Представление аудитором сведений о клиентах в росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

новости6 декабря 2017 г. 15:08

Аудиторы возмущены письмом ЦБ РФ, где им отказано в получении информации о выполнении банками законодательства о противодействии отмыванию денег.

Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны фото: commons.wikimedia.org

Финансовые компании стали отказывать аудиторам в представлении документов, относящихся к сфере антиотмывочного закона. Причиной послужило письмо ЦБ, в нем мегарегулятор приравнял аудиторов к третьим лицам, которым закон запрещает разглашать данную информацию, — пишет «Финмаркет».

Это интересный казус в котором даже не две стороны профессионального конфликта, а три. И каждая имеет свои интересы.

Аудиторы

Аудит – непременный атрибут современной экономики. Его появление связано с массовым отделением акционеров от управленцев компаний в XIX веке.

Чтобы акционеры знали, что их не обманывают директоры, стали наниматься независимые эксперты. Когда компании стали выходить на рынок ценных бумаг, заключение аудиторов стало главным инструментом инвесторов.

В настоящее время многие компании по закону обязаны привлекать этих умных товарищей.

ЦБ РФ покусился на прибыльность аудиторов. Проблема в том, что у аудиторских компаний есть стандарты проведения проверок. Отказ от стандартов понижает репутацию проверяющих. А репутация – главный параметр повышения цен на услуги аудиторов. Рынок аудиторских услуг славится высокой конкуренцией, потому на нём лучше всего живут именитые участники.

Если аудиторы не проверят отчетность по «Противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ), то они не смогут оценить риск отзыва регулятором (Банком России) лицензии у конкретного банка.

Это и нарушение стандартов работы, и потеря репутации добросовестных экспертов.

Поэтому от клиента надо или отказываться, что означает немедленную потерю денег, или выпускать некачественное заключение, что означает потерю репутации и денег.

Аудиторы, наверное, не видят простейшего выхода из ситуации. Стоит поговорить с ЦБ РФ на тему дополнения аудиторского заключения отчётом Банка России о соблюдении клиентом законодательства ПОД/ФТ. Однако такой выход не устроит Росфинмониторинг.

Росфинмониторинг

Финансовая разведка страны в лице Росфинмониторинга борется с ПОД/ФТ в силу своих прямых служебных обязанностей.

Сейчас в Госдуме РФ находится законопроект, который предполагает принятие аудиторами обязательств по передаче ведомству подозрений в нарушениях ПОД/ФТ проверяемыми банками.

В случае отказа банков предоставлять документы об исполнении «антиотмывочного» законодательства аудиторам, передавать в Росфинмониторинг заключение финансово-грамотных экспертов о наличии признаков нарушений будет некому.

Почему такой закон потребовался финансовой разведке сейчас, сказать трудно. Скорее всего, из-за общего требования к проведению разведывательной деятельности, а именно проверке информации из разных источников. Также возможно, что у Росфинмониторинга есть желание освободить часть инспекторов от рутинной работы и загрузить их более творческим трудом, например, анализом других данных.

Росфинмониторингу, однако, либо придётся согласиться с действиями ЦБ в отношении аудиторов, либо каким-то способом надавить на банки в обход Банка России, чтобы они вновь стали раскрывать информацию. Последнее, само собой не понравится регулятору финансовых рынков.

Банк России

Главное преимущество и главный недостаток ЦБ РФ – его независимость во властной пирамиде. Банк России обязан подчиняться исключительно законам РФ. Более никому и ничему. Именно такая независимость позволяет ему проводить эффективную денежно-кредитную политику.

Почему он не желает давать информацию аудиторам об исполнении ПОД/ФТ, понять не так сложно. Отчетность аудиторов в Росфинмониторинг, минуя ЦБ, создает угрозу разного толкования законодательства о ПОД/ФТ двумя ведомствами.

Это может мешать ЦБ самостоятельно регулировать деятельность банков, проще говоря, создаст нестабильность в банковском секторе. На фоне прошедшего лета такие опасения, даже если они мнимые, не могут не огорчать регулятора.

Банки

Банковское сообщество участником спора назвать нельзя. Оно — объект спора, то есть потенциальная жертва любого решения. Не в смысле, что положение банков как-то ухудшится, а в смысле, что им придется согласиться с любым решением. Их мнение не котируется.

