Международные стандарты аудиторской деятельности

Стандарты позволяют осуществлять регулирование деятельности специалистов в области аудита. Отметим, что они являются признанными в большинстве стран мира, так как способствуют достижению объективности в вопросе аудиторского мнения и процессу создания всей отчетности предприятия, относящейся к финансовому сектору.

Международные стандарты аудиторской деятельности

Используя их, существует возможность установки определенных критериев, которые являются едиными в сравнении результатов обеспечения деятельности аудиторского характера. Однообразие деятельности аудиторского вида – это важное условие для обеспечения многообразия методик, которые используются на практике.

Международные стандарты аудиторской деятельностиНа основе документов аудиторского характера появляется возможность сформировать программу, которая обеспечивает подготовку специалистов. Документы выступают в качестве основного доказательства во время судебного разбирательства и определения меры ответственности.

  • С их помощью существует возможность установить подход к проведению аудита, к масштабам аудиторской проверки, видам отчетов, методологии и так далее.
  • В том случае, если специалист во время осуществления своей рабочей деятельности отступает от применения правил, то он должен готов объяснить, на основании какой причины это было сделано.
  • Применение требований международного характера является очень важным в процессе выполнения работ. Это объясняется тем, что документы:
  1. Позволяют обеспечить качество осуществления проверки.
  2. Способствуют тому, что люди понимают весь происходящий процесс.
  3. Возможность создания имиджа данной деятельности.
  4. Отсутствие необходимости осуществлять контроль государственными органами власти.
  5. Помощь специалисту в вопросе ведения переговоров с заказчиками.
  6. Обеспечение связи между отдельно взятыми процессами.

Документы определяют подход к реализации аудиторских действий, масштабам проверки, различным сопутствующим вопросам. Отечественные стандарты разрабатываются на основании международных алгоритмов.

В общем виде, процедура может иметь национальный, внутренний и международный характер. В результате, общей целью является создание и использование пакетов внутренних стандартов, детализированных и регламентируемых требования к проведению проверок, а также оформлению заключений.

Каким образом осуществляется классификация

Международные стандарты аудиторской деятельностиСтандарты аудиторской сферы представляют собой документы, в которых сформулированы требования и подходы для того, чтобы успешно осуществить проведение данной деятельности.

Читайте так же:   Образец приказа о проведении проверки

В основе лежат учебные программы для того, чтобы подготавливать аудиторов и требования для ведения экзаменационной деятельности. Их применение должно способствовать изменению экономических условий. Как следствие, они требуют регулярного пересмотра.

Они предназначены для того, чтобы обеспечить унифицированный подход в международных масштабах и развитие в тех странах, где их уровень является значительно меньшим, чем используемый во всем мире.

Итак, на сегодняшний день существует 39 стандартов. Они разделены между собой на 9 групп и 11 положений. Их общая характеристика следующая:

  1. Введение.
  2. Обязанности.
  3. Планирование.
  4. Обеспечение внутреннего контроля.
  5. Доказательства аудиторского характера.
  6. Применение «третьими лицами».
  7. Выводы и заключения.
  8. Специализированные области.
  9. Услуги сопутствующего типа.

К введению относят два стандарта, в которых максимально подробно изложены принципы и процедуры осуществления рабочей деятельности аудиторов и принципы формирования. В обязанности входит 8 документов, в которых находятся общие положения, в том числе задачи и цели, а также обеспечение контроля качества.

К третьей группе, в которой описано планирование, предоставлена информация про то, как осуществлять план проведения проверки. В данном случае сюда относят три документа.

Группа внутреннего контроля также имеет три стандарта. Здесь осуществляется изучение вопросов, которые относятся к оценке рисков и контролю проведения проверки в области информационных технологий. Под аудиторскими доказательствами подразумевают 11 документов, в которых разъясняется связь назначения доказательств и методов проведения проверок.

