У налоговиков есть право истребовать у аудиторов информацию о клиентах

Налоговым органам сложно работать корректно без информации, поступающей из разных источников.

По закону данные в инспекцию обязаны передавать сами налогоплательщики, их контрагенты, коммерческие структуры, с которыми они взаимодействуют, банковские учреждения, где открыты счета.

К этому перечню с 2019 года добавили аудиторов. Давайте разбираться, какие данные о своих заказчиках будут обязаны передавать налоговикам аудиторские компании.

Предписания, поступившие из ОЭСР

У налоговиков есть право истребовать у аудиторов информацию о клиентах

На основании проведенного исследования отечественной системы налогообложения ОЭСР выработала рекомендации о внесении изменений, на основании которых и был принят ФЗ № 231. Стоит отметить основные предписания этой организации:

  • обеспечить доступ налоговых органов к данным, которые касаются проведения аудиторских проверок, в том числе сведений, относящихся к аудиторской тайне;
  • предоставить налоговикам право требовать информацию о собственниках и структуре собственности зарубежных предприятий, работающих в России;
  • закрепить в законе положение, которое касается передачи в налоговую инспекцию данных, обеспечивающих идентификацию участников совместной деятельности (форма – простое товарищество);
  • внести изменения, направленные на утверждение и использование общепринятых стандартов, устранение двойного налогообложения.

Стоит отметить одну важную деталь: Россия в ОЭСР не входит, но рекомендации, которые оставила по отношению к нашей стране эта организация, власти учли и внесли изменения в налоговое законодательство.

Особенности предоставления в налоговую документации аудиторами

С начала 2019 года налоговым органам разрешается требовать предоставления документации от аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. Порядок предоставления информации регулирует ст. 93.2 НК РФ. Естественно, что с внесением изменений у заинтересованных сторон возникает много вопросов. Стоит предоставить ответы на самые распространенные из них:

  • Какие документы имеют законное право запросить налоговики? Речь идет о данных, являющихся основанием для начисления и уплаты разных налогов.
  • Может ли аудитор проинформировать клиента, деятельность которого заинтересовала налоговиков? Да, аудитор имеет такое право.
  • На каком основании идет запрос из налоговой? Руководитель территориальной налоговой инспекции принимает решение. Именно оно направляется аудиторам.
  • Кто обязан предоставлять документы? В соответствии с законом с 2019 года обязаны отправлять информацию в налоговую инспекцию и аудиторские фирмы, и индивидуальные аудиторы.
  • Какой срок предоставления документов от аудитора в налоговую? В законе четко указано, что аудитор должен предоставить информацию не позднее 10 дней с даты получения требования.

Налогоплательщики, оформляющие заказ на аудит, и сами аудиторы должны понимать, что налоговики имеют право послать запрос на предоставление документов только в трех случаях.

Первый из них связан с ситуацией, когда в ходе выездной налоговой проверки плательщик не предоставил документацию. Второй случай касается того, что налоговики могут запросить документацию о сделках между взаимозависимыми лицами.

Их цель – проверка уплаты обязательных сборов, платежей, налогов.

Еще один случай, который закреплен законом, относится к тем ситуациям, когда согласно международным договорам в отношении компании, где проводился аудит, имеется официальный запрос из компетентного органа.

Пришло ли время делать выводы

Эксперты сходятся во мнении, что принятые изменения негативно отразятся на аудиторской сфере. Скорее всего, клиенты будут отказываться от проведения инициативного аудита, не полностью раскрывать коммерческую информацию. Время покажет. Изменения внесены, и пока обратного пути нет.

Если информации, которая изложена в статье, недостаточно, то данные о принятых с 2019 года изменениях можно получить у ГК «Аудит А».

Эксперты, оказывающие услуги по проведению обязательного и инициативного аудита, обслуживанию налогового и бухгалтерского учета, готовы ответить на любые вопросы.

Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.

Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Источник: https://audita.ru/articles/auditorov-s-2019-goda-obyazali-peredavat-dannye-v-nalogovuyu.html

Налоговики получили доступ к аудиторской тайне

У налоговиков есть право истребовать у аудиторов информацию о клиентах Фото: iStock

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Налоговый кодекс, которые дают Федеральной налоговой службе (ФНС) право на доступ к аудиторской тайне. Трансляция заседания шла на сайте Госдумы.

Аудиторская тайна — это любые сведения, полученные и составленные аудиторской организацией и ее сотрудниками, а также индивидуальным аудитором. В нее входит в том числе информация об операциях клиента. Сведения, которые распространил сам клиент, аудиторской тайной не являются. 

Сейчас ФНС запрещено собирать и использовать сведения, составляющие аудиторскую тайну. Поправки «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» дают налоговикам право запрашивать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы и информацию, полученные ими от компаний при проведении аудита. 

