Утверждена форма решения о неотнесении к товарам для личного пользования по ТК ЕАЭС

Руководитель юридической компании «Магистраль» Чугаева Марианна Витальевна отмечает, что на самом деле стало уже хорошей традицией, анализировать этот международный акт до вступления его в силу, ранее об этом высказались мы делали подробное исследование.

Большинство из сказанного ранее сбылось, найдя свое отражение в финальной редакции нового кодекса. Но пойдем по порядку.

Первое, что хотелось бы отметить, это то, что с момента принятия ТК ЕАЭС таможенные правоотношения будут в основной своей части урегулированы на наднациональном уровне. По-видимому, одной из основных целей ТК ЕАЭС стало решение перевести правовое регулирование на наднациональные рельсы, сделать его сводом прямого действия.

Утверждена форма решения о неотнесении к товарам для личного пользования по ТК ЕАЭС

Новый кодекс содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение Комиссии ЕЭК в сравнении с действующим кодексом, это порядка 330 норм, по расчетам специалистов ЕЭК должны быть разработаны более 100 решений. Нужно отметить, что принцип резидентства так и не был упразднен.

На уровень национального регулирования передано относительно небольшое число вопросов.

На сегодняшний день полноценного проекта аналога Федерального закона «О таможенном регулировании» пока нет. Как нам стало известно сейчас идет согласование по порядку его написания.

 Текст ТК ЕАЭС по сравнению с действующим ТК ТС ожидаемо увеличился (465 статей против 372) и стал более сложен для восприятия даже для юристов, имеющих хорошие познания в таможенном регулировании.

В новом кодексе присутствуют статьи, в которых более 40 пунктов, каждый из которых может быть объемом в среднем на одну страницу.

По мнению комитета по правовым вопросам НП «ГПУ ВЭД «Гермес» такой сложный для восприятия кодекс ведет за собой неизбежную необходимость обязательного участия профессиональных юристов на уровне консультаций, разъяснений для бизнеса. Поэтому услуги профессиональных юристов будут востребованы длительное время, пока правоприменение в рамках нового кодекса не выйдет на новый уровень.

Относительно срока вступления нового кодекса, в нем есть на этот счет специальная статья, которая говорит о том, что «договор вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, но не ранее 1 июля 2017 года».

Что это может означать?  В случае если не будут разработаны и согласованы все необходимые решения Комиссии ЕЭК, необходимые для нормального правоприменения, а также не будет разработано и согласовано внутреннее законодательство (например — новый ФЗ «О таможенном регулировании») то сроки вступления в силу могут быть изменены, так как в договоре определен исключительно срок не ранее, срока «не позднее» – нет.

Что первую очередь, должен узнать участник ВЭД о новом кодексе?  Какие нововведения сильнее всего потребуют перестройки в работе? Вопросов очень много. На некоторые из них наши юристы подготовили ответы.

Относительно единого окна и упрощающихся процедур есть несколько моментов. В целом ТК ЕАЭС значительно упрощает и ускоряет процесс таможенного декларирования, устанавливается приоритет электронного взаимодействия декларантов с таможенными органами.

Одно из главных упрощений: отсутствие обязанности предоставление подтверждающих документов в месте с самой декларации на товары. Такие документы декларант должен предоставить таможенному органу только в случае срабатывания риска и соответствующего запроса таможенного органа.

По общему правилу, выпуск товар теперь будет в автоматическом режиме информационными таможенных органов (если, конечно, не сработал риск), т.е. минимизировано «живое» общение декларантов с должностными лицами таможенных органов. Выпуск при импорте сократится до 4-х часов с момента регистрации ДТ.

В целом для декларантов какой-либо глобальной перестройки в работе не потребуется, если оценивать этот вопрос с точки зрения ухудшения (увеличение временных и финансовых затрат на декларирование).

Напротив, потребуется перестройка в обратную (положительную) сторону: нужно будет привыкнуть к тому, что таможенное декларирование будет более легким и прозрачным.

