Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение минфина

Минфин опубликовал проект поправок к Налоговому кодексу, предполагающих введение в России с 2020 года экологического налога. Он призван заменить действующую плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Появление нового налога не предполагает увеличения ставок платежей, однако должно сильно ужесточить режим уплаты и, видимо, его фактические сборы. Бизнес, Минприроды и эксперты считают, что в текущем виде проект может лишить регионы поступлений, которые сейчас расходуются ими на компенсацию ущерба среде.

Минфин, в свою очередь, указывает на то, что федеральный бюджет уже сейчас расходует на экопрограммы средства налогоплательщиков.

Опубликованные Минфином на сайте regulation.gov.

ru поправки к Налоговому кодексу РФ (НК), которыми с начала 2020 года предлагается ввести экологический налог (НК пополнится новой статьей) вместо действующей сейчас платы за негативное воздействие на окружающую среду, являются частью работы ведомства по систематизации неналоговых платежей, которая ведется с 2017 года. Отметим, сама по себе систематизация исходно предполагала не введение новых налогов, а лишь упорядочивание платежей, не имеющих признаков налога. Необходимость в эконалоге обосновывается слабым администрированием платы за загрязнение (сейчас это делает Росприроднадзор). За неуплату этих сборов в РФ отсутствует уголовная ответственность, взыскание неуплаты производится в судебном порядке, а способы обеспечить обязательность платежа «фактически отсутствуют» — в отличие от налогов, взыскание которых является бесспорным.

Фактически главный тезис Минфина — плата является налогом де-факто (по крайней мере имеет признаки налога) и должна стать им де-юре.

Проект федерального закона готовился по поручению премьер-министра от 16.03.2018 №ДМ-П13-10пр. Минфин настаивает на том, что нагрузка на бизнес не увеличится — принцип «сохранения действующего уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков» им выполняется.

По данным, приведенным в экономическом обосновании к законопроекту, в 2017 году поступления экоплаты в консолидированный бюджет составили 14,2 млрд руб., 11,6 млрд руб. запланировано на 2018 год.

«Учитывая, что расчет налоговых ставок экологического налога произведен из необходимых ежегодных сумм затрат бюджета на охрану окружающей природной среды, можно ожидать, что размер поступления от уплаты экологического налога будет существенно выше запланированных поступлений от платы за загрязнение окружающей среды»,— поясняют в министерстве.

Судя по всему, логика Минфина заключается в том, что в том числе нацпроект в сфере экологии (см. “Ъ” от 24 июля) должен получить источник финансирования в виде нового налога.

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

Объектами налогообложения являются выбросы в атмосферу, сбросы в воду и отходы производства и потребления от зарегистрированных в Росприроднадзоре источников таких сбросов. Фиксированные налоговые ставки для разных загрязняющих веществ и повышающие коэффициенты, зависящие от степени опасности веществ, аналогичны нынешним ставкам сборов.

Законопроект сохраняет весь объем вычетов из налоговой базы в случае реализации плательщиком мер по компенсации негативного воздействия на природу (70% ставки налога), а также повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка компаний превышает установленные регулятором объемы, о которых правительство и РСПП договаривались в рамках введения технологического экологического регулирования с 2019 года.

Налог предлагается сделать авансовым (четыре платежа в год), базу для него компаниям предлагается рассчитывать самостоятельно.

Вероятно, что после того, как с 2019 по 2023 год наиболее «грязные» по версии Минприроды компании будут обязаны ввести инструментальный контроль загрязнений и передавать данные в Росприроднадзор, база налога будет исчисляться автоматически.

Хотя напрямую документ этого не предполагает, именно природоохранная служба будет передавать в ФНС данные о постановке плательщиков на учет. Поставленные на учет должны будут заполнять специальные экологические налоговые декларации, описанные в проекте.

Законопроект распространяется не только на крупные промышленные компании, но и на всех загрязнителей, кроме коммунальных.

Освобождается от уплаты налога документом лишь деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств, а также деятельность физлиц и ИЧП, в ходе которых образуются только твердые бытовые отходы, которыми занимаются соответствующие операторы (они налог платят). Безналогово накапливать отходы с целью будущей утилизации можно не более 11 месяцев.

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

Основным вопросом к документу у экспертов и бизнеса является неопределенность будущего распределения поступлений налога между федеральным и местными бюджетами. Сейчас львиная доля платы за негативное воздействие поступает местным властям и расходуется на компенсацию экоущерба.

Александр Багин из Высшей школы экономики рассказывает: схожая смена платежа на налог с 2018 года произошла в Китае, там центральное правительство отказалось от своей части поступления от налога в пользу местных бюджетов. Это позволяет региональным властям выстраивать стимулирующую налоговую политику в зависимости от местных экостандартов.

При этом господин Багин признает: собираемость налога благодаря ФНС вырастет и такой переход соответствует мировым тенденциям.

Ранее глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин говорил, что у бизнеса нет выработанной позиции по вопросу перевода экосбора в налог — по этой теме только предстоит «тщательная дискуссия». По данным “Ъ”, профильный комитет РСПП сегодня будет обсуждать законопроект Минфина.

Источник “Ъ” в РСПП беспокоится, что за счет таких изменений платежи, которые шли на компенсацию вреда окружающей среде, вряд ли теперь будут расходоваться только на эти цели.

