Верховный суд рф — структура и полномочия

Верховный Суд РФ – это главная структура во всей судебной системе Российской Федерации. С 2014 года, после соответствующего приказа президента РФ, под эгидой Верховного Суда были объединены такие структуры как – Верховный и Высший арбитражные суды.

Все права и полномочия, которыми обладали вышеуказанные инстанции, перешли, соответственно, к новому органу – Верховному Суду Российской Федерации. Данный судебный орган не имеет отношения к юрисдикции федеральных судов. Положением, прописанным в 22 статье ФКЗ о Верховном суде, юридическим адресом ВСРФ признан Санкт-Петербург.

Однако, на данный момент Верховный Суд Российской Федерации ведет свою деятельность в Москве.

Структура Верховного Суда Российской Федерации

В состав высшего судебного органа нашей страны входит очень много специальных отделов, занимающихся решением конкретных задач. Список перечислен ниже:

  • Пленум ВС РФ. Этот орган занимается разъяснение вопросов, случающихся в ходе судебной практики. Количество, задействованных в нем сотрудников, меняется каждый год, в зависимости от федерального бюджета.
  • Президиум ВС РФ. Некий вспомогательный орган, занимающийся вопросами поддержки нижестоящих судов, организации работы судебных инстанций, рассматривает некоторые поступающие виды жалоб.
  • Коллегия по решению апелляционных вопросов. Выступает в качестве суда второй инстанции. Решает вопрос о целесообразности первоначально принятых судебных решений. Также может повторно рассмотреть дело, в случае, если в нем появились новые, важные обстоятельства, которые могут в корне поменять первоначальное решение.
  • Судебное собрание по административным правонарушениям.
  • Судебное собрание по гражданским правонарушениям.
  • Судебное собрание по уголовным правонарушениям.
  • Судебное собрание по вопросам экономических разногласий.
  • Судебное собрание по решению вопросов с военными. Данное собрание является первой инстанцией для дел о не соответствующих нормам права постановлениях президента Российской Федерации, Минобороны РФ и иных федеральных судебных органов.

Данный состав Верховного Суда Российской Федерации законодательным путем закреплен в федеральном конституционном законе «О верховном суде Российской Федерации», а именно в третьей его статье.

Согласно вышеуказанному закону и второй его статье, ВС РФ наделен определенными функциями и полномочиями. Верховный Суд, являясь самым значимым органом судебной власти, занимается разрешением экономических, гражданских, уголовных и другие дел, в рамках действующего законодательства –п.

1 статья 2, ФКС «О Верховном Суде РФ» Также Верховный Суд Российской Федерации должен контролировать деятельность остальных судов, а также анализировать вновь появляющиеся законы.

Если дело было отнесено в ВС РФ, то описываемый судебный орган является судом первой инстанции для соответствующего судопроизводства.

Согласно конституции, Верховный Суд вправе разрабатывать законодательство по собственной деятельности. Также ВС РФ может выдвигать свои предложения по модернизированию действующей законодательной системы. Об этом гласит часть 1 статьи 114.

Чтобы в судебной практике не происходило недопониманий, связанных с разной трактовкой тех или иных законов, Верховный Суд Российской Федерации занимается объяснением нижестоящим судам различных спорных моментов.

Также Верховный Суд осуществляет деятельность по ведению договоров Российской Федерации с зарубежными партнерами. Естественно, в пределах, которые ему позволены.

ВС РФ дает полную информацию о своей деятельности. В федеральных законах есть положения о прозрачности работы Верховного Суда РФ.

Данный суд имеет возможность обвинить недобросовестного президента в государственной измене, если на то есть достаточные основания.

Если деятельность лидера страны носит преступный характер, то в обязанности Верховного Суда Российской Федерации входит сообщить об этом, приняв соответствующее заключение.

Как организована деятельность Верховного Суда РФ?

