Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих

Министерство труда и социальной защиты России утвердило методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Документ призван обеспечить единообразный подход к назначению дисциплинарных взысканий в случаях несоблюдения государственными служащими антикоррупционных ограничений и запретов.

Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащихРекомендации содержат примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение служащего в связи с утратой доверия. Разработчики рекомендаций указывают, что увольнение чиновника целесообразно, если он, к примеру, скрыл от декларирования доходы или имущество, источники происхождения которых не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам; указал в декларациях цену сделок по приобретению земельных участков или транспортных средств существенно ниже рыночной, чтобы создать видимость соответствия расходов своим доходам, пытался утаить наличие банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из получаемых доходов. Всего таких ситуаций специалисты Минтруда насчитали тринадцать.

Особо отмечается, что при определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. Перечень таких обстоятельств также содержится в документе.

По мнению главного редактора «Вестника антикоррупционной экспертизы» Александра Коробкина, который много лет занимается мониторингом ошибок в декларациях, появление рекомендаций позволит регламентировать правоприменительную практику привлечения госслужащих к ответственности за нарушения, и, с одной стороны, избежать ситуаций, когда за сокрытие миллионных доходов или зарубежной недвижимости чиновнику объявляют замечание, а с другой стороны предотвратить случаи увольнения за неуказание 10 рублей дохода по вкладу в Сбербанке, открытому еще в советское время.

Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащихАлександр Коробкин

«Нужно отметить, что реально документ начнет работать в следующем декларационном периоде – весной 2016 года, когда начнется массовая проверка деклараций чиновников за 2015 год.

Такой запас времени позволит кадровым службам внимательно изучить рекомендации Минтруда, доработать ведомственные памятки и пособия, при необходимости провести обучение специалистов подразделений, занимающихся проверкой справок о доходах и расходах.

Четкая систематизация возможных нарушений и применяемых за них мер ответственности будет способствовать повышению эффективности декларационной кампании как меры профилактики коррупции»,  – считает Коробкин.

Мы публикуем полностью приведенный в методических рекомендациях перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия:

  1. Не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.
  2. Не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам.
  3. Служащим указаны недостоверные сведения о доходах (величина ошибки более 20 % от размера общего дохода служащего и членов его семьи в год).
  4. Сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода. При этом сокрытие факта приобретения имущества может осуществляться, например, путем: а) не указания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки и одновременного не указания сведений о приобретенном имуществе в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки;

б) не указания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки, при том, что сведения о появившемся в отчетном периоде имуществе указаны в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки.

  1. Сокрыт банковский счет, движение денежных средств по которому в течение отчетного года не может быть объяснено исходя из доходов служащего.
  2. Представлены недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о наличии конфликта интересов, в том числе:

Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащиха) о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.). Особое внимание следует уделять ситуациям, когда не только сокрыт факт получения дохода от организации, но и нет уведомления служащего о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

  • б) о получении доходов от продажи имущества по цене, существенно выше рыночной, если покупателем является организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
  • в) о получении кредитов, займов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
  • г) о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка приносящих доход ценных бумаг организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
  • д) о появлении в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, приобретенного на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной) у организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления.
  1. Представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о нарушении запретов, например:
  1. а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности;
  2. б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях, при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией;
  3. в) для лиц, указанных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»:
  4. о владении (пользовании) иностранными финансовыми инструментами;
  5. о наличии счета (счетов) в иностранном(ых) банке(банках).
  1. Представление недостоверных сведений с целью сокрытия факта наличия у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей объектов недвижимого имущества в целях получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
  2. Сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами Российской Федерации.
  3. Значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы.
  4. Значительное завышение общей суммы вкладов в банках и иных кредитных организациях с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества (может осуществляться, когда указывается якобы имеющийся вклад в кредитной организации);
  5. Существенное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества (может осуществляться путем завышения сумм реально полученных кредитов, а также указания кредитов и займов, которые служащий не получал);
  6. Указание в разделе 2 Справки заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего.

Сергей Шаров

Источник: https://pasmi.ru/archive/130914/

Госслужба не забудет о бывших

По новым рекомендациям Минтруда при устройстве на новую работу госслужащие должны будут получать согласие специальной комиссии. По мнению ведомства, такие меры позволят избежать коррупционных схем.

