Предлагается наделить трудинспекцию правом защищать работников в суде (законопроект)

08.11.2017 «Расчет», ноябрь 2017

Предлагается наделить Трудинспекцию правом защищать работников в суде (законопроект)

Предлагается наделить Трудинспекцию правом защищать работников в суде (законопроект) Екатерина Савицкая ведущий специалист по кадровому учету

Инспекция труда сможет самостоятельно отстаивать нарушенные права работников в суде. Такие изменения в скором времени ждут всех работодателей. В новых правилах работы трудовых контролеров разобралась Екатерина Савицкая, ведущий специалист по кадровому учету юридической компании «ПРИОРИТЕТ».

Сегодня на рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 269898-7, который вносит поправки в статьи 356 и 357 Трудового кодекса.

Автор законопроекта, депутат Государственной Думы Сергей Иванов, предлагает на-делить федеральную трудовую инспекцию, которая призвана контролировать соблюдение трудового законодательства, правом на обращение в суд с иском по письменным обращениям работников для защиты и представления их интересов в суде.

На мой взгляд, необходимость в таких поправках оправдана и обусловлена тем, что самостоятельное обращение работника в суд за восстановлением своих нарушенных прав во многих случаях является затруднительным.

Одна из причин — сбор подтверждающих документов у работодателя (копия приказа о приеме на работу, расчет заработной платы, ведомости начисления и т. п.), в быстром предоставлении которых работодатель не заинтересован.

Другая причина — незнание законов и процедур при рассмотрении споров в суде, а также финансовые затраты по оформлению документов и оплате юридических услуг.

Как показывает практика, многие работники не пытаются отстаивать свои права из-за этих причин и не видят даже теоретических шансов, способных привести к победе в конфликте с работодателем. Не смотря, на такие обстоятельства, число трудовых споров в последние годы возрастает, обращения в суд становятся все более востребованными.

При этом в половине случаев (если не больше) работодатель оказывается неправ. Суд, разбираясь в споре, устанавливает необоснованность действий компании, признает акты незаконными, восстанавливает нарушенное право работника, взыскивая при этом с фирмы различные суммы, в том числе и компенсацию морального вреда в пользу работника. Другая часть подобных споров заканчивается вынесением решения в пользу работодателя. И не только из-за установления судом необоснованности претензий сотрудника, но и по причинам процессуальным, связанным с пропуском сроков, неявкой в суд и т. д. Ситуаций, когда фирма неправа, но суд отказывает работнику в иске из-за процессуальных нарушений, практикующие юристы знают много.

ПОМОЩЬ ИНСПЕКТОРА

С принятием рассматриваемых поправок в ТК РФ таких ситуаций станет меньше. Если работник ранее не сталкивался с судебными процедурами, он сможет призвать на помощь трудовую инспекцию для представления своих интересов в суде, и это, на мой взгляд, приведет к тому, что возможностей у работодателя-нарушите- ля выиграть в судебном споре станет значительно меньше.

Рассмотрим, какие же рычаги законодательства и промахи работника применяют фирмы для победы в споре.

Проанализировав судебную практику, я прихожу к выводу, что такими процессуальными промахами работника являются: пропуск срока на обращение в суд, не обжаловани е действий работодателя своевременно, неявка работника-истца на судебное заседание (как причина оставления иска без рассмотрения или как предпосылка к дальнейшему пропуску срока на обращение в суд).

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ПРИЧИНА

Рассмотрим подробнее наиболее распространенную процессуальную причину: пропуск срока обращения в суд. В соответствии со статьей 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

По спорам об увольнении работник должен обратиться в суд в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При этом требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (п. 1 ст. 199 ГК РФ).

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения арбитрами решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Согласно пункту статьи 152 ГПК РФ, в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика (работодателя) относительно пропуска истцом (работником) без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.

При установлении факта пропуска без уважительных причин судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение арбитров может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 6 ст. 152 ).

Таким образом, работник имеет возможность обратиться в суд с иском по прошествии установленных законом сроков исковой давности. Однако он должен будет представить суду действительно уважительные причины такого пропуска, чтобы суд мог принять его исковое заявление к рассмотрению.

НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ ОТНОШЕНИЯ

Что касается, например, споров о взыскании заработной платы, то срок на обращение в суд по данному виду трудового спора составляет год. Исключение составляют конфликты о взыскании заработной платы при не прекращенных трудовых отношениях.

Об этом исключении были даны разъяснения в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации ТК РФ»: при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске сотрудником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования. В указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более — задержанных сумм сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

ДОПУСК В СУД

Работник допускает пропуск срока на обращение в суд в 99 процентов случаев, если в течение года после увольнения сотрудник обращается с иском о взыскании заработной платы за весь прошедший период работы или его часть.

