Предлагается изменить ряд правил налогового контроля

В последнее время сформировались два основных направления контрольной работы налоговых органов. Первое — это камеральные и выездные проверки налогоплательщиков. Решения по таким проверкам принимаются в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Второе направление — это все остальные мероприятия контроля, которые осуществляет налоговая служба (проверка соблюдения порядка постановки на учет в налоговом органе, сроки представления бухгалтерской и налоговой отчетности и пр.). Эти мероприятия налогового контроля проводятся в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Безусловно, рассмотреть все сферы применения налогового контроля в одной статье невозможно. Поэтому мы обратим внимание на отдельные наиболее важные моменты в развитии контрольной работы налоговых органов и проанализируем ситуации, связанные с рисками для организаций оказаться в зоне пристального внимания контролирующих органов.

Статья будет полезна работникам финансовых и экономических служб, так как представленная информация поможет избежать возможных проблем и негативных последствий, которые могут возникнуть в силу недостаточной информационной осведомленности и изменений в налоговом законодательстве.

Теоретически налоговый контроль должен выполнять не только контрольную, но и распределительную, социальную функции. Пока же он носит преимущественно фискальный характер.

Акценты сделаны на выявлении нарушений и привлечении виновных к ответственности, возмещении причиненного государству ущерба; применении высоких штрафов за налоговые правонарушения.

Так, например, были установлены критерии законной и незаконной налоговой оптимизации, что способствовало усилению аналитической составляющей налогового контроля (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды»).

В последние годы налоговые органы ведут работу по легализации налоговой базы, по борьбе с убыточными предприятиями. Соответствующие комиссии были созданы в налоговых органах и администрациях субъектов Федерации. При этом число налоговых споров остается стабильно высоким.

Полагаем, что объективно это связано, в частности, с тем, что в российском налоговом законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения экономически оправданных и необоснованных затрат.

Кроме того, действующее законодательство не содержит единого перечня доказательств, которые могут быть использованы при рассмотрении налоговых споров.

  • Мы рекомендуем
  • Поскольку отбор налогоплательщиков для вызова на различные контрольные комиссии осуществляется на основе концепции рисков, по нашему мнению, снижение  налоговых рисков должно стать одним из приоритетных направлений планирования и анализа финансовой деятельности организаций.
  • Отбор организаций для проведения мероприятий налогового контроля осуществляется инспекциями с учетом разработанных для этой цели:
  • рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок (письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622);

Источник: https://www.profiz.ru/se/11_2014/nalogovyj_kontrol/

Формы и методы налогового контроля



  • Понятие налогового контроля непосредственно установлено Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).
  • Так согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
  • Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
  • В науке финансового и налогового права налоговый контроль зачастую рассматривается в широком и узком значениях.

Так, по мнению Ю. А.

Крохиной, налоговый контроль в широком смысле «представляет собой деятельность государства в лице уполномоченных (компетентных) органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми участниками налоговых правоотношений в порядке, установленном действующим законодательством».

В узком смысле слова налоговый контроль — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов [1, с.115].

Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

В широком смысле налоговый контроль представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности.

Налоговый контроль в узком смысле — это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами [2, с.210].

Налоговым законодательством закреплены формы проведения налогового контроля. Так налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

  1. Под методами налогового контроля понимаются приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы налогового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.
  2. К методам налогового контроля следует отнести:
  3. ‒ проверку данных учета и отчетности;
  4. ‒ истребование документов;
  5. ‒ осмотр (обследование) территорий и помещений;
  6. ‒ выемку документов и предметов;
  7. ‒ инвентаризацию;
  8. ‒ проведение экспертизы;
  9. ‒ опрос свидетелей;
  10. ‒ получение объяснений налогоплательщиков.

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговая проверка представляет собой совокупность контрольных действий налоговых органов по проверке правильности исчисления, удержания, уплаты налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговым Кодексом Российской Федерации установлено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные.

Общей целью осуществления налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Термину «выездная налоговая проверка» не дано определения в НК РФ. Понятие выездной налоговой проверки раскрывается через установление цели и предмета проверки, сроков и порядка ее осуществления.

  • Так в статье 89 НК РФ определено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
  • Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
  • В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев (пункт 9 статья 89 НК РФ).

