Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

30 мая Совет Государственной Думы рассмотрел законопроект, предоставленный Кабинетом министров, о поправках и изменениях в налоговом законодательстве РФ. Он был одобрен и отнесен на слушания в Государственную Думу в июле 2019 г. Его принятие потребует доработки еще 12 нормативных актов.

О необходимости проведения налоговой реформы говорилось в последнем Послании Президента В. Путина Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. И она прекрасно вписывается в «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики», утвержденные правительством на 2019 — 2021 г.г.

С. Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, отмечая важность документа и длительное ожидание его создания, разъяснил, что реформа должна:

  • упростить административные процедуры;
  • снизить налоговую нагрузку на некоторые категории граждан;
  • изменить и упростить фискальную систему для малого бизнеса.

«Как сказал однажды президент Владимир Путин: Налоговый кодекс менять не будем, но донастроить его нужно», — напомнил сенатор. «Вот в контексте этой установки по «донастройке» налоговой системы и был подготовлен данный законопроект».

Сенаторы готовы к тщательной работе над документом, пояснил С. Рябухин, анализу и доработкам, которые возможно будут предложены Правительству при написании требуемого по Регламенту отзыва.

В чем суть изменений налоговой реформы

Как отметил премьер-министр Д. Медведев на заседание Кабинета министров 29 мая 2019, правительство постаралось сделать так, чтобы общаться с налоговыми органами стало быстрее, проще и доступнее.

  1. Облегчат взаимодействие граждан с налоговыми органами с помощью МФЦ.

Планируется включить Многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ) в систему документооборота граждан и налоговых органов. То есть подавать документы (налоговые декларации, заявления о льготах по транспортному налогу и налогу на имущество), получать ответы можно будет через МФЦ.

Помимо этого планируется упростить получение многодетными семьями подтверждения льгот по налогам, которое будет запрашивать налоговая не у граждан, а посредством взаимодействия между органами власти.

Интересно! Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США, говорил, что нет ничего неизбежного в нашей жизни, кроме смерти и налогов.

  1. Сократят налоговое бремя.

Планируется уменьшить срок владения единственным недвижимым имуществом, в целях освобождения от уплаты НДФЛ с продажи, до 3 лет. В редакции ныне действующего Налогового кодекса минимальным является срок 5 лет.

Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

  1. Обнулят ставки налога на прибыль.
  • Для музеев, театров и библиотек, находящихся в собственности муниципальных и региональных властей, чей доход от основной деятельности составляет не менее 90% от общего дохода, при предоставлении в НИ сведений о доле доходов, ставка по налогу на прибыль устанавливается равной нулю.
  • Для образовательных и медицинских организаций нулевая налоговая ставка продлится на постоянной основе.
  • Казенные учреждения будут включены в список организаций, чьи доходы не подлежат налогообложению, поскольку, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, их доходы полностью подлежат перечислению в бюджеты соответствующего уровня.
  1. Организациям, имеющим несколько обособленных подразделений в границах одного муниципального образования, дадут возможность предоставлять отчетность и уплачивать НДС в бюджет по месту нахождения любого из них.

Интересно! «Деньги не пахнут» — известной многим фразой мы обязаны римскому императору Веспасиану, правившему в начале нашей эры, обложившему налогом туалеты, что однако не привело к отказу от них и регулярно пополняло казну.

  1. Уточнят условия предоставления налоговых вычетов.

Если займы для приобретения жилья выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, то вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по кредитам (займам), полученным в банках и финансовых организациях.

  1. Введут универсальность зачета налогов.

Излишне уплаченные суммы налогов можно будет направить на погашение любого другого налога, вне зависимости от его вида — местный, региональный или федеральный.

  1. Отменят ЕНВД и патент для реализации маркированных товаров.

Запретят применение специальных налоговых режимов для организаций, реализующих маркированные товары, в частности, обувь, лекарственные средства, одежду, меха, сигареты, духи.

У регионов появится возможность ограничить применение патентов по:

  • количеству автотранспортных средств;
  • общей площади сдаваемых в аренду объектов;
  • общему количеству объектов торговой сети (общественного питания).
  1. Для упрощения процедуры разрешения споров в рамках межгосударственного договора по избежанию двойного налогообложения, налогоплательщик сможет обратиться в учреждения государства, где нарушили его права, и в налоговые органы страны, чьим налоговым резидентом он является.

Как указал Премьер-министр Д. Медведев, подводя итог обсуждению данного законопроекта, это были лишь основные новеллы 117 страничного документа.

Что еще предлагается изменить в уплате налогов

  1. Предлагается расширить единый налоговый платеж за счет подоходного налога (НДФЛ), который будет списываться на основании налогового уведомления.

    Сроки же планируется установить — 10 дней с момента налогового уведомления или с момента поступления единого платежа.

Интересно! Согласно последним опросам россиян, 41,4% отмечают рост налоговой нагрузки, а 6,5% ее снижение.

  1. Предлагается обязать возместить НДС в бюджет организациям, являющимся правопреемниками реорганизованных юрлиц. В том случае, если правопреемник:
  • перешел на специальный налоговый режим;
  • продолжит использовать товары (услуги), полученные при реорганизации для осуществления операций, не облагаемых НДС. Новая редакция Налогового кодекса предусматривает восстановление сумм НДС по товарам (услугам), полученным при реорганизации.

Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

  1. Подакцизными станут одноразовые электронные сигареты, их объединят с многоразовыми.
  2. Планируется отменить обязанность декларирования доходов от продажи или мены ценных бумаг за счет передачи этой функции налоговому агенту.
  3. Для освобождения адвокатов от уплаты страховых взносов теперь не надо будет документально подтверждать приостановление статуса адвоката.
  4. Налоговые органы будут применять повышенную ставку земельного налога для налогоплательщиков, не использующих землю по целевому назначению. Для этого органы государственного и муниципального земельного надзора и контроля должны будут выявить данный факт и сообщить налоговикам.
  5. Пропорционально количеству календарных дней месяца будет определяться сумма фиксированного платежа за неполный рабочий месяц для физлиц, самостоятельно оплачивающих свои взносы в ПФР и ОМС.
  6. Вводится еще одно основание возврата государственной пошлины — в случае возвращения документов или заявления без их рассмотрения. А при наличии информации о платеже в единой государственной информационной системе, гражданину не потребуется предъявлять документы, подтверждающие оплату.
  7. Под ограничение попадет рост ставки земельного налога для физических лиц. Не более, чем на 10% ежегодно.
  8. Порядок начисления амортизации будет уточнен. Несмотря на временное исключение имущества из деятельности по получению дохода, необходимо будет формировать его остаточную стоимость.
  9. Появится возможность уплаты НДФЛ за счет средств работодателя. Но только при доначислении (взыскании) по итогам налоговой проверки, если налоговый агент неправомерно не удержал его ранее.

Источник: https://promdevelop.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-rf-nas-zhdet-masshtabnaya-nalogovaya-reforma/

Законопроект о налоговом контроле

Документ должен полностью изменить отношения между инспекторами и бизнесом.

16 мая в рамках ПМЮФ юристам рассказали о новом законопроекте о контрольно-надзорной деятельности. Документ разместили на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов утром.

Законопроект станет главным актом контрольно-надзорной реформы. Она призвана создать систему проверок, основанную на риск-ориентированном подходе и предусматривающую профилактику нарушений обязательных требований. 

Участники дискуссии в рамках ПМЮФ рассказали о планируемых изменениях. Модератором обсуждения стал полномочный представитель правительства в КС и ВС Михаил Барщевский.

Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

Константин Чуйченко, руководитель аппарата правительства:

Главное условие реформы системы надзора – требования к бизнесу должны быть направлены на устранение риска, представляющего опасность для общества. Они должны соответствовать уровню технологического развития и не пересекаться с другими видами надзора.

Первая помощь при доначислении налогов. Как возразить на акт проверки

Разрабатываемый закон подразумевает, что предметом проверки могут быть только требования, перечисленные в этом законе.

Бизнес предложил каждый год пересматривать пакет старых законов. Но мы нашли в себе силы признать, что это путь в никуда, нам нужен принципиально новый акт. Гораздо эффективнее отменить все старое и принять новую систему.

«Регуляторная гильотина» уходит в прошлое. Парадигма надзорно-контрольной деятельности должна измениться от состязательности к сотрудничеству. Налоговая служба и проверяемый должны договориться об определенных условиях, чтобы их конфликты прекратились.

Важно! Информацию о планируемых и прошедших проверках у себя и контрагентов юристы могут смотреть в сервисе «Юрист компании Контрагенты»

  • Савва Шипов, заместитель министра экономического развития:В некоторых сферах можно будет отказаться от традиционных мероприятий контроля, заменив их дистанционным мониторингом.
  • После завершения переходного периода контроль должен стать полностью цифровым, то есть открытым.
  1. Александр Коновалов, министр юстиции: Есть все условия, чтобы кодификация контрольно-надзорной деятельности произошла.
  2. Александр Шохин, президент РСПП:
  3. Если все получится, это будет прорыв с точки зрения отношений между надзорными органами и проверямыми.
  4. Мы насчитали около 46 видов надзорно-контрольной деятельности, по каждой из которых необходимо углубленно работать, исходя из видов этой деятельности.

Источник: https://www.law.ru/news/21189-zakonoproekt-o-nalogovom-kontrole

Глобальные изменения в НК и отмена деклараций

Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

Правительство поддержало законопроект, по которому отменяют форму 4-НДФЛ, декларации по земельному и транспортному налогам, а также налоговые расчеты по авансам по налогу на имущество компаний (законопроект № 607168-7).

Изменения по НДФЛ

Чиновники предлагают изменить порядок расчета НДФЛ для предпринимателей. Если проект примут, то считать налог ИП будут исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, а также профессиональных и стандартных налоговых вычетов, с учетом ранее исчисленных сумм налога в виде авансовых платежей. Декларацию 4-НДФЛ представлять не придется.

Заплатить полученные суммы авансов по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев надо будет не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным периодом.

Сейчас ИП сдают отчетность, в которой указывают суммы предполагаемого дохода. Авансы считают налоговики на основании суммы предполагаемого дохода по декларации или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.

Авансовые платежи перечисляют на основании уведомлений в следующие сроки:

  • за январь — июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
  • за июль — сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь — декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Изменения по транспортному налогу

По законопроекту предлагают отменить обязанность сдавать декларацию по транспортному налогу. В связи с чем пришлось внести правки и в статью 363.

