Разъяснение по вопросу об основании срока продления выездной налоговой проверки

Опубликовано: 06.07.2018

Разъяснение по вопросу об основании срока продления выездной налоговой проверки

Налоговое законодательство закрепляет, что непрерывный срок выездной проверки компании равен 2-м месяцам. Этот срок может быть увеличен до 4-х или 6-ти месяцев. Но в любом случае максимальный срок выездной проверки предприятия-налогоплательщика с учетом продления может составить только 12 месяцев.

Начало отсчета срока – дата решения о проведении проверки. Конец – дата составления проверяющими итоговой справки по результатам проверки.

Важно отметить, что в срок выездной проверки включается то время, на протяжении которого инспекторы непосредственно находятся в помещениях, на территории проверяемой компании. В том числе время проведения инвентаризации, обследования помещений и территорий, выемки предметов, документов, а также изучения инспекторами на территории налогоплательщика его документов.

Основания продления выездной налоговой проверки

Налоговые органы могут увеличивать срок проводимой выездной проверки компании-налогоплательщика несколько раз. Основания продления проведения проверочных мероприятий прямо прописаны в законодательстве. В их число входят следующие факты:

  1. Проверяемое юрлицо относится к числу крупнейших налогоплательщиков;

  2. Во время проверки инспекторы получили требующие дополнительного изучения и подтверждения сведения о нарушениях фирмой налогового законодательства;

  3. На территории, где проходит проверка, действуют форс-мажорные обстоятельства;

  4. Проверяемое предприятие имеет несколько обособленных подразделений. Если у компании 10 и более таких подразделений, срок контрольных мероприятий может быть увеличен до 6-ти месяцев;

  5. Компания нарушила сроки представления истребуемых инспекторами документов.

Выездная налоговая проверка может продлеваться и по иным основаниям. При решении вопроса о необходимости продления проверки учитываются такие факторы, как:

  • Протяженность проверяемого периода;
  • Объем истребуемой документации налогоплательщика, подлежащей анализу;
  • Количество налогов и сборов, по которым проходит проверка;
  • Число видов деятельности налогоплательщика;
  • Организационная структура и внутренние технологические процессы в проверяемой фирме.

Следует подчеркнуть, что продление выездной проверки до 6-ти месяцев возможно только в исключительных случаях. Один такой случай ФНС России прямо называет в Приказе № ММВ-7-2/189@ от 08.05.15. Это наличие в составе проверяемого предприятия 10 и более обособленных подразделений.

Решая вопрос о продлении срока проверки юрлица до 6-ти месяцев, инспекторы должны проанализировать все фактические обстоятельства дела, оценить доказательства, свидетельствующие о невозможности проведения проверочных мероприятий в пределах установленного законодательством срока.

Порядок продления выездной проверки

Для продления выездной проверки территориальная инспекция составляет и направляет в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос. В нем указываются:

  • Название проверяемого налогоплательщика;
  • Реквизиты решения на проведение проверки;
  • Информация о предыдущем продлении;
  • Обстоятельства, являющиеся основанием для запроса;
  • Установленные нарушения, предварительные суммы доначислений, данные о проведенных проверочных мероприятиях.

Соответственно, решение о продлении срока на основании поступивших материалов, по общему правилу, принимают руководитель регионального УФНС России или его заместитель.

В ряде случаев вопрос об увеличении срока проверки решают руководитель ФНС России или его заместитель. Это происходит, когда продлевается срок проверки, проводимой или ФНС России, или межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам, или УФНС России в порядке контроля за действиями проводившей проверку инспекции.

Назад к статьям

Источник: https://www.law-russia.ru/articles/prodlenie-sroka-provedeniya-vyezdnoy-nalogovoy-proverki/

Разъясняем порядок продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки

В настоящем материале я раскрою тему порядка продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки.

Мы попросили выразить мнение о процедуре приостановления налогового адвоката Павла Тылика. Вот, что думает Тылик П.Ю. о приостановлении налоговых проверок:

