Виды третейских судов и порядок образования

В Российской Федерации могут образовываться изолированные и постоянно действующие третейские суды. Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотрения конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование.

В отличие от изолированных третейских судов постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами). Они создаются при торгово-промышленных палатах и торговых палатах. Их часто называют арбитражными центрами. Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

  • Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:
  • Приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
  • Утвердило положение о постоянно действующем третейском суде;
  • Утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон.

Соглашение о передаче спора третейскому суду — это соглашение сторон о передаче третейскому суду конкретного спора, определенных категорий или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо правоотношением, независимо от того, носило ли оно договорный характер. Соглашение может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

Соглашение заключается в письменной форме. Соглашение о передаче спора третейскому суду считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения.

  1. При несоблюдении норм данных норм соглашение признается незаключенным.
  2. Признание третейским судом недействительным договора не влечет за собой недействительность соглашения о передаче спора третейскому суду.
  3. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
  4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные договором, то применяются правила международного договора.
  5. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.
  6. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Защита гражданских прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со статьей 11 первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Третейский суд — альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

Власть третейского суда основывается не на общем законе, а на договорном начале, на воле частных лиц. Право избирать посредников для решения спорных дел принадлежит к естественным правам, провозглашаемом во всех законодательствах, что было отмечено в законодательстве России еще в 1864 году.

Третейский суд — наиболее адекватная рыночным отношениям форма юрисдикции, поскольку она предполагает широкий выбор третейских судей из числа независимых квалифицированных специалистов по инициативе самих участников конфликта и, следовательно, индивидуальный подход к каждому делу.

В отличие от большинства стран мира, Российская Федерация, также как ранее СССР, не имеет кодифицированного законодательства о третейском суде. Оно представлено отдельными статьями и нормами: в Гражданском кодексе РФ (ст.

11, предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав третейским судом), в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

Кроме того нормы, касающиеся третейского разбирательства, закреплены в Федеральном Законе «О третейских судах в Российской Федерации» от 21 июня 2002 года и в Законе об арбитражных судах от 01.07.95 года.

Источник: https://vuzlit.ru/1423300/naznachenie_poryadok_obrazovaniya_vidy_treteyskih_sudov

Третейские суды в РФ: понятие, порядок формирования и компетенция

  • В России постоянно действующие третейские суды нс могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, поскольку они образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, другими организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях.
  • Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда; утвердила положение о постоянно действующем третейском суде; утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
  • Организация, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.
  • Под компетентным судом понимается арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным арбитражным судам, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным законодательством РФ.
  • Порядок образования и деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».
  • В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских и арбитражных правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
  • Правилами деятельности постоянно действующего третейского суда являются уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией – юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд.
  • Сторонами третейского разбирательства могут быть организации – юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, физические лица (граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.
  1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
  2. Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.
  3. Третейский суд разрешает споры на основании:
  4. • Конституции;
  5. • федеральных конституционных законов;
  6. • федеральных законов;
  7. • указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;
  8. • нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
  9. • нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  10. • международных договоров РФ и иных нормативных правовых актов, действующих на ее территории.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Третейский суд принимает решение в соответствии, как уже ранее было отмечено, с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, других нормативных правовых актов.

Если стороны нс договорились об ином, то третейское разбирательство ведется на русском языке. Сторона, представляющая документы и иные материалы не на языке (языках) третейского разбирательства, обеспечивает их перевод.

Третейский суд может потребовать от сторон перевода документов и иных материалов на язык (языки) третейского разбирательства.

По соглашению сторон в Третейский суд при Торгово- промышленной палате РФ могут передаваться споры, подведомственные арбитражным судам в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК, межгосударственными соглашениями и международными договорами, кроме споров, вытекающих из административных правонарушений.

При этом необходимо отметить, что право на обращение в третейский суд принадлежит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации и других странах, входящих в СНГ.

Состав третейского суда. Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами этого постоянно действующего третейского суда. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

  • Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:
  • • при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного судью, а два избранных избирают третьего (если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда);
  • • если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и он может быть передан на разрешение компетентного суда.

