Предписания государственных инспекторов труда

Независимо от результата по окончании проведения проверки соблюдения работодателем трудового законодательства, государственными инспекторами трудовой инспекции составляется акт. Акт составляется по типовой форме (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г.

N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (или уполномоченному лицу) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении. Отметим, что сам акт проверки не является распорядительным документом, каким-либо образом нарушающим права работодателя или налагающим на него обязанности. В акте лишь фиксируются сведения о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных нарушениях работодателем трудового законодательства. Документом же, порождающим правовые последствия для работодателя, является предписание, которое обязывает принять конкретные меры для устранения нарушений трудового законодательства, зафиксированных в акте.

ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК

Важно! Законодательством не предусмотрено обжалование акта проверки. Поэтому работодатель может обжаловать в суд только предписание, сам акт проверки в судебном порядке обжалованию не подлежит.Однако статья 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г.

N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ) предоставляет работодателю, не согласному с выводами, представленными в акте, в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля. Возражения подлежат рассмотрению руководителем гострудинспекции (его заместителем) в течение 10 рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения работодателя в течение 3-х дней после его вынесения (п. 63 Административного регламента N 354н).

Если по результатам проверки никаких нарушений трудового законодательства не выявлено, то все заканчивается составлением акта, но если в ходе проведения проверки инспекторам удалось обнаружить нарушение прав и законных интересов работников, то работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, абзац шестой части первой ст. 357 ТК РФ). В отличие от акта проверки, предписание является распорядительным документом, обязывающим работодателя принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки, который и подлежит обжалованию. Оно может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда либо в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 113 Административного регламента N 354н). На практике, по-нашему мнению, работодателю сразу следует обращаться в суд, поясним почему. Факт подачи подачи соответствующему руководителю по подчиненности возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение срока на обращение в суд (10 дней с момента получения (ч.2 ст. 357 ТК РФ)), в связи с чем этот срок легко пропустить, а при пропуске работодателем указанного срока без уважительных причин, судом может быть в удовлетворении жалобы отказано.

ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ: КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОГУТ ЗАПРОСИТЬ У РАБОТОДАТЕЛЯ И ЗА КАКОЙ ПЕРИОД?

Важно! Также, при обжаловании предписания в контролирующем органе, законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе (ч.4 ст. 254 ГПК РФ).

Для приостановления действия предписания работодателю следует обратиться в суд с соответствующим заявлением на любой стадии производства по делу, до вступления решения в законную силу.

Так как законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, жалоба на предписание может быть сразу подана работодателем в суд. Государственная пошлина по данной категории дел составляет 200 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Заявление об оспаривании предписания работодателю следует подавать в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) соответствующей государственной инспекции труда (ст. 24, ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

В случае признания жалобы работодателя на предписание трудовой инспекции обоснованной суд по результатам рассмотрения жалобы принимает решение об отмене предписания в целом либо отмене отдельных его пунктов (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ).

Обжалование постановления трудовой инспекции о назначении административного наказания

Если по результатам проверки работодатель привлечен к административной ответственности, он вправе обжаловать и это постановление (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ) соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ). Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ).

В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

КАДРОВЫЙ АУДИТ

Важно! Обращаем Ваше внимание, что административным законодательством установлен альтернативный порядок обжалования вынесенного постановления о назначении административного наказания, который не предусматривает одновременного обращения во все органы.

То есть, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП). По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня её поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалобу необходимо подавать в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении. Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

СОПУТСТВУЮЩИЕ АУДИТУ УСЛУГИ

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ).Предписания государственных инспекторов трудаПредписания государственных инспекторов труда

Прежде чем, государственный инспектор выносит постановление о назначении административного наказания, он должен составить протокол об административном правонарушении.

КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования протокола об административном правонарушении, так как протокол фиксирует лишь факт совершения административного правонарушения, вследствие чего отдельно от постановления о назначении административного наказания не обжалуется (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Обжалование действий (бездействий) инспекторов труда в ходе проведения проверки

Помимо обжалования результатов проверок трудовой инспекции, работодатель может обжаловать действия (бездействия) инспекторов труда, выразившиеся в:

  • нарушении срока проведения проверки;
  • требовании у работодателя документов, не являющихся объектом проверки или не относящихся к предмету проверки;
  • отказе принять от работодателя документы, относящиеся к предмету проверки;
  • затребовании с работодателя платы за проведение мероприятий по надзору (контролю) за соблюдением обязательных требований трудового законодательства;
  • отказе в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных по результатам проверки документах.

