Разъяснение об определении степени ответственности члена СРО в смешанных договорах

В строительных СРО ответственность членов подразделяется на уровни. По каждому из них определён минимальный взнос на каждого участника строительного саморегулируемого объединения.

Процесс работы саморегулируемой организации регламентируется ФЗ № 315 от 1.12.2007 и ГрК РФ. Статья 60 ГрК РФ определяет, за что отвечает строительное объединение, когда исполнитель своими действиями нанёс вред заказчику услуг.

Разъяснение об определении степени ответственности члена СРО в смешанных договорах

Возможности обеспечения имущественной ответственности, прописаны в ст.13 ФЗ-315. Саморегулируемое объединение вправе создавать:

  • страховую систему;
  • специальные фонды.

Финансовая ответственность строительной СРО

Работа любой саморегулируемой организации предполагает создание двух

компенсационных фондов:

  1. Возмещения вреда.
  2. Обеспечения договорных обязательств.

Платежи в первый фонд – для всех обязательны, во второй – по изъявлению участников объединения, когда они хотят заключать договоры на основе конкурентных способов. Цель этих фондов – обеспечить защиту и финансовую компенсацию третьим лицам, которым нанесён ущерб, а также государственным заказчикам.

Помимо финансовой ответственности, действует ещё административная и дисциплинарная.  Административная предполагает наложение штрафов на руководителей или на саму организацию (одним из главных административных нарушений считается отсутствие сайта). Дисциплинарная предусматривает такие санкции как: предупреждение, штрафы, предписания, вплоть до лишения статуса.

Правовые аспекты ответственности

От недобросовестных действий исполнителя заказчик несёт ущерб или убытки. Правовые аспекты у этих показателей одинаковые, а вот применяемые системы расчётов разные.  Заказчик терпит убытки, когда:

  • Плохо проведены инженерные изыскания.
  • Непрофессионально подготовлена проектная документация.
  • Нарушены требования при производстве ремонтно-строительных работ, в результате чего нанесён ущерб имуществу или здоровью физического лица.

Во всех этих случаях заказчик имеет право получить компенсацию причинённого ущерба.

Причём субсидиарная ответственность возлагается на саморегулируемое объединение, выдавшее право на заключение договора на проведение работ данному исполнителю. Возмещение ущерба производится за счёт компенсационного фонда компании, нарушившей условия договора.

Почему необходимо делить ответственность организаций на уровни?

Необходимость этого разделения прописана в ГрК РФ. Почему разделяют уровни ответственности в СРО строителей, как они дифференцируются, и какие между ними различия – эти вопросы волнуют многих участников.

Для начала, давайте разберёмся, в каких случаях строительные объединения отвечают за свои действия.

  • Когда причинён вред здоровью, жизни или имуществу заказчика в результате неквалифицированного ведения проектных и изыскательских работ, при неправильных планировках площадей.
  • Если разрушилось или повредилось здание, сооружение по причине несоблюдения требований безопасности, или если были нарушены указания по эксплуатации данного объекта.
  • Если ущерб нанесён исполнителем в случае невыполнения обязательств по ведению изыскательских работ, прописанных в договоре и при подготовке проектной документации.

Чтобы возместить заказчику понесённые потери, образовываются компенсационные фонды. Их объём регламентируется законодательством и зависит от выбранного членами СРО уровня обязательств. Для всех компаний взносы одинаковыми быть не могут, так как одна фирма может нанести большой ущерб, другая маленький. Величина взносов напрямую зависит от суммы контракта или объёма заключённых контрактов.

Обратите внимание! Создание КФ возмещения вреда обязательно. КФ возмещения договорных обязательств формируется при условии, что определённое число участников организации подпишут заявление, что желают заключать договоры сторойподряда при помощи конкурентных способов.

Первый уровень ответственности в СРО – что это?

Существует 5 уровней обязательств. Размер взносов в компенсационные фонды определяется исходя от выбранного уровня. На первом они самые низкие.

Уровень ответственности члена СРО зависит:

  • От суммы заключённого договора.
  • От максимального размера обязательств, на одного члена саморегулируемого объединения, прописанного в договоре, если участники организации хотят работать с использованием методов, регламентируемых законодательством РФ о закупках.

В СРО первый уровень ответственности предусматривает сумму по договору до 60 млн руб. и величину платежа в КФ ВВ – 100 000 рублей.

Начиная со второго по пятый уровень, взносы в фонды становятся больше, так как увеличиваются суммы договоров и суммы обязательств на каждого члена организации.

Таблица уровней

Уровень ответственности СРО Максимальная стоимость работ по одному договору Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда. Максимальная сумма обязательств по договорам с использованием конкурентных способов в сфере строительства. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд договорных обязательств
 1  До 60 млн руб.  100 000 руб.  До 60 млн руб.  200 000 руб.
 2  До 500 млн руб.  500 000 руб.  До 500 млн руб.  2 500 000 руб.
 3  До 3 млрд руб.  1 500 000 руб.  До 3 млрд руб.  4 500 000 руб.
 4  До 10 млрд руб.  2 000 000 руб.  До 10 млрд руб.  7 000 000 руб.
 5  10 млрд руб. и более  5 000 000 руб.  10 млрд руб. и более  25 000 000 руб.

