Опубликованы разъяснения по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложнённых иностранным элементом

Опубликованы разъяснения по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложнённых иностранным элементом

Пленум Верховного суда РФ на своем заседании 27 июня принял постановление о рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом.

Этот документ обсуждался на предыдущем заседании Пленума, и в его текст внесены некоторые важные изменения. В частности, как рассказала судья ВС Наталья Павлова, рабочая группа решила отказаться от наименования «международный элемент» при характеристике споров с участием иностранных граждан и юрлиц. Также очерчена компетенция арбитражных судов при рассмотрении данных дел.

В абзаце 4 п. 1 отмечается, что указанные споры рассматриваются арбитражным судом по правилам и в пределах полномочий, установленных АПК РФ, с особенностями, предусмотренными разделом V АПК РФ («Производство по делам с участием иностранных лиц»), если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное (ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 253, 256.1 АПК РФ).

Претерпели изменения и п. 2 и 3 постановления.

Из них исключили упоминание международных договоров, таких, например, как Киевское соглашение 1992 года о специальных правилах определения компетентного суда по спорам с участием хозяйствующих субъектов государств-участников СНГ, которыми арбитражные суды должны руководствоваться при разрешении споров с иностранным элементом, ограничившись упоминанием, что специальный международный договор подлежит приоритетному применению независимо от круга его участников и времени принятия, если нормами международных договоров не установлено иное.

Скорректирован оказался и п. 19 постановления: в него добавлен новый абзац, поясняющий, что юридический статус иностранной организации определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом по иностранному праву (ст. 1202, 1203 ГК РФ), если иное не предусмотрено нормами федерального закона.

Источник: https://legal.report/vs-dal-razyasneniya-po-sporam-s-uchastiem-inostrannyh-kompanij/

Пленум ВС разобрался с иностранным элементом в спорах // И решил проблемы оплаты коммунальных услуг и жилья

Опубликованы разъяснения по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложнённых иностранным элементомСегодня Пленум Верховного суда (ВС) принял два постановления. Одно из них посвящено делам с иностранным элементом (см. здесь). В частности, по нему судебный акт нельзя будет отменить только потому, что нет доказательств, что иностранная организация получила извещение, но при этом ее представитель участвовал в заседании. По мнению ВС, это поможет ограничить злоупотребления со стороны участников спора. Еще одно принятое сегодня постановление – об оплате коммунальных услуг и жилья. Окончательный текст принят практически без изменений по сравнению с проектом, обсуждавшимся две недели назад.

При обсуждении окончательной редакции постановления Пленума ВС об иностранном элементе спора возникла дискуссия, следовало из выступления судьи ВС Натальи Павловой, представлявшей текст. Речь идет о п. 36.

Он говорит о том, что если нет доказательств получения извещений от суда, направленных по правилам международного договора, то само по себе это не может стать основанием для отмены судебного акта, при условии, что в заседании участвовал представитель иностранного лица или есть сведения, что оно знало о разбирательстве.

Видимо, некоторые члены редакционной комиссии предлагали убрать этот пункт. Но в итоге он остался в тексте как важный и направленный на исключение злоупотреблений со стороны участников разбирательств, сказала Наталья Павлова.

В финальной версии скорректировано разъяснение о форме доверенности (п. 20). В проекте говорилось, что она подчиняется праву страны, где была выдана.

А в окончательной редакции указано на право страны, применимое к самой доверенности. То есть теперь пункт приведен в соответствие с п. 1 ст.

1209 Гражданского кодекса (о том, что форма сделки подчиняется праву страны, подлежащему применению к самой сделке).

Более существенных изменений в тексте нет. В п. 2 редакционная комиссия решила отказаться от упоминания отдельных международных договоров и ограничиться общим принципом их применения. А в п. 19 добавлено разъяснение о том, что юридический статус иностранной организации определяется по праву страны, где она учреждена.

Также сегодня Пленум принял постановление по проблемам оплаты коммунальных услуг и жилья. Текст практически не изменился по сравнению с проектом (обсуждался 13 июня). Единственное дополнение – о том, что при ненадлежащем оказании коммунальных услуг исполнители могут быть освобождены от ответственности, если докажут, что неисполнение произошло из-за непреодолимой силы (п. 22).

