Минфин систематизировал случаи обязательного аудита

Дата размещения статьи: 25.01.2017

Законодательством определены случаи, когда в отношении организации должна быть проведена обязательная аудиторская проверка. Проблема в том, что эти случаи «разбросаны» по разным законам. Плюс ко всему у заказчиков обязательного аудита с 1 октября 2016 г. появились новые обязанности. 

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России определены Законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ. Частью 3 ст.

1 Закона N 307-ФЗ определено, что аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудит может проводиться компанией как по собственной инициативе, так и в силу требований законодательства.

Когда аудит обязателен 

Перечень случаев, когда проведение аудита обязательно, приведен в ст. 5 Закона N 307-ФЗ. Так, под обязательный аудит подпадают следующие лица:

  • 1) компании, которые имеют организационно-правовую форму акционерного общества;
  • 2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • 3) организации, которые являются:

— кредитной организацией (банки и т.п.);

  1. — бюро кредитных историй;
  2. — профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  3. — страховой организацией;
  4. — клиринговой организацией;
  5. — обществом взаимного страхования;
  6. — организатором торговли;
  7. — негосударственным пенсионным или иным фондом;
  8. — акционерным инвестиционным фондом;
  9. — управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, ПИФ или НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) организации, у которых объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;

5) организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) иные случаи, установленные федеральными законами.

Как видим, круг лиц, обязанных проводить аудит, довольно широкий. Более того, перечень случаев, когда аудит обязателен, в соответствии со ст. 5 Закона N 307-ФЗ носит открытый характер. Следовательно, основания для проведения обязательного аудита следует искать в иных законах.

Надо сказать, что для упрощения данных поисков Минфин регулярно в начале каждого года на своем официальном сайте приводит Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший год (к примеру, касательно аудита бухотчетности за 2015 г. Перечень был опубликован 19 января 2016 г.). Перечень, составленный в Минфине, безусловно, удобен. Во-первых, он «разбит» на части в зависимости от основания, по которому аудит обязателен:

— по организационно-правовой форме организаций;

— по определенному виду деятельности организации;

— по конкретным организациям (Банк России, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, «Росатом», «Роскосмос», ОАО «РЖД» и т.д.);

  • — по определенным финансовым показателям;
  • — по организациям, составляющим консолидированную отчетность.
  • Перечень удобен еще и тем, что помимо, собственно, ссылок на законы, на основании которых аудит обязателен, в нем указывается вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту (годовая бухгалтерская и (или) консолидированная отчетность), а также пояснениями, кто вправе проводить аудит (аудиторская организация (в ряде случаев к ним предъявляются дополнительные требования), индивидуальный аудитор).

Начиная с отчетности за 2016 г. перечень случаев проведения обязательного аудита расширен. Так, обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность политической партии, ее региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений.

Кроме того, аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, должны представлять и микрофинансовые организации (см. Информационное сообщение Минфина от 20 января 2016 г. N ИС-аудит-1).

Плюс ко всему Законами от 2 июня 2016 г. N 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций», от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 3 июля 2016 г.

N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» опять же введены новые случаи обязательного аудита. Их систематизировал Минфин в Информационных сообщениях от 6 июля 2016 г. N ИС-аудит-4 и от 13 июля 2016 г.

N ИС-аудит-5: 

Обязательный аудит
Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций
  1. Региональная
  2. гарантийная
  3. организация
Публично-правовые компании
Основание обязательного аудита Статья 7 Закона от 2 июня 2016 г. N 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций» Статья 15.2 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Статья 16 Закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ
Вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность; Годовая консолидированная финансовая отчетность (в случае если публично-правовая компания составляет такую отчетность)
Кто вправе проводить обязательный аудит Аудиторская организация Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с квалификационным аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.
Назначение аудиторской организации Наблюдательный совет утверждает аудиторскую организацию Региональная гарантийная организация выбирает аудиторскую организацию на конкурсной основе Наблюдательный совет публично-правовой компании утверждает аудиторскую организацию, отобранную на конкурсной основе
Дата вступления в силу 2 июня 2016 г. 4 июля 2016 г. 2 октября 2016 г.

Новые обязанности для заказчиков обязательного аудита 

Законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ ст. 5 Закона N 307-ФЗ дополнена новой ч. 6, с появлением которой вводятся новые обязанности для заказчиков обязательного аудита. Причем нововведение вступило в силу уже с 3 октября 2016 г.

Так, заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.

