Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления мкд (законопроект)

  • Сейчас жильцы часто сталкиваются с тем, что управляющая компания нарушает их права.
  • Однако еще более плачевно то, что сами жильцы обычно даже не подозревают о том, что они нарушаются.
  • Поэтому стоит разобраться в том, что входит в прямые обязанности управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту домов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации:Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)

Обязанности управляющей компании ЖКХ по закону

Деятельность управляющих компаний регулируется законодательством. Законодательная база, устанавливающая права и обязанности УК, содержится в Жилищном кодексе РФ. В частности, это оговаривается в 161-162 статьях.

Жилищный кодекс

УК должна обеспечить жильцов подходящими и безопасными условиями проживания, а также достойное содержание общей собственности, решать проблемы его использования и предоставлять жильцам коммунальные услуги.

Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)

  1. Так гласит первый пункт 161 статьи ЖК.
  2. Его первый подпункт вносит больше конкретики в вопрос содержания общего имущества и дает более четкую формулировку.
  3. Согласно ему, УК обязана:
  1. Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и правила пожарной безопасности, в целях сохранения надежности дома и благополучия жильцов;
  2. Сохранять уровень безопасности, подходящий для поддержания жизни и здоровья людей, хранение их владений, а также собственности государства и муниципалитета;
  3. Давать жильцам доступ к использованию помещений и общей собственности владельцев жилья;
  4. Соблюдать права и интересы владельцев жилья в многоэтажном доме, если это не противоречит законодательству;
  5. Поддерживать коммуникационную систему в хорошем состоянии, а также следить за исправностью приборов для учета и прочих видов всеобщего оснащения;
  6. Осуществлять поставки ресурсов, необходимых для обеспечения жильцов коммунальными услугами.
  • Управляющая компания возлагает на себя обязанность за общую собственность в конкретном многоквартирном доме и за поставку коммунальных услуг, вне зависимости от степени благоустройства этой недвижимости.
  • Качество обслуживания в любом случае должно соответствовать государственным требованиям и правилам, которые указаны в Жилищном кодексе.
  • При этом УК несет ответственность не только перед государством или муниципалитетом, но и непосредственно перед жильцами.
  • Также управляющая компания обязана обеспечивать для жильцов доступ к сведениям о ее финансово-хозяйственной деятельности, об услугах, которые она оказывает, и о порядке их оказания.
  • Она должна осведомлять жильцов о стоимости и тарифах на все предоставляемые ей услуги.

В 162 статье оговариваются правила заключения соглашения управления многоквартирным домом, которое заключается между УК и всеми собственниками его помещений. Данный документ стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет под собой достаточно объемную законодательную базу.

Договор управления

Данный документ может быть заключен лишь с УК, которая имеет разрешение на такую деятельность.

Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)

  1. В противном случае, организация не будет соответствовать требованиям, которые установлены законом, и следовательно не имеет права на заключение подобных соглашений.
  2. При его заключении необходимо собрать всех владельцев жилья в этом доме.
  3. Согласно второму пункту, соглашение по управлению домом означает, что УК обязуется:
  • Выполнять свою работу в срок, за установленную плату;
  • Проводить ремонт и обеспечивать содержание общей собственности владельцев помещений;
  • Предоставлять им коммунальные услуги;
  • Проводить другую управленческую деятельность.

При этом, список работ и услуг, которые входят в обязательства УК, должен быть указан в соответствующем соглашении.

Образец типового договора управления многоквартирным домом с управляющей компанией Вы можете скачать здесь.

Начать выполнение условий соглашения компания должна не позже, чем в течение одного месяца после его подписания. Однако если в соглашении указан иной срок, то УК обязана приступить к работе в течение указанной даты.

За месяц до окончания срока действия договора, УК должна передать всю документацию на данный дом управляющей организации, которая была выбрана. А также УК обязана давать владельцам квартир регулярные отчеты о своей деятельности.

Иные нормативные акты

  • Согласно иным документам, управляющая компания должна содержать в надлежащем состоянии придомовую территорию закрепленного за ней многоквартирного дома.
  • Придомовой территорией принято считать участок земли, который закреплен за конкретным объектом недвижимости.
  • Контролировать факт и качество выполнения работ по содержанию данной территории должны жильцы.
  • А следить необходимо за следующим:
  1. За тем, чтобы УК регулярно выполняла уборку придомовой территории;
  2. Проводила ее озеленение;
  3. Вовремя вывозила все бытовые отходы;
  4. Устанавливала на территории детские площадки, лавочки и прочее.

Рекомендуем прочитать статью, о том, как нужно выбирать квартиру для покупки, здесь.

Права

  1. Кроме обязанностей, законодательство и нормативные акты устанавливают права УК.
  2. Жильцам также необходимо их изучить, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нарушив одно из прав организации.

  3. Итак, УК имеет право на:
  • Получение дохода;
  • Взыскание долгов с жильцов;
  • Лишать жильца определенного ресурса за долги;
  • Начислять пени.

Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)

  • По сути, доход управляющей компании зависит от тарифа на оплату ее услуг.
  • Организация имеет полное право на его повышение, однако лишь при проведении собрания владельцев квартир и предоставлении сметы.

Конечно, на собрании увеличение тарифа может быть не одобрено, и в таком случае УК обязана продолжить работу в прежнем режиме. На взыскание долгов УК имеет право, но только через суд.

Однако можно обойтись и без суда, попросту отключив поставку коммунальной услуги, за которую не платит должник.

На последнее УК также имеет полное право. Его дает 354 Постановление. Но это возможно лишь в том случае, если ресурс поставляется жильцу через данную организацию, а не от ресурсоснабжающей организации напрямую.