Во время приостановления проверки налоговый орган не вправе проводить какие-либо мероприятия налогового контроля (допросы свидетелей, осмотры, выемки и пр.). Периоды приостановления проверки исключаются из общего срока ее проведения.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (п. 5 ст. 89 НК РФ).

  1. При проведении выездных налоговых проверок могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:
  2. ‒ направление запросов в компетентные органы иностранных государств;
  3. ‒ направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);
  4. ‒ вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с выездной налоговой проверкой (подпункт 4 пункт 1 статьи 31 НК РФ);
  5. ‒ инвентаризация имущества налогоплательщика (подпункт 6 пункт 1 статьи 31, пункт 13 статьи 89 НК РФ). По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты;
  6. ‒ допрос свидетелей, проводимый в соответствии со статьей 90 НК РФ.
  7. ‒ осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов;
  8. ‒ истребование документов у проверяемого лица в соответствии со статьей 93 НК РФ;
  9. ‒ истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, располагающих этими документами (информацией), в том числе информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;
  10. ‒ выемка документов и предметов в соответствии со статьей 94 НК РФ;
  11. ‒ экспертиза в соответствии со статьей 95 НК РФ;
  12. ‒ привлечение специалиста в соответствии со статьей 96 НК РФ;
  13. ‒ привлечение переводчика в соответствии со статьей 97 НК РФ.
  14. выездной налоговой проверки было определено Конституционным Судом РФ как «проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения» [3].

Понятие термина камеральная налоговая проверка раскрыто в статье 88 НК РФ. В ней же определены сроки и порядок и методы ее проведение.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета.

  • Необходимо отметить, что ни продление срока, ни приостановление камеральной налоговой проверки, в отличии от выездной, налоговым законодательством не предусмотрено.
  • Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
  • Таким образом, уведомление налогоплательщика о факте проведения камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено.

Конституционный Суд РФ определил, что камеральная налоговая проверка является «формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа». Такая проверка нацелена «на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона» [4].

При выявлении в ходе проверки ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Налогоплательщик при представлении пояснений вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый орган по общему правилу при проведении камеральной налоговой проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В то же время законодатель установил ряд исключений из названного правила.

Так, например, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Читайте также:  Исполнение госконтракта нельзя обеспечить двумя банковскими гарантиями
  1. При проведении камеральной налоговой проверки возможны следующие методы налогового контроля:
  2. ‒ истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных в статье 93 НК РФ);
  3. ‒ истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ);
  4. ‒ допрос свидетелей (статья 90 НК РФ);
  5. ‒ проведение экспертизы (статья 95 НК РФ);
  6. ‒ участие переводчика, эксперта (статьи 95, 97 НК РФ);
  7. ‒ осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика в отличие от выездной проверки) (статьи 91, 92 НК РФ).

Рассматривая соотношение камеральной и выездной налоговых проверок, Конституционный Суд РФ указал, что «выездная налоговая проверка ориентирована на обнаружение тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения».

Литература:

  1. Крохина Ю. А. Налоговое право: Учебник для бакалавров. — 6. — М.: Юрайт, 2013. — 495 с.
  2. Е. А. Алехин, Л. М. Ведерников, А. М. Воронов. Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник. — М.: ВГНА Минфина России, 2012. — 346 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/125/34722/

Усиление налогового контроля

2017 год был щедр на выработку налоговыми органами концептуальных подходов к налоговому контролю как в сфере применяемых подходов (методов), так и в направлении обозначения пределов прав налогоплательщиков на применение методов налоговой экономии.

Пределы осуществления прав налогоплательщиков

Часть 1 Налогового кодекса РФ дополнена статьей 54.1, которая так и называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Первым пунктом данной статьи определено, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Далее законодатель устанавливает, что налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

  • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным. Таким образом, начиная с 19 августа 2017 года налоговый орган не может отказать в праве на уменьшение налоговой базы путем выявления формальных несоответствий в оформлении документов. Налоговому органу нужно доказывать, что основная цель сделки – неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога. Еще до вступления в силу статьи 54.1 НК РФ состоялось совместное заседание коллегий ФНС России и Следственного комитета РФ по вопросу «Повышение эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения», по результатам которого были выработаны «Методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (Письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@). Тон рекомендаций – довольно агрессивный. В частности, ими рекомендуется следующее: «изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей. При этом налоговым органам целесообразно ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса. Практика свидетельствует, что, как правило, налоговые органы, достаточно полно и детально воссоздав в акте налоговой проверки картину совершения налогового правонарушения, доходчиво и наглядно описав методологию и факты уклонения от уплаты налогов, недостаточно уделяют внимание яркой и однозначной интерпретации и словесному комментированию деяния налогоплательщика как умышленного. Налоговым органам рекомендуется обращать самое пристальное внимание на такие случаи.» В рекомендациях приводятся примеры незаконного снижения сумм налогов, а также описание схем уклонения от уплаты налогов, с которыми мы рекомендуем вам ознакомиться. Если вы используете один из описанных вариантов – следует что-то менять. В конце рекомендаций приводятся перечни вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя и сотрудников (по выбору контрагентов) о процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей. Попробуйте на них ответить. Итак, настоятельно рекомендуем ознакомиться с этими рекомендациями, а также с последовавшим позднее письмом ФНС России от 16 августа 2017 г. N СА-4-7/16152@.

  • Идентификация фактического нахождения налогоплательщиков по адресу регистрации
  • Отклонение цен от рыночных
  • Дробление бизнеса

В конце 2017 года налоговые органы начали проводить выявление организаций, которые не находятся по адресу регистрации. В случае отсутствия организации по месту регистрации вносится соответствующая запись о недостоверности данных о месте регистрации в ЕГРЮЛ. Результат – банк может заблокировать счета организации, и она фактически не сможет осуществлять свою деятельность до момента перерегистрации по адресу фактического пребывания. Кроме того, сам факт внесения записи о недостоверности данных о месте регистрации организации может стать тревожным сигналом для контрагентов и может повлечь за собой нежелание партнеров продолжать деятельность с такой организацией. Поэтому в случае несовпадения адреса фактического пребывания вашей организации и места регистрации, указанного в учредительных документах и соответственно в ЕГРЮЛ, настоятельно рекомендуем изменить адрес регистрации на тот, по которому организация реально находится. Очень вероятно, что при этом вас посетят налоговые инспекторы с целью проверки, находится ли организация по адресу, на который проводится перерегистрация. С целью минимизации налоговых обязательств налогоплательщики иногда занижают цены реализации и завышают цены приобретений. В каком случае несоответствие цены сделки рыночному уровню может служить основанием для доначисления налогов? Ответ на этот вопрос дали специалисты ФНС России в письме от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@. Налоговики указали, что положения раздела V.1 Налогового кодекса регулируют порядок определения цен в сделках, подлежащих налоговому контролю в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. При этом в случаях, не предусмотренных данным разделом, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную ими при налогообложении в рамках выездных и камеральных проверок. Однако многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может рассматриваться в рамках выездной и камеральной проверки в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции. Специалисты ФНС России отметили, что указанная позиция изложена в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 16.02.2017. В нем разъяснено, что многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня цен может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции. Однако признаком налоговых схемы являются даже отклонения цен менее чем в два раза, но при этом на 255 млн.руб. (см. Определение ВС РФ от 5 июня 2017 г. № 301-КГ17-5808 по делу № А43-27884/2015).
Письмо ФНС России от 11 августа 2017 г. N СА-4-7/15895@ «О направлении обзора судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц» является как и ранее упомянутое письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@ руководством к действию. В нем анализируются признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности. Таковыми являются:

  • дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (далее — УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
  • применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
  • налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
  • участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
  • создание участниками схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
  • несение расходов друг за друга участниками схемы;
  • прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
  • формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
  • отсутствие у подконтрольных лиц принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
  • использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети «Интернет», адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;
  • единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
  • фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
  • единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск поставщиков и покупателей и работу с ними, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;
  • представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;
  • показатели деятельности – такие, как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода – близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
  • данные бухгалтерского учета налогоплательщика, включая вновь созданные организации, могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
  • распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

В письме приводятся примеры арбитражной практики, которые были вынесены как в пользу налоговых органов, так и в пользу налогоплательщиков по признанию фактов дробления бизнеса с целью снижения размера налогов, уплачиваемых в бюджет. Указанный выше набор признаков не являются закрытым. Он всего лишь сформирован ФНС исходя из анализа арбитражной практики. Но будет совсем не лишним проанализировать ваш бизнес на предмет наличия признаков дробления бизнеса, указанных выше, так как они, по мнению налоговых ФНС, подкрепленные судебной практикой, могут быть использованы для доказывания факта занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Читайте также:  Восстановление срока уплаты 50% штрафа по коап

Банковский контроль Уже ряд лет организации, а с 2017 года и физические лица осознают серьезность банковского контроля, который выражается в пристальном анализе за операциями, проводимыми клиентами банка, а также за размерами налоговых платежей. Еще в письме ЦБ РФ от 31 декабря 2014 г.

