На минюст возложена обязанность вести реестр нко — исполнителей общественно полезных услуг

На Минюст возложена обязанность вести реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг

Согласно постановлению правительства РФ доступ в реестр исполнителей общественно полезных услуг открыт бóльшему числу НКО. Заметно расширен перечень услуг, которые могут оказывать НКО, чтобы рассчитывать на получение государственной поддержки.

Социально ориентированные НКО войдут в государственный реестр

«Главной преференцией для тех НКО, которые получат новый статус и войдут в соответствующий реестр, станет то, что они будут иметь возможность получать субсидии от государства на два года и более (сейчас субсидии в основном выдаются на год)», – подчеркнула  член Общественной палаты РФ Елена Тополева. 

По словам эксперта, организациям, оказывающим услуги в социальной сфере, далеко не всегда удается выиграть конкурс и получить грант, на который они рассчитывают, в рамках региональной поддержки социально ориентированных организаций. Новый статус позволит таким организациям чувствовать себя более уверенно, жить и работать стабильнее. 

Основание для засчисления в госреестр

В основания для зачисления в реестр входит не только оказание бытовых услуг на дому, уход за больными в стационаре и полустационаре (как в реестре постащиков социальных услуг), но и помощь бездомным, социальная адаптация людей, вернувшихся из мест лишения свободы, работа с инвалидами, детьми-сиротами. 

На Минюст возложена обязанность вести реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг

Государство поддержит «исполнителей общественно полезных услуг»

Включены в список также социальные услуги, связанные с трудовой занятостью: теперь некоммерческие организации, помогающие трудоустройству инвалидов или, например, специализирующиеся на обучении пенсионеров компьютерной грамотности, также могут претендовать на новый статус. 

  • В правительстве считают, что принятие данного постановления позволит СО НКО принимать участие в оказании услуг в социальной сфере наравне с другими хозяйствующими субъектами, обеспечивая надлежащее качество этих услуг.
  • Это постановление правительства завершает создание федеральной нормативной правовой базы для некоммерческих организаций-«исполнителей общественно полезных услуг», и теперь успешность продвижения этой темы зависит от грамотной методической поддержки региональных органов власти и НКО. 

Привилегии и преимущества социально ориентированных НКО

Если провести аналогию с другими странами, видно существенное различие: у российских НКО в связи с новым статусом не появляется никаких дополнительных обязательств в плане прозрачности и подотчетности.

Но и у государства нет «железных» обязательств предоставлять им преимущества перед другими НКО.

У них появляется только возможность получать субсидии из бюджета и имущественную поддержку на более длительный срок – два года и более. 

Согласно новому закону о некоммерческих организациях-«исполнителях общественно полезных услуг», исполнителем общественно полезных услуг считается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества. 

Кроме того, она не должна являться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам. 

Решения о признании организации «исполнителем общественно полезных услуг» принимает Министерство юстиции РФ.

Реестр «формируется на основе документированной информации, предоставляемой СО НКО и федеральными органами исполнительной власти, которые оценивают качество оказания услуг, а также основания для внесения некоммерческой организации в реестр и исключения из него», говорится в сообщении, опубликованном на сайте правительства. 

Основанием  для деятельности НКО – «исполнителей общественно полезных услуг» – служат:

  1. Федеральный закон № 287-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг» от 03 июля 2016 года. 

  2. Указ Президента РФ №398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» от 8 августа 2016 года. 

  3. Постановление Правительства РФ №1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» от 27 октября 2016 года. 

  4. Перечень поручений по реализации Послания Президента ФС РФ от 1 декабря 2016 года: поручение завершить формирование четкой правовой базы деятельности НКО – исполнителей общественно полезных услуг до 15 марта 2017 г.

  5. Перечень поручений по итогам заседания СПЧ от 8 декабря 2016 года, поручение №5: проанализировать правоприменительную практику, связанную с деятельностью НКО – ИОПУ и представить предложения по совершенствованию данной правоприменительной практики. Доклад – до 20 декабря 2017 г. 

  6. Федеральный закон №449 «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 19 декабря 2016 года: определение сроков предоставления субсидии и имущественной поддержки НКО — ИОПУ. 

  7. Федеральный закон №466 «О внесении изменений в статьи 78.1 и 242.6 Бюджетного Кодекса РФ» от 28 декабря 2016 года: утверждение порядка определения объема и предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета. 

  8. Постановление Правительства РФ №89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг» от 26 января 2017 года: утверждение правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, а также правил ведения реестра. 