Читайте также:  Как и для чего мессенджеры будут идентифицировать пользователей

Она техническая и уточняет уже действующие правила – порядок и сроки уплаты налога и авансов по налогу для организаций устанавливают законами субъектов Российской Федерации.

Причем срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Напомним, что пока компании должны отчитываться за транспорт в налоговые по месту нахождения машины в срок не позднее 1 февраля следующего года. Исключение есть только для крупнейших налогоплательщиков. Они сдают декларации  по месту учета в качестве КНП.

Изменения по налогу на имущество

В законопроекте авторы предлагают исключить обязанность организаций сдавать налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам каждого отчетного периода.

То есть останется только обязанность сдавать в налоговую декларацию по налогу на имущество по итогам налогового периода. А это год. Срок остался прежним – не позднее 30 марта следующего года.

Новый срок для представления физлицами уведомления о выбранных объектах, по которым применяют льготу по налогу на имущество физических лиц, – 31 декабря вместо нынешнего 1 ноября.

Напомним, что сейчас компании представляют расчет авансов по итогам отчетных периодов:

  • первый квартал, полугодие и девять месяцев – если налог считают по среднегодовой стоимости,
  • первый, второй и третий квартал – если налог считают по кадастровой стоимости.

Срок сдачи расчетов – не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода.

Изменения по земельному налогу

Чиновники предлагают продлить с 1 ноября до 31 декабря предельный срок, в который физлица должны сдать налоговикам уведомление о выбранном земельном участке, по которому применяют вычет. Вычет предоставляют в размере величины кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка.

Для компаний хотят отменить обязанность сдавать декларацию по земельному налогу. Напомним, что сейчас ее сдают по итогам года не позднее 1 февраля следующего года. Из-за отмены вносят и техническую правку – срок уплаты земельного налога для организаций не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Источник: https://www.glavbukh.ru/news/29132-pravitelstvo-soglasilos-na-otmenu-deklaratsiy/

Источник: http://bhnews.ru/globalnye-izmeneniya-v-nk-i-otmena-deklaratsij/

Госдума поддержала законопроект о реформе госконтроля

21 февраля 2018 года

Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован Источник фото

Депутаты нижней палаты парламента в ходе пленарного заседания приняли в первом чтении правительственный законопроект, направленный на реформирование государственного и муниципального контроля путем повышения его эффективности, снижения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций.

з пояснительной записки следует, что законопроект определяет правовые и организационные основы системы государственного и муниципального контроля в РФ, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общие принципы его осуществления и защиты прав граждан и организаций при осуществлении контроля.

Законопроектом устанавливается перечень основных понятий, применяющихся при правовом регулировании государственного и муниципального контроля.

Документом предусмотрена обязательность принятия положений о каждом виде государственного и муниципального контроля. Также для каждого вида контроля органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля утверждаются административные регламенты, определяющие административные процедуры их проведения.

  • «Вводится общее правило о невозможности проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при отсутствии утвержденного положения о виде государственного контроля (надзора), положения о виде муниципального контроля и соответствующего административного регламента», — говорится в пояснительной записке.
  • Кроме того, законопроектом разграничиваются полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля.
  • Законопроектом определяются органы государственного и муниципального контроля.

«Соответствующими полномочиями могут наделяться федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Предусматривается возможность осуществления государственного контроля (надзора) Банком России, публично-правовыми компаниями и государственными корпорациями, государственными внебюджетными фондами, а также государственными учреждениями в отдельных сферах деятельности», — следует из документа.

  1. Законопроектом определяется порядок проведения экспертизы, статус экспертных организаций и экспертов.
  2. В соответствии с законопроектом органам государственного и муниципального контроля будет предоставлена возможность организации совместных (межведомственных) мероприятий контроля в отношении граждан, организаций.
  3. Законопроект предусматривает правовое регулирование проверочных листов, которые включают в себя перечень обязательных требований.

Документом предусматривается, что плановые проверки проводятся, если иное не установлено федеральными законами, на основе ежегодного плана проведения проверок, формирование которого происходит во взаимодействии с органами прокуратуры. Установлены основания проведения внеплановых проверок, случаи их согласования с органами прокуратуры.

  • В соответствии с законопроектом, устанавливаются права граждан и организаций, их представителей при проведении мероприятий государственного и муниципального контроля.
  • «Урегулирован порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», — говорится в пояснительной записке.
  • Законопроектом также предусмотрены меры, направленные на реализацию гражданами и организациями права на обжалование действий должностных лиц органов государственного и муниципального контроля при проведении мероприятий контроля, а также их результатов.

Источник: https://zakonbase.ru/news/gosduma-podderzhala-zakonoproekt-o-reforme-goskontrolya

Реформу контроля и надзора приняли за основу

Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

Реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД) перешла на новый уровень: на прошлой неделе законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре был принят Госдумой в первом чтении. Депутаты поддерживают идею перестать «кошмарить бизнес», но призывают конкретизировать подходы и методики, правительство также готовит собственные поправки к законопроекту: ко второму чтению документ может быть существенно пересмотрен.

Законопроект, подготовленный Минэкономики при участии «Открытого правительства» и бизнес-объединений, определяет органы государственного и муниципального контроля и надзора, устанавливает закрытый перечень видов КНД и вводит в надзорных ведомствах систему управления рисками.