Финансовая спонсоризация деятельности ВС РФ происходит за счет федерального бюджета нашей страны – о чем гласит 15 статья п.1. За средства из той же копилки осуществляется и поддержка технической базы, которой обладает Верховный Суд. Все отчеты представляет сам ВС РФ.

Юридическим адресом, как уже говорилось, является северная столица нашей Родины. Однако, в настоящий момент Верховный Суд Российской Федерации располагается в Москве. Судебные слушания обычно проходят в месте фактического нахождения Верховного Суда.

У ВС РФ есть собственный печатный орган, который именуется Бюллетенем Верховного Суда Российской Федерации ( статья 20). Печать ВС РФ носит символ государственного герба, но со своим именованием. Для улучшения качества работы суда, при нем работает научно-консультативный совет. Состав совета избирает Пленум.

То, как будет действовать вышеуказанный совет, по каким направлением работать и какими инструментами при этом пользоваться – также решается Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

верховный суд российской федерации его функции и структура

Источник: https://jur24pro.ru/populyarnye-temy/sudy/verkhovnyy-sud-rossiyskoy-federatsii-ego-funktsii-i-struktura/

Правовое положение Верховного суда Российской Федерации, его структура Состав Верховного суда РФ, его полномочия и правовой статус

  • Верховный суд Российской Федерации
  • Введение
  • «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики» — так закрепляет статья 126 Конституции Российской Федерации[1][1].

В Российской Федерации Верховный Суд впервые был учрежден в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922 г. и введенным в действие 1 января 1923 г.

На Верховный Суд возлагался судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в порядке надзора всех дел, разрешенных любыми судами республики; рассмотрение судебных дел по первой инстанции.

Правом дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд СССР, созданный в 1924 г., и лишь после принятия в 1958 г.

Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик. В ст. 58 Закона РСФСР от 8 июня 1981 г.

«О судоустройстве РСФСР»[2][2] было указано, что пленум Верховного Суда республики » рассматривает материалы изучения судебной практики и судебной статистики… и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР».

Итак, впервые такое право закреплено и в Конституции Российской Федерации 1993 г., в ее ст. 126, за исключением положения, что эти разъяснения являются руководящими.

  1. Таким образом, рассмотрение правового положения Верховного суда Российской Федерации актуально и важно для изучения судебной системы России.
  2. Правовое положение Верховного суда Российской Федерации, его структура
  3. Состав Верховного суда РФ, его полномочия и правовой статус
  4. Итак, деятельность Верховного суда в РФ, его статус, правовое положение, устанавливается Конституцией Российской Федерации и Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»[3][3].

В настоящее время штатная численность судей Верховного Суда составляет 105 человек, из числа которых 64 судьи состоят в Судебной коллегии по гражданским делам, 33 — в Судебной коллегии по уголовным делам и 8 — в Военной коллегии. Численность аппарата сотрудников Верховного Суда составляет около 600 человек[4][4].

Говоря о правовом статусе Верховного суда, нужно отметить, что придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой его компетенции — дела, подсудные судам «общей юрисдикции».

Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам — верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов.

На деле это означает, что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотой юрисдикции, т.е.

он правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов федерации, и выносить по ним окончательные постановления или определения.

Верховный Суд Российской Федерации является третьим звеном общегражданского правосудия, если иметь в виду, что на региональном (областном) уровне соответствующие высшие судебные инстанции осуществляют пересмотр дел, поступающих к ним по кассационным жалобам или протестам прокуратуры от низшего звена судебной системы.

Верховный Суд России действует в составе: а) Пленума Верховного Суда; б) Судебной коллегии по гражданским делам; в) Судебной коллегии по уголовным делам; г) Военной коллегии

В составе Верховного Суда действует также Президиум.

Пленум Верховного Суда является коллегиальным органом, направляющим судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону.

Основное полномочие Пленума Верховного Суда — давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных подсудных этим судам дел.

Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом делам.

Президиум Верховного Суда в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики.

