Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

В
сферу налогового регулирования включаются
отношения, связанные с возникновением,
изменением, прекращением налогового
обязательства. Источником уплаты любого
налога выступает доход лица, который
является, как правило, результатом его
экономической деятельности.

Налоговые
обязательства субъектов предпринимательской
деятельности в большинстве случаев
являются прямым следствием именно их
предпринимательской деятельности и
тем самым воспринимаются как неразрывно
с ней связанные.

Основы
деятельности по извлечению дохода
(прибыли) регулируются гражданским, а
не налоговым правом. В ст.

2 ГК РФ
определено, что предпринимательская
деятельность — это самостоятельная,
осуществляемая на свой страх и риск
деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Соответствующей деятельностью могут
заниматься организации и отдельные
граждане.

Для тех и других является
обязательным закрепленный ГК РФ
формальный признак: они должны быть в
установленном законом порядке
зарегистрированы в качестве лиц.
осуществляющих предпринимательскую
деятельность. Порядок регистрации
определяется законом о регистрации
юридических лиц.

Налогообложение
является последствием предпринимательской
деятельности.

Задачей налогового права
является не регулирование форм и методов
хозяйствования (этим занимается
гражданское право), а правильный учет
итогов этой деятельности, в результате
которого государство для финансирования
расходов в масштабах общества обязывает
предпринимателя «делиться» с ним частью
добытого в виде налоговых платежей.

Налоговый
кодекс РФ устанавливает, что
налогоплательщиками и плательщиками
сборов признаются организации и
физические лица, на которых в соответствии
с НК возложена обязанность уплачивать
законно установленные налоги и сборы.

Виды налогов и сборов, которые входят
в систему налогов Российской Федерации,
устанавливаются гл. 2 НК РФ.

Обязанность
уплатить конкретный налоговый платеж
связана с возникновением установленных
налоговым законом обстоятельств,
предусматривающих уплату этого налога
или сбора.

Например, получение лицензии
на осуществление определенного вида
деятельности влечет уплату лицензионного
сбора, осуществление организациями
либо индивидуальными предпринимателями
операций по реализации товаров (работ,
услуг) является основанием для уплаты
налога на добавленную стоимость, и т.
д.

Из
общего круга налогоплательщиков выделяют
отдельные категории по различным
основаниям. Категории налогоплательщиков
имеют отличительные особенности в
режиме налогообложения. Критерии
выделения налогоплательщиков не
произвольны, — должны быть обязательно
учтены принципы равного налогового
бремени и всеобщности налогообложения.

Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки налогов и
сборов, налоговые льготы в зависимости
от формы собственности, гражданства
или места происхождения капитала.
Указанные факторы не могут лежать в
основе выделения категорий
налогоплательщиков.

Критериями могут
служить лишь экономические основания,
учитывающие имущественное состояние
налогоплательщиков, перспективы его
развития, особенности ведения бизнеса
и так далее. ,

В
отношении налогоплательщиков —
физических лиц наиболее значимым
является деление на лиц, имеющих статус
предпринимателя, и лиц, не имеющих
такового.

Законодательство устанавливает
различный порядок регистрации этих
налогоплательщиков, ведение ими учета
результатов своей деятельности, расчета
налоговых обязательств, составления и
представления отчетности.

Так, физические
лица — индивидуальные предприниматели
обязаны встать на налоговый учет в
течение 10 дней с момента государственной
регистрации (требование, предъявляемое
также ко всем юридическим лицам), в
соответствии со ст.

229 НК индивидуальные
предприниматели обязаны всегда подавать
налоговую декларацию по налогу на доходы
физических лиц, тогда как физические
лица, не имеющие статуса индивидуального
предпринимателя, подают декларацию
только в определенных законом случаях
и т. д.

Следует
отметить, что НК РФ расширил понятие
«индивидуальный предприниматель» по
сравнению с ГК РФ. К индивидуальным
предпринимателям, зарегистрированным
в установленном порядке, приравниваются
частные нотариусы, частные охранники,
частные детективы.