Для каждого из видов контроля должен быть разработан административный регламент, определяющий обязательные требования и порядок проведения контрольных мероприятий, включая те, что не требуют взаимодействия с поднадзорным субъектом.

Законопроект также закрепляет практику использования проверочных листов — открытого перечня контрольных вопросов, которые инспектор обязан будет использовать в ходе проверки и которыми бизнес может воспользоваться для самообследования.

В рамках риск-ориентированного подхода предполагается разделить все поднадзорные субъекты на шесть категорий в зависимости от степени потенциальной угрозы для жизни и здоровья граждан и добросовестности соблюдения законодательства и освободить предприятия с низким риском от плановых проверок. Документ также устанавливает новые критерии для оценки эффективности КНД: в рамках декларируемого отхода от «палочной системы» предполагается привязать ее не к количеству проверок, а к динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба.

Еще до официального одобрения правительством законопроект прошел «нулевые чтения» в Госдуме в декабре 2017 года, а в середине февраля был концептуально одобрен думской рабочей группой.

На Охотном Ряду согласны с необходимостью отхода от «карательной» системы КНД: по словам члена комитета Госдумы по контролю и регламенту Виктора Карамышева, главная цель проекта — перестать «кошмарить бизнес». В то же время, по мнению депутатов, проект нуждается в серьезной доработке.

Ко второму чтению предлагается рассмотреть целесообразность включения или исключения из него отдельных видов контроля и надзора, конкретизировать подходы к оценке эффективности, доработать положения о госконтроле в отношении граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, уточнить методику присвоения категорий риска и устранить разночтения с действующим законодательством. В правительстве, в свою очередь, полагают, что ко второму чтению в законопроекте может появиться норма о запрете с 1 января 2022 года проверки обязательных требований, установленных нормативными актами, принятыми до 2010 года, то есть до введения процедуры оценки регулирующего воздействия. Кроме того, риск-ориентированный подход может быть распространен и на внеплановые проверки.

Бизнес-объединения в целом также поддержали законопроект (напомним, он должен заменить нормы ФЗ-294, который сейчас регламентирует проверки предприятий), хотя и сетуют на недостаточные темпы проработки своих предложений со стороны власти и настаивают на необходимости пересмотра обязательных требований, проверочных листов и видов контроля (см. “Ъ” от 7 февраля).

Предполагается, что следующим этапом оформления законодательных рамок реформы КНД должно стать внесение поправок в КоАП, позволяющих выносить предупреждения вместо штрафов и устанавливать соразмерность последних размеру предприятия и степени угрозы.

Правительство по поручению президента также разрабатывает законопроект об ограничении количества внеплановых проверок долей в 30% от числа плановых и расширении полномочий прокуратуры по их согласованию.

Кроме того, уже подготовленный Минэкономики законопроект должен установить пять базовых режимов разрешительной деятельности (сейчас их более 500).

Источник — Коммерсант

Источник: http://knd.ac.gov.ru/news/reformu-kontrolya-i-nadzora-prinyali-za-osnovu/

Госдума освободит часть сделок от налогового контроля за ценами :: Экономика :: РБК

По мнению партнера налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаила Успенского, инспекции уже вполне справляются за месяц, «так как теперь у них на вооружении система АСК НДС-2 [автоматизированная система контроля за возмещением НДС], которая практически моментально выявляет разрывы в цепочке уплаты НДС». Глава ФНС Михаил Мишустин говорил, что теневые операции с НДС упали с 8 до 1% от всех операций с НДС, а их система обрабатывает 15 млрд операций в год, напоминает Успенский. «Весь НДС-поток как на ладони. В особо сложных случаях инспекция может выйти на осмотр», — отмечает юрист.

Также предлагается сузить круг вопросов, которые могут стать предметом для повторного проведения выездной налоговой проверки. Теперь она может быть инициирована только на основании уточненной декларации и при условии, что указанная в ней сумма ниже ранее исчисленного налога.

Еще одно новшество в работе инспекций, предложенное законопроектом, — обязательное оформление акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Если раньше на этой стадии приходилось гадать, чем обосновано то или иное решение налоговиков, то теперь они должны будут подробно расписывать все свои доводы, рассуждает Успенский.

Как отмечает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов, на практике многие существенные обстоятельства налоговых проверок раскрываются именно на стадии дополнительных мероприятий, а вопрос, как их оформить, до сих пор является открытым.

«В некоторых случаях составляются акты, в некоторых — справки, а некоторые инспекции просто вручают налогоплательщикам копии документов, полученные в результате таких мероприятий, без каких-либо выводов и предложений, что объективно затрудняет предоставленные законом права на представление мотивированных возражений», — говорит Овеснов.

По мнению юриста, такой акт обязательно должен содержать документально подтвержденные факты нарушений НК или запись об их отсутствии.

Поправками предлагается повысить лимит сумм по внутрироссийским сделкам между взаимозависимыми лицами, подлежащим налоговому контролю цен, до 3 млрд руб. Сейчас внутренние сделки между взаимозависимыми компаниями контролируются на соответствие рыночности, если сумма дохода (сумма цен сделок) превышает 1 млрд руб. за календарный год.

