Налоговики не обязаны консультировать налогоплательщиков и помогать им

Есть такая работа — налоги собирать. А в обязанности тех, кто собирает налоги, входит, в том числе, бесплатное информирование людей и организаций о налоговом законодательстве: о том, как считать и платить налоги, заполнять декларации и о многом другом, что прописано в подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. Однако налоговики трактуют свои обязанности по-своему.

«Мы вас обязаны информировать, а не консультировать»

ФНС России издала письмо от 27.12.2018 № ГД-4-19/25766@, в котором посетовала, что в последнее время уж слишком часто стали поступать жалобы налогоплательщиков, недовольных тем, что специалисты территориальных налоговых инспекций не желают давать подробные разъяснения, помогать налогоплательщикам заполнять отчетность и трактовать нормы НК РФ.

Налоговики заявили, что все вышеперечисленное относится к консультированию, а не информированию. А консультации они давать не обязаны.

Разница между консультированием и информированием

Вопрос, чем отличается одно понятие от другого, очень спорный, а грань — очень тонкая. Настолько тонкая, что ряд ведущих юристов-экспертов отождествляют их. Другие специалисты все же находят различия. Проблема и в том, то четкого определения данным понятиям в нормативно-правовых актах не дано.

Однако устоявшимся мнением считается такое:

  • информация имеет «транспортный» характер по передаче каких-либо сведений;
  • консультация заключается в выработке и передаче знаний.

Если исходить из этой трактовки, информированием налогоплательщиков можно считать, например, опубликование информации на сайте ФНС, на стендах в налоговых инспекциях, письменные и устные ответы на общие вопросы по налогам и др.

Консультация же — это решение частного вопроса налогоплательщика или объяснение, как ему оптимально поступить.

Кто заинтересован, чтобы деньги в бюджет поступали в сроки и в правильно рассчитанной сумме?

Верно, прежде всего, государство в лице ФНС. И в связи с этим ответ налоговиков о том, что они не обязаны давать подробные разъяснения или помогать заполнять декларации, выглядят весьма странно. Как тот, кто рубит сук, на котором сидит.

Конечно, можно обложиться регламентами, поднять всю нормативку, обратиться к лингвистам и, наконец-таки вывести четкие определения информированию и консультированию. И написать «вот отсюда до сюда мы делаем, а дальше — ни-ни». Но зачем?

Не задача ли налоговых органах быть заинтересованными, чтобы налогоплательщики досконально знали, что и как им рассчитывать, что и когда платить, что и куда подавать. И не государству ли будет лучше, что налогоплательщикам будет даваться вся необходимая информация (а при необходимости — и консультация), если в конечном итоге это поможет повысить пополняемость бюджета?

А что вы думаете, уважаемые читатели, по поводу обязанностей налоговых органов?

Кстати, если у вас есть вопросы по налоговому или бухгалтерскому законодательству, вы всегда можете задать их нашим экспертам. Наши ответы подробны и бесплатны, независимо от того, что вам требуется — разъяснение последних налоговых изменений, информирование или консультация.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a93fcaafd96b1bd3c0893c8/5c7ad3984e3fa000af10e6ca

Консультации налоговых органов

Вопрос:

Подскажите, есть ли обязанность у налоговых инспекторов давать устные или письменные консультации налогоплательщикам? Дело в том, что наше руководство обратилось к начальнику инспекции с вопросом о проведении консультации.

На это получили ответ в грубой форме, что время налоговых инспекторов слишком дорого.

Подскажите, можем ли мы подать запрос в налоговую инспекцию и потом на основании ответа от инспекции проводить или не проводить сделку? И если такая обязанность у инспекции есть, — то, если можно, — ссылку на нормативный акт.

Ответ:

Согласно ст.

21 Налогового кодекса (далее — НК) налогоплательщики вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.

32 НК РФ налоговые органы обязаны «бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения».

Налоговые органы, в соответствии с действующим законодательством и документами вышестоящих органов определяют, какие конкретно работники налоговых органов осуществляют такого рода работу. Поэтому не каждый работник налоговой инспекции должен давать такого рода информацию.

Кроме того, следует учесть, что некоторые налогоплательщики пытаются получить информацию по своему характеру, не относящемуся к кругу вопросов, которые должен осветить налоговый орган.

Налоговые органы России не обязаны давать заключения о законности или незаконности планируемых или совершенных сделок.

Однако они обязаны дать ответ о налоговых последствиях тех или иных действий налогоплательщиков в случае получения таких запросов. Юридические лица и предприниматели на свой риск осуществляют предпринимательскую деятельность (п.1 ст.2 ГК РФ).

Это значит, что они должны самостоятельно принимать решения, в том числе о заключении или незаключении сделок и их условиях. Налоговый орган и его должностные лица по общему правилу не несут ответственности за последствия заключения или незаключения сделок налогоплательщиками на основе предоставленной ими информации, в том числе и неверной.

Это не исключает возможность для налогоплательщика обратиться с иском или заявлением в судебные органы.