Также сделана
оговорка, что физические лица,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, не зарегистрировавшиеся в качестве
индивидуальных предпринимателей в
нарушение требований гражданского
законодательства РФ, при исполнении
своих налоговых обязанностей не вправе
ссылаться на то, что они не являются
индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, уклонение от исполнения
возложенных на гражданина законом
обязанностей ни при каких обстоятельствах
не должно рассматриваться как основание
для его освобождения от налогообложения.

В
группе налогоплательщиков организаций
необходимо выделить категории российских
и иностранных организаций. Законодательство,
учитывая интернациональный характер
бизнеса иностранных организаций,
ограниченные возможности налогового
контроля их деятельности, устанавливает
особый порядок подсчета их прибыли и
доходов, специфические методы перечисления
налогов в бюджет и т. д.

На
выбор форм и методов налогообложения
оказывает влияние также вид деятельности
налогоплательщиков. Законодательство
выделяет сферы предпринимательской
деятельности, в которых затруднен
контроль за объемом получаемых доходов.
Это, как правило, деятельность по оказанию
бытовых услуг, розничная торговля,
парикмахерские услуги.

С юридических
лиц и предпринимателей, осуществляющие
указанные виды деятельности, не взимается
большинство федеральных, региональных
и местных налогов и сборов. Они заменяются
единым налогом на вмененный доход в
соответствии с Федеральным законом от
31 июля 1998 г.

№ 148-ФЗ «О едином налоге на
вмененный доход для ' определенных видов
деятельности» со дня введения единого
налога на территориях соответствующих
субъектов РФ.

Виды
деятельности налогоплательщика
определяют и виды уплачиваемых этим
лицом налогов. Так, предприятия игорного
бизнеса уплачивают налог на игорный
бизнес; предприятия сырьевых отраслей
уплачивают специфичные для них
природоресурсные платежи, экспортеры
и импортеры уплачивают таможенные
пошлины и сборы, и т. д.

В
определенных НК случаях могут
устанавливаться специальные налоговые
режимы, которые отличаются от общего
режима налогообложения предпринимательской
деятельности, предусмотренного налоговым
законом. Специальный налоговый режим
(ст. 18 НК РФ) — особый порядок исчисления
и уплаты налогов и сборов в течение
определенного периода времени.

Таким
образом, специальный налоговый режим
не предполагает никаких специальных
правил или особенностей определения.налоговой
базы, специальных налоговых льгот или
ставок.

Особый порядок исчисления налога
может состоять, например, в согласовании
определенных затрат с налоговыми
органами и расширении (сужении) отчетных
периодов, а особый порядок уплаты — в
предоставлении отсрочек или
перераспределении суммы налога между
бюджетами различного уровня. В то же
время ст.

17 Н К РФ допускает при установлении
специальных налоговых режимов особые
правила в определении элементов
налогообложения и особые налоговые
льготы. НК РФ в ст. 18 приводит закрытый
перечень специальных налоговых режимов:

  • • упрощенная
    система налогообложения «малого
    бизнеса»;
  • • система
    налогообложения в свободных экономических
    зонах;

  • система налогообложения в закрытых
    административно-территориальных
    образованиях;
  • • система
    налогообложения при выполнении договоров
    концессии и соглашений о разделе
    продукции.

