Стороны в административном судопроизводстве по кас рф

08 марта 2015 года был принят новый кодекс — Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, вступающий в силу 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых законом установлены иные сроки введения их в действие.

Надо сказать, что принятие новых кодексов, явление в законотворчестве не частое. С предложением разработать и принять такой документ выступил президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в декабре 2012 года, а уже в конце апреля 2013 года проект кодекса был внесен на рассмотрение Государственной Думы.

СТОИМОСТЬ АБОНЕНТСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Сокращенное наименование данного Кодекса еще не прижилось, и пока что встречаются два варианта: КАС РФ и КоАС РФ. В данной статье мы будем придерживаться первого варианта

В настоящее время дела по административным правонарушениям рассматриваются по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ.

ГПК РФ устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, возникающих из правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле и в своих интересах и фактически равноправны, то есть возникающих из правоотношений, связанных с применением материальных правовых норм частного права (гражданского, семейного и т.п.).

В то же время в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений. Именно подобное положение дел и явилось юридическим основанием для принятия КАС РФ.

Ведь наличие административного иска означает необходимость рассмотрения его по правилам, которые должны в значительной степени отличаться от существующих правил искового производства, предназначенного для рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства.

Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ

ОТКРЫТЬ ООО, РЕГИСТРАЦИЯ

Для удобства и в целях сохранения единообразия процессуального законодательства, в новом кодексе сохранены такие институты гражданского процесса, как возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения, но также присутствуют особенности реализации ряда принципов при осуществлении административного судопроизводства. В отличие от гражданского судопроизводства в КАС РФ сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел. Это обусловлено неравным положением сторон в таких делах. В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований, что в гражданском процессе не допускается.

Дела об административных правонарушениях по – прежнему будут рассматриваться судами общей юрисдикции- судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (п.1 ст.1 КАС РФ). 

Кодексом установлен порядок рассмотрения административных дел следующих категорий:

  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти и иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, квалификационных коллегий судей, НКО, наделенных отдельными государственными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
  • о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной НКО;
  • о прекращении деятельности СМИ;
  • о взыскании денежных сумм в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение;
  • об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке.

Исключением являются дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, а также положения КАС РФ не распространяются на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 1 КАС РФ).

Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД, УСЛУГИ

Обратиться в суд может любое заинтересованное лицо, которое сочтет, что его права и законные интересы были нарушены либо были созданы препятствия к осуществлению его прав, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (п.1 ст. 4 КАС РФ).

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик (п.1 ст. 3 КАС РФ)

Административный истец — лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав и законных интересов само, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором или уполномоченным органом.

Ими могут быть граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации и другие лица, указанные в пункте 3 статьи 38 КАС РФ.

Административный ответчик — лицо, в отношении которого истец обратился в суд.

Обращаем Ваше внимание, что здесь ответчиками не могут быть граждане РФ или иностранцы (за исключением случаев, прямо установленных КАС РФ), поскольку рассмотрение споров между гражданами производится в гражданском процессе.

Административным ответчиком могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, включая должностных лиц.

Для того, чтобы стать стороной по делу, необходимо подать административное исковое заявление с изложением требований, указанных в статье 124 КАС РФ.

Заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде, с указанием необходимых реквизитов и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом или его представителем.

Так, административный иск должен содержать наименование суда, в который он подается, наименование ответчика, сведения о том, какие права и законные интересы были нарушены и другие. Также к заявлению обязательно прилагаются документы, подтверждающие законность требований истца (ст.

125 КАС РФ), а также такие документы как уведомление о вручении копии искового заявления ответчику, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, и иные документы (ст. 126 КАС РФ).

Интересно, что в перечень включен документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому кодексом предусмотрено обязательное участие представителя. Например, рассмотрение и разрешение административных дел о защите избирательных прав (ст. 243 КАС РФ), оспаривание нормативных правовых актов в суде субъекта РФ.

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ

Обязателен представитель гражданина и при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар. 

Эти нововведения направлены на обеспечение равных процессуальных возможностей гражданина и государства. Определены категории дел, которые будут рассматриваться судом первой инстанции коллегиально.

Далее в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, судья единолично решает вопрос о принятии иска, о чем выносится определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (ст. 127 КАС РФ).