Куда нужно обратиться для получения статуса исполнителя общественно полезных услуг? 

В целях получения такого статуса организация должна доказать, что оказываемые ею услуги соответствуют критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 27 октября 2016 года № 1096. 

На Минюст возложена обязанность вести реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг

Роспотребнадзор разработал специальный СанПИН для женщин

Для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче заключения в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которые осуществляют оценку качества. Перечень этих органов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 (приложение № 3). В зависимости от сферы оказываемых услуг такое заключение выдается Минтрудом России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роспотребнадзором (территориальным органом Роспортебнадзора), Минюстом России (территориальным органом Минюста России), Минздравом России, Ростуризмом, Минспортом России. 

По договоренности, достигнутой между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перед обращением в указанные федеральные органы исполнительной власти организация может предварительно обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации (в зависимости от сферы оказываемых услуг) за получением документов, обосновывающих соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения и другие). 

Если оценка качества осуществляется несколькими заинтересованными органами, обращение с заявлением во все эти органы не требуется. Достаточно обратиться в один из таких органов, а он, в свою очередь, истребует все необходимые сведения у иных заинтересованных органов. 

В какой форме должно быть подано такое заявление и какие еще документы требуются 

Заявление о выдаче заключения должно быть составлено в письменной форме.

Заключение должно содержать обоснование соответствия оказываемых ею услуг установленным критериям оценки качества общественно полезных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания». 

К указанному заявлению могут прилагаться: 

  • документы, обосновывающие соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества (справки, характеристики, экспертные заключения и другие); 
  • документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам, иным обязательным платежам.

На чем основываются критерии оценки качества общественно полезных услуг? 

  1. Прежде всего проверяется соответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления).

     

  2. Наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг (далее – некоммерческая организация) и работников, привлеченных по договорам гражданско–правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), достаточность количества таких лиц. 
  3. И конечно же, не малую роль в оценке НКО  играет удовлетворенность получателей общественно полезных услуг качеством их оказания, лткрытость и доступность информации о некоммерческой организации.

По каким основаниям организации может быть отказано в выдаче заключения 

  • Основаниями для отказа в выдаче заключения являются: 
  • а) несоответствие общественно полезной услуги установленным требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления); 
  • б) отсутствие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги, необходимой квалификации, недостаточное количество лиц, у которых есть необходимая квалификация; 
  • в) наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, жалоб на деятельность организации; 
  • г) несоответствие уровня открытости и доступности информации об организации установленным требованиям; 
  • д) наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, информации об организации в реестре недобросовестных поставщиков в рамках исполнения государственных контрактов; 
  • е) наличие задолженностей по налогам и сборам, иным обязательным платежам. 

2.5. В какой срок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими оценку качества общественно полезных услуг установленным критериям, должно быть выдано заключение

Заключение должно быть выдано в течение 30 дней. Этот срок может быть продлен в случае, если заинтересованный орган направит запросы в другие органы, но не более чем на 60 дней. 

После получения заключения о соответствии качества услуг необходимо обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации или в его территориальный орган по месту нахождения организации с заявлением о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг. 

Что нужно делать для получения статуса НКО как исполнителя общественно полезных услуг? 

Во-первых, организация должна получить заключение о соответствии качества оказываемых ею общественно полезных услуг установленным критериям в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих оценку качества общественно полезных услуг установленным критериям качества (подробнее см. раздел II); 

После получения заключения о соответствии качества оказываемых общественно полезных услуг установленным критериям организации необходимо обратиться с заявлением о признании исполнителем общественно полезных услуг в Минюст России (или его территориальный орган) (подробнее см. раздел III). 

На какой срок организация признается исполнителем общественно полезных услуг 

На Минюст возложена обязанность вести реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг

В моногородах России появится 600 тыс. рабочих мест к 2025 году

Организация признается Минюстом России исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг сроком на два года. 

По истечении двух лет со дня получения такого статуса организация исключается из реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг. 

Какие привилегии предоставляет некоммерческой организации статус исполнителя общественно полезных услуг 

Главное, что некоммерческая организация, признанная исполнителем общественно полезных услуг, включается в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг и наделяется правом на приоритетное получение мер поддержки. Такая поддержка будет оказываться не менее 2 лет. 

