Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектов

На какие объекты (территории) будут распространяться требования? Как будет осуществляться их инженерная защита? Какие документы придется оформить? Кто будет отвечать за соблюдение новых требований? Ответы на эти вопросы в нашем материале.

Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектов

  • Минэкономразвития РФ разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предпринимательской деятельности и формы паспорта безопасности объекта (территории) предпринимательской деятельности».
  • Проект находился  на общественном обсуждении до 1 июля 2019 года. 
  • Пройти опроc — вы ЗА или ПРОТИВ >

На какие объекты (территории) предпринимательской деятельности будут распространяться требования

Разработанные требования будут распространяются на объекты (территории) предпринимательской деятельности под которой понимается самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом к объектам предпринимательской деятельности относятся территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности.

Какие конкретно объекты попадут под антитеррористические требования будут определять главы регионов, которые являются по совместительству председателями АТК субъектов РФ. Вошедших в этот перечень правообладателей уведомят об этом письменно (п. п. 5, 7) в течение одного месяца после его утверждения. 

Все объекты разделят на три категории в зависимости от степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба его последствий (п. п. 10, 12).

По прогнозируемому количеству пострадавших или сумме ущерба деление будет выглядеть так: — первая категория: более 1000 человек или более 50 млн руб.; — вторая категория: от 200 до 1000 человек или от 15 млн до 50 млн руб.

; — третья категория: от 50 до 200 человек или от 5 млн до 15 млн руб.

Присваивать категорию будет специальная комиссия, которую создаст сам правообладатель. Она же даст рекомендации по приведению объекта в соответствие антитеррористическим требованиям (п. п. 14, 18). 

Какими будут требования к антитеррористической защищенности

Инженерная защита объекта (территории) предпринимательской деятельности будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция и капитальный ремонт).

  1. Объект (территория) предпринимательской деятельности независимо от его категории должен быть оборудован: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией;
  2. в) системой освещения.
  3. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории объекта (территории), архивирование и хранение данных.

Система оповещения на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или совершении на объекте (территории) террористического акта. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории объекта (территории).

  • Объект (территория) предпринимательской деятельности независимо от его категории оборудуется информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту объекта (территории), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.
  • Пути эвакуации на объекте (территории) должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств.
  • В целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) предпринимательской деятельности первой или второй категории правообладателем объекта (территории) организуется его физическая охрана.
  • К обеспечению физической охраны объекта (территории) привлекаются специализированные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • Объект (территория) предпринимательской деятельности первой категории оборудуется кнопками экстренного вызова (тревожной сигнализации) подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) подразделения физической охраны.

Какие документы придется оформить

Паспорт безопасности.  Он будет могласовываться ФСБ России и Росгвардией.

Кто будет отвечать за соблюдение антитеррористических требований

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности будет лежать на собственниках или других правообладателях земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений, в которых размещены объекты предпринимательской деятельности. Также за безопасность будут отвечать должностные лица, непосредственно руководящие деятельностью работников объектов предпринимательства.

ВАЖНО! Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта должен разрабатываться с учетом объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования, но все необходимые мероприятия по АТЗ объектов должны быть выполнены в течение двух лет (п. 19)!

ВАЖНО! В случаях, когда земельный участок, здание, строение и сооружение используются для размещения объектов (территорий) предпринимательской деятельности, принадлежащих нескольким правообладателям, составление паспорта безопасности осуществляется совместно всеми руководителями объектов или по соглашению между правообладателями объектов (территорий) одним из руководителей объекта (территории). Паспорт безопасности при его совместном составлении подлежит утверждению всеми правообладателями объектов (территорий) предпринимательской деятельности.

ВАЖНО! Правообладатели объектов (территорий) предпринимательской деятельности, которые не попадут в данный перечень,  должны будут самостоятельно определить содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности своих объектов (территорий). 

ВАЖНО! Настоящие требования не будут распространяться на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены ранее иными актами Правительства Российской Федерации.

Это значит, что требования не будут распространяться, например, на следующие объекты туриндустрии: гостиницы и иные средства размещения (Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. № 447 ), объекты культуры (Постановление Правительства РФ от 11.02.

2017 N 176), объекты торговли (Постановление Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273) и т.п.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предпринимательской деятельности и формы паспорта безопасности объекта (территории) предпринимательской деятельности», скачать >

Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектовНасколько жизнеспособен сегодня данный законопроект?  Некоторые эксперты утверждают, что под его действие попадут и турагенты и туристские информационные центры и другие малые субъекты турбизнеса. 

А каково ваше мнение?

