Верховный суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурах

В России могут расширить перечень примирительных процедур — медиацию хотят дополнить переговорами и судебным примирением. Соответствующий пакет предложенных Верховным судом законов одобрил на заседании 23 июля Совет Федерации. Верховный Суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурах

Любая примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда.

«Законы направлены на урегулирование судебного примирения как разновидности примирительных процедур, они имеют и правовую, и социальную направленность.

Верховный Суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурах

  • В процессуальное законодательство вводятся поправки, связанные с определением видов примирения сторон, их теперь как минимум четыре.
  • «Среди них очень важная процедура примирения — это судебное примирение, которое будет для граждан осуществляться бесплатно профессиональным судьёй в отставке», — отметила Мизулина.
  • Помимо Федерального закона о Конституционного в суде РФ, поправки вносятся ещё в восемь федеральных законов.
  • Мизулина подчеркнула, что примирительные процедуры вводятся в Гражданско-процессуальный, Арбитражно-процессуальный кодексы и Кодекс административного судопроизводства на основании принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.
  • Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом Верховного суда РФ по предложению судов арбитражных и общей юрисдикции.

«Оба закона очень важны для наших граждан, это безусловно путь к тому, чтобы люди умели договариваться сами, и, конечно, это снижение нагрузки на бюджет, поскольку судебная процедура очень дорогая. Эти законы позволяют людям договориться даже без вмешательства суда», — резюмировала Мизулина.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, в свою очередь, обратила внимание на то, что теперь будут востребованы опыт и знания федеральных судей, которые ушли в отставку.

Третий закон предполагает возврат истцу до 70 процентов уплаченной им госпошлины в случае примирения сторон в суде или отказе от претензий. Соответствующие поправки вносятся в Налоговый кодекс.

Верховный суд РФ внёс в Госдуму пакет законопроектов о судебном примирении 21 марта 2018 года, первое чтение состоялось 13 июня прошлого года, второе и третье — 16 и 17 июля 2019 года.

Источник: https://www.pnp.ru/politics/sovfed-odobril-paket-zakonov-o-sudebnom-primirenii.html

Верховный суд внес законопроект о совершенствовании примирительных процедур. Обобщение

Верховный Суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурах Пленум Верховного суда (ВС) РФ решил внести в Госдуму законопроект о совершенствовании примирительных процедур, которые способствовали бы снижению конфликтности в бизнесе и социуме в целом.

Его центральным элементом является новый институт — судебное примирение, но материальных стимулов пользоваться им в документе нет.

Так система не заработает, единодушно полагают эксперты и говорят о том, чем ее надо дополнить.

21 сентября прошлого года президент РФ Владимир Путин встречался с представителями бизнеса и после беседы дал поручение правительству совместно с ВС РФ рассмотреть вопрос о совершенствовании регулирования примирительных процедур.

Как именно родилось это поручение — неизвестно, тема мировых соглашений всплывала в рассказах участников встречи по ее итогам только в контексте урегулирования разногласий с американской ExxonMobil по налогам с проекта «Сахалин-1».

Ответственными значились премьер-министр Дмитрий Медведев и председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. Срок — 1 февраля.

Теперь глава ВС РФ может считаться выполнившим поручение. В четверг пленум суда принял решение направить в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур» и корреспондирующие поправки в закон о ВС и Налоговый кодекс.

Основных нововведений два — это предложение создать институт судебного примирения и ввести право суда на «примирительную инициативу». Последнее заключается в том, что законопроект вводит возможность суда откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу по своей инициативе, предложив сторонам использовать ту или иную примирительную процедуру.

Их несколько, начиная с переговоров и заканчивая привлечением посредников, которыми могут быть медиаторы, которые уже известны отечественному законодателю, и новые — судебные примирители.

Их в случае принятия предложений ВС будут рекрутировать из числа работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, а также судей в отставке.

Эксперты встретили документ крайне скептически. «В пояснительной записке к законопроекту указывается на крайне незначительное количество дел, в которых использовалась медиация.

Но по сравнению с ней отличия судебного примирения кажутся незначительными, поэтому сомнительно, что оно будет применяться значительно чаще, чем медиация», — сказал «Интерфаксу» партнер юрфирмы Clifford Chance Тимур Аиткулов.

«Возможно, количество мирно урегулированных споров и увеличится, но значительных изменений ждать не стоит», — согласен старший юрист адвокатского бюро КИАП, адвокат

Илья Дедковский. Этот законопроект — мертворожденное дитя, категоричен адвокат Алексей Михальчик.

Судья-примиритель: благо или бомба?

Привлечение к примирительным процедурам судей в отставке эксперты оценивают неоднозначно.

«Богатый судейский опыт может сыграть положительную роль в том, чтобы сориентировать стороны в реальном положении вещей с точки зрения обоснованности позиций и этим способствовать желанию договариваться», — отмечает руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса юрфирмы «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева. По ее словам, участие судей в отставке — единственное, но недостаточное позитивное положение законопроекта, которое могло бы повлиять на ситуацию с использованием примирительных процедур.

