Разработан стандарт защиты прав получателей услуг, оказываемых управляющими ценными бумагами

В целях исполнения микрофинансовым организациям Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации (утв. Банком России 22 июня 2017 г.) наши специалисты разработали практическое пособие и шаблоны документов по защите прав клиентов МКК и МФК:

  1. Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками.
  2. Правила фиксации и хранения информации о взаимодействии с заемщиками.
  3. Программа подготовки и обучения сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с заемщиками в области защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации.
  4. Ежегодный план проведения обучения сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с заемщиками.
  5. Ежегодный план проверки квалификации сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с заемщиками.
  6. Тесты для проверки знаний сотрудников в области защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации.
  7. Аттестационный лист.
  8. Свидетельство о прохождении сотрудников вводного (первичного) инструктажа, целевого (внепланового) инструктажа и повышения квалификации (планового инструктажа).
  9. Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение в области защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации.
  10. Положение об обучении персонала.
  11. Положение о подборе персонала.
  12. Карта оценки персонала.
  13. Приказ о назначении ответственного работника (подразделения) по рассмотрению обращений заемщиков.
  14. Журнал регистрации обращений получателей финансовых услуг.
  15. Запрос ответственного сотрудника дополнительных документов и сведений у заемщика (форма).
  16. Запрос ответственного сотрудника информации и объяснений у работников МФО (форма).
  17. Заявление заемщика о реструктуризации задолженности.
  18. Соглашение о реструктуризации задолженности.
  19. Уведомление о просроченной задолженности.
  20. Информация для размещения на Интернет-сайте МФО и в местах выдачи займов на личные нужды.
  21. Информация для размещения на Интернет-сайте МФО и в местах выдачи займов на предпринимательские цели.
  22. Порядок разъяснения условий договоров и иных документов в отношении финансовой услуги, которую получатель финансовой услуги намерен получить, а также о лице, ответственном за предоставление соответствующих разъяснений.
  23. Способы защиты прав получателя финансовой услуги, включая информацию о наличии возможности и способах досудебного урегулирования спора.
  24. Анкета заемщика.
  25. Текст в договор с третьими лицами, действующими по поручению, от имени и за счет МФО об обязанности соблюдения базового стандарта.
  26. Текст в договор с третьими лицами, действующими по поручению, от имени и за счет МФО о контроле со стороны МФО за соблюдением указанными лицами базового стандарта.
  • Стоимость практического пособия 9500 р.
  • Образец программы подготовки и обучения сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с заемщиками
  • Разработан стандарт защиты прав получателей услуг, оказываемых управляющими ценными бумагами

Кроме вышеуказанного стандарта микрофинансовые организации дополнительно обязаны исполнять Базовый стандарт по управлению рисками, утв. Банком России от 27 июля 2017 г. 

Разработан стандарт защиты прав получателей услуг, оказываемых управляющими ценными бумагами

Особенности исполнения микрофинансовыми организациями базового стандарта защиты прав и интересов получателей финансовых услуг

Правила взаимодействия микрофинансовых организаций с получателями финансовых услуг

Общие правила взаимодействия микрофинансовых организаций с получателями финансовых услуг.

В случае возникновения у получателя финансовой услуги вопроса по применению законодательства Российской Федерации, регулирующего взаимоотношения сторон по договору об оказании финансовой услуги, микрофинансовая организация обязана предоставить получателю финансовой услуги мотивированный ответ по существу такого вопроса и иные соответствующие разъяснения. В случае обращения получателя финансовой услуги за устной консультацией предельный срок ожидания в очереди не может превышать 30 (тридцати) минут.

В деятельности микрофинансовой организации не допускается применение недобросовестных практик, в том числе:

  • передача микрофинансовой организацией в бюро кредитных историй или иные организации недостоверной информации с целью воспрепятствовать заключению получателем финансовой услуги договора об оказании финансовой услуги с другой финансовой организацией;
  • оказание психологического давления на получателя финансовой услуги с целью склонения к выбору той или иной финансовой услуги;
  • стимулирование заключения получателем финансовой услуги иного договора займа с целью возврата первоначального займа, оформленного получателем финансовой услуги на лучших для него условиях;
  • премирование работников микрофинансовой организации за реализацию мер, направленных исключительно на увеличение размера задолженности получателей финансовых услуг.

