Создан проект, защищающий от увольнения лиц, сообщивших о коррупции (законопроект)

Создан проект, защищающий от увольнения лиц, сообщивших о коррупции (законопроект)

Как и следовало ожидать, правильная по своей сути идея, направленная на борьбу со злом, одновременно пожирающим нашу страну и фактически являющимся у нас главным и неизменным принципом государственного устройства, приобрела в проекте закона о коррупции уродливые и опасные формы.

Речь идет о законопроекте №1010 «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» относительно обличителей коррупции», пишет Ракурс.

Обличители в контексте борьбы с коррупцией, их поддержка, защита — это правильно. Возможно, материальная заинтересованность — это тоже правильно, хотя твердой уверенности в этом, честно говоря, нет.

Но возможность, согласно новому проекту закона о коррупции, просто нашкрябать анонимку и автоматически гарантировать себе и семейству «программу защиты свидетелей», бронь от увольнения и гарантии продвижения по службе — это выглядит некоторым перебором.

Закон о коррупции — прекрасный инструмент для антикоррупционеров в погонах

Оставим за рамками рассуждения о том, как повлияют нововведения, предлагаемые проектом закона о коррупции, на морально-психологический климат общества.

Ведь все мы — генетические наследники миллионов, писавших доносы, миллионов, отсидевших благодаря им, и славного многотысячного племени вертухаев.

Предки пережили гораздо более серьезные испытания, оставив нам выбор, что именно «выдавливать из себя по капле»: раба, доносчика, тюремщика, вора или молчаливого наблюдателя. У нас намешано всего. Есть еще и толика чувства справедливости и желание жить по-человечески в прекрасной стране.

Но по причине невежественного исполнения подобные нынешнему нововведения создают благоприятную питательную среду не для борьбы с коррупцией, а для возлелеивания всего самого отвратительного, что есть, возможно, в каждом, в большей или меньшей степени, а также широчайшую возможность для «творчества» антикоррупционеров в погонах.

Итак, если оговорили кого-то бездоказательно, вопросов к изобличителю тоже никаких не будет. Ну подумаешь, ошиблись, это же не со зла.

Ни о какой клевете тут речь идти не может: мало ли, показалось человеку, он же хотел как лучше. Бывает.

Для недобросовестных борцов с коррупцией, которые в погонах, — великолепный многофункциональный инструмент: анонимное заявление и процедура его проверки. И понеслось…

Проект закона о коррупции предполагает, что любой может обвинить любого и не нести за это никакой ответственности. Муки совести мы тут сознательно опускаем — очень зыбкая субстанция.

Денежное вознаграждение (до 10% от разоблаченного ущерба) вообще убьет идею на корню.

Люди в погонах, лишенные законом возможности подрабатывать таким образом, не лыком шиты и всегда смогут использовать доброхотов, входя с ними в долю.

Создан проект, защищающий от увольнения лиц, сообщивших о коррупции (законопроект)
Закон о коррупции. Иллюстрация: Sergey Elkin

Предвосхищая ход мыслей правоохранителей, в большинстве своем не согласных выполнять свою работу без дополнительного вознаграждения, автор проекта закона о коррупции предусматривает для них «ограничитель», но он останется сугубо теоретическим: «Права на вознаграждение не имеет лицо, сообщившее о коррупционном преступлении в качестве обличителя, имея при этом возможность для осуществления официального сообщения об обнаруженном преступлении в рамках реализации своих служебных полномочий».

Тем не менее, еще одна узкая часть находится там же, где и касающаяся всех сообщений о преступлении.

Когда вал обличителей в надежде на: а) торжество справедливости; б) расправу с неугодным лицом; в) денежное вознаграждение; г) гарантии сохранения рабочего места и беспрепятственного течения карьеры для изобличителя и всей его семьи двинет с заявлениями, у правоохранителей появится замечательная возможность — отбирать понравившиеся, как они это делали всегда и продолжают делать нынче.

И вот это — именно то место, где рекой польются реальные вознаграждения. Но немного не в том русле и направлении, как это декларируется авторами закона… А предусмотренное проектом закона о коррупции право обличителя получать информацию о состоянии досудебного расследования, начатого по его заявлению, здесь, мягко говоря, не сильно поможет.

  • Высший антикоррупционный суд начал работу

Некоторые любопытные выдержки из проекта закона о коррупции

Обличитель — физическое лицо, которое при наличии убеждения, что информация является достоверной, сообщило о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений предлагаемого закона другим лицом.

Обличителю, его близким лицам не может быть отказано в приеме на работу, они не могут быть уволены или принуждены к увольнению, привлечены к дисциплинарной ответственности или подвергнуты со стороны руководителя или работодателя другим негативным мерам воздействия (перевод, аттестация, изменение условий труда, отказ в назначении на высшую должность, уменьшение заработной платы и т. п.) или угрозе таких мер воздействия в связи с сообщением о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений этого закона.

К негативным мерам также относятся формально правомерные решения и действия руководителя или работодателя, которые при этом носят выборочный характер, в частности, не применяются к другим работникам в подобных ситуациях и/или не применялись к работнику в подобных ситуациях раньше.

При наличии оснований для восстановления на работе работника, который был уволен в связи с совершенным им или его близким лицом сообщением о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона Украины «О предотвращении коррупции» другим лицом, и при его отказе от такого восстановления орган, рассматривающий трудовой спор, принимает решение о выплате ему денежной компенсации в размере шестимесячного среднего заработка, а в случае невозможности восстановления — в размере двухлетнего среднего заработка.

  • Нам бы так: как борются с коррупцией в США

В делах о применении руководителем или работодателем или создании им угрозы применения негативных мер воздействия к истцу (увольнение, принуждение к увольнению, привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод, аттестация, изменение условий труда, отказ в назначении на высшую должность, уменьшение заработной платы и т. п.

