Чем подтверждается заключение договора перевозки груза?

Чем подтверждается заключение договора перевозки груза?

Пассажиром является человек, находящийся в движущемся транспортном средстве и не относящийся к членам экипажа. В соответствии с законодательством РФ, в роли перевозчика, транспортирующего его к пункту назначения может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Обязательным документом, допускающим право заниматься данной деятельностью является наличие лицензии и осуществлении перевозки пассажиров только с заключённым договором.

Виды документа

Если рассматривать разновидности соглашения одним видом транспортного сообщения, то можно выделить всего лишь 2 разные категории:

  1. Договор перевозки пассажира и багажа, который согласно ГК РФ ст. 786 пункт 1, предусматривает транспортировку человека и его багажа из одной точки в другую. Последний, в свою очередь, обязуется уплатить определённую денежную сумму, установленную тарифом.
  2. Договор фрахтования (чартер), определяющийся ГК РФ ст. 787, по которому владелец или арендатор транспортного средства, называемый фрахтовщиком, предоставляет заказчику (фрахтователю) ТС полностью или его отдельную часть в зависимости от условий договора. Делается это с целью осуществления одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров и багажа.

В зависимости от вида транспорта могут применяться различные условия составления договора. Поэтому каждый из них склонен в небольшому дифференциалу в зависимости от специфических характеристик.

Например, если взять в пример железнодорожное сообщение, здесь разделения будет происходить по 2 признакам:

  1. Скорость движения:
    • скоростной;
    • скорый;
    • пассажирский.
  2. Расстояния пути:

Морской транспорт дифференцирует в ином порядке:

  1. Внутренний (каботажный), курсирующий между российскими портами.
  2. Международный, использующийся для заходов в порты иных государств.
  3. Местный и пригородный, предназначающийся для рейсов в инфраструктуре одного субъекта РФ.

Следует отметить, что каждый из них может различаться в зависимости от характеристики поездки.

Например, если вязать каботажный вид сообщения, здесь присутствует разделение на ряд следующих видов:

  1. Транспортный.
  2. Транспортно-скоростной.
  3. Обслуживаемый судами на подводных крыльях или воздушных подушках.
  4. Паромная переправа.
  5. Линия с комплексным обслуживанием пассажиров.

Аналогичную классификацию можно провести и в отношении других видов транспортного сообщения:

  1. Автомобильного.
  2. Воздушного.
  3. Железнодорожного.
  4. Речного.

Отличие от фрахтования

На первый взгляд оба соглашения подразумевают перевозку пассажиров и багажа, однако при более пристальном рассмотрении каждого из них, становятся очевидными некоторые нюансы, не позволяющие ставить их в одно положение.

Первый документ может быть удостоверен билетом, а наличие багажа, сданного на борт подтверждается платёжной квитанцией. Их форма утверждается условиями уставов и кодексов отдельного вида сообщения.

Помимо этого, можно выделить ещё ряд отличительных характеристик:

  1. Соглашение имеет консенсуальную особенность, подразумевающую обязательство компании исполнителя предоставить транспортное средство в определённое место, в указанное в билете время.
  2. Каждый пассажир вправе получить отдельное место сразу после того, как приобретает билет. Единственным случаем, когда это условие может быть нарушено и потребитель окажется без отдельного места это приобретение билета непосредственно в автобусе в момент промежуточных остановок, предусмотренных маршрутом.
  3. Принцип договора фрахтования заключается в том, что заказчик покупает возможность использования ТС в своих целях, приобретение билета на него невозможно. Количество пассажиров определяется фрахтователем и утверждается отдельным списком, прилагаемым к договору, поэтому наличие посторонних лиц здесь не допускается (только при письменном подтверждении заказчика).
  4. Ещё одной особенностью, данного договора является невозможность его заключения с физическим лицом, то есть в роли фрахтователя может выступать только компания, учреждение или индивидуальный предприниматель.

Чем и как удостоверяется факт заключения договора перевозки пассажира

Если в случае с перевозкой грузов, факт заключения договора подтверждается товарно-транспортной накладной или коносаментом, в случае с пассажирским сообщением ситуация выглядит совершенно по другому.

Гражданин, купивший билет на данное транспортное средство, автоматически становится лицом, заключившим договор перевозки.

Это условие уже упоминалось ранее, а на законодательном уровне приводится в тексте ГК ст. 786 п.2:

  1. Наличие билета подтверждает факт заключения договора на перевозку пассажира, который обязывает исполнителя доставить его в пункт назначения, указанный в документе. Исключением является ситуация, когда потребитель примет решение покинуть транспортное средство по собственному желанию.
  2. Багажная квитанция подтверждает получение с целью хранения и транспортировки в аналогичном направлении его багажа.