Разъяснение по вопросу об основании срока продления выездной налоговой проверки

  1. В соответствии со ст. 89 НК РФ срок проведения ВНП составляет 2 месяца. Но как показывает практика, в установленный двухмесячный срок ВНП никогда не укладывается.
  2. Законом предусмотрено, что проведение проверки можно приостановить в обычном порядке до  4 месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев. Опять же, как показывает практика, все случаи приостановок носят исключительный характер(!?). Обжаловать в суде приостановление можно, но суд, как правило, в этом случае будет на стороне налогового органа: будьте уверены, налоговики это приостановление обоснуют легко как исключительный случай. И вам крыть будет нечем.
  3. Таким образом проверка может затянуться на год.
  4. Само приостановление осуществляется на основании Решения ИФНС.
  5. Хотя во время приостановления запрещено осуществлять какие-либо проверочные мероприятия на территории самого налогоплательщика, фактически проверка не прекращается и в этот период могут проводиться допросы, а так же осуществляться иные меры налогового контроля. Вот такое вот приостановление!
  6. На практике нет понимания, как исчислять приостановление в календарных или рабочих днях!
  7. ИФНС, чтобы уложиться в сроки проведения проверки может идти на некоторые хитрости, и за день до вынесения Решения о приостановлении проверки затребовать у налогоплательщика документы. В этом случае налогоплательщик обязан представить запрошенные документы, даже если ВНП приостановлена.
  8. Что касается сроков исчисления камеральных проверок, то здесь дело еще проще. Сроки камералок по мнению суда никак не влияют на права и обязанности налогоплательщика, а сами сроки по мнению суда являются организационными и выход за пределы срока проведения камеральной проверки никак не влияют на выводы, которые будут сделаны налоговиками.

Но все сказанное не означает, что надо сидеть и ждать милости от налоговиков. Существуют способы противостоять произволу, а время приостановки налоговой проверки использовать для своей пользы.

Спасибо за ваши вопросы. Удачи всем». 

Выездная налоговая проверка — одна из самых серьезных процедур налогового контроля. Именно поэтому законодательство РФ четко определяет правила ее проведения. Тема нашей сегодняшней статьи — продление и приостановление выездной налоговой проверки (нормы, основания, регламентация).

По НК РФ, срок ВНП не может составлять больше 2 месяцев. Но есть ситуации, когда его продлевают до 4 месяцев и даже полугода. По каким причинам инспекторы могут продлить срок?

  • Проверяется крупнейшая организация, и времени, отведенного законом на аудит, недостаточно.
  • Из органов правоохранения, контроля или других источников поступила информация о нарушениях НК РФ проверяемой фирмой, и эти данные нужно дополнительно проверить.
  • На предприятии произошел форс-мажор (например, подтопление или пожар).
  • Проверяется компания, включающая в себя обособленные подразделения. Если у предприятия 4 и больше таких подразделений, ВНП могут продлить на 4 месяца. Если же отдельных подразделений меньше, аудит разрешено продлить на 4 месяца, но только если данные подразделения уплачивают не меньше 50% общей суммы налогов предприятия и (или) владеют имуществом, стоимость которого не меньше 50% имущества компании.

Если у предприятия — 10 и больше отдельных подразделений, то инспекторы могут продлить аудит до полугода.

Здесь стоит учитывать, что сроки разрешено продлевать, если хозяйствующий субъект проверяется целиком, а отдельные подразделения — в комплексе.

Если ИФНС отдельно проверяет каждое подразделение, будь то филиал или представительство, на все контрольные мероприятия дается не больше 1 месяца, и этот срок продлить нельзя.

  • Налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент в назначенный срок не предоставляет документацию, требуемую для ВНП. Закон РФ обязывает проверяемые субъекты предъявлять инспекторам необходимые бумаги в течение 10 дней с момента соответствующего уведомления. Если компания не может их предъявить, то оповещает об этом инспекцию. Получив уведомление, начальник ИФНС, который проводит аудит, вправе продлить период предъявления документации или дать отказ.
  • Есть другие обстоятельства: сложность производственных процессов на предприятии, большое количество направлений его деятельности, огромный объем документации, которую нужно проанализировать. В каждом конкретном случае ИФНС, учитывая все нюансы, решает или продлить сроки, или отказать в этом.

Важный момент: если решение о ВНП выносит проверяющее отделение ИФНС, то решение о продлении сроков принимает вышестоящая налоговая инспекция, на основании соответствующего запроса из проверяющего отделения. Таким образом, продлевать сроки ВНП вправе может лишь начальник управления ИНФС в конкретном регионе РФ.

Срок приостановки выездной налоговой проверки

Перейдем к основному вопросу статьи — приостановлению аудита. По каким причинам налоговая может сделать это? Сразу оговоримся, перечень обстоятельств — закрытый, и расширить его нельзя.

Вот основания для «паузы»:

  • Необходимо узнать информацию (истребовать документацию) у контрагента или иных лиц, владеющих сведениями (документами) по хозяйственным операциям проверяемой компании.
  • Получить сведения у зарубежных госорганов в соответствии с международными соглашениями РФ.
  • Провести экспертизы.
  • Перевести на русский иностранную документацию налогоплательщика.
    Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Но есть и исключение, касающееся последнего пункта перечня. Если за полгода ИФНС не смогла получить нужные данные, то период приостановки ВНП можно продлить еще на 3 месяца.

