Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращения

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращения

  • В целях ограничения беспредела компаний при сокращениях персонала глава 37 ТК РФ предусматривает ряд гарантий сотрудникам, увольняемым по инициативе работодателя.
  • Главное предназначение гарантий – дать возможность человеку найти работу и не остаться без средств к существованию на этот период.
  • О том, когда выплачивается выходное пособие за второй месяц при сокращении,а также о других подводных камнях данной процедуры вы узнаете в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 577-03-76. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Процедура уменьшения штата

Прежде чем рассмотреть выплаты, которые получит сотрудник, необходимо разобраться в порядке увольнения по сокращению численности и штата поэтапно.

    Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращения

  1. Руководство компании принимает решение уменьшить число работников.
  2. При массовом сокращении надо уведомить профсоюз и орган занятости за 3 месяца.
  3. За 2 месяца до даты увольнения сотрудника должны ознакомить под подпись с приказом о сокращении.
  4. По ч.1 ст.180 ТК РФ до увольнения работодатель предлагает сокращаемым лицам занять другие должности в организации. Обо всех подходящих свободных местах сотрудника уведомляют вплоть до последнего дня работы включительно. Если альтернатива для лица не найдена, то оформляется приказ с обязательным указанием даты увольнения.
  5. В последний день работы, который считается днём увольнения, производится выдача трудовой книжки и прочих документов согласно ст.84.1 ТК РФ.
  6. В соответствии со ст.178 ТК в день сокращения работник должен получить полный денежный расчёт, в т.ч. выплату в размере одной средней зарплаты за месяц (СЗП).

Какие денежные средства положены работнику при увольнении?

Оплата после сокращения работника осуществляется следующим образом: всем уволенным по общему правилу выплачивается зарплата за последний отработанный месяц.

При увольнении её рассчитывают как обычно, включая все надбавки, коэффициенты, премии. Не начисление по одному из стандартных пунктов – основание для обращения в трудинспекцию;

  • компенсация за оставшиеся дни отпуска;
  • а также все задолженности по выплатам, не оспоренные в судебном порядке.

«Сокращенец» вправе рассчитывать на дополнительную выплату от работодателя – выходное пособие в размере СЗП, финансовую помощь до официального трудоустройства.

Максимальный срок такого денежного содержания – 6 месяцев — предусмотрен для работников, трудившихся в сложных условиях, например, на Крайнем Севере. Для всех остальных выплаты после сокращения осуществляются на протяжении 3 месяцев.

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращения

Пособие на период трудоустройства по сокращению штата выдается как бы авансом (вперёд), но при официальном трудоустройстве в период месяца после увольнения возвращать их не надо.

Это неоспоримая гарантия – компенсация за сокращение и за вызванные этим фактом неудобства.

Выплата второго пособия при сокращении — весьма распространенное явление.

Сокращённый сотрудник, не устроившийся на работу спустя 2 месяца после увольнения, имеет право получить из средств работодателя ещё выплаты за второй месяц при сокращении штата в размере своего СЗМ на этом месте.

ТК РФ не разъясняет процедуру выплаты пособия за второй месяц, потому часто возникает недопонимание и споры. В частности, граждан интересует вопрос о том, как получить деньги за второй месяц по сокращению. Рассмотрим все по порядку.

Пособие при сокращении штатов за второй месяц имеют целевое назначение – финансовая поддержка безработного человека, уволенного из компании. Соответственно лицо должно иметь право на выплату выходного пособия за второй месяц при сокращении и подтвердить его документально.

Самым простым доказательством в этом случае будет «пустая» трудовая книжка. Т.е. такая, в которой после увольнения из данной компании нет записей о принятии на работу в другую организацию.

ВАЖНО! Иногда «пустая» трудовая – не значит, что работы у человека нет. Часты случаи, когда другой работодатель оформляет новую книжку или не ведёт кадрового учёта; или, к примеру, ещё не успел внести запись. Последнее может произойти и по вине работника, устроившегося в фирму и «заигравшему» документ.

Прежний работодатель не может мобильно проверить занятость сокращённого сотрудника, поэтому ситуации, когда работающий человек получает вторую выплату при сокращении нередки. Ответственности за такой обман для уволенных не предусмотрено.

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращения

  1. Для налоговой проверки копия трудовой книжки – не оправдание для выдачи крупных сумм из кассы.
  2. Выплата пособия при сокращении штата за второй месяц осуществляется на основании письменного требования бывшего сотрудника.
  3. Унифицированной формы нет, так что подойдёт любой вариант, содержащий:
  1. Реквизиты сторон в шапке в формате «кому – от кого».
  2. Требование о выплате денег.
  3. Указание причины выплаты.
  4. Дату, личную подпись и расшифровку лица-получателя.

