Правительство представило концепцию нового коап рф

Правительство представило Концепцию нового КоАП РФ

Москва, 5 июня. В российском правительстве в целом одобрена концепция нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). Об этом рассказали в пресс-службе кабинета министров.

Отмечается, что решение было принято на совещании у премьер- министра РФ Дмитрия Медведева. Правительство России одобрило концепцию нового КоАП. В апреле глава российского правительства Дмитрий Медведев распорядился создать межведомственную рабочую группу по подготовке нового кодекса об административных правонарушениях.

  • Согласно распоряжению премьер-министра РФ, координирует работу группы вице-премьер и руководитель аппарата правительства РФ Константин Чуйченко.
  • Напомним, в конце марта Медведев поручил министерству юстиции разработать концепцию нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 1 июня 2019 года «с целью актуализации и систематизации правового регулирования в области административной ответственности».
  • Концепцию нового кодекса РФ Минюст, Минэкономразвития, заинтересованные органы госвласти и экспертные организации должны представить в правительство России.

Ранее стало известно о том, что Минстрой России подготовил поправки в Жилищный кодекс РФ, согласно которым в документе появится понятие ветхого жилья.

Руководитель АНО «ЖКХ эксперт», член Ассоциации юристов России Андрей Воробьев в разговоре с корреспондентом Федерального агентства новостей отметил, что законодателям необходимо разработать механизм, который бы предусматривал реконструкцию многоквартирных домов в том случае, если они признаются ветхими.

Напомним, накануне Медведев утвердил программу развития сел. Она касается развития сельских территорий до 2025 года. По словам Медведева, он также поручил увязать госпрограмму с нацпроектами.

Глава Кабмина напомнил, что программа развития села затрагивает весь спектр вопросов, которые касаются этого направления. Задача программы — приблизить уровень жизни сельчан к городскому. Речь идет о медицинской помощи, социальном обеспечении, образовании, развитии инфраструктуры и стимулировании занятности.

Правительство представило Концепцию нового КоАП РФ

Источник: https://riafan.ru/1184575-pravitelstvo-rossii-odobrilo-koncepciyu-novogo-koap

Концепция нового КоАП РФ была представлена Правительству РФ и в целом одобрена

Правительство представило Концепцию нового КоАП РФ

Разработчики Концепции в лице Минюста России, Минэкономразвития России, с участием заинтересованных органов государственной власти и экспертных организаций, отмечают, что со дня вступления в силу действующего в настоящее время КоАП РФ назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Главным результатом такой работы должна стать стабильность института административной ответственности, трансформации его из преимущественно карательно-фискального инструмента в институт назначения наказания, подлежащего дифференцированному применению с учетом риск-ориентированного подхода в случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не имели должного воздействия. Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний.

Одобренная Концепция включает, в частности, следующие целеполагающие подходы:

