Минэкономразвития разъяснило принципы расчета арендной платы за землю в госсобственности

Рейтинг:  5 / 5

Минэкономразвития разъяснило принципы расчета арендной платы за землю в госсобственности

С 1 марта 2015 года основным видом земельных публичных правоотношений, является договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Размер арендной платы по договору аренды таких земельных участков, пожалуй, один из самых распространенных вопросов, задаваемых как действующими арендаторами, так и желающими ими стать.

При аренде государственного или муниципального имущества существует особый порядок установления и повышения размера арендной платы.

По общим правилам порядок, условия и сроки внесения арендной платы стороны определяют в договоре аренды. Если же в договоре аренды они не определены, то в соответствии с п.1 ст.

614 ГК РФ, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

В некоторых случаях стороны могут изменить размер арендной платы, заключив соглашение об этом, если договором аренды не предусмотрено иное (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Договоры аренды государственного и муниципального имущества имеют свои особенности в части изменения арендной платы:

  • — Если участок предоставляется без проведения торгов, то арендная плата по такому договору устанавливается и изменяется уполномоченным органом, при этом размер арендной платы корректируется автоматически в зависимости от изменения кадастровой стоимости земельного участка.
  • — В случаях, когда участок предоставляется в аренду по результатам аукциона земельных участков, то годовая величина арендной платы за пользование участком устанавливается на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Размер арендной платы в течение срока аренды земельного участка может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Саратовской области, правовыми актами муниципального образования «Город Саратов». Арендатор считается извещенным об изменении арендной платы со дня официального опубликования нормативного акта, в котором установлена формула или порядок расчета арендной платы, а не с момента получения арендатором соответствующего уведомления, как полагают многие.

Такую правовую позицию поддерживает и судебная практика.

Далее пример из материалов юридической справочной системы «Система Юрист»:

ОАО «Х.» обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании недействительными уведомлений о повышении размера арендной платы. Суд установил, что договором аренды стороны предусмотрели возможность арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы. Уведомление о результатах проведения новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы арендодатель направляет арендатору в 10-дневный срок с момента проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, и это является основанием для внесения арендатором арендных платежей в соответствии с этим отчетом. Также суд пришел к выводу, что фактическое изменение размера арендной платы в результате проведенной оценки ее рыночной стоимости не является изменением размера арендной платы, согласно пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, а является исполнением условий договора. Таким образом, поскольку договор аренды содержит условие об изменении арендодателем в одностороннем порядке арендной платы, увеличение размера арендной платы правомерно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2010 г. по делу № А33-1331/2010, определением ВАС РФ от 10 декабря 2010 г. № ВАС-16451/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Практически всегда изменение арендной платы означает ее повышение.

Хотя встречаются и примеры того, когда в силу определенных обстоятельств (например, по причине всемирного финансового кризиса) публичное образование готово заключить с арендатором соглашение о временном уменьшении размера арендной платы по договору, заключенному на торгах. Далее пример из материалов юридической справочной системы «Система Юрист»:

Примером этого является постановление правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1218-ПП «О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период стабилизации финансовой системы». Пунктом 3 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год, если другие условия не согласованы в договоре. Законом могут быть установлены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Фактически законодатель допускает возможность изменять размер арендной платы по соглашению сторон с любой периодичностью. Таким образом, по общим правилам в договоре аренды можно сразу установить, как будет меняться арендная плата. Например, в течение определенного срока размер арендной платы может увеличиваться (или уменьшаться) до другой величины, потом снова меняться и т. д. Другой вариант: если в самом договоре условие о возможности такого изменения отсутствует, но стороны в течение одного года несколько раз заключили дополнительные соглашения об изменении размера арендной платы, то все эти соглашения будут действительными, и арендная плата будет меняться в соответствии с ними. Договора аренды государственного или муниципального имущества содержат условие об одностороннем изменении размера арендной платы арендодателем. В одностороннем порядке размер арендной платы может быть изменен не чаще одного раза в год. И если в договоре есть условие, разрешающее арендодателю в одностороннем порядке изменять размер арендной платы чаще, чем раз в год, это условие будет недействительным (п. 21 постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 №73).

Правила об изменении арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя распространяются лишь на те договоры аренды, которые заключены на срок более одного года или без указания срока.