Существенные условия

Ключевым существенным условием договора перевозки пассажиров является предмет договора, то есть факт доставки лица, купившего билет или входящего в состав утверждённой фрахтователем группы, в пункт назначения.

Исключением является вышеупомянутый случай, когда гражданин самолично решит прекратить поездку и покинет транспортное средство. В этом случае договор перевозки (но не договор фрахтования) считается расторгнутым.

К второстепенным существенным условиям относят следующее:

  1. Дату и время отправления и прибытия в пункт назначения.
  2. Места, определённые как пункты отправления и назначения.
  3. Размер провозной платы за пассажира и крупногабаритный багаж.
  4. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. Является необходимым критерием даже в случае фрахтования транспортного средства.
  5. Соблюдение обязанностей перевозчика и пассажира, предусмотренных законодательством страны (уставами, кодексами и законами).

Форма соглашения

Очевидно, что соглашение является консенсуальным, по которому перевозчик обязуется доставить пассажира и его багаж в пункт назначения. Каждая из сторон здесь рассматривает свои отличительные условия, отображающиеся в тексте.

Однако, потребитель в большинстве случаев, даже не задумывается о них, так как если транспортировка осуществляется общественным транспортом, то документ становится публичным.

А на транспортную компанию возлагается обязательство максимально подробно довести до пассажиров информацию, касающуюся предоставляемых услуг.

В данном случае следует ещё раз привести основные особенности договора, содержащиеся в ст. 786 Гражданского Кодекса РФ Федерального Закона № 14 от 26.01.1996 г.

Из текста этой статьи можно выделить ключевые моменты, определяющие его форму:

  1. Обязательства пассажира и перевозчика.
  2. Факт подтверждения соглашения.
  3. Права пассажира.

Образец заполнения

Как упоминалось ранее, сделка в большинстве случаев имеет публичный характер, поэтому факт её заключения подтверждается по умолчанию в момент приобретения билета. Таким образом, каждый из нас, сам того не подозревая, ежедневно заключает несколько договоров, передвигаясь на общественном транспорте.

  • Можно привести в пример договор, образец которого представлен далее, применимый, как к автомобильному транспорту, так и к другим средствам пассажирского сообщения.
  • Скачать чистый бланк можно здесь.
  • Порядок его составления выглядит так, как это показано на примере, где строки написанные красным шрифтом предназначены для самостоятельного заполнения:
  1. «Шапка» договора заключает в себе сведения о том, что представитель перевозчика Иванов Иван Иванович заключил сделку с пассажиром Петровым Петром Петровичем. В дополнение здесь приводятся сведения о транспортной компании, в которой работает Иванов и паспортные данные Петрова, купившего билет.
  2. Предмет договора. Общие положения. В данном случае здесь представлено 6 пунктов характеризующих ключевые условия:
    • возникновение обязательства Иванова перед Петровым перевезти его и его багаж по адресу, указанному ниже. В данной ситуации это вымышленный адрес: город Москва улица Московская дом 1;
    • второй пункт подчёркивает, что заключение данного соглашение определяется наличием у Петрова билета;
    • далее определяются права Петрова, утверждённые в п. 3 Ст. 786 ГК РФ № 14-ФЗ от 26.01.1996г.;
    • стоимость платы за проезд, определённая в соответствии с действующими тарифами компании «Рога и Копыта»;
    • условия оплаты стоимость провоза багажа;
    • время и дата отправления и прибытия.
  3. Пункт, подчёркивающий законодательную связь в случае возникновения ответственности за нарушения обязательств по перевозке.
  4. Заключительные положения, называющие ключевой документ, на который следует опираться при осуществлении перевозок в данном виде транспортного сообщения.

Так как ситуация предполагает транспортировку с использованием автобуса, то здесь в качестве основного законодательного акта выступает «Устав Автомобильного транспорта…», относящийся к ФЗ № 259 от 08.11.2017 г.. Далее указывается количество экземпляров и подписи каждой из сторон (если этот факт присутствует).

Ответственность сторон

Любое неисполнение обязательств по заключённому соглашению несёт за собой ответственность, которая устанавливается рядом законодательных документов:

  1. Гражданским Кодексом РФ.
  2. Транспортным уставом и кодексом, применимым к данному виду сообщения.
  3. Соглашением сторон в соответствии с статьей 793 ГК РФ от 26.01.1996 г.

Основные случаи несоблюдение условий договора перевозки собраны в таблице, представленной далее.

Таблица. Ответственность перевозчика.