Таким
образом, объем налоговых обязанностей
налогоплательщика, осуществляющего
предпринимательскую деятельность на
территории РФ, зависит от множества
факторов: организационно-правовой
формы, в которой осуществляется
предпринимательская деятельность
(организация или индивидуальный
предприниматель), вид хозяйственной
деятельности, место регистрации, виды
льгот, установленные для данной категории
плательщиков и т. д.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5639463/page:64/

Глава 15. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

15.1. Понятие и содержание налогового регулирования предпринимательской деятельности

  • Налоговое регулирование предпринимательской деятельности — это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения.
  • Налоговое регулирование предпринимательской деятельности состоит из нескольких этапов.
  • Первый этап налогового регулирования представляет собой процесс создания правил налогообложения предпринимательской деятельности.
  • Второй этап включает в себя применение установленных правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности или компетентными государственными органами. Применение установленных правил — это их практическая реализация, состоящая из следующих действий:
  • — возникновение налоговых обязательств в результате осуществления предпринимательской деятельности;
  • — признание возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;
  • — объявление о признании возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;
  • — исполнение налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности.
  • Третий этап налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой контроль компетентных государственных органов применения правил налогообложения предпринимательской деятельности.

Контроль может быть текущим и последующим.

Во время текущего контроля компетентные государственные органы осуществляют формальную фиксацию возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности.

Последующий контроль представляет собой комплекс действий компетентных государственных органов, направленных на признание государством объявленных налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности.

  1. Четвертый этап налогового регулирования заключается в привлечении к ответственности субъектов налоговых правоотношений.
  2. Для правильного понимания сути налогового регулирования предпринимательской деятельности необходимо дать определение налогообложения.
  3. Налогообложение предпринимательской деятельности — это основанное на законе отчуждение имущества субъекта предпринимательской деятельности, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и носящее обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный характер.
  4. Таким образом, суть налогового регулирования состоит в лишении субъекта предпринимательской деятельности права собственности или иного вещного права на часть его имущества.

Как видно из определения, налогообложение обладает следующими признаками: обязательность, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность. Еще одним признаком налогообложения, который прямо не указан, но очевидно присутствует в этом процессе, является отсутствие у него характера ответственности за правонарушение.

Обязательность представляет собой правовую зависимость субъекта предпринимательской деятельности от государства. Это означает, что данный субъект не имеет права выразить свою волю и избрать свою линию поведения: принимать на себя налоговые обязательства или нет.

Нормы права, устанавливающие правила налогообложения, носят императивный характер. Налогообложение не зависит от воли субъектов налоговых правоотношений.

Это означает, что если у конкретного субъекта предпринимательской деятельности возникают в совокупности все необходимые условия, предусмотренные законом, то у него автоматически возникают налоговые обязательства.

Безвозмездность означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит односторонний характер.

Это обязательство не влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства по обеспечению жизнедеятельности всего общества носят неиндивидуальный характер.

Читайте также:  Как осуществляется посредничество в коммерческом подкупе?

Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство не обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит налоги.

Безвозвратность характеризует процесс отчуждения права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности, направленный только в одну сторону.

У государства не возникает обязательств по обратной передаче права собственности не только в настоящее время, но и на протяжении всего времени существования как государства, так и субъекта предпринимательской деятельности.

Налогообложение не является наказанием за правонарушение. В результате налогообложения субъект предпринимательской деятельности претерпевает неблагоприятные последствия, выражающиеся в отчуждении права собственности или иного вещного права на часть своего имущества.

В теории государства и права обязанность претерпевать неблагоприятные последствия государственно-властного характера является юридической ответственностью за совершенное правонарушение.

Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что налогообложение является мерой ответственности за совершение правонарушения.

Но основанием такого отчуждения является осуществление этим субъектом предпринимательской деятельности, которая является правомерным поведением этого субъекта. Это подтверждает утверждение о том, что налогообложение не является наказанием за правонарушение.

Налогообложение осуществляется в следующих формах: налог и сбор. Использование различных форм налогообложения позволяет государству учитывать различные ситуации, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Это способствует максимально полному налогообложению всех процессов предпринимательской деятельности.

Формы имеют различные характеристики. Это позволяет государству для конкретной ситуации использовать наиболее подходящую форму налогообложения.

  • Наиболее распространенной формой налогообложения предпринимательской деятельности является налог.
  • Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
  • Другой формой налогообложения является сбор.
  • Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
  • Различия между налогом и сбором заключаются в отсутствии у сбора одного из признаков налога — индивидуальной безвозмездности.