Размер арендной платы в период действия договора, заключенного на срок менее одного года, не подлежит изменению (постановление ФАС Поволжского округа от 2 июня 2009 г. по делу № А12-15393/2008).

Важно знать: даже если арендодатель в одностороннем порядке повысил арендную плату, но при этом арендная плата увеличилась непропорционально изменению средних рыночных ставок за аренду аналогичного имущества в данной местности за соответствующий период и существенно их превысила, то суд на основании пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса РФ откажет во взыскании арендной платы в части, которая превысила средние рыночные ставки (п. 22 постановления № 73).

Арендная плата по договору аренды земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, может устанавливаться и регулироваться только уполномоченным органом в соответствующем правовом акте.

Порядок определения размера арендной платы за земли, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, устанавливают:

  • — Правительство РФ;
  • — органы государственной власти субъектов РФ;
  • — органы местного самоуправления.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, статьей 73 Лесного кодекса РФ, статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Для изменения размера регулируемой арендной платы сторонам не нужно вносить изменения в договор (п. 19 постановления № 73). Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, но не с даты уведомления об этом.

Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определяется одним из четырех способов (постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г.

№ 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»; далее – постановление № 582):

  • — на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • — по результатам торгов (конкурсов и аукционов);
  • — в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, которые утверждаются Минэкономразвития России;
  • — на основании рыночной стоимости земельных участков, которая определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

  • Как разъясняет Минэкономразвития России, арендная плата за земелю должна быть установлена в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования (принцип экономической обоснованности).
  • При установлении размера арендной платы по договору аренды земельного участка, предоставляемого без торгов, за основу принимается кадастровая стоимость земельного участка с применением различных процентных ставок от 00,1% до 2% в зависимости от целевого назначения и вида разрешенного использования такого земельного участка.
  • В случае заключения договора аренды на торгах ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.
  • Арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, умноженной на процентную ставку рефинансирования ЦБ РФ.

Источник: http://www.lexgeoescort.ru/zemelnye-zakony/raschet-arendnoy-platy-gosudarstvennoy-municipalnoy-zemli

Экономическое обоснование показателя ставки арендной платы за земельные участки при меняющейся кадастровой стоимости на региональном уровне

Периодический платеж, взимаемый государством за пользование и владение землей – практика общемировая, характерна она и для Российской Федерации. Согласно статьи 65 Земельного Кодекса РФ, формами взимания платы являются земельный налог и арендная плата.

Земельный налог исчисляется и уплачивается в соответствии с правилами, установленными главой 31 Налогового Кодекса РФ и локальными нормативными актами, исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка и дифференцированной ставки налога.

Арендная плата, в свою очередь, определяется договором аренды.

Плата по договору аренды земельного участка является существенным условием договора, а определение размера платежа одни из наиболее сложных аспектов земельных отношений. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.

2009 года [1], размер платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, одним из следующих способов:

  • а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
  • в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
  • г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Определение арендной платы на основании кадастровой стоимости в регионах России

В настоящей статье рассматриваются порядок и принципы определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, как базы для расчета, и дифференцированных ставок арендной платы за землю.

Исследование проходят на примере Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП [2] утвержден порядок определения годового размера арендной платы за земельные участки и формула для расчета:

Минэкономразвития разъяснило принципы расчета арендной платы за землю в госсобственности

  1. где:
  2. АП — величина арендной платы в год по договору аренды;
  3. КС — кадастровая стоимость арендуемого земельного участка (рублей);
  4. СтАП — ставка арендной платы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области;
  5. ПК — понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц, установленный постановлением Правительства Свердловской области;
  6. Ку — коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемый Правительством Свердловской области, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

В течение последних нескольких лет, с такого момента, когда установленная кадастровая стоимость стала базой для расчета платежей за землю, постоянно велись дискуссии о величине кадастровой стоимости, ее справедливости по отношению к рыночной.

Кадастровую стоимость изменяли, оспаривали, пересматривали, пытаясь прийти к обоснованной плате за землю.