) в связи с сообщением им или его близкими лицами о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона Украины «О предотвращении коррупции» другим лицом обязательство доказывания, что принятые решения, совершенные действия являются правомерными и не были мотивированы действиями истца или его близких лиц по осуществлению этого сообщения, возлагается на ответчика.

Не допускается принятие мер обеспечения иска, которые по содержанию тождественны удовлетворению заявленных исковых требований, если при этом спор не разрешается по существу.

Указанное ограничение не распространяется на обеспечение иска путем приостановления решений, актов руководителя или работодателя о применении негативных мер воздействия к истцу (увольнение, принуждение к увольнению, привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод, аттестация, изменение условий труда, отказ в назначении на высшую должность, отказ в предоставлении отпуска, отстранение от работы или должности, любая другая форма дискриминации истца и т. п.) в связи с сообщением им или его близкими лицами о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона Украины «О предотвращении коррупции».

  • Точка невозврата: о том, что происходит в патрульной полиции Украины

Право на вознаграждение имеет обличитель, который сообщил о коррупционном преступлении, денежный размер предмета которого или нанесенный государству ущерб от которого в пять тысяч и более раз превышают размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения преступления.

Размер вознаграждения определяется судом в пределах 10 процентов от денежного размера предмета коррупционного преступления или размера причиненного государству ущерба от преступления. Размер вознаграждения не может превышать трех тысяч минимальных заработных плат, установленных в момент совершения преступления.

  • Обличитель освобождается от гражданско-правовой ответственности за ущерб или убытки, ставшие результатом осуществления сообщения о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений этого закона.
  • Сообщение обличителем информации о совершении коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, иного нарушения Закона Украины «О предотвращении коррупции» в порядке, предусмотренном названным законом, не является действиями, предусмотренными статьей о незаконном сборе с целью использования сведений, представляющих коммерческую или банковскую тайну.
  • Обличитель имеет право представлять свои интересы при рассмотрении вопроса о выплате ему вознаграждения как лично, так и через представителя — адвоката.
  • Обличитель имеет право на обжалование судебного решения в части, касающейся его интересов при решении вопроса выплаты ему вознаграждения как обличителю.
  • Суд определяет конкретный размер вознаграждения, подлежащего выплате обличителю, учитывая следующие критерии:

персональность информации — информация, сообщенная обличителем правоохранительных органов, должна исходить от его личной осведомленности, в том числе информации, полученной от третьих лиц, не содержаться в публичных отчетах, результатах проверок, материалах, исследованиях, информационных сообщениях и т. д. органов или средств массовой информации, с исключением случая, когда обличитель является источником такой информации, но не быть известной правоохранительному органу из других источников.

  1. Обличители, их близкие лица находятся под защитой государства.
  2. При наличии угрозы жизни, жилью, здоровью и имуществу обличителей, их близких лиц, в связи с совершенным сообщением о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений этого закона, правоохранительными органами к ним могут быть применены правовые, организационно-технические и другие направленные на защиту от противоправных посягательств меры, предусмотренные Законом Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве».
  3. * * *

«Программа защиты свидетелей» — это хорошо. Но нужен очень весомый мотив, чтобы пойти на такое, в частности, учитывая тотальную продажность наших правоохранительных органов.

Александра ПРИМАЧЕНКО; РАКУРС

Tweet

Источник: http://cripo.com.ua/opinion/zakon-o-predotvrashhenii-korruptsii-izoblichitel-vysokooplachivaemaya-professiya-grazhdanskaya-pozitsiya-ili-riskovannoe-hobbi/

Борцы с коррупцией увольнению не подлежат

Государство может взять под защиту граждан, сообщивших о фактах коррупции.

Согласно разработанному Минтрудом законопроекту, сведения о заявителях будут конфиденциальными, сами граждане защищены на трехлетний срок от увольнения, а также получат возможность пользоваться бесплатной юридической помощью.

Юристы допускают, что эти нормы «могут дать работникам хорошую возможность для злоупотреблений», а для борьбы с коррупцией проект надо доработать.

Поправки в закон «О противодействии коррупции», говорится в пояснительной записке, разработаны «по поручению правительства РФ в соответствии с планом работы по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2017-2018 годы».

Минтруд предлагает дополнить закон статьей 9.1, которая «обязывает» представителей работодателя, органы прокуратуры либо правоохранительные органы принять меры по поступившему сигналу о коррупции. В действующем законе (ст.

 9) говорится об обязанности государственных и муниципальных служащих сообщать об известных им коррупционных фактах.

Создан проект, защищающий от увольнения лиц, сообщивших о коррупции (законопроект)

Государство, согласно проекту Минтруда, берет информаторов под защиту. Меры защиты ведомство предлагает не применять только к судимым за «клевету» или «заведомо ложный донос по фактам, изложенным в сообщении».

Остальным будет обеспечена конфиденциальность сведений, возможность получить бесплатную юридическую защиту, а также защиту от «неправомерного увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности и иных ущемлений прав и законных интересов».

Уволить информатора, перевести его на другую должность, изменить «показатели результативности профессиональной служебной деятельности и связанные с ними условия оплаты его труда» в течение трех лет можно будет только по решению комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Причем в заседании этой комиссии предполагается участие прокурора. Такие меры, говорится в пояснительной записке к документу, «позволят не допустить неправомерного преследования сообщившего о фактах коррупции, ущемления его прав и законных интересов».

Читайте также:  Разрешено выдавать деньги под отчёт на «зарплатную» карту работника для покупки гсм

«С жалобами на увольнение разбирается суд, и нет причин создавать еще одно место для их рассмотрения»,— говорит адвокат по трудовым спорам Павел Андреев.

