Унитарное предприятие вправе заключить договор банковского вклада, не выполняя требований 44-фз и 223-фз

ФЗ-223, регулирующий закупки отдельных видов юрлиц, отдельно освещает такой вопрос, как обеспечение заявок на участие. Обеспечение служит формой защиты для заказчика от неисполнения обязательств поставщиком того, что он откажется от исполнения договора, и предоставляет ему дополнительные гарантии того, что исполнитель добросовестно исполнит условия договора.

Законодательное регулирование

ФЗ-223 устанавливает нормы закупочной деятельности для госкомпаний, монополистов и отдельных видов юрлиц. Нормы 223-ФЗ не так детально регламентируют процедуру внесения обеспечения, как 44-ФЗ.

Если в 44-ФЗ четко прописаны сроки внесения обеспечения, его размер и форма, то в 223-ФЗ такие условия не прописаны. Заказчик вправе предусмотреть необходимость такого обеспечения в собственном положении о закупках.

В частности, в утвержденном Положении о закупках можно указать:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  1. Порядок обеспечения заявок.
  2. Сроки внесения обеспечения.
  3. Случаи возврата обеспечения.

Размер, форма и иные требования к вносимому обеспечению должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, которое размещается в ЕИС. Если в положении о закупках заказчика допускается внесение обеспечения в виде банковской гарантии, а не денежных средств, то в извещении прописываются ее условия.

Внесение требования об обеспечении в отдельных случаях может выступать как право заказчика, т. е. он не обязан прописывать такое условие в закупочной документации. Но если речь идет о конкурентных закупках, то заказчик обязан установить обеспечение по поступающим заявкам.

В частности, в 223-ФЗ сказано, что заказчик не вправе допускать заявку на участие в конкурсе от участника, который не предоставил обеспечение.

Различают две основные формы обеспечения:

  1. Обеспечение заявки.
  2. Обеспечение исполнения договора (контракта).

Они имеют разное целевое предназначение. Обеспечение заявки необходимо для страховки заказчика от того, что победитель торгов откажется от подписания договора.

Обеспечение исполнения договора потребуется уже после подписания контракта и призвано гарантировать, что исполнитель не откажется от выполнения своих договорных обязательств, а также стимулировать его к добросовестному исполнению договора.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Виды обеспечения заявки

В настоящее время обеспечение заявки может быть реализовано в двух формах: денежными средствами и банковской гарантией.

Обеспечение в денежной форме предоставляется следующим способом:

Унитарное предприятие вправе заключить договор банковского вклада, не выполняя требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

  1. Перечисляется на счет заказчика, указанный в извещении о закупке при проведении торгов в неэлектронном формате.
  2. Если закупка происходит в электронной форме, то сумма обеспечения блокируется на счету исполнителя на ЭТП до окончания торгов. Поэтому поставщику стоит заблаговременно позаботиться о пополнении личного счета на электронной площадке.

Обычно мало кто из поставщиков может позволить себе просто изъять средства из оборота на внесение обеспечения, так как речь идет о немалых суммах. Поэтому они нередко прибегают к услугам финансовых компаний и оформляют тендерные кредиты или займы. Плата за такую услугу может быть фиксированной или устанавливается в виде годовой процентной ставки.

Банковская гарантия выступает удобной формой при участии в закупках. В рамках 223-ФЗ не устанавливается таких жестких требований к предоставленной гарантии, как по 44-ФЗ. Ее не требуется вносить в специальный реестр в ЕИС и оформлять у одного из аккредитованных банков из перечня Минфина.

Гарантия должна быть безотзывной и иметь фиксированные сроки действия (покрывающие временной период закупки обычно как минимум на два месяца вперед), а также содержать четкую сумму. Решение о предоставлении гарантии исполнителю принимается банком на основании анализа его платежеспособности и финансовой устойчивости на платной основе.

Размеры обеспечения заявки

Сумма, которую исполнитель должен перечислить в счет исполнения заявки, должна быть указана в Положении заказчика. Конкретные значения обеспечения в 223-ФЗ не прописаны. Обычно размер обеспечения составляет 0,5-5% от цены договора.