N 236-Т банкам было указано на необходимость контроля транзитных операций клиентов в целях недопущения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и других противозаконных целей.

Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
  • проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

В письме ЦБ РФ от 21 июля 2017 г. N 18-МР было детально разъяснено, что если организация платит в бюджет менее 0,9 % от оборота по счету, то банкам следует проверить, не являются ли платежи через организацию транзитными. Банк России рекомендует принимать во внимание следующие дополнительные признаки, характеризующие деятельность клиентов, осуществляющих указанные операции:

  • со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и страховым взносам, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);
  • фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.

При выявлении указанных операций ЦБ РФ рекомендует относить клиента к категории повышенного риска и далее принимать меры, в том числе реализовывать предусмотренное соответствующим договором по обслуживанию клиента с использованием системы дистанционного банковского обслуживания право отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи. Далее в письме приводится целый перечень наиболее распространенных сомнительных операций, которые на наш взгляд достойны того, чтобы с ними ознакомиться. Это поможет избежать попадания в разряд клиентов, проводящих сомнительные операции, приостановления операций по счету, а также пристального внимания к клиенту со стороны ЦБ РФ.

Заключение

2017 год часто называют годом конца налоговых схем. Анализируя указанное выше, можно утверждать, что это похоже на правду. Объем статьи, к сожалению, не позволяет всесторонне описать масштаб усиления налогового контроля, а всего лишь указывает на самые заметные индикаторы этого необратимого процесса. Учитывая тенденцию усиления налогового контроля, действительно следует отказаться от использования налоговых схем. Это в принципе не запрещает налогоплательщикам использовать специальные налоговые режимы и налоговые льготы. Главное, чтобы основной целью сделки (ряда сделок) не было получение налоговой выгоды.

Источник: https://www.korpusprava.com/ru/publications/analytics/usilenie-nalogovogo-kontrolya.html

Предлагаемые изменения и повышение эффективности налогового контроля

Что касается вопроса повышения эффективности налогового администрирования, то ФНС России, выполняя свои полномочия в установленной сфере деятельности, создает условия для выполнения налогоплательщиками конституционной обязанности, по уплате законно установленных налогов и сборов посредством совершенствования исполнения функций налогового администрирования.

Так, в последние годы значительно изменены подходы ФНС России к организации контрольной работы — акцент сделан на необходимости стимулирования налогоплательщиков к отказу от инструментов минимизации налогов и добровольном уточнении налоговых обязательств.

Основным изменением в организации контрольной работы стало акцентирование деятельности сотрудников на проведении всестороннего анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщиков и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

ФНС России стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.

Так, по результатам контрольно-аналитической работы налоговых органов увеличены налоговые обязательства на 99,7 млрд. руб.

, уменьшено убытков, заявленных налогоплательщиками в целях налогообложения, на сумму более 276 млрд. руб.

  • В целях совершенствования организации работы налоговых органов, осуществления мер по повышению эффективности налогового администрирования, качества мероприятий налогового контроля ФНС России утверждена Концепция планирования выездных проверок, разработаны, утверждены и доведены до территориальных налоговых органов методические документы, регламентирующие порядок действий налоговых органов при планировании, подготовке и проведении проверок, а также мероприятий налогового контроля, связанных с проверками.
  • Кроме того, ФНС России ведется постоянная работа по разработке, внедрению и совершенствованию программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию процессов налогового администрирования.
  • Необходимо отметить, что принимаемые ФНС России меры к введению системы электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками (в том числе банками) также будут способствовать повышению эффективности налогового администрирования, существенно снизив трудозатраты, как налоговых органов, так и налогоплательщиков.
  • Становление налогового контроля на протяжении нескольких лет проходит в трудных условиях, названных в первую очередь нестабильностью налогового законодательства, его влияния на сферы экономики и общества.