Директору ООО «Торт» И.И. Петрову

От бывшего пекаря Иванова П.П., проживающего…(адрес), телефон,

Источник: https://moyafirma.com/shtat/hr/kadrovoe-deloproizvodstvo/uvolneniya-personala/po-initsiative-rabotodatelya/sokrashhenie-chislennosti-ili-shtata/vyplaty-pri-sokr/vixodnoe-posobie.html

Выходное пособие за третий месяц при сокращении. Третья выплата

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращенияВ некоторых случаях работник может получить выходное пособие за третий месяц при сокращении, третья выплата не является обязательной и ее получение возможно только при выполнении всех условий. Выплата относится к дополнительной компенсации, которая выделяется бывшему работнику после сокращения в виде материальной помощи на период трудоустройства.

Сокращение

Порядок сокращения строго регламентирован на законодательном уровне. Все моменты с различными выплатами и компенсациями также прописаны.

По регламенту сокращением является только то увольнение, которое было произведено на основании штатного сокращения или ликвидации. Этот момент должен быть в обязательном порядке прописан в трудовой.

Все остальные варианты увольнения, которые были произведены в период сокращения, не имеют дополнительных компенсаций.

Есть несколько вариантов процедуры сокращения, в том числе досрочный разрыв трудовых взаимоотношений, который оформляется до фактической даты увольнения, регламентированной приказом и сроком уведомления. Во всех случаях выплаты являются обязательными.

Стоит учитывать, что ряд категорий сотрудников, например, лиц, работающих в условиях Крайнего Севера, могут получить в виде обязательной выплаты также третью. Это установлено дополнительными гарантиями с помощью специальной государственной поддержки. При стандартном варианте третья выплата может, как быть выплачена, так и нет. Здесь все будет зависеть от выполнения условий.

Основные моменты сокращения:

  • сокращения является разрывом трудовых взаимоотношений по инициативе работодателя, по этой причине и имеется у работника дополнительная материальная поддержка;
  • весь расчет за исключением дополнительных выплат должен производиться в установленный срок, то есть в крайний день работы;
  • если сотрудник на момент сокращения находился в отпуске или больничном, то расчет производится в первый рабочий день после завершения периода нетрудоспособности. Все выплаты при таком варианте остаются прежними. Исключение составляет ликвидация, так как при ней в установленный срок через 3 месяца после оповещения производится полноценное сокращение всех сотрудников, в том числе льготников;
  • досрочное увольнение не исключает прав на дополнительные выплаты в виде пособия, в том числе на третью.

Порядок выплат и пособие за третий месяц

Первые выплаты сотрудник получает в момент увольнения, что отражается в трудовой книжке. Расчет должен производиться тем же днем, который указан в трудовой и документах. Фактически порядок сокращения и датировку регламентирует соответствующий приказ. После указания даты сокращения от нее отсчитывается три месяца, которые также могут быть оплачены.

Порядок расчета с сокращенным сотрудником:

  • в крайний рабочий день производится расчет с сотрудником;
  • все суммы вносятся в расчетный лист;
  • выплачивается месячный размер выходного пособия. В ряде случаев работодатель может сразу отдать сотруднику и вторую выплату, которая начисляется при стандартных условиях только через месяц после сокращения;
  • при обращении в центр занятости и выполнении всех условий можно получить третью выплату, которая также имеет среднемесячный размер.

Главным моментом считается отсутствие трудоустройства бывшего работника, так как если он успел устроиться на работу, то выплаты ему уже не положены. Это связано с тем, то данное пособие является необходимостью для поиска работы и материальной помощи на этот период.

Получение второй выплаты может произойти как сразу при первоначальном расчете, так и после истечения первого месяца. Для этого потребуется написание заявления и приложение к нему потом ксерокопии трудовой книжки, где будет отсутствовать запись после увольнения о приеме на работу.

В случае с третьей выплатой при стандартных условиях потребуется выполнить все требования:

  • состоять на учете в центре занятости с первых двух недель после процедуры сокращения;
  • не иметь трудоустройства, что должны подтверждать не только трудовая, но и документы в центре занятости;
  • требуется выполнять все условия биржи труда, в том числе отмечаться и принимать участие в поиске работы;
  • получить разрешение от работника центра;
  • написать заявление работодателю и приложить все документы из центра занятости.

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращенияОбразец заявления на выплату пособия по безработице за третий месяц

Данная процедура является сложной, но выполнимой. Требуется помнить, что любой подлог документов или мошеннические действия могут привести к реальному уголовному наказанию.

Сроки получения выплат также являются установленными. Для третьей выплаты этот срок равен трем месяцам с момента увольнения по сокращению. Эта дата прописана в трудовой и в тот же день производился первый расчет.

Требуется помнить, что ряд категорий работников не имеют прав на третью выплату. К таким сотрудникам относятся пенсионеры, сезонные работники, а также имеющие срочный трудовой договор длительностью меньше двух месяцев.

При необходимости сотрудник после сокращения может получить три выплаты среднемесячного заработка. Для третьей выплаты необходимо получение специального разрешения, которое выдают в центре занятости, а также выполнение всех условий. Размер пособия имеет установленный размер среднемесячного заработка.

Источник: https://u-volnenie.ru/posts/sokrashhenie/vyhodnoe-posobie-za-tretij-mesyats-pri-sokrashhenii-tretya-vyplata

Какие случаи считать исключительными при сохранении средней зарплаты на третий месяц после увольнения?

