Фас предлагает изменить регулирование проверок соблюдения антимонопольного законодательства

Маркулич Денис Петрович1, Котова Анастасия Ивановна11Смоленский государственный университет, студент

Библиографическая ссылка на статью:
Маркулич Д.П., Котова А.И.

Использование технологии Блокчейн при исполнении: регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/06/86917 (дата обращения: 26.03.2019).

Федеральная антимонопольная служба(ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). [1]

Предметом работы ФАС является проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или
организациями, осуществляющими функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – проверяемое лицо) при осуществлении ими своей деятельности или исполнение предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.[2]

Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений  Закона о защите конкуренции при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании Закона о защите конкуренции не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций.[6]

Далее мы даём краткую схему проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства с учётом возможных обстоятельств [4]

ФАС предлагает изменить регулирование проверок соблюдения антимонопольного законодательства

В современном мире всё меньше сфер человеческой деятельности остаются без вмешательства новых технологий, а в частности технологии блокчейн

Блокчейн — выстроенная по определённым правила  непрерывная  цепочка блоков  содержащих информацию. Чаще всего копии этих  цепочек хранятся на множестве разных   компьютеров независящих друг от друга.[3]

На данный момент блокчейн является одной из самых защищённых систем документооборота в мире.

Нашей задачей стояла теоретическая разработка и применение этой технологии на основание приказа №340 ФАС.[4]

Мы предполагаем, что  технология блокчейн получит наибольшую полезность если каждый блок будет обозначать день жизни организации. Самый первый блок представляет собой первый день после проверки. Если блок соответствует всем требованиям он отправляется дальше по цепочке.

Если же в блок вносятся изменения ,например заявления физического лица или органа государственного управления о нарушении в сфере антимонопольного регулирования, то блок считается изменённым.

ФАС собирает информацию в блоки от всех организаций  и  определяет правила проверки и записывает их в блокчейн.

Для проверки соблюдения требований антимонопольных законов должен быть разработан смарт контракт который автоматически мониторит ситуацию по соблюдению антимонопольного законодательства .В случае выявления нарушения смарт контракт информирует организацию о том что в отношении неё будет проведена проверка ФАС.

Если переводить данную модель на реальную жизни ,это можно представить как конструктор лего: Нам сказали сделать дом из лего, блок информационной схемы – это блок конструктора.

Мы ставим первый блок ,на него второй, но что бы они идеально  подошли друг к другу и их сложно было разбить первый блок должен обладать определёнными свойствами: размером, количеством крепёжных отверстий. Так и блок должен содержать верную ,не сфальсифицированную информацию.

В конце же когда дом будет построен,мы передаём его заказчику ,и нам сразу же выплачивается награда.

Много правильно сложенных блоков лего может разрушить постороннее вмешательство, как человек, он может просто сломать её. Так и в блокчейне, любое вмешательство в цепочку ведёт к её неверности.

Подведя итог можно сказать, что сейчас многие боятся широко применять блокчейн, почему они боятся сказать сложно, – либо скрывают свои теневые дела, либо не хотят обделять людей рабочими местами.

Но точно известно одно, данная технология прочно займёт своё место в будущем и множественность мошенников уйдёт в прошлое.

Будет использоваться самая лучшая часть технологии блокчейн, что данные нельзя будет изменить.

Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2018/06/86917

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

Комменты: 0

ФАС предлагает изменить регулирование проверок соблюдения антимонопольного законодательства

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, что представляет собой проверка ФАС (Федеральной антимонопольной службы), как она проходит, как к ней подготовиться, как вести себя с инспекторами, и за что можно получить штраф.

Что проверяет ФАС

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  1. Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  2. Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  3. Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  4. Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

Виды проверок

Проверка антимонопольной службой может быть:

1. Плановой (по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.
2. Внеплановой. Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:

  • Физических или юридических лиц;
  • Правоохранительных органов;
  • СМИ.

Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.

