Утверждены правила информирования иностранными инвесторами о своих бенефициарах

Рыночная экономика в нашей стране развивается, появляются новые термины и понятия, с которыми мы ранее не сталкивались. Поэтому, чтобы быть «на гребне волны», необходимо постоянно пополнять свой «экономический словарь». Это необходимо не только профессионалам, но и обычным гражданам. Ведь все мы имеем отношение к финансам.Утверждены правила информирования иностранными инвесторами о своих бенефициарах

Определение понятия бенефициар несколько отличается в зависимости от того, к какой сфере больше относится – к банковской, общефинансовой, юридической и т.д.

Однако этот термин можно определить и в общих чертах. Простыми словами, бенефициар — это лицо, в пользу которого осуществляются определенные действия, приносящие прибыль (например, открывается счет в банке, переводятся денежные средства, открывается аккредитив, осуществляется трастовое управление имуществом и т.д.).

Законодательная база

Более конкретно разобраться с понятием бенефициара поможет законодательство нашей страны. Основным нормативным актом в этой сфере является т.н. «противоотмывочный закон» 115-ФЗ. В нем дается определение термина «бенефициарный владелец» (абз.13 ст.3 закона 115-ФЗ):

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

В этом же федеральном законе прописывается обязанность банков и других финансовых учреждений, занимающихся операциями с денежными средствами,  выявлять бенефициарных владельцев. В законе также указываются особенности выявления этих лиц.

Последняя поправка к закону утверждена 23 июня 2016 года и зафиксирована в 215-ФЗ. Она уточняет особенности обнародования  информации юридическими лицами. Согласно данному нормативному акту, они должны фиксировать в своих базах данные о бенефициарных владельцах.

Выдвигается требование к регулярному обновлению этой информации как минимум раз в год. Эту информацию они обязаны по запросу предоставлять:

  • уполномоченным органам,
  • налоговым инстанциям;
  • федеральному органу исполнительной власти.

Юридическое лицо, не предоставившее данную информацию, будет оштрафовано.

Утверждены правила информирования иностранными инвесторами о своих бенефициарах

Законодательная база, регламентирующая отношения с бенефициарами, дополнена Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П. В нем прописываются особенности выявления кредитными организациями выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для обеспечения целей противодействия отмыванию«преступных» доходов. В Положении уточняются:

  • критерии выявления бенефициаров кредитными организациями;
  • документы, предоставляемые ее клиентами в данных целях;
  • особенности ведения досье клиента;
  • другие вопросы.

При этом ЦБ РФ регулярно разъясняет кредитным организациям особенности действия данных законов и разбирает исключительные случаи. Эти моменты освещаются как в письмах ЦБ РФ, так и в конференциях, круглых столах  и т.д.

Бенефициар кто это такой?

Федеральные законы 115-ФЗ и 215-ФЗ определяют термин «бенефициарный владелец» таким образом: это физическое лицо, прямо или косвенно владеющее лицом юридическим, или имеющее способность осуществлять непосредственный контроль за его действиями. При этом под «владением юридическим лицом» подразумевается преобладающее участие в нем физического лица в размере, превышающем 25 % в капитале.

Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ обязал банки устанавливать бенефициарных владельцев, причем не только юридических лиц, но и физических. Так, в процессе осуществления своих функций кредитные учреждения сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является установление бенефициаров клиентов.

Понятие бенефициара и особенности его выявления будут несколько отличаться в зависимости от того, действует ли он к выгоде юридического лица или лица физического.

Конечный бенефициар юридического лица это кто?

Цепочка выгодоприобретателей заканчивается в лице конкретного человека или группы лиц, которые получают определенную прибыль. Именно таким лицом и является конечный бенефициар. Простыми словами данное понятие можно пояснить так: конечный бенефициар юридического лица это физическое лицо, которое получает прибыль от деятельности организации или управления имуществом.

Бенефициар и выгодоприобретатель: в чем разница?

Утверждены правила информирования иностранными инвесторами о своих бенефициарах

Однако российское законодательство дает различные определения этим терминам. Это можно увидеть в 115-ФЗ. Так, под бенефициарным владельцем подразумевается субъект, владеющий клиентом — юридическим лицом, либо имеющий возможность осуществлять контроль над его действиями. Для этого он должен владеть более, чем 25-ью % акций компании.

А выгодоприобретатель, согласно этому же закону, определен как субъект, к выгоде которого осуществляет свою деятельность клиент.