Президиум также рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда, тем самым осуществляя судебный надзор за деятельностью Верховного Суда при осуществлении им правосудия.

В качестве суда первой инстанции действуют исключительно коллегии Верховного Суда. Кроме того, судебные коллегии рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Подсудность дел, рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции, определяется Уголовно-процессуальным кодексом[5][5] и Гражданско-процессуальным кодексом[6][6].

Верховный Суд вправе изъять любое дело из нижестоящего суда

Источник: https://vunivere.ru/work91576

Верховный Суд Российской Федерации

Место Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ и ч. 1 ст.

19 Закона «О судебной системе» Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.22 Согласно ст. 104 Конституции РФ, Верховный Суд РФ имеет право законодательной инициативы.

  • К задачам Верховного Суда РФ отнесены:
  • – рассмотрение гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции;
  • – осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора;
  • – дача разъяснений по вопросам судебной практики.
  • Верховный Суд является высшей судебной инстанцией по всем делам, отнесенным законом к общей юрисдикции.
Читайте также:  Понятие и виды юридических лиц

Состав и структура Верховного Суда РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Верховный суд состоит из Председателя суда, его заместителей и судей этого суда.

Срок полномочий судей Верховного Суда РФ определенным сроком не ограничен. Закон устанавливает лишь предельный возраст пребывания в этой должности – 65 лет.

  1. Верховный Суд РФ действует в составе:
  2. 1) Пленума;
  3. 2) Президиума;
  4. 3) Кассационной коллегии;
  5. 4) Судебной коллегии по гражданским делам;
  6. 5) Судебной коллегии по уголовным делам;
  7. 6) Военной коллегии.

Судебные коллегии по выполняемым задачам и объему судебной работы являются основными подразделениями Верховного Суда РФ.

Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного Суда РФ по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в установленном порядке. В судебной коллегии по уголовным делам образуется кассационная палата.

В ее компетенцию входит пересмотр приговоров и постановлений, вынесенных судом присяжных, в краевом, областном, городском суде.

Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели. Председателями Судебной коллегии по гражданским делам и Судебной коллегии по уголовным делам являются заместители Председателя Верховного Суда РФ. Работой Военной коллегии руководит специально назначаемый председатель.

  • Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривают дела по первой инстанции, в кассационном порядке, а также в порядке судебного надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
  • Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции, а также рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
  • Кассационная коллегия состоит из председателя коллегии, 12-и членов из числа судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
  • Рассмотрение дел в Кассационной коллегии осуществляется судебными составами.
  • Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции.

Президиум в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; заслушивает доклады о результатах изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; обсуждает вопросы организационной работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь нижестоящим судам в целях правильного применения законодательства; осуществляет некоторые другие полномочия.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на рекомендации Председателя Верховного Суда РФ.

В состав Президиума Верховного Суда РФ входят: Председатель Верховного Суда РФ, его заместители, а также несколько наиболее опытных судей Верховного Суда РФ.

Утверждение Президиума производится при наличии заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ созываются не реже одного раза в месяц.

Пленум Верховного Суда РФ включает в свой состав всех судей Верховного Суда. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно.

  1. Пленум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия:
  2. 1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;
  3. 2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;
  4. 3) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультационный совет при Верховном Суде РФ;
  5. 4) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке законодательной инициативы, а также о толковании законов;
  6. 5) заслушивает сообщение о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;
  7. 6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Источник: https://3ys.ru/sudebnaya-vlast-v-rossijskoj-federatsii/verkhovnyj-sud-rossijskoj-federatsii.html

4. Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия

В соответствии с ФКЗ « О судебной системе в РФ» законодатель определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. В соответствии со ст.

126 Конституции РФ он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики.

Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.

Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказе в регистрации кандидата в Президенты РФ. Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы.

Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти. Верховный Суд РФ не может создавать новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение.