Дедковский не согласен с тем, что судьи-отставники обязательно сыграют положительную роль. «Зачастую наличие у примирителя юридического образования только мешает бизнесменам договариваться — реальные договоренности забываются, вспоминается формальное содержание договора. В такой ситуации о каком-либо мирном урегулировании говорить не приходится», — говорит он.

Более того, по его мнению, есть риск заложить в систему «бомбу замедленного действия». «Если судья хотя бы намекнет на то, какое решение примет суд, то потенциально выигравшая сторона потеряет желание мирно договариваться, даже если по такой категории споров существует противоречивая судебная практика», — отмечает Дедковский.

Риски и возможности

Есть, конечно, в законопроекте положения, которые могут заработать. «Позитивным моментом является то, что время, на которое судебное разбирательство откладывается в целях примирения сторон, не включается в сроки рассмотрения дел, установленные процессуальными кодексами», — отметил старший юрист Clifford Chance Дмитрий Малюкевич.

Сейчас судебная практика такова, что результативно провести переговоры и выйти на мировое соглашение крайне сложно.

«Несмотря на просьбы сторон отложить судебное разбирательство для проведения переговоров, суды готовы откладывать судебное разбирательство только в пределах стандартного срока для рассмотрения дела в соответствующей инстанции. Достичь мирового соглашения в крайне сжатые сроки зачастую бывает проблематично», — сказал он.

Но видят в законопроекте эксперты и такие положения, которые находятся в противоречии с позитивными базовыми подходами документа.

«Судебное примирение осуществляется на основе принципа конфиденциальности, но при этом судебным примирителем может быть работник аппарата суда.

Здесь существует риск, что судья может узнать у работника аппарата суда обстоятельства, которые стороны или одна из сторон пожелали бы сохранить в тайне», — отметил Аиткулов.

Форма без стимулов

Сложившаяся в России бюрократическая практика требует того, чтобы поручение исполнялось точно по обозначенному вектору. Поэтому от Верховного суда невозможно ждать документа, где на первом плане были бы не формально соответствующие лексике поручения слова, а идеи, реально способствующие решению стоящих проблем.

Разработчики эти проблемы осознают. В пояснительной записке говорится о дефиците доступных и эффективных механизмов урегулирования споров, которые работали бы на снижение конфликтности, на укрепление социальных и деловых связей, на формирование уважительного отношения к закону, на повышение правосознания и пр.

Но достичь этих целей с помощью принятия одного лишь документа о совершенствовании примирительных процедур не получится, единодушны эксперты.

И причиной является изначально неправильный подход к решению стоящих проблем. «Законодатель создает все новые и новые способы мирного урегулирования споров. Это неправильный подход.

Изначально существовавшего банального мирового соглашения более чем достаточно», — отмечает Дедковский.

Проблема — в отсутствии реальных стимулов материального плана для мирного решения конфликтов.

«Суды снижают договорную неустойку до очень малых значений, которые абсолютно не покрывают имущественные потери кредитора от неисполнения должником его обязательств», — приводит пример И.Дедковский.

В результате, по его словам, должнику просто выгодно не исполнять договор, и соответственно, нет смысла решать спор мирно.

Нужно также решать ситуацию с ничтожно малым размером взыскиваемых судебных расходов. «Надо создать условия для того, чтобы проигрывать стало дороже, чем судиться.

Только в этом случае появится спрос на примирительные процедуры», — уверен Михальчик. А ведь нужно еще обеспечить адекватное предложение.

Литовцева между тем обращает внимание на отсутствие у примирителей навыков, позволяющих создать условия и предпосылки для эффективных переговоров.

Требует коррекции и роль суда. «До стадии применения стороны нужно «довести», что требует снятия с судей ограничений по предварительной оценке позиций сторон и предоставления большей свободы в оценках по ходу процесса», — считает Литовцева.

Существует, конечно, гипотетическая вероятность, что эти идеи предложит правительство, но она крайне мала. В документах, которые готовили Минэкономразвития и Минюст, ключевой идеей также было привлечение к примирению судей в отставке — правда, в роли медиаторов.

Так что если и вырастет в России число примирительных процедур, то только по сравнению с ничтожными показателями нынешней медиации.

В 2015 году в РФ, по данным ВС, было 1115 случаев ее применения в судах общей юрисдикции (0,007% от числа рассмотренных дел) и 44 случая в арбитражных (0,0029%).

А в спорах крупного бизнеса единственный настоящий примиритель известен давно, и даже самые принципиальные корректировки в судебных процедурах эту ситуацию вряд ли изменят.

Источник: https://www.kiaplaw.ru/press-centr/public/3126.html

Госдума приняла в третьем чтении законопроект Верховного суда РФ о примирительных процедурах

Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении пакет законопроектов Верховного суда, направленных на совершенствование примирительных процедур (Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно этому проекту ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ, помимо медиации дополняются следующими примирительными процедурами: переговорами и судебным примирением. К обеим новым процедурам можно будет обращаться на любой стадии судебного процесса.