Какие могут возникнуть проблемы с его реализацией? Насколько целесообразно надление глав регионов полномочиями по определению объектов, которые попадут под эти антитеррористические требования? К чему это может привести? Что необходимо сделать для оптимизации его положений?  Не станут ли, в конечном итоге, эти требования  сдерживающим фактором развития туризма из-за их неподъемности выполнения субъектами малого предпринимательства, доля которых в отрасли весьма значительна?  

Свое мнение вы можете направить в адрес Ассоциации. 

Источник: https://www.tourismsafety.ru/news_one_2149.html

"Разъяснения о порядке применения требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)"

  • РАЗЪЯСНЕНИЯ
  • О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
  • ЗАЩИЩЕННОСТИ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г.

N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Настоящие разъяснения подготовлены в целях организации работы по реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и категорированию этих объектов.

Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее — Требования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г.

N 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.

Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Кроме того, на правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории).

В соответствии с пунктом 5 Требований постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г.

N 1273 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и координацию данной деятельности.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, руководствуясь критериями, изложенными в пункте 12 Требований, на основе предложений органов местного самоуправления формирует перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (далее — Перечень).

Возложение данных полномочий на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обусловлено положениями статей 5.1. и 5.2. Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 2 статьи 26.

3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статей 1, 6 и 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 г.

N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Кроме того, участие органов местного самоуправления в разработке предложений для включения в Перечень предусмотрено проектом постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)», разработанным Минпромторгом России в соответствии с предложениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом результатов рабочих встреч с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подразделений территориальных органов безопасности, Росгвардии, служб безопасности торговых объектов.

Читайте также:  Договор международной перевозки - чем регулируется?

Вносимыми изменениями также уточняется порядок взаимодействия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и правообладателей торговых объектов (территорий) при формировании Перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, а также уточняются функции по работе в комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) представителей уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Указанный проект постановления Правительства Российской Федерации был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для общественного обсуждения.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации формирует Перечень по форме, установленной приказом Минпромторга России от 15 января 2018 г.

N 78, и согласовывает его установленным порядком с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

  1. Утверждается Перечень высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, являющимся председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
  2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения Перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный Перечень.
  3. На основании данного уведомления правообладатель торгового объекта (территории) в течение 1 месяца создает комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта (территории).
  4. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.

Представители уполномоченных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления включаются в состав комиссии по согласованию.

Учитывая значительное количество торговых объектов в субъектах Российской Федерации, подлежащих обследованию и категорированию, и значительно меньшее количество специалистов уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Минпромторг России полагает целесообразным обязать правообладателя торгового объекта (территории) информировать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о присвоенной комиссией торговому объекту (территории) категории. Данное предложение учтено вносимыми в постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 изменениями.

При этом участие представителей уполномоченных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в работе комиссии, а также в проверках выполнения Требований полагаем целесообразным, так как органы государственной власти субъекта Российской Федерации реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разрабатывают и реализуют мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (Ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов, проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») и при реализации указанных полномочий должны обладать информацией и контролировать соблюдение требований к антитеррористической защищенности торговых объектов, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность применяемых мер, направленных на развитие торговли.

Источник: https://legalacts.ru/doc/razjasnenija-o-porjadke-primenenija-trebovanii-k-antiterroristicheskoi-zashchishchennosti-torgovykh/

Обеспечение антитеррористической защищенности объектов

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лида в России осуществляют деятельность по противодействию терроризму.

Это значит, что в государстве все дееспособные граждане, так или иначе, вовлечены в эту деятельность. Конечно реальные, максимально эффективные и радикальные инструменты в борьбе с терроризмом сосредоточены в руках государственных органов.

Но в противодействии с этим страшным явлением важен вклад каждого гражданина и организации.

Законодатель достаточно четко регламентировал права и обязанности субъектов правоотношений, регулируемых Федеральным законом «О противодействии терроризму». Мы считаем, что все и каждый в отдельности понимают серьезность угрозы терроризма, но не все понимают свое место и роль в противодействии ему.

Так уж сложилось, что вопрос противодействия терроризму специфический, требует специальных познаний в узких областях знаний, таких как правоохранительная деятельность, техническая защита объектов инфраструктуры различного назначения, комплексная безопасность и т.д.

Коротко разберем, какие обязанности возложены на участников рассматриваемых правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По существу индивидуальные предприниматели и лица, использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, а также юридические лица должны защитить принадлежащие им или находящиеся у них в пользовании объекты и территории от террористической угрозы. Обеспечение антитеррористической защищенности должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла объекта.