Требования, предъявляемые к третейскому судье. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

  1. Третейский судья:
  2. 1) не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников;
  3. 2) не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства;
  4. 3) если разрешает спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование (в случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда).

Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

Читайте также:  Предлагается запретить производство и оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции (законопроект)

Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) трое третейских судей. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) трое.

Компетенция третейского суда.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения; для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, нс влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.

  • Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора.
  • Сторона вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе третейского разбирательства его предметом станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или правилами третейского разбирательства.
  • Если третейский суд при рассмотрении вопроса о своей компетенции выносит определение об отсутствии компетенции в рассмотрении спора, то третейский суд не может рассматривать спор по существу.

Место третейского разбирательства. В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны могут по своему усмотрению договориться о месте третейского разбирательства.

Если стороны не договорились об ином, то место третейского разбирательства определяется третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.

В постоянно действующем третейском суде место третейского разбирательства определяется в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда.

Если в правилах постоянно действующего третейского суда нет указания на место третейского разбирательства либо порядок его определения, то место третейского разбирательства определяется составом третейского суда с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.

Источник: https://cyberpedia.su/7x65c8.html

Понятие и виды третейских судов

Понятие и значение третейского разбирательства. Согласно ст.11 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Так, российская и шведская компании, являющиеся контрагентами по договору поставки мебели, могут заключить соглашение о передаче споров, возникающих из данного договора, на рассмотрение Лондонского международного третейского суда.

В результате заключения такого соглашения стороны изымают из подведомственности государственных судов России и Швеции споры по данному договору поставки.

Российский гражданин-потребитель и организация-продавец могут заключить соглашение о передаче возникшего между ними спора, например, по поводу обнаруженных недостатков в проданном товаре, на рассмотрение приглашенного ими арбитра — третейскому судье — известному специалисту в области законодательства о защите прав потребителей. В обоих случаях защита нарушенных прав будет осуществляться не в государственных судах (арбитражном суде или суде общей юрисдикции), а третейским судом.

Третейский суд — суд (судья), избранный сторонами для разрешения спора (споров) между ними, решения которого стороны признают для себя обязательными и обязуются им подчиниться.

Третейское разбирательство — это общественная, негосударственная форма разрешения правовых споров. Третейский суд не входит в систему государственных органов и органов местного самоуправления по защите нарушенных прав [II. 22. с. 167-180].

Сущность третейского разбирательства состоит в том, что обе стороны доверяют; разрешение спора избранным ими третьим лицам, признают для себя обязательность их решений. В свою очередь, третейский суд, рассматривая и разрешая споры, ликвидирует возникший правовой конфликт между его участниками, и тем самым осуществляет защиту прав.

Третейские суды можно классифицировать по следующим основаниям.

По предмету третейского разбирательства выделяются:

— третейские суды, рассматривающие внутренние споры, т.е. споры с участием российских граждан и организаций. Деятельность таких судов регулируется ФЗ о третейских судах.

Примером таких судов являются третейские суды, созданные при торгово-промышленных палатах (ТТП), ассоциациях и т.д.

: Третейский суд для разрешения экономических 'споров ( при ТПП РФ, Сибирский третейский суд, Третейский суд при Санкт-Петербургской ТПП и т.д. [I. 4.];

— третейские суды, рассматривающие споры из внешнеторговых и иных видов международных, экономических связей. Такие третейские суды называются международными коммерческими арбитражами (МКАС), их деятельность определяется Законом о МКАС. Например, МКАС и Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТПП РФ, МКАС Международной торговой палаты и т.д.

В зависимости от времени действиявыделяют постоянно действующие третейские суды и третейские, суды для разрешения конкретного спора (так называемые «разовые» или аd hos) [II. 29. с. 322-336].

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Порядок третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде устанавливается положениями об этих судах (уставами, регламентами), утвержденными организацией, создавшей суд, т.е. они заранее известны участникам третейского разбирательства.

Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения, т.е. обязательны для них. Порядок создания постоянно действующего третейского суда в соответствии с ФЗ о третейских судах определяется в ст.

3 данного Закона. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон с соблюдением обязательных требований ФЗ о третейских судах.