По словам специалиста по трудовому праву юридической фирмы Goltsblat BLP Надежды Илюшиной, «поправки Минтруда могут дать работникам хорошую возможность для злоупотреблений». «Работнику можно один раз заявить о коррупции, и он на три года получит защиту от увольнения,— говорит она «Ъ».

— А если будут реальные основания уволить его, то работодателю сначала придется подать на работника в суд и доказать, что его информация была клеветой».

Создан проект, защищающий от увольнения лиц, сообщивших о коррупции (законопроект)

В свою очередь, научный руководитель лаборатории антикоррупционной политики ВШЭ Юлий Нисневич считает законопроект «первым шагом на пути защиты свидетелей по коррупционным делам».

«Похожие механизмы административной защиты существуют во многих странах, и они необходимы, так как информация свидетелей дает старт значительному числу коррупционных расследований»,— говорит он «Ъ».

В Центре антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Россия» с одобрением относятся к тому, что «защита распространяется не только на чиновников, но на всех граждан», но предлагают доработать проект.

По мнению замдиректора центра Ильи Шуманова, необходимо разработать правовой механизм обеспечения гарантий защиты, распространить их на членов семьи информаторов, а также ввести уголовную ответственность за нарушение конфиденциальности.

Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов также заявил «Ъ» о необходимости «доработать проект с учетом существующих практик»: «Здесь учтены не все риски, существующие у объектов защиты».

Как пояснил эксперт, следует предусмотреть модели, когда защита информатора переходит «от гражданской к уголовной», которая регулируется законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», с учетом того, что коррупционные дела связаны с оргпреступностью.

Наталья Городецкая, Анастасия Мануйлова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3213630

Защита для галочки

Инициатива принадлежит Министерству труда. В документе, опубликованном на сайте правительства, говорится, что сообщивший о коррупции получит бесплатную юридическую помощь и будет защищен от неправомерного увольнения с работы.

«Защита» будет действовать в течение двух лет с момента подачи заявления.

То есть в течение двух лет работника нельзя будет уволить или перевести на более низкую должность без решения на это специальной антикоррупционной комиссии, в которой будет сидеть и прокурор.

На сайте правительства сказано, что Россия взяла на себя обязательство по защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, присоединившись к Конвенции ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при проведении международных коммерческих сделок.

Однако федеральный закон о присоединения к конвенции был принят еще в 2012 году, а конкретный законопроект внесен только сейчас. Эксперты рассказали «Новой» о том, с чем это может быть связано и что изменится с принятием поправки.

— Министерство труда было обязано взяться за разработку законопроекта еще в 2013 году, когда вышло поручение правительства, — рассказывает Павел Чиков, руководитель международной правозащитной организации «Агора».

— В 2013-м, и потом неоднократно, Минтруда выступал за внесение этого проекта в Госдуму. Но отреагировали на это предложение только сейчас.

Какая-то причина очевидно есть: может быть, это активизация России в ОЭСР, или подкрепление национального плана по борьбе с коррупцией, или вообще это часть предвыборной кампании 2018 года.

Заместитель директора российского отделения Transparency International Илья Шуманов считает, что Россия с недавнего времени активизировалась в выполнении обязательств национального плана по борьбе с коррупцией, чтобы «исключительно формально» сделать вид для ОЭСР, что власти проводят работу по борьбе с коррупцией:

— Государственная дума, я думаю, очень быстро проштампует все эти вещи, потому что законопроект содержит общие положения. На деле никаких юридических последствий для защиты заявителей не будет предоставлено.

Создан проект, защищающий от увольнения лиц, сообщивших о коррупции (законопроект)

Люди, которые сообщают органам о нарушении законодательства  и фактах коррупции, у нас в стране чаще всего, как итог, теряют работу, говорит Чиков:

— Более того, на сегодняшний день эта категория людей вообще никак не выделена в российском законодательстве. То есть отдельного правового статуса для «разоблачителей» (будем их так называть) российское законодательство не знает.

Хотя международные обязательства Российской Федерации этого требуют. Во-первых, это вытекает из Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, которая содержит соответствующие положения.

Во-вторых, стоит посмотреть на практику Европейского суда по правам человека, которая последние десять лет сформировалась, там есть несколько решений, касающихся этой категории.

Отсутствие законодательства, регулирующего поведение разоблачителей, приводит к тому, что заявитель публикует чувствительную для властей информацию в СМИ — просто потому что у него не было другого способа донести эту информацию до лиц, принимающих решения.

Шуманов считает, что правительство «просто идет по направлению выставления галочек»:

— Сначала Россия пыталась для виду отчитаться перед ОЭСР тем, что у нас в стране действует закон о защите свидетелей, и по этому закону лица, которые в рамках уголовного дела оказываются свидетелями, подпадают под меры защиты.

Но существуют другие ситуации, когда факты коррупции всплывают, а уголовные дела либо не возбуждают, либо это не связано с возбуждением уголовных дел, например, в конфликтах интересов или в ситуации незаконного обогащения.

Сейчас российское правовое поле начало развиваться в силу того, что ОЭСР мониторит исполнение Россией этой конвенции и, в том числе, делает замечания, что чиновники у нас формально защищены, а все остальные лица не защищены. Этим законопроектом Россия решила расширить круг лиц, включив еще защиту заявителей в частном секторе.

Соответственно, она закрыла «дырку», которая касалась сотрудников госкомпаний и госкорпораций, потому что формально они не являются чиновниками. Была сделана оговорка, по которой этим людям будет предоставлена защита.

Но помимо написанных законопроектов, существует еще правоприменение, заключает Шуманов. Созданная система, по его словам, работать не будет: «Даже находясь в органах власти, люди не могут  себя защитить, сообщив о коррупции».