Гульнара Исмагилова, Закон.ру

Источник: https://zakon.ru/comment/405206

Пленум ВС РФ разъяснил некоторые вопросы, возникающие в процессе рассмотрения экономических споров, осложненных иностранным элементом

старший помощник прокурора г.Новороссийска Шаповалова Е.Г. 10.07.2017 18:32

  • Под делами по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом, понимаются дела: с участием иностранных лиц; по спорам, предметом которых являются права на имущество, иной объект, находящийся на территории иностранного государства (например, права на имущество в иностранном государстве, которыми обладает российская организация, права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, находящиеся или зарегистрированные в иностранном государстве); по спорам, связанным с юридическим фактом, имевшим место на территории иностранного государства, в частности спору, вытекающему из обязательств, возникающих из причинения вреда, произошедшего в иностранном государстве.
  • При рассмотрении данной категории дел судам следует исходить, в частности, из следующего:
  • применяя правила судопроизводства, установленные нормами международных договоров, арбитражный суд определяет действие этих правил во времени и пространстве в соответствии с разделом 2 части 3 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года;
  • если заключено несколько международных договоров Российской Федерации с иностранным государством в отношении правил судопроизводства по делам об экономических спорах, возникающих из отношений, осложненных иностранным элементом, арбитражный суд устанавливает подлежащий применению международный договор, руководствуясь нормами Венской конвенции, Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», нормами самого международного договора, вопрос о применении которого разрешается судом.
  • Специальный международный договор подлежит приоритетному применению независимо от круга его участников и времени принятия, если нормами международных договоров не установлено иное;

по общему правилу к компетенции арбитражных судов РФ относятся дела с участием иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность через находящиеся на территории РФ филиалы или представительства иностранных организаций, а не созданных в иностранной юрисдикции их филиалов или представительств, деятельность которых не имеет тесной связи с территорией РФ (пункт 2 части 1 статьи 247 АПК РФ). Поэтому при предъявлении иска к такому филиалу или представительству иностранной организации арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим — иностранной организацией (часть 1 статьи 47 АПК РФ).

Если истец не согласен на замену указанного филиала или представительства иностранной организации самой иностранной организацией, производство по делу подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ);

при применении пункта 9 части 1 статьи 247 АПК РФ под спорами, возникшими из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации информационно-телекоммуникационных сетей «Интернет» на территории РФ, следует понимать в том числе споры, связанные с защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, товаров, работ, услуг и предприятий, использованные при регистрации доменных имен в российской доменной зоне (национальные домены первого уровня и доменные зоны второго уровня, ориентированные на российскую аудиторию либо включающие сайты на кириллице), а если регистрация осуществлена на территории РФ (регистратором выступает российское лицо), то и в иных доменных зонах;

юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, выпиской из официального торгового реестра страны происхождения.

Юридический статус иностранных лиц может подтверждаться иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения, регистрации, основного места осуществления предпринимательской деятельности, гражданства или места жительства иностранного лица.

  1. При установлении юридического статуса иностранного лица суд может также принимать во внимание открытую информацию в сети «Интернет», размещенную на официальных сайтах уполномоченных иностранных органов по регистрации юридических лиц и содержащую сведения о регистрации юридических лиц;
  2. по общему правилу, документы, подтверждающие юридический статус иностранного лица и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до обращения истца в арбитражный суд (пункт 9 части 1 статьи 126 АПК РФ), за исключением случаев, когда такие документы требуют консульской легализации или проставления апостиля.
  3. В случае если документы требуют консульской легализации или проставления апостиля, такая легализация должна быть совершена или апостиль должен быть проставлен не ранее чем за тридцать дней до обращения истца в арбитражный суд, а сам документ при этом должен быть получен в разумные сроки до начала осуществления консульской легализации или до проставления апостиля;

наименования иностранных лиц указываются в тексте судебных актов в том виде, в каком они существуют по правилам личного закона иностранных юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Наименования лиц, существующие не в кириллице или латинице, приводятся в кириллице или латинице в транслитерации (при этом используется вариант транслитерации, представленный самим иностранным лицом, при его наличии).

Автор помощник прокурора г.Новороссийска Е.Г.Шаповалова

Источник: http://www.prokuratura-novoros.ru/index.php/newspunkt/38-newsbestcat/2417-2017-07-10-15-34-01

Новости

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, иностранных государств либо возникающие из отношений, осложненных иным иностранным элементом, в пределах полномочий, установленных главой 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Правовое регулирование разрешения арбитражными судами указанных дел осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, входящими согласно части 4 ст. 15 Конституции РФ в ее правовую систему, АПК РФ, иным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах РФ.

Под делами по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом, понимаются дела: с участием иностранных лиц; по спорам, предметом которых являются права на имущество, иной объект, находящийся на территории иностранного государства (например, права на имущество в иностранном государстве, которыми обладает российская организация, права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, находящиеся или зарегистрированные в иностранном государстве); по спорам, связанным с юридическим фактом, имевшим место на территории иностранного государства, в частности спору, вытекающему из обязательств, возникающих из причинения вреда, произошедшего в иностранном государстве.

Указанные споры рассматриваются арбитражным судом по правилам и в пределах полномочий, установленных АПК РФ, с особенностями, предусмотренными разделом V АПК РФ («Производство по делам с участием иностранных лиц»), если международным договором РФ не предусмотрено иное (часть 3 ст. 3, часть 1 ст. 253, 256.1 АПК РФ).

