Какими юридическими лицами являются унитарные юридические лица?

С 01.09.2014 г. юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК РФ).

Какими юридическими лицами являются унитарные юридические лица?

Участники корпорации формируют высший орган юридического лица — общее собрание (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ).

В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ).

В форме корпораций могут быть созданы как коммерческие, так и некоммерческие предприятия.

К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества, внесенные в соответствующий государственный реестр;
  • общины коренных малочисленных народов.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями.

Унитарное предприятие не наделяется правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником.

Имущество унитарного предприятия является неделимым. Оно не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия.

К унитарным организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия (являющиеся коммерческими организациями), а также следующие некоммерческие организации:

  • общественные, благотворительные и иные фонды;
  • государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

В положениях, касающихся корпораций (в том числе и некоммерческих), установлены единые права участников и правила управления (ст. ст. 65.2 и 65.3 ГК РФ).

Какие организации относятся к корпоративным юридическим лицам

Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), помимо ряда иных классификаций (например, выделения коммерческих и некоммерческих юрлиц, ст. 50 ГК РФ), подразделяет юрлица:

  1. На корпоративные (корпорации).
  2. Унитарные (ст. 65.1 ГК РФ).

В корпоративных юридических лицах учредители:

  • обладают правами участия (членства);
  • создают высшие органы корпорации.

ВАЖНО! Иногда участники корпораций ограничены в своих корпоративных правах. Так, вкладчики в полных товариществах отстранены от управления и ведения дел такого юридического лица. Эти права реализуют только полные товарищи (п. 2 ст. 65.1, ст. 84 ГК РФ).

В унитарных юрлицах, в отличие от корпораций, учредители не являются участниками и не обладают правами членов юрлица (ст. 65.1 ГК РФ).

К корпоративным юридическим лицам относятся:

  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозпартнерства;
  • кооперативы (производственные и потребительские);
  • общественные организации и движения;
  • союзы и ассоциации;
  • нотариальные палаты;
  • товарищества собственников недвижимого имущества;
  • общества казаков;
  • общины коренных малочисленных народов РФ (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Источник: https://ecoafisha.ru/korporativnoe-yuridicheskoe-litso/

Виды юридических лиц: какие критерии классификации появились с 1 сентября 2014 года

С 1 сентября 2014 года изменилась классификация юридических лиц. Такие изменения в Гражданский кодекс РФ внес Федеральный закон от 5 мая 2014 г.

№ 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (далее Закон № 99-ФЗ). О других изменениях см. отдельную рекомендацию.

Несмотря на то что закон по-прежнему подразделяет все юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации (в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью деятельности организации), такое деление претерпело два важных изменения:

  • изменился перечень коммерческих организаций,
  • перечень некоммерческих организаций стал закрытым.
  • Помимо этого появился абсолютно новый критерий классификации: все юридические лица разделили на корпоративные и унитарные.
  • Предусмотрели и отдельный критерий деления для хозяйственных обществ: теперь они могут быть либо публичными, либо непубличными.
  • Изменился перечень коммерческих организаций
  • Перечень организационно-правовых форм, в которых можно создать коммерческую организацию, претерпел два важных изменения.

Во-первых, больше нельзя создавать общества с дополнительной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ, подп. в, х п. 24 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). О том, что необходимо сделать участникам обществ с дополнительной ответственностью, созданных до 1 сентября 2014 года, см. Что нужно сделать в связи с изменениями в нормах о юридических лицах, вступившими в силу 1 сентября 2014 года.

Во-вторых, вместо закрытых и открытых акционерных обществ можно создавать публичные и непубличные АО. Другими словами, сама по себе организационно-правовая форма АО сохранилась, однако изменились ее разновидности.

Такие типы акционерных обществ, как ОАО и ЗАО, новая редакция Гражданского кодекса РФ больше не предусматривает.

В то же время общества, которые существовали в виде ОАО или ЗАО до 1 сентября, перерегистрировать не требуется.

Кроме того, закон теперь прямо предусматривает возможность создать коммерческую организацию в форме крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 50 ГК РФ, подп. а п. 3 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Однако каких-либо изменений на практике это не повлечет.

