Договор международной перевозки — чем регулируется?

Договор международной перевозки - чем регулируется?

Совершение любых операций, связанных с международной деятельностью, является сложным процессом. Не составляют исключение грузовые перевозки, осуществляемые различными способами, каждый из которых имеет свои особенности в документальном оформлении.

Регулирующие законы

Общий порядок взаимоотношений при транзите товаров и других ценностей между разными государствами определён в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ).

Вторая часть кодекса отражает принципы правовых взаимоотношений по поводу международных перевозок:

  1. Статья 784 ГК РФ. Определяет общие положения по транспортировке грузов. Согласно кодексу, любая доставка товаров должна производиться на базисе документально оформленной договорённости. В данном случае критерии выполнения перевозки строятся на основе положений нормативных актов и законов, которые контролируют и предопределяют особенности взаимоотношений при каждом из способов предоставления услуг по транспортировке материальных ценностей.
  2. Статья 785 ГК РФ. Указывает на то, что факт доставки и перемещения груза обосновывается транспортной накладной.
  3. Статья 788 ГК РФ. Определяет, что при прямых совместных транспортировках перевозчики разных видов средств перемещения строят взаимоотношения на основании договорённости между ними. Основополагающие нормы для заключения соглашения отражены в Законе «О прямых смешанных перевозках». Суть такого способа транспортировки состоит в том, что доставка материальных ценностей происходит различными видами транспорта по одному пакету сопутствующей документации.
  4. Статья 793 ГК РФ.Отражает тот факт, что нарушение положений соглашения влечёт за собой ответственность для любого из участников взаимоотношений. Меры ответственности налагаются за нарушение не только законодательных аспектов, но и положений договора.
  5. Статья 797 ГК РФ. Излагает общие положения относительно подачи и составления претензий либо исков.

Мировым документом, определяющим порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте), является Конвенция о договоре международной перевозки грузов.

Эта официальная бумага описывает:

  • как составить письменную договорённость о транспортировке груза;
  • какой документацией необходимо оформлять услугу и объект транспортировки;
  • какую ответственность могут нести участники соглашения (для стран, подписавших конвенцию).

В пределах каждого из способов перевозки разработана соответствующая нормативно-правовая база:

Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/mezhdunarodnye/dogovor-mezhdunarodnoj-perevozki-gruzov.html

Договор перевозки — Юридические услуги в сфере международных перевозок — Юрвест

  • ВОПРОС: Обязан ли перевозчик проверять информацию, которую отправитель вносит в CMR-накладную?
    • Права и обязанности сторон по перевозке груза в международном сообщении определяются нормами Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).
    • В КДПГ установлено, что при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров.
    • По специальному требованию отправителя перевозчик также обязан проверить:
    • вес брутто или количество груза, выраженное в других единицах измерения,
    • содержимое грузовых мест.
    1. Однако при проверке таких сведений по требованию отправителя перевозчик может требовать возмещения отправителем расходов, связанных с проверкой.

    2. Кроме того, в целях соблюдения таможенных формальностей, перевозчику рекомендуется проверять достоверность сведений о наименовании товара, поскольку за их несоответствие он может быть привлечен к ответственности.
    3. Иные данные, вносимые отправителем в CMR-накладную, перевозчик не обязан проверять.

  • ВОПРОС: Обязан ли экспедитор обеспечить надлежащее крепление и упаковку груза с целью сохранности груза при международной перевозке?
    • Права и обязанности экспедитора регулируются национальным законодательством, так как международное законодательство в сфере международных перевозок данный вопрос не регулирует.
    • Закон России «О транспортно-экспедиционной деятельности» не возлагает на экспедитора обязанность по надлежащему креплению и упаковке груза с целью сохранности груза при перевозке.
    • Однако подобные обязанности все же могут быть возложены на экспедитора, если это предусмотрено договором.
  • ВОПРОС: Мы заключили с заказчиком договор на перевозку грузов в международном сообщении, в рамках которого планируется большое количество перевозок, поэтому в договоре указаны только общие положения. Информация о конкретных условиях перевозки (место, дата загрузки/выгрузки, наименование, вес товара и т.п.) отсутствует. Надо ли нам оформлять дополнительные соглашения к договору на каждую перевозку?

    Договор, содержащий в себе общие положения, согласно деловому обычаю называется рамочным договором.

    Закон не устанавливает требований по обязательному заключению дополнительного соглашения к рамочному договору на перевозки груза в международном сообщении.

    Однако для снижения рисков целесообразно оформлять дополнительные соглашения к договору на каждую перевозку, так как оно (дополнительное соглашение) может пригодиться при возникновении споров между сторонами договора, например в споре о нарушении сроков доставки груза, размера оплаты услуг и т.п.

    Обычно такие дополнительные соглашения называют заявками на перевозку груза.

    В данных заявках должны быть указаны все необходимые условия по конкретной перевозке груза, а именно: данные отправителя, получателя, место, дата загрузки/выгрузки, наименование, вес товара, цена перевозки и т.п., а также данные договора, в рамках которого подается заявка на перевозку груза.