В качестве главной преференции для таких организаций станет возможность получения бюджетных субсидий из всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Также такие НКО смогут претендовать на: 

  1. получение во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества; 

  2. использование бесплатного эфирного времени на государственных и муниципальных теле– и радиоканалах, бесплатной печатной площади в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, а также на размещение своих информационных материалов некоммерческой организации в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет»; 

  3. организацию государственными органами и органами местного самоуправления курсов повышения квалификации и обучающих мероприятий для работников и добровольцев таких организаций. 

Какой орган исполнительной власти уполномочен принимать решение о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг 

Решение о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг принимает Министерство юстиции Российской Федерации. 

С заявлением о признании организации исполнителем общественно полезных услуг можно обратиться непосредственно в Минюст России или в его территориальный орган по месту нахождения организации. 

Какие документы необходимо подать в Минюст России (его территориальный орган) 

  1. заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме, которая установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 (форма приведена в приложении к настоящим методическим рекомендациям);

  2. заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям. 

По каким основаниям Минюст России может отказать в присвоении статуса исполнителя общественно полезных услуг 

Основаниями для отказа в признании организации исполнителем общественно полезных услуг являются: 

  • непредставление заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям; 
  • включение организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. 
  1. В течение какого срока Минюстом России принимается решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг 
  2. Если заявление подано непосредственно в Минюст России, то решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг либо при наличии оснований – об отказе – принимается Минюстом России в течение 5 дней со дня поступления документов от организации. 
  3. Если заявление подано в территориальный орган Минюста России, то при отсутствии оснований для отказа в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов от организации территориальный орган Минюста России направляет эти документы в Минюст России для принятия решения о признании организации исполнителем общественно полезных услуг. 

На Минюст возложена обязанность вести реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг

Средняя зарплата чиновников в России выросла в 2016 году

В случае выявления оснований для отказа территориальный орган Минюста России в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов возвращает эти документы организации с указанием выявленных оснований для отказа в признании организации исполнителем общественно полезных услуг. 

Возможно ли повторное признание организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке? 

Да, такая возможность предусмотрена. По истечении 2 лет со дня внесения организации в реестр организация должна представить в Минюст России заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг. 

Указанное заявление должно быть представлено в течение 30 дней со дня истечения 2–летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения организации в реестр.

По всем вопросам в связи с процедурой получения статуса ИОПУ можно обратиться на электронный адрес nko@oprf.ru .

Источник: https://informatio.ru/news/society/job/stat_ispolnitelyami_obshchestvenno_poleznykh/

Интервью и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области Д. А. Любавина

На Минюст возложена обязанность вести реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг

«В пример некоммерческую организацию можно ставить только в случае если ее руководство ответственно подходит к организации работы юридического лица» — и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области Д.А. Любавин

Минюст является одной из тех государственных структур, которое всегда непосредственно связано с деятельностью некоммерческих организаций.

Сегодня в его компетенции регистрация общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, контроль за их деятельностью, а также представление информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях.

Интервью для портала sonkotmb.ru дал и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области Дмитрий Анатольевич Любавин

— Первое, что хотелось бы узнать у Вас, что ждет некоммерческий сектор с точки зрения государственного контроля? Меняется ли его система с учетом изменений к контролю малого и среднего бизнеса?

— Вы правы на счет изменений законодательства, регулирующего сферу контроля со стороны государства за юридическими лицами в целом.

Последние изменения, внесенные в известный Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» говорят о переориентировании системы госконтроля от сплошного метода проведения проверок к так называемому риск-ориентированному подходу.

Суть данного подхода заключается в том, что интенсивность проведения проверки юридического лица будет зависеть от принадлежности его к определенной категории риска (чем выше степень риска нарушений со стороны объекта проверки, тем чаще будут проводиться контрольные мероприятия и наоборот).

Однако, стоит оговориться, что не все виды государственного контроля будут осуществляться с применением риск-ориентированного подхода, например, контроль за деятельностью некоммерческих организаций в этот перечень в настоящее время не включен.

Поэтому проверки будут проводиться в том же привычном для НКО порядке, сведения о которых будут ежегодно размещаться до 01 ноября в сети «Интернет» на портале Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященном проверкам юридических лиц.

Вторым важным нововведением в сфере государственного контроля стало проведение обязательной работы контролирующих органов по осуществлению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

Тем самым, на законодательном уровне наметился переход от правила «найти нарушения и наказать» к правилу «рассказать о предъявляемых требованиях и предупредить нарушение».

Каждое контрольно-надзорное ведомство будет выполнять данные мероприятия в соответствии с утвержденной ими программой.

