Обязанности перевозчика по договору перевозки груза

Грузоотправитель
— физическое или юридическое лицо,
которое по договору перевозки груза
выступает от своего имени или от имени
владельца груза и указывается в
транспортной накладной. Грузоотправителем
может являться не только владелец груза,
но и лицо, выступающее от его имени (п. 4
ст. 2 УАТ).

Перевозчик
— юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, принявшие на себя по
договору перевозки груза обязанность
перевезти вверенный грузоотправителем
груз в пункт назначения и выдать груз
управомоченному на его получение
лицу.

Грузополучатель
в заключении договора не участвует,
однако он управомочен на получение
груза.

Правомочия
грузоотправителя:

• при
разовой перевозке подать заявку на
перевозку в установленный срок, а при
систематических перевозках заключить
долгосрочный договор об организации
перевозок (ст. 798 ГК);

• предъявлять
к перевозке грузы в обусловленном
объеме, если заключен договор об
организации перевозки грузов (ч. 1 ст.
798 ГК);

• предъявить
претензии к перевозчику груза до
предъявления иска в суд при ненадлежащем
исполнении договора (п. 1 ст. 797 ГК).
Срок исковой давности по таким требованиям
– 1 год (п. 3 ст. 797 ГК);

• отказаться
от поданных ему транспортных средств,
если они не пригодны для перевозки его
груза (ч. 2 п. 1 ст. 791 ГК);

• осуществить
погрузку в соответствии с установленными
правилами, если она предусмотрена
договором (п. 2 ст. 791 ГК), и в сроки,
предусмотренные им (п. 3 ст. 791 ГК);

Правомочия
перевозчика:

• подать
отправителю исправные транспортные
средства, пригодные для перевозки
соответствующего груза в срок,
установленный в заявке грузоотправителя
(п. 1 ст. 791 ГК);

• осуществить
погрузку груза, если это предусмотрено
договором (п. 2 ст. 791 ГК).

Правомочия
грузополучателя:

• выгрузить
прибывший груз в срок, предусмотренный
договором (п. 3 ст. 791 ГК);

• предъявить
претензии к перевозчику груза до
предъявления иска в суд при ненадлежащем
исполнении договора (п. 1 ст. 797 ГК).

Грузополучатель,
в
свою очередь, обязан принять поступивший
в его адрес груз.

Отказаться от прибывшего
в его адрес груза грузополучатель может
только в случае, если качество груза
вследствие его порчи или повреждения
изменилось настолько, чтя исключает
возможность его полного или частичного
использования.

Грузополучатель не
является стороной по договору перевозки
груза, в связи с этим, по общему правилу,
требование перевозчики к грузополучателю
об исполнении обязанностей по договору
пере! возки неправомерно, за исключением
случаев, прямо предусмотренных законом.

58.
Ответственность сторон по договору
перевозки грузов. Условия ответственности
перевозчика (презумпция вины перевозчика,
бремя доказывания, срок для предъявления
претензий, срок исковой давности и др.).
Основания ответственности. Размер
ответственности. Обстоятельства,
исключающие ответственность перевозчика
(на примере ж/д перевозки).

1.
В случае неисполнения либо ненадлежащего
исполнения обязательств по перевозке
стороны несут ответственность,
установленную настоящим Кодексом,
транспортными уставами и кодексами, а
также соглашением сторон.

2.
Соглашения транспортных организаций
с пассажирами и грузовладельцами об
ограничении или устранении установленной
законом ответственности перевозчика
недействительны, за исключением случаев,
когда возможность таких соглашений при
перевозках груза предусмотрена
транспортными уставами и кодексами.

  • Обстоятельства,
    которые исключают ответственность
    перевозчика за несохранность грузов
    на различных видах транспорта
    ,
    можно разделить на две наиболее
    характерные группы по признаку
    распределения бремени доказывания
    между перевозчиком и грузоотправителем
    (грузополучателем).
  • Первая
    группа предусматривает презумпцию вины
    перевозчиков
    ,
    и согласно содержанию этих статей
    перевозчик обязан доказать отсутствие
    своей вины, в противном случае он должен
    нести ответственность за несохранность
    груза.
  • Следует
    отметить, что эти обстоятельства на
    всех видах транспорта в основном
    одинаковые, и это дает возможность
    выделить наиболее характерные.
  • К
    ним относятся:
  • а)
    вина грузоотправителя и грузополучателя;
  • б)
    особые естественные свойства перевозимого
    груза, вызвавшие его поломку, ржавчину,
    внутреннюю порчу и другие последствия;
  • в)
    недостатки тары или упаковки, которые
    не могли быть замечены по наружному
    виду при приеме груза к перевозке, или
    применение тары, не соответствующей
    свойствам груза или установленным
    стандартам, при отсутствии следов
    повреждения тары в пути;
  • г)
    сдача груза к перевозке без указания в
    накладной его особых свойств, требующих
    особых условий или предосторожности
    для сохранности груза при перевозке
    или хранении;
  • д)
    сдача к перевозке груза, влажность
    которого превышает установленную норму.