Верховный Суд РФ осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений, разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

  • Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются:
  • — Пленум,
  • — Президиум,
  • — Кассационная коллегия,
  • — Судебная коллегия по уголовным делам,
  • — Судебная коллегия по гражданским делам,
  • — Военная коллегия,
  • — Судебная коллегия.
  • Верховный Суд РФ состоит из:
  • — Председателя,
  • — его заместителей
  • — членов Суда,
  • — аппарата.

Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен.

Все члены Верховного Суда РФ, как носители судебной власти, независимы в своей судебной деятельности, подчиняются только закону и обладают неприкосновенностью. Председателю Верховного Суда РФ предоставляется государственная охрана.

Основная организационная работа в Верховном Суде РФ возлагается на Председателя и его заместителей.

Наиболее многочисленная группа сотрудников аппарата Верховного Суда РФ — консультанты, занимающиеся изучением поступающих в Верховный Суд РФ жалоб на приговоры, решения, вступившие в законную силу. На основе изучения жалоб и истребованных в Верховный Суд дел консультанты готовят проекты протестов, заключения и справки, которые докладывают Председателю или его заместителям.

В число секретарей, работающих в Верховном Суде РФ, входят секретари судебного заседания, секретари судебного состава, секретарь Президиума.

При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Это совещательный орган, занимающийся разработкой научно обоснованных рекомендаций по разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих в судебной практике.

В задачи совета входит обсуждение проектов постановлений Пленума о применении законодательства по материалам судебной практики; представлений по вопросам, подлежащим разъяснению в законодательном порядке; инструкций, методических писем и других документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ.

В Научно-консультативный совет входят члены суда, работники других правоохранительных органов, видные научные работники. Состав совета утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ сроком на пять лет.

В составе Научно-консультативного совета действуют две секции: по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам.

Ежегодно в Верховном Суде РФ рассматривается свыше 6,6 тыс. дел по первой и второй инстанциям, пересматривается около 5 тыс. дел в порядке надзора, кроме того, в Верховном Суде разрешается свыше 90 тыс. жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/115443

Верховный суд РФ: состав и структура

О проекте  /  судебная система рф  /  верховный суд рф: состав и структура

Верховный суд РФ: состав и структура.

Верховный суд Российской Федерации выступает в качестве высшего судебного органа по административным, уголовным, гражданским делам, подсудным так называемым судам общей юрисдикции.

Им реализуется судебный надзор за судами общей юрисдикции. В границах своей компетенции данным органом рассматриваются дела по надзорной, второй и первой инстанции.

Кроме того, он выступает в качестве вышестоящей судебной инстанции по отношению к верховным судам и ВС субъектов РФ.