Обоснование

Коммерческую организацию в форме крестьянского (фермерского) хозяйства можно было создать и до 1 сентября 2014 года (несмотря на то что такая форма не была названа в п. 2 ст. 50 ГК РФ). Объясняется это следующим.

Пункт 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ разрешал создавать коммерческие организации в форме хозяйственных товариществ и обществ.

В свою очередь, параграф 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ, посвященный хозяйственным товариществам и обществам, предусматривал положения о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 86.1 ГК РФ).

Выходит, формально имелись все основания для того, чтобы создать коммерческую организацию в форме крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе с тем, как таковое крестьянское (фермерское) хозяйство хозяйственным товариществом либо хозяйственным обществом не считалось (п. 2, 3 ст. 66 ГК РФ).

Новая редакция Гражданского кодекса РФ учла эту особенность и исключила крестьянское (фермерское) хозяйство из списка хозяйственных товариществ и обществ параграф 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ теперь называется Коммерческие корпоративные организации.

При этом указание на возможность использовать данную организационно-правовую форму при создании коммерческой организации появилось в пункте 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ.

Перечень некоммерческих организаций стал закрытым

До 1 сентября 2014 года перечень организационно-правовых форм, в которых можно было создать некоммерческую организацию, являлся открытым: пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ содержал формулировку а также в других формах, предусмотренных законом.

При этом Федеральный закон от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ О некоммерческих организациях (далее Закон о некоммерческих организациях) устанавливал формы, которые Гражданский кодекс РФ прямо не называл: общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества и т. д.

Теперь перечень форм некоммерческих организаций стал закрытым (п. 3 ст. 50 ГК РФ, подп. б п. 3 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Это означает, что некоммерческую организацию можно создать только в одной из тех организационно-правовых форм, которые прямо названы в Гражданском кодексе РФ.

При этом Гражданский кодекс РФ предусматривает новую организационно-правовую форму, которая раньше в законодательстве (в т. ч. в Законе о некоммерческих организациях) указана не была. Так, некоммерческую организацию сейчас можно создать в форме товарищества собственников недвижимости, к которой, впрочем, относится и существовавшая ранее форма товарищества собственников жилья.

В то же время отменили одну из форм, в которой до 1 сентября разрешалось создавать некоммерческие организации. А именно теперь нельзя учреждать сбытовые (торговые) потребительские кооперативы. До 1 сентября такую форму Гражданский кодекс РФ и Закон о некоммерческих организациях прямо не называли, однако она упоминалась в некоторых других законах (см.

, например, п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ О развитии сельского хозяйства). О том, что необходимо сделать участникам сбытовых (торговых) потребительских кооперативов, созданных до 1 сентября 2014 года, см. Что нужно сделать в связи с изменениями в положениях о юридических лицах, вступившими в силу 1 сентября 2014 года.

  1. Всего глава 4 Гражданского кодекса РФ предусматривает 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций:
  2. 1) потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы,
  3. 2) общественные организации, в том числе политические партии и профессиональные союзы, созданные в качестве юридических лиц (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления,
  4. 3) ассоциации (союзы), в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты,
  5. 4) товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья,
  6. 5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации,
  7. 6) общины коренных малочисленных народов России,
  8. 7) фонды, в том числе общественные и благотворительные,

8) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в т. ч. государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в т. ч. общественные) учреждения,

  • 9) автономные некоммерческие организации,
  • 10) религиозные организации,
  • 11) публично-правовые компании.
  • Все юридические лица разделили на корпоративные и унитарные

Критерий для такого деления следующий: обладают ли учредители юридического лица правом участия (членства) в нем и формируют ли они его высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ, п. 23 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Если такое право у учредителей (участников) есть и они участвуют в общем собрании (съезде, конференции, ином высшем органе управления), то юридическое лицо считается корпоративным (корпорацией).

Если учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в нем прав членства, организация является унитарной.

Значение такой классификации в том, что Гражданский кодекс РФ по-разному регулирует деятельность унитарных юридических лиц и корпораций. Другими словами, установить, каким именно юридическим лицом (корпоративным или унитарным) является конкретная организация, необходимо для того, чтобы понять, какими нормами нужно руководствоваться применительно к ее деятельности.

