Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами рф, по которым не представлена отчётность, являются незаконными

Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами РФ, по которым не представлена отчётность, являются незаконными

Валютные резиденты России обязаны декларировать иностранные счета и ежегодно отчитываться о движении средств на них. Перечень допустимых операций относительно узкий, в него не входят многие популярные действия. Однако появилась информация о том, что любая валютная операция может стать незаконный, если не выполнить одно условие.

Разрешённые и запрещённые валютные операции

Требование декларировать иностранные счета существует уже несколько лет. Отчитываться о движении средств на них обязали с 2015 года. За отсутствие отчёта нарушителю выпишут штраф на 20 тысяч рублей.

В законе от 2003 года (плюс поправки) расписано, какие валютные операции на иностранных счетах допустимы. При этом те операции, которые в список не внесены, автоматически считаются запрещёнными.

Что разрешено физическим лицам по закону? Во-первых, зачислять средства на иностранный счет с собственных российских счетов, плюс со счетов супругов и близких родственников. Во-вторых, зачисление средств от других россиян с российских счетов, но не более 5 000 долларов в день.

В-третьих, разрешено зачислять средства в рублях со своих и чужих счетов – от резидентов России.

Открытие счета в иностранном банке: уведомление налоговой. О чем сообщать властям налоговым резидентам РФ?

Также разрешено получать проценты по остатку, вносить минимальный депозит, если этого требуют условия банка; внесение некоторых наличных средств, в том числе полученных в порядке дарения от близких родственников и супругов.

Также разрешается зачислять средства в виде: заработной платы по договору с иностранным работодателем; выплат в рамках постановления суда; пенсии, стипендии, алименты и прочие социальные платежи; страховые выплаты от страховщиков-нерезидентов; возврат средств, которые ранее заплатило физическое лицо.

Разрешено зачислить на счет займ или кредит, который получен на территории стран ФАТФ или ОЭСР. Также на счета, которые расположены в странах ОЭСР и ФАТФ, разрешено зачислять доход от сдачи недвижимости в аренду, процентный доход; средства, полученные при передачи имущества в доверительную собственность.

  • С 2018 года добавится возможность получать доход при отчуждении ценных бумаг, которые прошли процедуру листинга на признанной бирже.
  • Допускается приём средств от дохода на выставках и подобных мероприятиях за пределами России, плюс средства по договорам международных перевозок.
  • Остальные, в том числе распространённые операции, которые не указаны в законе – под запретом.
  • Счет резидента РФ в иностранном банке: кому и когда подавать отчетность?
  • Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами РФ, по которым не представлена отчётность, являются незаконными

Как сделать законную валютную операцию незаконной

В июле ФНС опубликовала письмо, в котором указала дополнительное условие, которое определит: является ли валютная операция законной. Как указано в письме от 16.07.2017 N ЗН-3-17/5523@, валютные операции на зарубежных счетах, которые незадекларированны или о которых не подана отчётность о движении средств, будут являться незаконными.

На практике это означает следующее: что даже законные валютные операции могут обложить штрафом в 75-100% от суммы операции, если счет не задекларировали или по нему не подали отчётность. Не говоря про штраф в 20 000 рублей за неподачу отчёта.

Как отмечают налоговые консультанты, это «агрессивное толкование закона». Проблема в том, что в указанном письме нет конкретики, почему такое решение принято, что делать с теми, кто совершил случайную ошибку при подаче документов и считаются ли законными операции по счету, которые совершенны в течение первых 30 дней с момента открытия, ведь именно 30 дней даётся на декларацию нового счета.

Письмо вызывало кратковременную панику, однако вскоре был дан комментарий. ФНС заявила, что письмо являлось ответом на вопрос гражданина и его истолковали неверно. После этого Служба дополнила, что единственный критерий законности или незаконности валютной операции на иностранном банковском счете является наличие данной операции в разрешённом законом списке.

Однако есть опасение, что дополнительное пояснение услышат не все налоговики. Существует риск, что региональные подразделения ФНС возьмут на вооружение «агрессивное толкование» и будут действовать исходя из него.

Стоит ли бояться новых правил о валютном резиденстве в России?

Как не допустить беспредела и защитить иностранные банковские счета?

Во-первых, если со стороны налоговиков поступят претензии к декларированию счетов или отчётности по ним, стоит указать на пояснения от ФНС: законность валютных операций прописана в правилах и письмо с жёсткой трактовкой не имеет той силы, которую ему захотят приписать.

Во-вторых, можно отказаться от валютного резидентства. Проблема лишь в том, что на данный момент сделать это непросто. Придётся отсутствовать в России более 1 года, в то время как отказ от налогового резидентства, освобождающий от правил о КИК, требует всего полгода отсутствия. Также статус валютного резидента восстанавливается, если вы хотя бы на день возвращаетесь в Россию.