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/10/18/74241-zaschita-dlya-galochki

«Вместо разбирательств — увольнение». Чем грозят «доносы» о коррупции

Создан проект, защищающий от увольнения лиц, сообщивших о коррупции (законопроект)

В четверг, 9 ноября профильный комитет Госдумы будет рекомендовать принять законопроекта о защите лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях, сообщила газета «Ведомости». Закон был разработан Минтрудом в начале октября, согласно поручениям, указанным в национальных планах по противодействию коррупции.

Документ содержит поправки, защищающие права сотрудников перед работодателями. Согласно им, уволить человека, сообщившего о коррупции, можно будет только после проведения спецкомиссии. Она рассмотрит соблюдение требований к служебному поведению и займется урегулированием конфликта интересов. В качестве меры защиты о проведении такой комиссии будет уведомлен прокурор.

Кроме того, информатор сможет получить бесплатную правовую помощь при составлении сообщений о коррупции. Юристы займутся и защитой прав и интересов гражданина в подобных делах.

Закон будет действовать в течение двух лет после сообщения о коррупции. На этот срок информатор будет защищен от незаконного увольнения и ущемления своих прав. При этом гражданин, предоставивший ложные сведения о коррупции, будет привлечен к ответственности: уголовной или административной.

В России не соблюдаются гарантии защиты от преследования информаторов о правонарушениях в госорганах, говорится в докладе «Сотня российских разоблачителей».

Согласно данным исследования, с 1995 года на 18 из 100 таких граждан были заведены уголовные дела. Кроме того, 39 из них были уволены с работы, а пятеро пережили физическое насилие.

Чаще всего информация о правонарушениях властей поступает от сотрудников полиции, медработников и учителей.

«Вместо разбирательств — увольнение»

В России существуют разные практики по противодействию коррупции, рассказал «360» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Граждане пишут такие жалобы на правоохранительные органы и представителей ЖКХ. На специально созданные горячие линии люди чаще всего обращаются анонимно.

В организации, которые серьезно разбираются в коррупционных делах, люди обращаются, не скрывая своих имен.

Данный закон — это выполнение требований тех международных обязательств, которые есть в конвенциях.

Данная система может работать на муниципальном и среднем уровнях, но если мы говорим о тяжелой преступной группе, то это вряд ли будет работать. Потому, что это работа оперативная, работа спецслужб.

Там другая система защиты. Я думаю что те люди, которые хотят заявлять о коррупции — будут это делать

— Кирилл Кабанов.

В настоящее время количество заявителей о коррупции растет, рассказал Кабанов. Это связано с возбуждением громких уголовных дел, благодаря которым люди начинают доверять государству.

В некоторых случаях заявление о коррупции может стать поводом для увольнения с работы — часто это происходит для сведения личных счетов. «На некоторых предприятиях сотрудники рассказывают, что руководитель заставляет приносить деньги.

Вместо разбирательств, их увольняют», — уточнил Кабанов.

Бывает такой вариант, когда люди заявляют о коррупционных нарушениях и начинается давление, вплоть до уголовного преследования. Но это, как правило, частные случаи, а не массовое явление. Но сейчас мы видим, что многие бизнесмены чиновники, которые являются заявителями, освобождаются от ответственности

— Кирилл Кабанов.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/vmesto-razbiratelstv-uvolnenie-chem-grozjat-donosy-o-korruptsii/

Закон о коррупции: Изобличитель коррупции — высокооплачиваемая профессия, гражданская позиция или рискованное хобби

Как и следовало ожидать, правильная по своей сути идея, направленная на борьбу со злом, одновременно пожирающим нашу страну и фактически являющимся у нас главным и неизменным принципом государственного устройства, приобрела в проекте закона о коррупции уродливые и опасные формы.

Речь идет о законопроекте №1010 «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» относительно обличителей коррупции».

Обличители в контексте борьбы с коррупцией, их поддержка, защита — это правильно. Возможно, материальная заинтересованность — это тоже правильно, хотя твердой уверенности в этом, честно говоря, нет.

Но возможность, согласно новому проекту закона о коррупции, просто нашкрябать анонимку и автоматически гарантировать себе и семейству «программу защиты свидетелей», бронь от увольнения и гарантии продвижения по службе — это выглядит некоторым перебором.

Закон о коррупции — прекрасный инструмент для антикоррупционеров в погонах

Оставим за рамками рассуждения о том, как повлияют нововведения, предлагаемые проектом закона о коррупции, на морально-психологический климат общества.

Ведь все мы — генетические наследники миллионов, писавших доносы, миллионов, отсидевших благодаря им, и славного многотысячного племени вертухаев.

Предки пережили гораздо более серьезные испытания, оставив нам выбор, что именно «выдавливать из себя по капле»: раба, доносчика, тюремщика, вора или молчаливого наблюдателя. У нас намешано всего. Есть еще и толика чувства справедливости и желание жить по-человечески в прекрасной стране.

Но по причине невежественного исполнения подобные нынешнему нововведения создают благоприятную питательную среду не для борьбы с коррупцией, а для возлелеивания всего самого отвратительного, что есть, возможно, в каждом, в большей или меньшей степени, а также широчайшую возможность для «творчества» антикоррупционеров в погонах.

Итак, если оговорили кого-то бездоказательно, вопросов к изобличителю тоже никаких не будет. Ну подумаешь, ошиблись, это же не со зла.

Ни о какой клевете тут речь идти не может: мало ли, показалось человеку, он же хотел как лучше. Бывает.