Обоснование

В частности, в главе 4 Гражданского кодекса РФ появились параграфы Коммерческие корпоративные организации, Некоммерческие корпоративные организации, Некоммерческие унитарные организации и статьи Права и обязанности участников корпорации, Управление в корпорации. Если не определить вид конкретной организации, будет неясно, правила какого именно параграфа (статьи) необходимо соблюдать.

К корпоративным юридическим лицам (корпорациям) относятся:

  • хозяйственные общества (ООО и АО),
  • хозяйственные товарищества (полные и коммандитные),
  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • хозяйственные партнерства,
  • производственные и потребительские кооперативы,
  • общественные организации,
  • ассоциации (союзы),
  • товарищества собственников недвижимости,
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации,
  • общины коренных малочисленных народов России.
  • Унитарными юридическими лицами считаются:
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия,
  • фонды,
  • учреждения,
  • автономные некоммерческие организации,
  • религиозные организации,
  • публично-правовые компании.

Хозяйственные общества разделили на публичные и непубличные

Новая редакция Гражданского кодекса РФ разделила хозяйственные общества (АО и ООО) на публичные и непубличные (ст. 66. 3 ГК РФ, подп. г п. 24 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). По факту такое деление затронуло только акционерные общества, поскольку все ООО считаются непубличными обществами (п. 2 ст. 66. 3 ГК РФ).

Разделение акционерных обществ на публичные и непубличные заменило старое деление на ЗАО и ОАО.

В частности, с 1 сентября 2014 года изменились:

  • критерий деления акционерных обществ,
  • права и обязанности участников акционерных обществ в зависимости от типа общества.

Критерий деления АО на публичные и непубличные

В качестве такого критерия выступает возможность размещать акции среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.

АО считается публичным в каждом из следующих случаев (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ):

  • его акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах,
  • устав и фирменное наименование АО содержат указание на то, что общество публичное.
Читайте также:  Утвержден обзор практики применения правил об обязательном претензионном порядке

Акционерные общества, не подпадающие под такие случаи, считаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Приведенный критерий во многом схож с критерием деления акционерных обществ на ОАО и ЗАО (ст. 97 ГК РФ). Однако старая классификация предусматривала более жесткие правила для ЗАО (п. 2 ст. 97 ГК РФ):

  • акции такого общества можно было распределять только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц,
  • нельзя было размещать акции среди неограниченного круга лиц, в том числе по открытой подписке,
  • акционеры ЗАО имели преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами этого общества.

На практике эти ограничения по сути превращали ЗАО в ООО.

Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ не предусматривает столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не содержит положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.

Права и обязанности участников публичных и непубличных обществ

Закон предусматривает повышенные требования к публичным обществам. Их деятельность во многом регулируется императивными нормами. В результате участникам необходимо соблюдать конкретные правила, указанные в законе.

Участникам непубличных обществ закон, напротив, предоставляет большую свободу действий в корпоративных отношениях (диспозитивные нормы). О соотношении прав и обязанностей участников публичных и непубличных обществ см.

сравнительную таблицу.

Особенности, свойственные публичным обществам, сводятся к следующему:

  • требуется включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ),
  • необходимо создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ),
  • вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ),

Источник: https://piterlaw.ru/news/vidi-yuridicheskih-lic-kakie-kriterii-klassifikacii-poyavilisj-s-1-sentyabrya-2014-goda-251

Корпоративные и унитарные юридические лица

Понятие корпоративных юридических лиц известно законодательству всех развитых стран.

Такое деление позволяет урегулировать в общем виде не только структуру управления и статус (компетенцию) органов корпоративных коммерческих и некоммерческих организаций, но и ряд их внутренних отношений, вызывающих споры на практике (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, условия выхода или исключения из числа участников и т.п.).

Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников. Следует отметить, что аналогичной «общей части», касающейся унитарных юридических лиц, в ГК нет.

ГК РФ в качестве одного из новых классификационных критериев разделения юридических лиц предлагает разделение юридических лиц на юридические лица корпоративного типа, основанных на началах членства (корпораций) и не корпоративного (унитарных). Под правом членства в ГК РФ понимается право участников юридического лица на участие в управлении деятельностью корпораций. К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий.

