Судей могут освободить от рассмотрения реестровых требований

Мировой судья, рассматривавший дело, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой, кассационной или надзорной инстанции.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой, апелляционной и надзорной инстанций.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде надзорной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Комментарий к статье 17 ГПК РФ в действующей редакции

Судей могут освободить от рассмотрения реестровых требований

Мировой судья, судья районного суда или субъекта РФ при назначении его в вышестоящий суд не вправе рассматривать дело, в котором он участвовал на предыдущей инстанции. Аналогичное правило действует, когда судья вышестоящей инстанции назначается судьей в нижестоящий суд.

При наложении запрета закон не конкретизирует, какая форма участия судьи в предыдущем рассмотрении дела исключает возможность рассмотрения дела в иных инстанциях.

Представляется, что достаточно совершить по делу любое процессуальное действие (принять исковое заявление к производству, наложить обеспечительные меры, рассмотреть ходатайство и др.) для того, чтобы исключить повторное участие судьи в этом деле.

Правило о недопустимости повторного участия в рассмотрении дела не распространяется на случаи отмены заочного решения (статья 237 ГПК РФ) или пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам (статья 393 ГПК РФ), поскольку при отмене судебного постановления рассмотрение дела начинается заново.

После отмены решения в вышестоящей инстанции, если дело возвращается на рассмотрение в суд, принявший отмененное судебное постановление, возможность теми же судьями повторного рассмотрения дела определяется в судебном постановлении.

Обычно это формулируется так: «направить на новое рассмотрение в том же составе суда» или «направить на новое рассмотрение в ином составе суда».

При отсутствии таких указаний возможность повторного участия судьи определяется исходя из установленных в конкретном суде правил.

Нарушение установленных в статье 17 ГПК РФ требований влечет признание незаконным судебного состава, рассматривающего гражданское дело. Согласно положениям статьи 330 ГПК РФ рассмотрение дела в незаконном составе влечет безусловную отмену судебного постановления, независимо от доводов апелляционной жалобы.

Дополнительный комментарий к ст. 17 ГПК РФ

Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела является важной гарантией вынесения законного и обоснованного решения суда.

Судья не может входить в состав суда вышестоящей инстанции, проверяющей законность и обоснованность судебного постановления, вынесенного при его участии. В то же время судья, входивший в состав суда, который проверял судебное постановление, вынесенное нижестоящим судом, и возвратил дело на новое рассмотрение, не может участвовать при новом рассмотрении того же дела в нижестоящем суде.

Повторное участие судьи в одном деле может иметь определенные негативные последствия. Это обусловлено возможностью формирования у судьи определенной, четко сложившейся позиции, которую ему будет трудно изменить.

Наряду с этим после отмены решения вышестоящей инстанцией нередко приходится выносить решение, противоположное тому, которое было принято при предыдущем рассмотрении дела.

  • Судья, участвовавший в вынесении судебного постановления, не может входить в состав суда как вышестоящей инстанции, который будет проверять правильность постановления, так и нижестоящей инстанции, куда дело будет передано на новое рассмотрение.
  • Таким образом, закон гарантирует, что нельзя ни осуществлять надзор за собственным постановлением, ни выполнять свои же указания, данные при пересмотре дела.
  • Статья 17 ГПК РФ в действующей редакции дополнена нормой, определяющей, что мировой судья, рассматривающий дело, не может участвовать в рассмотрении этого же дела в вышестоящем суде.
  • Закон разрешает судье повторно участвовать в рассмотрении дела в суде одной и той же кассационной или надзорной инстанции.
  • Так, судья, участвовавший при рассмотрении дела в кассационной инстанции и вынесении определения о передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, может снова рассматривать дело в кассационной инстанции вследствие подачи жалобы или принесения протеста на новое решение по тому же делу.

Данное правило распространяется на судей, рассматривавших дело в порядке судебного надзора. Эти судьи могут вновь участвовать в рассмотрении дела в порядке судебного надзора. Судья может повторно участвовать в рассмотрении дела и после отмены решения в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. Все эти обстоятельства не могут служить основанием к отводу судьи.

Если по делу отменены все состоявшиеся постановления суда и оно возвращено на новое рассмотрение, новое же решение вынесено и вновь обжаловано или опротестовано в кассационном или надзорном порядке, то в состав судей, рассматривающих дело в вышестоящей инстанции, вправе входить судьи, которые рассматривали дело в этих судебных инстанциях.