К группе применения работы третьих лиц относят три стандарта аудита, посвященных применению и оказанию дополнительных услуг экспертов, прочих аудиторов, а также материалов для проведения финансовой проверки. К выводам и заключениям относят 4 документа. Данный пункт посвящен завершению проверки и составлению заключения аудиторского характера.

К специальным областям аудита относят два основных стандарта, которые посвящены составлению отчета для проведения аудита путем использования специальных аудиторских заданий и применению финансовой информации, которая ожидается. Последняя, девятая группа – это сопутствующие услуги. Сюда входит три стандарта, которые посвящены услугам по аудиту отчетности финансового характера.

Международные стандарты аудиторской деятельностиНачиная с 2017 года, на территории Российской Федерации функционирует 30 международных стандартов. В том числе, к ним относят:

  1. Согласование реализации процесса аудиторских знаний.
  2. Контроль качества при осуществлении процедуры.
  3. Создание документации.
  4. Создание заключительной финансовой отчетности.
  5. Информирование про ключевые вопросы.
  6. Мнение про заключения.

Помимо этого, начиная с этого года, в значительной степени увеличилась степень ответственности для специалистов. Министерство финансов России предлагает наказывать аудиторов не только штрафами, но и уголовной ответственностью за то, что ими было выдано заключение не соответствующее действительности.

Также составляется более подробное заключение, которое соответствует международным стандартам. Данная форма заключения может содержать оценку отчетности компании и обращать внимание на самые важные моменты в работе. Таким образом, одна из новых форм предполагает указание расширенной информации для специалистов бухгалтерии и других заинтересованных лиц.

Читайте так же:   Аудит кассовых операций в 2018 году

Прежде всего, к ним относят акционеров, лиц, входящих в совет директоров, и прочих, принимающих ключевые решения в деятельности компании.

Новые требования уже смогли отразиться как на отдельно взятых специалистах, так и на организациях, которые проверяются. Именно поэтому, прежде чем составлять документацию, необходимо в полной мере ознакомится с правилами, которые были введены с января 2017 года.

Профессиональные внутренние

Международные стандарты аудиторской деятельностиВ соответствии с законодательством РФ, к внутрифирменным правилам и стандартам деятельности, которые функционируют в организации, осуществляющей аудиторскую деятельность, относят стандарты внутреннего вида.

Профессиональные внутренние стандарты – это документация, в которой детализированы и регламентированы одни требования, обеспечивающие осуществление и оформление аудиторской документации. Они принимаются и утверждаются аудиторскими организациями для того, чтобы обеспечить эффективность работы и соответствие определенным правилам ведения финансовой работы.

Организация должна выполнять работу по формированию пакета внутрифирменных стандартов. Они отражают собственный подход к проверкам, которые проводятся. Следствием становится составление заключения исходя из принципов организации и проведения аудиторской деятельности.

Внутрифирменные стандарты позволяют обеспечить регламент деятельности аудиторов в рамках компании и обеспечивают ряд дополнительных основ для того ,чтобы регулировать реальные и потенциальные конфликты, возникающие во время рабочего процесса.

К стандартам аудиторской деятельности, которые принимаются внутри фирмы, можно отнести те, которые утверждаются в порядке, который был установлен законодательством или стандартами, инструкциями, разработками методического вида, пособиями и прочими видами документации.

Они должны быть обязательны к использованию в аудиторских организациях. Дело в том, что такие документы позволяют раскрыть внутренний подход к реализации аудита.

Вместе они представляют собой процесс описания подхода комплексного вида к организации и технологиям аудиторской деятельности.

Необходимо отметить, что такие стандарты утверждаются руководителем аудиторской компании, если внутренние документы не предполагают что-либо иное. Документы могут пересматриваться в случае, если осуществляются изменения в действующем законодательстве страны, в специализациях или же при изменении собственника.

Таким образом, крайне важно соблюдать правильность выполнения работы по финансовому аудиту предприятия или организации. Для этого рекомендуется обращаться за помощью в те компании, которые предоставляют услуги данного вида на протяжении длительного периода времени и, соответственно, знают нормативную базу, законодательство и нюансы выполнения работы по аудиту.