Предложение Минтруда, по оценке экспертов, согласуется с мировым опытом решения проблемы коррупции — однако в некоторых случаях более эффективными могут оказаться ограничения найма бывших чиновников для их будущих работодателей.

Минтруд предлагает бывшим госслужащим согласовывать свои следующие места работы в специальной комиссии, чтобы избежать конфликта интересов. Об этом вчера сообщила пресс-служба ведомства. Минтруд направил в федеральные госорганы и руководителям региональных министерств методические рекомендации по соблюдению ограничений для бывших госслужащих.

Они были подготовлены в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы.

Как заявил директор департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы и противодействия коррупции Минтруда Дмитрий Баснак, «рекомендации позволят обеспечить единообразие при применении статьи закона», содержащей ограничения на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг для гражданина—бывшего госслужащего.

Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих

По словам господина Баснака, для нового трудоустройства бывшие госслужащие будут обязаны обращаться в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по месту бывшей работы.

«Это станет обязательным при заключении любого трудового договора в течение первых двух лет после ухода с государственной (муниципальной) службы.

Если же бывший служащий планирует работать не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, то запрашивать согласие данной комиссии нужно, только если сумма вознаграждения по данному договору составит более 100 тыс. руб. в месяц»,— отметил глава департамента.

Новые правила, как пояснили в Минтруде, станут обязательными для госслужащих на руководящих должностях, где сейчас требуется представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера — всего таких чиновников в РФ около 10 тыс.

Отметим, что ранее аналогичные рекомендации Минфин разрабатывал и для служащих, покидающих Банк России: они должны будут в течение двух лет после увольнения согласовывать смену работы с советом директоров регулятора под угрозой административных санкций для нового работодателя.

Новые рекомендации Минтруда также предлагают работодателям информировать государственные или муниципальные органы о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим госслужащим.

Если же госорганы не получат информацию о новом месте работы экс-госслужащего в течение полугода после его увольнения, они могут сообщить об этом в прокуратуру.

Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих

Как отмечает проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин, на фоне опыта регулирования трудоустройства госслужащих за рубежом предложение Минтруда выглядит достаточно обыденным, схожие меры используются во многих странах.

«Наиболее жесткий вариант — полный запрет занимать некоторые должности после работы в госструктуре — реализуется сейчас в Китае, наиболее мягкий — в Сингапуре, где эта сфера не регулируется вообще»,— говорит он. «Меры, предложенные Минтрудом, используются в большинстве развитых стран, однако более эффективным в целом является давление на будущего работодателя.

Например, в США компания, которая не сообщила о новом сотруднике с опытом госслужбы, теряет возможность участвовать в госзаказе»,— добавляет доцент РГГУ Павел Кудюкин.

Анастасия Мануйлова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3312664

Минтруд разрешил чиновникам ошибаться в декларациях

Недостоверная информация в поданных чиновником «антикоррупционных» декларациях не является нарушением, которое должно приводить к увольнению виновного.

Это следует из выпущенных Минтруда «Методических рекомендаций по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции».

Методичка (копия есть у «Известий») разослана по государственным ведомствам для использования в работе. В частности, согласно документу, не последует серьезного наказания, если величина ошибки составила менее 20% годового дохода семьи госслужащего.

Также не будет наказываться ошибка, которая «не образует коррупционного проступка», к примеру если декларация составлялась на основе других документов с неточностями (например, банк выдал недостоверную выписку со счета). Сокрытие от декларирования дорогостоящих подарков также не станут препятствием карьере госслужащего.  

Это первые методические рекомендации по борьбе с коррупцией, выпущенные Минтрудом, они обязательны к применению всеми ведомствами для «обеспечения единообразного подхода к назначению дисциплинарных взысканий». Правом на выпуск такого документа, «касающегося реализации требований федеральных законов» Минтруд был наделен в марте 2015 года указом президента РФ № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции».

Читайте также:  Уточнение основания для пересмотра по новым обстоятельствам

Методические рекомендации разделяют все коррупционные нарушения на три группы. Первая — значительные проступки, за которые должно последовать увольнение «в связи с утратой доверия», а также «малозначительные» и «несущественные» проступки, за которые чиновник может отделаться замечанием или выговором (см. инфографику).

Например, серьезным нарушением, по мнению Минтруда, является только такая «ошибка», величина которой составила более 20% от общего дохода семьи — вне зависимости от величины сокрытой суммы.

