Представитель в административном процессе по кас рф

15 сентября 2015 года наступило важное событие для судебной системы – вступил в силу новый Кодекс административного судопроизводства РФ (за исключением нескольких норм, которые начнут действовать 15 сентября 2016 года и 1 января 2017 года). К юрисдикции нового кодекса теперь относятся, например, оспаривание кадастровой стоимости, дела о взыскании налогов и санкций с физических лиц, оспаривание решений и действий госорганов и их должностных лиц (например, судебных приставов), нормативных правовых актов, защита избирательных прав граждан, прекращение деятельности некоммерческих организаций, политических партий и СМИ и т. д.

Дела, которые рассматривают по нормам КАС РФ, делятся на две категории (см. таблицу 1). Производство по делам об административных правонарушениях нормами КАС РФ не регулируется, хотя многие думали об обратном, судя по названию кодекса. По делам об административных правонарушениях нужно по-прежнему обращаться к разделу IV КоАП.

КАС РФ также ничего не забирает из-под юрисдикции арбитражных судов. Дела, возникающие из публичных правоотношений, но вытекающие из предпринимательской или иной экономической деятельности, продолжают рассматривать арбитражные суды в соответствии с разделом III АПК РФ.

Большинство процессуальных моментов перенесены в КАС РФ из ГПК РФ, но есть и новые положения. Так, чтобы инициировать судебное разбирательство, нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (до этого – заявления и исковые заявления).

Нововведением стал и формат извещения участников процесса, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков посредством SMS и электронной почты (ст. 96 КАС РФ).

Суд может выбрать такие способы извещения, если у него будет письменное согласие участников на это.

Одна из особенностей нового кодекса – дополнительное требование к представителям: они должны иметь высшее юридическое образование.

Теперь представители обязаны предъявить суду документы, подтверждающие не только их полномочия, но и образование (ст. 55 КАС РФ).

Если представитель не предъявит диплом, суд откажет в признании его полномочий на участие в административном деле. Так что теперь сторонам по делу придется обращаться исключительно к профессионалам.

Кроме того, новый кодекс помимо исчисления сроков годами, месяцами или днями допускает возможность исчислять их часами (вероятно, это потребуется в редких случаях, например, если гражданина поместили в психиатрическую клинику в 20.00, то административное заявление нужно подать в течение 48 часов, а именно до 20.00 – ст. 276 КАС) (ч. 4 ст. 92 КАС РФ).

В новом административном судопроизводстве будет рассмотрение дел в порядке упрощенного производства (ст. 291 КАС РФ).

Так, если у суда есть согласие всех участников процесса о рассмотрении административного дела в их отсутствие (или размер иска не превышает 20 тыс. рублей), суд исследует доказательства, представленные в письменной форме.

Таким образом, упрощенное производство полагает состязательность процесса, но без проведения устного разбирательства.

Важно отметить, что в КАС РФ принцип состязательности и равноправия сторон дополнили фразой «при активной роли суда» (п. 7 ст. 6 КАС РФ). Таким образом, законодатель дает возможность суду проявлять еще больше инициативы. Так, многие положения КАС РФ предполагают усмотрение суда. Например, при оценке доказательств (ч. 1 с.

84 КАС РФ) и их истребовании (ст. 63, 226, 247, 289 КАС РФ), принятии соглашения о примирении или признания обстоятельств (ч. 5 ст. 65 КАС РФ), выявлении оснований для применения мер предварительной защиты (ч. 1 ст. 85 КАС РФ), выборе меры процессуального принуждения (ст. 116, 117 КАС РФ), отсрочке исполнения решения суда (ст.

189 КАС РФ) и т. д. Кроме того, статья 178 КАС РФ дает право суду при рассмотрении дела выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных истцом доводов).

С одной стороны, расширенные полномочия, вероятно, помогут рассматривать дела более эффективно, а с другой – ставят под сомнение беспристрастность суда.

Заметим, что по новым правилам КАС РФ будут рассматриваться дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции, если по ним к 15 сентября не принято решение (ст. 3 Федерального закона от 08.03.

15 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»). Апелляционные, кассационные, надзорные и частные жалобы судьи также рассмотрят по новому кодексу.

Все стадии производства по административным делам мы привели в схемах.

По общему правилу административное исковое заявление можно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организация или физическое лицо узнало о нарушении своих прав (ст. 219 КАС РФ). А по некоторым категориям дел кодекс устанавливает специальные сроки.

Например, о признании незаконным решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя надо подать в суд в течение 10 дней. Если срок пропущен, то суд принимает заявление к производству и выясняет причины пропуска в судебном заседании.

Если причина пропуска уважительная, суд восстановит срок.

В какие сроки можно обращаться в суд с административным иском и в какой срок суд рассмотрит дело, мы описали в таблице 2.

Таблица 1. Предмет регулирования Кодекса об административном судопроизводстве РФ

Дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, а именно: ► Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ).
► Об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 21).
► Об оспаривании решений, действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, их должностных лиц (гл. 22).
► О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам судов общей юрисдикции (гл. 26).
► Об оспаривании решений, действий (бездействия) СРО и других некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (гл. 22).
► Другие дела, предусмотренные главами 23–24 КАС РФ.
Дела, связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью государственных или иных публичных полномочий, а именно: ► О взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ).
► О принудительной госпитализации граждан (гл. 30–31).
► Другие дела, предусмотренные главами 27–31 КАС РФ.