Информация, запрашиваемая микрофинансовой организацией у получателя финансовой услуги до заключения договора потребительского займа

До заключения договора потребительского займа или принятия получателя финансовой услуги на обслуживание, однако, в любом случае, не реже 1 (одного) раза в год, микрофинансовая организация обязана запросить у получателя финансовой услуги следующую информацию:

  • о размере заработной платы, наличии иных источников дохода и денежных обязательствах получателя финансовой услуги (при рассмотрении заявления на получение потребительского займа на сумму, превышающую 3 000 (три тысячи) рублей). При этом в отношении POS-микрозаймов микрофинансовая организация вправе устанавливать особый порядок предоставления информации о размере заработной платы, наличии иных источников дохода и денежных обязательствах получателя финансовой услуги;
  • о возможности предоставления обеспечения исполнения получателем финансовой услуги обязательств по договору об оказании финансовой услуги (в том числе залог, поручительство), в случае, если предоставление обеспечения предусмотрено условиями договора об оказании финансовой услуги;
  • о судебных спорах, в которых получатель финансовой услуги выступает ответчиком (при рассмотрении заявления на получение потребительского займа на сумму, превышающую 30 000 (тридцать тысяч) рублей);
  • о наличии в собственности получателя финансовой услуги движимого и (или) недвижимого имущества (при рассмотрении заявления на получение потребительского займа на сумму, превышающую 100 000 (сто тысяч) рублей).
  1. Осуществление оценки платежеспособности получателя финансовой услуги
  2.  Микрофинансовая организация при рассмотрении заявления получателя финансовой услуги на получение потребительского займа в обязательном порядке проводит оценку платежеспособности получателя финансовой услуги.
  3. Для оценки долговой нагрузки микрофинансовая организация обязана запросить у получателя финансовой услуги, обратившегося в микрофинансовую организацию с заявлением на получение потребительского займа на сумму свыше 3 000 (трех тысяч) рублей, следующую информацию:
  • о текущих денежных обязательствах;
  • о периодичности и суммах платежей по указанным получателем финансовой услуги обязательствам. При этом в отношении POS-микрозаймов микрофинансовая организация вправе не запрашивать информацию о периодичности платежей по указанным получателем финансовой услуги обязательствам, а также устанавливать особый порядок предоставления информации о суммах платежей по указанным получателем финансовой услуги обязательствам;
  • о целях получения займа получателем финансовой услуги (за исключением POS-микрозаймов);
  • об источниках доходов, за счет которых предполагается исполнение обязательств по договору займа;
  • о факте производства по делу о банкротстве получателя финансовой услуги на дату подачи в микрофинансовую организацию заявления на получение потребительского займа получателем финансовой услуги и в течение 5 (пяти) лет до даты подачи такого заявления.

С 1 октября 2017 года в целях недопущения превышения предельного уровня платежеспособности получателя финансовой услуги между одной микрофинансовой организацией и одним получателем финансовой услуги не может быть заключено более 10 (десяти) (с 1 января 2019 года — более 9 (девяти)) договоров потребительского микрозайма, срок возврата потребительского микрозайма по которым не превышает 30 (тридцати) календарных дней, за исключением договоров, срок пользования денежными средствами по которым фактически составил не более 7 (семи) календарных дней. При расчете предельного уровня платежеспособности получателя финансовой услуги для целей настоящего пункта учитываются договоры потребительского микрозайма, срок возврата потребительского микрозайма по которым не превышает 30 (тридцати) календарных дней, заключенные в течение 1 (одного) года, предшествующего дате получения микрофинансовой организацией заявления на получение очередного потребительского микрозайма от получателя финансовой услуги.