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращенияКак известно, в случае увольнения работника «по сокращению штатов», работодатель обязан выплатить работнику выходное пособие. Размер пособия равняется среднему месячному заработку. Кроме того, за ним сохраняется заработная плата на период поиска работы. Срок сохранения зарплаты не может превышать двух месяцев.

Из этого правила есть одно исключение. На основании решения службы занятости в исключительных случаях, уволенный работник может получить свой среднемесячный заработок и на третий месяц после увольнения.

Ключевым моментом здесь является формулировка «в исключительных случаях». Дело в том, что действующее законодательство не содержит перечень так называемых исключительных случаев.

Поэтому в практике применения такой нормы преобладал подход, при котором работники центров занятости населения считали исключительным случаем сам факт отсутствия трудоустройства на третий месяц после увольнения в связи с отсутствием подходящей работы. Единственным необходимым для этого условием являлось обращение уволенного в ЦЗН в двухнедельный срок после расторжения трудового договора.

Читайте также:  Как оформить декретный отпуск - правила

Такой подход не устраивал бывших работодателей, поскольку все эти выплаты осуществлялись за его счет.

Один из таких споров дошел до Верховного Суда.

Д. работала в одном ОАО. В связи с сокращением штата, трудовой договор был с ней расторгнут, после чего она в двухнедельный срок обратилась в ЦЗН.

В связи с тем, что она проживала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у нее были дополнительные гарантии при расторжения договора по указанным выше основаниям.

Эти гарантии состояли в том, что в отличие от остальных регионов, в таких местностях среднемесячный заработок сохраняется не на два месяца, а на три. В исключительных случаях выплаты производятся до истечения шести месяцев с момента увольнения.

В течение полугода Д. регулярно посещала ЦЗН, однако подходящей работы ей не подобрали. В результате ЦЗН вынес решение о сохранении средней з/п в период с четвертого по шестой месяцы с момента расторжения трудового договора.

Как указывалось выше, эти выплаты производились за счет работодателя, что не могло оставить его равнодушным к этой проблеме. Бывший работодатель Д.

, считая, что его права ущемлены без предусмотренных законом оснований, обратился с иском в районный суд с иском о признании незаконным решения ЦЗН о сохранении за экс-работником среднемесячной заработной платы в течение полугода с момента увольнения.

Свою позицию ОАО мотивировало тем, что Д. получает пенсию по старости, а также учтена в ЦЗН на общих основаниях.

Районный суд посчитал исковые требования необоснованными и отказал в их удовлетворении. В мотивировочной части решения суд указал, что в данном случае достаточно того, что работник обратилась в ЦЗН не позднее месяца со дня увольнения и не получила трудоустройства в связи с отсутствием подходящей работы.

Вышестоящий суд согласился с позицией районного суда. При этом в апелляционном определении дополнительно указал на то, что исключительным случаем является каждый случай нетрудоустройства бывшего работника, причиной которого является отсутствие работы, подходящей для него.

Упорно отстаивая свои права, ОАО направило жалобу в Верховный Суд РФ. Дело было истребовано из районного суда и изучено.

При рассмотрении дела ВС РФ указал, что решение районного суда и все последующие судебные постановления приняты с нарушением закона. По мнению Верховного Суда в качестве исключительных случаев применительно к рассматриваемым правоотношениям можно рассматривать отсутствие средств к существованию, наличием иждивенцев и т. п.

Решения всех нижестоящих судов были отменены. Дело направлено в районный суд для нового рассмотрения.

Таким образом, возможности ЦЗН для сохранения средней з/п за бывшими работниками на третий месяц (или до шести месяцев в районах КС и приравненных к ним) очень сократились. Конечно, это огорчит работников, но порадует работодателей.

И я уверен в том, что если бы эти выплаты производились не за счет работодателя, а за счет бюджетных средств, то работники ЦЗН совсем иначе трактовали указанные выше случаи как исключительные. Чужими деньгами распоряжаться намного проще…

Источник: https://pravosovetnik.info/kakie-sluchai-schitat-isklyuchitelnymi-pri-soxranenii-srednej-zarplaty-na-tretij-mesyac-posle-uvolneniya

Сколько платит работодатель и центр занятости после увольнения

8 июня 2014

Автор КакПросто!

Выплаты работнику после увольнения производятся в зависимости от причины ухода. Работодатель в любом случае должен выдать заработную плату за отработанные дни в месяце, в котором уволился работник, а также компенсацию за неиспользованные отпуска. Остальные выплаты начисляются либо организацией, либо органами центра занятости в зависимости от ситуации.

В 178 статье Трудового Кодекса прописано, что в случае ликвидации организации или при сокращении штата, работодатель обязан после увольнения выплачивать в течение 2-х месяцев выходное пособие в размере среднемесячной зарплаты. Выплачивание пособия производится при условии, если бывший сотрудник в течение данного периода не смог трудоустроиться. В качестве документа, подтверждающего статус безработного, работодателю необходимо предоставить трудовую книжку.

