Договор транспортной экспедиции и договор перевозки

Компания может составить один из двух документов для перевозки грузов – договор перевозки и договор транспортной экспедиции, базовые отличия которых всегда надо помнить. Понимание взаимосвязи этих бумаг между собой и наличие знаний касательно их характерных особенностей позволяет подобрать наиболее предпочтительный вариант для каждой стороны по отдельности.

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки

Основные понятия

Договор транспортной экспедиции и договор перевозкиГлавной особенностью договора перевозки является то, что он может заключаться между транспортной организацией и собственником товара, который надо доставить. В качестве первой может выступать как индивидуальный предприниматель, так и фирма. Владелец груза также может являться либо частным лицом, так и отдельной компанией, определяющей пункт назначения. При оказании профильных услуг получатель или отправитель груза обязан выплатить вознаграждение за успешно выполненную работу. Стоимость оговаривается заранее.

Заключить договор на доставку груза можно в следующем виде:

  • товарно-транспортная накладная, либо другие документы, указанные в кодексах, которые соответствуют виду применяемого транспортного средства;
  • обычный билет, который выдается пассажирам при их перевозке, либо соглашение, составленное в письменном виде. В последнем случае документ составляется в ситуациях, когда в качестве заказчика выступает не частное лицо, а организация.

Обратите внимание! Заказчик обязан доставить пассажиров или груз в нужное место в заранее оговоренный срок. При этом всю ответственность за причинение физического вреда людям или повреждение вещей при перевозке берет на себя исполнитель договора, в качестве которого выступает юридическая компания, выполняющая заказанные услуги.

Отправитель предоставляет компании-исполнителю полный пакет сопроводительных документов. Одной из форм, по которой составляется такое соглашение, является чартер (договор фрахтования).

Заключая его, фрахтовщик обязан передать автомобиль с экипажем и водителем другой стороне, именуемой фрахтователем.

Базовые особенности и условия оказания услуг устанавливаются между сторонами в индивидуальном порядке.

Договор транспортной экспедиции составляется между организацией или частным лицом, которое берет на себя ответственность, связанную с выполнением и организацией перевозки груза получателю.

Если в качестве перевозчика выступает экспедиторская фирма, она обязана иметь действующую лицензию, открытую в профильных государственных органах.

Выполнение услуг при просрочке или отсутствии лицензии является невозможным.

Экспедиторы также могут оказывать следующий набор дополнительных услуг:

  • сбор всех необходимых бумаг, которые понадобятся для перевозки пассажиров или грузов;
  • заключение официального соглашения с перевозчиком;
  • проверка правильности разгрузки и погрузки транспортных средств;
  • полное сопровождение, вплоть до прибытия в назначенное место.

Существуют 3 базовые категории договора транспортной экспедиции:

  • комиссии. Наличие этого документа дает исполнителю право действовать от своего имени, представляя при этом интересы заказчика услуги;
  • поручения. Экспедитор выполняет все операции от имени владельца груза;
  • агентский договор. Это усредненный вариант, предусматривающий возможность выполнения работ любым способом, который подходит для клиента.

Общие моменты

Договор транспортной экспедиции и договор перевозкиЭксперты гласят о том, что договор перевозки и составляемый договор транспортной экспедиции являются взаимными. Это значит, что после их заключения каждая сторона получает индивидуальные обязанности, обязательные для выполнения. Как первый, так и второй документ предусматривает оплату за оказанные услуги. Все компании, занимающиеся осуществлением работ в определенной сфере деятельности, составляют публичные договоры. Все договоры являются реальными. Особенностью реального договора является то, что одна сторона должна произвести передачу пассажиров или груза другой стороне.

Итоговой задачей заключения каждого вида договора является перевозка вещей или пассажиров до получателя. Каждый документ всегда заключается в письменной форме заказчиком, нуждающимся в оказании услуг. В документации также указываются все реквизиты, печати и подписи организаций/индивидуальных предпринимателей, занятых выполнением потребовавшейся услуги.

Базовые отличия

Теперь предлагаем ознакомиться с тем, в чем заключается отличие договора того или иного типа.