С этого года обсуждаются поправки в закон, которые поменяют правила определения валютного статуса. В этом случае будет возможность уезжать из России и терять статус быстрее, а восстанавливать – медленнее. Но пока что это лишь предполагаемые поправки.

Новые требования отчетности по иностранным счетам россиян. Кто такой валютный резидент?

Сейчас же ситуация такова, что физическим лицам достаточно сложно отказаться от статуса валютного резидента – только постоянное проживание за пределами России без въезда в РФ позволит полностью выполнить требования закона. Даже несмотря на то, что живущие на ПМЖ в других странах россияне вряд ли передадут информацию о своих счетах в Россию.

Альтернативой для подобных ситуаций выступает иностранный счет, записанный на иностранную компанию. В этом случае придётся декларировать компанию, но только налоговым резидентам. От этого статуса отказаться гораздо проще: прожить более полугода за последние 12 месяцев за пределами России.

Также есть обязанность платить налог с прибыли иностранной компании, если она за год превысит 10 миллионов рублей и предприятие, в том числе без организации юридического лица, – пассивное (более 5-10% дохода получена от пассивных источников).

Однако 10 миллионов прибыли в год для накопительного или защитного счета – не так уж мало. Поэтому схема имеет права на жизнь. Разумеется, если она оформлена и поддерживается согласно международному законодательству.

Записывайтесь на бесплатную консультацию по подбору иностранного банковского счета прямо сейчас: info@offshore-pro.info.

Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами РФ, по которым не представлена отчётность, являются незаконными

Источник: https://internationalwealth.info/foreign-bank-accounts/the-federal-tax-service-told-what-foreign-exchange-operations-on-foreign-accounts-will-raise-questions/

ВАЖНО: ФНС России о признании незаконными всех операций по счетам в иностранных банках

Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами РФ, по которым не представлена отчётность, являются незаконнымиЕсли вы не уведомили об открытии счёта, или не подали отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках, налоговая служба может наложить штраф в размере от 75% до 100% от всех операций по этим счетам.

Закон о валютном регулировании и валютном контроле содержит закрытый перечень разрешённых операций по счетам в иностранных банках. Закрытый — означает, что запрещено всё, что не разрешено законом. Список разрешённых операций смотрите в таблице в конце этой статьи. Запрещённые операции наказываются штрафом в размере от 75% до 100% от суммы операции (п.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

21 Августа 2017 года было опубликовано письмо Федеральной налоговой службы от 16 июля 2017 г. N ЗН-3-17/[email protected], которое сулит большие неприятности валютным резидентам, имеющим зарубежные счета.

Согласно этому письму, по мнению ФНС России, если владелец счёта не уведомил налоговую службу об открытии этого счёта, или не сдал отчёт о движении денежных средств по этому счёту, все валютные операции по такому счёту «будут являться незаконными валютными операциями».

О том, кто считается валютными резидентами, и что такое отчёт о движении денежных средств по счету в иностранном банке читайте в моей статье «А ты отчитался о своих франках, фунтах, долларах?»

Для наглядности приведу пример.

Пример

Гражданин России уезжает по 4-летнему контракту на работу в Италию. В Италии он открывает расчётный счёт для получения на него зарплаты и оплаты своих расходов. По какой-то причине, гражданин забывает уведомить ФНС об открытии этого счёта.

Проведя в Италии год, он приезжает на 2 недели в отпуск в Россию, и таким образом, по мнению ФНС, снова становится валютным резидентом. По какой-то причине, гражданин не подаёт отчёт о движении денежных средств по счёту в итальянском банке.

Ещё через год, Федеральная налоговая служба в рамках автоматического обмена информацией узнаёт о наличие у этого гражданина счёта за рубежом.

(Более подробно об Автоматическом обмене информацией читайте в моей статье «А как они узнают? или автоматический обмен информацией».

) Несмотря на то, что получение зарплаты от иностранного работодателя является разрешённой операцией, ФНС будет считать все операции по этому счёту незаконными, ведь гражданин не уведомил о его открытии и не подал отчёт о движении денежных средств.

Напомню, что срок давности привлечения к ответственности по валютным правонарушениям составляет 2 года. Он может быть оштрафован в размере от 75% до 100% оборота по счёту за 2 года. Для примера, предположим, что гражданин получал 50 000 евро в год. Таким образом, сумма штрафа может составить от 75 000 до 100 000 евро по курсу ЦБ РФ на день вынесения постановления о штрафе.

Хочу заметить, что такую позицию ФНС высказывает впервые, и правоприменительной или судебной практики по ней ещё нет. Несмотря на это, к мнению ФНС нужно относится серьёзно.

Я хочу напомнить, что в своё время мало кто хотел верить позиции Росфиннадзора, что приезд гражданина России, постоянно проживающего за рубежом, в Россию даже на один день делает его валютным резидентом.