Если же данный вопрос изучать самостоятельно и углубленно, то на это уйдет очень много времени. К тому же, ежегодно вносятся изменения в действующее законодательство Российской Федерации.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/buh/kontrol/audit/mezhdunarodnye-standarty.html

Международные стандарты аудита

Определение 1

Стандарты аудита представляют собой группу или совокупность правил и регламента, на основании которых осуществляются аудиторские проверки субъектов хозяйствования.

Международные стандарты аудита составляют свод правил, которыми руководствуются на международном уровне. Например, российские стандарты аудита базируются на международных, но при том, имеют некоторые отличия.

Замечание 1

Так, в иерархии стандартов аудита, во главе стоят международные стандарты. На их базе, утверждаются национальные стандарты. И уже на основании национальных и международных стандартов определяются внутрифирменные стандарты.

Значение международных стандартов аудита

Международные стандарты диктуют определенные требования к качеству и надежности результатов аудита. Ключевое значение международных стандартов в аудите состоит в обеспечении гарантий в части достоверности и точности результатов аудиторских проверок.

Также, значение международных стандартов аудита заключается в следующем:

Международные стандарты аудиторской деятельности

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • регламент общего подхода к процессу аудита;
  • определение масштаба аудиторской проверки (для определения расхода ресурсов на ее проведение);
  • определение единого регламентированного перечня документов и отчетов аудиторов;
  • определение методики проведения аудита;
  • определение основных принципов аудиторских проверок.

Роль и задачи международных стандартов

На основании сформированных стандартов в аудите определяются:

  • учебные программы для обучения аудиторов системе аудиторских проверок;
  • экзаменационные тесты и вопросы, после которых аудитор может быть допущен к ведению аудиторской деятельности.
Читайте также:  Входит ли больничный в расчет отпускных?

Кроме того, стандарты в аудите являются основанием в судах в качестве доказательств в определении степени ответственности аудитора.

Роль международных стандартов аудита высока. На их основании отечественные стандарты разрабатываются с учетом опыта развитых стран в части проведения аудиторских проверок и судебных слушаний по результатам таких проверок.

Так, международные аудиторские стандарты решают следующие задачи:

  • влияют на качество аудита в аудиторских компаниях:
  • направлены на содействие в понимании сущности и результатов аудита для пользователей таких проверок;
  • формируют общественное представление и имидж профессии аудитора;
  • минимизируют влияние государства на процесс проведения аудиторских проверок;
  • являются основанием для конструктивных переговоров с клиентом;
  • определяют связь между отдельными элементами аудиторской проверки.

Содержание международных аудиторских стандартов

Международные стандарты аудита разрабатываются несколькими международными организациями, которые и составляю коалицию законодателей аудита на международном уровне. В частности, основным законодателем является Международный комитет по аудиторской практике.

Разрабатывая международные стандарты, комитет придерживается двух целей.

  1. Развитие аудита для тех государств, где его уровень ниже, чем в развитых странах.
  2. Максимально возможная унификация стандартов на международном уровне.

Обе цели разработки стандартов содержат одну общую цель. В процессе международного сотрудничества компаний, единые требования к аудиту обеспечивают эффективность деятельности таких компаний.

Количество международных стандартов насчитывает более чем 45 стандартов. Все они сгруппированы по однородным признакам применения в аудиторских проверках.

Содержание международных стандартов базируется на следующих принципах:

  • обязательное лицензирование аудиторской деятельности;
  • независимость аудитора от его клиентов и прочих субъектов аудита;
  • соблюдение этики при проведении проверок.

Все международные стандарты сгруппированы в пять групп.

  1. Основные принципы аудита.
  2. Общие стандарты.
  3. Рабочие стандарты.
  4. Стандарты формирования отчетности и заключения.
  5. Специфические стандарты.

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/audit/mezhdunarodnye_standarty_audita/

Международные стандарты аудиторской деятельности и их значение в международной аудиторской практике

  • Международные стандарты — это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг [5,128].
  • МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.
  • МСА содержат основные принципы, необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур.
  • Структура МСА включают в себя:
  • 1. Введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;
  • 2. Разделы, излагающие суть стандарта;

3.