Выход из положения представляется невозможным без согласования интересов ЦБ РФ и Росфинмониторинга.

Они в конечном итоге договорятся, но аудитором придется пострадать за благое дело прозрачности финансового сектора, возможно, пострадать продолжительное время.

В конце концов, сколько управленцев по всему миру десятилетиями страдают от чрезмерной дотошности этих финансовых профессионалов. Не только в банковском, но и в реальном секторе.

И настало время правильно определить выполняемую аудиторами функцию – создавать непроизводственные расходы компаниям. Это не отрицает того, что деятельность аудиторов важна в условиях низкого доверия к управлению компаний. Однако получить неожиданное снижение собственной прибыли хоть раз в жизни они заслужили.

Рубрики:

Источник: https://www.sularu.com/news/10002/10285

Ваш аудитор доложит о сомнительных операциях в ФНС и Росфинмониторинг

Генеральные Директора порой воспринимают аудиторскую проверку как способ устранить ошибки и внести исправления в бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Теперь все изменится. С 1 января 2018 года аудитор должен сообщать обо всех ошибках, чтобы ФНС могла доначислить налоги.

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное — перечень выявленных нарушений!

Узнать подробнее >>

Кроме того, 7 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект, который возлагает на аудиторов обязанность докладывать о сомнительных операциях клиентов в Росфинмониторинг.

Доверять аудиторам станет опаснее, особенно для малых и средних предприятий.

Представьте ситуацию: в вашей компании имеется складское помещение, но вы его не зарегистрировали, поскольку не знали об этой обязанности. Аудитор помог найти ошибку, вы ее исправили. С 2018 года ревизоры начнут докладывать о таких ошибках в инспекцию, а ФНС будет доначислять налоги.

Изменения приведут к сужению рынка: лучше вообще не привлекать аудитора, если тот сообщит в налоговую инспекцию об ошибках и нарушениях. Приглашение эксперта для ревизии повысит риск выездной налоговой и встречной проверки.

Увеличится число случаев «черного аудита», когда заключение выдается без проверки бухгалтерской отчетности. Многим акционерным обществам, которые должны проводить аудит в обязательном порядке, придется поменять организационно-правовую форму на ООО.

  • Источник: проект федерального закона №96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике)
  • Когда документ вступит в силу: 1 января 2018 года
  • Для кого актуально: Генеральный Директор
  • Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов: важные изменения

Рассказывает практик

Павел Тимохин, Руководитель отдела бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», Москва

Если аудитор заподозрит, что клиент отмывает доходы, он будет обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг. Например, о том, что на заброшенный счет компании поступают деньги, которые потом снимают наличными.

В свою очередь Росфинмониторинг будет сообщать о подозрительных сделках в налоговую инспекцию и полицию. ой проверки вырастет

Какие сделки заинтересуют Росфинмониторинг

Эти сделки перечислены в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». К таким сделкам относятся:

  • операции с деньгами или имуществом на сумму свыше 600 тыс. руб. Например, покупка ценных бумаг за наличность, покупка или продажа наличной валюты, обмен банкнот разного достоинства. Распространенная ситуация, когда бухгалтер вносит на счет компании наличные деньги на сумму 610 тыс. руб., действуя в ее интересах. Притом что это не обусловлено характером хозяйственной деятельности организации;
  • сделки с недвижимостью, связанные с переходом собственности, если их сумма превышает 3 млн руб. Например, договор долевого участия в строительстве; договор паенакопления; договор аренды, который предусматривает выкуп арендуемого недвижимого имущества.
Читайте также:  Дивиденды - как начисляются и выплачиваются в ооо

Также у Росфинмониторинга есть собственные критерии и признаки необычных сделок (приказ от 08.05.2009 №109). Например, под контроль попадут:

  • беспроцентный заем общества Генеральному Директору, его заместителю или иному связанному лицу;
  • скупка, продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и драгоценного лома;
  • однотипные сделки с одним и тем же контрагентом, вроде выдачи беспроцентных займов одному учредителю.