Однако позднее эта позиция была подтверждена в судах, и в настоящий момент является официальной позицией ФНС, которой были переданы функции ликвидированного Росфиннадзора.

Ещё раз напомню, что более подробно о валютных резидентах и отчёте о движении денежных средств читайте в моей статье.  О том, как правильно заполнить и сдать отчёт, читайте в статье «Как правильно заполнить отчёт о движении средств по счету в иностранном банке».

Новая информация

ФНС России разъяснила свою позицию насчёт признания операций по счетам в иностранных банках незаконными.

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно изменённому закону, все российские граждане считаются валютными резидентами.

Однако тем, кто провёл в России менее 183 дней в году, больше не нужно уведомлять ФНС об открытии/закрытии счетов за рубежом, не нужно сдавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках, и для них больше нет запрещённых операций по счетам в иностранных банках.

Читайте также:  Приказ об отмене приказа на отпуск - образец

Более подробно об этом читайте в моей статье «Новогодний подарок для тех, кто живёт за рубежом«.

Приложение: Разрешённые операции по счетам в зарубежных банках

Все ссылки даны на Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле), далее «Закон».

  • Перевод денег с других своих счетов, находящихся как в Российских, так и в иностранных банках (часть 4 ст. 12);
  • Перевод иностранной валюты от физического лица со счёта в российском банке в сумме, не превышающей эквивалента 5 000 долларов в день (пункт 12 ст.9). Ограничение в 5 000 долларов не распространяется на близких родственников (супругов, родителей, детей, бабушек и дедушек, и внуков) (пункт 17 ст.9);
  • Начисление процентов на остаток на счёте (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Внесение наличных денежных средств (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Зачисление сумм налогов, возвращённых компетентными органами иностранного государства (абзац 1 часть 5 ст.12) (разрешено с 1 января 2018);
  • Зачисление минимального взноса, требуемого иностранным банком для открытия счёта (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Получение денег в дар от супруга или близких родственников (п.2 части 3 ст.14);
  • Зачисление зарплаты и командировочных сотрудникам зарубежных представительств российских юридических лиц (п. 2 и 3 ч.6.1 ст. 12);
  • Зачисление зарплаты от иностранного работодателя (абзац 3 п.5 ст.12);
  • Зачисление выплат по решению судов иностранных государств (абзац 4 п.5 ст.12);
  • Зачисление пенсий, стипендий, алиментов и иных социальных выплат (абзац 5 п.5 ст.12);
  • Зачисление страховых выплат от иностранных страховых компаний (абзац 6 п.5 ст.12);
  • Получение возвратов ошибочно уплаченных денежных средств, возврат денег за товар или услугу (абзац 7 п.5 ст.12);

Кроме вышеперечисленных, только для счетов, открытых в иностранных банках стран ОЭСР и ФАТФ, законными операциями являются (п. 5.1 ст.12):

  • Зачисление займов и кредитов, но лишь по договорам, заключенным на срок более 2 лет;
  • Получение арендной платы от сдачи в аренду недвижимости и другого имущества, расположенного за пределами России;
  • Получение дивидендов по иностранным акциям, выплат по иностранным облигациям или векселям;
  • Получение дохода от передачи денег или ценных бумаг в управление иностранному управляющему (например, через внесение их в траст);
  • Деньги от продажи ценных бумаг, зарегистрированных на бирже (разрешено с 1 января 2018 года);
  • Зачисление денег от продажи автотранспортных средств (разрешено с 1 января 2018 года);
  • Зачисление денег от продажи недвижимости, при условии, что такая недвижимость находилась на территории страны ОЭСР или ФАТФ и эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией (разрешено с 1 января 2018 года).

Примечание: В данном списке я не отобразил такие специфические операции, как операции, разрешённые дипломатическим представительствам, консульствам и иным официальным представительствам Российской Федерации за рубежом.

Читайте также

Источник: https://www.shichko.com/fns-rossii-o-priznanii-nezakonnymi-vseh-operatsij-po-schetam-v-inostrannyh-bankah/

Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами рф, по котор

Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами РФ, по которым не представлена отчётность, являются незаконными

По вопросам, ситуациям и проектам с российским участием в Испании и в РФ . Настоящие услуги предоставляются преимущественно на русском языке и предназначены для русскоязычных клиентов по их вопросам, операциям, счетам, ситуациям, проектам в Испании, также возможных интересов, деятельности в РФ. В особенности, налоговые разъяснения на русском языке ориентированы на вопросы и случаи, по которым испанские налоговые нормы носят запутанный характер, а объяснения испанских консультантов, юристов, адвокатов недостаточно ясны для российского понимания, содержат неточности, пробелы или противоречия.

Налоговые нормыи практика в Испании
Налоговые нормыи практика в РФ
Извлеченияиз правовых актов
Пояснениетерминов / понятий

Российское участие в Испании не обязательно должно быть в форме российской компании или физических лиц — налоговых резидентов РФ, возможны действия через других лиц. Но при этом налоговые последствия в Испании все равно могут касаться резидентов РФ как реальных бенефициаров (в целях Налогового кодекса РФ — «лиц, имеющих фактическое право на доходы»).