Взносы в компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ)

По ФЗ № 372 размеры взносов зависят от уровня обязательств участников саморегулируемого объединения. Платежи в этот фонд для всех обязательны, они гарантируют, что исполнитель ответит по обязательствам, когда нанесён ущерб заказчику при выполнении работ.

Взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО)

Фонд ОДО в СРО – что это такое? Это система платежей, обеспечивающая ответственность членов объединения, когда не выполняются обязательства по договорам подряда, заключённым на конкурентной основе. Необходимость формирования данного фонда возникает, если члены саморегулируемой организации желают заключать такие договоры.

Источник: https://sodstr.ru/informatsiya/vse-o-sro/urovni-otvetstvennosti-sro/

К вопросу об ответственности саморегулируемых организаций за своих членов (забелин а.в.)

Дата размещения статьи: 17.04.2015

Разъяснение об определении степени ответственности члена СРО в смешанных договорах

Одним из институциональных признаков саморегулирования, пришедшего на замену в некоторых отраслях предпринимательской деятельности институту лицензирования, является ответственность саморегулируемых организаций за убытки, причиненные ее членами в процессе осуществления ими своей хозяйственной деятельности.Часть 12 ст.

13 ФЗ «О саморегулируемых организациях» устанавливает, что саморегулируемая организация несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг) [3].

Ряд федеральных законов конкретизирует нормы основополагающего Закона в сфере саморегулирования, устанавливает более четкие границы института ответственности СРО за действия своих членов.

Согласно ст. 55. 16 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство, в пределах средств компенсационного фонда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда вследствие недостатков работ, к которым члены СРО получили допуск

. Саморегулируемые организации обязаны создать в соответствии с положениями данной статьи за счет взносов членов организации компенсационный фонд, средства которого могут быть направлены исключительно на выплаты лицам, потерпевшим от причинения вреда вследствие недостатков работ, выполненных членом СРО.

Буквальное толкование Закона приводит нас к выводу, что саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда несет ответственность за действия своих членов в случае, когда данные действия причинили вред третьим лицам, а на осуществление данных действий СРО выдало своему члену разрешение.По мнению некоторых авторов, идея ответственности юридического лица по обязательствам его участников противоречит самой идее образования юридического лица, которая предполагает исключение ответственности учредителей по обязательствам юридического лица и юридического лица по обязательствам учредителей.

Поскольку схема упомянутой ответственности саморегулируемой организации является новой для российского законодательства, проанализируем, насколько она соответствует существующим конструкциям гражданско-правовой ответственности.

Согласно общим правилам учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ либо учредительными документами юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Известно, что гражданско-правовая ответственность — это обеспеченное государственным принуждением или его возможностью возложение имущественных лишений на лицо, допустившее правонарушение [4]. Меры гражданско-правовой ответственности направлены против нарушителя, обеспечивают свое воздействие путем возложения на него дополнительных тягот.

В связи с этим указанные меры характеризуются двумя отличительными особенностями:1) не только связаны с принуждением, но по содержанию всегда представляют собой в гражданском праве либо некомпенсируемое лишение лица субъективного права, либо возложение на него без встречного эквивалента новой или дополнительной обязанности;2) устанавливаются за осуждаемое обществом поведение, безупречное с точки зрения субъективного отношения к нему самого правонарушителя [5].Основными мерами гражданско-правовой ответственности являются возмещение убытков или причиненного имущественного вреда, выплата неустойки, потеря суммы задатка. Возмещение убытков или причиненного имущественного вреда наиболее определенно выражает компенсационное назначение гражданско-правовой ответственности, поскольку применяется лишь при условии умаления имущественных прав потерпевшего.

При этом в качестве общего принципа закреплено правило о возмещении причиненных убытков или имущественного вреда в полном объеме [2].Гражданско-правовые отношения строятся на началах юридического равенства субъектов гражданского права, правовой диспозитивности и инициативы. Участники правоотношений связей несут друг перед другом взаимную и равную ответственность. Поскольку ответственность в гражданском праве обладает всеми чертами правовой ответственности, для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо, чтобы поведение субъекта имело противоправный характер, было причинно связанным с отрицательными для потерпевшего последствиями (если применение меры ответственности поставлено в зависимость от их наличия), лицо, привлекаемое к ответственности, было способно нести ответственность и было виновным в противоправном поведении.Между тем действия саморегулируемой организации не могут быть квалифицированы как виновные, поскольку СРО не осуществляет самостоятельно никаких действий в отношении контрагентов своих членов. Предположим, что ответственность СРО является ответственностью, не зависящей от вины.

Ответственность, не зависящая от вины правонарушителя, возможна как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. Она известна и зарубежным правопорядкам, и международному коммерческому обороту. Такая ответственность охватывает ситуации случайного причинения вреда или убытков.

