Предлагается расширить понятие «выгодоприобретатель» при определении наличия конфликта интересов при госзакупках (законопроект)

В экономической, финансовой и страховой сфере часто можно столкнуться с понятием «выгодоприобретатель» — это кто такой? Рассказываем доступным языком, какие ключевые характеристики отличают выгодоприобретателей, чем они отличаются от бенефициаров, а также кто может выступать в таком качестве.

Значение термина «выгодоприобретатель»

Данный термин используется очень широко в самых разных сферах — экономике, финансах, банковском деле и страховании. Каждая отдельная ситуация несущественно меняет его значение. В русском языке слово «выгодоприобретатель» говорит само за себя: тот, кто приобретает выгоду. Однако, чтобы внести ясность, рассмотрим понятие чуть подробнее.

В широком смысле выгодоприобретателем называют сторону сделки (процесса, соглашения), получающую какие-либо блага или доходы. В более узком смысле — это получатель денежных средств. Синонимами данного понятия выступают пришедшие из французского языка «бенефициар» или «бенефициарий» (о разнице между ними расскажем позже) или созвучный «выгодополучатель».

Говоря простым языком, в настоящее время так принято называть человека или организацию, которые в результате каких-либо обстоятельств (заключения сделки, сдачи имущества в аренду) получают денежные средства (реже — другие блага).

Предлагается расширить понятие «выгодоприобретатель» при определении наличия конфликта интересов при госзакупках (законопроект)В широком смысле выгодоприобретателем называют сторону сделки, получающую какие-либо блага или доходы.

Кто может выступить в роли выгодополучателей

Распространённость использования термина в разных сферах деятельности объясняет широкий спектр числа тех, кто может быть «получать выгоду» в той или иной ситуации. Кто является выгодоприобретателем? В этом качестве могут выступать физические и юридические лица, получающие доход от сделок, наследства, сдачи имущества в аренду, выплат по страховым договорам.

Самыми распространёнными ситуациями выгодоприобретения являются:

  1. Сдача имущества, включая ценные бумаги, в доверительное управление, аренду или лизинг. Например, владелец акций передаёт их в пользование брокеру, чтобы получить в итоге максимальные дивиденды. Или владелец торгового оборудования передаёт его другой компании в аренду за вознаграждение.
  2. Получение выплат по страховому договору.
  3. Получение вознаграждения от собственности, находящейся в трастовом управлении.
  4. Для банка выгодоприобретателем является любой человек или организация, получающий платежи на свой счёт по результатам какой-либо сделки.

Российская практика

Термин выгодоприобретатель в российском законодательстве встречается не слишком часто. Например, в Гражданском кодексе он касается только сферы страхования (статья 956), при этом конкретного определения термина закон не содержит. Более подробное разъяснение понятия можно найти в законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Таким образом, отдельное определение этого термина в российских законодательных актах в настоящее время отсутствует, а применяется он в основном в сфере страхования — так называют сторону, получающую страховую выплату.

Смежные понятия: что значит «бенефициар»

«Выгодоприобретатель» и «бенефициар» — в чём разница? На практике эти понятия чаще всего употребляются как синонимы, хотя в отдельных случаях между ними могут быть отличия. Также важно знать, что один и тот же человек одновременно может являться и бенефициаром и выгодополучателем, а иногда — только последним.

В обоих случаев в этом качестве выступают физические и юридические лица. Их главное сходство состоит в том, что они получают вознаграждение от предоставления своего имущества в пользование по договору аренды, доверительного управления или по иному соглашению.

Среди различий можно назвать:

  1. В частной собственности бенефициара находится минимум четверть всего имущества, что даёт ему право управлять юридическим лицом, принимать стратегические решения и назначать на руководящие посты.
  2. В большинстве сделок выгодоприобретатель очевиден, в то время как установить бенефициара не всегда просто.

Предлагается расширить понятие «выгодоприобретатель» при определении наличия конфликта интересов при госзакупках (законопроект)Конечным бенефициаром или выгодоприобретателем частных компаний всегда является физическое лицо.

Выгодоприобретатели для юридических лиц

В действительности данное понятие иногда используется относительно деятельности обществ с ограниченной ответственностью.

Выгодоприобретатель юридического лица — это организация или гражданин, в пользу которого заключаются сделки, выплачиваются финансовые средства и иные вознаграждения.

То есть, в большинстве случаев так называют сторону, которая в конечном итоге получает финансовое вознаграждение за работу компании.

Например, очевидными выгодоприобретателями будут владельцы имущества и средств производства, сдаваемых в аренду. Допустим, компания сдаёт оборудование в лизинг. То есть, использовать его будет одна сторона, а получать вознаграждение за это — настоящий собственник.

Также выгодоприобретателем в ООО является его фактический владелец, который получает основной доход от его деятельности. То есть, это не генеральный директор, осуществляющий руководство компанией, а учредитель, имеющий решающее право голоса в решении рабочих вопросов и получающий дивиденды.

Приватность конечного бенефициара

Важно знать, что настоящий выгодополучатель юридического лица (его ещё называют «конечный бенефициарий») не всегда указан в учредительных документах. Это происходит по нескольким причинам, большинство из которых связаны с нарушением законов или финансовыми махинациями.