27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон номер 229-ФЗ (далее — Закон номер 229-ФЗ), который вносит многочисленные поправки в Налоговый кодекс РФ. Изменения первой части затрагивают общие вопросы взыскания недоимки, постановки на налоговый учет, проведения выездных проверок, вводится электронный документооборот во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов.

Рисунок 3.4 — Изменения Федерального закона № 229-ФЗ от 27 июля 2010г. (вступившие в силу 02 сентября 2010г.)

Кроме того, значительно увеличиваются размеры штрафов за налоговые правонарушения. Во вторую часть Налогового кодекса РФ вносятся следующие изменения.

В электронном виде можно выставлять счет-фактуру, также будет утверждена его форма, обязательная для использования.

Изменен порядок учета в расходах процентов по долговым обязательствам, а первоначальная стоимость имущества, при которой оно признается амортизируемым, возросла вдвое.

Рисунок 3.5 — Изменения Федерального закона № 229-ФЗ от 27 июля 2010г. (вступят в силу с 1 января 2011г.)

В целях НДФЛ подробно расписан порядок возврата физическому лицу излишне удержанных налоговым агентом сумм налога. Отменена обязанность организаций по истечении каждого отчетного периода подавать расчеты по транспортному и земельному налогам.

Данный Закон вступает в силу со 2 сентября 2010 г., за исключением некоторых положений, о чем будет сказано отдельно (п. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ). Рассмотрим некоторые из них представленные на рисунках 3.4, 3.5.

1. Инспекция сможет взыскать недоимку за счет имущества в течение двух лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Если у организации или предпринимателя нет денежных средств на счетах, то инспекция может взыскать недоимку за счет иного имущества, направив постановление судебному приставу-исполнителю (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Соответствующее решение налоговый орган должен вынести в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Поскольку действующая редакция Налогового кодекса РФ не содержит последствий нарушения данной процедуры, между налогоплательщиками и контролирующими органами возникают споры.

Следует отметить, что суды признают срок на вынесение решения о взыскании недоимки за счет имущества пресекательным, то есть после его истечения инспекция уже не вправе требовать погашения недоимки за счет имущества (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 31.05.2010 N А48-5053/2009).

Рассматриваемый Закон N 229-ФЗ закрепил данные выводы в Налоговом кодексе РФ. Теперь п. 1 ст.

47 Кодекса дополнен положением, согласно которому решение, вынесенное с нарушением годичного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Однако налоговый орган сможет взыскать недоимку через суд в течение двух лет после окончания срока исполнения требования об уплате налога. При этом данный срок может быть восстановлен судом.

2. Изменен срок исполнения требования об уплате налога.

В соответствии с действующим п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение десяти календарных дней с момента его получения. Законодатель изменил данный срок — теперь он составляет восемь рабочих дней.

Согласно поправкам инспекция сможет сразу направлять требование по почте (новая редакция п. 6 ст. 69 НК РФ). Напомним, что на данный момент это допускается лишь в случае, когда документ невозможно вручить налогоплательщику лично под расписку.

3. Операции по счету будут приостановлены даже при изменении реквизитов счета.

Изменения внесены также в п. 7 ст. 76 НК РФ. Теперь банк обязан приостановить операции по счетам налогоплательщика, даже если после вынесения решения инспекцией компания сменила название и реквизиты счета. Обеспечительные меры будут приняты в отношении переименованной организации с новым счетом на основании первоначально вынесенного решения.

4. Декларацию в электронном виде можно будет представить только по телекоммуникационным каналам связи.

Источник: https://studbooks.net/1691432/finansy/predlagaemye_izmeneniya_povyshenie_effektivnosti_nalogovogo_kontrolya

В госдуме предлагают внести изменения в порядок проведения налоговых проверок

сюжет: Деятельность Госдумы VII созыва

МОСКВА, 15 авг — РАПСИ. В Госдуму внесен законопроект, согласно которому предлагается внести ряд поправок в статьи Налогового кодекса РФ, касающихся контроля за сделками и проведения проверок в отношении налогоплательщиков.

Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента. Автором законопроекта выступает глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (партия «Единая Россия»).

Так, предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с трех до одного месяца, отмечается в пояснительной записке.

Также предлагается установить правило, согласно которому предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных сведений.

В целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки предлагается уточнить процедуру рассмотрения материалов, полученных налоговыми органами в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля будет составляться отдельный акт, в котором проверяющие будут фиксировать суть самих контрольных мероприятий, а также свои выводы, сделанные по итогам этих мероприятий налогового контроля.

Налогоплательщик получит возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам. Это, по мнению автора документа, позволит повысить объективность выносимого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по проверке.

Читайте также:  Приложение к договору на оказание услуг - образец

Помимо этого, в целях снижения административных барьеров при обосновании нулевой ставки НДС по операциям, связанным с экспортом товаров за рубеж, предлагается оптимизировать список документов, обосновывающих право на применения такой ставки.

Также предлагается внести изменения в статью о налоговом контроле за сделками между взаимозависимыми лицами. Согласно документу, предлагается сократить перечень таких внутрироссийских сделок, которые подлежат обязательному контролю.

Сегодня под проверки подпадают все сделки на сумму от 1 миллиарда рублей. Депутат предлагает повысить порог до 3 миллиардов рублей.

Эта мера, как считает автор документа, позволит налоговым органам сфокусировать свое внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы, не отвлекаясь на контроль цен по мелким операциям.

Кроме того, предлагается установить суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых сделок.

В настоящее время, как отмечает Макаров, такой порог не установлен, а это значит, что любая внешнеторговая сделка (за исключением сделок с резидентами офшоров), совершенная даже на незначительную сумму, попадает в разряд контролируемых сделок.

Суммовой порог для признания контролируемыми сделок с иностранными взаимозависимыми лицами предлагается установить на уровне 60 миллионов рублей.

Депутат напомнил, что действующая система регулирования налогового контроля была сформирована более 15 лет назад. За это время и в экономической жизни страны, и в организационной контрольной работе налоговых органов произошли колоссальные изменения. Появились новые инструменты контроля, в связи с этим были разработаны эти поправки.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20170815/279768876.html

Стадии налогового контроля в налоговом процессе

Контроль является одной из главных составляющих управленческого цикла и неотъемлемой частью деятельности по управлению экономикой. Он является обязательным элементом в управлении финансовыми средствами общества, т.к. управление финансами налагает ответственность перед государством и обществом.

Контроль – это основной источник информации, который позволяет выявить причины нарушений, возникшие в процессе реализации общественного воспроизводства.

Кроме прочего, контроль является действенным методом в развитии отношений общественного воспроизводства, согласно целям их дальнейшего развития.

Из этого следует, что контроль является ключевой составляющей управленческой деятельности и управленческого цикла.

Он позволяет создать законную модель влияния решений на объект управления, а в случае обнаружения нарушений, изучить их причины и внести необходимые корректировки модели и при необходимости определить, насколько надежна информационная система. Для большей эффективности данной функции, контроль не должен ограничиваться только выявлением отклонений от показателей, но и поддерживать равновесие всей системы.

Субъекты налогового контроля

Федеральный налоговый орган и его подразделения на местах осуществляют работу по надзору и контролируют соблюдение НК, своевременность уплаты налогов и сборов, правильность их исчисления и законностью использования льготных режимов.

ФНС относится к исполнительной ветви власти уполномоченной осуществлять регистрацию налогоплательщиков в качестве ИП или юридических лиц, фермерских хозяйств.

Ее функцией также является контроль за взысканием налогов с физических лиц и имущества, представление интересов государства в суде в делах о взысканиях налогов и штрафов, а также в делах о банкротстве.

Находится ФНС в подчинении Министерству финансов России, и реализовывает свои полномочия через региональные и территориальные подразделения, в чьи обязанности входит проведение таких мероприятий:

  • обеспечивают налоговые сборы и поступления в бюджеты РФ;
  • производит возврат излишне взысканных налогов;
  • ведут учет налогоплательщиков, контролируют правильность начисления платежей гражданами и организациями, следит за своевременным поступлением платежей в соответствующий бюджет;
  • проводят проверку налогоплательщиков;
  • контролируют своевременность подачи плательщиками деклараций, балансов и бухгалтерских отчетов, связанных с уплатой платежей в бюджет;
  • ежемесячно подают органам Федерального казначейства и финансовым органам и сведения о суммах поступивших налогов и других бюджетных платежей.