Читайте также:  Правительство представило концепцию нового коап рф

В тоже время, анализируя формулу (1), можно утверждать, что арендная плата, кроме показателя кадастровой стоимости может существенно зависеть от трех коэффициентов:

  • СтАП — ставка арендной платы;
  • ПК — понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц;
  • Ку — коэффициент увеличения, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

Три вышеуказанных коэффициента, представляют собой корректирующий интегральный коэффициент, характеризующий совместное действие факторов, повышающих и понижающих арендную плату за земельный участок.

Порядок установления данного коэффициента должен иметь под собой объективные, экономически обоснованные принципы, что согласуется с Федеральным законодательством.

В соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Постановления Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 г.

, при определении арендной платы за земельные участки, учитываются: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки.

Источник: https://eee-region.ru/article/5203/

Сдача в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (Ларцева Л.)

Дата размещения статьи: 07.09.2015

Минэкономразвития разъяснило принципы расчета арендной платы за землю в госсобственности

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одна из форм платы за использование земли — арендная плата. В данной статье рассмотрим особенности сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, и порядок установления платы за аренду.

Выясним, каковы правила отражения в бюджетном учете доходов от сдачи земельных участков, составляющих казну и закрепленных за казенными учреждениями на праве оперативного управления.

Кроме того, рассмотрим особенности налогообложения доходов от сдачи в аренду земли государственными (муниципальными) органами и казенными учреждениями.

Правовые основы сдачи в аренду земельных участков

Согласно ст. 608 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственником выступает РФ либо субъект РФ (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и субъекта РФ права собственника на земельные участки осуществляют государственные органы (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ).

В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственником выступает муниципальное образование (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215, п. 2 ст. 125 ГК РФ).

Государственным (муниципальным) учреждениям, в том числе казенным, земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК РФ, п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Стоит отметить, что имущество, в том числе земельные участки, не закрепленное за государственными учреждениями, составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленные за государственными (муниципальными) учреждениями, входят в состав государственной (муниципальной) казны. Указанные земельные участки сдаются в аренду государственными органами (органами местного самоуправления).

Что касается земельных участков, закрепленных за государственными (муниципальными) учреждениями, их учреждения вправе сдавать в аренду только с согласия собственника, то есть государственных органов (органов местного самоуправления), иных органов, уполномоченных осуществлять права собственника от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Такой вывод следует из положений п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ, исходя из которых казенные и другие учреждения госсектора (автономные, бюджетные) не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом. Поскольку земельные участки в силу п. 1 ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу, указанные выше положения п. п. 2, 3, 4 ст.

298 ГК РФ распространяются на них в полной мере.

Также о том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления в пределах их компетенции соответствующих земельных участков, говорится в ст. 29 ЗК РФ.

Арендная плата

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

Общие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

На сегодняшний день Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены:

  • — Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • — Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила N 582).
  • Так, согласно указанному Постановлению арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
  • принципа экономической обоснованности, в силу которого арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
  • принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
  • принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
  • принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
  • принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, который соблюдается посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
  • принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
  • Согласно п. 2 Правил N 582 размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности РФ и расположенные на территории РФ, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
  • — на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • — по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
  • — в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития;
  • — на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в нем случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком.

При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды (п. 8 Правил N 582).

Если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество исходя из договора аренды земельного участка (п. 11 Правил N 582).

Согласно п.

12 Правил N 582 при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Регистрация договора аренды земельных участков

В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества (в том числе земельных участков) подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Исключение составляют договоры аренды земельного участка (субаренды земельного участка), заключенные на срок менее одного года. Такие договоры не подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).

Однако стоит отметить, что в связи с вступлением в силу с 1 марта 2013 г. Федерального закона N 302-ФЗ с указанной даты отменяются положения, касающиеся государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом. В частности, с 1 марта 2013 г.

не применяются вышеприведенные правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в ст. 609 ГК РФ (п. 8 ст. 2 Федерального закона N 302-ФЗ).

Что же, получается, впредь регистрировать договоры аренды земельного участка не нужно?

———————————

Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса РФ».

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/11906

Расчет арендной платы за земельный участок, формула расчета по кадастровой стоимости 2018-2019

396 юристов сейчас на сайте

Наше предприятие является арендатором земельного участка площадью 299200 кв. м., кадастровый № 25:13:020404:2613. Кадастровая стоимость участка: 347 072.00 руб.

