Камеральные и выездные налоговые проверки — сравнение

О камеральных проверках так же советуем почитать другую статью «Ст. 88. Камеральная налоговая проверка«

До публикации настоящей статьи мы решили обратиться с вопросом к нашему эксперту — налоговому адвокату Тылику Павлу о том, как сегодня работают правила о проведении камеральных проверках.

Вот что он нам рассказал:

Камеральные и выездные налоговые проверки - сравнение

«Если очень кратко, то сегодня камеральная проверка стала быть похожей по способу проведения и результативности на выездную налоговую проверку.

Но у этой проверки есть огромное преимущество перед ВНП — срок проведения камеральной проверки является организационным и сама по себе просрочка срока проведения камералки не влечет ее недействительности.

Так суды, отмечая выход камеральной проверки за пределы установленных сроков , отмечают, что сроки установленные законом являются организационными и никак не нарушают прав проверяемого налогоплательщика».

Основное отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что контролирующий орган на объекте на присутствует, все мероприятия осуществляются «в офисе», на основании заполненных налоговых деклараций либо других нормативных документов налогоплательщика. Уже по одному названию понятно, что выездная проверка проводится непосредственно на предприятиях или коммерческих структурах.

Виды налоговых проверок: камеральная и выездная

Проведение камеральной проверки регламентирует 88-ая статья Налогового кодекса РФ. Заглянем в документ. В законодательстве четко указано, что каждый налогоплательщик обязан формировать отчетность перед ФНС.

Конечно, это зависит от видов бизнеса и применяемого налогового режима, но, так или иначе, есть норма: все сведения нужно своевременно представить на суд налоговым инспекторам.

Поступившие в отдел ФНС документы как раз и направляются в подразделение, которое занимается камеральными проверками.

При этом время налогового инспектора на изучение отчетности ограничено: у него есть всего три месяца. Камеральную проверку могут продлить, если у организации есть явные нарушения.

Если для камеральной проверки не требуется какого-то особого основания, она проводится «по умолчанию», то решение о выездной проверке принимает руководитель налогового органа или его заместитель. Предметом проверки в этом случае будут своевременность уплаты налогов.

Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок

Итак, налоговая декларация успешно подготовлена и уже поступила в ИФНС. С этого момента и начинается «камералка». Эта проверка – форма текущего контроля.

Камеральная проверка в большинстве случаев проводится непосредственно в налоговом органе.

Основная задача инспектора – определить корректность применения льгот по налогам и сборам, а также правильно ли соблюдается налоговое законодательство.

На начальном этапе проверяется заполнение налоговой декларации или другой формы расчета, налоговики сравнивают показатели с несколькими данными:

  • Предыдущими декларациями;
  • Данными бухгалтерской отчетности;
  • Расчетами по другим налогам;
  • Документами, которыми обладает налоговая инспекция

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщик не получает, а все необходимые документы он обязан предоставить в ИФНС по месту учета (то есть по месту нахождения юрлица, либо месту нахождения недвижимости, принадлежащей налогоплательщику).

Важная составляющая камеральной проверки – изучение так называемых контрольных соотношений показателей налоговой отчетности. Эти маркеры помогают понять насколько вообще корректно (и достоверно) заполнена декларация. Если в ходе проверки инспектор обнаружил ошибки, то он налогоплательщика обязательно потребуют пояснения или вообще заставят внести коррективы в декаларацию.

На это у него есть всего пять дней.

Пояснения к налоговой декларации субъект проверки может представить самостоятельно, либо направить по e-mail, но в этом случае непременно нужна будет электронная подпись.

Мы уже говорили о том, что на проведение камеральной проверки у налогового органа есть всего три месяца. В пределах этого срока инспекторы имеют полное право затребовать дополнительные документы, если речь идет о расхождении в декларации.

Если никаких нарушений не нашли, то камеральная проверка завершается «на автомате», никакого акта не составляется.

Нужно насторожиться, когда налоговый инспектор потребовал какие-либо документы уже после окончания проверки: его действия явно незаконны.

Важно помнить, что у ФНС есть и другие инстументы при проведении камеральной проверки. Инспекторы могут назначить экспертизу, допросить свидетелей или узких специалистов, с согласия налогоплательщика – осмотреть помещение.