Законодательный акт Факт нарушения Мера ответственности
ГК РФ ФЗ № 14 ст. 800 Причинение вреда жизни или здоровью пассажира Определяется в соответствии с условиями главы 59 данного закона № 14 если не предусмотрено иная повышенная мера ответственности.
ГК РФ ФЗ № 14 ст. 795 Задержка отправления рейса Штраф в размере, определяемом Уставом или Кодексом данного транспортного сообщения.
Если пассажир отказывается от поездки из-за задержки – полный возврат внесённых денег.
ГК РФ ФЗ № 14 ст. 796 Утрата, недостача, повреждение или порча багажа Возмещение убытков происходит путём соотношения полученного ущерба и процентной потери багажа, определяемая в тексте ст. 796 ГК РФ ФЗ-14 для всех видов транспортного сообщения. Единственная разница заключается в сроках, когда багаж признаётся утерянным безвозвратно. Например в железнодорожном и автомобильном это 10 суток с даты его доставки, а в морском – 30.
ГК РФ ФЗ № 14 ст. 793 Нарушение обязательств по перевозке В соответствии с транспортными Уставами, Кодексами и соглашением сторон.

Ответственность пассажира может заключаться в следующем:

  1. Искажение описания сдаваемого багажа, транспортировка которого требует особых мер предосторожности. Например в железнодорожном сообщении за это предусмотрен штраф в размере двукратной стоимость провоза.
  2. Прекращение или изменение условий договора происходит в зависимости от ситуации. К примеру, выход на промежуточном пункте или нарушение паспортного или таможенного контроля, вынудившего его прекратить поездку. Поэтому сложившаяся ситуация рассматривается индивидуально.

Как стало ясно из представленной ранее информации, договор перевозки пассажиров является консенсуальным. Его заключение считается реальным, так как сделка осуществляется в момент покупки билета.

Соглашение относится к группе возмездных и предполагает ряд обязательств, как со стороны перевозчика, так и в отношении пассажира. При этом, следует учитывать, что последний одновременно приобретает у транспортной компании услугу.

Источник: http://avtopravozashita.ru/pereoformlenie/dogovor-perevozki-passazhirov.html

Заключение договора перевозки

Договор перевозки груза представляет собой один из видов договора перевозки, объектом транспортировки которого выступают товары, вещи и др. имущество — груз.

Общие правила перевозки регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) и специальными законами — в части особенностей перевозки конкретным типом транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ (далее — ВК РФ), законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ и др.

Сторонами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик — лицо, осуществляющее транспортировку груза, в установленных случаях имеющее специальную лицензию на перевозку;
  • отправитель груза — лицо, передающее имущество перевозчику и оплачивающее его услуги.
Читайте также:  Дивиденды - как начисляются и выплачиваются в ооо

Как правило, договор перевозки грузов считается заключенным с момента получения перевозчиком заказа (погрузки имущества) и оформления сопутствующих транспортных документов, например при автомобильной перевозке (п. 6 правил перевозок груза автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Исключением является перевозка груза морским или воздушным транспортом с арендой целого судна или его части (чартер). Такой договор признается заключенным после согласования сторонами всех существенных условий перевозки.

Подробнее о существенных условиях договора перевозки груза рассказывается в статье Договор перевозки груза — существенные условия, образец.

Чем подтверждается факт заключения договора перевозки груза, чем удостоверяется заключение договора перевозки вещей с пассажиром

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается перевозочными документами согласно транспортному законодательству. К таким документам относятся:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Транспортная накладная используется на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте. Накладная, равно как и остальные перевозочные документы, выражает письменную форму договора перевозки груза и включает все его необходимые условия.

Как правило, накладная содержит следующие сведения:

  • адрес отправки и доставки груза;
  • данные об отправителе и получателе груза;
  • информацию о перевозимом имуществе: наименование, количество, массу и др.;
  • сведения о документах, которые являются приложениями к накладной (сертификатах и пр.);
  • информацию о ходе перевозки груза и др. сведения.

Если груз следует не самостоятельно, а с пассажиром в пассажирском или почтово-багажном поезде, такому грузу присваивается один из следующих статусов:

  • ручная кладь (ее параметры установлены п. 37 правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, далее — правила № 111), которая вносится в поезд по билету пассажира;
  • багаж (параметры см. в п. 129 правил № 111), на который оформляется багажная квитанция.

Материальные ценности, следующие в пассажирских или почтово-багажных вагонах, но не связанные с пассажирским билетом, именуются грузобагажом. Таковой принимается к перевозке по письменному заявлению отправителя. Подробнее о перевозке пассажира рассказывается в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).