  • Данный участок был нам предоставлен в аренду как пользователям недр, для ведения работ, связанных с пользованием недрами, так как мы имеем лицензию на добычу песка.
  • Согласно выданного нам расчета арендной платы, формула расчета следующая:
  • Ц = К * S * С,
  • Где,
  • Ц — размер арендной платы за год;
  • К — кадастровая стоимость 1 кв. м;
  • S — площадь передаваемого в аренду земельного участка;
  • С — ставка арендной платы за использование земельного участка, утверждается постановлением администрации Партизанского района.
  • По этому расчету годовая арендная плата земельного участка составляет:
  • Ц = 1,16 * 299200 * 1,3 = 451 193 рубля 60 копеек,
  • Что в 1,3 раза превышает кадастровую стоимость земельного участка, которая равна 347 072,6 рубля.

Ставка арендной платы(?) в размере 1,3 (или 130%) установлена решением Думы Партизанского муниципального района от 24/06/2011 г. № 244.

Считаю указанный размер арендной платы многократно завышенным, а расчет аренды не соответствующим действующему законодательству РФ.

Так как, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г.

N 582 «ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА, УСЛОВИЙ И СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» определены основные принципы формирования и расчета арендной платы.

  1. Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
  2. принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
  3. принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
  4. принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
  5. принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
  6. принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Читайте также:  Сопроводительное письмо к резюме - как писать

Согласно правил расчета (п. 3 правил), арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах от 0,01% до 2 % от кадастровой стоимости участка. То есть, арендная плата за арендуемый нами участок должна составлять:

  • Ц = 347 072 ,6 * 2 % = 6 941,45 рубль,
  • Таким образом, Размер арендной платы за использование земельного участка, утвержденный решением Думы Партизанского муниципального района, в 65 раз превышает размер арендной платы утвержденный Правительством РФ.
  • Кроме того, не совсем понятно, как годовая арендная плата может быть в разы (в 1,3 раза) больше кадастровой стоимости земельного участка и в 8,3 раза больше выкупной стоимости участка, которая составляет 8 ставок земельного налога, то есть 12% от кадастровой стоимости и равна 54143,23 р.

Как следует из статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.

Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.

В связи с тем, что данная проблема касается не только нас, но большого количества предпринимателей Партизанского муниципального района, прошу Вас проверить законность и правильность применяемой специалистами управления по распоряжению муниципальной собственностью методики расчета и установленных ставок арендной платы, утвержденных решением Думы Партизанского муниципального района от 24/06/2011 г. № 244.

Если норма установлена незаконно, то как ее обжаловать или отменить?

Возможно ли определить стоимость вопроса и количество юристов, после изучения вопроса?

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Здравствуйте, Руслан. Я проанализировал ответы юристов и подготовил развернутый ответ на ваш вопрос.

Чтобы получить право на использование земельного надела, не обязательно выкупать его в собственность. Один из самых распространенных вариантов владения участком – заключение договора аренды.

Если территория принадлежит частному лицу, то размер вознаграждения за использование надела определяется в самом соглашении, его предельная цена не регулируется законодательством.

Когда речь идет об участке, находящемся в муниципальной, государственной или федеральной собственности, тогда производят расчет арендной платы за земельный участок по кадастровой стоимости, или другим способом, указанным в нормативных актах.

Отношения между участниками сделки в данном случае регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ). В роли арендодателя в таких сделках выступают уполномоченные органы федеральной, региональной власти или местного самоуправления. Арендатором может стать как обычный человек, так и организация.

Как рассчитывается арендная плата

Если надел находится в государственной или муниципальной собственности, то размер годовых платежей рассчитывается на основании Принципов, содержащихся в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (далее – Постановление № 582):

  • цена аренды должна иметь твердое экономическое обоснование, учитывающее назначение участка и его предполагаемую доходность;
  • должен существовать законный порядок расчета аренды, обеспечивающий ее предсказуемость, а также описывающий ситуации, когда сумма может быть изменена с подачи арендодателя;
  • формула расчета арендной платы за землю не должна содержать сложных математических вычислений, чтобы быть понятной любому человеку, не имеющему специального образования;
  • если арендная плата за участки устанавливается во время переоформления владельцами прав на них, то ее размер не должен повлечь ухудшения их финансового положения и не превышать удвоенной суммы налога на эту землю;
  • при расценке аренды обязательно учитывается необходимость поддержки тех сфер хозяйственной деятельности, которые имеют важное общественное значение, ограничив максимальный платеж суммой земельного налога или передав надел в безвозмездное пользование;
  • запрещается отдавать предпочтение той или иной территории, если она обладает одинаковыми характеристиками с другими наделами.