Если договор перевозки ставит перед собой задачу напрямую осуществлять транспортировку вещей, выданных владельцем, до места прибытия, в договоре экспедиции формируется процесс перевозки и сбор нужной документации, требуемой для ее осуществления.

В качестве предмета договора в первом случае выступает непосредственно транспортировка, выполняемая посредством специального автомобиля в обусловленное время; во втором – посредничество при перевозке.

Документ о перевозке предусматривает наличие всего двух сторон – исполнителя и заказчика, являясь при этом прямым основанием для организации доставки. Вторая бумага имеет более сложную схему в виде заказчика, исполнителя и посредника, выполняя функцию стимула для дальнейшей перевозки.

Если в первом случае перевозчик ставит перед собой задачу перевезти груз в целостном и сохранном виде, экспедиторы имеют более широкий круг обязанностей.

Здесь надо сначала найти оптимальную кандидатуру перевозчика, имеющего право, возможность и желание заняться проведением подобной операции, собрать все нужные бумаги, проследить за тем, чтобы стороны выполнили свои функции. Экспедитор также может взяться за сопровождение определенных категорий грузов.

Из сказанного выше можно заметить, что разница заключается в направленности документов между собой. Договор экспедиции – это более универсальное соглашение. Интересно, что компании, составившей договор экспедиции, потом придется составить и договор о транспортировке.

Нюансы выбора

Договор транспортной экспедиции и договор перевозкиЗная все особенности того и иного вида документа, выбор следует делать с учетом следующих факторов:

  • отсутствие или наличие свободного времени у заказчика для поиска перевозчика своими силами и составления договорной документации. Если время ограничено, лучше всего связаться с экспедиторской компанией;
  • наличие в компании-заказчика сотрудника, решающего вопросы, связанные с транспортировкой грузов, их погрузкой, разгрузкой на месте, разработкой кратчайшего и удобнейшего маршрута передвижения, сбором полного пакета документов и так далее. Если такой специалист отсутствует, надо обратиться к профессионалам, которые перевезут груз и предварительно соберут документацию;
  • ценовые категории. Если компания, являющаяся собственником вещей, имеет ограниченный запас денег, от договора экспедиции следует отказаться. При этом следует помнить, что все организационные вопросы придется решить своими силами;
  • необходимость предоставления дополнительного набора услуг, справиться с которыми может только экспедиторская компания. Если она имеется, придется обращаться к профессионалам.

Выводы

Основное различие заключается в том, что договор транспортной экспедиции более выгоден для клиента, так как он дает возможность воспользоваться рядом дополнительных услуг, включая прямую транспортировку. С другой стороны, договор перевозки отличается конкретным предназначением по сравнению с договором экспедиции, из-за чего вероятность возникновения конфликтных ситуаций значительно уменьшается.

Поскольку в соглашении на перевозку четко указываются базовые аспекты, при выборе в его пользу не появятся разногласия. А если они и будут, стороны будут знать о своих правах, что поможет успешно разрешить спор.

Особенности и отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки Ссылка на основную публикацию Договор транспортной экспедиции и договор перевозки Договор транспортной экспедиции и договор перевозки

Источник: https://ProAvtopravo.ru/perevozka/dogovor-perevozki-i-dogovor-transportnoj-ekspedicii-otlichiya.html

Отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки

Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.


К основным документам относятся договор перевозки и договор транспортной экспедиции.

В чем взаимосвязь двух видов документов и основные отличия, а так же какой именно договор предпочтителен в той или иной ситуации, читайте далее.

Понятия предмета

Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.

Договор перевозки заключается между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией (ИП, частным лицом), которое будет перевозить груз (пассажиров) в пункт назначения.

За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.

Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:

  • товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
  • обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.

Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.
Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).

При заключении договора транспорта одна сторона, именуемая фрахтовщиком, обязана предоставить другой стороне, называемой фрахтователем, транспортное средство с водителем или экипажем для перевозки пассажиров или груза в пункт назначения. При этом все основные условия устанавливаются по договоренности между сторонами.

Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.
В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:

  • сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
  • слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.

Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.
Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:

  • договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
  • договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
  • агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.

В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.
К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:

  • поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
  • экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
  • складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.

Как прописано в законодательстве

Подробности заключения и исполнения договора перевозки регламентируются главой 40 Гражданского Кодекса, а договор транспортной экспедиции главой 41 этого же документа.
Гражданский Кодекс, как основной документ при заключении различных видов договоров:

  • конкретно определяет понятие каждого документа;
  • регламентирует стороны, которые могут быть участниками договора;
  • подробно описывает права и обязанности сторон, а так же ответственность за неисполнение существенных условий заключенного договора;
  • рассматривает вопросы, связанные с разрешением споров.

В чем общие моменты

Договор перевозки и экспедиторский договор являются:

  • взаимными, так как после заключения документа у обеих сторон возникают индивидуальные обязанности;
  • возмездными, то есть в результате оказания определенных услуг одной из сторон получается оплата;
  • публичными, предлагаемые для всех предприятий, занимающихся определенной сферой деятельности на одинаковых условиях;
  • реальными, при возложении на перевозчика дополнительных функций экспедитора.

Реальным считается договор, по условиям которого одной стороной производится передача предмета договора (в данном случае грузов или пассажиров) другой стороне.

Читайте также:  Гарантийный срок, срок годности и срок службы - отличия

Конечная цель заключения обоих видов договоров – это перевозка груза до получателя. Оба документа заключаются на основании письменного заявления заказчика, которому требуется перевести груз (пассажиров).

Форма любого договора – письменная с наличием реквизитов, подписей и печатей организаций (ИП).

Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:

Фактор Договор перевозки Договор экспедиции
Цель документа Осуществление перевозки груза, доверенной заказчиков и владельцем до места назначения Организация перевозки и сбор документов для ее осуществления
Предмет договора Перевозка, проводимая на конкретном транспортном средстве в определенное время Оказание посреднических услуг при перевозке
Стороны договора Заказчик – исполнитель
Договор является основанием для перевозки
Заказчик – посредник – исполнитель
Договор является стимулом к действию по осуществлению перевозки
Обязанности исполнителя Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения без повреждений Экспедитор обязан:

  • найти перевозчика, который согласится на проведение операции;
  • собрать документы, требующиеся для осуществления перевозки;
  • проследить за отправкой и получением груза;
  • при необходимости произвести сопровождение груза в пути

Таким образом, можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции. Заключение договора перевозки входит в обязанности экспедитора при предоставлении услуг заказчику.

Как выбрать и какой заключить договор

Выбор вида договора обуславливается следующими факторами:

  • наличием (отсутствием) у заказчика свободного времени для самостоятельного поиска перевозчика и заключения соответствующего договора. При ограниченном временном интервале целесообразнее обратиться за помощью к профессиональным экспедиторским организациям;
  • наличие в штате организации – заказчика лица, отвечающего за перевозку груза, его погрузку, разгрузку, составление маршрута, сбор документов. При отсутствии квалифицированного сотрудника лучше воспользоваться услугами профессионалов, способных в кратчайшие сроки организовать перевоз груза и сбор документов;
  • категории стоимости. При ограниченном бюджете компании – собственника груза, все вопросы, связанные с перевозкой желательно решать самостоятельно;
  • необходимость в предоставлении дополнительных услуг, оказываемых исключительно экспедиторскими компаниями: сопровождение грузов, представительство на таможне (относится к международным перевозкам), контроль за погрузкой и разгрузкой и так далее.

Договор транспортной экспедиции считается более выгодным, так как при его заключении можно получить целый комплекс услуг, включая непосредственную перевозку груза.

Однако договор перевозки является более конкретным документом, чем договор экспедиции, что значительно снижает риски заказчика перевозки и возможность возникновения споров.

И договор на перевозку груза, и договор транспортной экспедиции требуется заключить, чтобы доставить груз (пассажиров) из пункта отправки в пункт назначения.
Первый документ является более определенным и вызывает наименьшее количество разногласий, так как в договоре четко указываются все основные аспекты.