Таким образом, понятие «бенефициарный владелец» представляется более конкретным и узким, в котором точно указывается, что выгодоприобретатель должен обладать более, чем 25 % акций в капитале организации, чтобы считаться ее бенефициаром. Также он должен иметь доступ к управлению ею и контролю. Выгодоприобретатель этого не может, поскольку у него нет собственной доли в компании.

Исходя из этого, когда контролирующие органы выявляют противоправные действия, они интересуются, прежде всего, бенефициарными владельцами организаций. Это объясняется тем, что именно последние и  принимают решения о противоправных действиях.

Источник: https://delat-delo.ru/spravochnik/terminy/benefitsiarnyj-vladelets.html

Бенефициар, или выгодоприобретатель — кто это такой, отличие от конечного бенефициара + образец заполнения сведений о бенефициарных владельцах

Из этой статьи вы узнаете суть термина бенефициар, различия между бенефициаром и конечным бенефициаром, расскажем чем бенефициар отличается от выгодоприобретателя.

Мы рассмотрим суть термина в различных видах деятельности, в том числе в страховании и банковском деле. Разберем права и обязанности, расскажем почему бенефициары не любят себя афишировать и как определить бенефициара, если он сам этого не хочет.

Плюс покажем образцы анкет в которых отображаются сведения о бенефициарных владельцах.

Термин «бенефициар» стал активно использоваться в деловом обиходе в связи с развитием офшорного бизнеса.

А с тех пор, как в 2012 году заговорили о «деофшоризации» российских активов, был принят целый ряд законодательных актов, направленных на выявление реальных владельцев отечественных компаний и уточнение их статуса.

Между тем, термин имеет и другие значения, которые тоже широко применяются в экономике. Поговорим о том, кто может называть себя бенефициаром, что означает этот термин, где применяется и как регулируется законодательно.

Кто такой бенефициар

Бенефициар – это лицо, которое владеет имуществом и получает доходы от его использования.

В публичном пространстве этот термин чаще используется применительно к бизнесу, когда речь идет о реальном владельце компании, даже если формально ее собственником является другое лицо. В законодательстве понятие бенефициара отражено в законе № 115-ФЗ от 07.08.2001.

В данном документе указано, что бенефициарным владельцем признается лицо, имеющее долю в собственности свыше 25% и контролирующее действие юрлица через заключение договора с ним.

Слово «бенефициар» пришло к нам из Средних веков – бенефицием тогда назывался феодал, который за полученный от принципала надел земли (и, соответственно, за доходы с этого надела) служил благодетелю.

Впервые в современном значении термин «бенефициар» как «получатель выгоды» использован в дополнительном протоколе к Income Tax Treaty (договор между США и Великобританией) в 1966 году.

В последующие годы нормативная база расширялась: появились описания функций посредников, работающих по поручениям бенефициара, формализовался процесс управление собственностью, введено более четкое определение конечного владельца.

Сейчас в большинстве стран, в том числе в России, законодательство о бенефициарах основано на Третьей директиве Европарламента 2005/60/EC. В указанном документе бенефициар определен именно так, как сделано абзацем выше.

Утверждены правила информирования иностранными инвесторами о своих бенефициарах

Бенефициар и конечный бенефициар: в чем разница?

Следует различать понятия бенефициара и конечного бенефициара. Если в первом случае речь может идти как о физлице, так и о юрлице, непосредственно получающем выгоду от использования имущества, то конечный бенефициар – всегда физлицо, реально владеющее имуществом, вне зависимости от того, насколько длинна цепочка от него до фирмы, в которой формируется доход.

Цепочка такая, к слову, может состоять из десятков звеньев-юрлиц, каждое из которых является формальным учредителем следующего. Конечным бенефициаром является человек, который фактически получает доход от деятельности фирмы или использования имущества.

Чем бенефициар отличается от выгодоприобретателя

Иногда под бенефициаром понимают выгодоприобретателя. В перечень таких лиц входят:

  • лица, получающие доход от имущества, переданного в пользование других лиц. Например, вы сдали квартиру в аренду по договору. Формально в квартире живут и пользуются ей другие люди, а доход получаете вы, и фактически жилье – ваше. То же самое касается движимого имущества – например автомобиля, сдаваемого в аренду по соответствующему договору;
  • лица, получающие доход от ценных бумаг, переданных в доверительное управление. Управляют вашими акциями брокеры, но бенефициаром являетесь вы, поскольку доход идет вам;
  • лица, получающие страховые выплаты по договору страхования. Например, родители страхуют ребенка по договору накопительного страхования. Платят взносы в течение определенного количества лет, а по достижении возраста, указанного в полисе, ребенок, как бенефициар, получает накопившуюся сумму;
  • непосредственные получатели банковского сертификата или финансовой выгоды от имущества, переданного в трастовое управление.