Кроме ответа на вопрос: как узнать стоимость аренды земельного участка муниципальной земли, Постановление № 582 содержит Правила, которым необходимо следовать при определении размеров платежа за использование участка, находящегося в собственности Российской Федерации. Согласно данным правилам, сумма ежегодной аренды наделов может рассчитываться, исходя из:

  • кадастровой стоимости конкретной территории;
  • рыночной цены, определенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (далее – Закон № 135-ФЗ).
  • ставок, установленных в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития РФ;
  • результата аукциона (торгов).

В первых двух случаях отправной точкой расчетов является стоимость объекта недвижимости, различается лишь подход к ее определению.

Арендная плата в обязательном порядке изменяется по инициативе органа государственной или муниципальной власти один раз в год. Размер роста равен инфляционному коэффициенту, определяемому на законодательном уровне.

Особенности расчета аренды земельного участка от кадастровой стоимости в 2017 году

Они заключаются в определении базовой величины вычислений. В пунктах 3-5 Правил Постановления № 582 указаны виды участков, для которых применяется подобный способ расчета аренды. В ст. 24.11 Закона № 135-ФЗ под кадастровой оценкой подразумевается целый ряд действий, включающих в себя:

  1. Принятие решения об организации процедуры органами исполнительной власти или местного самоуправления (далее — заказчики). Повторная оценка может быть произведена не ранее, чем через 3 года, исключение составляют объекты, находящиеся в населенных пунктах федерального значения, по ним минимальный срок составляет 2 года.
  2. Определение объекта, в отношении которого будет устанавливаться стоимость. По запросу заказчиков процедуры Росреестр предоставляет список территориальных объектов, которые требуют определения стоимости.
  3. Выбор специалиста для выполнения работ по оценке, оформление с ним договорных отношений на конкурсной основе. Кадастровые работы подлежат обязательному страхованию на сумму от 30 миллионов рублей на период, составляющий не менее полугода.
  4. Определение цены объекта, составление отчета об оценке. Его формирование осуществляется в соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития РФ № 382, выпущенного в 2011 году.
  5. Утверждение заказчиком процедуры стоимости участка. Он обязан это сделать не позднее 20 дней с момента принятия отчета об оценке, оформив соответствующий акт. Со времени подписания этого документа стоимость участка считается принятой.
  6. Размещение информации о цене надела в государственном реестре (ЕГРН). Росреестр, проводящий процедуру регистрации недвижимости, обязан сделать это в течение 10 дней с того момента, как ему сообщили новую стоимость участка.

Арендная плата за землю может быть пересмотрена, если изменилась кадастровая стоимость надела. Переоценка проводится не чаще 1 раза в год и происходит по состоянию на 1 января года, который следует за тем периодом, в котором производились расчеты.

Особенности расчета арендной платы за земельный участок от его рыночной цены

Если объект находится в федеральной собственности и не подходит по своим характеристикам под участки, указанные в пунктах 3-5 Правил, то при определении размера арендных платежей применяют рыночную стоимость наделов. Для ее расчета исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления заключают договор с независимой саморегулируемой организацией, которая из числа своих специалистов выделяет исполнителя работ.

Рыночная стоимость земельных объектов считается более справедливой, поскольку рассчитывается исходя не из нормативов, а из реальной ситуации на рынке недвижимости.

При ее определении учитывают не только площадь объекта, а также ряд других показателей, среди которых есть месторасположение и доходность участка.

В большинстве случаев такая оценка отличается от кадастровой оценки в большую или меньшую сторону.

При расчете аренды на основании рыночной цены надела, применяют коэффициент, равный ключевой ставке Банка России, которая принята на законодательном уровне на текущий период. Ее умножают на стоимость участка, получая сумму ежегодного платежа.

