Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере

Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере Юридический отдел «Факультета медицинского права»

С «03» сентября 2016 года Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере

Указанное положение было установлено Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

В целях применения при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора риск-ориентированного подхода используемые юридическими лицами и ИП производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами.

Основание отнесения объектов санитарно-эпидемиологического надзора к категориям риска

Отнесение объектов государственного надзора к категориям риска осуществляется:

Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере

  • решением главного государственного санитарного врача РФ или главного государственного санитарного врача Федерального медико-биологического агентства (далее — ФМБА) — при отнесении объектов государственного надзора к категории чрезвычайно высокого риска;
  • решениями главных государственных санитарных врачей субъектов РФ или руководителей территориальных органов ФМБА, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, — при отнесении объектов государственного надзора к категориям высокого и значительного риска;
  • решениями должностных лиц по месту нахождения объекта государственного надзора, определенных главным государственным санитарным врачом РФ или главным государственным санитарным врачом ФМБА, — при отнесении объектов государственного надзора к категориям среднего и умеренного риска.

В зависимости от присвоенной категории риска проведение плановых проверок осуществляется с определенной периодичностью.

Критерии отнесения объектов санитарно-эпидемиологического надзора к категориям риска

Если с критериями отнесения объектов пожарного надзора все было относительно понятно, то критерии отнесения объектов санитарно-эпидемиологического надзора к категориям риска скорее напоминают урок математики.

Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере

Законодатель выделяет 2 вида критериев отнесения объектов санитарно — эпидемиологического надзора к категориям риска:

  • Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно — эпидемиологического благополучия, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (далее — Критерии тяжести негативных последствий);
  • Критерии вероятности возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Таким образом, медицинская организация как объект контроля (надзора) подпадет под проверки органов санитарно — эпидемиологического надзора в рамках риск — ориентированного подхода при применении обоих вышеназванных критериев.

Критерии тяжести негативных последствий

Для наибольшего удобства восприятия Факультет Медицинского Права представляет критерии тяжести негативных последствий отнесения объектов санитарно-эпидемиологического надзора к категориям риска в виде схематичной таблицы.

Объекты санитарно-эпидемиологического надзора (за исключением отдельных объектов государственного надзора ФМБА) Показатель потенциального риска причинения вреда здоровью Категория риска Периодичность проведения плановых проверок
1 × 10-3 Чрезвычайно высокий риск 1 раз в календарном году
от 1 × 10-4 до 1 × 10-3 Высокий риск 1 раз в 2 года
от 1 × 10-5 до 1 × 10-4 Значительный риск 1 раз в 3 года
от 1 × 10-6 до 1 × 10-5 Средний риск Не чаще чем 1 раз в 4 года
от 1 × 10-7 до 1 × 10-6 Умеренный риск Не чаще чем 1 раз в 6 лет
менее 1 × 10-7 Низкий риск Плановые проверки не проводятся

Доводим до сведения, что для определения показателя потенциального риска ® Правительством РФ была утверждена специальная формула:

R = G × p G = U × M
G p U M
показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора

Обращаем внимание на то, что значения показателя численности населения, находящегося под воздействием объекта санитарно-эпидемиологического надзора, определяется для каждого объекта санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с методикой, утверждаемой Роспотребнадзором. Однако на данный момент такая методика не утверждена.

При этом, значения показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности установлены следующие:

Наименование вида деятельности Показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности Показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности
Деятельность в области здравоохранения
1. Деятельность в области здравоохранения, за исключением 0,0087 4,84
деятельности по использованию источников ионизирующего излучения (ИИИ) 0,0094 3,34
2. Деятельность лечебно-профилактических организаций, за исключением: 0,0077 4,9
деятельности родильных домов 0,0068 8,54
деятельности родильных отделений в многопрофильных лечебно-профилактических организациях 0,07 4,75
деятельности стоматологических поликлиник (кабинетов), не использующих источники ионизирующего излучения 0,007 3,48
деятельности стоматологических поликлиник (кабинетов), использующих источники ионизирующего излучения 0,0068 2,66
3. Деятельность санаторно-курортных учреждений, за исключением 0,0089 8,76
санаториев для детей, в том числе для детей с родителями 0,0069 12,2
4. Иная деятельность в области здравоохранения 0,0087 4,84