Административное исковое заявление может быть возвращено, оставлено без движения, либо истцу вообще может быть отказано в принятии искового заявления. Для каждого действия существуют свои правила и основания принятия такого решения, но в любом случае суд выносит определение, на которое стороной может быть подана частная жалоба (ст.ст. 128-130 КАС РФ).

В процессе подготовки дела к судебному разбирательству судьей единолично проводится предварительное заседание, в целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 138 КАС РФ). После чего назначается судебное разбирательство (ст. 139 КАС РФ).

Еще одним нововведением является то, что КАС РФ предусматривает институт ускорения рассмотрения административного дела. Так, например, статья 141 устанавливает достаточно сжатые сроки для рассмотрения дел данной категории.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РФ до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству. По сложным административным делам установленные сроки могут быть продлены председателем суда, но не более чем на один месяц.

Также для ускорения процесса кодексом предусмотрена возможность использования систем видеоконференц-связи при наличии такой технической возможности. 

Это случаи, когда для правильного рассмотрения и разрешения административного дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое по объективным причинам не имеет возможности лично присутствовать в зале суда.

По ряду административных дел кодекс устанавливает упрощенное (письменное) производство (глава 33 КАС РФ).

Особенностью данного производства является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания.

По результатам рассмотрения административного дела в таком порядке предполагается вынесение мотивированного судебного решения. Данный порядок предлагается использовать также для рассмотрения частных жалоб в суде апелляционной инстанции.

Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например, по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий. Сокращение сроков рассмотрения и разрешения административных дел, наряду с иными новеллами (в том числе с существенно сокращенными сроками направления судебных документов), направлено на создание эффективного судебного средства правовой защиты.

КАС РФ регламентирует не только правила производства в суде первой инстанции, но и правила пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений судом апелляционной инстанции, а также правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений судами кассационной и надзорной инстанций и правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судами, принявшими эти постановления (Пояснительная записка к проекту КАС).

После разбирательства административного дела выносится решение (глава 15 КАС РФ).

КАС РФ еще не вступил в силу, а по поводу некоторых его положений уже разгораются дискуссии. Кто будет прав, покажет время и конечно же судебная практика.

Источник: https://rosco.su/press/kodeks_ob_administrativnom_sudoproizvodstve_osnovnye_polozheniya/

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

Читайте также:  Отказ застройщика от договора долевого участия: «памятка» от минстроя

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Кодекс административного судопроизводства РФ

По правилам Кодекса административного судопроизводства РФ рассматривают дела по оспариванию кадастровой стоимости, решений и действий госорганов, нормативных правовых актов и т. д. В 2019 году вступят в силу нормы, которые связаны с судебной реформой, а также иные изменения.

В чем особенности кас

С 15 сентября 2015 года в Российской Федерации действует особый процессуальный кодекс об административном производстве. Делами, которые рассматривают по правилам этого кодекса, занимаются суды общей юрисдикции.

42 полезных документа для юриста компании

  • Скачайте и упростите свою работу

В рамках Кодекса административного судопроизводства (КАС) рассматривают споры из административных и других публичных правоотношений о действиях органов власти РФ различных уровней и их должностных лиц. Одним участником спора является орган с публичными полномочиями либо его должностное лицо, другим – компания или гражданин. В частности, по правилам кодекса ведут дела:

  1. О защите прав и законных интересов физических и юридических лиц (гл. 21 – 26 КАС РФ). В том числе о пересмотре кадастровой стоимости, об оспаривании нормативных актов, решений госорганов или органов местного самоуправления.
  2. В связи с судебным контролем законности и обоснованности государственных или иных публичных полномочий (гл. 27 – 32 КАС РФ). Например, по поводу взыскания с граждан обязательных платежей, наложения на них санкций (гл. 32 КАС РФ).

Данный административный процессуальный кодекс не применяют к делам:

  • из публичных правоотношений, которые находятся в ведении арбитражных судов (раздел III АПК РФ);
  • о правонарушениях, в отношении которых действует КоАП РФ;
  • об обращении взыскания на средства из бюджета государства (ч. 5 ст. 1 КАС РФ).
  • Как юристу работать с КАС
  • Как обжаловать предписание по КАС РФ

В кодексе об административном судопроизводстве закрепили, что представителем в суде может быть только дипломированный юрист, это правило есть и в действующей редакции (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

Наличие образования нужно подтвердить. Поэтому в комплект документов к иску входят оригинал и копия диплома представителя (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). При этом есть исключения.