Еще одним способом борьбы с должниками является право на начисление им пени. Это разрешает 14 пункт 155 статьи ЖК. Пени начисляется с 91 дня просрочки.

Функции

Разобравшись со всеми законами и нормативными актами, которые устанавливают права и обязанности УК, стоит четко разобраться в том, что все-таки входит в обязательства организации, а что нет:

Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)

  • Обслуживание

    В обязанности УК входит наем организаций, которые специализируются на такой деятельности. При найме, компания заключает с ней договор.

  • УК не обязана осуществлять данную деятельность. Она лишь нанимает обслуживающую компанию и контролирует ее работу в конкретном доме.

  • Ремонтные работы

    Данная обязанность указывается в соглашении по управлению и в 161 статье. УК обязана проводить работы по сохранению состояния конкретного объекта недвижимости и его улучшению.

    В этот пункт также входит:

    1. Контроль над предоставлением коммунальных услуг;
    2. Контроль за их оплатой;
    3. Организация ремонтных работ;
    4. Сохранение безопасности и надежности многоквартирного дома.
  • Коммунальные услуги
  • Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)

    УК должна обеспечить жильцов коммунальными услугами, путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, следить за их качеством и своевременной оплатой.
    Советуем прочитать статью о том, как правильно сделать перерасчет коммунальных услуг за время вашего отсутствия.

  • Уход за придомовой территорией

    Организация должна следить за придомовой территорией, а также выполнять ее уборку, озеленение и улучшение. Это регулируется условиями соглашения между жильцами и УК.

  • Технический контроль

    Организация обязана следить за качеством работы приборов учета, прочего оборудования и системы коммуникаций. Также, необходимо выполнять их ремонт и прочие работы, направленные на сохранение их в надлежащем состоянии.

  • Перерасчет

    Перерасчет является больше правом, чем обязанностью УК. Однако организация все же обязана проводить перерасчет тарифов и стоимости оказываемых жильцам услуг.

  • Финансовое обеспечение

    УК может и должна получать финансовое обеспечение для проведения ремонтных работ и работ по содержанию общей собственности владельцев квартир. Обычно, такими средствами ее обеспечивают сами жильцы.

Источник: https://kvartirgid.ru/zhkh/sfera-obyazannosti-upravlyayushhej-kompanii-po-soderzhaniyu-i-remontu.html

Понятие управляющей организации в сфере ЖКХ: что это такое? Все о компании, без которой жить в МКД невозможно

Прекращение работы ЖКХ означает полный паралич обыденной жизни людей, поэтому направление нуждается в поддержке и постоянном внимании.

Действующим законодательством утверждён Жилищный кодекс, регламентирующий все отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, целью которого является сохранение жилья и недопущение нарушений. Для выполнения обязанностей по обслуживанию жилого фонда и многоквартирных домов создаются управляющие компании, все о которых мы расскажем далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-82. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Управляющая компания в сфере ЖКХ — что это такое? Понятие и определение

Управляющая компания в сфере ЖКХ — это некоммерческая организация, основанная для выполнения хозяйственно-эксплуатационных функций, связанных с санитарно-техническим содержанием многоквартирных домов (МКД).

Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)Следует отметить, что термин «управляющая компания ЖКХ» — это бытовое название, в жилищном законодательстве употребляется обозначение «управляющая организация».

Эта путаница часто вызывает неправильное понимание сути УК и создаёт разночтения в ссылках на законодательные акты. Тем не менее, будем впредь использовать термин УК как более привычный.

  • По определению Жилищного кодекса, управляющая организация — это одна из форм управления жилым многоквартирным домом, такая же, как и ТСЖ или непосредственное управление.
  • УК выполняет несколько функций — посредничество в поставках ресурсов, таких, как электроэнергия и водоснабжение, осуществляет обслуживание, ремонт и содержание дома с технической точки зрения.
  • Управляющая компания управляет многоквартирным домом, выступая как единый заказчик перед ресурсоснабжающими организациями от лица всех собственников жилья подведомственного дома и как единый исполнитель коммунальных услуг — перед жителями.

Фактически, УК выполняет все знакомые издавна функции участков ЖКО, с небольшими поправками на изменившиеся условия, вызванные временем и на большую, чем раньше, хозяйственную независимость.

Ни один жилой дом не сможет существовать без организованного обслуживания и постоянного контроля состояния коммуникаций, систем энергоснабжения и придомовой территории, и появление УК как подрядчиков для этих нужд вполне естественно.

Что такое региональная УК?

Одна УК обычно обслуживает несколько домов, расположенных в одном районе. Возможности такой УК ограничены в силу малочисленности коллектива, ограниченности поступления средств на развитие. Региональная УК создаётся как организация с широким территориальным охватом обслуживания.

Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)

Они имеют свой штат и разработанную структуру, которая позволяет работать достаточно оперативно.

Функционирование УК в региональных масштабах расширяет понимание её руководством состояния объектов ЖКХ, нужд и первоочередных задач, возникающих перед коммунальщиками. Крупная организация имеет крупные доходы, позволяющие решать проблемы снабжения оборудованием, инструментами и материалами.

Являясь такой же УК, как и другие, региональная УК в силу своей мощности намного эффективнее и качественнее решает возникающие проблемы.

Является ли коммерческой организацией и юридическим лицом?

Управляющая жилищная компания — это юридическое лицо, поскольку иначе её деятельность невозможна с организационной точки зрения. При этом, часто организационно УК представляет индивидуальный предприниматель, который, не является юридическим лицом, но имеет все признаки такового.

Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)

Сложность ситуации объясняется тем, что УК — это обозначение рода деятельности, которая может осуществляться организациями разных типов — ООО, ОАО, ЗАО, ИП и т.д.

Также любая УК является коммерческой организацией, поскольку осуществляет свою деятельность на платной основе, являясь посредником между жителями и поставщиками ресурсов. Фактически, УК получает от жителей деньги за обслуживание дома, как наёмная организация, и принимает коммунальные платежи как посредник.

Обратите внимание! Действует ряд ограничений, направленных на сдерживание бесконтрольного роста тарифов и расценок, который неминуемо возник бы заботами нечистоплотных предпринимателей. Законодательно это регулируется ст.157.1 ЖК РФ.

Вся деятельность УК подчинена одной цели — освободить жильцов многоквартирных домов от забот по обслуживанию, ремонту и содержанию дома, по уборке территории, вывозу ТБО и прочим необходимым постоянным действиям, выполняя все эти обязанности за определённую плату.

Без такой организации дом просто рискует остаться без обслуживания и понемногу будет разрушен, поскольку самоорганизоваться и обеспечить должный уход за жильём смогут далеко не все жильцы.

Тем более, что обеспечить законность в этом вопросе будет практически невозможно. Поэтому создание УК ( ТСЖ, прочих видов управления) как ответственных исполнителей жизненно необходимо и установлено законодательно. Жильцы многоквартирного дома общим собранием выбирают УК и заключают с ней договор управления, на основании которого УК осуществляет свою деятельность.

Работа управляющей компании по управлению многоквартирным домом обычно складывается из двух дополняющих друг друга направлений:

  1. Обслуживание жилого фонда, т.е. вывоз мусора, уборка придомовой территории, подъездов и лестничных клеток.

    Своевременный ремонт и замена стояков горячего и холодного водоснабжения и центрального отопления, контроль освещения в подъездах — всё это далеко не полный перечень забот и обязанностей УК.

  2. Сбор платы за пользование коммунальными услугами, выявление и работа с должниками. Выступая как посредник, УК занимается контактами с поставщиками электроэнергии, горячей и холодной воды, теплосетями.

Все эти работы требуют постоянной занятости и контроля, о любых планирующихся перебоях с поставками услуг УК обязана предупредить жильцов за 10 дней до прекращения подачи услуг. Такие условия заставляют постоянно быть в курсе планирующихся работ, встраиваясь в график поставщиков услуг и ведя свою работу параллельно им.

Такие условия работы требуют постоянного внимания и контроля за всем подведомственным хозяйством, любой просчёт сразу вызовет многочисленные жалобы и нарекания со стороны жильцов.

УК должна также сдавать ежегодный отчет, потому что она несет ответственность перед собственниками. Ее обязанности регламентированы некоторыми акты и договорами.

Видео о том, что такое УК, как правильно ее выбрать и каковы ее основные цели:

Какие типы УК бывают?

По форме управления УК бывают:

  • Жилищные объединения.
  • Частные управляющие компании.
  • Государственные Унитарные Предприятия (ГУП), Дирекция Единого Заказчика (ДЕЗ).
  • Непосредственное управление собственниками.

При этом, УК могут иметь разную специализацию — только обслуживание, только управление, обе функции сразу либо какие-то другие варианты. Но чаще всего УК занимаются выполнением всех обязанностей, так как для заказчика услуг — в нашем случае, для жильцов — гораздо удобнее, когда все функции сосредоточены в едином центре.

Не знаете, какая именно УК обслуживает ваш дом? Читайте о том, как уточнить информацию в специальной публикации. А если хотите отказаться от своей управляющей компании, читайте статью о том, как это правильно сделать.

Виды деятельности

Принцип деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ основан на управлении многоквартирным домом и включает следующие этапы:

  • Сбор информации об объекте управления;
  • Исследование полученных данных;
  • Деятельность, направленная на улучшение качества проживания собственников квартир.

Жильцам домов, использующих право на участие в управлении многоквартирным домом, необходимо владеть полной информацией о видах управления.

Вид Особенности На какое жилье рассчитан
Непосредственное Исключительная задача — сотрудничество с подрядчиком для выполнения текущих и срочно ремонтных работ. Решением административных вопросов занимается представитель, каждый собственник помещения заключает индивидуальный договор с ресурсоснабжающей организацией — исполнителем. Небольшие дома (до 40 квартир)
Гибридное Самостоятельность жильцов в решении вопросов эксплуатации и содержания дома без участия компании. Дом, количество квартир в котором не ограничено.
Эксплуатационное Жильцы создают товарищество собственников жилья, которое, опираясь на договор, выбирает управляющую компанию. Любой многоквартирный дом или несколько домов, соединенных одной коммуникационной системой.

Общие правила работы

В апреле 2018 года правительство Российской Федерации внесло изменения в проведение осмотров общедомового имущества, мелкого текущего и капитального ремонтов и отчетности перед собственниками жилых помещений. Рассмотрим подробнее.

Осмотр общего имущества должен осуществляться на предмет протечки, поломки два раза в год: весной и осенью.

