Фнс определила признаки, указывающие на вероятность фиктивности хозяйственной деятельности

В налоговом праве существует презумпция добросовестности. То есть, плательщик налогов не может нести ответственность за нарушения, допущенные другими лицами, если не было доказано его непосредственное участие и умысел. Однако, на практике этот принцип не работает.

Если в ходе проверки налоговая обнаруживает связи с фиктивными контрагентами, то предприятию доначисляются налоговые обязательства и внушительные штрафы. Кроме того, руководству компании (директор и главный бухгалтер) грозит уголовная ответственность по ст. 212 УК (уклонение от уплаты налогов). При этом налоговая не оценивает ни характер, ни обстоятельства хозяйственных операций.

Например, в последнее время проблема блокировки налоговых накладных — одна из наиболее обсуждаемых в бизнес-сообществе. Среди прочего, предприятию могут отказать в налоговом кредите за операции с предприятиями, имеющими признаки фиктивности.

Налоговики блокируют накладные и ищут деньги для возмещения НДС

Как реальный сектор экономики может пострадать от сотрудничества с фиктивным контрагентом, UBR.ua рассказали юристы и дали свои советы, как минимизировать риски.

Кто считается фиктивным

Как отмечает партнер КАС Груп адвокат Татьяна Кузьмич, при любых налоговых проверках суть претензий контролирующих органов одна: предприятие не должно содержать в своей деятельности признаков фиктивности, все товарно-денежные операции должны носить реальный характер.

Самого определения «фиктивное предприятие», в действующем законодательстве нет. Поэтому юристы и контролирующие органы чаще пользуются понятием «фиктивная деятельность компании». То есть акцент делается не на признаки, которыми обладает «фиктивное предприятие», а на то, с какой целью оно создано.

«Исходя из положений ст.55-1 Хозяйственного кодекса в сочетании со ст. 205 Уголовного кодекса Украины, такое предприятие в принципе создается или приобретается для прикрытия незаконной деятельности, в том числе и компаниями реального сектора экономики», — заметила UBR.ua старший юрист юридической компания ILF Елена Калинина.

  • Фиктивные компании нужны для обналичивания денег, уменьшения базы налогообложения или использования кредитных средств, путем создания виртуальных хозяйственных операций.
  • «Хозяйственный кодекс устанавливает признаки фиктивной деятельности и дает основание для обращения в суд о прекращении юридического лица», — уточнил адвокат АО «Сытнюк и партнеры» Владимир Литвинюк.
  • Например, компания регистрируется на поддельные или утерянные документы физического лица, либо ведет деятельность без согласия и ведома учредителей.
  • Обнал в Украине: что происходит на самом деле

Само же понятие «фиктивное предпринимательство» описано в ст. 205 Уголовного кодекса как «создание или приобретение юридических лиц с целью сокрытия, или осуществления незаконной деятельности».

По словам юриста юридической фирмы «Астерс» Натальи Мисник, ХК предлагает оценивать формальную сторону (нарушение процедуры регистрации), а Уголовный кодекс больше внимания уделяет фактическим обстоятельствам — отсутствию реальной предпринимательской деятельности и планов по ее осуществлению при создании юрлица.

Поэтому может существовать ситуация, когда фиктивный субъект есть, а фиктивной деятельности нет.

Риски предприятия

В случае установления фактов, которые свидетельствуют (или могут свидетельствовать) о фиктивности деятельности какого-то субъекта, налоговики, прежде всего, проводят по нему и его контрагентам встречные сверки (приказ ГФС Украины от 17 июля 2015 №511).

В некоторых случаях контрагенты могут попасть под проверку по ст. 78 Налогового кодекса (по результатам проверок других плательщиков).

«Необходимо обратить внимание, что такой акт проверки может быть доказательством совершения уголовного преступления (статьи 98 — 99 УПК)», — отметил UBR.ua адвокат, руководитель практики уголовно-правовой защиты юридической компании Dictum Сергей Гуревский.

Чего ждать украинскому бизнесу от налогов в 2018 году: три главных тренда

Также должностные лица контрагента могут получить статус соучастника или самостоятельного субъекта уголовной ответственности. Кроме того, налоговый орган может через суд признать недействительными учредительные документы компании. Причиной может быть даже предположение налоговиков об отсутствии у учредителя намерения вести предпринимательскую деятельность.

Также могут быть признаны недействительными договора с фиктивными субъектами, как заключаемые с целью, заведомо противоречащих интересам государства и общества (согласно ч. 1 ст. 207 ХК).

«Отдельного понятия «фиктивная сделка» закон не предусматривает. На практике (и по распространенному мнению налоговых органов) это документально отображенная отдельная хозоперация, которой на самом деле не было. Такая операция может быть фиктивной полностью или частично», — говорит Владимир Литвинюк,

При этом частичная фиктивность может касаться:

  1. предмета сделки: продажа другого товаром, а не тем, который указан в первичных документах;
  2. объема: завышение или занижение объемов сделок, которые реально выполнялись;
  3. субъекта: операции не выполнялись лицом, которое указано их исполнителем или заказчиком в документах;
  4. сроков: операция проходила в другое время, отличное от указанного в документах или в течение другого отчетного периода.

По словам младшего юриста Eterna Law Маргариты Татаровов, санкции контрагентам компании-нарушителя грозят не автоматически, а после сбора налоговиками доказательной базы и подтверждения этих доказательств судом.

Как доказывают фиктивность

Выяснение реальности операции — ключевой аспект доказывания. Существует богатая судебная практика в отношении «бестоварности операций» с контрагентами. Ключевыми факторами, которые могут повлиять на решение суда — это статус поставщика («негативный», «позитивный») и то, насколько доказана товарность (реальность) операций.