Главной целью обеспечения антитеррористической защищенности объектов является сохранение жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, находящихся в этих объектах или на прилегающей к ним территории.

Чтобы добиться поставленной цели:

1. Руководитель объекта принимает меры к определению категории объекта в соответствии с установленным порядком категорирования.

Порядок утверждается постановлением Правительства РФ об «Утверждении Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), формы паспорта безопасности объектов (территорий)» (далее — Требования).

Причем нужно заметить, что Требования утверждаются по представлению федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» их проектов, в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности.

Как правило, категорирование осуществляется путем создания комиссии для последующего комплексного обследования объекта. Требования к созданию такой комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях допускается привлечение в комиссию сотрудников органов безопасности и МВД России. Также в некоторых ведомствах допускается привлечение следующих специалистов:

  • сотрудники специализированных организаций;
  • эксперты специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий);
  • работники организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
  • эксперты специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем.

Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов по составу комиссии нет. Собственник объекта территории при создании комиссии должен руководствоваться в первую очередь принципами разумности и конфиденциальности.

2. В соответствии с утвержденными Требованиями к антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом его категории необходимо определить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Чтобы на высоком уровне противодействовать терроризму, необходимо правильно выбрать эти меры. Конечно, на каждом объекте и территории уже есть существующая инфраструктура, но она, как правило, без системна, ее элементы направлены на достижение разных целей.

Поэтому по существу стоит задача создания жизнеспособной системы мер направленной на противодействие терроризму.

В практической деятельности в виду отсутствия штатных специалистов организациям зачастую не по силам самостоятельно, без квалифицированной помощи, справится с задачей построения действенной системы защиты от террористической угрозы. Не будем вдаваться в детали но, как правило, при попытках самостоятельно выполнить Требования к антитеррористической защищенности объекта (территории) происходит следующее:

  • систему перегружают излишними мерами безопасности, в таких случаях повседневная деятельность организации начинает «буксовать», ведь применяемые меры чаще всего носят ограничительный и процедурный характер;
  • выбранные меры недостаточны для выполнения предъявляемых требований к системе в целом, а это значит, что она не эффективна.

3. Реализация выбранных мер. На данном этапе весь перечень выбранных после обследования мер реализуется так сказать в натуре.

4. В соответствии с утвержденными Требованиями к антитеррористической защищенности объекта (территории) разработать Паспорт безопасности.

Паспорт безопасности объекта (территории) является информационно-справочным документом, в котором отражаются сведения о соответствии объекта требованиям по его защите от актов терроризма, а также защите граждан от чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате техногенных происшествий.

В паспорте должна присутствовать следующая информация: о реквизитах объекта, должностных лицах, персонале охранного подразделения, арендаторах, собственниках, численности физических лиц, имевших место противоправных проявлениях на объекте, возможных актах терроризма, организационных мерах предупреждения и ликвидации актов терроризма, инструктивном, методическом и техническом обеспечении объекта по противодействию антиобщественным проявлениям, мероприятиях по обучению способам защиты и действиям при противоправных актах, наличии и состоянии системы обеспечения антитеррористической защищенности на объекте, парковках для личного и хозяйственного транспорта, силах и средствах охраны, ситуационных планах действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также схемы инженерных сетей, поэтажные планы, сведения об энергоснабжении, водоснабжении, водоотведении, отоплении, вентиляции и кондиционирования.

Он определяет готовность объекта (территории) к предотвращению возможной ЧС.

Информация, наполняющая Паспорт безопасности в своей совокупности носит конфиденциальный характер, а в некоторых случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну. В связи, с чем в отношении Паспорта должен быть применен соответствующий режим обращения.

Форма паспорта определяется постановлением Правительства РФ в Требованиях согласно ведомственной принадлежности объекта (территории), а также обязательными для исполнения методическими рекомендациями по разработке паспорта безопасности коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму (Антитеррористическая комиссия субъекта РФ).

В заключении хотелось бы акцентировать внимание на сложности поставленной задачи. Противодействие терроризму деятельность многогранная, объемная и длящаяся, ведется весь срок существования объекта или территории.

Читайте также:  Какой срок действия должностной инструкции на предприятии?

В виду чего мы рекомендуем на всех этапах создания системы антитеррористической защищенности, а также ее последующей эксплуатации привлекать к работам сторонние организации, имеющие научно технический потенциал и многолетний опыт практической работы в области приведения в соответствие с требованиями по защите объектов и территорий от террористической угрозы и разработки паспортов безопасности, а также лицензию ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Ну и раз законодатель возложил обязанности по противодействию терроризму на участников правоотношений, он не преминул ввести ответственность за их не выполнение. Например, за неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму ст. 19.5.1.

КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан от 3 до 5 тысяч рублей, на должностные лица от 30 до 50 тысяч рублей, на юридические лица от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.

Также законодатель предусмотрел и другие виды ответственности: дисциплинарную, уголовную, и ряд соответствующих этой ответственности наказаний.

Начальник экспертного отдела Центра «Эксперт» Д.С. Котельников

Источник: https://centr.expert/antiterroristicheskaya-zashishennost

1273 Постановление Правительства Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов

«1273 Постановление Правительства антитеррор паспорт безопасности» – распространенный запрос в Интернете.

Постановление Правительства РФ №1273, датированное 19.10.2017 устанавливает требования к паспорту антитеррористической защищенности торгового объекта, определяет ответственных лиц, а также требования к обеспечению установленных законом норм безопасности. Документ подготовлен на основании ФЗ 35 «О противодействии терроризму».

Этот нормативный акт, подписанный премьер-министром Российской Федерации Д. А. Медведевым, включает ряд ключевых составляющих:

  • Общие положения об антитеррористической защищенности торговых объектов.
  • Действия по категорированию
  • Сроки и принципы разработки Паспорта безопасности, порядок его согласования, особенности его хранения, актуализации
  • Комплекс мероприятий по обеспечению эффективной защиты от террористических актов, а также подготовка персонала к действиям в случае обнаружения подготовки или совершения таких противоправных действий.
  • Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на торговом объекте и реагирования на полученную информацию
  • Порядок назначения ответственных лиц, определение их действий по обеспечению контроля антитеррористической безопасности.

Перечень категорируемых объектов торговли и территорий утверждается представителем исполнительной власти в регионе и помечается «для служебного пользования». Форма устанавливается Министерством промышленности и торговли РФ. Включение объекта в перечень требуется как для действующих, так и для вводимых в эксплуатацию новых объектов.

Категорирование территорий и объектов торговли

Категория определяется по оперативной обстановке в регионе размещения объекта, с учётом информации, имеющейся в распоряжении органов безопасности субъекта Федерации, регионального МВД и Национальной гвардии.

Также принимаются во внимание положения президентского указа под №851, в котором определяется, как именно устанавливаются уровни террористической опасности, и какие требуются меры по предотвращению подобных угроз, защите населения, объектов собственности и государственного имущества.

После проведения категорирования в течение 30 суток должен быть подготовлен паспорт безопасности согласно ПП 1273, включающий данные о антитеррористической безопасности объекта и мерах по их обеспечению, действиях в случае возникновения угроз.

Заполненный бланк паспорта антитеррористической защищенности торгового объекта передаётся на утверждение в местные подразделения МЧС, МВД, региональное управление Национальной гвардии РФ.

Неочевидные тонкости Постановления № 1273

Особо следует отметить п.

16 Постановления, согласно которому «к работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности торговых объектов (территорий)», а также пп. 20, 23 о защите всех данных в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне.

Компания РосБезопасность в полной мере соответствует всем этим и другим требованиям, предъявляемым к компаниям, работающим с Паспортами безопасности.

Если Вы ищете, где скачать Паспорт безопасности торгового объекта по ПП №1273, не тратьте зря время, закажите его у профессионалов!

Источник: https://rossafety.ru/zakonodatelstvo/antiterroristicheskaja-zashhishhennost/doc/pp-1273/

Утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов

Правительство Российской Федерации утвердило требования к антитеррористической защищенности специально и форму паспорта безопасности для сферы торговли.

Сейчас установлены общие требования к местам массового пребывания людей, к которым могут быть отнесены и торговые предприятия. Новые правила существенно отличаются от действующих.

Новые требования коснутся только компаний, чьи объекты попадут в перечень

Такие перечни будут созданы в субъектах РФ. О том, что объект попал в перечень, правообладателя, то есть собственника или владельца, должны уведомить письменно.

  • Правообладатели остальных объектов сами будут определять мероприятия по обеспечению их антитеррористической защищенности, так как новые требования их не затронут.
  • Владелец включенного в перечень объекта создает комиссию
  • Получив уведомление о включении объекта в перечень, правообладатель долженв течение одного месяца создать комиссию. В ее состав необходимо включить:
  • сотрудников правообладателя, отвечающих за безопасность и технические средства охраны;
  • представителей территориальных органов ФСБ, МЧС, Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны этой службы;
  • представителей от региональных и муниципальных органов.
  1. Кандидатуры представителей органов власти необходимо согласовать с этими органами.
  2. Возглавляет комиссию председатель, в качестве которого выступает руководитель объекта или уполномоченное им лицо.
  3. Комиссия определяет категорию объекта или рекомендует исключить его из перечня

За 30 рабочих дней комиссия должна изучить данные об объекте и обследовать его. Определив степень угрозы террористического акта и характер его возможных последствий, комиссия решит, к какой из трех категории нужно отнести объект.

