Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

Минстрой РФ выступил с инициативой упразднить ГУПы и МУПы с 2018 года в сфере ЖКХ. Представители ведомства считают, что эти формы хозяйствования морально устарели и не являются эффективными для жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому целесообразно передать такие унитарные предприятия по соглашениям концессии.

МУПов и ГУПов скоро не будет

В настоящее время в концессию передаются только самые неэффективные унитарные предприятия. Но в скором будущем от МУПов и ГУПов Минстрой РФ предлагает отказаться вообще. Таким способом ведомство хочет привлечь как можно больше частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

По словам представителей министерства, на сегодняшний день общее количество заключённых концессионных соглашений в сфере ЖКХ достигает почти 700 единиц.

Из них только на 2015 год пришлось более 270 соглашений концессии. В денежном эквиваленте объём частных инвестиций в 2015 году превысил 100 миллиардов рублей.

Это говорит о том, что механизм государственно-частного партнёрства показал свою жизнеспособность.

Такая эффективность натолкнула чиновников на инициативу о передаче всех государственных и муниципальных унитарных предприятий по соглашениям концессии для оптимизации привлечения частных инвестиций в этот сектор экономики. Пока срок передачи назначен на 1 января 2018 года.

Получается, что управляющих организаций в форме государственного или муниципального унитарного предприятия есть ещё время, чтобы перейти в новую форму хозяйствования или подыскать несколько перспективных инвесторов для заключения выгодного соглашения концессии.

По мнению Минстроя, данная мера позволит ускорить процедуру по передаче “проблемных” управляющих организаций в форме МУПов и ГУПов в концессию. Идея заключается в том, что сами объекты инфраструктуры ЖКХ будут оставаться в публичной собственности, а к управлению и содержанию — привлекаться инвестиции частного бизнеса.

Таким образом, к 2018 году, по задумке Минстроя, по концессионным соглашениям должно быть передано порядка 80% МУПов и ГУПов с тем, чтобы создать в сфере ЖКХ несколько крупных компаний национального уровня. Это позволит быстрее привлечь в коммунальное хозяйство частных инвесторов.

Скорее всего, эта инициатива найдёт большую поддержку, поскольку сам глава Минтроя Михаил Мень является активным сторонником таких концессионных соглашений.

По его словам, взаимодействие между государством и бизнесом уже начало работать и даёт свои результаты.

О полном и плотном сотрудничестве государства и частных инвесторов можно будет говорить, когда количество концессионных соглашений увеличится пятикратно.

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУПОпубликован проект закона о прямых платежах между плательщиками ЖКУ и РСО

Концессионное соглашение в сфере ЖКХ

Выше мы много говорили о концессионных соглашениях между МУПами и ГУПами и частными инвесторами. Теперь поговорим о том, что такое соглашение концессии. Эта сфера деятельности коммунального хозяйства регулируется ФЗ №115 от 21.07.2005 года “О концессионных соглашениях”.

Под концессией подразумевается форма государственно-частного партнёрства, по которому государственное имущество передаётся на определённый срок и на установленных условиях частному инвестору, обязующемуся осуществить строительство (реконструкцию) и модернизацию переданного имущества (п.1 ст.3 115-ФЗ). Также по соглашению концессии частный инвестор имеет право получать доход от использования переданного ему государственного имущества.

Концессионное соглашение на сегодняшний день представляет собой наиболее отработанный механизм государственно-частного партнёрства для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

По этому соглашению имущество находится в собственности у государства. А частный инвестор лишь берёт на себя долгосрочное обязательство по реконструкции или модернизации объекта недвижимости. По закону объект концессионного соглашения должен находиться в собственности муниципалитета или государственного сектора на момент заключения этого договора (п.4 ст.3 115-ФЗ).

МУП или ГУП передаёт частному инвестору своё имущество по концессионному соглашению на основании акта приёма-передачи (п.4.1 ст.3 115-ФЗ).

Инвестор не вправе изменить по своему усмотрению целевое назначение переданного по соглашению объекта недвижимости. Также он не может отдать его в залог, поскольку не обладает правом собственности на объект концессионного соглашения (п.6 ст.3 115-ФЗ). Он получает лишь право владения и пользования на определённый концессионным соглашением срок.

Инвестор может получать прибыль от осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (п.7 ст.3 115-ФЗ). Этот доход будет признан собственностью инвестора, если концессионным соглашением не установлено иное.

Концессионное соглашение заключается по итогам проведённого открытого или закрытого конкурса (п.1 ст.21 115-ФЗ). При проведении открытого конкурса, когда заявки на участие могут подать любые инвесторы, информация и протоколы конкурсной комиссии размещаются на официальном сайте в Интернете для ознакомления с ними неограниченным кругом лиц.

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУППравила проведения открытого конкурса по управлению МКД

Сообщение о проведении открытого конкурса размещается конкурсной комиссией на официальном сайте в Интернете не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие (п.1 ст.26 115-ФЗ).

Заявки на участие в конкурсе подаются в течение 30 рабочих дней со дня опубликования сообщения о проведении открытого конкурса на официальном сайте в Интернете (п.2 ст.27 115-ФЗ).

Победителем конкурса признаётся тот участник, который предложил лучшие условия. Если на звание победителя конкурса претендуют сразу несколько участников с равными лучшими условиями, то победит тот, кто раньше других представил конкурсное предложение (п.2 ст.33 115-ФЗ). МУП или ГУП в течение 5 рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения открытого конкурса должен отправить победителю экземпляр этого протокола и проект концессионного соглашения (п.1 ст. 36 115-ФЗ). Проект концессионного соглашения должен включать в себя его условия. Концессионное соглашение подписывается в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в уведомлении о проведении конкурса.