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Критерии вероятности возможного несоблюдения юридическими лицами и ИП обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства

Обращаем внимание на то, что объекты санитарно-эпидемиологического надзора, подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежат отнесению к таким категориям соответственно при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта санитарно-эпидемиологического надзора к категории риска:

Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере

  • 2 постановлений и более по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или ИП за совершение административного правонарушения, вынесенного должностными лицами Роспотребнадзор, должностными лицами ФМБА или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанных органов;
  • решения о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

При этом, объекты контроля (надзора), подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии при последней проверке юридического лица или индивидуального предпринимателя в отношении указанных объектов контроля (надзора) предписаний об устранении нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

Более подробно о плановых проверках с применением риск-ориентированного подхода читайте в нашей статье: «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)».

Полный текст материала доступен только по подписке Доступ к платным сервисам kormed.ru Уже оформили?ПодробнееСпособы оплаты Оформить Оформить Пробная подпискаПопробовать Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА — это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Источник: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/nadzor-v-sfere-zdravookhraneniya/federalnyy-gosudarstvennyy-sanitarno-epidemiologicheskiy-nadzor-s-primeneniem-risk-orientirovannogo-/

Простыми словами: Риск-ориентированный подход

Простыми словами 14 марта 2018 Г. 15:28, Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере

В начале марта в послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что систему контроля и надзора в течение двух лет необходимо перевести на риск-ориентированный подход. На данный момент проходит реформа контрольно-надзорной деятельности, она была утверждена в декабре 2016 года, срок реализации – до 2025 года.  Что такое этот риск-ориентированный подход? Расскажем в новом тексте Milknews в рубрики “Простыми словами”. Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия. Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах — снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы. Таким образом, ресурсы распределяются неравномерно, в зависимости от риска, причем это влияет как на частоту, так и на глубину проверок. 

Как это работает сейчас?

На данный момент риск-ориентированный подход проявляется в том, что в отношении небольшого компании надзорный орган может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков, а к большим учреждениям будет применяться более комплексная проверка. Сам подход к управлению рисками изначально появился в финансовом секторе, деятельность участников которого предполагает значительные риски – банки, страховщики, инвестиционные фонды стремятся управлять ими для установления цен на свои услуги. Ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг и размеры страховых премий напрямую зависят от рисков, которые берет на себя компания. Благодаря изначальной схожести работы отделов управления рисками в финансовых компаниях и служб внутреннего контроля риск-ориентированный подход внедрился сначала в традиционный аудит, а затем и в прочие виды контроля и надзора, в том числе в государственный.  Одновременно с этим произошло упрощение системы – если в финансовом секторе используются экономико-математические модели просчета рисков с точностью до десятых процента, то в других областях достаточно разделить риски на группы опасности, что мы и видим сейчас в деятельности контрольных ведомств.

Где это прописано?

Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

Основная его цель – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, снижение издержек для тех, кого контролируют и повышение результативности проверок. 

Для реализации подхода в государственном надзоре используется следующая классификация уровней опасности: 

  • низкий, 
  • умеренный, 
  • средний, 
  • значительный, 
  • высокий,
  • чрезвычайно высокий. 

Это базовая модель, ведомства могут “подстраивать” ее под себя, видоизменяя. Отнесение к той или иной категории рисков зависит от вероятности негативных последствий, масштаба их распространения, а также трудности их разрешения. Если объект относят к чрезвычайно высокому, высокому и значительному классу опасности, орган госконтроля размещает информацию о нем на сайте – так проявляется обещанный принцип открытости, исключающий «заказные» проверки. 

Читайте также:  Госпошлина за наследство по закону и по завещанию - размер

Как подход меняет работу ведомств?

Россельхознадзор В деятельности Россельхознадзора риск-ориентированный подход используется в государственном земельном контроле, карантинном фитосанитарном контроле, а также к ветеринарном надзоре и ветконтроле на границе.

В своем докладе Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов отмечает, что ведомство готовилось к реформе и еще в 2007 году задалась вопросом оптимизации контрольно-надзорной деятельности, однако не смогло избежать трудностей при переходе.

Первой проблемой стали критерии оценки риска: было неясно, в каком случае применять выборочную проверку, а в каком проводить тотальный контроль.