Найти и арестовать: как новые исполнители охотятся на украинский бизнес

По словам Владимира Литвинюка, часто налоговики пытаются доказать физическую невозможность реального проведения операции с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов для производства товаров, выполнения работ или услуг. Или отсутствие необходимых для этого персонала, производственных активов, складских помещений, транспорта.

ФНС определила признаки, указывающие на вероятность фиктивности хозяйственной деятельности

Также привлекает внимание покупка товаров/услуг, не характерных для основного вида деятельности покупателя или продавца. Или объемы одной поставки сильно отличаются от ранее проведенных операций.

«Налоговики такой факт называют «налоговая неадекватность», то есть резкое увеличение оборотов по приобретению или поставке, что видно по Реестру налоговых накладных. В такой ситуации у налоговиков сразу зарождается подозрение, что продавец — потенциально может быть фиктивным», — добавила Елена Калинина.

Подозрение вызывает, если компания-продавец зарегистрирована в местах массовой регистрации или не находится по своему месту регистрации, из сотрудников только директор, совмещающий должность бухгалтера, он же и учредитель данной компании.

По словам Натальи Мисник, ранее судебная практика придерживалась единой позиции: фиктивность контрагента сама по себе не свидетельствует о дефектности операций с таким контрагентом. Суды оценивали реальность каждой сделки: проверяли достоверность бухгалтерских документов, движение денег, фактическое выполнение договора и его экономическую обоснованность.

Блокировка налоговых накладных: все безопасные варианты

«Начиная с 2014 года суды несколько изменили свой подход. Например, в определении ВАСУ от 26 июня 2014 года по делу №К/800/15689/14 суд отметил, что «участники хозяйственного оборота должны проявлять добросовестность, поскольку последствия выбора фиктивного контрагента возлагается на самих участников», — говорит Мисник.

Как защищаться

Чтобы избежать ответственности, плательщик сегодня обязан доказывать свою предусмотрительность в выборе контрагента. В частности, подать доказательства проверки контрагента по всем доступным базам данных, а также подтвердить реальность хозопераций, наличие деловой цели и т.п.

  1. Новый Верховный суд тоже разделяет этот подход: аналогичная позиция была описана в определении ВСУ К/9901/1478/18 от 16 января 2018 г.
  2. «Здесь главное доказать, что изначально сделка обсуждалась и заключалась между реальными компаниями, договор и вся первичная документация подписывались реальными директорами с действительными полномочиями», — заверила Елена Калинина.
  3. Нужно заранее обосновывать деловую цель такой сделки, чтобы обосновать целесообразность приобретения товара именно у этой компании и именно в этот период, именно по такой цене.
  4. Бывает, что новые собственники компании даже не подозревают, чем она раньше занималась.

«В нашей практике были ситуации, когда новый собственник на радостях становится собственником «классного» бизнеса, не подозревая, что его компания работала с фиктивными предприятиями, в отношении которых сегодня возбуждено ряд уголовных производств по ст. 205 УК», — сказала Калинина.

Псевдо учредители/руководители фиктивных компаний дают пояснения, в рамках уголовного производства, о своей непричастности к ведению хоздеятельности и все. А псевдо-директор максимум получит штраф по приговору суда.

  • Зато компания-покупатель получит налоговые доначисления и судебные споры по отношениям с таким контрагентом.
  • «В таких ситуациях нужно максимально четко работать над стратегией защиты реального бизнеса — первичная документация должна быть идеальной и обоснована деловой целью и экономическим результатом от такой сделки», — говорят в компания ILF.
  • У украинцев стали требовать зарплатные справки при проведении денежных переводов

Кроме того, необходимо тесное взаимодействие с контрагентом, вплоть до получения от его директора пояснений о том, что сделка реально происходила, и он непосредственно принимал участие в ее осуществлении. То есть, опровергать пояснения директора контрагента, которые он ранее предоставил в рамках уголовного производства.

Что проверять

По словам Татьяны Кузьмич, ужесточение судебной практики вынуждает бизнес выходить за пределы правового круга своих прав: запрашивать от потенциального партнера максимальное количество документов, выдумывать в договорах, так называемые «налоговые оговорки».

«Если условно в 2005 году ООО запрашивало в стандартном пакете документов у другого лица помимо договора и первичных бухгалтерских документов регистрационное свидетельство, то сейчас этот пакет представляет собой пачку бумаги А4», — заметила юрист.

Это и обоснование местонахождения (договора аренды, регистрационные формы), наличия производственной площадки, складов, транспортных средств, автопарка, подписанных контрактов на перевозку и прочее. Также требуют подтвердить хозяйственные связи контрагента: первичные документы, обосновывающие входящий поток аналогичного проданному товара.

«При этом, согласно 19 статьи Конституции никто не может быть понужден к совершению действий, которых он не должен совершать. Проверять добропорядочность контрагента, запрашивая документы, которые раскрывают суть его хозяйственных связей – смешно и неправомерно: это нарушает информационное законодательство, право на коммерческую тайну лица», — напомнила Татьяна Кузьмич.

Тем более, что некоторые факты проверить вовсе невозможно. Например, нахождение должностных лиц под подозрением в рамках уголовного производства. Однако, по словам юристов, в целом такая проверка часто оказывается достаточно эффективной.

Советник налоговой практики ЕПАП Украина Александр Майданик советует начинать со сбора информации из публичных реестров: регистрационных данных в ЕГРПОУ, налоговых данных, судебных дел (в том числе и с участием налоговых органов), исполнительных производств. А также проверять сроки действия лицензий, необходимых для деятельности контрагента, уставных документов и т.д.