Если победитель отказывается или уклоняется от подписания в установленный срок концессионного соглашения, то МУП или ГУП может предложить заключить это соглашение другому участнику конкурса, предложившего аналогичные условия, следующие после предложенных победителем конкурса (п.2 ст.36 115-ФЗ). Победитель конкурса, не подписавший в назначенный срок концессионное соглашение, теряет право на возврат внесённого им задатка.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме с победителем конкурса или при его отказе/уклонении с другими участниками, чьи условия признаны лучшими после условий победителя.

Соглашение концессии заключается только при представлении выше указанными лицами документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по данному соглашению (п.4 ст.36 115-ФЗ).

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/6586/mupy-i-gupy-hotyat-uprazdnit

Изъятие унитарного масштаба. Правительство России продолжает борьбу с государственными и муниципальными унитарными предприятиями (ГУП и МУП) в коммунальной сфере

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

В службе полагают, что это позволит сдержать рост тарифов, а также развить институт концессий — для «долгих инвесторов» возможность закладывать прибыль в тарифы останется. Впрочем, эксперты сомневаются, что ГУПы и МУПы, лишенные прибыли, станут активнее переходить в частные руки.

Правительство поддержало предложение ФАС отменить предпринимательскую прибыль для МУПов и ГУПов, исключив ее со следующего года из тарифов на тепло, водоснабжение (водоотведение) и обращение с твердыми коммунальными отходами — соответствующее постановление на минувшей неделе опубликовал Белый дом.

Сейчас тарифы рассчитываются на основании валовой выручки предприятий, которая включает в себя сумму планируемых (в частности, на производство и реализацию продукции) и экономически обоснованных расходов (например, на обслуживание займов), а также налог на прибыль и расчетную предпринимательскую прибыль (не более 5% от учитываемых в расчете расходов). Как пояснил глава управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС Алексей Матюхин, расчетная прибыль сейчас расходуется предприятиями по своему усмотрению — у них нет обязанности направлять ее на повышение своей эффективности. Теперь же для МУПов, ГУПов и организаций, которые работают на основании краткосрочных договоров аренды и могут в любой момент уйти с рынка, при расчете тарифов на 2018 год заявленная прибыль учитываться уже не будет — это может уменьшить размер тарифа или хотя бы сдержать его рост.

«Получать прибыль они смогут за счет экономии и снижения своих расходов», — поясняет чиновник.

Опубликованное постановление — новый инструмент Белого дома в борьбе с неэффективными унитарными предприятиями в коммунальной сфере: как отмечается в пояснительной записке, оно направлено на развитие концессий как альтернативы унитарным предприятиям. Как поясняет Алексей Матюхин, для «долгих» инвесторов в ЖКХ возможность учитывать расчетную прибыль будет сохранена.

У ФАС уже были претензии к тарифам унитарных предприятий — в октябре 2016 года в службе заявляли, что больше всего затрат в тарифах ГУПов и МУПов закладывается в графу «Прочее», что в службе воспринимают как значительные нецелевые расходы. В ведомстве ранее намеревались повышать эффективность коммунальной сферы даже снижением тарифов для регионов с низким качеством жилищно-коммунальных услуг, а также хотели взять под контроль создание новых унитарных предприятий.

С предложением ФАС согласился и Минстрой, который планирует передать к 2020 году 80% предприятий ЖКХ в концессии и не исключает введения запрета на создание ГУПов и МУПов в отрасли.

Как заявили в министерстве, «реалии таковы, что МУПы и ГУПы ограничены в привлечении финансирования на модернизацию коммунальной инфраструктуры и зачастую их деятельность неэффективна не только с финансовой, но и с управленческой точки зрения».

По данным ведомства, всего в коммунальной отрасли работает более 38 тыс. предприятий, из них — около 4 тыс. ГУПы и МУПы.

«Как показывает практика, перевод предприятий в концессии и привлечение частного инвестора позволяют повысить безаварийность, сократить потери на сетях, а также повысить качество услуг«,— отмечают в Минстрое. В сфере ЖКХ заключено более 1,6 тыс. концессионных соглашений на 211 млрд руб.

Глава ассоциации «ЖКХ-развитие» Алексей Макрушин поясняет: постановление снимает и противоречие между желанием ГУПов и МУПов получать прибыль и несогласием регионов учитывать ее в тарифе, в том числе из-за возможного роста платы для граждан. По его словам, у части ГУПов и МУПов такая прибыль уже равна нулю, а предприятия, которых постановление все-таки коснется, «никому не будет сильно жаль» — однако в том, что их станут передавать в концессии, эксперт сомневается.

Интересно, что в Череповце к своим МУПам в жилищно-коммунальной сфере относятся более чем трепетно: они сохраняются за счёт прямого устранения конкурентов — частных предприятий с коммунального рынка города (как это было с дорожными предприятиями, лишившимися муниципального заказа на уборку городских территорий и некоторыми частными УК), за счёт средств городского бюджета и прямых отчислений жителей города. При этом в качестве главных аргументов в пользу «бессмертия» МУПов называются обеспечение высокого качества оказываемых услуг (?) и конкуренции (?!):

  • Мэр Череповца о работе муниципальных УК:
  • Череповецкий пример оказался заразительным — в феврале этого года мэр Вологды Андрей Травников заявил: «Нам нужна своя организация, которая будет убирать город».
  • В Вологде планируют создать муниципальную организацию, которая будет заниматься уборкой и содержанием города. Об этом сегодня на пресс-конференции рассказал мэр города Андрей Травников:

«Уборкой и содержанием территорий города должна заниматься одна организация или унитарное предприятие с участием города. Я думаю, что в будущем, мы все-таки придем к созданию такой организации, и, благодаря ей, будем иметь возможность контролировать ситуацию хотя бы на части территории. Это просто необходимо».