Работодатель обязан выплатить выходное пособие и в 3-й месяц уволенному сотруднику, но на определенных условиях. Условия таковы: если в течение двух недель уволенный работник встает на учет в центре занятости, и в течение 2-х месяцев он не был трудоустроен, достаточно предоставить по бывшему месту работы трудовую книжку и справку от службы занятости, подтверждающую статус безработного.

Выходное пособие сокращенным работникам в первый месяц после увольнения выплачивается в обязательном порядке, даже если бывший сотрудник уже нашел новое место работы.

Также законом предусмотрены случаи увольнения, в которых выплачиваются выходные пособия в размере двухнедельной среднемесячной зарплаты:

  • — призыв в армию;
  • Пособие безработному, который уволился по уважительной причине, рассчитывается исходя из средней заработной платы на последнем месте работы, но при условии, что у безработного за последние 26 недель был постоянный заработок.
  • — последние 5 месяцев пособие выплачивается в размере 45% .

— отказ работника от перевода на другую должность;- несогласие работника с переводом в другую местность, либо отказ от работы с изменившимися условиями, оговоренными в трудовом договоре;- полная утрата способности к труду по состоянию здоровья, подтвержденная медицинским заключением.Если человеку вскоре после увольнения не удалось найти новое рабочее место, ему следует обратиться в службу занятости населения, которая должна обеспечить его пособием по безработице на время поиска новой работы.Размеры пособия ежегодно пересматриваются Правительством РФ. В 2014 году минимальное пособие безработным, выплачиваемое государственной биржей труда, составляет 850 рублей, а максимальный – 4900 рублей (на Украине — 4782 гривен). Выплачивается пособие по безработице в течение года, после чего наступает перерыв выплаты на полгода. Оплата производится по следующей схеме:- первые 3 месяца размер пособия составляет 75% от среднемесячной зарплаты;- последующие 4 месяца размер выплаты уменьшается до 60% от зарплаты;Размер пособия по безработице может быть увеличен на коэффициент, который устанавливается для отдельных регионов, например, для районов Крайнего Севера.

Стоит обратить внимание на то, что пособие не может превышать установленного законом максимума, который в 2014 году составляет 4900 рублей.

Потеря работы или трудности в поиске рабочего места могут стать причиной сильнейшего стрессф. Пережить трудные времена безработному гражданину обязано помочь государство. Содействие в трудоустройстве и выплата пособия по безработице являются главными атрибутами государственной помощи. Важно знать, куда и с какими документами обращаться.

Содержание статьи

  • Правила признания гражданина безработным
  • Размер пособия по безработице

Отсутствие вакансий для трудоустройства не является обстоятельством, позволяющим уволенному работнику получить зарплату за 3-й месяц после сокращения В России государственная услуга в виде выплаты пособия по безработице предоставляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ».

Чтобы получить регистрационное удостоверение безработного и ежемесячно получать пособие по безработице, необходимо обратиться в органы службы занятости населения по месту вашей прописки.

При себе вы должны иметь следующие документы: паспорт гражданина, трудовая книжка, справка о средней заработной плате за последние три месяца перед увольнением (не путать со справкой 2-НДФЛ), пенсионное свидетельство, ИНН и сберкнижка или выписка с реквизитами вашего счета в банке, куда будут перечисляться деньги.

Специалисты службы занятости сделают копии с документов, расспросят вас о пожеланиях, связанных с будущим местом работы, и предложат список свободных вакансий. На посещение каждого потенциального работодателя у вас будет три дня. Работодатель либо пригласит вас на работу, либо сделает соответствующую пометку об отказе в списке, который вам выдали.

Сами вы можете отказаться от предложенной работы не более 3 раз. Если вас что-то не устраивает, не стесняйтесь и просите, чтобы работодатель пошел вам навстречу и сам от вас отказался. На поиск подходящей работы и обход всех предложенных работодателей вам дадут 10 дней.

Если вы по истечении этого времени работу так и не найдете, служба занятости населения признает вас безработным гражданином и назначит срок и размер выплаты пособия по безработице. Не может быть признан безработным гражданин, осуществляющий индивидуальную предпринимательскую деятельность, занятый на временной (сезонной) работе или имеющий скрытые доходы.

Будьте честны со специалистами службы занятости, вся информация о вас тщательно проверяется.После решения о признании вас безработным гражданином вы должны будете являться в центр занятости населения строго в назначенный день каждые 10-20 дней. Процедура поиска работы будет повторяться.

А пособие вы будете получать через 2-3 дня после каждого визита за период от прошлой даты встречи до настоящей. Размер пособия зависит от того, сколько лет вы отработали на последней работе и каков был уровень вашей заработной платы.

Если вы отработали на последнем месте работы не менее 3 лет, а зарплата держалась на уровне 20-25 тысяч и более, вам будет установлен максимальный размер пособия по безработице — 4900 рублей в месяц плюс районный коэффициент.