Судебная практика по ст. 17 ГПК РФ

Определение Конституционного Суда РФ N 491-О

  1. По мнению заявителя, статья 17 ГПК Российской Федерации, в которой в качестве основания для отвода судьи не предусмотрено неразрешение вопроса об его отводе, в истолковании, данном в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», и во взаимосвязи с ним противоречат статьям 15 (часть 2), 19 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они позволяют суду апелляционной инстанции в случае отмены решения суда первой инстанции по основанию, указанному в пункте 1 части четвертой статьи 330 ГПК Российской Федерации, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
  2. Положения статьи 17 ГПК Российской Федерации, закрепляющие правило о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела в судах различных инстанций, направленные на обеспечение справедливого и объективного правосудия, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, который, как усматривается из апелляционного определения суда апелляционной инстанции, в обоснование заявленных им отводов не ссылался на повторное участие судьи в рассмотрении одного и того же дела в судах различных инстанций, а указал на наличие сомнений в объективности и беспристрастности судьи, а также на отказ судьи в удовлетворении заявленного истцом ходатайства.
  3. Таким образом, статья 17 ГПК Российской Федерации, рассматриваемая во взаимосвязи с пунктом 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» и в данном им истолковании, не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя по доводам, изложенным в жалобе.

Определение Верховного Суда РФ N 81-АПГ12-3

В Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации поступило заявление об отводе всего состава судей Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, поскольку ранее судьи Верховного Суда Российской Федерации рассматривали его частные, кассационные, надзорные жалобы на другие судебные постановления и выносили, по мнению заявителя, незаконные и необоснованные решения, что как указывает заявитель, вызывает у него уверенность в необъективном рассмотрении его апелляционной жалобы на решение областного суда.

Статьями 16, 17 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований для отвода судьи.

Названное заявителем основание для отвода всего состава судей Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не относится к основаниям, перечисленным в вышеуказанных нормах закона.

Каких-либо иных оснований для отвода всего состава судей Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении апелляционной жалобе на решение областного суда не имеется.

Источник: https://vseiski.ru/statya-17-gpk-rf-nedopustimost-povtornogo-uchastiya-sudi-v-rassmotrenii-dela.html

Состав суда

Судей могут освободить от рассмотрения реестровых требованийДля рассмотрения каждого дела назначается определенный состав суда. И решая вопрос об обращении в суд, нужно учитывать, как и кем будет рассмотрено то или иное дело. какие полномочия есть у судей при коллегиальном (3 и более) рассмотрении, как истец (заявитель) может влиять на состав суда.

Судебная власть в нашей стране реализуется исключительно через судей. В этой публикации размещена информация о судейском составе, его полномочиях, а также дополнительные сведения, с помощью которых может быть заявлен отвод судье.

Классификация судов РФ по гражданским делам

Все суды, осуществляющие рассмотрение гражданских дел, разделяют на две группы:

  • первая группа – суды первой инстанции. Те, которые рассматривают дело после поступления иска с соблюдением правил подведомственности и подсудности. Состоят из мировых, районных и, в определенных случаях, вышестоящих судов. Функция судов такой группы – рассмотрение дела по существу и вынесение решения суда.
  • вторая группа – апелляционные, кассационные и надзорные суды, в функции которых входит в основном проверка обоснованности, полноты и законности решений нижестоящих судов.

Полномочия кассационных и надзорных судов осуществляют профессиональные судьи, состоящие в президиуме или судебной коллегии.

Состав суда, как органа судебной власти

Состав районных судов можно разделить по двум критериям.

К первому относится численность судей. В зависимости от нагрузки и численности населения соответствующего района состав суда включает несколько федеральных судей. Председатель суда решает организационные и кадровые вопросы, поскольку назначает и освобождает от должности сотрудников судебного аппарата, а также осуществляет руководство судом. При этом и сам участвует в рассмотрении дел.

Заместитель председателя суда, кроме выполнения обязанностей судьи, исполняет отдельные поручения председателя и замещает его во время отсутствия.

Ко второму критерию относится аппарат районного суда. Такой аппарат включает следующие должности:

  • помощник председателя;
  • помощник судьи;
  • судебный администратор;
  • консультант;
  • главный специалист;
  • специалист І категории;
  • специалист ІІ категории:
  • специалист.

Все работники аппарата – государственные служащие, имеющие специальные звания и классные чины.

Как определить состав суда

Запоминаем простое правило. В суде первой инстанции (после подачи иска до вынесения решения, определение не считается) дело рассматривает один судья единолично (крайне редко назначаются 3 судьи, но  это дела по защите избирательных прав).