Такой запрос они могут сделать на основании решения руководителя ФНС России или его заместителя. Если компания сама не предоставила документы в ходе выездной налоговой проверки, налоговики могут получить их таким путем. Аудиторы обязаны предоставить данные в течение 10 дней после получения запроса. Распространять полученные сведения ФНС запрещено. 

Партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский в беседе с РБК рассказал, что поправки обезопасят компании, которые боятся произвола. Теперь получить данные налоговая сможет только с разрешения руководства ФНС. 

михаил успенский

партнер Taxology

«Появление четкой процедуры успокоит тех налогоплательщиков, которые опасаются произвола на местах, когда линейные руководители налоговых инспекций будут массово истребовать такую чувствительную информацию, как аудиторские заключения. Лишь руководитель службы и его замы смогут приказать аудиторам раскрыть данные об их клиентах, причем по относительно четко прописанной процедуре».

Против поправок с самого начала выступало Минэкономразвития. В ведомстве объясняли, что они расширяют перечень сведений, уже предоставляемых банками и госучреждениями, и увеличивают нагрузку на бизнес и экономику. Эксперты соглашаются: Артем Ломизе из ФБК отмечает, что новые правила осложнят работу аудиторских компаний с клиентами.

Руководитель департамента аудиторских услуг KPMG в России и СНГ Кирилл Алтухов тоже считает, что работать станет сложнее: основой аудита всегда было доверие между клиентом и аудитором и гарантия конфиденциальности. Теперь клиенты могут «закрыться», опасается он. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews

Источник: https://incrussia.ru/news/dostup-fns-k-auditorskoj-tajne/

Меньше секретов

Согласно доработанной версии законопроекта, налоговые органы получат право сбора, хранения и использования информации о налогоплательщике, полученной от аудиторской организации, но, в отличие от первоначальной редакции, не смогут ее распространять.

Это связано с тем, что любые данные, полученные ФНС о налогоплательщике, автоматически подпадают под налоговую тайну.

«А в соответствии с прямыми положениями НК РФ и УК РФ распространение сведений о налогоплательщике, составляющих налоговую тайну, и так прямо запрещено», — поясняет ведущий юрисконсульт департамента налоговых споров ФБК Grant Thornton Артем Ломизе.

Поправки в законопроект также прописывают ранее отсутствовавший механизм самого процесса истребования документов у аудиторской организации. В первую очередь налоговый орган, проводящий проверку, должен истребовать необходимые документы у проверяемого налогоплательщика.

Не получив документы, руководитель или замруководителя ФНС (а не территориальной налоговой инспекции) принимает решение запросить необходимые сведения у аудиторской компании.

При этом в обосновании такого запроса должны быть указаны реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки; дата направления требования о представлении документов и срок их представления; сведения о факте непредставления в установленный срок документов; сведения об аудиторской организации, проводившей аудит; а также реквизиты или другие сведения, позволяющие аудиторской организации идентифицировать запрашиваемые документы. После этого аудитору по месту его учета выставляется требование с решением ФНС.

«Появление четкой процедуры успокоит тех налогоплательщиков, которые опасаются произвола на местах, когда линейные руководители налоговых инспекций будут массово истребовать такую чувствительную информацию, как аудиторские заключения», — говорит партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский.

Таким образом, рассуждает эксперт, в законе предусматривается заградительный барьер в виде санкции высшего состава центрального аппарата ФНС России.

«Лишь руководитель службы и его замы смогут приказать аудиторам раскрыть данные об их клиентах, причем по относительно четко прописанной процедуре», — поясняет он.

Поскольку истребование возможно только с санкции руководства налоговой службы, массово оно использоваться не будет, считает руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. «Законопроект принят в целях выполнения рекомендаций ОЭСР в целях международного обмена информацией. Особой необходимости у российских налоговых органов в таком инструменте нет», — говорит он.

Значительных негативных последствий от данного законопроекта для добросовестного бизнеса не будет, считает президент «Деловой России» Алексей Репик.

«Больше всего бизнес опасается, что сведения попадут в третьи руки, но у нас органы ФНС вызывают полное доверие в плане надежности», — сообщил он РБК.

По его словам, аудит в компаниях проводится в первую очередь для риск-менеджмента, как управленческой, так и налоговой отчетности.

«Сейчас в законодательстве мы видим немало изменений, касающихся именно отчетности компаний. В связи с этим аудитор — это именно тот, кто должен помогать компании корректно формировать отчетность в рамках правового поля. Не чтобы что-то скрыть, а чтобы не совершить ошибок», — говорит Репик.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/17/07/2018/5b4cc35c9a794746bff0fabb

Доступ к аудиторской тайне предоставлен налоговым органам, Информационное сообщение Минфина России от 03 августа 2018 года №ИС-аудит-23

Федеральным законом от 29 июля 2018 г.