Появилась возможность получать предварительные решения таможенного органа по таким вопросам, как страна происхождения товара и метод определения таможенной стоимости, что является достаточно актуальным в период действия продуктовых санкций и усиленных корректировок таможенной стоимости.

Как и планировалось существенно развит институт уполномоченного экономического оператора, который теперь имеет трехуровневую градацию (чем выше тип свидетельства, тем больше привилегий). Добросовестный УЭО постепенно может добиться снижения обеспечения с 1 млн. евро до 150 тыс. евро.

Кроме того, лицо, которое претендует одновременно на несколько статусов (таможенный представить и УЭО, к примеру), не должно будет предоставлять обеспечение для включения в каждый реестр.

Достаточно будет предоставить максимальную сумму одного из обеспечения, необходимых для получения одного из статусов.

Что касается норм ухудшающих положение участников ВЭД, то  каких-либо принципиальных ухудшений нет.

Расширен перечень оснований для отказа в отзыве декларации (если до получения об отзыве таможенным органом принято решение о назначении таможенной экспертизы или решение о назначении таможенного осмотра товаров). В перечень сведений, которые необходимо указывать в декларации на товары, добавлены такие пункты как сведения о перевозчике, продавце и покупателе товаров, товарный знак.

Относительно перспектив применения норм нового кодекса уже судами есть некоторые опасения относительно того, что многие положения, по крайней мере, в первое время будут неправильно применяться, в т.ч. и судами. В первую очередь это обусловлено сложностью для восприятия самого кодекса, о чем было отмечено выше.

Относительно терминологии. Терминология ТК ЕАЭС изложена в соответствии с Договором о ЕАЭС. В целом ничего существенного не поменялось. Введены некоторые новые термины (например, денежные инструменты, предварительная информация, сооружения/установки, искусственные острова), а многие старые термины упрощены или уточнены.

Говоря о таможенной стоимости, хочется остановиться на нескольких моментах.

Во-первых, содержание кодекса было дополнено, нормами, зафиксированными ранее в  Соглашении от 25.01.

2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

Во-вторых, предусмотрена возможность получать предварительные решения по выбору метода определения таможенной стоимости, однако решение этого вопроса отдано на уровень национального регулирования.

В-третьих, появилось такое понятие, как предварительная величина таможенной стоимости, в ряде случаев допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости, в таких случаях будет возможно определить таможенную стоимость на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и уплатить пошлины и налоги исходя из предварительно определенных величин.

Относительно таможенных представителей, то мало что было учтено из их чаяний и пожеланий в новом кодексе. Но тем не менее обнадеживает, то что ряд вопросов отнесен на компетенцию Комиссии и внутреннее законодательство стран союза. Будем надеяться, что по крайней мере там будут отражены желаемые изменения.

Относительно обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя было ранее предложено бизнесом определить градацию схожую с градацией обеспечения у УЭО, то есть по мнению таможенных представителей вполне справедливо предоставлять надежным представителям с длительным сроком существования возможность вносить обеспечении в меньшем объеме. В статье 402 нового кодекса указана теперь не прямая сумма в один миллион евро, а то, что размер обеспечения будет определяться Комиссией, а в ряде случаев и законодательством государств-членов.

В статье 62 нового кодекса есть краткое указание на возможность внесения обеспечения уплаты таможенных платежей для целей выпуска товаров таможенными представителями.

В ряде источников обсуждалась необходимость предусмотреть в отдельных случаях (установленных Комиссией или до этого момента национальным законодательством) такую возможность, когда обеспечение может не вносится, если декларирование осуществляется таможенным представителем.

То есть, грубо говоря, таможенный представитель за декларанта обеспечивает уплату платежи по конкретной поставке своим основным обеспечением.

Это бы существенно упростило процесс декларирования с отлагательными условиями и позволило бы не отвлекать денежные средства декларантов при ряде отложенных процедур.

Относительно ответственности таможенного представителя, а точнее случаев, когда такая ответственность будет ограничена разумными требованиями мы и ранее высказывались.