Среди них можно назвать уход от налогов, нарушение запретов на занятие какой-либо деятельностью для осужденных по экономическим преступлениям, нежелание попадать в поле зрения контролирующих органов. Это далеко не полный перечень.

В настоящее время в сфере среднего и крупного бизнеса распространена ситуация, когда компанией владеет не частное лицо, а другая организация.

В результате может получиться весьма запутанная схема, внутри которой затруднительно вычислить реальных выгодоприобретателей.

Важно помнить, что конечным бенефициаром или выгодоприобретателем частных компаний всегда является физическое лицо.

Резюме

Выгодоприобретателем или выгодополучателем называют физических и юридических лиц, получающих вознаграждение в ходе заключения сделок. Для юридических лиц в таком качестве выступают учредители, а также собственники недвижимости и средств производства.

Источник: https://biztolk.ru/organizatsiya-biznesa/kto-takoj-vygodopriobretatel-yuridicheskogo-litsa.html

Как Минфин предотвратит конфликты интересов в закупках по 223-ФЗ

Конфликт интересов в закупках — это ситуация, при которой личная заинтересованность должностного лица влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им обязанностей. Еще 22.09.2017 Минфин разработал проект закона по предотвращению конфликта интересов по 223-ФЗ и только в ноябре он его доработал.

Предлагается расширить понятие «выгодоприобретатель» при определении наличия конфликта интересов при госзакупках (законопроект)

Проектом закона предлагается:

  • определить список лиц, которые не могут быть членами закупочной комиссии;
  • ввести обязанность члена комиссии сразу сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, которые мешают ему осуществлять свои функции;
  • предусмотреть обязанность заказчика заменить участника комиссии, если в ее составе выявится лицо с конфликтом интересов;
  • установить обязанность участника закупочной процедуры принять меры по недопущению конфликта интересов и предоставить заказчику информацию о возникновении личной заинтересованности у руководителя заказчика, которая приводит или может привести к конфликту интересов в связи с участием в закупке.

Кто не войдет в закупочную комиссию по 223-ФЗ

Членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть граждане:

  • лично заинтересованные в результатах закупочной процедуры, в том числе физлица, которые подали заявки на участие в такой процедуре или состоящие в штате, являющиеся руководителями компаний, которые подали такие заявки;
  • на которых могут повлиять участники закупки (в т. ч. граждане, которые являются участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, их кредиторами);
  • которые состоят в браке либо в близком родстве (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры) со следующими физлицами:
    • участником закупок (в том числе и ИП);
    • руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, коллегиального органа унитарного юридического лица, который участвует в процедуре;
    • единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, выгодоприобретателем корпоративного юрлица, который является участником закупки. Выгодоприобретатель — это владелец более чем 10 % голосующих акций хозяйственного общества либо владелец доли, которая превышает 10 % в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества и общества;
  • которые усыновили физические лица, указанные в предыдущих пунктах;
  • усыновленные физлицами, которые указаны в предыдущих пунктах.

Таким образом, в этом списке есть весьма обобщенные формулировки («лица, лично заинтересованные в результатах», «лица, на которых способны оказать влияние участники»). Это может вызвать разногласия и необходимость доказывать в контрольных органах и судах наличие или отсутствие заинтересованности в результатах закупки и возможность повлиять на члена комиссии.

Скачать проект закона

Предлагается расширить понятие «выгодоприобретатель» при определении наличия конфликта интересов при госзакупках (законопроект)

Скачать

Источник: https://goscontract.info/tender/kak-minfin-predotvratit-konflikty-interesov-v-zakupkakh-po-223-fz

Конфликт интересов по 44-ФЗ между участником закупки и заказчиком

Если между участником закупки и заказчиком есть конфликт интересов, какие-либо сделки в рамках госзаказа между ними запрещены. Под таким конфликтом понимают ситуацию, при которой личные и деловые интересы соседствуют и могут оказать влияние на ход закупочной процедуры.

Что такое конфликт интересов в сфере закупок

Понятие конфликта интересов дано в ст. 31 Закона о контрактной системе. Отсутствие такого конфликта — это одно из требований к участнику закупки.

Итак, под этим термином понимают ситуацию, при которой руководитель заказчика, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий находятся в родственных отношениях с работниками компании- участника.

То есть с ее директором, бухгалтером, управляющим и другими, кто владеет более чем 10% акций или долей предприятия.

Конфликт интересов налицо, если работник заказчика и выгодоприобретатель участника закупки приходятся друг другу мужем и женой, родителем и ребенком, дедушкой или бабушкой и внуком, усыновителем и усыновленным и т.д.

Интересно, что конфликт интересов может быть связан не только с конкретными должностями заказчика, но и функциональными обязанностями должностного лица. Если по сути оно выполняет обязанности в сфере закупок, но не занимает ни одну из перечисленных в 44-ФЗ должностей, также не может состоять с работниками компании-участника в близких отношениях.

Задекларировать отсутствие конфликта должен именно участник. Такая обязанность на него возложена законом. Сделать это можно, подав отдельный документ в составе заявки или поставив отметку в предназначенной для этого графе электронной документации. Даже если в реальности конфликта интересов нет, но это не задекларировано, участника могут отстранить от закупки.