Какой именно судья? Обычно судьи имеют определенную специализацию. И посмотреть, кто чаще всего рассматривает исковые требования по конкретному вопросу, можно на официальном сайте суда с помощью рубрики судебное делопроизводство.

Читайте также:  Рассылка о представлении юрлицами и ИП документов в регистрирующий орган: новый сервис ФНС

Если интересуют совсем частности.

В ГПК РФ закреплен принцип независимости судей, который в случае невозможности соблюдения влияет на состав суда. При заявлении отвода судье, который будет удовлетворен, судья будет заменен.

Во всех остальных инстанциях – при апелляционном, кассационном и обжаловании в порядке надзора – состав суда назначается коллегиальным. Апелляционная жалоба рассматривается 3 судьями, один из которых назначается председательствующим, кассационная и надзорная жалоба рассматриваются судьей – председательствующим и не менее, чем еще 2 судьями.

Полномочия помощника судьи

Полномочия помощника судьи заключаются:

  • в подборе правовых и нормативных актов, требуемых для рассмотрения спора;
  • в контроле сбора и анализе данных для формирования статистической отчетности;
  • в подготовке докладов.

Полномочия помощника председателя суда, кроме вышеперечисленных, также включают:

  • выполнение поручений председателя при проведении служебных проверок;
  • организационное сопровождение приема граждан;
  • подготовку ответов на обращение граждан, поступивших в суд;
  • исполнение прочих поручений председателя суда.

Полномочия администратора суда

Организационную деятельность районного суда обеспечивает его администратор. Он назначается на должность и освобождается от нее начальником управления Судебного департамента по представлению председателя суда.

Отличительная особенность судебного администратора от иных должностей судебного аппарата заключается в двойном подчинении: председателю суда и руководителю органа Судебного департамента (является штатной единицей такого департамента).

Полномочия администратора заключаются:

  • в организации деятельности суда (подготовка к проведению судебного слушания);
  • в организации ведения делопроизводства, статистики и работы архива;
  • в организации материально-бытовых условий судей и работников судебного аппарата;
  • в организации их санаторно-курортного оздоровления и медицинского обслуживания;
  • в обеспечении юридической литературой, справочно-информационными материалами и нормативно-правовыми актами;
  • в информационно-правовом обеспечении деятельности суда;
  • в организации ремонтно-строительной и хозяйственной деятельности;
  • в планировании расходов суда
  • в прочих обеспечительных мерах деятельности суда.

Полномочия специалистов и консультантов суда

Отдельные функции возлагаются на должностных лиц суда, в частности, секретарей судебного заседания. Они осуществляют определенные действия от имени суда, но под руководством судьи. К полномочиям секретаря судебного заседания относится ведение протокола судебного заседания, подготовка судебных извещений, работа по ходатайству об ознакомлении с делом.

Должность консультанта предусмотрена в судах, имеющих большой объем работы. Основными функциями консультанта является: справочная работа, обобщение судимости и ведение картотеки судебной практики.

Состав суда при рассмотрении дела

При единоличном рассмотрении производства, судья действует от имени суда, а не от своего лично.

Ознакомьтесь с правилами поведения в судебных заседаниях: к суду обращаются и дают пояснения стоя, без разрешения суды пояснения и доводы не озвучиваются, при входе судьи в помещение и оглашении решения все встают.

К суду обращаются “уважаемый суд”. Если коротко, только судья руководит процессом и осуществляет правосудие не от своего имени, а от имени Российской Федерации.

Источник: https://iskiplus.ru/sostav-suda/

Лишенных статуса судей-отставников послабления в законодательстве не коснутся

Президиум Совета судей РФ дал разъяснения относительно возможности пересмотра решения квалифколлегии судей о прекращении статуса судьи в отставке в связи с недавними поправками в законодательство, частично снявшими ограничения на работу для отставных судей.

Как отмечает президиум совета, 1 сентября вступили в силу изменения п. 4 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не распространяются требования, установленные подп. 1, 11 и 12 п.

3 настоящей статьи. В соответствии с этим с 1 сентября 2016 года судья, пребывающий в отставке, независимо от возраста и судейского стажа может замещать госдолжности, должности госслужбы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.

В Комиссию Совета судей по этике поступил запрос от судьи, чья отставка была прекращена по причине нарушения ограничений, установленных подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, до введения указанных изменений в п. 4 ст. 3 названного закона.

В Федеральном законе от 29 декабря 2015 года № 409-ФЗ, которым внесены изменения в п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей, отсутствуют указания на его применение к правоотношениям, возникшим до его введения в действие (обратная сила закона).