Случай (казус) в гражданском праве представляет собой событие, которое могло бы быть, но не было предотвращено ответственным за это лицом лишь потому, что его невозможно было предвидеть и предотвратить ввиду внезапности наступления.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что ответственность СРО за действия своих членов не является ответственностью без вины. СРО отвечает по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие некачественного производства товара, выполнения работы, оказания услуги.

При этом невозможно представить ситуацию, когда СРО могло предотвратить причинение вреда третьим лицам действиями своих членов.

Характерно, что в гражданском праве допускается ответственность не только за свою, но и за чужую вину. Однако установление такой ответственности не означает отступления от принципа вины, поскольку лицо, привлеченное к ответственности за чужие виновные действия, имеет по общему правилу возможность возместить выплаченные им суммы за счет виновного лица. По мнению О.С.

Иоффе, ответственность за действия третьих лиц представляет собой юридико-технический способ доведения возникших отрицательных последствий до их фактического виновника, а не есть ответственность в буквальном смысле [7].Другое основание ответственности за действия третьих лиц предусмотрено ст. 403 ГК РФ, оно возникает в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданско-правовых обязательств, возложенных должником на третье лицо. При этом СРО не поручает исполнение обязательств своим членам и не имеет гражданско-правовых обязательств по отношению к контрагентам своих членов.

Эти отличия не позволяют признать ответственность саморегулируемой организации ответственностью за действия третьих лиц. Имеются также отличия ответственности СРО за своего члена и ответственности должника за своих работников (ст. 402 ГК РФ). Между саморегулируемой организацией и ее членами нет трудовых отношений, действуют гражданско-правовые отношения между организацией и ее членами.

Из этого можно сделать вывод, что саморегулируемая организация не несет гражданско-правовой ответственности по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг).

Нельзя также обойти вниманием тот факт, что обеспечение имущественной ответственности в соответствии с законодательством не является ни функцией, ни целью деятельности СРО. Механизм имущественной ответственности выделен законодателем в отдельные статьи в 315-ФЗ и отраслевых законах.

Читайте также:  Как рассчитать транспортный налог - формула и примеры

По мнению авторов, данный факт свидетельствует о том, что система имущественной ответственности СРО является компенсирующим механизмом, позволяющим возместить убытки третьим лицам в случаях, когда такие цели деятельности СРО, как повышение качества выполняемых работ, не были достигнуты.По мнению Л.И.

Булгаковой, в законодательстве следует закрепить такую функцию СРО, как обеспечение имущественной ответственности [6].

Авторы не согласны с подобной позицией, поскольку закрепление такой функции будет свидетельствовать о предполагаемой невозможности достижения целей саморегулирования — повышения качества товаров, работ, услуг, поскольку заранее предполагается наступление негативных последствий.

Учитывая изложенное, авторами делается вывод о том, что система имущественной ответственности СРО является компенсационным механизмом, который реализуется в случаях, когда не достигаются цели создания СРО — повышения качества производимых товаров, работ и услуг.

Кроме того, данная система является финансовым стимулятором как самого аппарата СРО, так и его членов для обеспечения достижения целей и принципов саморегулирования.

Анализ системы имущественной ответственности саморегулируемой организации невозможен без анализа правового статуса компенсационного фонда, являющегося источником средств, направляемых на возмещение вреда в соответствии с законодательством.

Целевым предназначением компенсационного фонда является удовлетворение требований о возмещении вреда лицам, которые пострадали вследствие недостатков товаров, работ, услуг, поставленных (выполненных) членом саморегулируемой организации.

Представляя собой совокупность денежных средств, компенсационный фонд размещается через управляющие компании либо размещается в депозиты российских кредитных организаций. Законодательством не предусматривается специальный правовой режим для такого депозита, а также отсутствуют требования к управляющей компании, осуществляющей размещение средств компенсационного фонда.

Исключение составляет требование о возможности возврата средств с депозита в течение 10 рабочих дней.На практике отсутствие указаний на особый статус компенсационного фонда привело к тому, что в действительности ряд саморегулируемых организаций, особенно в сфере строительства, пострадали от банкротства кредитных учреждений, хранивших средства компенсационного фонда.

Вклады СРО приравниваются к вкладам юридических лиц и включаются в третью очередь возмещения, что сводит возможность получения выплат до минимального значения. Таким образом, СРО, чьи средства компенсационного фонда находились в кредитном учреждении, в отношении которого начата процедура банкротства, практически не имеют шансов получить свои средства назад.

В настоящее время эта проблема является одной из ключевых в механизме построения института саморегулирования в России. Закон не предусматривает специальных последствий ни для СРО, ни для его членов в подобной ситуации.

Формально у СРО отсутствует обязанность восполнять средства компенсационного фонда в случае их утраты по причине банкротства кредитного учреждения, где эти средства находились.В доктрине высказываются разные мнения по вопросу правового статуса компенсационного фонда СРО.

Например, по мнению некоторых авторов, компенсационный фонд является самостоятельным юридическим лицом, принадлежащим СРО [9]. Другие не выделяют особенностей компенсационного фонда, полагая, что он является собственностью СРО [10]. Авторы придерживаются позиции, что компенсационный фонд обладает особой правовой природой и не является собственностью СРО.Согласно ст.