Читайте также:  Договор подряда с авансом - образец

Таким образом, значительная часть сделок будет выведена из-под налого​вого контроля за ценами.

Это позволит налоговым органам сфокусировать свое внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы, не отвлекаясь на контроль цен по мелким операциям, и снизит объем документации для некрупных налогоплательщиков, следует из пояснительной записки к проекту.

Вводится и суммовой критерий для отнесения сделки, совершенной с взаимозависимой иностранной компанией, к категории контролируемых.

«В настоящее время такой порог не установлен, а это значит, что любая внешнеторговая сделка, совершенная даже на незначительную сумму, попадает в разряд контролируемых сделок», — пишут авторы проекта.

Законопроектом предлагается установить для сделок с иностранными взаимозависимыми лицами такой же минимальный порог, как и для сделок с резидентами офшоров (по перечню Минфина), — от 60 млн руб. То есть к контролируемым будут относиться сделки, сумма доходов по которым превышает 60 млн руб. в год.

«Предлагаемые изменения, с одной стороны, позволят снять с налогоплательщика дополнительную нагрузку в части подготовки уведомлений и документации по правилам трансфертного ценообразования, предусмотренных Налоговым кодексом», — говорит заместитель руководителя налоговой практики IPT Group Елена Чурсина.

В то же время, предупреждает она, увеличение ценового лимита для контролируемых сделок оставляет лазейки для территориальных налоговых органов все равно проверять ценообразование в сделках, которые перестанут подпадать под налоговый контроль, только уже на основании концепции необоснованной налоговой выгоды.

Минфин и ФНС не ответили на запросы РБК.

Екатерина Копалкина

Источник: https://www.rbc.ru/economics/06/12/2017/5a27dd6c9a79476063529cb0

Надзирать и рассказывать // Новый законопроект о реформе КНД покажут к июню

Базовый законопроект по нормам контрольно-надзорной деятельности (КНД) правительство представит для широкого обсуждения к июню 2019 года — вероятно, на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.

Чиновники обещают его сделать «очень технологичным и понятным».

Пока же, по наблюдениям РСПП, уровень плановых проверок — они по-прежнему считаются основой административной нагрузки на бизнес — за последние пять лет заметно снизился, но внеплановых проверок меньше не становится.

Реформа КНД получит базовый законопроект уже к этому лету.

Как заявил сегодня на конференции профильного комитета РСПП, посвященном реформе КНД (она проводится в рамках Недели российского бизнеса) вице-премьер, глава аппарата правительства Константин Чуйченко, уже к ПМЭФ в начале июня будет представлен законопроект, описывающий нормы контрольно-надзорной деятельности. «Такие задачи поставлены,— говорит он,— это будет технологичный понятный закон». По словам чиновника, в настоящее время надзорные органы работают по своим правилам и общего свода норм для них пока нет.

«Этот закон будет содержать в себе понятия и признаки этих требований, систему нормативных актов, в которых они будут воплощены»,— пояснил господин Чуйченко.

По его словам, правительство рассматривает вариант с описанием материальных и процессуальных норм КНД в разных частях законодательства, завершить эту работу полностью предполагается к 2021 году.

Пока же, по словам главы РСПП Александра Шохина, опросы предпринимателей показывают, что с 2014 года количество плановых проверок сократилось, но уровень внеплановых остался тем же. Плановые проверки проходили более чем в 78,5% компаний, внеплановые — в 46%.

Предприниматели возлагают некоторые надежды на обещанный механизм регуляторной гильотины. Напомним, ее суть заключается в отмене устаревших норм регулирования к 1 января 2021 года.

По словам Константина Чуйченко по итогам работы над гильотиной будут не только отменены морально устаревшие нормы, но и введены новые требования.

По оценкам члена правления РСПП Игоря Юргенса, предприниматели часто ощущают дистанцию «огромного размера между декларациями и реальностью» в части изменений КНД.

«Когда основные финансово-экономические регуляторы следуют принципам и духу, а не только букве закона, остальные органы, напротив, закручивают гайки»,— заявил он “Ъ”.

Отметим, финансовый контроль и надзор прямо не входил в круг вопросов, обсуждавшихся в контексте реформы КНД в 2016–2018 годах группой министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова, в докладе РСПП и ВШЭ, представленном к конференции, в части случаев упоминается налоговый контроль Федеральной налоговой службы.

Источник: https://nangs.org/news/economics/nadziraty-i-rasskazyvaty-novyy-zakonoproekt-o-reforme-knd-pokazhut-k-iyunyu

Налоговая реформа закончена. Да здравствует налоговая реформа!

Пока Президент РФ в ежегодном послании к Федеральному собранию не высказал свою точку зрения на положение с российскими налогами, чиновники придерживаются разных позиций. Так, правительство решило форсировать сбор платежей.

При этом министр финансов Алексей Кудрин высказал опасение, что это может привести к налоговым репрессиям. Расходятся даже мнения о том, закончена или нет налоговая реформа. В общем, на душе у российского налогоплательщика неспокойно.

Поэтому мы обратились к Татьяна Юрьевна ПОПОВОЙ, члену Совета Федерации Федерального собрания России.

Главбух №5, 2005

— Почему разговор об увеличении налогового пресса зашел сейчас, когда внешнеэкономическая ситуация исключительно благоприятна и никаких проблем с наполнением бюджета не ожидается?