Комиссия рекомендует исключить объект из перечня, если он не подходит ни под одну из категорий. Учитывая признаки, установленные для третьей (низшей) категории, такая рекомендация должна быть дана, если:

  • на объекте или похожих на него объектах в этом же субъекте РФ в течение последних трех лет не было терактов или попыток их совершения;
  • в районе расположения объекта в течение трех лет не вводился высокий или повышенный уровень террористической опасности либо в течение 12 месяцев не вводился критический уровень опасности и не более одного раза вводился высокий или повышенный уровень опасности;
  • прогнозируемое количество пострадавших в результате теракта составляет менее 50 человек, а размер возможного ущерба — меньше 5 млн руб.

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования. В этом документе должны быть отражены решение комиссии, выводы о защищенности объекта и перечень мер, которые должен предпринять владелец для приведения объекта в соответствие с требованиями.

  • Владелец разрабатывает паспорт безопасности и решает, какие меры принять для защиты объекта
  • Не позднее 30 дней после обследования и категорирования торгового объектапотребуется составить на него паспорт безопасности по установленной форме в двух экземплярах.
  • В течение 30 дней со дня составления паспорт нужно будет согласовать в региональных органах ФСБ, МЧС, Росгвардии, а также в уполномоченном органе субъекта РФ.

По решению правообладателя разрабатывается перечень мероприятий, необходимых для антитеррористической защиты объекта. Они должны быть проведены не позднее двух лет со дня утверждения акта обследования.

Независимо от наличия такого перечня владелец должен принять все предусмотренные требованиями меры по обеспечению защищенности объекта с учетом его категории.

Например, на объектах первой и второй категорий должна присутствовать физическая охрана, обеспечиваемая специализированной организацией. Есть и общие требования.

Так, объекты всех категорий нужно оборудовать системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, освещения.

Указанные изменения вступают в силу с 31 октября 2017 года.

Помощник прокурора А.А. Дорогина

Источник: http://admtabrn.ru/index.php/informatsiya-ot-prokuratury/1808-utverzhdeny-trebovaniya-k-antiterroristicheskoj-zashchishchennosti-torgovykh-ob-ektov

Антитеррор в торговых центрах

Торговым центрам и рынкам будут присвоены категории в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их антитеррористической защищенности.

Антитеррористическая защищенность торговых объектов и территорий должна будет соответствовать характеру террористических угроз и оперативной обстановке в районе расположения, а также должна обеспечивать эффективность использования сил и средств, задействованных в обеспечении их безопасности.

Попробуем с практической точки зрения немного разобрать Постановление Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)». С точки зрения обывателя и бизнеса, с точки зрения рационального человека.

Начнём с того, что любое инженерно-техническое укрепление в торговых объектах одновременно с антитеррористической защищенностью создаёт и антимаркетинговый барьер. Попросту говоря, может отпугнуть часть клиентов.

Именно поэтому менеджмент безопасности должен быть не столько приказным (в форме обязательного технического задания), сколько рационально-диалектическим.

Если вспомнить последние телефонные заведомо ложные «минирования» торговых центров по всей стране, то становится очевидным, что никакая инженерно-техническая укреплённость в ТЦ вообще не способна защищать от современного сетевого и стендап терроризма. Антитеррористичекий менеджмент – это, прежде всего, экономическая категория.

В терминологии Требований к торговому объекту относятся все ТЦ, супермаркеты, молы, кэш и керри, даже магазины шаговой доступности. Правда, у многих крупных ТРЦ возникает коллизия в нормативном регулировании, т.к.

они могут признаваться ещё и местом массового пребывания людей. Но защищаться по полной программе придётся не всем, для каждого торгового объекта предусмотрят категорию.

На вооружение тут берётся подход к оценке безопасности методами риск-менеджмента.

Ответственность – краеугольный вопрос обязательственного права. Так вот, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов и территорий возлагается на юридических и физических лиц, владеющих ими на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на должностных лиц (руководителей).

Означает ли это, что правоохранительные органы более не будут вмешиваться в практическую деятельность хозяйствующих субъектов по обеспечению антитеррористической защищенности на своих объектах? Вмешиваться будут (в составе комиссий по категорированию), нести ответственность – нет. Ответственность только на собственнике.