В то же время, если консультации налоговых органов, данные налогоплательщикам, были неверными и это привело к возникновению недоимки по налогам, пеням и штрафам, то налогоплательщик, действовавший на основе таких консультаций, освобождается от уплаты штрафов. А вот от уплаты недоимки и пеней неверные консультации не спасают.

Об освобождении от ответственности (штрафов) говорит ст.111 НК РФ.

Обстоятельством, освобождающим от ответственности подпункт 2 пункта 1 этой статьи называет «выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов)».

Шеметович С. Г.

  • Руководитель Отдела Права
  • ЗАО «Объединенная Консалтинговая Группа»
  • Ответы на вопросы размещены в Справочно-правовой системе «Кодекс»

Источник: https://okgru.com/press-centr/mneniya-ekspertov/id122/

Обязана ли налоговая консультировать налогоплательщиков

Сдача налоговой отчетности – неотъемлемый аспект ведения бизнеса независимо от его организационно-правовой формы.

Налоговая отчетность представляет собой совокупность различных документов и бланков, содержащих сведения о налоговой базе, способе исчисления и объеме уплаты налогов тем или иным субъектом налогообложения.

Подготовка отчетности и ее сдача в налоговую службу вменяется в обязанность всем индивидуальным предпринимателям и любым организациям, зарегистрированным на территории РФ.

Налоговая отчетность тесно взаимосвязана с бухгалтерской отчетностью. Они характеризуют финансовое состояние предприятия, однако цели их составления несколько различаются.

  • Бухгалтерская отчетность иллюстрирует экономическое положение и отражает результаты хозяйственной деятельности организации, ее основные документы – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В бухгалтерской отчетности можно найти данные об активах и обязательствах предприятия, задолженностях, движении денежных средств, причитающихся налогах, чистой прибыли, суммах выплат акционерам и пр.
  • Налоговая отчетность показывает информацию о финансовой деятельности и экономических результатах компании сквозь призму налогового законодательства. В нее включаются сведения, которые влияют на размер налоговой базы, способы налогового учета, истории исчисления и уплаты налогов.

Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности происходит параллельно. Сдача бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию осуществляется вместе с подачей налоговой декларации.

Несмотря на то, что обе они призваны характеризовать финансовое состояние одного и того же предприятия, содержащиеся в них данные могут отличаться.

Это зависит от структуры бизнеса, применяемой системы налогообложения, политики бухгалтерского учета и ряда неочевидных факторов, которые может контролировать только опытный, талантливый бухгалтер.

В большинстве же случаев бухгалтерская и налоговая отчетность должны показывать полную идентичность цифр. В противной ситуации расхождения будут говорить о допущенных ошибках.

Налоговая отчетность: нормативное регулирование и ключевые моменты

Законодательную базу для подготовки и сдачи налоговой отчетности составляют Налоговый кодекс РФ, различные нормативно-правовые акты, изданные и разработанные ФНС России, а также их письма и разъяснения.

Принято выделять несколько типов налоговой отчетности:

  • Налоговая отчетность физического лица
  • Налоговая отчетность индивидуального предпринимателя
  • Налоговая отчетность организации

Налоги в РФ делятся на федеральные, региональные, местные и отраслевые. Общую налоговую систему дополняют несколько видов специальных налоговых режимов.

  1. К федеральным относятся прямые налоги (НДФЛ и налог на прибыль организации), НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и водный налог.
  2. Региональные состоят из налога на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортного.
  3. Местные формируются земельным налогом, на имущество физических лиц и торговым сбором.
  4. Отраслевые налоговые сборы и платежи: сборы за пользование объектами животного мира, платежи за пользование недрами и объектами водных биологических ресурсов.
  5. Специальные налоговые режимы представлены четырьмя системами налогообложения: УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) и ПСН (патентная система налогообложения).

Ст. 23 НК РФ гласит, что налогоплательщик обязан своевременно и регулярно предоставлять на проверку налоговые декларации.

Читайте также:  Создан официальный сайт, посвященный налогу на профессиональный доход

Базовый отчетный период составляет один год, по его итогам подается годовая налоговая декларация. В ряде случаев заполняются и промежуточные декларации – за три, шесть и девять месяцев работы организации.

Некоторые отчеты сдаются ежемесячно (например, налоговая карточка по форме 1-НДФЛ).

Регулярная сдача отчетности в налоговые органы вменяется в обязанность всем налогоплательщикам. Составление отчетности и ее предоставление в ИФНС должно происходить независимо от того, ведется ли предприятием финансово-хозяйственная деятельность или нет.

Даже если на расчетном счету за отчетный период не зафиксировано движения средств, не зарегистрировано ни одного факта поступлений в кассу, на предприятии нет наемных работников, не происходит заключения новых договоров и выполнения обязательств по старым – декларация все равно заполняется!