Статус судьи, пребывающего в отставке, имеет конституционно-правовое значение, служит гарантией надлежащего осуществления правосудия (постановление Конституционного суда РФ от 19 февраля 2002 года № 5-П). В этой связи вопрос о восстановлении статуса судьи, пребывающего в отставке, имеет фундаментальное значение.

Закон о статусе судей непосредственно указывает на возможность возобновления отставки судьи лишь в случае, когда решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи (п. 3 ст. 13).

Возможность возобновления (восстановления) отставки судьи, которая была в установленном законом порядке прекращена, Закон о статусе судей не оговаривает. При этом по смыслу положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» квалифколлегия судей вправе пересмотреть ранее принятое решение по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный суд РФ высказывался ранее по сходной ситуации.

«Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», – отметил ВС, – отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности, при котором за лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 настоящего закона, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Исходя из изложенного, ККС пришла к обоснованному выводу о том, что указанные заявительницей основания для пересмотра решения не являются вновь открывшимися, т. е.

не являются обстоятельствами, которые существовали на момент принятия решения квалификационной коллегией, но о которых ей не было известно, поскольку изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 17.07.99 года в ст. 3 Закона о статусе судей, в частности, в п. 3, и расширившие перечень видов деятельности, которой вправе заниматься пребывающий в отставке судья, вступили в силу в соответствии с ч. 2 данного закона – с момента официального его опубликования.

В связи с тем, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, оснований для применения указанных выше изменений в закон при рассмотрении требований С. не установлено, т. к. на время вступления указанного закона в силу С. уже не обладала статусом судьи в отставке» (определение ВС РФ от 13 июля 2005 года по делу № 87-Г05-12).

Следовательно, резюмирует президиум Совета судей, если в период действия ограничений, предусмотренных п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, статус судьи, пребывающего в отставке, был прекращен решением соответствующей квалифколлегии судей, то изменение закона (при отсутствии указания на применение обратной силы закона) не может служить основанием для пересмотра указанного решения квалификационной коллегии судей.

Источник: https://legal.report/lishennyh-statusa-sudej-otstavnikov-poslableniya-v-zakonodatelstve-ne-kosnutsya/

О статусе судей в 2019 году

В нашей стране спорные вопросы, которые не удается разрешить мирным путем, делегируются в компетентный орган – суд, главным действующим лицом которого являются судьи, наделенные особыми полномочиями и обязанностями. Последние составляющие входят в статус судей, под которым буквально подразумевается их правовое положение, как государственных деятелей, закрепленное в нормативном акте.

Судья — это лицо, которое наделено в силу закона полномочиями для осуществления правосудия и исполняющее возлагаемые на него обязанности на профессиональной основе. В число обязанностей, возлагаемых на судью можно также выделить принятие решений по спорным вопросам, которые могут ограничивать интересы участников процесса, но всегда направлены на поддержание правопорядка.

Свои решения судьи принимают в совещательной комнате единолично (за исключением случаев, когда требуется присутствие нескольких судей) независимо от мнения других людей, на основании закона и предоставленных сторонами доказательств своей правоты.

Кто может быть судьей

Судьей в РФ может быть человек, который соответствует всем требованиям, установленным в законах (ст. 4 ФЗ «О статусе судей в РФ»):

  • У кандидата на должность судьи и членов его семьи (а также близких родственников) не должно быть каких–либо проблем с законом (судимости). При этом в круг близких родственников, репутация которых должна быть безупречной относятся родители, супруги, братья и сестры, внуки, бабушки и дедушки. Репутация самого кандидата должна соответствовать словосочетанию «кристально чистая». При этом рассматриваются любые судебные споры, в которых в том или ином качестве принимал участие соискатель, выписанные административные штрафы и заявления в полицию. Последних двух не должно иметься в принципе.
  • Смотрят на образование кандидата. Оно должно быть юридическим и высшим, без исключений. При этом если у кандидата имеется несколько высших образований, то преимущество всегда отдается юриспруденции.
  • Следующим пунктом, которому обязан соответствовать соискатель на должность судьи является возраст и стаж (опыт) работы по специальности. Минимальный возраст кандидата составляет 25 лет и минимальный стаж работы по специальности (юриспруденция) равняется 5 годам.
  • Кандидат также должен быть психически и эмоционально уравновешенным человеком. Соответственно, если у человека были проблемы психологического плана или имеется справка из специализированного учреждения, то ему откажут. Более того, негативно могут повлиять на выбор кандидата, аналогичные проблемы у его близких родственников, если это подтверждено документально.