В зависимости от вопросов, услуга налоговых разъяснений и разработок может предоставляться только по налогам Испании, только по налоговым последствиям в РФ или одновременно и по налогам Испании, и по налогам РФ.

Рассмотрение по аналогии с разъяснениями Минфинов Испании и РФ . По форме, правовым обоснованиям, юридической и налоговой логике, стилю изложения предлагаемые услуги и разработки примерно аналогичны разъясняющим письмам и ответам Минфина РФ на запросы налогоплательщиков в РФ.

В этом отношении разъяснения Минфина Испании очень схожи с разъяснениями Минфина РФ, только обычно испанские разъяснения более объемные, вплоть до десятков страниц.

Кроме того, предлагаемые разработки отличаются частыми комментариями и пояснениями и более широким использованием правовых источников и оснований, в том числе решений судов Испании и испанских статей и публикаций на налоговые темы.

Правовые обоснования налоговых разработок . В сводном виде используемые при подготовке ответов и разъяснений источники и правовые основания можно представить следующим образом:

С формально-юридической точки зрения, правовые обоснования представляют собой ссылки на относящиеся к рассматриваемым вопросам налоговые нормы и детально переведенные на русский язык ключевые извлечения из них.

Кроме того, приводимые схожие ситуауции, случаи в судебной практике, по публикациям в испанской прессе сами по себе могут являться достаточными и понятными ответами на поставленные вопросы. В рамках налоговых разработок они описываются подробнее, чем вышеуказанные краткие извлечения из правовых актов.

Такие судебные прецеденты и случаи также ориентированы на приведение понятных наглядных примеров применения налоговых норм в Испании в конкретных фактических обстоятельствах.

Переводы с испанского языка с комментариями .

В целях налоговых разъяснений и разработок при переводах извлечений из испанских налоговых норм, документов, судебных решений, публикаций обеспечивается точная передача смысловых элементов оригинала — как ключевых элементов смысла, так и смысловых нюансов, имеющих значение для налоговых последствий по вопросам, ситуации, проекту. Предоставляются расшифровки испанских языковых терминов и выражений, переводческие пояснения к неясным контекстам. Как правило, пояснения указываются в [квадратных скобках] в самом переводе или в виде примечаний под текстом перевода.

Источник: https://xn--80aahbpndxjebedawh3a7n.xn--p1ai/valyutnye-operatsii-s-ispolzovaniem-sredstv-na-schetah-v-bankah-nahodyashhihsya-za-predelami-rf-po-kotor/

Будьте внимательны при использовании зарубежных счетов – валютный контроль усиливается

За нарушение валютного законодательства грозит штраф от 25 до 100 процентов от суммы валютной операции.

Увеличению количества случаев привлечения к ответственности способствуют законодательные изменения и формирование новой судебной практики.

Чтобы не лишиться переведенных на заграничный счет денег, физлица и юрлица должны своевременно отчитываться о движении денежных средств и проверять валютные операции на соответствие требованиям закона

Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами РФ, по которым не представлена отчётность, являются незаконными

Российское валютное законодательство отличается особенной строгостью. Перечень валютных операций, которые могут совершать физические и юридические лица, достаточно короткий.

При этом штрафы за нарушение законодательства поистине драконовские – от 25 до 100 процентов от суммы незаконной валютной операции (ст. 15.25 КоАП РФ).

Чтобы не пришлось уплачивать штрафы, нужно точно понимать, какие операции могут совершать российские резиденты (физлица, являющиеся гражданами РФ или постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, а также юрлица с местонахождением в России).

Статья 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) содержит перечень разрешенных валютных операций. Так, российские резиденты – физлица вправе переводить денежные средства между своими счетами в зарубежных банках, а также со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках.

Резиденты РФ вправе осуществлять со счетами, открытыми за пределами России, следующие операции:

  • получать проценты на остаток средств на этих счетах;
  • переводить денежные средства в виде взноса, который требует банк при открытии счета (вклада);
  • переводить на такие счета наличные денежные средства и те, что получены в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на эти счета (вклады);
  • получать суммы налогов, возвращенные органами того государства, в котором находится резидент (например НДС, полученный по правилам такс-фри).

Российские резиденты вправе зачислять на свои счета денежные средства, полученные от нерезидентов:

  • зарплату и иные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей за пределами РФ, а также суммы, выплачиваемые для возмещения расходов в связи с командировками;
  • суммы, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
  • пенсию, стипендию, алименты и иные социальные выплаты;
  • страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;
  • возвращенные денежные средства – например, ошибочно перечисленные или те, что были уплачены нерезиденту за товар, который резидент решил вернуть.