В любом случае, если налоговиков в декларации что-либо не устроило, плательщик получит на руки специальный акт о проведении камеральной проверки, как правило, в течение десяти рабочих дней с момента ее завершения. У предпринимателя есть месяц, чтобы подготовить возражение на действия сотрудников ИФНС.

Камеральную проверку, несмотря на кажущуюся «простоту», недооценивать не стоит, поскольку по ее результатам налоговый орган может решиться на проведение выездной проверки, пожалуй, – наиболее эффективной формы налогового контроля.

В этом случае инспекторы более тщательно изучают финансовые документы и отчетность налогоплательщика, поскольку проводится она на территории предприятия. У многих предпринимателей визит сотрудника ИФНС может вызвать несказанное удивление. Тем не менее, все вполне законно: предупреждать заранее о проверке налоговики вовсе не обязаны.

А вот предъявить свои служебные удостоверения должны, и если в решении начальника инспекции указаны фамилии одних сотрудников, а проверять почему-то пришли другие, то это будет грубейшим нарушением должностных инструкций. В законности такой проверки можно сомневаться. Что обычно интересует налоговиков? Понять это помогут основные отличия выездной проверки от камеральной.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Главное отличие мы уже назвали: выездная проверка проводится непосредственно на территории предприятия, камеральная – в самом налоговом органе.

Обе эти проверки отличаются друг от друга еще и тем, что испектор приступает к камеральной проверке с момента сдачи документа в ИФНС, выездная проверка начинается после того, как принято соответствующее решение руководства налоговой.

Отличие касается и сроков проведения проверки: когда речь идет о выездной проверке, то на все про все у инспектора есть 60 дней, но при необходимости ее могут продлить, в исключительных случаях – до полугода.

Выездную проверку могут остановить, если должностному лицу понадобились дополнительные документы и материалы, причем если информацию нужно получить от государственных органов другой страны, то пауза в проведении проверки может продлиться 8 месяцев.

По общему правилу, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 15 месяцев.

Еще одно отличие – решение о проведении проверки. Зачастую визит инспекторов может быть связан с ликвидацией предприятия, либо после того, как камеральная проверка вскрыла серьезные нарушения. Во время выездной проверки ФНС получает возможность более полно ознакомиться с деятельностью компании, изучить ее реальные условия работы, чего никак нельзя добиться при проверке камеральной.

Ведь не секрет, что в уставных документах коммерческой организации может быть заявлена одна сфера деятельности, а заниматься компания может совсем другим.

В этом случае выездная проверка связана с борьбой с теневым бизнесом.

По закону налоговые инспекторы во время выездной проверки имеют право осмотреть любые помещения, которые налогоплательщик использует для ведения бизнеса: торговые и производственные площади, склады и базы.

Это необходимо для проверки соответствия данных, указанных в документах, фактическим данным.

Основная цель любой проверки как камеральной, так и выездной – оценить правильность начисления налогов и сборов. Но разница касается предмета проверок: камеральная проверка выясняет насколько корректно исчисляется налог по одному периоду. При выездной проверке может проверяться правильность исчисления налогов за трехлетний период.

Надо помнить, что более одного раза проводить проверку за тот же период нельзя, повторная проверка допускается в одном случае: когда изучается вариант уменьшения налога к уплате.

Не менее важный момент: для проведения камеральной проверки налоговикам не нужно особого указания руководства, поскольку эта проверка проводится «по умолчанию».

Результат проведения налоговой проверки оформляется особым актом, но только по итогам камеральной проверки он не составляется вообще, если предприятие «чисто», то есть инспекторы не нашли никаких нарушений законодательства о налогах и сборах.

Во время выездной проверки, даже если у налоговиков не было никаких вопросов, обязательно составляется акт.

Кстати, о полномочиях сотрудников ФНС. Во время камеральной проверки они могут потребовать от налогопательщика только пояснительную записку, либо документы о праве на налоговые льготы.

Выездная проверка как раз и отличается тем, что налоговики получают доступ в помещения юрлица, где знакомятся с документацией напрямую, могут поинтересоваться инвентарной описью имущества, а если есть постановление руководителя инспекции – произвести выемку документов.

Особенности проверок обособленных подразделений юридических лиц

Компании, располагающие обширной сетью филиалов, должны быть готовы к тому, что выездная проверка может затянуться.

Под «обособленным подразделением» обычно понимают отдельную территориальную структуру организации.