Это общие требования, ко всем судьям, которые дополнятся в зависимости от должности (суда), на которую претендуют соискатели.

Федеральные и апелляционные суды

На должность федерального судьи или на работу в апелляционном суде не могут претендовать лица младше 30 лет, а также претенденты, стаж работы которых в юридической сфере менее 7 лет. Основные критерии остаются неизменными.

Верховный суд РФ

Судей Верховного Суда РФ отбирают по более жестким критериям.

Здесь важны как личные качества и кристально чистая репутация, так и возраст (не менее 35 лет) и стаж работы (не менее 10 лет).

Читайте также:  Минстрой разъяснил, возможно ли объединение лоджии с комнатой

Более того, кандидаты, отвечающие этим и указанным выше, общим требованиям, проходят специальное тестирование, которое может показать уровень их знаний и опытность.

Конституционные суды

Судья Конституционного Суда считается самой «высокой» должностью и соответственно к ней предъявляются повышенные требования.

Это минимальный 15 — летний стаж работы в сфере юриспруденции и минимальный возрастной порог в 40 лет. Также необходимо успешно пройти тестирование.

Предполагается, что кандидаты на эту должность должны пройти солидный путь от помощника судьи (или мирового судьи) до самой верхушки иерархии судей в нашей стране.

Что входит в обязанности судьи?

Ключевой обязанностью судьи любого звена законодательной власти является отправление правосудия или разрешения конфликтов между сторонами. Для выполнения возложенных на них обязанностей судьи имеют целый спектр правомочий. В частности, они имеют право:

  1. Требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них функций;
  2. Вносить в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам представления об устранении нарушений закона и их причин;
  3. Запрашивать информацию от государственных органов и учреждений, на которые в силу закона должны быть предоставлены ответы;
  4. Ставить на обсуждение советов и конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества;
  5. Вносить предложения о даче разъяснений, касающихся применения законодательства непосредственно в Верховный Суд РФ.

Помимо прав у судей имеются обязанности, также возлагаемые на них в силу закона, а именно:

  1. Выполнять требования законов при рассмотрении дел (гражданских, уголовных и административных);
  2. Способствовать созданию оптимальных условий для реализации прав и свобод, участников разбирательства в суде;
  3. Обеспечивать высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности;
  4. Быть справедливыми и гуманными;
  5. Повышать уровень своих профессиональных знаний посредством изучения и обобщения судебной практики, принимать участие в работе по повышению правовых знаний сотрудников аппарата судов.

Выполняя возложенные на него функции должны избегать всего того, что может негативно повлиять на его репутацию, как в рабочем процессе, так и в личной, и общественной жизни. Кроме того, квалификационная аттестация, которую обязаны проходить судьи всех звеньев способствует росту их профессиональной квалификации и соответственно улучшению качественного состава судей.

Судьи не могут разглашать тайну совещания, а также сообщать всю информацию, полученную при проведении закрытых заседаний кому–либо, даже близким родственникам.

Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей

Три ключевых принципа работы судей — независимость, неприкосновенность и несменяемость — закреплены в статьях 120 — 122 Конституции РФ. Они гарантируют, что все вынесенные арбитрами решения, должны быть основаны на нормах права, будут максимально обоснованными и законными.

Дополнительно статус судей, в частности правовые гарантии независимости, предусмотрены в ФЗ «О статусе судей». К ним относятся:

  1. Процедура отправления правосудия установлена законом так, чтобы исключить любые виды воздействия на арбитра;
  2. Любое вмешательство преследуется по закону;
  3. Судья освобождён от обязанности отчитываться перед кем-либо за результаты своей деятельности (в части отправления правосудия);
  4. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только на основаниях, предусмотренных в законах;
  5. Право судьи на отставку по собственному желанию не зависит от возраста;
  6. Судье предоставляется материальное и социальное обеспечение, соответствующее его статусу;
  7. Государственной защите подлежит не только сам арбитр, но и члены его семьи, а также имущество.

Судьи несменяемы, а значит их положение стабильно. Смена арбитра возможна на добровольной основе (с его согласия).

  • Неприкосновенность также является одной из наиболее существенных гарантий независимости судей и распространяется не только на личность судьи, но и в соответствии с законом на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество, документы, а также на используемый им транспорт и средства связи.
  • Дополнительной гарантией неприкосновенности судьи является порядок привлечения к ответственности, установленный в федеральных законах.
  • Соответственно, принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судьи, зафиксированы в Конституции РФ и закрепляют основные элементы статуса судей, являются важнейшими гарантиями их профессиональной деятельности, средством защиты интересов правосудия.