Проведение переговоров может проходить на условиях, определяемых самими сторонами. При этом, примирение должно будет проходить в обязательном порядке, если оно будет предусмотрено законом или договором.

Судебное примирение будет проводиться с участием судебного примирителя. Четких требований к тому, кто может быть судебным примирителем не установлено, однако, законопроектом предусмотрено, что судебными примирителями могут быть, в том числе, судьи в отставке.

Сам регламент процедуры судебного примирения будет позднее утвержден Верховным судом РФ. Также Верховным судом РФ будет сформирован и утвержден список судебных примирителей на основе рекомендаций судов.

Обязательно ли применение данных процедур?

Законопроектом не предусмотрена обязанность участников процесса прибегнуть к новым примирительным процедурам, судьи смогут лишь предлагать воспользоваться одной из процедур.

Читайте также:  Сколько действительна копия трудовой книжки

Результатом примирительных процедур может быть мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска; его частичное или полное признание; полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы, соглашение по обстоятельствам дела.

В перспективе можно ожидать, что в будущем нагрузка на суды спадет, поскольку во многих случаях стороны будут обязаны прибегнуть к примирительным процедурам до обращения в суд.

Таким образом, сторонам споров постепенно будет прививаться культура обязательного досудебного урегулирования споров и многие решения по спорам между сторонами будут приниматься уже на стадии примирительных процедур.

Однако действительные результаты данных поправок в закон можно будет увидеть только через несколько лет.

Источник: https://pravorf.ru/analytics/gosduma_prinyala_v_tretem_chtenii_zakonoproekt_verkhovnogo_suda_rf_o_primiritelnykh_protsedurakh.php

Вс рф внес в госдуму пакет законопроектов о примирительных процедурах

Верховный Суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурах

  • На рассмотрение Нижней палатой Парламента внесен пакет законопроектов, направленных на совершенствование примирительных процедур.
  • Соответствующее постановление о внесении в Госдуму проектов законов было утверждено пленумом Верховного суда (ВС) РФ в январе.
  • Предлагается внести поправки в ряд законодательных актов: в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РФ, в Налоговый кодекс РФ, в федеральный конституционный закон «О Верховном Суде РФ», в федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
  • Поправки предусматривают гибкую и многоплановую модель содействия суда примирению сторон, что обеспечит сторонам максимальные возможности по урегулированию спора.
  • В частности, у суда появляется возможность начать примирительные процедуры на любой стадии процесса как по ходатайству одной из сторон спора, так и по собственной инициативе.

Вводится институт судебных примирителей. Участники спора могут инициировать проведение процедуры медиации на любой стадии рассмотрения дела. При этом у них появляется возможность выбрать посредника: медиатора или судебного примирителя, который утверждается судом.

  1. В качестве судебных примирителей законопроект предлагает привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет, а также судей в отставке.
  2. Документом предусмотрена возможность суда по своей инициативе откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя.
  3. Перечисленные действия могут совершаться судом в процессе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных и публичных органов и чиновников, а также о взыскании обязательных платежей и санкций.
  4. При этом законопроект исключает принуждение сторон к примирению – суд должен только предлагать им попытаться урегулировать спор самим, оценив все положительные стороны данного способа.
  5. Если в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут взаимоприемлемого результата, то судебное разбирательство будет возобновлено.
  6. В соответствии с законопроектом, примирительные процедуры могут проводиться и по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, в связи с чем  предлагается расширить сферу действия закона о медиации, включив в нее споры, возникающие из административных и публичных правоотношений, в том числе связанным с предпринимательской и экономической деятельностью.
  7. Документом предусмотрен широкий перечень возможных результатов примирения, куда входит  мировое соглашение по всем требованиям или их части, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы и представления, признание обстоятельств другой стороны, и иные соглашения, в том числе подписание письма-согласия на госрегистрацию товарного знака.

Поправки в Налоговый кодекс РФ предусматривают возможность возврата истцу до 70% государственной пошлины при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения таких процедур. Для обеспечения такой возможности из НК РФ также предлагается исключить положение о том, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении.

Как мы сообщали ранее, поводом для разработки документа стала назревшая в обществе необходимость снижения конфликтности, чему, как считает ВС, будет способствовать возможность примирения в суде.

Источник: https://national-expertise.ru/blog/gos-d/

Судебные примирители вступят в переговоры

Верховный Суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурахПленум Верховного суда (ВС) одобрил внесение в Госдуму законопроекта о совершенствовании примирительных процедур. Основное его новшество – появление в судах судебных примирителей. Ими смогут стать как работники аппарата суда, так и судьи в отставке. Порядок этой процедуры утвердит ВС отдельным регламентом. Судебное примирение будет возможно и по административным спорам. Например, по спорам из налоговых или антимонопольных отношений.

Закон о медиации вступил в силу с 2011 года, но с тех пор медиация использовалась крайне мало: при рассмотрении всего лишь 0,008% в судах общей юрисдикции и 0,002% в арбитражных судах. О более широком применении примирительных процедур Президента просили предприниматели в сентябре прошлого года.