Вторая
группа обстоятельств предусматривает
презумпцию невиновности перевозчика
.
В статье 118 Устава железнодорожного
транспорта, ст. 118 Кодекса внутреннего
водного транспорта, ст. 168 Кодекса
торгового мореплавания и ст.

35 Устава
автомобильного транспорта и городского
электрического транспорта перечисляются
обстоятельства, освобождающие перевозчика
от ответственности за несохранность
груза при перевозке, когда бремя
доказывания вины перевозчика возложено
на грузоотправителя или грузополучателя
при получении груза в пункте назначения.

К
таким обстоятельствам относится,
например, прибытие груза в пункт
назначения в исправном состоянии, за
исправными запорно-пломбировочными
устройствами (пломбами), установленными
грузоотправителем. Предполагается, что
доступа к грузу во время его следования
в адрес грузополучателя не было.

  1. Перевозчик
    несет ответственность за недостачу
    груза лишь в том случае, если будет
    доказано обратное.
  2. Иск
    к перевозчику может быть предъявлен
    грузоотправителем

    или грузополучателем в случае полного
    или частичного отказа перевозчика
    удовлетворить претензию либо неполучения
    от перевозчика ответа в тридцатидневный
    срок.
  3. Срок
    исковой давности

    по требованиям, вытекающим из перевозки
    груза, устанавливается в один год с
    момента, определяемого в соответствии
    с транспортными уставами и кодексами.
  4. Ущерб,
    причиненный при перевозке груза или
    багажа, возмещается перевозчиком:
  5. в
    случае утраты или недостачи груза или
    багажа — в размере стоимости утраченного
    или недостающего груза или багажа;
  6. в
    случае повреждения (порчи) груза или
    багажа — в размере суммы, на которую
    понизилась его стоимость, а при
    невозможности восстановления поврежденного
    груза или багажа — в размере его стоимости;
  7. в
    случае утраты груза или багажа, сданного
    к перевозке с объявлением его ценности,
    — в размере объявленной стоимости груза
    или багажа.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6189970/page:39/

Права и обязанности сторон договора перевозки груза и их исполнение

Основные права и обязанности сторон договора перевозки груза определены ст. 785, 790, 792 ГК РФ и соответствующими нормами транспортных уставов и кодексов.

К числу основных прав и обязанностей перевозчика относятся:

1) обязанность доставить вверенный перевозчику отправителем груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792, ст. 33 УЖТ РФ);

2) обязанность доставить вверенный ему груз в пункт назначения в сохранности (ст. 796 ГК РФ, ст. 33, 45 УЖТ РФ);

3) обязанность уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон (ст. 34 УЖТ РФ);

4) по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения обязанность выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы (ст. 36 УЖТ РФ).

Основными правами и обязанностями грузоотправителя являются:

1) обязанность внести плату за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи (ст. 790 ГК РФ, ст. 30 УЖТ РФ);

2) обязанность обеспечить прием доставленного перевозчиком груза в пункт назначения (ст. 36 УЖТ РФ);

3) право на переадресацию груза с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения (ст. 31 УЖТ РФ).

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки груза. Особенности ответственности перевозчика за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза. Основания освобождения сторон от ответственности

В соответствии со ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Из положений ст. 793 ГК РФ вытекает несколько принципиальных моментов, которые следует учитывать при решении вопроса об ответственности сторон по договору перевозку грузов:

1) основания и формы ответственности могут устанавливаться ГК РФ, а также транспортными уставами и кодексами, соглашением сторон, при этом п. 2 ст. 784, п. 1 ст. 793 ГК РФ устанавливают иерархию нормативных актов – положения ГК РФ по данному вопросу имеют приоритет перед положениями транспортных уставов и кодексов;

2) закон запрещает заключение соглашений между перевозчиками и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика, если иное не предусмотрено транспортными уставами и кодексами. Иными словами, стороны не могут изменить объем ответственности перевозчика, но вправе изменить объем ответственности грузоотправителя.

Вместе с тем, ст. 114 УЖТ РФ устанавливает иное положение, противоречащее п. 2 ст. 793 ГК РФ.

В силу указанной нормы считаются недействительными любые соглашения перевозчика с грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) или пассажирами, имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) или пассажиров, если иное не предусмотрено УЖТ РФ.

По общему правилу в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами договора перевозки грузов к сторонам могут быть применены только две формы гражданско-правовой ответственности – взыскание неустойки и возмещение реального ущерба (ст. 796 ГК РФ, ст. 96-112 УЖТ РФ), возможность взыскание упущенной выгоды исключена.