Формула расчета арендной платы за землю от кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость устанавливается на 1 квадратный метр территории. Чтобы узнать цену всего участка, ее умножают на его площадь. Для вычисления арендной платы за эту землю, кадастровую стоимость умножают на коэффициент.

Если земля находится в муниципальной собственности, то таким коэффициентом является ставка, определяемая в нормативных актах органов местного самоуправления. Когда надел принадлежит государству, то применяется коэффициент в виде процентной доли, указанной в п. 3 Правил. Он варьируется в пределах от 0,01 % до 2 % и напрямую зависит от характеристик, назначения земли и статуса арендатора.

Так, надел, предоставленный лицу, освобожденному от налога на землю, обойдется ему в 0,01 % от кадастровой стоимости, как и в случае аренды участка, загрязненного опасными отходами. Садоводы и огородники, а также частные застройщики могут использовать землю за 0,6 % от ее цены в год.

  1. Самая дорогая аренда начисляется за участки, где нет зданий и сооружений, или на них присутствуют земельные ресурсы, которые можно добывать в коммерческих целях.
  2. Для наглядности расчет аренды земли от кадастровой стоимости можно представить в следующем виде:
  3. А = С*S*k, где,

С – цена по кадастру недвижимости (руб. за кв. м.);

  • S – площадь участка (м);
  • k – коэффициент (%).
  • Ставка, применяемая для расчета стоимости аренды муниципальных земель, может отличаться в зависимости от региона, где расположена территория.

Особые случаи расчета аренды земельного участка от кадастровой стоимости

К ним относятся те ситуации, когда в аренду сдается государственная земля, предназначенная для определенных целей, указанных в п. 5 Правил.

Примером могут служить территории, на которых строятся или уже построены автомобильные дороги, тепловые станции, газо- и нефтепроводы, и другие объекты, важные для хозяйственной и экономической жизни страны.

При определении платы за использование таких участков применяют ставки, величина которых установлена нормативными актами Минэкономразвития РФ. Для каждого вида деятельности разработана своя нормативная база.

Это правило действует и в отношении наделов, расположенных в особых экономических зонах нашей страны, указанных в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Мы рассмотрели основные моменты, раскрывающие суть вопроса: как рассчитать стоимость аренды земельного участка от кадастровой стоимости. При кажущейся простоте подобные сделки имеют множество нюансов, которые надо рассматривать в каждом отдельном случае.

Здравствуйте, Руслан! Согласно выданного Вам расчета арендной платы можно сделать вывод, что земельный участок для недропользования находится либо в государственной, либо в муниципальной собственности, т.к. ставки арендной платы были утверждены Решением Думы муниципального района.

Размер арендной платы устанавливается в соответствии с принципами  определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденных цитируемым Вами  постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года.

Четко не указано, сколько процентов от кадастровой стоимости должна составлять арендная плата за то или иное использование такого земельного участка. Единственное, что при переоформелении прав на земельный участок арендная плата не должны превышать более чем в два раза ставку земельного налога на участок.

Ставки земельного налога определяются Решением Думы муниципального образования по месту нахождения земельного участка, можете их там уточнить. Далее вы ссылаетесь на п. 3 Правил определения размера арендной платы………., но эти правила применимы к землям, находящимся в собственности Российской Федерации. Ваш участок к таковым не относится.

Читайте также:  Фнс будет выявлять коммерческое использование земли ип

Если вы считаете, что ваши права нарушены, можете обратиться в прокуратуру, т.к. её работники осуществляют надзор за законностью принимаемых органами местного самоуправления  правовых актов в сфере земельного законодательства.

С уважением, Ирина!