При каких случаях договор перевозки оформляется с помощью коносамента

Договор перевозки оформляется с помощью коносамента при внутренних и международных перевозках морским видом транспорта.

Коносамент, будучи по своей правовой природе ценной бумагой, имеет стандартную форму, установленную международной практикой. Порядок оформления и выдачи коносамента регулируется следующими документами:

  • ГК РФ;
  • Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ);
  • Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, от 25.08.1924;

Источник: https://tforeanda.ru/zaklyuchenie-dogovora-perevozki/

Заключение договора перевозки грузов (статья)

Заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза товарно-транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК). Указанное положение ГК применимо ко всем видам транспорта и конкретизируется в ст.

47 УАТ, где указывается, что «грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем…».

Думается, что ст.

47 УАТ необходимо изложить в следующей редакции: «Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является доказательством заключения договора.

По требованию грузоотправителя перевозчик должен выдать последнему товарно-распределительный документ (погрузочную накладную), который должен содержать: места и даты выдачи; наименование и место нахождения перевозчика; наименование отправителя; имя того, кому или по чьему приказу должен быть выдан груз; таковым считается отправитель, если погрузочная накладная выдана только «по приказу»; место выдачи; обозначение груза по свойствам, количеству и отличительным приказом; определение стоимости перевозки и. связанных с грузом наложенных платежей, а в случае предварительной оплаты — отметку о предварительной оплате.

Погрузочная накладная должна быть подписана перевозчиком. Грузоотправитель вручает перевозчику по его требованию одну из подписанных им копий погрузочной накладной.

Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в товарно-транспортной накладной или погрузочной накладной.

Автотранспортные предприятия и организации обязаны проверять правильность этих сведений.

Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания.

При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером. Порядок составления акта замера или акта взвешивания, а также порядок приема и сдачи грузов нетоварного характера устанавливаются Правилами.

Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в его распоряжении за вычетом времени обеденного перерыва водителя.

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, погрузочной накладной, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта».

Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которому производится списание груза отправителем и оприходование его грузополучателем.

Подписанная и заполненная грузоотправителем и автотранспортным предприятием накладная является письменной формой договора автомобильной перевозки конкретного груза.

Наличие подписанной и заполненной сторонами товарно-транспортной накладной доказывает факт заключения договора перевозки.

Накладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит также сведения об исполнении договора перевозки.

Поскольку товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, то прием груза по каким-либо иным документам, в том числе, по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя, не допускается.

Если грузоотправитель как поставщик по договору поставки выдает какие-либо документы, определяющие качество груза (сертификаты, удостоверения и пр.), то шофер обязан принять их и передать вместе с грузом получателю.

Однако грузоотправитель не вправе требовать сдачи груза по этим документам.

По товарно-транспортным накладным перевозятся только грузы товарного характера. Эти грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными, к перевозке не принимаются.

По общему правилу товарно-транспортная накладная (далее — накладная) заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза.

В накладной грузоотправителем указываются: пункт отправления и пункт назначения, точное и полное наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес, знаки отправителя (отличительные знаки, отмеченные грузоотправителем на грузовых местах), количество мест, наименование груза, способ определения массы груза, а также приложение (паспорта, сертификаты), указывается количество отпущенного груза, указывается, кто произвел груз, указываются лица, принявшие груз к перевозке, принявшие и получившие груз.

Большинство ученых отмечает, что накладная является грузо-сопроводительным документом.

Обращаясь к правовой природе товарораспорядительных бумаг, следует отметить, что в современной юридической литературе Швейцарии и ФРГ существует концепция природы товарно-распорядительных бумаг, согласно которой «…

находят товарораспорядительную бумагу носителем двоякого по содержанию права: обязательно-правового и вещно-правового. Из-за этого товарораспорядительный документ при квалификации ценных бумаг ставится в ряд документов смешанной формы».

Ранее по этому вопросу М.М.Агарков также указывал: «Распорядительные бумаги, являясь носителями как обязательственных, так и вещных правомочий, в еще большей степени, чем остальные ценные бумаги, являются институтом, практически стирающим грань между вещным и обязательственным правом».

Однако дореволюционные цивилисты (Н.О.Нерсесов, П.П.Цитович) и российские цивилисты (М.М.Агарков, Д.В.Мурзин) отмечали вещный характер прав, закрепленных в указанных бумагах. А.С.

Кокин также считает, что «приравнивание» передачи товарораспорядительной бумаги к передаче самой вещи означает, что такая бумага «является носителем двоякого по содержанию права — обязательственно-правового и вещно-правового».