Проверка этого подразделения проводится либо в рамках общей проверки, либо как отдельная «сфера интересов» налоговиков, причем объектом такой проверки может быть только филиал или представительство.

Проводить больше двух проверок по одному налогу сотрудникам ФНС нельзя. Надо помнить, что обособленные подразделения не могут быть самостоятельными налогоплательщиками, поэтому за нарушение законодательства будет отвечать только головная организация.

Встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка – еще один инструмент в арсенале налогового инспектора. Проводится она в том случае, если после камеральной проверки возникла необходимость проверить не только деятельность налогоплательщика, но и, например, его контрагентов. ФНС имее также полной право изучить конкретную сделку, если есть малейшее подозрения на нарушение закона.

Причем информацию и необходимые документы обяжут предоставить любого, кто этими сведениями обладает. Так, если изучается сделка о поставке товара, то документы могут потребовать у перевозчика.

Если организация откажется предоставить в инспекцию такие требования, то ее просто оштрафуют.

Интерес для ФНС во время встречной проверки может представлять:

  • Фактическое существование контрагента;
  • Осуществление операций, которые отражены в документах налогоплательщика;
  • Операции между основной организацией и контрагентом.

Если встречная проверка покажет, что в данных налогоплательщика и контрагента есть существенные расхождения, то далее будет приниматься решение: повлияло ли это на корректность формирования налоговой базы.

Наглядно: отличия камеральной проверки от выездной

Мы рассмотрели основные особенности действующих в России проверок: выездных и камеральных. Их отличия поможет запомнить эта таблица.

Критерий Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Место проведения проверки Проверка проводится на территории налогоплательщика, как по юридическому, так и по фактическому адресу ФНС проводит проверку по месту нахождения налогового органа
Сроки проведения проверки Срок проведения выездной проверки налоговым органом не может превышать двух месяцев Проводится в течение двух месяцев со дня представления в ИФНС налоговой декларации
Предмет проверки Корректность исчисления и своевременность уплаты налогов Ошибки в  декларации или несоответствие сведений в форме отчетности
Основание проверки Решение о проверке принимает руководитель налогового органа Проводится «по умолчанию», поскольку в инспекцию поступили документы от налогоплательщика
Результат проверки Справка о проведении проверки, акт налоговой проверки Акт проверки составляется только в том случае, если  вскрыты нарушения
Читайте также:  Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в росфинмониторинге

Соблюдать налоговое законодательство – обязанность не только юридического лица, но и каждого гражданина Российской Федерации. Если помнить это простое правило – никакие проверки будут не страшны.

Источник: https://nalog-blog.ru/kameralnaya/kameralnye-i-vyezdnye-nalogovye-proverki-sravnenie/

Разница между выездной и камеральной проверкой

Законодательством России предусмотрены 2 вида государственных проверок — выездные и камеральные. В чем их сущность?

  • Содержание статьи

Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, осуществляемое государственными инспекторами по месту их работы.

Обычно оно состоит в изучении отчетных документов, предоставленных в государственный орган. Таких как, например, налоговые декларации.

Если проходит камеральная таможенная проверка, то нередко проверяются и транспортные документы, а также иные источники, удостоверяющие перевозку товаров через границу России.

https://www.youtube.com/watch?v=MSObqRrKc00

Если в ходе камеральной проверки инспектор выявит нарушение, то в адрес проверяемой организации может быть вынесено предписание по его устранению.

Но если с документами все в порядке, то фирму обычно никак не уведомляют о факте проведения данного контрольного мероприятия.

Проверяемая организация также имеет возможность направить в контролирующее ведомство возражения по поводу результатов изучения документов.

Как правило, нарушения, обнаруживаемые в ходе камеральных проверок, связаны с ошибками в отчетных источниках, с просрочкой их предоставления в государственный орган или с некорректной их комплектацией.

Поэтому все, что нужно обычно сделать проверяемой организации в ответ на получение предписания об устранении недоработок, — перенаправить в контролирующее ведомство новый или исправленный пакет документов.

Факты о выездных проверках

Выездная проверка — это контрольное мероприятие, которое осуществляется государственными инспекторами непосредственно на территории проверяемых организаций.

Нередко дополняет камеральную — то есть оба мероприятия могут быть выполнены одной и той же госструктурой.

Если у фирмы нет возможности принять представителей ведомств у себя, то встреча с ними проводится все-таки в территориальном подразделении соответствующего государственного органа.