Управлением Минюста России по Тамбовской области такая работа ведется уже давно и на постоянной основе.

Так, например, в течение года Управлением неоднократно организуются и проводятся семинарские занятия с НКО региона, причем как по актуальным вопросам контроля за их деятельностью, так и по вопросам государственной регистрации таких организаций, помимо этого служащие Управления принимают участие и в просветительских мероприятиях, которые организуют сами некоммерческие объединения для своих коллег, где освещают вопросы компетенции Управления в данной сфере, волнующие участников таких встреч.

  • — Какой на Ваш взгляд должна быть «образцовой» НКО?
  • — В современных, часто меняющихся условиях той среды в которой работают некоммерческие организации сложно говорить о конкретных критериях успешности НКО.
  • Однако, неизменно, в первую очередь некоммерческая организация должна соответствовать своей сущности, а именно, вести свою деятельность для достижения общественно-полезной цели и не ставить перед собой извлечение прибыли как первостепенную задачу.

Безусловно, в пример некоммерческую организацию можно ставить только в случае если ее руководство ответственно подходит к организации работы юридического лица и не допускает нарушений действующего законодательства о некоммерческих организациях. Такой подход, несомненно, будет только способствовать успехам некоммерческой организации в достижении своих уставных целей.

— Как можно охарактеризовать первые итоги работы по включению НКО в реестр организаций — исполнителей социальных услуг? Много ли желающих? Столкнулись ли вы уже с какими-либо проблемами?

Да, действительно Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.

2017 №89 на Министерство юстиции Российской Федерации возложены полномочия по ведению реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг.

В настоящий момент мы стоим в начале пути наполнения данного реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, которые в дальнейшем будут иметь право на государственные финансовые преференции.

По состоянию на сегодняшний день в реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг Минюста России содержатся сведения о 17 некоммерческих организациях.

Такое незначительное, на первый взгляд, количество НКО исполнителей общественно полезных услуг обуславливается в первую очередь достаточно высокими требованиями к результатам работы НКО в предыдущих периодах, оценку качества которой дают уполномоченные в той или иной социально значимой сфере органы государственной власти.

Говоря об активности в данном направлении социально ориентированных НКО нашего региона отмечу, что на сегодняшний день в Управление за выдачей заключения о соответствии качества оказываемых услуг установленным критериям (для подачи в дальнейшем заявления в Минюст России о включения СОНКО в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг) обратились 2 социально ориентированные некоммерческие организации, занимающиеся деятельностью в области оказания бесплатной юридической помощи: Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и Ассоциация правовой помощи, первая из которых уже включена Минюстом России в соответствующий реестр. 

На Минюст возложена обязанность вести реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг

— Ваши рекомендации при создании НКО. Какая организационно-правовая форма наиболее удобна для оказания социальных услуг?

— Прежде чем регистрировать некоммерческую организацию в качестве юридического лица, в первую очередь, нужно понимать, что помимо прав данное событие возлагает на ее руководство и определенные обязанности, за невыполнение которых должностные лица и само юридическое лицо несет установленную законом ответственность. Потому создание и регистрация НКО это весьма ответственный шаг.

Для того чтобы выбрать организационно-правовую форму будущей социально ориентированной организации учредителям необходимо определиться с особенностями видов деятельности, которые предполагается осуществлять, органами управления организации, формой участия в управлении организацией ее учредителей и участников (корпоративная некоммерческая организация или унитарная) и прочее. Поэтому говорить об удобстве той или иной организационно-правовой формы для оказания общественно-полезных услуг однозначно невозможно, для этого на достаточном уровне должна быть проработана юридическая сторона вопроса.

Но все же, если говорить об оказании услуг в социальной сфере, то в настоящее время заявители все чаще выбирают такую организационно-правовую форму некоммерческой организации как автономная некоммерческая организация, поскольку даже исходя из определения данной формы, которое содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации, следует, что подобные некоммерческие организации создаются как раз в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

— При проверках НКО наверняка есть стандартные нарушения? В чем НКО зачастую не дорабатывают? Где искать НКО свои слабые места перед проверкой?

— Да, действительно, при осуществлении государственного контроля служащими Управления зачастую выявляются нарушения действующего законодательства, которые носят типичный характер из года в год. Информация о данных нарушениях регулярно размещается на интернет-сайте Управления: http://to68.minjust.ru в соответствующем разделе для некоммерческих организаций. Анализ и обобщение результатов проверок некоммерческих организаций проводится Управлением дважды в год по итогам каждого полугодия, поэтому сведения о типичных нарушениях, допускаемых некоммерческими организациями в своей деятельности, постоянно актуализируются.