Когда такая организация появится мэр сказать не смог, но отметил, что это будет не 2017 год. Ситуацию с уборкой улиц он назвал непростой.

Читайте также:  Госпошлина за свидетельство о расторжении брака

Источник: https://samolet.media/posts/2107

Госдума приняла законопроект о ликвидации ГУПов и МУПов в I чтении

Москва, 11 декабря 2018, 14:07 — REGNUM Правительственный законопроект, направленный на ликвидацию государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) в РФ, Госдума приняла в первом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 11 декабря.

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

Речь идет о запрете создания унитарных предприятий с госучастием с 2019 года. При этом существующие ГУП и МУП также должны быть ликвидированы к 1 января 2021 года.

Однако такие нормы не коснутся предприятий, которые были созданы по специальному закону, акту или распоряжению президента или правительства. Исключением будут также предприятия, которые работают для достижения целей национальной безопасности и обороны.

Такие изменения необходимы в связи с тем, что конкуренция между существующими ГУПами и МУПами слишком высока, отмечали в правительстве.

Ранее депутаты по предложению спикера Госдумы Вячеслава Володина перенесли рассмотрение законопроекта в связи с тем, что правительство не предоставило материалы о проведенной антикоррупционной экспертизе в профильный комитет.

Как отметили члены профильного комитета Госдумы по экономполитике, такие документы поступили в комитет и были рассмотрены.

Кроме того, депутаты также провели широкие парламентские слушания на эту тему с участием главы Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым, в ходе которых были обсуждены основные проблемы законопроекта.

Так, в частности, законопроект предусматривает переходный период, в течение которого унитарные предприятия, которые осуществляют деятельность на конкурентных рынках, подлежат реорганизации или ликвидации. По предложению правительства и ФАС, этот период составляет два года.

«Органами управления имуществом должна быть проведена оценка деятельности этих предприятий и принять решение об их реорганизации, как мы представляем, если это сектор социальный и не связан с извлечением прибыли, это бюджетные учреждения.

А если это конкурентный рынок, где задача предприятия — получение прибыли, то это акционерные общества.

В случае, если конкуренция на рынке отсутствует, это унитарное предприятие может продолжить осуществление деятельности, однако нового предприятия на этом рынке не появится», — пояснил в ходе пленарного заседания замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.

Между тем депутаты Госдумы в ходе пленарного заседания высказали опасение, что принятый закон приведет к тому, что большинство ГУП и МУП будут ликвидированы, а на их место никто не придет.

«Законопроект пока не учитывает негативные последствия ликвидации унитарных предприятия социально-значимых рынков, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты. Такие рынки не ограничиваются сферами обеспечения обороны, безопасности и естественных монополий.

Например, в производстве и реализации лекарств и медицинских изделий, доставки продуктов питания в труднодоступные местности, обращение с твердыми коммунальными отходами, бытовое обслуживание и другие сферы», — отметил член профильного комитета Госдумы Александр Козловский («Единая Россия»).

В ответ на опасение депутатов Пузыревский предложил ко второму чтению законопроекта рассмотреть возможность увеличение переходного периода или введения дополнительных мер, которые помогут сделать ликвидацию ГУП и МУП максимально безболезненной.

Источник: https://regnum.ru/news/2535455.html

Ликвидация ГУПов и МУПов откладывается?

Период преобразования унитарных предприятий в другие правовые формы предложено сдвинуть до 2023 года. Кабмин внёс в Госдуму поправки ко второму чтению соответствующего проекта закона. При этом они не только корректируют срок трансформации ГУПов и МУПов, но и расширяют перечень организаций, которые могут остаться в прежнем своем формате

Запрет на создание с 2019 года новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, который предусматривает правительственный законопроект, принятый в первом чтении, в Совете Федерации понимания не нашёл. Напомним, что спикер палаты регионов Валентина Матвиенко 12 декабря заявила, что сенаторы проект о ликвидации ГУПов и МУПов в том виде, в котором его представил кабмин, поддерживать не намерены, так как «он нарушает принцип распределения полномочий, и федеральным законом пытаются регулировать деятельность региональных и муниципальных органов власти в сфере их деятельности».

Правительство к мнению законодателей прислушалось и 21 марта, как следует из данных системы обеспечения законодательной деятельности, внесло в Госдуму поправки ко второму чтению документа. Они сдвигают срок ликвидации ГУПов и МУПов с 2021 года на 1 января 2023 года.

Кроме того, в представленных поправках предлагается расширить перечень организаций, которых не коснется реорганизация. Если в ранней редакции законопроекта исключительными случаями признавались унитарные предприятия, созданные в соответствии с федеральными законами, актами президента или Правительства и учредителями, которыми выступают Минобороны и ФСБ, то теперь к ним предлагается добавить унитарные предприятия, созданные в целях развития культуры, искусства, обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера, а также предприятия, работающие за пределами территории России.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин позитивно оценивает дальнейшую судьбу законопроекта, отмечая, что с учётом предложенных кабмином поправок у него гораздо больше шансов снискать одобрение у парламентариев.

В первоначальном виде представленный законопроект содержал много слабых мест и не учтённых моментов, которые могли бы привести к рискам, считает сенатор.