Такие требования чаще всего касаются северных надбавок или длительных периодов невыплаты заработной платы. При этом доказательств регулярного начисления заработной платы у работника, как правило, нет (расчетные листки на предприятии не выдаются или не были получены).

В этом случае взысканию может подлежать заработная плата только за последние три месяца, предшествовавшие увольнению (при доказанности требований).

СЛУЧАЙ В БОЛЬНИЦЕ

Так, например, работник, уволившись, провел тщательный подсчет всего заработанного за последние три года и выяснил, что работодатель (муниципальная больница) недоплатил ему заработную плату за труд в выходные и праздничные дни, компенсации за работу в ночное время и сверхурочное время, а также 25-процентную надбавку к должностному окладу за весь период работы. Суд установил, что указанные начисления истцу не только не выплачивались, но и не начислялись. Ссылка истца на то, что он не знал о составных частях своей заработной платы, судом была отвергнута, так как, получая ежемесячно расчетные листки, истец мог и должен был знать о составных частях начислений оплаты своего труда. Истец, обращаясь в суд, исчислял срок на обращение по указанным в иске требованиям со дня своего увольнения. Суд же исчислил по каждому периоду требований иной срок — со дня выдачи очередного расчетного листка и выплаты заработной платы. Таким образом, суд установил, что истец по всем предъявленным требованиям срок на обращение пропустил, а указанные им причины пропуска суд признал неуважительными. Арбитры по заявлению ответчика применили последствия пропуска им срока на обращение в суд и отказали бывшему работнику в иске полностью (решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 4 октября 2011 г. по делу № 2-538/11).

  • ОБНОВИТЕ СВОЙ БЕРАТОР «СОТРУДНИКИ И ВЫ»
  • В НОЯБРЕ 2017 ГОДА
  • Важные изменения:
  • Указанием Банка России от 19 июня 2017 года № 4767-У изменены правила выдачи подотчетных сумм и порядок оформления кассовых документов.
  • Форма патента, выдаваемого «безвизовому» иностранцу, временно пребывающему на территории России, который освобождает работодателя от получения для него разрешения на работу, утверждена приказом МВД России от 19 июня 2017 года № 391.
  • Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет с 1 июля 2017 года нужно считать из нового МРОТ, установленного Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 460-ФЗ.
  • Не менее пяти лет — срок хранения для невостребованных расчетных листков, оформленных в бумажном виде.
  • ОТКАЗ в ИСКЕ

Иск не будет принят у работника, если он обращается в суд с требованием о взыскании заработной платы за пределами установленного статьи 392 ТК РФ срока. Рассмотрим случай из арбитражной практики.

Уволенный работник обратился в суд с иском о взыскании недоплаченной заработной платы много позже, чем через год со дня увольнения и получения полного расчета.

Доказательств наличия уважительных причин/исключительных обстоятельств, препятствовавших истцу работнику своевременно обратиться в суд, он не представил.

Арбитры не нашли оснований ни для восстановления истцу срока на обращение в суд, ни для отказа ответчику- работодателю в неудовлетворении ходатайства о применении последствий пропуска работником срока, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса. На основании изложенного суд отказал работнику в иске (Решение Каменского городского суда Пензенской области от 11 апреля 2012 г.).

ОТСТАИВАНИЕ ПРАВ

В настоящее время трудовое законодательство не предусматривает возможности Государственной инспекции труда обращаться в суд для отстаивания нарушенных прав работников. Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 года № 875 (ред. от 16 февраля 2017 г.

) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», одним из предметов государственного надзора в сфере труда является контроль за соблюдением полноты и своевременной выплаты заработной платы.

Учитывая, что самым частым нарушением является задержка выплаты заработной платы, расширение полномочий трудовой инспекции по защите прав работников, увеличит шансы добиться справедливости и взыскать задолженности перед работниками по решению суда с помощью приставов-исполнителей.

Предлагаемые законопроектом поправки в ТК РФ, на мой взгляд, смогли бы дать положительные результаты в отношении защиты прав работников. Государственная инспекция труда имеет больше знаний и опыта для участия в суде и, следовательно, возможность подавать иски от имени работника и представлять его интересы в судебных инстанциях.

Это даст россиянам больше уверенности при решении трудовых споров.

Однако, отмечу, что данный законопроект не вызовет положительного отклика у многих работодателей и у той части нашего правительства, которая заинтересована в снижении давления на бизнес со стороны контролирующих органов.