Для студентов после окончания ВУЗа и прочих людей, впервые ищущих работу, а также если срок на предыдущем месте работы составляет менее года, размер пособия будет составлять 850 рублей плюс районный коэффициент.

Выплата пособия по безработице прекращается в случаях, если в трудовую книжку поставлена запись о трудоустройстве, вы записались на курсы повышения квалификации или поступили в учебное заведение, а также, если вы не посещали центр занятости в назначенные дни более трех месяцев.

Центр занятости населения может вам также предложить пройти курсы переквалификации или повышения соответствующей квалификации. В случае вашего согласия пособие по безработице заменяют стипендией. Размер стипендии зависит от конкретных курсов, но в большинстве случаев он гораздо меньше чем пособие. По окончании курсов вы прощаетесь с центром занятости и ищете работу самостоятельно в течение 4 месяцев. Затем снова можете подавать документы на получение пособия по безработице, если трудоустройство не удалось. Важно помнить, что обо всех изменениях, касаемых вашей личной жизни (болезнь, переезд, выход на работу и т.д.) и влияющих на посещение центра занятости в назначенный день, вы обязаны сообщать своему персональному специалисту не позднее, чем за два дня до назначенной даты посещения. Вам назначат другую дату, удобную для вас.

Читайте также:  Вс применил эстоппель по процессуальному вопросу

Вынужденный прогул должен быть обязательно подтвержден документально (больничный лист и т.д.) при последующем посещении.

Видео по теме

Распечатать

Сколько платит работодатель и центр занятости после увольнения

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-859102-skolko-platit-rabotodatel-i-centr-zanyatosti-posle-uvolneniya

Можно ли отказать сотруднику в выплате среднего заработка за третий месяц после сокращения?

В последнее время суды поддерживают работодателей, которые не выплачивали бывшему сотруднику деньги за третий месяц после сокращения. Решение центра занятости сохранить за сотрудником средний заработок еще на месяц суды признают незаконным.

Для такой выплаты нужны исключительные обстоятельства, а центр занятости не доказал, что они были. Вопрос, можно ли отказать в выплате за третий месяц, объясняя отказ тем, что на рынке труда достаточно вакансий по профилю и должности кандидата.

И то, что он за 2 месяца не трудоустроился, говорит, скорее, о нежелании. Как-то документально оформлять такой отказ нужно?

Ответ на вопрос:

Действительно, судебная практика подтверждает, что назначение выплаты среднего заработка за третий месяц после увольнения в связи с сокращением, должна производиться в исключительных случаях (Обзор Президиума Верховного суда РФ от 26 апреля 2017 г. № 2 (2017).

Между тем, трудовое законодательство обязывает работодателя производить выплату среднего заработка за третий месяц при представлении работником решения об этом из службы занятости (ч.2 ст.178 ТК РФ).

  • Таким образом, если сотрудник не будет трудоустроен и представит решение службы занятости о выплате среднего заработка, у работодателя нет оснований для отказа в выплате работнику.
  • В данной ситуации работодатель вправе обратиться в суд с иском о признании решения службы занятости о сохранении среднего заработка за третий месяц незаконным.
  • Если же решение службы занятости не будет обжаловано работодателем в судебном порядке, и суд не примет решение о незаконности данного документа, оснований для того, чтобы отказать сотруднику в выплате среднего заработка у работодателя нет.
  • Порядок обжалования решения службы занятости приведен в приложении к ответу.
  • Подробности в материалах Системы Кадры:
  • Журнал: Сокращенному сотруднику стало труднее получить выплату за время поиска работы
  • Журнал «Кадрового дела», №7 Июль 2017
  • Вячеслав ФИЛИППОВ, юрист, главный редактор журнала «Кадровое дело»
  • В статье читайте:
  •  Почему работнику-пенсионеру будет сложно получить сохраненный средний заработок
  •  Какие обстоятельства считают исключительными для получения денег от работодателя
  •  Как действовать, если не согласны с решением службы занятости

В апреле 2017 года Верховный суд пересмотрел свою позицию по поводу выплаты сокращенному работнику среднего заработка за время поиска работы1.

Ранее он считал, что для этого нужно только подтвердить, что сотрудник своевременно обратился в Центр занятости, а тот не нашел для него подходящей работы.

Теперь же высшая судебная инстанция решила, что важно учитывать еще состояние здоровья и количество иждивенцев, которые зависят от уволенного работника.

Получить сохраненный средний заработок в первую очередь станет труднее северянам, потому что такое мнение суд высказал в отношении этих сотрудников. Но скорее всего позицию суда будут применять по аналогии и к работникам из других регионов. Разберемся, в каких случаях работодатель должен платить сотруднику за поиск работы и как на это влияет тот факт, что сотрудник – пенсионер.

Работник-пенсионер рискует не получить средний заработок за время поиска работы

В 2017 году Верховный суд признал, что важно разобраться, почему за сокращенным работником нужно сохранить средний заработок на время поиска работы.

Раннее он считал, что для этого достаточно только вовремя встать на учет и не получить подходящего предложения о работе (Обзор судебной практики по северянам от 26 февраля 2014 г.).