Если счет у физлица открыт в банке на территории государства, являющегося членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), то тогда ему могут быть зачислены:

  • кредиты и займы в иностранной валюте, полученные по договорам с организациями-нерезидентами, которые являются агентами правительств иностранных государств, а также по договорам, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • доходы от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за границей имущества;
  • средства, выплачиваемые в виде процентного (купонного) дохода и иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям и векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);
  • средства, полученные в результате продажи физлицом внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской или иностранной бирже;
  • средства, выплачиваемые в виде дохода, полученного от передачи денежных средств или ценных бумаг доверительному управляющему – нерезиденту;
  • средства, полученные от продажи нерезиденту транспортного средства;
  • средства, полученные от продажи нерезиденту недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ. Такое имущество должно быть зарегистрировано на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ. Еще одно важное условие: государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией. Кроме того, счет (вклад) резидента должен быть открыт в банке на территории этого иностранного государства.

Перечень разрешенных валютных операций для юридических лиц в целом совпадает с описанным выше. При этом необходимо помнить несколько простых правил:

  • между резидентами разрешены только те валютные операции, что приведены в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
  • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
  • Валютные операции должны осуществляться через счета в уполномоченных банках и банках за пределами территории РФ в предусмотренных Законом № 173-ФЗ случаях (ст. 14 этого закона).
Читайте также:  Как уплатить госпошлину на заключение брака?

Открытие счета в банке за пределами РФ порождает обязанность уведомить об этом российский налоговый орган. Кроме того, физические и юридические лица должны отчитываться о движении денежных средств на своих зарубежных счетах. Формально непредоставление отчета в установленные законом сроки влечет привлечение к ответственности в виде штрафа.

Физлица сообщают о движении денежных средств один раз в год, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. То есть если вы открыли счет в Швейцарии в 2019 г., то отчитываться начнете с 2020 г. Уведомление об открытии счете нужно подать в налоговый орган в течение месяца.

Юридические лица должны предоставлять отчетность о движении денежных средств ежеквартально, в течение 30 дней с момента завершения квартала.

Суммы штрафов за неисполнение этих обязанностей невелики – до 3 тыс. руб. для физлиц и до 50 тыс. руб. для юрлиц. Однако контролирующие органы могут применить к резиденту положения п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ о незаконных валютных операциях.

Тогда будет наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, в рассматриваемом случае – суммы счета. И хотя такая судебная практика пока не сформирована, возможность ее появления существует.

Закон накладывает обязательства по репатриации иностранной валюты на участников внешнеторговой деятельности и лиц, дающих займы нерезидентам. Это означает, что резидент должен обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные им товары, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, выполненные работы и оказанные услуги;
  • возврат в Россию средств, уплаченных нерезидентам за неполученные товары, непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, невыполненные работы и неоказанные услуги;
  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся по договорам займа.
  • Получается, что именно заимодавец (продавец), который по условиям заключенного с нерезидентом договора должен получить от заемщика (покупателя) денежные средства, отвечает перед государством за своевременное исполнение такого обязательства. За невыполнение обязанности по репатриации валюты может быть наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).

15 мая 2018 г. вступили в силу поправки к Закону № 173-ФЗ. С этой даты компании, осуществляющие внешнеторговые сделки, обязаны сообщать банкам точные сроки поступления валютной выручки.

То есть в экспортно-импортных контрактах необходимо указывать конкретные сроки исполнения сторонами своих обязательств.

В банк предоставляются именно эти сведения, а не данные о продолжительных временных периодах, отведенных на поступление денег.

Также компания обязана сообщать банку о сроках возврата авансовых платежей, переведенных нерезиденту, а в договорах займа с заемщиками-нерезидентами – указывать сроки исполнения обязательств.

При этом банкам разрешено отказывать в проведении операций практически за любое нарушение валютного законодательства. Но они обязаны письменно известить об этом нарушителя не позднее следующего рабочего дня после принятия решения.

Так, в проведении операции могут отказать за нарушение резидентами положений Закона № 173-ФЗ о своих обязанностях, о сделках, об использовании счетов в зарубежных банках или из-за несоответствия поданных документов требованиям закона.

Суды при решении вопроса о наказании за нарушение валютного законодательства никогда не отличались лояльностью по отношению к нарушителям.

И все же иногда компаниям удавалось доказать неправомерность штрафа, например когда в договор с иностранным контрагентом были внесены изменения относительно порядка или сроков оплаты.

Однако прошлогодние изменения в Закон № 173-ФЗ исключили возможность применения такого подхода.

До 2019 г. не было практики привлечения российских юрлиц к ответственности за зачисление выручки непосредственно на свой счет, минуя счета в уполномоченных банках.

Однако зимой этого года компания «Двадцатый век Фокс СНГ» подала почти 100 исков к ИФНС России № 4 по Москве, оспаривая штрафы налоговой инспекции за нарушение валютного законодательства.