При заключении второго вида договора следует предельно внимательно отнестись к перечню услуг, оказываемых экспедитором, сроки оказания посреднических услуг и осуществления перевозки и иные существенные факторы. Выбор вида договора является правом собственника груза.

Видео: Виды договоров в транспортной экспедиции.mp4

Источник: http://avtourist-DTP.ru/otlichiya-mezhdu-dogovorom-transportno/

Особенности договора транспортной экспедиции



Согласно ч. 1 ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Значимость и востребованность данного договора отмечается тем, что перевозка грузов считается весьма необходимым элементом в экономической, торговой и международной сфере. Основной задачей является сохранность груза, качество самой перевозки, в части скорости передвижения, сумма денежных расходов, используемые транспортные средства и иное.

В раде случаем грузоотправителям целесообразно заключать именно договор транспортной экспедиции. Это связано с тем, что данные действия осуществляет организация, которая специализируется в соответствующей области предоставления услуг.

Такую специализацию, в частности, можно отметить в наработанных и слаженных связях с представителями того или иного транспорта, подборке определенного, предназначенного для перевозок грузов, технических средств, включая транспортной средство.

Помимо ГК РФ, деятельность по предоставлению данной услуги регламентирована Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Следовательно, уже можно сделать вывод, что одной из особенностью договора транспортной экспедиции является его цель — предоставление посреднических услуг по договору перевозки.

Немало важно, что не стоит приравнивать данный договор с договором перевозки, так как сам факт перевозки не является основой деятельности экспедитора.

Если организация возложила на себя не только организацию перевозки, но и саму перевозку, то тогда ее отношения с грузоотправителем будет регулировать смешанный договор.

Следующий, и немало важный факт, стоит отметить, что договор транспортной экспедиции должен быть оформлен в письменной форме, иначе он будет признан недействительным. Закон не обязывает стороны в заключение договора в виде единого документа, однако это может обеспечить подробную проработку всех условий оказания данной услуги.

Законодатель, как особенность договора транспортной экспедиции, так же отметил возможность экспедитора не только самостоятельно выполнить возложенную на него обязанность, но и привлекать других лиц в оказании ими помощи в исполнении перевозки.

Экспедитор, в целом, наделен большой совокупностью прав и обязанностей, среди которой можно выделить право экспедитора приобрести себе в распоряжение перевозимый груз до получения вознаграждения и расходов, связанных с этим удержанием.

Особенностью также можно отметить то, что стороны предъявляют друг другу определенный перечень документов. Например, экспедитор предоставляет оригиналы договоров, а также экспедиторские документы (описание услуги, данный об экспедиторе или перевозчике). Клиент в данной ситуации обязан передать документы, которые содержали сведения о грузе, его свойствах, каковы особые условия перевозки.

Правилами транспортной экспедиции, утвержденные Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» в пункте 5 установлено, что экспедиторскими документами являются:

  • 1) поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • 2) экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • 3) складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
  • Говоря об информации, которую должен предоставить клиент о грузе, то к ней относятся:
  • – точное наименование;
  • – количество
  • – качественные характеристики, требующие особых условий перевозки;
  • – наименование и местонахождение грузоотправителя и грузополучателя.

Поскольку это договорные отношения, то стороны имеют право отказаться от реализации договора транспортной экспедиции, при этом, в обязательном порядке в определенный срок предупредить другую сторону. В таком случае, сторона, заявившая об отказе, должна обеспечить возмещение убытков, которые возникли в силу отказа.

Одним из условий договора является срок транспортной экспедиции, в который должна быть оказана услуга.

Еще одной особенностью можно выделить возможность осуществления экспедиторских услуг при перевозке грузов в международном сообщении.

За нарушение условий данного договора, у экспедитора есть определенная ответственность перед клиентом, возникающая в виде определенной денежной суммы, которая зависит от того, что именно произошло с грузом. В частности, ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» закрепляет следующие размеры:

  1. 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  2. 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
  3. 3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
  4. 4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В случае обнаружении недостаче или порче груза, необходимо незамедлительно сообщить об этом иным субъектам данных правоотношений. Лучше всего это сделать именно в момент приемки груза.