Украинцы будут платить НДС по-новому

Сергей Гуревский отмечает, например, что чаще всего организационно-правовой формой фиктивных предприятий является, как правило, ЧП, ООО, иногда фермерское хозяйство. Стоит обратить внимание на давность существования фирмы, частоту смены учредителей и менеджмента. Такие компании характеризуются коротким сроком существования.

  1. Фиктивные предприятия обычно имеют нейтральное название, которое никак не указывает на сферу деятельности, состав участников, территориальную принадлежность.
  2. Владимир Литвинюк говорит, что некоторые субъекты хозяйствования предпочитают вести собственную (или же общую с другими участниками) базу реальных и потенциальных контрагентов с целью минимизации рисков «фиктивности».
  3. И в случае, если «вопросы» налогового органа все-таки привели к появлению налогового уведомления-решения — эффективно отстаивать свои интересы в суде.
Читайте также:  Концепция регулирования рынка юридической помощи

Источник: https://ubr.ua/finances/taxes/fiktivnost-predprijatija-priznaki-i-posledstvija-3864270

Фиктивность сделок. Позиция налоговых органов и судов

Фиктивная сделка

В ходе проведения мероприятий налогового контроля (проверочных мероприятий) в отношении налогоплательщика, налоговый орган может прийти к выводу о совершении проверяемым лицом фиктивных сделок или хозяйственных операций с определенным кругом контрагентов.

Что же сегодня под фиктивной сделкой понимают налоговые органы? С позиции налоговиков, фиктивная сделка – это сделка, совершенная налогоплательщиком без преследования какой-либо хозяйственной цели.

Иными словами, это сделки или иные хозяйственные операции, которые совершены налогоплательщиком и его контрагентом исключительно с целью снижения налогооблагаемой базы.

Такие выводы налоговиков довольно чреваты для налогоплательщиков и могут привести к очень серьезным последствиям – доначисление налогов, пени, начисление штрафов, порой приравненных по размеру к годовой выручке компании налогоплательщика.

Самым неблагоприятным для налогоплательщика исходом может послужить передача материалов налоговой проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела по фактам намеренного уклонения налогоплательщика от уплаты налогов и сборов.

При этом если сам налогоплательщик осуществляет свою деятельность на абсолютно легальных условиях, это не значит, что к нему не могут быть предъявлены обвинения по фактам нарушения налогового законодательства, поскольку в группу риска также могут попасть те компании, чьи контрагенты уже находятся на так называемой «галочке» у налоговиков как контрагенты, замеченные в фиктивных сделках с иными лицами.

Методы выявления фиктивности сделок и хозяйственных операций налогоплательщиков

Так, в процессе проведения проверочных мероприятий или камеральных налоговых проверок налоговики осуществляют проверку контрагентов налогоплательщика на признаки «фирмы-однодневки» или их фигурирование в ином реестре компаний, осуществляющих «серую» деятельность (более подробно о «фирмах-однодневках» можно узнать из нашей статьи «Ответственность за регистрацию «фирм-однодневок» и за внесение ложных сведений в ЕГРЮЛ», в которой мы раскрывали понятие «фирм-однодневок» и указывали какие действия предпринимают налоговые органы в отношении «фирм-однодневок»). Если у проверяемого налогоплательщика будут выявлены подобные контрагенты, налоговые органы запускают в отношении такого налогоплательщика комплекс проверочных мероприятий, направленных на сбор доказательственной базы, подтверждающей фиктивность сделок, совершенных налогоплательщиком с такими контрагентами. В таких случаях действия налоговиков могут выражаться в следующем:

  • осмотр помещений юридического лица и его контрагентов.В ходе осмотров налоговыми органами выявляются факты нахождения налогоплательщика по своему юридическому адресу, наличия или отсутствия необходимых для исполнения фиктивной сделки площадей, оборудования, товаров, транспорта и т.п., а также наличие на рабочих местах директора компании налогоплательщика и сотрудников.
  • опросы очевидцев.Должностные лица налоговых органов зачастую  подкрепляют свои доводы показаниями очевидцев. В таких случаях  налогоплательщику следует обратить внимание на идентификацию лиц, дающих какие-либо показания в отношении проверяемого налогоплательщика. Часто в протоколе осмотра должностные лица налоговых органов допускают ошибки в составлении протоколов, указывая в нем лишь обобщенную формулировку, к примеру: «со слов сотрудников других (соседних) организаций, о проверяемом юридическом лице они ничего не слышали (не знают)».
  • допросы свидетелей.Протоколы допросов свидетелей также являются одним из доказательств, которые в совокупности могут подтвердить правовую позицию фискалов. Поэтому, налогоплательщику, намеревающемуся оспорить решение налогового органа в судебном порядке предварительно рекомендуется изучить подобные документы.
  • осмотры, оперативные/следственные мероприятия, проводимые правоохранительными органами.При наличии признаков налоговых или других правонарушений в офис компании налогоплательщика могут быть направлены сотрудники правоохранительных органов. В таком случае может быть проведен совместный рейд с налоговой инспекцией, либо только по инициативе правоохранителей. 
  • получение сведений из банков.В ходе проведения такого рода проверочных мероприятий налоговики проводят анализ банковских операций налогоплательщика и его контрагентов. Причем данный анализ может коснуться и контрагентов следующих звеньев из общей цепочки взаимоотношений контрагентов с налогоплательщиком. Здесь налоговики выявляют цепочку циркуляции денежных средств, перехода денежных средств на счета аффилированных компаний, вывода средств или их обналичивание через «фирмы-однодневки» либо на счета зарубежных компаний (офшор).

Позиция налоговых органов в отношении фактов фиктивности сделок. Доказывание фиктивных сделок и операций налоговым органом.