Чтобы избежать штрафных санкций, следует строго соблюдать сроки сдачи налоговой отчетности. В случае, если отчетность не поступит в ИНС в течение 10 рабочих дней после официальной даты окончания приема деклараций, расчетный счет опоздавшей организации будет заблокирован.

Подготовка отчетности: что нужно предусмотреть до подачи декларации

Грамотное составление налоговой отчетности базируется на правильно построенном налоговом учете. Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет обобщает информацию, определяющую налоговую базу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Соответственно подготовка налоговой отчетности начинается с превентивной меры – с создания адекватного налогового учета на предприятии. Если налоговый учет ведется своевременно и верно, то составление отчетности значительно упрощается.

Ст. 80 НК РФ относит к налоговой отчетности налоговую декларацию и налоговый расчет авансового платежа.

  • Налоговая декларация – это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.
  • Налоговый расчет авансового платежа – это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме авансового платежа подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления авансового платежа.

Это два основных отчетных документа, которые в зависимости от применяемой системы налогообложения и вмененных налогов могут сопровождаться всевозможными формами учета и поясняющими документами. Стандарты отчетных бумаг и инструкции по их заполнению утверждает Минфин РФ. Все формы и бланки, сдаваемые в налоговую инспекцию, должны быть заполнены в соответствии с официальными требованиями.

Отчетность в ИФНС подается на бумажном носителе или в электронном виде.

Если численность сотрудников организации составляет более 100 человек, налоговая отчетность предоставляется строго посредством электронных средств связи.

Это правило не распространяется на налогоплательщиков, использующих НДС. Они могут сдать отчетную декларацию только в электронной форме, независимо от числа нанятых сотрудников.

Вид и состав налоговой отчетности организации зависит от применяемой системы налогообложения.

Налоговая отчетность для ООО при ОСНО включает декларацию по налогу на прибыль, декларацию по НДС, декларацию по налогу на имущество предприятия.

Предприятия, владеющие зарегистрированными транспортными средствами, предоставляют декларацию по налогу на транспорт.

Компании, обладающие правом собственности или бессрочной аренды земельного участка, подают также декларацию по налогу на землю. В обязательном порядке сдается отчет по 2-НДФЛ.

Если фирма на обшей системе налогообложения ведет какую-либо специфическую деятельность, то налоговая отчетность для ООО дополняется рядом специальных налогов – оплатой акцизов, налогом на игорный бизнес, налогом на добычу полезных ископаемых, отчислениями за использование биологических ресурсов и недр и пр.

Организации на УСН не платят НДС, налог на прибыль и имущество. ООО на упрощенной системе налогообложения подают упрощенную налоговую декларацию по выбранной налоговой ставке. Однако, предприятия на «упрощенке» не освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Состав налоговой отчетности ИП также зависит от выбранной системы налогообложения.

  • ИП на ОСН постоянно платят НДФЛ (если в отчетном периоде был получен доход), НДС (если производились операции, облагаемые НДС) и все налоги на собственность (транспортный, имущественный, земельный водный), а также сдают 2-НДФЛ за наемных сотрудников.
  • Налоговая отчетность ИП при «упрощенке» сдается один раз в год. Утвержденная форма декларации является единой как для УНС с объектом налогообложения «доходы», так и для УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». ИП, которые не вели деятельность в отчетном периоде, обязаны сдавать «нулевую декларацию».
  • Налоговая отчетность для ИП с ЕНВД формируется ежеквартально. Она не требует ведения бухгалтерского учета, а размер налога определяет на основе усредненного базового показателя, независимо от реальных размеров выручки. При этом декларация ЕНВД не может быть нулевой, налог должен быть уплачен даже в том случае, если ИП не ведет деятельности.
  • Налоговая отчетность ИП при ЕСХН подразумевает замену НДФЛ, 2-НДФЛ и НДС единым налогом в виде 6% разницы между доходами и расходами индивидуального предпринимателя, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью.
  • Налоговая отчетность для ИП с ПСН готовится в соответствии со сроком действия патента, за основу берется книга учета доходов и расходов, ведущаяся отдельно по каждому патенту. Самостоятельной формы декларации для ПСН не предусмотрено.
  • Если ИП совмещает несколько режимов налогообложения, он должен сдавать предусмотренный отчет по каждому применяемому режиму. Например, при совмещении УСН и ЕНВД, необходимо подавать годовую декларацию по УСН и ежеквартальные отчеты по ЕНВД.

ФНС разъяснила различия информирования и консультирования по налогам для налогоплательщиков.

В налоговом законодательстве неопытному предпринимателю разобраться подчас практически невозможно. Налоговые режимы, ставки, ограничения, льготы — даже сами инспекторы ФНС иногда путаются в хитросплетениях поправок и условий и отказываются давать консультации, когда к ним обращаются за помощью растерянные налогоплательщики.

Но действительно ли налоговая обязана давать подробные разъяснения тем, кто испытывает трудности? ФНС рассказала налогоплательщикам, какую информацию обязана предоставлять бесплатно, а что не входит в компетенцию и обязанность инспекторов (письмо от 27.12.2018 № ГД-4-19/[email protected]). Рассмотрим список подробнее.