Приложение (для некоторых стандартов).

В исключительных случаях возможно аргументированное аудитором отступление от МСА. МСА применяются только в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему.

МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире.

Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики).

МСА в различных странах используются многовариантно. Так, в России, Голландии и других странах МСА принимаются за базу при разработке своих национальных стандартов.

В США, Англии, Канаде, Швеции существуют свои национальные положения. Однако требования МСА в этих странах все-таки принимаются к сведению в практической деятельности.

В ряде государств, таких как Нигерия, Шри-Ланка и др., МСА приняты как национальные [5, 205].

Как известно МСА должны применяться только к существенным аспектам. Однако мировая практика допускает возможность отступления от них с целью достижения наибольшей эффективности аудиторских проверок. В этом случае аудитор обязан аргументировано обосновать это отступление.

  1. Разрабатывает МСА Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является одним из комитетов совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ).
  2. Основные цели, которые преследует данный комитет при разработке МСА:
  3. a) гармонизировать национальные правила и другие нормативные документы в области аудита с целью предоставления высококачественных услуг для всего мирового сообщества;
  4. б) поднять уровень профессионализма аудиторов в странах, где он ниже общемирового.
  5. Факторы, влияющие на разработку МСА
  6. Методика работы над стандартами и положениями, принятая МФБ, следующая:
  7. 1. Отбор тем, предназначенных для изучения;
  8. 2. Создание специальных подкомитетов;
  9. 3. Изучение в подкомитетах исходной информации и подготовка проектов для рассмотрения комитетом;
  10. 4. В случае утверждения проекта представление его на рассмотрение членам МФБ и международным организациям;
  11. 5. Рассмотрение комитетом комментариев и предложений для внесения изменений;

6. Издание новой утвержденной редакции проекта в виде стандарта (положения).

  • Для ускорения работы над МСА совет МФБ одобрил выделение дополнительных ресурсов и определил первоочередные задачи:
  • пересмотр отдельных МСА и положений о международной аудиторской практике;
  • разработка стандартов по услугам;
  • пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков;
  • публикация МСА по производным ценным бумагам.
  • Некоторые задачи уже выполнены: пересмотрен МСА»Мошенничество и ошибка», «Допущение непрерывности деятельности предприятия» и др.
  • Разработка МСА и дальнейшее их совершенствование осуществляется под влиянием различных факторов, как внешних, так и внутренних.
  • К внутренним факторам относят:
  • 1) процесс концентрации мирового капитала;
  • 2) непрерывный процесс слияния в сфере аудиторских услуг, проводимый с целью обеспечения возможности предоставления более широкого спектра услуг в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, маркетинга, финансового анализа и управленческого учета.

Этот процесс ведет к единству стратегии, методологии аудита, а так же выработке единых критериев качества, т.е. общепризнанных стандартов.

  1. Усиление интеграционного процесса стран мирового сообщества (внешний фактор) требует гармонизации национальных систем бухгалтерского учета и отчетности.
  2. Только на основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, понятной и одинаково трактуемой квалифицированным пользователями различных стран мирового сообщества.
  3. Классификация МСА.

В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11положений по международной аудиторской практике (ПМАП). Дадим их общую характеристику [10,320].

  • 1 группа — «Введение» — включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.
  • 2 группа — «Обязанности» — включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.
  • 3 группа — «Планирование» — посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.

4 группа — «Внутренний контроль» — включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.

5 группа — «Аудиторские доказательства» — состоит из 11стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.

6 группа — «Использование работы третьих лиц» — включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.

7 группа — «Аудиторские выводы и заключения» — включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки — составлению аудиторского заключения.

8 группа — «Специальные области аудита» — включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.

9 группа — «Сопутствующие услуги» — включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.

Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 — особенностям аудит малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам [7,283]. Главная цель этих положений — помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

  1. Значение стандартов состоит в том, что они:
  2. обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  3. содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  4. устраняют необходимость контроля со стороны государства;
  5. помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;
  6. обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  7. заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию;
  8. обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;
  9. рационализируют и облегчают аудиторскую работу.

Вместе с тем правила аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в ходе аудиторской деятельности, подкреплены опытом работы огромного числа аудиторов в разных странах мира.

Эти стандарты в дальнейшем получили международное призвание.

Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора.

Читайте также:  В чем заключается право граждан на труд?

Источник: https://studbooks.net/1448258/buhgalterskiy_uchet_i_audit/mezhdunarodnye_standarty_auditorskoy_deyatelnosti_znachenie_mezhdunarodnoy_auditorskoy_praktike

Международные стандарты аудита 2019

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.

) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности.

Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.
  3. Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

    ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  4. Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

Кто вправе провести аудит по МСА

На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
  • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
  • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/mezhdunarodnye-standarty-audita/

Международные стандарты аудиторской деятельности — Энциклопедия по экономике

Международные стандарты аудиторской деятельности являются общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности в мировой практике.

Общеизвестно их назначение — описать на основе единой методологической базы принципы осуществления аудита в целях выработки однозначного понимания его роли и значения, целей и задач его осуществления, механизмов и процедур их достижения и решения.

Естественно, что международные стандарты не могут учитывать национальные аспекты организации аудиторской деятельности, обусловленные рядом объективных обстоятельств развития национальной экономической политики любого государства. По этой причине во всех странах придается огромное значение национальным стандартам аудита.

Лишь некоторые страны, например Малайзия, Нигерия приняли международные стандарты в качестве национальных, большинство стран (Нидерланды, Бразилия, Австралия и др.) используют международные стандарты в качестве базы для разработки национальных.

В то же время такие страны как США, Канада, Великобритания имеют свои национальные стандарты, а международные лишь учитывают в работе.
 [c.45] В приложениях приводятся апробированные в российской практике бланки для документального оформления результатов аудита, подготовленные в соответствии с отечественными и международными стандартами аудиторской деятельности.
 [c.

2]

Следующая позиция концепции аудита затрагивает взаимоотношения и разные формы регулирования аудиторской деятельности.

В настоящее время практически во всех странах базовые позиции аудита определяются государством, но тем не менее мы четко понимаем, что важнейшая роль в организации аудиторской деятельности принадлежит международным организациям, формирующим международные стандарты аудиторской деятельности, рекомендуемые для использования как база стандартов национальных и стандартов других уровней. Следует отметить, что в этой части в России сделаны очень серьезные шаги. Российский аудит уже активно принимает участие в формировании международных стандартов аудиторской деятельности. Сегодняшний этап стандартизации аудита в России связан, в частности, с разработкой и введением федеральных стандартов аудиторской деятельности, являющихся по своей сути очень близкими к международным стандартам, а в ряде случаев — прямым переводом этих стандартов. Хотелось бы, чтобы они в большей мере учитывали традиции и подготовленность российской экономики к восприятию требований международных стандартов аудита. Это необходимо, чтобы из декларации они превратились в реальный регламент деятельности аудиторских фирм. Но, по-видимому, важным положением и важной заслугой современного этапа реформирования аудита является то, что большая работа по уточнению и развитию стандартов возложена на общественные аудиторские организации, в частности, на саморегулируемые аудиторские объединения, которые на сегодняшний день формируются. Несмотря на то что до сих пор ведется большая дискуссия о том, сколько этих объединений должно быть, по какому принципу они должны быть построены, практически их влияние на деятельность аудиторских фирм становится все более ощутимым. Одно из направлений этого влияния — дальнейшая разработка стандартов и других регламентирующих документов. В частности, на наш взгляд, очень важно подчеркнуть, что общественные объединения должны, прежде всего, заниматься вопросами разработки методических документов, т.е. обобщать практику аудиторской деятельности. Положения практики аудиторской деятельности, учитывающие специфику отдельных сегментов хозяйствования, специфику отдельных регионов, в том числе особенности регионального законодательства, отраслевой структуры в регионе, особенности взаимоотношений регионального бюджета с деятельностью хозяйст-
 [c.17]

Читайте также:  Взыскание судебных издержек после вынесения решения

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 [c.21]

Международные стандарты аудиторской деятельности
 [c.37]

Тема 3. Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности.
 [c.14]

Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере становления и развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Основным критерием оценки качества аудиторской проверки является соблюдение правил и стандартов аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ в 1997 г.