  1. — Где же НКО искать свои слабые места перед проверкой?
  2. — Если говорить конкретно, то наиболее часто выявляются следующие нарушения действующего законодательства:
  3. — не соблюдение требований учредительных документов организации;
  4. — не представление в уполномоченный орган (Управление) обновленных сведений об изменении сведений о месте нахождения некоммерческой организации, ее руководителе, иных сведений, содержащихся в Едином государственным реестре юридических лиц;
  5. — не размещение в сети Интернет или не предоставление средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган (Управление);
  6. — в корпоративных организациях нарушение порядка приема в члены организации, а также учета таких членов;

— и т.п.

— Известно ли некоммерческому сектору нашего региона понятие «иностранный агент»? Зарегистрированы ли таковые в Тамбовской области?

— Понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента появилось в российской нормативной действительности в 2012 году и связано это с вступлением в силу изменений федерального законодательства о некоммерческих организаций в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Дополнительное законодательное регулирование контроля деятельности данной категории некоммерческих организаций было обусловлено необходимостью контроля за расходованием иностранного финансирования некоммерческими организациями, занимающимися политической деятельностью.

С момента вступления в силу вышеназванного закона и соответствующих подзаконных актов, территориальными органами Минюста России проводилась и в настоящее время проводится активная работа по контролю за соблюдением тех новых требований, которые предъявляются к так называемым «иностранным агентам». Основной смысл этих требований заключается в необходимости информировать Минюст России о получении иностранного финансирования и направлениях их расходования, путем сдачи соответствующей отчетности.

  • В настоящее время в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, Минюстом России включены сведения о 89 некоммерческих организациях, расположенных на территории всех субъектов России.
  • На территории Тамбовской области некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Управлением не выявлялось, в инициативном порядке о статусе иностранного агента некоммерческие организации региона также не заявляли.
  • — Как в целом Вы оцениваете, есть ли перспективы у некоммерческих организаций Тамбовщины в сфере социально ориентированной деятельности?

— Если говорить о перспективах развития некоммерческих организаций, занимающих социальный сектор, то, несомненно, стоит отметить тот факт, что сегодня на государственном уровне Президентом Российской Федерации В.В.

Путиным поставлена задача поддержать социально-ориентированные некоммерческие организации в первую очередь финансово за счет бюджетных средств.

В своем ежегодном Послании Федеральному собранию в декабре прошлого года Президент объявил, что уже с 2017 года открывается доступ к оказанию социальных услуг, которые финансируются за счёт бюджета.

Однако, государство поддержит лишь те НКО, которые за предыдущие годы зарекомендовали себя как ответственные и добросовестные исполнители социальных услуг надлежащего качества. Причем данная поддержка будет гарантирована на срок не менее двух лет.

Такой подход, безусловно, будет способствовать эффективному расходованию бюджетных средств, направленных на поддержку СОНКО, поскольку некоммерческие организации, уже имеющие положительный опыт в реализации социальных проектов, найдут наилучшее применение этим активам и будут совершенствовать подходы к оказанию социально значимых услуг.

В этой связи, такая поддержка государства послужит мощным толчком к развитию системы оказания социальных услуг высокого качества через некоммерческий сектор.

Хочется надеяться, что социально ориентированные некоммерческие организации Тамбовщины раскроют свой весомый потенциал благодаря этим нововведениям в самом ближайшем будущем.

Беседовал Р.В. Зелепукин

Источник: http://sonkotmb.ru/site/article/312

На минюст возложена обязанность вести реестр нко — исполнителей общественно полезных услуг

На Минюст возложена обязанность вести реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг

Решение о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг и ее включении в реестр таких организаций принимается Минюстом России на основании заявления о признании организации исполнителем общественно полезных услуг с приложением заключения о соответствии оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям. Данное заключение выдается федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) на основании заявления НКО. К заявлению могут прилагаться документы, обосновывающие соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения и другие), а также документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам.

Для повторного признания организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке по истечении 2 лет со дня внесения организации в реестр организация представляет в Минюст России заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг. Указанное заявление представляется в течение 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения организации в реестр.