Особым случаем ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки грузов является ответственность за несохранность грузов, т.е. за его утрату, недостачу и повреждение (порчу) (ст. 796 ГК РФ).

Под утратой груза понимается ситуация, когда он не выдан грузополучателю по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении (ст. 45 УЖТ РФ), под недостачей – частичная утрата груза, а под повреждением (порчей) груза – ухудшение его физических (химических или биологических) свойств вследствие механического (природного, химического) воздействия.

Исторически основания и условия привлечения перевозчика к ответственности в данном случае характеризуются рядом специфических особенностей:

1) перевозчик несет ограниченную ответственность, поскольку ущерб, причиненный владельцу груза, возмещается им только в определенной части, т.е.

в размере стоимости утраченного, недостающего груза либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость поврежденного груза, а при невозможности восстановления поврежденного (испорченного) груза – в размере его стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ).

При этом стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ).

2) Наряду с возмещением ущерба в вышеуказанных размерах, перевозчик возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ).

3) Наиболее дискуссионным является вопрос о субъективном основании ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза, его обсуждение связано с разным содержанием ст. 796 ГК РФ и ст. 95 УЖТ РФ.

Так, в силу п. 1 ст.

796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Указанная норма корреспондирует положениям п. 3 ст. 401 ГК РФ, закрепляющим принцип ответственности за нарушение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности независимо от вины.

Однако, в ст.

95 УЖТ РФ закреплено иное правило: перевозчик может быть освобожден от ответственности за несохранность груза, если не докажет, что его несохранность произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности вследствие: причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя); особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути; сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму. Приведенные положения ст. 95 УЖТ РФ, в отличие от ст. 796 ГК РФ, содержат иное основание ответственности перевозчика, соответствующее п.1 ст.401 ГК РФ, т.е. по принципу вины.

В литературе высказано несколько точек зрения по данному вопросу:

а) одни авторы полагают, что ответственность перевозчика за необеспечение сохранности груза строится по принципу вины (Т.Е. Абова, Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов, О.Н. Садиков);

б) другие утверждают, что базовым принципом ответственности перевозчика в рассматриваемом случае выступает принцип ответственности без учета вины перевозчика, допустившего нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки грузов, при осуществлении предпринимательской деятельности (В.В. Витрянский). По мнению автора, определение в УЖТ РФ оснований освобождения перевозчика от ответственности никак не может свидетельствовать о том, что такая ответственность строится по принципу вины. Наоборот, п. 3 ст. 401 ГК РФ допускает установление законом или договором дополнительных оснований для освобождения от ответственности лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Именно эти «дополнительные» основания и закреплены в УЖТ РФ, такая конструкция ответственности не имеет ничего общего с принципом вины.

Читайте также:  Объявление гражданина умершим - правовые последствия

Основания освобождения сторон от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки грузов установлены ст.796 ГК РФ и ст. 95, 118 УЖТ РФ.

По общему правилу основаниями для освобождения сторон от ответственности являются обстоятельства непреодолимой силы, явления стихийного характера, военные действия, а также иные обстоятельства, которые стороны не могли предотвратить или устранение которых от них не зависело.

По традиции, сложившейся еще в советском законодательстве, особые основания освобождения перевозчика от ответственности за необеспечение сохранности груза установлены в ст. 118 УЖТ РФ, содержание которой вызывает серьезные возражения.

В соответствии со ст. 118 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, в случае, если будут установлены обстоятельства, указанные в данной норме, т.е. по сути, в силу особой закрепленной в данной статье презумпции невиновности.

При этом перевозчик может быть привлечен к ответственности за несохранность груза, но только, если предъявитель претензии докажет, в том числе при необходимости с привлечением независимых экспертов и в порядке, установленном ст.

42 УЖТ РФ, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.

Очевидно, что положения ст. 118 УЖТ РФ нарушают права грузоотправителя и грузополучателя и ставят их в крайне невыгодное по сравнению с перевозчиком положение. Поэтому в п. 27 Постановления ВАС РФ, высшая судебная инстанция специально указала на то, что при применении ст.

118 УЖТ РФ следует исходить из того, что в предусмотренных в этой статье случаях перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза при перевозке, если докажет, что они произошли, как указано в ст.

796 ГК РФ, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/34542.html

Понятие договора перевозки грузов. Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

  • Юридическая квалификация договора: двусторонне обязывающий, возмездный, реальный (вытекает из необходимости первоначальной сдачи груза для перевозки), может быть консенсуальным — если договор заключается на условиях предоставления для перевозки строго определенного судна (всего или соответствующих помещений), воздушного или морского (чартер).
  • Данный договор является обычно публичным договором в пользу третьего лица, так как коммерческая организация осуществляет перевозки транспортом общего пользования.
  • Стороны договора: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице (в этом случае это договор не в пользу третьего лица, а в пользу участников).