Согласно последним изменениям в 223-ФЗ, заказчик может не устанавливать требование о необходимости обеспечения заявок на участие в закупке при цене менее 5 млн. р. Если же НМЦ свыше 5 млн. р., то размер обеспечения прописывается в обязательном порядке, но он не может быть более 5%.

Обеспечение заявки: возврат

Возврат обеспечения происходит на основании письменного обращения банка, предоставившего гарантию. Если закупка проходила в стандартном формате, то обеспечение нужно вернуть в течение 5 дней. Для электронных аукционов обеспечение требуется вернуть в течение 1 дня.

Обеспечение заявки возвращается всем участникам конкурса, в том числе тем, чьи заявки были отклонены. Победитель также получает назад внесенное обеспечение, если он вовремя его предоставил.

По последним правкам в 223-ФЗ обеспечение по поданным заявкам не возвращается при уклонении победителя от заключения договора, либо если победитель не предоставил до заключения договора обеспечение (если в извещении о закупке были установлены требования по обеспечению исполнения договора).

Для субъектов малого бизнеса установлен особый порядок для возврата обеспечения. Он варьируется в зависимости от результата закупки. Обеспечение подлежит возврату в течение 7 дней, если компания не стала победителем закупки.

Этот недельный период отсчитывается со дня подписания договора. Если же договор не был заключен из-за внешних факторов, то обеспечение нужно вернуть в тот же недельный срок.

Обеспечение исполнения договора

Когда договор подписан, и заказчик вернул обеспечение по заявке, нередко он требует внесение повторного обеспечения от победителя закупочной процедуры, которое застрахует заказчика от рисков недобросовестного исполнения договорных обязательств, в частности, от того, что исполнитель поставит некачественный товар или вовсе откажется от поставки после получения предоплаты.

В случае добросовестного исполнения договора обеспечение возвращается поставщику в полном объеме.

Заказчик вправе произвести определенные удержания из обеспечения. Например, на штрафы и пени за просрочку в поставке или при выполнении работ.

Формы обеспечения исполнения договора

Для обеспечения исполнения договора исполнитель может перечислить необходимую сумму по реквизитам, полученным от заказчика, либо предоставить банковскую гарантию.

Такая гарантия должна быть безотзывной, полученной у надежного банка, а ее сроки должны превышать срок исполнения контракта. В ходе принятия решения о предоставлении гарантии банком оценивается кредитная история исполнителя, платежеспособность поставщика. На это уходит некоторое время, поэтому за оформлением гарантии нужно обращаться заблаговременно.

Своевременное внесение обеспечения по 223-ФЗ имеет важное значение для исполнителя. Поскольку если допустить просрочку в перечислении обеспечения, то поставщика могут признать уклонившимся от исполнения договора, что служит основанием для попадания его в реестр недобросовестных поставщиков.

Факт внесения обеспечения участником закупки требуется подтвердить документально. Например, предоставив платежное поручение с отметкой из банка вместе с подписанным экземпляром договора.

На федеральном уровне планируется внести правки в 223-ФЗ, которые зафиксируют четкие требования к банковским гарантиям. Такие поправки были предложены Минфином.

В случае одобрения поправок от заказчика будут принимать только те гарантии, которые выдали банки из утвержденного ЦБ перечня.

Такие банковские гарантии должны быть безотзывными, иметь сроки действия на месяц дольше срока исполнения договора.

Размер обеспечения исполнения договора

Размер обеспечения исполнения договора прописывается в Положении о закупке, утвержденном у юрлица. Тогда как конкретные показатели содержатся в закупочной документации.

Если условиями договора предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения обычно устанавливается равным предоплате. Обеспечение договора устанавливается в денежном выражении по усмотрению заказчика.

На практике в большинстве случаев порядок предоставления обеспечения по 223-ФЗ дублирует аналогичный из 44-ФЗ. Для заключаемых контрактов на сумму в пределах 50 млн. р. устанавливается величина обеспечения гарантией на 5-30% от цены контракта. Для более крупных сделок обеспечение устанавливается в размере 10% от цены контракта, но в пределах авансового платежа.

При этом заказчик по 223-ФЗ вправе установить обеспечение и менее 5% от цены договора, это не будет считаться нарушением.

Унитарное предприятие вправе заключить договор банковского вклада, не выполняя требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

Согласно Постановлению Правительства №1352 от 2014 года, заказчики, которые работают по 223-ФЗ, предоставляют субъектам малого бизнеса определенные преимущества.