  • Текущий осмотр выполняется в соответствии с технической документацией. Для каждого элемента свой срок и периодичность;
  • Сезонный осмотр осуществляется 1 раз в полгода. Весной проводят после отключения отопления, осенью — перед началом отопительного сезона. Собственники жилых помещений при желании могут принять участие в обходе общего имущества и составить список работ для текущего ремонта.
  • Внеочередной осмотр УК обязана провести в течение суток после чрезвычайного происшествия: урагана, аварии и др. Результаты всех осмотров хранятся с документами на дом, при желании можно с ними познакомиться, а предложения по текущему и сезонному осмотрам должны быть доведены до всех жильцов.
  • О тарифах на услуги. Сколько платить, решают собственники жилья на общем собрании (действительно в течение 1 года). УК предлагает тарифы на услуги. жильцы — принимают или отклоняют предложение. Изменения коснулись порядка уведомления новых предложений УК.Справка! Собственники многоквартирного дома получают информацию о смене тарифов за 30 дней с помощью специального сервиса на Госуслугах и оповещений на досках объявлений.
  • Контроль за УК стал проще. Информацию о себе (контактные данные, тарифы, нормативы, памятки и др.) компания должна разместить в доступном для жильцов месте.

Каким законами регулируется деятельность?

К законодательству, регулирующему деятельность управляющих организаций и их стандарты, относятся следующие акты:

Кроме этих основных документов в рабочем процессе могут быть использованы различные нормативные акты, положения и решения местных административных органов.

Первенство принадлежит Жилищному кодексу как основополагающему документу, и любые несоответствия толкуются с его позиций. Все распоряжения или иные действия, противоречащие нормам законодательства могут быть обжалованы в надзорных органах или оспорены в суде.

Устав

Устав является основным документом, определяющим цели, правила работы и условия деятельности УК, его правовой статус, распределение обязанностей. Документ подробно охватывает все направления работы, регулирует отношения между работниками, жильцами подведомственных домов и прочими лицами.

Также устав решает вопросы финансового плана, регулируя заработную плату наёмных рабочих, денежное вознаграждение ИТР и т.д. Все положения устава должны строго соответствовать действующему законодательству и нормативным актам. Любое противоречие пунктов устава законным требованиям недопустимо и отменяет действие этих пунктов и разделов.

Скачать образец устава управляющей многоквартирным домом компании в сфере ЖКХ

Кому подчиняются управляющие многоквартирными домами организации?

Кто же управляет управляющими компаниями ЖКХ? В УК есть свой управляющий, назначенный руководством. О его обязанностях мы рассказывали здесь.

Однако в любом случае деятельность УК подотчётна общему собранию собственников жилья многоквартирного дома. При этом, административного подчинения у УК нет. Собрание собственников может предъявить претензии, внести предложения и т.д.

Деятельность коммунальщиков часто вызывает нарекания и жалобы, иногда обоснованные, иногда — нет.

При появлении серьёзных нарушений со стороны УК жильцам правильнее обратиться непосредственно в УК, чтобы решить вопрос на месте. Согласно ЖК РФ, жалоба в УК должна быть рассмотрена в 3-х дневный срок.

Есть и другие инстанции, обращение в которые помогает решить вопросы, например, прокуратура или городская администрация, но Жилинспекция среди них — самая надёжная.

Если не помогает ни один способ, остаётся только отстаивать свою точку зрения в суде. Это вариант, затратный по времени, нервам и требующий помощи юриста, но в случае успеха решение вопроса гарантировано. Надо иметь в виду, что УК после двух проигранных судов лишается права управления домом.

Жилищное законодательство позволяет успешно решать проблемы с жилым фондом. Управление ЖКХ с помощью управляющих компаний — наиболее грамотный и профессиональный тип содержания и обслуживания жилья. Добиться успеха в этом направлении могут только люди, имеющие для этого занятия всё время, а не пару часов после работы.

Большое количество организационных, технических и правовых вопросов требуют работы целого коллектива специалистов, и УК — самый правильный выбор для этого.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 938-47-82 (Москва)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://101urist.com/nedvizhimost/upravlenie/mkd/upravlyayushhaya-kompaniya

Определение УК для управления МКД: временное управление | Аюдар Инфо

Дубова Я.Г., эксперт журнала

Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)

С 12.01.2019 заработала ч. 17 ст. 161 ЖК РФ, введенная Федеральным законом от 31.12.

2017 № 485‑ФЗ, регулирующая порядок управления МКД в ситуациях, когда собственниками помещений в доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена УК.

При таких обстоятельствах управлением МКД на период до года будет заниматься УК, определенная решением ОМСУ в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ. Эти порядок и условия прописаны в Постановлении Правительства РФ от 21.12.

2018 № 1616, которым утверждены Правила определения управляющей организации для управления МКД, в отношении которого собственниками помещений в МКД не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее – Правила).

Кто принимает решение о выборе временного управляющего?

В пункте 2 Правил уточнено, что УК для временного управления МКД определяется решением ОМСУ, органа государственной власти субъекта РФ – города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено иное. Такое решение уполномоченного органа (решение об определении УК) среди прочего должно содержать:

  • перечень работ и услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме. Этот перечень устанавливается в зависимости от конструктивных и технических параметров дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности выполнения и оказания каждой из таких работ и услуг, в пределах минимального перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290;
  • размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы, установленному органом власти на местном уровне.

Следует учитывать, что решение не может содержать перечень коммунальных услуг, которые предоставляет УК, так как в период управления МКД временным управляющим коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в доме должны предоставлять непосредственно РСО со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением соответствующего договора управления домом (п. 3 Правил, обновленный пп. «б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг).

В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении УК уполномоченный орган размещает его на своем официальном сайте в Интернете и в ГИС ЖКХ, а также направляет решение выбранной УК и в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор. Кроме того, решение должно быть направлено собственникам помещений в МКД. На это уполномоченному органу даются пять рабочих дней.