Этапы проверки

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Штрафы

Наиболее распространенные штрафы ФАС:

Нарушение Штраф для руководителя или ИП Штраф для юридического лица
Нарушение законодательства о рекламе 4 000 — 20 000 рублей 100 000 — 500 000 рублей
Проявление недобросовестной конкуренции 12 000 — 20 000 рублей 100 000 — 50 000 рублей
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей)
Игнорирование предписания ФАС 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет 100 000 — 500 000 рублей

На что имеют право сотрудники ФАС

Служащим антимонопольного органа разрешено:

  1. Проходить на территорию проверяемого лица (кроме его жилища).
  2. Получать документы и необходимую информацию (например, электронную переписку). Даже если информация содержит коммерческую или другую тайну.
  3. Осуществлять осмотр территории, объектов, документов. Присутствовать на осмотре должны как минимум два понятых, а по окончании осмотра обязательно должен быть составлен протокол.
  4. Проводить фото- и видеосъемку, копировать бумаги и электронные документы.
  5. Забирать документы, составив акт приема-передачи.

Как подготовиться к проверке

Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.

Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:

  1. Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
  2. Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
  3. Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
  4. Проведите антимонопольный аудит на предприятии — он поможет заранее выявить и исправить слабые места.

Как себя вести во время выездной проверки ФАС

Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
  2. Проверяющих должно быть минимум двое.
  3. Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.

    Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.

  4. Помимо руководителя, необходимо оповестить о начале проверки бухгалтерию, юридическое и производственное подразделение.
  5. Пригласите юристов для защиты своих интересов. Они могут помогать вам проверять документы и обдуманно отвечать на вопросы.
  6. Содействуйте работе проверяющих, не мешайте им получать необходимые данные, но и не переусердствуйте — не стоит предлагать документов больше, чем было запрошено.
  7. Не оставляйте проверяющих без присмотра. Организуйте сопровождение каждому сотруднику инспекции.
  8. Следите за верным составлением актов и протоколов. Требуйте, чтобы любые действия протоколировались, если что-то изымается — обязательно должен быть составлен акт приема-передачи.
  9. Оставляйте себе копии передаваемых инспекции документов.
  10. Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.
Читайте также:  Адрес регистрации на разрешение на оружие

Источник: https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/proverka-fas/

Обзор изменений антимонопольного законодательства — Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры»

/ 0 Comments /

  • Антимонопольное право, Публикации
  • Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию обзор изменений антимонопольного законодательства.
  • Обзор изменений
  • («Четвертый антимонопольный пакет»)
  1. Злоупотребление доминирующим положением.
  • Не признается доминирующим положением положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35 %;
  • Из полномочий антимонопольного органа исключено ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Исходя из изложенного следует, что в целях определения доминирующего положения антимонопольный орган будет обязан проводить анализ рынка по каждому делу о злоупотреблении доминирующим положением.