— Реклама —

  • Учитывая накопленный федеральным законодателем опыт, требует сохранения положения о возможности внесения любых изменений в КоАП только отдельными федеральными законами. Такое же правило должно быть установлено и для региональных законов об административных правонарушениях.
  • В законе о введении в действие КоАП следует закрепить норму о том, что проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в данный Кодекс могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официального отзыва Правительства РФ, а также предусмотреть, чтобы соответствующие федеральные законы вступали в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда иное прямо указано в федеральном законе.
  • К полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, за правонарушения в наиболее важных экономических и социальных сферах, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также установление порядка осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях. К полномочиям субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  • В новом КоАП следует предусмотреть полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Банка России и Генеральной прокуратуры РФ по изданию нормативных правовых актов в сфере административной ответственности, установив закрытый перечень вопросов, по которым могут издаваться такие акты, и предъявляемые к таким актам обязательные требования. Указанными нормативными правовыми актами не может устанавливаться административная ответственность, а также изменяться порядок осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо четко обозначить позицию о невключении данных актов в понятие законодательства об административных правонарушениях.
  • Необходимо зафиксировать общеизвестное правило «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо должно подлежать административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
  • Очевидная экстерриториальность отдельных правонарушений, особенно в области предпринимательской деятельности, требует определения действия КоАП в случае, если в результате совершения такого административного правонарушения за пределами территории Российской Федерации причинен вред охраняемым законодательством РФ общественным отношениям. Данное правило не должно распространяться на случаи, когда лицо было привлечено к административной или уголовной ответственности за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.
  • Категоризацию административных правонарушений предлагается осуществлять исходя из их характера и степени общественной вредности: угрозы наступления и (или) факта наступления определенных негативных последствий. Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. При этом в зависимости от категории административного правонарушения должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний. Для каждой категории административных правонарушений целесообразно также установить сроки давности привлечения к административной ответственности, особенности производства по делам об административных правонарушениях, максимальные административные наказания, которые могут быть установлены за административные правонарушения, отнесенные к каждой категории.
  • Предлагается закрепить определения вызывающих затруднения при квалификации видов административных правонарушений, таких как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные. Также целесообразно закрепить понятие совокупности административных правонарушений, имея при этом в виду, что, если правонарушение предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме.
  • Помимо определенных в качестве субъектов административных правонарушений граждан, должностных лиц (и лиц, приравненных к должностным), а также юридических лиц, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей.
  • Учитывая особенности правового статуса органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанного с осуществлением их деятельности только в рамках бюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами, необходимо исключить административную ответственность данных органов и организаций как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности.
  • Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении административного правонарушения, следует признать:
  • — невменяемость физического лица во время совершения противоправного деяния, содержащего признаки административного правонарушения;
  • — совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • — иные обстоятельства, предусмотренные Особенной частью КоАП.
  • Помимо крайней необходимости, также следует предусмотреть такое обстоятельство, исключающее противоправность деяния, как физическое или психическое принуждение.
  • Предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, одновременно включив его наряду с временным запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также рассмотреть вопрос о возможности существенного сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности. При этом в целях обеспечения гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, следует ввести исключительно судебный порядок применения данной меры, предусмотрев в целях оперативного рассмотрения дел досудебный порядок применения временного запрета деятельности.
  • В целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств. Предупреждение может быть также назначено совершившему административное правонарушение (кроме грубого административного правонарушения) индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющемуся в том числе субъектом малого или среднего предпринимательства, а также их работникам в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
  • При назначении административного наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности. Необходимо также решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
  • В случае предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения либо добровольного устранения или возмещения лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного административным правонарушением вреда или ущерба, административный штраф должен назначаться в минимальном размере, предусмотренном за совершение соответствующего административного правонарушения, или заменяться на предупреждение.
  • При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа должен подлежать уменьшению за каждое такое обстоятельство. В то же время при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа может подлежать увеличению за каждое такое обстоятельство. Размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство должны устанавливаться КоАП.
  • Максимальный срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности (два года). Исключением из этого могут быть случаи, когда установлена административная ответственность юридических лиц.
  • В новом КоАП предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания. Должно быть закреплено положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, за исключением случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.
  • Должна быть предусмотрена возможность замены одного вида наказания на другой без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам, что создаст правовой инструментарий для недопущения юридической возможности виновному лицу избежать назначенного наказания. Такое право должно быть предоставлено суду, должностным лицам при рассмотрении соответствующих ходатайств.

В целях комплексного совершенствования Особенной части действующего КоАП представляется необходимым:

  • структурировать внутреннюю организацию содержания Особенной части, уточнив и конкретизировав по главам предметы регулирования на основе классификации административных правонарушений по видовым и конкретным объектам противоправного посягательства, при этом структуру Особенной части КоАП предлагается выстраивать по сферам регулирования с учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности;
  • исключить из отраслевых федеральных законодательных актов нормы об административной ответственности с перенесением соответствующих составов административных правонарушений в Особенную часть КоАП;
  • проанализировать многочисленные и зачастую необоснованные коррективы Особенной части КоАП, реализованные за прошедшие годы и ориентированные на произвольное увеличение числа новых и дробление первоначальных составов административных правонарушений, с целью исключения из диспозиций статей Особенной части КоАП дословного цитирования норм-запретов отраслевых актов федерального законодательства;
  • критически оценить и пересмотреть на основе анализа реальной правоприменительной практики санкции действующих норм Особенной части КоАП с целью определения обоснованности и правомерности существенного ужесточения за прошедшие годы практически всех мер административной ответственности (административных наказаний);
  • исключить из санкций норм Особенной части КоАП несопоставимые между собой виды, размеры и сроки альтернативных наказаний;
  • ограничить до минимума либо полностью исключить практику установления в санкциях норм Особенной части КоАП безальтернативных административных наказаний;
  • устранить проявление негативных тенденций, связанных с ненадлежащим правовым регулированием в той или иной сфере, а также с недостатками механизма государственного контроля (надзора), не предусматривая при этом административную ответственность при явной избыточности обязательных требований;
  • устанавливать административную ответственность, соразмерную характеру и степени общественной вредности противоправного деяния, с учетом общего риск-ориентированного подхода при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) и применении мер административного принуждения.
Читайте также:  Кто разрабатывает инструкции по охране труда