Ольга Беляева,, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Ольга рассказывает, когда возникает конфликт интересов в закупках и каковы правовые последствия. Из видео узнаете, чем грозят при закупках супружеские, родственные, корпоративные связи и какие связи законодатель упустил. Отдельно Ольга остановится на конфликтных связях для экспертов.

  • Предлагается расширить понятие «выгодоприобретатель» при определении наличия конфликта интересов при госзакупках (законопроект)
  • Смотреть видео

Что делать, если у руководителя заказчика выявлен конфликт интересов 44-ФЗ

Если заказчик знает о конфликте интересов, он обязан отклонить заявку такого участника или отказаться от подписания контракта с победителем закупки. Исходя из судебной практики, суды не принимают доводы о том, что проверка сведений в декларации необязательна. Этим должны заниматься закупочные комиссии.

Контракт, который подписали несмотря на конфликт интересов, является ничтожным, иными словами, недействительным.

Если о конфликте интересов станет известно контролирующим органам в процессе исполнения контракта, его расторгнут, а сторон обяжут вернуть друг другу все приобретенное в результате сделки.

Читайте также:  Начисление процентов по договору займа

Если же заказчику стало известно о конфликте интересов уже после подписания контракта, он имеет право расторгнуть его в одностороннем порядке.

Конфликт интересов 44-ФЗ: ответственность

Об ответственности за нарушения в ходе закупки сказано в 7.30 КоАП РФ. За незаконное отклонение заявки участника или, напротив, за допуск компании, с которой есть конфликт интересов, заказчик получает штраф в размере 1% НМЦК, но не меньше 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб.

Конфликт интересов по 44-ФЗ: судебная практика

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103285-qqq-18-m11-konflikt-interesov-po-44-fz

Минэкономразвития предложило ужесточить контроль за госзакупками :: Политика :: РБК

МЭР вместе с Генпрокуратурой и ФСБ подготовило законопроект, ужесточающий контроль за госзакупками. Документ предлагает обязать поставщиков раскрывать своих истинных бенефициаров и расширяет понятие «конфликт интересов»

Предлагается расширить понятие «выгодоприобретатель» при определении наличия конфликта интересов при госзакупках (законопроект)

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Минэкономразвития вместе с ФСБ и Генпрокуратурой ​подготовило законопроект, ужесточающий контроль за госзакупками, сообщает газета «Ведомости», которой удалось ознакомиться с документом.

Ведомства в законопроекте предлагают обязать поставщиков раскрыть своих истинных бенефициаров и считать таковым любого, кто может контролировать действия компании, отмечает газета. В действующем законодательстве выгодоприобретателями считаются те, кто прямо или косвенно владеет более 10% голосующих акций или уставного капитала.

Законопроект также предлагает расширить понятие конфликта интересов для усиления борьбы с коррупцией. Заказчик и выгодоприобретатель не только не должны быть супругами или близкими родственниками, но также не должны жить вместе и быть фиктивно разведенными — ввести такую норму в закон предложила ФСБ, ​сообщает издание.

Действующий закон запрещает заключить контракт, например, главе региона с компанией, принадлежащей его супруге, и с такими супругами стало принято разводиться, заметил директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов.

По его словам, ведомство поддерживает все предложения, направленные на усиление борьбы с закупками у аффилированных лиц. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) согласовала проект с замечаниями, рассказал замглавы службы Рачик Петросян, не уточнив, о каких замечаниях идет речь.

Получить комментарии представителя ФСБ изданию не удалось.

Генпрокурор Юрий Чайка в июле утвердил план по борьбе с коррупцией и откатами в госзаказе. Как ​писали «Ведомости», в основной части плана предлагалось ввести уголовную ответственность за нарушения при госзакупках, а также обязательную проверку аффилированности, раскрытие субподрядчиков в крупных заказах и другие меры.

Практическая часть плана предусматривала совместные проверки и расследования закупок для обороны и правоохранительной сферы, а также для «иных государственных и муниципальных нужд».

В Генпрокуратуре также предлагали ввести понятие «конфликт интересов» в закупки госкомпаний и расширить перечень должностей, охватываемых этим понятием в закупках государства.

Источник: https://www.rbc.ru/politics/30/11/2016/583e5fce9a7947779805b878

Сделки с конфликтом интересов

Д.И.

Дедов в своей монографии указал, что конфликт интересов – это «общепринятый термин, обозначающий противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего), и личными интересами этого уполномоченного. Принципалом в данном случае выступают как частные лица, организации, так и общество (государство) в целом» [7] . Однако это не означает, что до этого времени исследования конфликта интересов не проводились. Этому понятию не уделялось столь пристального внимания, но в целом юридическая конфликтология [8] исследовала и эту категорию. Так под конфликтом интересов понимают «противоборство, основанное на столкновении интересов различных социальных субъектов,… в конфликте интересов сталкиваются цели, интересы, а подчас и мотивы поведения людей» [9] .

Следует отметить, что конфликт интересов как общеправовая категория и конфликт интересов в корпоративном праве суть не одно и то же. В корпоративном праве под конфликтом интересов понимают «ситуацию выбора между интересами компании в целом и интересами отдельной группы субъектов, участвующей в корпоративных отношениях» [10] . По мнению А.В.