Источник: https://www.uk-prioritet.ru/presscenter/articles/novyie-prava-trudinspekczii.-chto-izmenyat-vlasti/

Федеральная трудовая инспекция может получить право обращаться в суд с требованием о защите прав работников

Предлагается наделить Трудинспекцию правом защищать работников в суде (законопроект)

С таким предложением выступил депутат Госдумы Сергей Иванов. Законопроектом предлагается предоставить право государственным трудовым инспекторам труда предъ­являть иски и заявления в суд, в том числе о взыскании начисленной, но не выпла­ченной работнику заработной платы. Они смогут воспользоваться указанным полномочием при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.

Также согласно законопроекту1 Роструд будет наделен полномочием обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников, в том числе в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц, и представлять интере­сы работника в суде. С этой целью планируется дополнить новыми абзацами ст. 356-357 Трудового кодекса.

В пояснительной записке к документу отмечается, что органы государственной власти наделены правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, но только в случаях, предусмотренных законом (ст.

Читайте также:  Обновленный закон о применении ккт при расчетах

46 Гражданского процессуального кодекса). Речь идет в частности о праве обращения ФПА России с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества (п. 2 ст. 35 Федерального закона от 31 мая 2002 г.

№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

В то же время ТК РФ не предусматривает возможности обращения в суд трудовой инспекции в защиту интересов работников. 

Самостоятельное обращение работника в суд с иском о взыскании за­рплаты представляется автору инициативы затруднительным в силу того, что работнику не так просто истребо­вать необходимые документы у работодателя.

Речь идет в том числе о расчете зарплаты, ведомости начис­ления, копии приказа о приеме на работу.

Кроме того, работник вынужден нести дополнительные финансовые затраты по оформле­нию документов и оплате юридических услуг, в то время как он ограничен в денежных средствах из-за невыплаты зарплаты. 

В результате за вос­становлением своих нарушенных прав чаще всего работники обращаются не в суд, а в трудовую инспекцию и прокуратуру. Однако указанные органы лишь вправе привлечь виновных работодателей к административной ответственности и не располагают иными средствами стимулирования выплаты зарплаты работнику (ч. 1 ст. 5.

27 КоАП) В то же время при вынесении судебного решения о взыскании денежных средств в пользу работника, судебные приставы в отношении должника-работодателя могут применить принудительные меры для исполнения судебного акта, в том числе ограничить его выезд из страны (п. 6 ч. 10 ст. 34.1 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Напомним, что за невыплату или задержку выплаты заработной платы в отношении должностного лица может быть вынесено предупреждение или назначен штраф на сумму до 20 тыс. руб., штраф до 5 тыс. руб. может быть назначен в отношении ИП, и до 50 тыс. руб. для юрлиц (ч. 6 ст. 5.27 КоАП).

А за невыплату зарплаты из корыстной или иной личной заинтересованности в отшении работодателя предусматривается уже уголовная ответственность.

В частности, за частичную невыплату зарплаты свыше трех месяцев (более половины полагающейся работнику суммы) установлена максимальная санкция виде лишения свободы на срок до года, а за полную невыплату зарплаты свыше двух месяцев – в виде лишения свободы на срок до трех лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок (ч. 1-2 ст. 145.1 Уголовного кодекса).

Источник: https://www.garant.ru/news/1137049/

Труд-Эксперт.Управление

Адвокаты до зарплаты. Трудовой инспекции просят вернуть право защиты работников в суде

20 октября 2017 г.

Государственным инспекциям труда могут дать возможность отстаивать права работников в суде. Законопроект об этом внесен в Госдуму. Документ предлагает внести поправки в Трудовой кодекс, наделив инспекции новыми полномочиями – обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников (в том числе неопределенного круга лиц) и представлять там их интересы.

До 2006 года у инспекций уже было такое право, потом оно было передано прокуратуре. Наиболее распространенное и значимое нарушение прав работников – это задержка зарплаты, отмечают авторы проекта.

По данным Росстата, на 1 сентября задолженность по зарплате составила 3,4 миллиарда рублей, четверть этой суммы – долги прошлого года, пятая часть – долги 2015 года и предыдущих лет…

Государственным инспекциям труда могут дать возможность отстаивать права работников в суде. Законопроект об этом внесен в Госдуму. Документ предлагает внести поправки в Трудовой кодекс, наделив инспекции новыми полномочиями – обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников (в том числе неопределенного круга лиц) и представлять там их интересы.

До 2006 года у инспекций уже было такое право, потом оно было передано прокуратуре. Наиболее распространенное и значимое нарушение прав работников – это задержка зарплаты, отмечают авторы проекта.

По данным Росстата, на 1 сентября задолженность по зарплате составила 3,4 миллиарда рублей, четверть этой суммы – долги прошлого года, пятая часть – долги 2015 года и предыдущих лет.