Законопроект Об аудиторской деятельности в РФ , находящийся в стадии рассмотрения, учитывает международные требования к
 [c.359]

В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.
 [c.33]

Стандарт аудиторской деятельности, посвященный сопутствующим аудиту услугам, относится к стандартам (разработанным или запланированным к разработке в нашей стране), не имеющим аналога в международных аудиторских стандартах.

Это свидетельствует о необходимости разъяснения и отчасти регламентации ряда вопросов, касающихся аудиторской деятельности в России.

Такие вопросы возникают у практикующих аудиторов, экономических субъектов — клиентов аудиторских организаций, лицензирующих органов на этапе становления и упрочения аудита.
 [c.73]

В международных и российских стандартах аудиторской деятельности выделен специальный раздел Аудиторские доказательства . В российских условиях этот раздел включает следующие правила (стандарты)  [c.231]

Сборник задач подготовлен с учетом современного законодательства и требований международных и российских стандартов аудиторской деятельности.
 [c.4]

Раскрыты возможности экономико-статистического анализа и выборочного наблюдения, применяемые аудиторами.

Подробно рассмотрены условия и методология статистической и нестатистической выборки, а также важнейших аналитических процедур в соответствии с Правилами (стандартами) аудиторской деятельности 1996-1998 гг.

и международной практики методы монетарного выборочного наблюдения, а также методы непараметрической статистики (ранговой корреляции) при аудиторской оценке проверяемых экономических субъектов.
 [c.2]

Общий порядок проведения аудиторских проверок, в том числе необходимость использования аналитических процедур и выборочного наблюдения, уже закреплены первыми Правилами (стандартами) аудиторской деятельности. В 1996-1998 гг.

они были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Эти стандарты призваны помогать аудиторам в сборе релевантных доказательств о достоверности проверяемой отчетности (особенно при аудите крупных хозяйственных систем по международным и отечественным стандартам).

Поэтому сейчас многие аудиторы нуждаются в подробном изложении статистической методологии, которую можно применять в ходе проверок. Ведь таких книг в России раньше не было. А поэтому мы как ученые и как практикующие аудиторы посчитали себя обязанными поделиться накопленными знаниями в этой области.
 [c.3]

Существуют международные стандарты аудиторских заключений. В РФ в настоящее время имеется 14 стандартов аудиторской деятельности.
 [c.29]

В России были опубликованы материалы о проектах Комитета по международным стандартам финансовой отчетности к 2000 г. [80,1996. — № 6. — С. 73-76].

Изучение накопленного опыта отечественных аудиторских организаций показывает, что он имеет определенные ярко выраженные национальные особенности (например, он напрямую, а не косвенно связан с консалтингом).

Вместе с тем никто прямо не отрицает, что многие положения, содержащиеся в иностранных источниках, интересны и пригодны для того, чтобы помочь становлению аудиторских организаций России. Так, с учетом международного опыта и в нашей стране уже разработаны и в 1996-1999 гг.

одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (далее — Комиссией) свыше трех десятков стандартов аудиторской деятельности (1-5 очереди ПС АД [45]), более подробное рассмотрение которых нам предстоит в гл. 2 данной книги.
 [c.49]

Правила (стандарты) аудиторской деятельности в сопоставлении с международными стандартами аудита (МСА)
 [c.278]

Основная цель данной книги — оказать практическую помощь отечественным представителям нашей профессии, особенно по адаптации к нашим условиям международного опыта аудита, но это не очередной справочник для аудитора.