Такая жалоба подается руководителю государственной инспекции труда в письменной форме на бумажном носителе по почте или при личном приеме, в электронной форме, посредством электронной почты либо путем заполнения специальной формы на официальном сайте трудовой инспекции соответствующего субъекта РФ (п.п. 107, 113 Административного регламента N 354н).Жалоба работодателя должна быть зарегистрирована в срок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Решение по поданной жалобе должно быть принято руководителем государственной инспекции труда в течение 30 дней со дня её регистрации (п.п. 115, 116 Административного регламента N 354н).

По результатам рассмотрения жалобы принимаются одно из двух решений:

  • об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены и прочее, устранения опечатки, возвращения денежных средств;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется работодателю в течение дня, следующего за днем принятия решения в письменной или (по желанию) в электронной форме.

В случае если по результатам рассмотрения жалобы будут установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1 КоАП РФ, или признаки преступления, предусмотренного ст.ст. 285, 286, 292, 293 УК РФ, материалы направляются в соответствующие правоохранительные органы (п. 119 Административного регламента N 354н).

Важно! В заключение, еще раз отметим, что к проведению проверки трудовой инспекцией необходимо подготовиться заранее, изучив все предоставляемые законодательством права с тем, чтобы в случае необходимости, не смотря на установленные короткие сроки обжалования результатов проверки, вы могли быстро и эффективно защитить интересы своего бизнеса.

Обжалуем решение инспектора по труду

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде.

Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ.

Давайте разбираться.

Как было? Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений.

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда

  • Home
  • «
  • Юридическая Помощь
  • «
  • Образцы документов скачать
  • «
  • Прочие образцы жалоб заявлений претензий ходатайств
  • «
  • Образец Жалобы в Государственную Инспекцию по Труду (ГИТ) на действия-бездействия работодателя

Образец Жалобы в Государственную Инспекцию по Труду (ГИТ) на действия-бездействия работодателя В ГИТ г.N-ска (В Государственную Инспекцию Труда г.N-ска) адрес: тел.: Заявитель: Ф.И.О.

Заявителя зарегистрирован по адресу: тел.: ЖАЛОБА на действия работодателя (Указать наименование организации) в сфере нарушения законодательства о труде и об охране труда Я, (Ф.И.О.

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ). Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.

1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Читайте также:  График отпусков по форме Т-7 - правила составления

Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности.

Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются: — акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки.

Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст.

16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ); — предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст.

16 Закона N 294-ФЗ).

Источник: https://velereya.ru/obzhalovanie-predpisaniya-trudovoj-inspektsii/

Обжалование предписания трудовой инспекции: образец, порядок и срок подачи заявления

Главная / Трудовая инспекция / Если проверяющий не прав: обжалование предписания трудовой инспекции (образец)

Предписания государственных инспекторов труда

Контроль соблюдения норм трудового законодательства осуществляет государственный надзорный орган – трудовая инспекция. За нарушения прав работников предусмотрена административная ответственность. Но бывает так, что результаты проверки не устраивают работодателя. В данной ситуации необходимо написать жалобу на решение ГИТ.

В статье вы найдете ответы на вопросы о порядке и сроке обжалования предписания ГИТ, образец документа также будет представлен в тексте.

Общие положения

Предписание ГИТ выдается после проведения инспектирования. Предписание считается распорядительным документом, в отличие от акта. В нем обязательно должны быть отражены следующие моменты:

  1. Дата и место составления.
  2. Данные контрольного органа.
  3. Основания для проведения проверки.
  4. Данные проверяющего инспектора.
  5. Способы проверки.
  6. Список выявленных нарушений.
  7. Ссылки на нормы закона, которые были нарушены.
  8. Срок для устранения нарушений.

Если работодатель, у которого проводилась проверка, не согласен с ее результатами, он может оспорить решение инспектора.

Обжалование результатов проверки ГИТ может производиться 2-мя способами: через суд или путем подачи жалобы руководству инспекции (ст.161 ТК РФ, ст.16 294-ФЗ). Работодатель может обжаловать предписание любым удобным способом.