Фактически он согласился с позицией Конституционного суда, который в свое время говорил, что судить об исключительном случае нетрудоустройства только по формальным основаниям нельзя. Важно учитывать и другие обстоятельства (определение Конституционного суда РФ от 29 ноября 2012 г. № 2214-О).

Интересно, что во всех делах, которые дошли до этих судебных инстанций, фигурировали пенсионеры. Это значит, что им получить сохраненный средний заработок будет сложнее всего. Основная причина – они получают пенсии, а значит, имеют средства к существованию.

Роструд в 2005 году указывал, что нет оснований не платить работнику только из-за того, что он получает пенсию (письмо от 28 декабря 2005 г. № 2191-6-2). Не исключено, что теперь ведомство поменяет свою позицию на фоне общего подхода, который выработали высшие суды.

В то же время статус пенсионера не лишает сотрудника возможности получить от работодателя деньги. Но последний вправе требовать от Службы занятости подтверждение, что на то были более серьезные обстоятельства, чем в отношении обычного работника.

Служба занятости должна объяснить, почему важно сохранить за сотрудником заработок

Верховный суд назвал три причины, которые должны влиять на решение службы занятости. Это социальная незащищенность, отсутствие средств к существованию и наличие иждивенцев. Разберем, что под ними подразумевается.

Социальная незащищенность. Какого-то общего критерия или определения, кого можно отнести к социально незащищенным категориям граждан, в законе нет. Как правило, к ним причисляют малоимущие семьи или одиноких граждан, у которых доход ниже регионального прожиточного минимума (п. 1 ст.

6 Закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ). Другой пример – это трудная жизненная ситуация. Под ней понимают обстоятельства, которые ухудшают жизнь человека, и он не может их преодолеть самостоятельно (ст. 1 Закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Например, это тяжелая болезнь, инвалидность или даже преклонный возраст. Эти обстоятельства должна проверить служба занятости, прежде чем сохранить за сотрудником средний заработок. Так, в одном деле состояние здоровья работника повлияло на решение службы занятости.

Суд согласился, что все было законно (апелляционное определение Тверского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-4152).

Отсутствие средств к существованию. Служба занятости должна выяснить, получает ли работник зарплату, пенсию, пособия и иные денежные суммы, которые можно использовать в качестве средства к существованию. Если никаких источников дохода у сотрудника нет, это весомый повод, чтобы сохранить за ним средний заработок.

Наличие иждивенцев. Иждивенцы – это нетрудоспособные члены семьи, которые находятся на полном содержании работника и получают от него помощь. Причем эта помощь является для них основным источником средств к существованию (ч. вторая ст.

179 ТК РФ). К ним можно отнести детей, братьев, сестер и внуков, которые не достигли возраста 18 лет. Если они учатся, то иждивенцами их считают до 23 лет.

При этом братьев, сестер и внуков считают таковыми при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

При определенных обстоятельствах иждивенцем могут признать одного из родителей, супруга, дедушку или бабушку независимо от возраста и трудоспособности, а также совершеннолетних брата, сестру или детей. (п. 2 ст. 10 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Служба занятости должна проверить документы, которые подтвердят наличие иждивенцев, и после этого принимать решение в отношении работника.

Так, в одном деле суд посчитал законным, что за сотрудником сохранили средний заработок, потому что ему нужно было воспитывать и содержать малолетного ребенка (апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 21 августа 2014 г. по делу № 33-11819/2014).

Из Обзора Верховного суда следует, что список исключительных обстоятельств не исчерпывающий. Поэтому причиной для сохранения заработка может стать, например, редкая профессия работника. В одном деле сотрудник работал составителем поездов и формировал составы.

Очевидно, что нигде, кроме как на железнодорожном транспорте, он работать не мог (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 5 мая 2016 г. по делу № 33-4321/2016). В других решениях суды также признают это обстоятельство весомым (апелляционное определение Свердловского областного суда от 4 сентября 2014 г.

по делу № 33-11564/2014, апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. № 33-6683/2017).

Таким образом, работодатель вправе требовать судебной оценки, почему служба занятости решила сохранить за работником средний заработок помимо того, что сотрудник вовремя встал на учет.

Оспорить решение службы занятости удастся и в отношении обычного работника

Позиция Верховного суда, которую он включил в Обзор, касается непосредственно пенсионеров. Даже в аналогичных решениях 2017 года, где нет упоминания о статусе работника, речь все равно идет о людях, которые получают пенсию. Это видно из материалов дела нижестоящих инстанций.

В то же время ни Конституционный суд в 2012 году, ни Верховный в 2017-м не акцентируют внимание на том, что данная позиция касается исключительно пенсионеров.

Поэтому в тех случаях, когда у работодателя есть сомнения в том, что работнику законно выдали решение сохранить средний заработок, он может идти в суд требовать от службы занятости доказать, были ли исключительные обстоятельства для этого.

Если не согласны с решением службы занятости, его нужно оспорить в суде

Разберем, какой линии защиты придерживаться, если работник принес справку из службы занятости. В первую очередь проверьте, что это за документ. Некоторые работники приносят просто справку, что они своевременно встали на учет в службу занятости.