Не считаются существенными сокрытие данных о счетах, на которых лежит менее 10 тыс. рублей, а также неуказание в декларации дохода от продажи автомобиля дешевле 300 тыс. рублей. Если чиновник не уведомил руководство о попытке подкупа, этот проступок также не будет считаться значимым.

Не предусмотрено методическими рекомендациями Минтруда наказание за отказ чиновника декларировать дорогие подарки, которые тот получил.

Отдельно перечислены случаи, которые вообще «не образуют коррупционного нарушения» и не влекут взысканий. Так, чиновник избежит санкций, если не смог составить и подать антикоррупционную декларацию в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

В качестве таковых в документе перечислены военные действия, пожар и наводнение.

Также не будут чиновники наказаны за недостоверные сведения в декларациях, если отображенная в ней информация основывалась на ошибочных документах от банков, государственных структур.

В пресс-службе Минтруда подтвердили наличие документа, однако не смогли предоставить оперативного комментария. 

Эксперты возмущены, что такой важный документ принимался без участия профессионального сообщества.

— Интересно, почему антикоррупционная методичка не проходила антикоррупционную экспертизу, — говорит председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов.

— Такое ощущение, что писали ее коммерсанты — только они в каждом документе упоминают про форс-мажорные обстоятельства — и под конкретные случаи, по которым сейчас идет проверка.

Откуда взялась цифра в 20%? А если доход семьи составил миллиард? Незадекларированные 200 млн — простим? Да даже если было сокрыто «только» 5 млн рублей, — это, извините, однокомнатная квартира в Москве.

В Национальном плане по противодействую коррупции, утвержденным президентом, сразу несколько пунктов посвящены подаркам. Почему они пропали из методички? Общий вывод такой: зачастую наши чиновники, которые прописывают нормы ответственности, пишут их так, чтобы остаться без какой-либо ответственности.

— Совершенно понятно, почему по документу освобождаются от ответственности чиновники, которые предоставили «ошибочные» документы от банка или БТИ, — соглашается экс-замминистра финансов, профессор ВШЭ Алексей Саватюгин.

— Вот представьте, захотел чиновник переписать имущество на своего родственника, чтобы не декларировать его. Сделку совершить можно быстро, но регистрационный процесс занимает недели, а то и месяцы.

А справку нужно предоставлять уже сейчас, и вот он вынужден получать «ошибочную» справку, где собственником обозначен он, а не дальний родственник или бывшая жена.

Кабанов допускает, что после такой нормы могут участится случаи, когда путем сговора, например, с операционистом банка чиновник сможет получать справки с нужными опечатками.

— Теоретически это возможно, особенно если речь идет о БТИ, — говорит он. — Хотя справедливости ради отмечу: действительно был случай, когда в банке чиновнику выдали справку с лишним нулем. В результате было истрачено много нервов, пока ошибка не была найдена.

В Минтруда заявили, что не ведут подсчет объема вынужденных и намеренных ошибок в декларациях. Как указывалось в прошлогоднем отчете о проверке деклараций служащих Центробанка, более половины менеджеров ЦБ в своих декларациях предоставили данные с ошибками или не предоставили их вовсе.

По мнению члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова, необходимо полностью менять подходы к борьбе с коррупцией.

— Должна быть создана единая государственная система контролирования доходов и расходов, чтобы, с одной стороны, контроль был непрерывным, а не раз в год, как в настоящее время, — считает он.

— И с другой стороны, чтобы чиновник не ездил ежегодно по банкам, собирая сомнительные справки.

А вот если к его деятельности возникли дополнительные вопросы, тогда отдельно вызывать и требовать объяснений.

Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих

Источник: https://iz.ru/news/598278

Минтруд разъяснил некоторые вопросы, касающиеся представления госслужащими сведений о расходах

В частности, прокомментированы критерии уважительности причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка и представлен порядок предоставления сведений при увольнении с занимаемой должности. В федеральном законодательстве подобные критерии не раскрыты

В частности, прокомментированы критерии уважительности причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка и представлен порядок предоставления сведений при увольнении с занимаемой должности. В федеральном законодательстве подобные критерии не раскрыты.

В разъяснении Минтруда России от 17.07.2013 «По применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г.

№ 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции» даны разъяснения о порядке и сроках представления сведений о расходах; периоде, за который учитываются доходы лица и его супруги (супруга) для определения их общего дохода; порядке заполнения справки о расходах; порядке осуществления контроля за расходами; порядке размещения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в Интернете и др.