Что такое налоговый контроль

Налоговым контролем называется ряд мероприятий направленных на реализацию налогового права, отслеживание законности, полноты и своевременности поступления налогов и сборов, профилактику и предотвращение нарушений Налогового кодекса. Налоговый контроль осуществляется в масштабах государства и реализуется по отношению ко всем налогоплательщикам, зарегистрированным в РФ.

Данный вид контроля можно рассматривать с разных точек зрения:

  • Организационной – которая подразумевает избрание формы надзора и ее объектов и субъектов.
  • Методической – подразумевает выбор способа осуществления контроля.
  • Технической – методы и приемы контроля, их последовательность и пр.

Цель налогового надзора заключается в создании условий и инструментов при реализации которых количество не соблюдений налогового права или его нарушений, со стороны налогоплательщиков и налоговых агентов, будут сведено к минимуму. Осуществляют налоговый контроль уполномоченные государственные налоговые органы и подразделения.

Организационные формы налогового контроля

С точки зрения организации, надзор за соблюдением НК может быть:

  • Предварительным, и состоять из разъяснительной работы, учета и анализа информации об объектах налогообложения, планирование дальнейших этапов.
  • Текущим или оперативным. Данная форма контроля является частью ежедневной работы налоговых органов и заключается в проверке за определенный налоговый период отчетности, правильности исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налогов и сборов, достоверности сведений и их сравнения с другими данными учета.
  • Последующий — является следствием текущего и представляет собой осуществление налоговых проверок.

Эти три вида организационных форм контроля не являются обособленными, а скорее взаимосвязанными и вытекающими одна из другой.

Методы налогового контроля

Налоговый надзор может осуществляться с применением различных методов, а именно:

  • Наблюдение – ознакомительные мероприятия с объектом налогового надзора.
  • Проверка – подразумевает проведение надзора за правильностью исчисления налога, своевременности уплаты и отсутствия нарушений НК. В свою очередь они разделяются на камеральные и выездные. Камеральные как правило проводятся в отношении всех налогоплательщиков, выездные проводятся в отношении ИП и юридических лиц.
  • Обследования – применяется для фиксации особенностей ведения хозяйственной деятельности налогоплательщика с целью дальнейшей корректировки финансовых показателей, связанных с исчислением и уплатой налогов.
  • Анализ – данный метод используется с применением специальных аналитических приемов и включает в себя такие инструменты, как сравнение средних и условных величин, группировку и пр. За базу при анализе берутся отчеты за текущий и годовой период.
  • Ревизия – производится по месту расположения налогоплательщика и подразумевает проверку первичной документации – регистрационной, бухгалтерской, финансовой и пр.

Виды налогового контроля

Систематизируются виды налогового контроля с применением различных критериев. Так в зависимости от объема проверяемой информации проверки могут быт:

  • Комплексными – включают в себя изучение и анализ данных по всем видам налогов и сборов, которые должен вносить налогоплательщик.
  • Тематическими – как видно из определения, такие проверки могут охватывать определенный вид налога или налогового вычета.

По характеру проведения надзорных мероприятий, контроль можно разделить на плановый и внеплановый. Плановый контроль осуществляется согласно установленному графику, а внеплановый при возникновении такой необходимости.

Согласно месту проведения надзора он делится на выездной и камеральный:

  • Камеральный надзор проводится инспекторами непосредственно на рабочем месте по месту расположения налогового подразделения.
  • Выездной надзор подразумевает выезд инспекторов по месту осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика и подразумевает использования более широкого спектра методов и приемов проверки.

Помимо вышеперечисленных видов, налоговый контроль можно разделить на обязательный и необязательный.

Стадии налогового контроля

Основной характеристикой стадии налогового контроля является наличие определенной, присущей только этой стадии цели, по достижению которой процесс может переходить на другую стадию. В тоже время стадиям надзора помимо целей и задач, стоящих перед ними, присущи и такие признаки, отличающие их друг от друга:

  • Форма и характер процессуального действия.
  • Субъекты, осуществляющие данную стадию контроля.
  • Правовые последствия присущие данной стадии.
  • Конечными результатами.

Перечисленные стадии, последовательно и параллельно в конечном итоге ведут к выполнению основной задачи налоговых органов – наполнение бюджета посредством взимания налогов в соответствии с нормами НК.

Кроме того стадии можно подразделить на две взаимосвязанные группы:

  • Логическая.
  • Функциональная.