Мы тоже могли бы перепечатать сюда из своих информационно-поисковых компьютерных систем (Кодекс, Гарант, Консультант и др.) уйму материала «по теме».

Например, тексты законов, инструкций по бухгалтерскому учету и налогообложению, а также действующие Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные в 1996 — 1998 гг. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ [23 и др.].
 [c.3]

В исследуемом Правиле (стандарте) аудиторской деятельности прямо не освещены обстоятельства, касающиеся права собственности на рабочие документы аудитора, хотя косвенно сказано, что они подлежат сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации и установлен срок такого хранения не менее пяти лет [23, с. 63].

Но там не оговорено конкретно, может ли кто-либо еще (в том числе и представители администрации проверенного экономического субъекта) изучать эти документы, в том числе и подготовленные самой администрацией в ходе проверки.

В международной практике такие случаи, как правило, запрещены они возможны лишь тогда, когда рабочие документы аудитора направляются в суд в качестве вещественных доказательств.

В отечественном Правиле (стандарте) предусмотрено, что изъятие рабочей документации у аудиторской организации может проводиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации [Там же].
 [c.107]

Международные стандарты аудита и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности
 [c.40]

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые, по нашему мнению, близки к международным прототипам в системе МСА, перечислены в табл. 1.1. Для краткости будем указывать лишь наиболее характерные отличия российского документа от международного и по возможности прокомментируем причины таких отличий.
 [c.41]

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие к международным прототипам
 [c.41]

Наименование п/п российского правила (стандарта) аудиторской деятельности Наименование международного стандарта аудита или положения о международной аудиторской практике Источник
 [c.42]

Правило (стандарт) аудиторской деятельности Внутрифирменный контроль качества аудита было подготовлено в целом на основе международного аналога. Особенно хорошо это видно по третьему и четвертому разделам, которые представляют собой адаптированный к российским условиям перевод МСА 220.

Второй раздел, отсутствующий в международном аналоге,— оригинальный текст речь в нем идет об иерархии сотрудников в аудиторской фирме.

Такой раздел необходим, поскольку в отличие от западных аудиторских фирм во многих российских фирмах функции и ответственность практически не распределены, что отрицательно сказывается на качестве аудита.
 [c.45]

Сопоставляя российское правило (стандарт) аудиторской деятельности Документирование аудита и соответствующий ему МСА 230, можно убедиться в их сходстве. Российское правило (стандарт) включает в себя всю информацию международного аналога, но изложенную более подробно.

Так, в отечественном стандарте детализированы реквизиты, которые должны содержаться в рабочих документах на Западе это считается само собой разумеющимся.

Достаточно много внимания в российском стандарте уделено порядку хранения документов, конфиденциальности имеющихся в них сведений, недопустимости для кого бы то ни было, в том числе налоговых органов, требовать их от аудитора, а в международном стандарте этому посвящено два небольших абзаца.

Нет в МСА и приложения с типовым перечнем рабочих документов. В российском документе такой перечень необходим, поскольку для большинства отечественных аудиторских организаций он может представлять значительный интерес.
 [c.46]

Правило (стандарт) аудиторской деятельности Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности представляет собой комбинацию двух международных стандартов МСА 510, посвященного первичным аудиторским проверкам и начальным сальдо, и МСА 710, касающегося сравнительных, или сопоставимых, значений.

Это связано с тем, что аудитору следует принять решение о степени доверия не только к начальным сальдо, но и к показателям, которые называются сравнительными. На Западе каждому из этих вопросов посвящен отдельный стандарт.

Разработчики правила (стандарта) считают, что сравнительные показатели — это показатели бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период, включаемые в бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, подлежащего аудиту, для сравнения с аналогичными показателями за текущий отчетный период .

Ясно, что речь идет о выручке, затратах, прибыли и прочих показателях за прошлый год, приводимых в аудируемой отчетности.
 [c.51]

Источник: https://economy-ru.info/info/184611/

Ссылка на основную публикацию