  Авторы документа уверены: обратиться в суд самостоятельно работнику, не получающему зарплату, очень сложно. Например, для подтверждения своих требований ему нужно получить от работодателя такие документы, как расчет заработной платы, ведомость начисления, копию приказа о приеме на работу, а так как работодатель в данном случае выступает и ответчиком по иску, то он, естественно, не заинтересован предоставлять работнику все эти бумаги. Кроме того, истцу придется раскошелиться на оформление документов, оплату юридических услуг и госпошлины, но денег на это все из-за невыплат зарплаты у него может и не быть. В связи с этим пострадавшие чаще обращаются за помощью не в суд, а в трудовую инспекцию. Но у нее нет полномочий взыскивать с работодателя невыплаченные деньги.   Сами работники, как правило, боятся обращаться в суд, 
опасаясь мести со стороны работодателя. Кроме того, человеку самому крайне сложно доказать в суде, что он состоял в трудовых отношениях с работодателем, если трудовые отношения не оформлены. И уж тем более в этом случае – добиться получения обещанных, но не выплаченных денег. Как отмечают эксперты, выиграть суд удастся, только если работник предоставит суду фотографии или видеозаписи, сделанные на рабочем месте, приведет свидетелей.   Предлагается наделить Трудинспекцию правом защищать работников в суде (законопроект)

При этом для обращения в суд есть сроки исковой давности, и нередко случается так, что человек упускает время и не успевает туда обратиться, не успевает сам собрать доказательства того, что работодатель поступил по отношению к нему несправедливо.

По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра САФОНОВА, предоставление Роструду права защищать интересы работников в суде дало бы положительные результаты. Сами работники по ряду причин боятся лишний раз идти в суд. Во-первых, у нас нет культуры отстаивать свои права в суде.

Во-вторых, они понимают, что слабы в юридическом плане. А в-третьих, опасаются мести со стороны работодателя.

Источник: http://www.trudcontrol.ru/press/law/26523/advokati-do-zarplati-trudovoy-inspekcii-prosyat-vernut-pravo-zashiti-rabotnikov-v-sude

Новость: Кабмин предложил наделить Роструд правом принудительно взыскивать долги по зарплате

Предлагается наделить Трудинспекцию правом защищать работников в суде (законопроект)

Правительство предлагает наделить Роструд правом принудительно взыскивать задолженность по зарплате, сообщила в пятницу вице-премьер РФ Татьяна Голикова.

«Поправками к Трудовому кодексу предлагается наделить Роструд полномочием принимать меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате работнику начисленной, но не выплаченной заработанной платы и иных причитающихся ему выплат. Обращаю внимание, что в этом случае речь идет только о начисленной заработной плате, по которой нет спора между работником и работодателем», — сказала Голикова на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Она пояснила, что действующее законодательство предоставляет работнику право обратиться в государственную инспекцию по труду в случае нарушений, связанных с выплатой заработной платы работодателем.

Если при проведении проверки выявляется факт невыплаты или неполной выплаты в установленный срок зарплаты или других выплат, причитающихся работнику, государственный инспектор труда выдает работодателю предписание об устранении нарушений.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Инспектор также может привлечь недобросовестного работодателя к административной ответственности с соответствующими выплатами. В дальнейшем, в случае повторного совершения работодателем аналогичного правонарушения, штраф налагается в повышенном размере.

«Законопроектом предлагается дополнить существующие процедуры следующим механизмом.

В случае выявления ситуации, когда заработная плата работнику была начислена, но фактически не выплачена, предписание инспектора по труду дополняется информацией о возможности принудительной выплаты причитающихся работнику сумм.

В случае неисполнения требований предписания в установленные сроки инспектор наделяется полномочием принять решение о принуждении работодателя к выплате задолженности перед работником и передать необходимые материалы в Федеральную службу судебных приставов», — сказала Голикова.

Проект поправок к закону «Об исполнительном производстве», по словам вице-премьера, предусматривает создание упрощенной процедуры взыскания судебными приставами долгов по заработной плате по решениям трудовых инспекций. «Взыскание обращается только на денежные средства. Также исполнительное производство подлежит окончанию при погашении задолженности либо отсутствии в течении двух месяцев на счетах работодателя денежных средств.

Законопроекты были проработаны на уровне рабочих групп Российской трехсторонней комиссии. Профсоюзная сторона их полностью поддерживает. Сторона работодателей законопроекты не поддерживает», — заключила Голикова.

