Вместо закона о проверках (294-фз) — закон о контроле и надзоре

При осуществлении экономической деятельности компании и предприниматели подвергаются проверкам со стороны контролирующих организаций.

Одни проверяют исполнение требований техники безопасности, другие – финансовую дисциплину, третьи выезжают по жалобе потребителя и пр. Для координации деятельности ревизионных структур был принят Федеральный закон от 26.12.

2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон №294

Вместо закона о проверках (294-ФЗ) - закон о контроле и надзоре

Содержание этого нормативного акта регламентирует процедуру проверочных мероприятий разного типа:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных и пр.

Подробно изложен порядок взаимодействия структур различного уровня при организации ревизионных процедур. Разграничены права и обязанности проверяющих должностных лиц и представителей компании, в отношении которой ведётся проверка.

Положения этого федерального закона не применяются в следующих случаях:

  • оперативно-следственные мероприятия;
  • прокурорский надзор;
  • соблюдение антимонопольного законодательства;
  • расследование причин аварии и иных чрезвычайных ситуаций;
  • деятельность пограничников и войск национальной гвардии.

Основные положения

Вместо закона о проверках (294-ФЗ) - закон о контроле и надзоре

Содержание ФЗ №294 унифицирует процедуру проведения проверок хозяйствующих субъектов:

  • риск-ориентированный подход к определению объектов проверки, её продолжительности и интенсивности;
  • периодичность включения в план проверки одного и того же субъекта;
  • сроки уведомления о проверках разного типа;
  • порядок согласования с органами прокуратуры;
  • ведение единого реестра проверок и результатов по ним;
  • исключение отдельных субъектов либо применение дополнительных нормативных документов при проведении проверки.

Защита прав юридических лиц

Проверки по плану проводятся раз в три года, при этом после создания компании или регистрации в качестве предпринимателя в течение трёх лет плановых проверок быть не может. Регламентирована процедура обжалования постановления инспектора, в том числе и обоснованность проведения внеплановой ревизии.

К защите права относят и уведомительный порядок регистрации, описанный в статье 8 настоящего закона.

Защита прав потребителей

Одно из оснований проведения внеплановой проверки – жалоба потребителя на компанию или предпринимателя, реализующего товар или оказывающего услугу. Однако в заявлении обязательно должна содержаться информация о предыстории рассмотрения дела:

  • обращение к руководству компании или её представителям;
  • результаты этого обращения;
  • отсутствие должного реагирования со стороны руководства и пр.

Если внеплановый выезд или контрольная закупка проводятся по жалобе потребителя, то организация не уведомляется о процедуре заранее. Сведения по итогам публикуются в едином реестре проверок, а также доводятся до сведения заявителя и проверяемого лица.

Защита прав граждан

В ходе осуществления предпринимательской деятельности недопустимо ухудшение состояния окружающей среды и исторических памятников, причинение вреда здоровью населения и т.д. Если о подобных случаях становится известно из обращения граждан, публикаций средств массовой информации, представления инспектора, то это становится основанием после согласования с органами прокуратуры для проведения внепланового выезда. При этом предварительное уведомление проверяемого субъекта не осуществляется.

О чём говорится в 10 статье?

Статья 10 №294-ФЗ посвящена процедуре организации и проведения внеплановой проверки любой организации на территории РФ. Поводом для выезда могут послужить:

  • истечение срока исполнения предписания по результатам плановой проверки;
  • поступление информации об угрозе причинения вреда или о его совершении в отношении граждан, животных, растений, памятников архитектуры и пр.;
  • нарушение прав потребителей;
  • несоблюдение требований к маркировке продукции;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ.

Выезд согласуется с прокуратурой, а проверяемое лицо уведомляется о предстоящих мероприятиях за сутки до начала ревизии, если она проводится по результатам предыдущей проверки или по поручению Президента либо Правительства России. Во всех остальных случаях контролёры могут действовать без уведомления.