Итак, подобрав необходимую доказательственную базу, налоговые органы принимают решение о наличии или отсутствии фиктивных сделок в составе хозяйственных операций компании налогоплательщика.  Если налоговая все же усмотрит факт совершения налогоплательщиком фиктивной сделки, перерасчета налоговой базы такому налогоплательщику не избежать.

При этом следует учитывать, что по налогу на прибыль для целей налогообложения не учитываются расходы по фиктивным сделкам и операциям, а по НДС следуют отказы в возмещении сумм налога, перечисленного в составе платежей по таким фиктивным сделкам (операциям).

В результате налогоплательщик, совершающий фиктивные операции, все равно нарвется на доначисление пени и штрафов.

Самым негативным последствием для налогоплательщика, увлекающегося фиктивными сделками и операции на протяжении нескольких отчетных периодов является то, что при сумме недоплаченных налогов за три года подряд свыше двух миллионов рублей, налоговики не раздумывая передают такие материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

 Поэтому решить подобную проблему  можно, пожалуй, двумя способами: первый – добровольно оплатить сумму недоплаченных налогов в полном объеме, второй – добиваться через суд признания актов налоговых органов незаконными. Сразу стоит отметить, что при выборе второго способа решения проблемы с фискалами, налогоплательщик должен быть готов опровергнуть все выдвинутые к нему аргументы налоговиков.

Теперь рассмотрим самые распространенные признаков фиктивности сделок и хозяйственных операций, с позиции налоговых органов:

  • Отсутствие контрагента по юридическому адресу, регистрация контрагента по адресу массовой регистрации;
  • Отсутствие ресурсов для выполнения контракта (складов, оборудования, товаров и т.п.);
  • Неуплата контрагентом налогов в бюджет либо их минимальная уплата;
  • Показания руководства контрагента;
  • Экспертное заключение;
  • Транзитный характер движения денежных средств;
  • Признаки цикличного движения денежных средств;
  • Признаки нелегального вывода денежных средств.

Источник: http://apgmag.com/fiktivnost-sdelok/

Налоговики пополнили критерии ведения деятельности с высоким налоговым риском

В конце 2012 года Концепция планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@, была дополнена положением, согласно которому большинство налогоплательщиков удостоятся пристального внимания проверяющих.

К четырем способам ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, перечисленным в приложении № 5 Концепции*, добавили посреднические сделки – пятый способ. Речь идет о посредниках, фактически не осуществляющих хозяйственную деятельность.

С текстом дополнений можно ознакомиться на сайте ФНС России. О сути их мы и поговорим в данной статье.

* Подробнее о способах ведения деятельности с высоким налоговым риском читайте в статье «ФНС России разработала новый критерий оценки налоговых рисков» в ПНП № 12, 2008.

Однодневка – не обязательный элемент нового критерия

Налоговики уточняют, что речь не обязательно идет об однодневках. По мнению проверяющих, достаточно, чтобы посредник был привлечен для создания видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности. При этом не имеет значения его юрисдикция – внимание будут обращать как на российские, так и на иностранные компании.

Претензии к реальным посредникам на первый взгляд могут показаться странными. Необоснованная налоговая выгода должна доказываться во взаимосвязи отношений сторон, с рассмотрением, в том числе, налоговой нагрузки каждой участвующей в сделке организации. Если посредник уплачивает все налоги с полученного вознаграждения, о какой незаконной оптимизации налогов у принципала может идти речь?

ФНС в качестве пояснения своей позиции приводит схему, в соответствии с которой, несмотря на оформление агентского договора, принципал сам осуществляет агентские функции.

В этом случае реальный посредник необходим для увеличения суммы расходов агента.

Если такой посредник не осуществляет никакой деятельности, при этом применяет УСН, то налоговая выгода очевидна – сумма выводится из-под налогообложения ставкой 20 процентов и облагается ставкой 6 или 15 процентов.

Однако отметим, что наличие такого посредника выгодно, только если он является «дружественным» для агента.

Следовательно, защита компании в этой ситуации в первую очередь сводится к доказыванию отсутствия именно у нее налоговой выгоды от таких взаимоотношений.

Это проще сделать в ситуации, когда компания-принципал не просто признала расходы, а и фактически понесла их – осуществила оплату. При этом ее связь с посредником не прослеживается.

Посредник между взаимозависимыми лицами увеличивает риск

Заметим, что кроме агентских отношений ФНС также относит к сделкам с высоким налоговым риском и выстраивание цепочек контрагентов. И в этой связи интерес представляют признаки, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о «формальности» взаимоотношений сторон. В Концепции они не указаны.

Для выявления таких признаков в первую очередь обратимся к соответствующим положениям о трансфертном ценообразовании. Их анализ позволяет заключить, что рассматриваемые изменения Концепции являются логическим продолжением действующих с прошлого года изменений первой части НК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, все сделки типа «взаимозависимое лицо – посредник – взаимозависимое лицо» признаются контролируемыми, если посредники:

  • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для выполнения своих функций.

Таким образом, при работе с посредником необходимо обращать внимание на указанные критерии. Включение посредника в схему работы между российскими взаимозависимыми лицами автоматически делает эти сделки контролируемыми.

Отсутствие в такой же ситуации посредника влечет контролируемость у взаимозависимых россиян только при наличии определенных условий, которым большинство представителей среднего и мелкого бизнеса удовлетворять не будут.

Поэтому претензии ФНС к посредникам выглядят в такой ситуации логичными.

Главная ошибка – очевидная бесполезность агента

Опасаться дополнений в Концепцию стоит не только взаимозависимым лицам. Пятый способ ведения хозяйственной деятельности с повышенным налоговым риском могут разглядеть в практике любого налогоплательщика. Опасные маркеры для общих случаев можно почерпнуть из арбитражных дел. Кроме того, нелишне будет выявить тенденции рассмотрения дел по сходным претензиям налоговиков.