Законопроект ВС разработал во исполнение его поручения. Один из пунктов поручения – возможность применения медиации при рассмотрении дел государственными судами.

По мнению разработчиков, это поможет снизить нагрузку на суды, создать деловые отношения, а также будет свидетельствовать «об отсутствии склонности к сутяжничеству», сказала судья-докладчик Наталья Павлова.

Законопроект предлагает ввести в процессуальные кодексы дополнительную возможность примирения – через судебного примирителя. Судебное примирение будет возможно как по спорам частных лиц, так и по спорам из административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с предпринимательской деятельностью.

Судебными примирителями могут стать работники аппарата суда. У них должно быть высшее юридическое образование и стаж в юриспруденции не менее пяти лет. Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом ВС на основе предложений судов о кандидатах.

Кроме того, заниматься судебным примирением смогут судьи в отставке. Список таких примирителей будут вести советы судей в субъектах. Работа примирителей будет оплачиваемой.

При этом расходы бюджета на их вознаграждение могут быть компенсированы из госпошлины, если стороны дали согласие на использование судебного примирения, сообщается в пояснительной записке к законопроекту.

Обосновывается это тем, что судебное примирение должно уменьшить расходы суда за счет сокращения действий, которые он должен бы был совершить без этой процедуры.

Из документа не ясно, за счет чего будет оплачиваться работа примирителя, если стороны согласились на его участие, но конфликт так и не решили. Ведь в этом случае у суда не получится сократить свои действия. Вероятно, эту проблему поможет решить специальный фонд оплаты судей в отставке, выполняющих функции примирителя. Возможность его создания также предусмотрена законопроектом.

Порядок судебного примирения законопроект не определяет. Для этого ВС примет отдельный регламент судебного примирения ВС. В законопроекте отмечается, что судебный примиритель вправе вести переговоры, изучать документы, давать рекомендации сторонам для быстрого урегулирования спора. А судья вправе запросить информацию о ходе примирения не чаще одного раза в две недели.

Законопроект расширяет перечень возможных результатов примирения, не ограничиваясь только процедурой с участием судебных примирителей. К традиционному мировому соглашению добавляется соглашение по обстоятельствам дела, иные соглашения, «которые урегулируют спор» (например, письмо-согласие на регистрацию товарного знака).

Источник: https://zakon.ru/Discussions/sudebnye_primiriteli_vstupyat_v_peregovory__plenum_vs_predlagaet_vvesti_novyj_institut_v_processe/72201

Верховный суд предлагает назначать судебных примирителей

Верховный Суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурах

Верховный суд России внес в Госдуму пакет законопроектов, расширяющих применение примирительных процедур. Одно из главных новшеств: предлагается ввести специальных судебных примирителей, которыми могут быть судьи в отставке.

В целом инициатива поощряет людей мирно договариваться и так решать свои проблемы. Если судебный процесс закончился мирным соглашением, предлагается даже возвращать сторонам часть уплаченной пошлины.

Правительство страны проект поддержало, но с учетом замечаний. «Развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения количества дел в судах, что в свою очередь позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту», — сказано в официальном отзыве.

В основном вопросы касаются как раз судебных примирителей, их роли и статуса, а также возможных дополнительных расходов из бюджета.

Проект разрешает судьям в отставке стать медиаторами или судебными примирителями на профессиональной основе. Отставникам надо будет войти в специальные списки, которые начнут вести Советы судей в регионах.

Суды смогут по своей инициативе откладывать разбирательство, предложив сторонам использовать примирительную процедуру.

Кроме судей в отставке судебными примирителями смогут работать работники аппаратов судов, имеющие высшее юридическое образование и не меньше пяти лет стажа. Список судебных примирителей будет утверждаться пленумом Верховного суда России на основе предложений судов. Предполагается, что деятельность судей в отставке в качестве судебных примирителей станет оплачиваемой.

Порядок и условия оплаты будут определяться правительством. Но дополнительных расходов не потребуется, утверждают разработчики проекта. Оплачивать труд судей в отставке, выполняющих функции судебных примирителей, предлагается за счет суммы госпошлины, уплаченной при обращении в суд по спорам, впоследствии урегулированным посредством процедуры судебного применения.

А стороны процесса смогут выбирать: обратиться к медиатору или согласиться на судебного примирителя. Впрочем, в правительстве сомневаются в том, что дополнительных расходов не потребуется. Кроме того, не согласны с тем, что примирителями смогут быть работники аппаратов судов — это несвойственные им функции, есть риск, что вырастет нагрузка и придется увеличивать штаты.

Источник: http://soprotivlenie.org/news/o-glavnom/verxovnyj-sud-predlagaet-naznachat-sudebnyx-primiritelej/

Гд приняла законопроекты вс об усовершенствовании процедуры примирения сторон

Государственная Дума РФ приняла в третьем (окончательном) чтении пакет законопроектов Верховного суда (ВС) РФ, направленных на совершенствование примирительных процедур в сфере осуществления правосудия.