Информирование и консультирование

Налоговый кодекс, а именно п. 4 ст. 32, определяет обязанность ИФНС предоставлять услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков. В частности, налоговая должна предоставлять информацию следующего характера:

  • 1. о действующих в настоящее время налогах и сборах и регулирующих их законах, а также о нормах, касающихся порядка применения ставок и уплаты налогов и сборов;
  • 2. о правах и обязанностях различных категорий налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
  • 3. о правах и обязанностях налоговых служб и их должностных лиц;

4. о приеме налоговой документации.

  1. Подробное рассмотрение отдельно взятой ситуации, поиск решений и разъяснений последствий этих решений, предоставление рекомендации по ситуации является уже не информированием, а консультированием, подчеркнули в письме.
  2. А такие обязанности в налоговом законодательстве для работников ИФНС не установлены.
  3. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить важные новости, касающихся жизни в России.»

Источник: https://zen.yandex.ru Ассистент успеха

Источник: https://ipoteke.net/obyazana-li-nalogovaya-konsultirovat-nalogoplatelshhikov/

Как консультироваться в налоговой службе

Не все получатели социальной пенсии ощутили апрельскую прибавку Открываем статью 1.1 53-ФЗрасчеты — прием или выплата денежных средств с использованием наличных … Выдали сотруднику подотчет? Выдайте еще и кассовый аппарат. И это не шутка Мда Роскомнадзор заблокировал IP-адреса google.com.

Пользователи сообщили о проблемах с доступом к поисковику и почте где одни платят НДС, а другие не платят. НДС платит конечный потребитель, а не предпринима… Дробление бизнеса: ФНС теперь разрешает или нет? Такими темпами можно признать применение спец. режимов незаконными. Ведь целью перехода на спец.

… Дробление бизнеса: ФНС теперь разрешает или нет? я имею ввиду, если страховые взносы платить по месту жительства ИП, а не месту ведения деятельнос…

Юридическая консультация по налогам

Вопрос: Подскажите, есть ли обязанность у налоговых инспекторов давать устные или письменные консультации налогоплательщикам? Дело в том, что наше руководство обратилось к начальнику инспекции с вопросом о проведении консультации.

На это получили ответ в грубой форме, что время налоговых инспекторов слишком дорого.

Подскажите, можем ли мы подать запрос в налоговую инспекцию и потом на основании ответа от инспекции проводить или не проводить сделку? И если такая обязанность у инспекции есть, — то, если можно, — ссылку на нормативный акт.

Часто задаваемые вопросы

Важно Это не исключает возможность для налогоплательщика обратиться с иском или заявлением в судебные органы. В то же время, если консультации налоговых органов, данные налогоплательщикам, были неверными и это привело к возникновению недоимки по налогам, пеням и штрафам, то налогоплательщик, действовавший на основе таких консультаций, освобождается от уплаты штрафов. А вот от уплаты недоимки и пеней неверные консультации не спасают. Об освобождении от ответственности (штрафов) говорит ст.111 НК РФ.

Читайте также:  Закон о мобильных телефонах в армии вступил в силу 17 марта

Где можно проконсультироваться по поводу налогов?

Обстоятельством, освобождающим от ответственности подпункт 2 пункта 1 этой статьи называет «выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов)». Шеметович С. Г.

Консультации налоговых органов

Кроме того, следует учесть, что некоторые налогоплательщики пытаются получить информацию по своему характеру, не относящемуся к кругу вопросов, которые должен осветить налоговый орган. Налоговые органы России не обязаны давать заключения о законности или незаконности планируемых или совершенных сделок.

Внимание Однако они обязаны дать ответ о налоговых последствиях тех или иных действий налогоплательщиков в случае получения таких запросов. Юридические лица и предприниматели на свой риск осуществляют предпринимательскую деятельность (п.1 ст.2 ГК РФ). Это значит, что они должны самостоятельно принимать решения, в том числе о заключении или незаключении сделок и их условиях. Налоговый орган и его должностные лица по общему правилу не несут ответственности за последствия заключения или незаключения сделок налогоплательщиками на основе предоставленной ими информации, в том числе и неверной.

Налоговая инспекция должна консультировать бесплатно

  • ФНС России по Краснодарскому краю
  • ФНС России по Новосибирской области
  • ФНС России по Пермскому краю
  • ФНС России по Алтайскому краю
  • ФНС России по Омской области
  • ФНС России по Приморскому краю
  • ФНС России по Пензенской области
  • ФНС России по Кировской области
  • ФНС России по Ульяновской области
  • ФНС России по Чувашской Республике
  • ФНС России по Липецкой области
  • ФНС России по Рязанской области
  • ФНС России по Тамбовской области
  • ФНС России по Курганской области
  • ФНС России по Республике Мордовия
  • ФНС России по Мурманской области
  • ФНС России по Республике Марий Эл
  • ФНС России по Республике Карелия
  • ФНС России по Республике Калмыкия
  • ФНС России по Еврейской АО
  • ФНС России по Республике Крым
  • ФНС России по г.