На какой именно период необходимо приостановить ВНП, руководитель ИФНС определяет в каждой конкретной ситуации индивидуально.

Каковы последствия приостановления срока выездной проверки?

Во время «паузы» в аудите налоговая прекращает изымать документы у проверяемого субъекта. Ему возвращают все подлинные бумаги, кроме документации, полученной при выемке. Также в данный период сотрудники налоговой не проводят никаких контрольных мероприятий на территории налогоплательщика.

Четкая регламентация сроков приостановления выездной налоговой проверки дает налогоплательщику определенные гарантии. После возобновления аудита у него должна быть возможность вести деятельность в том же режиме и взаимодействовать с партнерами на тех же условиях.

Если бы сроки не были регламентированы, и налоговая инспекция вмешивалась в работу предприятия на протяжении длительного времени своей проверкой и продолжительной паузой в ней, правовое положение бизнеса непременно бы пошатнулось, и создалась серьезная угроза для успешной финансовой деятельности.

Каким образом производится приостановление проверки?

Решение о приостановке налогового аудита оформляет начальник (или замруководителя) ИФНС. Контрольные мероприятия считаются приостановленными со дня, обозначенного в данном документе.

Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки должно включать в себя ФИО начальника или уполномоченного представителя фирмы, на которой проводят аудит.

Это лицо непременно нужно ознакомить с решением, а также оповестить о дате возобновления аудита.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: приостановление выездной налоговой проверки

Давайте остановимся на самых частых вопросах, связанных с паузами в налоговом аудите, и прокомментируем их.

  • Сколько раз ИФНС может приостанавливать проверку? До нескольких раз, главное, чтобы период приостановки в целом не превысил полугода.
  • Что налоговики вправе делать во время «пауз»? Как уже было отмечено, никаких мероприятий на проверяемом субъекте они вести не вправе: например, осматривать территорию, требовать бумаги у налогоплательщика, опрашивать его работников и требовать пояснений у него самого. Но при этом инспекторам разрешено анализировать документацию предприятия, делать запросы, получать ответы на возникающие вопросы и т. д. — словом, выполнять контрольные действия, но на своей территории.
  • Могут ли инспекторы допрашивать свидетелей в это время? Нет, это противоречит нормам законодательства. Если же в период «пауз» налоговики опрашивают персонал проверяемой компании, налогоплательщику следует выявлять и направлять протоколы таких допросов вышестоящей налоговой инспекции, а также в суд. При этом нужно требовать, чтобы эти доказательства были признаны недействительными, поскольку получены незаконным путем.
    Зачастую инспекторы в России действуют неправомерно, нарушая установленные нормы.
Читайте также:  Изменено регулирование ипотечного кредитования физлиц в целях, не связанных с предпринимательством

Например, в некоторых случаях они намеренно затягивают приостановленные сроки, аргументируя это тем, что нужно истребовать документы у контрагентов. На деле это делается для того, чтобы выкроить время для получения исчерпывающей информации о проверяемой компании и опросе большего числа свидетелей.

Вам, как налогоплательщику, нужно следить за тем, чтобы ИФНС проводила контрольные мероприятия законно. Известен случай, когда налоговая приостановила аудит, якобы чтобы получить документы у контрагента предприятия.

Проверку инспекторы очень долго не возобновляли, сообщая, что контрагент еще не предоставил бумаги.

Налогоплательщик решил проверить эту информацию и поступил следующим образом: связался с контрагентом и узнал, что документацию, на основании запроса ИФНС, тот передал еще несколько месяцев назад.

Помните: подобные ситуации необходимо выявлять и пресекать. Защищать свои права вы можете в суде или вышестоящей инспекции. Ведь по мнению Высшего Арбитража РФ, процесс приостановки аудита был введен для того, чтобы уравновесить интересы сторон — ИФНС и налогоплательщика.

Для налоговиков «пауза» — это возможность получить необходимые сведения для дальнейшего аудита без нарушения прав проверяемого субъекта.

Но, доказывая свою правоту в суде, налогоплательщики должны предъявлять доказательства в пользу того, что их права и интересы были нарушены. Суды принимают сторону инспекций, если этих доказательств недостаточно, или они отсутствуют, не соглашаясь с тем, что приостановление выездной налоговой проверки явилось неправомерным.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/razyasnyaem-poryadok-prodleniya-i-priostanovleniya-sroka-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Продление налоговой проверки

Почему легче избежать выездной проверки, чем ее продления Основания для продления налоговой проверки Порядок продления выездной налоговой проверки Есть ли шанс оспорить продление выездной проверки

Срок выездной проверки не должен превышать два месяца, но на самом деле время исследования бухгалтерской и другой документации одной компании может затянуться до шести месяцев.