Габова, «здесь нельзя говорить о ситуации выбора,… поскольку выбор предполагает субъекта, который его делает. В данном же случае мы имеем ситуацию наличия нескольких коллидирующих интересов как факт, вне зависимости от того, делает кто-то из них выбор или нет» [11] .

Рассмотрение понятия конфликта интересов в корпоративном праве заслуживает отдельного исследования, не способного уместиться даже в нескольких статьях.

2. Понятие и содержание сделки, в совершении которой имеется заинтересованность по законодательству об акционерных обществах

В настоящей работе будет рассмотрен лишь один аспект возникновения и разрешения конфликта интересов в корпоративном праве – возникновение, развитие и разрешение такого конфликта при заключении акционерным обществом сделок.

С целью ограничить злоупотребления органов управления акционерного общества законодатель и ввел в Закон об АО нормы о так называемых сделках с участием заинтересованных лиц (сделках с конфликтом интересов). Некоторые исследователи [12] для удобства употребления обозначили такие сделки термином «сделки с заинтересованностью».

Нормы о правовом регулировании сделок, в совершении которых имеется заинтересованность в российском законодательстве появились сравнительно недавно, первый российский нормативный документ, регулирующий порядок совершения сделок с заинтересованностью относится к 1992 году [13] .

Однако в мире нормативное регулирование подобного вида сделок осуществляется достаточно давно.

Нормативными актами, регулирующими совершение сделок с заинтересованностью в правовых системах других государств являются: нормы Закона Германии «Об акционерных обществах» 1965 года [14] , английского Закона «О компаниях» 1985 года [15] , Закона Франции №66-537 «О коммерческих обществах» [16] и др.

Понятие сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, раскрывается с помощью определения субъектов, совершающих сделку и установления критериев, оснований заинтересованности этих субъектов.

В обычной предпринимательской деятельности у сторон сделки всегда присутствует встречный интерес в виде получения каких-либо выгод, благ для каждой из сторон сделки.

В нашем же случае при заключении сделок с заинтересованностью наблюдается однонаправленный интерес, преследующий цель получить максимальную выгоду лишь для одной стороны сделки, либо получение незначительной выгоды акционерным обществом по сравнению с тем, что оно могло бы получить.

Согласно п.1 ст.81 Закона Об АО субъектами, которые могут быть заинтересованы в совершении сделки, являются:

  •         член совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  •         лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего;
  •         член коллегиального исполнительного органа общества (правления);
  •         акционер общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами [17] 20 и более процентов голосующих акций общества;
  •         лицо, имеющее право давать обязательные для общества указания.

В большинстве пунктов этого перечня к категории заинтересованных лиц относятся физические лица, занимающие руководящие посты в обществах, поэтому Г.С.

Шапкина справедливо указывает на то, что «Понятие «заинтересованность» носит, как правило, личностный характер» [18] .

Однако закон допускает признание в качестве заинтересованного и юридического лица, поскольку содержит отсылку к понятию аффилированного лица, кроме того, акционером может быть и юридическое лицо.

Как отмечает О.В. Гутников: «Критерии заинтересованности указанных лиц определяются посредством установления наличия указанной в законе связи (курсив мой – Р.С.

) этих лиц либо близких к ним лиц с самой сделкой или с другой стороной в сделке» [19] .

Такая позиция представляется не совсем полной, поскольку кроме связи должен быть установлен и факт контроля заинтересованными лицами над деятельностью общества, ведением его дел.

  1. Эти лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
  2.         являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  3.         владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  4.         занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
  5.         в иных случаях, определенных уставом общества.

«Анализ иностранного права показывает, что круг лиц, признаваемых заинтересованными по российскому праву, значительно шире, чем в праве подавляющего большинства государств, имеющих подобные нормы» [20] .

Наиболее близкое сходство по объему лиц, относимых к заинтересованным, содержит английский закон «О компаниях» 1985г. [21] .

По утверждению исследователей [22] , ни английский, ни немецкий, ни французский законы не включают в перечень заинтересованных лиц акционеров общества.

Российский Закон об АО в редакции от 9 августа 2001 года не содержит исчерпывающий перечень лиц, которые могут быть заинтересованы в совершении обществом сделки, так как уставом общества могут быть определены иные случаи отнесения лиц к категории заинтересованных (абз.6 ч.1ст.81 Закона Об АО). Предыдущая редакция Закона об АО содержала исчерпывающий перечень таких лиц.

Видимо, подход законодателя обусловлен тем, что в принятии важных решений в крупных акционерных обществах порой участвуют работники управляющего аппарата, которые разрабатывают условия сделки, проводят переговоры, и могут быть лично заинтересованы в совершении обществом сделки и тем самым принести убытки обществу, поэтому, законодатель предусмотрел возможность такого ограничения на основании устава общества [23] . Именно поэтому в большинстве развитых стран в учредительных документах акционерных обществ закреплены положения об обязательном раскрытии информации директорами общества по всем сделкам, связанным с более-менее крупными активами общества, к которым может относиться недвижимость, права на результаты интеллектуальной деятельности, крупные производственные комплексы и т.д.