Так, согласно поправкам в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ расширяется перечень примирительных процедур. Помимо медиации, вводятся такие, как переговоры и судебное примирение. Примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда при согласии сторон. Судебными примирителями и медиаторами смогут быть судьи в отставке.

Переговоры будут проходить на условиях, определяемых сторонами. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда переговоры должны проводиться в обязательном порядке.

Такая процедура, как судебное примирение будет проводиться с участием судебного примирителя. Ее можно применить на любой стадии производства по делу.

Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю будут определены регламентом проведения судебного примирения, который утвердит Пленум ВС РФ.

Кроме того, Пленум формирует и утверждает список судебных примирителей на основе предложений судов об их кандидатурах.

Результатом примирительных процедур может быть мировое соглашение; частичный или полный отказ от иска; его частичное или полное признание; полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы; соглашение по обстоятельствам дела и другие результаты.

Читайте также:  Что такое двойное гражданство - его плюсы и минусы

Медиация проводится по закону о медиации. Списки медиаторов будут вестись советами судей субъектов РФ. Медиация может применяться к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений.

Медиативные соглашения, достигнутые сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда, в случае его нотариального удостоверения будут иметь силу исполнительного документа.

Законы вступят в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования закона, за исключением некоторых положений, синхронизированных с законом «о процессуальной реформе».

«Законопроекты позволят закрепить более широкие возможности для применения примирительных процедур на различных стадиях судебного процесса.

Предлагаемая система позволит сторонам с большей эффективностью приходить к взаимоприемлемому урегулированию споров, что положительным образом скажется не только на оптимизации судебной нагрузки, но, в первую очередь, на снижении конфликтности, укреплении социальных и деловых связей, развитии партнерских отношений и повышении правосознания граждан», — отметил глава профильного комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20190717/301764352.html

Поправки ВС о совершенствовании примирительных процедур внесены в Думу

Сегодня Верховный Суд внес в Госдуму пакет законопроектов (№ 421476-7, № 421600-7 и № 421494-7), предусматривающих поправки в ГПК РФ, в АПК РФ, в КАС РФ, в Налоговый кодекс, а также в ФКЗ о Верховном Суде и иные нормативные правовые акты в целях совершенствования примирительных процедур. Как ранее писала «АГ», соответствующее постановление Пленума ВС РФ было принято 18 января.

Согласно поправкам, ГПК, АПК и КАС РФ будут предусматривать дополнительные по отношению к медиации и другим примирительным процедурам возможности для лиц, участвующих в деле, урегулировать спор при содействии судебного примирителя.

Также закрепляется институт судебного примирения, определяются принципы примирительных процедур, создаются условия для активной роли суда в содействии сторонам в урегулировании споров, в том числе возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с предложенными изменениями в НК РФ до 70% государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур. Также предлагается исключить из НК РФ положение о том, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом или судом общей юрисдикции.

Предлагается, чтобы функции судебных примирителей были возложены на сотрудников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование, и судей в отставке.

Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом Верховного Суда РФ, президиумом верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, президиумом арбитражного суда округа на основе предложенных судами кандидатур.

Предполагается, что примирительные процедуры, в том числе медиация, могут проводиться и по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

«Такой подход будет способствовать нахождению сторонами взаимоприемлемого результата урегулирования спора либо (при его недостижении) сближению позиций сторон, в том числе и по спорам, где одной из сторон является государственный орган, орган местного самоуправления», – говорится в пояснительной записке.

В целях максимально эффективного использования примирительных процедур законопроектом предлагается закрепить самостоятельный перечень результатов примирения, учитывающих специфику публично-правовых отношений.

Ранее эксперты «АГ» детально проанализировали данные предложения Верховного Суда, отметив как плюсы инициативы, так и ее слабые стороны.

Внесудебное разрешение споров в судебном процессе?Эксперты «АГ» проанализировали пакет поправок Верховного Суда РФ, направленных на совершенствование примирительных процедур

20 марта Правительство России опубликовало официальный отзыв на пакет поправок Верховного Суда, отметив, что поддерживает его, но с учетом ряда замечаний.

Так, в отзыве указано, что распространение процедуры медиации на административные и иные публичные правоотношения, предусматриваемое новой редакцией ч. 2 ст. 1 Закона о медиации, не соотносится с положениями ч. 5 ст. 1 данного закона, согласно которым медиация не применяется к спорам, затрагивающим публичные интересы. Кроме того, распространение процедуры медиации на какие бы то ни было публичные правоотношения противоречит принципу равноправия сторон, закрепленному ст. 3 закона, поскольку данный принцип не свойственен публичным правоотношениям, основанным на власти и подчинении, принуждении обязанных лиц.

Правительство пояснило, что реализация проекта потребует дополнительных бюджетных ассигнований на оплату деятельности судей в отставке в качестве судебного примирителя.

Исполнительный орган указал, что согласно ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств, он должен содержать нормы, определяющие источники финансирования этого увеличения.