Если в предписании государственной инспекции труда выдвинуто решение о приостановлении деятельности компании, обжалование такого решения проходит только через суд.

По статистике, оспаривание результатов проверки путем подачи жалобы руководству ГИТ, редко приводит к желаемому результату. Как правило, руководители инспекции оставляют документ без изменений. Наиболее эффективным способом решения проблемы является обращение в суд.

Оспаривание акта государственной инспекции труда

После проверки, будь она выездная или документарная, работодателю выдается акт и копии сопроводительных документов. Если нарушений со стороны работодателя не было выявлено, на руки он получает один акт, где отражены результаты проверки. Если же были выявлены нарушения, которые подлежат устранению, выдается предписание.

Работодатель может согласиться с содержанием документа, но если он считает, что постановление составлено безосновательно, его можно оспорить.

Обжалование предписания инспекции труда не носит обязательный досудебный порядок, в связи с чем заявление можно подавать сразу в суд.

Преимущество подачи жалобы сразу в судебные органы состоит в том, что согласно ст.254 ч.4 ГПК РФ судья вправе приостановить действие предписания на время разбирательства, а подача заявления по принципу подчиненности (руководителю инспекции) такой возможности не предусматривает.

После рассмотрения заявления судья может вынести решение об отмене некоторых пунктов в постановлении инспектора или о признании недействительным всего документа (ст.258 ч.1 ГПК РФ).

Образец

Неважно, куда будет подаваться заявление об оспаривании, непосредственно в инспекцию, или в суд – в нем обязательно должны содержаться следующие пункты:

  1. Реквизиты организации, куда подается заявление.
  2. Реквизиты инспекции, проводившей проверку.
  3. Данные заявителя.
  4. Номер и дата оспариваемого предписания.
  5. Обоснование жалобы с детальным пояснением причин, по которым обжалуемый документ можно считать незаконным.
  6. Требования заявителя (отмена нескольких пунктов или признание незаконности всего предписания).
  7. Подпись, печать, дата.

Заявление следует составлять в 2 экземплярах, один из которых должен оставаться у заявителя с отметкой о принятии.

Скачать образец документа можно здесь

Порядок подачи жалобы

При подаче заявления в суд необходимо соблюсти все формальности – сроки подачи, формат заявления, оплату госпошлины. При оспаривании постановления на устранения нарушений, госпошлина будет составлять 200 руб. (ст. 333.19 п.1 пп.7 НК РФ). Если обращение подается с целью отмены штрафа за административное правонарушение, госпошлина не платится (ст.30.2 КоАП РФ, ч.5).

Сроки

Рассмотрим вопрос о временных промежутках обжалования предписания трудовой инспекции. В случае подачи обращения по принципу подчиненности, в законе не прописано четких требований по срокам. Но здесь юристы рекомендуют не затягивать с подачей. А причина вот в чем: при рассмотрении жалобы в руководстве ГИТ, срок устранения нарушений по результатам проверки не продлевается.

Невыполнение обязательств в назначенный срок может грозить работодателю штрафом. Кроме того, если решение инспекции не принесет должного результата, есть риск пропустить срок обжалования заявления в судебном порядке.

Если есть четкие доказательства о незаконном вынесении предписания, лучше сразу написать исковое заявление. В этом случае можно будет написать просьбу о приостановлении действия решения ГИТ на время судебного разбирательства.

Что касается сроков обжалования решения инспекции через суд, то у экспертов нет однозначного мнения на этот счет. Согласно ст.256 п.1 ГПК РФ работодателю на обжалование данного документа дается срок в 90 дней.

Однако данная статья имеет силу только в том случае, если проверка была плановая. Если же проверка была проведена по жалобе работника профсоюза или группы сотрудников, то на обжалование предписания инспектора дается не более 10 дней.

Исходя из этого, практикующие юристы советуют обжаловать результаты проверки в 10-ти дневный срок.

Куда направляем заявления?

Законом не запрещено подавать заявление в суд и в ГИТ. Однако нет смысла направлять заявление сразу в 2 инстанции. Согласно ст.30.1 КоАП РФ, если жалоба будет подана в судебном порядке и в порядке подчиненности, дело все равно будет рассматривать только суд.