Источник: проект федерального закона №134557-7 «О внесении изменений в статьи 7.1 и 7.3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Когда документ вступит в силу: через 10 календарных дней после опубликования

Для кого актуально: Генеральный Директор

Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

Источник: https://www.gd.ru/articles/9449-vash-auditor-dolojit-o-somnitelnyh-operatsiyah-v-fns-i-rosfinmonitoring

Каждый «чих» уйдет в Росфинмониторинг. Чихайте с разрешения!

Добрый день, уважаемые коллеги.

Продолжаю обзор законодательства. Знаете, у меня появилось правило: все документы, которые выходят из недр государственных органов, я называю «замечательными».

В наше время, если вдруг назовешь документ «незамечательным», социальная группа может обидеться.

Все социальные группы, будь то социальная группа Правительства, Госдумы или полиции, выпускают, безусловно, замечательные документы во благо бизнесменам.

Эти документы относятся к любой компании, которая привлекает аудиторов. Неважно, привлекаете вы аудиторов для цели проведения стандартного аудита или в качестве консультанта. Также эти документы относятся к бухгалтерско-аудиторским компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги. В том числе, эти два документа относятся к тем бизнесменам, которые передали свою бухгалтерию на аутсорсинг.

Итак, первый документ: Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 №ИС-аудит-22 «О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Раньше, если аудитор видел, что компания, по его мнению, подпадает под сотню многочисленных критериев отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористов, «аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев)». Т.е. раньше аудитор был обязан направить подобную информацию учредителям, директорам, и в течение 90 дней они должны были предпринять соответствующие меры. Теперь все по-другому.

Если аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации и отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то аудитор обязан уведомить об этом Росфинмониторинг. Причем уведомить, не уведомляя учредителей или директоров аудируемой компании. Крайне интересный документ…

Как все будет происходить – прочитайте в документе. В этом информационном сообщении дана многочисленная нормативная база, которую вы должны изучить.

В частности, аудиторы будут использовать специальную Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.

№115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 (см. Информационное сообщение № ИС-аудит-17).

При этом аудиторы не обязаны разглашать информацию. А передача аудиторами информации в Росфинмониторинг «не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)».

На кого распространяется эта инструкция? Цитирую: «на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы». Т.е. не только к аудиторам, но и к компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги.

Второй документ уже более детально расписывает, что должны делать индивидуальные предприниматели-бухгалтеры, бухгалтерские компании или бухгалтерско-аудиторские компании в отношении своих клиентов.

Документ называется так: Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Процитирую наиболее важные моменты. Пункт 1: «Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Давайте посмотрим, при каких обстоятельствах бухгалтерская компания на аутсорсинге будет «стучать» в Росфинмониторинг. Не хочу писать отсебятину, ведь вопрос серьезный. Если бизнесмен передал ведение своей бухгалтерии аутсорсинговой компании, наверняка, он рассчитывает на конфиденциальность, какую-то секретность.

И, наверное, бизнесмен не хочет, чтобы эта информация ушла в Росфинмониторинг, а затем автоматически  в банки. Я насчитал 25 служб, которые подключены к системе Росфинмониторинга и имеют право пользоваться этой информацией. Наверное, бизнесмены пока не готовы в онлайн-доступе подключиться к спецслужбам и сливать всю информацию… Нас к этому готовят.

Поэтому  важно знать, куда эта информация уйдет.

Цитирую пункт 4: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее – лица, оказывающие бухгалтерские услуги), обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ».

Что это за меры? Пункт 5 со ссылкой на статью 7.1 № 115-ФЗ. Итак, организации по всем вышеперечисленным основаниям, обязаны:

«5.1. Разработать правила внутреннего контроля. При разработке правил внутреннего контроля рекомендуется руководствоваться Постановлением № 667.

5.2. Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля для лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, установлены Постановлением № 492

5.3. Идентифицировать клиента (клиент — лицо, находящееся на обслуживании)…».

Куча нормативной базы… Подробно написано, как идентифицировать: необходимо собрать огромное досье на клиента.

Что же будет являться основанием документального фиксирования информации о своем клиенте и передача этой информации в Росфинмониторинг. Ну, например, запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Если бухгалтер посчитает, что у вас нет очевидного экономического смысла – «тук-тук» в Росфинмониторинг.