Отмечается, что результатами данной работы, проводимой синхронно с реформой контрольно-надзорной деятельности, должны стать введение в действие нового КоАП и вступление в силу иных законодательных актов РФ в рассматриваемой сфере с 1 января 2021 года.

Источник: https://news.ecoindustry.ru/2019/06/kontseptsiya-novogo-koap-rf/

Россия: Правительство представило Концепцию нового КоАП

Правительство представило Концепцию нового КоАП РФКонцепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Концепция определяет основные подходы к реформированию законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Ее текст размещен на официальном сайте Правительства РФ.

  • Планируется, что введение в действие нового КоАП произойдет синхронно с вступлением в силу иных законодательных актов Российской Федерации, работа над которыми ведется в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, – с 1 января 2021 года.
  • Разработчики Концепции предлагают:
  • – выделить категории административных правонарушений исходя из их характера и степени общественной вредности;
  • – установить в качестве общего правила назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми и при отсутствии отягчающих обстоятельств;
  • – выделить в качестве самостоятельного субъекта административных правонарушений индивидуальных предпринимателей;
  • – решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • – закрепить положение, исключающее возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.
  • – установить разные сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию, с учетом характера и степени общественной вредности различных категорий административных правонарушений;
  • – выделить в новом КоАП отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания;
  • – закрепить положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия (за исключением случаев, когда юрлицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения этим работником административного правонарушения);
  • – предусмотреть возможность замены одного вида наказания на другой вид без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам;
  • – урегулировать в специальной главе КоАП особенности административной ответственности несовершеннолетних, которым ко времени совершения правонарушения исполнилось 16 лет, но не исполнилось восемнадцати лет;
  • – применять освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не только в отношении водителей транспортных средств, но и иных правонарушителей.
  • – распространить механизм уплаты наложенного административного штрафа со скидкой 50% на иные административные правонарушения (помимо правонарушений в области дорожного движения) за некоторыми исключениями и предусмотреть возможность применения данной преференции помимо физлиц и к иным субъектам административной ответственности – ;

– упростить процедуру взыскания административных штрафов на суммы, не превышающие 10 тыс. руб.

  1. Отдельно отметим некоторые из предусмотренных Концепцией нововведений в отношении Особенной части нового КоАП. Так, предлагается:
  2. – выстроить ее структуру по сферам регулирования с учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности;
  3. – исключить из отраслевых федеральных законодательных актов нормы об административной ответственности с перенесением соответствующих составов административных правонарушений в Особенную часть КоАП;
  4. – ограничить до минимума либо полностью исключить практику установления в санкциях норм Особенной части КоАП безальтернативных административных наказаний.

Кроме того, планируется закрепить в новом КоАП дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи.

Так, предлагается рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста).

При этом отмечается, что в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено ст. 50 УПК РФ.

Напомним, что работа над Концепцией нового КоАП велась с конца марта 2019 года. Необходимость пересмотра норм действующего законодательства об административных правонарушениях обусловлена, в частности, неэффективностью норм действующего КоАП РФ, которую наглядно подтверждает статистика внесенных в него изменений: за 17 лет – свыше 4 800 изменений.

Источник

Источник: https://migrant.ru/rossiya-pravitelstvo-predstavilo-koncepciyu-novogo-koap/

КонсультантПлюс Краснодар — Представлена концепция нового КоАП РФ

Правительство обнародовало концепцию нового КоАП РФ, который должен вступить в силу с 1 января 2021 года. Хотят избавиться от процессуальных норм, разделить административные правонарушения на категории, пересмотреть сроки давности. Об этих и других изменениях читайте в обзоре.

Перед законодателями больше не будет стоять задача наказать и оштрафовать. Приоритетное значение будет отведено профилактике нарушений, в том числе и принудительной. Наказание предполагается установить для случаев, когда она не подействует. При этом будет применяться риск-ориентированный подход.