13 ФЗ «О саморегулируемых организациях», выплаты из компенсационного фонда возможны при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу физического лица. Если на момент предъявления потерпевшим соответствующего требования о возмещения вреда член саморегулируемой организации, по чьей вине указанный вред наступил, может оказаться несостоятельным, быть ликвидирован и т.д.

, компенсационный фонд будет выступать единственным источником средств возмещения вреда. Между тем требования физических лиц входят в первую очередь удовлетворения требований кредиторов в отличие от иных требований, входящих в следующие очереди.

Данное обстоятельство, по мнению авторов, не только служит подтверждением особой правовой природы компенсационного фонда, но и является достаточным основанием для законодательной защиты средств компенсационного фонда, в т.ч. путем изъятия средств компенсационного фонда из конкурсной массы банков, лишившихся лицензии на осуществление деятельности.

Стоит также отметить, что ч. 14 ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях» устанавливает ограничение, согласно которому средства компенсационного фонда, которые призваны обеспечить имущественную ответственность СРО за своих членов, не могут быть направлены на другие цели, в т.ч. на них не может быть обращено взыскание по имущественному требованию к СРО, в т.ч. от ее члена. Данное ограничение обусловливает «защитную» природу компенсационного фонда, призванного обеспечить дополнительную ответственность перед контрагентами членов СРО и защитить их от умаления их прав и законных интересов.

Следует также подчеркнуть, что по смыслу правового режима компенсационного фонда, установленного законодательством, саморегулируемая организация не имеет свободы распоряжения денежными средствами, внесенными в компенсационный фонд. СРО лишь обладает правом выбрать управляющую компанию или банк, в депозиты которого будут помещены средства указанного фонда.

В связи с этим невозможно рассматривать СРО как полноценного собственника средств компенсационного фонда. Цель удовлетворения требований третьих лиц фактически делает последних собственниками данного имущества, поскольку авторами был сделан вывод о том, что выплаты из компенсационного фонда не могут рассматриваться в качестве гражданско-правовой ответственности СРО за своих членов.

Таким образом, установленная ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях» ответственность саморегулируемой организации является не разновидностью гражданско-правовой ответственности, а представляет собой способ защиты субъективного права третьих лиц, которое может быть нарушено членами СРО в процессе реализации ими своей хозяйственной деятельности. При этом компенсационный фонд СРО, являющийся источником потенциальных выплат, не может рассматриваться в рамках обычных представлений о собственности юридического лица.

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/780

Уровни ответственности в СРО

Уровни правовой ответственности саморегулируемых организаций предусмотрены законодательством. Градостроительный Кодекс РФ предусматривает нормы ответственности, применяемые в случае нарушения стандартов членами СРО.

Как считает депутат Комитета Государственной Думы, вся ответственность за причиненный ущерб и некачественное предоставление услуг (выполнение работ) ложится на сторону, допустившую нарушение законодательства.

Правовые аргументы ответственности СРО и разница между причиненными убытками и ущербом имеют общую правовую природу, однако, по сути, разные понятия применяются к определенным системам расчета.

По утверждению председателя думского комитета, как физические, так и юридические лица, некачественно выполнившие работы в сфере инженерных изысканий, допустившие неквалифицированную подготовку проектных регламентов, нарушившие правила и требования строительных и ремонтных работ, что повлекло за собой принесение вреда здоровью,  имуществу физических лиц и тому подобное, следует в обязательном порядке данный ущерб возместить. При этом, на СРО, выдавшем допуск компании на проведение работ, ложится субсидиарная ответственность.

В соответствии с законодательством, способ и размер возмещения причиненных убытков осуществляется за счет компенсационного фонда организации, являющейся нарушителем.

Так как СРО не является стороной договора, она не принимает участие в процессе возмещения убытков.

Разъяснение значения слова «убытки» аргументировано позицией Конституционного суда: компенсировать ущерб обязано лицо, по вине которого было допущено невыполнение условий юридической договоренности.

Кто такие СРО?

Согласно подпункту статьи 3 Федерального закона «О СРО» (№315), саморегулируемой организацией является некоммерческое партнерство, основанное соответственно гражданскому кодексу РФ и ФЗ от 12 января 1996 года №7 «О некоммерческих организациях» в случае ее соответствия установленным требованиям Федерального законодательства.

Разъяснение об определении степени ответственности члена СРО в смешанных договорах

В числе обязательных требований, кроме тех, которые установлены в первой части настоящей статьи относятся:

  • Объединение в составе СРО ее членов в количестве не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или же менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенной сферы, если в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъекты профессиональной или предпринимательской деятельности, а также федеральными законами не предусмотрено иное;
  • Присутствие правил и стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности, которые являются обязательными для исполнения всеми участниками саморегулируемых партнерств;
  • Обеспечение некоммерческим партнерством дополнительной имущественной ответственностью каждого участника перед потребителями изготовленных товаров (выполненных работ, предоставленных услуг), а также иными лицами согласно 13 статье настоящего федерального закона;
  • Присутствие в государственном реестре саморегулируемых партнерств.