Если сделка не соответствует целям деятельности организации, установленными учредительными документами, информация уйдет в Росфинмониторинг.

Или, допустим, цитирую: «выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Казалось бы, ни о чем… Нет! Для этого нужно знать №115-ФЗ. Чихнул – информация ушла в Росфинмониторинг. Потому что мне показалось, что во время чихания ты таким образом подавал сигналы террористам. Не надо чихать.

Чихать надо с разрешения! Чтобы это соответствовало закону… Еще один момент мне нравится: «Основаниями документального фиксирования информации являются: иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Читайте также:  Банк обязан уведомлять об остатках лимита и долге по карте после каждой операции

Знаете, все перевернуто с ног на голову… Например, обналичка относится к отмыванию доходов, полученных преступным путем. Я знаю, о чем говорю. Что такое «отмывание доходов, полученных преступным путем»? Например, кто-то продал наркотики и деньги от продажи, например, вложил в недвижимость.

Эта операция будет отмыванием доходов, полученных преступным путем. Или, к примеру, кто-то не оприходовал деньги по кассе. Если сумма большая, эта операция может попасть под состав преступления… Транзитные операции – отмывание доходов. Снял деньги со счета –  отмывание доходов. Положил деньги на счет – отмывание доходов.

Попросил коммерческий банк поскорее провести операцию – попал под подозрение.

Что бы ты ни делал, ты можешь подпасть под критерии отмывания доходов, полученных преступным путем… Да, возможно, потом ты сможешь доказать коммерческому банку, что никакого отмывания доходов не было, подтвердишь легальность происхождения денежных средств, уплату налогов, предоставишь первичку, но головняк ты получишь. Поэтому надо знать, с чем можно столкнуться.

В этом документе много-много всего написано.

Вот, например: «Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, предоставляют в Росфинмониторинг информацию о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (далее – ФЭС)… ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью». Дальше написано, что должно содержать сообщение. Главное, бизнесмен об этом даже знать не будет…

Цитирую еще один «шедевр»: «Кроме того, лица, оказывающие бухгалтерские услуги, целесообразно участвовать в добровольном сотрудничестве с Росфинмониторингом путем заполнения опросных листов, анкет в Личных кабинетах». Понятно, господа бухгалтеры? Вы должны не только подключиться к системе Росфинмониторинга, создать личный кабинет и передавать информацию, но и добровольно заполнять соответствующие опросные листы.

Рекомендации

Если вы создали бухгалтерию на аутсорсинговую, обязуйте директора этой организации зарегистрироваться в Росфинмониторинге.

Я надеюсь, что аутсорсинговая компания, которая обслуживает вашу группу компаний, будет действовать на основе здравого смысла.

И, сотрудничая с Росфинмониторингом, будет передавать ту информацию, которая не будет подпадать под отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Я 15 лет работаю в области легализации бизнеса. Я точно знаю, что вы, бизнесмены, никогда в жизни не занимались отмыванием доходов, полученных преступным путем. Вы никогда не финансировали террористов или экстремистов.

Во всяком случае, через меня проходят тысячи людей, и мы таких не встречали. Поэтому вам опасаться нечего. Пусть ваша бухгалтерская компания спокойненько зарегистрируется в Росфинмониторинге.

Продолжайте спокойно работать, зная эти замечательные инструкции.

Более подробно об этом мы поговорим на ближайшем семинаре, который пройдет 30-31 мая в Москве. Два дня я буду давать законные решения по оптимизации налогов, обеспечению безопасности активов, субсидиарке. Целых два дня.

Приглашаю – не пожалеете.

Спасибо. Удачи в делах.

ЗАПИСАТЬСЯ НА СЕМИНАР В МОСКВЕ 30-31 МАЯ

Ссылки на нормативную базу:

Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 №ИС-аудит-22

Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной №115-ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110

Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

(4

Источник: https://turov.pro/kazhdyiy-chih-uydet-v-rosfinmonitoring-chihayte-s-razresheniya-c/

Аудиторов берут в финразведку

Аудиторов все-таки обяжут стучать на своих клиентов, но не в Центральный банк, как это неоднократно предлагалось сделать, а в Росфинмониторинг.