Но такой документ ничего не значит для работодателя. Служба должна принять решение о том, что за сотрудником сохранили средний заработок. Единой формы нет, обычно его действительно оформляют в виде справки, но там должно быть слово «решение» или отсылка к тому, что такое решение приняли.

Затем проверьте, указаны ли в нем обстоятельства, из-за которых данный случай нетрудоустройства считают исключительным.

В некоторых регионах в форме справки предусмотрены специальные графы для этого (например, приложение № 8 к приказу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 14 мая 2015 г. № 312).

После того как вы изучили документы, которые принес работник, готовьте иск к Центру занятости, который выдал эту справку. Не ждите, пока сотрудник подаст в суд из-за того, что вы не исполняете решение службы занятости. Вам нужно самому оспорить этот документ.

Если на момент заседания документ не оспорили, то нет оснований отказывать работнику в иске (апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 21 марта 2017 г. № 33-5389/2017 по делу № 2-4761/2016 и Верховного суда Республики Крым от 11 мая 2016 г.

№ 33-2761/2016).

Иск подавайте по правилам гражданского судопроизводства, а не административного, несмотря на то, что вы будете судиться с госорганом. В противном случае суд не примет его к рассмотрению. Даже если суд первой инстанции не заметит этой ошибки, вышестоящий суд прекратит производство по делу (апелляционное определение Московского областного суда от 18 апреля 2016 г. по делу № 33-10311/2016).

Когда будете готовиться к суду, изучите административные регламенты, которыми руководствуется ваш территориальный Центр занятости. Это помогло работодателю выиграть дело, которое вошло в Обзор Верховного суда.

Он обратил внимание, что региональный департамент труда и занятости населения выпустил методические рекомендации, как нужно сохранять средний заработок за третий месяц. Из них следовало, что комиссия должна выяснить, были ли следующие обстоятельства: тяжелая болезнь, количество нетрудоспособных членов семьи, которых нужно содержать, и т. п.

То есть все то, что потом Верховный суд включил в свой Обзор. Поскольку Центр занятости это не сделал, работодатель смог выиграть спор.

Потребуйте от Центра занятости документы, которые подтвердят, что и работник, и сотрудники органа занятости подошли к трудоустройству сотрудника серьезно, а не формально. Так, в одном деле суд выяснил, что работнику отказали в трудоустройстве только по одному предложенному месту работы.

Затем сотрудники Центра занятости выдали ему перечень организаций, куда ему нужно зайти по поводу вакансий в течение двух недель. В указанную дату орган занятости зафиксировал, что подходящей работы для сотрудника нет, но из документов не следовало, что ему отказали.

В связи с этим суд посчитал, что Центр занятости выдал решение незаконно (апелляционное определение Московского областного суда от 1 февраля 2016 г. по делу № 33-2756/2016).

Важные выводы

1. Если не согласны выплачивать работнику сохраненный заработок, не ждите, когда он обратится в суд. Оспорьте решение службы занятости.

2. Проверьте, сослался ли Центр занятости на наличие исключительных обстоятельств. Если нет, то это ваш козырь в суде.

Читайте также:  Договор беспроцентного займа - образец

3. Новая позиция Верховного суда относится в первую очередь к северянам и пенсионерам, но по аналогии ее можно применять и к обычным сотрудникам из других регионов.

1 Обзор Президиума Верховного суда РФ от 26 апреля 2017 г. № 2 (2017).

С уважением и пожеланием комфортной работы, Елена Карсетская,

эксперт Системы Кадры

Источник: https://www.kdelo.ru/qa/177250-v-poslednee-vremya-sudy-podderjivayut-rabotodateley-kotorye-ne-vyplachivali-byvshemu-m4-2018

Сокращения на работе: как получить три зарплаты

В последнее время работодатели активно изыскивают пути для того, чтобы сократить и работников, и расходы на выплату при сокращении штата. Методы становятся все более изощренными.

Какие методы применяют для того, чтобы сэкономить на среднем заработке? Сохранение среднемесячного заработка за третий месяц поиска работы – это одна из гарантий, которые закон установил сокращаемым работникам. Работодатель обязан выплачивать его. Работник же должен представить документ из службы занятости, из которого явно следует, что служба занятости приняла решение о сохранении за сокращённым работником среднего заработка. Работодатели частенько пытаются отказать работнику в выплате данных сумм, особенно, если речь идет о пенсионерах. И, к сожалению, в этом деле им весьма помог в свое время Конституционный суд РФ. Определением от 29.11.12 № 2214-О он выдал судам предписание судам проверять обоснованность выдачи работникам-пенсионерам справок о положенных им выплатах от бывшего работодателя.

Как уже было сказано, решение о сохранении за уволенным работником среднего заработка на третий месяц принимает служба занятости. Не так важно, будет ли это справка или иной документ. Главное, чтобы в нём содержалось: •    решение о сохранении за уволенным работником заработка за третий месяц;

•    необходимые реквизиты (наименование выдавшего органа, подпись уполномоченного лица и дата выдачи).