Основные изменения в законе с января 2017, 2018

С января 2017 года в формулировки основных понятий, используемых в законе, были добавлены тезисы о профилактической функции контроля на различных уровнях его проведения. Включены статьи о проведении совместных проверок:

  • органы прокуратуры рекомендуют проведение таких проверок контрольным органам;
  • для совместной проверки разрабатываются сводные проверочные листы.

Если в предыдущих версиях закона уведомить о проведении плановой проверки было необходимо в течение трёх рабочих дней, то теперь этот срок чётко регламентирован – за три рабочих дня до даты выезда контролёров. При этом подробно разъяснён порядок уведомления через электронную почту проверяемого субъекта.

Поводом для проведения внеплановой проверки может стать и мотивированное представление сотрудника надзорных органов.

Выезд по жалобе потребителя возможен только в том случае, если жалобщик предварительно пытался решить дело с предпринимателем или представителями компании, но не получил ответа либо результат его не удовлетворил.

Изменения 2018 года коснулись статей 10 (о внеплановой проверке) и 16.1 (о проведении контрольной закупки), основные нововведения отражены в таблице.

Изменяемая статья Предыдущая редакция Новая версия
п.2 ч.2 ст.10 было три подпункта добавлен четвёртый подпункт «г» о нарушении правил маркировки товаров
ч.5 ст.10 основанием служили подпункта «а» и «б» п.2 ч.2 ст.10 к возможным основаниям добавился подпункт «г» п.2 ч.2 ст.10
ч. 4 ст.16.1 был сплошной текст
  • статья структурирована и содержит пункты:
  • 4.1. об извещении органов прокуратуры по проведению контрольной закупки;
  • 4.2. о действиях должностного лица при выявлении нарушений в ходе закупки;
  • 4.3. о недопустимости проведения внеплановой проверки, если закупка не выявила нарушений.
ч.8 ст.16.1 дополнена формулировкой о порядке внесения сведений в единый реестр в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ
ч.9 ст.16.1 организация, проведение и учёт контрольных закупок регламентирован Правительством РФ дополнена формулировкой о необходимости при принятии решения о проведении контрольной закупки или внеплановой проверки отталкиваться от требований Правительства РФ

Таким образом, №294-ФЗ регламентирует порядок проведения проверок различного типа в отношении предпринимателей и юридических лиц.

Его статьи разграничивают полномочия ревизионных структур разного уровня, защищают права проверяемых субъектов, потребителей их товаров и услуг, а также обычных граждан.

Закон регулярно обновляется и дополняется с учётом введения электронного документооборота, появления новых рисков осуществления деятельности и пр.

Источник: https://PotrebPrav.ru/zakon/294-fz-s-izmeneniyami

Федеральный закон №294 – обзор изменений 2019 г.: что надо знать малому бизнесу о проведении проверок государственными и муниципальными органами?

Федеральный закон № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, принятый 26 декабря 2008 г., призван, в первую очередь, защитить малый бизнес от необоснованных проверок и возможных злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

Есть ситуации, когда нормы рассматриваемого закона неприменимы. Они перечислены в п. 3 ст. 2 ФЗ-294 и к ним относятся:

  • мероприятия оперативно-розыскного, дознавательного и следственного характеров;
  • действия уполномоченных органов при проведении прокурорского надзора, правосудия и административного расследования;
  • производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • расследования причин аварий, несчастных случаев на производстве, различных чрезвычайных ситуаций и т. п.;
  • осуществление проверки при назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
  • мероприятия, проводимые пограничными войсками, нацгвардией;
  • при проведении национальной инспекции в Антарктике.

Мораторий на проверки, или “надзорные каникулы”

Одно из существенных положений ФЗ №294 – организация проведения плановых проверок не чаще, чем раз в три года на основании ежегодных планов, подготовленных государственными и муниципальными контролирующими органами. Налоговый контроль сюда не относится.

Также “каникулы” не распространяются на организации, работающие в социальной сфере – аптеки, образовательные и медицинские учреждения и пр.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Нововведением закона стала поправка, согласно которой, в 2019-2020 годах не будут проводиться плановые проверки в отношении организаций и ИП, включенных в Единый реестр субъектов малого предпринимательства (СМП). Данное положение введено ст. 26.2. ФЗ №294 от 26.12.2008. Проверить, входит ли конкретная фирма в данный реестр, можно по ссылке.