  • Микрофинансовая организация не вправе заключать с получателем финансовой услуги договор потребительского микрозайма, срок возврата потребительского микрозайма по которому не превышает 30 (тридцати) календарных дней, при наличии у получателя финансовой услуги обязательств перед такой микрофинансовой организацией по иному договору потребительского микрозайма, срок возврата потребительского микрозайма по которому не превышает 30 (тридцати) календарных дней.
  • Порядок взаимодействия микрофинансовых организаций с получателями финансовых усуг при возникновении задолженности
  • В случае возникновения по договору потребительского займа просроченной задолженности, микрофинансовая организация с целью предотвращения дальнейшего увеличения долговой нагрузки получателя финансовой услуги обязана в течение 7 (семи) календарных дней с даты возникновения просроченной задолженности проинформировать получателя финансовой услуги о факте возникновения просроченной задолженности с использованием любых доступных способов связи с получателем финансовой услуги, согласованных с получателем финансовой услуги в договоре потребительского займа, в том числе электронных каналов связи, или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
  • Микрофинансовая организация обязана с учетом требований применимого законодательства Российской Федерации информировать получателя финансовой услуги по договору потребительского займа о факте, сроке, суммах, составе и последствиях неисполнения обязательств по возврату просроченной задолженности, запрашивать у получателя финансовой услуги информацию относительно причин возникновения просроченной задолженности.
  • Реструктуризация задолженности
  • В случае возникновения просроченной задолженности по договору потребительского займа получатель финансовой услуги (его правопреемник, представитель) вправе обратиться в микрофинансовую организацию с заявлением о реструктуризации задолженности.
  • В случае получения заявления о реструктуризации задолженности, возникшей по договору потребительского займа, микрофинансовая организация обязана рассмотреть такое заявление и проанализировать приведенные в заявлении факты, а также подтверждающие такие факты документы.
  • Микрофинансовая организация рассматривает вопрос о возможности реструктуризации задолженности получателя финансовой услуги перед микрофинансовой организацией по договору потребительского займа в следующих случаях, наступивших после получения получателем финансовой услуги суммы потребительского займа:
  • смерть получателя финансовой услуги;
  • несчастный случай, повлекший причинение тяжкого вреда здоровью получателя финансовой услуги или его близких родственников;
  • присвоение получателю финансовой услуги инвалидности 1 — 2 группы после заключения договора об оказании финансовой услуги;
  • тяжелое заболевание получателя финансовой услуги, длящееся не менее 21 (двадцати одного) календарного дня со сроком реабилитации свыше 14 (четырнадцати) календарных дней;
  • вынесение судом решения о признании получателя финансовой услуги недееспособным или ограниченным в дееспособности;
  • единовременная утрата имущества на сумму свыше 500 000 (пятисот тысяч) рублей получателем финансовой услуги по договору потребительского займа;
  • потеря работы или иного источника дохода получателем финансовой услуги в течение срока действия договора займа с последующей невозможностью трудоустройства в течение 3 (трех) месяцев и более в случае, если получатель финансовой услуги имеет несовершеннолетних детей либо семья получателя финансовой услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к категории неполных;
  • обретение получателем финансовой услуги статуса единственного кормильца в семье;
  • призыв получателя финансовой услуги в Вооруженные силы Российской Федерации;
  • вступление в законную силу приговора суда в отношении получателя финансовой услуги, устанавливающего наказание в виде лишения свободы;
  • произошедшее не по воле получателя финансовой услуги существенное ухудшение финансового положения, не связанное с указанными выше случаями, однако способное существенно повлиять на размер дохода получателя финансовой услуги и (или) его способность исполнять обязательства по договору об оказании финансовой услуги.
Читайте также:  Законопроект о криминализации увольнения лиц предпенсионного возраста

Указанные факты требуют подтверждения документами, выданными государственными органами или уполномоченными организациями, если иное решение не принято микрофинансовой организацией. Получатели финансовых услуг должны предоставлять подтверждающие документы вместе с заявлением о реструктуризации.

Кроме этого  микрофинансовая организация также вправе запросить недостающие документы у получателя финансовой услуги в случае, если заявление о реструктуризации было направлено без указанных документов и микрофинансовой организацией не принято решение о рассмотрении заявления о реструктуризации без представления документов.

  1. По итогам рассмотрения заявления получателя финансовой услуги о реструктуризации микрофинансовая организация принимает решение о реструктуризации задолженности по договору потребительского займа либо об отказе в удовлетворении заявления и направляет получателю финансовой услуги ответ с указанием своего решения по заявлению о реструктуризации.
  2. В случае принятия микрофинансовой организацией решения о реструктуризации задолженности по договору потребительского займа, в ответе получателю финансовой услуги микрофинансовая организация предлагает получателю финансовой услуги заключить соответствующее соглашение между микрофинансовой организацией и получателем финансовой услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  3. Увеличение срока возврата суммы займа
  4.  С 1 октября 2017 года максимальное число дополнительных соглашений к договору потребительского микрозайма, при заключении которых увеличивается срок возврата денежных средств по такому договору, с одним получателем финансовой услуги не может составлять более 7 (семи) в течение 1 (одного) года (с 1 апреля 2018 года — более 6 (шести), с 1 января 2019 года — более 5 (пяти)), если получателем финансовой услуги является физическое лицо и срок возврата займа, предусмотренный таким договором при его заключении, не превышает 30 (тридцати) календарных дней.
  5. В максимальное число дополнительных соглашений к договору потребительского микрозайма, при заключении которых увеличивается срок возврата денежных средств по такому договору, с одним получателем финансовой услуги не включаются дополнительные соглашения, увеличивающие срок возврата денежных средств на срок до 2 (двух) календарных дней включительно, а также соглашения, указанные в пункте 6 статьи 12 настоящего Стандарта, если в указанном соглашении снижена процентная ставка за пользование микрозаймом по сравнению с действующими на момент подписания такого соглашения условиями указанного договора и (или) уменьшена общая сумма задолженности по договору потребительского микрозайма.
  6. Порядок и случаи фиксации телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, а также хранения соответствующей информации