Если такого уведомления от грузополучателя, с указанием на общий характер возникшей проблемы, то считается, что данный груз был получен в соответствующем качестве и сохранности.

Также, стоит отметить, что если такие повреждения не могли быть замечены в момент приема груза, то грузополучатель должен уведомить экспедитора в течение 30 дней со дня принятия груза об этом.

Экспедитор, в свою очередь, может доказать, что если, возникшие проблемы и нарушения выполнения обязательства, являются последствиями ненадлежащего исполнения условий договора перевозки, то его ответственность перед клиентом регламентируется теми правилами, что и применимы при ответственности перевозчика перед экспедитором.

Таким образом, договор транспортной экспедиции является необходимым элементов в сфере торгового оборота и развития экономической деятельности, как государства, так и частных лиц. Значимость также можно заметить в том, что правила предоставления услуг по данному договору определены законодателем в отдельном нормативно-правовом акте.

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N14-ФЗ (часть 2). Глава 41.
  2. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности
  3. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997. С. 413 (авторы соответствующей главы Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов).
  4. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Том II. Полутом 2. Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 67–68 (автор соответствующей главы — Г. П. Савичев).
  5. Гражданское право: учебник / под ред. В. В. Залесского. М., 1998. Ч. 2. Обязательственное право. С. 333
  6. Витрянский В. В. Договор транспортной экспедиции. С. 33;
  7. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 438–439.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная экспедиция, экспедитор, объявление ценности, объявленная ценность, транспортно-экспедиционная деятельность, стоимость груза, перевозка грузов, договор, особое условие перевозки, договор перевозки.

Источник: https://moluch.ru/archive/206/50372/

Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг

По договору транспортной экспедиции исполнитель (экспедитор) обязан совершить не саму перевозку груза, а выполнить связанные с ней услуги или организовать их выполнение.

Так, экспедитору поручают организовать перевозку груза определенным транспортом и по конкретному маршруту, обеспечить его погрузку, отправку, получение, заключить договор перевозки, выполнить таможенные формальности, уплатить пошлины и др. (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Помимо этого, транспортная экспедиция отличается от перевозки, в частности, документами, которые составляют стороны в подтверждение заключения договора:

  • при транспортной экспедиции — поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 2 ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);
  • при перевозке груза — транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, который предусмотрен соответствующим уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
Читайте также:  Ограниченная материальная ответственность работника

При этом и для перевозки, и для транспортной экспедиции применяется сокращенный срок исковой давности — один год. И до подачи иска требуется предъявить исполнителю-экспедитору досудебную претензию (ст. ст. 12, 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). В отношении перевозки схожие положения установлены ст. 797 ГК РФ.

Отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство в аренду и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель:

  • для перевозки — это транспортировка груза из точки А в точку Б;
  • для аренды транспортного средства с экипажем — получение арендатором возможности владеть и пользоваться транспортным средством в течение определенного времени, согласованного сторонами.

Этим обусловлены и другие отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем, в том числе обязательства и ответственность сторон:

  • перевозчик, к примеру, по договору перевозки груза обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. Поэтому предполагается его ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 ГК РФ);
  • при аренде транспортного средства с экипажем оказываемые арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства нацелены на обеспечение его безопасной эксплуатации. Указания по коммерческой эксплуатации транспортного средства экипажу дает арендатор (п. п. 1, 2 ст. 635 ГК РФ). Арендатор использует транспортное средство по своему усмотрению, в том числе может перевозить какой-либо груз. Но для арендодателя не установлена презумпция ответственности за сохранность такого груза.

К искам по таким договорам применяется, в отличие от перевозки, общий срок исковой давности в три года.

Отличия договора перевозки от договора фрахтования (чартера)

По договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязан предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки (ст. 787 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель: предоставление вместимости транспортного средства. Его предмет уточняется в транспортном законодательстве, например в нормах о фрахтовании морского судна без экипажа указано, что судно передается в пользование и во владение на определенный срок для перевозок и иных целей (ст. 211 КТМ РФ).