Ответственность судей

Довольно спорно обстоит дело с ответственностью судей. Для того чтобы избежать неоднозначного толкования, Пленум ВС РФ (ПП ВС РФ № 13 от 14 апреля 2016 г), обобщив судебную практику по применению законодательства, регулирующего данный вопрос установил:

  1. Порядок и основания привлечения судьи к ответственности распространяются как на работающих судей, так и на тех судей, срок полномочий которых истек, но он продолжает их реализацию либо до окончания рассмотрения дела (начатого с его участием), либо до назначения нового судьи в данный суд;
  2. Отдельно было подчёркнуто, что арбитр не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного решения в результате судебной ошибки (доказательства, предоставленные сторонами, были неверно оценены судьей или неправильно применены нормы права);
  3. К ответственности судья привлекается только при установлении его вины в вынесении заведомо противоправного решения или установлено злоупотребление властью;
  4. При выборе дисциплинарного наказания применимого к судье играют роль, как характер дисциплинарного проступка, личность арбитра, степень нарушения прав, свобод и интересов граждан и организаций, так и обстоятельства, и последствия совершения проступка;
  5. В качестве дисциплинарного наказания может быть применены: замечание, предупреждение, досрочное прекращение полномочий;
  6. При решении вопроса о наказании, которое налагается только судом, необходимо выяснить, не были ли вызваны нарушения (проступок) обстоятельствами, затрудняющими служебную деятельность судьи, такими как, чрезмерная загруженность конкретного судьи, плохая организация работы судебного аппарата и прочими.

Признать судебный акт незаконным и необоснованным имеет право только вышестоящий суд. В свою очередь квалификационная комиссия может, изучив материалы дела, установить такие нарушения судьи, как несоблюдение процессуальных сроков, наличие ошибок при оформлении актов суда и прочее, на основании чего можно поднимать вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

Приостановления и прекращения полномочий судьи

Порядок и основания приостановления и прекращения действия полномочий судьи предусмотрены в нормативных актах. При этом приостановление полномочий возможно на основании решения квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

  1. Признания арбитра безвестно отсутствующим (на основании судебного акта, вступившего в законную силу);
  2. Возбуждение в отношении судьи уголовного дела или привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу;
  3. Участие арбитра в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти РФ или субъекта РФ;
  4. Избрание судьи в состав федерального или муниципального органа законодательной власти РФ.

При этом приостановление полномочий судьи не влечет за собой прекращения выплат и обеспечения (материального и социального), а также не лишает его гарантий неприкосновенности, за исключением случаев, когда он заключен под стражу (в качестве меры пресечения). Если же судья признан решением арбитра безвестно отсутствующим, то размер таких выплат либо сокращается, либо выплачивается его семье.

Приостановленные полномочия могут быть восстановлены также по решению квалификационной коллегии, ранее вынесшей решение о приостановлении.

Для прекращения полномочий также нужны основания, предусмотренные в законе, а именно:

  1. Подача заявления об отставке в письменном виде от судьи;
  2. Неспособность в дальнейшем выполнять обязанности судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам;
  3. Наличие письменного заявления от судьи о прекращении своих полномочий в связи с переходом на другую работу (по иным причинам);
  4. Достижение предельного возраста пребывания в должности;
  5. Истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  6. Прекращение гражданства РФ;
  7. Смерть судьи (объявление умершим судебным решением);
  8. Вступившее в законную силу решение суда об уголовном наказании;
  9. Избрание судьи на выборные должности;
  10. Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  11. Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
  12. Дисквалификация судьи по решению квалификационной коллегии судей;
  13. Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;
  14. Вступление в силу судебного акта о применении к арбитру принудительных мер медицинского характера;
  15. Вступление в законную силу судебного решения об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

Лучше доверьте работу для представительства по судебным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Закон предусматривает и возможность отставки судьи, под которой подразумевается почетный уход с должности. При этом за ушедшим с должности судьей сохраняются его звание и гарантии. Право на отставку есть у каждого судьи независимо от возраста.

Выводы:

  1. Судьи являются неотъемлемой частью государственного аппарата.
  2. Для того чтобы претендовать на должность судьи, кандидату следует отвечать на все предъявляемые законом требования, перечень которых зависит от той инстанции, на которую претендует соискатель.
  3. Судье предоставляются определённые гарантии, которые вместе с правами и обязанностями входят в его статус.
  4. Действуя на основании принципов независимости, несменяемости и неприкосновенности, судья может быть привлечен к ответственности или лишен своих полномочий только при наличии оснований, перечисленных в законе.

