Упростятся правила изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая 3 декабря с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, говоря о развитии АПК, предложил изымать неиспользуемые сельхозземли у нерадивых и недобросовестных владельцев.

По этому вопросу на страницах нашей рубрики «Аграрное право» мы попросили высказаться начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Курганской области Сергея Извекова.

Упростятся правила изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Проблема неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации стоит уже на протяжении 25 лет. С каждым годом ситуация только усугубляется по причине зарастания сельхозугодий древесно-кустарниковой растительностью.

Пути решения данного вопроса заключаются в создании условий, соответствующих принятию мер, направленных на добровольный отказ от прав на неиспользуемые земельные участки.

Либо, как справедливо отметил Глава государства Владимир Владимирович Путин, принудительное изъятие неиспользуемых земель сельхозназначения с целью продажи этих земель добросовестному правообладателю, желающему заниматься сельскохозяйственным производством.

В результате земельной реформы, которая была начата в 1990 году, большая часть сельскохозяйственных угодий путем приватизации была передана гражданам Российской Федерации.

В настоящее время из 4 млн га сельскохозяйственных угодий Курганской области примерно половина принадлежит хозяйствующим субъектам и иным предприятиям, а так же государственным и муниципальным предприятиям.

Вторая половина — гражданам, которые фактически не способны самостоятельно использовать полевые земли, которые располагаются за чертой населенных пунктов.

В то же время инвесторы, желающие взять свободные (неиспользуемые) земли, главным образом смотрят на земли, переданные в общую долевую собственность, которые занимают компактные, большие массивы с удобным расположением вблизи дорог с твердым покрытием и т. п.

А вот отмежеванные земельные участки, находящиеся в собственности граждан, им не интересны. Располагаются они раздроблено и при этом, как правило, присутствует чересполосица, то есть границы используемых земельных участков сопряжены с границами не используемых земельных участков, которые приходится объезжать, а порой к ним попросту невозможно подъехать.  Получается, что земля у граждан есть, но сдать её реально в аренду или в пользование они не могут.

Если ранее до 2008 года контролем за использованием земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, занимался практически один орган — Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам  и  землеустройству, который не охватывал большую часть земель сельскохозяйственного назначения.

Сейчас этим вопросом занимаются три государственных органа, два из которых — Росреестр и Россельхознадзор — непосредственно нацелены на  вопросы использования земель сельскохозяйственного назначения.

Поэтому процент выявленных правонарушений, связанных с неиспользованием  или не рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения, значительно возрос.

Если раньше штрафные санкции за нарушение земельного законодательства были относительно невелики — от нескольких сот рублей до нескольких десятков тысяч рублей, то сейчас от нескольких десятков тысяч рублей до миллиона и более,  что зависит от площади неиспользуемого земельного участка и принадлежности его физическому или юридическому лицу.

Кроме того, необходимо учесть тот факт, что если ранее повторное неисполнение предписания не предусматривало увеличение штрафа, то сейчас размер штрафа при повторном неисполнении предписания, вынесенного государственным органом, осуществляющим земельный надзор, увеличивается практически в 2,5 — 3 раза.  Вышеуказанные обстоятельства вынуждают собственников и иных правообладателей (арендаторы, землепользователи и др.) отказываться от прав на принадлежащие им неиспользуемые земельные участки.

До 2010 года практически отказов не было.  А далее по результатам принятых Управлением Россельхознадзора по Курганской области мер, начиная с 2010 года,  люди пошли отказываться от земельных участков:  2010 год — 9 фактов, 2011 год — 26 фактов, 2012 год — 47 фактов, 2013 год — 59 фактов, и за  I — полугодие 2015 года — уже более 40 фактов отказа.

За 2014 год физические лица отказались от прав собственности на земельные участки общей площадью 17 тыс. га.

В случае если собственник или иной правообладатель, нарушающий земельное законодательство, не использует земельные участки сельскохозяйственного назначения в течение более 3 — х лет подряд и добровольно не намерен отказываться от прав на него, то законодательством  Российской Федерации предусмотрено принудительное изъятие земельного участка на основании решения суда.