N 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» налоговым органам предоставлен доступ к документам и сведениям, составляющим аудиторскую тайну (ранее — возможности доступа налоговых органов к таким документам и сведениям были существенно ограничены). В целях налогового контроля они могут собирать, хранить и использовать полученные от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы (информацию), связанные с оказанием ими профессиональных услуг (далее — документы).

  • ________________
  • Далее аудиторские организации и индивидуальные аудиторы именуются вместе «аудиторы».
  • Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
  • Наделение налоговых органов данным правом направлено на выявление налоговых правонарушений, борьбу с уклонением от уплаты налогов и финансовым мошенничеством, а также обеспечение исполнения соответствующих международных обязательств Российской Федерации.
Читайте также:  Основания и порядок признания завещания недействительным

Порядок истребования документов налоговым органом у аудитора

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 231-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) введен порядок истребования документов налоговым органом у аудитора (статья 93_2). Данный порядок является специальным по отношению к установленному статьями 93 и 93_1 НК РФ общему порядку истребования документов налоговым органом при осуществлении налогового контроля.

  1. Налоговый орган вправе истребовать у аудитора документы:
  2. при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика, если такое лицо не представило соответствующие документы в налоговый орган в установленном порядке;
  3. ________________
  4. Здесь и далее — также плательщика сбора, плательщика страхового взноса, налогового агента.
  5. при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, если налогоплательщик не представил соответствующие документы в налоговый орган в установленном порядке;
  6. при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
  7. ________________

С информацией о международных договорах Российской Федерации в сфере налоговых отношений можно ознакомиться на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе «Налоговые отношения».

  • Истребовать документы может должностное лицо налогового органа по месту учета аудитора. Истребованию могут подлежать документы, полученные аудитором в ходе оказания следующих услуг:
  • аудит;
  • сопутствующие аудиту услуги (обзорная проверка, согласованные процедуры, компиляция информации, др.);
  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций, бухгалтерское и налоговое консультирование, управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

В случае если налогоплательщик не представил соответствующие документы в налоговый орган, у аудитора могут быть истребованы документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов). При поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства у аудитора могут быть истребованы документы, обеспечивающие исполнение налоговым органом такого запроса.

Основанием для истребования документов налоговым органом у аудитора является специальное решение руководителя ФНС России или его заместителя. Такое решение должно содержать все сведения, предусмотренные соответственно частями 2 или 3 статьи 93_2 НК РФ.

В решении, в частности, должна содержаться информация: о факте непредставления документов самим налогоплательщиком (при проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами); позволяющая аудитору идентифицировать истребуемые документы; о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства запрета на информирование аудитором лица, в отношении которого получен этот запрос, о передаче касающейся его информации.

Требование о представлении документов направляется налоговым органом аудитору с приложением копии соответствующего решения руководителя ФНС России или его заместителя.

В случае если налогоплательщик не представил соответствующие документы в налоговый орган, требование о представлении документов направляется налоговым органом аудитору после истечения срока представления таких документов налогоплательщиком.

Порядок исполнения аудитором требования налогового органа

Порядок исполнения аудитором требования налогового органа о представлении документов определен статьей 93_2 НК РФ с учетом положений пунктов 2 и 3 статьи 93.

Аудитор обязан представить соответствующие документы налоговому органу по месту своего учета в течение 10 дней со дня получения требования этого налогового органа.

Если аудитор не имеет возможности представить истребуемые документы в указанный срок, он в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет налоговый орган об этом.

При этом аудитор должен указать причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, а также сообщить срок, в течение которого он может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит отдельное решение по данному уведомлению: продлить срок представления документов или отказать в этом.

Аудитор может представить истребуемые документы в налоговый орган лично или через представителя.

Документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных аудитором копий; все листы таких документов должны быть пронумерованы и прошиты. Документы могут быть переданы аудитором непосредственно в налоговый орган или направлены в налоговый орган по почте заказным письмом.

Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ в случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Гарантии соблюдения аудиторской тайны и прав аудитора

Исходя из статьи 102 НК РФ (налоговая тайна) и статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (аудиторская тайна) лица, получившие доступ к документам, составляющим аудиторскую тайну, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких документов. Исходя из части 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» передача аудитором документов, составляющих аудиторскую тайну, налоговым органам в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 93_2 НК РФ, не является нарушением аудиторской тайны.

  1. С целью защиты интересов аудитора при истребовании у него налоговым органом документов, связанных с оказанием этим аудитором профессиональных услуг налогоплательщикам (аудируемым лицам), законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие меры:
  2. 1) налоговый орган вправе истребовать у аудитора лишь те документы и только в тех случаях, которые прямо указаны в статье 93_2 НК РФ;
  3. 2) правом истребовать документы у аудитора наделен ограниченный круг должностных лиц налоговых органов;
  4. 3) истребование документов у аудитора возможно исключительно на основании решения высших должностных лиц ФНС России;
  5. 4) истребование документов у аудитора возможно лишь при соблюдении всех установленных требований к данной процедуре.