«Я убеждён, что нельзя отдавать на аутсорсинг такие стратегические объекты двойного назначения, как метрополитен. Особенно если учесть, что метрополитен есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других российских городах», — пояснил Сергей Рябухин «Парламентской газете» в четверг.

«Одним росчерком пера подписать закон, который обязывает ликвидировать ГУПы и МУПы, — это очень опасная вещь. Поэтому я очень рад, что Правительство учло положительный и отрицательный опыт и внимательно отнеслось к нашим рекомендациям», — добавил законодатель.

Одним росчерком пера подписать закон, который обязывает ликвидировать ГУПы и МУПы, — это очень опасная вещь.В свою очередь член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко отметил, что ликвидация достаточно важного звена муниципального и регионального хозяйства требует более бережной и тщательной проработки.

Источник: https://news.rambler.ru/other/41910490-likvidatsiya-gupov-i-mupov-otkladyvaetsya/

Госучреждения снова оптимизируют

Правительство Петербурга должно до 1 января провести инвентаризацию подведомственных городу бюджетных учреждений с целью их оптимизации. По данным «Ъ», в городе существует около 2,8 тыс. бюджетных организаций.

По словам советника врио губернатора Евгения Елина, около 150 из них подлежат строгой оценке, поскольку они лежат «тяжелым грузом на расходах бюджета». По оценке вице-губернатора Михаила Мокрецова, на государственные бюджетные учреждения расходуется как минимум треть городского бюджета.

Аналитики обращают внимание, что попытки оптимизировать количество госучреждений ведутся уже более четверти века, но, как правило, заканчиваются они всегда увеличением численности работников этих организаций.

Вчера врио губернатора Александр Беглов предложил членам правительства «начать экономить с себя», говоря о том, что в комитетах Петербурга существует избыточная система ГУПов и МУПов. «Вы мне постоянно присылаете (предложения.— «Ъ») увеличить (штат учреждения. — «Ъ») на двенадцать, на восемь, на десять человек»,— сетовал он, после чего предложил провести оптимизацию, которая, по мнению врио, должна «повысить производительность труда».

«Меньшим количеством исполнителей — к лучшему качеству!»— призвал он, подчеркнув, что такой шаг позволил бы повысить зарплату чиновников.

В Петербурге насчитывается 2561 бюджетное учреждение, 145 казенных и 14 автономных, сообщил «Ъ» советник врио губернатора Евгений Елин. Около 2,5 тыс. из них не подвергаются оптимизации, так как предоставляют услуги для населения, говорит он.

Как пояснили в комитете имущественных отношений, бюджетные учреждения — это все организации, имеющие организационно-правовую форму ГБУ, в том числе школы и больницы. Для любого ГБУ, поясняет источник «Ъ», ежегодно формируется госзадание, которое определяет объем работ и услуг, которые должно осуществить учреждение за бюджетные субсидии.

Госзадания ГБУ выдает профильный комитет, подчеркивает собеседник «Ъ». По словам господина Елина, в первую очередь проверка коснется «целого ряда административно-управленческих звеньев» и госучреждений, занимающихся «поддержкой предпринимательства».

Сократить могут госучреждения, которые занимаются квазиуправленческими обязанностями в комитетах, говорит источник «Ъ» в правительстве, приводя в пример подведомственное комитету по строительству ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции».

В целом, отмечает источник «Ъ», финансирование на содержание ГБУ составило около 246 млрд рублей (43% городского бюджета) в 2018 году. Работу организаций необходимо классифицировать по их функциям и задачам, а также сопоставить результаты их деятельности с расходами на содержание, считает господин Елин.

Помощь в организации этой работы господину Елину предложил вице-губернатор Игорь Албин. «Я готов подготовить поручение, чтобы совместно с Евгением Елиным и коллегами поработать над мобилизацией доходов и повышением качества бюджетных расходов»,— сообщил он в ходе заседания правительства господину Беглову.

Он отметил, что необходимо проанализировать функции и задачи органов исполнительной власти Петербурга, сопоставив их с федеральным законодательством, законом о разграничении полномочий между уровнями власти и уставом Петербурга. «Мы найдем избыточные, надуманные, дублируемые функции органов власти.

Исходя из такого анализа можно предлагать новую структуру управления»,— считает господин Албин. Говоря о том, численность каких ГУПов можно сократить, господин Албин усомнился, что кандидаты на сокращение есть в курируемом им блоке. «В блоке жизнеобеспечения многие предприятия — это монополисты, там есть чем заниматься.

Это и ГУП «ТЭК», и «Водоканал», и «Ленсвет», и «Петербургский метрополитен». Здесь, наверное, требуется не сокращение, а оптимизация и повышение эффективности управления»,— говорит он.

Петербургские государственные унитарные предприятия и госучреждения часто подвергаются критике за неэффективность и непрозрачность работы уже не первый год.

Руководитель УК «Мультимекс» Андрей Пригульный подсчитал, что за последние пять лет количество ГУПов и МУПов в стране в целом выросло на 65%. «При этом ГУПы и МУПы работают во всех отраслях, в том числе не только в тех, которые стратегически важны для страны, но, например, существует множество ГУП-аптек, работающих на конкурентных рынках.

Уже много раз выходили законопроекты, призванные упразднить ГУПы и МУПы или сократить их число в стране хотя бы до 10 тыс., но пока что их с каждым годом все больше, а не меньше.