  • Применяя правила судопроизводства, установленные нормами международных договоров, арбитражный суд определяет действие этих правил во времени и пространстве в соответствии с разделом 2 части 3 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее — Венская конвенция).
  • Если заключено несколько международных договоров РФ с иностранным государством в отношении правил судопроизводства по делам об экономических спорах, возникающих из отношений, осложненных иностранным элементом, арбитражный суд устанавливает подлежащий применению международный договор, руководствуясь нормами Венской конвенции, Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах РФ», нормами самого международного договора, вопрос о применении которого разрешается судом.
  • Специальный международный договор подлежит приоритетному применению независимо от круга его участников и времени принятия, если нормами международных договоров не установлено иное.
Читайте также:  Чем регулируются права и обязанности членов семьи?

Источник: https://procrf.ru/news/554919-prokuror-razyyasnyaet-obschie-voprosyi-rassmotreniya-del-po-ekonomicheskim-sporam-voznikayuschim.html

2. Понятие и виды правоотношений, осложненных иностранным элементов

  • Под
    правоотношениемпонимается
    общественное отношение урегулированное
    нормами права
  • Нормы
    международного частного права регулируют
    гражданско-право­вые, семейные и
    трудовые отношения с иностранным (или
    международ­ным) элементом, а также
    гражданско-процессуальные отношения,
    если возникает юридическая связь
    перечисленных от­ношений с правопорядками
    двух или более государств. Иностранный
    элемент может присутствовать в трех
    различных качествах, а именно:
  • 1)
    в качестве субъекта (гражданин иностранного
    государства, иностранная организация
    или иностранное государство, которое
    только тогда является субъектом
    международного частного права, когда
    вступает в частные отношения с физическим
    или юридическим лицом);
  • 2)
    в качестве объекта, который находится
    за границей;

3)
в качестве события, юридического факта,
произошедшего за границей (причинение
вреда, заключение договора, смерть и
т.д.).

При
этом необходимо отметить, что в жизни
указанные элементы могут встречаться
в различных сочетаниях. Например,
гражданин Израиля составляет завещание
по месту жительства, оставляя свое
имущество, находящееся во Франции
гражданину России.

Либо в Испании
заключается договор перевозки из Греции
в Россию, а в качестве перевозчика
выступает юридическое лицо из Италии.

Все это требует четкого определения,
законодательством какого государства
необходимо руководствоваться, чтобы
соблюсти правомерность правоотношений.

Отвечая
на вопрос, о каких отношениях, регулируемых
нормами международного частного права,
идет речь, обычно говорят о двух основных
группах.

Первая — экономические,
хозяйственные, научно-технические и
культурные отношения в той их части,
которая подпадает под действие норм
международного частного права. В данном
случае задача международного частного
права состоит в регулировании деловых
связей организаций и фирм различных
стран.

Особое значение приобретает для
России создание благоприятного
климата для иностранных инвестиций,
содействие экономической интеграции
со странами СНГ.

Вторая
— отношения с участием иностранцев,
затрагивающие их имущественные и личные
неимущественные, семейные, трудовые и
другие права частноправового характера.

Речь идет, например, о создании гарантий
и обеспечении прав в случаях заключения
смешанных браков (а их число растет), и
особенно защиты интересов усыновленных
детей.

Таким образом, нормы международного
частного права определяют правовое
положение иностранных граждан в России
и российских граждан за рубежом.

Для
российского государства и его органов
особую актуальность имеет использование
норм и принципов международного частного
права для защиты законных прав и интересов
россиян, проживающих за рубежом. Известно,
что всесторонняя защита прав и интересов
российских граждан и соотечественников
за рубежом — это одна из основных целей
внешней политики нашего государства.
Нормы, регулирующие эти отношения,
входят в состав международного частного
права.

3. Система международного частного права

Международное
частное право, как и многие отрасли
права, делится на две части: Общую
и
Особенную.

В Общей части рассматриваются вопросы,
которые имеют значение для международного
частного права в целом, вопросы, которые
могут быть, так сказать, вынесены за
скобки при анализе норм и институтов,
составляющих содержание отдельных тем
Особенной части.

Общую
часть

составляет рассмотрение источников
международного частного права, ряда
общих понятий и принципов, прежде всего
методов регулирования, национального
режима и режима наибольшего
благоприятствования, принципа взаимности,
правил о квалификации юридических
понятий, об обратной отсылке и отсылке
к закону третьей страны, об оговорке о
публичном порядке, о действии так
называемых сверхимперативных норм в
международном частном праве. К Общей
части следует отнести и рассмотрение
правового положения субъектов
гражданско-правовых отношений с
иностранным элементом, государства как
особого субъекта таких отношений,
иностранных юридических лиц и иностранных
граждан.

Особенная
часть

обычно состоит из следующих разделов:
1) право собственности; 2) обязательственное
право, и прежде всего договор купли-продажи
товаров и договор перевозки; 3) кредитные
и расчетные отношения; 4) обязательства
из правонарушений; 5) право интеллектуальной
собственности; 6) семейное право; 7)
наследственное право; 8) трудовые
отношения; 9) международное гражданское
процессуальное право; 10) рассмотрение
споров в международных третейских
судах. Вопросам международного
процессуального права, в состав которого
входят и проблемы трансграничного
банкротства, а также третейскому
разбирательству уделяется в Особенной
части большое внимание. Это вопросы
процессуального положения сторон,
иностранных граждан и лиц без гражданства,
юридических лиц иностранного государства,
вопросы подсудности, исполнения судебных
поручений, признания и исполнения
иностранных судебных решений.