Позже несколько скорректированную позицию по последнему выводу А.С.Кокина выразил В.А.Белов, который считает, «…что не может существовать право, которое являлось бы одновременно и вещным и обязательственным».

Говорить же о «преобладании» обязательственно-правовых или вещно-правовых отношений нам представляется несерьезным. Поэтому было бы правильнее вести речь о том, что содержание товарораспорядительной бумаги, как и всякой, впрочем, ценной бумаги, составляет обязательственное право требования выдачи груза.

И воспользоваться им можно как правом из любой иной ценной бумаги, либо осуществив его, либо передав (уступив) третьему лицу возможность реализовать потребительскую или меновую стоимость данного права.

С нашей точки зрения, позиция указанного ученого является малоубедительной и не колеблет содержание выводов А.С.Кокина. Примечательно также и то, что Редакционная комиссия по составлению Проекта ГУ также указывала на вещный характер прав, закрепленных товарораспорядительными бумагами.

Подводя итог нашему рассуждению, мы можем утверждать, что концепция зарубежных цивилистов и А.С.Кокина о смешанном содержании товарораспорядительных бумаг является более аргументированной, а потому заслуживающей поддержки.

Рассмотрим правовое значение указанных документов. В науке существуют различные суждения по правовой природе накладной. Так, А.Г.

Гусаков писал: «Она облекается в форму письменного документа, и письменная форма сообщает договору строго формальный характер, так как она, по крайней мере, в системе нашего права, исполняет функцию единственного доказательства, исключающего возможность обращаться к другим доказательствам по вопросу о факте заключения договора. Для характеристики договора железнодорожной перевозки недостаточно сказать, что договор этот формальный — его следует назвать формулярным». Аналогичную позицию высказал ранее П.П.Цитович. Указанная специфика накладной позволила сделать вывод большинству дореволюционных, советских и российских ученых, что накладная представляет собой письменную форму этого договора.

Особую позицию по этому вопросу имел русский ученый К.Победоносцев, который писал, что договор перевозки не имеет обязательной формы, а коносамент и квитанции являются препроводительными документами.

По мнению П.Крауза, накладная не может считаться формой договора перевозки вследствие того, что согласно уставу, содержащиеся в ней данные подлежат проверке со стороны железной дороги и, таким образом, не могут рассматриваться в качестве условий договора перевозки.

А.Д.Кейлин указывает, что договор перевозки «оформляется» посредством накладной.

По мнению М.М.Агаркова, накладная является обязательной формой односторонней сделки по предъявлению груза к перевозке, которую совершает отправитель груза.

Договор перевозки грузов — строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством. О.Н.Садиков также отмечает: «Все виды договора перевозки груза относятся к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения».

Накладная является основным перевозочным документом. В нем отражаются данные, относящиеся к непосредственной отгрузке (партии поставки), исходя из особенностей перевозимого груза, требований к срокам его доставки и сохранности и т.п. Вместе с тем в отношениях по перевозкам договорному урегулированию подлежат не только сроки доставки и сохранность отдельной отправки.

Читайте также:  Можно ли приостановить деятельность ип, не закрывая его?

В.В.Витрянский утверждает: «В силу п.1 ст.161 ГК такие сделки, как договор перевозки, должны заключаться в простой письменной форме.

Поэтому заполнение грузоотправителем накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику, заполнение перевозчиком соответствующих реквизитов накладной, принятие груза от отправителя и выдача последнему квитанции о приеме груза, удостоверяющей данный факт, представляют собой действия сторон (грузоотправителя и перевозчика) по заключению договора перевозки груза, который имеет письменную форму (транспортная накладная) и вступает в силу, т.е. считается заключенным, с момента передачи груза отправителем перевозчику».

Стадии заключения договора перевозки груза не так ярко выражены, как в других договорах, что, однако не дает возможности сомневаться в наличии двух стадий: предложения и его принятия.

Предложением заключить договор перевозки нужно считать предъявление к перевозке груза вместе с накладной. Принятие груза, удостоверяемое наложением на накладной календарного штемпеля места отправления и выдачей квитанции, фиксирует акцепт.

Накладная — специальная форма договора перевозки, содержащая все условия данного конкретного договора.

Приведенное Хаскельбергом Б.Л. утверждение представляется нам непоследовательным. Во-первых, в данном случае и оферта, и акцепт как стадии заключения договора перевозки представляются в форме конклюдентных действий, что само по себе вызывает сомнения.

Если в отношении акцепта это еще допустимо (в случаях, предусмотренных законодательством), то оферту, которая должна содержать все существенные условия договора, представить в форме конклюдентных действий невозможно.

Во-вторых, договор, заключенный путем конклюдентных действий обеих сторон, не может иметь письменной формы, так как одно исключает другое.