В позициях бенефициара и выгодоприобретателя есть как общие признаки, так и различия.

Сходство

  • И бенефициар, и выгодоприобретатель получают доход от своего имущества, предоставленного по договору иным лицам.

Отличия

  • Бенефициар имеет свыше 25% доли в собственности, с которой получает доход. Соответственно, он вправе контролировать процесс оперативного управления своим имуществом (например, путем назначения директора в фирму). Выгодоприобретатель такого права не имеет, поскольку он либо совсем отчужден от имущества, с которого получает доход, либо имеет долю, не дающую права на управление активами (менее 25%).
  • Выгодоприобретателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Конечным бенефициаром – только физическое.

Почему бенефициары не любят себя афишировать

Исторически в России владельцы компаний не стремились афишировать свою причастность к ним.

Первое время – из-за не всегда законных способов обретения собственности, а также из-за угрозы собственной безопасности, затем – из-за нежелания попадать под пристальное внимание налоговых и других государственных органов.

Свою роль играет и нежелание нести публичную ответственность в случае банкротства компании или нарушений законодательства.

Поэтому практически все крупные и большинство средних компаний в качестве формальных владельцев имеют не физлиц, а организации. Нередко они выстроены в цепочку таким образом, чтобы конечного владельца проследить было бы затруднительно.

Все помнят, как после теракта в 2011 году в аэропорту «Домодедово» даже генпрокуратуре долгое время не удавалось выяснить, кто сейчас собственник этого весьма крупного объекта.

Читайте также:  Заявление на выдачу трудовой книжки

В итоге оказалось, что с 1993 года формальный владелец менялся 10 раз, при этом бенефициаром оставался один и тот же бизнесмен Дмитрий Каменщик.

Еще один хрестоматийный пример – Роман Абрамович. Структура собственности его компаний официально никем не подтверждена и существует лишь в догадках журналистов-стрингеров.

Считается, что он владеет компанией Millhouse Capital UK Ltd, которой, в свою очередь, принадлежат ценные бумаги Evraz 8, но не напрямую, а через кипрский офшор Lanebrook.

Столь же сложными путями управляются другие активы Абрамовича – ОАО «Холдинг Москва-Инвест», ООО «Диалл Альянс» и т.д. А компания «Продо» принадлежит Абрамовичу через кипрский офшор Nevern Overseas.

Тем не менее, законодательство дает возможность выяснить, кто является бенефициаром той или иной компании.

Утверждены правила информирования иностранными инвесторами о своих бенефициарах

Публичность бенефициара

Для компаний, чьи акции размещаются на крупнейших мировых биржах, а также для других публичных акционерных обществ публикация своих реальных владельцев – обязанность. Реестры акционеров таких компаний размещаются в открытом доступе на официальных сайтах.

Тем не менее, даже в таких условиях за счет создания запутанной структуры собственности можно вывести бенефициара из-под общественного внимания. Делается это прежде всего за счет создания офшорных компаний: во многих офшорных зонах местные законы разрешают владельцам фирм распоряжаться получаемыми дивидендами, не афишируя своей деятельности.

Информацию о бенефициарах, которая труднодоступна для широкой общественности, некоторые организации все же могут заполучить в силу закона.

Кто вправе знать о бенефициарах юрлица

В первую очередь, информация раскрывается перед банками при открытии счета юрлица (п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). Если у кредитной организации возникают подозрения о том, что собственники, указанные в документах компании, являются номинальными, банк может использовать любые источники информации для получения сведений о бенефициарах.

Пункт «данные о бенефициарах компании» есть и в документации, заполняемой участником госзакупок, а также в анкетах, которые заполняют контрагенты крупных компаний с госучастием.

Владельцы компаний обходят эти требования таким образом: при наличии трастового договора в качестве бенефициара указывается гендиректор компании. Проверить, действительно ли гендиректор и есть бенефициар, банк или госучреждение могут только косвенными методами (вплоть до сообщений в СМИ).

Если установить бенефициара в точности невозможно, закон предусматривает признание таковым директора либо исполнительный орган компании (совет директоров, например, или собрание акционеров). В список бенефициаров также автоматически заносятся все физлица, имеющие свыше 25% акций компании.