«Россия все дальше уходит от идеи создания экологических фондов»,— считает он. Напомним, возобновить работу экофондов, в которых бы собирались «окрашенные» сборы, в 2017 году предлагало Минприроды.

Введение налога в министерстве (в котором, впрочем, пока не ознакомились с проектом) называют логичным «при условии его возвратности на природоохранные цели», такого механизма в законодательстве нет.

Также непонятно, как проект Минфина соотносится с проектами администрации президента 2016–2017 годов по внедрению «наилучших доступных технологий».

Алексей Шаповалов, Ольга Никитина, Дмитрий Бутрин

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3713186

Минфин предложил ввести экологический налог

новости14 августа 2018 г. 10:17

Налоговая нагрузка для добросовестных налогоплательщиков не повысится, но поступлений в бюджет станет больше. 

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина фото: pixabay.com

Минфин РФ предлагает дополнить Налоговый кодекс РФ главой «Экологический налог», в которой предусмотрен сбор, по сути, представляющий действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду, пишет «Интерфакс». Законопроект реализует поручение включить в Налоговый кодекс РФ (НК) неналоговые платежи, имеющие квазиналоговый характер.

Поручение о включении в НК неналоговых платежей

В январе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития представить предложения о включении неналоговых платежей в НК. До этого обсуждалась идея создания некоего «кодекса неналоговых платежей».

В середине марта первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам совещания у председателя правительства по экономическим вопросам сообщал, что Минфин представил подходы к законопроекту, который определяет три группы неналоговых платежей.

Первой и самой важной группой, при этом вызывающей наибольшую озабоченность предпринимателей, являются платежи, которые по своей сути очень близки к налоговым. Речь шла, в частности, о платеже за воздействие на окружающую среду.

«Мы договорились, что постараемся с законодателями, с Государственной Думой в ближайшие месяцы урегулировать вопрос, касающийся вот этих самых важных платежей, — это по совокупности, наверное, больше 80% платежей, которые заботят представителей бизнеса. И предложение Минфина, чтобы весь порядок взимания этих платежей и ответственность — все это было предусмотрено в Налоговом кодексе РФ как специальная глава», — сказал Шувалов.

Позже замминистра финансов РФ Илья Трунин пояснил, что среди неналоговых сборов, которые можно было бы «погрузить» в Налоговый кодекс РФ, могли бы быть курортный, экологический, утилизационный сборы и отчисления в резерв универсального обслуживания операторов связи.

Нагрузка на бизнес не вырастет

В пояснительной записке отмечается, что уровень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков не повысится.

«Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», — говорится в документе.

При сохранении действующего уровня нагрузки на налогоплательщиков введение экологического налога позволит увеличить поступления в бюджетную систему за счет улучшения качества администрирования. Другими словами, появится механизм принудительного и бесспорного взыскания налога с недобросовестных предпринимателей.

Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Предусмотрены исключения: не облагается налогом выбросы из-за деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней, размещение отходов на объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев.

В законопроекте установлены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества, с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества.

Также определен порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты и представления декларации по налогу, порядок уменьшения суммы налога на расходы на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Nota bene

В I полугодии 2018 года в консолидированный бюджет РФ поступило, по предварительной оценке, 9,8 трлн рублей, в федеральный бюджет — 5,5 трлн рублей, сообщил глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин

«В первом полугодии 2018 года тенденция роста продолжилась.

По предварительным данным, в консолидированный бюджет должно поступить 9,8 трлн рублей, что на 16,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, в федеральный — 5,5 трлн рублей, это на 22% больше соответствующего периода», — сказал он в понедельник 9 июля в ходе слушаний в Госдуме РФ по проекту «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 годы».

Темпы роста собираемости налогов уже не первый год намного превышают темпы экономического роста, что не является совсем нормальным.

Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет России в 2017 году вырос на 20% до 17,3 трлн рублей по сравнению с 2016 годом.

ФНС объясняет солидный рост собираемости общим ростом ВВП, совершенствованием системы налогового администрирования, сокращением теневой экономики.

На фоне потенциального нового налога и роста собираемости средств не очень понятно, почему Минприроды сократило расходы на важный и перспективный нацпроект по экологии на 17%. Например, финансирование направления «Чистая вода» урезано вдвое. При этом, сокращения в основном коснулись именно выделения средств из бюджета.

Рубрики:

Источник: https://www.sularu.com/news/10002/11383

Экологический налог увеличит поступления в бюджет, но не спасет природу, считают эксперты

МОСКВА, 14 авг — ПРАЙМ, Александр Кожемякин. Министерство финансов предлагает заменить существующую в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом. Новый налог, как сказано в проекте поправок к Налоговому кодексу, предполагается ввести с 2020 года.

Читайте также:  Изменение цены договора подряда после его заключения

Необходимость в экологическом налоге Минфин обосновал слабым администрированием платы за загрязнение окружающей среды.  

Поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет в 2017 году составили 14,2 млрд рублей. На 2018 год показатель запланирован на уровне 11,6 млрд рулей.  Минфин ожидает существенного увеличения поступлений от экологического налога.

Эксперты, опрошенные агентством «Прайм», считают, что введение экологического налога улучшит качество администрирования и увеличит поступления в бюджет. Под вопросом остается эффективное расходования «увеличенных поступлений».