По сообщению сайта Банкир.ру

Источник: https://aqparat.info/news/2019/02/22/9168652-kabmin_predlozhil_nadelit_rostrud_pravom.html

Трудовую инспекцию могут наделить правом защищать работников в суде

Государственным инспекциям труда могут дать возможность защищать  права работников в суде. В Государственную Думе  внесен законопроект о внесении поправок в Трудовой кодекс.

Предлагается внести поправки в статьи 356 и 357 Трудового кодекса и дать инспекции труда новые полномочия — обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников, в том числе — неопределенного круга лиц, и представлять их интересы в суде.

До 2006 года у инспекций  было такое право, потом оно было передано прокуратуре. Сейчас Трудовым кодексом не предусмотрена возможность обращения трудовой инспекции в суд в защиту интересов работников.

Наиболее распространенное и значимое нарушение прав работников — это задержка зарплаты, отмечает автор проекта (законопроект  внесен депутатом  Государственной Думы С.В.Ивановым).

По данным Росстата, на 1 сентября этого года задолженность по заработной плате  составила 3,4 миллиарда рублей. Четверть этой суммы — долги прошлого года, пятая часть — долги 2015 года и предыдущих лет.

Читайте также:  Расторжение брака в загсе по обоюдному согласию супругов

«Самостоятельное обращение работника в суд с иском о взыскании зарплаты представляется затруднительным по ряду причин. Например, в подтверждение своих требований работнику необходимо истребовать документы у работодателя (расчет заработной платы, ведомости начисления, копия приказа о приеме на работу)»,- говорится в пояснительной записке.

А так как работодатель — ответчик по иску работника, он не заинтересован в полном и быстром предоставлении таких документов. Кроме того, работнику придется нести дополнительные расходы на оформление бумаг и оплату юридических услуг, но денег на это из-за задержки зарплаты у него может не быть.

Поэтому работники чаще обращаются за помощью не в суд, в Государственную инспекцию труда.

Вопрос о возвращении инспекции по труду права представлять интересы работников в суде поднимается время от времени. И  законопроекты на этот счет с определенной периодичностью вносятся в Госдуму. Например, аналогичный документ был внесен два года назад Законодательным собранием Республики Карелия.

  •         Проект
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О внесении изменений в статьи 356 и 357   
  • Трудового кодекса Российской Федерации
  • Статья 1

Внести в статьи 356 и 357  Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; №52, ст.5498; 2008, № 30, ст. 3613; 2009, № 1, ст. 21; № 30, ст. 3732; 2011, № 30, ст. 4590, 4596; 2013, № 52, ст. 6986) следующие изменения:

  1. в статье 356:
  2. а) дополнить новым абзацем двадцать третьим следующего содержания:
  3. «обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников, в том числе в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы работника в суде;»;
  4. б) абзац двадцать третий считать абзацем двадцать четвёртым.
  5. 2) абзац тринадцатый части первой статьи 357 дополнить словами «, предъявлять иски (заявления) в суд, в том числе о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику  заработной платы;».

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

  • В каких случаях проводится внеплановая специальная оценка условий труда?
  • Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности
  • Профсоюз помог. Первичная профсоюзная организация отстояла в Верховном Суде РФ права уволенных машинистов электровоза
  • Оформление распорядительных документов

Источник: https://olgasofronova.ru/trudovuyu-inspekciyu-mogut-nadelit-pravom-zashhishhat-rabotnikov-v-sude.html

Гит сможет отстаивать интересы работников в суде

Специалисты по кадрам должны знать, что возможно, скоро интересы работников в судебных инстанциях сможет отстаивать Трудовая инспекция. Если соответствующий законопроект будет поддержан депутатами, проверки ГИТ будут приводить работодателей прямо в суд.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

На рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект № 269898-7, который должен внести поправки в статьи 356 ТК РФ и статьи 357 ТК РФ. Его автором является депутат от партии ЛДПР Сергей Иванов, который хочет изменить порядок защиты трудовых прав граждан, наделив трудовую инспекцию правом обращаться в суд с исками в защиту их интересов.

Права граждан сможет защитить ГИТ

В настоящее время трудовое и процессуальное законодательство не предусматривает возможности Государственной инспекции труда обратиться в суд для восстановления нарушенных прав работников.

Учитывая, что большинство нарушений, в частности, существование задолженности по заработной плате (самый частый из трудовых споров), выявляется в процессе проверок работодателей, автор инициативы предлагает наделить ГИТ таким правом.

Ведь сами работники в этих случаях обычно ограничены в судебной защите. В пояснительной записке к документу, в частности, сказано:

По данным Росстата на 1 сентября 2018 года задолженность по про­ сроченной заработной плате составляет 3 354 мил. руб. На долги образовав­ шиеся в 2016 г. приходится 25,5 %, в 2015 и ранее — 19,2 %.