Источник: https://law115.ru/basic-standard-mfo

Василий Заблоцкий: «Наша задача – привлечь розничных инвесторов» A− A= A+

Разработан стандарт защиты прав получателей услуг, оказываемых управляющими ценными бумагами

Президент саморегулируемой организации «Национальная финансовая ассоциация» (НФА) Василий Заблоцкий в интервью порталу Finversia.ru обозначил основные проблемы, которые сегодня волнуют участников фондового рынка и их клиентов.

— Минфин еще не так давно высказался за отмену ИИС первого типа, предполагающих гарантированный налоговый вычет на взнос. На ваш взгляд, не остановит ли это приток на фондовый рынок так называемых вчерашних «депозитчиков», за счёт которых в прошлом году и случился бум открытия новых брокерских счетов?

— Вся эта история стала развиваться после принятия в первом чтении закона о страховании ИИС.

Напомню, что для доработки законопроекта ко второму чтению была создана рабочая группа при Комитете Госдумы РФ по финансовому рынку, в которой НФА принимала активное участие. Обсуждались два направления.

Первое – возможность страхования ИИС и условия для присутствия в такой системе участников рынка. И второе направление – изменение отношения к самим ИИС с акцентом на улучшение счетов второго типа с вычетом на доход.

В настоящее время Минфин высказывается за то, чтобы сократить участие инвесторов в счетах первого типа, сведя его к минимуму.

Тем не менее, замминистра финансов Алексей Моисеев подчеркивал, что никаких резких действий в этом отношении ведомство делать не будет.

Этот вопрос на рабочей группе обсуждался и мнение рынка здесь единодушно: наша первоочередная задача – сделать более привлекательным ИИС второго типа.

Здесь мы, в частности, выдвинули свои предложения об увеличения суммы взноса на ИИС типа Б с 1 млн до 2-2,5 млн рублей (это экономически обоснованная сумма, при которой второй тип налогового вычета станет интересным инвестору).

Также есть инициатива по поводу предоставления ритейл-инвесторам возможности вывода хотя бы части средств со счетов второго типа, что сейчас запрещено и является неким ограничителем как раз для тех «депозитчиков», которые задумываются о переходе на фондовый рынок.

Для многих таких инвесторов является стоп-фактором «замораживание» средств до истечения трёх лет.

Другая ветка обсуждения касается страхования счетов. Инвесторам нужно помочь избежать рисков ввиду мошеннических и прочих недобросовестных действий.

Я полагаю, что нам удалось разработать системный подход к решению этих задач и думаю, что наши предложения будут способствовать тому, что люди начнут переориентироваться с ИИС первого типа на второй.

Дискуссия по данному вопросу еще продолжается, и в любом случае резкого отказа от инструментов не будет, чтобы не задеть уже действующих инвесторов, к тому же реализация инициативы займет значительное количество времени.

Читайте также:  Вс рф посчитал притворной сделкой увеличение уставного капитала в ооо, участник которого является должником в деле о банкротстве

— Так будут ли в итоге отменены ИИС первого типа?

— Об этом трудно сейчас сказать однозначно. Наша задача – привлечь розничных инвесторов и для реализации этой задачи сегодня ставка делается на то, чтобы максимально повысить привлекательность счетов второго типа. Однако, думаю, что никаких резких изменений принято не будет, чтобы не отпугнуть уже работающих с ИИС инвесторов.

— Не так давно в реестре инвестиционных советников Банка России появились первые индивидуальные предприниматели. Нормальна ли, на ваш взгляд, ситуация, при которой частные инвестсоветники оказались фактически «за бортом» этого рынка?

— Нельзя сказать, что частные инвестсоветники остались за бортом рынка инвестиционного консультирования.

Закон об инвестиционных консультантах установил более прозрачные, четкие правила игры на рынке, которых должны придерживаться все профучастники, и частные инвестсоветники должны им следовать так же, как и компании.