В-третьих, действия по предъявлению и принятию груза не могут содержать в себе никаких условий обязательства, их правовое предназначение, в особенности, действия перевозчика по принятию груза, определить момент заключения договора перевозки, поскольку указанный договор носит реальный характер.

На наш взгляд в данном случае заключение договора совершалось сторонами в обычном порядке путем составления единого документа, подписываемого сторонами. Специфика же договора перевозки состояла в том, что значительная часть его условий была определена законодательством и не могла предусматриваться по соглашению сторон.

Применительно к этим условиям грузоотправителю оставалось «присоединиться» к ним, заполнив соответствующие графы типового бланка накладной.

По некоторым условиям договора грузоотправителю предоставлялась возможность выбрать тот или иной вариант соответствующего условия в рамках, ограниченных законодательством (например, скорость транспортировки грузов).

Поэтому сам процесс заключения договора перевозки приобретал форму заполнения сторонами соответствующих реквизитов типового бланка накладной.

Так, грузоотправитель заполнял графы накладной, содержащие сведения: о скорости, с какой должен быть перевезен груз (грузовой или большой); о станции и дороге назначения; о получателе и его почтовом адресе; об особых правилах перевозки грузов, требующих принятия специальных мер предосторожности при их транспортировке; при перевозке по одной накладной тарных и штучных грузов разных наименований; о массе груза, каждого наименования отдельно по каждому роду упаковки, и т.д. Станция отправления указывала в накладной число, на которое разрешен ввоз груза (при предъявлении грузов мелкими отправками через склады станции), дату погрузки груза на автомобиль в местах общего пользования; особые отметки, касающиеся перевозки груза, и т.п. Накладная подписывалась грузоотправителем (или его представителем по доверенности) и приемосдатчиком.

Помимо основного доказательства заключения договора и его содержания накладная также является товаросопроводительным документом, поскольку следует вместе с грузом до станции назначения и затем выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости (п. 1.4. Правил заполнения перевозочных документов). Накладная также является и расчетным документом.

Исследуя правовое значение транспортной накладной, нельзя оставить без внимания то обстоятельство, что накладная может быть утрачена, повреждена, уничтожена и т.п. — этому аспекту уделяли внимание дореволюционные цивилисты и российские цивилисты. Вот что по этому аспекту писал Мурзин Д.В.: «Очевидно золотой середины в этом вопросе найти не удастся.

Современное российское правосознание и законодательство твердо отрицает принцип невозможности восстановления прав по утраченной именной ценной бумаге как несовместимый с природой именной бумаги.

При таком понимании отсутствие в Гражданском кодексе упоминания об амортизации именных бумаг воспринимается как указание на то, что закон вообще не считает нужным упоминать о какой-либо усложненной (судебной) процедуре в этой связи.

Вопрос об утраченных бланках ценных бумаг является принципиальным для теории, постепенное внедрение процедуры амортизации ценной бумаги в какой-то степени означал отход от первоначальных жестких постулатов и диктовалось исключительно соображениями целесообразности и отходом от формального понимания ценной бумаги».

Елдашов Г.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=745

Заключение договора перевозки грузов

В заключении договоров перевозки грузов присутствует ряд важных для компании-экспедитора особенностей.

Способы заключения договора перевозки грузов

Основной способ заключения договора перевозки грузов – составление и подписание транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, УАТ). Однако согласно части 5 статьи 8 УАТ договор может заключаться посредством:

  • принятия перевозчиком к исполнению заказа грузоотправителя;
  • заявки грузоотправителя (при наличии договора об организации перевозок грузов).

Заявка перевозчику

Грузоотправитель должен подать заказ (заявку) перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до трех дней со дня принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа (п.

7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).

Акцепт заказа (заявки) перевозчиком очень важен, поскольку именно он подтверждает, что перевозчик обязан подать автомобиль нужной грузоподъемности указанному грузоотправителю и в согласованный срок.

Если перевозчик отказывается от принятия заказа (заявки) к исполнению, то ему нужно будет письменно обосновать причины отказа и возвратить заказ (заявку).

Разовая перевозка груза

Далее остановимся на особенностях заключения договора разовой перевозки конкретного груза, который может быть заключен путем составления и подписания транспортной накладной.

При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем должен определить условия перевозки груза и заполнить следующие пункты транспортной накладной:

  1. «Условия перевозки»;
  2. «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению»;
  3. «Перевозчик»;
  4. «Транспортное средство»;
  5. «Прочие условия»;
  6. «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы»;
  7. «Дата составления, подписи сторон».