В теории и практике развитых стран выработаны общие представления о корпоративных и унитарных юридических лиц. Так, корпорация (от лат. corporatio — объединение) определяется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права — юридическое лицо.

Унитарной (от лат. unitus — объединенный, единый) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками организации.

Таким образом, в отношении всех корпораций (в том числе и некоммерческих) установлены единые права их участников и единые правила управления ими. Корпорации противопоставляются унитарным юридическим лицам, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Кроме того, их уставный капитал не делится на части.

Корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, как хозяйственные общества, так и товарищества.

Тот факт, что к корпоративным организациям относятся и некоммерческие организации говорит о влиянии европейского корпоративного права на российское законодательство (в англо-американском праве корпорациями, как известно, считаются только business corporation — аналоги хозяйственных обществ).

Высшим органом корпорации в соответствии со ст. 65.3 ГК является общее собрание ее участников.

В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с ГК законом и уставом корпорации.

Как было отмечено в литературе, структура органов хозяйственных обществ как корпоративных организаций в новом ГК в целом осталась прежней: собрание акционеров (участников) как высший орган общества, наблюдательный совет (или иной совет).

При этом в логике законодателя наблюдательный совет все более приобретает функции органа акционерного контроля. Так, в п. 4 ст. 65.

3 ГК РФ прямо обозначено, что данный коллегиальный орган контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.

Важно подчеркнуть следующее ограничение на членство в наблюдательных советах: лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и быть их председателями. Идея проекта закона о внесении изменений в ГК РФ N 47538-6, принятого в первом чтении 27 апреля 2012 года, о запрете членства в составе наблюдательного совета лица, исполняющего полномочия единоличного исполнительного органа, не прошла, что представляется в целом правильным для среднего бизнеса, где акционеры (участники) зачастую осуществляют функции единоличного исполнительного органа*(20).

  • В любой корпорации к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:
  • определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;
  • утверждение и изменение устава корпорации;
  • определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
  • образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов. Последнее положение представляется важным, поскольку ранее компетенция общего собрания акционеров должна была строго соответствовать тому, что написано в ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах». Таким образом, выйти за ее пределы было невозможно.

Помимо высшего органа в корпорации создается единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.д.), а в случаях, предусмотренных ГК, иным законом или уставом корпорации, — коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.

), а также иной коллегиальный орган, подотчетные высшему органу корпорации. В их компетенцию входит решение всех вопросов, кроме тех, что относятся к исключительной компетенции общего собрания.

Кроме того, в ней может быть образован наряду с вышеуказанными органами, совет, контролирующий деятельность этих органов.

Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.

1), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 ГК или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65.2 ГК.

Важно отметить, что уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных ГК, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

Введение указанной статьи создает основу для возникновения между членами корпорации, а также между самой корпорацией и ее членами особых отношений. Эти отношения получили название корпоративных.

Само появление корпоративных юридических лиц можно рассматривать в качестве развития общего положения новой редакции ст.

2 ГК РФ о корпоративных отношениях как самостоятельной составной части предмета гражданско-правового регулирования.

Об особой роли корпоративных отношений сказано в п. 1 ст. 2 ГК, установившем, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения).

Необходимость отдельного упоминания корпоративных отношений как компонента предмета гражданского права обусловлена тем, что корпоративные правоотношения представляют собой особую группу отношений.

Это отличные от обязательственных правоотношений правовые связи между корпорацией и ее участниками, содержание которых сводится к предоставлению участникам корпорации обеспеченной законом возможности в какой-либо форме управлять делами корпорации и участвовать в имущественных результатах ее деятельности. Следовательно, объектом корпоративных отношений является само участие в корпорации.

Важными являются положения п. 2 ст. 65.1 ГК, согласно которым в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК. Эти права в соответствии со ст. 65.2 ГК сводятся к следующему:

  1. участвовать в управлении корпорацией (исключение составляют хозяйственные товарищества, в которых действует особый порядок управления)
  2. в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;
  3. обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;
  4. требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1);
  5. оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.
  6. Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Особое внимание следует обратить на право участника любой корпорации на обжалование решений ее органов, влекущих гражданско-правовые последствия (то есть не касающихся отношений, выходящих за рамки гражданско-правовых отношений, (например решений органов общественных организаций относительно основной сферы их деятельности), а также его право требовать возмещения убытков, причиненных корпорации лицами, уполномоченными выступать от ее имени, или членами ее коллегиальных органов, либо лицами, фактически определяющими ее действия. Это право устанавливает механизм применения правил, предусмотренных ст. 53.1 ГК РФ, где провозглашена ответственность перечисленных лиц за убытки, причиненные ими юридическому лицу.