В документе, кроме того, приводятся:

перечень оснований для отказа в выдаче заключения;

[3]

  • срок принятия решения о выдаче (отказе в выдача) заключения;
  • основания для отказа в признании организации исполнителем общественно полезных услуг;
  • сроки принятия решения о признании (отказа в признании) организации исполнителем общественно полезных услуг;

Ведение реестра исполнителей общественно полезных услуг осуществляет Минюст России на бумажном и электронном носителях. Правилами устанавливается, помимо прочего, содержание реестра, порядок включения сведений в реестр, перечень сведений, содержащихся в реестре, подлежащих опубликованию на информационном ресурсе в сети «Интернет».

В приложениях к Постановлению приводятся, в частности, форма заявления о признании организации исполнителем общественно полезных услуг; форма заключении о соответствии качества оказываемых социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям; перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих оценку качества оказания общественно полезных услуг; структура реестрового номера некоммерческой организации — исполнителя общественнополезных услуг.

38 ИОПУ в реестре Минюста

Интересная новость, касающаяся непосредственно Исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ) или тех, кто таковыми собирается стать, опубликована на сайте Агентства социальной информации.

Воспроизведем текст полностью:

В первом чтении принят законопроект, наделяющий региональные органы власти полномочиями осуществлять оценку качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг. В течение 30 дней к законопроекту могут быть представлены поправки. Документ опубликован на сайте парламента.

«Законопроект предусматривает наделение органов исполнительной власти субъектов РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти полномочиями по оценке качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг, а также территориальных органов уполномоченного органа (Министерства юстиции РФ) – полномочиями по принятию решений о признании социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг и включении таких организаций в реестр исполнителей общественно полезных услуг», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Закон об исполнителях общественно полезных услуг вступил в силу с 1 января 2017 года.

«Исполнитель общественно полезных услуг» (ИОПУ) – это социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является «иностранным агентом» и не имеет задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным по закону платежам. Сейчас организации-претенденты на статус ИОПУ обязаны получать заключения о соответствии качества оказываемых ими услуг от федеральных органов исполнительной власти.

На сегодняшний день в реестре 38 НКО.

Небольшой комментарий

Интересно взглянуть на этот реестр. А кто же в нем? А, например, такая социально ориентированная некоммерческая организация, как МОСИ.

Межрегиональный открытый социальный институт включен в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг (номер 712170024) на основании решения Министерства юстиции Российской Федерации от 23 августа 2017 года.

К таким услугам, в частности, относится, предоставление бесплатной юридической помощи, которая уже более девяти лет оказывается гражданам на базе юридической клиники Межрегионального открытого социального института.

В юридической клинике студенты под руководством преподавателей и сотрудников вуза получают навыки юридической работы, закрепляют теоретические знания и вырабатывают необходимые профессиональные компетенции. Письменное и устное консультирование граждан осуществляется практически по всем отраслям права.

Исполнители общественно полезных услуг имеют приоритетное право на получение мер государственной поддержки, кроме того признание организации исполнителем общественно полезных услуг открывает для МОСИ новые возможности и позволит вывести предоставление социальных услуг на новый уровень.

P.S. На сайте института «МОСИ входит в ТОП лучших частных ВУЗов России». Так все-таки — «частный ВУЗ» или «НКО»? Оказывается верно и то, и другое. Кстати, в реестре почти все организации примерно подобного типа.

Приглашаем на вебинар «Социальные услуги и рыночные механизмы (с учетом 442-ФЗ)». Вебинар будет одинаково полезен и интересен тем, кто уже вошел в реестр исполнителей общественно полезных услуг, так и тем, кто еще только собирается туда попасть или находится в «свободном полете».

Минюст России предлагает упростить процедуру признания НКО исполнителем общественно полезных услуг

Kornvikan / Shutterstock.com

С этой целью предлагается внести изменения в Правила принятия решения о признании социально ориентированной НКО исполнителем общественно полезных услуг (далее – Правила). Проект соответствующего постановления Правительства РФ представлен для общественного обсуждения.

Документом планируется усовершенствовать административную процедуру признания НКО исполнителями общественно полезных услуг, а также привести Правила в соответствие с подготовленным ранее министерством соответствующими изменениями законодательства об НКО 1 .

Так, планируется наделить территориальные органы Минюста России правом принимать решение о признании НКО исполнителями общественно полезных услуг. А право проведения оценки качества оказываемых НКО общественно полезных услуг, помимо федеральных органов исполнительной власти, планируется предоставить органам исполнительной власти субъектов Федерации.

При этом предлагается установить правило, согласно которому оценка качества оказания услуг федеральными органами исполнительной власти производится в отношении организаций, деятельность которых охватывает более половины субъектов Федерации, а также организаций, которым из бюджета оказывается финансовая поддержка.