Если налоговики понимают, что им не хватает времени собрать достаточную доказательную базу для признания организации виновной в совершении налогового правонарушения (или, более того, налогового преступления), то через УФНС добиваются продления проверки. По каким причинам могут продлить срок налоговой проверки и как исключить продолжение нежелательного общения с инспекторами – читайте в нашей публикации.

Читайте по теме: «Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается»

Почему легче избежать выездной проверки, чем ее продления

Несмотря на то, что основания для продления выездной налоговой проверки объединены в шесть условных пунктов, обозначенных в приказе ФНС № ММВ-7-2/189@, в действительности решения инспекторов зависят от складывающихся обстоятельств. Точнее – от специфики бизнеса и особенностей бухгалтерии компании.

Их инспекторы смогут легко отнести к отдельным, не ограниченным в смысловой и правовой интерпретации, основаниям для продления налоговой проверки.

А если учесть, что не последнюю роль в объявлении формальных причин увеличения срока проверки играют контрагенты – у них могут запросить документы, подтверждающие определенные финансовые операции – становится очевидным: легче избежать самой выездной проверки, чем ее продления.

В чем опасность встречной налоговой проверки? >>>

Действия инспекторов, решивших более тщательно ознакомиться с деятельностью проверяемой организации, трудно предугадать. И еще сложней – оспорить.

Собственники некоторых уже «проверенных» компаний оценивают их, как «намеренное создание препятствий для осуществления экономической деятельности».

Поэтому довести финансовую отчетность до видимой безупречности недостаточно – необходимо знать и понимать действия налоговиков изнутри.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика.

Основания для продления налоговой проверки

Установленные приказом ФНС № ММВ-7-2/189@ основания для увеличения срока проверки сформулированы размыто. Но это не мешает, основываясь даже на нечетких определениях, эффективно подготовиться к незваным гостям:

  1. Первая в списке возможных причин продления общения с инспекторами – проведение проверок крупнейших налогоплательщиков.

Специалисты 1С-WiseAdvice, знают, какие именно пробелы надеются найти сотрудники ФНС в отчетности больших компаний, и на контроль каких процессов закладывают больше двух месяцев. Риск-ориентированный подход наших специалистов, детально предугадывающий отбор компаний для выездных проверок, избавит ваш бизнес от чрезмерного внимания налоговиков.

  1. Если во время выездной (повторной) проверки от правоохранительных, контролирующих органов или любых других источников инспекторы получат информацию, свидетельствующую о налоговых нарушениях или преступлениях, значит, непременно задержатся. Поэтому важно не просто учитывать в отчетности потенциальные риски, исходящие от контрагентов, но и в принципе не вызывать у сотрудников ФНС желания собирать о вас какое-либо «портфолио».
  2. Непредвиденные, форс-мажорные обстоятельства, например, пожар или наводнение, является еще одним основанием продлить проверку. Причем, независимо от того, где бушевала стихия, – на территории офиса или в самой ИФНС.
  3. Выездная проверка компании с несколькими обособленными подразделениями может также затянуться. Наличие десяти и более подразделений свидетельствует о том, что инспекторы задержатся в компании на максимально возможный срок – шесть месяцев. Это условие действует, если проверяют головную организацию, а все подразделения – в комплексе. Однако ИФНС может назначить и самостоятельную проверку подразделения – независимо от хода параллельной работы в центральной компании.
  4. Если не удалось в указанный срок предоставить инспекторам полный комплект документов с отчетностью, не угрожающей безопасности вашего бизнеса, значит, незваные гости останутся надолго. Если собрать все получилось, а на «причесать» не осталось времени – все равно останутся (см. другие пункты). Чтобы ИФНС не использовала этот пункт против компании, собственникам бизнеса требуется проявить не только знания налогового и бухгалтерского учета, но и скорость.

Срок требуемых при проверке документов составляет десять дней (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если налогоплательщик понимает, что не успевает выполнить это требование вовремя, значит, направляет в налоговый орган соответствующее уведомление.

Однако, какими мотивами будет руководствоваться руководитель инспекции, принимая решение в ответ на такое извещение, в законодательстве не прописано.

Важно понимать, что увеличение срока для предоставления истребуемых документов не является основанием для продления срока самой проверки.

Процессинг – уникальная технология обработки «первички», которая гарантирует своевременную подготовку первичной документации, соответствующую требованиям налогового законодательства.