— Хочу подчеркнуть, что речь идет не об увеличении нагрузки, а о совершенствовании администрирования налогов. Всем нам известно о многочисленных случаях занижения таможенной стоимости, контрабанды при ввозе товаров на территорию нашей страны…

Устранение прямых нарушений действующего законодательства РФ — это способ пополнить государственные доходы, не прибегая к увеличению налогового бремени.

В целом можно говорить о новом этапе в деятельности законодателей — совершенствовании налогового администрирования.

— То есть власти готовы вплотную заняться сбором денег. Значит, на ваш взгляд, налоговая реформа завершена?

— Действительно, реформа подходит к концу, во всяком случае, почти все главы Налогового кодекса в сборе. В 2004 году мы приняли три новые главы: «Водный налог», «Земельный налог», «Государственная пошлина». Теперь остались только главы о налоге на наследование и дарение, а также о налоге на имущество физических лиц.

На первый взгляд, после того, как эти главы вступят в силу, можно считать налоговую реформу в России окончательно завершенной. Однако это не совсем так. Нам еще предстоит довольно большая работа по последующей корректировке принятых глав. Ведь налоги — это инструмент государственной политики.

А любой инструмент требует точной настройки.

— И что же планируется «настраивать» в ближайшем будущем?

— Вот глава 21 кодекса «Налог на добавленную стоимость». Действует она уже давно, неоднократно в нее вносились изменения. Однако проблемы остаются до сих пор.

С точки зрения налогоплательщика, нужно отменить уплату НДС с авансов, урегулировать возмещение НДС при капитальном строительстве. Перед государством же остро стоит иная проблема: суммы вычетов НДС значительно выше величины начисленного налога.

Помимо этого с каждым годом стремительно растет сумма предоставляемых льгот. Судите сами. Согласно оценке Минфина, в 2003 году стоимость льгот по НДС составила 105 800 000 рублей. А в 2005 году из-за льготированных сделок государство недополучит уже 559 000 000 рублей.

Так что не случайно тема налога на добавленную стоимость столь бурно обсуждается на заседаниях Госдумы, его сбор срочно нужно урегулировать!

— Администрирование сбора налогов подчас приводит к курьезным перекосам. Например, ИФНС сплошь и рядом предъявляют совсем незначительные претензии, рекорд — иск о взыскании 7 рублей 62 копеек. Между тем за рассмотрение дела следует уплатить 500 рублей госпошлины плюс каждое заседание обходится где-то в 2400 рублей. Но инспекции обязаны судиться согласно налоговому законодательству…

— Эти перекосы и подготовили почву для предложений по бесспорному порядку взыскания пеней и штрафов. Такой законопроект разработан как раз в рамках совершенствования налогового администрирования.

Скоро он будет внесен на обсуждение в Государственную думу.

Вместе с тем есть опасения, что подобный закон приведет к отмене одного из достижений налоговой реформы — принципа презумпции невиновности налогоплательщика.

— Кстати, в этом году в ФНС поступило почти 300 сообщений от «доброжелателей» о том, что кто-то уклоняется от уплаты налогов. Конечно, это небольшая помощь инспекторам, но все равно мы приближаемся к западным нормам борьбы с неплательщиками. Какие еще способы контроля планируется применять?

— Необходимо создавать системы баз данных, а также переходить к персонифицированному учету, скажем, уплаты налога на доходы физических лиц.

Сейчас НДФЛ является основным источником доходов для бюджетов муниципальных образований. Иногда он составляет до 76 процентов налоговых поступлений. Вместе с тем система учета плательщиков отсутствует.

Невозможно оценить, в каком объеме и со скольких жителей в городе удерживается этот налог. Основная причина заключается в том, что налог перечисляется не по месту жительства гражданина, а по месту регистрации налогового агента, его работодателя.

Поэтому объем поступлений НДФЛ в бюджет муниципалитета определяется количеством зарегистрированных предприятий, численностью сотрудников и уровнем их заработной платы.

В результате инспекциям трудно установить взаимосвязь между тем, как человек платит налог и сколько благ получает от города. Но уже есть законодательные предложения изменить систему уплаты НДФЛ, увязав ее с местом жительства гражданина.

— Разумеется, все зависит от послания президента к Федеральному собранию. Но ведь Владимир Путин уже заявлял о том, что налоги, и в частности НДС, должны снижаться. По-вашему, какая ставка налога на добавленную стоимость более реалистична — 13 или 16 процентов?

— Я бы исходила из 14-15 процентов с одновременной отменой льгот и пониженных ставок. Думаю, что это будет предметом горячих дискуссий в парламенте. Вообще же хотелось бы пояснить, что сегодня гораздо важнее не снижать ставки, а работать над текстом налоговых норм.

Выступая на заседании правительства, министр финансов Алексей Кудрин говорил как раз об этом: самое главное, чтобы положения законодательства трактовались однозначно, это придаст стабильности и прозрачности нашей налоговой системе.

Согласитесь, лучше сегодня быть уверенным в том, что завтра вас не заставят доплатить налоги, чем рисковать и ратовать за снижение ставок.