Сбор характеризуется индивидуальным возмещением. Это означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит двусторонний характер.

Это обязательство влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства в данном случае будут носить индивидуальный характер.

Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство будет обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит сбор.

  1. Анализ, который дальше по тексту дан по налогу, относится также и к сбору, если иное не будет оговорено особо.
  2. Для того чтобы предпринимательская деятельность облагалась налогами, необходимо установить соответствующий налог.
  3. Установление налога является процедурой закрепления в нормах права совокупности обстоятельств, которые приводят к возникновению налоговых обязательств у субъекта предпринимательской деятельности.

Налог будет считаться установленным, если в нормах права будут закреплены налогоплательщики и элементы налогообложения. К элементам налогообложения НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщик — это лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налогообложения — это юридическая связь между субъектами налоговых правоотношений по поводу предмета налогообложения. Кроме объекта налогообложения существует еще и предмет налогообложения. Этот элемент не упомянут законодателем в нормах права, но имеет большое значение для процесса налогообложения.

Предмет налогообложения — это материальный предмет физического мира, существование которого порождает права и обязанности у субъектов права.

Налоговая база — это количественное выражение предмета налогообложения. То есть специальным образом рассчитанная величина, которая берется за основу для определения размера налогового обязательства.

Налоговый период — это временной отрезок, в течение которого происходит процесс формирования налогового обязательства. Для большинства налогов налоговым периодом является год, квартал.

Сюда относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д. Некоторые налоги не имеют налогового периода.

Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость для импортных товаров, уплачиваемый при пересечении ими границы государства.

Налоговая ставка — это процентная или определенная часть базы налогообложения, которая установлена законом.

Порядок исчисления налога — это способ определения налоговых обязательств в течение налогового периода. Основным способом определения налоговых обязательств в настоящее время является расчет налога нарастающим итогом.

В этом случае каждый конкретный случай возникновения налоговых обязательств суммируется в течение налогового периода, после чего объявляется итоговая сумма налоговых обязательств по итогам налогового периода.

Другой способ определения налоговых обязательств предполагает расчет налога по каждому конкретному случаю отдельно и объявления рассчитанных налоговых обязательств без учета других случаев.

Порядок уплаты налога — это способ объявления субъектом предпринимательской деятельности о своих налоговых обязательствах и способ исполнения объявленных налоговых обязательств.

Сроки уплаты налога — это временной отрезок, в течение которого налогоплательщик обязан исполнить свое налоговое обязательство.

Источники права налогового регулирования предпринимательской деятельности делятся на три группы. Первая группа состоит из Конституции Российской Федерации. Вторая группа включает в себя «законодательство о налогах и сборах». Третья группа представляет собой нормативные правовые акты органов исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации содержит конституционные нормы, устанавливающие основные начала налогообложения на территории Российской Федерации. Основой всей правовой системы налогового регулирования предпринимательской деятельности является ст. 57 Конституции Российской Федерации. Она гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги».

  • Группу «законодательства о налогах и сборах» составляют:
  • 1) законодательство о налогах и сборах Российской Федерации:
  • — Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • — федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • 2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах:

— законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ, например Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 «О налоге на имущество организаций»;

  1. 3) законодательство о местных налогах и сборах:
  2. — нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
  3. Группу нормативных правовых актов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, издают в пределах своей компетенции следующие субъекты:
  4. 1) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела (Правительство РФ, Министерство финансов РФ и др.);
  5. 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  6. 3) исполнительные органы местного самоуправления.
  7. Не являются источниками права нормативные правовые акты, изданные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальными органами.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/21135.html

Государственное регулирование предпринимательской деятельности 5 (стр. 6 из 16)

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.

Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.[23]

В данном параграфе я постараюсь рассмотреть вопрос налогового регулирования предпринимательской деятельности.