Без высшего юридического образования в процессе может участвовать:

  • руководитель компании, который выполняет функции единоличного исполнительного органа;
  • законный представитель гражданина с ограниченной дееспособностью или недееспособного, а также лица в возрасте до 18 лет;
  • глава госоргана или органа местного самоуправления (п. 19 постановления Пленума ВС от 27.09.2016 № 36);
  • представитель, который состоит в группе лиц, в интересах которой ведет спор (п. 16 постановления № 36).

Для самостоятельной защиты (без представителя) высшее профильное образование по общему правилу не требуется.

Но есть исключение для дел, которые касаются оспаривания нормативных актов и которые будут рассматривать в областных и равных им судах либо в ВС РФ.

Граждане могут лично вести такие дела, только если у них есть высшее юридическое. Иначе им понадобится дипломированный юрист-представитель (ч. 9 ст. 208 КАС РФ).

Какие правила процессуального кодекса учесть, если предстоит административный спор по КАС РФ

Если в 2019 году вам предстоит процесс в РФ по правилам административного процессуального кодекса, обратите внимание на ряд особенностей:

  1. В доверенности от компании нужна печать (ч. 6 ст. 57 КАС РФ).
  2. Оппоненты вправе подписать соглашение по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС РФ).
  3. У председателя суда есть полномочия ускорить рассмотрение по своей инициативе (ч. 6 ст. 10 КАС РФ).
  4. Можно ходатайствовать о неотложном рассмотрении и разрешении спора (ч. 4 ст. 135 КАС РФ).
  5. Суд вправе обязать участников явиться на заседание (ст. 121 КАС РФ).
  6. Кодекс допускает подачу коллективных исков по административным спорам (ст. 42 КАС РФ).
  7. Действует аналог обеспечительных мер – меры предварительной защиты (гл. 7 КАС РФ). Суд вправе применить их только после возбуждения дела (абз. 7 п. 27 постановления № 36).
  8. Если суд известил о рассмотрении административного спора по электронной почте, считается, что получатель письма ознакомился с ним в тот же день. Это лишает участника возможности заявить, что сообщения не было или его прочли позже.
  9. По некоторым категориям дел действуют специальные сроки подачи иска.

Какие изменения содержит действующая в 2019 году редакция Кодекса административного судопроизводства РФ

Поправки, которые появятся в кодексе в 2019 году, вводятся согласно двум законам:

28.11.2018 приняли закон № 451-ФЗ, он касается изменений в процессуальные кодексы. В том числе заработают новые нормы в КАС (ст. 20 закона № 451-ФЗ). В частности, законодатель определил:

  1. Правила перехода к рассмотрению дела в рамках ГПК РФ (п. 4 ст. 20 закона № 451-ФЗ). В первую очередь, для использования ГПК установили более высокий приоритет по сравнению с КАС, если дела нельзя разделить.
  2. Обязанность суда общей юрисдикции передать спор в надлежащий арбитражный суд, если выяснилось, что вопрос относится к компетенции арбитражного суда (подп. «в» п. 11 ст. 20 закона № 451-ФЗ).
  3. Механизмы приостановления и продления процессуальных сроков (п. 29 и 30 ст. закона № 451-ФЗ).
  4. Способы разрешения вопросов о расходах на процесс (п. 35 закона № 451-ФЗ).
  5. Порядок рассмотрения дел о признании информации из сети «Интернет» относящейся к запрещенной для распространения на территории страны, а также дел о признании информации экстремистской (п. 78 и 79 закона № 451-ФЗ).
Читайте также:  Установлен порядок исполнения требования об удалении порочащих сведений из интернета (законопроект)

Поправки, которые касаются начала работы новых апелляционных и кассационных судов, внесли во многие статьи КАС.

Закон № 265-ФЗ ввел отдельную статью о помощнике судьи и поправки, которые связаны с этим изменением (ст. 3 закона № 265-ФЗ).

Источник: https://www.law.ru/article/5826-kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rf

Стороны в административном судопроизводстве

Особенности полномочий органов и лиц, Которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц в суде. 1.