Обжалование предписания на устранение нарушений рассматривается в суде общей юрисдикции по месту нахождения проверяющего органа – инспекции или по месту нахождения работодателя.

Хотя в законодательстве и предоставлено право выбора подачи заявления без привязки к месту нахождения, юристы все-таки советуют обращаться в суд, который территориально относится к району нахождения инспекции, проводившей проверку.

А вот подача заявление на отмену постановления об административном нарушении до сих пор вызывает немало споров. Дело в том, что данные заявления должны рассматриваться в арбитражном суде (ч.3 ст.30.1 КоАП РФ).

Однако, согласно разъяснению Конституционного Суда, так как нарушение не связано с предпринимательской и экономической деятельностью, арбитражный суд не вправе рассматривать дело. Поэтому иск о признании постановления незаконным, рассматривается также в суде общей юрисдикции.

Практика разрешения дел

Четкой статистике по удовлетворению или отказу в удовлетворении исковых требований о признании предписания незаконным не существует. Суд, как и руководство ГИТ, рассматривает дело исходя из представленных доказательств. Рассмотрим пример обжалования.

В сентябре 2017 года Тверской суд рассматривал иск от ООО «Просто Мебель» по признанию незаконным постановления инспектора ГИТ. В предписании на работодателя было наложено обязательство по выплате недостающей части заработной платы гражданке Ивановой Е.В., ранее уволенной с данного предприятия.

Уполномоченный представитель истца пояснил, что инспектор не имел права выписывать данное постановление, так как согласно ст.381-397 ТК РФ нерегулируемые разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового права должны рассматриваться судом или комиссией по трудовым спорам.

После рассмотрения всех обстоятельств дела, иск был удовлетворен.

Источник: https://info-trudy.ru/obzhalovanie-predpisaniya-trudovoj-inspektsii.html

Предписания государственных инспекторов труда

Для того чтобы определить, исполняет ли работодатель нормы трудового права, Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд) проводит плановые и внеплановые проверки (ст. 360 Трудового кодекса РФ, далее — ТК).

Целью проверки может быть также:

  • контроль за реализацией мер, направленных на ликвидацию обнаруженных нарушений, указанных в предписаниях государственных инспекторов труда;
  • осуществление процедур по предупреждению случаев несоблюдения положений ТК. 

Итогом проведения вышеуказанных мер является акт проверки трудовой инспекции, который составляется в 2 экземплярах (один — для Роструда, другой — для работодателя) по форме, утв. приказом Минэкономразвития России «О реализации…» от 30.04.2009 № 141.

Акт проверки содержит следующую информацию:

  • дату, время и адрес его оформления;
  • указание на проверяющий орган — Роструд;
  • реквизиты документа, на основании которого осуществляется проверка;
  • Ф. И. О. инспекторов труда;
  • название работодателя и Ф. И. О. лица, уполномоченного от его имени присутствовать при проверке;
  • дату, время начала, длительность и адрес осуществления контролирующих мероприятий;
  • данные об итогах проверки;
  • данные об ознакомлении представителя работодателя с составленным актом, наличии его подписи на документе и указании сведений о проверке в журнале учета проверок;
  • собственноручные подписи инспекторов труда. 

ВАЖНО! Работодатель, возражающий против итогов проверки или конкретных действий инспекторов, может написать об этом в акте проверки. 

Дополнительно о том, какие еще проверки проводятся в отношении организации и как они оформляются, рассказывается в статье Акт как оформление результатов налоговой проверки. 

Предписание государственного инспектора труда 

Если в ходе проверки были обнаружены нарушения, вместе с актом проверки составляется предписание государственного инспектора труда.

В данном документе могут указываться такие требования, как:

  • необходимость совершения конкретных действий в целях ликвидации выявленных нарушений;
  • восстановление прав сотрудников;
  • необходимость наказания или отстранения от должности сотрудников, допустивших нарушения, и др. 

Дополнительно, если нарушение имеет признаки административного правонарушения, инспектор труда составляет соответствующий протокол.

На осуществление действий, перечисленных в предписании, работодателю дается определенный промежуток времени. По истечении данного срока инспектор труда проводит еще одну, внеплановую проверку, на которой работодатель должен сообщить о выполнении положений предписания.