    Заявка на перевозку груза, как и договор, должна быть акцептирована (подписана) заказчиком и перевозчиком. Тем самым подтверждается факт заказа перевозки заказчиком и принятие к исполнению перевозки перевозчиком.

  • ВОПРОС: Кто обязан сообщить перевозчику о характере опасного груза, подлежащего перевозке в международном сообщении?
    1. Перевозка груза в международном сообщении регулируется нормами Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).
    2. КДПГ устанавливает, что отправитель должен указать перевозчику точный характер опасности груза, который передан отправителем для перевозки.
    3. Отправитель также должен указать необходимые предосторожности, которые следует предпринять перевозчику при перевозке данного груза.
    4. В случае если отправитель не проинформировал перевозчика о характере опасного груза, то в любой момент и в любом месте перевозчик вправе выгрузить, уничтожить или обезвредить груз без возмещения убытков.  
  • ВОПРОС: Что входит в состав убытков, подлежащих возмещению в случае утраты груза в процессе осуществления международной перевозки?

    Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза.

    Кроме стоимости утраченного груза, в состав ущерба входит:

    • стоимость фрахта;
    • таможенные сборы и пошлины;
    • прочие расходы, связанные с перевозкой груза.

    Важно знать, что приведенный перечень убытков является исчерпывающим.

  • ВОПРОС: Вернувшись на базу, водитель обнаружил пропажу CMR – накладной. Груз был выгружен, получатель поставил отметку о получении груза. Электронная копия CMR-накладной была отправлена менеджеру с отметкой получателя о получении груза. Какие последствия? Является ли утрата CMR–накладной основанием для неоплаты фрахта?

    Перевозка груза в международном сообщении регулируется нормами Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).

    КДПГ устанавливает, что договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки.

    Таким образом утрата CMR–накладной не является основанием для неоплаты фрахта.

    Однако, отметка грузополучателя в гр.24 CMR-накладной подтверждает факт оказания услуги по договору перевозки.

    Соответственно, если заказчик откажется оплачивать фрахт, то доказывать свою правоту придется в судебном порядке.

    Разрешение такого спора в суде будет зависеть от дополнительных доказательств, подтверждающих факт оказания услуги по перевозке груза.

    Такими доказательствами могут быть, например, копия CMR-накладной с отметкой в гр.24, распечатка с GPS-навигации, пояснения фактического получателя груза, таможенные документы и пр.

  • ВОПРОС: Сколько экземпляров CMR-накладной требуется при перевозке груза?

    Перевозка груза в международном сообщении регулируется нормами Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).

    КДПГ устанавливает, что CMR-накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком. Однако, КДПГ предусматривает возможность составления CMR-накладных в больших экземплярах при необходимости.

    Таким образом, при перевозке груза количество CMR-накладной должно соответствовать количеству лиц, участвующих при перевозке груза.

  • ВОПРОС: Установлен ли законом штраф для перевозчика за нарушение срока доставки груза в международном сообщении?

    Перевозка груза в международном сообщении регулируется нормами Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).

    КДПГ устанавливает, что перевозчик несет ответственность за просрочку доставки груза. Однако, конкретная санкция и порядок ее исчисления КДПГ не установлены.

    Таким образом, штраф за нарушение срока доставки груза может быть применен в отношении перевозчика, если он согласован сторонами в договоре на перевозку.

    Также, в некоторых случаях возможно применение норм национального законодательства, применимого к урегулированию возникшего вопроса.

  • ВОПРОС: В ходе перевозки груза под процедурой таможенного транзита у международного автомобильного перевозчика была похищена часть груза. По данному факту таможенный органы России взыскали с перевозчика таможенные платежи. Какую меру ответственности будет нести перевозчик перед собственником похищенного груза?

    В рассматриваемом случае перевозчик понесет гражданско-правовую ответственность перед собственником груза на общих основаниях, в предусмотренном Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) порядке.

    Тот факт, что в отношении утраченного груза перевозчик заплатил таможенные платежи, не освобождает его от гражданско-правовой ответственности перед собственником утраченного груза.

  • ВОПРОС: Может ли спор, вытекающий из договора международной перевозки, быть рассмотрен по месту нахождения Заказчика (например, в России), если в договоре международной перевозки груза указано, что все споры рассматриваются в судах Латвийской Республики?

    В соответствии с Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки (КДПГ) по любым спорам, возникающим по поводу перевозок, производимых в соответствии с КДПГ, истец может обращаться помимо компетентных судов участвующих в Конвенции стран, указанных с общего согласия сторонами, к суду страны, на территории которой находится обычное место жительство ответчика, его главная контора или отделение или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки.

    В рассматриваемом случае можно обратиться с иском как в суд Латвийской Республики, так и в суд на территории Российской Федерации.

  • ВОПРОС: Какая из сторон договора перевозки должна заполнять CMR-накладную?

    Общие правила оформления CMR-накладной регулируются международным законодательством, а именно Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).