Требования таможенных представителей сводились к тому, что солидарная ответственность таможенных представителей после выпуска товаров, не должна иметь место быть если таможенный представитель сможет доказать, что он не знал или не должен был знать о недостоверности заявленных в декларации сведений.

На сегодняшний день нашей маленькой победой является указание в статье 405 нового кодекса информации о том, что законодательством государств-членов могут устанавливаться иные случаи когда обязанность возникшая солидарно с декларантом , не подлежит исполнению таможенным представителем. Непременно нужно работать с этим и дальше, чтобы поставить точку в этом вопросе в национальном законодательстве.

Источник: https://magistral-spb.net/nashe-mnenie/analiziruem-tamojennyy-kodeks-eaes.html

Движение товаров между странами ЕАЭС — на что стоит обратить внимание?

На сегодняшний день странами-участницами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Сам союз как международная организация был создан с целью развития и стимуляции национальных экономик, облегчения движения товаров, рабочей силы и инвестиций.

Основной документ, регулирующий работу данного объединения, «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 г.
Рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание предпринимателям при совершении сделок с товарами внутри ЕАЭС.

Пошлины и таможенное оформление

В целях создания эффективно работающего внутреннего рынка союза страны-участницы при экспорте/импорте между государствами не применяют таможенные пошлины, систему нетарифного регулирования и прочие запреты и ограничения (ст.

28 Договора о ЕАЭС). Это относится не только к товарам, страной происхождения которых является одно из государств Союза, но и к товарам, импортированным в ЕАЭС и выпущенным в свободное обращение (т.е.

полностью очищенным с точки зрения таможни).

Казалось бы, требования к оформлению экспорта/импорта сведены к минимуму, пошлин нет. При чем здесь таможня? Однако данные послабления не отменяют полностью таможенный контроль.

Кроме того, одной из важнейших функций таможенных служб является ведение статистики по движению грузов. Поэтому участники сделки заполняют специальный документ — статистическую форму учета перемещения товаров (ст. 278 ФЗ-289 «О таможенном регулировании»).

Срок предоставления информации — не позднее 8 рабочих дней по окончании отчетного месяца (месяца, в течении которого была проведена сделка и отгрузка товара). Структура документа утверждена постановлением

Читайте также:  Претензионный порядок по договору займа

Правительства РФ №1329 от 07.12.2015 г. (приложение 1). Статформа подается в электронном виде через личный кабинет участника ВЭД, либо на бумажном носителе. С наиболее подробной инструкцией по внесению информации в данный документ можно ознакомиться на официальном сайте ФТС РФ.

Следует отметить, что по ряду товаров Правительство РФ принимает отдельные решения, отменяющие упрощения и требующие оформлять грузы по классической схеме декларирования.

Например, общий порядок таможенного оформления действует при экспорте из России нефти и нефтепродуктов товарных позиций, указанных в постановлении № 529 от 01.07.2011 г.

Поэтому участникам сделки следует заранее удостовериться в том, попадает их груз в исключения или нет.

НДС и возмещение налогов

В соответствии с Приложением №18 к Договору о ЕАЭС, при осуществлении сделки между компаниями из разных стран союза и экспорте товара в рамках стран-участниц применяется нулевая ставка НДС, а также предоставляется освобождение от уплаты акцизов.

Возникнет ли необходимость у покупателя уплачивать НДС? Да. В случае сделки между двумя юридическими лицами двух государств-членов ЕАЭС, налог на добавленную стоимость взимается уполномоченным органом той страны, на территорию которой был импортирован товар, по месту налоговой регистрации собственника груза. В России такой структурой является Федеральная налоговая служба. База для исчисления платежа определяется на день постановки продукции на учет, в соответствии с ее стоимостью в контракте. Напомним, ставка налога в РФ составляет 18%, в Казахстане и Киргизии — 12%, в Белоруссии и Армении — 20%. Для подтверждения правомерности применения нулевого НДС в налоговые органы необходимо предоставить ряд документов:

  •  договор купли-продажи, в котором покупателем значится компания другой страны-участника ЕАЭС;
  • подтверждение из банка о получении продавцом денег за проданный товар;
  • транспортные документы, подтверждающие доставку груза;
  • заявление о ввозе товара и уплате покупателем НДС в стране импортера (с отметкой налогового органа).