Таблица 2. Важные сроки в КАС

Категория дел Срок на подачу иска Срок рассмотрения дела Срок на обжалование
Дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ) 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости 2 месяца Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев
Дела об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 21). Общие сроки Пока действует оспариваемый акт 2 месяца Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев
Дела об оспаривании нормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Правительства РФ;
– федеральных органов исполнительной власти;
– Генеральной прокуратуры РФ;
– Следственного комитета РФ;
– Судебного департамента при ВС РФ;
– Центрального банка РФ;
– Центризбиркома РФ;
– государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России, ФФОМС России);
– госкорпораций. В отдельных случаях установлены особые сроки*
Пока действует оспариваемый акт 3 месяца в Верховном суде РФ Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными властными полномочиями (гл. 22). Общие сроки 3 месяца 1 месяц Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя 10 дней 10 дней Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Совета Федерации ФС РФ;
– Госдумы ФС РФ;
– Правительства РФ;
– Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В отдельных случаях установлены особые сроки**
3 месяца 2 месяца в Верховном суде РФ Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев
Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 26) 6 месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта, принятого по такому административному делу, либо окончания производства по исполнению судебного акта (решения, определения, акта), которыми прекращено или приостановлено производство по уголовному делу 2 месяца Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32) 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций 3 месяца Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Представитель в административном процессе по КАС РФ

Представитель в административном процессе по КАС РФ
Представитель в административном процессе по КАС РФ

Источник: http://mozart-legal.ru/kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rf-osobennosti/

Представительство в суде по административным делам — советы адвокатов и юристов IQLaw

Кодекс административного судопроизводства (КАС) регламентирует в части гл.5 правила и условия представительства в суде по административным делам.

Закон позволяет в полной мере участникам административного процесса защищать свои интересы не только лично, но с привлечением профильных юристов.

Юридические услуги востребованы на всех уровнях административного судопроизводства, значительно снижают риски и позволяют отстоять точку зрения доверителя.

Представитель в административном суде

Рассмотрение по административному делу осуществляется по иску государственных структур, муниципальных и налоговых органов, частных лиц в судах общей юрисдикции.

Например, ГИБДД или ФССП, другие органы подают иск для наказания нарушителей административного кодекса РФ.

Ответчиками могут быть граждане или юридические лица, которые имеют возможность привлечь представителя для защиты своих интересов.

Согласно гл.5 КАС РФ, защищать права своих доверителей можно по следующим правилам:

  • ст.54 указывает на возможность привлечь юриста для представления интересов и ведение дела через представителя;
  • ст.55 процессуальные требования, которым должен удовлетворять представитель;
  • ст.56 полномочия лица, выступающего от лица участника процесса;
  • ст.57 указывает на требования по документальному подтверждению полномочий юридического субъекта.

Если юрист не будет удовлетворять требованиям КАС или будет нарушен регламент по срокам или иным требованиям, то представителя суд отведет от участия по делу. Будет пропущен срок, и участник дела останется без профессиональной защиты. Полномочия проверяются судьей в начале заседания, в документах не должно быть формального повода для отклонения кандидатуры.

Требования к представителю по КАС

Присутствие защитника на заседаниях суда позволит снизить риски взыскания для доверителя или в полной мере наказать противную сторону. Главным требованием по КАС является высшее юридическое образование для представителя, но он не обязательно должен иметь статус адвоката. Кроме того, действуя в интересах иного лица, субъект должен удовлетворять определенным требованиям:

  • являться дееспособным, не иметь гражданских ограничений;
  • не находиться под опекой и попечительством;
  • будучи юристом, не занимать государственных постов в судопроизводстве.

КАС различает разные статусы представителя в административном суде. Юрист должен подтвердить переданные ему полномочия, представив суду официальное поручение и нотариальную доверенность.

Законными представителями называются родители, опекуны, близкие родственники и др.

Такой категории лиц не требуется оформлять доверенность по делам, поскольку они могут предъявить другие устанавливающие право документы о своих полномочиях.

Полномочия в суде

Получив полномочия, субъект может полностью или частично заменить в процессе своего доверителя. Юристу, защищающему клиента по делу, предоставляются следующие полномочия:

  • составление прямого и встречного иска, подпись от лица клиента и подача, регистрация в канцелярии инстанции;
  • составление и подписание мирового соглашения, ведение досудебных переговоров с противной стороной;
  • изменение содержания исковых требований, предоставление суду дополнительных сведений в ходе дела;
  • написание жалоб и ходатайств в установленные сроки по вопросам дела;
  • контроль за исполнительным производством и защита интересов клиента, др.

Перечень полномочий отображается в заверенной у нотариуса  доверенности. Это могут быть конкретные задачи по делам или комплексное сопровождение процесса.

Субъекта не допустят к процессуальным действиям, если будут нарушены обязательные требования:

  • не представлены документы, подтверждающие полномочия;
  • официальные подтверждения не соответствуют требованиям КАС и другим правовым нормативам;
  • нарушены правила участия субъекта в деле.

Субъекты для участия в процессе могут быть назначены в обязательном порядке.

Такое положение распространяется на недееспособных и несовершеннолетних участников административного судопроизводства, чьи интересы представляют назначенные адвокаты или сотрудники опеки.

Юридические участники во многом помогают ускорить рассмотрение спора, контролируют правомочность действий судей и грамотно выполняют процессуальные требования по лица своего доверителя.

Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты Информация была полезна?

Источник: https://iqlaw.com/category/ru-grazdanskij-process/predstavitelstvo-v-sude-po-administrativnym-delam

Представление интересов в суде в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации

Каждый имеет право на защиту своих прав незапрещенными законом способами, в частности, каждый вправе самостоятельно осуществлять свою защиту в суде, представлять свои интересы в государственных органах.

Однако законодательство на современном этапе развития правовой системыобладает  довольно сложнойструктурой, состоящей из большой совокупности взаимосвязанных нормативных актов, имеющих свою иерархию, определенный порядок применения, довольно сложную и непостоянную, а порой и противоречивую судебную практику.

Все это приводит к необходимости привлечения юристов, которые на профессиональной основе оказывают квалифицированную юридическую помощь в любой, даже самой сложной ситуации.

Кто может быть представителем в административном деле, а также ограничение на представительство

Ведение административных дел в суде через представителя повышает шансы представляемого на максимально благоприятный исход в деле. Так, статья 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) прямо указывает, что гражданин, обладая административной процессуальной дееспособностью вправе самостоятельно вести свои дела лично или через представителей.

Читайте также:  Порядок внесения изменений в должностную инструкцию

Однако нередким случаем является отсутствие или ограничение дееспособности у граждан. В таком случае в качестве представителей могут выступать их законные представители (т.е.

лица, наделенные этим правом в силу закона и состоящие в определенном родстве или определенной правовой связи), а именно: родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Между тем, законные представители вправе выбрать для представления интересов недееспособного иное лицо, предпочтительно профессионального юриста.