Камеральные и выездные налоговые проверки - сравнение

Выездная проверка может быть связана с изучением не только отчетных документов, но и бухгалтерских, и любых других, что отражают финансово-хозяйственные операции фирмы. Также при выездных проверках нередко проверяются фактические условия деятельности компании, проводятся различные тесты и измерения.

По итогам соответствующих контрольных мероприятий государственные ведомства могут выносить различные предписания, которые проверяемые организации обязаны устранять в установленные сроки.

Следует отметить, что выездные проверки бывают плановыми и внеплановыми. Мероприятия первого типа осуществляются по графику, который обычно заблаговременно публикуется — например, на сайте контролирующего ведомства. Поводом для внеплановых проверок может стать получение проверяющей госструктурой информации о том, что подконтрольная организация допускает нарушения в своей работе.

Камеральные мероприятия, в принципе, также проводятся в соответствии с планом — однако составляется он исключительно для внутриведомственного пользования. Проверяемые организации, как мы отметили выше, могут в принципе ничего не знать о фактах проведения соответствующих проверок предоставленных ими отчетных документов.

Сравнение

Главное отличие выездной проверки от камеральной, как это можно понять из названия соответствующих мероприятий, — в месте их проведения. В первом случае таковым является территория подконтрольного объекта, во втором — место работы инспекторов ведомства.

Также выездные и камеральные мероприятия отличаются по содержанию. Проверки первого типа обычно более глубокие и всесторонние.

В рамках камеральных мероприятий, как правило, изучаются только документы — из числа тех, что предоставлены организацией в контролирующее ведомство в порядке отчетности.

Рассмотрев то, в чем разница между выездной и камеральной проверкой, зафиксируем выявленные нами критерии в небольшой таблице.

Таблица

Выездная проверка Камеральная проверка
Что общего между ними?
Могут проводиться одним и тем же проверяющим ведомством
Предполагают изучение документов
В чем разница между ними?
Проводится на территории подконтрольной организации Проводится по месту работы инспекторов проверяющих ведомств
Предполагает изучение широкого спектра документов, а также содержания различных финансово-хозяйственных операций Ограничивается изучением документов — главным образом отчетных

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-vyezdnaya-i-kameralnaya-proverki/

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Основание для проверки Что проверяют Место проведения Срок проверки Периодичность проверки Кто проверяет Мероприятия налогового контроля Оформление итогов Последствия проверки Средняя сумма доначислений*

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

  • Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.
  • Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.
  • Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»). Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ). Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется. Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов.

При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок.

Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года. Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Важно!

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги.

Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Выездные проверки проводит налоговая на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»). Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

Важно!

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр.

Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев.
  1. Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.
  2. Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.
  3. С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания».

Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др.

Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни.

Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании.

Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года. Исключение составляют повторные проверки. Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России. Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).
Читайте также:  Разрешения при индивидуальном строительстве будут заменены уведомлениями

Важно!

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации. Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке. Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю. О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы. Кроме того:

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.
По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 22 млн руб. Это данные в среднем по России. В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 54,17 млн руб. Средняя цена «камералки» по РФ – 17,9 тыс. руб. (в Москве – 66,6 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

***

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kameralnye-i-vyezdnye-nalogovye-proverki-10-samykh-vazhnykh-otlichiy/

Чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных

Для контроля налогоплательщиков с целью выявления всех нарушений в области налогового законодательства представители налоговой службы проводят проверки.

Они проверяют документацию и выявляют те средства, которые не были уплачены компанией как налоговый сбор. Существует два основных вида проверок: камеральные и выездные. Между ними можно выявить целый ряд существенных отличий.

В данной статье мы рассмотрим, чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных.

Камеральная проверка характеризуется тем, что документы компания подает в налоговый орган, где они и проверяются. Т.е. представителям ФНС для этого мероприятия не нужно никуда ехать.

Они разбирают предоставленную им налоговую отчетность и делают на ее основании выводы на своем месте.

Чаще всего здесь рассматриваются налоговые декларации, но могут исследоваться и другие бумаги, например транспортная документация.

Когда инспектор видит нарушение, он отправляет компании письмо с требованием данное нарушение устранить. Если с бумагами все хорошо и никаких претензий к ним нет, то в этом случае организация никакого уведомления не получит.

Часто при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов.