Источник: http://JurProvodnik.ru/soveti/644-statuse-sudej-2016

Порядок обжалования судебных решений

Порядок обжалования судебных решений (по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях)

Порядок обжалования приговора суда в Свердловской области (с 1 января 2013 года)

В соответствии с действующим законодательством проверка законности и обоснованности приговора суда первой инстанции и последующих судебных решений – исключительная компетенция вышестоящих судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Никто другой, по действующему закону, таким правом не наделен.

Порядок обжалования и субъекты данного правоотношения строго определены процессуальным законом.

Согласно требованиям УПК РФ, не вступивший в законную силу приговор суда первой инстанции и иное судебное решение могут быть обжалованы только лицами, прямо указанными в законе: осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, а также иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы в течение 10 суток со дня провозглашения приговора (осужденным в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора) в соответствующую апелляционную судебную инстанцию, через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение.

Читайте также:  Чем отличается работа от услуги - судебная практика

До вынесения приговора могут быть обжалованы в апелляционном порядке постановления мирового судьи о возвращении заявления лицу, его подавшему, либо об отказе в принятии заявления к производству; судебные постановления или определения об избрании меры пресечения или о продлении сроков ее действия, о помещении лица в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы, о приостановлении уголовного дела, о передаче уголовного дела по подсудности или об изменении подсудности уголовного дела, о возвращении уголовного дела прокурору, другие судебные решения, затрагивающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения и постановления.

Остальные судебные решения: определения или постановления о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства и другие судебные решения, вынесенные в ходе судебного разбирательства, обжалуются в апелляционном порядке одновременно с обжалованием судебного решения по делу (приговора).

Апелляционная жалоба подается:

  •  на приговор или иное решение мирового судьи – в районный суд;
  • на приговор или иное решение районного суда — в судебную коллегию по уголовным делам Свердловского областного суда;
  •  на промежуточное решение Свердловского областного суда – в судебную коллегию по уголовным делам Свердловского областного суда;
  •  на приговор или иное решение Свердловского областного суда, — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
  • Если апелляционной инстанцией приговор оставлен без изменения, то есть, признан законным и обоснованным, он вступает в законную силу.
  • Если приговор в апелляционном порядке не обжаловался, он вступает в законную силу по истечению десятидневного срока на апелляционное обжалование.
  • Вступивший в законную силу приговор мирового судьи, приговор районного (городского) суда может быть обжалован в кассационном порядке в течение 1 года со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Свердловского областного суда.
  • При несогласии с решением президиума Свердловского областного суда, кассационная жалоба может быть подана в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
  • Постановление судьи кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, может быть обжаловано Председателю Верховного Суда Российской Федерации.
  • В Президиум Верховного Суда Российской Федерации вступивший в законную силу приговор может быть обжалован в течение 1 года со дня вступления его в законную силу и при условии, что он был предметом рассмотрения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке.

Другого порядка обжалования судебных решений и проверки их законности и обоснованности действующим законодательством не предусмотрено. Решения Президиума Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Верховного Суда Российской Федерации по надзорной жалобе окончательны и дальнейшему обжалованию не подлежат.

Должностным лицам указанных органов для реализации своих надзорных функций предоставлено право истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело, приговор по которому вступил в законную силу, для проверки и принятия обязательного к исполнению решения по надзорной жалобе.

Правом подачи жалобы наделены только лица, прямо указанные в законе. Никто другой обжаловать приговор вместо этих лиц не вправе. То есть жалоба считается приемлемой и принимается к рассмотрению только в том случае, если подана правомочным лицом непосредственно в соответствующую судебную инстанцию, определенную законом.

Обращения, ходатайства и всякого рода письма других лиц, организаций и т.п. не являются процессуальными, не могут повлечь возбуждение надзорного производства и судом не рассматриваются.

  1. Таким образом, если лицо считает приговор не законным и не обоснованным, закон предоставляет право ему лично, либо через представителя (адвоката) обжаловать этот приговор и последующие судебные решения в установленном порядке вплоть до высших судебных инстанций, изложив свои доводы в кассационной или надзорной жалобе, то есть право на проверку приговора вышестоящим судом.
  2. Порядок обжалования судебных решений по гражданским делам
  3. Гражданским процессуальным законодательством право проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции отнесено исключительно к компетенции апелляционной, кассационных и надзорной судебных инстанций, строго определены порядок обжалования и субъекты данного правоотношения.