За неисполнение указанных требований инспектор труда привлекает работодателя и его должностных лиц (далее — ДЛ) к административной ответственности в виде штрафа по ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • на ДЛ — от 30 000 до 50 000 руб. (или в виде дисквалификации на период от 1–3 лет);
  • для ИП — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для организаций — от 100 000 до 200 000 руб. 

Если работодатель не согласен с обнаруженными нарушениями или считает, что предписание было составлено некорректно (например, отсутствует ссылка на норму права, которая была нарушена, и т. д.), он может оспорить данный документ путем подачи жалобы вышестоящему руководителю инспектора, главному инспектору труда или в суд (ст. 361 ТК). 

Виды проверок

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Читайте также:  Посреднические услуги по поиску покупателей

Плановая проверка  

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности связанной с выполнением работ или предоставлением услуг, требующих представления уведомления о начале такой деятельности. В частности, речь идет о гостиничных и бытовых услугах, сервисах общественного питания, розничной и оптовой торговле, некоторых видах услуг по перевозке пассажиров и грузов. Подробный список этих видов деятельности можно найти в утвержденном Правительством РФ Перечне работ и услуг (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

До 31 декабря текущего года федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля, составляют план проведения плановых проверок на следующий год и размещают его на своих официальных сайтах в сети «Интернет».

Найти списки проверок можно по адресам http://git78.rostrud.ru/plan/, https://proverki.gov.ru, http://plan.genproc.gov.ru/. Таким образом, любой предприниматель может заранее узнать о запланированной в отношении него проверке и неспешно подготовиться к ней.

Если вашу компанию включили в план проверки, то первое, что необходимо проверить, —  законно ли это включение.

Источник: https://pozakonu.site/biznes/predpisaniya-gosudarstvennyh-inspektorov-truda.html

О признании недействительным предписания государственной инспекции труда. гражданское дело 2-186/2019 ~ м-115/2019

  • Категория дела: Иные дела о защите нарушенных… -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)
  • № 2а-14/2019
  • РЕШЕНИЕ
    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Голышманово 06 мая 2019 года

Голышмановский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Дурновой Г.А.,

при секретаре Анкушевой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Государственной инспекции труда в Тюменской области о признании недействительным предписания Государственной инспекции труда в Тюменской области,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «РЖД» в лице Свердловской дирекции по ремонту пути – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ГИТ в Тюменской области о признании недействительным предписания административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.

ГГГГ в местного времени на производственной базе № 2 ПМС-170, расположенной на ст.

Голышманово во время погрузки на платформу погрузчика произошел несчастный случай, в результате которого был смертельно травмирован монтер пути путевой колонный № 3 ПМС-170 – структурного подразделения Свердловской дирекции по ремонту пути – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД» ФИО2.

Проведенным расследованием, отраженным в Акте о расследовании несчастного случая от ДД.ММ.ГГГГ , ОАО РЖД признало несчастный случай с ФИО2 несчастным случаем со смертельным исходом, не связанным с производством, без оформления акта формы Н-1 «О несчастном случае на производстве», поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 были предоставлены отгулы за переработку рабочего времени.

Обжалуемым предписанием, вынесенным на основании заключения главного государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым несчастный случай с ФИО2 произошел в рабочее время при исполнении погибшим трудовых обязанностей, ГИТ в Тюменской области постановила признать утратившим силу Акт о расследовании несчастного случая от ДД.ММ.

ГГГГ , и обязала ОАО «РЖД» составить Акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве, и вручить (направить) его родственникам пострадавшего ФИО2, в Фонд Соцстраха, прокуратуру и Следственные органы, копию направить в Государственную инспекцию труда. Административный истец полагает, что предписание ГИТ в Тюменской области является недействительным, поскольку в момент несчастного случая с ФИО2 последний не исполнял свои должностные обязанности в связи с предоставленными ему за переработку днями отдыха.

Представитель административного истца ОАО «РЖД» Мыльников В.В. просил рассмотреть дело без его участия (л.д.245-246).

Административный ответчик – Государственная инспекция труда в Тюменской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, уважительных причин неявки не представил, в связи с чем дело рассмотрено без участия представителя административного ответчика.

Заинтересованные лица, привлеченные к участию в деле по инициативе суда, – начальник Ишимского межрайонного отдела – главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Лесовец А.А.