Формирование системы покрытий ущерба

На сегодняшний день существует несколько способов формирования системы возмещения нарушений, допущенных участниками СРО:

  • Создание системы коллективного (личного страхования);
  • Формирование компенсационного фонда.

Уровни ответственности, представленные на примере компенсационного фонда в строительной сфере:

  1. Первый уровень. 100 тысяч рублей, если в планы участника входит выполнение работ, стоимостью не выше 60 миллионов;
  2. Второй уровень.500 тысяч рублей.  Стоимость работ не должна превышать 500 млн;
  3. Третий уровень. 1 500 000 рублей. Стоимость работ не выше 3 млрд рублей;
  4. Четвертый уровень. 2 000 000 рублей. Стоимость работ по одному договору не должна превышать 10 млрд рублей;
  5. Пятый уровень. Стоимость работ от 10 млрд рублей и более (по одному договору).

Наглядно информация представлена в таблице ниже.

В таблице, приведенной ниже, представлены минимальные размеры взноса в КФ саморегулируемой организации обеспечения договорных обязательств при оформлении допуска (свидетельства) на выполнение работ

Суммы регламентированы Федеральным законом от 03.07.2016,  а также отдельными законодательными актами, в частности, совершенствовании законодательства о СРО в строительной сфере.

Субсидиарная и солидная ответственность

Возможно два варианта возмещения ущерба. В случае ненадлежащего исполнения участником СРО или невыполнения обязательств по договору подряда используется субсидиарный способ возмещения ущерба. Для ситуаций, описанный в 60 статье действующего Кодекса действует солидарный метод.

Субсидиарную ответственность могут нести:

  • В пределах ¼ части средств компенсационного фонда для обеспечения обязательств по договору несет СРО;
  • В случае исключения данных о СРО из государственного реестра и передачи средств КФ ответственность возлагается на соответствующее национальное объединение некоммерческого партнерства. Их доля составляет не более ¼.

Если ответственность ложится на участника СРО по договору подряда, который был заключен на конкурсной основе, возмещается реальный ущерб, предусмотренный договором страхования, а также неустойки (штрафные санкции) по указанным договорам. Предлагается возмещение частей, не покрытых страховкой.

Источник: https://srodopuski.ru/stati/urovni-otvetstvennosti

Поправки Минстроя в ГрК: второй компфонд, территориальность и уровни ответственности членов СРО

Разъяснение об определении степени ответственности члена СРО в смешанных договорах

Министерство строительства России разместило на Официальном сайте проектов нормативных правовых актов поправки в Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования». Обсуждение законопроекта продлится до 17 мая 2016 года включительно.

Этот тот самый проект закона, ставший реальностью благодаря постановлению заместителя Председателя Правительства Дмитрия Козака, свалившемуся на голову стройкомплекса незадолго до нового года.

Проектом ФЗ, занимающим более сотни страниц, предлагается внесение значительного количества поправок и дополнений, в том числе касающихся существующего сегодня строительного саморегулирования.

В частности, в нем содержится уточнение понятия саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Читайте также:  Договор аренды помещения под офис - образец

Намечены также коррективы для статей о градостроительной деятельности; требованиях к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса; инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; архитектурно-строительном проектировании; стройконтроле; госстройнадзоре; выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию; и многих других.

Понятие СРО

Саморегулируемой организацией в строительной сфере предлагается именовать некоммерческую организацию, созданную в форме ассоциации (союза) и основанную «на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания и (или) осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору … заключенному с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором)».

Авторы предлагают также зафиксировать, что функции технического заказчика могут выполняться только членом СРО. Исключениями предполагается сделать юридические лица, основанные на государственной и муниципальной собственности, а также созданные с участием государства, субъектов или муниципальных образований.

Минстрой также выходит с идеей внесения изменений в статью 55.2 «Приобретение статуса саморегулируемой организации».

Вместе с некоторыми уточнениями, в проекте есть новый абзац, согласно которому партнерство, имеющее статус СРО, может принять решение о своем преобразовании в НКО с иной организационно-правовой формой или о собственной ликвидации, но только после исключения сведений о ней из государственного реестра СРО. При этом средства компенсационного фонда (фондов) такой саморегулируемой организации должны будут передаваться национальному объединению, членом которого являлась такая СРО.

Второй компфонд

Как можно заметить из предыдущего абзаца, законопроектом вводится понятие нескольких компенсационных фондов. В тексте проекта ФЗ содержится пункт о наличии второго такого фонда.

По идее авторов, он может быть создан в случае, если не менее чем 20 членов некоммерческой организации выразят намерение принимать участие в закупках работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов капстроительства на конкурсной основе (и не менее чем 30 членов в случае со строительной СРО), когда проведение конкурса или аукциона является обязательным. Решение принимается на основании заявлений инициаторов, последующем волеизъявлении коллегиального органа управления и когда за эту идею проголосуют более половины членов такой СРО. При этом предполагается, что «компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств» будет рассчитываться в виде произведения количества членов СРО (инициаторов) на минимальный размер взноса в такой компфонд, принятый в соответствии со статьей 55.16 Кодекса для каждого такого члена «в зависимости от уровня его ответственности по обязательствам, указанного в заявлении». Об уровнях — чуть ниже.