“Надзорные каникулы” предусмотрены только для субъектов малого бизнеса. Следовательно, чтобы попасть в эту группу, штат работников не должен превышать более ста человек, оборот фирмы – не более 800 млн руб. в год.

Также большая часть уставного капитала ООО должна принадлежать гражданам или организациям, являющимися СМП. Подробнее о критериях отнесения организации к категории субъектов малого и среднего предпринимательства можно узнать в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.

2007 “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”.

Ограничения

Важное ограничение, введенное с 2019 года, – запрет на проведение плановых проверок для тех видов госконтроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Согласно п. 2 ст. 8.1. Закона № 294-ФЗ, риск-ориентированный подход – это анализ сведений о компании, на основе которого надзорное ведомство оценивает степень риска совершаемых данной организацией противоправных действий. В отношении фирм, где степень риска невысока, плановые проверки назначаются редко либо не проводятся совсем.

В 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок со стороны таких инстанций, как налоговая служба, антимонопольные органы, Росприроднадзор, МЧС, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование и некоторые другие (с полным перечнем можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2019 №289).

Таким образом, мораторий на проверки от данных органов не распространяется.

Ещё одно ограничение касается тех ООО и ИП, деятельность которых подлежит обязательному лицензированию, а также бизнеса, работающего в тех сферах производства и услуг, нарушения в которых могут принести непосредственный вред здоровью и жизни людей.

В случае если субъект малого предпринимательства (СМП) попадает под действие моратория, но в отношении него всё же была проведена проверка, это считается грубым нарушением закона. Результаты такой проверки, согласно п. 2 ст. 26.

2 рассматриваемого Закона, признаются недействительными.

Контрольная закупка: основания и порядок проведения

С 2017 г. действует новый способ внепланового контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – контрольная закупка (ст. 16.1 Закона).

Его суть заключается в приобретении товара под видом обычного покупателя с тем, чтобы в дальнейшем проверить срок годности товара, соответствие стандартам, технологии изготовления и т. п.

Также проверяются правила осуществления торговли, например, запрет на продажу табачных изделий лицам младше 18 лет, временные ограничения по реализации алкогольной продукции и пр.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Основания проведения внеплановых проверок, в том числе в форме контрольных закупок, установлены п. 2 ст. 10 ФЗ № 294. К ним, в частности, относятся:

  • представление от должностного лица контролирующего органа с указанием мотивов необходимости проведения данного мероприятия;
  • случаи, когда ранее организации или ИП было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, и истек срок исполнения;
  • при поступлении в контролирующий орган заявления от юрлица или предпринимателя о выдаче лицензии или разрешения на осуществление юридически значимых действий, если для их получения требуется проведение такой проверки;
  • возникновение угрозы либо фактическое причинение вреда жизни и здоровью людей, а также животным, растениям, памятникам культуры и окружающей среде;
  • нарушение прав потребителей, требований к маркировке товаров.
Читайте также:  ЭЦП для участия в электронных торгах

Важно, что если ранее контрольные закупки проводились ИФНС, и их целью было предотвращение налоговых правонарушений, то теперь правом проведения такого вида проверки наделен Роспотребнадзор для защиты прав потребителей и выявления фактов нарушения правил торговли. Отметим, что в 2019 году подобные проверки могут осуществляться и в отношении интернет-магазинов, реализующих товары для населения. Указанные нововведения введены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2018 г. №1398.

В соответствии с п. 4 ст. 16.1 рассматриваемого Закона контрольная закупка производится без предварительного уведомления субъектов предпринимательства, в отношении которых она осуществляется. Если она проводится по внеплановым основаниям, то должна быть согласована с прокуратурой.

Также с 2019 года в случае если объектом контрольной закупки являются медицинские изделия и лекарственные средства, проверка может быть проведена незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (ч. 4.1 ст. 16.1 ФЗ №294).