Самостоятельное обращение работника в суд с иском о взыскании за­ работной платы представляется затруднительным по ряду причин.

Во- первых, в подтверждение своих требований работнику необходимо истребо­ вать документы у работодателя (расчет заработной платы, ведомости начис­ ления, копия приказа о приеме на работу и т.п.).

С учётом того, что работо­ датель, является ответчиком по иску работника, он не заинтересован в пол­ ном и быстром предоставлении соответствующих документов. Во-вторых, работник вынужден нести дополнительные финансовые затраты по оформле­ нию документов и оплате юридических услуг, в то время как он ограничен в денежных средствах, ввиду невыплаты заработной платы.

Депутат считает, что у ГИТ больше ресурсов для участия в суде, а значит и шансов добиться справедливости.

Возможность подавать иски от имени работника и представлять его интересы в суде сделает защиту прав граждан наиболее полной.

А трудовые инспекторы смогут не просто оштрафовать работодателя, но и добиться взыскания задолженности перед работниками по решению суда с помощью судебных приставов-исполнителей.

Законопроект передан в профильный комитет Госдумы, и дата его рассмотрения в пленарном заседании еще не определена.

Источник: https://ppt.ru/news/140436

Депутаты предлагают наделить трудовую инспекцию правом обращаться в суд от имени работников

В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект № 269898-7 «О внесении изменений в статьи 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается дополнить статью 356 Трудового кодекса новым абзацем, согласно которому федеральная инспекция труда получит право обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав работников, в том числе в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы работника в суде.

Также законопроектом предлагается дополнить статью 357 Трудового кодекса РФ положением, согласно которому государственные инспекторы труда получат право предъявлять иски (заявления) в суд, в том числе о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что в Трудовом кодексе РФ отсутствует норма, позволяющая трудовой инспекции обращаться в суд для защиты интересов работников.

Поэтому данным законопроектом предлагается расширить полномочия трудовой инспекции для защиты трудовых прав работников, наделив трудовую инспекцию правом обращения в суд от имени работника и представлять его интересы в суде.

Ведение кадрового учета в организации должно быть организовано таким образом, чтобы кадровая документация по всем участкам кадрового учета, все процедуры кадрового учета (прием, перевод, увольнение и др.

), локальные нормативные акты кадрового учета соответствовали требованиям действующего трудового законодательства. Наш Департамент кадрового учета в рамках оказания наших услуг по кадровому аутсорсингу предлагает полное ведение кадрового учета в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Мы предлагаем оптимальный и не требующих больших затрат способ организации ведения кадрового делопроизводства

В услуги нашего Департамента кадрового учета входит не только текущее ведение кадрового учета, но и восстановление кадрового учета, которое позволит восстановить какие-то пробелы за прошлые периоды деятельности, с чего мы достаточно часто начинаем при работе с клиентами, поскольку не все компании сразу вообще что-то делают по этому направлению.

Кроме того, наш Департамент кадрового учета предлагает услуги по проведению кадровый аудит, чтобы компании могли получить независимую оценку по состоянию кадрового учета и вовремя принять меры по исправлению каких-то ошибок или неточностей в учете.

Поскольку описанные выше изменения все больше расширяют права работников по защите своих интересов, то не стоит забывать о важности ведения кадрового учета.

Именно своевременно оформленные кадровые документы позволят Вашей компании защищать свои интересы при возникновении каких-либо споров с сотрудниками.

И это может быть совсем не дорого, если Вы воспользуетесь нашими услугами по кадровому аутсорсингу, поскольку именно количество работников влияет на стоимость наших услуг. Даже малый бизнес может легко себе это позволить, обезопасив свои «тылы» в отношениях с работниками.

Источник: http://kadri.center21vek.ru/content/article/261/

Правовые новости

Пленум Верховного суда РФ готовит разъяснения по вопросам применения трудового законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями, а также несовершеннолетних.

Согласно проекту постановления к лицам с семейными обязанностями с учетом конкретных обстоятельств могут быть отнесены и иные лица, помимо родителей, опекунов и попечителей. Такими обстоятельствами названы воспитание ребенка, а также уход или помощь члену семьи.

Одинокой матерью может быть признана женщина, фактически воспитывающая ребенка без посторонней помощи. Испытание при приеме на работу не может устанавливаться всем работникам, воспитывающим детей в возрасте до полутора лет без матери.

Уточняется, что если работодатель все-таки уволит такого сотрудника по результатам испытания, суд должен будет восстановить его на работе. Как известно, женщинам, работающим в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена сокращенная 36 часовая рабочая неделя.