Второй проблемой стал доступ к данным об организациях – до реформы не было системы регистрации предприятий как имущественного комплекса, была только система регистрации предприятий как субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим у надзорного органа возникала проблема, когда у большого аграрного холдинга с множеством площадок (к каждой из которых применяются отдельные методы контроля) был один ИНН, и было сложно контролировать виды деятельности в реестре. С сентября 2017 года риск-ориентированный подход применяется при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении земель сельхозназначения, для них устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определенной категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории. Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая. В отношении земельных участков, отнесенных к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет, а в отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. За 2017 год Россельхознадзор разработал вышеперечисленные критерии, утвердил их, а также подготовил обоснование отнесения объектов к категориям в соответствии с базовой моделью определения критериев и категорий риска. Для развития применения риск-ориентированного подхода в сфере земельного надзора Россельхознадзор дорабатывает информационную систему «Цербер» для создания и ведения реестров поднадзорных объектов. В текущем году плановые проверки юрлиц и ИП уже сформированы с учетом критериев риска. Также ведомством применяется форма проверочного листа – списка контрольных вопросов, предъявляемых к проверяемому. На их основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может самостоятельно, еще до проверки оценить соответствие объекта к классу опасности. Указанная форма проверочного листа утверждена приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 № 908 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора», приказ вступил в силу в декабре 2017. С этого момента Россельхознадзор и его территориальные управления применяют проверочные листы во всех плановых проверках.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти в 2014 году приступил в внедрению риск-ориентированного надзора. Количество проведенных Роспотребнадзором проверок с 2008 по 2015 год сократилось в 4 раза: с более чем 1 млн. проверок до 265 тысяч (количество плановых проверок снизилось в 7,5 раз, внеплановых — в 2,2 раза).

Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

В отношении проверяемых при расчете риска учитывается:

  • гигиеническая значимость,
  • законопослушность (количество выявленных правонарушений),
  • население, находящееся под воздействием,
  • объемы выпускаемой продукции или оказанных услуг и т. д.

Выявление большого количества правонарушений автоматически повышает класс опасности поднадзорного объекта, т.е. уровень опасности зависит не только от соответствия критериям.

Распределение объектов по категориям рисков в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей происходит следующим образом:

  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн. руб., то организации или ИП будет соответствовать чрезвычайно высокий риск;
  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда составляет от 1 млн. руб. до 10 млн. руб., — высокий риск;
  • от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. — значительный риск
  • от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб., — средний риск;
  • от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. – умеренный риск;
  • менее 1 тыс. руб. – низкий риск.

Плановые проверки в отношении юрлиц и ИП будут проводиться в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в календарном году;
  • для высокого риска — один раз в 2 года;
  • для значительного риска — один раз в 3 года;
  • для среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;
  • для умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении категории низкого риска плановые проверки Роспотребнадзора не проводятся.

Как это работает в мире?

Основная концепция внедрения РОП в других странах мира не отличается. На первоначальном этапе разрабатывается нормативная база и инструментарий надзора, этап разработки предполагает стратегическое планирование и риск-ориентированные документы для всех отраслей, а этап реализации подразумевает регулярную актуализацию нормативной базы и оценку результатов. Частыми проблемами, с которыми сталкивались страны ЕС при переходе к риск-ориентированному подходу, оказались недостаточно проработанная нормативная база и одновременное использование старых и новых нормативных документов, а также нечеткая стратегия и неориентированное на риск планирование. Основная идея риск-ориентированного регулирования – нельзя регулировать и контролировать все эффективно, полный контроль экономически нецелесообразен. Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере

США

В соответствии с американской пирамидой правоприменительной практики, контроль за выполнением обязательных требований должен проходить следующим образом: при первом нарушении предприятию выносится предупреждение, устанавливаются сроки на исправление ситуации и производится повторная проверка. При втором – штраф, если нарушение не устранено. При последующем нарушении производится временная приостановка деятельности, а далее объект или предприятие закрывается.