  • Также в ВС сформирована коллегия для рассмотрения вопроса по даче фактического заключения о присутствии в судейских действиях признаков преступления.
  • В полномочия ВС РФ входит:
  • ·         рассмотрение дел надзорной, кассационной и первой инстанций;
  • ·         обобщение, а также изучение судебной практики и дача разъяснения по различным вопросам применения законодательства, которые возникают при судебных рассмотрениях;
  • (компетенции пленума ВС РФ):
  • ·         решение в границах собственных полномочий вопросов, которые вытекают из существующих международных договоров;
  • ·         дача заключений о наличии в неких президентских действиях признаков преступления;
  • ·         осуществление права законодательной инициативы по вопросам собственного ведения;
  • ·         иные полномочия.
  • Согласно Конституции РФ (статья сто четвёртая) ВС РФ имеет право законодательной инициативы.
  • Структура ВС РФ состоит из:
  • ·         кассационной коллегии;
  • ·         военной коллегии;
  • ·         судебной коллеги по уголовным делам;
  • ·         судебной коллегии по гражданским делам;
  • ·         президиума ВС;
  • ·         пленума ВС.
  • Последний из перечисленных действует в таком составе:
  • ·         члены ВС;
  • ·         Председатель;
  • ·         Заместители председателя.
  • Во всех заседаниях данного Пленума принимают участие министр юстиции и Генеральный прокурор. В полномочия Пленума входит:
  • ·         Дача различных руководящих разъяснений по вопросам судебной практики;
  • ·         Реализация права законодательной инициативы;
  • ·         Утверждение судебных составов коллегий и секретаря Пленума;
  • ·         Утверждение так называемого Научно-консультативного совета при ВС;
  • ·         Реализация иных полномочий, которые предоставлены ему законодательством.
  • Данный Пленум должен созываться не реже одного раза в сто двадцать дней.
  • Рассматриваемый Президиум ВС РФ включает в себя тринадцать судей, а также Председателя, заместителей и судей. Данным Президиумом рассматриваются:
  • ·         Дела в порядке надзора, по новым или открывшимся обстоятельствам, по представлениям на определение коллегий, которые вынесены в кассационном порядке, а также в порядке надзора;
  • ·         материалы обобщения и изучения судебной практики;
  • ·         анализ судебной статистики;
  • ·         вопросы по практической организации деятельности аппарата ВС РФ и судебных коллегий;
  • ·         оказание помощи нижестоящим судам в правильности применения законодательства;
  • ·         осуществление иных полномочий, которые предоставлены ему существующим законодательством РФ.
  • Коллегиями ВС РФ (кроме кассационной) в пределах полномочий:
  • ·         рассматриваются дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора, в кассационном порядке, ввиду новых обстоятельств;
  • ·         анализируется судебная статистика;
  • ·         обобщается и изучается судебная практика.
  • При этом, кассационная коллегия выступает второй инстанцией по фактической проверке коллегиальных решений ВС РФ, которые были приняты в первой инстанции.
  • Организация деятельности ВС РФ в общем реализуется Председателем и его заместителями.
  • Председателем ВС:
  • ·         приносятся протесты в порядке надзора, а также приостанавливаются исполнения некоторых решений;
  • ·         организуется работа по обобщению и изучению судебной практики и практическому анализу судебной статистики;
  • ·         организуется работа по реализации контроля над выполнением разъяснений Пленума ВС РФ и внесение на рассмотрение Президиума и Пленума ВС РФ вопросов, которые требуют их решения;
  • ·         созыв Пленума;
  • ·         реализация иных полномочий, которые предоставлены ему существующим законодательством.
  • При отсутствии Председателя ВС РФ обязанности и права Председателя обязан осуществлять Председатель ВС РФ, а при его отсутствии – существующий заместитель Председателя.
Читайте также:  Лизинг авто для ип - инструкция по оформлению

Судебный департамент является структурным формированием в ВС РФ. Он возглавляется Генеральным директором, назначаемым на должность (а также снимаемым с неё) Председателем ВС РФ по фактическому согласию Совета Судей РФ. Данный Судебный департамент, а также все его учреждения и органы призваны укреплять самостоятельность судов и независимость судей, не вмешиваясь в осуществление правосудия.

Деятельность ВС РФ обязан обеспечивать аппарат ВС РФ. Самая многочисленная категория существующих работников данного аппарата являются консультантами, которые занимаются изучением поступающих в ВС РФ жалоб на решения и приговоры, которые вступили в законную силу, а также учением уголовных и гражданских дел, затребованных по жалобам, которые поступают в порядке надзора.

При этом, также при ВС РФ работает так называемый Научно-консультативный совет, являющийся совещательным органом, который занимается разработкой научно обоснованных рекомендаций по самым важным вопросам, которые возникают время от времени в судебной практике. В составе данного совета две секции: по уголовно-правовым вопросам и гражданско-правовым вопросам.

  1. В качестве печатного органа ВС РФ выступает журнал «Бюл¬летень Верховного Суда РФ» в котором публикуются постановления Президиума и Пленума ВС РФ, а также различные комментарии и решения коллегий.
  2. Суды округов, суды городов федерального значения, краевые суды и верховные суды РФ в границах собственной компетенции:
  3. ·         анализируют судебную статистику;
  4. ·         обобщают и изучают судебную практику;
  5. ·         реализуют надзор за деятельностью районных судов;
  6. ·         рассматривают дела в качестве суда первой инстанции в порядке надзора и в кассационном порядке.