Они касаются обеспечения по заявкам и исполнению договора (субъекты малого бизнеса вправе выбрать оптимальный способ обеспечения заявок и исполнения договора), порядка заключения договора, а также процентных значений размера обеспечения.

Для представителей малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ обеспечение исполнения договора не должно превышать 5% от его цены.

В случае когда договором был предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен превышать авансовое обеспечение.

Возврат обеспечения исполнения договора

Некоторые заказчики по 223-ФЗ просят подписать исполнителя согласие на невозврат обеспечения. Поставщику не вернут назад деньги, если он:

  1. Неоднократно поставлял некачественный товар.
  2. Просрочил поставку более, чем на 20 дней.
  3. Не предоставил необходимые документы.
  4. Нарушил сроки устранения недостатков товара.
  5. Предоставил несоответствующую требованиям или недостоверную гарантию из банка.
  6. Поставил товар с неподтвержденным сертификатом или с неустранимыми дефектами.

Если вышеуказанные обстоятельства не имели места, то обеспечение подлежит возврату в полном размере в установленные сроки.

Таким образом, обеспечение заявки является залогом и страховкой для заказчика на случай, если победитель конкурса уклонится от подписания договора. Благодаря обеспечению заказчик сможет компенсировать свои затраты на проведение закупки.

Когда победителем был подписан договор, то он предоставляет обеспечение по договору, который страхует заказчика от неисполнения участником договорных условий. 223-ФЗ не столь детально регламентирует процедуру оформления обеспечения, как 44-ФЗ.

Заказчик сам должен определиться с условиями, формой и размером обеспечения по 223-ФЗ.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/obespecenie-zaavki.html

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

Статья актуальна на 1 июля 2019

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

Читайте также:  Вследствие чего договор поручения прекращается?

Унитарное предприятие вправе заключить договор банковского вклада, не выполняя требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

В чем принципиальное отличие?

44-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

44-ФЗ

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

У каких участников приоритет?

44-ФЗ

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 18% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

44-ФЗ

Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • многоэтапные конкурсы
  • закрытые конкурсы
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше конкурентными закупками. 

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

44-ФЗ

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Аккредитацию на всех этих площадках автоматически дает регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна. 

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. 

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

44-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП). 

Сроки подачи заявок

44-ФЗ

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442). 

Обеспечение исполнения заявки и контракта

  • 44-ФЗ
  • Обеспечение заявки
  • Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:
  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет.

Выбрать банк можно бесплатно в сервисе Контур.Спектр. 

  1. Обеспечение контракта и гарантийных обязательств
  2. Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.
  3. Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без учета НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (включая НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. 

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика. 

Обеспечение контракта 

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке. 

Стоимость участия 

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие. 

Возможность изменения, расторжения контракта

44-ФЗ

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя. 

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках. 

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Рубрики: 44-ФЗ 223-ФЗ Основы

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/67-44-or-223

Изменения в правовом регулировании, разъяснения правил проведения закупок по закону № 223-ФЗ на 29 августа 2016 г

29.08.2016

Предлагаем Вашему вниманию обзор последних новостей в сфере регулирования и осуществления закупок по закону № 223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменение правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, отнесение договора банковского вклада к закупке, признание судом запроса предложений торгами и многое другое.

1. Постановление Правительства от 11 декабря 2014 г. № 1352

Унитарное предприятие вправе заключить договор банковского вклада, не выполняя требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

В 2016 году уже в четвертый раз внесены изменения в Постановление Правительства от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Постановлением от 19 августа 2016 года № 819 установлено, что с 1 января 2018 года годовой объём закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства по прямым договорам, по результатам закупок, участниками которых являются только СМиСП, должен быть увеличен с 10 до 15%.

Постановлением от 26 июля 2016 г. № 719 определены новые лимиты для обязательных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 ноября 2016 года заказчики, на которых распространяется действие Постановления № 1352, обязаны производить закупку исключительно у субъектов МиСП, если товар (работа, услуга) включен в перечень закупок у СМиСП, а начальная (максимальная) цена договора не превышает 200 млн. руб. (в настоящее время – 50 млн. руб.).