Частные консультанты будут вынуждены «выйти из тени», следовать букве закона и нормативным актам регулятора, которые в настоящее время разрабатываются.

Да, возможно, есть некоторые излишние требования для индивидуальных предпринимателей, но сейчас идет диалог с регулятором о том, как их смягчить.

Вступивший в силу закон не является совершенным по некоторым позициям: например, под инвестиционное консультирование могут попасть сделки M&A, хеджирующие сделки и еще целый ряд финансовых инструментов.

Поэтому крупнейшие саморегулируемые организации (НФА и Национальная ассоциация участников фондового рынка) сейчас работают над Базовым стандартом по инвестиционному консультированию, который позволит уточнить положения профильного закона. Работа над ним ведется в рамках Комитета по стандартам по деятельности инвестиционных советников при Банке России, куда входят представители Национальной финансовой ассоциации.

В проекте стандарта уточняется понятие индивидуальной инвестиционной рекомендации, определяются ее признаки.

Это позволит отделить инвестиционное консультирование от предоставления аналитических материалов, продажи финансовых инструментов, андеррайтинга ценных бумаг, хеджирования рисков, осуществления сделок слияния и поглощения.

В случаях, когда предоставляемая инвестору информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, проектом стандарта рекомендуется включать в нее особое предупреждение (дисклеймер).

Также документ устанавливает порядок определения советниками инвестиционного профиля клиента и предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Базовый стандарт после утверждения его Комитетом и вступления в силу станет обязателен для всех инвестиционных советников, в том числе и для ИП.

Важно отметить необходимость формирования совместно с Банком России подходов к надзору за частными инвестиционными советниками. Большинство индивидуальных советников работают в регионах, и вопрос надзора за ними – это вызов для СРО.

Что касается тех нескольких ИП, которые специализируются на инвестиционном консультировании, и которые вошли в реестр ЦБ, то они, думаю, прекрасно понимают, что должны работать в рамках тех правил, которые есть для всех.

— Завершилась разработка типовых сценариев предложения финансовых услуг. Как будет работать этот документ?

— В мае 2019 года СРО НФА и НАУФОР создали рабочую группу, которая при участии Банка России подготовила проект внутреннего стандарта, устанавливающего требования к типовым сценариям продаж финансовых продуктов и услуг.

Источник: https://bdm.ru/intervyu/vasilii-zablotskii-nasha-zadacha-privlech-roznichnykh-investorov

Утверждён Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг форекс-дилеров

Форекс-дилеры будут обязаны раскрывать максимально полную информацию о своей деятельности и о рисках, связанных с получением их услуг. Эти и другие требования содержатся в базовом стандарте защиты прав и интересов получателей финансовых услуг в отношении форекс-дилеров, разработанном Ассоциацией форекс-дилеров и утвержденном Банком России.

— Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг — важнейший и долгожданный документ для отрасли.

СРО АФД принимала непосредственное участие в разработке этого документа с учётом мнений всех лицензированных участников рынка, — говорит руководитель АФД Евгений Машаров.

— По нашему мнению, утверждение Базового стандарта — благоприятный фактор для развития российского рынка форекс.

Документ, в частности, устанавливает минимальный объем предоставления информации получателям финансовых услуг.

Форекс-дилер должен разместить в открытом доступе на сайте, в офисе, а также довести до потребителя любым иным способом актуальные сведения о своем полном и сокращенном наименовании, членстве в саморегулируемой организации (СРО), наличии представителей (агентов), комиссионных сборах и о порядке выплаты компенсаций в случае банкротства. Кроме того, форекс-дилеры обязаны сообщить потребителям о способах защиты их прав, возможностях направления жалоб и обращений и порядке урегулирования споров.

Особое внимание в стандарте уделено информированию потребителей о рисках, связанных с рамочными и отдельными договорами, в том числе о возможных финансовых потерях при их заключении, а также о сумме расходов на исполнение обязательств.

Согласно стандарту, такую информацию необходимо предоставить потребителю до заключения рамочного договора и отразить в уведомлении о рисках, которое должно быть подписано потребителем.

Помимо этого, на сайте форекс-дилера в разделе для открытия демосчета необходимо разместить указание о том, что при совершении аналогичных операций на реальном счете получение прибыли не гарантировано.

При этом вся информация для потребителя должна быть изложена доступным языком с разъяснением терминологии и быть понятной клиентам, не обладающим специальными знаниями в области финансовых рынков.