Дело в том, что партнеры компании в Казахстане переводили деньги за оказанные услуги на ее счет в местном банке Citibank Kazakhstan в казахстанских тенге, минуя счета в уполномоченных банках России.

Представители российской компании сослались на «малозначительность» совершенного правонарушения, но суды этот довод не приняли. Пока компании не удалось доказать свою правоту. Можно предположить, что в ближайшие годы суды вынесут немало аналогичных решений.

Что касается физлиц, то прецедентов привлечения их к ответственности за совершение незаконных валютных операций пока немного. Санкции применяют в основном за несвоевременное предоставление отчетности по зарубежному счету, и пока – не более того.

Однако с учетом двух прошедших «амнистий капиталов» (периоды, когда физлица могли добровольно предоставить в налоговые органы информацию об имеющихся у них активах, счетах за рубежом и т.д.

) и электронного обмена налоговой информацией между РФ и большинством западных стран высока вероятность, что валютные операции физических лиц окажутся под большим контролем.

В заключение остается дать совет: чтобы не терять деньги при совершении валютных операций, следует правильно их квалифицировать и проверять на предмет соответствия требованиям законодательства.

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/budte-vnimatelny-pri-ispolzovanii-zarubezhnykh-schetov-valyutnyy-kontrol-usilivaetsya/

О налогах и о жизни

Валютные операции с использованием средств на счетах в банках, находящихся за пределами РФ, по которым не представлена отчётность, являются незаконными
Неоднозначная позиция изложена ФНС РФ в Письме от 16.08.2017 № ЗН-3-17/5523@, в котором налоговое ведомство излагает свою точку зрения на статус валютных операций со средствами на счетах в банках,
расположенных за пределами РФ, по которым не представлены в налоговые органы
уведомления и/или отчеты.

Как указывает ФНС, обязанность уведомления налоговых органов об открытии (закрытии,
изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ,
а также обязанность представления отчетов о движении средств по таким счетам
(вкладам), установлена ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и
валютном контроле». Неисполнение установленных требований, а также осуществление
незаконных валютных операций влечет привлечение к административной
ответственности в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ.

ФНС обращает внимание, что валютные операции с использованием
средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории
РФ, по которым физическими лицами — резидентами в налоговые органы по месту их
учета не представлены уведомления и отчеты, будут являться незаконными
валютными операциями.

Комментарий от А.В. Брызгалина: Однако представляется, что ФНС выдает «желаемое за действительное» и смешивает два различных института.
Непредставление уведомления и/или отчета — это, действительно, нарушение, за которое штраф, всё верно.

Но сам факт непредставления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках не «превращает» в одночасье законные операции, совершенные по счету, в «незаконные». 

Во-первых, это не следует из Закона, ведь законность или незаконность валютной операций может определяться только положениями Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Если Закон определяет операцию как законную, она не может расцениваться иначе только потому, что «по счету не представлен отчет». Закон не содержит положений о том, что операции по зарубежному счету, по которому в налоговый не было представлено уведомление/отчет, являются незаконными. Расширительное толкование законодательства недопустимо. Во-вторых, а когда, с какого момента валютные операции вдруг «становятся незаконными»? Если отчет не представлен, то что, все операции по счету, совершенные в течение года становятся незаконными или это касается только валютных операций, совершенных после даты о предоставлении отчета?

Иными словами, ведь перед нами не сказка про Золушку, когда «запомни Золушка, ровно в полночь карета превратится в тыкву», поэтому для «превращения законного в незаконное» необходимо, что бы именно такие последствия для всей активности по счету были прямо закреплены в Законе. Ну, а одного только «по мнению ФНС»  — этого явно «маловато будет».

Источник: http://www.nalog-briz.ru/2017/09/blog-post.html

Валютные операции со средствами на счетах в банках, расположенных за пределами РФ, по которым не представлены в налоговые органы уведомления и отчеты, будут являться незаконными

Статьей 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлена обязанность уведомления налоговых органов об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ, а также обязанность представления отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии счетов, вкладов и об изменении их реквизитов не позднее одного месяца со дня соответственно открытия, закрытия или изменения реквизитов таких счетов, вкладов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.09.2010  ММВ-7-6/457@ «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации».

Резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Отчеты представляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.

2015 № 1365 «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

Отчеты представляются ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом, за исключением отдельных случаев.

Информация о порядке и способах уведомления резидентом о счетах размещена на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Учет организаций и физических лиц», подраздел «Банковские счета».

Неисполнение установленных требований, а также осуществление незаконных валютных операций, влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 15.25 КоАП РФ.

Читайте также:  Участники и складочный капитал полного товарищества

В соответствии с письмом ФНС России от 16.07.2017 валютные операции с использованием средств на счетах, во вкладах в банках, расположенных за пределами территории РФ, по которым физическими лицами — резидентами в налоговые органы по месту их учета не представлены уведомления и отчеты, будут являться незаконными валютными операциями.