Источник: https://pravoved.ru/question/186882/

Письмо Минэкономразвития № Д23-1895 О порядке расчета размера арендной платы в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и предоставленного пользователю недр

Номер документа

№ Д23-1895

Вопрос

Об органе, уполномоченном определять порядок расчета арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных пользователю недр и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о порядке расчета размера арендной платы в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и предоставленного пользователю недр, и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

При этом, в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса установлено, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582, положениями которого в том числе определяется порядок расчета размера арендной платы за находящиеся в федеральной собственности земельные участки, предоставленные пользователю недр и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Таким образом, при осуществлении полномочий по определению порядка расчета арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между указанными выше нормами имеется противоречие. Данное противоречие возможно устранить посредством изменения Земельного кодекса, что предполагается сделать в рамках разработанного Минэкономразвития России проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Заместитель директора Департамента недвижимости М.В. Бочаров

Источник: https://kiportal.ru/obuchenie/biblioteka/pisma/pismo-minekonomrazvitiya-d23-1895-o-poryadke-rascheta-razmera-arendnoj-platy-v-otnoshenii-zemelnogo-uchastka-gosudarstvennaya-sobstvennost-na-kotoryj-ne-razgranichena-i-predostavlennogo-polzovatelyu-nedr.html

Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности

Размер арендной платы, условия и периоды внесения платежей за использование земли регулируются российскими законами.

Содержание

На территории РФ земельные участки в большинстве случаев предоставляются гражданам возмездно, то есть за определенную плату (за исключением случаев, предусмотренных законом). Подобная норма права установлена ст. 65 ЗК РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ одной из форм возмездного пользования наделами считается арендная плата за земли сельскохозяйственного, жилого, лесного или иного предназначения.

Однако размеры арендной платы варьируются и зависят от многочисленных условий, прописанных в ЗК РФ, в частности, в ст. 39.7, а также в федеральных законах и законах субъектов РФ.

Понятие арендной платы за земельный участок. Правила и порядок определения размера арендной платы земельных участков

  • Определение арендной платы за земельный участок – вопрос, который занимает умы практикующих юристов не первый год.
  • Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то под понятием арендной платы понимается обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество для целевого использования, но на условии внесения конкретных платежей, размер которых фиксируется в соглашении между участниками правоотношений.
  • Таким образом, определение данной дефиниции имеет достаточно четкую трактовку, которая содержит в себе все основополагающие характеристики.

Порядок предоставления, размер арендной платы, условия и временные периоды внесения платежей за использование земельных участков (сельскохозяйственного, лесного, жилого, садоводческого и прочего предназначения), которые числятся как публичная собственность, т.е. государственное или муниципальное имущество, определяются постановлениями Правительства РФ, а также федеральными, региональными законами и указами на местном уровне.

В частности, регламентирует данную сферу Постановление № N 582, принятое Правительством РФ.

Арендные платежи за землю

Арендные платежи за земли сельскохозяйственного, жилого, коммерческого, лесного и прочего назначения (не следует путать с таким понятием как налог), а точнее формы их воплощения в жизнь, гражданским законодательством РФ классифицируются следующим образом:

  • арендные платежи за арендуемое имущество в твердой валюте, которые вносятся либо в определенный временной период, закрепленный в законодательном порядке, либо единовременно. В качестве основной валюты выступает российский рубль.
  • платежи за наделы сельскохозяйственного, жилого, коммерческого или огородоводческого и прочего назначения могут осуществляться в натуре, в частности, в виде установленной доли от полученной продукции или поставляемых услуг.
  • возмездной основой может выступать также предоставление арендодателю конкретных услуг со стороны арендатора, что закрепляют законодательные правила.
  • расчет и определение платежа за аренду может осуществляться также посредством передачи в срочное или постоянное пользование конкретной вещи или имущества, что закрепляют собой законодательные правила.
  • арендная плата за земли сельскохозяйственного или иного назначения может взиматься в виде возложения на арендатора обязанности нести все затраты на эксплуатацию и поддержание должного состояния арендуемого имущества.
  • расчет арендной платы может происходить посредством смешения перечисленных выше форм, а также иными способами, которые не противоречат закону. В частности, берется во внимание и земельный налог.

Расчет арендных платежей за земельный участок

Кроме того, помимо перечисленных выше нормативно-правовых актов, непосредственная регламентация арендных платежей осуществлена в ЗК РФ.

В частности, в Земельном кодексе РФ официально закреплены некоторые особенности того, как происходит определение размера арендной платы за землю.

Во-первых, законодательный порядок устанавливает возможность повышающего коэффициента арендных платежей на земли, находящиеся в публичной собственности, предполагаемые для жилого назначения. Земельный налог здесь берется в расчет.