Судебная практика по вопросам об экономической обоснованности привлечения агентов достаточно противоречива. Даже при условии отсутствия признаков недобросовестности налогоплательщиков – участники платят налоги, являются действующими организациями.

Отрицательная практика достаточно обширна и представлена постановлениями Президиума ВАС РФ. К примеру, в постановлении от 14.02.12 № 12093/11 было рассмотрено дело с участием агента-иностранца.

Он обязался совершать действия по поиску покупателей на территории Украины на продукцию, выпускаемую обществом. Решение было принято не в пользу компании. Расходы на вознаграждения признали экономически не оправданными.

Арбитры указали на отсутствие отчета, из содержания которого усматривалось бы участие агента в поисках покупателей, ведении переговоров, заключении договоров.

И сочли не раскрытой роль агента в содействии обществу по реализации продукции либо в осуществлении иных действий в интересах принципала. Ценность данного решения и в том, что Президиум ВАС РФ обозначил признаки «формальности» агентского договора. На них стоит обратить внимание:

  • взаимоотношения с покупателем существовали еще до заключения контракта. Это подтверждали, в частности, отчеты о командировках;
  • инициатором заключения сделки была иностранная компания – покупатель;
  • контракт заключен при участии должностных лиц общества и покупателя, которые и вели переговоры;
  • для решения технических вопросов сотрудники общества неоднократно направлялись в командировку к покупателю.
Читайте также:  Включение в расходы по налогу на прибыль компенсации при увольнении может быть оспорено

В постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.11 № 7780/11 обществу отказано в признании расходов и вычете НДС по сумме агентского вознаграждения. Суд счел не раскрытой роль агента и признал фиктивным договор на основании ряда признаков:

  • сумма вознаграждения составляла более половины оптовой цены поставленного газа;
  • агент имел признаки однодневки, и переведенные ему средства обналичивались;
  • договором на поставку газа не предусматривалось участие агентов, в том числе для дополнительных поставок;
  • поставщик газа не подтвердил факт переговоров с агентом относительно сверхлимитной поставки – заявки на дополнительные объемы направлялись самим налогоплательщиком, о чем свидетельствовали факсограммы;
  • законодательное регулирование поставки газа имеет свои особенности и не предусматривает при наличии действующего договора поставки привлечение посреднических организаций для оказания различного рода услуг в этой области.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/2921-nalogoviki-popolnili-kriterii-vedeniya-deyatelnosti-s-vysokim-nalogovym-riskom

Влияние камеральных проверок на результат хозяйственной деятельности

Современная отечественная налоговая система сложилась во время глобальных преобразований в экономике и перехода к рыночным отношениям.

Отсутствие опыта правого регулирования реальных налоговых отношений, короткий период времени на разработку налогового законодательства, кризис в экономике, социальный кризис — все это непосредственно оказало воздействие на ее становление.

Вопрос взаимоотношения предприятия с бюджетом в современных условиях является одним из важнейших.

Немаловажную роль в финансовых потоках предприятия играют налоговые платежи в бюджет. Нарушения, ошибки и неточности в налоговом учете приводят к не­полному начислению налогов к уплате в бюджет, а нередко и к излишнему начислению. Уплата налогов в неполном объеме приводит к взысканию с предприятий значительных сумм штрафных санкций.

Результатом, как недоплаты налогов, так и переплаты является отвлечение из оборота предприятия денежных средств, которые могли бы быть с большим экономическим эффектом использованы на иные цели, кроме того, снижается уровень финансовой устойчивости предприятия.

Проверкой правильности исчисления налогов занимаются государственные органы — налоговые инспекции, а также негосударственные — службы внутреннего аудита и независимые аудиторы.

Сотрудники налоговых органов в ходе проверок занимаются выявлением лишь сумм налогов, которые необходимо доплатить в бюджет. Налоговые инспектора не уделяют внимания выявлению излишне уплаченных сумм налогов.

Такая тенденция негативно влияет на предприятия.

Налоговый контроль является неотъемлемой частью механизма налогообложения предприятия. Налоговые органы периодически выпускают методические рекомендации по проверке тех или иных налогов.

Общими недостатками всех методических рекомендаций являются следующие: методические рекомендации своевременно не изменяются и не дополняются в связи с изменениями в налоговом законодательстве и арбитражной практикой; не выпускаются на регулярной основе; не содержат описания типичных ошибок налогоплательщиков; противоречат действующим законам и инструкциям.

Эти недостатки приводят к возникновению следующих ситуаций: в одном районе (городе, области) налоговые инспекции налагают штрафные санкции на предприятие за какое-либо нарушение, а в другом районе нет, поскольку они о таком нарушении не знают; в одном городе налоговые органы перестали налагать штрафные санкции на предприятия за какое-либо деяние, поскольку арбитражный суд признал действия налогоплательщика правомерными, а в другом городе на­логовые органы продолжают выносить штрафные санкции за данные действия, так как они о решении суда не слышали, либо не приняли к вниманию.[9, c.312-320]

Все это оказывает негативное влияние на функционирование предприятий и на пополнение бюджетов всех уровней. Как показывает практика, налоговые инспекции в ходе проверок занимаются выявлением лишь сумм не полностью уплаченных налогов или уплаченных позднее, чем установлено законодательством.

Сотрудники налоговых инспекций не уделяют внимания выявлению излишне уплаченных сумм налогов.

Такая тенденция негативно влияет на предприятие: не позволяет ему эффективно использовать денежные ресурсы. Отвлекаемые из оборота средства для уплаты излишне начисленных сумм налогов предприятие могло бы использовать на расширение своей деятельности, увеличение объемов продаж. В конечном итоге возможно повышение доходов бюджетов всех уровней. [10, c.236-256]

Так как в настоящее время приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов являются усиление аналитической составляющей работы, внедрение комплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, все большее внимание уделяется камеральным проверкам налоговой отчетности. В перспективе планируется сделать такие камеральные проверки основной формой налогового контроля.