  • В случае выявления факта злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в целях предупреждения создания дискриминационных условий Правительство РФ устанавливает правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более 70 %.
  • Указанные правила должны содержать:
  1. 1) перечень товаров, к которым предоставляется недискриминационный доступ;
  2. 2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;
  3. 3) порядок раскрытия указанной выше информации;
  4. 4) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа к товарам;
  5. 5) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
  1. Соглашения хозяйствующих субъектов.
  • Уточнено понятие «картеля», субъектами которого могут выступать не только продавцы, но и покупатели товара;
  • К «вертикальным» соглашениям (соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар) относятся теперь и агентские договоры;
  • Уточнено определения допустимых «вертикальных» соглашений: доля каждого хозяйствующего субъекта не должна превышать 20 % не на любом товарном рынке, а только на рынке товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения;
  • Соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности, если суммарная стоимость их активов превышает 7 млрд руб. либо их общая выручка за год составляет более 10 млрд руб., могут быть заключены только после получения предварительного согласия антимонопольного органа;
  • Соглашения о совместной деятельности, получившие согласие антимонопольного органа, не признаются картелями, соответственно, не подлежат запрету.
  1. Недобросовестная конкуренция.
  • В Федеральный закон «О защите конкуренции» введена новая глава «Недобросовестная конкуренция», детализирующая положения закона.
  • Так, следующие виды нарушения будут признаваться недобросовестной конкуренцией:
  • 1) дискредитация, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации;
  • 2) введение в заблуждение относительно товара (услуги) или условий его реализации;
  • 3) некорректное сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с конкурентом и (или) его товаром;
  • 4) недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
  • 5) недобросовестная конкуренция, связанная с использованием результатов интеллектуальной деятельности;
  • 6) создание смешения, то есть действий способных вызвать смешение с деятельностью конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми конкурентом в гражданский оборот на территории России;
  • 7) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
  • При этом указанный перечень не является закрытым, и антимонопольный орган вправе признать недобросовестной конкуренцией действия, которые не указаны в Законе о защите конкуренции.
  1. Антимонопольные требования при заключении договоров с финансовыми организациями.
  • Из перечня услуг, которые приобретаются государственными заказчиками только через открытый конкурс или аукцион, исключены услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
  • При проведении открытого конкурса или открытого аукциона государственный заказчик вправе установить более высокие требования к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, определяемые в соответствии с показателями, предусмотренными законодательством РФ и установленными на основании финансово-экономической и иной отчетности финансовой организации, представляемой в Центральный банк РФ.
  • Государственный заказчик вправе установить требование о наличии определенного рейтинга рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном законодательством РФ, только в случае несоответствия финансовой организации указанным более высоким требованиям к оценке ее финансовой устойчивости и платежеспособности.
  1. Расширение полномочий антимонопольного органа
  • Антимонопольный орган вправе направить предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства не только должностному лицу хозяйствующего субъекта, но и следующим должностным лицам:
  1. ―  федерального органа исполнительной власти,
  2. ― органа государственной власти субъекта РФ,
  3. ― органа местного самоуправления,
  4. ― организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг,
  5. ― государственного внебюджетного фонда.
  • Антимонопольный орган вправе выдать предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения не только должностному лицу хозяйствующего субъекта, но и следующим должностным лицам:
  • ―  федерального органа исполнительной власти,
  • ― органа государственной власти субъекта РФ,
  • ― органа местного самоуправления,
  • ― организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг,
  • ― государственного внебюджетного фонда.
  • Расширены основания для выдачи предупреждения:
  1. 1) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора
  2. 2) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками)
  3. 3) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом
  4. 4) создание дискриминационных условий;
  5. 5) недобросовестная конкуренция (дискредитация, введение в заблуждение, некорректное сравнение, незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, иные формы недобросовестной конкуренции;
  6. 6) ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
  • Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела по указанным основаниям без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
  • В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
  1. Введение досудебного порядка обжалования решений территориальных органов ФАС в ее центральном аппарате.
  • В Федеральной антимонопольной службе предусмотрено создание коллегиального органа, который будет осуществлять следующие полномочия:

1) рассматривают материалы изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства и дают разъяснения по вопросам его применения;

2) пересматривают решения и (или) предписания территориальных органов антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

  • Срок на подачу жалобы составляет один месяц со дня принятия решения или выдачи предписания.
  • Решение по жалобе принимается коллегиальным органом в течение двух месяцев со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен в случае выявления необходимости дополнительного исследования документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на один месяц.
  • По итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе:
  • 1) оставить жалобу без удовлетворения;
  • 2) отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа;
  • 3) изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.
  • Основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
  • Решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
  1. Усовершенствование порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
  • Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

Читайте также:  Трудовой договор - образец заполнения

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

  • Установлены дополнительные процессуальные права лиц, участвующих в деле:
  1. ― вправе подавать ходатайства о привлечении экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах;
  2. ― вправе заявить отвод эксперту, если имеются какие-либо обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности
  3. ― вправе заявить отвод члену комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Установлены случаи проведения закрытого заседания при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Установлены требования к структуре решения, принимаемого комиссией по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
  • Установлен порядок доказывания по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • Установлен порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну;
  • Из перечня оснований прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства исключены следующие:

1) добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

  1. Порядок привлечения к административной ответственности.

Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в отношении которого выдано данное предписание, если данное предписание исполнено.

  1. Регулирование деятельности субъектов естественной монополии.

Государственный контроль осуществляется за деятельностью только тех субъектов естественной монополии, у которых доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода.