Субъектный состав сторон: каких-либо специальных требований закон к грузоотправителю и грузополучателю не предъявляет. Ими могут быть любые субъекты гражданского права, перевозчиком может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные таким правом на основании лицензии.

Существенные условия договора: предмет, срок, транспортабельность груза.

Предмет договора — услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения.

Срок договора — отрезок времени, в который груз должен быть доставлен и выдан получателю. Сроки доставки груза устанавливаются в порядке, предусмотренными транспортными уставами, кодексами, а при их отсутствии в законодательстве — в разумный срок (по соглашению сторон). Сроки доставки груза зависят от вида транспорта, расстояния перевозки, скорости.

Транспортабельность груза — качественное состояние груза, тары, упаковки, обеспечивающее сохранность в процессе перевозки.

Грузы должны предъявляться к перевозке в контейнерах, таре, упаковке, соответствующей стандартам (техническим условиям), а если стандарты не установлены — в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность в пути следования. Перевозчик вправе отказаться от принятия к перевозке груза в нетранспортабельном виде.

Форма договора: простая письменная. Для заключения договора применяется система единого документа (п. 2 ст. 785 ГК РФ):

  • система накладной, применяемая на всех видах транспорта;
  • система коносамента, применяемая обычно на морском транспорте.

Транспортная накладная  — это:

  • накладная, квитанция — на железнодорожном, внутреннем воздушном и водном транспортах;
  • товарно-транспортная накладная — на автомобильном транспорте;
  • коносамент — это ценная бумага, оформляющая перевозку на морском транспорте;
  • чартер используется при перевозке грузов морем, либо в воздушных перевозках в международном сообщении. В транспортной накладной указываются:
  • сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.);
  • отправитель, получатель, расстояние перевозки, ее стоимость.
  1. Транспортная накладная удостоверяет прием груза к перевозке, сопровождает груз на всем пути следования и выдается перевозчиком получателю вместе с грузом.
  2. При возникновении споров в связи с необеспечением сохранности груза, просрочкой в его доставке, предъявление транспортной накладной в суде обязательно.
  3. При оформлении чартера приемка груза к перевозке удостоверяется коносаментом (при перевозках грузов морем в заграничном сообщении), грузовой накладной (на воздушных перевозках)

При каботажных перевозках коносамент — письменная форма договора перевозки. Коносамент оформляется перевозчиком на основании письменного объявления о грузе (погрузочного ордера).

В нем грузоотправитель указывает наименование отправителя, получателя, сведения о грузе, размер платы за перевозку (фрахт).

Грузоотправитель отвечает перед перевозчиком за все последствия неправильности сведений, содержащихся в погрузочном ордере.

При перевозке железнодорожным транспортом грузоотправителю в подтверждении приема от него груза выдается квитанция, которая служит доказательством договора перевозки.

Кроме того, на каждую отправку на основе транспортной накладной оформляется железнодорожная ведомость, отражающая сведения о грузе и расстоянии перевозки. Железнодорожная ведомость, как и транспортная накладная, сопровождает груз на всем пути следования.

Грузополучатель расписывается в ведомости в получении груза, после чего она остается у перевозчика, как документ учета работы транспорта.

Транспортная документация выполняет две функции:

  • является доказательством заключения договора перевозки и его условий;
  • дает право на распоряжение грузом.
  • Провозная плата (тариф за услуги) определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом, правовыми актами.
  • Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов
  • Перевозчик обязан:
  • произвести погрузку или выгрузку груза;
  • доставить груз в пункт назначения в указанные сроки
  • обеспечить сохранность перевозимого груза и передать его грузополучателю;
  • выдать груз управомоченному лицу в месте назначения;
  • иные обязанности, предусмотренные договором.
  1. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до момента выдачи получателю.
  2. Перевозчик вправе:
  3.  задержать перевозку груза в связи с ее неуплатой;
  4.  взыскать штраф за простой вагонов, связанный с задержкой погрузочных работ
  5. Грузоотправитель обязан:
  • предъявить своевременно к перевозке груз с необходимыми документами;
  • поместить груз в требуемую тару, замаркировать,
  • объявить его цену;
  • уплатить провозную плату (устанавливается соглашением сторон
  • оплатить различные услуги дополнительного характера (хранение, погрузо-разгрузочные работы).
  • Грузоотправитель вправе:
  •  изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта назначения;
  •  пункт назначения груза (переадресовка допускается только с согласия перевозчика).