Интересное:

Источник: http://www.student-pravo.ru/sudebnaya-sistema/verhovnyj-sud-rf-sostav-i/

4. Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия

В соответствии с ФКЗ « О судебной системе в РФ» законодатель определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Юридическое значение понятия «высший судебный орган» заключается в окончательности решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. В соответствии со ст.

126 Конституции РФ он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики.

Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве первой инстанции он рассматривает гражданские и уголовные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не .подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.

Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения Верховных судов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и других равных им судов.

В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу; решения судов кассационных и надзорных инстанций, принятые по делу. Он же является надзорной инстанцией и для приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказе в регистрации кандидата в Президенты РФ. Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы.

Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти. Верховный Суд РФ не может создавать новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение.

Верховный Суд РФ осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений, разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

  • Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются:
  • — Пленум,
  • — Президиум,
  • — Кассационная коллегия,
  • — Судебная коллегия по уголовным делам,
  • — Судебная коллегия по гражданским делам,
  • — Военная коллегия,
  • — Судебная коллегия.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и всех членов Верховного Суда РФ. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно.

Главная задача Пленума Верховного Суда РФ состоит в даче разъяснений по вопросам судебной практики, вытекающим из различного применения закона при осуществлении правосудия. С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ.

Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Генерального прокурора РФ или Министра юстиции РФ.

Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже одного раза в четыре месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава.

На Пленуме решаются и другие вопросы: о законодательной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и другому законодательству. Пленум утверждает судебные составы коллегий и секретаря Пленума, научно-консультационный, совет при Верховном Суде РФ.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей, входящих в Президиум по должности, и судей, из числа наиболее квалифицированных и опытных членов Верховного Суда РФ. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Источник: https://studbooks.net/1037754/pravo/verhovnyy_zadachi_struktura_sostav_polnomochiya

Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации

  • Высший суд — суд совести.
  • В. Гюго
  • Верховный Суд Российской Федерацииявляется высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
  • Верховный Суд РФ:
  • · осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;
  • · рассматривает в пределах своей компетенции дела –
  • — в качестве суда первой инстанции,
  • — в кассационном порядке,
  • — в порядке надзора,
  • — по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • · является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к –
  • — Верховным судам республик,
  • — краевым (областным) судам,
  • — судам городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга),
  • — судам автономной области и автономных округов,
  • — военным судам военных округов и флотов;
  • · дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • · изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Верховный Суд не может создавать новых норм и восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.104) Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

  1. Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказе в регистрации кандидата в Президенты РФ.
  2. Верховный Суд в пределах своей компетенции –
  3. · разрешает вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации,
  4. · направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ
  5. — федеральных законов,
  6. — нормативных актов Президента и Правительства РФ.
  7. При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
  • В состав Верховного Суда РФ входят:
  • · Председатель;
  • · заместители Председателя;
  • · судьи.
  • Организация работы Верховного Суда РФ осуществляется под руководством председателя и его заместителей.
  • Председатель Верховного Судаобладает следующей компетенцией:
  • · приносит протесты в порядке надзора и приостанавливает исполнение опротестованных решений;
  • · организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • · организует работу по осуществлению контроля за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, вносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда РФ вопросы, требующие их решения;
  • · созывает Пленум Верховного Суда
  • · осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
  • В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, а при отсутствии последнего – заместитель Председателя Верховного Суда РФ.
Читайте также:  Как уволить не прошедшего испытательный срок работника?

Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен.

Гражданские и уголовные дела рассматриваются в составе трех судей. В кассационном порядке дела рассматриваются тремя профессиональными судьями. В порядке надзора дела в Коллегиях рассматриваются тремя судьями, а в Президиуме – большинством его членов.