Правила рассмотрения спора в таком суде стороны каждый раз согласовывают заново, а закон устанавливает в основном диспозитивные нормы, которые должны восполнить пробелы, в случае если какая-либо часть необходимых для третейского разбирательства процедур не будет согласована сторонами [I. 4. ст. 3].

  • В зависимости от специализациивыделяют:
  • — специализированные третейские суды, рассматривающие определенные категории правовых споров, например, Третейский суд Ассоциации документальной электросвязи, третейский суд при информационной торговой системе «Е-Меtех», третейские суды по информационным спорам.
  • — третейские суды, рассматривающие любые правовые споры, которые могут быть переданы, на его рассмотрение в соответствии с законодательством РФ, например Единый третейский суд сообществ банкиров, промышленников и строителей, Третейский суд по информационным спорам при Союзе операторов Интернет.
  • По характеру субъектов рассматриваемого спора выделяют.
  • — третейские суды для рассмотрения споров между субъектами предпринимательской деятельности;
  • — третейские суды, рассматривающие споры между организациями и гражданами;
  • — третейские суды для рассмотрения споров между гражданами;

— третейские суды, рассматривающие любые споры независимо от их субъектного состава [II. 18. с. 65-72].

Формирование состава арбитража. Определение процедуры третейского разбирательства.

Основные задачи третейского разбирательства сводятся к необходимости помочь сторонам спора сформировать состав арбитража, определить предмет доказывания и исследовать доказательственный материал по делу, произвести обмен между сторонами спора необходимыми документами, включая реализацию права ответчика на представление отзыва на иск.

Процедура разбирательства в постоянно действующем третейском суде определяется в соответствии с его правилами и регламентами, а при неурегулированности конкретного вопроса — на основании Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров.

Процедура третейского разбирательства в третейском суде ad hos определяется сторонами, за исключением тех правил, которые императивно определены в законодательстве. Выбор арбитров является одним из самых важных действий в стадии подготовки.

Дело в том, что несоблюдение процедуры выбора арбитров может привести впоследствии к невозможности исполнения решения арбитража, о чем свидетельствует практика Высшего Арбитражного Суда РФ11 ВВАС РФ. 1997. № 7. С. 89-90; № 9. С. 69-70.. Поэтому важно участие как истца, так и ответчика в формировании состава арбитража по делу. При этом Регламентом третейского суда может допускаться в отдельных случаях, при незначительной цене иска, и разбирательство дела арбитром единолично.

Рассмотрение дела в третейском суде [II. 1. с. 47-53].

Разбирательство дела происходит в максимально упрошенной процессуальной форме, способствующей установлению действительных прав и обязанностей сторон на основе представленных ими доказательств. При рассмотрении дела может вестись протокол, который обеспечивает фиксацию всех совершенных арбитражем и сторонами процессуальных действий.

Третейский суд самостоятельно определяет необходимость проведения заседания с участием сторон или их представителей либо разрешения спора только на основании документов и других доказательств при отсутствии иного соглашения сторон.

Сторонам заблаговременно должно быть направлено уведомление о заседании третейского суда письмом, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого уведомления.

Копии всех заявлений, документов, других доказательств, предоставляемых одной стороной третейскому суду, должны быть переданы другой стороне. Третейский суд должен передать сторонам заключения экспертов и другие документы (их копии), истребованные третейским судом в процессе рассмотрения спора, на которых третейский суд основывает свое решение.

Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление, неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, не являются препятствием к рассмотрению спора при отсутствии иного соглашения сторон.

Вместе с тем непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление не может рассматриваться как признание требований истца.

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники и ремесла, третейский суд может назначить экспертизупри отсутствии иного соглашения сторон и потребовать от сторон предоставления необходимых для осуществления такой экспертизы документов и других доказательств.

В расходы, связанные с рассмотрением дела третейским судом,входят гонорар третейским судьям, третейский сбор, суммы, подлежащие выплате переводчику, за проведение экспертизы, расходы, связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора и др. Распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения — третейским судом [II. 5. с. 119-126].

Решение третейского суда. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору. Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда. Судья, не согласный с решением, излагает свое особое мнение, которое прилагается к решению.

Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, решение принимается третейским судом с учетом этого соглашения. Само решение третейского суда принимается в письменной форме и подписывается составом третейского суда.

Третейский суд вправе вынести определение о прекращении производства по делу, если стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства либо спор не подлежит рассмотрению третейским судом.

В третейском суде могут применяться различные формы исправления недостатков вынесенного решения.

Так, согласно ФЗ «О третейских судах» для разрешения экономических споров в течение 10 дней после получения решения третейского суда, если сторонами не согласован иной срок, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд исправить допущенную в решении арифметическую ошибку, опечатку либо иную ошибку аналогичного характера.

Читайте также:  Снятие с регистрационного учета по месту жительства

В течение того же срока любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд дать разъяснение решения или его части. Третейский суд в течение 10 дней после получения просьбы стороны вправе внести соответствующие исправления или, дать разъяснение, не изменяя при этом существа решения.

При удовлетворении заявления выносится определение, которое является частью решения.

Если стороны ни договорились об ином, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение 10 дней по получении решения третейского суда просить третейский суд вынести дополнительное решениев отношении требований, которые были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако не были отражены в решении. Третейский суд должен в течение 10 дней вынести дополнительное решение.

Дело, рассмотренное третейским судом ad hos, в пятидневный срок после принятия решения сдается им для хранения в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого было вынесено решение третейским судом. Дело, рассмотренное в постоянно действующем третейском суде, хранится в этом третейском суде.

Исполнение решений третейских судов.

Общий порядок исполнения решений третейского суда заключается в том, что, как правило, решение исполняется добровольно, в связи с чем не возникает необходимости прибегать к каким-либо мерам принудительного исполнения.

Вместе с тем при отказе добровольно исполнить решение арбитража законодательство предусматривает различные правовые возможности для обеспечения, принудительного исполнения решения [II. 19. с. 247-253].

На основании решений международного коммерческого арбитража исполнительные листы должны выдаваться в соответствии с Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже». Однако в ст.35 и 36 данного Закона не указан компетентный суд, который разрешает вопросы принудительного исполнения.

Поэтому в толковании данного вопроса можно исходить из правил подведомственности по спорам с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных предприятий и организаций, которые одновременно подведомственны как арбитражным судам (п. 6 ст.22 и разд. V АПК), так и судам обшей юрисдикции.

Поскольку по данной категории споров установлена альтернативная подведомственность, то, изложенное проецируется на порядок выдачи исполнительных листов на основании решений международного коммерческого арбитража.

Исполнительный лист в данном случае может быть выдан как районным судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом.

На основании решения третейского суда, разрешившего экономический спор между организациями, исполнительные листы выдаются в порядке, установленном разд.5 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров.

В случае неисполнения ответчикам решения третейского суда в установленный в решении срок либо немедленно (если такой срок в решении третейского суда не определен) исполнительный лист на принудительное исполнение решения выдается арбитражным судом, на территории которого находится арбитражный суд.

Здесь имеется в виду место нахождения постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образованного для разрешения конкретного спора.

Если постоянно действующий третейский суд рассмотрел спор в выездном заседании, по месту нахождения спорящих сторон, то все равно за выдачей исполнительного листа необходимо обращаться в арбитражный суд по месту его нахождения [II. 31. с. 69-72].

Заявление о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения решения третейского суда подается стороной, в пользу которой вынесено решение, в постоянно действующий третейский суд, в котором хранится дело.

Заявление может быть подано в течение месяца со дня окончания срока исполнения решения третейского суда.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда, и доказательства уплаты государственной пошлины.

Постоянно действующий третейский суд в пятидневный срок с момента получения заявления направляет его в арбитражный суд, правомочный выдать исполнительный лист. Заявления, поданные с нарушением установленного срока либо без приложения необходимых документов, возвращаются арбитражным судом без рассмотрения.

При наличии уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о выдаче исполнительного листа срок по ходатайству стороны может быть восстановлен арбитражным судом. Заявление рассматривается единолично судьей в месячный срок со дня его получения арбитражным судом.