Именно содержанием этих пунктов перевозчик должен обеспечить себе выгодные условия договора и защитить себя от возможных претензий в будущем. Кроме того, от правильного заполнения транспортной накладной зависит и возможность в будущем заявить претензии грузоотправителю (при наличии каких-либо нарушений с его стороны).

Так, по одному из дел суд отметил, что стороны не указали истца в качестве перевозчика, и пришел к выводу о недоказанности оказания услуг по перевозке груза. В удовлетворении требования перевозчика было отказано (постановление ФАС Московского округа от 8 апреля 2011 г. по делу № КГ-А41/1686-11).

Как правило, все остальные пункты заполняет грузоотправитель, хотя пункт 6 ППГАТ предусматривает, что оформить транспортную накладную может и перевозчик, если такое условие есть в договоре и у перевозчика есть все сведения по перевозке грузов.

Подтверждение заключения договора о перевозке

Только после того как перевозчик проставит в транспортной накладной отметку о принятии груза к перевозке, будет подтверждено заключение договора перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Именно с этого момента на перевозчика возлагается ответственность за сохранность груза.

Транспортная накладная

Отсутствие накладной свидетельствует о ненадлежащем оформлении договора перевозки. Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора. Составление какого-либо отдельного документа не требуется.

Транспортную накладную можно составить на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Стороны могут предусмотреть и иной порядок.

С учетом сложившейся практики (обычаев делового оборота) лучше составить четыре экземпляра транспортной накладной:

  • первый остается у грузоотправителя и свидетельствует о передаче груза перевозчику;
  • второй остается у перевозчика как доказательство выполнения договора перевозки и учета транспортной работы вместе с путевым листом;
  • третий с отметкой грузополучателя направляется заказчику перевозки для оплаты вместе со счетом;
  • четвертый остается у грузополучателя и подтверждает основание приемки и оприходования товара.

Если груз нужно перевезти партиями на различных транспортных средствах, то на каждое из них составляется отдельная транспортная накладная (п. 10 ППГАТ).

Часто для того чтобы погрузить груз в контейнер и выгрузить из него, нужно снять контейнер с транспортного средства. В таких случаях перевозчик составляет сопроводительную ведомость (п. 41 ППГАТ).

Документы от грузоотправителя

Чтобы в процессе перевозки не возникло никаких препятствий, необходимо получить от грузоотправителя следующие документы:

  1. удостоверение о качестве скоропортящегося груза;
  2. качественный паспорт на нефтепродукты;
  3. карантинный сертификат;
  4. сертификат качества зерна и продуктов его переработки;
  5. сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;
  6. ветеринарное свидетельство;
  7. другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами России.

Если нужно перевезти груз с сопровождением представителя грузовладельца или груз, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (примером может служить вывоз снега), то транспортную накладную составлять не нужно. В этих случаях перевозка осуществляется на основании договора фрахтования транспортного средства, который заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства (п. 13 ППГАТ).

Источник: https://www.law.ru/article/20965-qqq-16-m8-25-08-2016-kak-zaklyuchit-dogovor-perevozki-gruzov

Значение документов для подтверждения факта договора перевозки груза

Серегина О. Н. Значение документов для подтверждения факта договора перевозки груза [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 183-184. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10416/ (дата обращения: 19.09.2019).



Момент заключения договора перевозки груза наступает тогда, когда перевозчик, произведя приём к перевозке груженого подвижного состава, выдаёт грузоотправителю грузовую квитанциюпод роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Корешок дорожной ведомости остаётся на станции отправления.

Отсутствие такого корешка, а также остальных документов может служить основанием к утверждению о том, что заключение договора перевозки не состоялось.Обоснованно отмечено В. В.

Долинской, что соглашение о том, что договор применяется к отношениям между сторонами до заключения договора, не означает возникновения непосредственной обязанности у ответчика по их исполнению ранее заключения самого договора [1].

Итак, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. 14 ст. 2, п. 1 ст. 8 Устава, п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Читайте также:  Определён сайт для размещения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования

О важности наличия документов, подтверждающих возникновение отношений в рамках договора перевозки, свидетельствует, например, Постановление ФАС ВВО от 09.06.2010 N А28–13909/2009–441/32, в котором указано, что при непредставлении доказательств заключения с перевозчиком договора перевозки груза по спорной отправке отсутствуют основания для взыскания стоимости утраченного при перевозке груза.

При этом заявка на перевозку не была принята к сведению по причине того, что она не была подписана транспортной организацией и не была принята ею к исполнению.

В то же время само по себе наличие товарной накладной не является единственным доказательством заключения данного договора.