Отдельное место в базовом стандарте занимает противодействие недобросовестным практикам.

Так, форекс-дилеры обязаны не допускать необоснованного расширения спреда без изменения рыночной ситуации, их действия не должны вводить в заблуждение потребителя относительно предоставляемых форекс-дилером финансовых услуг, а также они не имеют права оказывать содействие заключению потребителями договоров с иностранными финансовыми организациями.

Кроме того, базовый стандарт содержит требования к порядку рассмотрения обращений получателей финансовых услуг. В частности, форекс-дилер обязан рассмотреть обращение в течение 15 календарных дней со дня его поступления. Этот срок может быть увеличен до 30 календарных дней, если поступившие сведения требуют дополнительного изучения.

Базовый стандарт обязателен для соблюдения всеми форекс-дилерами вне зависимости от их членства в СРО, а также их представителями (агентами). При этом ответственность за нарушение агентом требований базового стандарта несет форекс-дилер.

Требования базового стандарта в части предоставления информации получателям финансовых услуг применяются с 1 апреля 2019 года. Требования базового стандарта в отношении представителей (агентов) форекс-дилеров, а также в части минимальных стандартов обслуживания получателей финансовых услуг и требований к работникам форекс-дилеров будут применяться с 1 декабря 2019 года.

Источник: https://sroafd.ru/novosti/novosti-assotsiatsii/utverzhdyon-bazovyj-standart-zashhity-prav-i-interesov-poluchatelej-finansovyh-uslug-foreks-dilerov.html

Банк России утвердил Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг МФО

Стандарт станет обязательным для исполнения всеми МФО с 1 июля 2017 года. Документ ограничит количество займов в одни руки, обяжет МФО запрашивать сведения о финансовом положении заемщика и установит порядок рассмотрения обращений.

«Базовые стандарты СРО – новый формат регулирования. Впервые нормы и ограничения деятельности участников рынка не «спускаются» сверху, а устанавливаются самими участниками рынка. Базовый стандарт защиты прав потребителей объединил в себе лучшие практики лидеров микрофинансового рынка в сфере защиты прав заёмщиков и инвесторов», — отмечает директор СРО «МиР» Эдуард Арутюнян.

В соответствии с федеральным законом №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» базовые стандарты должны разрабатываться саморегулируемыми организациями во всех отраслях финансового рынка. Инициатором разработки проекта базового стандарта защиты прав потребителей выступила СРО «МиР».

Работа над проектом началась в 2016 году, вскоре после вступления в силу закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». В разработке стандарта приняли участие представители СРО «МиР», членов СРО «МиР» – крупнейших компаний микрофинансового рынка, эксперты Европейского банка реконструкции и развития, а также представители других СРО МФО.

После согласования проекта стандарта всеми СРО МФО, документ был направлен на утверждение в Банк России.

Читайте также:  Определено правовое положение хозобщества со статусом международной компании

Утвержденный базовый стандарт устанавливает правила, по которым все микрофинансовые организации будут взаимодействовать с потребителями – заемщиками (физическими и юридическими лицами) и инвесторами – физическими лицами.

Базовый стандарт по защите прав потребителей финансовых услуг регламентирует порядок раскрытия информации об условиях получения микрозайма (в том числе и в рекламных сообщениях), порядок обработки жалоб и обращений клиентов МФО, требования к квалификации персонала МФО и меры по ограничению предельного уровня задолженности.

Среди норм, введенных базовым стандартом – дополнительные ограничения долговой нагрузки заемщиков.

Так, с 1 июля 2017 года МФО не вправе выдавать заёмщику – физическому лицу более десяти краткосрочных займов (сроком до 30 дней) в течение одного года, а также пролонгировать договоры краткосрочного займа более семи раз.

Стандарт предполагает постепенное ужесточение норм – с 1 января 2019 года МФО не смогут выдавать более девяти краткосрочных займов в течение одного года и пролонгировать договор более чем пять раз. Также стандарт запрещает МФО выдачу краткосрочного займа, если не погашен предыдущий краткосрочный заем в этой МФО.

Еще одной мерой снижения закредитованности станет запрос информации о финансовом положении заемщика.

Согласно стандарту МФО до заключения договора займа или принятия получателя финансовых услуг на обслуживание, однако не реже 1 раза в год, обязана запросить у получателя финансовой услуги информацию о размере заработной платы, иных источников дохода и денежных обязательствах и информацию о возможности обеспечить исполнение обязательств по договору.