За период с 2008 года по настоящее время Управлением Россельхознадзора по Курганской области выявлено нарушений земельного законодательства Российской Федерации, главным образом связанного с неиспользованием земельных участков сельскохозяйственного назначения на площади более 145 тыс. га.

За этот период принудительно изъято только 225 га у восьми собственников.

Вопрос принудительного изъятия неиспользуемых земель сопряжен с несовершенством законодательства в этом вопросе. Так, сам факт изъятия предусмотрен, но порядок исполнения данной нормы закона в отношении собственников земельных участков не установлен.

Статья 44 Земельного Кодекса Российской Федерации гласит, что данный порядок устанавливается гражданским законодательством, а статья 286 Гражданского Кодекса РФ, в части установления порядка изъятия земельных участков находящихся в собственности,  отсылает к земельному законодательству Российской Федерации.

Статьей 54 Земельного Кодекса Российской Федерации действительно предусмотрен порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования ввиду ненадлежащего использования земельного участка.  При этом предусмотрено предупреждение правообладателя о возможном принудительном изъятии в случае не устранения допущенных нарушений и обязательное привлечение виновного лица к административной ответственности.

Статьей 6 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»  предусмотрены основания, при наличии которых возможно принудительное изъятие,  в том числе и у собственника земельного участка, но сам порядок изъятия не конкретизирован.

Например, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника в судебном порядке в случае, если в течение трёх и более лет со дня возникновения права собственности земельный участок не используется для сельскохозяйственного производства или иной сельскохозяйственной деятельности.  В то же время в указанный срок не включается срок, необходимый на освоение земельного участка по причине невозможности его использования. Срок освоения неиспользуемого сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.  Следовательно, можно предположить, что максимальный срок неиспользования земельного участка, по истечении которого он может быть изъят у правообладателя, в том числе и у собственника,  составляет 5 лет.  Но это при условии, если правообладатель в течение предусмотренного на освоение срока предпринял меры, направленные на введение земельного участка в оборот.

Кроме того, неиспользуемые земельные участки чаще подвергаются захламлению ТБО.  Земельным законодательством Российской Федерации так же предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случае если площадь захламления составляет 0,5 га и более.

В данном случае принудительное изъятие возможно, также как и при  неиспользовании земельного участка, с обязательным соблюдением 3-х условий:

  •  привлечение к административной ответственности за допущенное правонарушение:
  •  обязательное предупреждение о возможном принудительном изъятии в судебном порядке
  •  наличие факта неисполнения предписания о ликвидации свалки ТБО в течение установленного срока.

Или, например, еще одна ситуация. В результате земельной реформы труженики села в ходе приватизации получили земельные доли, размер которых по районам в среднем колеблется от 7-8 га до 15-17 га.  Некоторые желающие объединились и организовали КФХ (вхождение нескольких собственников земельных долей, каждый со своей долей).

Через какое-то время часть КФХ была ликвидирована, а принадлежащие  гражданам земельные участки переданы в собственность с разрешенным видом использования — для ведения ЛПХ (личное подсобное хозяйство).  Но при этом в настоящее время в Курганской области установлен предельно — допустимый размер земельного участка, используемого для ЛПХ — 2,5 га.

В связи с чем многие люди спрашивают — могут ли у них принудительно изъять эти «лишние гектары»?

О т в е ч а ю:

В случае, если Вы эти «гектары» используете, например, как минимум ежегодно выкашивая на сено, тем самым предотвращаете зарастание сельскохозяйственных угодий, в том числе древесно-кустарниковой растительностью, то нет.

А вот если Вы не используете или нерационально используете переданный Вам для ведения личного подсобного хозяйства участок, он может быть изъят в принудительном судебном порядке и тому в Курганской области уже есть примеры. Здесь есть только один выход — отмежевать эту часть земельного участка, например, 2,5 га или меньше, которую Вы  реально можете использовать, а от остальной части земельного участка можно отказаться.