По идее авторов, партнерство может приобрести статус СРО если все ее члены зарегистрированы в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация.

Напомним, на этом пункте — членстве в СРО по территориальному признаку — долгое время настаивал генеральный директор НП «Сахалинское Саморегулируемое объединение строителей» Валерий Мозолевский, а также представители других партнерств.

Минстрой пошел на встречу данной инициативе и предлагает включить в ГрК пункт, согласно которому некоммерческая строительная организация для приобретения статуса СРО не должна иметь «территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована».

Национальный реестр специалистов

Проект содержит новую Статью 55.5-1. «Специалисты, осуществляющие организацию выполнения проектных и изыскательских работ, организацию строительства».

Такими специалистами предлагается считать лиц, с которыми ИП или юрлицо заключили трудовой договор и на которых специальным актом возложены обязанности по организации проектных и изыскательских работ в должности главного инженера (главного архитектора) проекта, по организации строительства на объектах капитального строительства в должности главного инженера строительной организации, в отношении определенных объектов капстроительства. По проекту, сведения о них должны собираться в соответствующий национальный реестр, организованный нацобъединением. Попасть в него можно только через СРО, которая представит нацобъединению документы, подтверждающие соответствие специалиста всем требованиям.

Взносы в компфонд

Авторы предлагают подчеркнуть, что в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юрлица, в том числе иностранные, и ИП при условии соответствия требованиям, а также уплаты таким лицом в полном объеме взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации (Статья 55.

6 Прием в члены саморегулируемой организации).

Для этого необходимо будет представить заявление, в котором, помимо прочего, должны быть указаны сведения о намерении (или об их отсутствии) принимать участие в закупках работ, а также необходимые для включения в национальный реестр специалистов документы сотрудников.

Стоит также добавить, что в проект ФЗ попала фраза, что «не допускается уплата взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса, а также его уплата третьими лицами, не являющимися членами такой СРО».

Право на работу

Член СРО, отмечается в проекте, может выполнять работу при наличии у саморегулируемой организаций компфонда обеспечения договорных обязательств, но только если совокупный размер обязательств по указанным договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был перечислен взнос (Статья 55.8 Право члена СРО выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства). При этом количество договоров подряда не ограничивается.

Для подтверждения права выполнять работу члену СРО предлагается раз в год направлять в саморегулируемую организацию документы, необходимые для определения размера обязательств по договорам. Их перечень, если потребуется, разработают нацобъединения. Если по истечении отчетной даты документы получены не были, СРО сможет самостоятельно запрашивать их у единой информационной системы.

Информация о договорах также будет направляться в СРО заказчиком, заключившим с членом СРО договор. В ответ он по запросу может получить подтверждение уплаты взноса компфонд.

Если закон примут в текущем виде, СРО будет слать своему участнику «письма счастья» о превышении уровня ответственности по обязательствам, если такое случится, а также уведомления о необходимости увеличения предельного размера взноса в компенсационный фонд до необходимого уровня. Когда доплаты не последует, член СРО потеряет право принимать участие в новой закупке. Запрет на выполнение текущих работ по договорам проектом Минстроя не предусматривается.

Хранение дел членов СРО

Дела действующих членов саморегулируемой организации предполагается хранить в СРО, но не вечно, как сейчас. Документы прекративших членство в СРО авторы предлагают держать в архиве еще в течение 10 лет. А в случае исключения сведений о СРО из государственного реестра — передавать их в национальное объединение саморегулируемых организаций.

Минимальные взносы в компфонд и уровни ответственности

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд ставится в зависимость от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам. Всего их авторы придумали пять.

  • — если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ не превышает 25 миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации) — взнос предлагается установить на уровне не менее 50 тысяч рублей;- если не превышает 50 миллионов рублей (второй уровень ответственности) — 150 тысяч рублей.- если не превышает 300 миллионов рублей (третий уровень ответственности) — 500 тысяч рублей;
  • — если составляет 300 миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности) — один миллион рублей.
  • При намерении принимать участие в закупках работ:
  • — в случае если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 25 миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации) — 150 тысяч рублей;- если не превышает 50 миллионов рублей (второй уровень ответственности) — 350 тысяч рублей;- если не превышает 300 миллионов рублей (третий уровень ответственности) — 2,5 миллиона рублей;
  • — от 300 миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности) — 3,5 миллиона рублей.
  • Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта:
  • — если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации) — 100 тысяч рублей; — если не превышает 500 миллионов рублей (второй уровень ответственности) — 500 тысяч рублей;- если не превышает трех миллиардов рублей (третий уровень ответственности) — 1,5 миллиона рублей; — если не превышает десяти миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности) — 2 миллиона рублей
  • — от 10 миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности) — 5 миллионов рублей.
  • При намерении принимать участие в закупке работ:
  • — если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 миллионов рублей (первый уровень ответственности) — 400 тысяч рублей;- если не превышает 500 миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации) — 2,5 миллиона рублей;- если не превышает 3 миллиардов рублей (третий уровень ответственности) — 4,5 миллиона рублей;- если не превышает 10 миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности) — 7 миллионов рублей
  • — от 10 миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности) — 25 миллионов рублей.
  • Субсидиарная и солидарная ответственность
  • Возмещение ущерба предлагается производить двумя способами: субсидиарным, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору подряда, и солидарным — в ситуациях, описанных в статье 60 действующего сейчас Кодекса.
  • Субсидиарную ответственность несут:
  • а) СРО в пределах 1/4 доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;б) соответствующее национальное объединение СРО в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра и передачи ей компфонда, соответственно, тоже в пределах 1/4 доли.
  • Если ответственность члена СРО по договору подряда, заключенному на конкурсной основе, застрахована — реальный ущерб, а также неустойку (штраф) по указанным договорам предлагается разрешить возмещать в части, не покрытой страховыми возмещениями.
  • Госзакупки Сейчас, согласно ФЗ от 05.04. 2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Минстрой предлагает уточнить, что если исполнение контракта обеспечивается взносом в специальный компенсационный фонд СРО, предельный размер обязательств не может быть меньше размера начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Надежные банки