Отмечая, что законопроектом предлагается введение нового института «судебного примирителя», Правительство сообщило, что в настоящее время уже существует независимое лицо – медиатор, которое фактически выполняет функции примирения сторон. При этом стороны могут обратиться к нему не только в рамках судебного процесса, но и при досудебном урегулировании спора.

В отношении предложенного законопроектом положения о том, что судебным примирителем может быть судья в отставке или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет, Правительство указало, что эти положения не соотносятся со ст. 32 Закона о судебной системе, который предусматривает, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, а не содействует суду в разрешении споров.

Комментируя «АГ» отзыв Правительства, адвокат АП Вологодской области Илья Трайнин отметил, что его мнение практически совпадает с мнением исполнительного органа власти.

В то же время адвокат заметил, что в отзыве говорится о необходимости решить вопрос бюджетного финансирования посредников-примирителей из числа бывших судей, тогда как, по его мнению, нужно остерегаться не материальных расходов на организацию, а гораздо большего зла – возникновения «параллельного правосудия», которое не является по своей сути альтернативным способом разрешения споров. Эксперт добавил, что лучше в данном случае вкладывать средства в действующие суды.

«Вот в чем я не могу согласиться с отзывом, так это в том, что нельзя распространить медиацию на административные и иные публичные правоотношения. На некоторые, конечно, нельзя, однако на многие можно. И де факто это уже так или иначе происходит в судах, а де юре не запрещается ни одним процессуальным кодексом.

Даже в УПК РФ есть институт согласительных процедур (досудебного соглашения, особого порядка рассмотрения дела, прекращения уголовного преследования за примирением, деятельным раскаянием, замена судебным штрафом)», – пояснил Илья Трайнин.

Он добавил, что не во всех, но во многих правоотношениях и спорах можно и нужно использовать медиацию.

Ведущий юрист, медиатор АБ «Асташкевич и Партнеры», член Коллегии посредников ТПП РФ Екатерина Смольянникова также высказалась относительно применения медиации в публичных правоотношениях: «Обсуждая возможность расширения практики медиации на публичные споры, следует учитывать, что мировая практика применения медиации предлагает много примеров использования процедуры в спорах с участием публичных интересов».

Она отметила, что отзыв Правительства скорее предполагает необходимость внесения изменений в Закон о медиации в части расширения действия закона на данную категорию споров. «Что же касается неравенства сторон, то на практике редко приходится говорить об имеющемся равенстве. Будь то корпоративный или семейный спор, у медиатора есть инструменты по выравниванию позиций», – пояснила юрист.

Также эксперт указала, что опасения Правительства в отношении нового института «судебного примирителя» и финансирования его деятельности вполне оправданны. «Прежде всего, следует внести ясность, что́ подразумевается под этим новым понятием. Предлагаемый текст не дает ясности, какие функции и задачи будут стоять перед этим участником разрешения спора.

Как видится из предложенной изначально редакции, его целью, скорее, является предварительная оценка судебной перспективы дела.

Если данное предположение верно и судебный примиритель не станет “медиатором от суда”, конкурируя с профессиональными независимыми медиаторами, то это будет полезным подспорьем всем участникам спора, включая медиаторов», – отметила Екатерина Смольянникова.

Она добавила, что если же речь идет о том, что такой примиритель будет проводить медиации, то предложенная схема финансирования заранее губительна как для самого предлагаемого института, так и для медиации в целом. По ее мнению, в этом случае необходимо предусмотреть расходы на обучение судей в отставке и работников аппарата суда профессиональной медиации.

Екатерина Смольянникова отметила, что замечания Правительства показывают, что текст поправок ВС РФ, скорее, следует рассматривать как предложения по общей концепции развития отрасли судебного разрешения споров, чем конкретный законопроект. «Для реальной практики необходимо доработать как текст, так и само понимание и видение предлагаемых институтов», – заключила юрист.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/popravki-vs-o-sovershenstvovanii-primiritelnykh-protsedur-vneseny-v-dumu/

Правительство раскритиковало законопроект ВС РФ о судебных примирителях

Москва, 7 марта 2018, 09:18 — REGNUM Правительство РФ раскритиковало законопроект Верховного суда о совершенствовании примирительных процедур, пишет газета «Ведомости».

По данным издания, критические замечания правительства вызвало предложение ввести новую должность судебного примирителя. Функционал примирителя, согласно документу, имеет много общего с уже существующим институтом медиаторов.

Кроме того, вопросы правительства вызвали процесс назначения судебных примирителей и их финансирование. Предложение ВС РФ финансировать примирителей из госпошлины, уплаченной при подаче иска в суд, противоречит Бюджетному кодексу.

Что касается назначения примирителей, то ВС РФ предложил утверждать их на заседании Верховного суда из кандидатов, ранее работавших судьями или сотрудниками судебного аппарата.

Однако, отметили в правительстве, это возложит на пленум Верховного суда несвойственные ему функции — примирители не являются участниками судебного разбирательства.