СБОРЫ ЗА ЭКОЛОГИЮ ВЫРАСТУТ

«Думаю, трансформация экологического сбора в налог должно быть положительно воспринято добросовестными налогоплательщиками.

Согласно планам правительства РФ, после донастройки налоговой системы она не будет меняться ближайшие 6 лет, таким образом, учитывая значительный рост неналоговых платежей в последние годы, бизнес может быть более спокоен за эту статью расходов», — считает руководитель управления рейтингов корпоративного сектора НРА Кирилл Кукушкин.

По его словам, в выигрыше будет и государство, поскольку введение экологического налога, при сохранении текущей нагрузки, улучшит качество администрирования и увеличит поступления в бюджет.

Эксперт «Финам» Алексей Калачев полагает, что после введения нового налога нагрузка на бизнес все-таки вырастет.

«Как всегда, эта «медаль» имеет две стороны. На лицевой – включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс упорядочит и повысит собираемость.

Налоговой службе проще администрировать любые сборы, так как за неуплату налогов предусмотрена жесткая ответственность.

Это повысит ответственность предприятий за экологическую обстановку и обеспечит финансирование экологических программ», — говорит Калачев.

«На обратной стороне – рост налоговой нагрузки на предприятия. Хотя утверждается, что размер сборов не увеличится, объективно налоговая нагрузка на бизнес вырастет.

Во-первых, платежи, которые зачастую приходилось выцарапывать через суд, теперь будут собираться авансом. И, во-вторых, круг плательщиков нового налога увеличится по сравнению с платежами за вредные выбросы.

Увеличение налоговой нагрузки на фоне роста ставок НДС и предложения по изъятию «сверхдоходов» в целом отрицательно влияет на деловой климат», — поясняет эксперт.

КУДА ПОЙДЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ?  

По мнению Кукушкина, главное, чтобы новый налог шел в бюджеты регионов и распределялся непосредственно по целевому назначению — на компенсацию ущерба окружающей среды.

Из законопроекта, представленного Минфином, не ясно будущее распределения поступлений налога между федеральным и местными бюджетами. Сейчас 95% платы за негативное воздействие поступает местным властям и расходуется на компенсацию экологического ущерба.

В финансово-экономическом обосновании законопроекта лишь предполагается сохранение действующих в настоящее время пропорций распределения сумм экологического налога по бюджетам разного уровня: 5% – в доход федерального бюджета, 95% – в доход бюджета субъектов РФ.

ДЕНЬГИ СОБЕРУТ, А ЭКОЛОГИЯ ОСТАНЕТСЯ

Эксперты-экологи, комментируя законопроект Минфина, отметили, что он не мотивирует предпринимателей выполнять экологические требования. Кроме того, в ведомствах, отвечающих за экологию, существует неразбериха в использовании средств, выделяемых на экологические программы. 

«Этот налог, на мой взгляд, вообще никак не мотивирует предпринимателей для самостоятельного решения проблем экологии, поскольку эти деньги заберут все равно. Предприниматель будет понимать, что что бы он ни сделал, эти деньги все равно отнимут.

Поэтому нет смысла заниматься, к примеру, очистными мероприятиями, сточными водами или раздельно собирать пластик на производстве и отправлять на вторсырье.

Я буду все сваливать в одну кучу, потому что я все равно буду за это платить государству», — считает представитель межрегионального общественного экологического движения «Отпор» Наталья Самойлова.

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

По ее словам, экологическая ответственность производителя должна регламентироваться таким образом, чтобы мотивировать его проводить самостоятельно все экологические мероприятия и существенно уменьшать плату за воздействие на окружающую среду. 

«Если ты ленивый предприниматель, то плати государству больше, а оно само будет направлять деньги на восстановительные мероприятия, которые необходимо проводить. Если ты неленивый, ответственный предприниматель, и ты считаешь свои деньги, ты будешь делать все для того, чтобы не вредить экологии и беречь природу от вредного воздействия», — говорит Самойлова. 

Генеральный директор Центра экологических инициатив Владимир Кузнецов считает, что появление законопроекта об экологическом налоге свидетельствует о том, что министерство экологии и Росприроднадзор не в состоянии реализовать полномочия по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду.

«Минэкологии и Росприроднадзор расписываются в том, что они не в состоянии реализовать эти полномочия. Очевидно, у них не хватает ресурсов», — говорит эксперт. 

Он отметил существование неразберихи в распределении ответственности за экологию и ресурсов, выделяемых на экологические программы.  

«Нужно менять всю систему, отнимать у этих 12-15 ведомств, которые имеют около 100 полномочий в области обращение с отходами и природными ресурсами и создавать функциональный орган на 5 лет, который как чрезвычайная комиссия обнулит все законодательство и начнет все с чистого листа. Иначе мы ничего не изменим в плане загрязнения окружающей среды», — заключил Кузнецов.

Источник: https://1prime.ru/state_regulation/20180814/829126490.html

В минфине предложили ввести новый экологический налог

Министерство финансов РФ предложило ввести в России экологический налог, который должен заменить собой платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Соответствующий законопроект опубликован на официальном портале проектов правовых актов.