При этом законодатель закрепил противоречивое положение о том, что КАС РФ может предусматривать случаи, когда участие представителя (а не законного представителя) является обязательным. Встает вопрос, что делать в ситуации, если родители ребенка являются профессиональными юристами, т.

е. вполне могут удовлетворять требованиям, предъявляемым к представителю. Могут ли они в таком случае выступать в роли представителя?

  • Аналогичный порядок представления интересов предусмотрен и для ограниченных в дееспособности.
  • В перечисленных выше случаях представителя выбирает или сам представляемый или представитель определен в силу закона, однако часть 4 статьи 54 КАС РФ предусматривает случаи, например, когда решается вопрос в отношении административного ответчика о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в недобровольном порядке, в которых суд сам назначает представителя (адвоката).
  • Если говорить о делах, где в качестве ответчика выступает организация, то права последней может защищать единоличный орган управления организации (например, генеральный директор) или уполномоченное таким органом лицо.

Если же рассматривать вопрос о представлении интересов в суде органов публичной власти, то здесь речь пойдет о руководителях либо представителях указанных органов. В статье 54 КАС РФ также представлены иные случае представления интересов в административном деле.

В качестве представителей в административном деле согласно статье 55 КАС РФ могут быть адвокаты либо иные лица, которые обладают полной дееспособностью, а также не состоят под опекой (попечительством) и имеют высшее юридическое образование. Таким образом, можно видеть, что КАС РФ первым реализовал на практике ограниченную монополию профессиональных юристов на представление интересов в суде в качестве представителей.

Важно отметить, что законодатель не предъявляет к законным представителям требований по наличию высшего юридического образования, достаточно наличия полной дееспособности.

КАС РФ содержит классический перечень лиц, которые не могут быть представителями физических и юридических лиц (ИП) в суде, хотя и удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним. К таким лицам относятся судьи, прокуроры, следователи и иные лица.

Оформление полномочий представителя

Чтобы представитель мог выступать от имени и в интересах представляемого его полномочия необходимо оформить надлежащим образом. Так, законные представители в силу своего положения должны предъявить в суд документы, подтверждающие их статус и полномочия (свидетельство о рождение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечения).

Если говорить о полномочиях руководителя организации, то его положение можно подтвердить, представив в суд устав организации, приказ о назначении на должность.

Если представителем от организации будет выступать не руководитель, например, штатный юрист или бухгалтер, то такому лицу необходимо иметь доверенность, которая будет выдана самой организацией и подписано ее руководителем или иным уполномоченным на такое действие лицом и скреплена печатью организации.

Доверенность от индивидуального предпринимателя также подписывается и скрепляется печатью предпринимателем.

Для адвоката документом, подтверждающим статус представителя, будет являться ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием или в некоторых случаях доверенность (статья 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», часть 4 статьи 57 КАС РФ).

Представитель же должен иметь документы об образовании (в данном случае речь идет о юридическом образовании) и документы, удостоверяющие их полномочия, т.е. доверенность.

КАС РФ допускает возможность наделения представителя полномочиями непосредственно в судебном заседании путем устного заявления.

Часть 8 статьи 57 КАС РФ устанавливает, что доверенность, выдаваемая гражданами на представление их интересов в административном споре, должна быть удостоверена у нотариуса согласно правилам, утвержденном в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, или должностным лицом организации (например, организации, где представитель учится, проходит службу, отбывает наказание и другие организации и учреждения).

Полномочия представителя в административном деле

Говоря об объеме полномочий необходимо сказать, что он обладает всеми процессуальными правами представляемого и может совершать все процессуальные действия, которыми наделен представляемый (статья 56 КАС РФ).

Между тем, КАС РФ устанавливает и определенные исключения из данного правила.

Так, представитель не может давать объяснения и пояснения суду, которые должен дать представляемый (можно сказать, что такие объяснения тесно связаны с личностью, могут быть известны только ей или, например, суд интересует отношение лица к совершенному деянию).

  1. Кроме того, законом предусмотрен перечень прав, который должен быть отдельно отражен в доверенности, выдаваемой представителю представляемый. К таким правам относится:
  2. 1) право на подписание административного искового заявления и возражений, подачу их в суд;
  3. 2) полномочие на подачу встречного административного искового заявления;
  4. 3) право на полный или частичный отказ или признание административного иска;
  5. 4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;
  6. 5) право на обжалование судебных актов;
  7. 6) и иные права.

 Статья подготовлена: 12.12.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «БРАС»

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/943-predstavlenie-interesov-v-sude-v-sootvetstvii-s-kodeksom-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossijskoj-federatsii

Представительство по КАС

 КАС РФ содержит новые правила о том, кто сможет выступать представителем по административным делам.Представительство по КАС РФ

  Во-первых, представителями в суде по административным делам могут выступать только адвокаты и иные лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). Тот, у кого нет высшего юридического образования, не может представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ.

  Это общее правило, согласно буквальному смыслу КАС, распространяется на все виды представительства: законное представительство, представительство от имени организаций и государственных (муниципальных) органов.

  Однако, если истолковать положения КАС в их системной связи с иными нормами кодекса, можно прийти к выводу, что из этого правила все-таки есть одно исключение. При обращении в суд группы лиц с коллективным административным иском, если участники группы поручили вести свои дела одному или нескольким членам группы (ч. 3 ст.

42 КАС), такое лицо не обязано иметь высшее юридическое образование. Это объясняется тем, что лицо, которое другие члены группы наделили полномочиями вести их дела, в первую очередь является истцом, обладающим соответствующим материально-правовым интересом.

А для того, чтобы быть истцом по делу, наличие высшего юридического образования не требуется.

  Таким образом, чтобы лицу участвовать в административном деле в качестве представителя, ему нужно представить в суд не только документы, которые подтверждают его полномочия, и документ, удостоверяющий личность, но и диплом о высшем юридическом образовании. Последний нужно будет представить в оригинале и в виде копии.

 Если представитель подает исковое заявление вместо истца, то к нему нужно приложить копию диплома о получении представителем высшего юридического образования (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). Такая копия должна быть заверена надлежащим образом (организацией, которая его выдала, нотариально либо иным лицом, которое имеет на это право).