Е.Р. Кибенко применительно к великобританским корпорациям указывает: «В современных условиях директора компаний (особенно крупных), имея многочисленные деловые связи, являясь держателями диверсифицированных пакетов акций, а также членами различных ассоциаций и клубов, достаточно часто оказываются в условиях потенциального конфликта личных интересов и интересов компании.

Запрет совершения сделок с заинтересованностью привел бы к блокированию деятельности директоров. Поэтому законодательство и уставы компаний исходят из принципа разрешения заключения сделок с заинтересованностью при условии полного и достоверного раскрытия директорами всех существенных обстоятельств, порождающих конфликт интересов (ст. 317 Companies Act 1985, ст. 85 Таблицы А)» [24] .

Интересным является тот факт, что по праву Великобритании [25] ненадлежащее раскрытие директором компании информации о своей заинтересованности в сделке (а не сам факт заключения сделки) является основанием для привлечения его к уголовной ответственности, то есть данное деяние является серьезным преступлением и государство в превентивных целях устанавливает крайне жесткую уголовную ответственность за его совершение.

Особого внимания заслуживает отношение заинтересованных лиц к сделке. Согласно положениям закона они могут быть стороной, выгодоприобретателями, посредниками, представителями в сделке.

При этом определить понятие стороны, посредника или представителя в сделке (взаимосвязанных сделках) не представляется сложным, поскольку действующее законодательство дает определение этих понятий.

Однако определение понятия выгодоприобретатель представляется сложным, поскольку действующее законодательство не дает единого определения понятия «выгодоприобретатель», законодательство идет по пути использования этого понятия применительно к отдельному блоку общественных отношений, при этом в отраслевых законах не всегда дается определение этого термина. Нормы о выгодоприобретателе содержатся преимущественно в законодательстве о страховой деятельности [26] , однако они присутствуют и в других нормах законодательства [27] (например, в нормах о доверительном управлении, в том числе средствами пенсионных накоплений). Наибольшее употребление термин «выгодоприобретатель» получил, конечно, в страховании. Об этом свидетельствует и определение, данное авторами одного из юридических словарей: «Выгодоприобретатель – это лицо, назначенное страхователем на случай своей смерти в качестве получателя страховой суммы по личному страхованию. Синоним – бенефициарий» [28] . В этом же словаре бенефициарий – это «лицо, пользующееся какими-либо благами на основании договора или ином законном основании, в том числе лицо, в интересах которого осуществляется доверительная собственность, получатель денег по аккредитиву или страховому полису» [29] . Поскольку законодатель пошел по пути определения этого термина в каждом законе отдельно, то понятие «выгодоприобретателя» в действующем акционерном законодательстве отсутствует, что не способствует охране и защите интересов общества и акционеров. Трактовать термин выгодоприобретатель суду придется в каждом конкретном случае, а это не способствует стабильности делового оборота и может повлечь значительные злоупотребления.

  • Любое правило содержит исключения, так и в нашем случае, положения Главы XI Закона Об АО не применяются:
  • 1. к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
  • 2. к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры общества;
  • 3. при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций;
  • 4. при приобретении и выкупе обществом размещенных акций;
  • 5. при реорганизации общества в форме слияния (присоединения) обществ, если другому обществу, участвующему в слиянии (присоединении), принадлежит более чем три четверти всех голосующих акций реорганизуемого общества;
  • 6. к сделкам, которые носят для юридического лица обязательный характер в силу закона и/или иных правовых актов [30] ;
Читайте также:  Коды оквэд для ип - как выбирать и сколько указывать

7.

к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности между обществом и заинтересованным лицом, то есть когда условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом до того момента, когда оно стало таковым. При этом законодатель указал, что на совершение таких сделок не требуется согласия общего собрания акционеров, по логике же, в случае, если одобрение такой сделки отнесено к компетенции совета директоров, то она должна быть одобрена. Это исключение применяется только на сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершенные в период с момента, когда заинтересованное лицо признается таковым и до момента проведения следующего годового общего собрания акционеров (п.5 ст. 83 Закона Об АО). [31]

Одним из исследователей [32] предложено внести в законодательство изменения, касающиеся не применения к сделкам, заключаемым в силу предварительного договора, положений о сделках с заинтересованностью, так как контроль над такой сделкой действовал бы уже на этапе заключения предварительного договора. Представляется, что такое положение могло бы быть включено в действующее законодательство.

3. Средства разрешения конфликта интересов при совершении сделок с участием заинтересованных лиц

  1. Действующее законодательство содержит нормы, позволяющие разрешить конфликт интересов при совершении сделок с участием заинтересованных лиц, путем использования соответствующих законных средств.

    К таким законным средствам, по крайней мере, относятся два:

  2. 1) раскрытие информации о сделке с участием заинтересованных лиц;
  3. 2) механизмы одобрения сделок с участием заинтересованных лиц.

3.1. Раскрытие информации о сделке с участием заинтересованных лиц как средство разрешения конфликта интересов

  • В соответствии со ст.82 Закона Об АО потенциально заинтересованные лица обязаны довести до сведения совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества информацию:
  •         о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);
  •         о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;
  •         об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.