Органы и лица, которые определены в статье 60 настоящего Кодекса и обращаются в административный суд за защитой прав, свобод и интересов других лиц, не могут заканчивать дело примирением. 2.

Отказ органов и лиц, определенных в статье 60 настоящего Кодекса, от административного иска или изменение исковых требований не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск, права требовать от суда рассмотрения дела, разрешения административного иска в предыдущем объеме. 3. Если физическое лицо, обладающее административной процессуальной дееспособностью и в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск, не поддерживает исковых требований, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения. 4.

Прокурор осуществляет в суде представительство интересов гражданина или государства в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законами, и может осуществлять представительство на любой стадии административного процесса. 3.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в деле в качестве законных представителей или вступить в дело по своей инициативе с целью исполнения возложенных на них полномочий. 1. Согласно ч. 1 ст.

60 Кодекса административного судопроизводства Украины, в случаях, установленных законом, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица могут обращаться в административный суд с административными исками о защите прав, свобод и интересов других лиц и принимать участие в этих делах.

Стороны в административном судопроизводстве по кас рф

Внимание

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

Понятие и виды участников административного судопроизводства

Инициатива подачи иска исходит от самой третьего лица; такая инициатива может быть следствием сообщение судом этого лица о возможности вступить в дело, если истец против замены его надлежащим истцом (см. часть вторую статьи 52 КАСУ).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, — это лицо, которое принимает участие в деле на стороне истца или ответчика в случае, если постановление по делу может повлиять на его права, свободы, интересы или обязанности.

Интерес третьего лица по удовлетворению иска (если она участвует на стороне истца) или об отказе в удовлетворении иска (если она участвует на стороне ответчика) совпадает с интересами соответственно истца или ответчика. Это отличает третье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора, от третьего лица, заявляющего такие требования.

Кодекс российской федерации об административном судопроизводстве

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, как и стороны, является заинтересованным в результатах рассмотрения дела судом, но ее интерес является самостоятельным и не совпадает с интересом истца или ответчика по делу. Требования истца и третьего лица с самостоятельными требованиями являются взаимоисключающими, а потому они не могут действовать как соистцы, поскольку между истцом и третьим лицом является конфликт интересов.

Удовлетворении административного иска, заявили такие лица, имеющего полностью или частично исключать возможность удовлетворения требований истца к ответчику. Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, вступает в дело способом подачи иска в истца и ответчика по делу.

Особенности административного судопроизводства

Когда по делу он выступает в качестве административного истца, прокурор не может давать заключения. Между тем участие прокурора в деле не лишает стороны их процессуальных полномочий. Так, согласно п. 6 ст. 39 КАС РФ, если прокурор отказывается от иска, то судья не прекращает производство, а оставляет заявление без рассмотрения.

Прекращение дела производится только тогда, когда административный истец отказывается от иска (исключение — добровольное удовлетворение требований ответчиком, тогда отказ прокурора от административного иска влечет прекращение производства).

*** Таким образом, в административном судопроизводстве могут принимать участие как непосредственно сами стороны, так и третьи лица, чьи интересы затрагивает данный спор.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

Стороны в административном судопроизводстве рк

Важно

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица. 4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

5. В случае отказа лица вступить в административное дело в качестве административного соистца оно может самостоятельно подать в суд административное исковое заявление, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. После вступления в административное дело административных соистцов и после привлечения к участию в административном деле административных соответчиков подготовка административного дела к судебному разбирательству и разбирательство административного дела производятся с самого начала, за исключением случая ведения этого дела через единого представителя или через уполномоченное лицо, действующих от имени всех административных истцов или всех административных ответчиков.

В.10. Заинтересованные лица в административном деле. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

Стороны и заинтересованное лицо в административном процессе Прокурор в качестве заинтересованного лица в административном производстве Стороны и заинтересованное лицо в административном процессе Понятие сторон административного процесса приведено в ст. 38 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Так, в пп. 2 и 4 данной статьи приведены определения истца и ответчика:

  • административный истец — лицо, которое непосредственно само либо через уполномоченных лиц обратилось в суд для защиты, прекращения нарушения своих прав, для защиты публичных интересов;
  • административный ответчик — лицо, в отношении которого истцом предъявлено требование о прекращении нарушений прав либо иные требования, вытекающие из публичных, административных правоотношений.