В КоАП РФ не будет процессуальных норм

В новом кодексе планируют сохранить положения о подведомственности, а нормы, регулирующие судопроизводство, перенесут в процессуальное законодательство.

Административные правонарушения разделят на категории

Делить на категории будут исходя из характера и степени общественного вреда (наступили ли негативные последствия, есть ли угроза таких последствий). Например, правонарушения повышенной вредности могут быть отнесены к категории грубых. В зависимости от категории установят виды и размеры наказаний.

Меньше дел будет проходить через суд

Предлагается сократить количество составов административных правонарушений, по которым к ответственности будет привлекать суд.

Ограничатся только составами повышенной общественной вредности и по которым назначать наказания вправе только суд.

Наведут порядок в сроках давности привлечения к административной ответственности

Для каждой категории административного правонарушения будет свой срок давности. При этом будет учитываться характер и степень общественной вредности правонарушений той или иной категории.

Новый кодекс можно будет изменить только с согласия правительства

Проекты федеральных законов о внесении изменений в новый КоАП РФ могут быть внесены в Госдуму только при наличии официального отзыва правительства. Правило о том, что любые изменения в кодекс вносятся только отдельными федеральными законами, сохранится.

Установят специальный срок для вступления в силу поправок к новому КоАП РФ

Все изменения в КоАП РФ будут вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня официального опубликования. Другой срок может быть установлен в самом федеральном законе.

Как отмечается в документе, в ходе работы над текстом нового кодекса обозначенные подходы могут быть изменены.

Источник: https://cons.ru/news/9023-predstavlena-kontseptsiya-novogo-koap-rf

Опубликована концепция нового КоАП

МОСКВА, 10 июн — РИА Новости. На сайте правительства опубликовали концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях.

Нововведения направлены на совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности наказания.

Так, за первое легкое нарушение в новом КоАП предусмотрено обязательное предупреждение. Такой подход предлагается также распространить на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их работников в случае замены административного штрафа предупреждением.

Кроме того, размер штрафа будут уменьшать за каждое смягчающее обстоятельство, но в то же время за каждое отягчающее обстоятельство штраф будет расти. В случае предотвращения нарушителем вредных последствий или добровольного устранения или возмещения причиненного вреда или ущерба, предлагается назначать минимальный штраф или же вовсе ограничиваться предупреждением.

Согласно новым правилам, приостанавливать деятельность юридических лиц и предпринимателей будут только суды. Сейчас административно приостановить деятельность на срок до 90 суток могут не только судьи, но и надзорные органы, если выявлено грубое нарушение требований промышленной безопасности.

В то же время россиян, совершивших правонарушения из-за принуждения, освободят от ответственности. Сейчас обстоятельствами, исключающими вину, являются невменяемость, чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства и другое. В новом кодексе добавляется физическое или психическое принуждение.

В новом КоАП отмечается, что детей-инвалидов, инвалидов I или II группы не будут привлекать к обязательным работам за правонарушения. Также освобождать от этого наказания будут из-за беременности или тяжелого заболевания.

Новый кодекс также предлагает дать возможность правонарушителям оплатить половину штрафа не только в сфере нарушения правил дорожного движения, но и других. Исключением станут грубые нарушения, которые влекут угрозу жизни и здоровью граждан.

Ныне действующий кодекс предполагает по ряду статей возможность уменьшить на 50% сумму наложенного административного штрафа, если уплатить его в срок 20 дней после вынесения соответствующего постановления.

Кроме того, штрафы до десяти тысяч рублей предлагается списывать с банковских счетов должника без возбуждения исполнительного производства. Если же дело завели, то нарушитель сможет получать извещения и уведомления о процессе при помощи sms и писем на электронную почту.

Разработка концепции

В конце марта глава правительства Дмитрий Медведев поручил Минюсту и Минэкономразвития подготовить концепцию нового кодекса.

По его словам, нынешний КоАП стал практически неприменимым из-за большого количества норм и поправок, а новый будет компактным, четким и логичным.

В разработке концепции участвовали представители федеральных органов исполнительной власти, Госдумы, Совфеда, Верховного суда, научного юридического сообщества.

Пятого июня на совещании у Медведева документ представили и одобрили.

Источник: https://ria.ru/20190610/1555443195.html

Опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

10 июня 2019 г. Правительством Российской Федерации опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проект который был внесен Минюстом России.