Для этого министерство предлагает дополнить Налоговый кодекс главой «Экологический налог», по сути представляющий действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Как отмечает «Коммерсант», названные поправки к Налоговому кодексу, которые предлагается ввести с начала 2020 года, являются частью работы ведомства по систематизации неналоговых платежей. При этом систематизация исходно предполагала не введение новых налогов, а лишь упорядочивание платежей, не имеющих признаков налога.

Необходимость в эконалоге обосновывается слабым администрированием платы за загрязнение (сейчас это делает Росприроднадзор).

За неуплату этих сборов в РФ отсутствует уголовная ответственность, взыскание неуплаты производится в судебном порядке, а способы обеспечить обязательность платежа «фактически отсутствуют» — в отличие от налогов, взыскание которых является бесспорным.

Сейчас взимание платы за загрязнение окружающей среды обладает низкой эффективностью, из-за чего государственные экологические программы финансируются из других статей бюджета.

Введение экологического налога позволит существенно увеличить природоохранные поступления, поскольку его расчет будет производится исходя из необходимых ежегодных затрат бюджета на охрану экологии.

Минфин настаивает на том, что нагрузка на бизнес не увеличится, поскольку принцип «сохранения действующего уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков» им выполняется.

Объектами налогообложения являются выбросы в атмосферу, сбросы в воду и отходы производства и потребления от зарегистрированных в Росприроднадзоре источников таких сбросов.

Фиксированные налоговые ставки для разных загрязняющих веществ и повышающие коэффициенты, зависящие от степени опасности веществ, аналогичны нынешним ставкам сборов.

Законопроект сохраняет весь объем вычетов из налоговой базы в случае реализации плательщиком мер по компенсации негативного воздействия на природу.

Налог предлагается сделать авансовым (четыре платежа в год), базу для него компаниям предлагается рассчитывать самостоятельно.

Вероятно, после того, как с 2019 по 2023 год наиболее «грязные» компании будут обязаны ввести инструментальный контроль загрязнений и передавать данные в Росприроднадзор, база налога будет исчисляться автоматически.

Данные о постановке плательщиков на учет в ФНС предположительно будет передавать тот же Росприроднадзор. Поставленные на учет должны будут заполнять специальные экологические налоговые декларации, описанные в проекте.

Освобождается от уплаты налога документом лишь деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств, а также деятельность физлиц и ИЧП, в ходе которых образуются только твердые бытовые отходы, которыми занимаются соответствующие операторы.

Основным вопросом к документу у экспертов и бизнеса является неопределенность будущего распределения поступлений налога между федеральным и местными бюджетами. Сейчас львиная доля платы за негативное воздействие поступает местным властям и расходуется на компенсацию экоущерба.

В РСПП опасаются, что платежи, которые шли на компенсацию вреда окружающей среде, вряд ли будут расходоваться только на эти цели. В Минприроды введение налога называют логичным «при условии его возвратности на природоохранные цели», однако такого механизма в законодательстве нет.

Представитель Минприроды Николай Гудков заявил РБК, что налог приведет к наполнению бюджета, но не будет способствовать развитию переработки отходов.

Так, национальный проект «Экология» предусматривает создание инфраструктуры по переработке отходов, а введение такого налога фактически сократит его финансирование.

Кроме того, введение экологического налога вместо сбора требует всестороннего обсуждения с экспертным сообществом и ведомствами и должно в первую очередь стимулировать «зеленый» бизнес, а не увеличивать линейную фискальную нагрузку на компании.

Напомним, что ранее Минприроды решило сократить бюджет нацпроекта «Экология» на 320 миллиардов рублей (17,1%) до 1,551 триллиона рублей.

Больше всего сокращения коснулись направления «Чистая вода», которое предполагает обеспечение нормального качества питьевой воды для 99% потребителей (сейчас — 87,5%).

В 2019-2024 годах на него планируется потратить вдвое меньше, чем собирались изначально — 258,47 миллиарда рублей вместо 551 миллиарда. Другие направления были сокращены значительно меньше.

Источник: https://www.newsru.com/finance/14aug2018/econalog.html

Минфин предложил дополнить НК РФ новым налогом и сбором

По проекту это будут экологический налог и утилизационный сбор. Их появление не увеличит налоговой нагрузки, поскольку они заменят соответствующие неналоговые платежи: первый — плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), второй — экологический и утилизационный сборы.
Если проект примут, новые главы НК вступят в силу с 2020 года.

Экологический налог

Объекты обложения и ставки платежей останутся прежними, но изменения все же есть.

Кто будет платить.

Налогоплательщиками будут организации и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, которая оказывает НВОС. Физлиц новый налог не затронет.

— Реклама —

Как встать на учет. Постановку плательщиков на учет будет осуществлять налоговый орган по месту нахождения объекта, который оказывает НВОС. Информацию в ИФНС будет представлять Росприроднадзор. В настоящее время на учет ставят только сами объекты. Правила их учета менять не планируют.

Что нужно облагать налогом.

Объекты налогообложения — НВОС в результате:
— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ;
— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;
— размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Не нужно будет облагать налогом:
— размещение отходов на объектах, которые не оказывают НВОС.

Для этого нужно будет представить в ИФНС соответствующее решение Росприроднадзора;
— размещение отходов, которые накапливают и утилизируют в собственном производстве согласно техрегламенту или передают для утилизации в течение 11 месяцев с момента образования;
— размещение отходов V класса опасности, образовавшихся при добыче полезных ископаемых, путем закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвы;

— выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в процессе хозяйственной или иной деятельности на объекте, оказывающем НВОС, IV категории.