Как определить бенефициара, если он этого не хочет

Банки, связанные действием законодательства о противодействии отмыванию денежных средств, пользуются специальными методиками для выявления бенефициаров. Из закона 115-ФЗ следует, что бенефициар – это физлицо, которое прямо или через третьих лиц владеет более 25% в капитале компании. При этом если прямое участие в капитале очевидно, то косвенное выявить не так-то просто.

Банки обычно применяют п. 3 ст. 105.2 Налогового кодекса РФ, в котором доля косвенного участия в капитале фирмы организации определяется так:

Выявляется цепочка организаций-бенефициаров с прямым участием в капитале каждого последующего звена.

Устанавливаются доли прямого участия таких бенефициаров в капитале каждой последующей фирмы.

Определяется произведение долей прямого участия в каждой последующей организации. Это и будет доля косвенного участия.

Источник: https://myrouble.ru/beneficiar-kto-ehto/

Россия анонсировала создание реестра бенефициаров

Утверждены правила информирования иностранными инвесторами о своих бенефициарах

В рамках планомерного наступления на оффшорные юрисдикции Росфинмониторинг в начале апреля представил правительству Российской Федерации глобальный план противодействия уклонению от уплаты налогов и сокрытию информации о бенефициарах компаний. Речь идет прежде всего о реестре бенефициарных владельцев, который должен быть подготовлен уже к июню 2014-го.

Национальный план является частью пакета мероприятий, еще в декабре анонсированных президентом Путиным в его ежегодном послании российскому парламенту. В перечень насущных президентом были включены и меры по принуждению налогоплательщиков РФ к раскрытию сведений о контролируемых ими международных компаниях.

Напомним, что в конце 2013-го Госдума уже утвердила проект законодательных поправок к НК РФ, обязующих бизнес, который не раскроет своих конечных бенифициарных владельцев, уплачивать налог с полученных дивидендов по ставке в 30%.

Контрольными датами нового плана названы июнь и декабрь 2014 года. К июню должен быть готов национальный реестр бенефициарных владельцев и обеспечен режим  доступа к нему  контролирующих госорганов. К этому же времени власти должны определиться с предложенной инициативой, обязующей резидентных налогоплательщиков вносить в налоговые декларации все свои нерезидентные аффилированные компании.

К декабрю правительство должно принять концепцию российской деоффшоризации до 2020 г., рассмотреть вопрос о необходимости раскрытия структуры собственности и информирования о бенефициарах иностранными компаниями, работающими на территории федерации, а также автоматизировать обмен информацией об организаторах оффшорных схем между всеми государственными органами.

В декабре 2014-го решится судьба и самых жестких инициатив ФНС, Минфина и Росфинмониторинга. Сегодня государство контролирует сделки между дочерними компаниями зарегистрированного в оффшоре бизнеса только на сумму свыше 60 миллионов рублей. Предлагается распространить контроль на абсолютно все заключаемые между ними сделки.

Кроме того, запланировано законодательное введение ограничений, которые не позволят российским налогоплательщикам относить к расходам суммы, проходящие по сделкам с бизнесом, не раскрывшим своих бенефициаров.

И, наконец, предлагается установить запрет на передачу резидентами РФ имущества в трасты или сходные с ними бизес-структуры, допускающие законную возможность отказаться от прямой идентификации бенефициаров.

Утверждены правила информирования иностранными инвесторами о своих бенефициарах

Профессиональный информационно-новостной ресурс, посвященный международному бизнесу, налогообложению, банковской деятельности, инвестициям, стартапам и инновациям. Это и ещё много другого интересного Вы найдёте в наших статьях и новостях.

Источник: https://offshoreview.eu/2014/05/09/rossiya-anonsirovala-sozdanie-reestra-benefitsiarov/

Раскрытие бенефициаров: тонкости исполнения обязанноcти

Утверждены правила информирования иностранными инвесторами о своих бенефициарахОбязанность юридических лиц раскрывать сведения о своих бенефициарных владельцах возникла ещё в декабре 2016 года. Она установлена в ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ) и касается подавляющего большинства юридических лиц. Исполнять эту обязанность следует двумя способами: в отчетности компании (когда законодательство специально указывает на такую необходимость), а также по запросам уполномоченных органов власти. Но правила исполнения этих запросов Правительство России опубликовало только в августе 2017 года.