    КДПГ не устанавливает лицо, которое должно заполнять CMR-накладную. Поскольку CMR-накладная является по своей сути гражданско-правовым договором, заполняющее накладную лицо определяется по договоренности сторон.

    Однако сторонам договора перевозки необходимо иметь в виду, что КДПГ установлена ответственность сторон за внесение недостоверных сведений в CMR. При этом КДПГ определяет, за предоставление каких именно сведений ответственна каждая из сторон.

    Фактически CMR-накладная может быть заполнена как отправителем, так и перевозчиком либо экспедитором. Однако ответственность за достоверность сведений, внесенных в CMR-накладную, несет представившее их лицо.

  • ВОПРОС: Можно ли заполнить CMR-накладную от руки?
    • Да, CMR-накладную можно заполнить от руки.
    • Международное законодательство, а именно Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), не содержит конкретных указаний по поставленному вопросу.
    • Соответственно, стороны могут заполнить CMR-накладную либо типографским способом, либо от руки.
  • ВОПРОС: Обязан ли водитель при погрузке проверять упаковку груза?

    Да, при погрузке/принятии груза водитель обязан проверить упаковку груза, но только ее внешнее состояние, а именно не нарушена ли целостность упаковки (разорван картон, полиэтилен, прогиб пластмассы), не произошло ли намокание упаковки и т.п.

    При этом, в обязанности водителя не входит проверка качества и степени удовлетворительности упаковки груза.

    Данная обязанность установлена Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).

  • ВОПРОС: Наша эстонская компания достаточно часто заключает с российскими контрагентами контракты, согласно которым договора и заявки на перевозку направляются нам по электронной почте без досыла оригиналов. Необходимо ли согласовывать электронные адреса, по которым будет происходить обмен документами между компаниями?

    Да, в указанных целях электронный адрес согласовывать необходимо. Подобное действие позволит сделать документооборот официальным, что минимизируют риски в случае опровержения контрагентом направления в ваш адрес документов.

    Согласовать электронные адреса можно непосредственно в самом договоре либо в отдельном соглашение с указанием реквизитов договоров.

  • ВОПРОС: Обязан ли водитель при погрузке проверять грузовые места?

    Да, обязан. Для перевозчика данная обязанность установлена Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).

    При принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в CMR-накладной относительно числа грузовых мест.

    Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность подобных записей, то он должен вписать в CMR-накладную обоснованные оговорки.

  • ВОПРОС: Вправе ли перевозчик перепоручить международную перевозку груза другому перевозчику?
    1. Права и обязанности сторон по международной перевозке регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).
    2. Данный документ не содержит запрета на перепоручение осуществления перевозки другому перевозчику.
    3. Однако, кроме законодательных норм необходимо также руководствовать положениями договора, так как в договоре может быть предусмотрено ограничение по осуществлению перевозки иным перевозчиком.
    4. Таким образом, если договор не содержит ограничений, то перевозчик может перепоручить международную перевозку груза другому перевозчику.
  • ВОПРОС: Вправе ли перевозчик удерживать груз за неоплату по предыдущим договорам на международную перевозку груза?

    Права и обязанности сторон по международной перевозке регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Однако, данный документ не содержит норм по удержанию груза. В данном случае необходимо руководствоваться национальным законодательством и правоприменительной практикой.

    Так, например, российские суды не наделяют перевозчика правом удерживать груз за неоплату по предыдущим договорам на международную перевозку груза.

    Данная позиция следует из толкования права перевозчика, определенного российским законодательством на удержание груза: перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающихся ему провозной платы по этой же перевозке.

  • ВОПРОС: Польский перевозчик после пересечения границы Латвия-Россия получил в телефонном разговоре от заказчика информацию об изменении адреса разгрузки товара. Какими документами перевозчик должен оформить переадресацию выгрузки товара?

    В данном вопросе необходимо руководствоваться положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), так как перевозчик выполняет международную перевозку груза.

    КДПГ предоставляет право по изменению места доставки груза только грузоотправителю и грузополучателю. Перевозчик таким правом не обладает ни на какой стадии перевозки. Соответственно, самостоятельно перевозчик не может оформить переадресацию выгрузки товара.

    Изменение места доставки груза оформляется отправителем либо получателем груза путем внесения соответствующих инструкций (корректировок) в CMR-накладную, которая впоследствии подлежит передаче перевозчику для продолжения выполнения им перевозки. Так же рекомендуем в дополнение к измененной CMR-накладной прикладывать письмо отправителя/получателя груза об изменении места выгрузки товара.

  • ВОПРОС: В заявке не перевозку и CMR накладной не были оговорены сроки окончания перевозки. Транспортное средство перевозчика не прибыло в место выгрузки в согласованный по телефону срок. Когда принятый к перевозке груз можно признать утраченным?

    В соответствии с положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) при условии, что конкретный срок доставки груза не установлен, груз можно считать потерянным, если он не был доставлен в назначенное месте в течение 60 (шестидесяти) дней со дня принятия груза перевозчиком.

  • ВОПРОС: Обязан ли перевозчик при погрузке товара проверять вес, количество груза и содержимое грузовых мест?

    Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) обязывает перевозчика при принятии груза на совершение действий по проверке точности записей в CMR-накладной, внешнего состояния груза и его упаковки. Вес и объем товара не отнесены к сведениям, проверка точности которых входит в обязанность перевозчика.

    Однако, отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто, количества груза, содержимого грузовых мест. В свою очередь перевозчик может претендовать на возмещение расходов, связанных с такой проверкой.

    Результаты проверки обязательно вносятся в CMR-накладную.

    В то же время, обязательства сторон перевозки в соответствии с КДПГ не влияют на обязанность перевозчика представлять достоверные сведения о товаре в таможенные органы. За предоставление недостоверных сведений о товаре (о наименовании, количестве грузовых мест, о весе брутто, объеме) перевозчик может быть привлечен к административной ответственности.

  • ВОПРОС: Наша транспортная компания планирует заключить договор на международную перевозку груза с российской организацией. Какую подсудность нам лучше указать в договоре, чтобы эффективно взыскать долг за фрахт в случае неоплаты (литовскую или российскую)?
    • В данной ситуации есть некоторые нюансы, которые нужно учитывать.
    • Очевидно, что получить решение суда по долгу для литовского перевозчика проще в литовском суде, однако фактически его исполнить и получить денежные средства с должника на территории России достаточно проблематично, в связи с тем, что процедура легализация судебного решения занимает достаточно много времени и сил.
    • Взыскание долга в российском суде с должника (резидента РФ) и его фактическое исполнение на территории России выглядит на наш взгляд более эффективным.
    • Однако, Стороны договора вправе согласовать любую подсудность в договоре на перевозку, тщательно оценив свои риски при возникновении проблемных ситуаций.
Читайте также:  Посреднические услуги по перевозке грузов

Источник: http://www.urvest.ru/category/grazhdansko-pravovoj-blok/dogovor-perevozki

Договор международной перевозки груза: понятие

Договоры внутренней и международной перевозки принципиально не отличаются и являются типовыми. Структура договоров одинакова: предмет, юридический признак, стороны, содержание. Существуют и различия между двумя видами договоров. Внутренний договор регулируется источниками национального законодательства, международный – международно-правовыми источниками.

Особенности договора международной перевозки

Международный договор касается только непосредственных участников, где одной стороной является иностранное физическое или юрлицо. Международный договор имеет отдельные условия, касающиеся перевозных платежей, сроков доставки, ответственности сторон. В договоре внутренней перевозки они могут быть одними, а международном договоре совершенно иными.

Например санкции, которые применяются при невыполнении обязательств, размер санкций. Различаются и вопросы споров, претензий, исков, сроки их предъявления, юрисдикция. Комплект, прилагающихся к договору обязательных товарно-транспортных документов тоже отличается от приложения к договору внутренней перевозки грузов.

Он включает в себя документы, которые должны быть предъявлены пограничным, таможенным, санитарным службам. Такими документами являются: разрешение на проезд по территории иностранного государства, счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство об оплате таможенной пошлины.

Оформление такого типа документов входит в обязанности грузоотправителя, перевозчик отвечает за пересечение границы.

Определение 1

Договор международной перевозки грузов является основным документом, закрепляющим права и обязанности сторон, определяющим условия перевозки, содержащим указания перевозчику.

Основными документами являются также накладные, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ.

Система транспортных документов при международных перевозках

Существуют две основных системы:

  • накладная при автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозках;
  • коносамент при речных и морских перевозках грузов.

Накладная имеет определенную форму с четким набором реквизитов и обязательным содержанием.

Коносамент может быть составлен капитаном судна и вручен отправителю груза. Накладная, напротив, составляется отправителем груза, а вручается грузоперевозчику. Коносамент подписывается только капитаном, накладная – обеими сторонами. Из этих заключений можно сделать вывод о правовой оценке коносамента и накладной.

Определение 2

Коносамент – товарораспорядительный документ, накладная – товаросопроводительный.

В конвенциях закреплены положения о том, что отсутствие транспортных документов, их неверное оформление или утеря не отражаются на действительности договора международной перевозки. При перевозках воздушным, морским транспортом применяются проформы.

Порядок заключения международного договора перевозки

При заключении таких договоров часто используются генеральные соглашения. Они подписываются при долгосрочных деловых отношениях.

В этих соглашениях во всех деталях определяются условия, обязательства при осуществлении перевозок.

Кроме подготовки, предъявления груза при пересечении государственной границы, его доставки определяется порядок подачи заявок, условия оформления на таможне, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, претензии и арбитраж.

Определение 3

Заявка на перевозку груза включает в себя: количество транспортных единиц, необходимых для перевозки, название и объем груза, график подачи транспорта, его диспозиция по пунктам погрузки.

Если транспортировка груза разовая, действует система подачи заявки-оферты. Перевозчик может дать ответ в письменной форме или подать транспорт по условиям заявки. В Российской Федерации подача транспорта без согласования не так популярна.