Господствующая
точка зрения не относит нормы
процессуального характера, регулирующие
отношения сторон, к составу норм
международного частного права, поскольку
суд (имеются в виду только государственные
суды) — это орган государства, и отношения
суда со сторонами — это отношения
публично-правового характера.

Но в
современных условиях все более
существенное значение приобретает
принцип состязательности и принцип
господства сторон в споре (они часто
определяют подсудность, играют
значительную роль в представлении
доказательств).

В международных договорах
о правовой помощи одновременно
регулируются вопросы применения права
к соответствующим отношениям (коллизионные
вопросы) и вопросы подсудности, т.е.
определения того, суд какого государства
будет рассматривать спор.

Это объясняется
тем, что на практике в случае возникновения
спора между сторонами определению
применимого права всегда предшествует
решение процессуальных вопросов, и
прежде всего вопроса о подсудности. В
этом проявляются связи коллизионных и
процессуальных норм в данной сфере.

Особенно ярко такая связь видна в широко
распространенном в мировой практике
обращении к третейскому суду как органу
для рассмотрения спора. В этом случае
властные отношения вообще отходят на
второй план, поскольку орган для
рассмотрения спора и, соответственно,
порядок рассмотрения избираются
сторонами.

Примером
проявления этой тенденции является
заключение государствами — членами
Содружества Независимых Государств
Конвенции о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция),
а также новой редакции этой Конвенции
(Кишиневская конвенция 2002 г.).

В
этих Конвенциях разделы и части о личном
статусе физических лиц, семейных делах,
имущественных правоотношениях,
наследовании содержат прежде всего
положения о праве, подлежащем применению,
а затем о том, суд (или иной орган) какого
государства обладает компетенцией в
соответствующем случае.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2490734/page:3/

Новые разъяснения Верховного Суда по спорам с иностранным элементом: что необходимо знать?

08/2017

Пленум Верховного Суда Российской Федерации (далее – «ВС») недавно опубликовал текст Постановления «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом» (далее – «Постановление»).

Постановление содержит ряд важных уточнений, а также подробно освещает многие практические аспекты, которые ранее возникали в судебной практике по делам, осложненным иностранным элементом.

Участникам судебных разбирательств, осложненных иностранным элементом, следует учитывать данные разъяснения ВС в целях минимизации процессуальных рисков, связанных с разбирательством, в том числе в государственных судах РФ.

Ниже мы выделили ряд наиболее важных положений Постановления. Полный текст Постановления доступен по ссылке.

Исключительная компетенция арбитражных судов РФ

В контексте Постановления к спорам, осложненным иностранным элементом, относятся экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности с участием иностранных компаний, граждан (и лиц без гражданства), осуществляющих такую деятельность, а также международных организаций и иностранных государств, либо дела, возникающие из отношений, осложненных иным иностранным элементом (например, об осуществлении прав на имущество в иностранном государстве, которыми владеет российская организация).ВС подчеркнул, что исключительная компетенция арбитражных судов РФ распространяется на экономические споры с иностранным элементом в отношении:

  • государственного или муниципального имущества, включая споры о приватизации и его принудительном отчуждении для государственных нужд;
  • недвижимого имущества на территории РФ или прав на него, в которых удовлетворение заявленного требования и его исполнение влечет необходимость государственной регистрации соответствующих изменений или внесения записей в ЕГРЮЛ (кроме споров, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции). Важно, что воздушные и морские суда (включая суда внутреннего плавания) считаются находящимися на территории РФ, если права на них зарегистрированы в государственном реестре РФ;
  • регистрации или выдачи патентов, свидетельств, регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности в РФ;
  • признания недействительными записей в государственные реестры РФ;
  • создания и ликвидации на территории РФ юридических лиц и оспаривания решений их органов, а также регистрации индивидуальных предпринимателей. При этом необходимо помнить, что согласно новым правилам об арбитраже (см. наш информационный бюллетень по ссылке) некоторые категории корпоративных споров теперь могут рассматриваться третейскими судами при наличии соответствующего арбитражного соглашения и с соблюдением особого порядка рассмотрения таких споров. Например, это касается споров о создании юридических лиц в России, об участии в таком обществе и управлении им.

Действие пророгационного соглашения

Участники международных экономических отношений могут согласовать рассмотрение всех или определенных споров в арбитражном суде РФ (то есть заключить так называемое пророгационное соглашение).

В таком случае компетенция соответствующего суда станет для сторон этого соглашения исключительной при условии, что оно не изменит исключительную компетенцию иностранного суда. Аналогичное соглашение может быть заключено и между двумя иностранными лицами.