Перечень УК – претендентов на временные управляющие

  • Управляющая организация может быть выбрана в качестве временного управляющего при соблюдении двух условий:
  • 1) у нее имеется лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД;
  • 2) она включена в соответствующий перечень организаций, который формируется уполномоченным органом и размещается в ГИС ЖКХ. В этот перечень включаются управляющие организации:
  • представившие в уполномоченный орган заявление об их включении в перечень (на дату подачи заявления);
  • признанные участниками открытого конкурса по отбору УК для управления МКД, расположенным на территории соответствующего муниципального образования (на дату составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе). Речь идет об открытом конкурсе, проводимом ОМСУ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. При подаче заявки на участие в таком конкурсе заинтересованное лицо теперь будет давать согласие на включение его в перечень организаций – претендентом на временные управляющие. Поэтому заявка на участие в открытом конкурсе дополнена согласием претендента на включение его в перечень организаций для временного управления МКД.

Дата подачи заявления о включении в перечень или дата составления протокола важны, так как УК-претенденты включаются в перечень в хронологическом порядке.

Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом как минимум один раз в пять лет, а также в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня наступления одного из следующих событий:

  • аннулирование лицензии УК, включенной в перечень;
  • истечение срока действия лицензии УК, включенной в перечень, в случае непринятия лицензирующим органом решения о продлении срока действия лицензии;
  • поступление заявления УК о ее включении в перечень организаций;
  • составление протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;
  • поступление заявления УК о ее исключении из перечня организаций. Управляющая организация, включенная в перечень, вправе подать такое заявление, если она выбрана решением об определении УК для управления хотя бы одним домом.

Выбор УК из перечня претендентов

При определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает УК, которая является временным управляющим меньшего количества МКД по сравнению с другими организациями, включенными в перечень. Если две и более управляющие организации управляют равным количеством домов, уполномоченный орган ориентируется на очередность расположения УК в перечне.

При этом для временного управления МКД не может быть выбрана УК, которая прежде уже управляла этим домом.

Речь идет о ситуации, когда собственники помещений в указанном доме ранее приняли решение о расторжении договора управления с обозначенной УК или сведения о доме были исключены из реестра лицензий субъекта РФ в период осуществления деятельности по управлению таким домом этой управляющей организацией.

Временная УК ведет деятельность по управлению МКД до выбора собственниками помещений в доме способа управления или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, но не более одного года.

Отметим еще один момент. Управление МКД временной УК не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом.

* * *

Выбор УК для временного управления МКД, собственниками помещений в котором не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, делает ОМСУ, орган государственной власти субъекта РФ – города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (если иное не закреплено в региональном законе).

Выбор делается из сформированного уполномоченным органом перечня организаций, в который включаются УК на основании их заявлений, а также управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору УК для управления МКД.

Преимущество отдается УК, которая на момент выбора выступает в роли временного управляющего меньшего количества МКД и раньше других попала в перечень. 

Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2019 год

Источник: https://www.audar-press.ru/uk-dlya-upravleniya-mkd

Сайт Государственной инспекции Алтайского края

Разработан порядок определения управляющей компании для временного управления МКД (законопроект)

В конце декабря 2018 года Правительство Российской Федерации утвердило 2 постановления, которые касаются управления многоквартирными домами. Одно из них – от 14.12.

2018 № 1541 «О внесении изменений в Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управлений организации для управления многоквартирным домом», согласно которому в рамках конкурсной процедуры предусматривается пошаговое снижение цены договора управления домом и отказ от дополнительных работ и услуг по ремонту общего имущества.

До выхода указанного постановления стоимость оказания услуг была фиксированной, а управляющие организации конкурировали за счет объема стоимости дополнительного перечня услуг. Теперь будет конкуренция  за счет снижения цены.

Вторым постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 определены Правила назначения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Названными Правилами органы местного самоуправления наделены полномочием по назначению управляющей компании сроком на один год для многоквартирных домов, на которых не выбран (не реализован) способ управления.

Для этого, органом местного самоуправления формируется перечень управляющих организаций, имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, который подлежит размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ, https://dom.gosuslugi.ru). Управляющие организации включаются в перечень на основании заявления либо при подаче заявления на участие в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, проводимом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75.

При определении управляющей организации орган местного самоуправления выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень. При равном количестве многоквартирных домов – в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций.

Источник: http://giak.ru/news/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-opredelilo-porjadok-naznachenija-vremennoj-uk-pri-otsutstvii-sposoba-upravlenija-v-mnogokvartirnom-dome/

О порядке временного управления многоквартирными домами, в отношении которых не определён способ управления или управляющая организация

24 декабря 2018 года, 15:00

Постановление от 21 декабря 2018 года №1616.

Утверждены правила определения органом местного самоуправления управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Такой механизм временного управления позволит обеспечить непрерывность управления многоквартирным домом в случаях, когда собственниками помещений не приняты необходимые решения для управления им.

Справка

Внесено Минстроем России.

Федеральным
законом от 31 декабря 2017 года №485-ФЗ статья 161 Жилищного кодекса
дополнена новой нормой, согласно которой управление многоквартирным домом, в
отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления или
выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая
организация, осуществляется управляющей компанией, которую определяет орган
местного самоуправления. Порядок определения органом местного самоуправления управляющей
компании устанавливается Правительством России. Такая управляющая компания
будет управлять многоквартирным домом до выбора собственниками помещений
способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления
с управляющей организацией, определённой собственниками помещений или по
результатам открытого конкурса, но не более одного года (далее – временное
управление).