Таким образом, можно сделать вывод, что принудительное изъятие нерационально используемого либо неиспользуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения — это вынужденная мера, которой в обязательном порядке предшествует предоставление возможности устранения допущенных нарушений.  Но при этом следует учесть один существенный момент.  В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 76 Земельного Кодекса Российской Федерации принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правоотношениями вреда.  Но это, как говорится, совсем другая история, на которой можно остановиться позднее, тем более, что срок давности привлечения к ответственности за причинение вреда почвам составляет 20 лет.

Источник: http://svetich.info/publikacii/agrarnoe-pravo/prinuditelnoe-izjatie-zemel-selskohozjai.html

Новые правила изъятия земельного участка

Упростятся правила изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Земельный участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства, может быть изъят у собственника в случаях, когда он не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Данное правило закреплено в новой редакции статьи 274 ГК РФ, вступившей в силу с 04.07.2016 года.

Изменения были внесены также и в Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Новыми поправками в закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлен порядок изъятия сельскохозяйственных земельных участков, которые не используются по назначению, и порядок проведения торгов по их продаже.

В период, который учитывается для определения неиспользования земельного участка по назначению, не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Новые правила изъятия земельного участка не распространяются на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Под нарушением законодательства подразумевается:

  •  использование земельного участка не по целевому назначению,
  •  использование земельного участка так, что это приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.

Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  1. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.
  2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
  3. За неиспользование земельного участка по целевому назначению Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность.
  4. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению, —
  5. влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
Читайте также:  Верховный суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурах

Источник: http://ya-advokat.ru/novye-pravila-izyatiya-zemelnogo-uchastka/

Новый порядок изъятия земельных участков в 2019 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

Изъять земельный участок у владельца в 2019 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется.

Собственность перейдет во владение государства безвозвратно.

Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

  • Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
  • Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:

  • Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
  • Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

  • Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
  • Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
  • По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
  • Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.

  • Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии:

  • Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
  • И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.

При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков:

  • Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
  • Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин.

— Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит.

У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории«.

  • Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
  • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
  • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Изъятие земельных участков в 2019 году: основания, новый порядок и судебная практика

Отобрать имущество у владельца в 2019 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно.

Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной  защиты.

Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно.

Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий.

Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение.

Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию:

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2019 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.
Читайте также:  Утвержден регламент получения лицензии на огнестрельное оружие и патроны к нему

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Процедура предполагает преимущественно добровольный порядок. Изъятию предшествует уведомление собственника о намерении государства или муниципалитета получить в свое владение землю в обмен на компенсацию. Для этого всем собственникам предлагается заключить соглашение, которое предусматривает возмещение денег.

Расчет производится с учетом:

  • рыночной стоимости;
  • цены недвижимости размещенной на земле;
  • упущенной выгоды.

Если стороны не смогли договориться об условиях, применяется механизм принуждения. Условия и порядок перехода права будет определять суд.

Отдельным видом принудительного отъема земли является реквизиция. Она всегда носит принудительный характер и может быть временной или постоянной. Применение реквизиции обоснованно острой необходимостью или чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция имеет иную природу, чем изъятие и осуществляется в особом предусмотренном порядке.

Прежде чем принять окончательное решение о присвоении земли, органы власти должны отыскать собственников земель и заключить с ними соглашение. Только после этого будет возможно осуществить переход права собственности.

Для поиска владельцев земли заинтересованный орган власти:

  • размещает сведения на районных информационных стендах;
  • объявляет о предстоящем изъятии территории у себя на сайте;
  • направляет запросы в органы Росреестра.

Если сведения в электронных реестрах отсутствуют, поиск осуществляется на основании данных из архивов. Без уведомления владельца земли отнять ее в рамках изъятия нельзя. Органу власти необходимо иметь подтверждение об уведомлении собственников в установленном порядке.