[2]

Помимо этого, может быть ограничен 30 днями срок, на который может быть отсрочено принятия решения о выдаче заключения либо об отказе в его выдаче. Сейчас, по общему правилу, такое решение принимается в течение 30 дней со для поступления заявления и его принятие может быть продлено на срок, не более чем 60 дней (п. 9 Правил).

интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также предполагается установить, что если организация включена в реестр поставщиков социальных услуг по соответствующей общественно полезной услуге, то ей не нужно представлять дополнительные документы, обосновывающие соответствие оказываемых услуг критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг.

И, наконец, проектом постановления планируется закрепить, что в случае, если организация включена в реестр поставщиков социальных услуг по соответствующей общественно полезной услуге, продление срока принятия решения о выдаче заключения либо об отказе в выдаче заключения не допускается.

Напомним, что статус исполнителя общественное полезных услуг дает возможность НКО рассчитывать на государственные субсидии, предоставляемые на срок не менее двух лет, а не на год, как это предусмотрено для социально ориентированных некоммерческих организаций (п. 5 ст. 31.

1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

При этом ранее представители НКО выражали свое несогласие с установленной обязанностью получать дополнительные заключения о соответствии специальным критериям и просили упростить порядок наделения НКО статусом исполнителей общественно полезных услуг.

Общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза документа 2 завершатся 7 ноября.

Реестр некоммерческих организаций в Минюсте

Реестр некоммерческих организаций на официальном сайте Минюста РФ

Все действующие на территории РФ организации, в т. ч. некоммерческие, подлежат учету в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ, п. 3 ст. 13.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ). Наряду с ЕГРЮЛ, Министерство юстиции РФ (далее — Минюст) также ведет учет некоммерческих организаций (далее — НКО) в виде реестров:

  1. НКО — исполнителей общественно полезных услуг Минюста, т. е. социально ориентированных НКО (далее — реестр СО НКО).

Правила добавления и удаления НКО из реестра СО НКО регламентируются такими документами, как:

  • закон № 7-ФЗ (ст. 31.2);
  • Правила ведения реестра… и Правила принятия решения…, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 № 89.
  1. НКО, осуществляющих полномочия иностранного агента (далее — НКО ИА).

НКО включается в реестр ИА в соответствии:

  • со ст. 13.1 закона № 7-ФЗ;

Источник: https://xn--80aahbpndxjebedawh3a7n.xn--p1ai/na-minyust-vozlozhena-obyazannost-vesti-reestr-nko-ispolnitelej-obshhestvenno-poleznyh-uslug/

Инструкция для НКО: как попасть в реестр исполнителей общественно полезных услуг

11 мая 2017

В августе 2016 года президент утвердил приоритетные направления деятельности социально ориентированных НКО, подписав указ № 398.

На основании этого указа правительство разработало перечень общественно полезных услуг и критерии оценки их качества, они были утверждены в постановлении № 1096.

С 2017 года Минюст начал вести новый реестр НКО-исполнителей общественно полезных услуг, и включённые в него некоммерческие организации смогут рассчитывать на субсидии от государства.

Отметим, что новая линия финансирования НКО будет дополнительной к уже существующим. А как именно этот механизм будет работать на практике, мы увидим только в течение этого году: Минюст еще продолжает согласование нормативных актов и их доработку.

7 декабря 2016 года в Общественной палате РФ прошло «нулевое чтение» (тогда еще — проекта) постановления правительства №1096, на котором обсуждались последние поправки от представителей НКО.

Присутствовавшая там директор департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ Анна Котова, рассказала об учтенных ранее замечаниях и заверила собравшихся, что процедура внесения в новый реестр будет несложной для НКО, если они уже работают в сфере общественно-полезных услуг. Мы подготовили «дорожную карту», которая поможет НКО пройти административные формальности и получить право на субсидии из бюджета.

  • Государство намерено субсидировать только социально ориентированные НКО.
  • Чтобы НКО могла получить субсидию по этой линии финансирования, в её уставе должно быть указано хотя бы одно из 20 направлений деятельности, перечисленных в указе президента РФ №398 от 8 августа 2016 года о приоритетных направлениях деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг.

Если ни одного направления из этого перечня в вашем уставе нет, вам следует внести в него изменения. Если есть — вы можете делать следующий шаг.