Вчера были обнародованы поправки, закрепляющие их обязанность следить за подозрительными сделками клиентов и информировать о рисках профильное ведомство. Впрочем, сначала их предстоит принять, а затем разработать к ним соответствующую нормативную базу.

Да и после этого всегда найдутся игроки, готовые за плату помочь обойти закон, так что спрос на услуги черных аудиторов может только вырасти, опасаются участники рынка.

Проект поправок к законам «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «Об аудиторской деятельности» вчера был размещен на сайте Regulation.gov.ru. Изменения крайне важны для аудиторов. Ими вводится обязанность сообщать в Росфинмониторинг о сомнительной или кажущейся таковой активности клиентов.

Делать это надо, согласно тексту поправок, «при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Как следует из пояснительной записки к проекту, он разработан с целью приведения законодательства, регулирующего аудит, в соответствие рекомендациям Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В Минфине, который курирует аудиторский рынок, сообщили, что документ поступал к ним на согласование и был одобрен министерством.

На сегодняшний день обязанности оперативно сообщать о чем-либо напрямую в Росфинмониторинг для аудиторов нет.

«Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг», одобренные советом по аудиторской деятельности при Минфине, не содержат упоминания антиотмывочного законодательства.

Аудиторские федеральные стандарты ФСАД 6/2010 и 5/2010 обязывают аудиторов рассматривать риски искажения отчетности из-за несоблюдения антиотмывочных норм, но не требуют информировать об этом Росфинмониторинг, говорит генеральный директор аудиторской компании «Аудит Бизнес Платформа» Татьяна Михайлович.

По ее словам, о выявленных в ходе проверки фактах нарушения законодательства аудитор должен сообщать учредителям (участникам) проверяемой организации и только в случае отсутствия их реакции — в уполномоченный орган. При этом Росфинмониторинг сейчас не указан в качестве такового.

Интересно, что идея заставить аудиторов, по сути, стучать на своих клиентов появляется далеко не первый раз. Однако во всех предыдущих случаях (ни одна из идей реализована так и не была) получателем этой информации предлагалось сделать Центральный банк. При этом акцента именно на сомнительных с точки зрения антиотмывочного законодательства операциях ранее не делалось.

Впрочем, в текущем виде законопроект будет не слишком эффективен в практическом применении, указывают эксперты. Хотя, по сути, норма закона является обязательной для исполнения, необходимы дополнительные нормотворческие усилия, чтобы она заработала. Дело в том, что ответственность за неисполнение закона есть. «Например, по ст. 15.

27 КоАП за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля предусмотрен штраф для должностных лиц до 30 тыс. руб., для организаций — до 200 тыс. руб.»,— указывает собеседник «Ъ», близкий к Росфинмониторингу.

Однако, прежде чем штрафовать кого-либо за новую норму, необходимо установить детальный порядок ее действия, что конкретно, кому именно и по каким каналам передавать, в настоящее время таких правил для аудиторов нет, утверждать их должен надзорный орган, в данном случае — Минфин, резюмировал собеседник «Ъ».

«Для реализации закона необходимо также установить четкие сроки для этих сообщений»,— считает генеральный директор МКПЦ Дмитрий Винокуров.

Минфин уверяет, что подобный нормативный акт будет. «Мы постоянно совершенствуем нормативную базу и, как только поправки будут приняты, разработаем необходимые правила внутреннего контроля»,— заверили в Минфине.

Однако пока нет правил — и нет ответственности. В такой ситуации аудиторы опасаются, что подготовка к принятию закона может обернуться негативными последствиями для рынка.

«Например, может вырасти спрос на услуги тех аудиторов, которые не только не собираются сообщать в Росфинмониторинг о возможном невыполнении клиентом антиотмывочного законодательства, но еще и окажут консультации по надлежащему оформлению сомнительных операций»,— отмечает Татьяна Михайлович.