До 13 февраля следующего года уполномоченные органы должны утвердить формы своих требований, после чего механизм заработает в полной мере.

Он также позволит контролировать исполнение компаниями сопутствующих требований — выяснять, актуализировать и хранить сведения о своих бенефициарных владельцах.

Если компания нарушит любую из этих обязанностей, ей, так же как и за непредставление информации уполномоченному органу, будет грозить штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей по ст. 14.25.1 КоАП РФ.

Впрочем, с исполнением этих требований не всё так просто. Практика их применения ещё не устоялась, в то время как формулировки закона могут допускать неоднозначное толкование. Поэтому компаниям целесообразно обратить внимание на некоторые важные моменты.

Информация, которую требуется выяснить

Состав необходимых сведений о бенефициарах приведен в пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ и не должен вызывать серьезных затруднений.

Недостаточно определёнными пока остаются только два момента. Первый — о перечне документов, которые можно рассматривать как удостоверяющие личность. Второй — о составе реквизитов (данных) этих и других документов, идентифицирующих бенефициара.

Оба эти вопроса Росфинмониторинг и Банк России разъяснили в своих актах пока только применительно к идентификации клиентов некоторых видов организаций[3]. Но эти акты имеют узкоспециализированную направленность. Поэтому для того чтобы компании смогли применять такие же правила при идентификации своих бенефициаров, по всей видимости, потребуются дополнительные разъяснения.

Пока же лучше стараться использовать документы, которые, согласно законодательству, имеют универсальный характер: паспорт гражданина России, паспорт иностранного гражданина и т.д. Целесообразно также иметь полные копии этих документов, чтобы не ошибиться с достаточным составом сведений.

Несмотря на то, что закон обязывает устанавливать, обновлять и хранить только саму информацию о бенефициарных владельцах, документы, подтверждающие достоверность такой информации, понадобятся компании в любом случае. По запросам Росфинмониторинга и ФНС России компания обязана представлять именно документарно подтвержденные сведения.

Механизм идентификации

Сведения о бенефициарных владельцах следует выяснять любыми доступными способами. Законодательство не обязывает использовать какие-то конкретные методы.

Закон о ПОД/ФТ упоминает право компании истребовать необходимую информацию у своих учредителей или участников. Но это только одна из возможных мер, которая к тому же не гарантирует стопроцентный результат. Иностранные юрисдикции, к примеру, могут препятствовать передаче подобных сведений. Да и влияние компании на своих участников далеко не безгранично.

Поэтому целесообразно не ограничиваться только одним способом, а использовать максимальное их количество до тех пор, пока компания не получит требуемые сведения или не предпримет для этих целей всё от неё зависящее.

Законодатель специально указывает, что компания обязана «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры«, но чем эти меры должны быть обоснованы, в какой степени доступны и достаточны не уточняет.

Росфинмониторинг в январе 2017 года опубликовал разъяснения, согласно которым запросы лицам, контролирующим компанию, и ответы на эти запросы могут рассматриваться как доказательства, подтверждающие попытку установить своих бенефициаров[4]. Будет ли подобных мер достаточно, чтобы подтвердить добросовестность компании, регулятор не уточнил.

К тому же мнения одного лишь Росфинмониторинга может не хватить, чтобы обосновать свою правоту. Запрашивать информацию о бенефициарах вправе не только органы Росфинмониторинга, но и ФНС России.

Дела об административных правонарушениях в этой области, помимо этих органов, вправе возбуждать ещё и Банк России, а рассматривают такие дела и вовсе суды.

Поэтому, если сведения о бенефициарных владельцах так и не будут выяснены, с подтверждением того, что компания приняла все зависящие от неё меры, могут возникнуть трудности.

Сроки исполнения обязанностей

Предоставить информацию по запросу уполномоченного органа следует в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.

Срок, до истечения которого следует идентифицировать бенефициаров и принять меры по установлению в отношении них требуемых сведений, законодатель не определяет. Формально и то, и другое необходимо было сделать одновременно — 21.12.

2016, когда вступили в силу соответствующие требования закона (для вновь созданных компаний — в день их создания).

Читайте также:  Срок подачи апелляционной жалобы в арбитражном процессе

Однако со дня, когда компания примет меры по сбору необходимых сведений, до момента, когда эти меры принесут результаты, может пройти некоторое время.

Поэтому дата, когда станет известен бенефициарный владелец, и дата, когда компания реально получит о нем перечисленные в законе сведения, могут различаться.