Физлица могут получить налоговую консультацию по единому телефону

Источник: https://aval48.ru/kak-konsultirovatsya-v-nalogovoj-sluzhbe/

Решу егэ

Установите со­от­вет­ствие между дей­стви­я­ми и эле­мен­та­ми ста­ту­са на­ло­го­пла­тель­щи­ка в РФ: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТЫ СТА­ТУ­СА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
  • A) требовать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны
  • Б) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сборах
  • B) получать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сборах
  • Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой проверки
  • Д) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные налоги
1) права2) обязанности

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пояснение.

  1. Первой и глав­ной обязанностью на­ло­го­пла­тель­щи­ка является свое­вре­мен­ная и пол­ная уплата налога. Среди остальных следующие:
  2. 1) Обя­зан­ность вести бух­гал­тер­ский учет, со­став­лять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обес­пе­чи­вая ил со­хран­ность не менее пяти лет.
  3. 2) Обя­зан­ность представлять на­ло­го­вым органам не­об­хо­ди­мые для ис­чис­ле­ния и упла­ты налогов до­ку­мен­ты и сведения.
  4. 3) Обя­зан­ность вносить ис­прав­ле­ния в бух­гал­тер­скую отчетность в раз­ме­ре суммы со­кры­то­го или за­ни­жен­но­го дохода (прибыли), вы­яв­лен­но­го проверками на­ло­го­вых органов.
  5. 4) Обя­зан­ность в слу­чае несогласия с фактами, из­ло­жен­ны­ми в акте проверки, пред­став­лять письменные по­яс­не­ния мотивов от­ка­за от под­пи­са­ния этого акта.
  6. 5) Обя­зан­ность сообщать на­ло­го­вым органам в де­ся­ти­днев­ный срок о при­ня­том решении по лик­ви­да­ции (реорганизации) юри­ди­че­ско­го лица.

Права налогоплательщика не так многочисленны, как его обязанности. За­ко­но­да­тель­ством предусмотрены сле­ду­ю­щие их виды.

1) Право поль­зо­вать­ся льготами по упла­те налогов на ос­но­ва­ни­ях и в порядке, уста­нов­лен­ных законодательными актами.Вопрос о том, яв­ля­ет­ся ли при­ме­не­ние льготы пра­вом налогоплательщика, рас­смат­ри­вал­ся в гл. 8 (Порядок ис­чис­ле­ния налога).

В том случае, когда льго­та действительно яв­ля­ет­ся правом налогоплательщика, не­об­хо­ди­мо учитывать уста­нов­лен­ный порядок ее применения.

По­ми­мо этого, по­сколь­ку налог ис­чис­ля­ет­ся за опре­де­лен­ный период, то ис­поль­зо­вать данное право либо от­ка­зать­ся от него можно также в рам­ках налогового периода.

2) Право пред­став­лять налоговым ор­га­нам документы, под­твер­жда­ю­щие право на льго­ты по на­ло­гам является про­из­вод­ным от первого. Вме­сте с тем оно носит са­мо­сто­я­тель­ный характер, по­сколь­ку налоговые ор­га­ны не имеют права от­ка­зать налогоплательщику 8 предъ­яв­ле­нии указанных документов.

3) Право зна­ко­мить­ся с ак­та­ми проверок, про­ве­ден­ных налоговыми органами, яв­ля­ет­ся гарантией права на защиту, по­сколь­ку квалифицированное об­жа­ло­ва­ние решений на­ло­го­вых органов воз­мож­но только после озна­ком­ле­ния с вы­яв­лен­ны­ми в ходе про­вер­ки нарушениями.

4) Право пред­став­лять налоговым ор­га­нам пояснения по ис­чис­ле­нию и упла­те налогов и по актам про­ве­ден­ных проверок поз­во­ля­ет на ран­ней стадии раз­ре­шить спорные вопросы, не до­во­дя дела до ад­ми­ни­стра­тив­но­го или су­деб­но­го обжалования.

5) Право в уста­нов­лен­ном законом по­ряд­ке обжаловать ре­ше­ния налоговых ор­га­нов и дей­ствия их долж­ност­ных лиц яв­ля­ет­ся основной га­ран­ти­ей защиты прав налогоплательщика.

Законодательство уста­нав­ли­ва­ет и дру­гие права налогоплательщиков, на­при­мер право фи­зи­че­ско­го лица в ме­сяч­ный срок после по­да­чи в на­ло­го­вый орган де­кла­ра­ции о до­хо­де уточнить данные, за­яв­лен­ные им в этой декларации.

  • A) требовать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны — права.
  • Б) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сборах — обязанности.
  • B) получать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сборах — права.
  • Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой проверки — права.
  • Д) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные налоги — обязанности.
  • Ответ: 12112.