При этом основные предпосылки для их ликвидации заключаются в том, что такие учреждения зачастую не ведут никакой профильной деятельности, кроме сдачи имущества в аренду, или негативно влияют на локальные рынки, становясь местными монополистами»,— говорит он.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3814533

Реорганизация ГУП и МУП в 2019 году

Особой формой юридических лиц являются государственные и муниципальные предприятия, учреждаемые органами власти.

Эти предприятия создаются с целью решения определенных полномочий органов власти в решении социальных вопросов, например, в сфере пассажирских перевозок.

Но последние предлагаемые изменения в законодательстве предусматривают, что должна произойти реорганизация ФГУПов в 2019 году. Также этот процесс ждет и все муниципальные предприятия, деятельность которых в большинстве случаев признана нерентабельной.

Реорганизация МУПов в 2019 году

Первоначально проект закона №554026-7 предусматривал, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП будет осуществлена до конца текущего года.

Читайте также:  УПД - что это такое в бухгалтерии, расшифровка

Но последние поправки в него, отодвинули этот срок до 2021 года, при этом был предложен запрет на создание новых унитарных предприятий, за исключением тех, что создаются субъектами естественных монополий, входят в структуру ФСБ или Министерства обороны, а также созданы специальными нормативными актами правительства или президента. Законопроект на текущий момент принят в первом чтении, и далее пока Госдумой не рассматривался.

Но несмотря на то, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП отложена, их учредителям уже в настоящее время стоит начать подготовку к этим процессам и разработать план ликвидации унитарных предприятий или преобразования, в том числе путем приватизации.

Реорганизация ФГУПов в 2019 году осуществляется в том же порядке, что и действовал для данной категории юридических лиц и ранее, но с учетом изменений законодательства в части невозможности создания новых унитарных предприятий.

Порядок реорганизации

Реорганизация МУП и ГУП возможна и сейчас, до предлагаемых ФАС изменений в законодательстве, и возможные поправки не коснулись форм, в которые данные унитарные предприятия могут быть преобразованы. Так формой реорганизации МУП является образование на его основе общества с ограниченной ответственностью, а реорганизация ФГУП в АО.

В настоящее время у органов власти также имеется возможность осуществить данные виды реорганизации либо принять решение о ликвидации унитарных предприятий.

Отметим, что в российской практике до настоящего времени данная категория предприятий редко ликвидировалась исключительно по решению собственника, чаще всего это происходило через процедуру банкротства.

Реорганизация МУП в ООО: пошаговая инструкция

Реорганизация МУП проводится на основании решения собственника его имущества – администрации города, района, поселка. Законодательство определяет, что этот процесс осуществляется с учетом соблюдения следующих принципов:

  • Возмездность – изменение собственника возможно только путем платной приватизации;
  • Формальность – каждое изменение имеет документальное оформление и регламентировано нормативно-правовыми актами;
  • Контроль общества – процесс преобразования должен носить открытый для общества характер т.е. любое лицо может получить информацию о реорганизации унитарного предприятия.

В связи с тем, что реорганизация МУП в ООО осуществляется путем приватизации, то уполномоченный орган должен внести преобразование унитарного предприятия в план приватизации с учетом ограничений на передачу ряда категории объектов в частную собственность. В решении о включении в план приватизации должно быть перечислено имущество, которое будет передано образовываемому ООО.

Следующий шаг – оценка имущества предприятия. Здесь возможно два варианта: оценивается имущество как отдельные объекты, либо все предприятие как единый имущественный комплекс. Выбор варианта лежит за собственником и чаще всего зависит от количества и специфики имущества.

После завершения оценки собственник имущества выносит решение о начале процедуры реорганизации. Данное решение в трехдневный срок с момента принятия направляется в ИФНС, уполномоченную осуществлять регистрацию юридических лиц.

После принятие налоговым органом уведомления и внесения записи о реорганизации в ЕГРЮЛ предприятие должно осуществить публикацию в «Вестнике госрегистрации». Данная публикация делается дважды с разницей в месяц.

В период выхода публикаций на предприятии проводится инвентаризация для подготовки передаточного акта. Одновременно с этим осуществляется подготовка по регистрации общества с ограниченной ответственностью, которое станет правопреемником МУПа. Завершение регистрации данного ООО и является окончанием процесса реорганизации муниципального предприятия.

Отметим, что законодательство, в частности федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривают возможность реорганизации МУП в АО. Но на практике такие варианты преобразования встречаются не часто, в отличие от того, когда осуществляется реорганизация ГУП, на базе которых, напротив, создание акционерных обществ практикуется достаточно часто.

Реорганизация ГУП в АО

Этот процесс осуществляется в том же порядке, что и образование ООО на базе муниципального унитарного предприятия. Разница только в необходимости осуществить регистрацию размещения акций в установленном законом «Об акционерных обществах» порядке.

Владельцем акций вновь образованного общества является Российская Федерация в лице уполномоченного государственного органа.

Реорганизация ФГУП в АО вызвано чаще всего большим объемом имущества, которым распоряжается унитарное предприятие, что позволяет создать уставный капитал значительного размера.

Источник: https://spmag.ru/articles/reorganizaciya-gup-i-mup-v-2019-godu

В гд обсудили введение запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий

В своем выступлении руководитель
Федеральной антимонопольной службы России Игорь
Артемьев отметил, что по мнению ведомства, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности
оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

Заместитель
Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному
развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов отметил, что к законопроекту надо подходить, основываясь на статистических и аналитических данных всех рынков, где действуют унитарные предприятия. «Мы должны четко понимать, где есть бизнес, готовый
заместить унитарное предприятие на рынке, а где эта ниша свободна», — отметил
парламентарий.