; наследники погибшего ФИО2 – Андреева Г.П., Андреев А.В., Андреев И.В.

, при надлежащем уведомлении в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки суду не представили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем дело рассмотрено без участия заинтересованных лиц.

От заинтересованных лиц Андреевой Г.П. и Андреева А.В. поступили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых они просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, считая законными как обжалуемое предписание ГИТ в ТО от ДД.ММ.

ГГГГ, так и заключение государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что оба акта вынесены уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции. При этом указывают, что решением Талицкого районного суда Свердловской области от ДД.ММ.

ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.

ГГГГ, удовлетворены их исковые требования к ОАО «РЖД», АО «СОГАЗ» о признании несчастного случая, связанным с производством, признании акта комиссии о расследовании несчастного случая незаконным, взыскании компенсации морального вреда, страховых выплат (л.д.226-228).

Исследовав письменные материалы настоящего дела, а также гражданского дела а-631/2018 по административному исковому заявлению ОАО «РЖД» к ГИТ в ТО об обжаловании заключения от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании ст. ст. 353, 354, 356 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органы федеральной инспекции труда осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.

357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

В соответствии с ч. 1 ст.

218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

  1. 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
  2. 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
  3. 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
  4. а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
  5. б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
  6. в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
  7. 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом в силу ч.11 ст.

226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом, согласно ч.2ст.227 КАС РФ, принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, из анализа положений ст.ст.218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.

Материалами дела установлено, и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ в местного времени на производственной базе № 2 ПМС-170, расположенной на ст.

Голышманово во время погрузки на платформу погрузчика произошел несчастный случай, в результате которого был смертельно травмирован монтер пути путевой колонный № 3 ПМС-170 – структурного подразделения Свердловской дирекции по ремонту пути – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД» ФИО2.

При расследовании данного несчастного случая ОАО «РЖД» Актом от ДД.ММ.ГГГГ при особом мнении председателя комиссии – начальника Ишимского межрайонного отдела – главного государственного инспектора труда ГИТ в Тюменской области Лесовца А.А.

, главного специалиста отдела страхования профессиональных рисков ГУ – Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Шерстниковой Н.В. и консультанта комитета по юридической работе Управы ВАО Администарции города Тюмени Васильевой М.П.

, квалифицировало произошедший случай как несчастный случай со смертельным исходом, не связанный с производством, без оформления акта формы Н-1 «О несчастном случае на производстве».

Читайте также:  Правило о возврате арендованной вещи в первоначальном состоянии неприменимо, если арендатор земельного участка возвёл на нём объект незавершённого строительства

Основанием к принятию данного решения послужил тот факт, что в момент несчастного случая пострадавшему ФИО2 были предоставлены дни отдыха и он не исполнял свои непосредственные трудовые функции (л.д.47-53).

В связи с поступившим в ГИТ в Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ заявлением от сына пострадавшего – Андреева А.В., начальником Ишимского межрайонного отдела – главным государственным инспектором труда ГИТ в Тюменской области Лесовцом А.А.

с участием главного специалиста отдела страхования профессиональных рисков ГУ – Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Шерстниковой Н.В., в соответствии со ст.229.

3 ТК РФ проведено расследование данного несчастного случая, по результатам которого инспектор пришел к выводу о том, что данный случай в соответствии со ст.229.

3 ТК РФ подлежит квалификации как несчастный случай, связанный с производством с оформлением акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве, и подлежащему учету и регистрации на предприятии – ПМС-170. Принимая такое решение, гострудинспектор указал, что при принятии Акта от ДД.ММ.

ГГГГ не было учтено, что работодатель допустил существенные нарушения норм охраны труда, что привело к нахождению ФИО2, трудовые отношения с которым прерваны не были и которому были предоставлены дни отдыха, на производственной площадке, к работе на которой, в свою очередь, были допущены лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения (л.д.103-113).

На основании указанного Заключения государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ , ГИТ в Тюменской области ДД.ММ.