Обязательно наличие минимум двух свидетелей либо ведение видеозаписи (п. 5 ст. 16.1 Закона).

На основании пп. 6-7 ст. 16.1 Закона по итогам контрольной закупки сотрудник, осуществляющий её, составляет акт, который должен быть подписан им и присутствующими свидетелями. Если в ходе проведения проверки были выявлены противоправные действия, то акт дается на подпись нарушителю – фирме или ИП.

Организация или ИП, в отношении которых проводилась контрольная закупка, вправе не соглашаться с результатами проверки и отказаться от подписания акта. В нём проставляется соответствующая отметка. В любом случае копию акта им немедленно после окончания мероприятия обязано выдать должностное лицо, проводившее проверку.

Факт проведения контрольной закупки и её результаты по окончании проверки вносятся в единый реестр проверок.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/zpp/tovary/fz-294.html

Проект Федерального Закона о контроле, призванный заменить ФЗ-294 прошел слушания

Комитет Государственной Думы по Регламенту и контролю 19 октября 2017 года провел совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления парламентские слушания в ходе которых обсуждался подготовленный Минэкономразвития России проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Текст законопроекта доступен по ссылке

Законопроект вводит прогрессивные меры регулирования контрольно-надзорной деятельности: использование риск-ориентированного подхода, проверочных листов, внедрение в практику работы обязательности проведения профилактики нарушения обязательных требований, внедрение системы оценки эффективности и результативности контроль-надзора, широкое использование информационных технологий и т.д.

Большинство замечаний, высказанных в ходе «нулевого чтения» законопроекта, по словам куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова , «очень важны если не для тела законопроекта и принятия закона, то для правоприменения и реализации приоритетной программы по реформе госконтроля». Все предложения и презентации он попросил обобщить и направить в правительство, чтобы они были проработаны до рассмотрения документа на комиссии по законопроектной деятельности.

Открывая парламентские слушания, председатель комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Савастьянова отметила важность формата публичного открытого диалога при принятии законов и «сверки часов» с теми, для кого эти законы принимаются. Работа над законопроектом о госконтроле, по её словам, проводилась с постоянной сверкой и согласованием со всеми заинтересованными сторонами.

Глава комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев, в свою очередь, подчеркнул, что обсуждение законопроекта в стенах Думы — знаковое и долгожданное событие.

От того, каким будет принят законопроект, зависит состояние бизнеса и предпринимательской активности. “Это сигнал обществу о том, что власть готова сократить своё вмешательство в дела бизнеса. До разработки этого закона не было специального закона, регламентирующего контрольно-надзорную деятельность в Российской Федерации, — такая ситуация в корне неверна», — сказал депутат.

В законопроекте определяются органы государственного и муниципального контроля и надзора и устанавливается перечень основных понятий, а также перечень видов госконтроля.

Надзорные органы обязаны будут принимать положения о каждом виде контроля и надзора и утверждать перечни обязательных требований, в противном случае проводить какие-либо проверки будет невозможно.

Также законопроект вводит в обязательную практику проверочные листы — списки контрольных вопросов, которыми должны будут руководствоваться инспекторы при проведении проверок. С помощью публичных чек-листов предприниматели смогут самостоятельно проверить, насколько у них соблюдены все требования безопасности.

Кроме этого, законопроект вводит общие подходы к оценке результативности и эффективности государственного и муниципального контроля и устанавливает требования к информационным ресурсам в сфере госконтроля. Работа инспекторов будет оцениваться не по числу проведённых проверок и выписанных штрафов, а по динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба.

Главной новацией законопроекта является внедрение в надзорных ведомствах систем управления рисками.

Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация контроля на объекты повышенного риска и на граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства.

Предприятия, отнесённые к низкой категории риска и добросовестно соблюдающие законодательство, будут освобождены от плановых проверок.

В качестве примера отсутствия какого-либо риск-ориентированного подхода глава Минэкономразвития привёл проверки Росздравнадзора в Большом театре и Роструда в ЦУМе, по итогам которых за незначительные нарушения были наложены существенные штрафы.