Прокуратура РФ.

Правоохранительные органы

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Деятельность прокуратуры РФ регулируют нормы права отраженные в статье 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ (статья 4 ФЗ «О прокуратуре РФ):

3. Полномочия Прокуратуры РФ.

  1. Полномочия прокурора (статья 22 и статья 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»):
  2. — Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
  3. — Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.
  4. — Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
  5. — При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
  6. — В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
  7. -В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
  8. -В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
  9. — Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
  10. А) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  11. Б) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  12. В) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
  13. — Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
  14. — Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
  15. А) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  16. Б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  17. В) вносит представление об устранении нарушений закона.
  18. — Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
  19. использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

4. Прокурорский надзор.

  • Важнейшей деятельности прокуратуры РФ является надзор.
  • Прокурорский надзор — это деятельность прокуроров по проверки законности решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц.
  • Прокурорский надзор способствует предупреждению, профилактике и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, способствует привлечению виновных к ответственности.
  • Виды прокурорского надзора, соответствии со статьей 2 ФЗ «О прокуратуре РФ» :
  • — надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • — надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • — надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
  • — надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • -надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
  • Основные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по осуществлению прокурорского надзора (статьи 23,24,25, 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):
  • 1) Протест прокурора — статья 23.
  • 2) Представление прокурора — статья 24.
  • 3) Постановление прокурора — статья 25.

4)Предостережение о недопустимости нарушения закона — статья 25.1.

5. Система органов прокуратуры РФ.

  1. Система органов прокуратуры РФ (статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ):
  2. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:
  3. — Генеральная прокуратура РФ.
  4. — Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.
  5. — Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
  6. — Научные и образовательные учреждения.
  7. В систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из:
  8. — Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.
  9. — Следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные и военные следственные управления.
  10. — Следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные и военные следственные отделы.
  11. Более подробно систему органов прокуратуры можно посмотреть в этой таблице.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

  • Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ, регламентируется нормами права Раздела V ФЗ «О прокуратуре РФ».
  • В соответствии со статьей 40 ФЗ «О прокуратуре РФ», устанавливаются следующие требованиям к кандидатам на должности прокуроров или следователей органов прокуратуры РФ:
  • — Наличие гражданства РФ
  • — Отсутствие любого другого гражданства.
  • — Наличие необходимых моральных, профессиональных и деловых качеств.
  • — Годность по состоянию здоровья к службе в органах прокуратуры РФ
  • — Наличие дееспособности
  • — Отсутствие судимости
  • — В отношении кандидата нет решения суда, запрещающего занимать кандидату государственную должность государственной службы.
  • Дополнительные требования к кандидатам или работникам органов прокуратуры:
  • — Необходимость пройти процедуру допуска к государственной тайне.
  • — Работники органов прокуратуры не должны быть подчинены или подконтрольны близким родственникам.
  • — Устанавливается минимальный возраст в 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 3 года для должностей прокурора города, района и приравненных к ним специализированных прокуратур.
  • — Устанавливается минимальных возраст в 30 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 5 лет, для должностей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.
  • — В исключительных случаях возможно назначение на должность помощников прокурора или следователей студентов юридических факультетов аккредитованных вузов, при условии окончания ими 3 курсов.
  • — На должности военных прокуроров или следователей могут быть назначенные лица, пир условии их годности к военной службе и наличии офицерского звания.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Формы участия прокуроров в рассмотрении дел судами, в соответствии со статьями 35,36,37,38,39 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

1. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

2. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Генеральный прокурор РФ может участвовать в заседаниях Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

4. Генеральный прокурор РФ имеет право на обращение в КС РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан.

10.Адвокатура как одно из правоохранительных учреждений имеет свои специфические черты. Адвокатура — это не государственная организа­ция, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаграждение.

Задача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбира­тельстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами.

Источник: https://infopedia.su/15x4bf.html

Ссылка на основную публикацию