В случае если собственников не найдут, заинтересованный орган вправе потребовать перехода собственности через суд. Землевладелец, узнавший об изъятии земельного участка, после завершения процедуры может претендовать только на компенсацию.

Если право на землю возникло до 1998 года, доказывание права собственности на землю может быть осложнено отсутствием сведений в базах Росреестра.

Как только правообладатели найдены и оповещены, заинтересованный в изъятии компетентный орган готовит документы для оформления окончательного решения в форме постановления.

Для вынесения постановления необходимы сведения:

  • о площади и местоположении изымаемых участков;
  • расположенных на земле недвижимых объектах;
  • сведения о документах, инициировавших процедуру.

В течение 2 месяцев компетентный орган готовит постановление об изъятии земельных участков.

Окончательный вариант документа должен содержать:

  • основания изъятия;
  • сведения о владельцах земельных участков;
  • площадь земли;
  • сведения о кадастровых номерах.

Копии постановления направляются заинтересованным органам и землевладельцам.

  • Выплата за землю формируется с учетом кадастровой стоимости.
  • Если предложенная сумма собственника не устраивает, производится переоценка.
  • В качестве компенсации владелец земли может запросить другой земельный участок, но соразмерный по стоимости.

Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.

Чаще всего чиновниками нарушается:

  • процедура принятия решения;
  • порядок извещения владельца земли;
  • порядок проведения оценки.

Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.

Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:

  • на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
  • отмену акта органа власти;
  • возмещение убытков.

В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу.

Источник: https://zagorodnaya-life.ru/novyj-poryadok-izyatiya-zemelnyx-uchastkov-v-2019-godu-chto-nuzhno-znat-chtoby-ne-stat-zhertvoj-proizvola/

Федеральным законодательством упрощена процедура изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению

  • 21 июля 2016
  • В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» упрощена процедура изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании:
  • — Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
  • — Одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание подает в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии.

Юридические лица, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого принято решение об изъятии такого земельного участка, члены семьи собственника такого земельного участка, организации, на которые возложена оценка такого земельного участка, работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, члены семей соответствующих физических лиц, не могут участвовать в публичных торгах, в том числе посредством публичного предложения, по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, являются недействительными.

Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

В случае, если по результатам обследований установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.

Порядок определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги.

Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения.

Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов.

Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его.

В случае приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, собственник такого земельного участка обязан начать его использование по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок. Уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора по истечении одного года с момента возникновения у собственника права собственности на такой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения проводит государственный земельный надзор за соблюдением требований по использованию такого земельного участка по целевому назначению.

  1.  Гражданин или юридическое лицо, которые приобрели право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) на земельный участок, в отношении которого имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, и не приступили к использованию такого земельного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора (в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется настоящим Федеральным законом) сведения о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации
  3. Также Законом увеличен срок предоставления в аренду до пяти лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Читайте также:  Утверждены новые правила продажи и возврата билетов в театры и музеи

Источник: https://agro.permkrai.ru/about/news/18030/

Какой период неиспользования земельного участка (сельскохозяйственного назначения) предполагает в дальнейшем его изъятия?

Вопрос : 

Какой период неиспользования земельного участка ( сельскохозяйственного назначения) предполагает в дальнейшем его изъятия?

В соответствии с ч. 1 и ч. 2  ст. 6 ФЗ № 101-ФЗ  «Об обороте земель сельхозхозяйственного назначения» — Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч 3 ст. 6 ФЗ № 101-ФЗ  «Об обороте земель сельхозхозяйственного назначения» — Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона № 101-ФЗ в случае неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства в течение трех лет данный земельный участок может быть изъят у собственника в судебном порядке.