Источник: https://students-library.com/library/read/24161-ponatie-dogovora-perevozki-gruzov-prava-i-obazannosti-storon-po-dogovoru-perevozki-gruzov

Содержание договора перевозки груза

Содержание договора перевозки груза определяется его условиями, которые конкретизируют права и обязанности сторон.

Основная обязанность перевозчика — доставка груза в пункт назначения в установленный срок. Одной из гарантий выполнения этого требования является соблюдение соответствующего скоростного режима.

Как уже было отмечено, Правилами перевозок фузов автомобильным транспортом такой режим установлен отдельно для перевозок фузов в городском и пригородном сообщениях и для перевозок фузов в междугородном и международном сообщениях.

Требование своевременности доставки груза грузополучателю в качестве условия договора закреплено как в ГК, так и в УАТГНЭТ. В ст. 792 ГК эта обязанность перевозчика сформулирована следующим образом: «Перевозчик обязан доставить фуз…

в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок». Что касается Устава, то в сг. 14 указывается, что перевозчики обязаны осуществлять доставку фузов в сроки, установленные договором перевозки груза.

Срок доставки груза исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке.

В случае задержки доставки груза перевозчик обязан проинформировать об этом грузоотправители и фузополучатсля.

Законом установлен максимальный срок задержки выдачи груза, по истечении которого он считается уфаченным с вытекающими из этого правовыми последствиями. В ч. 3 ст.

14 УАТГНЭТ указывается, что если иное не установлено договором перевозки фуза, грузоотправитель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

  • -в течение 10 дней со дня приема фуза для перевозки в городском и пригородном сообщениях;
  • -в течение 30 дней со дня, когда фуз должен был быть доставлен грузополучателю при перевозке в междугородном сообщении.

Установленный законом порядок выдачи фуза при доставке его в пункт назначения возлагает на перевозчика ряд обязанностей. Перевозчик должен выдать грузополучателю груз по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной.

Если грузополучатель отказался принять груз но причинам, нс зависящим от перевозчика, последний вправе доставить его по указанному грузоотправителем новому адресу, а в случае невозможности доставки 1руза по этому адресу возвратить груз грузоотправителю. При этом перевозчик должен предварительно уведомить его о возврате 1руза.

УАТГНЭТ квалифицирует указание нового адреса как переадресовку груза (ч. 3 ст. 15). Однако закрепленный в транспортном законодательстве институт переадресовки груза имеет совсем иную правовую природу.

В соответствии с транспортными законами переадресовка означает изменение грузополучателя и (или) пункта назначения по инициативе грузоотправителя или грузополучателя.

Она включает, во- первых, подачу письменного заявления грузоотправителем или грузополучателем об изменении грузополучателя и (или) пункта назначения, во-вторых, получение письменного согласия нового 1рузополучателя.

Кроме того, переадресовка осуществляется грузоотправителем до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной, а грузополучателем — с момента получения транспортной накладной и до момента выдачи груза. Выполнение перечисленных действий является для перевозчика гарантией принятия новым грузополучателем доставленного ему груза.

Ничего этого нет в ситуации, когда грузополучатель отказался от принятия груза и грузоотправитель по требованию перевозчика вынужден указать новый адрес доставки груза.

Поэтому нс случайно в других транспортных законах действия грузоотправителя по распоряжению 1рузом (в том числе но отправке его другому грузополучателю), который отказался принять 1рузополучатель, не именуются переадресовкой груза.

Но и переадресовка, как она определена другими транспортными законами, не нашла регламентации в УАТГНЭТ.

Порядок проверки массы груза и количества 1рузовых мест при выдаче груза должен соответствовать порядку проверки массы груза и количества 1рузовых мест при приеме груза от грузоотправителя в пункте отправления.

Если груз доставлен в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах, при наличии исправных пломб грузоотправителей, его выдача грузополучателю осуществляется без проверки массы, состояния груза, количества грузовых мест.

В УАТГНЭТ закреплены случаи выдачи перевозчиком груза с обязательной проверкой его массы, состояния и количества грузовых мест.

К ним относятся: 1) доставка груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятых для перевозки без пломб; 2) доставка 1руза в неисправных кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя; 3) доставка скоропортящегося 1руза с нарушением срока доставки, установленного договором перевозки груза, или температурного режима при перевозке, установленного правилами перевозок грузов.

Если при выдаче груза в таре или упаковке обнаружено их повреждение, а также выявлены другие обстоятельства, которые могли оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденной таре или упаковке.

При обнаружении недостачи, повреждения (порчи) 1руза перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза.

В случае возникновения необходимости проведения экспертизы в целях определения размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, грузополучатель либо по его требованию или но своей инициативе перевозчик приглашают экспертов в соответствующей области. Инициатор проведения экспертизы обязан уведомить вторую сторону о приглашении экспертов.