Стороны в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции

Детализируя этот перечень, можно определить следующие виды лиц, участвующих в деле: 1) стороны: истец, ответчик; 2) третьи лица: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора; 3) представители сторон, третьих лиц: представители на основе договора, представители на основе закона (законные представители), в том числе органы и лица, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц. По направлению интереса таких лиц, участвующих в деле, условно можно разделить на тех, которые имеют материально-правовую заинтересованность в результатах разрешения дела (стороны и третьи лица), и на тех, что имеют процессуально-правовую заинтересованность (представители сторон и третьих человек).

Судебное решение по делу будет касаться прав и обязанностей сторон и третьих лиц.

Стороны в административном судопроизводстве в арбитражных судах

Прокурор в качестве заинтересованного лица в административном производстве Правила, согласно которым прокуроры могут участвовать в рассматриваемой категории дел в судах, приведены в нормах ст. 39 КАС РФ. П. 1 ст. 39 КАС РФ устанавливает, что прокурор уполномочен выступать как административный истец в нижеследующих случаях:

  • когда иск подается в интересах неопределенного круга лиц;
  • если само лицо, чьи правомочия и интересы нарушены, не имеет возможности подать иск самостоятельно по состоянию здоровья, в силу недееспособности или по иным причинам, признаваемым судом уважительными.

Помимо этого, КАС РФ предусматривает случаи, когда прокурор вправе принять участие в уже имеющемся деле и дать заключение. Этот вид участия используется по делам об оспаривании нормативных актов.

Источник: https://11-2.ru/storony-v-administrativnom-sudoproizvodstve/

Категории дел, рассматриваемых в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации

Потребность в принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ)существовала уже достаточно давно.

Причиной этому было то, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.

1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, однако отдельного кодекса, его регулирующего, принято не было. 

До недавнего времени нормы о разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, были частью Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Однако основным предназначением ГПК является установление процедуры рассмотрения дел, возникающих из гражданских правоотношений, то есть правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле, иными словами обладают автономией воли.

В административных и иных публичных правоотношениях, напротив, отсутствует равенство субъектов.В силу этого необходимы иные способы и методы по разрешению возникающих при таких отношениях сторон споров.

Стоит сразу отметить, что по правилам КАС РФ рассматриваются и разрешаются административные дела в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, организаций, а также иные категорий административных дел. Дела, рассматриваемые арбитражными судами в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ не затронул (то есть такие споры продолжают рассматриваться в соответствующих судах арбитражной системы).

Возвращаясь к категориям споров, рассматривающимся в порядке, установленном КАС РФ, необходимо отметить, что законодатель разделил споры на две группы:

  1. дела, возбуждаемые по инициативе гражданина или организации (часть 2 статьи 1 КАС РФ);
  2. дела, возбуждаемые по инициативе органов и должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере публичного права (в данном случае речь идет осудебномконтроле за законностью действий органов, наделенных публичной властью) (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

Так, к первой группе споров относятся:

  • оспаривание решений и действий (бездействия) органов публично-правовых образований, должностных лиц;
  • оспаривание нормативных правовых актов (полностью или в части);
  • оспаривание решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • споры о компенсации за нарушение права на рассмотрение спора в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • споры, касающиеся защиты избирательных прав, в том числе права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • и иные категории споров.

Ко второй группе, соответственно, относятся споры:

  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее отделений, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций;
  • о прекращении деятельности СМИ;
  • о взыскании денежных сумм с физических лиц в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций;
  • об административном надзоре (его установлении, прекращении или продлении), а также о частичной отмене поднадзорному лицу административных ограничений (речь идет об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
  • о направлении гражданина в медицинскую организацию психиатрического и непсихиатрического характера в недобровольном порядке;
  • о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного, в случае отказа их законного представителя от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни представляемого.
  • и иные категории дел.
Читайте также:  Несовпадение оквэд с фактической деятельностью: позиция фнс

Частью 5 статьи 1 КАС РФустановлено, что действие КАС РФ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, так как данная категория дел рассматривается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Также КАСРФ не регулируетпроизводства по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера относится к регулированию Бюджетного кодекса Российской Федерации.