Запатентованная технология 1C-WiseAdvice – в отличие от штатной бухгалтерии, которая не способна обеспечивать оперативный контроль за состоянием первичных документов – позволяет готовить истребуемые в рамках выездных налоговых проверок документы максимально быстро.

  1. Иные обстоятельства. Тот самый пункт, который дает налоговикам в обосновании продления проверки практически абсолютную свободу. Почему проверку определенной компании инспекторы могут признать исключительной – без видимых на то причин – и задержаться дольше, чем на два месяца, пояснил Конституционный суд в Определении № 1434-О-О от 09.11.2010. Согласно ему, понятие «исключительный случай» инспекторы вправе наполнить собственным содержанием – исходя из фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования законодательных терминов в правоприменительной практике. Как говорится в документе, налоговики «обладают собственной дискрецией в регулировании форм налогового контроля», в том числе в установлении сроков проверок. А дискреция – это не что иное, как право действовать по своему усмотрению. Поэтому лишить ИФНС формальных поводов познакомиться с вашим бизнесом поближе в ходе уже действующей проверки практически невозможно. Проще – в принципе не привлекать внимание налоговиков.

Одна из ключевых задач 1С-WiseAdvice – уберечь клиента от лишнего внимания ИФНС. Для того чтобы обеспечить такой «режим невидимки», мы на регулярной основе контролируем размер налоговой нагрузки, долю налоговых вычетов по НДС, расходов в целях расчета налога на прибыль и пр.

, анализируем и выдерживаем сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о проверке, контролируем сроки сдачи и факт принятия отчетности, контролируем сроки и содержание ответов на запросы ИФНС и т.д.

Порядок продления выездной налоговой проверки

Чтобы продлить выездную проверку, ИФНС направляет в региональное налоговое Управление мотивированный запрос, в котором кроме информации о налогоплательщике и реквизитов решения на продление, указывает основания для продления и установленные нарушения, в том числе предварительные суммы доначислений. Решение об увеличении срока работы налоговиков с отчетностью отдельной компании принимает руководитель налоговой службы. Если выездная проверка проводится повторно, за него в некоторых случаях это может сделать заместитель.

Важно, что, согласно форме решения о продлении выездной проверки, налогоплательщик должен быть ознакомлен с намерением продолжить проверку его организации.

Есть ли шанс оспорить продление выездной проверки

Если безопасность бизнеса все-таки оказалась под угрозой из-за затянувшегося общения с инспекторами, примите к сведению: пенять на отсутствие мотивации продления проверки, формальность ее причин бесполезно.

Свободу ИФНС в принятии решения продолжить искать «следы» недобросовестности налогоплательщика опять-таки пояснил Конституционный суд.

В уже упомянутом Определении № 1434-О-О указано, что законодатель оправданно отказался от закрытого перечня оснований для продления выездной проверки.

Предугадать и отразить в документе всевозможные ситуации, когда налоговикам потребуется дополнительное время для разбирательства, как решил КС, невозможно.

Эксперты 1С-WiseAdvice точно знают, что именно будут смотреть инспекторы и какие данные сопоставлять, поэтому ведут налоговый учет и формируют отчетность, учитывая возможные риски. А чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

Обжаловать решение инспекторов продлить срок проверки в вышестоящем налоговом органе бессмысленно. Практика последних лет свидетельствует, что руководство встает на сторону инспекции, аргументируя тем, что налогоплательщик не вправе оценивать целесообразность действий налоговиков на проверке (решение ФНС от 21.12.2017 № СА-4-9/26102@).

Судебная практика по оспариванию продления выездной проверки демонстрирует аналогичную тенденцию. Несмотря на разнообразие доводов со стороны представителей бизнеса о необоснованности продления проверки, решения выносятся не в их пользу. Но это не повод думать, что выводы судов РФ необъективны.

Читайте также:  Регистрация и срок хранения приказов на командировку

Налоговики настолько скрупулезно и без формализма мотивируют основания для продления проверки, что у судов не остается выбора, как подтвердить законность увеличения срока работы с документами организации.

Не стоит надеяться, что сотрудники ФНС не достаточно аргументированно обоснуют свою позицию – в первую очередь потому, что они не заинтересованы в создании судебного прецедента в пользу налогоплательщика. Последний нарушит устоявшуюся систему неоспоримости выводов инспекторов.

  • 7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить решение по выездной проверке
  • Поэтому даже если на ваш взгляд деятельность компании соответствует всем требованиям Налогового кодекса, только помощь экспертов, четко знающих, на что и когда обращают внимание налоговики, обеспечит защиту вашего бизнеса.
  • Эксперты 1С-WiseAdvice отстаивают интересы клиентов на разных этапах взаимоотношений с ИФНС: не только готовят аргументированные ответы на запросы и требования в рамках выездных проверок, но и до конца борются за благоприятный для клиента исход по итогам проверки, вплоть до суда.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/prodlenie-nalogovoi-proverki/

Продление срока выездной налоговой проверки

О том, в какой срок проводится проверка и в каких случаях налоговая инспекция имеет право на продление срока выездной налоговой проверки, мы расскажем в этом материале.