Взимание налогов прежде всего выполняет публичную фискальную функцию, поскольку они являются источником формирования государственного бюджета. Кроме того, система налогообложения значительно влияет на предпринимательскую деятельность – посредством взимания налогов государство может стимулировать или, напротив, замедлять развитие отдельных видов хозяйственной деятельности.

Исследователи выделяют несколько аспектов воздействия налогов на сферу предпринимательства.

Прежде всего фискальная функция, суть которой заключается в формировании государственных денежных фондов, финансовых ресурсов государства, проявляется через обязанность предпринимателей уплачивать налоги.

Регулирующая функция налогов включает в себя подфункции стимулирования и дестимулирования. Различаются контрольная и информационная функции налогов.

Основой правового регулирования взимания налогов является прежде всего Конституция РФ (ст. 57 которой закрепляет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы), а также Налоговый кодекс РФ.

Налог представляет собой обязательный, индивидуально без возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[24]

Читайте также:  Большая судебная реформа в рф узаконена

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Исходя из принципа равенства субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации, налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться к данным субъектам исходя из каких-либо критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Важной гарантией прав предпринимателей является то, что при установлении налогов определяются все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.[25]

Все налоги в государстве делятся на прямые и косвенные.

К прямым налогам относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества, например, на землю, недвижимое имущество, на прибыль, единый налог на вмененный доход, подоходный налог с физических лиц.

В число косвенных налогов включаются налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к ценам и взимаемые в процессе расходования материальных благ. Это, например, акцизы или налог на добавленную стоимость.

По уровню правового регулирования налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

В Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном законом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Неотъемлемым элементом статуса субъекта предпринимательской деятельности является совокупность его прав и обязанностей в качестве налогоплательщика. Каждый предприниматель, занимающийся хозяйственной деятельностью, является и субъектом финансовых отношений как налогоплательщик. Будучи налогоплательщиками, предприниматели должны правильно использовать свои права и обязанности.[26]

Рассмотрим отдельные права налогоплательщиков.

К ним относят право: а) пользоваться льготами по уплате налогов, предусмотренными налоговым законодательством; б) представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам; в) знакомиться с актами проверок налоговых органов; г) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проверок; д) обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц в судебном или административном порядке.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Налогоплательщик должен четко исполнять возложенные на него налоговым законодательством обязанности. Прежде всего, чтобы не возникало недоразумений и конфликтных ситуаций, каждый субъект хозяйственной деятельности должен зарегистрироваться в государственной налоговой инспекции по месту нахождения предприятия.

Главными обязанностями налогоплательщика являются: а) уплачивать законно установленные налоги; б) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; в) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; г) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы; д) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги; е) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Выполнение налоговых обязательств предпринимателями-налогоплательщиками – важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов других обязательных платежей. Такие меры представлены финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственностью.

2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. Так, антитрестовское законодательство США устанавливает весьма жесткие санкции, применяемые к его нарушителям.

И в России антимонопольное регулирование – это составная часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпринимательского (хозяйственного) права.

Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию – это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Антипод конкуренции – монополистическая деятельность, т.е.

действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение или устранение конкуренции.

Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.[27]

Источник: https://mirznanii.com/a/40869-6/gosudarstvennoe-regulirovanie-predprinimatelskoy-deyatelnosti-5-6

Реферат: Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

  • Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
  • «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • (Финансовый университет)
  • Кафедра «Налоги и налогообложение»
  • Реферат
  • на тему: «Налоговое регулирование предпринимательской деятельности»
  • Москва 2013
  • Введение
  • Направление развития Российской Федерации как самостоятельного государства и наследника СССР строится на переходе к рыночным и демократическим принципам управления от коммунистических и командно-административных мер.
  • Одной из основных вех в создании такого государства является создание, поддержка и регулирования свободного предпринимательства, а так же обеспечение права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Чем же является предпринимательская деятельность? Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

События последнего десятилетия 20го века показали, что предпринимательская деятельность, особенно во вновь создаваемом государстве, нуждается не только в защите и поддержке со стороны государства, но и в полном, исчерпывающем регулировании всех моментов, которые могут быть трактованы участниками рынка неоднозначно.