Читайте также:  Очередность требований кредиторов при банкротстве

Одним из неурегулированных является вопрос об указанном выше праве члена корпорации на информацию о деятельности корпорации (ознакомление с протоколами общих собраний, документами бухгалтерской отчетности и т.п.).

Представляется, что это право должно принадлежать любым участникам любой корпорации независимо от размера его вклада в капитал корпорации, однако, как указано выше, это должно специально оговариваться в уставе корпорации либо должно быть специально предусмотрено законом. Однако законодатель ограничил это право случаями и порядком, установленными в законе или уставе.

Таким образом, вполне возможна ситуация, когда в уставе будет записано, что правом на информацию обладают только те участники, которые обладают определенным количеством акций.

Обязанности участника корпорации в соответствии с п. 4 ст. 65.2 ГК сводятся к следующему:

  • участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;
  • участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;
  • не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;
  • не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.
  • Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Следует обратить особое внимание на положения п. 4 ст. 65.2 ГК предусмотревшего обязанности не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация. В последнем случае речь может идти как о цели связанной с извлечением прибыли, так и не имеющей такой цели.

Унитарные юридические лица

Как уже было отмечено, отличие унитарных юридических лиц от корпоративных заключается в том, что в унитарных юридических лицах имущество не делится на части и в них отсутствует членство. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, а также публично-правовые компании.

Вопрос о необходимости существования такой организационно правовой формы как унитарные предприятия был одним из самых обсуждаемых. В п. 6.

3 Концепции развития гражданского законодательства была отмечена бесперспективность данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами с 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе.

Там же было указано, что «исходя из реальных потребностей федерального государства, представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики».

Однако на столь резкие изменения законодатель не пошел. Государственные и муниципальные унитарные предприятия были сохранены, однако вместо права хозяйственного ведения имущество закрепляется за ними на основании права оперативного управления или хозяйственного ведения.

Корпоративный договор

В новом ГК впервые было раскрыто понятие корпоративного договора. Корпоративные договоры были включены в российское законодательство сравнительно недавно, хотя необходимость в этом назрела давно.

Их включение вызвано потребностью в предоставлении участникам хозяйственных обществ дополнительных возможностей, вытекающих из факта обладания пакетом акций или долей в уставном капитале хозяйственных обществ.

В числе причин можно также отметить чрезмерную зарегулированность взаимоотношений участников хозяйственных обществ. Как правильно было отмечено в литературе, европейское акционерное законодательство, включая российское, традиционно характеризуется с одной стороны преобладанием императивных норм, а с другой — почти полным отсутствием какой либо регламентации взаимоотношений акционеров*(21).

Источник: https://studopedia.net/12_39251_korporativnie-i-unitarnie-yuridicheskie-litsa.html

Унитарные юридические лица, особенности их правового статуса

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя.

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то органом соответствующего публично-правового образования (в этой роли обычно выступают соответствующие министерства и ведомства).

Для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником. Последние одновременно с решением о создании унитарного предприятия утверждают и руководителя (директора) предприятия, который является его единственным (единоличным) органом, подотчетным собственнику-учредителю.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом, который не может быть менее размера, предусмотренного специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. При этом уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен учредителем к моменту его государственной регистрации.

Уставный фонд (капитал) предприятия представляет собой минимальную гарантию интересов его кредиторов. Поэтому при понижении стоимости чистых активов предприятия до размера меньшего, чем уставный фонд, последний должен быть уменьшен его учредителем с обязательной письменной информацией об этом всех его кредиторов.

  • УП не вправе создавать в качестве юридического лица другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
  • УП может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
  • УП должно иметь самостоятельный баланс.
  • Все виды унитарных предприятий отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом.