Налоговый кодекс в ст. 87 предусматривает, что налоговиками могут проводиться 2 основных вида проверок: выездные и камеральные. Камеральные должны проходить в период не позднее 3 месяцев с даты подачи налогоплательщиком декларации (ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки организуются налоговиками непосредственно на рабочем месте плательщика налогов, и для их проведения никаких разрешений не требуется. В отдельных случаях, например, если плательщик налогов не может по объективным причинам предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Общие правила организации выездных проверок изложены в Письме ФНС России № АС-4-2/13622.

В нем, в частности, говорится о том, что срок выполнения проверочных мероприятий начинает отсчитываться с даты подписания руководителем налоговой инспекции соответствующего решения.

Сроком окончания считается дата оформления итоговой справки по проверке (ст. 89 НК РФ). Как того требует п. 6 указанной статьи, длительность проверки не может быть больше 2 календарных месяцев.

В каких случаях срок можно продлить

В некоторых случаях законодательство допускает возможности для продления срока, указанного выше. Он может быть увеличен до 4 месяцев, а в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ – и до 6 месяцев. Но для такого увеличения времени на проведение проверочных мероприятий должны быть веские причины.

Кроме того, увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю.

В такой ситуации предельный срок продления составляет не более 4 месяцев.

При всех иных условиях для определения предельных сроков выездных проверок налоговикам необходимо исходить из того, что за среднее число дней в месяце принимается 30, а исчислять срок продления рекомендуется в целых месяцах.

Увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю.

При принятии решения о неоднократном продлении времени проведения в организациях выездных проверок необходимо учитывать исключительность случая и основания, по которым данное решение принимается.

Постановление об увеличении срока оформляется соответствующим письменным документом, который в обязательном порядке предоставляется налогоплательщику для ознакомления. В данном решении должны быть четко обоснованы все причины и обстоятельства, по которым проведение выездной проверки продлевается.

Источник: https://zhazhda.biz/base/prodlenie-sroka-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

Когда продлевать срок выездной налоговой проверки выгодно компании

В конце декабря 2012 года налоговики приняли решение о проведении выездной проверки компании за 2009–2011 годы.

Но поскольку контролеры дважды ее приостанавливали, производили продление срока выездной налоговой проверки до шести месяцев, меняли состав проверяющих, включая в него сотрудников МВД, то справку об окончании проверки они составили лишь через год — в декабре 2013 года. По ее результатам инспекторы отказали компании в вычетах НДС на 82 млн руб. на основании нереальности сделок с несколькими контрагентами.

Организация обратилась в суд и выиграла дело, поскольку налоговики допустили множество нарушений. Во-первых, опросы свидетелей, на которых основывались претензии контролеров, провели сотрудники полиции. Такие доказательства не являются допустимыми.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем (определение КС РФ от 04.02.99 № 18-О). Инспекторы этого не сделали.

Тем более что опрошенные лица не были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Срок проведения выездной налоговой проверки нельзя продлевать без существенных оснований

Допускается приостановление проверки для истребования документов у третьих лиц для получения информации о налогоплательщике (ст. 93.1 НК РФ).

Но по факту одно из приостановлений срока проведения выездной налоговой проверки было связано с запросом документов у контрагентов второго-третьего звена, которые в принципе не могли располагать информацией о деятельности проверяемого лица.

Следовательно, такое приостановление было незаконным. Другая задержка была неоправданно затянута более чем на два месяца.

Наконец, продлять проверку до четырех или шести месяцев можно в случае получения сведений, которые свидетельствуют о наличии у компании налоговых нарушений и требуют дополнительной проверки (подп. 2 п. 4 Оснований, утв. приказом ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-06/892@).

В письмах налоговикам правоохранители сообщали, что компания подозревается в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. По имеющимся сведениям все комплектующие нелегально поставлялись из Китая, в результате чего занижалась налоговая база. Но инспекторы не доказали получение самой информации, которая требовала бы проверки.

Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки продлевался незаконно.

И еще. Истребование документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в периоде проведения в отношении него налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Документы, затребованные после окончания этих сроков, инспекция не может учитывать.