В данном случае речь идет о ситуациях, когда в трехлетний срок на территории земельного участка, взятого в аренду, не будет введено в эксплуатацию сооружение жилого назначения. Арендный платеж в такой ситуации будет равняться двукратному размеру налоговой ставки, по которой рассчитывается земельный налог.

Во-вторых, если изменение касается права собственности на земельный участок, т.е. происходит переоформление права бессрочного пользования на арендное право, то расчет размера платежа происходит по одному из оснований:

  • два процента кадастровой стоимости земельного участка, который берется арендатором в установленном законодательством порядке.
  • три десятые процента от кадастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения.
  • полтора процента кадастровой стоимости на земли, которые числятся как ограниченные или же изъятые из оборота.

Кроме того, определение размера арендной платы за участок сельскохозяйственного, лесного или прочего назначения не может превышать собой уровень, который имеет земельный налог. Данная норма нашла свое определение в ст. 39.7 ЗК РФ.

Если углубиться в ее суть, то можно вывести следующие особенности и правила расчета размера арендной платы, который не может превышать собой налог:

  • Законодательный порядок устанавливает, что если договор аренды на землю заключен с физическим лицом, которое наделяется Земельным кодексом России правом бесплатного использования участка сельскохозяйственного, садоводческого, лесного и прочего назначения без проведения торгов, а также если он зарезервирован или ограничен в обороте, то размер платежа не может превышать налог.
  • Нормативные правила также устанавливают, что если с лицом заключен договор о развитии и освоении территории, то расчет платежа также должен проходить в полном соответствии со ставкой, которую имеет налог на землю.
  • Учитывается налог на землю и в том случае, если арендный контракт заключается с гражданами, которые имеют право на внеочередное предоставление надела, что обуславливается федеральным законом.
  • Расчет и определение арендного платежа с учетом налоговых издержек также происходит в том случае, если земли принадлежат субъекту на основании оперативного управления.
  • Иные основания и законодательные правила, предусмотренные ЗК РФ.

Размер арендной платы земли сельскохозяйственного назначения

Аренда земель сельскохозяйственного назначения имеет ряд нюансов по сравнению с угодьями иного целевого использования.

В частности, расчет размера арендной платы за эксплуатацию надела должен в обязательном порядке быть прописан в соглашении между участниками сделки.

Это условие является гарантией того, что арендатор будет выплачивать собственнику (в нашем случае государству или муниципалитету) определенную плату (не налог).

При этом максимально допустимый размер платежа не устанавливается законодательством.

Однако нормативно-правовые акты подразумевают, что производить изменение условий арендного договора можно не чаще, чем 1 раз в год.

Рассчитать платеж может каждый арендатор самостоятельно. Для этого необходимо умножить размер выделяемой площади на единицу стоимости имущества (или же продукции). Среднее значение и представляет собой платеж по заключенному договору аренды.

Кроме того, некоторые контракты требуют от арендатора и арендодателя рассчитать общую стоимость земельного участка, предоставляемого в аренду. В этом случае следует перемножить средний показатель арендной платы и количество месяцев пользования наделом.

Изменение размера арендной платы в одностороннем порядке

Несмотря на то, что размер платы за аренду земельного участка прописывается в договоре между сторонами, законодатель предусмотрел возможность осуществлять изменение этого условия в одностороннем порядке. Однако подобное право осуществлять изменение пунктов соглашения в одностороннем порядке должно быть прописано в самом контракте, о чем гласит ст. 614 ГК РФ.

Если изменение условий арендной платы в одностороннем порядке предусматривается договором между участниками сделки, то арендодатель может воплотить подобные трансформации в жизнь. Но при этом должен быть соблюден строгий порядок действий, который зафиксирован в контракте.

В частности, изменение в одностороннем порядке возможно в том случае, если собственник земельного участка заранее известит арендатора о том, что произошло уменьшение или увеличение арендной платы.

В том случае если процедура внесения изменения в одностороннем порядке не прописана в основополагающем договоре, то между участниками может быть заключено дополнительное соглашение. Если же изменение в одностороннем порядке произошло с нарушением законодательного механизма, то арендатор может выплачивать за надел прежнюю сумму, закрепленную контрактом.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/razmer-arendnoj-platy-za-zemlyu-nahodyashhuyusya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html

Ссылка на основную публикацию