 Какими документами представитель может подтвердить наличие высшего образования по делам, которые суды рассматривают по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ

Представителю нужно принести в суд один из следующих документов:

  • диплом бакалавра по юридической специальности;
  • диплом специалиста по юридической специальности;
  • диплом магистра по юридической специальности;
  • диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности.

 Если у представителя есть статус адвоката, это свидетельствует о наличии у него квалификации, позволяющей профессионально оказывать юридическую помощь. Эту квалификацию подтверждает решение соответствующей квалификационной комиссии. Поэтому предъявлять документы о высшем юридическом образовании адвокату не нужно. Достаточно представить документ, подтверждающий статус адвоката.

 Такие правила установлены в части 3 статьи 55 КАС и разъяснены в ответе на вопрос 15 Обзора судебной практики Верховного суда РФ от 25 ноября 2015 г. № 3 (2015).

 Какие документы нужно представить адвокату для участия в административном деле

 Лучше представить доверенность от представляемого. Но можно обойтись и ордером, который выдан соответствующим адвокатским образованием.

 Однако по ордеру адвокат может действовать от имени доверителя лишь в рамках общих полномочий на участие в деле (например, давать объяснения, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела).

Чтобы иметь специальные полномочия (например, подписывать административное исковое заявление, заключать соглашение о примирении, обжаловать судебный акт), адвокату необходима доверенность.

Такие разъяснения содержатся в ответе на вопрос 16 Обзора судебной практики Верховного суда РФ от 25 ноября 2015 г. № 3 (2015).

Внимание! С 15 сентября 2015 года доверенность представителю на участие в административных делах нужно оформлять по новым правилам

Кодекс административного судопроизводства так же, как и Гражданский процессуальный кодекс РФ, делит все полномочия представителей на две группы: общие и специальные. Общими полномочиями представитель наделяется в силу самого факта выдачи ему доверенности. А для того, чтобы представитель мог воспользоваться специальными полномочиями, их нужно прямо прописать в доверенности.

Однако в части 2 статьи 56 КАС перечень специальных полномочий на участие в административном деле сформулирован иначе, чем схожий перечень в статье 54 Гражданского процессуального кодекса РФ.

КАС к специальным полномочиям представителя относит следующие права:

  • на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, а также подачу их в суд;
  • на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;
  • на подачу встречного административного искового заявления;
  • на заключение соглашения о примирении сторон;
  • на заключение соглашения по фактическим обстоятельствам административного дела;
  • на полный или частичный отказ от административного иска;
  • на полное или частичное признание административного иска;
  • на изменение предмета или основания административного иска;
  • на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);
  • на обжалование судебного акта;
  • на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
  • на предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденных денежных средств или иного имущества.

 Соответственно, если сторона желает, чтобы ее представитель при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции мог воспользоваться какими-то из указанных полномочий, это нужно прямо указать в доверенности. Если ранее выданная представителю доверенность оформлена без учета новых правил, стоит выдать представителю новую доверенность.

 Может ли представитель участвовать в административном деле, если его полномочия оформлены по правилам, действовавшим до вступления в силу Кодекса административного судопроизводства РФ

 Да, может, если из доверенности усматривается, что доверитель наделил представителя полномочиями на участие в административном деле.

Например, если представителю ранее выдали доверенность «на представление интересов доверителя в судах общей юрисдикции при рассмотрении дел искового производства, дел, возникающих из публичных правоотношений, а также дел особого производства и иных дел», то такой доверенности будет достаточно.

 Доверенность, выданная по ранее действовавшим правилам, может содержать термины и выражения, которые не совпадают с используемыми в тексте Кодекса административного судопроизводства РФ.

Поэтому суд должен выяснять содержание и объем полномочий представителя по делу исходя из волеизъявления доверителя и преследуемой им юридической цели.

При этом суд не должен ограничиваться буквальным значением отдельных слов и выражений, которые содержатся в доверенности.

 В любом случае суд не вправе отказать представителю в допуске к участию в административном деле лишь по той причине, что доверитель выдал ему доверенность по ранее действовавшим правилам.

  Во-вторых, если лицо не желает участвовать в деле через представителя, оно может лично защищать свои права в административном процессе (как, собственно, и в гражданском). Это традиционное правило сохранил и КАС: для того чтобы лично вести свои дела в суде, не требуется иметь высшее юридическое образование.

Однако теперь из этого правила есть одно исключение: при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в областных и равных им судах и в Верховном суде РФ граждане могут лично вести свои дела только при наличии у них высшего юридического образования.

В противном случае граждане могут вести дела только через представителей, которые имеют высшее юридическое образование. Такие правила установлены в части 9 статьи 208 КАС.

Кроме того, КАС сохранил прежнее правило о том, что доверенность от имени организации должна быть скреплена печатью (ч. 6 ст. 57 КАС). Ранее аналогичное правило для гражданского и арбитражного процессов было отменено. Это правило сохранилось в КАС по ошибке.

В настоящее время готовится законопроект о внесении изменений в КАС, который отменит правило об обязательном удостоверении печатью доверенностей организаций.

Однако до внесения указанных изменений выдаваемые от имени организаций доверенности на участие в административных делах рекомендуется все-таки скреплять печатью (разумеется, при ее наличии у организации).

Читайте также:  Грозит ли штраф за неиспользование кассового аппарата?

Другие материалы: Общие правила заключения договоров, как не ошибиться? Защита права потребителей, 

Источник: http://www.yursovetnik-orel.ru/kas-rf/predstavitelstvo-po-cas/

Верховный суд о представительстве в административном процессе

Нормы КАС о представительстве требовали разъяснения. Пленум Верховного суда в постановлении от 27.09.16 № 36 указал, как применять положения о представительстве в административном процессе.

15 сентября 2015 года вступил в силу новый Кодекс административного судопроизводства. В кодекс вошли не только положения из ГПК РФ, но и новые нормы.

Суды начали применять кодекс в практике, и оказалось, что судьи и участники процесса некоторые положения трактуют неоднозначно. Например, в КАС присутствует норма о необходимости диплома о высшем юридическом образовании.

Ряд судов требовал дипломы от директоров компаний и не допускал их в процесс.