Если работодатель не установит им сокращенную неделю, оплата их труда сверх нормы должна будет осуществляться как за сверхурочную работу. Разъясняются нюансы получения работником дополнительных дней отдыха по уходу за ребенком-инвалидом.

Читайте также:  Предлагается создать в аккредитованных организациях по управлению правами на коллективной основе наблюдательные советы (законопроект)

Нужно представить работодателю справку с места работы другого родителя, что тот указанные дни в календарном месяце не использовал или использовал частично. Также суд уточнил, что возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком не зависит от степени родства и совместного проживания с родителями ребенка.

Судьи обратили особое внимание на гарантии от увольнения беременным. Такая женщина подлежит восстановлению на работе, даже если на момент рассмотрения дела беременность не сохранится. В случае рождения ребенка увольнение женщины в связи с окончанием срока трудового договора должно производиться в последний день отпуска по беременности и родам. Если женщина не сообщит работодателю о своей беременности, она в любом случае подлежит восстановлению. Злоупотребления правом в этом случае не усматривается, так как закон запрещает увольнение беременных по инициативе работодателя.

Законопроекты

Верховный суд разъяснит, когда нельзя увольнять женщин

Налоговики будут составлять протоколы за незаконное привлечение мигрантов

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга 31 октября внесло в Госдуму РФ законопроект № 374845-6. Авторы проекта обращают внимание, что Федеральный закон от 23.07.2013 № 207- ФЗ дополнил ст. 18.15 КоАП РФ новой нормой — частью 4.

Она предусматривает повышенную ответственность работодателей за нарушение порядка привлечения к труду иностранных граждан на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей.

Однако в Кодексе РФ об административных правонарушениях не были определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы за эти нарушения.

Согласно законопроекту такими полномочиями предлагается наделить должностных лиц налоговых инспекций и органов службы занятости. С этой целью п.п. 5 и 87 ч. 2 ст. 28.3 КоАП дополнят ссылкой на ч. 4 ст. 18.15 КоАП.

Инспекторы труда будут защищать права работников в суде

Законодательное Собрание Республики Карелия 07.12.2013 внесло в Госдуму РФ законопроект № 403431-6. Документом предлагается наделить инспекторов труда правом обращаться в суд с целью защиты нарушенных прав работников. В настоящее время такой возможности у инспекторов нет.

Как отмечают авторы законопроекта, главной причиной обращения в надзорные органы является недостаточный уровень знания гражданами трудового законодательства.

В сложных ситуациях работники не знают, как защитить свои права, особенно, если дело касается подмены трудовых отношений гражданскими и отказа работодателя в заключении трудового договора. К сожалению, при проверках подтвердить многие факты затруднительно в силу полномочий инспектора.

Поэтому обращение в суд будет действенным средством восстановления нарушенных прав работников. В случае принятия законопроекта в ст. 357 ТК РФ будут внесены изменения.

Штрафы за неоформленных работников будут увеличены

Законодательное Собрание Пензенской области 5 декабря внесло в Госдуму РФ законопроект № 402025-6. Документом предлагается дополнить ст. 5.27 КоАП РФ ч. 1.1, предусматривающей ответственность работодателей за неоформление трудового договора с работником.

Если документ будет принят, виновных должностных лиц и индивидуальных предпринимателей будут штрафовать на сумму от 3 тыс. руб. до 7 тыс. руб., юридических лиц — от 50 тыс. руб. до 70 тыс. руб. Помимо этого, деятельность индивидуальных предпринимателей и компаний будут приостанавливать по решению суда на срок до 90 суток.

Также планируется дополнить ст. 120 НК РФ новой нормой — частью 5, предусматривающей наказание за выплату работникам «серой» зарплаты. Штрафовать будут на 20 тыс. руб.

Авторы проекта связывают нововведения с необходимостью усиления ответственности за нарушения законодательства в части заключения трудового договора и сокрытия информации о доходах. Они отмечают, что это наносит экономике серьезный вред.

Иностранцы смогут работать пилотами в российских авиакомпаниях

13 декабря Правительство РФ внесло в Госдуму РФ уточненный вариант законопроекта № 407865-6. Документом предлагается разрешить иностранным гражданам работать пилотами и командирами воздушных судов РФ, относящихся к коммерческой гражданской авиации. При этом привлекать их для работы командирами можно будет только до января 2019 года.

По мнению авторов проекта, нововведения позволят ликвидировать дефицит летных экипажей, а татже ускорить подготовку отечественных специалистов за счет передачи навыков и опыта. Напомним, что сейчас иностранцы могут быть членами летных экипажей только на время, необходимое для получения допуска к полетам на воздушных судах определенных типов.