Исключительная компетенция российских арбитражных судов не может быть изменена пророгационным соглашением о передаче спора в компетентный суд иностранного государства либо дерогационным соглашением об исключении компетенции российских арбитражных судов.

Например, АПК РФ предусмотрено, что иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд РФ по месту нахождения такого имущества. С учетом этого пророгационное соглашение не может изменить данное правило и установить, что такие иски будут рассматриваться в государственных судах Великобритании или Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма.

Пророгационное соглашение сохраняет свое действие при перемене лиц в обязательстве, в отношении которого такое соглашение заключено, если стороны не договорились об ином и если этот спор остается в ведении арбитражного суда и при этом не нарушается исключительная компетенция иностранного суда.

Читайте также:  Где и как получить гражданство ребенку

Так, если первоначальные кредитор и должник согласовали разрешение споров по договору поставки в арбитражном суде РФ, данное пророгационное соглашение будет действовать и в отношении их правопреемников по такому договору поставки, если стороны прямо не договорились об ином.В силу автономности соглашения о порядке разрешения споров недействительность и/или незаключенность основного договора сами по себе не влекут за собой недействительность и неисполнимость пророгационного соглашения.

  • Пророгационное соглашение должно быть заключено в письменной форме, к которой также относится обмен письмами и иными документами, включая электронные, также другими способами, позволяющими достоверно установить, что отправителем является другая сторона.
  • Пророгационное соглашение также считается заключенным путем обмена процессуальными документами, в которых одна из сторон, например истец заявляет о наличии такого соглашения в исковом заявлении , а другая – ответчик – не высказывает возражений в отзыве на исковое заявление.

Предъявление иска к филиалам и представительствам иностранной компании

По общему правилу арбитражные суды РФ рассматривают дела с участием иностранных организаций, осуществляющих в России предпринимательскую деятельность через свои российские филиалы или представительства, а не через филиалы и представительства, созданные в иностранной юрисдикции и деятельность которых не имеет тесной связи с территорией России.

В этой связи при предъявлении иска к такому «иностранному» филиалу или представительству иностранной организации, арбитражный суд может с согласия или по ходатайству истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим – заменить «иностранный» филиал/представительство иностранной организации на саму организацию. Если же истец против такой замены, производство по делу подлежит прекращению как не подлежащему рассмотрению в арбитражном суде РФ.

Споры из отношений с использованием Интернета

Постановление также разъясняет содержание положений АПК РФ о так называемых «Интернет спорах» с иностранным элементом, формулировка которых вызывала вопросы.

Так, ВС указал, что доменные споры, связанные с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности и осложненные иностранным элементом, рассматриваются арбитражными судами, если: (i) доменное имя зарегистрировано в российских доменных зонах, например, «ru.», «su.», «рф.», или в доменных зонах второго уровня, ориентированных на российский рынок, например «.ru.com»; или (ii) доменное имя зарегистрировано российским регистратором в иных доменных зонах, например, «.com» или «.org».

Определение тесной связи с территорией РФ

ВС разъяснил, что в отсутствие соответствующих прямых указаний в АПК РФ или пророгационном соглашении, при определении своей компетенции на рассмотрение спора с иностранным элементом арбитражный суд устанавливает наличие тесной связи спорного правоотношения с территорией РФ в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.

Подтверждением наличия тесной связи спорного правоотношения с территорией РФ могут быть среди прочего следующие факторы:

  • территория РФ является местом исполнения значительной части обязательств из правоотношения;
  • предмет спора наиболее тесно связан с территорией РФ;
  • основные доказательства по делу находятся в РФ или российское право является правом, применимым к договору;
  • сайт с доменным именем, в отношении которого возник спор (за исключением доменных имен в российской доменной зоне, например «.ru», «.su», «.рф»), в первую очередь ориентирован на российскую аудиторию;
  • регистрация физического лица-руководителя иностранной компании на территории РФ осуществлена по его месту жительства («прописки») в РФ.

Отказ от права на возражение

Участие иностранной компании в процессе и отсутствие возражений с ее стороны в отношении компетенции российского арбитражного суда до первого заявления по существу спора подтверждают ее волю на рассмотрение спора в России. Это, в свою очередь, влечет утрату права такой иностранной компании ссылаться на отсутствие компетенции у российского суда.

Срок действительности документов, подтверждающих статус иностранной компании в суде

ВС указал, что по общему правилу, документы, подтверждающие юридический статус иностранного лица, выступающего истцом, и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до обращения истца в арбитражный суд, если только эти документы не требуют консульской легализации или проставления апостиля.Если же такие документы требуют консульской легализации или проставления апостиля, соответствующие процедуры должны быть осуществлены не ранее, чем за тридцать дней до обращения истца в арбитражный суд, а сам документ при этом должны быть получен в разумные сроки до начала процедуры консульской легализации или проставления апостиля.

Также ВС разъяснил, что отсутствие в материалах судебного дела актуальных, достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих статус иностранной компании, участвующей в деле, может служить основанием для отмены решения в кассационном порядке и отправления дела на новое рассмотрение.