Действие Постановления № 1352 с 1 января 2017 года будет распространено на кредитные организации, величина активов которых, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей.

На кредитные организации также распространено действие Постановления от 29 октября 2015 г.

№ 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга».

Субъекты малого и среднего предпринимательства, участвующие в закупках напрямую или в качестве субподрядчика, должны теперь подтверждать свою принадлежность к СМиСП путем декларирования в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого или среднего предпринимательства представлением в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Только для вновь созданных организаций и ИП, не включенных в единый реестр, предусмотрена новая упрощенная форма декларации.

Заказчикам предоставлено право при заключении договора с участником закупки осуществлять проверку соответствия этого участника закупки критериям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», на основании сведений из единого реестра.

Кроме того, предусмотрена обязанность заказчика отказывать участникам в допуске к участию в закупке или отказываться от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, в случае отсутствия сведений об участнике закупки или привлекаемом им субподрядчике в едином реестр СМиСП.

Читайте также:  Установлен порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств

Постановлением от 2 августа 2016 г.

№ 749 действие Постановления № 1352 распространено на Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляющее деятельность в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства.

Источник: https://www.fcaudit.ru/about/news/izmeneniya-v-223-fz-29-08-16/

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица — всё наглядно!

Redone Полезные статьи о госзакупках 04 мая 2017

Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.

1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ
Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках. Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.
2. Общие положения
Кто является заказчиком
  • В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:
  • — государственные и муниципальные бюджетные учреждения;
  • — унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.
Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:

  • организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
  • организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
  • организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
  • унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;
Способы закупок
Федеральным законом №44 регламентировано довольно большое количество закупок:

  • конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
  • электронный аукцион (статья 59);
  • запрос предложений (статья 83);
  • запрос котировок (статья 72);
  • закупка у единственного поставщика (статья 93);
  • закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).
223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных вида закупок: Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.
Электронные площадки
Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

  • www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
  • www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
  • www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
  • www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
  • www.rts-terder.ru (ООО «РТС-тендер»).
  • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)
Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.
3. Информационное обеспечение закупок: положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок
Положение о закупках
Не предусмотрено. Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.
Планирование закупок
  1. 44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:
  2. — составление плана закупок сроком на 3 года;
  3. — составление плана-графика сроком на один год.

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.

223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа — плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.
Сроки размещение и содержание извещения
44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений — не менее 5 дней и так далее. Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона. Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено — НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика. Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов — они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении. Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.
Место размещения извещения
Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке. Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.
Внесение изменений в извещение и отмена закупки
Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика. Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев. Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках. Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.
Содержание документации
Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет. Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке
4. Особые условия в рамах Федеральных законов
Обеспечение исполнения заявки/контракта
Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях — это право, а не обязанность заказчика. Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком. Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.
Антидемпинговые меры
Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37 Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным. Не осуществляется в обязательном порядке.
Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций
Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.
5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов
Заключение и изменение контракта
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий. Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все — от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/124-otlichiya-44-fz-i-223-fz-tablitsa

Что следует учитывать при заключении договора с казенным предприятием — НалогОбзор.Инфо

Казенное предприятие – это коммерческая организация, которая имеет ряд особенностей. Эти особенности обусловлены тем, что собственником ее имущества выступает публично-правовое (Российская Федерация, ее субъект) или муниципальное образование.

Само предприятие обладает ограниченным вещным правом на такое имущество – правом оперативного управления.

Поэтому при работе с казенным предприятием его контрагент должен учитывать:

  • наличие у предприятия специальной правоспособности;
  • особенности управления его имуществом (необходимость согласования сделок);
  • необходимость соблюдения закупочных процедур;
  • распределение ответственности за неисполнение договора между предприятием и собственником его имущества.

Недопустимость сделок, которые не соответствуют уставной правоспособности

Казенное предприятие создается для того, чтобы производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги. То есть оно является коммерческой организацией, которая занимается хозяйственной (коммерческой) деятельностью. Однако от обычных коммерческих организаций, которые также занимаются производством, выполняют работы или оказывают услуги, казенное предприятие отличает то, что:

  • основным заказчиком продукции (работ или услуг), которую производят казенные предприятия, является государство в лице его уполномоченных органов;
  • казенное предприятие осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств.