         Статья подготовлена 17.11.2016 

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «BRACE»

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/931-kategorii-del-rassmatrivaemykh-v-sootvetstvii-s-kodeksom-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossijskoj-federatsii

Экспертные статьи

  • Кодекс административного судопроизводства: аналитический обзор
  • 15 сентября 2015
  • 15 сентября 2015 года вступил в действие новый для российской системы законодательства нормативно-правовой акт, определяющий правила осуществления судопроизводства по административным делам — Кодекс административного судопроизводства (в аббревиатурном написании — КАС РФ).
  • Новый кодекс существенно изменяет судебный порядок рассмотрения многих административных дел и закрепляет совершенно новые “правила игры” как для представителей бизнеса, так и для граждан и общественных организаций в сфере защиты их прав и свобод, в том числе по вопросам:
  • — оспаривания действий, решений чиновников и органов власти;
  • — оспаривания нормативно-правовых актов;
  • — избирательного права;
  • — порядка прекращения деятельности политических партий, религиозных организаций и иных НКО, а также средств массовой информации;
  • — принудительного помещения физических лиц в медицинские учреждения;
  • — принудительного помещения иностранных граждан, подлежащих депортации, в специальные учреждения;
  • — кадастровой стоимости объектов недвижимости;
  • — взыскания обязательных платежей.
  • Чем была обусловлена необходимость разработки и принятия КАС?
  • До момента вступления в силу нового кодекса административные дела рассматривались по правилам гражданского и арбитражного судопроизводства, что порождало целый  ряд проблем, связанных с недостатком правовых норм, особенно в области обжалования произвола чиновников и неправомерных нормативно-правовых актов.

Как пояснил российский президент Владимир Путин, являющийся автором законодательной инициативы, появление КАС в российском правовом поле было неизбежным в целях реализации положений Конституции РФ, а также иных нормативно-правовых актов, согласно которым разрешение административных дел, вытекающих из публичных правоотношений, должно рассматриваться судами по правилам административного судебного порядка, а не в порядке гражданского или арбитражного процесса, как это осуществлялось ранее. Это связано в первую очередь с тем, что гражданское (а также арбитражное) судопроизводство предполагает равенство участников правоотношений, приобретающих права и обязанности по собственной воле и в своем интересе, что фактически является невозможным в публичных правоотношениях. Кроме того, в ГК, ГПК и АПК отсутствуют необходимый инструментарий и методология для всестороннего и объективного разрешения административных дел. Таким образом,  в современных условиях развития российской правовой системы дальнейшее  рассмотрение подобных категорий дел по правилам гражданского судопроизводства было бы неоправданным и неэффективным.