Например, ФАС ДВО, рассматривая в Постановлении от 01.02.2010 N Ф03–8370/2009 подобный вопрос, обращал внимание и на содержание иных документов.

При рассмотрении споров, возникающих в отношении грузоперевозок, суды в первую очередь обращают внимание на наличие существенных условий договора перевозки, при отсутствии которых признают договор незаключенным, что снижает возможность добиться через суд исполнения контрагентом условий договора или взыскания неустойки [4].

Ввиду специфики взаимоотношений между сторонами договора перевозки груза проанализируем вопрос о существенных условиях данного договора на примере арбитражной практики.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10416/

Договор перевозки

Транспортная организация, занимающаяся перевозкой грузов, и грузоотправитель, который сдает груз для перевозки и платит провозную плату, заключают между собой договор перевозки. В большинстве случаев грузоотправитель поручает груз транспортной организации и указывает ей третьего участника процесса — грузополучателя, которому груз выдается в пункте назначения.

Приведенное определение дает основание сделать вывод, что по своему характеру договор перевозки — возмездный и взаимный. Возмездный он потому, что перевозчик получает за перевозку определенное вознаграждение. Раз перевозчик должен перевезти груз и вправе получить провозную плату, а грузоотправитель имеет право на перевозку груза и обязан оплатить перевозку, то договор является взаимным.

Понятие, виды и форма договора перевозки

Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внес­ти провозную плату. Перевозки классифицируются по раз­личным признакам.

В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:

  • автомобильные,
  • воздушные,
  • железнодорожные,
  • морские,
  • реч­ные.
  • По числу перевозчиков подразделяются на:
  • а) перевозки в мест­ном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);
  • б) перевозки в прямом со­общении — не­сколько перевозчиков одного вида транспор­та осуществляют по одному документу;
  • в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевоз­чиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:
  • перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в раз­ных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.
  1. Воздушный транспорт осуществляет:
  2. а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты от­правления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;
  3. б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на терри­тории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.
  4. Автомобильным транспортом производятся пере­возки во внутреннем и в международ­ном сообщении.
  5. Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:
  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент.

Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен.

Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.

Правовое регулирование перевозок

  • В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.
  • Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.
  • Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:
  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

Порядок заключения договора перевозки

Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной.

Ее форму устанавливает специально упол­номоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза.

После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.

Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); админист­ративно-плановые акты, предусмотренные законом.

Основные разделы договора перевозки груза

В обязательном порядке договор перевозки должен содержать следующие основные разделы:

Предмет договора

Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

Порядок и условия перевозки

Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.

Обязанности сторон

Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.

Плата за перевозку груза и порядок расчетов

Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.

Ответственность сторон

Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.

Обстоятельства непреодолимой силы

Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.

Заключительные положения

В заключительных положениях договора содержатся сведения о сроках его вступления в силу, о способах разрешения соров и разногласий, о внесении изменений и дополнений. Также сообщается о количестве экземпляров договора.

Адреса и банковские реквизиты сторон

Здесь указываются юридический и фактический адрес сторон договора. а также полные банковские реквизиты по которым происходит оплата.

Образец договора перевозки

Скачать образец договора:

Как исполняется договор перевозки

Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.

Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подго­товительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз.

К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи.

Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.

Если перевозчиком не будет послано уведомление, то он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузо­получателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.

Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.

Особенности различных видов договора перевозки

Договор перевозки железной дорогой оформляется накладной, являющейся главным пе­ревозочным документом. На всем пути следования груза она сопровождает его, а на станции назначения вместе с грузом выдается грузополучателю.

Накладная имеет важное юридическое значение: 1) это обязательная письменная форма договора; 2) доказательство факта заключения договора и воплощение его содержания; 3) устанавливает законность лица на предъявление исков и претензий к транспортной компании при ненадлежащем исполнении договора перевозки.

Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.

Договор морской перевозки грузов зак­лючается:

  1. с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных трюмов. В таком случае заключается договор фрахто­вания судна или чартер, по которому одна сторона (судовладелец) предоставляет другой стороне (отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких суден на один или несколько рейсов для перевозки багажа, грузов и пассажиров;
  2. без каких-либо условий, когда договор оформляется коносаментом. Его обычно составляют в двух экземплярах, один из которых остается перевозчику, а другой получает отправитель в качестве основания для получения груза. На основании погрузочных документов коносамент составляет перевозчик, подписывает его капитан судна и выдает отправителю.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что договор перевозки груза представляет собой документ, которым регулируются права, обязанности, а также ответственность сторон, участвующих в процессе перевозок конкретных грузов.

Источник: https://vseiski.ru/dogovor-perevozki.html

Ссылка на основную публикацию