ и наказывается от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет.

 Если свои полномочия превысило лицо, занимающее государственную должность РФ или субъекта РФ, или глава органа местного самоуправления, то его в лучшем случае оштрафуют до 300 тыс. руб., а в худшем лишат свободы до 7лет, как и права занимать должности до 3 лет или без этого.

В случае если такие преступления совершены с применением насилия, оружия, спецсредств или с причинением тяжких последствий, кодекс предусматривает лишение свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.

В сфере госзакупок распространен также такой вид преступлений, как служебный подлог, когда в официальные документы вносят заведомо ложные сведения, исправления, которые искажают их действительное содержание. Нарушителей наказывают в соответствии со ст.

 292 УК РФ,начиная от штрафа до 80 тыс. руб. и заканчивая лишением свободы до 2 лет.
В случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, государства закон предусматривает наказание от штрафа до 500 тыс. руб.

 до лишения свободы до 4 лет без права занимать должности до 3 лет или без этого.

Халатность

Халатность в сфере госзакупок явление нехарактерное. Ведь нецелевой характер расходования средств бюджетов сам по себе предполагает конкретное действие, направленное, как правило, на личное обогащение или иную личную заинтересованность должностного лица.

Именно поэтому такое преступление отнесено к категории небольшой тяжести, за которое в соответствии со ст. 293 УК РФ может быть назначен штрафдо 120 тыс. руб., обязательные либо исправительные работы или арест до 3 мес.
Даже в случае причинения особо крупного ущерба (ч. 1.1 ст.

293 УК РФ) законодателем в качестве наиболее жесткого наказания предусмотрен арест до 6 мес.

Преступления со стороныучастников закупки

Среди субъектов преступления те, кто претендует на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также непосредственно поставщики. Они, как правило, посягают на экономические правоотношения, сложившиеся в сфере госзакупок. Составы этих преступлений содержатся в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

Мошенничество

Среди участников закупок в рассматриваемой сфере правоотношений наиболее распространено мошенничество.
Учитывая, что уголовный кодекс не предусматривает мошенничество в сфере госзакупок (оно подразумевается в области кредитования, предпринимательской деятельности, страхования и др.

), действия участников закупок в зависимости от тяжести негативных последствий и иных признаков следует квалифицировать по различным частям ст. 159 УК РФ.
Так, по ч. 1 предусмотрено наказание от штрафа до 120 тыс. руб. до лишения свободы до 2 лет.

 За мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, грозит в лучшем случае штраф до 500 тыс. руб., а в худшем лишение свободы до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо без него (ч. 3 ст. 159 УК РФ).
Самое строгое наказание предусмотрено ч. 4 ст.

159, по которой за мошенничество, совершенное организованной группой либо в особокрупном размере, предусмотрено лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. либо без него.

Так, исходя из материалов прокуратуры района Ханты-Мансийского автономного округа Югры, следственный орган возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ.

 Проверка прокуратуры показала, что должностные лица учреждения здравоохранения похитили бюджетные средства в сумме почти 400 тыс. руб.

 Они действовали по предварительному сговору, подписав и оплатив счета-фактуры на оказание транспортных услуг, в которые внесли недостоверные сведения об объеме оказанных услуг.

Присвоение и растрата

Другое распространенное  преступление среди участников закупки присвоение или растрата. За него ст. 160 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 120 тыс. руб., обязательных работ до 240 ч, исправительных работ до 6 мес., ограничения свободы до 2 лет, принудительных работ до 2 лет, л/с до 2 лет.

За те же нарушения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, по ч. 3 ст. 160 УК РФ предусмотрено наказание от штрафа до 500 тыс. руб. до лишения свободы до 6 лет со штрафом или с ограничением свободы либо без этого.

Если же их совершила организованная группа либо в особо крупном размере, то согласно ч. 4 ст. 160 УК РФ этих лиц наказывают лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. и с ограничением свободы до 2 лет либо без этого.
Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 млн руб.

, а доходом в особо крупном размере 250 млн руб. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 млн руб., а особо крупным ущербом 30 млн руб.

Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

 Еще один очень характерный вид преступления у участников закупок причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Ответственность за него предусматривает ст. 165 УК РФ.

Если это преступление совершено при отсутствии признаков хищения в крупном размере, то виновных лиц наказывают от штрафа до 300 тыс.руб.

 до лишения свободы до 2 лет со штрафом или без него и с ограничением свободы или без этого.

За то же действие, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, причинившее особо крупный ущерб, срок лишения свободы увеличивается до 5 лет (ч. 2 ст. 165).

Ограничение конкуренции 

В рассматриваемой плоскости правоотношений фигурирует также и ограничение конкуренции заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

 Такое правонарушение переходит в уголовно-правовую плоскость, если ограничение конкуренции причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.
В этом случае в соответствии с ч. 1 ст. 178 УК РФ виновных должностных лиц наказывают штрафом до 500 тыс. руб.

, лишением свободы до 3 лет иправа занимать должности до 1 года либо без него. По части 2 этой же статьи такие деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, наказываются более строгими видами и размерами уголовного наказания.

В частности, это может быть лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или без него и с лишением права занимать должности до 3 лет или без этого.

Злоупотребление полномочиями

В числе преступлений со стороны участников закупки УК РФ выделяет и злоупотребление полномочиями, но только в случае, если это причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Тогда виновных лиц в соответствии с ч. 1 ст. 201 УК РФ наказывают от штрафа до 200 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет.
По части 2 ст. 201 УК РФ то же действие, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом до 1 млн руб.

, лишением свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.

 Коммерческий подкуп 

И наконец, в качестве еще одного вида преступлений, на которые идут участники закупок, можно назвать коммерческий подкуп. Он выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.

Кроме того, ему могут оказывать услуги имущественного характера, предоставлять иные имущественные права за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. За это ст.

 204 УК РФ предусматривает штраф до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать должности до 2 лет, лишением свободы до 3 лет. При наличии квалифицирующих признаков наказание возрастает.
Заказчики несут уголовную ответственность в соответствии с УК РФ: за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.

1); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293).

В числе преступлений участников закупок, подпадающих под действие УК РФ: мошенничество (ст. 159); присвоение или растрата (ст. 160);причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165); ограничение конкуренции (ст.

 178); злоупотребление полномочиями (ст. 201); коммерческий подкуп (ст. 204). 11 Размер причиненного бюджету ущерба является линией разграничения между административной (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовной ответственностью (ст. 285.

1 УК РФ) за одни и те же действия.

Архивы Выберите месяц Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012

Источник: https://pershickow.ru/ugolovnaya-otvetstvennost-za-prestupleniya-v-sfere-goszakupok.

Ссылка на основную публикацию