В противном случае результаты экспертизы будут считаться недействительными. О времени проведения экспертизы инициатор обязан известить вторую сторону в письменной форме, если иная форма нс предусмотрена договором перевозки груза.

Если перевозчик уклоняется от вызова экспертов, а также, если перевозчик или грузополучатель уклоняется от участия в проведении экспертизы, инициатор вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны. Услуги экспертов подлежат оплате. Все расходы но проведению экспертизы оплачивает лицо, которое заказало экспертизу. УАТГНЭТ предусмотрено последующее отнесение этих расходов на сторону, виновную в недостаче, повреждении (порчи) груза (ч. 15ст. 15).

Обязанность перевозчика по хранению груза имеет свои особенности: во-первых, она выполняется, если груз доставлен в его терминал; во-вторых, закон устанавливает предельный срок хранения груза в терминале перевозчика, который составляет 30 дней (ч. 2 ст. 16 УАТГНЭТ).

Поскольку эта норма носит диспозитивный характер, стороны могут предусмотреть в договоре перевозки иной срок хранения. По истечении предельного срока хранения 1руза перевозчик направляет 1рузоотправитслю запрос по поводу его указаний относительно груза.

Если указания не поступят в течение четырех суток после получения грузоотправителем запроса, перевозчик вправе возвратить груз грузоотправителю за его счет или реализовать груз в установленном порядке. Как указано в ч. 4 сг.

16 УАТГНЭТ, реализация груза осуществляется но договору купли-продажи с учетом подтвержденной документами цены груза, а при их отсутствии — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо но цене, определенной на основании экспертной оценки.

Вырученная сумма за вычетом причитающихся перевозчику платежей, связанных с перевозкой и хранением груза, а также затрат на его реализацию, возвращается грузоотправителю. Обычно она перечисляется на счет грузоотправителя, указанный в перевозочных документах.

После завершения выгрузки груза транспортное средство, контейнер подлежат очистке. Это обязанность возлагается на грузополучателя. В случае же перевозки грузов, перечень которых дается в правилах перевозок грузов, транспортное средство, контейнер должны быть промыты, а при необходимости продезинфицированы. По соглашению сторон перевозчик может выполнить эту работу за отдельную плату.

Источник: https://bstudy.net/663557/pravo/soderzhanie_dogovora_perevozki_gruza

Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов. Обязанности грузополучателя

Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. В качестве перевозчика могут выступать только транспортные организации, в качестве грузоотправителя — как отдельные организации, так и граждане.

Помимо перевозчика и грузоотправителя в этом договоре может участвовать и третье лицо —грузополучатель, которое, не заключая договора перевозки (если грузоотправителем и грузополучателем не является одно лицо), также выступает в качестве стороны по договору.

Предмет договора перевозки—транспортная услуга, выражающаяся в совершении действий по перемещению

груза.

Основной обязанностью перевозчика является своевременная доставка груза в сохранности в пункт назначения. Срок доставки зависит от расстояния между пунктами отправления и назначения, маршрута следования, который по общему правилу определяется по кратчайшему направлению. Перевозчик должен обеспечить сохранность груза с момента принятия его перевозки и до выдачи грузополучателю.

Грузополучатель обязан принять и вывезти груз в установленные сроки. При своевременном уведомлении о прибытии груз хранится перевозчиком бесплатно в течение суток после окончания срока доставки, не считая дня прибытия грузов. За хранение груза свыше этого срока взимается плата, за исключением случаев, когда задержка выдачи груза произошла по вине перевозчика.

В случаях, указанных законом, перевозчик обязан проверить состояние, массу и количество мест груза (например, в случае прибытия груза с признаками недостачи или повреждения (порчи) груза; на неисправном транспортном средстве).

Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут быть основанием для ответственности перевозчика или освобождения от нее (факт недостачи, повреждения груза; исправность запорно-пломбировочных устройств), фиксируются в коммерческом акте или акте общей формы.

Такие акты составляются перевозчиком и в том случае, если несохранность груза была обнаружена в пути его следования. Согласно п. 4 ст. 796 ГК РФ документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.

), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора должны оцениваться судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза в случаях, когда качество груза вследствие порчи, повреждения или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность полного или частичного использования груза по назначению (ст. 36 УЖТ РФ, ст. 79 КВВТ РФ, ст. 111 ВК РФ).

Если в течение установленных сроков груз не принят и не вывезен грузополучателем, то он считается невостребованным. Перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, который должен определить судьбу груза.

56. Договор об организации перевозок грузов (понятие, характеристика, стороны, порядок заключения, форма, содержание, права и обязанности сторон). Основания освобождения от ответственности перевозчиков и грузоотправителей за невыполнение объёмов перевозок.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим.