Узнайте на семинаре «Финансовая устойчивость и безопасность учреждения культуры» — 26-27 апреля 2016. Подробности ищите на странице мероприятия.

Указано, что представление сведений о расходах является обязанностью служащих (работников), для которых установлена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах), а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащихПорядок определения нормативных затрат на оказание услуг — смотрите в электронной системе «Культура»

Получите бесплатный демодоступ

Сведения о расходах представляются в следующих случаях:

1) сделка совершена в отчетный период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. либо в последующие отчетные периоды (с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. и т. д.). При совершении сделок в 2011 г. или ранее сведения о расходах не представляются;

2) сумма одной (каждой) сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее — общий доход).

Сведения о расходах представляются:

— путем заполнения соответствующей справки (далее – справка о расходах) по форме, утвержденной указом Президента РФ от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»» (далее – Указ № 310);

— одновременно со сведениями о доходах.

К справке о расходах прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности.

Сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в т. ч. на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки (подп. «а1» п.

10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065). Решение о необходимости проведения контроля за расходами будет приниматься с учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего (работника), наличия заявления служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Сведения о расходах должен быть предоставлены:

— при совершении сделки в 2012 г. – в срок до 1 июля 2013 г.;

  • — при совершении сделки в 2013 г. – установлены несколько возможных сроков:
  • — для Президента РФ, Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента РФ, — до 1 апреля;
  • — для федеральных государственных служащих, служащих Банка России, работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний) и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, — до 30 апреля 2014 г.

Установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей, размещенные в Интернете на официальных сайтах в соответствии с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613, в т. ч. за предшествующие годы, не подлежат удалению и должны находиться в открытом доступе (размещены на официальных сайтах) в течение всего периода замещения служащим (работником) в данном государственном органе (организации) должности, включенной в соответствующий перечень, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Установлены критерии уважительности причин непредставления сведений о доходах супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка.

Сказано, что при принятии решения по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов комиссии следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), в т. ч.

пояснений государственного служащего (работника) в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения (например, супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске и т. д.).

Указано, что отстранение служащего от занимаемой (и замещаемой) должности по различным основаниям не освобождает его от обязанности предоставлять ведения о доходах.

Источник: https://www.cultmanager.ru/news/2977-mintrud-razyasnil-nekotorye-voprosy-kasayushchiesya-predstavleniya-gosslujashchimi

Вс рф разъяснил, как принять на работу бывшего госслужащего

Судьи ВС РФ разъяснили, как трактовать антикоррупционные нормы, касающиеся уведомлений о приеме на работу бывшего чиновника. По их мнению, требования закона распространяются не только на тех госслужащих, чьи должности указаны в соответствующих списках, но и на всех, кто обязан декларировать доходы.

Судьи ВС РФ разъяснили, как трактовать антикоррупционные нормы, касающиеся уведомлений о приеме на работу бывшего чиновника. По их мнению, требования закона распространяются не только на тех госслужащих, чьи должности указаны в соответствующих списках, но и на всех, кто обязан декларировать доходы.

Пленум Верховного суда РФ подготовил Проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Судьи напомнили, что антикоррупционное законодательство требует сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего его прежнему работодателю в 10-тидневный срок.

Информацию необходимо направлять в том случае, если экс-чиновник в течение 2-х лет со дня увольнения с госслужбы заключил трудовой договор, в том числе в качестве внешнего совместителя, либо работает по договору ГПХ стоимостью свыше 100 тысяч рублей.

Читайте также:  Заявка на поставку товара - образец

За отказ направить уведомление предусмотрен штраф. Для граждан он составляет 2-4 тысячи рублей, для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей, а для организаций – от 100 до 500 тысяч рублей. Срок давности по такому правонарушению составляет 6 лет.

Помимо напоминания о действующих нормах, Пленум ВС РФ уточнил, что ответственность наступает в случае неуведомления о трудоустройстве не только экс-чиновника, чья должность указана в соответствующих списках, но и на всех, кто по закону обязан подавать декларации о доходах и имуществе. Фактически разъяснение Пленума расширяет толкование норм, но, по мнению судей, такая трактовка создаст единый подход к ограничениям, установленным для государственных служащих.

Как объяснили в ВС РФ, требование уведомить бывшего работодателя о приеме на работу сотрудника обязаны соблюдать не только частные, но и государственные компании.

Все, включая адвокатов и иных частнопрактикующих лиц, обязаны информировать об этом. Исключение составляют государственные или муниципальные органы.