Жилищным кодексом предусмотрено, что открытый конкурс
проводится органом местного самоуправления в случаях, если в течение шести месяцев
в доме не выбран способ управления, если это новый дом или если управляющая
организация прекратила управление домом. Правила проведения такого конкурса
утверждены постановлением
Правительства от 6 февраля 2006 года №75.

Подписанным постановлением утверждены Правила определения
управляющей организации для временного управления многоквартирным домом. В
соответствии с Правилами управляющая организация для временного управления
будет определяться органом местного самоуправления из формируемого этим органом
перечня.

В перечень будут включаться управляющие организации, представившие в
орган местного самоуправления заявление о включении в перечень, и управляющие
организации, признанные участниками открытого конкурса.

При этом необходимым условием для
участия управляющей организации в открытом конкурсе будет её согласие на
включение в перечень.

Установленный механизм временного управления позволит
обеспечить непрерывность управления многоквартирным домом в случаях, когда
собственниками помещений не приняты необходимые решения для управления домом.

Источник: http://m.government.ru/docs/35175/

Порядок выбора управляющей компании: алгоритм действий собственников

Хозяйствование в многоквартирном жилом доме требует четкой согласованности действий собственников и привлеченных лиц, а значит и внимательного отношения, и руководства. Существует определенный порядок выбора управляющей компании, которая является главным координатором при обслуживании общедомового имущества.

С чего начинается порядок выбора управляющей компании

Управляющие компании должны обеспечивать комфорт и безопасность проживания в многоквартирных домах. Также в их обязанность входит:

  • поддержание работы всех видов инженерных и коммуникационных систем;
  • защита прав собственников жилых многоквартирных зданий.

Контроль над общедомовым имуществом передается управляющей компании на основании договора (данный порядок регламентирован ст. 162 ЖК РФ). Этот документ подписывается лично каждым отдельным владельцем квартир и составляется на срок от одного до пяти лет.

Если одна управляющая компания недостаточно качественно выполняет возложенные на нее обязанности, всегда можно сделать выбор в пользу другой. Существуют три варианта законного основания сменить УК:

  • инициатива собственников жилья;
  • отсутствие у УК права осуществлять данную деятельность, которое подтверждается получением лицензии;
  • неисполнение УК возложенных на нее обязательств, что также является основанием привлечения к ответственности.

Наличие любого их вышеперечисленных пунктов дает право жильцам беспрепятственно осуществить выбор в пользу другой управляющей компании.

  • Обязанности УК и ответственность за их невыполнение

Порядок выбора управляющей компании на собрании жильцов

Для выбора управляющей компании владельцы квартир, являющиеся физическими лицами или организациями, могут созывать общие собрания собственников.

В ходе борьбы за права обитателей здания в сфере организации комфортного проживания и содержания общедомового имущества в должном состоянии наибольшего успеха добиваются инициативные коллективы (группы активистов), которые создаются с подачи самих же владельцев помещений.

Как регламентирует Жилищный кодекс РФ, для созыва общего собрания такой команде нужно подготовиться.

Для этого активисты заблаговременно изучают основные положения ЖК РФ и иные правовые документы сферы организации и управления жилыми хозяйствами, знакомятся с опытом деятельности УК других зданий, узнают точку зрения старших по подъездам и представителей домовых комитетов.

Все это необходимо для того, чтобы члены инициативной группы могли давать компетентные, доказательные и ободрительные ответы на вопросы собственников при выборе новой УК. Только такой объем предварительной подготовки дает гарантию успеха в проведении общедомового собрания.

Порядок выбора управляющей компании многоквартирным домом требует от коллектива активистов действий, которые должны быть реализованы в процессе организации собрания собственников.

  1. Необходимо проинформировать владельцев помещений о создании инициативной группы по подготовке и созыву общедомового собрания, целью проведения которого является выбор способа управления домом. На этом же этапе активисты приглашают принять участие в мероприятии всех, кто заинтересован в вопросе выбора УК.
  2. Определяется ответственность каждого члена инициативной группы в вопросах порядка подготовки и проведения собрания.
  3. Организовывается встреча с управой района по вопросу получения сведений о владельцах помещений многоэтажки с указанием долей в общедомовой собственности.
  4. Подготавливается информационное сообщение

Источник: https://www.gkh.ru/article/102122-poryadok-vybora-upravlyayushchey-kompanii

Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Энциклопедия МИП » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Что же подразумевает порядок управления подобным строением?

Содержание

Основы, на базе которых осуществляется управление жилыми объектами, являющимися государственной собственностью России, ее образований и субъектов местного самоуправления, определяются статьей 163 Жилищного кодекса.

Положения, находящиеся в данной статье, являются новшеством для российского жилищного законодательства и в отличие от статей 16, 17 предыдущего кодекса от 1983 года, которые закрепляли централизованную управленческую систему фондом жилья, предлагают систему, которая адекватна для рыночных отношений.

Согласно новому законодательству управление многоквартирным домом, помещения которого являются государственной собственностью, имуществом субъектов РФ или структур местного самоуправления, осуществляется в порядке, который установлен соответствующими уполномоченными органами (гос- или исполнительной власти, структурами местного самоуправления).

В кодексе отсутствует детальное регулирование управленческой системы жилищным фондом государственного или местного уровня через определение звеньев на местном, региональном или федеральном уровнях.

Кодекс устанавливает бланкетную норму, которая определяет, что процедуры руководства многоквартирным домом, помещения которого пребывают в городской, региональной или федеральной собственности, устанавливаются органами, указанными в данной норме. Это позволяет каждому собственнику лично определять порядок управления собственным имуществом, который будет оптимальным в конкретном случае.