Такой договор заключается перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов. Этот договор отнесен к числу долгосрочных договоров.

Сторонам этого договора предоставлена возможность по взаимному согласию устанавливать сроки предъявления грузов к перевозке, их объемы и любые другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок, которые не предусмотрены транспортными уставами и кодексами и не противоречат гражданскому законодательству. По правовой природе имеют признаки предварительного договора, поскольку заключение договора об организации перевозок не освобождает, а, наоборот, предполагает необходимость заключения соответствующего договора перевозки груза, ибо только такой договор обеспечивает реальное перемещение груза от пункта отправления до места назначения. Договоры об организации перевозок грузов определяют не условия товарооборота сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время предстоящей перевозки грузов.

Субъектами данного договора являются грузовладелец (грузоотправитель или грузополучатель) и перевозчик (профессиональный участник транспортных обязательств).

Договоры об организации перевозок заключаются в письменной форме.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором об организации перевозок, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности если это произошло вследствие: непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях (из-за блокады, эпидемии или иных обстоятельств); в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (виновное поведение перевозчика или отправителя и др.).

57. Ответственность сторон по договору перевозки грузов. Условия ответственности перевозчика (презумпция вины перевозчика, бремя доказывания, срок для предъявления претензий, срок исковой давности и др.). Основания ответственности. Размер ответственности. Обстоятельства, исключающие ответственность перевозчика (на примере ж/д перевозки).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств участники договора перевозки несут ответственность, предусмотренную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Устанавливая для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, повышенную (независимую от вины) ответственность, ГК предусматривает, что ответственность перевозчика за несохранность груза и просрочку его доставки возникает только при наличии его вины, которая предполагается, если не докажет, что несохранность произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (особые, естественные свойства груза и др.).

Существует ряд случаев, когда перевозчику достаточно лишь определенных обстоятельств для того, чтобы освободиться от ответственности за несохранность груза. В этих случаях доказывание вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца.

К таким обстоятельствам, в частности, относится сопровождение груза представителем отправителя или получателя, прибытие груза в исправной таре и за пломбами отправителя, наличие естественных причин, связанных с перевозкой грузов в открытом подвижном составе, и др.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает грузовладельцу провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если она не входит в стоимость груза.

За просрочку доставки груза в пункт назначения большинство транспортных уставов и кодексов предусматривают штраф.

Ответственность за несоблюдение условий договора перевозки груза несут также грузовладельцы — отправители и получатели груза. Прежде всего, они несут ответственность за несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза, которая выражается в уплате процентов.

Отправитель отвечает за неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе, снижающее стоимость перевозки или влияющее на безопасность транспорта.

Грузоотправитель несет ответственность за отправление запрещенных для перевозок грузов, нарушение требований правил перевозок и таможенных правил, вызвавшее задержку транспортных средств органами государственного контроля, за повреждение им транспортных средств и т.п.

Ответственность грузовладельцев в одних случаях ограничивается значительными штрафами, в других — предусматривается возмещение убытков перевозчику.

58. Договор перевозки пассажира (понятие, характеристика, форма, стороны, содержание, права и обязанности сторон).

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров.

Тем более что и признаки их различны: договор перевозки пассажира — консенсуальный (заключен в момент выдачи пассажирского билета, которым и удостоверяется), а договор перевозки багажа — реальный (оформляется багажной квитанцией при его сдаче перевозчику).

Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа — багажными, грузобагажными квитанциями соответственно.

Договор является двусторонним и возмездным. Стоимость перевозки пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд, компенсируется за счет средств соответствующего бюджета.

Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Перевозчик обязан предоставить пассажиру место согласно купленному билету, а при невозможности этого — другое место. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница, однако пассажир вправе отказаться от предложенной замены. Это — «вынужденный отказ», при котором перевозчик полностью возвращает стоимость проезда

Пассажир может расторгнуть договор в любой момент до начала перевозки или в пути, получив стоимость билета за вычетом установленного сбора и части тарифа, соответствующей пройденному расстоянию.

Перевозчик несет ответственность за просрочку исполнения обязательства. Перевозчик уплачивает штраф, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Ответственность перевозчика за несохранность багажа, а также ручной клади основывается на принципе вины и ограничена их стоимостью.

В случае повреждения багажа причиненный ущерб возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

Если же пассажир объявил ценность сдаваемого багажа до начала перевозки, ущерб возмещается в размере объявленной стоимости.

За ценности, находящиеся у пассажира, перевозчик не отвечает, если они специально не сданы ему на хранение. Пассажиру возвращается провозная плата за несохранный багаж

59. Договор займа (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание).