В Единый федеральный реестр (http://www.fedresurs.ru) вносятся следующие сведения:

  • — идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • — идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • — перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
  • — дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • — мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Как разъяснил Минфин в Информационном сообщении от 6 июля 2016 г. N ИС-аудит-4, положениями «новоиспеченной» ч. 6 ст. 5 Закона N 307-ФЗ впервые введен механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Тем не менее необходимо отметить, что Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц утвержден Приказом Минэкономразвития от 5 апреля 2013 г. N 178. Однако на сегодняшний день касательно внесения сведений заказчиками аудита в данный Порядок изменения еще не внесены.

Зато непосредственно на портале http://www.fedresurs.ru в разделе «Помощь» можно ознакомиться с Правилами взаимодействия оператора и пользователей Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности от 19 сентября 2016 г. (версия 1.10, которая действует с 1 октября 2016 г.). Исходя из этих Правил следует, что внесение сведений в Единый федеральный реестр является платным: за размещение каждого сообщения оператор взимает оплату в размере 805 руб. 00 копеек, в том числе НДС 18% (122 руб. 80 коп.). Из данного правила есть ряд исключений. Так, за размещение каждого сообщения, публикуемого в соответствии со ст. 213.7 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», оператор взимает оплату в размере 402 руб. 50 копеек, в том числе НДС 18% (61 руб. 40 коп.). В некоторых случаях сообщения в реестре размещаются и без взимания платы, но… Такие случаи должны быть установлены федеральными законами. О том, что сведения о результатах обязательного аудита вносятся без взимания платы, в Законе N 307-ФЗ не сказано ни слова.

Ну и последний вопрос, который может возникнуть у заказчика аудита: должен ли он вносить в названный реестр сведения о результатах аудита, который проведен до 1 октября 2016 г.

? Представляется, что ввиду отсутствия каких-либо переходных положений на сей счет в Законе N 360-ФЗ в реестр в обязательном порядке необходимо вносить сведения только о результатах обязательного аудита, закончившегося после 1 октября 2016 г.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.Работаем без выходных

2 сентября 2019 г.Проект Федерального закона № 785806-7 «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях»

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц.

 Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников.

Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.

20 августа 2019 г.Проект Федерального закона № 778269-7 «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона «О защите конкуренции»

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким.

С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).

Читайте также:  Любой сайт может быть заблокирован за гиперссылку на нежелательный контент

12 августа 2019 г.Проект Федерального закона № 771509-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний»

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.

7 августа 2019 г.Проект Федерального закона № 770765-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности»

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.

4 августа 2019 г.Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

Аудиторское заключение как судебное доказательство (Мохов А.А.)Минфин систематизировал случаи обязательного аудита

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Стандартизация аудита субъектов государственного сектора экономики (Ситнов А.А.)

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8236

Критерии обязательного аудита

Многие компании, в том числе ООО, озабочены вопросом о критериях обязательного аудита в 2017 году и в последующем. Затрагивает ли он их? В этой консультации мы приведём основные критерии, а также расскажем, были ли изменения в законодательстве на этот счёт.

Особенности правового регулирования

По общему правилу критерием обязательного аудита является:

  • конкретный объективный факт хозяйственной жизни предприятия;
  • определенный юридический статус организации.

Основная проблема в том, что критерии обязательного аудита не собраны в каком-либо одном нормативном документе. Поэтому их приходится буквально выуживать из различных законодательных актов.

Полного перечня критериев проведения обязательного аудита нет даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Он здесь имеет открытый характер. Обратимся к нему.

Перечень критериев обязательного аудита

В Законе № 307-ФЗ основные критерии обязательного аудита перечислены в статье 5:

1Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)
2 Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам
3 Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов
4 Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей
5 Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей
6 Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)

Отметим, что перечисленные критерии обязательного аудита за 2017 год остались неизменны.

Другие критерии проведения обязательного аудита за или в 2017 году могут быть установлены отдельными федеральными законами. В основном – это крупные государственные, окологосударственные или созданные под эгидой государства организации, решающие специфические и довольно масштабные задачи. А также:

  • ГУПы и МУПы (когда собственник решил, что аудит обязателен);
  • жилищные накопительные кооперативы;
  • застройщики;
  • кредитные потребительские кооперативы (кроме с/х сферы);
  • микрофинансовые организации;
  • организаторы азартных игр;
  • СРО и др.

Также см. «Когда проводится обязательный аудит».

Минфин разъясняет

Полный перечень критериев обязательного аудита периодически публикует у себя на сайте или в открытых источниках Минфин России. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации».

Минфин систематизировал случаи обязательного аудита

Случаи обязательного аудита Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

  • по организационно-правовой форме;
  • по роду деятельности;
  • конкретные организации;
  • предприятия с определенными финансовыми показатели;
  • организации, составляющие консолидированную отчетность.