Беседовал Айдар КОЖАХМЕТОВ.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/20096/

Госдума продолжит работу над правительственными законопроектами по налоговой реформе

МОСКВА, 20 июня. /Корр. РИА «Новости» Галина Филиппова/. Государственная Дума продолжит в пятницу на пленарном заседании работу над правительственными законопроектами в рамках налоговой реформы, проводимой в стране с 2000 года и предусматривающей сокращение числа налогов и снижение их ставок.

  • Как сообщил РИА «Новости» зампред думского Бюджетного комитета Валерий Гальченко, сегодня депутатам предстоит рассмотреть во втором чтении четыре законопроекта.
  • Первый законопроект предусматривает введение налогового контроля за расходами физических лиц по всем сделкам.
  • Как сказал Гальченко, правительство мотивирует свою инициативу тем, что в рамках недавно принятого закона «О противодействии легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем», предусмотрен механизм обязательного контроля за операциями с денежными средствами и имуществом как юридических, так и физических лиц.
  • «В условиях действия данного федерального закона не снижается эффективность контроля за расходами физического лица, но устраняется ненужное дублирование функций государственных органов», — отметил депутат.
  • Второй законопроект предусматривает увеличение размера имущественного налогового вычета /ИНВ/ с 600 тыс рублей до 1 млн рублей.
Читайте также:  Что такое безотзывный аккредитив?

По словам Гальченко, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение ИНВ в сумме, израсходованной им на новое строительство, либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство, либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры. Общий размер ИНВ сейчас не может превышать 600 тыс рублей. Увеличение ИНВ до 1 млн рублей «позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы в строительный комплекс и смежные отрасли и повлечет за собой активизацию рынка жилья», подчеркнул зампред комитета.

В соответствии с третьим законопроектом Налоговый кодекс РФ дополняется главой «Налог на имущество организаций».

Представляя документ на пленарном заседании Госдумы при первом чтении 6 июня, первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов пояснил, что эта глава заменит действующий сейчас закон «О налоге на имущество предприятий». Данный налог будет действовать до введения налога на недвижимость.

По его словам, налог на имущество организаций устанавливается в качестве регионального налога и будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ.

Причем, регионы смогут самостоятельно определять ряд элементов налогообложения и, в частности, налоговые ставки в пределах установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Регионы могут также предусматривать налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Четвертым законопроектом вносятся изменения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты РФ о налогах и сборах. В частности, законопроектом предусматривается отмена акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа.

Комментируя в интервью РИА «Новости» этот законопроект, другой зампред думского Бюджетного комитета Виталий Шуба сказал: «Учитывая, что потери бюджетных поступлений в связи с отменой акциза на природный газ превышают сумму налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемую по предусмотренной законопроектом ставке налога на добычу полезных ископаемых /193 рубля за 1 тыс кубометров газа/, в целях компенсации предполагается увеличение ставки экспортной пошлины на природный газ с 5 до 20 процентов».

Кроме того, в соответствии с законопроектом, из-за планируемой с 2004 года отмены налога с продаж предлагается внести изменения в закон «Об основах налоговой системы в РФ», предусматривающие признание утратившими силу ряда региональных и местных налогов, которые обеспечивают минимальные суммы поступлений. В частности, отменяются сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, сбор с владельцев собак, сбор за парковку автотранспорта и некоторые другие.

Как сообщил в четверг после заседания Совета Госдумы председатель палаты Геннадий Селезнев, в случае принятия этих законопроектов в пятницу во втором чтении, в субботу, 21 июня — в последний день весенней сессии они могут быть приняты в третьем, окончательном чтении. Геннадий Селезнев подчеркнул важность принятия этих законопроектов тем, что на основе них, в том числе, будет формироваться проект федерального бюджета на 2004 год.

Источник: https://oldimg1.ria.ru/politics/20030620/396111.html

(9) ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере налогового контроля за ТЦО в 2017 году: законодательство и практика (Брызгалин А.В., Чадина В.Э.)

Девятый обзор «ТОП-10/2017» о самых ярких налоговых событиях ушедшего 2017 года посвящен событиям в сфере налогового контроля за ТЦО. Подготовили обзор генеральный директор группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Викторович Брызгалин и ведущий специалист по экономическим вопросам Чадина Валерия Эдуардовна.

Обзор № 1 «ТОП-10/2017. Самые значимые события 2017 года в сфере налогообложения и налоговой политики» читайте здесь.

Обзор № 2 «ТОП-10/2017. Важнейшие законы о налогах 2017 года» читайте здесь.

Обзор № 3 «ТОП-10/2017. Важнейшие события 2017 года в сфере защиты прав налогоплательщиков» читайте здесь.

Обзор № 4 «ТОП-10/2017. Важнейшие правовые позиции Конституционного Суда РФ о налогах 2017 года» читайте здесь.

Обзор № 5 «ТОП-10/2017. Важнейшие события по НДФЛ 2017 года: законодательство и практика» читайте здесь.

Обзор № 6 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере бухгалтерского учета, отчетности и документооборота в 2017 году» читайте здесь.

Обзор № 7 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере гажданского права в 2017 году: законодательство и практика» читайте здесь.

Обзор № 8 «ТОП-10/2017. Важнейшие события в сфере взимания страховых взносов 2017 года: законодательство и практика» читайте здесь.