В дополнение к этим сведениям, при выдаче займов от 30 тыс. рублей МФО должна запрашивать информацию о судебных спорах, в которых получатель финансовой услуги выступает ответчиком, а при выдаче займов от 100 тыс. рублей – информацию о наличии в собственности получателя финуслуги движимого и (или) недвижимого имущества.

Также базовый стандарт устанавливает предельные сроки рассмотрения обращений клиентов МФО – теперь МФО должны регистрировать все полученные обращения в течение трех рабочих дней и рассматривать их в течение 12 рабочих дней.

Обязанность по проверке этих и других норм стандарта возложена на СРО МФО. СРО «МиР» разработает методику проверки Базового стандарта по защите прав потребителей услуг МФО в ближайшее время.

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Источник: https://etpgpb.ru/posts/130-bank_rossii_utverdil_bazovyy_standart_zaschity_prav_i_interesov_poluchateley_finansovyh_uslug_mfo/

Сро мфо союз «микрофинансовый альянс

Подробности Опубликовано: 13.07.2017 07:56

Базовый стандарт  защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации

Базовый стандарт разработан в соответствии с:

  • № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»
  • № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
  • Указание Банка России от 30 мая 2016 года № 4027-У «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также перечне операций (содержании видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций
  • Указание Банка России от 3 февраля 2016 года № 4278-У «О требованиях к содержанию базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации»

Стандарт определяет основные принципы в области защиты прав и интересов получателей финансовых услуг и устанавливает требования, которыми микрофинансовая организация должна руководствоваться в процессе осуществления микрофинансовой деятельности. Стандарт обязателен к применению микрофинансовыми организациями, также обязателен к соблюдению требований третьих лиц.

Основные направления Базового стандарта

Правила предоставления  информации получателю финансовых услуг. Предоставление информации рекламного характера

Правила взаимодействия МФО с получателями финансовых услуг

Требование к работникам МФО при взаимодействии с получателем финансовых услуг

Рассмотрение обращений получателей финансовых услуг

Микрофинансовая организация обязана разместить в местах оказания финансовых услуг, в том числе на официальном сайте следующую информацию:

  • Наименование МФО, адрес, режим работы, контактный телефон, официальный сайт, о товарном знаке, о третьем лице, о регистрационном номере записи в государственном реестре МФО, о членстве в СРО;
  • О финансовых услугах и дополнительных услугах МФО;
  • Порядок разъяснения условий договоров и иных документов;
  • О рисках, связанных с заключением и исполнением условий договора;
  • О правах получателя услуги;
  • Способ и адрес обращений;
  • О способах защиты прав получателя услуг.

Документы, предоставляемые получателю финансовой услуги должны соответствовать Санитарным правилам и нормативам «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых. СанПиН 1.2.1253-03»

Основные принципы предоставления информации рекламного характера о деятельности МФО являются:

  • Добросовестность
  • Полнота
  • Достоверность сообщаемых сведений.
  • Самостоятельный выбор формы, способа и средства рекламирования своих финансовых услуг с учетом требований действующего законодательства

МФО обязана в течение 7 дней с даты возникновения просроченной задолженности проинформировать получателя финансовой услуги о факте возникновения просроченной задолженности с использованием любых доступных способов связи с получателем финансовой услуги, согласно договора потребительского займа, в том числе электронных каналов связи, или иным способом, предусмотренным законодательством.(с 1 октября 2017 г.)

  • Реструктуризация задолженности по потребительскому займу (1 раз).
  • Пролонгация договора потребительского займа (для краткосрочных потребительских займов)не более 7 раз с 1 июля 2017 г., не более 6 раз с 1 апреля 2018 г., не более 5 раз с 1 января 2019 г.

Источник: https://alliance-mfo.ru/works/vebinary/68-bazovyj-standart-po-zashchite-prav-potrebitelej-osnovnye-normy

Банк России утвердил Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей

Алтайский край:

  • Барнаул
  • Бийск
  • Яровое
  • Горно-Алтайск

Амурская область:

Архангельская область:

Астраханская область:

Белгородская область:

Владимирская область:

Волгоградская область:

Вологодская область:

  • Вологда
  • Великий Устюг
  • Череповец

Воронежская область:

  • Воронеж
  • Борисоглебск
  • Лиски
  • Россошь

Забайкальский край:

Ивановская область:

Кабардино-Балкарская Республика:

Калининградская область:

Калужская область:

Камчатский край:

  • Елизово
  • Петропавловск-Камчатский

Карачаево-черкесская республика:

Кемеровская область:

  • Кемерово
  • Междуреченск
  • Новокузнецк

Костромская область:

Краснодарский край:

  • Краснодар
  • Анапа
  • Апшеронск
  • Армавир
  • Белореченск
  • Геленджик
  • Гулькевичи
  • Ейск
  • Кропоткин
  • Крымск
  • Лабинск
  • Новокубанск
  • Новороссийск
  • Сочи
  • Тимашёвск
  • Тихорецк
  • пос. Лазаревское
  • пгт Новомихайловский

Красноярский край:

Курганская область:

Ленинградская область:

  • Санкт-Петербург
  • Кингисепп
  • Гатчина

Магаданская область:

Московская область:

  • Москва
  • Балашиха
  • Домодедово
  • Дубна
  • Зеленоград
  • Электросталь
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Люберцы
  • Мытищи
  • Ногинск
  • Орехово-Зуево
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Серпухов
  • Химки
  • Чехов
  • Щёлково

Мурманская область:

Нижегородская область:

Новгородская область:

Новосибирская область:

  • Новосибирск
  • Бердск
  • р/п Краснозерское

Оренбургская область:

  • Оренбург
  • Бугуруслан
  • Орск
  • Новотроицк
  • Ясный

Пензенская область:

Пермский край:

Приморский край:

  • Владивосток
  • Арсеньев
  • Артём
  • Большой Камень
  • Лесозаводск
  • Находка
  • Партизанск
  • Спасск-Дальний
  • Уссурийск
  • пгт. Кавалерово
  • с. Камень-Рыболов

Псковская область:

Республика Адыгея:

Республика Башкортостан:

  • Уфа
  • Белорецк
  • Белебей
  • Бирск
  • Дюртюли
  • Ишимбай
  • Кумертау
  • Мелеуз
  • Нефтекамск
  • Октябрьский
  • Салават
  • Сибай
  • Стерлитамак
  • Туймазы
  • Янаул
  • с. Бакалы
  • с. Буздяк
  • с. Месягутово
  • с. Новобалтачево
  • с. Старосубхангулово

Республика Бурятия:

Республика Дагестан:

Республика Крым:

  • Джанкой
  • Евпатория
  • Севастополь
  • Симферополь
  • Ялта
  • Феодосия
  • Саки
  • пгт. Черноморское

Республика Марий Эл:

Республика Мордовия:

Республика Ингушетия:

Республика Казахстан:

Республика Калмыкия:

Республика Карелия:

Коми:

  • Сыктывкар
  • Воркута
  • с. Усть-Кулом

Республика Саха (Якутия):

Республика Северная Осетия-Алания:

  • Владикавказ
  • пос. Заводской

Республика Татарстан:

  • Казань
  • Азнакаево
  • Набережные челны
  • Лениногорск

Республика Удмуртия:

Республика Хакасия:

Республика Чувашия:

Ростовская область:

  • Ростов-на-Дону
  • Азов
  • Аксай
  • Батайск
  • Белая Калитва
  • Волгодонск
  • Зерноград
  • Каменск-Шахтинский
  • Миллерово
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Сальск
  • Таганрог
  • Шахты
  • х. Новоспасовка
  • ст-ца Егорлыкская
  • п. Целина
  • п. Тарасовский

Рязанская область:

Самарская область:

Саратовская область:

  • Саратов
  • Балаково
  • Балашов
  • Энгельс
  • Маркс
  • Вольск
  • р.п. Духовницкое

Сахалинская область:

Свердловская область:

  • Екатеринбург
  • Красноуфимск

Смоленская область:

Ставропольский край:

  • Ставрополь
  • Георгиевск
  • Лермонтов
  • Пятигорск

Тамбовская область:

Тверская область:

Тульская область:

Тюменская область:

Ульяновская область:

Хабаровский край:

  • Хабаровск
  • Комсомольск-на-Амуре
  • с. Троицкое

Ханты-Мансийский АО:

  • Ханты-Мансийск
  • Нижневартовск
  • Сургут

Челябинская область:

  • Челябинск
  • Златоуст
  • Магнитогорск

Чеченская Республика:

Ямало-Ненецкий АО:

Ярославская область:

Источник: https://otchetonline.ru/ecp/etp-gpb-ru/news/63064-bank_rossii_utverdil_bazovyy_standart_zaschity_prav_i_interesov_poluchateley.html

Ссылка на основную публикацию