Государственные и муниципальные предприятия реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Следует, однако, иметь в виду, что их преобразование в другие организационно-правовые формы коммерческих организаций — собственников всегда связано с отчуждением их имущества из публичной собственности в частную, т.е.

является одной из форм приватизации, которая должна осуществляться по правилам, предусмотренным специальным законодательством. Последнее предусматривает преобразование государственных и муниципальных предприятий лишь в форму хозяйственных, главным образом открытых акционерных обществ.

Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях:

1. Основанные на праве хозяйственного ведения. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создаваться как федеральным собственником, так и субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создавать дочерние предприятия.

Эти последние также являются унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, и поэтому не представляют собой особой, самостоятельной организационно-правовой формы.

Они создаются с разрешения собственника-учредителя путем передачи унитарным предприятием-учредителем части своего имущества в хозяйственное ведение вновь создаваемому унитарному предприятию.

При этом предприятие-учредитель принимает на себя функции собственника в отношении своего дочернего предприятия, т.е. утверждает ему устав и назначает руководителя (директора), а в необходимых случаях дает согласие на совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом. Оно, как и собственник обычного унитарного предприятия, не отвечает по долгам своего дочернего предприятия.

Уставный фонд УП, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть полностью сформирован (оплачен) собственником в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате этого его размер станет меньше определенного минимального размера уставного фонда.

распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

Так, оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника данного имущества.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

УП не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

2. Основанные на праве оперативного управления (казенные). Казенные предприятия могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Количество казенных предприятий (казенных заводов, казенных фабрик, казенных хозяйств) сравнительно невелико. К ним, в частности, относятся предприятия, осуществляющие производство некоторых видов оборонной продукции, и предприятия исправительно-трудовых учреждений.

  1. В казенном предприятии уставный фонд не формируется, а помимо общих сведений, указываемых в уставе УП, должен определяться порядок распределения и использования доходов казенного предприятия.
  2. Собственник имущества казенного УП, вправе: изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
  3. Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия определяются Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Казенное УП имеет меньше прав в области оперативно-хозяйственной деятельности.

Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта Федерации и муниципальное казенное предприятие — только с согласия соответственно уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления.

Уставом казенного УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными актами Российской Федерации.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в т.ч.

с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Деятельность казенного предприятия планируется уполномоченным органом управления, который за 3 месяца до начала планируемого года утверждает и доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином России план-заказ по установленному кругу показателей.

Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа, плана развития производственной, социальной сферы и иными показателями, осуществляется за счет доходов казенного предприятия от реализации продукции (работ, услуг), а при их недостаточности — путем выделения средств из федерального бюджета по решению Правительства РФ.

Казенное УП отвечает по своим обязательствам тем имуществом, которое находится в его распоряжении. Учредитель (собственник имущества казенного УП) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия в случае недостаточности имущества последнего.

В случае преобразования казенного УП в государственное или муниципальное собственник имущества казенного УП в течение 6 месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3259; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s7800t1.html

Изменения для юридических лиц после 1 сентября 2014 года?

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, вносящая ряд изменений в положения о юридических лицах. Такие изменения предусматривает Федеральный закон от 5 мая 2014 г.

№ 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Читайте также:  Опубликованы разъяснения по вопросам рассмотрения споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения

Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ:

  • уточнит понятие юридического лица;
  • изменит классификацию юридических лиц (конкретизирует перечень коммерческих и некоммерческих организаций, разделит все юридические лица на корпоративные и унитарные, предусмотрит деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные);
  • установит общие требования к решению об учреждении юридического лица;
  • конкретизирует положения об учредительных документах;
  • предусмотрит круг руководителей и учредителей (участников) юридического лица, несущих перед ним ответственность.

Масштабные изменения коснулись также отдельных видов юридических лиц:

  • производственных кооперативов;
  • некоммерческих организаций.

Само по себе понимание того, что такое юридическое лицо, не изменится (п. 1 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Вместе с тем, новая редакция Гражданского кодекса РФ сделает понятие юридического лица более лаконичным (в частности, исключит такие излишне сложные формулировки, как, например, «имущественные и личные неимущественные права»). Кроме того, закон предусмотрит несколько основополагающих правил, которые в настоящий момент в Гражданском кодексе РФ прямо не закреплены.