Саморегулируемая организация, согласно проекту, обязана будет разместить средства компенсационного фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Минстрой также предлагает передавать данные о счете в Ростехнадзор и национальное объединение и подтверждать их соответствующей справкой (выпиской) банка.

Читайте также:  Каковы правовые последствия расторжения брака?

Административная ответственность

Выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации когда это обязательно, или с нарушением установленного порядка подтверждения права выполнения таких работ по договору подряда предлагается признавать административными правонарушениями. Соовтествующие изменения планируется внести в статью 9.5.1 КоАП. Работа без членства в СРО, по мнению Минстроя, должна караться штрафом в размере до 50 тысяч рублей. Нарушение установленного порядка подтверждения права выполнять работу — штрафом до 40 тысяч рублей. За повторное нарушение правил подтверждения предлагается накладывать санкции в размере до 50 тысяч рублей или наказывать приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Источник: http://www.All-Sro.ru/news/popravki-minstroya-v-grk-vtoroi-kompfond-territorialnost-i-urovni-otvetstvennosti-chlenov-sro_161260900

РТН: Объём обязательств члена СРО по смешанным договорам можно учитывать только в части, имеющей отношение к профилю члена

Продолжается дискуссия по поводу необходимости членства в проектных и изыскательских СРО при выполнении работ по смешанным договорам. На сей раз своё веское слово высказал Ростехнадзор.

Ведомство направило письмо за номером № 09-01-03/9316 от 17 октября 2018 года в ответ на запрос Национального объединения изыскателей и проектировщиков. На это обратил внимание наш подмосковный эксперт, которому мы и уступаем место на нашей трибуне.

В письме РТН (с документом можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.) отмечается, что, согласно части 11 статьи 55.

16 Градостроительного кодекса РФ, уровень ответственности члена саморегулируемой организации определяется в зависимости от предельного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Кодексом не установлен порядок определения совокупного размера обязательств по договорам подряда, в случае если контракт квалифицирован как смешанный договор, содержащий в себе элементы двух договоров на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации.

Частью 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Если в договоре определено, что конкретизация и уточнение условий такого договора будут осуществляться путём заключения конкретизирующих договоров, предельная цена которых также установлена в договоре, то требования части 11 статьи 55.16 Кодекса учитываются по конкретизирующим договорам. Если в договоре не установлена предельная стоимость конкретизирующих договоров или стоимость работ по отдельным направлениям, то уровень ответственности определяется исходя из стоимости договора.

Таким образом, позиция РТН следующая – если в смешанном договоре предусмотрено раздельное оформление договорных обязательств по проектированию и изысканиям, то объём обязательств члена СРО можно учитывать только в части, имеющей отношение к профилю члена СРО.

Напомним, ещё в феврале 2018 года Минстрой на своей лад трактовал этот вопрос.

В частности, министерство отмечало, что «в случае, если предметом договора подряда, заключённого с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух саморегулируемых организаций – в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования».

Также по этому поводу периодически возникают споры с участием ФАС, региональных заказчиков и подрядчиков. Здесь мнения сторон также расходятся и к единому решению прийти пока не удалось. Подробно пример такой ситуации, с которой столкнулись проектировщики и изыскатели в Республике Карелия был рассмотрен вот этом материале.

ОТ РЕДАКЦИИ. Предлагаем нашим уважаемым читателям поделиться своим мнением по поводу данной проблемы – а как Вы думаете, в скольких СРО нужно состоять подрядчику, чтобы заниматься работами по смешанным договорам?

Источник: http://zanostroy.ru/news/2018/11/19/11480.html

Уровени ответственности саморегулируемых организаций (СРО)

Законодательными нормами Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а именно статьёй шестидесятой, предусмотрены рамки правовой ответственности саморегулируемых организаций (СРО) в случае нарушения правовых требований ее членами.