Но вместе и с негативной ответственностью собственники объектов [хочется верить] приобретают и позитивную норму о том, что вопросы антитеррористической безопасности в торговом объекте – вопросы локального права и объектовой практики (пункт 9). Правда, этот тезис напрямую закреплён не для всех объектов. Обязанности без прав – это тренд.

Читайте также:  Материнский капитал можно направить на погашение кредита в дом.рф и потребкооперативе

Возможно, нас ждут увлекательные судебные кейсы.

Всеобъемлющая антитеррористическая паспортизация, последовательно развиваемая антитеррористической бюрократией, вскоре, возможно, доберётся до каждой квартиры (в целях безопасности необходимо запаспортизировать каждый нож, чтобы исключить возможность сургутского сценария) и до каждого автомобиля (чтобы исключить теракты-тараны). Это, конечно, чёрная шутка. Но в каждой шутке только доля шутки. А соль в том, что антитеррористический паспорт не защищает от теракта. При чрезвычайной ситуации обученность персонала и спланированность действий помогают минимизировать последствия. Но вместе с системными процессами защиты унифицированные планы увеличивают и вероятность системных ошибок и дефектов защищенности, которыми пользуются террористы, «взламывающие» традиционные системы управления безопасностью новыми изощрёнными методами. Необходимо расширять меры объективного контроля за физическими лицами, а не за зданиями и территориями. 

Дословно: «8. Антитеррористическая защищенность торговых объектов (территорий) должна соответствовать характеру террористических угроз и оперативной обстановке в районе расположения торговых объектов (территорий), а также обеспечивать наиболее эффективное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов (территорий)».

Сетевые террористические угрозы не связаны с территориальными районами, они связаны с лицами, коммуникациями и социальными ценностями. Физическим лицам свойственна мобильность. Торговые объекты не способны воздействовать на террористические умыслы и коммуникацию людей.

Если антитеррористическая защищенность торгового объекта должна соответствовать оперативной обстановке, то план его охраны нужно засекречивать? Кто определяет меру эффективности использования сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов? В противоречивости антитеррорстических требований и объективной реальности закладываются стратегические ошибки: мы будет тратить деньги на меры безопасности, но эффект от них нам никем не гарантирован.

Категорирование торговых объектов и территорий с их экономической и социальной деятельностью никак не связано, а связано с уровнем террористической преступности в субъекте РФ, деятельностью правоохранительных органов и криминальным умыслом злодеев.

Прогнозируемое количество пострадавших больше зависит от злоумышленников и способа теракта, чем от торговых центров. При желании классифицировать по высшей первой категории можно многие торговые объекты в экономически активных субъектах РФ.

А самое главное – какой от этого практический смысл, если любой злоумышленник может совершить в любом месте стендап-теракт с близкой и легкодоступной незащищённой целью?

Такое ощущение, что просто взяли приказ по категорированию ведомственных объектов и копи-пастом переделали на торговые. Проблема в том, что в рыночной экономике эффективность таких административных методов спорна.

Нужны как минимум экономические методы, а ещё лучше – рыночные. И эксперты к категорированию должны привлекаться не только из технологической области, но и из экономической. Безопасность – это и экономическая категория.

Информация, содержащаяся в паспорте безопасности, является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне. Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Паспорт безопасности торгового объекта (территории) устареет практически одновременно с его утверждением. Но самое главное: его содержание конфиденциально с точки зрения безопасности, а с точки зрения защищённости сведений – высоко компроментативно. Засекречивать его настолько же бессмысленно, насколько невозможно, бесполезно и не нужно. Составляется такой паспорт для бюрократии.

Чтобы получить подпись руководителя торгового объекта и, в случае выявления нарушения требований, привлечь его – руководителя – к ответственности. Паспорт безопасности – это бюрократический балласт, который будет отвлекать ресурсы времени, сил и средств на его актуализацию.

Получается, что руководитель торгового центра должен косвенно отвечать за состояние террористической преступности в субъекте и за умыслы неподконтрольных ему злодеев?

Комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности на торговом объекте может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки. Административно.

Антитеррористическая защищенность торгового объекта обеспечивается путем определения и устранения причин и условий, способствующих совершению террористического акта на торговом объекте.

Дело вот в чём: то, что способствует теракту (свободный проход, например), одновременно способствует и развитию торговли. Это торговые объекты, а не административные.

Дословно: «37.