Концепция определяет основные подходы к реформированию законодательства об административных правонарушениях и призвана обеспечить ясность и согласованность норм будущего кодекса, не допустить избыточного государственного принуждения в сфере привлечения к административной ответственности как граждан, так и организаций.

Концепция предусматривает следующие нововведения.

1. С учетом того, что за прошедшие годы меры административной ответственности подверглись существенному ужесточению, предлагается на основе анализа правоприменительной практики оценить санкции действующих норм Особенной части КоАП на предмет их соразмерности и обоснованности.

Также предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, включив его в перечень мер обеспечения производства и существенно сократив предельный срок его применения. Административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя станет возможно только в судебном порядке. 

2.

В целях обеспечения профилактической направленности законодательства об административных правонарушениях планируется предусмотреть в качестве общего правила назначение гражданам за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, и при отсутствии отягчающих обстоятельств административного наказания в виде предупреждения. Данный подход предлагается также распространить на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их работников в случае замены административного штрафа предупреждением. 

3.

В новом КоАП будут предусмотрены случаи и особенности освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнения административного наказания. Планируется рассмотреть вопрос о закреплении института реабилитации лица, неправомерно привлеченного к административной ответственности, включая право на возмещение вреда, причиненного незаконным административным преследованием.

Читайте также:  Разрешения при индивидуальном строительстве будут заменены уведомлениями

4. Предлагается усилить гарантии оказания квалифицированной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, в частности, рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по делам, по которым предусмотрена возможность назначения гражданину административного ареста.

5. Будут определены особенности административной ответственности несовершеннолетних. К таким нарушителям могут быть применены меры воспитательного воздействия, а при назначении наказания должны учитываться условия их жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц.

6. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях будет осуществляться во взаимосвязи с реформой контрольно-надзорной деятельности.

При конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и юридическими лицами, общественную вредность административных правонарушений планируется соотносить с категориями риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.

При этом меры принуждения в виде административной ответственности должны применяться только в случаях отсутствия должного реагирования со стороны юридического лица на предписания должностных лиц контролирующих органов или грубого нарушения обязательных требований.

7. Планируется закрепить положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, кроме случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.

Будет исключена возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП.

Планируется предусмотреть случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях недопустимо должностными лицами, непосредственно участвовавшими в осуществлении мероприятий государственного контроля и составившими протоколы об административных правонарушениях по результатам таких мероприятий, путем закрепления конкретных составов административных правонарушений или конкретных сфер деятельности.

8. Должен претерпеть изменения и процесс производства по делам об административных правонарушениях.

По аналогии с подходом, предложенным в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, нормы, регламентирующие внесудебные процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, будут выделены из КоАП, при сохранении в нем положений о подведомственности таких дел субъектам административной юрисдикции.

При этом нормы, регулирующие судопроизводство, будут помещены в процессуальное законодательство.

9. Новая система исполнения административных наказаний должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование в обществе четкого понимания обязанности самостоятельного и добровольного их исполнения.

  • Стадия принудительного исполнения административных наказаний, влекущая негативные последствия для лиц, привлеченных к административной ответственности, будет носить исключительный характер и применяться в случае их уклонения от исполнения административных наказаний.
  • Предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на административные правонарушения в сферах дорожного движения и благоустройства территории, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых, например, грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан.
  • Также представляется целесообразным предусмотреть возможность применения этого механизма помимо физических лиц и к иным субъектам административной ответственности.

Источник: https://minjust.ru/ru/novosti/opublikovana-koncepciya-novogo-kodeksa-rossiyskoy-federacii-ob-administrativnyh

На сайте правительства опубликована концепция нового КоАП

10 июня правительство России опубликовало концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях. Одна из резонансных новостей: предлагается распространить 50-процентную скидку при своевременной уплате административного штрафа не только на штрафы ГАИ, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых, например грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан.

Концепция была утверждена правительством страны на прошлой неделе. Подробности документа сообщил «РГ» советник председателя Госдумы Владимир Плигин в интервью, опубликованном 10 июня.

В частности, по его словам, планируется предусмотреть состязательные процедуры для рассмотрения дел об административных правонарушениях. В отдельную категорию будут выделены грубые правонарушения.

Особо будет предусмотрено, что санкции не должны носить пресекательного характера, то есть разорять бизнес.