Спорных вопросов накопилось немало. Пленум Верховного суда издал постановление от 27.09.16 № 36, в котором разъяснил сложные моменты кодекса. 87 пунктов постановления уточняют, как применять положения КАС на практике. В частности, Пленум Верховного суда разъяснил три неоднозначных вопроса о судебном представительстве.

О КАС:

Всегда ли нужно высшее юридическое образование для участия в административном процессе

Верховный суд указал, что директору компании не нужно иметь высшее юридическое образование, чтобы участвовать в административном деле.

КАС содержит новое правило о том, что представителями в суде по административным делам могут выступать только адвокаты и иные лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55). Без такого образования представлять интересы доверителя по административному делу нельзя.

Изначально это правило было только для добровольных представителей. Но суды стали требовать диплом об окончании юрфака и у законных представителей, а также у директоров компаний, которые представителями даже не являются.

Верховный суд разъяснил, что высшее юридическое образование не обязательно иметь генеральному директору, руководителям органов власти и законным представителям отдельных категорий граждан (п. 19 постановления).

Как оформить представительство непосредственно в административном процессе

Пленум разъяснил, как оформить полномочия представителя непосредственно в судебном заседании (п. 20 постановления).

Это может быть нужно, когда сторона ранее не смогла оформить доверенность либо по объективным причинам не может продолжить участвовать в судебном заседании и нуждается в помощи представителя. Помимо того, могут быть причины, которые не связаны непосредственно с представляемым лицом. Например, представитель может забыть взять доверенность в судебное заседание.

Для этого доверителю в судебном заседании нужно либо сделать устное заявление, которое заносится в протокол, либо представить в суд заявление в письменной форме. Полномочия представителя, оформленные таким образом, действуют лишь в том судебном заседании, в котором представляемый сделал заявление.

Когда в административном процессе можно заявить о судебном приказе

Пленум разъяснил, в каких случаях представитель может подать заявление о вынесении судебного приказа.

После того как в КАС появилось приказное производство, возник вопрос, нужно ли в доверенности специально прописывать право подавать заявление о вынесении судебного приказа.

Дело в том, что заявление о вынесении судебного приказа — одна из форм обращения в суд наряду с административным исковым заявлением. Но чтобы представитель мог подписать и подать в суд иск, такое полномочие прямо нужно указать в доверенности (п. 1 ч.

2 ст. 56 КАС РФ). Для заявлений о вынесении судебного приказа такого правила нет.

Пленум Верховного суда разъяснил, что представитель может подписать и подать в суд заявление о вынесении судебного приказа в том случае, если в доверенности есть право подать исковое заявление (п. 21 постановления).

Однако осталось неясным, может ли представитель подписать и подать в суд заявление о вынесении судебного приказа, если в доверенности нет полномочия подать исковое заявление. Если толковать КАС буквально, то может. Ведь в статье 56 КАС не указано на то, что право подписать и подать в суд заявление о вынесении судебного приказа нужно обязательно указывать в доверенности.

Поэтому такое право не относится к специальным. Но в таком случае становится непонятно, в чем смысл разъяснений, которые Верховный суд дал в пункте 21 постановления. Разрешать это противоречие придется судебной практике.

А пока целесообразно прописывать в доверенности право подать исковое заявление, чтобы у представителя точно было право подписать и подать заявление о вынесении судебного приказа.

Когда арбитражный суд может не применять разъяснения Верховного суда об административном процессе

Также Пленум Верховного суда обратил внимание, что арбитражные суды не применяют разъяснения, которые содержатся в постановлении, когда рассматривают дела в порядке административного судопроизводства по правилам АПК РФ (п. 86 постановления).

Это означает, что Верховный суд не намерен унифицировать практику рассмотрения административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Связано это с тем, что порядок рассмотрения дел из публичных правоотношений по АПК РФ значительно отличается от правил КАС.

  • Административный процесс в деталях. Верховный суд заполняет пробелы в КАС

Читайте также

Источник: https://www.law.ru/article/21242-qqe-17-m1-12-01-2017-verhovnyy-sud-o-predstavitelstve-v-administrativnom-protsesse

Представительство по КАС

Представительство в административном процессе

Возникают ситуации, когда необходимо обратиться за помощью к осведомленному человеку, доверив ему исход вашего дела. Такое может произойти и в процессе, регламентированным КАС РФ. Поэтому следует разобраться, как в данной отрасли понимается указанный институт.

Представительство, осуществляемое в административном судопроизводстве, есть осуществление и выполнение неким лицом действий, происходящее от имени другого субъекта и в его интересах, действующее в рамках КАС РФ.

Сам институт имеет корни в установленном основным законом праве на то, чтобы каждый гражданин мог получить квалифицированную помощь юриста.

Представитель в таком процессе может совершать большой комплекс действий.

В их числе и подготовка определенных документов процессуального характера, и участие непосредственно в судебном заседании, что сопровождается выступлением по всему кругу вопросов, могущих возникнуть в ходе судебного административного процесса. Тем не менее, представитель будет связываться кругом полномочий, которыми вы его наделили.

Заслуживает внимания факт: несмотря на то, что представитель – это не самостоятельный субъект административного процесса (как сторона, иное лицо), таким субъектом все равно остается доверитель. Это в том числе означает, что представитель не имеет никакой заинтересованности в исходе дела (гонорар заранее оговорен, гонорар успеха в РФ не разрешен).

Для института представительства по КАС РФ ново положение о том, что для каждого такого субъекта применительно к административному судопроизводству выносится критерий (требование) об обязательности наличия у него высшего образования (ст. 55 КАС РФ). На наш взгляд, установив данное требование, законодатель сделал серьезный шаг в сторону развития профессионального представительства, хотя бы в административном судопроизводстве.

  • Также закон выдвигает и иные требования к подобным лицам:
  • — дееспособность (полная) указанного лица в качестве субъекта правоотношений (фактором выступает и отсутствие над ним попечительства либо опеки);
  • — возможность выступать в деле (не представитель власти, прокурор, судья, не допускаются и те лица, в функции которых входит содействие правосудию).
  • Круг полномочий по критерию своего содержания можно разделить:

1) Именующиеся как «общие» —  в них теоретики включают такие действия (процессуальные) которые исполняются представителем вне зависимости от их наличия (указания) в доверенности.