Срок подачи документов — 180 дней с момента отгрузки. При совершении сделок между предпринимателями разных стран-участниц ЕАЭС часто возникает вопрос: возможно ли в данной ситуации возмещение НДС экспортеру? Особенно актуальна эта проблема в случае, если осуществляется перепродажа товара, ранее ввезенного на территорию Союза из-за границы. Например, первоначальный покупатель — фирма, зарегистрированная в Казахстане, — уплачивает пошлины и налоги за импортируемый из Евросоюза товар при таможенном оформлении в полном объеме.

В результате иностранный груз приобретает статус товара Союза. Далее казахская фирма заключает договор купли-продажи с клиентом из РФ, в котором выступает как экспортер. При этом в контракте указывается стоимость товара без налога на добавленную стоимость. Получается, что участник сделки из Казахстана теряет уплаченную при растаможке сумму НДС. Можно ли ее возместить, аналогично возмещению при экспорте за границу Союза?

Возмещение экспортеру налога возможно в случае предоставления документов, указанных выше, которые одновременно подтверждают применение нулевого НДС. Главным документом для фискальных органов в данном случае будет подтверждение об уплате НДС в стране-импортере, предоставленное на бумажном носителе или в электронном виде. В результате экспортеру производится возврат уплаченных ранее на таможне платежей.

Разочаруем начинающих участников ВЭД, зарегистрированных в России, — осуществить схему таможенного оформления в стране с более низким, чем в РФ, НДС и в дальнейшем ввезти груз в Россию не получится. Согласно ст.

83 Таможенного кодекса ЕАЭС, декларантом иностранных товаров, пересекающих границу Союза, могут выступать только зарегистрированные в определенном порядке лица того государства, на территорию которого товар импортируется.

Принцип территориальной принадлежности относится и к работе таможенных представителей, участвующих в процессе импорта груза.

Отметим, что основная масса таможенных брокеров не работает со статформами, и вопросы оформления и возмещения НДС решаются участниками сделки самостоятельно.

Однако для правильного и беспроблемного проведения подобного рода сделок с товарами, страной происхождения которых не является ЕАЭС, необходим полный, правильно оформленный пакет документов по растаможке.

Опытные специалисты нашей компании могут помочь вам в данном вопросе, а также проконсультировать в случае перепродажи оформленного товара в другую страну ЕАЭС.

Источник: https://inier.ru/blog/inier/81/

Часто задаваемые вопросы по применению положений ТК ЕАЭС

Основные положения о таможенном регулировании и общие положения о перемещении товаров через таможенную границу, владении, пользовании и (или) распоряжении ими на таможенной территории Союза или за ее пределами (ст. 1-18 ТК ЕАЭС)

№ п/п Вопрос  Ответ 
1.     1. Интересует порядок погрузки на морское судно в месте убытия товаров, которые не помещены под таможенную процедуру? Порядок убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС и совершения таможенных операций, связанных с таким убытием, регламентирован главой 15 ТК ЕАЭС. При этом вопросы, связные с выдачей поручения на отгрузку товаров, указанной главой ТК ЕАЭС не регламентированы (как и действующим ТК ТС).
Таким образом, вступление в силу ТК ЕАЭС, не повлияет на действующий порядок выдачи таких поручений.
До издания и вступления в силу соответствующего нормативного акта подлежит применению приказ ФТС России от 19.07.2013 № 1349 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами», устанавливающий порядок выдачи поручения на отгрузку и проставления на нем отметок таможенного органа.
1.     2. При совершении таможенных операций и выпуске товаров до подачи декларации на товары применяются меры таможенно-тарифного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере
налогообложения, ставки специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и курс валют, действующие на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары. При подаче декларации на товары какая дата курса валют должна быть?
Положениями статьи 120 ТК ЕАЭС регулируются особенности совершения таможенных операций и выпуска товаров до подачи декларации на товары.
При совершении таможенных операций и выпуске товаров до подачи декларации на товары применяются меры таможенно-тарифного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, ставки специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и курс валют, действующие на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (далее – ДТ).
В соответствии с пунктом 37 статьи 2 ТК ЕАЭС под таможенными операциями понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Таможенное декларирование с подачей ДТ является таможенной операцией.
Таким образом, при заполнении ДТ на товары, выпуск которых произведен до подачи ДТ, применяется курс валют, действующий на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи ДТ.
1.     3. Можно ли подавать предварительное информирование в ДТ без ЭЦП? В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ТК ЕАЭС целью представления предварительной информации является получение таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза.