Одним из таких моментов является налоговое регулирование — логично, что платежи в бюджет являются одной из сложнейших (наряду с бухгалтерским учетом) задач для предпринимателя любого уровня — от семейного дела в форме ИП вплоть до корпораций и холдингов.

Какие проблемы связаны с налоговым регулированием? В первую очередь, это, конечно, сложность и масштабность налогового кодекса (далеко не каждый неподготовленный человек может грамотно работать и взаимодействовать с ним), трудности с определением и расчетом необходимых к уплате налогов.

Во вторую очередь, нельзя не отметить разнообразие форм собственности, сфер и видов деятельности, каждая из которых, наряду с обязательными налогами, может облагаться дополнительными налогами.

Наконец, нельзя забывать о сложностях взаимоотношений предпринимателей с законом, службами по контролю деятельности и пресечению правонарушений — налоговый учет, ведущийся с ошибками, зачастую приводит к арестам и тюремному заключению предпринимателя.

Согласно данным газеты «Коммерсант» за 2011 год, каждый шестой предприниматель в России подвергался уголовному преследованию, а общая цифра отбывающих срок в колониях достигает 13,5 тысяч человек.

Очевидно, что подавляющее большинство из них обвинены в неуплате налогов и намеренном уклонении от платежей.

Коррупция, несовершенство Уголовного, Гражданского и Налогового кодексов, неоднозначное поведение и интересы правоохранительных органов — все это приводит не просто к увеличению давления на предпринимателей, но и банальному «отбиванию» желания у населения заниматься собственным бизнесом.

Конечно, не только Кодексы регулируют предпринимательство в России. Так, существует целый ряд документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ г. Москва «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Законы об отдельных элементах предпринимательской деятельности:

Источник: http://dodiplom.ru/ready/57757

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

  • МИНОБРНАУКИ
  • ФГБОУ ВПО «Восточно — Сибирский государственный университет
  • технологии и управления» МРИПК при ВСГТУ
  • Кафедра: «Экономика, организация 
    и управление производством»
  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
  • на тему: «Налоговое регулирование 
    предпринимательской деятельности»
  • Выполнил: студент(ка) гр.ГЭС-11
  • Киселева В.В

Проверил(а): Дондукова Г.Ч.

  1. г. Улан–Удэ 2012
  2. Содержание
  3. Введение……………………………………………………………………
  1. Глава. Государственное регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации                                         
  • 1.1 Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации
  • 1.2 Понятия и методы 
    налогового регулирования предпринимательской деятельности    
  • 1.3 Характеристика ЕНВД
  1. Глава. Оценка применения ЕНВД

2.1 Характеристика ИП Ефимов П.К

2.2 Анализ использования ЕНВД на примере (ИП Ефимова П.К)

  1. 2.3 Перспективы совершенствования 
    налогового регулирования предпринимательской 
    деятельности                        
  2. Заключение                                                                                               
  3. Список использованных источников и литературы                                
  4. ВВЕДЕНИЕ

Характерной особенностью проводимой административной реформы в Российской Федерации является законодательно закрепленная тенденция возрастания 
роли финансового, в том числе 
налогового регулирования предпринимательской 
деятельности. Экономические преобразования рыночного типа приводят к необходимости 
постоянного совершенствования 
системы налогового регулирования, приведения ее в соответствие с новыми функциями государства в сфере 
предпринимательства.

Читайте также:  Создано руководство по регистрации исключительного права на наименование места происхождения товара

Об этом свидетельствует 
тот факт, что если ранее налоговое 
регулирование предпринимательской 
деятельности являлось только государственным 
полномочием, то сегодня это и 
полномочие органов местного самоуправления. Государство придает важное значение развитию налогового регулирования предпринимательской деятельности.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций,  независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и  организационно-правовой формы.