Также не надо уведомлять о трудоустройстве, если бывший чиновник зарегистрировался в качестве ИП или стал учредителем компании.

Касаясь вопроса наказания для работодателей, судьи уточнили, что для юридических лиц судом может быть установлен штраф ниже низшего порога, установленного ст. 19.29 КоАП РФ, в 100 тысяч рублей.

ВС РФ считает это допустимым «при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица».

Например, это возможно, если компания содействует в раскрытии правонарушения, а также если бывший чиновник не исполнял отдельные функции управления на прежнем месте работы. При этом минимальные штрафы для должностных лиц и граждан еще больше снижаться не могут.

Как заявлено на сайте ВС РФ, Проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» направлен на доработку. Но это будут редакционные правки, которые на содержание уже не повлияют.

Какие документы вы вправе от него потребовать? Подробно расскажем в статье «Прием на работу» + образцы документов!

Источник: https://www.pro-personal.ru/news/1085129-17-m11-vs-rf-razyasnil-kak-prinyat-na-rabotu-byvshego-gosslujashchego

Блог

    Минтруд России подготовил обзор практики привлечения к ответственности госслужащих за нарушения в области противодействия коррупции

    Назад к списку новостей Минтрудом России подготовлен обзор практики привлечения к ответственности госслужащих за несоблюдение ограничений и запретов в целях противодействия коррупции В частности, анализ правоприменительной практики государственных (муниципальных) органов показал, что не влечет применения взысканий, поскольку не образует коррупционного проступка:

    • ненадлежащее соблюдение запрета, неисполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.);
    • ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией, и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего;
    • заполнение служащим справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в справке, либо когда заполнены разделы, графы справки, не подлежащие заполнению.

    В качестве смягчающих рассматривались следующие обстоятельства:

    • совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые;
    • безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
    • добровольное сообщение о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065;
    • содействие проверяемого осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки.

    В приложениях приведены обзоры ситуаций, которые расценивались как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия, как малозначительные проступки и как несущественные проступки.

Источник: https://www.profiz.ru/kr/blog/post_1425/

Госслужба

Положения закона о государственной гражданской службе Российской Федерации устанавливают права и обязанности действительных гражданских служащих. Если гражданин был уволен с государственной службы, на него не распространяются обязанности гражданских служащих подавать справки о доходах и расходах.

  • Поскольку единственным учредителем ООО, в которой работает бывший госслужащий, является КУМИ, ООО является организацией с долей участия муниципального образования, однако, несмотря на это, организация является коммерческой и ее сотрудники не являются госслужащими.
  • Единственная обязанность организации, связанная с приемом на работу бывшего госслужащего – сообщить об этом на его последнее место службы в 10-дневный срок.
  • Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
  • 1. Ситуация: Что нужно знать и какие действия предпринимать, принимая на работу бывшего госслужащего
  • Сведения о трудоустройстве бывших госслужащих

Когда нанимаете бывшего госслужащего, сообщите об этом на его последнее место службы. Сделать это необходимо в 10-дневный срок с момента подписания с ним трудового договора. Правда, поступать так нужно не всегда. Дело в том, что сообщать о трудоустройстве бывшего госслужащего нужно только при одновременном выполнении следующих условий:

  • с момента увольнения человека с государственной или муниципальной службы прошло менее двух лет;
  • сотрудник занимал должность, которая включена нормативными документами в специальный перечень. Для федеральных государственных служащих такой перечень утвержден Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557. Для государственных служащих субъектов РФ (муниципальных служащих) соответствующие перечни должны разработать органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) (п. 1, 4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925, ч. 4 ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).

Эти сведения выясните у самого бывшего госслужащего. Он обязан информировать работодателей об этом в течение двух лет после увольнения с госслужбы.

Все это следует из статьи 64.1 Трудового кодекса РФ и статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.*

Внимание: работодателя, который не сообщит о найме бывшего госслужащего или сделает это несвоевременно, оштрафуют.

За такое правонарушение предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • от 2000 до 4000 руб. – для граждан;
  • от 20 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц, например, руководителя;
  • от 100 000 до 500000 руб. – для организации.