Нормативный акт:

Федеральный закон от 05.10.2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дата вступления в силу вышеуказанных изменений – 05 января 2016 г.

ФАС предлагает изменить регулирование проверок соблюдения антимонопольного законодательства

Источник: https://nplaw.ru/obzor-izmenenij-antimonopolnogo-zakonodatelstva/

Фас отменила регулярные проверки бизнеса в сферах рекламы и тарифов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) с 2018 года отменяет плановые проверки по двум видам антимонопольного надзора — в сфере рекламы и тарифов. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе регулятора.

Источник, знакомый с ходом дискуссии в ФАС по этому вопросу, добавил, что в ведомстве также обсуждают возможность отмены плановых проверок за соблюдением антимонопольного законодательства в сферах гособоронзаказа и закупок госкомпаний.

Мнения экспертов разделились: одни называют отказ от части полномочий смелым шагом, другие же опасаются, что прекращение плановых проверок в области тарифов приведет к их росту темпами выше инфляции.

Правительство России проводит реформу контрольно-надзорной деятельности, которая призвана снизить административную нагрузку на бизнес. Одно из новшеств — переход на риск-ориентированный подход. Новый метод подразумевает, что предприятия будут поделены на категории риска по всем видам госконтроля, и чем ниже окажется риск нарушения, тем реже будут проходить и плановые проверки предприятия.

В рамках реформы ФАС, в свою очередь, решила отменить плановый надзор по двум видам антимонопольного контроля, сообщили «Известиям» в пресс-службе регулятора. С 2018 года служба перестанет проводить плановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства в области рекламы и регулирования тарифов.

— ФАС России снижает административную нагрузку на предпринимательское сообщество, — объяснили «Известиям» причину такого решения в пресс-службе регулятора.

Источник, знакомый с ходом дискуссии в ФАС, в беседе с «Известиями» добавил, что антимонопольная служба также рассматривает возможность отмены плановых проверок в сферах гособоронзаказа и закупок госкомпаний. Это связано с тем, что у антимонопольного ведомства возникли сложности с разработкой критериев рисков для плановых проверок в этих сферах.

В пресс-службе ФАС подчеркнули, что по всем видам антимонопольного контроля сохраняются внеплановые проверки. Согласно закону о защите конкуренции, основаниями для проведения внеплановых проверок являются жалобы граждан и материалы правоохранительных органов. Плановые проверки ФАС начинает проводить по истечении трех лет со дня основания организации.

По части регулируемых государством тарифов ФАС проверяет все компании, которые находятся в реестре организаций естественных монополий, рассказал член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. Сейчас в реестре на сайте службы их порядка 7 тыс.

— Плановые проверки по антимонопольному контролю за тарифами и рекламой ФАС проводит не так часто, как внеплановые. Так что острой необходимости именно в плановых проверках у ФАС нет.

Зачем в плановом порядке куда-то ходить, если всё равно проверки происходят в случае жалоб? Однако всё же отказаться от части своих полномочий — это серьезный шаг.

Не все госорганы на него решаются, — отметил в беседе с «Известиями» Александр Брагин.

Вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович видит риски в отмене плановых проверок в области тарифного регулирования.

— Тарифы — это категория, которую ФАС должна мониторить и проверять постоянно, поскольку цены здесь растут всё время и, по нашим данным, выше инфляции.

По нашим оценкам, оптимизировать затраты компаний естественных монополий можно на 27%. А пока ФАС в этой сфере не проявляет себя с должной степенью активности. То же самое касается гособоронзаказа и закупок госкомпаний.

Эти сферы ФАС должна проверять с особенным вниманием, — сказала «Известиям» Анастасия Алехнович.

Отмену плановых проверок в области рекламы вице-президент «Деловой России» поддержала, поскольку это, по ее мнению, действительно снизит нагрузку на частный бизнес.

С 2000 по 2014 год тарифы росли намного быстрее инфляции, говорится в докладе ФАС о состоянии конкуренции в 2016 году. Инфляция за этот период выросла в пять раз, а тарифы на газ — в 13 раз, на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения — в 25 раз.