Работодатель не вправе не выполнять данное решение, но имеет право оспорить его в суде. То есть голословный отказ в выплатах на основании того, что так угодно работодателю, не является законным. Впрочем, для работника такой голословный отказ даже лучше.

Это увеличивает шансы на то, что суд удовлетворит требование о выплате среднего заработка за третий месяц, поскольку: •    право работника на получение выплаты основано на решении уполномоченного органа; •    решение вступило в законную силу; •    решение не было оспорено в установленном порядке;

  • •    при отсутствии судебного акта о признании решения центра занятости неправомерным оно подлежит исполнению.
  • На какие моменты будет обращать внимание суд и чего надо всеми силами избегать, чтобы не потерять то, что положено по закону?
  • Статья 178 ТК РФ устанавливает следующие условия сохранения среднего заработка за третий месяц: •    своевременное, в течение двух недель, обращение в службу занятости ПЛЮС
  • •    тот факт, что человек не устроился на работу в течение последующих трёх месяцев.

Невыполнение этих формальных требований лишает сокращенного работника права на выплату среднего заработка за третий месяц. Пока сокращенный работник состоит на учёте в органах службы занятости, ему предлагается работа, которая должна соответствовать понятию «подходящая работа», т. е.

«такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места» (ст. 4 Закона РФ от 19.04.

91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Причины, по которым работник не устроился на работу, имеют колоссальное значение для решения вопроса о сохранении за ним среднего заработка за третий месяц.

Ни в коем случае нельзя давайте повод для подозрений в том, что вы не заинтересованы в трудоустройстве. Так, если гражданин отказывается от подходящей работы, то считается, что он сам виноват в том, что до сих пор не трудоустроен.

То есть имеет место нарушение одного из обязательных условий сохранения за бывшим работником заработка.

Источник: https://letidor.ru/dom-i-rebenok/sokrascheniya-na-rabote-kak-poluchit-tri-zarplaty.htm

Принятие решения центра занятости о сохранении среднего заработка за уволенным работником

Принятие решения центра занятости о сохранении среднего заработка

за уволенным работником

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.

Реализация им указанных полномочий в сфере управления трудом может повлечь за собой необходимость расторжения трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по указанному основанию предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы.

К их числу относятся установленныестатьей 178 Трудового кодекса Российской Федерациивыплата каждому увольняемому работнику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения  (с зачетом выходного пособия) (часть первая), и, кроме того, сохранени в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения он обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно положениям статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерациигосударственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В силу положений статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерацииработнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1ст.

81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1ст.

81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия); в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Таким образом, основанием для сохранения за работником среднего месячного заработка в течение третьего, четвертого, пятого и шестого месяцев (соответственно) со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.

Своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его не трудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за третий месяц (четвертый, пятый и шестой месяцы-за уволенными из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 ноября 2012 года № 2214-О, право определять наличие исключительного случая, позволяющего сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение последующего со дня увольнения времени, принадлежит службе занятости населения, принимающей по этому вопросу соответствующее мотивированное решение.

В целях единообразного применения положений статей 178, 318 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.11.2012 года № 2214-О, в областном казенном учреждении «Белгородский центр занятости населения» принятие решения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и осуществляет комиссия ОКУ «Белгородский центр занятости населения», рассматривающая вопрос о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка за работниками.

  • Решение о сохранении среднего месячного заработка за уволенным гражданином принимается при соблюдении им следующих условий:
  • -своевременной регистрации гражданина в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного не позднее двухнедельного срока (в соответствии со статьей 178 ТК РФ) либо не позднее месячного срока (в соответствии со статьей 318 ТК РФ) со дня его увольнения из организации в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников организации;
  • -посещения зарегистрированным гражданином службы занятости населения для подбора подходящей работы не реже двух раз в месяц в установленные сроки;
  •          — нетрудоустройства зарегистрированного гражданина при содействии службы занятости населения, в связи с отказом работодателя в приеме на работу при рассмотрении его кандидатуры на свободное рабочее место (вакантную должность) по направлению центра занятости населения либо отсутствием вариантов подходящей работы;
  •          — отсутствием случаев: отказа гражданина от подходящей работы; отказа гражданина без уважительных причин явиться в центр занятости населения для получения направления на работу (обучение); непосещения гражданином центра занятости населения без уважительных причин для предложения подходящей работы; неявки гражданина без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления центром занятости населения.
  • При рассмотрении комиссией вопроса о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка и установлении исключительного случая учитываются представленные гражданином документы, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, касающихся уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, серьезные заболевания гражданина или членов его семьи, требующие дорогостоящего решения, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи, а также документы, подтверждающие самостоятельный поиск работы.

Источник: http://belgczan.ru/press-tsentr-stati/34-konsultatsiya-yurista/329-prinyatie-resheniya-tsentra-zanyatosti-o-sokhranenii-srednego-zarabotka-za-uvolennym-rabotnikom

Ссылка на основную публикацию