1. В 2017 году положено начало «настоящей» арбитражной практике по применению положений о налоговом контроле за ТЦО

Начиная с 2012 года действуют в НК РФ положения, полностью изменившие систему налогового контроля за трансфертным ценообразованием (ТЦО). С этого времени берут свое начало и первые судебные дела, в которых рассматривались споры, связанные с применением тех или иных положений на практике.

Однако необходимо отметить, что до 2017 года эти дела (за исключением, наверное, дела по компании «Дулисьма», см. п.

2 настоящего обзора) в основном касались организационных и административных моментов осуществления этого контроля.

Полноценных судебных дел, в которых бы на судебном уровне рассматривалось бы то или иное применение «содержательных норм», регулирующих порядок определения рыночных цен для целей налогообложения, фактически не было.

Тем примечательнее первое серьезное дело по налоговому контролю за ТЦО, где исследован вопрос об уместности применения того или иного метода ценообразования при заключении контролируемой сделки (дело № А40-29025/2017, ПАО «УралКалий» vs ФНС России).

Как следует из опубликованных материалов по делу, налогоплательщик определил рыночный уровень цены, используя метод сопоставимой рентабельности. Однако налоговый орган не согласился с выбранным подходом и, указав на недопустимость таких действий, рассчитал уровень цен с применением метода сопоставимых рыночных цен.

16 июня 2017 года состоялось заседание суда первой инстанции, по результатам которого арбитры приняли сторону налогоплательщика (Решение Арбитражного Суда г. Москвы от 16.06.2017 по делу № А40-29025/2017).

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/02/21/9_top-102017_vazhnejshie_sobytiya_v_sfere_nalogovogo_kontrolya_za_tco_v_2017_godu_zakonodatelstvo_i_

Реформу контроля и надзора приняли за основу

Реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД) перешла на новый уровень: на прошлой неделе законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре был принят Госдумой в первом чтении.

Депутаты поддерживают идею перестать «кошмарить бизнес», но призывают конкретизировать подходы и методики, правительство также готовит собственные поправки к законопроекту: ко второму чтению документ может быть существенно пересмотрен.

Законопроект, подготовленный Минэкономики при участии «Открытого правительства» и бизнес-объединений, определяет органы государственного и муниципального контроля и надзора, устанавливает закрытый перечень видов КНД и вводит в надзорных ведомствах систему управления рисками.

Для каждого из видов контроля должен быть разработан административный регламент, определяющий обязательные требования и порядок проведения контрольных мероприятий, включая те, что не требуют взаимодействия с поднадзорным субъектом.

Законопроект также закрепляет практику использования проверочных листов — открытого перечня контрольных вопросов, которые инспектор обязан будет использовать в ходе проверки и которыми бизнес может воспользоваться для самообследования.

В рамках риск-ориентированного подхода предполагается разделить все поднадзорные субъекты на шесть категорий в зависимости от степени потенциальной угрозы для жизни и здоровья граждан и добросовестности соблюдения законодательства и освободить предприятия с низким риском от плановых проверок. Документ также устанавливает новые критерии для оценки эффективности КНД: в рамках декларируемого отхода от «палочной системы» предполагается привязать ее не к количеству проверок, а к динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба.

Еще до официального одобрения правительством законопроект прошел «нулевые чтения» в Госдуме в декабре 2017 года, а в середине февраля был концептуально одобрен думской рабочей группой.

На Охотном Ряду согласны с необходимостью отхода от «карательной» системы КНД: по словам члена комитета Госдумы по контролю и регламенту Виктора Карамышева, главная цель проекта — перестать «кошмарить бизнес». В то же время, по мнению депутатов, проект нуждается в серьезной доработке.

Ко второму чтению предлагается рассмотреть целесообразность включения или исключения из него отдельных видов контроля и надзора, конкретизировать подходы к оценке эффективности, доработать положения о госконтроле в отношении граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, уточнить методику присвоения категорий риска и устранить разночтения с действующим законодательством. В правительстве, в свою очередь, полагают, что ко второму чтению в законопроекте может появиться норма о запрете с 1 января 2022 года проверки обязательных требований, установленных нормативными актами, принятыми до 2010 года, то есть до введения процедуры оценки регулирующего воздействия. Кроме того, риск-ориентированный подход может быть распространен и на внеплановые проверки.

Бизнес-объединения в целом также поддержали законопроект (напомним, он должен заменить нормы ФЗ-294, который сейчас регламентирует проверки предприятий), хотя и сетуют на недостаточные темпы проработки своих предложений со стороны власти и настаивают на необходимости пересмотра обязательных требований, проверочных листов и видов контроля (см. “Ъ” от 7 февраля).

Предполагается, что следующим этапом оформления законодательных рамок реформы КНД должно стать внесение поправок в КоАП, позволяющих выносить предупреждения вместо штрафов и устанавливать соразмерность последних размеру предприятия и степени угрозы.

Правительство по поручению президента также разрабатывает законопроект об ограничении количества внеплановых проверок долей в 30% от числа плановых и расширении полномочий прокуратуры по их согласованию.

Кроме того, уже подготовленный Минэкономики законопроект должен установить пять базовых режимов разрешительной деятельности (сейчас их более 500).

Надежда Краснушкина

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3558441

Ссылка на основную публикацию