Связано это со следующими обстоятельствами.

Во-первых, камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддающейся автоматизации.

Во-вторых, данным видом налогового контроля, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков. [11, c.255-272]

  • Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а, во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
  • Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, то есть в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.
  • Еще некоторое время назад камеральные проверки состояли преимущественно в арифметической проверке правильности подсчета сумм налогов и как следствие — имели крайне низкую эффективность.
  • Сейчас же в основе проверки лежит анализ показателей налоговой отчетности и иной информации о деятельности налогоплательщиков, полученной из разных внутренних и внешних источников (камеральный анализ), позволяющий выявить сферы возможных налоговых нарушений и определить перечень налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений для включения в план выездных налоговых проверок.

В процессе работы применяются самые разнообразные приемы: анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе их сравнительный анализ с данными по аналогичным организациям; проверка логической связи между различными отчетными и расчетными показателями; проверка этих показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников; предварительная оценка бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей; наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие нарушений налоговой дисциплины. [12, c.240-245]

Важной составной частью камерального анализа является также оценка достоверности показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции (работ, услуг), посредством сопоставления уровня и динамики этих показателей с имеющимися в налоговом органе показателями объемов потребленной налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, сырьевых и иных материальных ресурсов.

При выявлении несоответствий в уровне и динамике данных показателей налогоплательщика вызывают в налоговый орган для дачи соответствующих пояснений, а при наличии оснований полагать, что отраженные в налоговой декларации показатели недостоверны, налоговый орган производит доначисление сумм заниженных налогов либо включает налогоплательщика в план проведения выездной налоговой проверки в первоочередном порядке.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. [13, c.140-150]

Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

  • — наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
  • — применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
  • — использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Основной путь совершенствования системы налогового контроля — переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика. [14, c.198-200]

Налоговые органы проводят работу по подготовке автоматизированной процедуры отбора на основе построения экономико-математической модели налогоплательщика с целью определения потенциальной суммы его налоговых обязательств.

Далее исходя из размера отклонения потенциального размера налоговых обязательств от реальной суммы уплачиваемых в бюджет налогов будет определяться перечень объектов для проведения выездной проверки. Разработка и внедрение такой системы позволит поднять на качественно новый уровень эффективность системы налогового контроля. [15, c.141-145]

Источник: https://studwood.ru/1438169/finansy/vliyanie_kameralnyh_proverok_rezultat_hozyaystvennoy_deyatelnosti

Признание судами получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды

Признание судами получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды — тема, которая в последнее время становится все более актуальной. Рассмотрим, почему так происходит и как не довести дело до суда в случае претензий налоговых органов.

  • Почему важна тема необоснованной налоговой выгоды
  • Критерии добросовестного налогоплательщика
  • Что понимается под необоснованной налоговой выгодой
  • Какие признаки свидетельствуют о недобросовестности
  • Кто и как доказывает факт недобросовестности
  • Примеры последних судебных решений в пользу ИФНС
  • Можно ли противостоять претензиям ИФНС
  • Примеры последних судебных решений в пользу налогоплательщиков
  • Как снизить претензии ИФНС по добросовестности

Почему важна тема необоснованной налоговой выгоды

Налоги составляют достаточно большую долю расходов налогоплательщиков, и коммерсанты, знающие цену деньгам, стараются сократить их объем, так же как и любые другие затраты.

Законопослушный налогоплательщик, соблюдающий требования НК РФ, при этом пойдет по пути оптимизации, т. е. сделает, например, следующее:

  • создаст наиболее приемлемую структуру бизнеса;
  • подберет оптимальную систему налогообложения;
  • поищет разумный баланс между доходами и расходами;
  • воспользуется системой существующих льгот;
  • сделает удобный для себя выбор, устанавливая положения учетной политики;
  • использует территориальные преимущества продажи;
  • будет работать с поставщиками, ценовая политика которых отвечает задачам имеющегося бизнеса;
  • воспользуется законной возможностью замены юридического смысла операции при сохранении ее результата.

Вместе с тем не секрет, что в целях снижения налогового бремени налогоплательщики прибегают и к незаконным способам, таким, например, как:

  • отражение неполного оборота от реализации;
  • сокрытие части реально выплачиваемой зарплаты;
  • использование фиктивных документов, оформленных от имени фирм-однодневок, по расходам, которые фактически не имели места;
  • оформление документов через промежуточных (часто родственных) лиц для завышения стоимости поставки в свой адрес;
  • совершение по сговору с контрагентом операций, имеющих экономический смысл, явно отличающийся от действительного.

В последние годы государство, одним из основных источников средств для которого являются налоговые поступления, и налоговые органы, уполномоченные им на сбор налогов, начали активнее принимать меры, способствующие обеспечению полноценных поступлений в бюджет:

  • обнародованы признаки недобросовестных налогоплательщиков и ряд схем ухода от налогов, применяемых ими;
  • увеличилось количество уголовных дел, связанных с раскрытием схем незаконного возмещения НДС;
  • расширены полномочия налоговых органов в части проверочных мероприятий.
Читайте также:  Срок давности по разделу имущества после развода

О полномочиях налоговых органов в свете последних изменений читайте в статье «Ст. 31 НК РФ (2015): вопросы и ответы»  

Осуществляя контроль за правильностью начисления налогов, ИФНС выявляет:

  • ошибки в их расчете — либо технические, либо связанные с неправильным применением норм законодательства, что чаще всего имеет место у законопослушных налогоплательщиков;
  • признаки использования незаконных способов, что при наличии серьезной доказательной базы может повлечь за собой крайне негативные последствия для налогоплательщика, нарушающего законодательство.