Михаил Абызов раскритиковал подход Счётной палаты, при котором низкие объёмы штрафов, собранные надзорными ведомствами в регионах, расцениваются как ущерб бюджету.

Этот подход, как подчеркнул министр, противоречит главному принципу реформы госнадзора — уходу от «палочной» и репрессивной системы и переходу к профилактике.

Штраф должен стать негативным событием для надзорного органа, главное — снижение рисков для жизни и здоровья, согласился Максим Орешкин.

Правительство постаралось объединить многочисленные инициативы по изменению системы госконтроля, в том числе те наработки, которые были реализованы в рамках ФЗ-294, и предложить своего рода кодекс государственного и муниципального надзора.

В основе работы лежит обеспечение государственного надзора правильными механизмами и инструментами, которые гарантировали бы безопасность жизни, здоровья и интересов граждан.

Если мы говорим о таких резонансных случаях, как банкротство “ВИМ-Авиа”, вспышка ящура в Башкортостане, обманутые дольщики — это тоже вопрос государственного контроля и надзора.

Здесь нет простых рецептов и крайних позиций: максимально освободить бизнес от избыточного надзора или максимально усиливать контроль и надзор для реагирования на нештатные ситуации», — подчеркнул Михаил Абызов.

Законопроект о госконтроле в его текущей версии, по мнению министра, обеспечивает правильный баланс интересов граждан и бизнеса. В то же время тут нет полностью удовлетворённых сторон, заметил он. Надзоры считают этот закон очень либеральным, а бизнес — очень жёстким.

В то же время в качестве недостатка документа он отметил выпадение из сферы его влияния целого ряда видов контроля, в том числе налогового, таможенного и валютного. Кроме того, в законопроекте осталась норма о том, что бизнес должен оплачивать экспертизы, которые назначены при осуществлении госконтроля. Законопроект также допускает осмотр территорий и помещений.

Он выразил опасения в связи с планируемой отменой ФЗ-294 о защите прав предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности и призвал перенести из него все концептуальные нормы в новый закон. Принцип «сначала предупреди, потом штрафуй», по его мнению, должен стать краеугольным камнем системы госконтроля.

По словам Михаила Абызова, сейчас прорабатывается предложение распространить на крупный бизнес норму, согласно которой при выявлении первичного административного нарушения выносится только предупреждение. Сейчас она действует лишь в отношении предприятий малого бизнеса.

В законопроекте, по словам Анастасии Алехнович, не определён чёткий правовой механизм ликвидации обязательных требований. Это основная проблема, с которой сталкиваются поднадзорные субъекты. Так, Роспотребнадзор, по её словам, считает крайне важным измерять температуру горячих блюд на предприятиях общепита — и это уже прописано в чек-листах, которые подготовило ведомство.

Заместитель председателя правительства Московской области Максут Шадаев, в свою очередь, отметил важность внедрения информационных технологий в контрольно-надзорной деятельности и перевода переписки инспекторов с проверяемыми в электронный вид. Информация о проверках должна быть открытой, а без информационных технологий решить задачу сокращения проверок невозможно, подчеркнул он.

Реализуя наш проект, безусловно, мы уделяем большое внимание внедрению новых технологий. Мы говорим про проверку, которая в будущем станет своего рода пережитком прошлого.

На сегодняшний день новые технологии позволяют в дистанционном режиме получать всю необходимую и объективную информацию о поднадзорных субъектах, внедряются элементы дистанционного контроля. Крупные промышленные мероприятия уже эти системы имеют и готовы предоставлять данные.

Кроме того, необходимо через систему личных кабинетов, которая себя хорошо зарекомендовала в работе ФНС, обеспечить дистанционный интерфейс взаимодействия поднадзорных субъектов, предпринимателей с надзорным органом», — отметил Михаил Абызов

Самое главное — зафиксировать преемственность между законом 294-ФЗ и новым законом, подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко.

А отвечать за качество продукции должен в первую очередь предприниматель, а не надзорный орган, уверен экс-глава Роспотребнадзора.