Для недобросовестных борцов с коррупцией, которые в погонах, — великолепный многофункциональный инструмент: анонимное заявление и процедура его проверки. И понеслось…

Проект закона о коррупции предполагает, что любой может обвинить любого и не нести за это никакой ответственности. Муки совести мы тут сознательно опускаем — очень зыбкая субстанция.

Денежное вознаграждение (до 10% от разоблаченного ущерба) вообще убьет идею на корню.

Читайте также:  Как правильно оформить отпуск с последующим увольнением?

Люди в погонах, лишенные законом возможности подрабатывать таким образом, не лыком шиты и всегда смогут использовать доброхотов, входя с ними в долю.

Создан проект, защищающий от увольнения лиц, сообщивших о коррупции (законопроект)

Предвосхищая ход мыслей правоохранителей, в большинстве своем не согласных выполнять свою работу без дополнительного вознаграждения, автор проекта закона о коррупции предусматривает для них «ограничитель», но он останется сугубо теоретическим: «Права на вознаграждение не имеет лицо, сообщившее о коррупционном преступлении в качестве обличителя, имея при этом возможность для осуществления официального сообщения об обнаруженном преступлении в рамках реализации своих служебных полномочий».

Тем не менее, еще одна узкая часть находится там же, где и касающаяся всех сообщений о преступлении.

Когда вал обличителей в надежде на: а) торжество справедливости; б) расправу с неугодным лицом; в) денежное вознаграждение; г) гарантии сохранения рабочего места и беспрепятственного течения карьеры для изобличителя и всей его семьи двинет с заявлениями, у правоохранителей появится замечательная возможность — отбирать понравившиеся, как они это делали всегда и продолжают делать нынче.

И вот это — именно то место, где рекой польются реальные вознаграждения. Но немного не в том русле и направлении, как это декларируется авторами закона… А предусмотренное проектом закона о коррупции право обличителя получать информацию о состоянии досудебного расследования, начатого по его заявлению, здесь, мягко говоря, не сильно поможет.

Некоторые любопытные выдержки из проекта закона о коррупции

Обличитель — физическое лицо, которое при наличии убеждения, что информация является достоверной, сообщило о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений предлагаемого закона другим лицом.

Обличителю, его близким лицам не может быть отказано в приеме на работу, они не могут быть уволены или принуждены к увольнению, привлечены к дисциплинарной ответственности или подвергнуты со стороны руководителя или работодателя другим негативным мерам воздействия (перевод, аттестация, изменение условий труда, отказ в назначении на высшую должность, уменьшение заработной платы и т. п.) или угрозе таких мер воздействия в связи с сообщением о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений этого закона.

К негативным мерам также относятся формально правомерные решения и действия руководителя или работодателя, которые при этом носят выборочный характер, в частности, не применяются к другим работникам в подобных ситуациях и/или не применялись к работнику в подобных ситуациях раньше.

При наличии оснований для восстановления на работе работника, который был уволен в связи с совершенным им или его близким лицом сообщением о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона Украины «О предотвращении коррупции» другим лицом, и при его отказе от такого восстановления орган, рассматривающий трудовой спор, принимает решение о выплате ему денежной компенсации в размере шестимесячного среднего заработка, а в случае невозможности восстановления — в размере двухлетнего среднего заработка.

В делах о применении руководителем или работодателем или создании им угрозы применения негативных мер воздействия к истцу (увольнение, принуждение к увольнению, привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод, аттестация, изменение условий труда, отказ в назначении на высшую должность, уменьшение заработной платы и т. п.

) в связи с сообщением им или его близкими лицами о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона Украины «О предотвращении коррупции» другим лицом обязательство доказывания, что принятые решения, совершенные действия являются правомерными и не были мотивированы действиями истца или его близких лиц по осуществлению этого сообщения, возлагается на ответчика.

Не допускается принятие мер обеспечения иска, которые по содержанию тождественны удовлетворению заявленных исковых требований, если при этом спор не разрешается по существу.

Указанное ограничение не распространяется на обеспечение иска путем приостановления решений, актов руководителя или работодателя о применении негативных мер воздействия к истцу (увольнение, принуждение к увольнению, привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод, аттестация, изменение условий труда, отказ в назначении на высшую должность, отказ в предоставлении отпуска, отстранение от работы или должности, любая другая форма дискриминации истца и т. п.) в связи с сообщением им или его близкими лицами о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона Украины «О предотвращении коррупции».

Право на вознаграждение имеет обличитель, который сообщил о коррупционном преступлении, денежный размер предмета которого или нанесенный государству ущерб от которого в пять тысяч и более раз превышают размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения преступления.

Размер вознаграждения определяется судом в пределах 10 процентов от денежного размера предмета коррупционного преступления или размера причиненного государству ущерба от преступления. Размер вознаграждения не может превышать трех тысяч минимальных заработных плат, установленных в момент совершения преступления.

  • Обличитель освобождается от гражданско-правовой ответственности за ущерб или убытки, ставшие результатом осуществления сообщения о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений этого закона.
  • Сообщение обличителем информации о совершении коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, иного нарушения Закона Украины «О предотвращении коррупции» в порядке, предусмотренном названным законом, не является действиями, предусмотренными статьей о незаконном сборе с целью использования сведений, представляющих коммерческую или банковскую тайну.
  • Обличитель имеет право представлять свои интересы при рассмотрении вопроса о выплате ему вознаграждения как лично, так и через представителя — адвоката.
  • Обличитель имеет право на обжалование судебного решения в части, касающейся его интересов при решении вопроса выплаты ему вознаграждения как обличителю.
  • Суд определяет конкретный размер вознаграждения, подлежащего выплате обличителю, учитывая следующие критерии:

персональность информации — информация, сообщенная обличителем правоохранительных органов, должна исходить от его личной осведомленности, в том числе информации, полученной от третьих лиц, не содержаться в публичных отчетах, результатах проверок, материалах, исследованиях, информационных сообщениях и т. д. органов или средств массовой информации, с исключением случая, когда обличитель является источником такой информации, но не быть известной правоохранительному органу из других источников.