Критерии добросовестного налогоплательщика

Добросовестным считается налогоплательщик, имеющий хорошую репутацию у налоговых органов в отношении исполнения им обязанностей, которые предусмотрены НК РФ, а именно тот, кто:

  • в целях снижения суммы уплачиваемых налогов использует только законно установленные способы;
  • вовремя и в полном объеме уплачивает налоговые платежи;
  • сдает в срок всю необходимую отчетность;
  • своевременно и полно отвечает на запросы налоговых органов;
  • беспрепятственно предоставляет доступ к информации, необходимой для налогового контроля.

В целях защиты этой репутации НК РФ предусматривает следующее:

  • добросовестность налогоплательщика не ставится под сомнение, если нет доказательств обратного (п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • в ситуациях, недостаточно четко прописанных в нормативных актах, приоритет отдается позиции налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ);
  • налогоплательщик имеет право не только на подачу возражений в ИФНС, но и на обжалование ее действий и решений в вышестоящих налоговых органах и суде (пп. 1 и 2 ст. 138 НК РФ).  

Что понимается под необоснованной налоговой выгодой

Основополагающим документом, посвященным вопросам налоговой выгоды, является постановление пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, в котором дается 2 определения этого понятия:

  • обоснованная налоговая выгода — снижение налоговых обязательств в результате экономически оправданных действий налогоплательщика, направленных на уменьшение налогов путем законодательно установленных способов (применение льгот, вычетов, пониженных ставок, целесообразность затрат);
  • необоснованная налоговая выгода — снижение налогового бремени с применением законодательно запрещенных способов или экономически неоправданных действий (нереальность операций, подмена их содержания, неоправданность затрат, работа с сомнительными контрагентами).  

Необоснованность налоговой выгоды устанавливается по совокупности обстоятельств, сопровождающих факты ее получения, и должна быть доказана документально. Например, могут быть установлены факты прямого нарушения закона (сокрытие выручки, искусственное завышение затрат, выплата зарплаты в конвертах) или подтверждено, что налогоплательщику было известно:

Источник: https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/nalogovaya_otvetstvennost/priznanie_sudami_polucheniya_nalogoplatelwikom_neobosnovannoj_nalogovoj_vygody/

Падение фиктивности

Введите запрос для поиска

ГлавнаяНовости банковАналитика 26 Июня 2018 Доля подставных фирм в России в 2018 году упала до 7% от общего числа всех компаний, следует из данных ФНС. Основной вклад в борьбу с однодневками внесли изменения правил регистрации юрлиц и усиление контроля, говорят эксперты Количество фирм-однодневок, которые долгое время были основным инструментом обналички и ухода от налогов, упало до 7% от общего числа зарегистрированных в России юридических лиц, следует из материалов Федеральной налоговой службы (ФНС), с которыми ознакомился РБК. Представитель ведомства подтвердил эти данные и уточнил, что это наиболее низкий показатель за всю современную историю. Согласно материалам Налоговой службы, число компаний «с признаками фиктивности» (такую формулировку использует ФНС) в России по состоянию на 1 июня этого года составляет 309,5 тыс. — это 7,3% от общего числа зарегистрированных юрлиц. Число таких фирм упало в 2018 году почти до 300 тыс., подтвердил РБК представитель СПАРК «Интерфакса», считающей количество однодневок на основании собственной аналитической модели. При этом в 2011 году число фирм-однодневок, по данным ФНС, составляло 1,8 млн. (40,1%). Два года назад (на начало 2016 года) их было порядка 1,6 млн., то есть основной результат борьбы государства с однодневками сказался в последние три года. В 2017 году ФНС, как следует из ее данных, насчитала 1,2 млн. фиктивных компаний, в начале этого года — 528,2 тыс.

Что такое однодневка

Под «фирмой-однодневкой» ФНС подразумевает юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности и, как правило, не представляющее налоговую отчетность, разъясняла служба в 2010 году. Создаются такие фирмы для того, чтобы налогоплательщик мог искусственно включить их в цепочку хозяйственных связей. При этом налогоплательщик и фирма-однодневка, которая формально не имеет к нему отношения, совершают «согласованные противоправные действия», писала ФНС. К признакам однодневок относятся минимальный размер уставного капитала, массовый адрес регистрации, подача отчетности с нулевыми показателями или ее отсутствие, отсутствие штата персонала, отсутствие материальных и административных ресурсов, подозрительные хозяйственные операции, отсутствие упоминаний о компании, а также дата регистрации, близкая к дате совершения сомнительной сделки.

От отмывания до вывода

На фирмы-однодневки завязано большинство незаконных схем, среди которых обналичивание, хищение НДС, вывод денег за рубеж, подставные тендеры, выводы активов из банкротящихся предприятий и т.д., говорит партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский.

Снижение интереса к однодневкам в налоговых схемах обусловлено в первую очередь внедрением системы АСК НДС-2 (автоматизированная система контроля за возмещением НДС), указывает эксперт.

Она позволяет выявлять и вычищать так называемый бумажный НДС: по закону уплате в бюджет подлежит разница между входящим и исходящим НДС, а за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур компания может свести эту разницу к нулю, объясняет Успенский.

Система АСК НДС-2 позволяет в реальном времени сопоставлять сведения о покупках и продажах и выявлять расхождения в декларациях по НДС и, соответственно, разные серые схемы и их участников. За первый квартал 2018 года без проведения проверок при ее помощи удалось дополнительно собрать в федеральный бюджет 12 млрд. руб.