  • Дания
  • На примере Дании эксперт Международной Финансовой Корпорации (IFC) Гордана Ристич объяснила, что для поиска источника проблем в контрольно-надзорной деятельности рынка пищевых продуктов используется цепочка прослеживаемости «от фермы до прилавка», и, если проблемы выявляются в одном из звеньев цепочки, контрольно-надзорным органам следует связаться с ответственной стороной для проведения проверки. 
  • Оценки

Контроль также производится по 5 группам опасности, но в Дании существуют и т.н. элитные группы – стандартная частота проверок составляет 0,5 в год (т.е. раз в 2 года), и если в последних 4 отчетах с результатами проверок не предусматривалось штрафных санкций, компания получает статус элитной и количество проверок относительно нее сокращается (с 5 до 3 в самой высокой группе риска и с 3 до 1 в высокой). Кроме того, приятным бонусом для компании становится то, что она может использовать значок своего элитного статуса в маркетинге, например, в рекламе или маркировке. В ноябре 2017 Всемирный Банк провел семинар по риск-ориентированному подходу, в ходе семинара профессор Гордана Ристич представила доклад об индикаторах риска для санитарно-эпидемиологического надзора. В первую очередь, эффективность зависит от правильного анализа реальных угроз, возникающих на проверяемых объектах. Так, например, пищевые производства должны иметь разные уровни риска в зависимости от методов обработки продуктов и потенциальной опасности для потребителя.  «Два идентичных предприятия будут иметь разные риски из-за различной продукции. Свежее молоко опасней пастеризованного», — сказала Ристич. Согласно международной практике, административные меры, применяемые надзорными органами, должны быть гибким инструментом воздействия. Предприятия должны получить определенное время на устранение нарушений и уже затем, в случае дальнейшего несоблюдения требований, быть наказаны. Эксперт также указала на важность подготовки инспекторов. По словам Ристич, “современный инспектор должен знать о хороших практиках, умениях, технологиях. Во время проверки он должен оценивать как инфраструктуру, так и процессы”. Относительно проверочных листов эксперт подчеркнула, что чек-листы должны удобным инструментом выявления рисков, а не простым копированием законодательных норм. То, как на предприятии происходят процессы, важнее формальной оценки инфраструктуры. В целом, в практике внедрения РОП в ЕС пришли к выводам, что инспекционный контроль может стимулировать компании, а может и производить обратный эффект – продолжительные и частые проверки с целью выписывания штрафа не могут улучшить результаты деятельности компании.  Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере  

«Например, поступает жалоба о каких-то нарушениях. Необходимо оценить, какие требования нарушаются, насколько нарушение несет за собой опасность — причинение вреда жизни, здоровью, имуществу, насколько можно доверять источнику информации и так далее.

Поэтому мы считаем, что внеплановые проверки постепенно должны переходить на риск-ориентированный подход, и если срабатывают индикаторы, что риск действительно высокий, тогда проверка проводится, если нет, то проверка не нужна», — рассказал Шипов.

Однако у представителей бизнеса и потребительских обществ реформа вызвала разную реакцию. 

Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере «На мой взгляд, реформа КНД была инициирована от безысходности. Это связано с нежеланием государства финансировать эффективный надзор, нежеланием обеспечивать компенсационные пакеты надзорным органам, зарплаты и социальные гарантии проверяющим. Инициаторы реформы исходят из того, что, по их мнению, любой проверяющий — взяточник и коррупционер, и честно работать за 25-30 тысяч рублей инспектор не может. Поэтому вместо инициирования повышения уровня зарплат у служащих и отслеживания адекватности трат ведомств, у нас более 10 лет реализуется стратегия по усложнению деятельности контрольно-надзорных органов. Главный документ – закон о контроле юрлиц при осуществлении КНД – фактически снизил эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Ни в одной стране ЕС мы не нашли практики, когда организацию предупреждают о внеплановой проверке за сутки – таких ограничений нигде нет, потому что после предупреждения посылать госчиновников на проверку неэффективно. Чиновники-реформаторы, инициировавшие вместе с крупным бизнесом и надзирающими органами, достаточно лояльно относятся к мизерным штрафам за обман потребителя и фальсификат, у нас не очень высокие штрафы за нарушения требований технических регламентов. Поэтому тенденция сохраняется, качество и количество надзорных ведомств будет сокращаться, а бизнес продолжит писать правила игры, исходя из условий «не мешайте делать, что хочется».  К остальным изменениям, вроде ранжирования и косметическим изменениям в законодательстве я отношусь спокойно, ключевая проблема – недофинансирование и низкий уровень штрафов, проблемы в законодательстве, отсутствие возможности потребителям через суд массово отстаивать свои интересы (например, в США есть коллективные иски, которые подают общества потребителей, в некоторых странах надзорные органы могут обращаться в суд по поводу не только изъятия продуктов с полок, но и со всего рынка, включая выплату компенсаций)». Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере “Те 2-3% дополнительного роста ВВП, которые по оценкам могла бы дать новая система, страна по прежнему теряет. Насколько переход к риск-ориентированному подходу облегчит жизнь предпринимателям? Очень серьезно. Это и снижение количества дорогостоящих плановых проверок, и избавление от многих «экзотических» и парадоксальных обязательных требований,  которые, кроме сомнений в адекватности предъявляющих их представителей государства, ничего не давали” — заявил Корочкин.   На вопрос о том, не является ли значительное снижение количества проверок нежеланием государства финансировать надзор, эксперт пояснил, что эффективный контроль можно (и нужно) построить, вообще обходясь без плановых проверок госорганами. “Лучшие мировые практики это наглядно показывают. Тем более сегодня, когда есть тысячи способов обеспечения контроля с помощью разнообразных технических устройств. Кроме того, есть практика страхования и работы Саморегулируемых организаций. Вполне положительная”. Артем Фальчев