Случаи обязательного аудита для ООО: критерии

Как видно из перечисленных выше случаев, законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита ООО за 2017 год (или в 2017 году). Так, наличие статуса, например, представителя малого бизнеса само по себе не освобождает фирму от прохождения обязательного аудита.

Очевидно, что невозможно применить все критерии обязательного аудита для ООО в 2017 году. Между тем:

  • выручка общества с ограниченной ответственностью от продаж за год может достигать 400 млн рублей без НДС (см. выше критерий № 4);
  • размер активов по балансу на конец года может быть свыше 60 млн рублей (см. критерий № 5).

Поэтому в этих случаях аудит для ООО неизбежен, поскольку закон обязывает его проводить.

Также см. «Бухотчетность малого бизнеса в 2017 году».

Штраф

Сразу отметим, что действующими правовыми нормами не предусмотрены за сам факт отсутствия обязательного аудита штрафы. Критерии 2017 года имеют схожий, но несколько другой смысл и логику.

Так, если положен обязательный аудит, значит, в местное подразделение Росстата вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно вовремя сдать аудиторское заключение. Иначе – штраф по ст. 19.7 КоАП РФ:

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Читайте также  Всё о сдаче формы СЗВ-М за август 2019 года

То есть без аудита не может быть и аудиторского заключения на руках. А когда его проведение обязательно, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). В этом случае штраф больше – от 5 до 10 тысяч рублей.

Отметим, что аналогичны штрафы за обязательный аудит для ООО по критериям 2017 года.

Что касается акционерных компаний, то для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия заключения по аудиту:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
  • на АО – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Также см. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Источник: https://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/obyazatelnyy-audit-kriterii-2017.html

Минфин России опубликовал случаи проведения обязательного аудита бухотчетности за 2015 год

На официальном сайте Минфина России можно ознакомиться с перечнем случаев, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 год подлежит обязательному аудиту (информационное сообщение Минфина России от 20 января 2016 г. № ИС-аудит-1 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»).

Все случаи обязательного аудита сведены в таблицу и сгруппированы по определенным признакам. В частности, по организационно-правовой форме юрлиц (АО определенного вида, фонды, госкомпании или госкорпорации), по виду деятельности (кредитные или страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т. д.

) и по субъектам, которые имеют определенные финансовые показатели (например, организации с доходом за 2015 год свыше 400 млн руб.).

Отдельно определены случаи проведения обязательного аудита для конкретных компаний (например, таких как, Банк России, Агентство по страхованию вкладов и другие) и организаций, составляющих консолидированную отчетность.

Для каждого случая проведения обязательного аудита указаны: законодательная норма, которой установлена обязанность компании провести аудит, вид отчетности, подлежащей аудиту, и субъект, который вправе провести аудит.

Например, если организация является оператором лотереи, то обязательному аудиту подлежит ее годовая бухгалтерская отчетность, а провести аудит вправе как аудиторская организация, так и индивидуальный аудитор (ст.

23 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях»).

  • Согласно информации Минфина России по сравнению с аналогичным перечнем за 2014 год в новый перечень внесены следующие изменения:
  • ·         увеличилось число случаев обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности;
  • ·         включены новые случаи обязательного аудита отчетности. Теперь обязательному аудиту подлежит отчетность государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», единого института развития в жилищной сфере, саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, а также единого общероссийского объединения страховщиков;
  • ·         сократилось число случаев обязательного аудита отчетности, который могут проводить индивидуальные аудиторы.

Минфин России отмечает и изменения в правилах проведения обязательного аудита, которые должны учитываться при составлении отчетности за 2016 год. Так, обязательному аудиту будет подлежать годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за этот год политических партий, их региональных и иных зарегистрированных структурных подразделений.

Кроме того, у микрофинансовых компаний появится обязанность предоставлять в Банк России аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Источник: https://www.sibucom.ru/news-law/2/682/

Аудиторская деятельность минфин

Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов — систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов — свод реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Ведение реестров аудиторов и аудиторских организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Ведение контрольного экземпляра реестра осуществляет Минфин России; исполнение данной функции в Министерстве возложено на Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

Порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организацией аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов утвержден приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н.

Минфин России размещает на своем официальном Интернет-сайте сведения из контрольного экземпляра реестра. Эти сведения включают:

  • об аудиторе — фамилия, имя, отчество аудитора, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, номер квалификационного аттестата аудитора, субъект Российской Федерации, где проживает (зарегистрирован) аудитор, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которого является аудитор, сведения о прохождении внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия;
  • об аудиторской организации — наименование аудиторской организации, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер, место нахождения аудиторской организации, контактная информация, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которого является аудиторская организация, сведения об органах управления аудиторской организации, сведения о прохождении аудиторской организацией внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия, участии аудиторской организации в международных сетях и регистрации в других государствах.
Читайте также:  Каковы уровни ответственности сро?