Чаще всего при камеральной проверке обнаруживаются опечатки и ошибки в оформлении документов. Бывает, что бумаги пророчены, т.е. они поданы в налоговый орган с опозданием, что уже считается нарушением. Когда получено предписание об устранении всех недоделок, то компания должна над этим поработать и затем отправить в ФНС исправленный вариант каждой бумаги.

Для камеральной проверки налоговикам не нужно получать особого указания со стороны своего начальства, которое обязательно должно быть при проверке выездного характера. У сотрудников налогового органа есть 3 месяца, чтобы тщательно проверить все декларации. Регулируется данное мероприятие ст. 88 НК РФ.

Проверять документы старше 3-летнего возраста нельзя.

Выездной тип

Особенность выездной проверки заключается в том, что сотрудники налоговой службы сами приезжают в организацию, где изучают документы и опрашивают сотрудников при необходимости.

Чаще всего такая проверка проходит при ликвидации компании или при выявлении серьезных нарушений после проверки камеральной.

Налоговики едут на предприятие, где руководство обязано предоставить им отдельное помещение, в котором они смогут спокойно изучить все необходимые бумаги.

Кроме того, на месте проверяются фактические условия работы компании и ее деятельность. Бывает, что заявлена одна сфера деятельности, а на деле организация занимается совсем другим. В конце такой проверки составляется предписание. Регулируется такое мероприятие ст. 89 НК РФ.

По одним и тем же налогам за один налоговый период не может быть проведено две налоговые проверки, это будет считаться нарушением закона. А срок такой процедуры не может превышать 2 месяцев, хотя есть некоторые исключения, когда возможно это время продлить.

Представленная вашему вниманию таблица позволить лучше провести сравнение и понять, каковы же основные отличия между этими двумя видами проверок.

Вид проверки Основание для проведения Срок Составление акта Место проведения
Камеральная Подача документов в налоговой орган со стороны организации 3 месяца Акт составляется только в случае выявленных нарушений. Если же их нет, то акт не оформляется В налоговой инспекции
Выездная Приказ руководителя подразделения ФНС 2 месяца Акт составляется, только если не было обнаружено нарушений На проверяемом предприятии

Каждому руководителю следует знать, что камеральная и выездная налоговая проверка имеют целый ряд важных отличий, которые нужно учитывать. Это знание поможет лучше подготовиться к проверке и пройти ее максимально успешно.

Источник: https://zhazhda.biz/base/chem-otlichayutsya-kameralnye-nalogovye-proverki-ot-vyezdnyh

Виды налоговых проверок. Таблица сравнительного анализа

Налоговая ревизия призвана контролировать правильность и своевременность начисления налогов, и их уплаты плательщиками. Основой для этого является отчетность по налогам.

 Сотрудники инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) вправе осуществлять ревизии в порядке, установленном налоговым кодексом (НК) РФ и Законом о налоговых органах РФ № 943-1 от 21.03.1991.

В данной статье мы рассмотрим виды налоговых проверок и налогового контроля.

Виды налоговых проверок

В таблице ниже представлены существующие виды налогового контроля организации по различным классификационным признакам.

Классификационный признак Виды проверок
По месту проведения и объему проверяемых бумаг – камеральные;– выездные.
По методу проведения – сплошные;– выборочные.
По объему – комплексные;– выборочные;– целевые.
По целям проведения – обычные;– контрольные.
По способу организации – плановые;– внеплановые.

К основным видам ревизий относятся выездные и камеральные. Порядок их проведения регулируют ст. 88, 89, 89.1 НК. С начала 2012 г.

в НК РФ появился еще один вид ревизии — проверка полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами.

Она имеет цель — усилить контроль правильности начисления и уплаты налогов в условиях трансфертного ценообразования. В связи с этим подробным разделением исследование и структурирование видов ревизий особенно актуально.

Пример #1. Разбор ситуации с налоговой проверкой

Инспекторы приехали с проверкой в ОАО «Ласка». Директору они передали экземпляр решения о ее проведении. В нем было написано: «проверка правильности начисления, удержания и уплаты НДФЛ». Ревизоры проведут выборочную проверку, т. е. расчета одного конкретного налога.

Если, например, в решении сказано: «проверка соблюдения законодательных норм РФ по налогам и сборам», то ревизия будет комплексной. Налоговиков будут интересовать все налоги, которые компания начисляет.