То есть это в основном такие действия, которые предусмотрены для субъекта процесса.

Сюда включено, в том числе, знакомство субъекта с материалами административного дела, заявление необходимых отводов, направление вопросов участникам, представление определенных доказательств в процессе.

2) В качестве «специальных» именуются такой круг полномочий, на который представитель получает разрешение в частном порядке (т.е. при заключении соглашения).

Теоретики обычно включают сюда: подписание административного искового заявления (в т.ч.

встречного), возражений на него и направление оного в суд; заявлять о мерах защиты по административному иску; на отказы (полный или частичный) от требований; получение присужденного и иные.

Резюмируем, что институт представительства по КАС получил не менее обширную регламентацию, чем схожие институты в иных отраслях. Имеются свои особенности, часть которых была рассмотрена.

Источник: https://collegium-advocates.ru/predstavitel-stvo-v-administrativnom-processe.html

Представитель в административном процессе по КАС РФ

Представитель по КАС РФ — какова роль такого субъекта в процессе административного судопроизводства, рассмотрим в данной статье. Также в ней будут раскрыты и иные важные вопросы, касающиеся представительства в рамках КАС РФ, в т. ч. порядок подтверждения полномочий данного субъекта.

Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:

  • является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
  • не состоит под опекой или попечительством;
  • имеет высшее юридическое образование;
  • не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей).

Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).

ВАЖНО! КАС РФ разделяет понятия «представитель» и «законный представитель». Так, если законом определено, что в процессе непременно требуется участие представителя, то законный представитель выбирает представителя и поручает ему участие в процессе (пп. 2–3 ст. 54 КАС РФ).

Правовой статус данных субъектов в понимании КАС РФ различен, также отличаются и основания возникновения их полномочий. Законный представитель, в отличие от представителя, не должен подтверждать свои полномочия доверенностью и не обязан иметь высшего юр. образования (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).

Представитель в административном судопроизводстве: полномочия

Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства.

В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.

При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:

  • на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
  • ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
  • представление встречных требований;
  • подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
  • отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
  • изменение предмета или основания иска;
  • передоверие своих полномочий другому субъекту;
  • подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • оспаривание принятого судом акта;
  • представление исполнительной документации к взысканию;
  • получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).

Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ).

ВАЖНО! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36).

Подтверждение полномочий представителя

Как мы уже указывали, полномочия и статус представителя и законного представителя должны быть надлежащим образом подтверждены. При этом закон четко определяет, какие документы могут послужить для этих целей (ст. 57 КАС РФ):

  • для законных представителей — документы, определенные соответствующими нормами закона в зависимости от гражданско-правовой категории, к которой относится представляемый (например, паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении представляемого — несовершеннолетнего лица и т. д.);
  • руководителей госорганов — документы, подтверждающие их служебное положение (например, удостоверение и т. д.);
  • руководителей организации, выступающих от имени такой организации, — учредительная документация юрлица и документы, подтверждающие служебное положение (например, приказ о назначении, трудовой договор и др.);
  • адвокатов — адвокатским ордером и в некоторых случаях доверенностью;
  • иных представителей — доверенностью.

Доверенности, выдаваемые представителям в рамках административного процесса, хотя и составляются по общим правилам оформления доверенностей на представление интересов (см. наши статьи «Доверенность на представление интересов юридического лица — образец» и «Доверенность от ИП на физлицо — образец заполнения»), тем не менее имеют свои особенности (помимо содержания):

  • в доверенности от имени юрлица должны в обязательном порядке наличествовать подпись его руководителя, а также печать;
  • доверенность от имени физлица должна быть удостоверена либо нотариусом, либо уполномоченным лицом, определенным в соответствии с п. 8 ст. 57 КАС РФ;
  • доверенность от имени ИП может удостоверяться как доверенность либо от юрлица, либо от физлица.

Проверка полномочий представителя

Суд обязан провести проверку полномочий лиц — участников процесса, а также их представителей и законных представителей (п. 1 ст. 58 КАС РФ). Такая проверка производится посредством исследования документов, подтверждающих личность и полномочия названных субъектов (перечень таких документов был рассмотрен нами выше).

ВАЖНО! Полномочия представителя могут быть озвучены в устном заявлении представляемого субъекта во время судебного заседания, что подлежит отражению в протоколе. При этом указанные полномочия будут действовать только в течение того судебного заседания, во время которого они были заявлены (п. 20 ППВС № 36).

Если к представителю устанавливаются определенные квалификационные требования, то соответствие им должно быть надлежащим образом подтверждено (например, дипломом, адвокатским удостоверением и т. д.).

Суд не допустит лицо к участию в административном процессе в качестве представителя, если:

  • такое лицо не представит документацию, подтверждающую его полномочия;
  • предъявленные документы не будут соответствовать установленным КАС РФ и иным законами требованиям;
  • будут нарушены правила о представительстве, установленные КАС РФ.
Читайте также:  Является ли енвд упрощенной системой налогообложения?

Если не обладающий процессуальной дееспособностью в рамках КАС РФ субъект не имеет представителя или его законный представитель не правомочен вести по законным основаниям дела от имени такого лица, то суд по собственной инициативе приостанавливает производство и поручает уполномоченным органам назначить представителя или заменить законного представителя такого лица. В первом случае уполномоченными органами являются адвокатские палаты субъектов РФ, во втором — органы опеки и попечительства (п. 23 ППВС № 36).

Итак, представитель в административном процессе должен отвечать следующим требованиям:

  • быть полностью дееспособным;
  • не находиться под опекой и попечительством;
  • иметь высшее юридическое образование;
  • не занимать определенные должности в госорганах, кроме регламентированных законодательством ситуаций.

Полномочия представителя должны быть подтверждены надлежащим образом, в противном случае соответствующие субъекты не будут допущены судом к участию в процессе в названной роли. КАС РФ разграничивает понятия «представитель» и «законный представитель».