Законодательство России четко определяет договор перевозки, в международных транспортных источниках не дается определение договора.

В конвенции ООН о морской перевозке грузов и в некоторых других документах дана дефиниция договора в общем виде.

Определение 4

Договор морской перевозки грузов – договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.

В договоре отсутствует положение о наличии иностранного элемента.

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов дает более четкое определение:

Определение 5

Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить международную смешанную перевозку.

Читайте также:  Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Тем не менее договор, всеобъемлющего характера о международных перевозках в международном праве отсутствует. Если опираться на пункты национального транспортного законодательства, учесть наличие иностранного элемента, характерное для транспортных перевозок международного уровня, то определение договора международной перевозки грузов должно выглядеть так:

Определение 6

Договор – соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить с пересечением государственной границы вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договор реален. Его реальность проявляется в том, что стороны заключили договор после достигнутой договоренности по всем условиям с момента получения груза до его передачи.

Факт передачи груза подтверждается подписью перевозчика на транспортной накладной или вручением отправителю коносамента. На этот счет в международных транспортных источниках есть прямые указания. Договор фрахтования или чартера является консенсуальным.

Договор является взаимным, так как предполагает встречные права и обязанности. Есть основные обязанности – доставка груза и дополнительные – забота о грузе, обеспечение его сохранности. Грузоотправитель должен качественно подготовить груз к перевозке: затарить, упаковать, промаркировать, опломбировать, погрузить.

Договор является возмездным, так как грузоотправитель платит за перевозку груза указанную сумму. Условия оплаты закреплены в конвенциях и других документах.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-transportnoe-pravo/dogovor-mezhdunarodnoj-perevozki-gruza/

Курс: Понятие международных перевозок. Международные перевозки наземным транспортом

  • Страница 6 из 15
  • Договоры международной перевозки
  • Понятия и виды договора международной перевозки

Международные перевозки осуществляются на основе договоров. Существуют международные договоры перевозки груза и пассажира.

В свою очередь каждый из них подразделяется на договоры перевозки соответствующим видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным.

В конвенциях и соглашениях, регулирующих перевозки различными видами транспорта, отсутствуют определения указанных договоров перевозки.

Исключение составляет Конвенция о морской перевозке грузов 1978 г., в которой договор перевозки груза определяется как договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.

Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1921 г., Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 г., Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. и Конвенция о договоре международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа 1973 г. содержат лишь общие положения о применении договора перевозки.

Так, в Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. дается следующее определение договора перевозки пассажира – это «заключенный перевозчиком или от его имени договор о перевозке пассажира или, в соответствующем случае, пассажира и его багажа». Здесь не раскрывается ни содержание, ни основные условия договора.

Что касается других транспортных международных источников, то в них, как правило, косвенно указывается на то обстоятельство, что перевозки осуществляются на основании договоров.

Исходя из положений международных источников, договор международной перевозки можно определить как соглашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить груз или пассажира по маршруту, связанному с пересечением государственной границы, в пункт назначения, а грузоотправитель или пассажир обязуется уплатить провозную плату.

В конвенциях и соглашениях содержатся важные положения, характеризующие роль договора международной перевозки в перевозочном процессе.

Прежде всего договор является правовым основанием возникновения обязательств между перевозчиком с одной стороны и грузоотправителем (пассажиром) с другой стороны.

На это обращается внимание, в частности, в Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. и Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.

В соответствии с международными источниками договор призван также конкретизировать условия перевозки, которые в общем виде закреплены в конвенциях и соглашениях, а также в национальных транспортных законодательных актах.

Кроме того договор международной перевозки служит правовой основой имущественной ответственности сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, связанных с перевозкой.

Это положение закреплено практически во всех конвенциях и соглашениях, регулирующих перевозки пассажиров, багажа и грузов различными видами транспорта. Такова общая характеристика договора международной перевозки.

Рассмотрим отдельные его виды.

Договор международной перевозки груза

Договор международной перевозки груза и договор перевозки груза во внутреннем сообщении не имеют принципиальных отличий и относятся к договорам одного типа. В своей основе характеристики и структурные элементы этих договоров совпадают. Это относится, прежде всего, к их предмету, юридическим признакам, сторонам, содержанию.

Вместе с тем между ними имеются и определенные различия. В отличие от договора перевозки груза во внутреннем сообщении договор международной перевозки груза регламентируется в первую очередь международно-правовыми источниками, а при их отсутствии или неурегулированности ими отдельных вопросов – нормами внутреннего (национального) законодательства.

Существенная особенность данного вида международного договора касается круга его участников. Как правило, одной из сторон в договоре выступает иностранное физическое или юридическое лицо.

Следующая особенность связана с отдельными параметрами договора международной перевозки груза. Имеются в виду, прежде всего, такие условия договора, как провозные платежи, сроки доставки, ответственность сторон.

Некоторые из них существенно отличаются от условий договора во внутренней перевозке, например, применяемые при неисполнении или ненадлежащим исполнении сторонами своих обязательств санкций и их размеры.