Под юридическим лицом будет пониматься организация, которая (п. 1 ст. 48 ГК РФ):

  • имеет обособленное имущество;
  • отвечает им по своим обязательствам;
  • может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, а также нести гражданские обязанности;
  • может быть истцом и ответчиком в суде.

Любое юридическое лицо (п. 2 ст. 48 ГК РФ):

  • должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • должно существовать (вести деятельность) в одной из организационно-правовых форм, которые предусматривает Гражданский кодекс РФ. Некоторые организационно-правовые формы, которые указаны в законе в настоящий момент, с 1 сентября нельзя будет использовать. В то же время появятся новые организационно-правовые формы.

Кроме того, закон конкретизирует, какие права на имущество юридического лица будут иметь его участники либо учредители (раньше либо обязательственные, либо вещные права). Учредители государственных (муниципальных) унитарных предприятий по-прежнему будут обладать вещными правами на имущество этих организаций. А вот указание на обязательственные права заменят положением о корпоративных правах.

Обоснование

1 марта 2013 года объектом гражданского права официально стали так называемые корпоративные отношения, то есть отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Так, юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, будут считаться корпоративные организации (абз. 2 п. 3 ст. 48 ГК РФ).

Несмотря на то что закон по-прежнему будет подразделять все юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации (в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью деятельности организации), такое деление претерпит два важных изменения:

  • изменится перечень коммерческих организаций;
  • перечень некоммерческих организаций станет закрытым.
  • Помимо этого появится абсолютно новый критерий классификации: все юридические лица разделят на корпоративные и унитарные.

Предусмотрят и отдельный критерий деления для хозяйственных обществ: они будут либо публичными, либо непубличными.

Изменится перечень коммерческих организаций

Перечень организационно-правовых форм, в которых можно создать коммерческую организацию, претерпит два важных изменения.

Во-первых, больше нельзя будет создавать общества с дополнительной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ, подп. «в», «х» п. 24 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). О том, что понадобится сделать участникам обществ с дополнительной ответственностью, созданных до 1 сентября 2014 года, см. Как подготовиться к изменениям в положениях о юридических лицах, вступающим в силу 1 сентября 2014 года.

Во-вторых, вместо закрытых и открытых акционерных обществ понадобится создавать публичные и непубличные АО. Другими словами, сама по себе организационно-правовая форма АО сохранится, однако изменятся ее разновидности. Такие типы акционерных обществ, как ОАО и ЗАО, новая редакция Гражданского кодекса РФ предусматривать не будет. В то же время общества, которые существуют в виде ОАО или ЗАО в настоящий момент, перерегистрировать не понадобится. Кроме того, закон будет прямо предусматривать возможность создать коммерческую организацию в форме крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 50 ГК РФ, подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Однако каких-либо изменений на практике это не повлечет.

  • Перечень некоммерческих организаций будет закрытым
  • Всего глава 4 Гражданского кодекса РФ будет предусматривать 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций:
  • Все юридические лица разделят на корпоративные и унитарные

Сейчас перечень организационно-правовых форм, в которых можно создать некоммерческую организацию, является открытым: пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ содержит формулировку «а также в других формах, предусмотренных законом». При этом Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) устанавливает формы, которые Гражданский кодекс РФ прямо не называет: общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества и т. д. С 1 сентября 2014 года перечень форм некоммерческих организаций станет закрытым (п. 3 ст. 50 ГК РФ, подп. «б» п. 3 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Это означает, что некоммерческую организацию можно будет создать только в одной из тех организационно-правовых форм, которые прямо названы в Гражданском кодексе РФ. При этом Гражданский кодекс РФ будет предусматривать новую организационно-правовую форму, которая в настоящий момент в законодательстве (в т. ч. в Законе о некоммерческих организациях) не указана. Так, некоммерческую организацию можно будет создать в форме товарищества собственников недвижимости, к которой, впрочем, будет относиться и существующая в настоящий момент форма товарищества собственников жилья. В то же время отменят одну из форм, в которой в настоящее время разрешено создавать некоммерческие организации. А именно нельзя будет учреждать сбытовые (торговые) потребительские кооперативы. В настоящий момент такую форму Гражданский кодекс РФ и Закон о некоммерческих организациях прямо не называют, однако она упоминается в некоторых других законах (см., например, п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»). О том, что понадобится сделать участникам сбытовых (торговых) потребительских кооперативов, созданных до 1 сентября 2014 года, см. Как подготовиться к изменениям в положениях о юридических лицах, вступающим в силу 1 сентября 2014 года. 1) потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2) общественные организации, в том числе политические партии и профессиональные союзы, созданные в качестве юридических лиц (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 3) ассоциации (союзы), в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; 4) товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья; 5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; 6) общины коренных малочисленных народов России; 7) фонды, в том числе общественные и благотворительные; 8) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в т. ч. государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в т. ч. общественные) учреждения; 9) автономные некоммерческие организации; 10) религиозные организации; 11) публично-правовые компании.