При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный  доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение  ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций.

За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях рыночной экономики 
проблема развития предпринимательской 
деятельности, совершенствования предпринимательского законодательства, налогового и бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки.

В связи с этим особенно актуальной становиться необходимость в комплексном рассмотрении предпринимательской деятельности с позиций воздействия государственного налогового-правового регулирования на функционирование субъектов предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование 
является важнейшим видом экономического регулирования в условиях свободного рынка.

В противовес административным методам регулирования, эффективные 
экономические, в частности, налоговые 
методы регулирования, не сковывают, а 
поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом оптимизации производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, укрупнения масштабов и 
автоматизации производства. Тем 
самым формируют благоприятный 
инвестиционный климат, обеспечивают оптимальное налоговое бремя 
и формируют экономическую культуру предпринимательства.

В настоящее время в условиях развития рыночной экономики государства 
широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления 
рынка. Налоги и налоговая система 
являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В современном 
цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства.

  • Ключевые слова: налогообложение, индивидуальная предпринимательская 
    деятельность, общий режим налогообложения, упрощенная система налогообложения, ЕНВД, налоги и сборы.
  • Цель работы — изучение российского 
    законодательства в области налогообложения 
    индивидуальных предпринимателей, анализ налогообложения конкретного индивидуального предпринимателя, выявление проблем и спорных вопросов в налогообложении индивидуальных предпринимателей.
  • Предметом исследования является процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Объект исследования – 
ИП Ефимов П.К.

  1. Глава . Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.1 Понятие, признаки 
и виды предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) — сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др.

Предпринимательство – это, прежде всего, вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий.

Она состоит из связанных 
и последовательных предпринимательских 
мероприятий (действий), направленных к единой цели. Как писал А.Н.

Леонтьев, «деятельность — это не реакция и 
не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».

Предпринимательство многообразно и состоит из различных действий, операций и поступков.

Основная цель предпринимательской деятельности (активности) — производство и предложение 
рынку такого товара, на который 
имеется спрос и который приносит прибыль.

В конечном итоге — это получение прибыли (предпринимательского дохода). Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе.

Субъекты предпринимательской 
деятельности преследуют одновременно несколько основных целей. Наряду с 
извлечением прибыли для них 
принципиальное значение приобретает 
также вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляется производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Операции являются элементами более высоких уровней поведения (например, управление производством). В реальной жизни существует тесная связь и взаимообусловленность между различными элементами человеческой деятельности. Так, одно и то же действие может входить в качестве элемента в разные операции.

И наоборот, одна и та же операция может быть совершена разными действиями.

В экономической науке 
не существует общепринятого определения 
предпринимательства. Ученые-экономисты выделяют такие основные признаки предпринимательской 
деятельности, как предприимчивость, самостоятельность и независимость 
хозяйствующих субъектов, их активность. Некоторые исследователи указывают 
на поиск в качестве характерного свойства предпринимательства.

Предпринимательство — особый тип экономического мышления, характеризующийся 
совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Главное 
место здесь принадлежит личности предпринимателя. Его должны отличать особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, творческий характер труда.

1.2 Налогового регулирования предпринимательской деятельности

Налоговое регулирование — меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов — сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Налоги представляют собой 
обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и 
граждан по ставкам, устанавливаемым 
законодательством.

Объективными предпосылками 
возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов 
в практическом значении сводилась 
к взиманию средств у хозяйствующих 
субъектов и граждан в государственную «казну» с целью их дальнейшего 
распределения на нужды государства.