Источник: http://admbirsk.ru/predstavitel-v-administrativnom-protsesse-po-kas-rf/

Экспертные статьи

  • Кодекс административного судопроизводства: аналитический обзор
  • 15 сентября 2015
  • 15 сентября 2015 года вступил в действие новый для российской системы законодательства нормативно-правовой акт, определяющий правила осуществления судопроизводства по административным делам — Кодекс административного судопроизводства (в аббревиатурном написании — КАС РФ).
  • Новый кодекс существенно изменяет судебный порядок рассмотрения многих административных дел и закрепляет совершенно новые “правила игры” как для представителей бизнеса, так и для граждан и общественных организаций в сфере защиты их прав и свобод, в том числе по вопросам:
  • — оспаривания действий, решений чиновников и органов власти;
  • — оспаривания нормативно-правовых актов;
  • — избирательного права;
  • — порядка прекращения деятельности политических партий, религиозных организаций и иных НКО, а также средств массовой информации;
  • — принудительного помещения физических лиц в медицинские учреждения;
  • — принудительного помещения иностранных граждан, подлежащих депортации, в специальные учреждения;
  • — кадастровой стоимости объектов недвижимости;
  • — взыскания обязательных платежей.
  • Чем была обусловлена необходимость разработки и принятия КАС?
  • До момента вступления в силу нового кодекса административные дела рассматривались по правилам гражданского и арбитражного судопроизводства, что порождало целый  ряд проблем, связанных с недостатком правовых норм, особенно в области обжалования произвола чиновников и неправомерных нормативно-правовых актов.

Как пояснил российский президент Владимир Путин, являющийся автором законодательной инициативы, появление КАС в российском правовом поле было неизбежным в целях реализации положений Конституции РФ, а также иных нормативно-правовых актов, согласно которым разрешение административных дел, вытекающих из публичных правоотношений, должно рассматриваться судами по правилам административного судебного порядка, а не в порядке гражданского или арбитражного процесса, как это осуществлялось ранее. Это связано в первую очередь с тем, что гражданское (а также арбитражное) судопроизводство предполагает равенство участников правоотношений, приобретающих права и обязанности по собственной воле и в своем интересе, что фактически является невозможным в публичных правоотношениях. Кроме того, в ГК, ГПК и АПК отсутствуют необходимый инструментарий и методология для всестороннего и объективного разрешения административных дел. Таким образом,  в современных условиях развития российской правовой системы дальнейшее  рассмотрение подобных категорий дел по правилам гражданского судопроизводства было бы неоправданным и неэффективным.

  1. Разработка КАС осуществлялась с учетом положений действующего международного законодательства и основывалась на достижениях российских ученых-правоведов и успешном опыте в сфере административного судопроизводства других государств.
  2. В качестве основных целей принятия КАС заявлены:
  3. — повышение эффективности административных судебных процедур (за счет детализации правовых норм, скорости и логики ведения судебного процесса);
  4. — надлежащее обеспечение и защита прав граждан, юридических лиц, а также иных субъектов от произвола чиновников (в том числе путем обязательности участия представителя по сложным делам, при этом представитель должен иметь высшее юридическое образование);
  5. — повышение скорости ведения судебных процедур (в том числе путем использования возможностей интернета и конференц-связи, а также введения упрощенного “письменного” судопроизводства по некоторым категориям дел);
  6. — надлежащее обеспечение принципов судопроизводства, в том числе принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа диспозитивности, который в административном судопроизводстве имеет свою особую специфику, связанную с необходимостью судебного контроля за ходом судебного процесса и действиями его участников (путем акцентирования роли суда при рассмотрении дел).
  7. Структура и предмет регулирования КАС
  8. Как и в других кодифицированных нормативно-правовые актах, в структуре КАС имеются:
  9. —    Общая часть, состоящая из 20 глав, в которой закрепляются общие принципы и нормы административного судопроизводства;
  10. —    Особенная часть, состоящая из 12 глав, в которой регламентируются правила рассмотрения конкретных категорий дел.
  11. Кроме этого в новом кодексе присутствует третья часть, которая посвящена особенностям рассмотрения дел по правилам упрощенной судебной процедуры.
  12. Также в структуре КАС имеются разделы, закрепляющие правовое регулирование апелляции, кассации, надзора, пересмотра и исполнения судебных решений и заключительные положения, предусматривающие порядок введения Кодекса и отдельных его норм в действие.
  13. Из статьи 1, а также анализа Особенной части КАС следует, что предметом регулирования рассматриваемого закона являются:
  14. —    споры о незаконности нормативно-правовых актов;
  15. —    споры, предметом которых выступают решения и действия (либо бездействие) органов гос. власти и самоуправления на местах, иных органов, имеющих государственные или иные публичные правомочия, государственных служащих, должностных лиц и муниципальных служащих;
  16. —    споры, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией ВС РФ;
  17. —    споры, касающиеся избирательных прав граждан, а также права на референдум;
  18. —    споры по результатам определения кадастровой стоимости недвижимости; 
  19. —    споры по вопросам компенсаций в случае нарушения прав на судопроизводство, либо исполнения судебных решений в разумные сроки;
  20. —    споры по вопросам приостановления или ликвидации политических партий и НКО;
  21. —    споры по вопросам прекращения деятельности СМИ;
  22. —    споры по вопросам запрета деятельности общественных или религиозных организаций, не имеющих правового статуса  юр. лица;
  23. —    споры по вопросам помещения иностранных лиц при необходимости их депортации или реадмиссии в спецучреждения, а также о продлении сроков нахождения указанных лиц в данных учреждениях;
  24. —    споры по вопросам административного надзора за лицами, недавно покинувшими места лишения свободы;
  25. —    споры по вопросам принудительной госпитализации в психиатрические мед. учреждения, а также о продлении сроков нахождения в таких учреждениях и споры по вопросам принудительного психиатрического освидетельствования;
  26. —    споры по вопросам принудительной госпитализации в противотуберкулезные мед. учреждения;
  27. —    споры по вопросам взыскания обязательных платежей и штрафных санкций.
  28. Следует отметить, что КАС РФ регулирует только правовые вопросы административного судопроизводства, подлежащие рассмотрению:
  29. —    в судах общей юрисдикции;
  30. —    в Верховном Суде России.
  31. Какие административные дела не подпадают под регулирование КАС?
  32. Из анализа КАС следует, что  данный нормативно-правовой акт не может быть применен при рассмотрении административных дел по вопросам административных правонарушений (данная категория дел по-прежнему будет рассматриваться в рамках КоАП РФ), а также  при рассмотрении административных дел, которые находятся в силу компетенции:
  33. —    у мировых судей (ввиду небольшого уровня сложности таких дел);
  34. —    у Конституционных (уставных) судов (КС РФ и соответствующих судов субъектов России);
  35. —    у арбитражных судов;
  36. —    у ВС РФ, а также судов общей юрисдикции, по административным делам, требующим иного процессуального порядка их рассмотрения.
  37. Что нового появилось в связи с принятием КАС?
  38. В новом кодексе законодатель приготовил для юристов и участников административнопроцессуальных отношений множество нововведений.