В рассматриваемом деле фактически все доказательства контролеры получили в рамках незаконного затягивания проверки. В итоге суды пришли к выводу о допущении инспекцией существенных нарушений при проведении проверки и сборе доказательств. Тем более что суд рассмотрел претензии по существу и счел, что контролеры не доказали нереальность операций компании.

По этим основаниям доначисления были отменены.

Выездная налоговая проверка проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями). Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства – в течение 1 месяца.

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев, если: •    Компания имеет статус крупнейшего налогоплательщика; •    налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки; •    на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия; •    у компании несколько обособленных подразделений; •    компания не представила в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

•    имеются иные обстоятельства.

Что говорят про срок выездной налоговой проверки другие суды

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3894-kogda-prodlevat-srok-vyezdnoy-nalogovoy-proverki-vygodno-kompanii

Приостановление срока налоговой проверки

Приостановление налоговой проверки возможно только в случае проведения выездных мероприятий (камеральные проверки приостанавливаться не могут). Рассмотрим, в какой срок должна быть проведена выездная проверка, когда должностные лица ФНС могут ее приостановить, и каким образом эта процедура осуществляется.

Срок, в течение которого может проводиться выездная проверка

В силу требований п. 6 ст. 89 НК РФ выездная проверка не может проводиться более 2 месяцев. Из этого правила есть ряд исключений:

  1. Первое относится к проверкам, проводимым в отношении филиалов и представительств организации. В этом случае предельный срок сокращается до месяца.
  2. Второе исключение касается случаев, когда проверочные мероприятия продлеваются на основании решения проверяющих. Они могут продляться дважды, каждый раз на 2 месяца. Таким образом, общий срок не может превышать полгода.

Течение срока начинается в день. когда выносится решение о проведении проверочных действий (п. 8 ст. 89 НК РФ). Заканчивается срок в день составления итоговой справки о проверке.

Основания для приостановления выездной налоговой проверки

Основания, по которым проверка может быть приостановлена изложены в п. 9 ст. 89 НК РФ.

К основаниям относятся:

  1. Необходимость получения требуемых сведений от иностранных гос. органов. Данное действие производится, например, с целью исключения двойного налогообложения проверяемых организаций. Взаимодействие с гос. органами иностранных государств осуществляется на основании многочисленных международных договоров.
  2. Необходимость проведения экспертизы. Экспертиза необходима, когда сотрудникам ФНС требуется квалифицированное заключение по различного рода вопросам, разрешение которых невозможно без специальных знаний. Процедура проводится в порядке ст. 95 НК РФ.
  3. Необходимость обращения к услугам переводчика, когда документы налогоплательщика составлены не на русском языке. Процедура производится в порядке ст. 97 НК РФ.
  4. Необходимость истребования у контрагентов проверяемого юр. лица документов, в частности договоров, платежных поручений, и т.д. Процедура осуществляется в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Проверка может быть приостановлена неограниченное количество раз, но с оговоркой. Если ее приостановление связано с запросом документов у контрагентов, то повторно приостановить проверочные действия по данному основанию нельзя. Исключение составляют случаи, когда документы запрашиваются у другого контрагента.

Срок приостановки выездной налоговой проверки

Общий срок приостановления налоговой проверки не может превышать полгода, однако возможно его продление на 3 месяца. Основание для этого только одно: в иностранное государство был направлен запрос о предоставлении документов, но ответ не приходит более 6 месяцев.

В решении о приостановлении налоговой проверки указывается дата, с которой начинает течь срок приостановления. Течение срока возобновляется вынесением решения о возобновлении проверочных действий.

На практике случаются нарушения сроков, однако это не является безусловным основанием для признания проверочных мероприятий незаконными, поскольку нарушение не признается существенным.

Каким образом производится приостановление проверки?

Порядок приостановления налоговой проверки закреплен в ст. 89 НК РФ. Для того, чтобы проверочные мероприятия были приостановлены, руководитель проверяющей ФНС, либо его зам, должны принять соответствующее решение. Составляется документ по форме, которая приведена в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Если решение составлено не по приведенной выше форме, это не признается нарушением правил проведения проверки. Дело в том, что применение утвержденной формы не является обязательным, поскольку таких требований законодательство не содержит.

Читайте также:  Входят ли отпускные в расчет больничного?

Возобновление проверки также осуществляется на основании решения, форма которого утверждена Приложением № 6 к приведенному выше Приказу ФНС России.

Каковы последствия приостановления срока выездной проверки?