Обратите внимание, что стороны могут заключить договор перевозки, содержащий элементы фрахтования. Тогда фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные для грузоотправителей (п. 4 ст. 67 КВВТ РФ).

Отличия договора перевозки от договора об организации перевозок

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Этот договор отличается от договора перевозки прежде всего целью:

  • цель договора об организации перевозки — налаживание долгосрочных отношений между грузовладельцем и перевозчиком для осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). По своей природе он близок к рамочному договору: в нем определяются основные условия сотрудничества, а для перевозки конкретной партии груза в рамках такого договора стороны могут заключать отдельные договоры перевозки, составлять приложения или заявки (п. 1 ст. 118 КТМ РФ, п. 2 ст. 68 КВВТ РФ, ст. 10 УЖТ РФ);
  • цель договора перевозки — перевозка конкретного груза (партии груза).

Отличия договора перевозки от договоров об оказании иных услуг в сфере транспорта

Как правило, перевозка сопровождается большим количеством разного рода услуг, целью которых является не доставка конкретного груза, а обеспечение в целом процесса перевозки. Их предмет не совпадает ни с перевозкой, ни с транспортной экспедицией, ни с другими транспортными договорами, поименованными в Гражданском кодексе РФ. К таким услугам в том числе относятся:

  • на железнодорожном транспорте — управление движением поездов (пп. «в» п. 4 разд. II Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования);
  • на морском транспорте — услуги буксировки (ст. 225 КТМ РФ);
  • в сфере воздушного транспорта — обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах (ст. 50 ВК РФ).

Стороны могут заключить договор об оказании услуг, который не назван в транспортных нормах, но по содержанию является возмездным оказанием услуг. К таким договорам применяются нормы гл. 39 ГК РФ, которые перевозку не регулируют (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).

Источник: http://urist7.ru/grazhdanskoe-pravo/chem-otlichaetsya-dogovor-perevozki-ot-dogovora-ob-okazanii-transportnyx-uslug.html

20. Договор перевозки: общая характеристика. Виды договоров перевозки. Договор транспортной экспедиции

По
договору
перевозки грузов перевозчик
обязуется доставить вверенный ему
отправителем груз в пункт назначения
и выдать его управомоченному на получение
груза лицу (получателю), а отправитель
обязуется уплатить за перевозку груза
установленную плату.

Особенности
договора перевозки грузов:

  • договор перевозки грузов является двусторонним и возмездным;
  • наличие в договоре третьего лица (получателя груза), который не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор;
  • сам по себе договор перевозки грузов является реальным, т.е. он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику;
  • договор перевозки грузов обычно заключается не путем подписания единого документа, а путем составления квитанций, накладных, коносаментов, иных документов, предусмотренных транспортным законодательством;
  • провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами.
  • Виды
    договоров перевозки:

  • договоры
    перевозки транспортом общего пользования:

  • договоры
    перевозки железнодорожным транспортом;

  • договоры
    перевозки внутриводным транспортом;

  • договоры
    перевозки воздушным транспортом;

  • договоры
    перевозки внутриводным транспортом;

    договоры
    перевозки морским транспортом;

  • международные
    морские перевозки;

  • перевозки
    внутри страны (каботажные перевозки),
    в том числе малый каботаж (перевозки
    между портами одного моря) и большой
    каботаж (перевозки между портами разных
    морей).
  • По
    договору
    транспортной экспедиции
    одна
    сторона (экспедитор) обязуется за
    вознаграждение и за счет другой стороны
    (клиента) выполнить или организовать
    выполнение определенных договором
    экспедиции услуг, связанных с перевозкой
    груза.
  • Договором
    могут быть предусмотрены обязанности
    экспедитора организовать перевозку
    груза транспортом и по маршруту,
    избранными экспедитором или клиентом,
    обязанность экспедитора заключить от
    имени клиента или от своего имени договор
    перевозки груза, обеспечить его отправку
    и получение,а также другие обязанности.
  • Договор
    является взаимным, возмездным, может
    быть либо консенсуальным, либо реальным.
  • Предмет
    договора —

    услуги, связанные с перевозкой груза,
    которые делятся на основные (заключение
    договора перевозки и ее организация) и
    дополнительные (любые услуги, связанные
    с транспортировкой груза).
  • Экспедитором
    может быть только предприниматель,имеющий
    лицензию на этот вид деятельности.
  • Форма
    договора простая письменная.
  • Прекращение
    договора имеет особенность: оно возможно
    в результате одностороннего отказа
    любой стороны, но с обязательным
    предупреждением другой стороны в
    разумный срок и возмещении стороной,заявившей
    об отказе, убытков, вызванных расторжением
    договора.