  • В соответствии с пунктом 4 статьи 11 ТК ЕАЭС предварительная информация может представляться в виде электронного документа.
  • Предварительная информация, представленная в виде электронного документа, может использоваться при совершении таможенных операций, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, помещением товаров на временное хранение, таможенным декларированием, а также при совершении иных таможенных операций, определяемых Комиссией.
  • В соответствии с пунктом 17 статьи 11 ТК ЕАЭС состав предварительной информации, структура и формат такой информации, порядок и сроки представления предварительной информации, в том числе предварительной информации, представляемой в виде электронного документа, порядок формирования и использования предварительной информации в виде электронного документа, лица, которые обязаны либо вправе представлять таможенным органам предварительную информацию, определяются Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и целей использования таможенным органом такой предварительной информации.
  • В соответствии со статьей 445 ТК ЕАЭС до вступления в силу решений Комиссии, принятых в соответствии с пунктом 17 статьи 11 ТК ЕАЭС, предварительная информация представляется таможенным органам в случаях и порядке, предусмотренных актами Комиссии, принятыми в соответствии с Соглашением о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 21 мая 2010 года.
  • В настоящее время применяются следующие документы, устанавливающие обязанность по представлению предварительной информации в отношении товаров, ввозимых автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом:

решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом»;

Источник: https://free-ved.com/chasto-zadavaemye-voprosy-po-primeneniyu-polozhenij-tk-eaes/

«Памятка для участников внешнеэкономической деятельности по нормативному правовому регулированию вопросов перемещения товаров участниками внешнеэкономической деятельности через таможенную границу Евразийского экономического союза»
(утв. ФТС России)

Евразийского экономического союза

  • При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и перемещением в соответствии с таможенной процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.
  • При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза совершаются таможенные операции, связанные с убытием.
  • Иностранные товары, ввезенные в любое из государств — членов Евразийского экономического союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров Евразийского экономического союза», получают право свободно обращаться на всей таможенной территории Евразийского экономического союза.

Прибытие и убытие товаров, временное хранение и таможенный

транзит товаров

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в сроки, установленные статьей 88 ТК ЕАЭС.

  1. Законодательством Евразийского экономического союза о таможенном деле установлена обязанность предоставления таможенному органу предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом.
  2. Предварительную информацию можно подать через «Личный кабинет участника ВЭД».
  3. Предварительная информация подается таможенному органу государства — члена Евразийского экономического союза, на территории которого находится место ввоза товара, не позднее чем за 2 часа до прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска.
  4. После совершения всех установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза операций с товарами в месте прибытия, такие товары могут быть помещены под избранную таможенную процедуру.

В случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, транзитная декларация и документы к ней представляются декларантом процедуры в таможенный орган в электронной форме. Также допускается подача транзитной декларации в бумажной форме в случаях, определяемых правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.

С марта 2017 года обеспечена возможность применения предварительного декларирования процедуры транзита до прибытия товаров в пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

При осуществлении выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенным органом отправления устанавливается срок таможенного транзита, место доставки товаров, а в некоторых случаях маршрут перевозки.