В частности КАС закрепляет такие юридические понятия как административные иски, административные истцы и ответчики.

Также законодатель дает интересную правовую трактовку административно-процессуальной правосубъектности, которая отличается от привычной нам гражданско-правовой правосубъектности главным образом тем, что такой правосубъектностью могут обладать ограниченно дееспособные в рамках гражданского законодательства лица, а также организации, не имеющие правового статуса юр. лица.

По некоторым категориям дел предусматривается упрощенная процедура, сущность которой сводится к тому, что рассмотрение такого дела осуществляется в виде изучения судьей письменных материалов и принятия решения на их основе, то есть без устного разбирательства в зале суда. При этом протокол заседания суда в случае упрощенной процедуры также не составляется. Данное новшество призвано обеспечить динамику рассмотрения административных дел и ускорить работу суда.

Другим нововведением в целях повышения динамики рассмотрения дел является право участников административно-процессуальных отношений представлять и получать документы в электронном виде, а также право на участие в заседании посредством конференц-связи.

Несомненно, это существенно повлияет на скорость судопроизводства, так как неявка в суд свидетелей и участников процесса на сегодняшний день является большой проблемой, затягивающей вынесение решения по делу и порождающей необходимость проведения бесчисленного множества заседаний.

Также следует отметить, что законодатель детализирует вопросы, связанные с подведомственностью судов, а также закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, что, безусловно, снимает множество неясностей при обращении в суд, особенно для граждан, не имеющих юридического образования или профессионального представителя.

Кроме этого, важно отметить, что административными истцами могут выступать государственные и местные органы, а также иные организации, наделенные публичными функциями (например, избирательные комиссии).

Одним из главных нововведений представляется вопрос о профессиональном представительстве.

По некоторым категориям дел КАС предусматривает обязательность участия профессионального представителя-юриста в целях  максимально возможного обеспечения интересов заявителя.

При этом в соответствии со статьей 55 КАС профессиональный представитель должен обладать высшим юридическим образованием и представить соответствующий документ об образовании суду.

Данная правовая норма предназначена для обеспечения надлежащей правовой защиты заявителей, не имеющих высшего юридического образования, по сложным категориям дел.

В частности, к таким делам относятся вопросы оспаривания незаконных нормативно-правовых актов, а также споры, связанные с помещением человека в принудительном порядке в психиатрический стационар, либо споры о принудительном психиатрическом освидетельствовании.

С одной стороны, профессиональная юридическая помощь никогда не помешает даже по менее сложным категориям дел.

Однако, с другой стороны, следует признать, что поскольку услуги профессионального юриста стоят определенных денег, некоторые потенциальные заявители скорее всего предпочтут отказаться от подачи административного иска, что, разумеется, не решает проблему произвола чиновников, особенно в маленьких городах, где уровень жизни населения, как правило, является довольно низким.

Другим важным новшеством является возможность подачи гражданского иска с требованиями о возмещении вреда (в том числе морального) в рамках административного производства. В этом случае четко прослеживается параллель с уголовным процессом.

Еще одна немаловажная деталь — все судебные издержки в полном объеме возлагаются на проигравшую сторону.

Это означает, что проигрывать административные иски будет довольно накладно, поскольку стоимость проведения судебных экспертиз и иных судебных действий,  а также возмещение  расходов, связанных  с приглашением в суд необходимых участников процесса, являются дорогим удовольствием.

Правда, здесь следует отметить, что при подаче коллективного иска в случае проигрыша судебные издержки распределяются в равных долях на всех соистцов, что существенно повышает возможность инициации административных дел коллективным способом.

Какие вопросы остались нерешенными?

По мнению Андрея Комиссарова, хотя КАС и предусматривает существенное уменьшение сроков рассмотрения дела за счет использования возможностей интернета, а также ускоренных судебных процедур, на практике это будет не так легко осуществимо, как предполагает законодатель. Главный вопрос — о сроках судопроизводства — остался неразрешенным, так как сроки рассмотрения дел по-прежнему остаются “разумными”, а  определяется эта “разумность” усмотрением суда.

Вступление в действие норм КАС и их обратная сила

В соответствии с федеральным законом за номером 22-ФЗ почти все положения нового кодекса вступают в силу с 15 сентября 2015 года. Однако несколько его правовых норм начнут действовать позднее, с 15 сентября 2016 года, и одна норма с 1 января 2017 года.

При этом законодатель предусматривает для норм КАС обратную силу их действия. Так, административные дела, не рассмотренные судами до 15 сентября и подпадающие под действие КАС, должны рассматриваться судами по правилам КАС.

А нерассмотренные жалобы, поданные в порядке апелляции или кассации, а также надзорные или частные жалобы (представления) должны быть рассмотрены в соответствии с процессуальными нормами, которые будут действовать на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Данное обстоятельство не осталось незамеченным в юридических и политических кругах. В частности, многие отмечают странное совпадение с введением в действие нового кодекса 15 сентября и проведением осенних выборов накануне этого знаменательного факта — 13 сентября.

Всвязи с обратной силой КАС в случае нарушения избирательных прав на осенних выборах 2015 года рассмотрение таких дел  будет осуществляться по новым правилам КАС.

Это предполагает дополнительные временные и материальные расходы на представителей в суде с юридическим образованием, а также угрозу больших финансовых расходов в случае проигрыша дела.

Вернуться к списку статей

Источник: http://a-komissarov.ru/ekspertnyie-stati/kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-analiticheskij-obzor.html

Ссылка на основную публикацию