Критерий для такого деления будет следующий: обладают ли учредители юридического лица правом участия (членства) в нем и формируют ли они его высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ, п. 23 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Если такое право у учредителей (участников) есть и они участвуют в общем собрании (съезде, конференции, ином высшем органе управления), то юридическое лицо будет считаться корпоративным (корпорацией). Если учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в нем прав членства, организация будет являться унитарной. Значение такой классификации в том, что Гражданский кодекс РФ будет по-разному регулировать деятельность унитарных юридических лиц и корпораций. Другими словами, установить, каким именно юридическим лицом (корпоративным или унитарным) является конкретная организация, понадобится для того, чтобы понять, какими нормами нужно руководствоваться применительно к ее деятельности.

Обоснование

К корпоративным юридическим лицам (корпорациям) будут относиться:

  • хозяйственные общества (ООО и АО);
  • хозяйственные товарищества (полные и коммандитные);
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общины коренных малочисленных народов России.

Унитарными юридическими лицами будут считаться:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • фонды;
  • учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Хозяйственные общества разделят на публичные и непубличные

Новая редакция Гражданского кодекса РФ будет делить хозяйственные общества (АО и ООО) на публичные и непубличные (ст. 66. 3 ГК РФ, подп. «г» п. 24 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). По факту такое деление затронет только акционерные общества, поскольку все ООО будут считаться непубличными обществами (п. 2 ст. 66. 3 ГК РФ).

Разделение акционерных обществ на публичные и непубличные заменит нынешнее деление на ЗАО и ОАО.

В частности, с 1 сентября 2014 года изменятся:

  • критерий деления акционерных обществ;
  • права и обязанности участников акционерных обществ в зависимости от типа общества.

Критерий деления АО на публичные и непубличные В качестве такого критерия будет выступать возможность размещать акции среди неограниченного круга лиц по открытой подписке. АО будет считаться публичным в каждом из следующих случаев (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ):

  • его акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах;
  • устав и фирменное наименование АО содержат указание на то, что общество публичное.

Акционерные общества, не подпадающие под такие случаи, будут считаться непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). Приведенный критерий во многом схож с критерием деления акционерных обществ на ОАО и ЗАО (ст. 97 ГК РФ). Однако нынешняя классификация предусматривает более жесткие правила для ЗАО (п. 2 ст. 97 ГК РФ):

  • акции такого общества можно распределять только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц;
  • нельзя размещать акции среди неограниченного круга лиц, в том числе по открытой подписке;
  • акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами этого общества.

На практике эти ограничения по сути превращают ЗАО в ООО. Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ не будет предусматривать столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не будет содержать положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.

Права и обязанности участников публичных и непубличных обществ

Закон будет предусматривать повышенные требования к публичным обществам. Их деятельность во многом будет регулироваться императивными нормами. В результате участникам понадобится соблюдать конкретные правила, указанные в законе. Участникам непубличных обществ закон, напротив, предоставит большую свободу действий в корпоративных отношениях (диспозитивные нормы). О соотношении прав и обязанностей участников публичных и непубличных обществ см. сравнительную таблицу.

Особенности, свойственные публичным обществам, будут сводиться к следующему:

  • понадобится включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ);
  • необходимо будет создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ);
  • вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна будет независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ);

Источник: http://dip.ru.com/article/izmeneniya-dlya-ooo-s-1-sentyabrya-2014-goda2/

Ссылка на основную публикацию