Если произошла вспышка ящура, значит, предприниматель сам довёл хозяйство до такого состояния, пояснил он.

В законопроекте о государственном контроле нужно прописать участие гражданского общества в надзорных мероприятиях. Нужно использовать опыт закона о защите прав потребителей и делегировать его в этот закон.

Чтобы гражданское общество на полноправных основаниях и участвовало в надзорных мероприятиях, и несло ответственность за это.

Эта тема принципиальная, она должна найти отражение в новой редакции законопроекта», — предложил Геннадий Онищенко.

Что касается других озвученных в ходе обсуждения предложений, то министр особо отметил необходимость наведения порядка с внеплановыми проверками, которые проводятся по жалобам.

Поддерживаю ревизию оснований для проведения внеплановых проверок, чтобы значительно сократить количество внеплановых проверок и повысить их качество. Сегодня основанием для проведения внеплановых проверок являются жалобы. Уже не анонимные, но зачастую они используются для сведения экономических счётов и недобросовестной конкуренции.

Читайте также:  Справка о задолженности по кредиту или ее отсутствии

Нам необходимо риск-ориентированный подход, применяемый при плановых проверках, распространить на внеплановые.

То есть надзорный орган при первой жалобе не будет выскакивать на внеплановую проверку, если этот объект не относится к высокой категории риска, а жалоба не связана с возможностью нанесения существенного ущерба», — сказал Михаил Абызов.

В таких случаях, по его словам, должны использоваться другие способы реагирования на жалобы: дистанционное предупреждение и последующая самостоятельная диагностика и устранение нарушений предпринимателем. 90% таких нарушений могут быть устранены до прихода инспектора, отметил министр. Он напомнил, что на 450 плановых проверок сейчас приходится 950 внеплановых.

Михаил Абызов также сказал о необходимости саморегулирования и повышения внутрицеховой культуры в бизнесе. Добросовестный бизнес, по его словам, сегодня жалуется, что выполняет требования государства, а недобросовестный бизнес тем временем использует нюансы законодательства, чтобы выпускать некачественную продукцию, сокращать затраты и недобросовестно конкурировать.

Источник: https://pk-pb.ru/news/proekt-federalnogo-zakona-o-kontrole-prizvannyj-zamenit-fz-294-proshel-slushaniya/

Разъяснения новых требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и правовых актов Депсоцра

  • Скачать документ (формат .docx) (34 КБ)

Разъяснения новых требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и правовых актов Депсоцразвития Югры

   Ключевым нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по осуществлению государственного контроля и надзора, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».     В 2017 году вступили в силу ряд изменений в данный нормативный акт, которые коснулись основных понятий, порядка и оснований проведения проверок.

    Рассмотрим некоторые положения, вызывающие особый интерес и подлежащие, на наш взгляд, обсуждению.    

   1. Итак, введено понятие «проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

    Законодательством предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов).    Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177.

   Департаментом также проведена работа по разработке и утверждению проверочных листов, которые с 1 января текущего года используются при проведении контрольно-надзорных мероприятий.(приказ Депсоцразвития Югры от 29 сентября 2017 № 851-р «Об утверждении формы проверочного листа», в редакции приказа Департамента от 5 марта 2018 года № 246-р»).

Форма проверочного листа размещена на официальном сайте Депсоцразвития Югры в разделе «Региональный государственный контроль (надзор)».     Проверочный лист заполняется должностным лицом контролирующего органа с учетом анализа всех собранных материалов.     Заполненный проверочный лист прикладывается к акту проверки и, таким образом, будет рассматриваться, как одно из доказательств соблюдения или несоблюдения нормативных требований. Поэтому подконтрольным субъектам, в отношении которых проводится проверка, стоит знакомиться с заполненным проверочным листом и в случае необходимости зафиксировать возможные замечания.    Копия заполненного проверочного листа, как приложение к акту проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка. Нарушение этой обязанности законодательство квалифицирует в качестве грубого и достаточного, чтобы оспорить результаты проверки.     Плюсом проверочного листа, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является то, что лицо, которое попало в план проверок, может использовать проверочные листы для самодиагностики, самостоятельно оценить соответствие деятельности нормативным предписаниям, прекратить нарушения и ликвидировать их последствия.