Согласно требованиям ГПК РФ, решение суда первой инстанции, в частности районного (городского) суда свердловской области, может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. В апелляционную инстанцию вышестоящего суда – судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда.

На решение мирового судьи в соответствующий районный (городской) суд Свердловской области. Если апелляционной инстанцией решение признано законным и обоснованным, оно вступает в законную силу по истечении месячного срока на его обжалование и дальнейшему обжалованию не подлежит.

  • Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение полугода, со дня вступления его в законную силу, при условии, что ранее оно было обжаловано в апелляционную инстанцию, в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в президиум Свердловского областного суда.
  • Дальнейшее обжалование решения мирового судьи возможно только в случае, если по нему вынесено постановление президиума Свердловского областного суда в кассационном порядке.
  • На решение президиума Свердловского областного суда или вступившее в законную силу решение районного (городского) суда, если в отношении него вынесено определение судьи кассационной инстанции Свердловского областного суда об отказе в истребовании дела, кассационная жалоба может быть подана в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

При несогласии с кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, данное определение может быть обжаловано в надзорном порядке в высшую судебную надзорную инстанцию — Президиум Верховного Суда РФ. Определение судьи надзорной инстанции об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации может быть обжаловано Председателю Верховного Суда РФ.

Кроме того, в случае фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных процессуальным законодательством, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права, в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного решения в законную силу, надзорная жалоба может быть подана Председателю Верховного Суда РФ.

Другого порядка обжалования решения суда и проверки его законности и обоснованности действующим законодательством не предусмотрено. Решение Председателя Верховного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ по надзорной жалобе являются окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежат.

Должностными лицами указных органов для реализации своих надзорных функций предоставлено право истребовать, в пределах своей компетенции, любое гражданское дело, решение по которому вступило в законную силу, для проверки и принятия обязательного к исполнению решения по надзорной жалобе.

Правом подачи жалобы наделены стороны, лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Никто другой обжаловать решение суд не вправе. То есть, жалоба считается приемлемой и принимается к рассмотрению только в том случае, если подана правомочным лицом непосредственно в соответствующую судебную инстанцию, определенную законом.

Обращения, ходатайства и всякого рода письма других лиц, организаций и т.п. не являются процессуальными, не могут повлечь возбуждение кассационного или надзорного производства и судом не рассматриваются.

Таким образом, решение суда первой инстанции может быть обжаловано только правомочным лицом и только в вышеназванные судебные инстанции в указанном порядке, включая Верховный Суд РФ. При несогласии с решением суда первой инстанции необходимо следовать установленному порядку.

Порядок обжалования решений мировых судей по делам об административных правонарушениях

В соответствии с КоАП РФ постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, прямо указанными в законе ст.25.1-25.5, ч.1 ст.30. 1 КоАП РФ (лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законными представителями физического либо юридического лица, защитником, представителем), в вышестоящий суд – районы (городской) суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Если районным судом постановление мирового судьи оставлено без изменения, то есть признано законным и обоснованным, оно вступает в законную силу.

Если постановление в апелляционном порядке не обжаловалось, оно вступает в законную силу по истечению десятидневного срока на апелляционное обжалование.

Дальнейшее обжалование производится в соответствии со ст.ст.30.9-30.19 КоАП РФ путем подачи надзорной жалобы Председателю Свердловского областного суда. Затем в высшую надзорную инстанцию – Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

  1. Другого порядка обжалования судебных решений по административным делам и проверки их законности и обоснованности действующим законодательством не предусмотрено.
  2. Решения Председателя Верховного Суда Российской Федерации по надзорной жалобе окончательны и дальнейшему обжалованию не подлежат.
  3. Должностными лицами указанных органов для реализации своих надзорных функций предоставлено право истребовать в пределах своей компетенции любой административный материал, постановление по которому вступило в законную силу, для проверки и принятия обязательного к исполнению решения по надзорной жалобе.

Правом подачи жалобы наделены только лица, прямо указанные в законе. Никто другой обжаловать постановления суда вместо этих лиц не вправе. То есть жалоба считается приемлемой и принимается к рассмотрению только в том случае, если подана правомочным лицом непосредственно в соответствующую судебную инстанцию, определенную законом.

Обращения, ходатайства и всякого рода письма других лиц, организаций и т.п. не являются процессуальными, не могут повлечь возбуждение кассационного или надзорного производства и судом не рассматриваются.

Источник: http://admrevda.ru/prokuratura-raz-yasnyaet/1491-poryadok-objalovaniya-sudebnyih-resheniy.html

Ссылка на основную публикацию