По мнению депутатов Комитета Государственной Думы, всю ответственность за причиненный ущерб и некачественно выполненную работу несет та сторона, которая допустила нарушение законодательства.

Правовые аргументы ответственности СРО

От деятельности нерадивого исполнителя заказчику может быть нанесен не только ущерб но и убытки. Указанные показатели имеют общую правовую природу, но понятия разные по сути и применяемым к ним системам расчетов.

Как утверждает председатель думского комитета А.

Русских, юридическое, как вариант, физическое лицо, которое допустило некачественное выполнение работ по инженерным изысканиям, неквалифицированную подготовку проектной документации, нарушение правил и требований ремонтно-строительных работ, повлёкшее за собой нанесение ущерба здоровью, имуществу физических лиц и так далее, обязано возместить нанесенный ущерб. При этом субсидиарная ответственность ложится на СРО, которая выдала соответствующее разрешение на работу такому лицу.

Разница между ущербом и убытками

Что такое ущерб.

Согласно законодательным нормам, размер и способ возмещения нанесенных убытков осуществляется за счет компенсационного фонда организации-нарушителя. Поскольку саморегулируемая организация не является стороной договора о выполнении работ, она не обязана принимать участие в процессе возмещения нанесенных убытков.

Что такое убытки.

К слову, такое разъяснение думского комитета аргументируется позицией Конституционного суда: компенсировать ущерб обязано то лицо, которое допустило невыполнение условий юридического договора.

Кто такие саморегулируемые организации (СРО)

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 3 ФЗ №315 «О СРО», саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ от 12 января 1996 года №7 «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям.

К числу указанных требований помимо установленных в части 1 настоящей статьи относятся:

  1. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
  2. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  3. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.
  4. Присутствие в государственном реестре саморегулируемых организаций.

Способы формирования системы покрытий нарушений членов СРО

  1. создание системы личного и (или) коллективного страхования;
  2. формирование компенсационного фонда.

Уровни ответственности СРО на примере компенсационного фонда в строительстве

I. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена строительного СРО в зависимости от уровня ответственности:

  1. 100 000 в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору подряда не превышает 60 млн. (первый уровень ответственности);
  2. 500 000 в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 500 млн. (второй уровень ответственности);
  3. 1 500 000 в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 3 млрд. (третий уровень ответственности);
  4. 2 000 000 в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 10 млрд. (четвертый уровень ответственности).
  5. 5 000 000 в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору составляет 10 млрд. и более (пятый уровень ответственности).

II. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО в строительстве, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности составляет:

  1. 200 000 в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 млн. (первый уровень ответственности);
  2. 2 500 000 в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 500 млн. (второй уровень ответственности);
  3. 4 500 000 в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 3 млрд. (третий уровень ответственности);
  4. 7 000 000 в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 млрд. (четвертый уровень ответственности).
  5. 25 000 000 в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 10 млрд. и более (пятый уровень ответственности).

Источник: https://malina-group.com/uroven-otvetstvennosti-samoreguliruemykh-organizatsij/

Обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемой организации 

Способом обеспечения имущественной ответственности членов А СРО «БОС» является формирование компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.

В соответствии с требованиями статьи 55.4 и статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона № 372-ФЗ от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в Ассоциации формируются два компенсационных фонда:

  • Компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ) — формируется в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения.
  • Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) -формируется в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.
  •  Компенсационный фонд возмещения вреда:
Уровень ответственности члена СРО
  1. Размер взноса
  2. в КФ ВВ
  3. (в рублях)
1-й уровень (стоимость по одному договору не превышает 60 млн. руб.) 100 000
2-й уровень (стоимость по одному договору не превышает 500 млн. руб.) 500 000
3-й уровень (стоимость по одному договору не превышает    3 млрд. руб.) 1 500 000
4-й уровень (стоимость по одному договору не превышает 10 млрд. руб.) 2 000 000
5-й уровень (стоимость по одному договору составляет      10 млрд. руб. и более) 5 000 000
Простой уровень ответственности 100 000

Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств:

Уровень ответственности члена СРО
  • Размер взноса
  • в КФ ОДО
  • (в рублях)
1-й уровень (предельный размер обязательств по договорам не превышает   60 млн. руб.)
2-й уровень (предельный размер обязательств по договорам не превышает 500 млн. руб.) 2 500 000
3-й уровень (предельный размер обязательств по договорам не превышает 3 млрд. руб.) 4 500 000
4-й уровень (предельный размер обязательств по договорам не превышает 10 млрд. руб.) 7 000 000
5-й уровень (предельный размер обязательств по договорам составляет 10 млрд. руб. и более) 25 000 000

Количество заключаемых договоров строительного подряда не ограничивается.

ВАЖНО! При определении предельного размера обязательств (для выбора уровня ответственности в компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств) берется совокупный размер обязательств члена СРО по договорам строительного подряда, заключенным  с использованием конкурентных способов, за минусом обязательств,  признанных сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приемки результатов работ.

Источник: http://sro-bos.ru/dokumentyi/obespechenie-imuschestvennoy-otvetstvennosti-chlenov-sro

Ссылка на основную публикацию