  1. Обличители, их близкие лица находятся под защитой государства.
  2. При наличии угрозы жизни, жилью, здоровью и имуществу обличителей, их близких лиц, в связи с совершенным сообщением о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений этого закона, правоохранительными органами к ним могут быть применены правовые, организационно-технические и другие направленные на защиту от противоправных посягательств меры, предусмотренные Законом Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве».
  3. * * *

«Программа защиты свидетелей» — это хорошо. Но нужен очень весомый мотив, чтобы пойти на такое, в частности, учитывая тотальную продажность наших правоохранительных органов. 

Источник: https://racurs.ua/2446-zakon-o-korrupcii-izoblichitel-korrupcii-professiya-grajdanskaya-poziciya-ili.html

Сообщивших о коррупции граждан предложили брать под госзащиту

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, которым вводятся специальные меры защиты граждан, сообщивших о коррупции.

Граждан, решивших сообщить о нечистых делах своих коллег, могут запретить увольнять без согласия прокурора в течение двух лет после сигнала. Кроме того, прокуратура особо проследит, чтобы начальство не подвергало человека бюрократическим гонениям, например, срезая премии, переводя на неудобный график и прочее.

Путин сменил начальство в антикоррупционном управлении Кремля

Соответствующие поправки предлагается внести в Закон «О противодействии коррупции». Причем положения будут распространяться как на гражданских, так и на военных.

По словам сторонников идеи, люди, столкнувшиеся с фактами коррупции в своей организации, нередко боятся о ней сообщать из опасения потерять рабочее место.

Более того, зачастую человек оказывается перед сложным выбором: или участвовать в сомнительных схемах, или уходить с работы.

Поэтому, безусловно, необходимо разработать эффективную систему защиты человека, который решится бросить вызов коррупционным порядкам в организации.

В течение двух лет уволить или наказать человека можно будет только с согласия прокурора

Проект предусматривает обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в уведомлении о коррупционном нарушении. Будут защищены и персональные данные человека.

Если по сигналам гражданина будет возбуждено уголовное дело, он может попасть в программу защиты свидетелей. Информацию можно направить в прокуратуру, правоохранительные органы, а также своему непосредственному начальству. С того момента, как человек бросит вызов коррупции, он получит поддержку государства.

ФСБ вскрыло коррупционную схему при реконструкции Политехнического музея

Помимо прочего, законопроектом предусмотрена защита от неправового увольнения, защита прав и законных интересов лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении, в течение двух лет с даты регистрации соответствующего уведомления.

Но у предложения есть и критики, поэтому, по данным «РГ», вчера была достаточно серьезная дискуссия по проекту. Новые меры не должны дать карт-бланш жалобщикам и лентяям. Иначе есть риск, что предложением воспользуются нерадивые работники. Допустим, над кем-то нависла угроза увольнения за лень и неразумение, а он возьми и напиши поклеп, чтобы получить прокурорскую «бронь».

Проект оговаривает, что меры защиты не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию. Таких, наоборот, надо привлекать к ответу за клевету.

К тому же защита от увольнений и наказаний не будет безусловной. Уволить или наказать человека можно будет только с разрешения специальной антикоррупционной комиссии, созданной в организации.

Но — и это принципиальный вопрос — человек не останется один на один со своими коллегами из аттестационной комиссии.

Руководство будет обязано уведомить прокуратуру о том, что к человеку из охранного листа появились вопросы, доказать, что претензии не связаны с активной жизненной позицией подчиненного. Таковы основные положения документа. Работа над проектом будет продолжена.

Мнение

Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:

— Сейчас в России действует антикоррупционное законодательство, но оно несовершенно. В министерствах и ведомствах созданы отделы по противодействию коррупции.

Работа идет в основном по формализации документооборота, в частности основной упор сделан на проверку налоговых деклараций государственных гражданских служащих, которая предполагает оценку разницы доходов и расходов чиновников, выявление среди них учредителей коммерческих компаний, проверка, насколько они выполняют требования по передаче управлениями в траст. Также в ведомствах есть комиссии по конфликтам интересов, которые должны разбирать конкретные факты коррупции, выявлять признаки конфликтов интересов, например, не участвует ли в госзакупках компания, принадлежащая родственникам того, кто ответственен в организации за проведение госзакупок и не выиграла ли она конкурс. При этом совершенно не выстроена работа по профилактике коррупционных проявлений, не созданы условия, когда сами сотрудники могли бы заявить, что начальство побуждает их к противоправным действиям.

В России появится реестр коррупционеров

Впрочем, данный законопроект тоже не гарантирует полной защиты работника, заявившего о коррупции в ведомстве. Да, с одной стороны, появляется запрет на его увольнение. Но работодатель при случае всегда сможет формально доказать «профнепригодность» специалиста, его несоответствие.

Читайте также:  Разрешения при индивидуальном строительстве будут заменены уведомлениями

Достаточно создать некомфортные условия работы и при этом сделать все в рамках трудового законодательства.

Например, начать четко фиксировать время прихода на работу и ухода с нее, давать отпуск в не в то время, когда хочет работник, давать ему сложные, невыполнимые или неинтересные задания, а премии лишить не его одного, а весь отдел.

Каждый из этих шагов работодатель сможет подтвердить актами, приказами и другими формальными документами. Для того чтобы этого не происходило, в законопроекте должны быть очень четко прописаны все шаги защиты. Например, то, что у работника после жалобы не должна снизиться средняя зарплата.