После прибытия в установленное место доставки (зону таможенного контроля) для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик представляет в таможенный орган назначения транзитную декларацию и документы к ней:

  • в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, — в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа — в течение 3 часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа;
  1.  в отношении товаров, перевозимых с использованием водного, воздушного или железнодорожного транспорта, — в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, установленного законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

После регистрации таможенным органом упомянутых документов:

  1. таможенный орган назначения завершает процедуру транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 4 часов рабочего времени таможенного органа с момента регистрации подачи транзитной декларации и документов к ней.
  2.  декларант (перевозчик товаров) совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенное декларирование:
  3. — в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, — не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения;
  4.  в отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов или железнодорожного транспорта, — в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, установленного законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В случае несовершения декларантом упомянутых выше операций, перевозчик обязан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенным органом назначения подачи документов, совершить таможенные операции по помещению доставленных товаров на временное хранение.

Товары, в отношении которых упомянутые операции не совершены в установленный срок, задерживаются таможенными органами.

Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита регламентированы положениями Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», которые действуют в части, не противоречащей Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.

  • При прибытии товаров перевозчик или иное лицо, указанное в статье 83 ТК ЕАЭС, совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, в сроки, установленные статьей 88 ТК ЕАЭС.
  • На временное хранение не помещаются товары:
  • указанные в пункте 6 статьи 88 ТК ЕАЭС;
  • помещенные под одну из таможенных процедур, предусмотренную подпунктами 2 — 5 пункта 5 статьи 88 ТК ЕАЭС;
  • в отношении которых осуществлено предварительное таможенное декларирование.
  • На временное хранение не помещаются товары:
  • в отношении которых осуществлено предварительное таможенное декларирование;
  • прибывшие на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) товары ЕАЭС и указанные в пункте 4 статьи 302 ТК ЕАЭС иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС;
  • международные почтовые отправления;
  • вывозимые с таможенной территории ЕАЭС, в отношении которых в месте убытия завершено действие таможенной процедуры таможенного транзита;

доставленные в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, имеющего свидетельства второго или третьего типа, при завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита. В случае если в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик (или иное заинтересованное лицо) не совершил таможенные операции по таможенному декларированию товаров, то товары должны быть помещены на временное хранение.

Срок временного хранения товаров составляет 4 месяца. Продление указанного срока не предусмотрено ТК ЕАЭС.

Таможенное декларирование товаров, виды

таможенных деклараций

Таможенное декларирование — заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.

ТК ЕАЭС предусматривает 2 формы декларирования — электронная и письменная.

Виды таможенной декларации:

  1. декларация на товары;
  2. транзитная декларация;
  3. пассажирская таможенная декларация;
  4.  декларация на транспортное средство.

Источник: https://legalacts.ru/doc/pamjatka-dlja-uchastnikov-vneshneekonomicheskoi-dejatelnosti-po-normativnomu-pravovomu-regulirovaniiu/

Таможенное дело — Юридические услуги в сфере международных перевозок

ВОПРОС: Правомерно ли задержание иностранного транспортного средства при выезде с территории России в связи с неуплатой административного штрафа за совершение административного правонарушения в сфере таможенного дела? Административная ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела установлена положениями Главы 16 КоАП РФ (статьи 16.1 – 16.24).
В свою очередь, порядок применения задержания транспортного средства в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении урегулирован положениями статьи 27.13 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ, установлено, в частности, что задержание транспортного средства, на котором совершено нарушение, если оно выезжает с территории РФ, допускается до оплаты административного штрафа, при нарушениях, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 КоАП РФ. Административные правонарушения, предусмотренные Главой 16 КоАП РФ, к данной категории нарушений не отнесены.
Таким образом, задержание иностранного транспортного средства при выезде с территории России в связи с неуплатой административного штрафа за совершение административного правонарушения в сфере таможенного дела является незаконным.