Источник: https://iz.ru/614275/inna-grigoreva/fas-urezala-sebe-polnomochiia

Антимонопольное законодательство. Обеспечение защиты конкуренции

Обеспечение защиты конкуренции выступает как один из механизмов, поддерживающих и обеспечивающих эффективность экономики любой страны по всем направлениям.

Экономика конкуренцией признает соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности, то есть цивилизованную легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

И хотя конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности, средством регулирования основных экономических процессов, удовлетворения интересов потребителей, следует признать правомерным положение о том, что конкуренция не способна к саморегуляции в должной мере. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка необходимо дальнейшее совершенствование российского конкурентного законодательства.

Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» введено юридическое понятие «конкуренция» — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона).

В целях защиты хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции государством предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции.

Так, государственное антимонопольное регулирование и контроль включает в себя комплекс экономических, административных и законодательных мер, находящихся в компетенции государства и направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции, а также на недопущение чрезмерной монополизации рынка, что угрожало бы нормальному функционированию рыночного механизма. Вышеупомянутым законом № 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона)..

Антимонопольное законодательство РФ основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных законах.

Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, также регулируются постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Отправными в данном случае являются положения Конституции РФ, в соответствии с которыми в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст.

34), в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, то есть устанавливается федеральный уровень антимонопольного законодательства (п. «ж» ст. 71),   на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 ст. 74).

Гражданский кодекс РФ устанавливает равенство участников регулируемых им отношений, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указал, что к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке .

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения  конкуренции органами власти.

 Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.

Большая роль при регулировании процедур защиты и поддержки конкуренции принадлежит Правительству РФ и издаваемым им актам, среди которых можно выделить постановление РФ от 5 июля 2010 года № 504 «О случаях допустимости соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности», которым признано, что хотя соглашения между хозяйствующими субъектами, приводящие к ограничению конкуренции, запрещены, но при определенных условиях они могут быть признаны допустимыми. Установлены случаи допустимости соглашений между страховщиками, работающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности (общие исключения).

Также, следует обратить внимание и на постановление Правительства РФ от 1 апреля 2010 года № 208 «Об утверждении Положения о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже», которым установлен порядок предварительного согласования с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже. Предписание о таком согласовании выдается хозяйствующему субъекту по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

А, например, принятое в ноябре 2007 года постановление Правительства РФ от № 769 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» устанавливало, что такие соглашения должны были заключаться на срок не позднее 30 апреля 2008 г. Но на практике эта модель отношений власти и бизнеса оказалась более востребованной, а данные ФАС рекомендации стали служить ориентиром для определения взаимных обязательств сторон в соглашениях такого рода. К таким соглашениям относятся соглашения об ограничении торговых надбавок на продукты питания первой необходимости с ведущими сетевыми компаниями, соглашения об установлении предельной отпускной цены на продукты питания первой необходимости и т.п. В качестве примера можно сослаться на соглашение, заключенное Администрацией Тверской области с компанией «Ритм 2000», которое было призвано обеспечить дальнейшее развитие ведущей торговой сети региона — «Тверской купец», включающее в себя не только вопросы инвестиций для расширения бизнеса, но и вопросы социальной ответственности, что предполагало реализацию тверских товаров надлежащего качества по экономически обоснованной цене при обязательном наличии социального ассортимента товаров .

Читайте также:  Каковы уровни ответственности сро?

В целях реализации положений антимонопольного законодательства постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года № 409 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации» определены Условия признания доминирующим положения кредитной организации. Законом «О защите конкуренции» установлено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта) доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, кроме финансовой организации (ст. 5 ), для которой предусмотрены нижние пороговые значения, исключающие возможность признания ее доминирующего положения. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее данной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок. Доминирующее положение на товарном рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.

Важными для обеспечения защиты конкуренции являются следующие подзаконные нормативные правовые акты антимонопольного органа:

— приказ ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», которым актуализирован порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Такой анализ необходим для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, ведении реестра хозяйствующих субъектов.

Он также проводится при решении вопросов о принудительном разделении (выделении) организаций.