По результатам рассмотрения заявления, выносится определение о выдаче исполнительною листа либо об отказе в его выдаче.

Проблему представляет исполнение так называемых промежуточных решений третейских судов о применении мер обеспечения иска, т.к. ряд регламентов постоянно действующих третейских судов предусматривают применение таких обеспечительных мер. Например, в соответствии со ст.

11 Регламента Третейского суда НАУФОР но просьбе любой из сторон Третейский суд вправе принимать в отношении предмета спора обеспечительные меры.

Такого рода обеспечительные меры могут приниматься в форме промежуточного решения, принимаемого Председателем Третейского суда НАУФОР.

Вместе с тем ФЗ «О третейских судах» для разрешения экономических споров не предусматривает процедуры обеспечения иска, в связи с чем определения третейских судов обеспечении иска не могут быть принудительно исполнены [I. 4.].

Поэтому практика пошла по такому пути, когда третейский суд выносит так называемое промежуточное решение третейского суда об обеспечении иска (например, о наложении ареста на денежные средства ответчика), а на его основании арбитражный суд выдает в соответствии с процедурой, установленной разд.V Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, исполнительный лист. Подобная судебная практика, хотя не получила подтверждения на уровне высших судебных органов России, заслуживает поддержки, поскольку восполняет пробел законодательства [II. 7. с. 114-125].

Источник: https://studbooks.net/1103938/pravo/ponyatie_vidy_treteyskih_sudov

Виды и типы третейских судов

Современное российское законодательство принципиально верно регламентирует организацию и деятельность третейского суда как единого института, имеющего два вида: для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующего.

Третейский суд для рассмотрения конкретного спора

Третейский суд для рассмотрения конкретного спора — это третейский суд, состав которого формируется для рассмотрения одного конкретного дела и прекращает свое существование по окончании третейского разбирательства. Общепринято наименование «третейский суд ad hoc» (от лат. — на данный случай), данное этому виду третейского суда австрийским юристом Ламмашем.

Во Временном положении о третейском суде для разрешения экономических споров установлено, что третейский суд для рассмотрения конкретного спора «создается сторонами», которые по своему усмотрению согласовывают порядок назначения третейского судьи (судей) и определяют порядок разрешения спора таким третейским судом.

Если стороны не договорились об ином, третейский суд для рассмотрения конкретного спора образуется в составе трех третейских судей, по одному из которых назначает каждая сторона, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего.

Если в течение 15 дней после получения уведомления одной из сторон о назначении третейского судьи другая сторона не назначит другого третейского судью или если в течение того же срока двое назначенных сторонами третейских судей не достигнут соглашения о третьем третейском судье, стороны вправе отказаться от соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Спор в этом случае может быть передан на разрешение арбитражного суда.

Выгодное отличие порядка формирования «арбитража» для рассмотрения «отдельного дела», установленное в Законе Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже», состоит в том, что он не предполагает возможности не сформировать состав такого арбитража. Для этого в ст.

11 «Назначение арбитров» предусмотрено, что, если одна из сторон или третье лицо не соблюдают процедуру назначения арбитра (арбитров), любая сторона третейского разбирательства может обратиться в Президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с просьбой о назначении арбитра (арбитров).

Согласно Временному положению о третейском суде для разрешения экономических споров постоянно действующие третейские суды — это «органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства» (ч. 4 ст. 2).

В Законе Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» под третейским судом (арбитражем) понимается любой третейский суд «независимо от того, организуется ли он для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением, в частности Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» (ст. 3). Значение используемых в законодательстве о третейском суде для обозначения постоянно действующего третейского суда терминов «орган», «учреждение» не соответствует их значению в новом ГК РФ и в иных правовых актах различных отраслей материального права.

Требований к организационно-правовой форме такой организации не установлено.

На практике большинство постоянно действующих третейских судов, учрежденных «при» торгово-промышленных палатах, биржах, ассоциациях и иных организациях, находятся на балансе организаций-учредителей и, по сути дела, осуществляют один из видов деятельности этих организаций. В то же время законодательство не содержит запрета на создание организации для осуществления одного вида деятельности — содействия и организации третейского разбирательства.