Читайте также:  Как осуществляется посредничество в коммерческом подкупе?

Источник: https://milknews.ru/longridy/prostymi-slovami/risk-orientirovanny-podhod.html

Что такое план проверок Роспотребнадзора, и при чем здесь риск-ориентированный подход?

Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере

          (Окончание. Начало в № 10 .2018)

УСТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ПО РИСКУ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ

Для Роспотребнадзора постановлением Правительства № 806 определен подход, предполагающий установление категории по риску причинения вреда здоровью населения при осуществлении деятельности.

         Указанный подход конкретизирован в методических рекомендациях «Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий» 5.1.0116-17, утвержденных руководителем Роспотребнадзора 11 августа 2017 г.

, которыми определены базовые принципы установления потенциального риска причинения вреда здоровью, установлен единый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к определенной категории риска причинения вреда здоровью граждан.

  •          Сразу следует отметить, что указанный документ распространяется только на федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и касается только организации плановых контрольно-надзорных мероприятий.
  •          Установление категории риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется для деятельности юридических лиц (ЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ИП), которая осуществляется на производственных объектах, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и внесенных в Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  •          Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (соответствующего субъекта Российской Федерации) и деятельность которых подлежит санитарно-эпидемиологическому надзору, формируется с учетом видов деятельности, предусмотренных общероссийскими классификаторами (ОКВЭД, ОКПД).
  •          КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ РИСК?
  •          Потенциальный риск причинения вреда здоровью в результате определенного вида деятельности определяется:
  • ·        вероятностью нарушения законодательства деятельности;
  • ·        вредом здоровью при нарушении санитарного законодательства и законодательства в области технического регулирования;
  • ·        численностью контингента (населения), находящегося под воздействием определенного вида деятельности хозяйствующего субъекта.
  •          Вероятность нарушения санитарного законодательства характеризуется частотой нарушения статей санитарного законодательства по видам деятельности, подлежащим надзору, рассчитанную по статистике результатов проверок в целом по Российской Федерации за трехлетний период.
  •          Перечень значений показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности приведен в приложении к постановлению Правительства № 806.
  •          Так, например, показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности ресторанов, кафе, баров, закусочных, столовых, в том числе столовых при предприятиях и учреждениях, составляет 0,0059 (при Max –0,049, Min – 0,0012), а показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) – 6,88 (при Max – 12,2, Min – 1,25).
  •          При расчете показателя, характеризующего численность населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора (масштаб воздействия), рассматриваются категории граждан (контингенты населения), для которых санитарным законодательством установлены обязательные требования:
  • ·        работники, занятые на объекте надзора;
  • ·        потребители услуг (работ), выполняемых на объекте надзора;
  • ·        потребители продукции, производимой на объекте надзора, или продукции и связанные с требованиями к продукции процессы;
  • ·        население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха от деятельности объекта надзора;
  • ·        население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения водных объектов от деятельности объекта надзора;
  • ·        население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения почв от деятельности объекта надзора.
  •          Показатели, характеризующие численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, определяются с использованием среднестатистических величин, свойственных объекту и коэффициентов, учитывающих время контакта с населением.