«Мы ни в коем случае не должны попасть в ситуацию, когда унитарное предприятие разрушено, а рынок оказался
неконкурентным или предприятие оказалось недобросовестным», — сказал он, добавив, что принятие
законопроекта должно проходить поэтапно.

Депутат
также считает, что необходимо обеспечить в документе приоритеты развития
социальной сферы через социальное предпринимательство. Это все еще новая для
России отрасль экономики, но тем не менее она активно развивается и вовлекает
все большее число стейкхолдеров, сказал он.

За последние 10 лет по экспертным оценкам
число социальных предпринимателей стало составлять порядка 1% от числа представителей малого и среднего бизнеса (МСП). «Важно
увеличивать долю присутствия негосударственных организаций на рынке социальных
услуг.

В том числе за счет квотирования МСП и некоммерческих организаций по предоставлению социальных
услуг. Как это уже реализовано, например, по квотированию доли закупок малого
бизнеса у госкорпораций.

Более того, я предлагаю даже задать планку –
постепенное увеличение доли присутствия негосударственных организаций на рынке
социальных услуг до 50% к 2024 году», — привел в пример аналогичную ситуацию по квотированию Дмитрий Сазонов.

Комитет по охране здоровья предлагает исключить из законопроекта унитарные предприятия, осуществляющие фармацевтическую деятельность (аптечные организации), рассказала член Комитета Татьяна Соломатина.

«Мы настаиваем на этом, по крайней мере, на ближайшие пять лет. Потому что мы должны предложить условия, чтобы не допустить недовольства наших граждан», — сообщила депутат.

По ее словам, в Томской области, которую она представляет в ГД, унитарные предприятия «ни одной копейки из бюджета не имеют», они расположены в труднодоступных удаленных поселениях, где расстояние между населенными пунктами 100 км и более. «Это северные территории, где весной и осенью есть проблемы с транспортной доступностью. Бизнес туда никогда не пойдет, потому что экономически это совершенно не выгодно», – сказала она.

Кроме того, «регионы разные, везде существует разная потребность, и на сегодняшний день только унитарные государственные и муниципальные предприятия позволяют сдерживать цены», — добавила член Комитета.

По данным Татьяны Соломатиной, в субъектах РФ сейчас идет инвентаризация ГУП и МУП, и «нельзя допустить возникновения социальной напряженности в результате их ликвидации, которую предполагает законопроект, представленный ФАС».

Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев считает необходимым сформировать на уровне Правительства дорожную карту по разработке законодательства об акционировании унитарных предприятий. По его мнению, «если она выполнена, то значит этот закон может работать в полную силу».

Глава Комитета также полагает, что в рамках реформы в сфере ГУПов и МУПов нужно дать возможность регионам по согласованию с ФАС сформировать перечень стратегических унитарных предприятий регионального значения, которые должны быть сохранены.

Парламентарий видит риски в представленном законопроекте и считает, что он должен быть доработан.

Источник: http://duma.gov.ru/news/29068/

Почему МУПы и ГУПы не умирают и не сдаются

Инициированный правительством и поддержанный президентом законопроект о запрете создания новых унитарных предприятий с 2019 г. и их преобразовании в акционерные общества к 2021 г.

вызвал небывалое сопротивление самых разных сил – от членов Совета Федерации, пообещавших отклонить принятый пока только в первом чтении законопроект как антиконституционный, до главного правового управления администрации президента, направившего отрицательный отзыв, и, конечно, самих МУПов и ГУПов.

Унитарные предприятия – государственные и муниципальные – это, по сути, советское еще наследие, органы власти создают их для исполнения отдельных своих функций, от услуг ЖКХ до телерадиовещания.

Это, как правило, громоздкие и непрозрачные структуры, часто с очень низкой производительностью труда и высокими затратами на производство товаров и услуг. Они действуют и на конкурентных рынках, но за счет доступа к административному ресурсу и бюджетному финансированию конкуренцию убивают.

Акционирование позволит повысить прозрачность и эффективность таких предприятий, сократит пространство для коррупции и злоупотреблений.

Плану избавиться от ГУПов и МУПов уже много лет. В декабре 2017 г. президент утвердил разработанный ФАС план – по развитию конкуренции и направленный на сокращение доли государства в экономике. В сфере ЖКУ, например, доля ГУПов и МУПов, занимающихся тепло- и водоснабжением, должна в 2020 г.

сократиться до 10% от уровня 2016 г., когда численность унитарных предприятий, по данным ФАС, достигла максимума – 23 200. Но этот план, считает заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Р» Илья Шуманов, регионами, по сути, саботируется.

По данным ФНС, число унитарных предприятий за последние пять лет выросло почти вдвое.

Мощное сопротивление неудивительно: унитарные предприятия – это часто очень большие деньги и мало контроля.

В регионах ГУПы и МУПы, генерирующие большую выручку, нередко выполняют роль кормушек для местных элит, служа черными кассами или источником дополнительного незаконного заработка, говорит Шуманов.

Кроме того, в нарушение законодательства руководители ГУПов и МУПов часто занимаются частным бизнесом – в 2017 г. «Трансперенси» проверила около 9000 унитарных предприятий и выявила 568 таких нарушений.

Законопроект нацелен на перераспределение админресурса, говорит председатель экспертного совета фонда «Хамовники» Симон Кордонский: бизнес и чиновники возвращают деньги из-за границы, которые некуда пристроить, инфраструктура, в том числе коммунальная, – интересный ресурс. Это камень в огород тех чиновников, кто привык кормиться с бюджетов, но к формированию нового рынка закон не приведет, считает Кордонский.