В то же время в российской юридической периодике и среди практикующих юристов получило распространение мнение о том, что необходимо создание неких специальных правовых основ образования постоянно действующих третейских судов с правами юридического лица.

Отождествление постоянно действующего третейского суда с новой организационно-правовой формой (видом) юридического лица представляется ошибочным. Нельзя согласиться и с предложением включить в законодательство о третейском суде норму примерно такого содержания: «Третейский суд является (не является) юридическим лицом».

Предмет законов о третейском суде — регламентация правил третейского разбирательства. Организационно-правовые формы юридических лиц — предмет гражданского права.

  • Дискуссия о необходимости (отсутствии необходимости) законодательного определения его «статуса» теоретически бессмысленна, а практически может причинить вред ряду постоянно действующих в разных регионах России третейских судов, созданных и различных предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых формах.
  • Дело в том, что спор как в третейском суде для рассмотрения конкретного спора, так и в постоянно действующем третейском суде всегда рассматривается физическим лицом (лицами), избранным (назначенными) для рассмотрения конкретного спора.
  • Постоянно действующий третейский суд—это не новая особая организационно-правовая форма, а условное название, обычно используемое для обозначения организации, которой по соглашению сторон поручается формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора и третейского разбирательства.

Известны случаи создания таких организаций физическими лицами на началах членства (например Американская арбитражная ассоциация — ААА). Есть случаи образования организаций, выполняющих функции постоянно действующего третейского суда, государственными органами совместно с коммерческими организациями (например, учрежденный и 1965 г.

под покровительством правительства Индии и бизнес-ассоциаций Индийский совет но арбитражу). В качестве самостоятельных организаций функционируют выполняющие функции постоянно действующих третейских судов широко известные Арбитражный институт при Торгово-промышленной палате г. Стокгольма, Уставной институт арбитров (г.

Лондон, Великобритания) и др.

Такие организации редко создаются исключительно для третейского разбирательства, как правило, они выполняют несколько функций и/или видов деятельности (примирение, посредничество, экспертиза, исследовательская, издательская, рекламная, образовательная деятельность и др.).

Учредитель вправе в соответствии с гражданским и торговым законодательством создать постоянно действующий третейский суд как находящийся на его балансе, тогда строго юридически постоянно действующим третейским судом является сам его учредитель.

Если учредитель наделяет созданную им для организации третейского разбирательства организацию (например, «автономную некоммерческую организацию») нравами юридического лица, то под постоянно действующим третейским судом следует понимать уже не учредителя, а созданную им самостоятельную организацию.

Читайте также:  Сделка с заинтересованностью - особенности заключения

Включение слов «третейский суд», «постоянно действующий третейский суд» в наименование организации не являются критерием для решения вопроса о том, выполняет ли данная организация функции постоянно действующего третейского суда. Функции постоянно действующих третейских судов на практике часто выполняют созданные в самых разных организационно-правовых формах «центры», «комитеты», «институты», «фирмы».

Сказанное позволяет предложить определение постоянно действующего третейского суда, соответствующее его реальному «положению» и действующему законодательству.

Постоянно действующий третейский суд

  1. Постоянно действующий третейский суд — это организация, которой по соглашению сторон поручается формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора, организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства.

  2. В зависимости от объема компетенции (круга, категорий споров, которые могут рассматриваться согласно положению и регламенту) выделяют постоянно действующие третейские суды: 1) открытого типа (общей и специальной компетенции); 2) закрытого типа; 3) «смешанные» (сочетающие признаки постоянно действующих третейских судов первого и второго типов).
  3. Постоянно действующий третейский суд открытого типа общей компетенции вправе рассматривать любые споры, которые могут передаваться в третейский суд по соглашению сторон.
  4. Постоянно действующий третейский суд открытого типа специальной компетенции может рассматривать только категории споров, определенные в утвержденных для него положении, регламенте, например, Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Постоянно действующий третейский суд закрытого типа рассматривает только споры между членами организации-учредителя (ассоциации, биржи, организации с иностранными инвестициями и др.).

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=34539

Третейский суд (сущность, значение, порядок образования и рассмотрения дела)

Речь идет о третейских судах, которые создаются на территории Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» (1993) и Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» (2002).