Но если сначала налоги носили чисто 
фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство 
решило принимать активное участие 
в организации хозяйственной 
деятельности страны, понятие распределительной 
функции налогов значительно 
расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Основные подходы к 
регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым 
законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные 
акты РФ, субъектов РФ и органов 
исполнительной власти. В основу системы 
налогового регулирования легли 
методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования 
можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах:

  1. 1. отсрочка налогового 
    платежа;
  2. 2. инвестиционный налоговый 
    кредит;
  3. 3. налоговые каникулы;
  4. 4. налоговая амнистия;
  5. 5. налоговые вычеты;
  6. 6. выбор и установление 
    налоговых ставок;

7. международные договоры 
об избежание двойного налогообложения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Наиболее перспективным 
методом налогового регулирования 
является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований.

К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

  • Налоговые каникулы — предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.
  • Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам  права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.
  • Как правило, для налоговой 
    амнистии характерны следующие признаки:
  •  Одномоментность, то 
    есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.
  •  Цель налоговой амнистии 
    состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.
  •  Для проведения налоговой 
    амнистии должны существовать 
    объективные предпосылки, как 
    правило это несовершенство налоговой системы за тот период когда проводится налоговая амнистия.
  •  Легализация собственности за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования 
являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц.

Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Источник: http://referat911.ru/Nalogi/nalogovoe-regulirovanie-predprinimatelskoj-deyatelnosti/245823-2507293-place1.html

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

  • Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
  • «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • (Финансовый университет) Кафедра «Налоги и налогообложение»
  • Реферат на тему: «Налоговое регулирование предпринимательской деятельности»
  • Москва 2013
  • Направление развития Российской Федерации как самостоятельного государства и наследника СССР строится на переходе к рыночным и демократическим принципам управления от коммунистических и командно-административных мер.
  • Одной из основных вех в создании такого государства является создание, поддержка и регулирования свободного предпринимательства, а так же обеспечение права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Чем же является предпринимательская деятельность? Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

События последнего десятилетия 20го века показали, что предпринимательская деятельность, особенно во вновь создаваемом государстве, нуждается не только в защите и поддержке со стороны государства, но и в полном, исчерпывающем регулировании всех моментов, которые могут быть трактованы участниками рынка неоднозначно.

Одним из таких моментов является налоговое регулирование — логично, что платежи в бюджет являются одной из сложнейших (наряду с бухгалтерским учетом) задач для предпринимателя любого уровня — от семейного дела в форме ИП вплоть до корпораций и холдингов.

Какие проблемы связаны с налоговым регулированием? В первую очередь, это, конечно, сложность и масштабность налогового кодекса (далеко не каждый неподготовленный человек может грамотно работать и взаимодействовать с ним), трудности с определением и расчетом необходимых к уплате налогов.

Во вторую очередь, нельзя не отметить разнообразие форм собственности, сфер и видов деятельности, каждая из которых, наряду с обязательными налогами, может облагаться дополнительными налогами.

Наконец, нельзя забывать о сложностях взаимоотношений предпринимателей с законом, службами по контролю деятельности и пресечению правонарушений — налоговый учет, ведущийся с ошибками, зачастую приводит к арестам и тюремному заключению предпринимателя.

Согласно данным газеты «Коммерсант» за 2011 год, каждый шестой предприниматель в России подвергался уголовному преследованию, а общая цифра отбывающих срок в колониях достигает 13,5 тысяч человек.

Очевидно, что подавляющее большинство из них обвинены в неуплате налогов и намеренном уклонении от платежей.

Коррупция, несовершенство Уголовного, Гражданского и Налогового кодексов, неоднозначное поведение и интересы правоохранительных органов — все это приводит не просто к увеличению давления на предпринимателей, но и банальному «отбиванию» желания у населения заниматься собственным бизнесом.

Конечно, не только Кодексы регулируют предпринимательство в России. Так, существует целый ряд документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ г. Москва «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Законы об отдельных элементах предпринимательской деятельности:

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Источник: https://referat.bookap.info/work/186016/Nalogovoe-regulirovanie-predprinimatelskoj-deyatelnosti

Ссылка на основную публикацию