Следствие попросило продлить арест Абызову до 25 июля

Напомним, в апреле распоряжением правительства была создана межведомственная рабочая группа по подготовке нового КоАП. Возглавил группу заместитель председателя правительства — руководитель аппарата правительства России Константин Чуйченко.

Планируется, что новый КоАП вступит в силу с 1 января 2021 года. «В концепции воплощена дата вступления в силу уже нового законодательства, которое будет регулировать общественные отношения в сфере административной ответственности. Эта дата будет совпадать с датой вступления в силу новых правил по контрольно-надзорной деятельности — 1 января 2021 года», — сообщил Константин Чуйченко.

При этом авторы концепции решили, что на смену действующему КоАП должны прийти три закона.

«Мы решили разбить на две отрасли: материальное право и процессуальное, точно так же, как и в контрольно-надзорной деятельности.

В свою очередь процессуальную часть мы решили тоже разбить на две подотрасли: это рассмотрение дел административными органами и рассмотрение дел судами», — сообщил журналистам вице-премьер.

  • Как пояснили в свою очередь в Министерстве юстиции России, новая система исполнения административных наказаний должна быть ориентирована прежде всего на формирование в обществе четкого понимания обязанности самостоятельного и добровольного их исполнения.
  • Правило о 50-процентной скидке при своевременной уплате штрафа предлагается расширить
  • Как пояснили в свою очередь в Министерстве юстиции России, новая система исполнения административных наказаний должна быть ориентирована прежде всего на формирование в обществе четкого понимания обязанности самостоятельного и добровольного их исполнения.

Источник: https://rg.ru/2019/06/11/na-sajte-pravitelstva-opublikovana-koncepciia-novogo-koap.html

Правительство представило новую концепцию КоАП

МОСКВА, 10 июня. /ТАСС/. Составы правонарушений в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях будут сокращены. Об этом говорится в опубликованной на сайте правительства концепции нового КоАП.

«Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний», — говорится в документе.

Также концепция предполагает сокращение числа составов административных правонарушений, по которым арбитражный суд привлекает к административной ответственности. Таким образом, новый КоАП ограничится «только теми составами, которые представляют повышенную общественную вредность и по которым административные наказания вправе назначать только суд».

Административное наказание

Кроме того, ответственность за административные правонарушения будет устанавливаться по категориям негативных последствий. 

«Категоризацию административных правонарушений предлагается осуществлять исходя из их характера и степени общественной вредности: угрозы наступления и (или) факта наступления определенных негативных последствий.

Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых, — говорится в документе.

— При этом в зависимости от категории административного правонарушения должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний».

При этом для каждой категории административных правонарушений будут установлены соответствующие сроки давности привлечения к ответственности и максимальные наказания. Согласно концепции, максимальный срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности — два года.

В новом КоАП также будет закреплена квалификация видов правонарушений, таких «как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные». В документе отмечается, что «требуется изучение видов административных наказаний с точки зрения их адекватности современным вызовам».

Установление вины

Также, согласно концепции, в принципы административной ответственности должны быть включены принцип вины, презумпции невиновности, справедливости, соразмерности, гуманизма и другие. В частности, «никто не может нести административную ответственность в отсутствие его вины в совершении конкретного правонарушения».

В концепции также уточняется, что вина может быть исключена в случае невменяемости совершившего правонарушение, или совершения «деяния, содержащего признаки административного правонарушения, вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств».

«Помимо крайней необходимости также следует предусмотреть такое обстоятельство, исключающее противоправность деяния, как физическое или психическое принуждение», — отмечается в документе.

Административные штрафы 

Размер административного штрафа будет определяться в соответствии с имущественным и финансовым положением правонарушителя, а также причиненным им вредом. 

«При назначении административного наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности», — говорится в документе.

В частности, в случае предотвращения вредных последствий правонарушения или добровольного возмещения ущерба должен назначаться минимальный штраф или штраф должен заменяться на предупреждение. При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа должен уменьшаться за каждое такое обстоятельство, а при наличии отягчающих обстоятельств — увеличиваться.

В документе отмечается, что при подготовке нового КоАП «необходимо также решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела». Кроме того, в новом КоАП будут предусмотрены условия отсрочки наказания, рассрочки выплаты административных штрафов, порядок и случаи замены одного вида административного наказания другим.