При обнаружении угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на торговом объекте (территории) или совершении террористического акта на торговом объекте (территории) руководитель объекта (лицо, его замещающее) либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом любыми доступными средствами связи территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории), а также правообладателя торгового объекта (территории), уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и администрацию муниципального образования». Через запятую, без союза «или». Позвонить в каждый орган?

В менеджменте безопасности необходимо чётко по критериям отделять риски от угроз. И оценивать их должны те, кто несёт ответственность за безопасность, кто её обеспечивает, кто тратит на безопасность свои экономические ресурсы.

Исходя из этого, тот, кто управляет безопасностью на объекте, тот и имеет право (а может – обязан?) принимать ключевые решения, которые в итоге повлияют и на безопасность, и на экономическую эффективность торгового объекта.

Ведь если ежедневно по ложным доносам эвакуировать персонал и посетителей торговых объектов, то не будет торговли, не будет и экономики. А главное – цель злодеев-то будет достигнута: паника, устрашение и экономический ущерб.

Классическая формула, которой пользуются злоумышленники, заранее рассчитывая на наши системные предсказуемые антитеррористические действия. Нет ли в них системных ошибок? Не пора ли начать обсуждать?

Источник: https://zakon.ru/Blogs/antiterror_v_torgovyh_centrah/61072

Утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов

Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции утвер­ди­ло тре­бо­ва­ния к ан­ти­тер­ро­ри­сти­че­ской за­щи­щен­но­сти спе­ци­аль­но и фор­му пас­пор­та без­опас­но­сти для сфе­ры тор­гов­ли.

Сей­час уста­нов­ле­ны об­щие тре­бо­ва­ния к ме­стам мас­со­во­го пре­бы­ва­ния лю­дей, к ко­то­рым мо­гут быть от­не­се­ны и тор­го­вые пред­при­я­тия. Но­вые пра­ви­ла су­ще­ствен­но от­ли­ча­ют­ся от дей­ству­ю­щих.

Но­вые тре­бо­ва­ния кос­нут­ся толь­ко ком­па­ний, чьи объ­ек­ты по­па­дут в пе­ре­чень.

Та­кие пе­реч­ни бу­дут со­зда­ны в субъ­ек­тах РФ. О том, что объ­ект по­пал в пе­ре­чень, пра­во­об­ла­да­те­ля, то есть соб­ствен­ни­ка или вла­дель­ца, долж­ны уве­до­мить пись­мен­но.

  • Пра­во­об­ла­да­те­ли осталь­ных объ­ек­тов са­ми бу­дут опре­де­лять ме­ро­при­я­тия по обес­пе­че­нию их ан­ти­тер­ро­ри­сти­че­ской за­щи­щен­но­сти, так как но­вые тре­бо­ва­ния их не за­тро­нут.
  • Вла­де­лец вклю­чен­но­го в пе­ре­чень объ­ек­та со­зда­ет ко­мис­сию.
  • По­лу­чив уве­дом­ле­ние о вклю­че­нии объ­ек­та в пе­ре­чень, пра­во­об­ла­да­тель дол­жен в те­че­ние од­но­го ме­ся­ца со­здать ко­мис­сию. В ее со­став не­об­хо­ди­мо вклю­чить:

— со­труд­ни­ков пра­во­об­ла­да­те­ля, от­ве­ча­ю­щих за без­опас­ность и тех­ни­че­ские сред­ства охра­ны; — пред­ста­ви­те­лей тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов ФСБ, МЧС, Рос­гвар­дии или под­раз­де­ле­ния вне­ве­дом­ствен­ной охра­ны этой служ­бы;

— пред­ста­ви­те­лей от ре­гио­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов.

  1. Кан­ди­да­ту­ры пред­ста­ви­те­лей ор­га­нов вла­сти не­об­хо­ди­мо со­гла­со­вать с эти­ми ор­га­на­ми.
  2. Воз­глав­ля­ет ко­мис­сию пред­се­да­тель, в ка­че­стве ко­то­ро­го вы­сту­па­ет ру­ко­во­ди­тель объ­ек­та или упол­но­мо­чен­ное им ли­цо.
  3. Ко­мис­сия опре­де­ля­ет ка­те­го­рию объ­ек­та или ре­ко­мен­ду­ет ис­клю­чить его из пе­реч­ня.

За 30 ра­бо­чих дней ко­мис­сия долж­на изу­чить дан­ные об объ­ек­те и об­сле­до­вать его. Опре­де­лив сте­пень угро­зы тер­ро­ри­сти­че­ско­го ак­та и ха­рак­тер его воз­мож­ных по­след­ствий, ко­мис­сия ре­шит, к ка­кой из трех ка­те­го­рии нуж­но от­не­сти объ­ект.