    Также проверочные листы могут выполнить разъяснительную функцию: они могут быть ориентиром, который поможет верно исполнить требования законодательства, помогут четко понимать, что следует делать, а от чего лучше воздержаться, чтобы соответствовать законодательным требованиям.                                                          

   2. Следующим значимым нововведением законодательства является «профилактика нарушений обязательных требований»

   Так, в закон введена статья 8.2. «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».    В целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.     Приказом Департамента от 29 марта 2018 № 368-р утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 год     Что же включает в себя программа профилактики правонарушений? Это мероприятия по:

   1. Размещению на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

    Такие руководства должны быть

    Данный перечень подготовлен Департаментом по всем ключевым обязательным требованиям, нарушения которых наиболее часто встречаются в практике контрольно-надзорного органа и утвержден приказом Депсоцразвития Югры от 29 декабря 2016 года № 928-р, в редакции от 7 марта 2018 года № 268-р. Опубликован на официальном сайте Депсоцразвития Югры.   

   2. Второе мероприятие это — информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами.

    Календарно-тематическим планом мероприятий на 2018 год бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» запланировано обучение работников из числа поставщиков социальных услуг и социальных предпринимателей.     В I квартале 2018 года проведены:

    курсы повышения квалификации на тему «Современные методы социальной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами»

    3 вебинара на темы: «Технологии социальной работы с лицами БОМЖ», «Социальное сопровождение взрослых и детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, с целью соблюдения их социальных гарантий и юридических прав», «Оказание ранней помощи детям с особенностями развития».     До конца года планируется провести еще 12 обучающих мероприятий.

    3.

Ежегодное обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

Следующие публичные обсуждения Депсоцразвития Югры запланированы на 3 октября и 11 декабря 2018 года. В том числе на сайте Департамента ежеквартально публикуются обзоры правонарушений, выявленных в результате контрольно-надзорных мероприятий.    

    4. Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

   Данная мера профилактики применялась Департаментом и в прошлом году, так в результате проведенных мероприятий выданы 8 предостережений.    В основном предостережения выданы в связи с необеспечением поставщиками социальных услуг требований по открытости и доступности информации.    В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 886н «О порядке размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике» поставщики социальных услуг должны формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивать доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.     Еще раз напомню, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований выдается при наличии у органа государственного контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований:     полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;     содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено);     содержащихся в информации, поступившей от органов государственной власти, органов местного самоуправления;     содержащейся в информации, поступившей из средств массовой информации.

    Также условиями для выдачи предостережения являются: отсутствие подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде и т.д., а также, если юридические лица, индивидуальные предприниматели ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

    При объявлении предостережения орган государственного контроля (надзора) предлагает подконтрольным субъектам принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).     Возможность подачи возражений прописана в ч. 7 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ, так направляя возражения, поставщик социальных услуг должен не только указать стандартную информацию о себе (наименование, ИНН), о полученном предостережении (дата составления, номер), но и обосновать свою позицию в отношении названных в предостережении действий.     В течение 20 рабочих дней со дня получения возражений контрольно-надзорный орган направляет ответ.     При отсутствии возражений юридическое лицо, подконтрольный субъект в указанный в предостережении срок должен направить в орган государственного контроля (надзора) контроля уведомление об исполнении предостережения.

    Следует обратить внимание, что в случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уведомления об исполнении предостережения в соответствии с п.п. 11,12 Правил, хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7. КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».    

   5. Введены положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (ст. 8.3. Федерального закона № 294-ФЗ).