Камеральная проверка и ее особенности

Помимо НК, порядок осуществления этого вида контроля определяет Регламент проведения камералок, оформления и реализации их результатов, утвержденный Приказом МНС РФ № БГ-4-06/24 дсп от 21.08.2003. Согласно данному документу проведение камеральные проверки делится на несколько этапов, в ходе которых проверяют:

  • Полноту представления налоговых отчетов в соответствии с законодательством;
  • Правильность заполнения бумаг;
  • Арифметический расчет указанных показателей;
  • Своевременность представления деклараций;
  • Обоснованность применения льгот и процентных ставок;
  • Правильность расчета налоговой базы.
  • Данная ревизия проводится на основании деклараций, представленных налогоплательщиком в инспекцию.
  • Камеральная проверка может проводиться за период более чем 3-й давности, если налогоплательщик представит уточненку за этот промежуток времени.
  • Этот вид контроля имеет ряд особенностей:
  • Проводится без распоряжения руководителя (заместителя) ИФНС;
  • Ревизия проходит на территории налоговой;
  • Длительность проверки не превышает 3 месяцев со дня подачи декларации (расчета);
  • Не может приостанавливаться и продлеваться;
  • Мероприятие охватывает один конкретный налог;
  • Проверяются все декларации без исключения;
  • Инспектор не имеет права требовать от плательщика документы, кроме случаев, указанных в ст. 88 НК.
Читайте также:  Минстрой разъяснил, возможно ли объединение лоджии с комнатой

Задача камеральной проверки — выявить ошибки в цифрах расчета и в его заполнении, несвоевременность отражения операций и уплаты налогов. При выявлении ошибок, контролер доначислит налог, и выставит штраф и пени.

Налогоплательщик может представить налоговикам пояснения по поводу обнаруженных неточностей, а также дополнительные бумаги, подтверждающие достоверность отраженных в отчетности цифр.

Характеристика выездной проверки

Цель выездной проверки — выявить нарушения в расчете и перечислении налогов и привлечь к ответственности.

 При этом виде ревизии налоговики смотрят первичные бухгалтерские документы и отчетность, внутренние распоряжения, договора, акты выполненных работ и другие бумаги.

 Работники ИФНС вправе обследовать помещения организации, произвести экспертизу документов и их выемку.

Если налоговики изымают оригиналы документов, то в течение 5 дней они обязаны вернуть их копии проверяемому субъекту.

Особенности выездной ревизии:

  • Назначается решением руководства ИФНС;
  • Проводится на территории организации (кроме случаев отсутствия помещения для ее осуществления);
  • Ревизии подлежат один, несколько или все налоги;
  • Длительность составляет 2 месяца;
  • Может приостанавливаться и продлеваться до 4-6 месяцев;
  • Охватывает период не более 3 лет, предшествующих году ее проведения;
  • У плательщика могут запрашивать различные документы и информацию.

Объект для проверки выбирается на основании анализа данных из внутренних и внешних источников. Инспекция принимает решение о ревизии по итогам проверки представленной отчетности. Данные могут быть получены от правоохранительных и контролирующих структур, государственных и местных органов власти, общедоступных источников.

Для назначения выездной ревизии проводят следующую оценку показателей деятельности налогоплательщиков:

  • Анализ сумм и динамики налоговых платежей. Выявляют фирмы, у которых суммы начисленных налогов снижаются.
  • Анализ полноты и своевременности перечисления взносов.
  • Анализ показателей отчетности. Сверяют аналогичные показатели хозяйственной деятельности за текущий и прошлый периоды. Сравнивают данные со среднестатистическими. Проверяют соответствие представленной информации с данными ИФНС.
  • Анализируют причины и факторы, влияющие на величину налоговой базы и платежеспособность субъекта.

При выездном контроле налоговики наделены большими полномочиями по проведению проверки. Они располагают значительными людскими и информационными ресурсами, временными сроками. За счет этого выездная ревизия значительно результативнее иных мероприятий налогового контроля.

Выездные проверки отнимают у налоговиков много сил и времени. Они проводят их «наверняка», т. е. при наличии оснований на то, что налогоплательщик не уплатил налоги в полном объеме (см. → как проходит выездная налоговая проверка ИП). Часто причиной для организации выездной ревизии является результат камеральной проверки.