Но обе эти даты следует учитывать, чтобы исчислить срок исполнения сопутствующих обязанностей: не менее пяти лет хранить информацию о бенефициарах, а также ежегодно обновлять и документировать её. Пять лет хранить придется также информацию о принятых мерах по установлению сведений о бенефициарах.

Повторять попытки, если с первого раза не удалось получить информацию о бенефициарах, законодательство прямо не обязывает. Однако не исключена трактовка, согласно которой эта обязанность будет связана с необходимостью обновлять информацию.

Отсутствие требуемых сведений и причины их отсутствия — это тоже информация. Тем более что согласно правилам исполнения запросов уполномоченных органов, утвержденным Постановлением Правительства России от 31.07. 2017 № 913, компания обязана предоставить не последние известные ей сведения, а данные, актуальные на дату, которая указана в запросе.

Как представляется, разрешить эти вопросы сможет только конкретизация законодательства, практика правоприменения или официальные разъяснения. Пока же такая ситуация может стать ещё одним поводом для максимальной настойчивости компании при выяснении своих бенефициаров.

Перечень лиц, на которых не распространяется требование о раскрытии бенефициарных владельцев, приведен в абзацах втором — пятом подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

См. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07. 2017 № 913 «Об утверждении Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти».

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/disclosure_of_beneficiaries_the_details_of_the_performance_of_duties/

Иностранные инвесторы обязаны представлять в ФАС информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах

Иностранные инвесторы обязаны представлять в ФАС информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах

Соответствующие Правила раскрытия информации утвердило Правительство Российской Федерации

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал три постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок раскрытия информации о структуре владения иностранными инвесторами, планирующими совершение сделок в отношении российских хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г.

№ 1456, предусматривают порядок, в соответствии с которым иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, и находящиеся под их контролем организации должны представлять в ФАС России информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, а также регламентируют объем представляемой информации.

«Правила № 1456 устанавливают случаи, когда информация должна быть представлена иностранным инвестором в составе ходатайства о предварительном согласовании сделки или уведомления о совершении сделки.

Кроме того, если принятие решения о необходимости предварительного согласования сделки в соответствии с Законом № 57-ФЗ зависит от представления заявителем в антимонопольный орган информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарах и контролирующих лицах, такая информация должна быть представлена в срок не позднее 30 дней до предполагаемой даты совершения сделки», — пояснила начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России Олеся Мильчакова.

Также внесены изменения в порядок подачи ходатайств и уведомлений о совершении иностранными инвесторами сделок в отношении российских стратегических обществ1.

«Постановления Правительства Российской Федерации направлены на обеспечение правовой определенности для иностранных инвесторов, планирующих осуществлять инвестиции в российские хозяйственные общества, а также на реализацию положений Закона № 122-ФЗ, которым были внесены изменения в Закон № 57-ФЗ, заменившие принцип территориальной юрисдикции иностранного инвестора на принцип раскрытия информации о структуре владения, который теперь используется при решении вопроса о согласовании Правительственной комиссией по иностранным инвестициям в Российской Федерации сделок иностранных инвесторов», — прокомментировал замглавы ФАС Андрей Цыганов.

Источник: https://fas.gov.ru/news/26571

За бенефициаров ответят. Что нужно знать о новых правилах раскрытия владельцев

Интересно, что правила составлены таким образом, чтобы юридическим лицам стало более интересным направлять ответ именно по телекоммуникационным каналам связи через оператора, а не на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе.

Так, например, ответ юридического лица на запрос может быть не принят, если на сопроводительном письме отсутствует подпись лица, уполномоченного подписывать ответ на запрос, или если повреждение или дефект оптического или цифрового носителя информации не позволяет прочесть содержимое электронного сообщения.

В случае обнаружения юридическим лицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах правила разрешают юридическому лицу не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направить откорректированные сведения. Что, вероятно, должно исключать применение административной ответственности.

Важно напомнить, что обязанность у юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев появилась уже с 21 декабря 2016 года.

Понятие «бенефициарный владелец» появилось в законе в целях выполнения рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма (ФАТФ).

Закон для целей исполнения обязанности по раскрытию под бенефициарным владельцем понимает «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия».

Интересно, что закон не определяет, что понимается под возможностью контролировать действия юридического лица.

В этом помочь ему может Налоговый кодекс, согласно которому осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

С 21 декабря 2016 года юридическое лицо обязано:

  • 1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • 2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений.

Для этих целей юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

А физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, в свою очередь, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев.