НКО должна обратиться в Минюст, чтобы ее признали исполнителем общественно полезных услуг и внесли в соответствующий реестр. Для этого вы должны предоставить в Минюст:

«а) заявление о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг, составленной по форме, приведенной в приложении №2 к Порядку включения в реестр (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89);

  1. б) заключение заинтересованного органа (органов) о соответствии качества оказываемых НКО общественно полезных услуг установленным критериям;
  2. в) справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданную органом контроля за уплатой страховых взносов, подтверждающую отсутствие задолженности;
  3. г) справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданную налоговым органом, подтверждающую отсутствие задолженности.

Остановимся подробнее на подпункте б) из этого списка.

«Заинтересованными органами» могут выступать, федеральные и территориальные органы исполнительной власти, а также их подразделения, которые курируют непосредственно ваше направление работы (также, по финансовой части, вас курируют местные налоговые органы).

Заключение о соответствии качества услуг НКО установленным критериям выдаётся на официальном бланке органа исполнительной власти. Сами критерии перечислены в постановлении правительства РФ №1096.

При этом — внимание! — наименования общественно полезных услуг в заключении должны соответствовать перечню общественно полезных услуг, который утвержден постановлением правительства РФ №1096.

А их детализация — содержанию таких услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ. Эти перечни составляют сами ведомства.

Обратите внимание, что формулировки приоритетных направлений в указе президента РФ №398 и в постановлении правительства №1096 несколько различаются.

  • Отказать НКО во включении в реестр исполнителей общественно полезных услуг могут только по двум основаниям:
  • непредставление (несвоевременное представление) в Минюст документов, которые перечислены выше;
  • включение НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

В реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг включать будут на 2 года, после чего нужно будет подавать заявление в Минюст повторно.

Со слов Котовой, если НКО в течение 2 лет работала добросовестно, без нареканий, подтверждённых документами, со стороны заинтересованных и контролирующих органов, то во второй и последующие разы, достаточно будет подать в Минюст одно только заявление, а не весь пакет документов. В то же время, Минюст может и исключить НКО из этого реестра. Оснований для исключения НКО из этого реестра пять:

  1. а) истечение двух лет со дня признания НКО исполнителем общественно полезных услуг и внесении такой организации в реестр;
  2. б) поступление в Минюст России документов, подтверждающих прекращение деятельности НКО (путем реорганизации, ликвидации или исключения из единого государственного реестра юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ);
  3. в) включение НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента;
  4. г) поступление в Минюст от заинтересованного органа (органов) заключения о несоответствии качества оказываемых НКО общественно полезных услуг установленным критериям;

д) поступление в Минюст от налоговых органов и (или) органов контроля за уплатой страховых взносов документов, подтверждающих возникновение у НКО своевременно непогашенной задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ платежам. Следующий шаг: начинаем борьбу за получение государственных субсидий.

Процедуры отбора НКО должны будут проходить уже на местах. Заниматься этим должен координационный совет при губернаторе или мэре, возглавляемый как минимум одним из заместителей губернатора. В совет должны входить также представители различных ветвей власти, местных общественных палат и НКО.

Этот же совет должен объявлять конкурс или госзаказ на общественно полезные услуги. Он же будет принимать решения о том, кто получит субсидии от государства, и их размер.

По словам члена комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елены Тополевой-Солдуновой, четкий механизм распределения субсидий пока не прописан, работа над ним продолжается.

По ее мнению, в дальнейшем, Минэкономразвития, агрегатор изменений, должен будет выпустить методические рекомендации, разработанные совместно со всеми заинтересованными сторонами. Эффективность работы с социально ориентированными НКО в регионах должна оцениваться на уровне полномочных представителей президента в федеральных округах, считает Елена Тополева-Солдунова.

Еще одно важное условие: к моменту подачи заявки на субсидию, НКО должно не меньше года отработать в заявленном направлении и не иметь претензий со стороны органов надзора.

Большим плюсом для НКО, которое подаёт заявку, будут благодарности от любых органов власти, организаций, частных лиц. Чем больше, тем лучше — все это тоже будет учитываться при принятии решений. Изменения и поправки в тексте: По просьбе читателей уточняем, что новая линия финансирования НКО будет дополнительной к уже существующим.

  • Источник: http://gosvopros.ru/nko/NKO-reestr/
  • Нормативно-правовая база:

Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 398 «Об утверждении приоритетеных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»

Источник: https://kamgov.ru/pmr/news/instrukcia-dla-nko-kak-popast-v-reestr-ispolnitelej-obsestvenno-poleznyh-uslug-9553

Ссылка на основную публикацию