В соответствии с законодательством о судебной системе и судоустройстве третейские суды не входят в систему государственных судов, не являются элементами российской судебной системы.

Третейские суды являются своеобразным институтом, выполняющим весьма специфическую функцию, направленность которой хотя и отражает необходимость защиты гражданских прав, но в то же время приобретает самобытность в результате особенностей формирования правил и особенностей разрешения споров, осуществляемых негосударственными органами. Как отмечается в юридической литературе, «данный подход отражает российскую доктрину, рассматривающую эту категорию судов исключительно в качестве альтернативного способа защиты прав. Производный характер третейских судов состоит, во-первых, в том, что их применение ограничено. Это связано как со статусом лиц, способных выступать в качестве участников процесса в третейском суде, так и с характером споров, которые в принципе могут передаваться на рассмотрение в третейский суд. Во-вторых, сама защита гражданских прав в третейском суде может осуществляться только в силу соглашения сторон спора». В то же время третейские суды входят в юрисдикционную систему государства, поскольку в соответствии с действующим законодательством этим органам предоставлено право разрешать споры о праве.

В последнее время не только у нас в стране, но и в других государствах мира наблюдается тенденция своего рода «юридизации» третейских судов (арбитражей), под которой имеется в виду чрезмерное регулирование деятельности третейских судов, их инкорпорирование в судебную систему.

К примеру, третейские суды вполне подпадают под понятие суда, которое формулируется Европейским судом по правам человека: «Заслуживает название суда орган, отвечающий ряду требований: независимость по отношению как к исполнительной власти, так и к сторонам в процессе, продолжительность мандата членов суда, гарантии судебной процедуры.

Третейские суды имеют частный характер, поскольку образуются самими участниками гражданско-правовых отношений; государство не участвует в процессе их непосредственного формирования и непосредственной деятельности, ограничиваясь установлением общих правил их создания и деятельности, т. е. устанавливает законодательство, регулирующее третейское разбирательство.

Глубинные различия между государственными судами и третейскими судами столь серьезны, что исследователи говорят о том, что «только одна черта является общей для обоих видов судов: как тот, так и другой разрешают спор о праве гражданском, во всем же остальном они резко отличаются друг от друга»*.

Отличия между государственными и третейскими судами проявляются и в организации деятельности этих юрисдикционных органов. Эти же различия очевидны и в ходе реализации соответствующих законоположений в правоприменительной практике. Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ст.

 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и ст.

 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан отмечается, что «право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно. Поэтому ст. 47 (ч. 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». В то же время рассмотрение споров в третейских судах основывается на совершенно иных началах – на началах выбора тяжущимися лицами того суда, которому будет поручено разбирательство спора.

Однако выполняемая третейскими судами функция – защита нарушенных или оспоренных гражданских прав путем разрешения передаваемых на их рассмотрение споров – имеет и публично-правовой аспект, поскольку является одним из правовых инструментов, обеспечивающих состояние правопорядка в государстве.

Это отражается и в ряде юридических конструкций, при помощи которых обеспечивается эффективность деятельности третейских судов, таких, например, как принятие мер по обеспечению искового требования; принудительное исполнение решений третейских судов, осуществляемое при содействии и с санкции государственных судов; институт оспаривания в государственных судах решений, принимаемых третейскими судами, и пр.

То обстоятельство, что третейские суды не входят в судебную систему российского государства, объясняется тем, что третейские суды, будучи образованиями частноправового характера, не осуществляют правосудия как особого рода государственной деятельности.

В юридической литературе высказывалась точка зрения, согласно которой правосудие осуществляется не только государственным судом, но и иными юрисдикционными органами (в том числе и третейскими судами).

Поскольку такой орган, как третейский суд, вполне органично вписывается в систему органов, осуществляющих правозащитную деятельность, то и его деятельность вполне можно признать правосудием, хотя и не от имени государства, но в порядке, им предусмотренном».