Судебные извещения для иностранных лиц

Порядок направления находящемуся за границей России иностранному лицу извещений о судебном разбирательстве и иных судебных документов может регулироваться двусторонними договорами об оказании правовой помощи либо многосторонними соглашениями, такими как Конвенция по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1 марта 1954).ВС указал, что российский суд при оказании международной правовой помощи должен использовать такие механизмы взаимодействия компетентных органов государств, которые обеспечивают наиболее быстрое и менее формализованное сотрудничество.

При этом, если на территории России находится представитель иностранного лица, уполномоченный на получение судебных документов, последние направляются в общем порядке по адресу такого представителя. В этом случае направление судебных документов по адресу стороны в иностранном государстве не требуется.

Применение российским судом иностранного права

ВС разъяснил, что указание в договоре российского суда в качестве места рассмотрения споров не означает автоматического подчинения этого договора российскому материальному праву.

Применимое право в такой ситуации определяет суд, руководствуясь коллизионными нормами в отсутствие в договоре указания на применимое право. Суд вправе возложить на стороны обязанность представить сведения о содержании норм иностранного права, о чем должно быть вынесено определение.

При этом возложение данной обязанности на стороны не означает освобождения суда от его собственной обязанности по установлению содержания норм иностранного права.

иностранного права может подтверждаться текстами правовых актов, ссылками на их источники опубликования, заключениями по иностранному праву, подготовленными лицами, обладающими специальными познаниями.

В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться за содействием и разъяснением в компетентные органы (Министерство юстиции Российской Федерации и иные компетентные органы или организации в Российской Федерации и за границей, например консульство соответствующего иностранного государства на территории РФ) или организации, привлечь специалиста либо эксперта. Суд вправе поручить проведение экспертизы в области иностранного права российскому или иностранному гражданину, обладающему соответствующими познаниями. Квалификация эксперта должна подтверждаться соответствующими документами.

При этом перед экспертом могут быть поставлены только вопросы о содержании норм иностранного права, а не о правовой оценке отношений сторон и представленных доказательств. Если же заключение эксперта представляет собой анализ отношений сторон и доказательств, то оно признается недопустимым доказательством и не принимается судом.

Обеспечительные меры российских судов

Обеспечительные меры по иску, рассматриваемому по существу в иностранном суде, могут быть приняты российским арбитражным судом при наличии у него эффективной юрисдикции. Такая юрисдикция может быть установлена по месту нахождения лица, просящего о применении обеспечительных мер, по месту нахождения имущества, подлежащего аресту, либо по месту нарушения прав заявителя.

ВС также разъяснил, что эффективной признается юрисдикция, в рамках которой обеспечительные меры могут быть исполнены быстро и надлежащим образом.

В связи с этим юрисдикция по применению обеспечительных мер может не совпадать с юрисдикцией рассмотрения спора по существу.

Даже если российский суд не обладает компетенцией по рассмотрению основного спора, это не препятствует ему принять обеспечительные меры в обеспечение иска, рассматриваемого по существу иностранным судом.

Одновременно ВС уточнил, что российский арбитражный суд отказывает в исполнении поручения иностранного суда о принятии обеспечительных мер, направленного в порядке оказания правовой помощи, так как применение обеспечительных мер не входит в объем взаимной правовой помощи.

Принятые иностранным судом обеспечительные меры в виде адресованного какому-либо лицу запрета на участие в рассмотрении спора в судах Российской Федерации не препятствуют российскому арбитражному суду рассмотреть указанный спор, если данный спор отнесен российским законом к исключительной компетенции российского арбитражного суда.

Источник: https://cms.law/ru/RUS/Publication/Novye-raz-yasneniya-Verhovnogo-Suda-po-sporam-s-inostrannym-elementom-chto-neobho

Порядок рассмотрения дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом

Дела по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом рассматриваются арбитражным судом по АПК РФ с особенностями, предусмотренными главами 33, 33.1, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное (ч. 1 ст. 253, ст. 256.1 АПК РФ).

Арбитражные суды могут обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (вручении судебных извещений и других документов, обеспечении доказательств, получении письменных доказательств, осмотре на месте, производстве экспертизы и т.д).

О направлении поручения в суд иностранного государства или компетентный орган иностранного государства арбитражный суд Российской Федерации выносит определение (ч. 5 ст. 3, ст. 73 АПК РФ).

Направление судебного поручения компетентному органу иностранного государства, в том числе о судебном извещении иностранного лица, находящегося (проживающего) вне пределов Российской Федерации и участвующего в деле, или о совершении отдельного процессуального действия, производится в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, положениями ст. 121, 253, ч. 4 ст. 256 АПК РФ.