21. Договор хранения: общая характеристика. Виды хранения. Особенности хранения на товарном складе

По
договору
хранения одна
сторона (хранитель) обязуется хранить
вещь, переданную ей другой стороной
(поклажедателем), и возвратить эту вещь
в сохранности.

Договор
хранения должен быть заключен в
письменной форме

в
случаях, если:

  • заключается между юридическими лицами и с гражданами;
  • заключается гражданами между собой и если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Простая
письменная форма договора хранения
считается
соблюденной, если
принятие вещи на хранение удостоверено
хранителем выдачей поклажедателю:

  • сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;
  • номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.

Срок
хранения:

  • хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока;
  • если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем;
  • если срок хранения определен моментом востребования вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок.
  1. Виды
    хранения:

  2. обычное
    хранение и специальное хранение:
  3. а)
    на товарном складе;
  4. б)
    в ломбарде;
  5. в)
    в камере хранения в транспортной
    организации;
  6. г)
    в гардеробе;
  7. д)
    в гостинице и других местах временного
    проживания;
  8. е)
    вещей,являющихся предметом спора;
  9. ж)
    нотариальный депозит;
  10. з)
    культурных ценностей;

  11. регулярное
    (обычное) хранение (после окончания
    договора поклажедателю выдается та же
    самая вещь,которую он сдал) и иррегулярное
    — хранение с обезличением;

  12. профессиональное
    хранение (вещь хранит профессиональная
    организация) и непрофессиональное;

  13. хранение,
    возникшее при обычных условиях
    гражданского оборота и возникшее в
    чрезвычайных ситуациях;


хранение,
возникшее из договора и хранение,
возникшее в силу закона (напр.,хранение
находки, безнадзорных животных,
наследуемого имущества, незаконного
товара).

По
договору складского хранения

товарный склад обязуется за вознаграждение
хранить товары, переданные ему
товаровладельцем, и возвратить их в
сохранности. Товарным складом признается
организация, хранящая товары в качестве
предпринимательской деятельности и
оказывающая связанные с хранением
услуги.

Письменная
форма договора складского хранения
считается соблюденной, если его заключение
и принятие товара на склад удостоверены
складским документом.

В
договоре складского хранения хранителем
является специальный субъект — товарный
склад. Такой договор является
консенсуальным. Предмет этого договора
— деятельность по хранению товара, т.е.
предназначенных для продажи вещей.

  • Товарный
    склад в подтверждение принятия товаров
    на хранение выдает один из следующих
    документов:

  • двойное
    складское свидетельство(складское
    свидетельство и залоговое);

  • простое
    складское свидетельство;

  • складскую
    квитанцию.
  • Оба
    вида складских свидетельства являются
    ценными бумагами.

Складская
квитанция является распиской в принятии
товара на хранение. Залог складского
свидетельства — залог товара, право
возврата которого оно удостоверяет.

Источник: https://StudFiles.net/preview/847474/page:13/

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг при перевозке грузов.

Читайте также:  Удостоверение по охране труда - образец

Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции — это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки грузов.

Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие договора транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент обязуется уплатить вознаграждение и возместить понесенные экспедитором при исполнении договора расходы.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ).

Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст.

78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции. Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании — долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции. Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон.

Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, как граждане, так и юридические лица, заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели: коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично.

При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

  • Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции.
  • Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:
  • Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

  1. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.
  2. Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.
  3. Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает.

Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности.

Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон.

Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=5589

Ссылка на основную публикацию