Ко­мис­сия ре­ко­мен­ду­ет ис­клю­чить объ­ект из пе­реч­ня, ес­ли он не под­хо­дит ни под од­ну из ка­те­го­рий. Учи­ты­вая при­зна­ки, уста­нов­лен­ные для тре­тьей (низ­шей) ка­те­го­рии, та­кая ре­ко­мен­да­ция долж­на быть да­на, ес­ли:

— на объ­ек­те или по­хо­жих на не­го объ­ек­тах в этом же субъ­ек­те РФ в те­че­ние по­след­них трех лет не бы­ло тер­ак­тов или по­пы­ток их со­вер­ше­ния; — в рай­оне рас­по­ло­же­ния объ­ек­та в те­че­ние трех лет не вво­дил­ся вы­со­кий или по­вы­шен­ный уро­вень тер­ро­ри­сти­че­ской опас­но­сти ли­бо в те­че­ние 12 ме­ся­цев не вво­дил­ся кри­ти­че­ский уро­вень опас­но­сти и не бо­лее од­но­го ра­за вво­дил­ся вы­со­кий или по­вы­шен­ный уро­вень опас­но­сти;

— про­гно­зи­ру­е­мое ко­ли­че­ство по­стра­дав­ших в ре­зуль­та­те тер­ак­та со­став­ля­ет ме­нее 50 че­ло­век, а раз­мер воз­мож­но­го ущер­ба — мень­ше 5 млн руб.

Ре­зуль­та­ты ра­бо­ты ко­мис­сии оформ­ля­ют­ся ак­том об­сле­до­ва­ния и ка­те­го­ри­ро­ва­ния. В этом до­ку­мен­те долж­ны быть от­ра­же­ны ре­ше­ние ко­мис­сии, вы­во­ды о за­щи­щен­но­сти объ­ек­та и пе­ре­чень мер, ко­то­рые дол­жен пред­при­нять вла­де­лец для при­ве­де­ния объ­ек­та в со­от­вет­ствие с тре­бо­ва­ни­я­ми.

  • Вла­де­лец раз­ра­ба­ты­ва­ет пас­порт без­опас­но­сти и ре­ша­ет, ка­кие ме­ры при­нять для за­щи­ты объ­ек­та.
  • Не позд­нее 30 дней по­сле об­сле­до­ва­ния и ка­те­го­ри­ро­ва­ния тор­го­во­го объ­ек­та по­тре­бу­ет­ся со­ста­вить на не­го пас­порт без­опас­но­сти по уста­нов­лен­ной фор­ме в двух эк­зем­пля­рах.
  • В те­че­ние 30 дней со дня со­став­ле­ния пас­порт нуж­но бу­дет со­гла­со­вать в ре­гио­наль­ных ор­га­нах ФСБ, МЧС, Рос­гвар­дии, а так­же в упол­но­мо­чен­ном ор­гане субъ­ек­та РФ.

По ре­ше­нию пра­во­об­ла­да­те­ля раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся пе­ре­чень ме­ро­при­я­тий, не­об­хо­ди­мых для ан­ти­тер­ро­ри­сти­че­ской за­щи­ты объ­ек­та. Они долж­ны быть про­ве­де­ны не позд­нее двух лет со дня утвер­жде­ния ак­та об­сле­до­ва­ния.

Не­за­ви­си­мо от на­ли­чия та­ко­го пе­реч­ня вла­де­лец дол­жен при­нять все преду­смот­рен­ные тре­бо­ва­ни­я­ми ме­ры по обес­пе­че­нию за­щи­щен­но­сти объ­ек­та с уче­том его ка­те­го­рии.

На­при­мер, на объ­ек­тах пер­вой и вто­рой ка­те­го­рий долж­на при­сут­ство­вать физи­че­ская охра­на, обес­пе­чи­ва­е­мая спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной ор­га­ни­за­ци­ей. Есть и об­щие тре­бо­ва­ния.

Так, объ­ек­ты всех ка­те­го­рий нуж­но обо­ру­до­вать си­сте­ма­ми ви­део­на­блю­де­ния, опо­ве­ще­ния и управ­ле­ния эва­ку­а­ци­ей, осве­ще­ния.

Ука­зан­ные из­ме­не­ния всту­па­ют в си­лу с 31 ок­тяб­ря 2017 го­да.

По­мощ­ник про­ку­ро­ра А.А. До­ро­ги­на

Источник: http://admburla.ru/prokuratura/6181-utverjdeny-trebovaniya-k-antiterroristicheskoi-zaschischennosti-torgovyh-obektov.html

Ссылка на основную публикацию