Хотя система третейского судопроизводства и близка по направленности своей деятельности системе государственных судов, но она не может быть инкорпорирована в эту систему, поскольку третейское разбирательство все-таки покоится на несколько иных принципах. Поэтому в третейском разбирательстве в отличие от системы государственного правосудия разрешение споров может основываться на принципах, несовместимых с принципами правосудия (например, закрытость, конфиденциальность третейского разбирательства).

Поскольку третейские суды не входят в судебную систему Российской Федерации, то уголовно-правовые нормы, регламентирующие ответственность за преступления против правосудия (гл. 31 УК РФ), не распространяются на лиц, препятствующих тем или иным образом осуществлению третейского разбирательства.

К примеру, неуважение, проявленное к третейскому суду в форме оскорбления третейский судей или иных участников третейского разбирательства, не является основанием для привлечения соответствующего лица к уголовной ответственности по ст. 297 УК РФ.

На третейских судей не распространяется иммунитет, который установлен в отношении государственных судей, хотя некоторые формы защиты третейских судей законодатель предусмотрел (имеется в виду норма, согласно которой третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными во время третейского разбирательства, – п. 2 ст. 22 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).

Деятельность третейских судов направлена на разрешение переданных на их рассмотрение споров, вытекающих из гражданских правоотношений, и принятие по результатам такого рассмотрения актов, имеющих юридическое значение. Осуществляется эта деятельность исключительно в процессуальных формах.

Однако порядок формирования процессуальных норм, на основании которых действуют третейские суды, имеет существенные особенности.

Источником соответствующих процессуальных форм выступают как нормы действующего законодательства, так и те нормы, которые установлены соглашением сторон, передающих спор на разрешение третейского суда.

Регламентация процедуры, процессуального порядка деятельности третейского суда направлена на то, чтобы обеспечить права лиц, спор которых передан на разрешение третейского суда. Вне установленной процедуры деятельность третейского суда осуществляться не может.

Всякое действие, совершенное в рамках третейского процесса третейским судом и лицами, участвующими в третейском разбирательстве, имеет процессуальный характер и может быть реализовано только в рамках определенной процедуры. Именно это является одним из признаков юрисдикционного характера деятельности третейского суда.

Вместе с тем в некоторых случаях, в отсутствие норм, которыми была бы непосредственно урегулирована соответствующая процедура, третейский суд вправе прибегнуть к использованию в процессе разбирательства дела не предусмотренных законодательством средств. Так, в соответствии с п. 3 ст.

 19 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» в части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и настоящим Федеральным законом, правила третейского разбирательства определяются третейским судом.

Однако самостоятельное определение правил третейского разбирательства, а также применение прямо не предусмотренных процедурных средств не должно вступать в противоречие с общими параметрами третейского процесса и волеизъявлением лиц, передавших рассмотрение спора третейскому суду.

Именно при таком условии можно говорить, что применяемые третейским судом в таком случае процедурные средства имеют процессуальный характер, хотя и не имеют при этом непосредственного нормативного источника в виде законодательного акта или соглашения сторон.

Другими словами, использование процедурных средств должно соответствовать принципам третейского разбирательства, являющимся наиболее обобщенными правовыми идеями, оплодотворяющими третейский процесс. Эта идея, помимо прочего, основана на принципе диспозитивности, который является наиболее значимым источником движения третейского процесса.

Именно такой подход используется в регламентах, регулирующих деятельность наиболее авторитетных российских постоянно действующих третейских судов.

Вместе с тем представляются преждевременными выводы о том, что третейское процессуальное право – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой «совокупность юридических норм, регламентирующих правоприменительную деятельность третейских судов по охране и защите оспоренных или нарушенных субъективных прав граждан».

Процессуальными в данном случае являются только те нормы, которыми регламентируется процедура третейского разбирательства. В то же время нормы, регулирующие порядок заключения третейского соглашения, правосубъектность лиц, заключающих такое соглашение, находятся в плоскости частного права. Видимо, в данном случае точнее говорить о комплексном правовом институте, источником формирования которого являются нормы различных отраслей права – гражданского права, гражданского процессуального права, арбитражного процессуального права, международного права и норм, порождаемых договоренностью между заинтересованными по делу сторонами.

Источник: https://sdalna10.com/12014225

Ссылка на основную публикацию