Что же подразумевает порядок управления подобным строением? Это означает, что для органов госвласти или местного самоуправления, а также государственных и прочих учреждений, которые отвечают за руководство таким многоквартирным домом, устанавливаются определенные указания, содержащиеся в соответствующих нормативных актах. В таких документах должны быть определены способы, которые помогут достичь управленческих целей, указанных в пункте 1 статьи 161 Жилищного кодекса.

Важно отметить, что несмотря на название статьи, она определяет не только порядок управления многоквартирными домами, помещения в которых пребывают в государственной собственности или субъектов России и структур местного самоуправления, но и теми жилыми объектами, в которых доля такого имущества в общих собственнических правах составляет больше половины.

Специфика объекта управления

Пункт 1 комментируемой статьи Жилищного кодекса определяет специфику объектов управления, помещения которых относятся к собственности Российской Федерации.

Она состоит в том, что на такое строение собственнические права принадлежат одному публично-правовому образованию и ни на одно помещение в нем, независимо от того жилое оно или не жилое, не имеет собственнических прав какое-то другое лицо.

В таком здании нет совместного имущества, это возможно исключительно в тех случаях, когда имеют место два или более владельцев помещений, которые индивидуально определены. Так же исключается наличие общего собрания владельцев. Подобных строений стало больше 1 марта 2013 года после того, как была закончена бесплатная приватизация.

Субъект права собственности

Субъектом собственнических прав в многоквартирном доме, помещения в котором относятся к государственной или муниципальной собственности России, может быть лишь одно лицо.

Если исходить из этого положения, становится понятно, что руководство таким жилых зданием определяется уполномоченным федеральным исполнительным органом, органом госвласти или местного самоуправления, исходя из положений, которые определены Жилищным кодексом. Полномочия органов определяются Правительством России.

Подобный порядок является заменой решению общего собрания владельцев помещений, расположенных в многоквартирных домах, на помещения в которых имеют собственнические права различные лица.

Положения пункта 1 статьи 163 не применяются по отношению к зданиям, которые пребывают в собственности ни одного публично-правового образования, муниципальных образований или физических лиц.

В таком случае управляющим органом многоквартирного дома является его высший управленческий орган – общее собрание владельцев помещений, которые должны в порядке, установленном законом, выбрать один из возможных методов управления, которые указаны в статье 161 в пункте 2 Жилищного кодекса.

Способ управления управляющей организацией

Управляющей организацией является коммерческая структура или индивидуальный предприниматель, которым по решению владельцев помещений передаются полномочия по вопросам управления совместных имуществом, создания безопасных и комфортных условий жизни особ и предоставлению коммунальных услуг.

В данном случае заказчиком услуг такой организации выступают уполномоченные структуры от лица РФ:

  • органы госвласти;
  • структуры региональной власти;
  • муниципальные образования.

Выбирается такая управляющая структура на конкурсной основе. Осуществляется это на основании Постановления Правительства №75, закрепляющей критерии, по которым отбирается управляющий.

Особенности процесса отбора управляющей организации в случае, когда собственником жилья являются органы государственной власти или местного самоуправления:

  • управление управляющей структурой – единственно возможный способ руководства, который заранее предопределен нормативными документами;
  • такая организация выбирается на основании результатов открытого конкурсного отбора. В случае если такой отбор не состоялся – без проведения конкурса;
  • в качестве организатора конкурса могут выступать как сами органы госвласти или местного самоуправления, так и привлеченное лицо, с которым заключен соответствующий контракт.

После того как управляющая организация определена, с ней заключается соответствующий контракт. В данном случае условия заключения такого договора должны быть зафиксированы в конкурсной документации.

Нужно отметить, что разработан специальный порядок, по которому отбирается управляющая организация структурами местного самоуправления. Регламентируется он ФХ № 94 от 21.07.2005 года.

В этом случае заказчиком услуг выступают структуры местного самоуправления/органы, которые ими уполномочены, или юрлица, которые привлечены заказчиком по соответствующему контракту для организации и проведения конкурса.

Выбор управляющей организации

Пункт 2 статьи 163 определяет, что существует один возможный способ руководства многоквартирным домом, если часть в праве совместной собственности на совместное имущество Российской Федерации, ее субъекта или структуры местного самоуправления составляет больше половины. Таким единственно возможным вариантом является управление управляющей организацией.

На законодательном уровне закреплено, что управляющая организация выбирается органом местного самоуправления, исходя из результатов открытого конкурсного отбора, который был проведен согласно Правилам, утвержденным Правительственным постановлением от 06.02.2006 года №75.

Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/upravlenie-mkd-nahodyashhimsya-v-gossobstvennosti.html

Законопроекты совершенствующие регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами — Управление персоналом

ВИКТОР КАМОЕВИЧ МИХАЙЛОВ, к.ю.н., начальник отдела аналитического управления аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ

Казалось бы, прошло достаточно времени с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ЖК РФ) для становления в стране института самоуправления в жилищной сфере, однако, несмотря на оптимистическую статистику Минрегионразвития России1, не надо быть провидцем, чтобы понимать, что ожидания отцов Кодекса не оправдались. Собственники помещений в многоквартирных домах вопреки установленной обязанности сегодня все же не спешат взять на себя управление своими домами. На этот счет высказываются разные мнения: одни обвиняют собственников помещений, которые будто бы оказались психологически не готовы к этому, или ссылаются на упрямство тех же собственников, недовольных общим состоянием переданного им в управление имущества; другие обрушивают шквал критики на недостаточно гибкое законодательство в этой сфере. Как бы то ни было, очевидно, что нерешенных проблем и вопросов в этой сфере по-прежнему остается немало.