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/12/13/789171-mupi-i-gupi

Унитарным предприятиям указали на выход

Подмосковье поддерживает один из самых высоких темпов среди российских регионов по сокращению количества унитарных предприятий. Такая форма коммерческих организаций признана неэффективной, они подлежат ликвидации, реорганизации в учреждения или акционированию. Выполнение этой задачи стоит на контроле федеральных властей.

Ранее в ноябре премьер-министр Дмитрий Медведев рекомендовал руководству регионов вместе с муниципалитетами до 5 декабря провести инвентаризацию подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУПов и МУПов).

Читайте также:  Статья за оскорбление личности

Перечни таких предприятий надо направить в Минэкономразвития РФ и Федеральную антимонопольную службу.

Работа проводится в связи с предстоящим принятием поправок в законодательство в части установления запрета на создание и деятельность таких организаций – соответствующие поручения сделаны президентом в целях развития конкуренции.

Активное сокращение ГУПов и МУПов ведется в Подмосковье уже несколько лет и является приоритетным проектом, утвержденным на уровне областного правительства (см. «НГ» от 15.12.17 и 04.06.18).

«Обращаю внимание, что благодаря ликвидации неэффективных предприятий мы экономим огромное количество ресурсов.

Всем муниципалитетам, кто попал в красную зону по достижению этого показателя, требуется жестко выполнять поставленные задачи», – отмечал губернатор Андрей Воробьёв.

С 2016 года количество ГУПов в регионе сократилось с 81 до 25, более половины из оставшихся находятся в стадии реорганизации или ликвидации. По муниципальным предприятиям также достигнуты хорошие показатели – количество МУПов сократилось с 761 в 2016 году до 426 в 2018 году.

«По показателям ликвидации неэффективных предприятий Подмосковье находится в числе российских регионов-лидеров. Только за 2017 год ликвидировано 212 унитарных предприятий – 177 МУПов и 35 ГУПов.

Это были убыточные организации, не осуществлявшие социально значимых видов деятельности, работающие в сферах, где присутствие государства не обязательно, а также дублирующие деятельность друг друга.

Таким образом, от неэффективных государственных и муниципальных структур были освобождены такие рынки, как строительство, услуги и управление недвижимостью, торговля, ритуальные услуги», – отметил заместитель председателя правительства Московской области Дмитрий Куракин.

Бюджет Московской области не затратил на это ни копейки: все мероприятия по ликвидации и реорганизации финансировались за счет средств и имущества самих предприятий.

Кроме того, в рамках работы по оптимизации количества ГУПов и МУПов Министерство имущественных отношений Московской области совместно с Министерством ЖКХ и Комитетом по конкурентной политике на регулярной основе проводит контрольные мероприятия в отношении крупных муниципальных предприятий.

В этом году аудиторским проверкам подвергся 151 крупный МУП с выручкой более 100 млн руб., в основном это структуры, работающие на рынке ЖКХ.

В 76 случаях были высказаны положительные заключения, но были также 70 аудиторских заключений с оговорками, то есть бухгалтерская отчетность предприятий имела недостатки, а по пяти предприятиям даны отрицательные заключения.

По результатам проверок выявлен целый ряд типовых нарушений. Выяснилось, что МУПы зачастую грешат несоблюдением принципа осмотрительности с контрагентами, когда договоры заключаются с фирмами, имеющими 1–2 сотрудника, отсутствием производственной базы и портфеля заказов.

Также некоторые предприятия пренебрегают соблюдением конкурентных процедур при осуществлении закупок.

Нередкое замечание – наличие неподтвержденной дебиторской задолженности: предприятия не создают резервы по сомнительным долгам, а в результате получают искусственную прибыль и завышенные показатели активов и пассивов.

Среди других выявленных нарушений – наличие экономически не обоснованных расходов, не направленных на получение дохода, высокая заработная плата административно-управленческого персонала и высокая доля наличного денежного обращения.

До конца 2018 года планируется подвести итоги аудита предприятий и провести балансовые и аттестационные комиссии.

Источник: http://www.ng.ru/regions/2018-11-18/8_7441_gup.html

Отдам в частные руки

В конце сентября в Госдуму был внесен законопроект, запрещающий создание государственных и муниципальных предприятий — ГУП и МУП. Уже существующие подобные конторы должны будут поменять форму хозяйствования до 2021 года.

Авторы документа настаивают на том, что изменения поспособствуют развитию конкуренции на товарных рынках и позволят сократить расходы бюджетов разных уровней.

Однако опрошенные “Солидарностью” эксперты сомневаются в полезности нововведения, которое коснется тысяч предприятий ЖКХ, автотранспорта и дорожного хозяйства.

Правительство в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) предлагает упразднить либо реорганизовать ГУП и МУП (государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Соответствующий законопроект 26 сентября внесен в Госдуму.

Сводится он к тому, что со следующего года создание новых ГУП и МУП будет запрещено, а существующие должны быть ликвидированы либо реорганизованы до 1 января 2021 года. Есть, правда, пара оговорок.

Во-первых, речь идет только о тех предприятиях, которые конкурируют с частными на товарных рынках (то есть упразднять районные библиотеки вроде бы никто не собирается). А во-вторых, в законопроекте прописан ряд исключений.

Закон в случае его принятия не коснется ГУП и МУП, работающих в сферах естественных монополий, а также “осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, государственной и общественной безопасности”.

Перечень таких предприятий будет устанавливаться правительством, а президенту и правительству будет дано право вносить в список дополнительные исключения.