Подготовила Марина Гусенко

Источник: https://rg.ru/2017/10/09/soobshchivshih-o-korrupcii-grazhdan-predlozhili-brat-pod-goszashchitu.html

Люди, сообщившие о коррупции, останутся без защиты

В Госдуме считают, что приняли слишком много законов по борьбе с коррупцией

Андрей Гордеев / Ведомости

В среду Дума отклонит принятый уже в первом чтении правительственный законопроект о защите людей, заявивших о коррупции. В заключении комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, рекомендовавшего отклонение, говорится, что 5 декабря 2018 г.

правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, направленных на комплексное совершенствование антикоррупционного законодательства, – часть их положений затрагивает вопросы законопроекта, который предложено отклонить. Кроме того, и правительство в своем письме от 22 мая 2019 г.

просило снять с рассмотрения этот законопроект.

В законопроекте, подготовленном Минтрудом и внесенном правительством в Госдуму в октябре 2017 г. (принят в первом чтении в декабре 2017 г.), предусматривались меры защиты государством людей, которые уведомили работодателя, прокуратуру или госорганы о коррупционных правонарушениях, которые совершены в госорганах, органах местного самоуправления или организациях.

Законопроект вводил отдельную статью в закон о противодействии коррупции о правах и защите лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях.

Он предусматривал защиту от необоснованного увольнения в течение двух лет с даты регистрации уведомления о коррупционном правонарушении и, в частности, дозволял увольнение уведомителя только после заседания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению или других коллегиальных органов – на них обязательно приглашался прокурор.

В случае участия человека в уголовном судопроизводстве могли использоваться меры, предусмотренные законами о госзащите. Проект обеспечивал конфиденциальность сведений, которые содержались в заявлении человека, и возможность получения им бесплатной юридической помощи.

Пресс-служба Минтруда сообщила, что сейчас согласно указу президента от апреля 2013 г.

к лицу, сообщившему в правоохранительные или иные госорганы о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, в нем может участвовать прокурор.

Идея законопроекта правильная, видимо, будет подготовлен более всеохватывающий законопроект, поскольку сейчас предлагаемые изменения выходят за рамки его концепции, говорит член комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный: «С другой стороны, у нас есть законы, которые устанавливают госзащиту судей, сотрудников правоохранительных органов, потерпевших, свидетелей, есть указ президента, который устанавливает защиту лиц, которые сообщают о коррупции». По его мнению, сейчас важно провести анализ правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции и «можно было бы подумать о моратории на такие инициативы», поскольку с 1998 г. было принято более 90 нормативно-правовых актов, половина из которых – федеральные законы. Еще один собеседник в комитете говорит, что законопроект идет на отклонение, поскольку правительство само об этом попросило. Он не исключает, что в дальнейшем законопроект может быть внесен заново либо его положения будут учтены в качестве поправок в декабрьском законопроекте.

В аналитическом докладе ­РАНХиГС о современном состоянии и тенденциях развития государственной гражданской службы приводились данные о том, почему граждане отказываются помогать государству в борьбе с коррупцией: большинство говорили, что считают коррупцию положительным явлением, часть считали это бесполезным, опасным для себя и поскольку опасались за жизнь родных и близких.

Во внесенном правительством в декабре пакете законопроектов говорится только о том, что меры по защите государством заявителей о коррупции определяются законодательством, однако по факту такого законодательства сейчас нет, говорит юрист «Трансперенси интернешнл – Россия» Григорий Машанов: «Новый законопроект не вводит конфиденциальность информации о заявителе, бесплатную юридическую помощь, усложненный порядок увольнения и уголовного преследования после заявления о коррупции в отличие от отклоняемого законопроекта, где эти нормы есть». В указе президента есть норма о защите госслужащих, которые сообщили о коррупции, в отношении же муниципальных служащих или обычных граждан таких норм нет, говорит Машанов. Большинство тех, кто жалуется на коррупцию, в первую очередь хотят оставаться анонимными, принятие законопроекта позволило бы изменить восприятие людей, которые поняли бы, что просто так человека нельзя уволить, добавляет Машанов.

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/06/17/804382-lyudi-korruptsii

Закон защитит от увольнения работников, сообщивших о коррупции на работе

«Иммунитет» на увольнение получат только те работники, чья информация о коррупции подтвердилась. Если человек «донес» ложные сведения, например, чтобы «насолить» работодателю, не повысившему зарплату, закон защищать его не будет.

Говоря об актуальности законопроекта, замминистра труда и соцзащиты России Алексей Черкасов привел статистику по реализации статьи девять закона «О противодействии коррупции». Она предусматривает обязанность госслужащих сообщать о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Так, по его словам, в 2015 году было зарегистрировано около 7,5 тысячи уведомлений, в 2016 году — более 8,5 тысячи. Примерно по четверти этих уведомлений после последующей проверки и анализа возбуждаются уголовные дела. «То есть актуальность законопроекта не вызывает сомнений», — резюмировал он. Напомним недавний случай. В городе Северске Томской области уволили няню детского сада после того, как она выложила в Интернете видео, где воспитатель силой заставляет маленькую девочку есть. После шумихи в СМИ воспитательницу отправили в отпуск, а няню попросили забрать документы и уволиться. Проверку по этому инциденту ведет Следственный комитет.
Сейчас в России действует антикоррупционное законодательство, но оно несовершенно, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. В министерствах и ведомствах созданы отделы по противодействию коррупции. Однако, по словам эксперта, работа идет в основном по формализации документооборота. Основной упор сделан на проверку налоговых деклараций государственных гражданских служащих, которая предполагает оценку разницы доходов и расходов чиновников, выявление среди них учредителей коммерческих компаний, проверку, насколько они выполняют требования по передаче управлениями в траст.