Аудитор и его клиент

В общем случае федеральное законодательство не запрещает аудитору информировать налогоплательщика (аудируемое лицо) о получении требования налогового органа о представлении документов, связанных с оказанием этим аудитором профессиональных услуг данному налогоплательщику (аудируемому лицу), а также передаче касающихся налогоплательщика (аудируемого лица) документов.

Исключением является случай, когда запрос компетентного органа иностранного государства содержит запрет на такое информирование.

В этой ситуации аудитор не имеет права сообщать аудируемому лицу о получении требования налогового органа о представлении соответствующих документов и передаче их налоговому органу.

Сведения о таком запрете должны быть указаны в решении руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, на основании которого налоговый орган истребует документы у аудитора и копия которого прилагается к требованию налогового органа.

Ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений налоговым органам

Согласно части 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 тыс.руб.

В соответствии с частью 2 статьи 129_1 НК РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, совершенное повторно в течение календарного года, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс.руб.

Вступление в силу

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 231-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 г.

Исходя из стандартов аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики аудиторов, в порядке подготовки к вступлению в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2018 г.

N 231-ФЗ, аудитору целесообразно определить порядок своих действий, обязанности и полномочия сотрудников при поступлении соответствующих требований налоговых органов.

Кроме того, аудитор мог бы проинформировать клиентов по данному вопросу, разъяснив им свои новые обязанности, неизменность режима аудиторской тайны в отношении документов, получаемых им от клиентов, порядок своих действий при поступлении соответствующего требования налогового органа.

  • Департамент регулирования
  • бухгалтерского учета,
  • финансовой отчетности и
  • аудиторской деятельности
  • Минфина России
  • Электронный текст документа
  • подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
  • официальный сайт Минфина России

www.minfin.ru, 03.08.2018

Источник: http://docs.cntd.ru/document/550851146

Налоговики получат доступ к аудиторской тайне

Аудиторы откроются налоговикам

С. Портер / Ведомости

Налоговые риски для бизнеса могут вырасти – законопроект, открывающий налоговикам доступ к аудиторской тайне, во вторник был одобрен комитетом Госдумы по бюджету. Они смогут собирать, использовать и распространять данные, полученные от аудиторов.

Понятие «аудиторская тайна» из Налогового кодекса законопроект предлагает исключить. Если компания отказалась предоставить данные, налоговики смогут потребовать их у аудиторов в двух случаях – при проведении проверки или по запросу иностранных налоговиков, если с ними есть соглашение об обмене информацией.

Запросить можно все, что получил аудитор, – достаточно, чтобы на основе этих документов можно было сделать вывод о доначислении налогов. Для этого инспекторам нужно заручиться согласием руководства вышестоящего налогового органа. Чтобы налоговики не злоупотребляли своими правами, объясняет представитель Минфина.

Поделиться данными придется сотрудникам аудиторских компаний и индивидуальным аудиторам. За отказ или недостаточно быстрый ответ – штраф 10 000 руб.

Но главное – не штраф, а удар по репутации, говорят опрошенные аудиторы.

Доступ к аудиторской тайне поможет бороться с компаниями, не выплачивающими налоги, финансовыми мошенниками, объясняет представитель Минфина, это важная часть деофшоризации.

Сейчас аудировать отчетность обязаны все компании, выручка которых превышает 400 млн руб., а активы – 60 млн руб. (см. график). Но Центробанк предлагает убрать критерий выручки.

Читайте также:  Фнс рф предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

Действующее законодательство обязывает аудиторов раскрывать информацию только по запросу правоохранительных органов и судов.

Обязать их делиться информацией и в других случаях пытались уже не раз, говорит управляющий партнер «Юрпартнера» Антон Толмачев, и даже предлагаемые изменения не позволят этого добиться: аудиторы смогут создавать компании, через них заключать договор на оказание консалтинговых услуг и получать данные, которые клиенты захотят скрыть от налоговиков. В 2014 г. уже был аналогичный законопроект, по которому налоговики могли получить данные при оказании смежных с аудитом услуг, но его раскритиковало Минэкономразвития. Аудиторский бизнес сильно зарегулирован, поэтому большинство аудиторских компаний для устранения конфликта интересов выделяют консалтинг в отдельные структуры, говорит гендиректор МКПЦ Дмитрий Винокуров: «У нас есть компания МКПЦ и дочерняя «МКПЦ-консультант» со своим штатом юристов и консультантов».