Отличия имеют и вопросы о спорах в связи с перевозкой, в том числе аспекты, связанные с претензией и иском, сроками их предъявления, юрисдикцией.

Еще одна особенность касается транспортной документации, оформляемой при между-народных перевозках. Договор международной перевозки грузов отличается от аналогичного договора во внутренних перевозках формой и прилагаемым к договору комплектом обязательных товарно-транспортных документов.

Эти документы выполняют различные функции. Во-первых, они закрепляют права и обязанности сторон. Во-вторых, документы определяют условия перевозки. В-третьих, они содержат указания перевозчику.

И, наконец, в-четвертых, они позволяют выполнить необходимые формальности, связанные с пересечением государственной границы.

Сам договор международной перевозки груза подтверждается специальным документом. Транспортные конвенции и соглашения относят к ним такие, как накладная, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ, средство, сохраняющее запись о предстоящей перевозке.

  1. На практике исторически сложилось так, что существуют две основные системы транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза:
  2. — накладная, применяемая при осуществлении автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозок, а также перевозок речным транспортам;
  3. — коносамент, применяемый при морских перевозках и перевозках речным транспортом.
  4. Не затрагивая общих черт, присущих обеим системам транспортной документации, отметим лишь отличия между ними.

Накладной присущи урегулированные в международных актах определенная форма, четкий набор реквизитов и точное содержание. Что касается коносамента, то в отношении этого договора имеется лишь указание на минимальный перечень реквизитов.

Отличие коносамента от накладной — коносамент составляется перевозчиком (капитаном корабля), только им подписывается и вручается грузоотправителю, а накладная составляется, как правило, грузоотправителем, и только отдельные сведения вносятся в нее перевозчиком, и подписывается обеими сторонами. Данные, на первый взгляд, формальные отличия влияют, прежде всего, на правовую оценку коносамента, а также на его доказательственное значение.

Заключается это в том, что коносамент является товарораспорядительным документом с вытекающими из этого соответствующими правовыми последствиями. Накладной это качество не присуще. Она относится к товаросопроводительным документам.

Существенной отличительной особенностью транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза, является закрепление в конвенциях положения о том, что их отсутствие, неправильность или потеря не отражается ни на существовании, ни на действительности договора перевозки (ст. 4 Конвенции о договоре международной (дорожной) перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., п. 2 ст. 5 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.).

В перевозках отдельными видами транспорта (морским, воздушным) применяются типовые формы этих документов, которые именуются проформами.

При международной перевозке грузов в отличие от внутренней перевозки к документу, подтверждающему договор перевозки, прилагается комплект дополнительных документов, необходимых для пересечения границы.

Это документы, предъявляемые пограничным, таможенным, санитарным и другим официальным органом, осуществляющим административные функции.

К таким документам относятся, в частности, разрешение на проезд по территории иностранного государства, документы, оформляемые в соответствии с таможенными правилами (счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство получателя товара об оплате таможенной пошлины, сборов НДС и акцизов), документы, необходимые для прохождения санитарного и фитосанитарного контроля и другие. Оформление таких документов осуществляет, как правило, грузоотправитель, а разрешает все вопросы, связанные с пересечением границы, перевозчик.

Имеются некоторые отличия и в порядке заключения договора международной перевозки груза. При международных перевозках достаточно широко используются генеральные соглашения, которые заключаются между сторонами, строящими свои взаимоотношения на долго-срочной основе. В этих соглашениях детально прописываются условия выполнения сторонами обязательств при осуществлении перевозок.

Наряду с основными обязанностями по подготовке и предъявлению грузов к перевозке, их доставке в сохранности в пункт назначения в генеральных соглашениях определяются порядок подачи заявок на перевозки грузов, возложение таможенного оформления на перевозчика, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, ответственность перевозчика и грузоотправителя, претензии и арбитраж.

На основе генеральных соглашений для осуществления конкретных перевозок грузов обычно применяется подача заявок на календарную неделю.

В заявке содержатся все необходимые данные: количество необходимых транспортных средств, наименование и количество груза, которое необходимо перевезти за неделю, график подачи транспортных средств и их конкретной диспозиции по пунктам погрузки и таможенного оформления грузов.

При осуществлении разовых перевозок грузов действует система подачи заявки (оферты).

Она может акцептироваться двумя способами: официальным ответом перевозчика в письменной форме с использованием телеграфа, телекса, факса и т.п.

или конклюдентными действиями перевозчика, заключающимися в подаче транспорта в указанное в заявке время и в обусловленное место погрузки. Последний способ не получил в России достаточно широкого распространения.

Договор международной перевозки пассажира

Читайте также:  Минстрой установил перечень нпа, соблюдение которых будет оцениваться при проверках строительных сро

Второй вид договора международной перевозки – это договор перевозки пассажира. Как и в случае с договором международной перевозки груза договор международной перевозки пассажира также не имеет существенных отличий от договора внутренней перевозки пассажира.

Это касается в первую очередь его принципиальных параметров. И договор международной перевозки пассажира и договор внутренней перевозки пассажира характеризуются как консенсуальные, взаимные и возмездные.