Проверка взаимозависимых лиц

Этот вид контроля регламентируется гл. 14.5 НК. Такие сделки делятся 2 вида: контролируемые и неконтролируемые. О первых организация должна информировать ИФНС самостоятельно. Правильность образования цен по таким сделкам налоговики выясняют с помощью специальных проверок.

От цены зависит налогооблагаемая база, а, соответственно, правильность начисления и уплаты налогов в бюджет. Требования использовать рыночные цены при расчете базы по налогам содержат статьи НК: 154 — для НДС, 211 — для НДФЛ, 250 — для налога на прибыль.

Цель проверки взаимозависимых лиц — проверить правильность исчисления и перечисления налогов по контролируемым сделкам. Для этого, прежде всего, инспекторы выясняют: соответствуют ли цены, указанные в договорах, рыночным. Основаниями для назначения специальной проверки являются:

  • Уведомление от фирм о контролируемых сделках;
  • Извещение налоговой о незаявленных сделках;
  • Обнаружение сделки при повторной выездной ревизии.

Решение о проведении ревизии должно быть принято в течение 2 лет с момента поступления извещения (уведомления).

Специальные проверки никак не связаны с камеральными и выездными и с их периодичностью (ст. 105.17 НК РФ).

Сравнительный анализ видов проверок

Проанализировать основные виды налогового контроля в РФ поможет таблица.

Критерий Камеральная Выездная Сделки взаимозависимых лиц
Разрешение на проведение Не нужно Руководитель (заместитель) ИФНС
Дата начала День сдачи декларации По решению ИФНС
Место проведения ИФНС Территория налогоплательщика ИФНС
Срок проверки 3 мес. 2 мес. 6 мес.
Продление срока Не продлевается До 4-6 мес. До 12 мес.
Проверяемый период Период, за который подан отчет Не более 3 лет, предшествующих году ревизии
Проверяемые налоги Указан в декларации Закреплены в решении НДФЛ, НДС, налоги на прибыль и на добычу полезных ископаемых
Охват Все сдаваемые в ИФНС декларации Назначается выборочно
Право ИФНС истребовать документы Не имеет права (кроме исключений) Вправе Не имеет права

Выездная ревизия ориентирована на выявление тех нарушений НК, которые не всегда можно обнаружить при камералке. При этом более углубленно изучаются документы и применяются дополнительные мероприятия.

При камералке ошибки в отчетности выявляют оперативно и сразу реагируют на них. Благодаря этому для налогоплательщиков последствия от допущенных нарушений НК менее серьезны.

Анализ итогов ревизий

По итогам контрольных мероприятий ИФНС может применить к налогоплательщику налоговую или административную ответственность. Иногда для возбуждения уголовного дела материалы проверки передают в УВД.

Критерий Камеральная Выездная Сделки взаимозависимых лиц
Дата окончания Не установлена Составление справки о ревизии
Срок давности привлечения к ответственности 3 года, предшествующие году проверки
Оформление акта При выявлении нарушений Обязательно, независимо от результата При выявлении нарушений
Сроки выдачи акта 10 дней после окончания ревизии 2 мес. со дня составления справки

Разногласия рассматриваются в сроки, установленные НК. После этого ИФНС выносит решение: привлечь к ответственности или освободить от нее организацию либо провести дополнительную ревизию.

В случае применения санкций налоговая в 10-дневный срок направляет виновнику уведомление. В нем указывается сумма налога к уплате. Если требование не исполняется, списание недоимки производят в бесспорном порядке.

Целесообразность контрольной проверки

Контрольное инспектирование применяют для определения качества проведенной ранее выездной проверки. Она проводится по тем же налогам и за тот же период фискальной службой вышестоящего уровня.

Если в ходе контрольной ревизии выявлены нарушения, которые не были обнаружены при первоначальной проверке, то налоговые санкции к организации не применяют (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключением является случай сговора плательщика с налоговиком.

Пример #2. Типовая ситуация по судебному разбирательству по налоговой проверке

Региональная налоговая приняла решение повторно проверить ООО «Сельхозмашина». Цель ревизии контролеры огласили так: «необходимость контроля правильности начисления и уплаты налогов организациями, выпускающими сельскохозяйственную технику».

Руководитель предприятия с решением не согласился и подал иск в суд.