И без данных аудиторов у налоговиков уже достаточно ресурсов, считает партнер «ФБК право» Галина Акчурина: они проверяют документы контрагентов, банковские счета, могут проводить обыски и выемку, привлекать при проверках сотрудников правоохранительных органов.

А если компания отказывается дать документ, налоговики могут доначислять налоги расчетным путем, отмечает она.

Но аудитор проводит в том числе оценку всех налоговых рисков, говорит налоговый консультант одной из компаний аудиторской большой четверки, доступ к такой информации позволит ФНС оценить всю налоговую политику компании.

Сейчас в законопроекте не описан регламент запроса, указывает предправления СРО РСА Людмила Козлова.

Он позволяет налоговикам запрашивать не только документы, но и любую информацию, отмечает партнер KPMG Кирилл Алтухов.

При этом непонятно, что это за информация, как она определена, а если налоговики захотят узнать выводы и интерпретацию аудитора, то любая его ошибка создаст проблемы для клиента, говорит он.

Без аудиторской тайны отношения клиента с аудитором перестанут быть доверительными, предупреждает директор по контролю качества СРО аудиторов «Ассоциация «Содружество» Надежда Кобозева: сейчас это отношения пациента с доктором.

Возникнет дилемма – «сдавать» клиента или нет, говорит она: «Не зря аудиторов привлекают в качестве оппонентов налоговиков в суде, мы знаем, как можно повернуть ту или иную информацию, всегда говорим клиентам о необходимости выплатить налог, но это остается на его усмотрение».

Еще больше урезать данные, которые компании дают аудиторам, невозможно, не согласен первый вице-президент Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслав Андрюшкин: давать аудиторам больше информации, чем стандартно требуется при проверке, компании не хотят уже сейчас.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/06/07/693329-dostup-auditorskoi-taine

Аудиторскую тайну узнают налоговики

Правительство дало ход законопроекту по доступу налоговиков к данным аудиторов, полученным от клиентов. Поправки фактически принудят их раскрывать сведения о тех налогоплательщиках, кто сам отказался сотрудничать с ИФНС. Аудиторское сообщество видит в проекте риски разглашения профессиональной тайны и, как следствие,— сокращения сотрудничества компаний с аудиторами.

Вчера комиссия по законопроектной деятельности правительства одобрила законопроект, дающий право налоговикам запрашивать у аудиторов информацию об их клиентах — документы, полученные в ходе аудиторской деятельности.

Работать это будет только в отношении тех клиентов, которые отказались представить документы по запросу налоговых органов.

Проект будет рассмотрен на заседании правительства, он предполагает введение новой нормы в действие с 1 января 2018 года.

Аудиторское сообщество такие нововведения не поддерживает. «Принятие законопроекта означает отмену аудиторской тайны,— отмечает заместитель главы Финэкспертизы Наталья Борзова.— Закон «Об аудиторской деятельности» относит к ней фактически любые сведения, полученные аудитором от клиента».

«Сейчас клиенты могут быть предельно откровенны с аудитором, но, захотят ли они представлять столь же полный объем информации, зная, что она уйдет в налоговую, большой вопрос,— говорит представитель крупной аудиторской компании.

— От добровольного аудита и консалтинговых услуг многие могут и вовсе отказаться, воспользовавшись предложениями компаний, не имеющих официального аудиторского статуса».

Председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков сообщил «Ъ», что аудиторское сообщество попытается добиться от комитета Госдумы по финансовому рынку, чтобы проект не был принят.

«Мы постараемся донести до комитета информацию о противоречии законопроекта закону «Об аудиторской деятельности»»,— отмечает он. В комитете Госдумы по финансовому рынку обещают изучить претензии аудиторов.

«Мы обязательно проработаем этот вопрос, и если действительно есть противоречия, то они будут сняты»,— отметил глава комитета Анатолий Аксаков. «Однако это вовсе не означает, что мы однозначно будем на стороне аудиторов»,— резюмировал он.

Для снятия противоречий в законопроект могут быть внесены и поправки, которые снимут режим аудиторской тайны со сведений, запрашиваемых налоговиками.

В случае принятия проекта аудиторы видят определенные риски возникновения спорных вопросов о наличии у аудиторов тех или иных документов.

«Даже при обязательном аудите идет проверка не всех документов подряд, а выборка, аудитор может и не иметь копий тех документов, что запрашивают налоговики,— отмечает директор департамента аудита МКПЦН Анна Гуляева.

— Не совсем понятно, какие именно документы они в принципе могут запросить — в НК РФ перечень открытый». И что делать, если запрашиваемых документов у аудиторов нет и как это доказать, добавляет Наталья Борзова.

В ФНС «Ъ» сообщили, что инициатором данного законопроекта является Минфин. Там на запрос «Ъ» не ответили. Впрочем, с высокой степенью вероятности ответы на вопросы аудиторов появятся при работе над законопроектом до его принятия, отмечает собеседник «Ъ» в правительстве.