— приказ ФАС России от 24 февраля 2010 года № 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства». Данным приказом утвержден административный регламент ФАС России, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Регламентирован порядок осуществления следующих административных процедур: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проверка; составление акта по ее результатам; ознакомление с ним субъекта проверки; принятие мер.

Первые разделы планов проверок размещаются на официальных сайтах ФАС России и ее территориальных органов в сети Интернет. Общий срок проведения проверки составляет не более 3 месяцев. Проверки проводятся в выездной форме. По результатам проверок Службой составляются акты проверяемых лиц.

Определен порядок обжалования действий (бездействия) Службы в ходе проведения проверки.

— приказ ФАС России от 17 апреля 2008 года № 129 «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными ст. 27-31 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с необходимостью государственного контроля за экономической концентрацией создание крупных коммерческих организаций (в том числе путем слияния, присоединения) осуществляется либо с предварительного согласия ФАС России, либо при условии обязательного уведомления ФАС России.

В некоторых случаях требуется согласие ФАС России на приобретение акций, долей в уставном капитале, имущества коммерческой организации. При этом, п. 3.

30 Административного регламента ФАС России установлено, что в случае представления в антимонопольный орган не всех указанных документов и сведений антимонопольный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет заявителя о том, что ходатайство (уведомление) не считается представленным с указанием непредставленных документов и сведений. Так, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа признал, что ФАС РФ правомерно возвратил представленное ЗАО «Стройкапиталинвест» уведомление, которое не соответствует требованиям действующего законодательства (постановление от 9 марта 2011 г. № КА-А40/1195-11 по делу № А40-99162/10-139-535).

Можно привести также ряд иных актов, принимаемых уполномоченными органами, но тем не менее, все вышесказанное подтверждает, что существующая в настоящее время система антимонопольного регулирования включает в себя и федеральное законодательство, и иные нормативные документы, уполномоченных органов.

Однако, следует отметить, что подзаконные акты часто только уточняют и дублируют федеральное законодательство, что приводит к определенным трудностям в процессе правоприменения, а само законодательство о защите конкуренции требует усовершенствования.

На это обстоятельство неоднократно ссылается Торгово-промышленная палата РФ, которая в Концепции развития законодательства РФ на период 2008 — 2011 гг.

, в Концепции развития законодательства РФ на период до 2012 года предлагает усовершенствовать правовую основу предпринимательской деятельности, подчеркивая, что существующая в настоящее время система антимонопольного регулирования включает в себя не только федеральное законодательство, но и целый ряд методических рекомендаций, приказов и иных нормативных документов, разработанных антимонопольным органом, которые уточняют, а зачастую и дублируют федеральное законодательство . Концепции включают в себя наиболее проблемные вопросы и предлагают перечень изменений в антимонопольное законодательство для их решения, список проектов законодательных актов, подлежащих разработке и принятию, с которыми нельзя не согласиться.

Говоря о защите конкуренции нельзя не сказать об ответственности за совершение нарушений антимонопольного законодательства, к которым Закон «О защите конкуренции» относит злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, что выражаются в действии (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ст.10). Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отказал в признании недействительными решений антимонопольной службы, поскольку антимонопольным органом доказано, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке услуг по подписке и доставке периодических печатных изданий, и факт уклонения предприятия от заключения соответствующего договора (постановление от 25 сентября 2008 г. № А74-953/2007-Ф02-9325/2007).

Также к нарушениям антимонопольного законодательства относятся соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст.11 Закона).

В статье 8 Закона «О защите конкуренции» определено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются такие их действия на товарном рынке, которые заранее известны каждому из указанных лиц, их результат соответствует интересам каждого из них, они вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке. К обстоятельствам, в равной мере влияющим на всех хозяйствующих субъектов, действующих на конкретном товарном рынке, данная норма, в частности, относит изменение регулируемых тарифов, цен на сырье, используемое для производства товара; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год. При этом, для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными необходимо, чтобы эти действия были совершены указанными лицами на одном товарном рынке; не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке; были заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов и их результат соответствовал интересам каждого из этих лиц.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.

2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, — может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий наряду с прочими обстоятельствами может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/270656/

Ссылка на основную публикацию