Руководители СМИ будут отчитываться о доходах

Депутат фракции «Справедливая Россия» Александр Романович 17 декабря внес в Госдуму РФ законопроект № 410597- 6, в котором предлагает обязать главных редакторов и руководителей СМИ предоставлять информацию о своих доходах и имуществе. Отметим, что по задумке разработчика, такие меры будут применяться лишь к тем СМИ, которые принадлежат государству более чем на 50%. В отношении коммерческих структур такая обязанность не предусматривается.

Документы

Всем компаниям, деятельность которых так или иначе связана с государственной тайной, следует проверить насколько хорошо соблюдаются требования по защите такой информации. В противном случае это может закончиться очень негативными последствиями, так как Федеральным законом от 02.12.2013 № 341- ФЗ (далее — Закон № 341- ФЗ) внесены изменения в ст. 13.

12 КоАП РФ, предусматривающие наказание за нарушение данных требований. Виновные должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 3 тыс. руб. до 4 тыс. руб., компании — от 15 тыс. руб. до 20 тыс. руб. Рассматривать дела и привлекать к ответственности будут сотрудники органов, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны.

Отметим, что ранее административная ответственность была установлена только за нарушения, связанные с использованием несертифицированных средств защиты информации. Также Законом № 341-ФЗ увеличены административные штрафы за нарушение правил защиты информации. В среднем штрафы для физических лиц выросли в три раза, для юридических — в два.

Закон № 341- ФЗ вступил в силу 14 декабря.

Обоснованные командировочные расходы не облагаются страховыми взносами

Источник: https://www.law.ru/article/5579-qqe-ts-pravovye-novosti

Внесение законопроектов в Государственную Думу

17 июля 2019 09:30

Распоряжения от 15 июля 2019 года №1549-р, №1550-р. Законопроектами, в частности, предлагается наделить государственного инспектора труда полномочием по принятию мер для принудительного исполнения работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы или других выплат в рамках трудовых отношений.

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в
Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения
обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся
работнику» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Федеральный закон
“Об исполнительном производстве” в связи с принятием Федерального закона “О
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам
принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы
и иных сумм, причитающихся работнику”» (далее – законопроект 2) внесены
Минтрудом России и Минюстом России соответственно. Законопроекты подготовлены в
соответствии с решениями по итогам совещания в
Правительстве Российской Федерации от 25 ноября 2016 года №ДМ-П12-70пр,
заседания
Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года.

В соответствии с Трудовым кодексом право работника на
своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его
квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы
обеспечено государственной гарантией, реализуемой посредством государственного
контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В целях обеспечения дополнительных гарантий по
восстановлению нарушенных трудовых прав работников, в том числе понуждения
работодателя к их восстановлению, законопроектом
1
предлагается наделить государственного инспектора труда полномочием по
принятию мер для принудительного исполнения работодателем обязанности по
выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы или других
выплат в рамках трудовых отношений. Это полномочие будет реализовано государственным
инспектором в случае неисполнения работодателем в срок выданного предписания об
устранении нарушений трудового законодательства. В целях исключения возможности
двойного исполнения предусматривается право работодателя обжаловать решение
государственного инспектора труда. По истечении срока для обжалования решения
государственного инспектора и в случае отсутствия судебного акта о его отмене
оно будет направляться для исполнения в территориальный орган ФССП.

***

Законопроектом
2
предлагается отнести решение государственного инспектора труда о
принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но
не выплаченных работнику заработной платы или других выплат в рамках трудовых
отношений (далее – решение о принудительном исполнении) к видам исполнительных
документов. В целях обеспечения погашения задолженности и снижения рисков,
связанных с неисполнением решений о принудительном исполнении, предлагается
определить особенности исполнения решения о принудительном исполнении.
Предусматривается оперативный и упрощённый порядок взыскания денежных средств
со счетов недобросовестных работодателей. При наличии на счетах должника
денежных средств взыскание задолженности будет производиться в бесспорном
порядке полностью или частично, обеспечивая тем самым внесудебную защиту
трудовых прав работников.

Принятие законопроектов будет способствовать защите
трудовых прав работников на получение заработной платы и других выплат в рамках
трудовых отношений за счёт создания дополнительного к судебным процедурам
инструмента для погашения работодателями задолженности, упрощённого порядка
защиты трудовых прав, позволяющего работнику взаимодействовать только с
Рострудом и не требующего от него специальных знаний для соблюдения судебного
порядка такой защиты, ускорения процедуры взыскания задолженности с
работодателя.

Законопроекты рассмотрены и
одобрены на заседании
Правительства Российской Федерации 11 июля 2019 года.

Источник: http://government.ru/activities/selection/301/37377/

Ссылка на основную публикацию