Как рассчитывать налог. Налоговым периодом будет календарный год, отчетными — первый квартал, полугодие и девять месяцев.
По итогам каждого отчетного периода необходимо будет исчислять ежеквартальные авансовые платежи. Это правило не распространится на спецрежимников. Налог они будут рассчитывать только за год.

Налоговую базу плательщики будут определять самостоятельно по каждому объекту. В проекте предусмотрены налоговые ставки по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления. Они будут установлены исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).
Налоговые ставки аналогичны нынешним ставкам платы за НВОС.

С 2021 года ставки необходимо будет умножать на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен.
Кроме того, будут введены коэффициенты для стимулирования уменьшения выбросов.

Самый высокий коэффициент (100) будет применяться, если:
— будет превышен установленный объем (масса) вредных выбросов;
— выбросы не будут снижены в течение шести месяцев после наступления сроков, которые определены в плане мероприятий по охране окружающей среды или программе повышения экологической эффективности.

Читайте также:  УПД - что это такое в бухгалтерии, расшифровка

В некоторых случаях, наоборот, можно будет использовать понижающие коэффициенты.

По проекту налогоплательщики сохранят право уменьшить сумму налога, если за налоговый период проведут мероприятия по снижению НВОС. Для этого они должны будут представить в ИФНС документы, подтверждающие расходы на финансирование таких мероприятий. Предельная величина вычета составит 70% от исчисленного налога. В настоящее время в отношении платы за НВОС такого ограничения нет.

Как уплачивать налог. В течение налогового периода налогоплательщики, кроме спецрежимников, будут уплачивать в бюджет авансовые платежи.

Сейчас исключение действует для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Срок — не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

По итогам года налог нужно будет уплатить не позднее 10 марта следующего года. Сейчас это 20-е число месяца и 1 марта соответственно.

Авансовый платеж за каждый квартал будет равен ¼ от суммы платы за предыдущий год. По итогам года нужно будет доплатить разницу.

Как отчитываться. Декларацию придется сдавать не позднее 25 марта. Сейчас срок — 10 марта. Ее можно будет представлять только по ТКС. Если налогоплательщик подаст декларацию в бумажном виде, она не будет считаться представленной.

Утилизационный сбор

Администрирование сбора также планируют передать ФНС. По сути, вводимые в НК РФ нормы будут дублировать положения существующих законов, касающихся экологического и утилизационного сборов.

Кто будет платить.

Плательщиками сбора по-прежнему будут организации и ИП, которые:
— производят и импортируют товары и упаковку товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализуемые в РФ;
— ввозят из-за рубежа и производят в России транспортные средства;
— приобретают на территории РФ транспортные средства у лиц, не уплативших утилизационный сбор.

В отношении транспортных средств сбор будут уплачивать и физлица.

Что нужно облагать сбором.

Объектом обложения сбором будут:
— произведенные или реализованные в России товары и упаковка товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств;
— упаковка для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями;
— колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые на территорию РФ или произведенные в России.
Не нужно будет облагать сбором:
— произведенные или реализованные в России экспортируемые товары и упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств;
— транспорт, который ввозят как личное имущество физлица, являющиеся участниками госпрограммы по переселению соотечественников, а также беженцы или вынужденные переселенцы;

— некоторые другие категории транспортных средств.

Как рассчитывать сбор. Ставки будут зависеть от свойств и типа товара или упаковки. Их размер такой же, как в настоящее время для экологического сбора.
Ставка нового сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним будет 172 500 руб. за единицу. Ее нужно будет применять с коэффициентом.

В настоящее время базовая ставка утилизационного сбора и коэффициенты такие же.
Ставка сбора в отношении колесных транспортных средств категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории будет установлена в размере 20 000 руб. за единицу.

Для иного транспорта она составит 150 000 руб.
Для транспортных средств и прицепов планируют применять специальные коэффициенты, учитывающие год выпуска, мощность двигателя и иные характеристики. Коэффициенты будут соответствовать нынешним.

Сумма сбора по товарам и упаковке будет определяться как произведение ставки, массы (количества единиц) и норматива утилизации.

Сумма сбора в отношении транспортных средств будут равна произведению ставки сбора и специального коэффициента для соответствующей категории транспорта.

Как уплачивать сбор. Уплатить сбор по товарам и упаковке нужно будет до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Налогоплательщики, которые производят или реализуют в России товары и упаковку, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплатят сбор по месту нахождения организации (по месту жительства ИП), а импортеры — при ввозе товаров и упаковки на территорию РФ.

Уплата сбора в отношении транспортных средств и прицепов к ним будет производиться до их реализации на территории России.

Как отчитываться. Форму расчета утилизационного сбора в отношении товаров и упаковки утвердит ФНС, в отношении импортных транспортных средств — ФТС.
Производители будут сдавать расчет в налоговый орган по месту нахождения юрлица (по месту жительства ИП). Импортеры транспортных средств будут отчитываться в таможенном органе, в котором будут осуществлять декларирование.

Переходные положения.

Исчисление, уплата и администрирование платы за НВОС, экологического сбора, утилизационного сбора, в том числе взыскание недоимок, пеней и штрафов за период до 1 января 2020 года будут производиться в старом порядке.