  1. Разработка КАС осуществлялась с учетом положений действующего международного законодательства и основывалась на достижениях российских ученых-правоведов и успешном опыте в сфере административного судопроизводства других государств.
  2. В качестве основных целей принятия КАС заявлены:
  3. — повышение эффективности административных судебных процедур (за счет детализации правовых норм, скорости и логики ведения судебного процесса);
  4. — надлежащее обеспечение и защита прав граждан, юридических лиц, а также иных субъектов от произвола чиновников (в том числе путем обязательности участия представителя по сложным делам, при этом представитель должен иметь высшее юридическое образование);
  5. — повышение скорости ведения судебных процедур (в том числе путем использования возможностей интернета и конференц-связи, а также введения упрощенного “письменного” судопроизводства по некоторым категориям дел);
  6. — надлежащее обеспечение принципов судопроизводства, в том числе принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа диспозитивности, который в административном судопроизводстве имеет свою особую специфику, связанную с необходимостью судебного контроля за ходом судебного процесса и действиями его участников (путем акцентирования роли суда при рассмотрении дел).
  7. Структура и предмет регулирования КАС
  8. Как и в других кодифицированных нормативно-правовые актах, в структуре КАС имеются:
  9. —    Общая часть, состоящая из 20 глав, в которой закрепляются общие принципы и нормы административного судопроизводства;
  10. —    Особенная часть, состоящая из 12 глав, в которой регламентируются правила рассмотрения конкретных категорий дел.
  11. Кроме этого в новом кодексе присутствует третья часть, которая посвящена особенностям рассмотрения дел по правилам упрощенной судебной процедуры.
  12. Также в структуре КАС имеются разделы, закрепляющие правовое регулирование апелляции, кассации, надзора, пересмотра и исполнения судебных решений и заключительные положения, предусматривающие порядок введения Кодекса и отдельных его норм в действие.
  13. Из статьи 1, а также анализа Особенной части КАС следует, что предметом регулирования рассматриваемого закона являются:
  14. —    споры о незаконности нормативно-правовых актов;
  15. —    споры, предметом которых выступают решения и действия (либо бездействие) органов гос. власти и самоуправления на местах, иных органов, имеющих государственные или иные публичные правомочия, государственных служащих, должностных лиц и муниципальных служащих;
  16. —    споры, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией ВС РФ;
  17. —    споры, касающиеся избирательных прав граждан, а также права на референдум;
  18. —    споры по результатам определения кадастровой стоимости недвижимости; 
  19. —    споры по вопросам компенсаций в случае нарушения прав на судопроизводство, либо исполнения судебных решений в разумные сроки;
  20. —    споры по вопросам приостановления или ликвидации политических партий и НКО;
  21. —    споры по вопросам прекращения деятельности СМИ;
  22. —    споры по вопросам запрета деятельности общественных или религиозных организаций, не имеющих правового статуса  юр. лица;
  23. —    споры по вопросам помещения иностранных лиц при необходимости их депортации или реадмиссии в спецучреждения, а также о продлении сроков нахождения указанных лиц в данных учреждениях;
  24. —    споры по вопросам административного надзора за лицами, недавно покинувшими места лишения свободы;
  25. —    споры по вопросам принудительной госпитализации в психиатрические мед. учреждения, а также о продлении сроков нахождения в таких учреждениях и споры по вопросам принудительного психиатрического освидетельствования;
  26. —    споры по вопросам принудительной госпитализации в противотуберкулезные мед. учреждения;
  27. —    споры по вопросам взыскания обязательных платежей и штрафных санкций.
  28. Следует отметить, что КАС РФ регулирует только правовые вопросы административного судопроизводства, подлежащие рассмотрению:
  29. —    в судах общей юрисдикции;
  30. —    в Верховном Суде России.
  31. Какие административные дела не подпадают под регулирование КАС?
  32. Из анализа КАС следует, что  данный нормативно-правовой акт не может быть применен при рассмотрении административных дел по вопросам административных правонарушений (данная категория дел по-прежнему будет рассматриваться в рамках КоАП РФ), а также  при рассмотрении административных дел, которые находятся в силу компетенции:
  33. —    у мировых судей (ввиду небольшого уровня сложности таких дел);
  34. —    у Конституционных (уставных) судов (КС РФ и соответствующих судов субъектов России);
  35. —    у арбитражных судов;
  36. —    у ВС РФ, а также судов общей юрисдикции, по административным делам, требующим иного процессуального порядка их рассмотрения.
  37. Что нового появилось в связи с принятием КАС?
  38. В новом кодексе законодатель приготовил для юристов и участников административнопроцессуальных отношений множество нововведений.

В частности КАС закрепляет такие юридические понятия как административные иски, административные истцы и ответчики.

Также законодатель дает интересную правовую трактовку административно-процессуальной правосубъектности, которая отличается от привычной нам гражданско-правовой правосубъектности главным образом тем, что такой правосубъектностью могут обладать ограниченно дееспособные в рамках гражданского законодательства лица, а также организации, не имеющие правового статуса юр. лица.

По некоторым категориям дел предусматривается упрощенная процедура, сущность которой сводится к тому, что рассмотрение такого дела осуществляется в виде изучения судьей письменных материалов и принятия решения на их основе, то есть без устного разбирательства в зале суда. При этом протокол заседания суда в случае упрощенной процедуры также не составляется. Данное новшество призвано обеспечить динамику рассмотрения административных дел и ускорить работу суда.

Другим нововведением в целях повышения динамики рассмотрения дел является право участников административно-процессуальных отношений представлять и получать документы в электронном виде, а также право на участие в заседании посредством конференц-связи.

Несомненно, это существенно повлияет на скорость судопроизводства, так как неявка в суд свидетелей и участников процесса на сегодняшний день является большой проблемой, затягивающей вынесение решения по делу и порождающей необходимость проведения бесчисленного множества заседаний.