Читайте также:  Принят закон об умных счетчиках электроэнергии

Вероника Горячева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3059567

ааДаВаОаКаАб‚аОаВ аОаБбаЖбƒб‚ "бб‚бƒб‡аАб‚бŒ" аНаА аКаЛаИаЕаНб‚аОаВ аВ а аОбб„аИаНаМаОаНаИб‚аОб€аИаНаГ | 04.10.18

а’баЛаЕаД аЗаА бƒаПб€аАаЗаДаНаЕаНаИаЕаМ аАбƒаДаИб‚аОб€баКаОаЙ б‚аАаЙаНб‹ аИ аПаЛаАаНаАаМаИ б€аАбаКб€б‹б‚бŒ аБаАаНаКаОаВбаКбƒбŽ б‚аАаЙаНбƒ аДаЛб аВбаЕб… баОб‚б€бƒаДаНаИаКаОаВ аПаОаЛаИб†аИаИ аВаПаЛаОб‚бŒ аДаО бƒб‡аАбб‚аКаОаВб‹б… б€аОббаИаЙбаКаИаЕ аВаЛаАбб‚аИ аВаЗбаЛаИббŒ аЗаА аАаДаВаОаКаАб‚аОаВ.

а аОбб„аИаНаМаОаНаИб‚аОб€аИаНаГ аПб€аЕаДаЛаАаГаАаЕб‚ аВаНаЕбб‚аИ аПаОаПб€аАаВаКаИ аВ аЗаАаКаОаН аОаБ аАаДаВаОаКаАб‚баКаОаЙ аДаЕбб‚аЕаЛбŒаНаОбб‚аИ, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аОаБбаЖбƒб‚ аАаДаВаОаКаАб‚аОаВ баОаОаБб‰аАб‚бŒ бб‚аОаМбƒ аВаЕаДаОаМбб‚аВбƒ аО аПаОаДаОаЗб€аИб‚аЕаЛбŒаНаОаМ аПаОаВаЕаДаЕаНаИаИ баВаОаИб… аКаЛаИаЕаНб‚аОаВ.

а аЕб‡бŒ аИаДаЕб‚ аО аДаЕаЙбб‚аВаИбб…, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аМаОаГбƒб‚ аБб‹б‚бŒ баВбаЗаАаНб‹ б аОб‚аМб‹аВаАаНаИаЕаМ аПб€аЕбб‚бƒаПаНб‹б… аДаОб…аОаДаОаВ.

а аАбаКб€б‹б‚аИаЕ аИаНб„аОб€аМаАб†аИаИ аО аНаИб… аПб€аЕаДаЛаАаГаАаЕб‚бб аНаЕ бб‡аИб‚аАб‚бŒ б€аАаЗаГаЛаАбˆаЕаНаИаЕаМ аАаДаВаОаКаАб‚баКаОаЙ б‚аАаЙаНб‹, баОаОаБб‰аАбŽб‚ аВ б‡аЕб‚аВаЕб€аГ «а’аЕаДаОаМаОбб‚аИ».

  • а’ аšаОаДаЕаКбаЕ аПб€аОб„аЕббаИаОаНаАаЛбŒаНаОаЙ бб‚аИаКаИ аАаДаВаОаКаАб‚аА аДаОаЛаЖаНаА аПаОбаВаИб‚бŒбб аПб€баМаАб аОаБбаЗаАаНаНаОбб‚бŒ аИбаПаОаЛаНбб‚бŒ б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИб аАаНб‚аИаОб‚аМб‹аВаОб‡аНаОаГаО аЗаАаКаОаНаОаДаАб‚аЕаЛбŒбб‚аВаА: аАаДаВаОаКаАб‚б‹ аБбƒаДбƒб‚ аОаБбаЗаАаНб‹ баОаОаБб‰аАб‚бŒ аО аЛбŽаБб‹б… аПаОаДаОаЗб€аЕаНаИбб… аПаО аПаОаВаОаДбƒ аОббƒб‰аЕбб‚аВаЛбаЕаМб‹б… аВ аЗаОаНаЕ б€аИбаКаА аОаПаЕб€аАб†аИаЙ, аПб€аИб‡аЕаМ аДаЕаЛаАб‚бŒ бб‚аО аВб‚аАаЙаНаЕ аОб‚ аКаЛаИаЕаНб‚аОаВ.
  • аšаОаНб‚б€аОаЛбŒ аЗаА баОаБаЛбŽаДаЕаНаИаЕаМ бб‚аИб… б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИаЙ аДаОаЛаЖаНб‹ аВаЗбб‚бŒ аНаА баЕаБб аАаДаВаОаКаАб‚баКаИаЕ аПаАаЛаАб‚б‹, аА аИб… аНаАб€бƒбˆаЕаНаИаЕ аБбƒаДаЕб‚ аНаАаКаАаЗб‹аВаАб‚бŒбб аЛаИбˆаЕаНаИаЕаМ аАаДаВаОаКаАб‚баКаОаГаО бб‚аАб‚бƒбаА.
  • аЄаЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаАб аПаАаЛаАб‚аА аАаДаВаОаКаАб‚аОаВ (аЄаŸа) аНаАаПб€аАаВаИаЛаА аВ а аОбб„аИаНаМаОаНаИб‚аОб€аИаНаГ аОб‚б€аИб†аАб‚аЕаЛбŒаНб‹аЙ аОб‚аЗб‹аВ аНаА аПаОаДаГаОб‚аОаВаЛаЕаНаНб‹аЕ аПаОаПб€аАаВаКаИ.