  • В зависимости от требований международных договоров и (или) арбитражного процессуального законодательства документы могут направляться, в частности:
  • — путем непосредственного вручения участнику судебного разбирательства судебных документов, направленных по почте (пункт «а» статьи 10 Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 года) (далее — Гаагская конвенция 1965 года);
  • — непосредственно в компетентный суд государства исполнения поручения (статья 5 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 года (далее — Соглашение 1992 года) );
  • — непосредственно в центральные органы государства исполнения поручения (статья 2 Гаагской конвенции 1965 года, статья 3 Договора между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Улан-Батор, 20 апреля 1999 года);
  • — через территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации компетентному органу государства исполнения поручения;
  • — через центральные, территориальные и иные органы учреждений юстиции компетентному суду (органу) государства исполнения поручения (статья 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 года) (далее — Конвенция 1993 года).
  • При отсутствии международного договора поручение направляется через территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации в порядке международной вежливости.
Читайте также:  Образец журнала выдачи должностных инструкций

При условии соблюдения требований международных договоров об оказании правовой помощи не исключается одновременная пересылка судебных документов заинтересованным лицам за границу почтой, вручение их надлежащим представителям иностранных лиц в России и т.д.

  1. Порядок направления находящемуся (проживающему) вне пределов Российской Федерации иностранному лицу извещений о судебном разбирательстве и иных судебных документов может регулироваться в зависимости от того, в каком государстве находится (проживает) иностранное лицо, в частности, международными двусторонними договорами Российской Федерации с иностранными государствами об оказании правовой помощи, Гаагской конвенцией 1965 года, Соглашением 1992 года, Конвенцией 1993 года, Конвенцией по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1 марта 1954 года) (далее — Гаагская конвенция 1954 года).
  2. Арбитражный суд при оказании международной правовой помощи применяет международный договор, устанавливающий механизм взаимодействия компетентных органов государств, обеспечивающий наиболее быстрое и менее формализованное взаимодействие таких органов, как направленный на более быстрое восстановление нарушенных (оспоренных) прав.
  3. Например, статьей 5 Соглашения 1992 года предусмотрен следующий порядок выполнения поручений, направляемых в государства — участники данного соглашения: поручения арбитражных судов России направляются в такие государства почтовой связью, без перевода, непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры на территории этих государств.

Применяя положения Гаагской конвенции 1965 года, арбитражному суду необходимо учитывать пункт VIII Заявлений Российской Федерации по этой Конвенции о том, что взыскание любым государством-участником сборов или издержек в связи с услугами, предоставленными запрашиваемым государством, (за исключением оговоренных в пунктах «а» и «б» части второй статьи 12 Конвенции, будет рассматриваться Российской Федерацией как отказ от применения Конвенции в отношении Российской Федерации, и, соответственно, Российская Федерация не будет применять Конвенцию в отношении такого государства-участника. В этом случае извещение о судебном разбирательстве и иные судебные документы направляются иностранному лицу на основании двусторонних международных договоров об оказании правовой помощи, а в их отсутствие — по правилам главы 12 АПК РФ.

В связи с исполнением судебного поручения в иностранном государстве арбитражный суд продлевает срок рассмотрения дела в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 152, ч. 3 ст. 253 АПК РФ, откладывает судебное разбирательство в порядке, предусмотренном ст. 158 АПК РФ.

Участие иностранных лиц в деле само по себе не означает, что дело является особо сложным, и поэтому не предполагает продления срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании ч. 2 ст. 152 АПК РФ.

Продление срока судебного разбирательства на основании указанной нормы может быть обусловлено необходимостью надлежащего извещения о судебном разбирательстве лица, находящегося в иностранном государстве.

Согласно ч. 3 ст. 253 АПК РФ при отсутствии в договоре о правовой помощи срока для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства или отсутствии такого договора срок рассмотрения дела может быть продлен на срок не более чем 6 месяцев.

При применении ч. 3 ст.

253 АПК РФ арбитражным судам необходимо учитывать, что продление срока рассмотрения дела на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора — не более чем на шесть месяцев, не исключает продления срока рассмотрения дела в порядке и по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 152 АПК РФ. При наличии таких оснований указанные сроки продления могут суммироваться; конкретный срок, на который продлевается рассмотрение дела, указывается в определении суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 АПК РФ дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные АПК РФ.

В случае когда Министерство юстиции Российской Федерации при оказании правовой помощи взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в дипломатическом порядке (через органы Министерства иностранных дел Российской Федерации), арбитражные суды направляют поручения (в том числе и о вручении документа о вызове в суд) в эти государства не позднее чем за девять месяцев до дня рассмотрения дела, если иное не предусмотрено международным договором.

В случае когда Министерство юстиции Российской Федерации при оказании правовой помощи взаимодействует с центральными органами юстиции иностранных государств непосредственно, арбитражные суды направляют поручения в эти государства не позднее чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, если иное не предусмотрено международным договором.

По смыслу п. 6 ч. 1 ст. 135 АПК РФ, в рамках совершения иных направленных на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела действий, в случае возникновения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в первоначально назначенную дату, арбитражным судом может быть назначена резервная дата проведения судебного заседания.