, что в 1,8 раза больше соответствующего периода прошлого года, говорил глава ФНС Михаил Мишустин. Что касается обналичивания средств, то сейчас эта схема стала невыгодна, следует из данных Центробанка. Если в 2013 году цена ставки за обналичивание денег в России была меньше 3%, то сейчас она выросла до 17%, говорил в феврале «Интерфаксу» зампред регулятора Дмитрий Скобелкин.

Причины для отказа в регистрации

Снизить число фирм-однодневок позволили изменения в законе о госрегистрации (129 ФЗ), открывающие налоговым органам больше возможностей по исключению организаций из ЕГРЮЛ.

Теперь, обнаружив компанию с признаком фиктивности, налоговые органы могут внести в реестр запись о недостоверности адреса, места нахождения юридического лица, его руководителе или учредителе.

С такой записью в ЕГРЮЛ органы управления этих компаний ограничены в возможности создавать новые серые фирмы, отмечает председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов.

«Если в течение полугода компания не приведет в порядок информацию о себе в ЕГРЮЛ, она может быть исключена из реестра, и налоговые органы уже приступили к этой работе.

У налоговиков появилась возможность жестче проверять достоверность сведений при регистрации юридических лиц, выросла также ответственность за использование однодневок: наказание за это теперь может составить до пяти лет», — сказал Кирьянов РБК.

Еще одним фактором улучшения статистики стало обязательство банков проверять всех клиентов на наличие признаков «однодневности» и затем включать эти сомнительные компании в черные списки, говорит он. Представитель ФНС отметил, что налоговые органы теперь могут отказывать в регистрации лицам, которые в течение последних трех лет были причастны к деятельности юрлиц, нарушивших законодательство. К ним относятся участники и директора брошенных с задолженностью или указавших недостоверные сведения компаний. «Раньше у налоговых органов вообще не было права отказывать в регистрации», — сказал представитель службы.

Другой взгляд

Усиление контроля за недобросовестным бизнесом имеет и обратную сторону. Как следовало из опроса консалтинговой компании IPT Group, который проводился в прошлом году, российские бизнесмены жалуются на рост налогового давления в последние годы. На эту проблему указывали 78% респондентов (всего в опросе приняли участие 109 компаний, работающих в России, из них 5% — представители зарубежного бизнеса или совместных предприятий). ​В частности, ощущение «повышенного давления», по их оценкам, создают системы контроля «НДС» и «НДС-2», анализирующие декларации налогоплательщиков по уплате налога на добавленную стоимость.

Новые способы

Правоприменительная практика, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, а также соответствующие решения судов делают невыгодной и очень рискованной любую работу с фирмами-однодневками, говорит партнер KPMG Михаил Орлов. «При этом суды нетерпимо относятся к схемам, где участвуют однодневки.

Настолько, что под фирмы-однодневки иногда подпадают абсолютно надежные налогоплательщики», — указывает он. Потенциально к категории однодневок могут быть отнесены и структуры малого бизнеса, которые просто оказались неуспешны в своих начинаниях, предупреждает и руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов.

«Легальное прекращение деятельности юридического лица — процедура долгая и затратная, поэтому зачастую бизнесмены бросают такую фирму, присоединяют ее к другому юрлицу или, по крайней мере, не препятствуют ее ликвидации налоговым органом в одностороннем порядке», — поясняет юрист. По его словам, искоренить полностью серые схемы невозможно.

В частности, потому что фирмы, формально подпадающие под критерии однодневки, могут выполнять вполне определенные экономические функции, например выступать в роли технической компании — «держателя активов».

По словам директора «Интерфакс-ЛАБ» Ильи Мунермана, условия для налогоплательщиков стали похожи на ситуацию с автомобилистами: из-за камер наказание стало практически неотвратимым, поэтому все ведут себя осторожнее и почти не нарушают.

Теперь для серых схем чаще используются не однодневки, а внешне пристойные компании, которые оказались в предбанкротном состоянии, говорит он, ссылаясь на анализ судебных споров ФНС с налогоплательщиками.

«Использование традиционных однодневок с массовым директором и массовым адресом стало бессмысленным, такие компании даже не смогут открыть счет в банке, их время ушло. Мошенники теперь отыскивают юридические лица с историей, ищут номинальных директоров среди социально незащищенных граждан и обманывают уже не столько государство, сколько банки и других предпринимателей. Такие компании — тоже фактор риска», — говорит Мунерман.

  • ФНС
  • мошенничество
  • вывод активов
  • вывод средств
  • налог

Утренний обзор рынка акций от банка Открытие на  20.09.2019 АО «Россельхозбанк» расширил возможности мобильного приложения для клиентов малого и среднего бизнеса разработанного совместно с R-Style Softlab С момента запуска флагманского продукта ВТБ, количество активных пользователей «Мультикарты» превысило 6,5 млн ВТБ обновил линейку продуктов «Урожайный бизнес» для сельскохозяйственных предприятий среднего и малого бизнеса Утренний комментарий ПСБ по рынку акций на 20 сентября 2019 года Крупнейший сервис доставки еды в России Delivery Club присоединился к программе лояльности «Спасибо от Сбербанка» Проверить иностранного контрагента можно с новым сервисом банка «Левобережный» для участников ВЭД Банк ПСБ первым в России запустил пилот по использованию смартфона в качестве платежного терминала для приема платежей по картам любых банков Сбербанк погасил выпуск инвестиционных облигаций (ИОС) со сроком обращения 31 день Директор по цифровому бизнесу Альфа-банка Иван Пятков об отличиях ЕБС и внутренних биометрических систем

Источник: https://finansist-kras.ru/news/analitics/padenie-fiktivnosti/

Ссылка на основную публикацию