         Примерами таких среднестатистических величин являются численность работающих, число койко-мест в стационарах лечебных учреждений, число мест в детских дошкольных или школьных учреждениях, торговая площадь, объемы производимой продукции на предприятиях пищевой промышленности, объемы забора и очистки воды для питьевого водоснабжения и т.д.

  1.          КАТЕГОРИИ РИСКА
  2. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства № 806, для объектов государственного надзора рассчитаны показатели потенциального риска причинения вреда здоровью и исходя из него проведено отнесение к шести категориям риска: от чрезвычайно высокой категории до низкой категории.
  3.          Для реализации задачи по внедрения риск-ориентированного подхода Роспотребнадзором разработана информационная система, включающая в себя алгоритмы формирования базы данных субъектов (объектов) надзора, математические модели расчетов показателей и присвоения категории риска причинения вреда здоровью.
  4.          Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
  5. ·        для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в календарном году;
  6. ·        для категории высокого риска – один раз в 2 года;
  7. ·        для категории значительного риска – один раз в 3 года;
  8. ·        для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 4 года;
  9. ·        для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.
  10.          В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
  11.          В практическом преломлении применение риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора означает, что при общем правиле – проведение плановой проверки не чаще чем один раз в три года, при отнесении субъекта государственного контроля (надзора) к высокой категории риска его плановая проверка может быть проведена один раз в 2 года.
  12.          В целом же, внедрение риск-ориентированного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеет целью:
  13. ·        обеспечение условий пропорциональности интенсивности контрольно-надзорной деятельности риску причинения вреда здоровью всего населения и конкретных категорий – работников, потребителей товаров и услуг;
  14. ·        концентрацию усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека;
  15. ·        сокращение числа проверок на объектах низкого риска для населения, работающих, потребителей;
  16. ·        улучшение качества среды обитания, условий труда и безопасности потребительской продукции за счет предупреждения нарушений санитарного законодательства объектами, представляющими наибольший риск для здоровья;
  17. ·        стимулирование объектов надзора к соблюдению требований санитарного законодательства через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок.
  18. ТАТЬЯНА МЕНЬЩИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

          Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 11 (193) дата выхода от 26.11.2018.

Источник: https://www.consultant-dv.ru/periodika/gazeta-vernoe-reshenie/vypusk-11-26-11-18/chto-takoe-plan-proverok-rospotrebnadzora-i-pri-chem-zdes-risk-orientirovannyy-podkhod1/

Вопрос недели: По каким критериям Роспотребнадзором установлены категории риска опасности производителей пищевых продуктов?

Роспотребнадзор разработал риск-ориентированную модель контроля в санитарно-эпидемиологической сфере

По каким критериям Роспотребнадзором установлены категории риска, классы (категории) опасности производителей пищевых продуктов? Индивидуальный предприниматель поставлен в сводный план проверок на 2019 год, при этом присвоен значительный класс опасности. Хотелось бы проверить обоснованность присвоения такого класса опасности и соответственно включение в план проверок.

Сообщаю Вам следующее:

При использовании риск-ориентированного подхода деятельности организации или ИП (используемым им объектам) присваивается определенная категория риска или класс опасности. Это напрямую влияет на периодичность проведения плановых проверок. Чем выше категория риска (класс опасности), тем чаще проводятся проверки.

Порядок отнесения деятельности организаций (ИП) или используемых ими объектов к определенной категории риска или класса опасности установлены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