Казенное предприятие может быть создано в случаях, когда:

  • преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
  • нужно использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущество, необходимое для обеспечения безопасности РФ;
  • необходимо осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

Полный перечень всех случаев создания казенного предприятия определяет абзац 8 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

Казенные предприятия, в отличие от иных коммерческих организаций, имеют специальную, или уставную, правоспособность. Они могут иметь только такие права и нести обязанности, которые:

  • предусмотрены в его уставе;
  • соответствуют предмету и целям его деятельности.

Это следует из статьи 49 Гражданского кодекса РФ и статьи 3 Закона о предприятиях. Поэтому в уставе казенного предприятия обязательно указывают предмет, цели и виды его деятельности (п. 3 ст. 9 Закона о предприятиях). См. например, Устав казенного предприятия г.

Москвы, утвержденный приложением № 2 к распоряжению Департамента имущества города Москвы от 10 февраля 2012 г.

№ 189-р «Об утверждении примерных форм уставов и трудовых договоров с руководителями и главными бухгалтерами государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы».

Следовательно, заключать договоры казенное предприятие может только в соответствии с уставными целями (специальной правоспособностью). Это значит, что казенные предприятия не могут совершать сделки, которые противоречат целям и предмету их деятельности. Такие сделки по общему правилу считаются оспоримыми (не ничтожными).

Это следует из статьи 168 Гражданского кодекса РФ и пунктов 73–75 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Дело в том, что к ничтожным относят сделки, которые названы таковыми в силу прямого указания закона.

В отношении сделок казенных предприятий такого указания нет (кроме случаев, установленных в п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях). Ничтожной может быть названа также сделка, которая нарушает закон и при этом посягает на публичные интересы или права третьих лиц.

То есть если сделка совершена с нарушением специальной правоспособности, но публичные интересы не затрагивает, либо не лишает предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, то нет оснований считать ее ничтожной.

Само по себе несоответствие сделки закону или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Внимание! Казенное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом (недвижимым и движимым) только в определенных пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

То есть казенное предприятие может распоряжаться имуществом только в пределах своей специальной правоспособности. Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона о предприятиях.

Необходимость согласия собственника имущества казенного предприятия

Казенное предприятие является унитарным предприятием, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления.

У казенного предприятия может быть только один учредитель. Кроме того, учредителем в казенных предприятиях могут выступать лишь:

  • Российская Федерация (Правительство РФ своим решением учреждает федеральные казенные предприятия);
  • субъект РФ (орган государственной власти субъекта РФ учреждает своим решением казенные предприятия субъекта РФ);
  • или муниципальное образование (орган местного самоуправления учреждает своим решением муниципальные казенные предприятия).

Казенное предприятие при его создании наделяется имуществом, необходимым для осуществления тех видов деятельности, которые предусмотрены его уставом. Оно принадлежит учредителю казенного предприятия на праве собственности и в отношении него предприятие обладает гораздо меньшими правомочиями, чем, например, унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Внимание! Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (как движимым, так и недвижимым) только с согласия собственника его имущества.

Такое согласие выдают:

  • федеральному казенному предприятию – Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;
  • казенному предприятию субъекта РФ – уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ;
  • муниципальному казенному предприятию – уполномоченный орган местного самоуправления.
  • В частности, казенные предприятия не вправе без согласия собственника имущества:
  • совершать сделки по распоряжению вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими предприятию акциями;
  • заключать договоры, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий (за исключением банковских гарантий для участия в торгах), с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также договоры простого товарищества;
  • совершать сделки, направленные на получение заимствований.

Как и для иных коммерческих организаций, закон устанавливает для казенных предприятий правила о необходимости получения согласия собственника имущества на совершение:

  • сделок с заинтересованностью.

Правила о заключении крупной сделки унитарным предприятием, каковым является и казенное предприятие, имеют свои особенности в части:

  • определения суммы, которая позволяет определить сделку как крупную;
  • порядка согласования таких сделок.

Причем в отличие от других юридических лиц, Закон о предприятиях предусматривает возможность заинтересованности в совершении сделки только его руководителя.

В уставе казенного предприятия могут быть дополнительно предусмотрены виды и размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества предприятия.