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=8433

Глава 2. Мероприятия, применяемые налоговыми органами к налогоплательщикам

Среди
многих новшеств, введенных в жизнь
Налоговым кодексом Российской Федерации
(НК РФ), есть положение, существенно
преображающее взаимоотношения между
налоговыми органами и налогоплательщиками.

Налогоплательщикам предоставлено право
получать от налоговых органов по месту
учета бесплатную информацию о действующих
налогах и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и об иных актах,
содержащих нормы законодательства о
налогах и сборах, а также о правах и
обязанностях налогоплательщиков.

Наряду
с этим они имеют право получать от
налоговых органов и других уполномоченных
органов письменные разъяснения по
вопросам применения законодательства
о налогах и сборах (п.1 ст.21).

Чтобы
подкрепить это право налогоплательщиков,
на налоговые органы возложена обязанность
проводить разъяснительную работу по
применению законодательства о налогах
и сборах, принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актов, бесплатно
информировать налогоплательщиков о
действующих налогах и сборах, представлять
формы установленной отчетности и
разъяснять порядок их заполнения, давать
разъяснения о порядке исчисления и
уплаты налогов и сборов.

Дополнительно
возлагаемые на Службу функции обусловливают
необходимость совершенствования системы
налогового администрирования, повышения
эффективности функционирования системы
налоговых органов, обеспечения роста
налоговой грамотности и информированности
населения.

2.1 Просветительская работа, проводимая налоговыми органами для налогоплательщиков

Бесплатное
информирование (в том числе в письменной
форме) налогоплательщиков. Данная
обязанность налогового органа и его
должностных лиц имеет свое объяснение.

Государство в лице своих уполномоченных
органов и их должностных лиц не только
имеет право требовать законопослушного
поведения своих граждан, но и должно
содействовать гражданам в осуществлении
правомерных действий. И это касается
не только налоговой сферы.

Поэтому
налоговые органы и их должностные лица
обязаны проводить разъяснительную
работу, применяя различные формы,
например: дача консультаций, проведение
семинаров, лекций, бесед, организация
краткосрочных учебных курсов с применением
наглядных материалов, схем, диаграмм,
слайдов, аудио — и видеороликов.

Законодатель
определил бесплатность информирования
налогоплательщиков, налоговых агентов,
их представителей о действующих налогах
и сборах, а также бесплатное предоставление
организациям и физическим лицам форм
установленной отчетности (налоговой
декларации, налоговых расчетов, отчетов),
разъяснение порядка их заполнения и
разъяснение порядка исчисления и уплаты
налогов и сборов (например, о сроках
уплаты, о порядке перечисления сумм
налогов и сборов, о применении правил
о рассрочке или отсрочке по уплате
налогов и сборов).

Налоговый
кодекс отдельно обязывает налоговые
органы давать письменные ответы на
вопросы налогоплательщиков, устные
ответы по телефону, в ходе приема и т.д.
Однако сфера консультаций и просветительской
работы с гражданами ограничена темой
применения законодательства о налогах
и сборах, а также принятыми в соответствии
с данным законодательством правовых
нормативных актов.

В
этих условиях резко вырастает важность
и значение просветительской работа
налоговых органов, и потому к ней должны
предъявляться особые требования.

Здесь
главное — сформировать у налогоплательщиков
понимание неотвратимости выявления
нарушения и взыскания в бюджет полной
суммы причитающихся к уплате налогов.
К сожалению, многие формы налоговых
злоупотреблений не могут быть устранены
только этими методами.

Поэтому основной
задачей остается эффективный выбор
просветительской работа по повышению
налоговой дисциплины и ответственности
налогоплательщиков.

Информацию
по вопросам налогов и сборов предоставляет
любой налоговый орган, в который обратился
налогоплательщик, за исключением
случаев, когда у данного налогового
органа отсутствует запрашиваемая
информация.

Читайте также:  Разъяснение по вопросу об основании срока продления выездной налоговой проверки

Информация, содержащаяся
в актах с грифами «Особой важности»,
«Совершенно секретно», «Для
служебного пользования», «Не для
печати».

Информация по вопросам
налогов и сборов может предоставляться
налоговыми органами для общедоступного
ознакомления в местах нахождения
налоговых органов с использованием
устных объявлений, информационных
стендов, табло и иных технических
средств, применяемых для распространения
информации2.

Отказ
в предоставлении налогоплательщику
запрошенной информации правомерен,
когда в налоговом органе отсутствует
запрошенная информация, например, в
случае, когда в налоговой инспекции
запрашиваются нормативные акты
государственных внебюджетных фондов
или практика их применения. В подобной
ситуации налоговый орган должен сообщить,
куда, по его мнению, налогоплательщику
следует обратиться за интересующими
его сведениями.

Информация,
которой располагают налоговые органы,
делится на массовую информацию и
информацию с ограниченным доступом.
Массовую информацию вправе без ограничений
получать любой.