Штраф за неуплату или неполную уплату экологического налога и утилизационного сбора в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2029 года составит 10% от неуплаченной суммы налога (сбора).

  • ТЕГИ
  • утилизационный сбор
  • экологический налог

Источник: https://news.ecoindustry.ru/2018/12/nk-rf/

Экологический налог

  • Что такое экологический налог
  • Какие налоги можно отнести к экологическим
  • Как осуществить уплату экологического сбора
  • По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

Что такое экологический налог

Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.

Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду.

В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами.

Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.

Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.

Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.

Подробнее о действующих экологических платежах читайте в этом материале.

Добавим, что скорее всего, экологический налог в полном смысле этого слова скоро появится и у нас в стране. Соответствующие поправки в НК РФ (проект) уже увидели свет.

Какие налоги можно отнести к экологическим

С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

  • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
  • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
  • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
  • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.

О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается здесь.

  • Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.

Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2018 год приведены в таблице:

Экологический налог 2017–2018 Ставка налога Срок уплаты
Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса Ст. 333.5 НК РФ:

Источник: https://nalog-nalog.ru/ekologicheskij_nalog/

Минфину нужен новый налог – на экологию

С инициативой вышел российский Минфин, опубликовавший проект.

Разумеется, плата за негативное воздействие на окружающую среду существует и сегодня, однако относится она к неналоговым платежам. Ведомство же намерено теперь систематизировать существующие нормативы и придать им новый статус.

Главный тезис Минфина – плата является «налогом де факто», или, по крайней мере, имеет признаки налога. А теперь она должна стать налогом де юре.

Необходимость в эконалоге обосновывается слабым администрированием платы за загрязнение – сейчас это делает Росприроднадзор. Способы обеспечить обязательность платежа фактически в России отсутствуют, как и отсутствует уголовная ответственность за неуплату этих сборов.

Проект федерального закона готовился по поручению премьер-министра. Минфин настаивает на том, что нагрузка на бизнес не увеличится, поскольку принцип «сохранения действующего уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков» им выполняется.

Так, в минувшем году поступления экоплаты в консолидированный бюджет составили 14,2 млрд руб., а на нынешний запланировано 11,6 млрд руб.

Вместе с тем, как поясняют в министерстве, «учитывая, что расчет налоговых ставок экологического налога произведен из необходимых ежегодных сумм затрат бюджета на охрану окружающей природной среды, можно ожидать, что размер поступления от уплаты экологического налога будет существенно выше запланированных поступлений».

Объектами налогообложения как были, так и останутся выбросы в атмосферу, сбросы в воду и отходы производства и потребления от зарегистрированных в Росприроднадзоре источников таких сбросов. Фиксированные налоговые ставки для разных загрязняющих веществ и повышающие коэффициенты, зависящие от степени опасности веществ, аналогичны нынешним ставкам сборов.

Налог предлагается сделать авансовым, то есть платить придется 4 раза в год. Законопроект распространяется не только на крупные промышленные компании, но и на всех загрязнителей, кроме коммунальных.

  • Вместе с тем у экспертов и бизнеса есть ряд вопросов к новому законопроекту.
  • Александр Багин из Высшей школы экономики уверен, что в новых условиях собираемость налога благодаря ФНС вырастет, а следовательно, такой переход соответствует мировым тенденциям.
  • В то же время глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин считает, что по этой теме необходима тщательная дискуссия.

Источник: https://fingazeta.ru/finance/taxes/450372/

Минфин увеличит налоговое бремя на бизнес

Минфин заложил в бюджет 2012 года рост собираемости НДС и налога на прибыль, а также «изменение структуры» налоговой базы – это позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) собрать с бизнеса еще 200 млрд рублей.

В распоряжении «Коммерсанта»
оказались рабочие документы по бюджету, обсуждавшиеся накануне, 12 сентября,
правительственной комиссией по бюджетным проектировкам. Из них становится
очевидным, за счет чего Белому дому удалось столь значительно сократить
плановый дефицит бюджета и нарастить расходы, одновременно снизив цену нефти,
при которой бюджет РФ в 2012 году будет бездефицитным.

Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи

Рост доходов, не относящихся к изменению макроэкономических показателей,
согласно документам Минфина, составит в 2012 году 298 млрд рублей.

Из них 204,2
млрд рублей являются фактическим повышением налоговой нагрузки на бизнес –
они указаны в документе как «изменение структуры налоговой базы НДС и налога на
прибыль» и «повышение уровня собираемости НДС, НДПИ и налога на прибыль».

В
сравнении с 2012 годом в действующем законе о бюджете на 2011-2013 годы
налоговое бремя увеличивается де-факто на полтриллиона рублей – к сборам
налогов в бюджет-2012 в старой версии «трехлетки» прибавляется на 412 млрд
рублей налогов за счет «изменения структуры» и на 78 млрд рублей – за счет
«роста собираемости».

В отличие от всех остальных изменений бюджета, остающихся в основном
виртуальными, внесение в прогноз дополнительных доходов от сборов налогов –
реальная новая нагрузка на бизнес, вполне сравнимая, например, с ценой вопроса
при «снижении» ставки социальных сборов с 34% до 30%. Для ФНС это будет
означать рост планов по сборам на те же 200 млрд рублей – как показывает
практика выполнения планового задания ФНС, из бизнеса эта сумма будет выбита
практически в любой ситуации.