Авторы документа заявляют как минимум о двух плюсах от нововведения: благодаря ликвидации госконтор (часто убыточных) бюджеты их учредителей вздохнут свободнее, а конкуренция на рынках их бывшего присутствия станет развиваться куда лучше прежнего.

“К сожалению, такие организации создаются, хотя рядом существуют частные предприятия, которые давно и успешно работают и обеспечивают население товарами и услугами по доступным ценам и с надлежащим качеством.

Как правило, эти ГУП и МУП неэффективны, и государство постоянно вынуждено брать на себя обязательства по погашению их убытков”, — приводит слова главы думского комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова “Парламентская газета”.

“Чем меньше будет федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий, тем меньше будут издержки бюджета, и тем больше ресурсов будет оставаться для решения социальных, инвестиционных и других проектов”, — согласен с коллегой первый зампред комитета по экономической политике Владимир Гутенев.

В пояснительной записке к законопроекту приводится статистика ФАС: на начало 2013 года в России действовали 11 252 унитарных предприятия, а на начало 2016-го — уже 23 262, в два с лишним раза больше. Правда, к началу текущего года их количество сократилось до 18 624.

Но для закона, запрещающего деятельность ГУП и МУП, и этого, очевидно, много.

Антимонопольщики также указывают, что в 2016 году в таких конкурентных сферах, как аренда, недвижимость и предоставление услуг, было занято более трети всех федеральных УП и четверть муниципальных.

При этом, по данным Росимущества, “при выявлении у ряда унитарных предприятий в хозяйственном ведении значительного количества разнородных, не связанных объектов в большинстве случаев прослеживается, что такие предприятия не осуществляют какой-либо профильной деятельности, кроме сдачи соответствующих объектов в аренду”. (Так авторы законопроекта иллюстрируют неэффективность УП, хотя неясно, как можно умудриться “не- эффективно” сдавать недвижимость в аренду.)

Одна из главных претензий ФАС к “унитариям”: благодаря УП заказчики обходят закон о госзакупках — “путем передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям”.

Как пример таких “махинаций” приводятся закупки на строительном и лекарственном рынках, на рынке медицинских изделий. В результате, считают чиновники, происходит монополизация этих рынков.

Ситуацию усугубляет и неэффективность корпоративного контроля деятельности УП.

Реорганизация унитарных предприятий фактически означает их приватизацию. И мысль о том, что частный собственник работает эффективней, не только не нова, но и нередко оказывается верной.

Другое дело, что едва ли не в каждом городе можно привести обратные примеры — в основном в ЖКХ и дорожном хозяйстве, где после банкротства очередного АО или ООО ситуацию спасают как раз путем создания ГУП/МУП (а вернее — возвращения к такой форме хозяйствования).

Не говоря уже о том, что частные предприниматели в мелком и среднем бизнесе, как правило, менее охотно соблюдают трудовые права работников.

ОПРОС

“Солидарность” решила опросить профлидеров, как они относятся к идее ликвидации такой формы организаций, как ГУП и МУП. Никому из опрошенных идея отказаться от унитарных предприятий не показалась здравой.

Светлана Цыганова, председатель профсоюза работников культуры:

— У нас в отрасли практически уже не осталось ни МУП, ни ГУП. А раньше были ГУП в полиграфии. Но потом взялись за ее приватизацию. И сейчас там почти все распродано. Так что у нас отрицательный опыт ликвидации ГУП.

Владимир Ломакин, председатель профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства:

— К законопроекту мы относимся отрицательно. Считаем, что такой вид предприятий, как ГУП и МУП, отвечает потребностям населения.

И только государственная или муниципальная собственность может обеспечить социальную направленность транспортного обслуживания жителей населенных пунктов, где транспортное обслуживание неудовлетворительное.

Например, удаленных от райцентров деревень с малой численностью населения.

Мы считаем, что эта инициатива негативно скажется на транспорте. Кроме того, эта форма предприятия оправданна и в крупных городах: любая неординарная ситуация приводит к необходимости замены подвижного состава, к изменению графиков, и это возможно сделать в рамках единого предприятия.

А процедура ликвидации муниципальных и госпредприятий приведет к их разукрупнению и снижению концентрации рабочей силы. Следовательно, и к ослаблению связей, которые образуются между работниками в трудовых коллективах. И, конечно, это может отрицательно сказаться на профсоюзном членстве.

Между тем в нашей отрасли, как ни в какой другой, профорганизация служит целям безопасности: следит за отсутствием переработок, за соблюдением правил охраны труда.

Евгений Агитаев, зампред профсоюза работников жизнеобеспечения:

— Я считаю, что кампания, развернутая против ГУП и ФГУП двумя ведомствами — Минстроем и ФАС, абсолютно незаконна и коррупционна. Это не первый документ, направленный против унитарных предприятий. В прошлом году уже было принято постановление правительства № 534, которое с лета прошлого года, по сути, запрещает им иметь предпринимательскую прибыль.

Именно предприятия с госучастием более стабильны и надежны. Похоже, что цель у серии этих законопроектов и постановления одна: продвинуть концессионные предприятия и ликвидировать их сильных конкурентов — ГУП и МУП.

Вторая цель — завладеть имуществом ЖКХ, особенно в сфере тепло- и энергоснабжения. Профсоюз против подобных инициатив. Мы написали всюду, куда можно. Мы участвовали в обсуждении на всех площадках: в Общественной палате, в Думе, в двух комитетах.

Надеемся, что где-нибудь нас услышат. И продолжаем бороться.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/Otdam_v_chastnye_ruki.html

Ссылка на основную публикацию