Законопроектом не вводится отдельной ответственности для аудиторов за непредставление (несвоевременное представление) информации налоговикам. «Вероятно, будут применяться действующие статьи НК РФ,— говорит президент Центра налоговых экспертиз и аудита Михаил Мухин.— Скорее всего, ст. 129.

1 НК РФ, по которой за непредставление информации штраф составляет 5 тыс. руб., за повторное нарушение — 20 тыс. руб.».

Кроме того, у аудиторских компаний в случае принятия проекта возникнет необходимость выделять дополнительные ресурсы на подбор документов для ФНС, и вряд ли клиенты захотят взять расходы на подобную работу на себя, отмечают эксперты.

Чтобы избежать излишних претензий налоговиков, аудиторы могут завуалировать характер оказываемых услуг. «Кроме обязательного аудита клиентам могут оказываться и иные услуги — например, инициативный аудит, консалтинговые услуги и т. д.

,— говорит Наталья Борзова.

— Названы подобные услуги в договоре с клиентами могут быть как угодно — например, управленческий консалтинг, и тогда для ИФНС будет сложно предугадать, какие именно документы представлял аудиторам интересующий их налогоплательщик».

Вероника Горячева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3200179

Аудиторская тайна и новый закон о доступе налоговиков к аудиторским данным

Руководители многих фирм обращаются к аудиторам для проведения аудита, восстановления бухгалтерского учета и консультирования по вопросам ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

Обращаясь к специалистам, субъекты бизнеса рассчитывают на то, что закон предписывает аудиторам «хранить молчание» о фактах экономической жизни клиента, что подразумевала под собой аудиторская тайна. Аудиторская тайна является одной из основ доверительных отношений с клиентом.

Алексей Слюсарев, генеральный директор Юридического центра «Статус-Кво», подробно описывает роль аудитора в отношениях между субъектами предпринимательства и государством

Как следует из пункта 3 статьи 9 Закона об аудиторской деятельности, аудиторская организация (аудитор) не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам, а также разглашать эти сведения, в том числе содержание документов, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами. То есть обязательным условием для передачи таких сведений третьим лицам является законодательно закрепленное разрешение.

Все вроде бы ничего, но до того времени, пока не вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 93.2.

Содержание данной нормы значительно расширяет полномочия налоговых органов с 1 января 2019 года.

Должностные лица налогового органа по месту учета аудиторской организации (индивидуального аудитора) вправе истребовать у нее полученные при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 5 части 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», документы (информацию).

То есть, субъектам бизнеса не стоит рассчитывать на то, что их обращение к аудитору останется без последствий с введением приведенных новых положений Налогового кодекса.

Более того, зачастую налоговые органы, «обрадовавшись» новым полномочиям, совсем забывают о том, что применять их можно только в соответствии с установленным законом порядком. В свою очередь, установленный порядок формирования запроса в соответствии введенными положениями статьи 93.2 НК РФ предполагает его обязательное согласование в центральном аппарате ФНС.

Инспекции необходимо четко определить для себя, что она хочет получить. Запрос необходимо сформулировать конкретно с указанием того, какие именно документы или информация не были предоставлены налогоплательщиком в ходе налогового контроля и что нужно налоговому органу по результатам исполнения запроса, то есть какие документы контролирующие органы хотят получить.

После того как центральный аппарат ФНС согласует запрос, составленный с учетом положений статьи 93.2 НК РФ, он попадает в инспекцию, на учете которой стоит аудиторская компания. После получения данного запроса налоговый орган направляет его в адрес аудиторской фирмы.

  • При исполнении запросов важным является поведение аудитора, поскольку именно от его реакции зависит то, какая именно информация попадет в руки фискальных органов, которые, к сожалению, не всегда следуют букве закона.
  • Стоит отметить, что налоговые органы вправе обращаться к аудиторам только в рамках выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
  • Из этого правила, как и из любого другого, есть исключение — документы могут быть получены инспекцией от аудитора (аудиторской компании) также при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Читайте также:  Как восстановить свидетельство о расторжении брака

Следует обратить внимание, что при проведении камеральных налоговых проверок рассматриваемые изменения не действуют.

Следовательно, при получении запроса аудитор должен понимать, что в отношении его клиента либо ведется выездная налоговая проверка, либо поступил запрос компетентного органа иностранного государства (территории) в отношении аудируемого лица, исполнение которого регулируется международными договорами Российской Федерации.

В иных случаях запросы налоговых органов, направляемые аудиторам, являются незаконными и не подлежат исполнению.

Уделим внимание порядку обращения налоговых органов к аудиторам.