Также следует отметить, что законодатель детализирует вопросы, связанные с подведомственностью судов, а также закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, что, безусловно, снимает множество неясностей при обращении в суд, особенно для граждан, не имеющих юридического образования или профессионального представителя.

Кроме этого, важно отметить, что административными истцами могут выступать государственные и местные органы, а также иные организации, наделенные публичными функциями (например, избирательные комиссии).

Одним из главных нововведений представляется вопрос о профессиональном представительстве.

По некоторым категориям дел КАС предусматривает обязательность участия профессионального представителя-юриста в целях  максимально возможного обеспечения интересов заявителя.

При этом в соответствии со статьей 55 КАС профессиональный представитель должен обладать высшим юридическим образованием и представить соответствующий документ об образовании суду.

Данная правовая норма предназначена для обеспечения надлежащей правовой защиты заявителей, не имеющих высшего юридического образования, по сложным категориям дел.

В частности, к таким делам относятся вопросы оспаривания незаконных нормативно-правовых актов, а также споры, связанные с помещением человека в принудительном порядке в психиатрический стационар, либо споры о принудительном психиатрическом освидетельствовании.

С одной стороны, профессиональная юридическая помощь никогда не помешает даже по менее сложным категориям дел.

Однако, с другой стороны, следует признать, что поскольку услуги профессионального юриста стоят определенных денег, некоторые потенциальные заявители скорее всего предпочтут отказаться от подачи административного иска, что, разумеется, не решает проблему произвола чиновников, особенно в маленьких городах, где уровень жизни населения, как правило, является довольно низким.

Другим важным новшеством является возможность подачи гражданского иска с требованиями о возмещении вреда (в том числе морального) в рамках административного производства. В этом случае четко прослеживается параллель с уголовным процессом.

Еще одна немаловажная деталь — все судебные издержки в полном объеме возлагаются на проигравшую сторону.

Это означает, что проигрывать административные иски будет довольно накладно, поскольку стоимость проведения судебных экспертиз и иных судебных действий,  а также возмещение  расходов, связанных  с приглашением в суд необходимых участников процесса, являются дорогим удовольствием.

Правда, здесь следует отметить, что при подаче коллективного иска в случае проигрыша судебные издержки распределяются в равных долях на всех соистцов, что существенно повышает возможность инициации административных дел коллективным способом.

Какие вопросы остались нерешенными?

По мнению Андрея Комиссарова, хотя КАС и предусматривает существенное уменьшение сроков рассмотрения дела за счет использования возможностей интернета, а также ускоренных судебных процедур, на практике это будет не так легко осуществимо, как предполагает законодатель. Главный вопрос — о сроках судопроизводства — остался неразрешенным, так как сроки рассмотрения дел по-прежнему остаются “разумными”, а  определяется эта “разумность” усмотрением суда.

Вступление в действие норм КАС и их обратная сила

В соответствии с федеральным законом за номером 22-ФЗ почти все положения нового кодекса вступают в силу с 15 сентября 2015 года. Однако несколько его правовых норм начнут действовать позднее, с 15 сентября 2016 года, и одна норма с 1 января 2017 года.

При этом законодатель предусматривает для норм КАС обратную силу их действия. Так, административные дела, не рассмотренные судами до 15 сентября и подпадающие под действие КАС, должны рассматриваться судами по правилам КАС.

А нерассмотренные жалобы, поданные в порядке апелляции или кассации, а также надзорные или частные жалобы (представления) должны быть рассмотрены в соответствии с процессуальными нормами, которые будут действовать на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Данное обстоятельство не осталось незамеченным в юридических и политических кругах. В частности, многие отмечают странное совпадение с введением в действие нового кодекса 15 сентября и проведением осенних выборов накануне этого знаменательного факта — 13 сентября.

Всвязи с обратной силой КАС в случае нарушения избирательных прав на осенних выборах 2015 года рассмотрение таких дел  будет осуществляться по новым правилам КАС.

Это предполагает дополнительные временные и материальные расходы на представителей в суде с юридическим образованием, а также угрозу больших финансовых расходов в случае проигрыша дела.

Вернуться к списку статей

Источник: http://a-komissarov.ru/ekspertnyie-stati/kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-analiticheskij-obzor.html

Ссылка на основную публикацию