При этом, согласно закону передача такой информации не является нарушением российского законодательства о персональных данных.

В отношении физических лиц следует предоставить фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Если же в результате принятия предусмотренных законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.

В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах. Так, согласно официальному информационному сообщению Росфинмониторинга «документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них».

  1. Стоит заметить, что обязанность по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев не распространяется на следующих лиц:
  2. 1) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;
  3. 2) международные организации, иностранные государства или административно-территориальные единицы иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью;
  4. 3) эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
  5. 4) иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;
  6. 5) иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.
  7. При этом закон аналогично Налоговому кодексу в 2015 году ввел понятие «иностранная структура без образования юридического лица», под которой понимается «организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей».
  8. Таким образом, иностранный траст с бенефициарными владельцами также включен в число лиц обязанных раскрывать своих бенефициарных владельцев по запросу российских юридических лиц.

В постановлении правительство поручило ФНС России и Росфинмониторингу разработать и утвердить ведомственные правовые акты необходимые для применения правил раскрытия до 27 января 2018 года.

Таким образом, до утверждения уполномоченными российскими органами конкретного порядка и форматов запросов и их ответов российским юридическим лицам следует обеспечить исполнение своих обязанностей по закону в части принятия исчерпывающих мер по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах.

За неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц до 40 000 рублей, а для юридических лиц — до 500 000 рублей.

Читайте также:  Утверждение проекта планировки территории

Заинтересованным лицам также следует принять во внимание, что Верховный суд в определении от 17 июля 2017 года № 302-КГ17-8315 разрешил налоговым инспекторам осматривать рабочие компьютеры сотрудников проверяемых налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/349055-za-beneficiarov-otvetyat-chto-nuzhno-znat-o-novyh-pravilah-raskrytiya-vladelcev

Эксперт прокомментировал нововведения, касающиеся бенефициарных владельцев

21 декабря нынешнего года вступит в силу ФЗ N215 от 23 июня 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Принятие данного закона стало очередным шагом Правительства РФ в рамках реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности экономики. Нормативно-правовой акт коснется всех без исключения организаций, включая субъектов малого и среднего бизнеса. О том, чем обернутся для российских предпринимателей указанные нововведения, рассказала руководитель проекта Департамента налоговой практики и бухгалтерского учета IPT Group Елена Порохова.

Согласно ФЗ N215, юридические лица будут обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений: фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая); гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии). Данная информация должна быть документально зафиксирована. Кроме того, ее необходимо обновлять не реже одного раза в год и хранить не менее 5 лет со дня ее получения. Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Во исполнение обязанности о раскрытии информации о бенефициарных владельцах, юридические лица вправе запрашивать у своих учредителей и участников (как физических, так и юридических лицах) информацию, необходимую для установления бенефициаров. Учредители и участники юридического лица в свою очередь обязаны представлять имеющуюся у них информацию. Кроме того, законом определено, что передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных.

По запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, организации обязаны представлять имеющуюся у них документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению требуемых сведений. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению сведений в отношении таких бенефициарных владельцев должно определить Правительство РФ.

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Если юридическое лицо не располагает необходимой информацией о своих бенефициарных владельцах, то оно должно представить подтверждение, что предприняло «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев» необходимых сведений. В этом случае организация будет освобождена от штрафов. Стоит обозначить, что указанная формулировка закона достаточно неопределенна, поэтому трудно предположить, что будет признано в сложившихся обстоятельствах обоснованными и доступными мерами по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

Согласно новому закону организация может запросить требуемую информацию о бенефициарных владельцах у своих учредителей или участников, а те в свою очередь обязаны предоставить юридическому лицу запрашиваемую информацию. Стоит учитывать, что данная норма работает, если ваш учредитель – российская организация.

А как реализовать данную норму закона, если учредителем является иностранная организация? Если она оставила направленный вами запрос без ответа? Признает ли налоговый орган, что организация предприняла меры по установлению необходимой информации о своих бенефициарных владельцах? Думаю, что на данный вопрос сейчас ни у кого нет однозначного ответа.

Можно предположить, что реализацию нового закона, как и прежде, будет формировать судебная практика.

Эксперт отметила, что ФЗ N215требует документального подтверждения полученной информации, но что понимать под данной формулировкой – не раскрывает.