Непосредственно требование о представлении документов (информации) должно формировать должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации (индивидуального аудитора). Однако, не следует забывать, что применение положений статьи 93.

2 НК РФ не исключает использование полномочий, предусмотренных статьей 93.1 НК РФ, в которой установлен порядок взаимодействия налоговых органов при истребовании документов (информации) у контрагентов или иных лиц, располагающих ими.

Отсюда следует, что налоговый орган, проводящий выездную проверку или проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, сможет направить поручение об истребовании документов (информации), которое впоследствии будет перенаправляться налоговому органу по месту учета аудитора.

Какие же документы должны представить аудиторы? Нововведенные положения не ограничивают налоговый орган, аудитор должен представить по запросу инспекции любые документы, полученные им при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих, связанных с аудиторской деятельностью, услуг, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 5 части 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Многие сейчас задаются вопросом: в случае, если аудитор не представит инспекции документы, возможно ли налоговому органу провести выемку таких документов у аудитора (аудиторской компании)? На этот вопрос однозначный ответ — нет! Поскольку проведение выемки возможно, во-первых, только в рамках проведения выездных налоговых проверок, а, во-вторых, только в отношении проверяемого налогоплательщика. В рассматриваемой ситуации проверяется не сама аудиторская фирма, а ее клиент.

А что насчет проведения допроса аудитора и какие гарантии сохранения аудиторской тайны есть у организации, которая обратилась к аудитору, в случае, если налоговый орган решит вызвать на допрос аудитора? Тут можно сказать, что опасности нет, поскольку не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, получившие информацию об экономическом положении субъекта предпринимательства в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, ведь эта информация относится к профессиональной тайне. В частности, этими лицами являются адвокат и аудитор.

  1. Подводя итог, однозначно необходимо отметить важность установленной Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 231-ФЗ процедуры запроса у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации), поскольку она направлена на обеспечение налогоплательщиками гарантии соблюдения требований законодательства при сборе в отношении них сведений и документов.
  2. Несомненно, внесенные Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 231-ФЗ изменения в НК РФ повлияют на организацию работы аудиторов и потребуют дополнительных трудовых и информационных ресурсов на обработку запроса налоговых органов, так как прежде чем исполнять такие запросы:
  • необходимо убедиться в правомерности требования налогового органа;
  • если требование законно, то надлежит найти и передать налоговому органу документы (информацию);
  • важным все таки является момент взаимодействия с клиентом, информация о котором запрошена (в случае, если это не запрещено законодательством — смотрите пункты 3 и 4 статьи 93.2 НК РФ).

Предполагается, что нововведения повлекут за собой изменения на рынке оказания аудиторских услуг, а принятый закон не разрушит доверительных отношений клиентов и аудиторов. Однако аудиторам будет нелегко, поскольку именно им придется лавировать между интересами государства и субъектов предпринимательства.

Источник: https://delovoymir.biz/rol-auditora-v-nalogovyh-pravootnosheniyah.html

Как ФНС будет использовать информацию аудиторов против бизнеса?

Законопроект «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» посвящён отмене аудиторской тайны. Законопроект внесён Правительством.

Сейчас вы узнаете, что это значит.

Что произошло?

Вносятся изменения в статьи 82 и 93.1 НК. В этих статьях идёт речь о налоговом контроле и возможностях ФНС истребовать документы о налогоплательщике.

Законопроект даёт ФНС возможность потребовать у:

  • аудиторских организаций;
  • индивидуальных аудиторов;

документы и информацию, касающуюся исчисления и уплаты налогов. Налоговики смогут требовать у аудиторов информацию, которую те получили от налогоплательщика, оказывая ему следующие услуги:

  • бухгалтерское и налоговое консультирование;
  • постановка, восстановление, ведение бухучёта и налогового учёта;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчётности;
  • консультирование по вопросам управления, реорганизации и приватизации компаний;
  • юридическая помощь, консультации по правовым вопросам, представительство в судах по гражданским делам и административным делам, в спорах с налоговой, таможней, органами госвласти и муниципалитетами;
  • автоматизация бухучёта, внедрение информационных технологий;
  • оценочная деятельность;
  • составление бизнес-планов, разработка и анализ инвестиционных проектов;
  • научная работа в области аудиторской деятельности;
  • обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
  • Если законопроект будет принят, то ФНС сможет получить от аудиторов информацию, которую они сами получили от бизнеса в процессе оказания вышеперечисленных услуг.

Что это значит и пример из нашей практики

Это значит, что аудиторской тайне как таковой конец. Налоговики смогут получать от аудиторских организаций всю информацию, включая документы о налогоплательщике. И конечно, доначислять налоги на основании этих документов.

Мы думаем, что Правительство решило просто облегчить деятельность налоговой. Зачем самим поднимать и исследовать массу информации, если есть аудиторы, которые могли уже найти кое-что «интересное» о деятельности налогоплательщика? Нужно просто взять у них эту информацию и доначислить налоги. Экономия времени и сил. Ловко придумано.