В данном случае налицо проблема практического применения пункта 5 выше названной статьи с точки зрения основания изъятия земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения ввиду его неиспользования для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В случае если земельный участок не освоен в течение двух лет, со стороны собственника такого земельного участка имеет место нарушение срока освоения земельного участка, но при этом изъять такой земельный участок в связи с его неиспользованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности нельзя, так как три года, установленные законодателем для исчисления срока неиспользования земельного участка, еще не истекли. Таким образом, получается, что фактически собственник земельного участка может безнаказанно превысить установленный законодательством срок освоения земельного участка. При этом срок неиспользования земельного участка фактически включает в себя срок, в?течение которого земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения не был освоен.

Иная ситуация складывается, когда указанный земельный участок осваивался собственником, а уже после – не использовался по целевому назначению.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ срок неиспользования не включает в себя срок освоения земельного участка, т. е. срок неиспользования исчисляется только после окончания срока освоения земельного участка.

В трехлетний срок неиспользования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению «из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование» (пункт 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ). Опять же законодательно не регламентирован вопрос относительно того, что под ними понимается. Думается, что здесь возможно применить нормы гражданского права, которые соотносятся с нормами земельного права как общее и частное соответственно (статьи 2, 3 ЗК РФ).

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее – ГК РФ (часть первая)) обстоятельствами непреодолимой силы признаются обстоятельства, которые носят чрезвычайный или непредотвратимый при данных условиях характер.

Как обстоятельства непреодолимой силы квалифицируются, в?частности, наводнения, землетрясения, снежные завалы и иные подобные природные катаклизмы, военные действия, эпидемии. Относительно обстоятельств экономического характера единства взглядов нет.

Большинство специалистов склоняется к тому, что финансово-экономический кризис нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака, как непредотвратимость.

За более подробной информацией  о неиспользовании земельного участка вы можете посмотреть в Путеводителе по сделкам

В соответствии с действующим законодательством, а именно  с  пунктом 4 статьи 6 Закона № 101-ФЗ в случае неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства в течение трех лет данный земельный участок может быть изъят у собственника в судебном порядке.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ срок неиспользования не включает в себя срок освоения земельного участка, т. е. срок неиспользования исчисляется только после окончания срока освоения земельного участка.

В трехлетний срок неиспользования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению «из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование» (пункт 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ). Опять же законодательно не регламентирован вопрос относительно того, что под ними понимается. Думается, что здесь возможно применить нормы гражданского права, которые соотносятся с нормами земельного права как общее и частное соответственно (статьи 2, 3 ЗК РФ).

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее – ГК РФ (часть первая)) обстоятельствами непреодолимой силы признаются обстоятельства, которые носят чрезвычайный или непредотвратимый при данных условиях характер.

Как обстоятельства непреодолимой силы квалифицируются, в?частности, наводнения, землетрясения, снежные завалы и иные подобные природные катаклизмы, военные действия, эпидемии. Относительно обстоятельств экономического характера единства взглядов нет.

Большинство специалистов склоняется к тому, что финансово-экономический кризис нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака, как непредотвратимость.

Источник: https://ks063.ru/vopros-ekspertu/faq/kakoj-period-neispolzovaniya-zemelnogo-uchastka-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya-predpolagaet-v-dalnejshem-ego-izyatiya

Изъятие земельных участков сельхозназначения

Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.2010г.

«О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.

  • Срок вступления в действие указанного закона — 1 июля 2011 года.
  • Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.
  • Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.
  • Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.
  • Ставка же земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % кадастровой стоимости земельного участка.

Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3-х лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В срок 3 года не включается срок освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет, и период стихийных и иных бедствий.

Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.Положение дел у частных собственников будет контролироваться региональными и муниципальными органами.

Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.

Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.

Участки могут предоставляться в собственность сельхозорганизации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0,3% кадастровой стоимости.

Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли . Упрощена процедура выдела долей.

  1. Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума, нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.
  2. А главной целью нового закона является задача вернуть в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром»,заставить все пахотные земли работать, поскольку качество неиспользуемых земель ухудшается из-за эрозии.
  3. 3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:

По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы.

Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».

Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот — он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.

Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения — это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.

Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.

Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.

Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_4307.htm

Ссылка на основную публикацию