Достаточно ли будет получить письмо – ответ на запрос, в котором отражена вся необходимая информация о бенефициаре в соответствии с законом, или необходимо получить заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ? В каком виде должна быть представлена документально подтвержденная информация от иностранных организаций? Это еще один пункт, который, на наш взгляд, не раскрыт в данном законе в полной мере.

Форма, порядок и сроки представления организациями, имеющейся у них в распоряжении документально подтвержденной информации, по запросу налоговых органов или иных контролирующих органов, имеющих право на получение такой информации, должны быть разработаны Правительством РФ.

Согласно ФЗ N215, информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» в финансовой отчетности организации должна быть раскрыта информация по связанным сторонам, а если организация проводила операции со связанными сторонами (включая бенефициарных владельцев), то и раскрыта информация по каждой такой операции.

Данные сведения раскрываются в пояснительной записке отдельным разделом. Вместе с тем действие Положения не распространяется на организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, т.е. организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства.

Важно отметить, что ФЗ N215 не ограничивает своего применения в отношении субъектов малого предпринимательства. Таким образом, все без исключения российские юридические лица обязаны располагать и предоставлять по запросу уполномоченных органов информацию о своих бенефициарных владельцах, даже если они не раскрывают ее в своей отчетности.

Следует напомнить, что российский бизнес уже не в первый раз сталкивается с темой раскрытия бенефициарного владельца.

Государство на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Анализ совокупности внесенных изменений в законодательство за последние несколько лет свидетельствует о планомерной политике государства по реализации программы деофшоризации российского бизнеса, приостановления бегства капитала за рубеж и возврата капитала в Россию.

Первой такой попыткой стало поручение председателя Правительства РФ от 28 декабря 2011 года N ВП-П13-9308.

В начале 2012 года многие предприятия (преимущественно компании с государственным участием) стали направлять своим контрагентам запросы о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая конечных бенефициаров.

Такие требования в отношении государственных организаций и организаций с государственным участием содержало указанное выше Поручение. Суть его можно изложить в четырех пунктах:

  • обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров;
  •  при заключении новых договоров обеспечивать получение от контрагентов указанной информации;
  • разработать внутренние механизмы по расторжению договоров с теми контрагентами, которые не представили информацию; регулярно информировать Росфинмониторинг и ФНС России о составе собственников своих контрагентов и в случае изменения такого состава – также сообщать об этом.

Можно долго дискутировать о юридической грамотности и правовой основе данного Поручения, поскольку представление подобной информации было не предусмотрено ни одним из действующих на тот момент законов.

Как бы то ни было, тенденция очевидна – государство уже на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Следующим шагом стало принятие Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 года N134-ФЗ, в соответствии с которым банки стали обязаны самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиенты – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Замечу, что это первый серьезный шаг государства на пути решения вопроса бенефициарного собственника.

Инструментом решения стал механизм, основанный на банковской структуре. Логика законодателя была проста: ни одна организация не в состоянии вести свою деятельность без расчетного счета в банке. Таким образом, банки будут предъявлять требования к организациям в соответствии с предписаниями законодательства, и, соответственно отвечать за их выполнение перед ЦБ РФ (вплоть до отзыва лицензии).

С 2015 года вводится новая обязанность налогоплательщиков – резидентов РФ. Отныне они обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях в случаях: если доля такого участия превышает 10 процентов, при учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой.

Очередным шагом стало внесение изменений в п. 1 ст. 312 НК РФ, касающихся порядка применения российскими организациями, выплачивающими доходы иностранным организациям, международного договора (соглашения об избежании двойного налогообложения).

С 1 января 2017 российская организация – налоговый агент для применения положений международных договоров РФ должна получить от иностранной организации, в адрес которой выплачивается доход, подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. Наконец, финальный аккорд прозвучал летом 2016 года, когда законодатель обязал все российские организации иметь и раскрывать информацию о бенефициарном собственнике.

Можно поразмышлять о том, какой объем сведений станет доступен налоговым органам. Учитывая, что с 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран, то это позволит налоговым органам получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более чем 80 юрисдикций, в том числе и из офшоров.

Подводя итог, хочется отметить, что первых результатов принятия ФЗ N215 стоит ожидать после 2018 года.

В настоящий момент у российских организаций есть еще немного времени, чтобы получить информацию или предпринять необходимые меры для ее получения.

Это позволит избежать возможных штрафов, а также в очередной раз задуматься над вопросом – отвечает ли ваша структура бизнеса новым российским реалиям.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20161024/277009017.html

Ссылка на основную публикацию