    К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с подконтрольными субъектами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в автономном округе – Югре относится: наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации.     Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами проводятся уполномоченными должностными лицами на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых директором Департамента.     Департаментом разработан проект приказа нормативного характера «Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение уполномоченными должностными лицами Депсоцразвития Югры мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и оформления результатов таких мероприятий», который прошел публичные обсуждения и в настоящее время находится на юридической экспертизе в Управлении государственной регистрации нормативно-правовых актов Аппарата губернатора.     По результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уполномоченными должностными лицами Департамента составляется акт.     В случае выявления при проведении вышеуказанных мероприятий нарушений должностные лица контрольного органа направляют в письменной форме директору Департамента мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения:     о назначении внеплановой проверки;     направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Читайте также:  Закон о чипировании животных в россии

   6. Изменены требования к обращению, на основании которых могут быть проведены внеплановые проверки. Введен обязательный «претензионный порядок» восстановления нарушенных прав потребителя, а именно:

    с 1 января 2017 года основаниями для проведения проверки могут являться обращения, содержащие сведения о факте нарушения прав потребителей, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.     Также, в связи с внесенными изменениями, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.    Кроме того, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо.    Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала ее проведения, являются основанием для принятия директором Департамента решения о прекращении такой проверки.    При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.

   Все внесенные изменения свидетельствуют о совершенствовании действующего законодательства, адаптации его к современным условиям и интересам общества. Между тем оценка количества нарушений, выявляемых контрольно-надзорными органами, свидетельствует о неготовности указанной сферы к исключению государственного присутствия.

Источник: https://depsr.admhmao.ru/regionalnyy-gosudarstvennyy-kontrol-nadzor/proverki-2017-god/i-kvartal-2018-/1395370/razyasneniya-novykh-trebovaniy-federalnogo-zakona-ot-26-dekabrya-2008-goda-294-fz-o-zashchite-prav-yu

Разъяснения 294-ФЗ

Новой статьей 8.3. Федерального закона № 294-ФЗ регламентируется порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

  • В частности, новой редакцией Федерального закона № 294-ФЗ определяются виды контроля, при которых не требуется взаимодействие с проверяемым субъектом:
  • 1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
  • 2) административные обследования объектов земельных отношений;
  • 3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • 6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;
  • 7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • 8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
  • Следует отметить, что подобные мероприятия должны проводиться на основании заданий руководителей или заместителей руководителей органов контроля (надзора), при этом, в силу новых требований Федерального закона № 294-ФЗ, порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления должностными лицами органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются уполномоченными органами местного самоуправления.

В случае выявления нарушений орган контроля (надзора) вправе принять решение о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В соответствии со ст.

9 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны уведомляться органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, при этом, новым способом уведомления является электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью и направленный по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган муниципального контроля.

Дополнены и изменены основания для проведения внеплановой проверки, к которым отнесены: поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования); мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, указанных в подп. «а», «б» ч.2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

По общему правилу, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Однако, в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 указанной статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона, уполномоченными должностными лицами органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В случае же выявления по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Существенные изменения касаются правил организации внеплановых проверок в сфере защиты прав потребителей (такие проверки проводятся только службой Роспотребнадзора).

С 01.01.2017 основанием для проведения внеплановой проверки в указанной сфере является поступление обращений, содержащих сведения о нарушении прав потребителей, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Новеллой также является организация и проведение контрольной закупки (ст. 16.1 Федерального закона № 294-ФЗ).

Возможность проведения контрольной закупки предусмотрена по основаниям ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений. При этом осуществление такого мероприятия возможно исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых субъектов. Закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, согласовывается с органами прокуратуры.

Обязательным условием проведения контрольной закупки является участие в ней свидетелей, которые должны расписаться в акте такой закупки.

С 01.01.2017 введена форма ответственности лиц за направление в органы контроля (надзора) обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

  1. Согласно изменениям, органы контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом контроля (надзора) в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
  2. Нововведения также затронули порядок проведения плановых и внеплановых выездных проверок.
  3. Теперь, в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным, орган контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин.
  4. В этом случае контролирующий орган в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица или индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  5. Старший помощник прокурора г.Заринска

младший советник юстиции О.С.Ведерникова

Источник: http://admzarinsk.ru/govinfo/govinfoprosecutors/media/2017/12/29/razyasneniya-294-fz/

Ссылка на основную публикацию