Источник: http://student.zoomru.ru/hozpravo/sdelki-s-konfliktom-interesov/125653.988468.s3.html

Конфликт интересов фз

Исправленного три года ждут. Закупки госкомпаний не спешат расставаться с конфликтом интересов

Конструкция аналогична конструкции 44-ФЗ, описывающей конфликт интересов в госзакупках.

Удивительно в поправках только то, что почти никто, кроме юристов и причастных к госзакупкам непосредственно лиц в России, видимо, и не подозревает, что сама по себе закупка чего угодно зампредом правления условной «Роснефти» у своей жены до тех пор, пока судом не установлен какой-либо ущерб от этого «Роснефти», до Нового года, в общем, законна.

К тому же первые два абзаца поправки вступят в силу лишь с 2019 года — и это пока проект, с ним можно и не успеть. Третий и последний абзац поправки также содержит отрезвляющее знание.

Сейчас проверка конфликта интересов по 44-ФЗ происходит по принципу «не пойман — не вор»: до тех пор, пока не найдется тот, у кого есть какие-либо причины разбираться, не является ли госзаказчик родственником победителю конкурса (будь это конкурент, ФАС, Счетная палата, ревизионное управление ведомства — что бывает нечасто), необходимость подписать лживую декларацию об отсутствии конфликта интересов — все, что должно заказчика останавливать.

Конфликт интересов в рамках 44-ФЗ

Сегодня 29.07.2019 мы ответили на 332 вопроса. Ответы юристов (1) 8,6 Рейтинг Правовед.ru 12966 ответов 4835 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации

Ольга, добрый день!

является собственником квартиры 01 Декабря 2019, 15:38 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Конфликт интересов на государственной службе

Конфликт интересов может проявляться в следующих ситуациях:

  • Трудоустройство на новую работу после окончания государственной службы.
  • Не соблюдение установленных ограничений и запретов.
  • Получение служащим подарков.
  • Выполнение каких-либо функций государственного управления в отношении своих знакомых, родственников или прочих заинтересованных лиц.
  • Незаконное завладение служащим государственной или муниципальной организации ценными бумагами или денежными вкладами в банках.

Служащий государственной или муниципальной организации обязан извещать своего руководителя о возникновении конфликта интересов.

Он должен оформить свое сообщение в письменной форме. Отсутствие ответных действий становится прямым нарушением законодательства. Понятие конфликта интересов в рамках 44-ФЗ Термин конфликт интересов фигурирует и в 44-ФЗ.

  • Благодаря данному требованию все участники закупки находятся в равном положении, а представители заказчика не заинтересованы в победе того или иного конкретного участника.
  • Иными словами, комиссия, рассматривающая заявки, должна поверить участнику на слово.
  • Однако на практике не все участники добросовестно следуют требованиям законодательства о госзакупках и указывают достоверную информацию.
  • И если при проведении электронного аукциона факт несоответствия может быть обнаружен еще на этапе рассмотрения заявок, то при запросе котировок это обычно происходит на этапе заключения контракта.

Проверка участников закупки и заказчика на конфликт интересов

О чем пойдет речь: нарушение обнаружила прокуратура и обратилась в антимонопольный орган.

Администрация города провела на работы по строительству газовых сетей в одном из районов.

По итогам рассмотрения вторых частей заявок комиссия решила, что участник, который предложил наименьшую цену, отвечает всем требованиям заказчика и . Цена контракта составила 5 млн руб.

Обязательства организация выполнила без нарушений. Однако комиссия контрольного органа провела проверку по заявлению прокуратуры.

Конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в пункте 9 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ

Хозяйственное общество, принимавшее участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на поставку товара, задекларировало отсутствие конфликта интересов, посчитав, что близкое родство заместителя руководителя контрактной службы заказчика с одним из членов совета директоров общества, являющегося его внуком, не препятствует участию в открытом конкурсе.

По результатам рассмотрения заявки хозяйственного общества на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия заказчика признала её соответствующей требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв.

Президиумом Верховного Суда РФ 28 сентября 2019 г.)

Под выгодоприобретателями для целей указанной статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества ( Закона N 44-ФЗ, далее — конфликт интересов).

Анализ материалов судебной практики в целом свидетельствует о сложившемся единообразии в рассмотрении дел данной категории, однако возникающие у судов вопросы подтверждают необходимость обратить внимание на следующее.

1. Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным Закона N 44-ФЗ (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), является обязательной.

Общество, принимавшее участие в конкурсе на право заключения контракта по выполнению подрядных работ, не задекларировало во второй части заявки на участие в электронном аукционе отсутствие между ним как участником закупки и государственным заказчиком конфликта интересов, посчитав такое декларирование необязательным ввиду отсутствия между ним и заказчиком такого конфликта.

Предлагается расширить перечень случаев конфликта интересов при госзакупках

Если компания-участник нарушит запрет, ее отстранят от закупки.