При этом они следуют одна из другой и не исключают друг друга.
Логическая последовательность налогового контроля, выглядит следующим образом:

  1. Исследование и анализ дела, его обстоятельств и достоверности полученных сведений.
  2. Правоприменительный анализ – поиск норм под которые попадает данный вопрос и их анализ в свете рассматриваемого вопроса.
  3. Вынесение решение с юридическим оформление в виде актов и прочих предусмотренных законом формах.

Функциональные стадии, в отличие от логических, обладают присущими только для них временными и территориальными рамками и должна осуществляться правомочными лицами.

Именно функциональные стадии и составляют основу процесса, где из одного действия вытекает другое и все они направлены на решение поставленной задачи.

Исходя из НК, процесс налогового контроля можно представить из последовательности таких стадий:

  1. Непосредственно налоговый процесс.
  2. Исчисление суммы налога.
  3. Корректировка налоговых обязательств.
  4. Непосредственно налоговый контроль.
  5. Принудительное взыскание налогов.
  6. Привлечение к налоговой ответственности.

Стадия непосредственно налогового контроля является ключевой и так или иначе связанной со всеми другими стадиями и протекает практически параллельно всем основным стадиям. Например:

  • Исчисление суммы налога непосредственно связанна с налоговым контролем, так как в процессе определения суммы используются данные о налогоплательщике полученные как в ходе процедуры учета, так и на основании данных налогового контроля.
  • Стадия корректировки также зависит от налогового надзора, так как если, например, имеются основания считать, что налогоплательщик может скрыть денежные средства или имущества от налога, фискальные органы могут исключить возможности изменения срока уплаты налога или сбора. Как правило, такие сведения получают именно в ходе налогового надзора. Стадия налогового контроля имеет большое значение также для стадии корректировки. Корректировка в пользу налогоплательщика также производится в ходе проверок, так возврат или зачет излишне уплаченных сумм производится после проведения контрольных мероприятий.
  • Принудительное взыскание налога также тесно связано со стадией контроля, так как выявление фактов неполной уплаты уклонения или несвоевременности происходит на стадии контрольных мероприятий.
  • Привлечение к налоговой ответственности планомерно вытекает из стадии контроля так как факты нарушения НК непосредственно вытекают из мероприятий, проводимых на стадии налогового контроля и являются их следствием. Кроме того, доказательства нарушений в сфере НК собираются при налоговом контроле.

Помимо перечисленных стадий фискального контроля некоторыми специалистами выделяются другие стадии с примерно такой же последовательностью, например, согласно Паролло Е.В. налоговый надзор делится на такие этапы:

  • Постановка на учет налогоплательщика.
  • Получение налоговых деклараций и отчетности.
  • Камеральная проверка.
  • Исчисление налогов и сборов.
  • Контроль за своевременностью и полнотой уплаты начисленных средств.
  • Осуществление документальной проверки.
  • Осуществление контроля за реализацией результатов проверки и уплаты штрафов и пени.

Обобщив изложенные выше взгляды на методы налогового контроля , а также с учетом состава участников, мероприятий присущих каждому этапу, результатов и перечнем документов, можно выделить такие основные этапы и стадии налогового учета в РФ:

  • Постановка налогоплательщика на учет.
  • Непосредственно учет в территориальных налоговых органах.
  • Планирование и подготовка мероприятий по налоговому контролю.
  • Проведение плановых и внеплановых мероприятий.
  • Анализ материалов полученных в ходе налогового контроля и вынесение на их основании решения.

Снятие с налогоплательщика с учета.

Методы усовершенствования налогового контроля

Любая система, в том числе и налогового контроля должна находиться в постоянном развитии, чтобы соответствовать современным экономическим и политическим вызовам.

Интенсивное развитие налогового законодательства в последние годы свидетельствует, что налоговому контролю отводится все более значимое место среди иных методов учета.

И, тем не менее, совершенствование и развитие контрольных функций ФНС должно продолжаться по таким основным направлениям:

  • Совершенствование системы учета и сбора данных о налогоплательщиках.
  • Проведение проверок совместно с федеральными органами.
  • Проведение повторных и перекрестных проверок в организациях, которые нарушали НК.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/stadii-nalogovogo-kontrolya-v-nalogovom-processe/

Ссылка на основную публикацию