ГГГГ в адрес начальника ПМС № 170 структурного подразделения Свердловской Дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути филиала ОАО «РЖД» было внесено обжалуемое административным истцом предписание с требованиями об устранении нарушений, отмеченных в Заключении, в том числе о признании утратившим силу Акт о расследовании несчастного случая от ДД.ММ.ГГГГ , обязании составить акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве в соответствии с заключением главного государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ , вручить (направить) его родственникам пострадавшего ФИО2, в Фонд Соцстраха, прокуратуру и Следственные органы, копию направить в Государственную инспекцию труда.

В соответствии с ч.2 ст.

64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Источник: https://zakoniros.ru/?p=31980

Решение суда о признании незаконным предписания государственного инспектора труда № 2-4543/2017 ~ М-2197/2017

  • Дело №2-4543/2017
  • РЕШЕНИЕ
  • ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • г. Челябинск          24 мая 2017 года
  • Центральный районный суд г. Челябинска в составе

Председательствующего судьи Л.Н. Мокроусова

при секретаре Т.И. Старцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» к Государственному инспектору труда Шагинян К.Ю. и Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным предписания государственного инспектора труда,

УСТАНОВИЛ:

Истец — ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» в суд с иском к государственному инспектору труда Шагинян К.Ю. и Государственной инспекции труда в Челябинской области с требованием признать незаконным предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Шагинян К.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» государственным инспектором труда Шагинян К.Ю.

была проведена внеплановая документарная проверка по обращению ФИО1 По результатам указанной проверки в отношении истца государственным инспектором вынесено предписание № от ДД.ММ.

ГГГГ, в соответствии с которым на ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за весь период работы и выплатить ему разницу с учетом требований законодательства РФ. Истец считает указанное предписание незаконным и вынесенным в превышение полномочий инспектором труда.

В судебном заседании представитель истца – Грисько Д.Л., действующий по доверенности, настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске и просил отменить незаконное предписание.

Ответчик и представитель ответчика Государственная инспекция труда в Челябинской области – Шагинян К.Ю. не признал исковые требования, ссылаясь на законность вынесенного предписания.

  1. Выслушав представителей сторон и исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
  2. В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  3. Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда, взыскании задолженности по заработной плате) рассматриваются в рамках статей 381 — 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в Челябинской области поступило обращение ФИО1 о нарушении его трудовых прав ЗАО «Южноуральский лизинговый центр».

На основании данного обращения в указанном предприятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению руководителя государственным инспектором труда Шагинян К.Ю.

проведена внеплановая, документарная проверка.

По результатам указанной проверки предписанием государственного инспектора труда Шагинян К.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ на ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за весь период работы и выплатить ему разницу с учетом требований ст. 22, ч. 2 ст.

129 Трудового кодекса РФ и Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 г.

№403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР».

На основании ст. 361 Трудового кодекса РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Основаниями для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) является как несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, так и отсутствие у лица либо органа полномочий на его принятие либо совершение.

В силу положений ст. 129 Трудового кодекса РФ оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из требований ст. 57 Трудового кодекса РФ следует, что условие оплаты труда является обязательным для включения в трудовой договор.

В связи с чем, суд полагает верным ссылку государственного инспектора труда в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ на нарушение ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» положений ст. ст. 22, 57,129 Трудового кодекса РФ и Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 г.

№403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» при указании в трудовых договорах (п.5.

1) и в штатных расписаниях размера заработной платы.

Вместе с тем, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Так, в соответствии с ч. 1 ст.

381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Таким образом, спор относительно размера выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в силу статьи 381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в суде.

Следовательно, предписание о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплате разницы в заработной плате уволенному работнику, было вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому неправомерно.

Судом установлено, что десятидневный срок обращения с настоящим иском в суд, предусмотренный ч. 2 ст.

357 Трудового кодекса РФ, истцом не пропущен, поскольку судом установлено, что первоначально ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» обратилось в суд с административным исковым заявлением в Центральный районный суд г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ, которое определением суда от ДД.ММ.ГГГГ было возвращено.

При таких обстоятельствах, предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Шагинян К.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ надлежит признать незаконным и подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 214 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования «Южноуральский лизинговый центр» к Государственному инспектору труда Шагинян К.Ю. и Государственной инспекции труда в Челябинской области, — удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Шагиняна К.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий Л.Н. Мокроусова         

Источник: http://sud-praktika.ru/precedent/247518.html

Ссылка на основную публикацию