Ключевая фраза Ключевая фраза контрактная система изменения исполнение контракта судебная практика комментарии 223 ФЗ вопрос ответ банковская гарантия МЭР РФ ФАС РФ эксперты вторые части заявок электронный аукцион шпаргалка единственный поставщик расчет и обоснование ответственность конкурс контроль контракт описание предмета закупки реестр контрактов реестр недобросовестных поставщиков план график обеспечение заявки обеспечение исполнения контракта реестр банковских гарантий запрос котировок заявка план закупок НМЦК реестр единых поставщиков ЕИС контрактная служба шаблоны 44 ФЗ комиссия запрос предложений электронные процедуры общественное обсуждение закрытые процедуры строительство перечни СМП(СП) и СОНО

Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу

В то же время, заказчики получили возможность устанавливать такое требование по своему усмотрению (соответствующее полномочие закреплено в ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).Одновременно перечень требований к участникам закупки был дополнен новым условием – теперь участник закупки обязан подтвердить отсутствие конфликта интересов с заказчиком (п.

9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Источник: https://buh-consultation.ru/konflikt-interesov—fz-95405/

Конфликт интересов: родственников заказчика отстранят от закупок

Минфин разработал законопроект, запрещающий родственникам заказчика участвовать в закупках. Таким образом авторы рассчитывают обеспечить добросовестную конкуренцию при закупках госкомпаний и компаний с госучастием.

Новые правила могут заработать в январе 2018 года. Сейчас документ проходит обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.

Законопроект Минфина вносит изменения в 3 ст. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (закупки госкомпаний и компаний с госучатием).

Под новое регулирование подпадут участники закупки, руководители заказчика и члены комиссии по осуществлению закупок.

Заказчик и исполнитель (выгодоприобретатель) не должны состоять в браке или быть близкими родственниками (родителями, детьми, братьями, сестрами, бабушками и дедушками, в том числе по одному из родителей). Это правило также распространяется на приемных детей и родителей.

Выгодоприобретателями авторы документа называют физических лиц, напрямую или косвенно (через одну или несколько компаний) владеющих более чем 10% голосующих акций компании,  долей в уставном капитале более 10% или имеющих возможность определять решения, которые принимает другая компания. Например, распоряжаться более чем 50% ее голосующих акций или выполнять функций исполнительного органа этой компании. Заказчики должны будут проверять участников закупок на наличие прямого или косвенного конфликта интересов через Единую информационную систему.

Таким образом в Минфине планируют обеспечить добросовестную конкуренцию за заказы госкомпаний.

«Установление механизма запрета участия в закупках юридических и физических лиц направлено на пресечение злоупотреблений, связанных с привлечением заказчиком к исполнению контракта аффилированных организаций», — отмечают авторы проекта в пояснительной записке.

Они напоминают, что сейчас аналогичный запрет уже есть в 44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Учитывая, что 223-ФЗ регулирует сходные правоотношения, целесообразно распространить эти положения и на закупки 223-ФЗ, считают в Минфине.

Законопроект находится в русле политики Минфина по сближению Законов 223-ФЗ и 44-ФЗ, отмечает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. «Этот копипаст из правил контрактной системы в целом объясняется объективной необходимостью борьбы с манипуляцией результатами торгов», — поясняет он.

Идея общедоступности информации о всех связях, возникающих между заказчиком и поставщиком, не нова, как и желание властей отследить и пресечь потенциальный конфликт интересов в рамках 223-ФЗ, говорит гендиректор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Георгий Сухадольский.

С аналогичной инициативой год назад выступила Генпрокуратура. В июле прошлого года Генеральный прокурор Юрий Чайка утвердил план борьбы с откатами и коррупцией в госзаказе, закупках госкомпаний и естественных монополий. Генпрокуратура предложила ввести понятие «конфликт интересов» в закупки госкомпаний и расширить список должностей, на которых оно распространяется в закупках государства. 

Тогда же Минэкономразвития предложило распространить требования о запрете конфликта интересов не только на сотрудников контрактных служб, членов комиссий и заказчиков, но и на их начальников, если те могут на них влиять, например, на вице-губернаторов, отвечающих за закупки. По задумке ведомства, заказчики должны были размещать список таких лиц в Единой информационной системе. Такой же механизм может быть установлен для госкомпаний.

Отслеживание связей между заказчиком и поставщиком могло бы решить очень многие проблемы, считает Сухадольский.

«Если бы это делалось автоматически, на основе имеющихся у государства данных о гражданах, то могло бы решить многие задачи, сразу расставляло бы «флажки» для руководства заказчика и контролирующих органов.

Отслеживание может проходить не публично, чтобы не открывать персональных данных», — рассуждает он.

Конфликт интересов в процессе закупки может возникнуть не только с участием родственников, отмечает член Президиума Генсовета «Деловая Россия», руководитель Комитета по ГЧП и развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов.

«Ситуации, в которых личная заинтересованность возникает между друзьями и или супругами, состоящими в фиктивном разводе, встречается гораздо чаще.

Поэтому в поправке стоит предусмотреть все возможные случаи нарушения законодательства, а главное, установить соразмерное наказание», — пояснил он T94.

Вопрос о том, всегда ли взаимное влияние означает манипуляцию, заслуживает отдельного обсуждения, считает Казанцев.

«Кроме того, не вполне понятно, почему запрещено взаимное влияние супругов, но разрешено, например, дяди и племянника, кузенов, зятя и тестя, пары без официальной регистрации отношений.

Все же взаимное и при этом манипулятивное влияние не укладывается в формальные схемы и зачастую требует оценки по существу в каждом конкретном случае. Одними лишь списками здесь не справиться», — считает он.