Это предусмотрено статьей 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для того чтобы передать сведения на место, где сотрудник раньше служил, напишите письмо. Составьте его в произвольной форме. Главное, учесть требования, приведенные в пунктах 3, 5 и 6Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29. То есть в письме обязательно укажите:

  • фамилию, имя и отчество гражданина. Если после увольнения с госслужбы эти сведения менялись, указать надо те, что действовали на момент прекращения службы;
  • дату и место рождения бывшего госслужащего;
  • должность, которую замещал на службе человек;
  • полное и сокращенное наименование вашей организации;
  • дату и номер приказа, распоряжения о зачислении сотрудника в штат;
  • дату заключения трудового договора. Если он срочный, укажите также период, на который трудовой договор заключен;
  • должность, на которую приняли сотрудника, и подразделение, где он работает.

Согласие комиссии при конфликте интересов

Если бывший госслужащий устраивается на работу в организацию, отдельные функции государственного управления которой входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, сделать это он сможет только с согласия специальной комиссии. Получать его он должен в течение двух лет с момента увольнения с государственной или муниципальной службы (ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ).

Решение комиссии гражданин обязан предоставить при трудоустройстве. Получает такое согласие он сам. Если будет выявлено, что гражданин этого не сделал, трудовой договор с ним будет прекращен. Такое требование есть в части 3 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.

Для того чтобы получить согласие комиссии, гражданин обращается в следующие инстанции:

  • подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • к должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Сделать это он должен в письменной форме. Все это разъяснено в письме Минтруда России от 30 декабря 2013 г. № 18-2/4074.

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. ЗАКОН ОТ 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

  1. «Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  2. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также — гражданский служащий).
  3. Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

1.

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.*

2.

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации).

  • Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
  • 1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют:
  • 1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу;
  • 2) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, — ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.*

2.

Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

3.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

4.

Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Читайте также:  Регистрация и срок хранения приказов на командировку

6.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.

1. Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

7. Под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье и статье 20.1 настоящего Федерального закона понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

Статья 20.1. Представление сведений о расходах

1.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.

Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.

Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы».

06.03.2015г.

  1. С уважением, Наталья Колосова,
  2. Ваш персональный эксперт.
  3. _____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// vip.1gl.ru/#/hotline/rules/

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/84570-gosslujba

Как прокуратура проверяет доходы государственных служащих

08/02/2011

                Еще одна группа специалистов – должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), – пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.

Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата.

Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м – полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение».

Это снимает с силовиков обязанность – устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.

Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более – не сравнивают его с зарплатой.

Как ни странно – даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, – у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности.

За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура – отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. Online812 побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.

  • — Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
  • — И много было таких сигналов?
  • — В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
  • – Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?
  • — Что обычно скрывают госслужащие?
  • — А машины какие скрывают?
  • — Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
  • — Это только чиновники?
  • — А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?

– Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников – супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, – проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, – это становится поводом для проверки полноты представленных сведений. Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов. – За последние годы – ни одного. – Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба. – Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины – через ГИБДД, недвижимость – через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве – через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем. – Именно эту сторону своей жизни – по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой – чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир. Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы – например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м. – В основном отечественного производства. Из современных – про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti. – Из государственных служащих – выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.  Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих. – Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания. – В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.

— Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?

– В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.

— А как можно не знать, чем владеет жена?

– Если речь идет о квартире в общедолевой собственности, то такие оправдания, конечно, смешны. Но если дело в акциях, то все возможно – супруга могла про них и не говорить. Кстати, если гражданин вдруг осознает, что что-то не указал, он в любой момент может прийти в кадровую службу и попросить дополнить свой материал. Мало ли, жена вдруг вспомнила, как когда-то на нее была зарегистрирована фирма… Главное, чтобы это произошло до того, как об этом узнает прокуратура или кадровая служба.

— Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?

– Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.

— Неужели дисциплинарное взыскание – так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?

– Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе – это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация – и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.

– Но уголовная-то ответственность возможна?

– Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, – эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.

— Сейчас чиновник обязан помнить обо всем своем имуществе? Даже если оно не приносит никаких дивидендов? Например, есть у человека акция родного колхоза, который приватизировали в 1993 году…

– Такие случаи – с акциями, полученными за приватизационные чеки, не выявлялись, и их возможность крайне редка. Если коммерческая организация ликвидирована, налоговый орган нам так и сообщает. Чаще чиновники утверждают, что фирма фактически не действует. Но это не основание, чтобы сведения о ней не указывать в кадровую службу. Такие аргументы мы не принимаем.                         

Нина АСТАФЬЕВА

Источник: https://online812.ru/2011/02/08/007/

Ссылка на основную публикацию