Приведем перечень последствий, которые влечет приостановление срока проверочных мероприятий:

  1. Двухмесячный, либо продленный до 4 или 6 месяцев срок проверки перестает течь. Это означает, что его исчисление приостанавливается. Течение срока возобновляется в дату, указанную в решении о возобновлении проверочных мероприятий. Например, проверка начата 1 сентября, а 1 октября приостановлена. 1 ноября проверочные мероприятия возобновлены. Таким образом, срок проверки в данном случае оканчивается 1 декабря.
  2. Инспекторы покидают территорию проверяемой фирмы. Это означает, что в рамках проверки они не имеют право производить каких-либо действий по месту нахождения предприятия.
  3. Должны быть приостановлены действия, направленные на истребование документов.
  4. Ранее истребованные документы должны быть возвращены. Это не касается бумаг, которые были изъяты при проведении выемки.
  5. Не может проводиться выемка документов и предметов.
  6. Не может производиться осмотр территорий и документов.
  7. Сотрудники ФНС в рамках проверки не могут знакомиться с документами на территории проверяемой организации.
  8. Должностным лицам ФНС нельзя проводить инвентаризацию в рамках проверки.

Между тем, должностные лица имеют право истребовать сведения у контрагентов проверяемого, поскольку это не запрещено законом. Кроме того, не запрещено приглашать должностных лиц фирмы для дачи пояснений (но не на территории проверяемой организации). Нет прямого запрета и на допрос свидетелей на территории ФНС.

***

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены основания, когда выездные проверочные мероприятия могут быть приостановлены, и все они перечислены в статье.

По общему правилу проверка может быть приостановлена на полгода, но не более.

Приостанавливаться проверочные мероприятия могут неоднократно, однако общий срок приостановления, по общему правилу, не может быть больше 6 месяцев.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/priostanovlenie-sroka-nalogovoj-proverki.html

Сроки проведения выездной налоговой проверки и их продление

Налоговое законодательство устанавливает несколько видов сроков для выездной налоговой проверки, такие как сроки проведения проверки; сроки продления проверки; сроки приостановления проверки; специальные сроки самостоятельной проверки филиалов (представительств). Четкое определение сроков проведения и продления выездной налоговой проверки представляет собой важную процессуальную гарантию защиты прав и интересов налогоплательщиков. Именно этим срокам и посвящена эта статья.

В срок проведения выездной налоговой проверки включаются только те периоды времени, в течение которых проверяющие находились непосредственно на территории налогоплательщика.

 А именно время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими лицами документов налогоплательщика непосредственно на его территории.

Сегодняшнее налоговое законодательство, а в частности Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ), с многочисленным количеством внесенных в его статьи изменений, в целом направлено на упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере. На данный момент конкретизированы сроки проведения и продления выездной налоговой проверки, а также предусмотрены основания, по которым налоговый орган вправе приостановить ее проведение.

  • В соответствии с пунктом 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.
  • Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
  • Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно положениям Приложения N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

  1. — проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
  2. — получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  3. — наличие форс-мажорных обстоятельств (затопления, наводнения, пожара и тому подобного) на территории, где проводится проверка;
  4. — проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
  5. — непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
  6. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации) со дня получения соответствующего требования.
  • В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
  • В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
  • При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней (подробнее о процедуре истребования документов в рамках выездной проверки смотрите статью 93 НК РФ);

— иные обстоятельства.

При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 7 статьи 89 НК РФ при проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать одного месяца.

Согласно пункту 8 статьи 89 НК РФ срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2015 N Ф07-1285/2015 по делу N А56-5497/2015).

Необходимо обратить внимание и на то, что рассматриваемая норма пункта 8 статьи 89 НК РФ является изъятием из закрепленного в пункте 2 статьи 6.

1 части первой НК РФ общего правила исчисления сроков, согласно которому течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

В данном случае срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется именно со дня вынесения решения о назначении проверки, а не следующего за ним дня.

  1. Также отмечаем, что поскольку статьей 89 НК РФ не установлено иное, то при исчислении срока проведения проверки применяются следующие правила статьи 6.1 НК РФ:
  2. — срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца;
  3. — в случаях же, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Сообщаем, что форму решения о проведении выездной налоговой проверки можно найти в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Форму справки о проведенной выездной налоговой проверке смотрите в Приложении N 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

В целом можно отметить, что из существа изложенных нами выше и регламентированных законом оснований для продления проведения выездной налоговой проверки очевидно, что список подобных обстоятельств является неисчерпывающим.

При этом необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

  • Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
  • Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:
  • — при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • — при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

— при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

  1. В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.
  2. С уважением к вашему бизнесу,
  3. Сушонкова Елена
  4. ПОСЕТИТЕ НАШ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН
  5. Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены
  6. Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

  • Подписывайтесь на нас:

Источник: https://teletype.in/@ugolokbuhgaltera/SyOtSH3TG

Ссылка на основную публикацию