Верховный суд РФ одобрил законопроект о расширении возможностей процедуры альтернативного урегулирования в январе 2018 года. Перед внесением документа в Госдуму его должно утвердить правительство РФ.

Законопроект, который должен распространить альтернативную процедуру на все споры с госорганами, был подготовлен Верховным судом по поручению президента РФ Владимира Путина.

История вопроса

Правосудие осуществляется только специальным государственным органом – судом. Судебная система, — это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Согласно Конституции Российской Федерации судебная власть представляет собой одну из трёх независимых ветвей власти. Высшим судебным органом является Верховный суд, который рассматривает дела в кассационном и апелляционном порядке, а в некоторых случаях и как суд первой инстанции.

Он осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (в том числе военных), обобщает судебную практику и даёт разъяснения по правоприменительным вопросам. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам.

Как правило, дела рассматриваются районными судами, вышестоящие суды рассматривают дела в кассационном и апелляционном порядке. Для некоторых категорий гражданских и уголовных дел в России в 2002 годы булл учреждён институт мировых судей. Дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, рассматривают военные суды.

Читайте также:  За просрочку доставки грузов железной дорогой будут платить меньше

Экономические споры между субъектами хозяйствования, или между субъектами хозяйствования и госорганами рассматривают арбитражные суды. Дела о соответствии Конституции РФ нормативных и правоприменительных актов государственных органов и органов местного самоуправления рассматривают Конституционный суд РФ и конституционные суды субъектов федерации.

Источник: https://regnum.ru/news/2388036.html

Вс рф внес в госдуму законопроекты о совершенствовании примирительных процедур

Верховный суд (ВС) РФ внес на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, направленных на совершенствование примирительных процедур. Тексты документов опубликованы в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Внести изменения предлагается в целый ряд законодательных актов, в частности, в Гражданский процессуальный кодекс РФ, в федеральный конституционный закон «О Верховном Суде РФ», в федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в Налоговый кодекс. В январе пленум ВС РФ утвердил постановление о внесении в Госдуму проекты законов.

Согласно поправкам для предоставления сторонам максимальных возможностей по урегулированию спора предусматривается гибкая и многоплановая модель содействия суда примирению сторон. Так, предлагается ввести институт судебных примирителей, а также разрешить суду на любой стадии процесса начать примирительные процедуры по ходатайству стороны или по предложению суда.

Перечень возможных результатов примирения широк: мировое соглашение по всем требованиям или их части, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы и представления, признание обстоятельств другой стороны, и иные соглашения, в том числе подписание письма-согласия на госрегистрацию товарного знака.

Если же в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут взаимоприемлемого результата, то судебное разбирательство будет возобновлено. Также участники спора будут вправе на любой стадии рассмотрения дела инициировать проведение процедуры медиации. При этом им дадут выбрать посредника: медиатора или судебного примирителя, который утверждается судом.

В качестве судебных примирителей предлагается привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет, а также судей в отставке. Список судебных примирителей будет утверждаться пленумом ВС РФ на основе предложений судов о кандидатурах судебных примирителей

Кроме того, примирительные процедуры могут проводиться и по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства. В связи с этим сферу действия закона о медиации предлагается расширить, включив в нее споры, возникающие из административных и публичных правоотношений, в том числе связанным с предпринимательской и экономической деятельностью.

Также предлагается закрепить возможность суда по своей инициативе откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя. Такие действия могут совершаться судом в процессе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных и публичных органов и чиновников, а также о взыскании обязательных платежей и санкций.

«Представляется, что в условиях нестабильной экономической ситуации и возрастающего количества споров с участием государственных органов именно государство должно расширять использование примирительных процедур для эффективного урегулирования споров со своим участием, в том числе в целях укрепления авторитета органов государственной власти, повышения доверия к ним», — отмечает ВС.

При этом отмечается, что суд не должен принуждать стороны к примирению, а лишь предлагает им попытаться урегулировать спор самим, оценить все положительные стороны данного способа. В случае невозможности достигнуть согласия по спорным вопросам рассмотрение дела судом будет продолжено.

Кроме того, согласно изменениям в Налоговый кодекс РФ до 70% государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения таких процедур. В связи с этим из НК РФ также предлагается исключить положение о том, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении.

Накануне правительство сообщило, что поддерживает законопроект ВС РФ, но с учетом ряда замечаний к нему.

Так, в частности, кабинет министров указал, что распространение процедуры медиации на административные и иные публичные правоотношения, предусматриваемое новой редакцией части 2 статьи 1 федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», не соотносится с положениями части 5 статьи 1 этого же закона, согласно которым процедура медиации не применяется к спорам, затрагивающим публичные интересы. Также распространение процедуры медиации на какие бы то ни было публичные правоотношения противоречит принципу равноправия сторон, поскольку данный принцип не свойственен публичным правоотношениям, основанным на власти и подчинении, принуждении обязанных лиц.