  • Всего предусмотрено шесть категорий риска и классов опасности.
  • Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия установлены в Приложении к Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре.
  • Объекты государственного надзора относятся к категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью, определяемого в соответствии с пунктом 3 Приложения к Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре.
  • а) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет более 1 x 10-3 — чрезвычайно высокий риск;
  • б) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10-4 до 1 x 10-3 — высокий риск;
  • в) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10-5 до 1 x 10-4 — значительный риск;
  • г) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10-6 до 1 x 10-5 — средний риск;
  • д) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет от 1 x 10-7 до 1 x 10-6 — умеренный риск;
  • е) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда здоровью составляет менее 1 x 10-7 — низкий риск.
  • Показатель потенциального риска причинения вреда здоровью (R) определяется по формуле:
  • R = G x p,
  • где:
  • G — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — обязательные требования);
  • p — показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности.
  • Показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований (G) определяется по формуле:
  • G = U x M,
  • где:
  • U — показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности;
  • M — показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора.
  • Значения показателя численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора, определяется для каждого объекта государственного надзора в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  • Значения показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности определяются по перечню согласно приложению N 2.
  • На основании совокупности коэффициентов, числовых показателей и формул расчета субъект предпринимательства имеет возможность самостоятельно определить уровень риска применения к нему государственного контроля.
Читайте также:  В случае выплаты дивидендов собственной продукцией, ндс и налог на прибыль уплачиваются

Получить информацию о присвоенной категории риска (классе опасности) вы можете у контролирующего (надзорного) органа или на его сайте. Если вы с ним не согласны, подайте заявление о его изменении.

  1. Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:
  2. На основании совокупности коэффициентов, числовых показателей и формул расчета субъект предпринимательства имеет возможность самостоятельно определить уровень риска применения к нему государственного контроля.
  3. Статья: Риск-ориентированный подход (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}
  1. Что такое риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход заключается в том, что деятельность организации или ИП (либо производственные объекты, которые ими используются), относят к определенной категории риска или классу опасности (ч. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).

Это напрямую влияет на периодичность проведения плановых проверок организации или ИП. Более высокую категорию риска (класс опасности) проверяют чаще, а более низкую — реже.

  1. В каких сферах применяется риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход применяется при проведении достаточно большого количества проверок.

  1. Как устанавливаются категории риска и классы опасности

Порядок отнесения деятельности организаций (ИП) или используемых ими объектов к определенной категории риска или класса опасности установлены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

  1. Как узнать информацию о категории риска или классе опасности

Готовое решение: Что означает риск-ориентированный подход и в каких сферах он применяется (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Источник: https://ric480.newsmine.ru/2019/01/18/vopros-nedeli-po-kakim-kriteriyam-rospotrebnadzorom-ustanovleny-kategorii-riska-opasnosti-proizvoditelej-pishhevyx-produktov/

О развитии системы риск-ориентированного надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

Файл статьи: 

health-risk-analysis-2015-4-1.pdf

Авторы: 

А.Ю. Попова1, Н.В. Зайцева2, И.В. Май2, Д.А. Кирьянов2

Организация: 

1 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Россия, 127994, г. Москва, Вадковский переулок, 18, строение 5 и 7
2 ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», Россия, 614045, г. Пермь, ул. Монастырская, 82

Аннотация: 

С целью реализации законодательных требований по переходу на новую риск-ориентированную модель осуществления государственного контроля (надзора) Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработаны методические подходы по классификации хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью. При оценке риска учитывается частота нарушения санитарного законодательства, тяжесть последствий этих нарушений для здоровья и масштаб негативных последствий, который оценивается по численности населения под воздействием хозяйствующего субъекта. Разработаны алгоритмы и методы расчета численности населения под воздействием: работников, потребителей, в том числе потребителей продовольственных товаров, непродовольственных товаров, услуг; жителей населенных пунктов, находящихся под негативным влиянием загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почв. Сформированы региональные и федеральный реестры объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору.

Апробация в регионах страны риск-ориентированных подходов позволила при формировании планов проверок на 2016 г. исключить объекты низкого риска причинения вреда, за счет чего в целом по стране плановые проверки сократились более чем на 20 %.

Определены основные направления дальнейшего совершенствования риск-ориентированной модели санитарно-эпидемиологического надзора: ее расширение на системы технического регулирования и защиты прав потребителей; научное обоснование объемов, содержания и лабораторного сопровождения плановых проверок объектов, относящихся к разным классам по риску причинения вреда здоровью населения; совершенствование порядка и методов оценки результативности и эффективности риск-ориентированной надзорной деятельности; создание эффективной системы риск-коммуникаций между органами санитарно-эпидемиологического надзора, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и объединениями и гражданским обществом.

Ключевые слова: 

риск-ориентированный санитарно-эпидемиологический надзор, население под воздействием

Список литературы: 

  1. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад. – 2014. – М.: МАКС Пресс, 2015. – 120 с.
  2. Мельников Р. Концептуальные подходы к формированию систем риск-ориентированного регулиро-вания // Методы управления. – 2011. – № 5. – С. 26–29.