Источник: https://mosoblproc.ru/explain/valyutnyie-operatsii-so-sredstvami-na-schetah-v-bankah-raspolozhennyih-za-predelami-rf-po-kotoryim-ne-predstavlenyi-v-nalogovyie-organyi-uvedomleniya-i-otchetyi-budut-yavlyatsya-nezakonnyimi/

Валютное законодательство РФ: расширение списка разрешенных валютных операций и иные меры либерализации

24 июля 2019 г.

Государственная Дума утвердила в третьем, окончательном, чтении законопроект №733447-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств» (далее – Законопроект).

Наиболее важными мерами по либерализации валютного регулирования, предусмотренными указанным Законопроектом, являются:

  1. расширение перечня разрешенных валютных операций по зачислению средств на счета физических лиц-резидентов РФ, открытые в зарубежных банках;
  2. отмена требования о представлении физическими лицами-резидентами РФ отчета о движении средств по счету в зарубежном банке в отдельных случаях;
  3. отмена требования о репатриации резидентами РФ доходов в рублях по внешнеторговым (экспортным) договорам.

Новые разрешенные валютные операции

Как известно, российское валютное законодательство запрещает осуществление резидентами РФ операций с использованием счета или вклада в зарубежном банке, прямо не перечисленных в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ 173).

Перечень разрешенных операций с использованием зарубежного банковского счета в текущей редакции в большей своей части содержит сравнительно редко применяемые на практике операции, среди которых, в частности, отсутствует зачисление дивидендов, установлены довольно обширные ограничения по зачислениям в соответствии с договорами займа, и пр.

Законопроект вводит в перечень разрешенных операций по зачислению на счета резидентов РФ в зарубежных банках следующие новые позиции:

  1. Валютные операции между физическими лицами-резидентами РФ, находящимися за рубежом более 183 дней в календарном году.
  2. Зачисление иностранной валюты резидентам РФ, находящимся за рубежом более 183 дней в календарном году и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством государства своего пребывания, со счетов резидентов РФ в российских банках в счет оплаты:
    1. товаров;
    2. выполненных работ или оказанных услуг;
    3. передаваемой информации или результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них.
  3. Зачисления российских рублей резидентам РФ по внешнеторговым договорам, заключенным с нерезидентами.
  4. Зачисления от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов РФ в зарубежных банках.
  5. Зачисления при возврате физическому лицу-резиденту РФ денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту.
  6. Любые зачисления от нерезидентов на счета физических лиц-резидентов РФ в банкахза пределами территории РФ при одновременном соблюдении следующих условий:

Законопроект также уточняет формулировку наименования статьи 12 ФЗ 173, в соответствии с которой указанная норма применяется не только к счетам в банках, но и к счетам в иных организациях финансового рынка (в первую очередь данное уточнение может касаться платежных систем).

Помимо зачислений на счет физических лиц-резидентов РФ, Законопроект относит к разрешенным валютным операциям наличные расчеты в рублях или иностранной валюте, осуществляемые российскими образовательными организациями во исполнение договоров об оказании образовательных услуг, заключенных с физическими лицами-нерезидентами, а также с физическими лицами-резидентами РФ, пребывающими более 183 дней в году за пределами территории РФ.

Отчет о движении средств по счету в зарубежном банке

Помимо появившегося относительно недавно освобождения от обязанности по представлению отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ, распространяющегося на пребывающих вне территории РФ более 183 дней в году физических лиц-резидентов РФ, было введено ещё одно освобождение.

Требование представлять отчет о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ не распространяется на физических лиц-резидентов РФ, счет которых открыт в банке или иной организации финансового рынка государств-участников ОЭСР или ФАТФ, одновременно участвующих в международном обмене информацией в соответствии с МСАА или иным заключенным с РФ международным договором, при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

  1. общая сумма денежных средств, зачисленных на счет, либо списанных со счета за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей;
  2. остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на него не осуществлялось.

В случае осуществления операций в иностранных валютах, для расчета суммы зачислений, списаний и остатка в рублях должен использоваться курс ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Отмена требования о репатриации доходов от экспорта товаров

Законопроект отменяет требование о репатриации (обязательном возврате) средств по внешнеторговым договорам, заключенным с нерезидентами. При этом, отмена репатриации касается исключительно внешнеторговых договоров, по которым сумма обязательств устанавливается в российских рублях и предусмотрена оплата в российских рублях.

Устанавливаются различные сроки отмены требования о репатриации денежных средств в рублях. Для резидентов РФ, являющихся экспортерами сырьевых товаров (руды, минералы, нефть, газ, драгоценные металлы и пр.), предусмотрена поэтапная отмена обязанности по репатриации:

  1. с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового договора;
  2. с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового договора;
  3. с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового договора;
  4. с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового договора;
  5. с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Резиденты РФ, являющиеся экспортерами несырьевых товаров, перестанут подпадать под требование о репатриации средств в рублях по внешнеторговым договорам единовременно с 1 января 2020 года в отношении всей суммы таких договоров.