а˜аНбб‚аИб‚бƒб‚ аАаДаВаОаКаАб‚бƒб€б‹ баОаЗаДаАаН аИбаКаЛбŽб‡аИб‚аЕаЛбŒаНаО аДаЛб аОаКаАаЗаАаНаИб аКаВаАаЛаИб„аИб†аИб€аОаВаАаНаНаОаЙ бŽб€аИаДаИб‡аЕбаКаОаЙ аПаОаМаОб‰аИ, аНаАаПаОаМаИаНаАбŽб‚ аАаДаВаОаКаАб‚б‹. аŸаОбб‚аОаМбƒ аНаОб€аМб‹, аОаБбаЗб‹аВаАбŽб‰аИаЕ аИб… аПб€аОб‚аИаВаОаДаЕаЙбб‚аВаОаВаАб‚бŒ аОб‚аМб‹аВаАаНаИбŽ аПб€аЕбб‚бƒаПаНб‹б… аДаОб…аОаДаОаВ, аВб‹аГаЛбаДбб‚ бб‚б€аАаНаНаО.

«аЁаЛаЕаДбƒб аПаОаДаОаБаНаОаЙ аЛаОаГаИаКаЕ, аВ аЗаАаКаОаН аОаБ аАаДаВаОаКаАб‚бƒб€аЕ аМаОаГаЛаИ аБб‹ аБб‹б‚бŒ б‚аАаКаЖаЕ аВаКаЛбŽб‡аЕаНб‹ аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹аЕ аДаЛб аИбаПаОаЛаНаЕаНаИб аАаДаВаОаКаАб‚аАаМаИ аВаОаПб€аОбб‹ аБаОб€бŒаБб‹ б аКаОб€б€бƒаПб†аИаЕаЙ аИ аДб€бƒаГаИаМаИ бƒаГаОаЛаОаВаНб‹аМаИ аПб€аЕбб‚бƒаПаЛаЕаНаИбаМаИ», — аОб‚аМаЕб‡аАаЕб‚бб аВ аОб‚аЗб‹аВаЕ.

аŸаО аЗаАаКаОаНбƒ аО аПб€аОб‚аИаВаОаДаЕаЙбб‚аВаИаИ аЛаЕаГаАаЛаИаЗаАб†аИаИ аПб€аЕбб‚бƒаПаНб‹б… аДаОб…аОаДаОаВ аАаДаВаОаКаАб‚б‹ аИ бŽб€аИбб‚б‹, аОббƒб‰аЕбб‚аВаЛббŽб‰аИаЕ аОб‚ аИаМаЕаНаИ аКаЛаИаЕаНб‚аА баДаЕаЛаКаИ б аНаЕаДаВаИаЖаИаМаОбб‚бŒбŽ аЛаИаБаО бƒаПб€аАаВаЛббŽб‰аИаЕ аАаКб‚аИаВаАаМаИ, аОаБбаЗаАаНб‹ аЗаАб€аЕаГаИбб‚б€аИб€аОаВаАб‚бŒбб аВ аЛаИб‡аНаОаМ аКаАаБаИаНаЕб‚аЕ аНаА аОб„аИб†аИаАаЛбŒаНаОаМ баАаЙб‚аЕ а аОбб„аИаНаМаОаНаИб‚аОб€аИаНаГаА.