По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа является реальным (считается заключенным с момента передачи денег или других вещей) и односторонне обязывающим договором (у займодавца отсутствует обязанность предоставить заем, а с момента фактической передачи предмета займа у займодавца появляется право требования к заемщику возврата переданных денежных сумм или иных вещей и оговоренных процентов).

Договор займа может быть как возмездным, так и безвозмездным (предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую 50 МРОТ, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон; по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками).

Сторонами договора займа могут быть любые субъекты гражданского права — дееспособные граждане, юридические лица, публично-правовые образования, являющиеся собственниками своего имущества.

Учреждения не могут выступать в качестве заимодавцев из-за отсутствия правомочия распоряжения закрепленным за ними имуществом (если только речь не идет о доходах от разрешенной им собственником деятельности), казенные предприятия могут действовать в этой роли лишь с согласия учредителя-собственника, а другие унитарные предприятия — при отсутствии законодательных запретов и ограничений.

Кроме того, недопустимо систематическое выступление в роли заимодавца юридического лица, не являющегося кредитной, поскольку деятельность по выдаче кредитов подлежит обязательному лицензированию.

Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Предметом займа (существенное условие) обычно являются денежные средства, однако заем может предоставляться и иными вещами, определенными родовыми признаками (например, зерном, топливом).

Обычными условиями договора займа являются срок (при отсутствии специальных указаний в договоре о сроке возврата указанная сумма должна быть возвращена в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом), условие о выплате процентов.



Источник: https://infopedia.su/8x1b90.html

Договор перевозки

Вам доступен конструктор договоров. Просто авторизуйтесь на портале 1С-Старт и создайте свой договор  перевозки за 11 минут. Более подробный материал по договорам перевозки ниже.

Инструкция по подготовке договора перевозки

Перевозка грузов, пассажиров и багажа – это возмездная услуга, исполнение которой регулирует не только Гражданский Кодекс, но и транспортные уставы, кодексы, специальные законы и другие нормативно-правовые акты. Общие положения о перевозке представлены в статьях 784 – 800 ГК РФ, дополнительно кодекс выделяет отдельную главу 41 о транспортной экспедиции.

Транспортная экспедиция, кроме собственно перевозки, включает в себя такие дополнительные услуги как сопровождение груза, заключение сделок в интересах грузоотправителя, исполнение таможенных процедур, контроль количества и состояния груза, его погрузки/выгрузки и др. В этой статье мы рассмотрим договор перевозки на примере перевозки груза автомобильным транспортом, без его экспедиции.

Кроме положений ГК РФ перевозка грузов по России автотранспортом регулируется:

  • Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
  • постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Оформление договора перевозки грузов

Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).

Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке.

Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки.

При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.

Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.

Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.

Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.

Какие еще документы могут потребоваться при исполнении договора перевозки? Если груз имеет специфические особенности, то это могут быть:

  • удостоверение о качестве скоропортящегося груза;
  • карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;
  • сертификат качества зерна и продуктов его переработки;
  • сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;
  • качественный паспорт на нефтепродукты.

Существенные условия договора перевозки

Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:

  • характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
  • сопроводительные документы на груз;
  • маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
  • размер провозной платы и порядок расчетов;
  • требования к транспорту перевозчика;
  • срок и порядок предоставления транспорта;
  • срок и порядок предъявления груза к перевозке;
  • порядок погрузки/выгрузки груза;
  • условия хранения груза в терминале перевозчика;
  • срок доставки груза;
  • порядок признания груза утраченным.

Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.

Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.

Ответственность сторон по договору перевозки

Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством. 

По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза.

Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости).

Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости.

Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена.

 Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью.

За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении).

Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается.

Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

  • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
  • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
  • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.

Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель.

Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности.

Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

  • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
  • наличие и сохранность пломб;
  • вес доставленного груза и количество грузовых мест;
  • состояние груза, упаковки, тары.

При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

Особенности договора перевозки

  1. Перевозка грузов регулируется не только Гражданским кодексом, но и рядом специальных нормативно-правовых актов.
  2. По договору перевозки перевозчик обязуется принять груз у грузоотправителя, вовремя доставить его в оговоренный пункт назначения и выдать указанному грузополучателю.

  3. Заключение договорных отношений по перевозке груза подтверждается транспортной накладной.
  4. Во избежание споров сторонам рекомендуется составлять и единый документ под названием «договор перевозки».

  5. Перевозчик принимает на себя ответственность за сохранность груза после того как примет груз по транспортной накладной.
  6. Договором перевозки стороны могут предусмотреть запрет на  право перевозчика удерживать груз в целях обеспечения провозной платы.

  7. Исполнение обязанностей перевозчика по доставке груза подтверждается отметками грузополучателя в транспортной накладной. 

Выбрать и скачать Договоры перевозки

Источник: https://www.regberry.ru/dogovory/dogovor-perevozki

Ссылка на основную публикацию