Оплата штрафов со скидкой

  • Расширение списка административных правонарушений с возможностью оплаты штрафа с 50%-ной скидкой предлагается предусмотреть в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях. 
  • «Предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на административные правонарушения в области дорожного движения, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых видов административных правонарушений (например, грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан, либо при назначении оборотных штрафов)», — говорится в документе.
  • Также предлагается предусмотреть в новом КоАП возможность применения дисконта, «помимо физических лиц, к иным субъектам административной ответственности».

Кроме того, концепция предлагает упрощение процедур взыскания административных штрафов на небольшие суммы (не более 10 тыс. рублей), направляемых для принудительного исполнения в ФССП России в форме электронного документа, исключающего возбуждение исполнительного производства.

Посягающие на общественный порядок правонарушения

  1. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, будут максимально полно включены в новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. 
  2. «В новую редакцию КоАП максимально полно должны быть включены составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, сферу благоустройства», — говорится в концепции.
  3. Согласно концепции, новый КоАП вступит в силу с 1 января 2021 года.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6535146

Концепция нового КоАП РФ была представлена Правительству РФ и в целом одобрена

Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Разработчиками Концепции в лице Минюста России, Минэкономразвития России с участием заинтересованных органов государственной власти и экспертных организаций отмечается, что со дня вступления в силу действующего в настоящее время КоАП РФ назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Главным результатом такой работы должна стать стабильность института административной ответственности, трансформации его из преимущественно карательно-фискального инструмента в институт назначения наказания, подлежащего дифференцированному применению с учетом риск-ориентированного подхода в случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не имели должного воздействия. Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний.

  • Одобренная Концепция включает в себя, в частности, следующие целеполагающие подходы:
  • — учитывая накопленный федеральным законодателем опыт, требует сохранения положение о возможности внесения любых изменений в КоАП только отдельными федеральными законами. Такое же правило должно устанавливаться и для региональных законов об административных правонарушениях;
  • —  в законе о введении в действие КоАП следует закрепить норму о том, что проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в данный кодекс могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официального отзыва Правительства РФ, а также предусмотреть, что соответствующие федеральные законы должны вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда иное прямо указано в федеральном законе;
  • —  к полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, за правонарушения в наиболее важных экономических и социальных сферах, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также установление порядка осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях.
  • К полномочиям субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  •  — в новом КоАП следует предусмотреть полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Банка России и Генеральной прокуратуры РФ по изданию нормативных правовых актов в сфере административной ответственности, установив закрытый перечень вопросов, по которым могут издаваться такие акты, и предъявляемые к таким актам обязательные требования.
  • Указанными нормативными правовыми актами не может устанавливаться административная ответственность, а также изменяться порядок осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо четко обозначить позицию о невключении данных актов в понятие законодательства об административных правонарушениях;
  • —  необходимо зафиксировать общеизвестное правило «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо должно подлежать административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения;
  • — очевидная экстерриториальность отдельных правонарушений, особенно в области предпринимательской деятельности, требует определения действия КоАП в случае, если в результате совершения такого административного правонарушения за пределами территории Российской Федерации причинен вред охраняемым законодательством РФ общественным отношениям. Данное правило не должно распространяться на случаи, когда лицо было привлечено к административной или уголовной ответственности за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства;
Читайте также:  Значение понятий доминус и гестор

— категоризацию административных правонарушений предлагается осуществлять исходя из их характера и степени общественной вредности: угрозы наступления и (или) факта наступления определенных негативных последствий.

Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. При этом в зависимости от категории административного правонарушения должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний.

Для каждой категории административных правонарушений целесообразно также установить сроки давности привлечения к административной ответственности, особенности производства по делам об административных правонарушениях, максимальные административные наказания, которые могут быть установлены за административные правонарушения, отнесенные к каждой категории;