Структурные элементы и того и другого договора – предмет, стороны, содержание, форма, сроки – за некоторым исключением практически совпадают.

Вместе с тем договор международной перевозки пассажира все же обладает некоторыми особенностями. Первая из них – наличие иностранного элемента. Суть этой особенности в том, что основу нормативной базы, регулирующую данный договор, составляют международные правовые источники.

Практически в каждом виде транспорта имеется международная конвенция, регулирующая перевозки пассажиров. Кроме того, одна из сторон договора – пассажир – представляет иностранное государство. Это обстоятельство влечет определенные дополнительные правовые последствия.

Они связаны с вопросами получения пассажиром визы и ее предъявления на границе, а также наличия заграничного паспорта. Без этих документов осуществление перевозки пассажира невозможно.

Как и при внутренней перевозке в процессе осуществления международной перевозки пассажир вправе изменить условия договора, а именно: при наличии возможности воспользоваться более ранним рейсам, повысить класс пассажирского места, прервать следование по маршруту с остановкой в промежуточном пункте. Однако при международной перевозке такие решения не должны противоречить действию визового режима. В случае необходимости следует решать вопрос о его продлении. В этом заключается еще одна особенность действия договора международной перевозки пассажира.

Следующая особенность договора морской перевозки пассажира заключается в документационном его оформлении. Как уже отмечалось для осуществления такой перевозки одного билета пассажира недостаточно. Необходимо наличие визы и заграничного паспорта. Документом, подтверждающим заключение договора перевозки является билет пассажира. В конвенциях он именуется индивидуальным.

Как и во внутренних перевозках билет пассажира может быть предъявительским или именным. Последний применяется на воздушном транспорте (п. «е» ст. 29 Соглашения о между-народном воздушном транспорте 1944 г.). На автомобильном и внутреннем водном транспорте могут применяться и предъявительские, и именные билеты (ст.

7 Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 г., п. 5 ст. 3 Конвенции о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ) 1976 г.).

Этого нет на внутренних перевозках автомобильным транспортом, где применяются только предъявительские билеты пассажира и, как правило, на внутреннем водном транспорте, практикующем продажу именных билетов лишь в редких случаях.

В международных перевозках пассажиров получила распространение такая форма договора, как коллективный пассажирский билет. Так он именуется в конвенциях, регулирующих перевозки пассажиров автомобильным и речным транспортом. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. называет его «групповым перевозочным документом» (п.

1 ст. 3). На международных железнодорожных перевозках действует система купонной книжки на группу пассажиров и контрольного купона для каждого пассажира (СМПС). Во внутренних перевозках коллективный билет предусмотрен только на внутреннем водном транспорте и только при перевозках по экскурсионно-прогулочным и туристическим маршрутам (п. 4 ст. 97 КВВТ РФ).

Важный момент, урегулированный международными конвенциями, которого нет в российском транспортном законодательстве, это положение о том, что отсутствие, неправильное оформление или потеря билета пассажира не затрагивает существования или действительности договора перевозки.

Имеются также отличия, связанные с пределами ответственности перевозчика по договору перевозки пассажира.

В международных правовых источниках они конкретизированы с указанием предельных сумм возмещения в случае причинения ущерба, связанного со смертью, телесными повреждениями или нанесением другого вреда физическому здоровью пассажира.

Исключение составляет только Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г., в котором регулируются лишь пределы возмещения при полной или частичной утрате багажа или товаробагажа (ст. 33).

Что касается транспортных кодексов и уставов России, то в них не нашли закрепления абсолютные цифры пределов ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира.

Как правило, они содержат нормы, отсылающие к соответствующему законодательству Российской Федерации. Исключение составляет Кодекс торгового мореплавания РФ. В ст.

190 установлен предел ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира в 175 тыс. расчетных единиц.

Нередко международные перевозки пассажиров сопряжены с перевозкой багажа. Такая перевозка характеризуется более сложной системой правоотношений сторон. Предъявление багажа перевозчику обусловлено наличием билета пассажира. При его отсутствии багаж к перевозке не принимается.

Таким образом договор перевозки багажа является дополнительным по отношению к договору перевозки пассажира. Он оформляется багажной квитанцией. При этом на билете пассажира ставится отметка о приеме к перевозке багажа.

Перевозка багажа характеризуется некоторыми параметрами, присущими перевозке груза. Речь идет, например, об особых условиях перевозки в качестве багажа вещей, ограниченных в обращении, о порядке определения веса багажа, его габаритов и т.п.

Вместе с тем, имеются и принципиальные отличия между перевозкой багажа и перевозкой груза. В частности, существуют ограничения веса перевозимого багажа, чего нет в перевозке груза.

Второе отличие связано с жесткой привязкой маршрута следования багажа к маршруту следования пассажира, более того, обычно багаж перевозится тем же транспортом, что и пассажир.

Следующее отличие касается порядка и сроков выдачи багажа.