Суд встал на защиту ООО, т. к. контрольная ревизия не может заменять выездную. При контрольном мероприятии проверять должны не организацию, а работу ИФНС (Постановление ФАС № А05-1415/01-104/13).

Ответы на актуальные вопросы по налоговым проверкам

Вопрос №1. Вправе ли ИФНС в ходе выездной или камеральной проверки проконтролировать правильность образования цен по неконтролируемым сделкам, но совершенным между взаимозависимыми лицами?

Может.

Вопрос №2. Вправе ли ИФНС оштрафовать фирму за непредставление документов для камеральной проверки, если организация подала их копии на черновиках?

Нет, не вправе. На практике такой подход может привести к разногласиям. Компания должна представить копии документов, заверенные подписью руководителя и печатью.

Вопрос №3. Как определить, какая выездная ревизия ожидает организацию: обычная или совместная?

Это зависит от состава проверяющих, который обязательно указан в решении. Если в перечне, кроме работников ИФНС, присутствуют и сотрудники полиции, значит, проверка совместная.

Вопрос №4. Может ли ИФНС провести повторную камералку?

Нет, не может.  НК не содержит понятие «повторная камеральная проверка». Одну и ту же отчетность дважды проверять ИФНС не может. Но она вправе дважды провести ревизию одного и того же периода в рамках отдельных камеральных проверок. Такая ситуация возможна при сдаче организацией уточненки.

Вопрос №5. Вправе ли налоговая выдать организации копию справки о прохождении выездной проверки?

Да, вправе. В п. 15 ст. 89 НК не определено, в какой форме (копия или оригинал) справка должна выдаваться компании. Судебные решения на практике подтверждают правомерность данного вывода.

Из анализа видов налоговых проверок видно, что все они имеют характерные особенности и различия. Однако они преследуют одну цель — проконтролировать правильность начисления, полноту и своевременность уплаты налогов, соответствие деятельности налогоплательщиков нормам НК РФ. При выявлении ошибок ревизия способствует возврату государству не дополученных от налогов средств.

Источник: https://online-buhuchet.ru/vidy-nalogovyx-proverok-analiz/

Выездные и камеральные налоговые проверки — отличия

Ответ:

Выездные и камеральные налоговые проверки отличаются разными сроками этих мероприятий, периодами, основаниями для их проведения и последствиями. При этом они имеют общие черты, например, и камеральная, и выездная проверка проводятся на основе отчетной документации предприятия о выплатах, отчислениях, расчетах, других данных.

В связи с большим количеством существенных различий между ними сравнительная характеристика видов контроля лучше всего отображается в виде таблицы.

Таблица камеральная и выездная налоговая проверка: сравнение

Отличия Камеральная Выездная
Срок 3 месяца 2 месяца с правом продления до полугода
Период Текущий отчетный период Три года (включая текущий при изучении НДФЛ)
Основания Периодические плановые мероприятия Наличие организации в плане индивидуального контроля или подозрений со стороны органов исполнительной власти в уклонении от уплаты налогов
Периодичность По мере предоставления деклараций Не больше двух раз в год
Проверяет ИФНС(в отдельных случаях совместно с органами исполнительной власти) ИФНС
Объект Декларация о доходах Весь объем документации по доходам, расходам, данных организации
Последствия Предъявление требований об уточнении информации в случае обнаружения ошибок, доплата налогов, а также выплата пени и штрафов Доплата налогов, выплата пени и штрафов, возбуждение уголовного дела и привлечение руководства организации к ответственности
Средняя сумма доначислений Около 18 тысяч рублей Свыше 20 млн. рублей

Кроме ФНС также существуют аналогичные виды контроля ФСС и ПФР. Их проводят соответствующие органы на предмет изучения отчетности по взносам.

Также существуют камеральные проверки на выезде. То есть инспектор фискальной службы имеет право посетить складские помещения для проведения инвентаризации. Порядок проведения всех описанных процедур описывается в НК РФ.

Таким образом сходства и различия между описанными видами мероприятий, проводимых различными государственными службами и фондами, очевидны.

Они затрагивают правильность оформления отчетности, своевременность ее подачи, достоверность указанной информации. Сравнительный анализ показывает, что выездной контроль проходит индивидуально.

Это значит, что он затрагивает далеко не каждую организацию.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye-proverki/sravnenie-kameralnoi-i-vyezdnoi-nalogovoi-proverki

Ссылка на основную публикацию