На фоне этого кажется нелепым, если не сказать преступным, инициирование норм, еще больше усугубляющих в недалекой перспективе и без того тяжелое положение, сложившееся в деле управления многоквартирными домами.

Так, летом 2010 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации были внесены три законопроекта, имеющие концептуальное сходство. Один из них был отозван субъектом законодательной инициативы (проект №397396-5), остальные находятся на разных стадиях предварительного рассмотрения.

Настоящая статья посвящена анализу положений двух оставшихся в стенах Думы законопроектов: №395919-5 «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами» и №402149-5 «О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами», которые с удивительной проворностью проходят все предварительные согласовательные процедуры. Между тем их принятие в том виде, в котором они представлены сегодня, по всей вероятности, еще больше осложнит для российских собственников процесс управления многоквартирными домами. Дело в том, что эти законопроекты изобилуют неприемлемыми для современного правопонимания существенными юридико-техническими и содержательными дефектами.

За прошедший период для специалистов стало очевидным, что основными причинами стагнации в развитии самоуправления в жилищной сфере является ненадлежащее правовое регулирование отношений, направленных на минимизацию участия государства в деле управления жилищным фондом, на монополизацию рынка предоставления коммунальных услуг, на еще большую уязвимость прав и интересов основных участников этих отношений (как собственников помещений, составляющих меньшинство в доме, так и мелких управляющих организаций) и т.п.

Проект федерального закона №395919-5 «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами», условно назовем его первым законопроектом, состоит из трех глав: «Общие положения», «Саморегулирование в сфере обеспечения безопасности в процессе управления многоквартирными домами» и «Заключительные положения». Следовательно, согласно общепринятым правилам законотворчества и формальной логике данный проект должен был быть посвящен исключительно управляющим организациям в области управления многоквартирными домами и их саморегулируемым организациям2. Между тем его создатели применили иной подход.

В общих положениях в качестве предмета регулирования законопроекта его разработчиками продекларированы следующие положения: 1) обеспечение интересов и прав собственников помещений в многоквартирном доме; 2) регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами; 3) установление обязанностей лиц, участвующих в управлении многоквартирными домами. Для достижения этих высоких целей в статье 2 законопроекта сформулированы порядок и цели регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами в целях обеспечения их безопасной эксплуатации, в статье 3 дается определение понятия «управление многоквартирными домами в целях обеспечения их безопасной эксплуатации», установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме обеспечить управление многоквартирным домом в период его эксплуатации в соответствии с требованиями технических регламентов безопасности и иных нормативных правовых актов, в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, указано об ответственности за причиненный вред в результате или в процессе осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, независимо от наличия вины и от договорных отношений, установлено обязательное членство управляющих организаций в саморегулируемых организациях, управляющих многоквартирными домами (далее — управляющая организация). Остальные положения проекта посвящены регламентации отношений в этих саморегулируемых организациях и внесению изменений в действующий Жилищный кодекс РФ.

Часть норм, представленных в общих положениях проекта, по большому счету уже нашли отражение в иных актах федерального значения (в ЖК и ГК РФ — обязанность собственников помещений обеспечить управление своим домом; в ЖК РФ — определение способов и содержания управления многоквартирным домом; обязанность при пользовании жилым помещением соблюдать все требования законодательства, включая требования безопасности), а часть затронутых отношений подлежит регулированию только в рамках ЖК (объем государственного участия в деле управления многоквартирными домами; ответственность лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, за причиненный вред в результате осуществления такой деятельности).

Что же касается «особенной части» обсуждаемого проекта, внедряющей в отношения по управлению многоквартирными домами институт саморегулируемых организаций (далее по тексту — СРО), то она также далека от совершенства.

Концепция законопроекта предполагает обязательное членство управляющей организации в СРО, управляющих многоквартирными домами.

Между тем, как правило, модель обязательного саморегулирования применяется российским законодателем в отношении прежде лицензируемых видов деятельности в качестве альтернативы лицензированию3.

Как известно, раньше деятельность по управлению многоквартирными домами не подлежала лицензированию, мало того, современное жилищное законодательство предоставляет возможность управления даже самим собственникам помещений и их представителям, в большинстве случаев не обладающих специальными знаниями и навыками.

Согласно части 1 статьи 4 законопроекта СРО признаются некоммерческие организации, созданные в целях обеспечения их членами безопасности многоквартирных домов, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Такая формулировка по меньшей мере некорректна, поскольку цель любой коммерческой организации, коими зачастую являются управляющие организации, — извлечение прибыли (статья 50 ГК РФ), а безопасные условия эксплуатации гражданами многоквартирных домов управляющие организации должны обеспечивать в рамках договорных отношений и с соблюдением установленных законодательством соответствующих требований безопасности. Вместе с тем подобная редакция, по существу, предполагает, что для вступления в члены СРО управляющая организация должна подтверждать факт обеспечения безопасности многоквартирного дома, управление которым ей доверено.

В силу пункта 2 части 1 статьи 6 рассматриваемого проекта на СРО возложена обязанность по разработке и утверждению стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно документов, устанавливающих правила и требования к управлению таким домом и к системе внутреннего контроля. Эти стандарты и правила должны содержать в себе также условия и перечни работ и услуг, подлежащих включению в договор управления многоквартирным домом (часть 4 статьи 6 законопроекта).

Думается, что разработка правил и требований к деятельности по управлению многоквартирными домами не может быть делегирована СРО в силу следующих объективных причин.

Во-первых, как установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, так и контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг статья 12 ЖК РФ относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Источник: http://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?161

Ссылка на основную публикацию