Международные конвенции и соглашения причисляют к багажу любые предметы вплоть до автомашины, а также живых животных (Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ) 1976 г., Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.).

В морских перевозках наряду с понятием «багаж» употребляется понятие «каютный багаж», под которым понимается багаж, который находится в каюте пассажира или иным образом находится в его владении, под его охраной или его контролем. Это определение дается в п. 6 ст.

1 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.

Источник: https://madrace.ru/pravovie-osnovi-mezhdunarodnich-perevozok/kurs-ponyatie-mezhdunarodnich-perevozok/dogovori-mezhdunarodnoy-perevozki

Международные требования для грузоперевозок

Внешнеторговые грузы могут перевозиться разными видами транспорта. Определяющими факторами для выбора способа перевозки служат маршрут, характер транспортируемого груза, его стоимость, сроки доставки.

Чтобы облегчить процесс международных перевозок, логистические компании разрабатывают различные схемы транспортировки грузов, причем некоторые подразумевают использование нескольких видов транспорта, иногда даже без проведения операций по перегрузке (например, если используется автомобильный и паромный транспорт).

Подобные сочетания транспортных средств позволяют существенно сэкономить время и затраты на доставку экспортных грузов.

Логистическим компаниям необходимо не только продумать схему доставки, но и решить задачу по перемещению грузов через государственную границу одного или нескольких государств.

Чтобы оптимизировать процесс перевозки, транспортные предприятия предлагают клиентам комплексные услуги, которые включают не только доставку экспортных грузов, но и помощь в оформлении документов и прохождении таможни на всем пути следования.

Благодаря тому, что таможенное оформление и очистка экспортных грузов проводится не только на границе, но и непосредственно на складском терминале, логистические компании существенно снижают сроки доставки и уменьшают стоимость международных грузоперевозок.

Довольно распространены сегодня и международные грузоперевозки тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов. Многие транспортные предприятия ведут бизнес, который затрагивает интересы представителей нескольких стран. В определенный момент назрела необходимость создания единых правил международных перевозок грузов.

Свод правил, регулирующих интернациональные перевозки, был определен межгосударственными конвенциями и договорами.

Принимались во внимание и национальные законодательства государств, участвовавших во внешнеэкономической деятельности.

Россия, являясь участником мировой торговли, также приняла на себя обязательства по выполнению целого ряда международных правил, которые унифицировали и упростили доставку внешнеторговых грузов.

Сегодня каждого участника внешнеэкономической деятельности в нашей стране затрагивают следующие ключевые международные правила перевозки.

Правила грузоперевозок, которые касаются разных стран, регламентируются Конвенцией о договоре по перевозке грузов (международной), которая часто в различных документах определяется как КДПГ.

Согласно данному документу, устанавливаются правила в отношении не только морских и ж/д перевозок, но также и транспортировки товаров посредством авиатранспорта.

При этом для каждого вида перевозки существуют свои особые правила и нормы, на которых мы и остановимся более подробно.

  1. >Железнодорожные перевозки (международные).

    Правила перевозки грузов ж/д транспортом были сформулированы в Берне (Швейцария) в 1980 году во время проводимой там конвенции. Эти нормы обозначаются аббревиатурой КОТИФ. В этом документе содержатся основные требования и нормы, касающиеся интернациональных грузоперевозок железной дорогой.

    Стоит отметить, что СССР не являлся участником Бернской конвенции, и Россия, как его правопреемник, также не ратифицировала это соглашение.

    На настоящий момент в нашей стране грузоперевозки железнодорожным транспортом производятся согласно СМГС — Международному грузовому соглашению, которое было подписано между некоторыми странами Азии (Китай, Монголия, Вьетнам, Северная Корея), странами Ближнего востока (Иран, Турция), а также такими европейскими государствами, как Польша, Литва, Латвия, Эстония, Болгария. Ввиду таких правовых разногласий ж/д транспортировки в страны Западной Европы из стран-участниц СМГС сопряжены с необходимостью переоформлять документы, в частности договоры на перевозки.

    К мысли о том, что страны, которые имеют между собой железнодорожное сообщение, должны договориться и выработать нормы и правила перевозок, пришли в конце 19-го столетия. Причем это касалось не только транспортировки грузов различного назначения, но и пассажироперевозок.

    Россия на тот момент активно участвовала в разработке требований, и наряду с другими европейскими государствами в 1890-м году признала Бернскую конвенцию «О железнодорожных перевозках» (МГК). Без изменений эти нормы просуществовали без малого 30 лет и были пересмотрены лишь в 1928-м году.

    Следующая редакция конвенции была проведена спустя десять лет — в 1938-м.

    В результате были сформулированы единые правила, которые получили название «Конвенции о международных железнодорожных перевозках» (аббревиатура — ЦИМ/КОТИФ), куда также вошли требования из Конвенции от 1980-го года, где содержались обобщенные правовые нормы относительно транспортировки грузов и пассажиров.

Источник: http://www.intertransavto.ru/information/law/mezhdunarodnye-trebovaniya-dlya-gruzoperevozo/

Ссылка на основную публикацию