Кроме того, необходимо отметить, что казенное предприятие в качестве арендатора земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, не вправе (п. 3 ст. 19 Закона о предприятиях):

  • сдавать такой земельный участок в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);
  • передавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Вместе с тем, казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги). Однако иное может быть установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, такие правила установлены в пункте 1 статьи 19 Закона о предприятиях.

Совет: Контрагенту до заключения сделки нужно предпринять следующие действия.

1. Запросить устав у казенного предприятия.

В нем могут быть закреплены виды и размер сделок, которые предприятие не имеет права заключать без согласия собственника, хотя закон и не предусматривает для них обязанность получать такое согласие (абз. 4 п. 1 ст.

19 Закона о предприятиях). Нужно убедиться в том, что заключаемая сделка не поименована в уставе предприятия в качестве такой, которая требует дополнительного согласования.

2. Получить у казенного предприятия подтверждение того, что собственник его имущества согласен на совершение сделки. Предприятие может получить согласие в виде:

  • ответного письма от органа исполнительной власти, в подведомственности которого оно находится;
  • визы письма предприятия, которое обращено к собственнику, с запросом о согласии.

Решения по вопросам согласования принимают лица, уполномоченные собственником имущества предприятия. Контрагенту предприятия нужно убедиться в том, что согласие дало уполномоченное лицо собственника имущества предприятия, иначе сделка (или сделки) может быть признана недействительной.

См. также Что следует учитывать при заключении договора с унитарным предприятием.

Необходимость соблюдения закупочных процедур

Предприятие не вправе заключать договоры по приобретению товаров, работ или услуг без проведенных им закупочных процедур. Такие процедуры проводят в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
  • Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Казенное предприятие, в отличие от большинства юридических лиц иных организационно-правовых форм, может заключить договор только в результате одной из пяти следующих процедур.

1. Предприятие победило на торгах с целью заключить государственный или муниципальный контракт (в качестве поставщика товаров, работ или услуг) в порядке, который предусматривает Закон № 44-ФЗ.

2. Предприятие заключает контракт (в качестве заказчика) по результатам торгов, которые проводились в соответствии с Законом № 44-ФЗ в силу обязательного требования законодательства. Например, при необходимости провести обязательный аудит (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

3. Предприятие заключает контракт (в качестве заказчика) по результатам торгов, которые проводились в соответствии с Законом № 44-ФЗ в связи с тем, что на момент заключения контракта предприятие не утвердило и не опубликовало Положение о закупке (ч. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

4. Предприятие осуществляет закупочные процедуры при сумме сделки от 100 000 руб., в отдельном случае – от 500 000 руб. (если годовая выручка предприятия за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.) (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

5. Предприятие заключает договор, при котором не нужно проводить закупочные процедуры в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Так, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика на сумму менее 100 000 руб. Такое правило устанавливает пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Нужно учитывать, что при проведении закупок казенное предприятие соблюдает:

  • Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд;
  • Требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг.

Эти требования утверждены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 и вступили в силу с 1 января 2015 года.

Кроме того, нужно иметь в виду, что с 1 января 2016 года вступят в силу:

  • Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552);
  • отдельные положения Закона № 44-ФЗ.

Какие именно положения закона начнут действовать, указано в части 2 статьи 114 Закона № 44-ФЗ. Так, закон вводит правила о том, как:

  • обосновать проведение закупок;
  • указывать идентификационный код закупки и др.

Кроме того, о правилах закупок в рамках контрактной системы см.:

  • В чем особенности проведения закупок в рамках контрактной системы;
  • Как провести закупки по контрактной системе;
  • Как провести закупки по Закону № 223-ФЗ: конкурс и аукцион;
  • Как провести закупки по Закону № 223-ФЗ: иные способы закупки.

Субсидиарная ответственность собственника имущества предприятия

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества (абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона о предприятиях).

Если казенное предприятие преобразуется в унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, то собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию (абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона о предприятиях).

То есть если казенное предприятие заключит договор, например, на поставку оборудования для больницы, но на его оплату не хватит средств, выделенных из бюджета, то поставщик сможет предъявить требования к собственнику предприятия.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/dogovornoe_pravo/obshhie_pravila/chto_sleduet_uchityvat_pri_zakljuchenii_dogovora_s_kazennym_predprijatiem/124-1-0-3158

Ссылка на основную публикацию