ВОПРОС: В каких случаях продавец и покупатель могут быть признаны взаимосвязанными лицами при оценке таможней правильности применения первого метода определения таможенной стоимости товаров? В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Однако в соответствии со ст. 39 ТК ЕАЭС первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с возимыми товарами) допускается при соблюдении ряда условий, одним из которых является то, что покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.
При этом в соответствии со ст. 37 ТК ЕАЭС к взаимосвязанным лицам относятся лица, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

  • они являются сотрудниками или директорами (руководителями) организаций друг друга;
  • они являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
  • они являются работодателем и работником;
  • какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем 5 или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;
  • одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
  • оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
  • вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
  • они являются родственниками или членами одной семьи.

ВОПРОС: Сколько составляет срок действия фитосанитарного сертификата при экспорте подкарантинной продукции с территории России?

В соответствии с российским законодательством вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера (п. 1 ст. 25 ФЗ «О карантине растений»).

При этом установлено, что порядок выдачи фитосанитарных сертификатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений, то есть Минсельхозом России.

В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 г.

№ 293 подкарантинная продукция, на которую выдан ФСС, должна пересечь государственную границу Российской Федерации при вывозе в государства — члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи ФСС, при вывозе в другие страны — в течение 30 дней со дня выдачи ФСС.

Вывоз подкарантинной продукции, помещенной под таможенную процедуру экспорта, за пределами вышеуказанного срока действия фитосанитарного сертификата является нарушением запретов и ограничений и влечет административную ответственность перевозчика.

ВОПРОС: В какой срок необходимо подать декларацию на товары после их доставки на таможню назначения автомобильным транспортом?

  • Порядок завершения таможенной процедуры таможенного транзита и совершения операций, совершаемых в месте доставки товаров, определяются статьями 151 и 152 Таможенного кодекса ЕАЭС.
  • Установлено, что участники ВЭД совершают операции с товарами в месте доставки в два этапа:
  • 1) Представление перевозчиком или декларантом товаров в таможенный орган транзитной декларации и имеющихся у него других документов – в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа — в течение 3 часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа (пункт 3 статьи 151 ТК ЕАЭС).
  • 2) Совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием — не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения (пункт 1 статьи 152 ТК ЕАЭС).
  • В случае если доставленные товары не декларируются, а помещаются на временное хранение, то в дальнейшем они должны быть помещены под таможенную процедуру до окончания срока временного хранения, который может составлять не более 4 месяцев.

ВОПРОС: Является ли временный ввоз на территорию России транспортного средства основанием для уплаты утилизационного сбора?

В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Исходя из буквального прочтения данной нормы, любой ввоз транспортного средства, в том числе в таможенной процедуре временного ввоза (допуска), влечет за собой обязанность по уплате утилизационного сбора.

Однако Конституционным судом РФ вынесено Постановление от 19 июля 2019 г.

№ 30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 241Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в связи с запросом Арбитражного суда Республики Карелия», согласно которому соответствующее положение закона признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

На данном основании в настоящее время таможенным органам предписано, до внесения соответствующих изменений в законодательство, исходить из недопустимости возложения утилизационного сбора на лиц, осуществляющих временный ввоз транспортных средств.

ВОПРОС: Как узнать, подлежит ли товар таможенному оформлению в первоочередном порядке, если он является скоропортящимся?

Таможенным законодательством ЕАЭС предусмотрены группы товаров, таможенные операции в отношении которых совершаются в первоочередном порядке. Одна из них – это товары, подвергающиеся быстрой порче (пункт 1 статьи 81 ТК ЕАЭС).

Кроме того, установлено, что хранение задержанных товаров, подвергающихся быстрой порче, не может превышать 24 часа (пункт 1 статьи 380 ТК ЕАЭС).

При этом указано, что для целей статьи 81 ТК ЕАЭС перечень категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, определяется Комиссией, а до его определения Комиссией — законодательством государств-членов, а для целей ст. 380 ТК ЕАЭС – исключительно законодательством государств-членов.

На уровне ЕАЭС перечень скоропортящихся товаров до настоящего времени не определен.

В России также по состоянию на август 2019 года такой перечень официально отсутствует. На практике таможенные органы при определении товаров, подвергающихся быстрой порче, исходят из очевидных свойств конкретных товаров.