При этом в Минфине не смогли прокомментировать «Коммерсанту», что имеется в
виду под «изменением структуры налоговой базы по НДС и налогу на прибыль».
Значимых изменений в налоговом законодательстве, касающихся этих налогов, в
2011 году не принималось и нет на рассмотрении в Госдуме.

Очевидно, речь будет
идти в первую очередь об усилении борьбы и с законным, и с незаконным возвратом
НДС (неофициальные оценки объемов «искусственного» возврата НДС из бюджета
составляют традиционно десятки миллиардов рублей в год), во вторую –
борьбу с занижением налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, в 2012
году дополнительные налоговые доходы может дать введение системы параллельного
контроля банковских и экспортно-импортных операций.

Источник: https://www.infox.ru/news/220/economy/finance/76669-minfin-uvelicit-nalogovoe-brema-na-biznes?slug=minfin-uvelicit-nalogovoe-brema-na-biznes

Экологический сбор станет налогом

В Налоговом кодексе (НК) может появиться новая глава — «Экологический налог». Об этом говорится в письме замминистра финансов Ильи Трунина президенту ЦСР Павлу Кадочникову («Известия» ознакомились с документом).

Новый налог призван заменить существующий экологический сбор. При этом в Минфине подчеркнули, что увеличения налогового бремени на бизнес и граждан не произойдет.

Однако в предпринимательских объединениях заявили, что по по вопросу введения экологического налога требуется «тщательная дискуссия».

Экологический сбор может быть переведен в налог. При этом в НК ему будет посвящена отдельная глава. Сейчас этот сбор считается неналоговым платежом, который администрирует Росприроднадзор. Включить платеж в НК Минфин решил в рамках систематизации неналоговых сборов, пояснили «Известиям» в пресс-службе министерства.

О том, что ведомство подготовило законопроект об экологическом налоге, замминистра финансов Илья Трунин написал в письме президенту ЦСР, главе общественного совета при Минфине Павлу Кадочникову. В пресс-службе Минфина подчеркнули, что в результате перевода сбора в налог фискальная нагрузка на бизнес не увеличится.

Размер платежа рассчитывается по формуле. Нужно умножить ставку экологического сбора на массу утилизируемых товаров и норматив утилизации.

Ставки сбора и норматив утверждены постановлением и распоряжением правительства для каждой группы продукции. При этом по некоторым товарам норматив может быть нулевым, поэтому производитель ничего не заплатит.

Это относится, в частности, к текстильным товарам, коврам, одежде.

Минфин ведет работу по систематизации неналоговых платежей с начала 2017 года.

Изначально министерство намеревалось создать для них отдельный закон, однако позднее было принято решение определить сборы, которые носят налоговый характер, и перенести их в НК.

Для платежей, не носящих налоговый характер, все-таки возможен отдельный закон с определением правил их регулирования, индексации и введения новых пошлин.

По переводу экологического сбора в налог еще предстоит «тщательная дискуссия», заявил в беседе с «Известиями» глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин. По его словам, у бизнеса нет выработанной позиции по этому вопросу. Александр Калинин отметил, что включение платежей в Налоговый кодекс предполагает их более жесткое регулирование.

Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин также говорил «Известиям», что в случае занесения сборов в НК на них распространится уголовная ответственность за неуплату. Он отмечал, что бизнесу будет удобнее, если для неналоговых платежей будет создан закон прямого действия без включения сборов в НК.

Справка «Известий»

Экологический сбор — это плата за утилизацию отдельных товаров, которая взимается с предприятий, производящих или импортирующих продукцию, но не способных самостоятельно ее утилизировать. Товары, за производство которых нужно платить сбор, определены в соответствующем постановлении правительства.

В частности, в список входят одежда, деревянные изделия, бумага, нефтепродукты, пластмасса, трубы, упаковка из стали или стекла. Всего 36 групп товаров. Данный сбор является обязательным, по нему плательщик формирует отчетность. Платеж был введен, чтобы мотивировать компании утилизировать отходы самостоятельно. Если предприятие не делает это само, оно должно заплатить экологический сбор.

В пресс-службах Минэкономразвития и Минприроды «Известиям» сообщили, что законопроект Минфина на согласование им еще не поступал.

Главная цель реформы неналоговых платежей — усложнить их появление. Сейчас ведомства сами могут вводить новые сборы и индексировать их по своему усмотрению.

После появления закона о неналоговых платежах и включения части сборов в НК это можно будет сделать только с помощью поправок в законодательство.

Вместе с тем включение в НК некоторых платежей, имеющих налоговую природу, сделает и самих коммерсантов более ответственными, поскольку санкции за неуплату будут строже.

Источник: https://iz.ru/772815/inna-grigoreva/ekologicheskii-sbor-stanet-nalogom

Экологический налог увеличит поступления в бюджет, но не спасет природу, считают эксперты

Министерство финансов предлагает заменить существующую в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом. Новый налог, как сказано в проекте поправок к Налоговому кодексу, предполагается ввести с 2020 года.

Необходимость в экологическом налоге Минфин обосновал слабым администрированием платы за загрязнение окружающей среды.  

Поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет в 2017 году составили 14,2 млрд рублей. На 2018 год показатель запланирован на уровне 11,6 млрд рулей.  Минфин ожидает существенного увеличения поступлений от экологического налога.

Эксперты, опрошенные агентством «Прайм», считают, что введение экологического налога улучшит качество администрирования и увеличит поступления в бюджет. Под вопросом остается эффективное расходования «увеличенных поступлений».

СБОРЫ ЗА ЭКОЛОГИЮ ВЫРАСТУТ

«Думаю, трансформация экологического сбора в налог должно быть положительно воспринято добросовестными налогоплательщиками.

Согласно планам правительства РФ, после донастройки налоговой системы она не будет меняться ближайшие 6 лет, таким образом, учитывая значительный рост неналоговых платежей в последние годы, бизнес может быть более спокоен за эту статью расходов», — считает руководитель управления рейтингов корпоративного сектора НРА Кирилл Кукушкин.

По его словам, в выигрыше будет и государство, поскольку введение экологического налога, при сохранении текущей нагрузки, улучшит качество администрирования и увеличит поступления в бюджет.

Эксперт «Финам» Алексей Калачев полагает, что после введения нового налога нагрузка на бизнес все-таки вырастет.

«Как всегда, эта «медаль» имеет две стороны. На лицевой – включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс упорядочит и повысит собираемость.

Налоговой службе проще администрировать любые сборы, так как за неуплату налогов предусмотрена жесткая ответственность.

Это повысит ответственность предприятий за экологическую обстановку и обеспечит финансирование экологических программ», — говорит Калачев.

«На обратной стороне – рост налоговой нагрузки на предприятия. Хотя утверждается, что размер сборов не увеличится, объективно налоговая нагрузка на бизнес вырастет.

Во-первых, платежи, которые зачастую приходилось выцарапывать через суд, теперь будут собираться авансом. И, во-вторых, круг плательщиков нового налога увеличится по сравнению с платежами за вредные выбросы.

Увеличение налоговой нагрузки на фоне роста ставок НДС и предложения по изъятию «сверхдоходов» в целом отрицательно влияет на деловой климат», — поясняет эксперт.

КУДА ПОЙДЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ?  

По мнению Кукушкина, главное, чтобы новый налог шел в бюджеты регионов и распределялся непосредственно по целевому назначению — на компенсацию ущерба окружающей среды.

Из законопроекта, представленного Минфином, не ясно будущее распределения поступлений налога между федеральным и местными бюджетами. Сейчас 95% платы за негативное воздействие поступает местным властям и расходуется на компенсацию экологического ущерба.

В финансово-экономическом обосновании законопроекта лишь предполагается сохранение действующих в настоящее время пропорций распределения сумм экологического налога по бюджетам разного уровня: 5% – в доход федерального бюджета, 95% – в доход бюджета субъектов РФ.

ДЕНЬГИ СОБЕРУТ, А ЭКОЛОГИЯ ОСТАНЕТСЯ

Эксперты-экологи, комментируя законопроект Минфина, отметили, что он не мотивирует предпринимателей выполнять экологические требования. Кроме того, в ведомствах, отвечающих за экологию, существует неразбериха в использовании средств, выделяемых на экологические программы. 

«Этот налог, на мой взгляд, вообще никак не мотивирует предпринимателей для самостоятельного решения проблем экологии, поскольку эти деньги заберут все равно. Предприниматель будет понимать, что что бы он ни сделал, эти деньги все равно отнимут.

Поэтому нет смысла заниматься, к примеру, очистными мероприятиями, сточными водами или раздельно собирать пластик на производстве и отправлять на вторсырье.

Я буду все сваливать в одну кучу, потому что я все равно буду за это платить государству», — считает представитель межрегионального общественного экологического движения «Отпор» Наталья Самойлова.

По ее словам, экологическая ответственность производителя должна регламентироваться таким образом, чтобы мотивировать его проводить самостоятельно все экологические мероприятия и существенно уменьшать плату за воздействие на окружающую среду. 

«Если ты ленивый предприниматель, то плати государству больше, а оно само будет направлять деньги на восстановительные мероприятия, которые необходимо проводить. Если ты неленивый, ответственный предприниматель, и ты считаешь свои деньги, ты будешь делать все для того, чтобы не вредить экологии и беречь природу от вредного воздействия», — говорит Самойлова. 

Генеральный директор Центра экологических инициатив Владимир Кузнецов считает, что появление законопроекта об экологическом налоге свидетельствует о том, что министерство экологии и Росприроднадзор не в состоянии реализовать полномочия по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду.

«Минэкологии и Росприроднадзор расписываются в том, что они не в состоянии реализовать эти полномочия. Очевидно, у них не хватает ресурсов», — говорит эксперт. 

Он отметил существование неразберихи в распределении ответственности за экологию и ресурсов, выделяемых на экологические программы.  

«Нужно менять всю систему, отнимать у этих 12-15 ведомств, которые имеют около 100 полномочий в области обращение с отходами и природными ресурсами и создавать функциональный орган на 5 лет, который как чрезвычайная комиссия обнулит все законодательство и начнет все с чистого листа. Иначе мы ничего не изменим в плане загрязнения окружающей среды», — заключил Кузнецов.

Александр Кожемякин

Источник: РИА Новости

Источник: https://osrpn.ru/publications/smi/587/

Ссылка на основную публикацию