Получение массовой
информации возможно по средствам
использования Интернет сайта Федеральной
налоговой службы, Средств массовой
информации (СМИ), посещения бесплатных
семинаров, которые организуют инспекции,
обращать внимание на объявления,
информационные стендов, табло и иные
технических средств, применяемых для
распространения информации. Также модно
обратиться за интересующей информацией
в отдел работы с налогоплательщиками
и СМИ.

  • Отдел
    работы с налогоплательщиками и СМИ
    является структурным подразделением
    Федеральной налоговой службы, образованным
    в целях организации и координации
    взаимодействия госналогинспекции с
    налогоплательщиками, общественными
    организациями и средствами массовой
    информации по вопросам повышения
    налоговой культуры населения России,
    активизации пропаганды налогового
    законодательства и доведения до
    общественности достоверной информации
    о деятельности ФНС Российской Федерации.
  • На
    отдел возложены следующие полномочия:
  • 1)
    обеспечить доступ граждан и организаций
    к информации о деятельности федеральных
    органов исполнительной власти, за
    исключением сведений, отнесенных к
    информации ограниченного доступа, путем
    создания информационных ресурсов.
  • 2)
    организация деятельности нижестоящих
    налоговых органов по приему отчетности
    (на бумажном носителе и в электронном
    виде) и работе с налогоплательщиками;
  • 3)
    организация информационно-разъяснительной
    работы с налогоплательщиками;
  • 4)
    сотрудничество со сторонними организациями
    в целях проведения совместных мероприятий
    по повышению эффективности информирования
    налогоплательщиков;
  • 5)
    организация и подготовка ответов на
    письма и информирование налогоплательщиков
    по сдаче деклараций и других документов,
    уплате налогов и сборов, а также другим
    вопросам общего характера в области
    налогообложения. Привлечение при
    необходимости для подготовки ответов
    на запросы налогоплательщиков других
    отделов службы;
  • 6)
    организация взаимодействия со СМИ и
    общественными организациями, органами
    власти субъекта Российской Федерации,
    органами местного самоуправления в
    рамках проводимых информационно-разъяснительных
    мероприятий;
  • 7)
    организация работы по ведению и
    информационному наполнению интернет-сайта
    ФНС.
  • 8)
    организация публикации сведений,
    содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также
    сведений об ИНН налогоплательщиков,
    сериях и номерах свидетельств, признанных
    недействительными в средствах массовой
    информации;
  • 9)
    выявление проблем по сдаче отчетности
    в электронном виде и подготовка
    предложений по их устранению;
  • 10)
    проведение разъяснительной работы по
    представлению налоговой и бухгалтерской
    отчетности налогоплательщиками в
    электронном виде;
  • 11)
    своевременно и регулярно размещать
    указанные информационные ресурсы в
    информационных системах общего
    пользования, в том числе в сети Интернет;
  • 12)
    систематически информировать граждан
    и организации о деятельности федеральных
    органов исполнительной власти иными
    способами, предусмотренными
    законодательством Российской Федерации.
  • Интернет-сайт
    Федеральной налоговой службы Российской
    Федерации разработан с целью создания:
  • 1)
    единой организационной основы ведения
    и информационного обеспечение реализации
    прав налогоплательщиков на доступ к
    информации о деятельности налоговых
    органов Российской Федерации;
  • 2)
    информирование налогоплательщиков о
    налоговом законодательстве Российской
    Федерации;
  • 3)
    оперативное доведение до налогоплательщиков
    актуальной справочной и разъяснительной
    информации;
  • 4)
    всестороннее освещение работы налоговых
    органов и популяризация деятельности
    налоговых органов;
  • 5)
    формирование позитивного общественного
    мнения и повышение интереса к деятельности
    налоговых органов;
  • 6)
    снижение уровня бумажного документооборота
    с внешними источниками и получателями
    информации.
  • Интернет-сайт
    предназначен для представления информации
    юридическим и физическим лицам, а также
    региональным органам государственной
    власти.

Адрес
интернет-сайта ФНС в сети Интернет:
http://www.rxx.nalog.ru (где хх — номер региона).

  1. Администрирование
    интернет-сайта ФНС обеспечивается с
    использованием средств централизованного
    программно-технического комплекса,
    установленного на технической площадке
    Интернет-провайдера в соответствии с
    услугой хостинга.
  2. Функции
    технологических средств ведения
    публикаций реализуются с помощью
    прикладного программного обеспечения,
    поддерживающего единую технологию
    ведения публикаций на Сайте.
  3. Управление
    ФНС России по субъекту Российской
    Федерации может самостоятельно добавлять
    отдельные подрубрики и разделы
    интернет-сайта ФНС.
  4. Документы,
    размещенные на интернет-сайта ФНС России
    в рубрике «Правовые акты», имеют
    статус официальной информации.
  5. На
    интернет-сайте ФНС России размещается
    информация двух типов: федеральная и
    региональная.
  6. К
    федеральным материалам относится
    следующая информация:

1)
документы (массовые письма, приказы,
распоряжения, методические рекомендации,
разъяснения и т.п.), содержащие нормы и
разъяснения законодательства о налогах
и сборах, правах и обязанностях
налогоплательщиков, полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц;

  • 2)
    информационные базы данных;
  • 3)
    формы налоговых деклараций;
  • 4)
    программные средства для юридических,
    физических лиц и индивидуальных
    предпринимателей.
  • К
    региональным материалам относится:

1)
нормативные правовые акты регионального
уровня, содержащие нормы и разъяснения
законодательства о налогах и сборах,
правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и их
должностных лиц (письма, распоряжения,
методические рекомендации, разъяснения
и т.п.);

  1. 2)
    информацию о проведении официальных
    мероприятий, проводимых Управлением;
  2. 3)
    информационные материалы по применению
    налогового законодательства;
  3. 4)
    аналитические справки и региональные
    программные продукты;
  4. 5)
    отчетно-статистические данные о работе
    налоговых органов;
  5. 6)
    ответы на вопросы налогоплательщиков
    по применению регионального законодательства
    о налогах и сборах, порядке исчисления
    и уплаты налогов и сборов;
  6. 7)
    информационные материалы, представляющие
    собой выгрузку из баз данных Управления
    по действительным и недействительным
    свидетельствам ИНН юридических и
    физических лиц.
  7. На
    сайте могут размещаться ссылки к
    информационным базам данных ФНС России.
    Размещение ссылок к информационным
    базам данных осуществляется централизованно
    на основании приказов (распоряжений)
    ФНС России, в которых, в частности,
    указывается:
  8. 1)
    местонахождение ссылки на информационный
    ресурс;
  9. 2)
    ее наименование;
  10. 3)
    порядок организации доступа.
  11. На
    главной странице сайта, а также на
    страницах некоторых разделов могут
    размещаться баннеры, которые представляют
    собой ссылки на наиболее важные документы,
    разделы сайта или на информационный
    ресурс3.
  12. Организация
    проведения семинаров с различными
    категориями налогоплательщиков имеет
    цель информирования о действующем
    законодательстве, налогах, сборах и
    принятых в соответствии с ним нормативных
    правовых актах, порядке исчисления и
    уплаты налогов и сборов, правах и
    обязанностях налогоплательщиков,
    полномочиях налоговых органов и их
    должностных лиц, формах налоговой
    отчетности и порядке их заполнения.

Проводимые
семинары могут делиться на тематические
и семинары по общим вопросам. В качестве
лекторов принимают участие специалисты
инспекции Федеральной налоговой службы
России и Управления Федеральной налоговой
службы России по субъекту Российской
Федерации.

  • При
    организации проведения семинаров
    рекомендуется:
  • 1)
    выявить актуальные проблемные вопросы
    на основе анализа работы инспекции
    Федеральной налоговой службы России;
  • 2)
    сформулировать тему семинара и определить
    дату его проведения;
  • 3)
    обозначить цель проведения семинара;
  • 4)
    согласовать тему и дату проведения
    семинара с отраслевыми отделами;
  • 5)
    составить программу семинара;
  • 6)
    согласовать с руководителем инспекции
    Федеральной налоговой службы России
    кандидатуры специалистов, выступающих
    на семинаре;
  • 7)
    утвердить программу семинара у
    руководителя инспекции Федеральной
    налоговой службы России;
  • 8)
    разместить объявление о проведении
    семинара на стенде в инспекции Федеральной
    налоговой службы России, в средствах
    массовой информации.

При
проведении семинара используются
наглядные пособия, методическая
литература, разбираются ошибки
налогоплательщиков на конкретных
примерах. Заранее обеспечивается
возможность налогоплательщикам задать
вопросы по теме семинара.

  1. Для
    получения отзывов налогоплательщиков
    о проведенных семинарах используются
    анкеты.
  2. Следует
    отметить что, любая информация,
    предоставляемая налоговыми органами
    по различным информационным каналам
    должна отвечать следующим основным
    требованиям:
  3. 1)
    своевременность информирования;
  4. 2)
    четкость в изложении материала;
  5. 3)
    наглядность форм подачи материала;
  6. 4)
    качество;
  7. 5)
    актуальна для различных категорий
    налогоплательщиков.
  8. Можно
    заметить, что проведение информационной
    работы по представлению налоговых
    деклараций, иных документов, служащих
    основанием для исчисления и уплаты
    налогов, и бухгалтерской отчетности на
    бумажных носителях лично, по почте, в
    электронном виде по телекоммуникационным
    каналам связи в настоящее время просто
    необходимо.
  9. Для
    этого рекомендуется регулярно проводить
    семинары с налогоплательщиками, активно
    привлекать к участию в семинарах
    руководителей организаций, размещать
    в СМИ информацию о преимуществах
    представления налоговых деклараций,
    иных документов, служащих основанием
    для исчисления и уплаты налогов.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5909661/page:4/

Ссылка на основную публикацию