Источник: http://journal.fcrisk.ru/2015/4/1

Риск-ориентированный и профилактический надзор в области санитарно-э

  • Реформа контрольно-надзорной системы в России
  • Риск-ориентированный надзор
  • Профилактика нарушений в санитарно-эпидемиологическом надзоре
  • Категория риска: как ее узнать и можно ли изменить

Реформа контрольно-надзорной системы в россии

В настоящее время в нашей стране осуществляется реформа контрольной и надзорной деятельности (далее — реформа).

Основные положения данной реформы определены приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам), срок реализации которой — до 2025 года. В перечень проектов и мероприятий программы входят:

  • внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
  • внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
  • систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований;
  • внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
  • внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;
  • внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;
  • автоматизация контрольно-надзорной деятельности;
  • повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.

Каждое из программных мероприятий находится в тесном взаимодействии с другими, реализация которых происходит параллельно и комплексно.

Основным результатом реформы должно стать снижение количества смертельных случаев, числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных, снижение материального ущерба и административной нагрузки на организации и граждан, оптимизация трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении контроля и надзора.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — один из старейших видов надзора: в 2017 г. ему исполнилось 95 лет — Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» был подписан 15 сентября 1922 г.

Нормативная база

Основные направления деятельности в области санитарно-эпидемиологического надзора определены:

Источник: https://www.profiz.ru/sec/3_2018/riski_i_nadzor/

Роспотребнадзор внедряет риск-ориентированную модель для организации проверок

Чтобы повысить уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но и при этом устранить избыточные административные барьеры для бизнеса, Роспотребнадзор внедряет риск-ориентированную модель организации контрольно-надзорной деятельности.

Единый порядок классификации хозяйствующих субъектов и видов деятельности в зависимости от потенциального причинения ими вреда здоровью граждан содержится в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Роспотребнадзора №1008 от 30.09.2015.

Рекомендации применяются, во-первых, для классификации организаций и видов их деятельности по критериям потенциального риска причинению здоровья, во-вторых, для определения требований к периодичности проверок в соответствии с классом опасности, в-третьих, для формирования плана контрольно-надзорных мероприятий.

Риск-ориентированная модель позволит инспекторам сконцентрироваться на проверках объектов, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека, а предприятия и организации с низкими рисками проверять реже, либо совсем освободить от плановых проверок. Критерии для отнесения предприятия к тому или иному классу опасности определялись на основе анализа большого объема статистических данных, сведений отчетности и другой информации.

При помощи Методических рекомендаций предприниматель может определить, к какому классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью относится его организация или предприятие и, следовательно, узнать с какой периодичностью в фирму могут проходить проверяющие из Роспотребнадзора. Методические рекомендации довольно объемный документ, предназначенный прежде всего для специалистов, и если бизнесмен не справится с расчетами самостоятельно, то для определения класса опасности можно обратиться в Роспотребнадзор.

«Классификации подлежат все предприятия и индивидуальные предприниматели, внесенные в ЕГРИЛ или ЕГРИП, поэтому данный процесс касается всех представителей бизнес-сообщества.

Разделение объектов проверки по классу опасности, которую они представляют для здоровья людей, — очень хорошая идея.

С одной стороны, это позволит Роспотребнадзору сфокусировать внимание на действительно потенциально опасных объектах, грамотно распределить силы и средства на проведение проверок, а с другой стороны, облегчит жизнь предпринимателям, чья деятельность относится к низкому или умеренному классу опасности, — отметила председатель ВО «ОПОРА РОССИИ» Екатерина Краскина. — Думаю, такой дифференцированный подход к проведению контрольных мероприятий принесет хорошие результаты и бизнесу, и Роспотребнадзору».

Методические рекомендации — скачать.

← Вернуться к списку новостей

Посмотрите также:

ДИПЛОМ «Доверие потребителей»

ПнВтСрЧтПтСбВс
Сентябрь 2019

Источник: https://opora-vladimir.ru/novosti/rospotrebnadzor-vnedryaet-risk-orientirovannuyu-model-dlya-organizaczii-proverok.html

Ссылка на основную публикацию