Программное обеспечение официального Интернет-сайта Минфина России позволяет осуществлять поиск и выборку по следующим признакам:

  • аудитора — по фамилии, имени, отчеству, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру индивидуального предпринимателя, номеру квалификационного аттестата, наличию единого квалификационного аттестата;
  • аудиторскую организацию — по наименованию организации, организационно-правовой форме, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру, участию в международных сетях аудиторских организаций, наличию в штате аудиторской организации аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат.

Сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе, содержащиеся в реестрах аудиторов и аудиторских организаций, представляются саморегулируемыми организациями аудиторов по письменному запросу заинтересованного лица. Минфин России не предоставляет сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

  • Реестр аудиторов
  • Реестр аудиторских организаций

Сведения о Минфине России:

  • почтовый адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9;
  • официальный Интернет-сайт: www.minfin.ru;
  • адрес электронной почты: http://www.minfin.ru/ru/appeal/;

телефоны для получения справок по вопросам:

  • приема корреспонденции: +7 (495) 987-91-01, +7 (495) 987-98-42;
  • исполнения государственной функции: +7 (495) 748-49-71;

график работы:

  • понедельник — четверг 9.00 — 18.00 (перерыв 12.00 — 12.45)
  • пятница 9.00 — 16.45 (перерыв 12.00 — 12.45)
  • суббота, воскресенье — выходной;

время приема корреспонденции:

  • понедельник — четверг 10.00 — 17.00 (перерыв 11.30 — 12.15)
  • пятница 10.00 — 16.00 (перерыв 11.30 — 12.15)
  • суббота, воскресенье — выходной.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Источник: https://berolux.ru/auditorskaya-deyatelnost-minfin/

Аудиторская деятельность минфин

  • Сеть аудиторских организаций – это объединение аудиторских организаций, в отношении которого разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, с высокой вероятностью сочтет, что организации связаны между собой. Сети аудиторских организаций создаются в целях обеспечения взаимодействия входящих в них организаций:
  • 1) осуществляющих распределение прибыли и расходов между собой;2) находящихся под общим владением, контролем или управлением;3) которые имеют единую систему контроля качества, в том числе единые подходы и процедуры;4) которые разделяют общую стратегию ведения деятельности (в частности, наличие договоренности о достижении общих стратегических целей);5) которые используют единый бренд;6) которые совместно используют значительные профессиональные ресурсы (общие системы обмена информацией, руководители заданий и специалисты, методологические подразделения, методика аудита, обучение и ресурсы для осуществления учебного процесса).
  • В перечни сетей аудиторских организаций включаются объединения организаций, соответствующие определению сети аудиторских организаций и требованиям к ней, предусмотренным Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций. Порядок ведения перечней российских и международных сетей аудиторских организаций одобрен Советом по аудиторской деятельности

Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов

Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов — систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов — свод реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Ведение реестров аудиторов и аудиторских организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Ведение контрольного экземпляра реестра осуществляет Минфин России; исполнение данной функции в Министерстве возложено на Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

Порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организацией аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов утвержден приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н.

Минфин России размещает на своем официальном Интернет-сайте сведения из контрольного экземпляра реестра. Эти сведения включают:

  • об аудиторе — фамилия, имя, отчество аудитора, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, номер квалификационного аттестата аудитора, субъект Российской Федерации, где проживает (зарегистрирован) аудитор, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудитор, сведения о прохождении внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия;
  • об аудиторской организации — наименование аудиторской организации, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер, место нахождения аудиторской организации, контактная информация, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, сведения об органах управления аудиторской организации, об аудиторах, являющихся работниками аудиторской организации, о прохождении аудиторской организацией внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия, участии аудиторской организации в международных сетях и регистрации в других государствах.

Программное обеспечение официального Интернет-сайта Минфина России позволяет осуществлять поиск и выборку по следующим признакам:

  • аудитора — по фамилии, имени, отчеству, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру индивидуального предпринимателя, номеру квалификационного аттестата, наличию единого квалификационного аттестата;
  • аудиторскую организацию — по наименованию организации, организационно-правовой форме, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру, участию в международных сетях аудиторских организаций, наличию в штате аудиторской организации аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат.

Сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе, содержащиеся в реестрах аудиторов и аудиторских организаций, представляются саморегулируемыми организациями аудиторов по письменному запросу заинтересованного лица. Минфин России не предоставляет сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Сведения о Минфине России:

  • почтовый адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9;
  • официальный Интернет-сайт: www.minfin.ru;
  • адрес электронной почты: www.minfin.ru/ru/appeal;

Телефоны для получения справок по вопросам:

  • приема корреспонденции: (495) 987-91-01, (495) 987-98-42;
  • исполнения государственной функции: (495) 748-49-71;

График работы:

  • понедельник — четверг 9.00 — 18.00 (перерыв 12.00 — 12.45)
  • пятница 9.00 — 16.45 (перерыв 12.00 — 12.45)
  • суббота, воскресенье — выходной;

Время приема корреспонденции:

  • понедельник — четверг 10.00 — 17.00 (перерыв 11.30 — 12.15)
  • пятница 10.00 — 16.00 (перерыв 11.30 — 12.15)
  • суббота, воскресенье — выходной.

Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов – систематизированный перечень саморегулируемых организаций аудиторов. Ведение этого реестра осуществляет Минфин России; исполнение данной функции в Минфине России возложено на Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

Порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов утвержден приказом Минфина России от 30 апреля 2009 г. № 41н.

Порядок предоставления сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов установлен Административным регламентом предоставления Министерством финансов Российской Федерации государственной услуги по предоставлению сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 30н.

  1. Предоставление сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется на основании письменного запроса любого физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей (далее – заявитель). В запросе указывается:
  2. 1. Наименование саморегулируемой организации аудиторов, в отношении которой запрашивается информация;
  3. 2. Каким способом заявитель желает получить сведения из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов:
  4. а) в виде электронного документа, который направляется заявителю посредством электронной почты;
  5. б) в виде документа на бумажном носителе, который направляется заявителю по почте;
  6. 3. Сведения о заявителе:
  7. а) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, номер контактного телефона (по желанию заявителя), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме;
  8. б) полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица, номер контактного телефона (по желанию заявителя), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме;

4. Количество запрашиваемых экземпляров.

Запрос (за исключением направленного по электронной почте) физического лица должен быть подписан физическим лицом, а юридического лица – руководителем организации или иным уполномоченным лицом и заверен печатью организации (при наличии). Образец формы запроса о предоставлении сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов прилагается.

Запрос направляется заявителем в Минфин России по почте, электронной почте, через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо непосредственно передается в структурное подразделение Минфина России, ответственное за прием документов.

Предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов, осуществляется Минфином России бесплатно (пункт 19 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Результатом предоставления государственной услуги является направление заявителю запрошенной им информации в виде выписки, содержащей сведения из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, либо направление заявителю уведомления о непредоставлении государственной услуги. Направление сведений заявителю осуществляется тем способом, который заявитель указал в своем запросе. При отсутствии в запросе указания на способ предоставления сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов ответ заявителю направляется по почте.

Срок предоставления государственной услуги, в том числе направление заявителю выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов либо уведомления о непредоставлении государственной услуги, составляет пять рабочих дней с даты регистрации запроса в Минфине России.

Читайте также:  Условно-досрочное освобождение

Государственная услуга не предоставляется, если:

  • запрос не отвечает требованиям, установленным к его составлению;
  • информация, за предоставлением которой обратился заявитель, отсутствует в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов.

Сведения о Минфине России:

  • почтовый адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9;
  • официальный Интернет-сайт: www.minfin.ru;
  • адрес электронной почты: reestr-sro@minfin.ru;

телефоны для получения справок по вопросам:

  • приема корреспонденции: +7 (495) 987-91-01, +7 (495) 987-98-42;
  • предоставления государственной услуги: +7 (495) 913-11-11 (добавочные номера 0791, 0792);
  • номер телефона-автоинформатора: +7 (495) 983-38-98;

график работы:

  • понедельник — четверг 9.00 — 18.00 (перерыв 12.00 — 12.45)
  • пятница 9.00 — 16.45 (перерыв 12.00 — 12.45)
  • суббота, воскресенье — выходной;

время приема корреспонденции:

  • понедельник — четверг 10.00 — 17.00 (перерыв 11.30 — 12.15)
  • пятница 10.00 — 16.00 (перерыв 11.30 — 12.15)
  • суббота, воскресенье — выходной.

При предоставлении государственной услуги Минфин России не вправе требовать от заявителей осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.

Источник: https://tforeanda.ru/auditorskaya-deyatelnost-minfin/

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, критерии

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

  • Нет, не нужно.
  • Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.
  • Так, для ООО аудит обязателен, если:
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно.

Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному.

А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/v_kakikh_sluchajakh_provedenie_audita_objazatelno/42-1-0-1076

Ссылка на основную публикацию