  1. — предлагается закрепить определения вызывающих затруднения при квалификации таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные.
  2. Также целесообразно закрепить понятие совокупности административных правонарушений, имея при этом в виду, что, если правонарушение предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме;
  3. — помимо определенных в качестве субъектов административных правонарушений граждан, должностных лиц (и лиц, приравненных к должностным), а также юридических лиц, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей;
  4. — учитывая особенности правового статуса органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанного с осуществлением их деятельности только в рамках бюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами, необходимо исключить административную ответственность данных органов и организаций как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности;
  5. — обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении административного правонарушения, следует признать:
  6. невменяемость физического лица во время совершения противоправного деяния, содержащего признаки административного правонарушения;
  7. совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  8. иные обстоятельства, предусмотренные Особенной частью КоАП.
  9. Помимо крайней необходимости также следует предусмотреть такое обстоятельство, исключающее противоправность деяния, как физическое или психическое принуждение;
  10. — предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, одновременно включив его наряду с временным запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также рассмотреть вопрос о возможности существенного сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности.
  11. При этом в целях обеспечения гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, следует ввести исключительно судебный порядок применения данной меры, предусмотрев в целях оперативного рассмотрения дел досудебный порядок применения временного запрета деятельности;
  12. —  в целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств. Предупреждение может быть также назначено совершившему административное правонарушение (кроме грубого административного правонарушения) индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющемуся в том числе субъектом малого или среднего предпринимательства, а также их работникам в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение;
  13. — при назначении административного наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности.
  14. Необходимо также решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности;
  15. — в случае предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения либо добровольного устранения или возмещения лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного административным правонарушением вреда или ущерба административный штраф должен назначаться в минимальном размере, предусмотренном за совершение соответствующего административного правонарушения, или заменяться на предупреждение;

— при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа должен подлежать уменьшению за каждое такое обстоятельство.

В то же время при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа может подлежать увеличению за каждое такое обстоятельство.

Размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство должны устанавливаться КоАП;

  • — максимальный срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности (два года). Исключением из этого могут быть случаи, когда установлена административная ответственность юридических лиц;
  • — в новом КоАП предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания.
  • Должно быть закреплено положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, за исключением случаев, когда юридическое лицо наряду с его виновным работником виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения;

—  должна быть предусмотрена возможность замены одного вида наказания на другой вид без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам, что создаст правовой инструментарий для недопущения юридической возможности виновному лицу избежать назначенного наказания. Такое право должно быть предоставлено суду, должностным лицам при рассмотрении соответствующих ходатайств.

  1. В целях комплексного совершенствования Особенной части действующего КоАП представляется необходимым:
  2. — структурировать внутреннюю организацию содержания Особенной части, уточнив и конкретизировав по главам предметы регулирования на основе классификации административных правонарушений по видовым и конкретным объектам противоправного посягательства. При этом структуру Особенной части КоАП предлагается выстраивать по сферам регулирования с учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности;
  3. — исключить из отраслевых федеральных законодательных актов нормы об административной ответственности с перенесением соответствующих составов административных правонарушений в Особенную часть КоАП;
  4. — проанализировать многочисленные и зачастую необоснованные коррективы Особенной части КоАП, реализованные за прошедшие годы и ориентированные на произвольное увеличение числа новых и дробление первоначальных составов административных правонарушений, с целью исключения из диспозиций статей Особенной части КоАП дословного цитирования норм-запретов отраслевых актов федерального законодательства;
  5. — критически оценить и пересмотреть на основе анализа реальной правоприменительной практики санкции действующих норм Особенной части КоАП с целью определения обоснованности и правомерности существенного ужесточения за прошедшие годы практически всех мер административной ответственности (административных наказаний);
  6. — исключить из санкций норм Особенной части КоАП несопоставимые между собой виды, размеры и сроки альтернативных наказаний;
  7. — ограничить до минимума либо полностью исключить практику установления в санкциях норм Особенной части КоАП безальтернативных административных наказаний;
  8. — устранить проявление негативных тенденций, связанных с ненадлежащим правовым регулированием в той или иной сфере, а также с недостатками механизма государственного контроля (надзора), не предусматривая при этом административную ответственность при явной избыточности обязательных требований;
  9. — устанавливать административную ответственность, соразмерную характеру и степени общественной вредности противоправного деяния, с учетом общего риск-ориентированного подхода при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) и применении мер административного принуждения.
  10.  Отмечается, что результатом данной работы, проводимой синхронно с реформой контрольно-надзорной деятельности, должно стать введение в действие нового КоАП и вступление в силу иных законодательных актов РФ в рассматриваемой сфере с 1 января 2021 года.
  11. Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 10.06.2019

Поделиться ссылкой:

Источник: http://www.Consultant.ru/law/hotdocs/58076.html/

Ссылка на основную публикацию