  • В определении о принятии искового заявления, заявления к производству могут быть назначены сразу как дата предварительного судебного заседания, так и возможная дата основного судебного заседания, если суд в предварительном судебном заседании признает дело подготовленным.
  • При этом указание в судебном извещении на отложение судебного разбирательства на резервную дату по причине возникновения какого-либо определенного обстоятельства не свидетельствует о наличии препятствий к отложению судебного разбирательства и рассмотрению дела в резервную дату при наступлении иных обстоятельств, являющихся основанием для отложения судебного разбирательства.
  • Ненаступление содержащегося в указанном судебном извещении условия о применении резервной даты рассмотрения дела в случае несвоевременного получения судебного извещения при отложении судебного разбирательства не влечет необходимости направления иностранному лицу нового извещения о рассмотрении дела в резервную дату, о которой ему было сообщено в первоначальном извещении.

По смыслу положений ч. 2 ст. 253 АПК РФ, п. 3 ст. 54 ГК РФ, если на территории Российской Федерации находится представитель иностранного лица, уполномоченный на получение извещения о судебном разбирательстве и иных судебных документов, последние направляются в общем порядке, предусмотренном ст. 121, 123 АПК РФ, по адресу такого представителя.

В этом случае направление судебных документов по адресу стороны в иностранном государстве не требуется.

В отсутствие достоверных сведений о месте нахождения иностранного лица, участвующего в деле, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному месту его нахождения или месту жительства ответчика (третьего лица) (ч. 5 ст. 123, п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, ч. 1 ст. 253 АПК РФ).

При отсутствии таких сведений, возникновении у суда сомнений в их достоверности надлежащим извещением считается направление извещений по адресам, известным суду.

При этом суд может предложить истцу представить сведения из торговых реестров стран с указанием места нахождения иностранных лиц, участвующих в деле, и (или) совершить отдельное процессуальное действие с занесением его в протокол предварительного судебного заседания, заключающееся в осмотре открытой информации в сети «Интернет», размещенной на официальных сайтах уполномоченных иностранных органов по регистрации юридических лиц и содержащей сведения о регистрации юридических лиц, с последующей распечаткой этих сведений и осуществлением их перевода на русский язык.

В соответствии с принципом языка судопроизводства (ст. 12 АПК РФ) поручения арбитражных судов представляются в органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации на русском языке.

Стороны в споре могут представлять в арбитражный суд заверенные переводы документов, подлежащих вручению за границей.

Поручение и прилагаемые к нему документы для перевода на иностранный язык могут быть направлены арбитражным судом переводчику, привлекаемому для осуществления судопроизводства в порядке, предусмотренном АПК РФ, либо в специализированное учреждение, осуществляющее перевод на иностранный язык судебных документов (бюро переводов, торгово-промышленную палату субъекта Федерации и др.).

  1. Законодательством Российской Федерации также не исключена возможность привлечения переводчика с согласия участников арбитражного процесса для осуществления перевода судебных документов на иностранный язык.
  2. В случаях, предусмотренных международным договором, подпись переводчика на переводе судебных документов на иностранный язык должна быть нотариально заверена.
  3. Распределение расходов на осуществление перевода судебных документов на иностранный язык производится в порядке, установленном АПК РФ.

С учетом того, что участвующие в деле лица должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 2 ст.

41 АПК РФ), факт отсутствия доказательств получения судебных извещений, направленных в порядке, предусмотренном нормами соответствующего международного договора или федерального закона, сам по себе не может являться основанием для безусловной отмены судебного акта, если в судебном заседании принял участие уполномоченный представитель иностранного лица и (или) суду от иностранного лица поступили отзыв, доказательства, ходатайства либо имеются иные доказательства того, что иностранное лицо знало о судебном разбирательстве.

Применительно к положениям ч. 6 ст. 121 АПК РФ при наличии в материалах дела доказательств, подтверждающих вручение иностранному лицу копии первого судебного акта по рассматриваемому делу в установленном ч. 3 ст.

253 АПК РФ порядке, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца второго ч. 1 ст. 121 АПК РФ.

В этом случае иностранные лица, как и участвующие в деле российские организации, граждане Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Выполнение арбитражными судами поручений о совершении отдельных процессуальных действий производится в порядке, предусмотренном международными договорами с участием Российской Федерации, ч. 1 — 3 ст. 256 АПК РФ.

Арбитражный суд Российской Федерации исполняет переданные ему в установленном порядке поручения судов иностранных государств в соответствии с нормами АПК РФ, если иной порядок не предусмотрен международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 256 АПК РФ).

Вопрос об исполнении или отказе в исполнении иностранного судебного поручения рассматривается в судебном заседании. По результатам рассмотрения выносится определение (ст. 74 АПК РФ).

Источник: https://juristic.pro/arbitrazhnyj-process/poryadok-rassmotreniya-del-po-ekonomicheskim-sporam-voznikayushhim-iz-otnoshenij-oslozhnennyx-inostrannym-elementom.html

Ссылка на основную публикацию