Вступление Законопроекта в силу

Подавляющее большинство положений Законопроекта вступит в силу 1 января 2020 года.

Из перечисленных выше норм это не затрагивает только отмену репатриации сумм в рублях по экспорту сырьевых товаров (поэтапная отмена, см.

выше) и разрешение образовательным организациям осуществлять наличные операции во исполнение договоров оказания образовательных услуг (вступит в силу в дату официального опубликования принятого Законопроекта).

До окончательного принятия Законопроекта необходимо прохождение двух оставшихся стадий законодательного процесса: утверждение Советом Федерации и подписание Президентом РФ, после чего акт будет официально опубликован.

Источник: https://int.gestion.ru/news/offshore/rasshirenie-spiska-razreshennykh-valyutnykh-operatsiy/

Если не уведомили о зарубежных счетах

А. Гордон

Публикация  письма ФНС России от 16.08.2017 N ЗН-3-17/5523@ об ответственности за использование незадекларированных  зарубежных  банковских  счетов  вызвала многочисленные вопросы, касательно  последствий использования таких счетов валютными резидентами России.

Согласно  Кодексу об административных правонарушениях РФ не уведомление об открытии зарубежного счета считается нарушением, за которое установлена ответственность от 4 000 до 5 000 руб. (ч.2.1 ст.15.25 КоАП РФ).

А вот за совершение незаконных валютных операций ответственность значительно существеннее – от 75 до 100 % суммы валютной операции (ч.1 ст.15.25 КоАП РФ)

Напомним, в письме недвусмысленно объявлена позиция ФНС:

« С учетом изложенного обращаем внимание, что валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по которым физическими лицами — резидентами в налоговые органы по месту их учета в нарушение требований частей 2 и 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ не представлены уведомления и отчеты, по мнению ФНС России, также будут являться незаконными валютными операциями

Высказанная ФНС позиция спорная, что отметили  многие специалисты. Вместе с тем, при более глубоком изучении вопроса, возникают сомнения, что ФНС не так уж не права.

Для владельцев зарубежных счетов более важна определенность в этом вопросе, а последовавшие после вышеуказанного письма действия ФНС  этому не способствуют.

Так, в сентябре 2017 ФНС дает разъяснения по административной ответственности за незаконные валютные операции и при этом прямо пишет, что разъяснения в продолжение вышеназванного письма. При этом в тексте сентябрьского письма отсутствует ранее высказанная ФНС радикальная позиция по ответственности за использование незадекларированных счетов (письмо от 5 сентября 2017 г. N ОА-3-17/5973@).

Вместе с тем, сентябрьское письмо не содержит отказа от ранее высказанной позиции.

Напротив, ФНС разъясняет, что выявление незадекларированных зарубежных счетов резидента России является основанием для проверки соблюдения требований валютного законодательства.

В частности, проверки уведомления об открытии зарубежного счета, и представления отчета о движении денежных средств по счету. За неисполнение которых установлена ответственность по ч.2.1 и 6 ст.15.25 КоАП РФ.

Одновременно ФНС разъясняет, что  наличие незадекларированного зарубежного счета, является основанием для проверки проведенных резидентом по такому счету валютных операции на предмет соответствия их требованиям валютного законодательства РФ.

При этом ФНС отмечает, что если валютная операция по зарубежному счету совершена резидентом с нарушением требований валютного законодательства, то он может быть привлечен к административной ответственности  по части 1 статьи 15.

25 КоАП РФ, поскольку согласно этой части статьи к незаконным валютным операциям относятся валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ или осуществленные с нарушением валютного законодательства РФ.

Ни Кодекс об административных правонарушениях РФ ни закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» не содержат положений о незаконности валютных операций при использовании незадекларированного счета, а так же прямого запрета для использования незадекларированного счета.

По нашему мнению, из положений статьи 12 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» о возможности перечисления денежных средств со счета в уполномоченном банке на зарубежный счет резидента только при предъявлении уведомления из ФНС о декларировании счета,  очевидно следует, что в противном случае такая операции запрещена.

А зачисление на не задекларированный зарубежный счет резидента денежных средств иным способом, по сути, обход этого запрета. Например,  резидент вправе вносить на зарубежный счет наличные.

Таким образом, ФНС в сентябрьском письме, прямо не подтверждает сформулированную в письме от 16.08.2017 N ЗН-3-17/5523@ радикальную позицию, но и не опровергает ее.

По состоянию на 21 декабря 2017 года

Москва

Адвокат Гордон А.Э.

Источник: http://gordon-adv.ru/articles/esli-ne-uvedomili-o-zarubezhnykh-schetakh/

Ссылка на основную публикацию