Анастасия Смоленская

Источник: https://torg94.ru/articles/konflikt-interesov-rodstvennikov-zakazchika-otstranyat-ot-zakupok-2017-08-16/

Конфликт интересов по 44 фз

Конфликт интересов при проведении запроса котировок по 44-ФЗ

Благодаря данному требованию все участники закупки находятся в равном положении, а представители заказчика не заинтересованы в победе того или иного конкретного участника. Независимо от того, каким из конкурентных способов, предусмотренных контрактной системой, осуществляется закупка, подтвердить отсутствие конфликта интересов участник может только одним способом – продекларировав это. При этом комиссия не имеет права требовать какого-либо подтверждения соответствия участника требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Иными словами, комиссия, рассматривающая заявки, должна поверить участнику на слово.

Однако на практике не все участники добросовестно следуют требованиям законодательства о госзакупках и указывают достоверную информацию. И если при проведении электронного аукциона факт несоответствия может быть обнаружен еще на этапе рассмотрения заявок, то при запросе котировок это обычно происходит на этапе заключения контракта.

Публикации

Правда, согласно его разъяснениям, ситуацию так нужно трактовать только в случаях, когда полномочия заместителей позволяют им влиять на процедуру закупки и результат её проведения.

Суд привел в пример спор хозяйственного общества, участвовавшего в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на поставку товара.

Компания задекларировала отсутствие конфликта интересов, посчитав, что близкое родство заместителя руководителя контрактной службы заказчика с одним из членов совета директоров общества, являющегося его внуком, не препятствует участию в открытом конкурсе.

По результатам рассмотрения заявки конкурсная комиссия заказчика признала её соответствующей требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Однако антимонопольный орган пришел к выводу о наличии конфликта интересов и выдал предписание заказчику об отстранении хозяйственного общества от участия в определении поставщика.

6 спорных моментов конфликта интересов при госзакупках

  • Во избежание конфликта интересов фигуранты двух этих списков не должны: • Состоять в браке; • Являться родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками); • Являться полнородными или неполнородными братьями и сестрами (то есть иметь общую мать, отца или обоих родителей); • Являться усыновителями и усыновленными.
  • Указанный пункт был внесен в закон в 2013 году и вступила в силу 1 января 2014 года.
  • Законодатели исходили из мысли, что родственные связи ставят одного из участников аукциона в более выгодное положение по сравнению с остальными, что противоречит принципу равноправной конкуренции.
  • За два с половиной года теория была проверена практикой, и теперь Верховный суд итоги «полевой работы».

Конфликт интересов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

N «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»*(2) (далее – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

Благодаря данному требованию все участники закупки находятся в равном положении, а представители заказчика не заинтересованы в победе того или иного конкретного участника.

Подтверждение соответствия участника Независимо от того, каким из конкурентных способов, предусмотренных контрактной системой, осуществляется закупка, подтвердить отсутствие конфликта интересов участник может только одним способом – продекларировав это.

При этом комиссия не имеет права требовать какого-либо подтверждения соответствия участника требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, комиссия, рассматривающая заявки, должна поверить участнику на слово. Однако на практике не все участники добросовестно следуют требованиям законодательства о госзакупках и указывают достоверную информацию.

И если при проведении электронного аукциона факт несоответствия может быть обнаружен еще на этапе рассмотрения заявок, то при запросе котировок это обычно происходит на этапе заключения контракта.

В госзакупках появится понятие «конфликт интересов»

  1. Они хотят, чтобы при подаче заявки среди документов было подтверждение об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
  2. Проверить данные можно с помощью государственных информационных систем, содержащих необходимые сведения, указано в законопроекте.
  3. Под конфликтом интересов предложено понимать: случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, бенефициарным владельцем, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

Как законно разрешить конфликт интересов по 44-ФЗ?

1176 юристов сейчас на сайте Консультируйтесь с юристом онлайн Спросить юриста 1176 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут Образовательное бюджетное учреждение заключило договор на обучение с бюджетным медицинским учреждением.

руководители учреждений родственники. есть ли конфликт интересов 10 Августа 2019, 11:04, вопрос №2074912 Залина, г.

Ставрополь Свернуть Ответы юристов (1) 104 ответа 29 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Конфликт интересов наступает, если лицо со стороны заказчика состоит в браке или родственных отношениях с представителем участника закупки.

В понятие родственных отношений входят родственники по прямой линии, то есть дети и родители или внуки и деды и бабушки, а также неполнородные и полнородные братья и сестры, усыновленные и их усыновители.

Следовательно, в Вашей ситуации наблюдается конфликт интересов 10 Августа 2019, 11:11 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 12 Мая 2015, 21:02, вопрос №834683 27 Апреля 2019, 14:05, вопрос №1622862 13 Августа 2019, 15:25, вопрос №1722598 01 Декабря 2019, 15:19, вопрос №1459478 23 Октября 2019, 15:51, вопрос №1417296 Смотрите также Правовед.ru В мобильном приложении и Telegram юристы отвечают быстрее и ответ гарантирован даже на бесплатный вопрос! Мы стараемся! Угостите дизайнера чашечкой кофе, ему будет приятно

Источник: https://advokatssr.ru/konflikt-interesov-po-44-fz-12148/

Ссылка на основную публикацию