Источник: http://npcrimea.ru/news/vs-rf-vnes-v-gosdumu-zakonoproektyi-o-sovershenstvovanii-primiritelnyix-proczedur

Верховный Суд Российской Федерации внес ряд законопроектов в связи с совершенствованием примирительных процедур

В Государственной Думе приступили к рассмотрению ряда законопроектов, инициированных Верховным Судом Российской Федерации. Первый из них — №421600-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур».

В настоящее время в Гражданском, Арбитражном процессуальных кодексах, а также в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации закреплены нормы, касающиеся примирения сторон. Однако их лаконичность и разрозненность не позволяют указанному институту стать эффективным инструментом урегулирования споров.

Законопроект направлен на урегулирование споров, которые будут способствовать повышению качества правосудия, снижению конфликтности, укреплению социальных и деловых связей, а также внедрения примирительных процедур.

Документом предусматривается урегулирование спора при содействии судебного примирителя, закрепление института судебного примирения, определяются принципы примирительных процедур и создаются условия для активной роли суда. Сформулированы общие положения о примирительных процедурах, основные разновидности и обозначены принципы их проведения.

В соответствии с законопроектом, примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству сторон или по предложению суда при согласии сторон. Предлагается закрепить перечень результатов примирения: мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы и др.

К осуществлению функций судебных примирителей предлагается привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, а также судей в отставке. Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений судов о кандидатурах судебных примирителей.

  • В целях максимально эффективного использования примирительных процедур законопроектом предлагается закрепить самостоятельный перечень результатов примирения, учитывающих специфику публично-правовых отношений.
  • Согласно пояснительной записке, примирение и медиация могут инициироваться участвующими сторонами, судьей или предусматриваться в обязательном порядке законом.
  • Проект федерального закона №421476-7 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур» предлагает вменить в обязанности Пленума Верховного Суда Российской Федерации утверждение списка судебных примирителей.

Кроме того, законопроект №421494-7 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» определяет, что до 70% государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения таких процедур. А также предлагается исключить из Налогового кодекса положение о том, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции.

Источник: http://www.gosduma.net/news/273/2227036/

Судебные примирители вступят в переговоры

Пленум Верховного суда (ВС) одобрил внесение в Госдуму законопроекта о совершенствовании примирительных процедур. Основное его новшество – появление в судах судебных примирителей.

Ими смогут стать как работники аппарата суда, так и судьи в отставке. Порядок этой процедуры утвердит ВС отдельным регламентом. Судебное примирение будет возможно и по административным спорам.

Например, по спорам из налоговых или антимонопольных отношений.

Закон о медиации вступил в силу с 2011 года, но с тех пор медиация использовалась крайне мало: при рассмотрении всего лишь 0,008% в судах общей юрисдикции и 0,002% в арбитражных судах. О более широком применении примирительных процедур Президента просили предприниматели в сентябре прошлого года.

Законопроект ВС разработал во исполнение его поручения. Один из пунктов поручения – возможность применения медиации при рассмотрении дел государственными судами.

По мнению разработчиков, это поможет снизить нагрузку на суды, создать деловые отношения, а также будет свидетельствовать «об отсутствии склонности к сутяжничеству», сказала судья-докладчик Наталья Павлова.

Законопроект предлагает ввести в процессуальные кодексы дополнительную возможность примирения – через судебного примирителя. Судебное примирение будет возможно как по спорам частных лиц, так и по спорам из административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с предпринимательской деятельностью.

Судебными примирителями могут стать работники аппарата суда. У них должно быть высшее юридическое образование и стаж в юриспруденции не менее пяти лет. Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом ВС на основе предложений судов о кандидатах.

Кроме того, заниматься судебным примирением смогут судьи в отставке. Список таких примирителей будут вести советы судей в субъектах. Работа примирителей будет оплачиваемой.

При этом расходы бюджета на их вознаграждение могут быть компенсированы из госпошлины, если стороны дали согласие на использование судебного примирения, сообщается в пояснительной записке к законопроекту.

Обосновывается это тем, что судебное примирение должно уменьшить расходы суда за счет сокращения действий, которые он должен бы был совершить без этой процедуры.

Из документа не ясно, за счет чего будет оплачиваться работа примирителя, если стороны согласились на его участие, но конфликт так и не решили. Ведь в этом случае у суда не получится сократить свои действия. Вероятно, эту проблему поможет решить специальный фонд оплаты судей в отставке, выполняющих функции примирителя. Возможность его создания также предусмотрена законопроектом.

Порядок судебного примирения законопроект не определяет. Для этого ВС примет отдельный регламент судебного примирения ВС. В законопроект отмечается, что судебный примиритель вправе вести переговоры, изучать документы, давать рекомендации сторонам для быстрого урегулирования спора. А судья вправе запросить информацию о ходе примирения не чаще одного раза в две недели.

Законопроект расширяет перечень возможных результатов примирения, не ограничиваясь только процедурой с участием судебных примирителей. К традиционному мировому соглашению добавляется соглашение по обстоятельствам дела, иные соглашения, «которые урегулируют спор» (например, письмо-согласие на регистрацию товарного знака).

Источник: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/26355/

Ссылка на основную публикацию