Источник: http://www.urvest.ru/category/tamozhennoe-delo

Теоретические аспекты условного выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе

Ключевые слова: таможенный контроль, выпуск товаров, условно выпущенные товары, учет товаров, находящихся под таможенным контролем.

Процесс помещения товаров под избранную декларантом таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой [1, ст. 174].

Согласно ст. 196 ТК ТС сроки выпуска товаров включают время проведения таможенного контроля. По результатам таможенного контроля таможенные органы принимают одно из следующих решений:

  • 1) о выпуске товаров (выдают разрешение на использование товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой);
  • 2) об условном выпуске;
  • 3) о приостановлении выпуска товаров;
  • 4) об отказе в выпуске товаров.
  • В соответствии с ТК ТС к условно выпущенным относятся только такие товары, которые, во-первых, помещаются под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Во-вторых, для отнесения товара к условно выпущенному необходимо соблюдение одного из следующих условий:
  • 1) в отношении товара применяются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами (такой товар может быть использован только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, и считается условно выпущенным до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов);
  • 2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению товаром связаны с представлением лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров после такового (такой товар запрещен к передаче третьим лицам, а в случаях, если ограничения на ввоз товара установлены в связи с проверкой его качества и безопасности, – запрещен к использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме; товар приобретет статус товаров Союза после представления соответствующих документов);
  • 3) государством – членом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) в отношении товара применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС (может использоваться только в пределах территории государства – члена ЕАЭС, таможенным органом которого осуществлен их выпуск, до момента уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров).
  • Согласно законодательству Российской Федерации о таможенном деле к условно выпущенным товарам также относятся:
  • 1) компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (запрещены к передаче третьим лицам и считаются условно выпущенными до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой);
  • 2) товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада (в том числе без фактического размещения товаров на таможенном складе), беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, под специальную таможенную процедуру, применяемую к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию (считаются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Союза, фактического уничтожения или вывоза из Российской Федерации за пределы Союза либо отказа в пользу государства);
  • Таможенные органы ведут учет условно выпущенных товаров посредством применения такой формы таможенного контроля как учет товаров, находящихся под таможенным контролем (далее – учет товаров). В соответствии со ст. 176 Федерального закона от 27.11. 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» порядок и формы учета таможенными органами товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются Федеральной таможенной службой.

Для обеспечения единообразного проведения должностными лицами таможенных органов учета условно выпущенных товаров разработан и применяется в настоящее время Порядок учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем [3].

Особенностью условно выпущенных товаров является то, что они сохраняют статус иностранных товаров и считаются находящимися под таможенным контролем до приобретения ими статуса товаров Союза после наступления случаев, определенных п. 5 ст. 200 ТК ТС. Отнесение условно выпущенного товара к иностранному объясняется прежде всего возможностью дальнейшего таможенного контроля целевого использования такого товара [4, с. 240].

Учет условно выпущенных товаров ведется таможенными органами в журнале учета условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем, с учетом штатных программных средств.

В случае утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем при завершении действий таможенной процедуры в другом таможенном органе необходимые сведения для заполнения журнала направляются в таможенный орган, в котором товар был помещен под таможенную процедуру, предусматривающую условный выпуск .

Запрещены пользование условно выпущенными товарами, передача их во владение или в пользование, продажа условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами. Несоблюдения установленных законодательством РФ правил влечет привлечение лица, нарушившего установленный запрет, к административной ответственности [5, ч. 1 ст. 16.20].

В целях стимулирования привлечения в Россию иностранных инвестиций установлено, что условный выпуск предусмотрен в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал с применением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины, при условии, что товары:

  1. не являются подакцизными;
  2.  относятся к основным производственным фондам;
  3. ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала [6].

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 в случае реализации вышеупомянутых товаров необходимо уплатить таможенные пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Таким образом, в данном подзаконном акте установлен единственный случай актуализации обязанности по уплате таможенных пошлин.

Источник: https://moluch.ru/archive/147/41393/

Ссылка на основную публикацию