а аАаНаЕаЕ аЄаŸа бƒаЖаЕ аНаЕ баОаГаЛаАбаИаЛаАббŒ б б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИбаМаИ аК аИаДаЕаНб‚аИб„аИаКаАб†аИаИ аКаЛаИаЕаНб‚аОаВ, аПаОаДаГаОб‚аОаВаЛаЕаНаНб‹аМаИ а аОбб„аИаНаМаОаНаИб‚аОб€аИаНаГаОаМ, — аОаНаИ аВаКаЛбŽб‡аАаЛаИ аОаБбаЗаАаНаНаОбб‚бŒ аАаДаВаОаКаАб‚аОаВ аЗаАаПаОаЛаНбб‚бŒ аПаОаДб€аОаБаНбƒбŽ аАаНаКаЕб‚бƒ аНаА баВаОаИб… аКаЛаИаЕаНб‚аОаВ. аЂаОаГаДаА аЄаŸа ббб‹аЛаАаЛаАббŒ аИаМаЕаНаНаО аНаА аЗаАаКаОаН аОаБ аАаДаВаОаКаАб‚бƒб€аЕ, аЗаАаПб€аЕб‰аАбŽб‰аИаЙ б€аАаЗаГаЛаАбˆаАб‚бŒ аБаЕаЗ баОаГаЛаАбаИб аДаОаВаЕб€аИб‚аЕаЛб баВаЕаДаЕаНаИб, аПаОаЛбƒб‡аЕаНаНб‹аЕ аВ баВбаЗаИ б аОаКаАаЗаАаНаИаЕаМ бŽб€аИаДаИб‡аЕбаКаОаЙ аПаОаМаОб‰аИ.

аœаАб‚аЕб€аИаАаЛб‹ аПаО б‚аЕаМаЕ

а˜аЗаОаБб€аАаЖаЕаНаИаЕ: RIA Novosti

Источник: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/advokatov-obyazhut-stuchat-na-klientov-v-rosfinmonitoring-1027589137

Информационное сообщение Министерства финансов РФ от 25.04.2018 г. № ИС-аудит-22

  • Информационное сообщение
  • Министерства финансов РФ
  • от 25 апреля 2018 г. № ИС-аудит-22
  • НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
    факты и комментарии

Действующий с 1 февраля 2002 г.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), среди прочего, определяет роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы , в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые непосредственно к аудиторам в отношении ПОД/ФТ. С этой целью данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ вступает в силу 4 мая 2018 г.

Подробнее…

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании аудиторских услуг

Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг (ранее – аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев).

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские услуги – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторами. Перечень сопутствующих аудиту услуг установлен приказом Минфина России от 9 марта 2017 г. № 33н (см. Информационное сообщение от 14 июля 2015 г.).

В соответствии с Международными стандартами аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» и 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности», введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н, аудитор обязан выявить недобросовестные действия аудируемого лица, которые приводят к существенному искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности последнего, а также рассмотреть законодательные и иные нормативные акты, оказывающее влияние на эту бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Порядок уведомления аудитором Росфинмониторинга

Уведомление аудитором Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 115-ФЗ (ранее – в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»: аудитор должен был информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя и лишь в случае, если указанные лица не принимали в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации аудитора, — Росфинмониторинг).

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82. Формат представления информации в Росфинмониторинг определен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 (см. Информационное сообщение № ИС-аудит-17).
Факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

  • не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);
  • не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании иных услуг

Согласно пункту 1 статьи 7.

1 Федерального закона № 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 данного Федерального закона, распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы.

В связи с Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ указанные требования не претерпели никаких изменений.

Использование личного кабинета
на Интернет-сайте Росфинмониторинга

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс – личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.

Личный кабинет предназначен, в частности, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.

Порядок ведения личного кабинета, доступа к нему и его использования устанавливается Росфинмониторингом (см., например, Информационные письма Росфинмониторинга от 30 мая 2017 г. и 26 января 2018 г.).

Источник: https://dogma58.com/zakony/informatsionnoe-soobshhenie-ministerstva-finansov-rf-ot-25-aprelya-2018-g-is-audit-22/

Ссылка на основную публикацию