Уволить правдоруба или перевести его на другую должность можно будет с разрешения прокурора

В ведомствах есть комиссии по конфликтам интересов, они должны разбирать конкретные факты коррупции, выявлять признаки конфликтов интересов, например, не участвует ли в госзакупках компания, принадлежащая родственникам того, кто ответственен в организации за проведение госзакупок, и не выиграла ли она конкурс. При этом, обращает внимание Сафонов, совершенно не выстроена работа по профилактике коррупционных проявлений, не созданы условия, когда сами сотрудники могли бы заявить, что начальство побуждает их к противоправным действиям.

Александр Сафонов сомневается, что законопроект на сто процентов сможет защитить работников-правдорубов. «Работодатель всегда сможет формально доказать „профнепригодность“ специалиста», — считает он.

Плюс — он может создать некомфортные условия работы, при чем — в рамках трудового законодательства.

Начать четко фиксировать время прихода на работу и ухода с нее, давать отпуск не в то время, когда хочет работник, давать ему невыполнимые или неинтересные задания, а премии лишить не его одного, а весь отдел.

«Для того, — уточняет Сафонов, — чтобы новый закон мог защитить работников, в нем должны быть очень четко прописаны все шаги защиты. Вплоть до того, что у работника после жалобы не должна снизиться средняя зарплата».

Конкретно

Алексей Черкасов, замминистра труда и соцзащиты России

— Сейчас законодательство о противодействии коррупции защищает госслужащих, сообщивших прокуратуре или другим госорганам об известных им коррупционных правонарушениях. Новый же документ, во-первых, уточняет механизмы защиты для них, а во-вторых, расширяет круг лиц, которым такая защита будет обеспечена.
Законопроектом защищаются интересы и права не только госслужащих, работников госкорпораций, Центробанка, организаций, созданных для выполнения задач госорганов, но и любых других работников. То есть сфера действия законопроекта широкая.

Россияне, сообщившие о фактах коррупции или иных нарушениях, будут наделены иммунитетом от увольнения с работы в течение двух лет с момента регистрации уведомления на этот счет.

Им нельзя будет снижать зарплату или перестать начислять премию, устанавливать неудобный график работы. Накладывать на них разные административные взыскания тоже станет проблематично.

Также государство будет предоставлять им бесплатную юридическую помощь и гарантировать конфиденциальность сведений о заявителе.

Решение об увольнении, переводе на иную должность, привлечении к дисциплинарной ответственности может быть принято к работнику, сообщившему о факте коррупции, только после рассмотрения этого вопроса на заседании специальной комиссии.

Либо при соблюдении требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Либо иного коллегиального органа, образованного работодателем. При этом в заседании комиссии предусматривается обязательное участие прокурора.

Реконструкция первого этажа стала адом для жителей дома

Источник: https://news.rambler.ru/other/38609661-zakon-zaschitit-ot-uvolneniya-rabotnikov-soobschivshih-o-korruptsii-na-rabote/

О внесении в госдуму законопроекта о защите лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях

16 октября 2017 07:15

Распоряжение от 13 октября 2017 года №2239-р. Законопроектом предусмотрена государственная защита от ущемления прав и законных интересов лица, уведомившего о коррупционном правонарушении, в течение двух лет с даты регистрации уведомления о таком правонарушении.

А в случае участия этого лица в уголовном судопроизводстве определены меры защиты, применяемые в соответствии с федеральными законами «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Предусматриваются также обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в уведомлении о коррупционном правонарушении, возможность получения бесплатной юридической помощи, защиты от неправомерного увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности.

  • Проект федерального закона «О
    внесении изменения в Федеральный закон “О противодействии коррупции” в части
    защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях» (далее – законопроект)
    внесён Минтрудом России.
  • Пунктом 21 Указа Президента
    России от 2 апреля 2013 года №309 «О мерах по реализации отдельных
    положений Федерального закона “О
    противодействии коррупции”»
    установлены временные (до издания соответствующих нормативных правовых актов)
    меры защиты уведомивших о коррупционных правонарушениях лиц, замещающих должности
    в государственных органах, Банке России и организациях, созданных для
    выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
  • Кроме того, все граждане России
    вправе получать бесплатную юридическую помощь в подготовке сообщений о фактах
    коррупции, а также в случаях нарушения их законных прав и интересов в связи с
    такими сообщениями.
  • Присоединившись к Конвенции ОЭСР
    по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при проведении международных
    коммерческих сделок (Федеральный закон
    от 1 февраля 2012 года №3-ФЗ), Российская Федерация взяла на себя
    обязательство по обеспечению на законодательном уровне гарантий защиты лиц,
    сообщивших о коррупционных правонарушениях.
  • Законопроектом предлагается
    определить меры защиты государством лиц, уведомивших представителя нанимателя
    (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о коррупционных
    правонарушениях, совершённых в государственных органах, органах местного
    самоуправления или организациях.

Предусмотрена защита от
ущемления прав и законных интересов лица, уведомившего о коррупционном
правонарушении, в течение двух лет с даты регистрации уведомления о таком
правонарушении.

А в случае участия этого лица в уголовном судопроизводстве
определены меры защиты, применяемые в соответствии с федеральными законами «О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов» и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и
иных участников уголовного судопроизводства».

Предусматриваются также
обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в уведомлении лица,
сообщившего о коррупционном правонарушении, возможность получения бесплатной
юридической помощи, защиты от неправомерного увольнения, привлечения к
дисциплинарной ответственности, а также ущемления прав и законных интересов
этого лица.

Законопроект
рассмотрен и одобрен на заседании Правительства
Российской Федерации 12 октября 2017 года.

Источник: http://government.ru/activities/selection/301/29642/

Ссылка на основную публикацию