В практике нашей компании  уже был случай, когда ФНС попыталась использовать в своих интересах результаты аудиторской проверки.

Аудиторы проводили проверку крупной компании, завозившей товары из-за рубежа.

При этом, аудиторы обратили внимание на неоднозначность в судебно-правовом подходе о ставке НДС (10% или 18%) при ввозе этого товара на территорию РФ.

 Имелись несколько разъяснений, согласно которым эта ставка должна составлять 18%, тогда как сложившаяся практика с таможенными органами позволяла растомаживать товар по ставке 10%.

В ходе выездной налоговой проверки инспекция попросила обосновать затраты на услуги аудиторов и запросила отчет (аудиторское заключение) в котором увидела спорную позицию и на этом основала результаты своей проверки. Суд был долгий и сложный, но наши юристы его выиграли.

Обратите внимание на один момент: налоговая сможет требовать у аудиторов информацию по «представлению интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве». Если аудитор пропишет для клиента стратегию ведения суда против налоговой, последняя получит доступ к этому документу. Это всё равно что в руки неприятеля попадёт план сражения.

Некоторые компании становятся заложниками этого законопроекта

Статья 5 закона «Об аудиторской деятельности» говорит о том, что некоторые компании обязаны проводить аудит, причём ежегодно. Список из случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, растянулся на 69 пунктов. В него входят:

  • акционерные общества;
  • федеральные государственные унитарные предприятия;
  • фонды;
  • публично-правовые компании;
  • кредитные организации;
  • страховые компании;
  • бюро кредитных историй;
  • профессиональные объединения страховщиков;
  • другие.

Это небольшая часть списка, но даже по этой части можно понять, что под действие законопроекта, если он будет принят, попадёт огромное количество компаний.

Несколько выводов

Значение этого законопроекта очевидно. И всё же проговорим выводы из статьи:

  1. наступление на бизнес ведётся со всех сторон. Теперь государство в лице Правительства, Госдумы и ФНС хочет сделать и аудиторов орудием в своих руках;
  2. аудиторы будут обязаны представить в налоговую любые документы, касающиеся аудируемой деятельности налогоплательщика, поскольку состав сведений, которые может затребовать ФНС, в законопроекте не ограничен;
  3. трудно сказать, как поведут себя аудиторы, если законопроект будет принят. Возможно, возникнет «теневой» аудит, когда в официальном аудиторском заключении всё «гладко», а настоящие проблемы аудируемой компании прописаны в «неофициальных бумагах».

Мы следим за тем, как этот законопроект будет реализовываться, если дойдёт до его реализации. Подписывайтесь на новости, и вы будете в курсе всего самого важного из области налогов.

Источник: https://nalog-advocat.ru/auditorskaya_taina/

Право ИФНС на клиентские документы прошло 3 чтение

Госдума приняла в третьем – окончательном – чтении законопроект № 96436-7 о внесении изменений в НК, касающихся истребования налоговиками документов (информации) об аудируемых лицах. Проект был принят в первом чтении немногим более года назад, с тех пор подвергся изменениям.

По общему правилу в ходе налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной с нарушением требования о конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, в том числе, аудиторскую тайну. В этой части статья 82 НК остается без изменений.

Вместе с тем, пункт 4 статьи 82 дополнят тезисом о том, что в целях налогового контроля допускается сбор, хранение и использование полученной от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 НК. Отметим, что не будет разрешено распространение такой информации, и не уточняется, что речь идет только об информации о налогоплательщике (плательщике сбора, взносов, налоговом агенте).

Соответственно, НК дополняется новой статьей 93.2. Она устанавливает право должностных лиц налоговых органов истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Не оговаривается, что истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налога (сбора).

Тем не менее, документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам, которые истребовали их в соответствии с НК (точнее, судя по дальнешйему тексту поправки, истребовали конкретно при выездной проверке).

В этом случае требование налоговиков, направляемое аудитору, должно будет содержать информацию о выездной проверке, а также о факте непредставления документов проверяемым налогоплательщиком.

Кроме того, аудиторы должны будут делиться информацией с налоговиками в случае поступления в отношении аудируемого лица запроса уполномоченного органа иностранного государства.

Будет оговорено, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе уведомить налогоплательщика или иное аудируемое лицо, в отношении которого получен названный запрос, об истребовании документов налоговиками.

В целом закон должен будет вступить в силу с 1 января 2019 года. Статья 93.2 НК будет применяться к документам, полученным в ходе аудита в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2019 года.

Источник: https://4auditors.ru/pravo-ifns-na-klientskie-dokumenty-proshlo-3-chtenie/

Ссылка на основную публикацию