Цб создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов

ЦБ создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов

Борьба с отмыванием преступных средств – крайне щепетильная и острая тема во всём мире. В России этому процессу уделяют не меньше внимания и даже существует отдельный закон, который следит за тем, чтобы преступники не могли отмыть средства. Однако, кто конкретно следит за тем, чтобы бизнесмены и заинтересованные лица не нарушили закон?

Существует 3 типа структур, которые следят за выполнением правил федерального закона под номером 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Терроризм на сегодня оставим немного в стороне и поговорим про отмывание.

Конкретно контролем занимаются Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Департамент банковского надзора в структуре ЦБ, а также Служба Compliance непосредственно в банке. Каждая работает на своём уровне. Росфинмониторинг реже вникает в дела непосредственно бизнеса, а Служба безопасности банка занимается этим постоянно.

У каждого уровня есть свои обязанности и особенности, кратко о которых мы и поговорим.

Корпоративный банковский счет в Панаме в Canal Bank удаленно 

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

Федеральный орган власти, собирает информацию и мониторит происходящее. Основной интерес к внешнеторговым контрактам. Любят придираться даже к мелким иностранным переводам.

Структура получает информацию о подозрительных транзакциях непосредственно из банков. После этого может передавать информацию в различные ведомства (ФНС, СЭБ, МВД и т.п.). Росфинмониторинг, может передавать информацию, как по своей воле, если увидел правонарушение, так и по просьбе соответствующих органов.

У Росфинмониторинга есть своя информационная система, которая содержит данные о подозрительных и потенциально преступных компаниях. 

Как Керимов отмывал деньги: расследование дела Керимова вскрыла систему по уходу от налогов во Франции

Департамент банковского надзора

Департамент – одна из структур Центрального Банка России (ЦБ). Его задача: следить за тем, чтобы банки выполняли требования по борьбе с отмыванием нелегальных средств. Задачи данной структуры шире, чем у Росфинмониторинга.

В Департаменте обучают сотрудников отделов Compliance банков, согласует кандидатов на важные посты в банке, создают рекомендации, которые ЦБ рассылает по банкам (какие операции разрешены, какие запрещены, как определить подозрительную операцию).

Также, согласно инсайдерским данным телеграм-канала @bablishko2018, данная структура рассылает Стоп-лист, в который включены компании, с которыми следует быть осторожными и лучше не обслуживать. Это может послужить неофициальной причиной для отказа в обслуживании.

Также Департамент имеет право без вашего разрешения списать средства со счета и перечислить их на спецсчет ЦБ до «выяснения обстоятельств».

Слава богу использует данный инструмент Департамент нечасто, однако в том случае, если компания попала под этот пресс, то разбираться придётся уже в полную силу: средств нет, приходится тратить время и объяснять, что вас бизнес честный и прозрачный, вопросы возникают не только у ЦБ, но и у правоохранительных органов.

Европа давит на Кипр, чтобы ускорить расследование по отмыванию российских денег

Ещё одна «суперспособность» Департамента банковского надзора – возможность заморозить средства после момента отправки из одного банка, но до того, как они попадут на счет в другом банке. Такая схема используется нередко и зачастую под предлогом блокировки оттока или кражи средств со счетов.

Как отмечают специалисты, данная структура имеет доступ в реальном времени к серверам, обеспечивающим сами переводы. Они видят, как, куда и зачем идут транзакции. Причём сразу можно узнать о движении средств компании по всем её счетам во всех банках.

Служба Compliance банка

Пожалуй, именно служба по контролю за выполнением банковского законодательства или Compliance чаще всего встречается на пути бизнесмена. В руках людей из отдела Compliance в основном и решается судьба клиентов банка. Причём, это касается в том числе законопослушных граждан, ибо в связи с параноидальными правилами банков, лишиться счета или получить отказ в обслуживании проще простого.

Отдел Compliance следит за тем, чтобы банк выполнял требования закона 115-ФЗ и не лишился лицензии за нарушение правил. Данный отдел активно взаимодействует с ЦБ и отделами Compliance в других банках. Они же блокируют счета и транзакции, если они кажутся им подозрительными. Они могут быстро через информационные сети проверить что за транзакция, к кому идёт, по каким адресам и т.п.

Самое печальное, что несмотря на попытки найти общий язык, вести переговоры между клиентами и специалистами из Compliance практически невозможно. Придётся говорить со всеми, кто не имеет отношение к Compliance и не влияет на отдел, поскольку самим представителям отдела запрещено общаться с клиентами. Так что будьте готовы к долгим переговорам и испорченному телефону.

Европа ставит рекорды по отмыванию нелегальных средств: россияне под подозрением

Вместо заключения

Надзирающих органов, которые следят только за отмыванием средств – 3 штуки. Добавляем сверху ФНС, ФТС и другие организации, которые бьются за информацию о ваших счетах, транзакциях, капиталах и активах.

Смешаем это со здоровой порцией недоверие к правоохранительным органам, к судебной системе и к защите прав. На выходе получаем чрезмерный контроль, невозможность вести бизнес даже легально, высокие прямые и косвенные налоги.

В итоге наличие иностранных счетов и компаний становится просто следующим разумным шагом для защиты от чрезмерного внимания и контроля. Неважно, сколько денег проходит через ваши счета – 300 евро или 100 миллионов долларов – в банках и контролирующих органах найдут, к чему придраться, как заморозить деньги и отказать в проведении обыденной операции.

Удаленное открытие счета c внешним управлением активами в Bank Audi в Швейцарии 

Открывайте иностранный счет в уважаемом банке и разумной юрисдикции. Это не защити вас от обмена, обязанности платить налоги и отчитываться о том, что вы не отмываете средства. Однако это позволит сосредоточиться на бизнесе или на собственной жизни, вместо того, чтобы доказать местечковым чиновникам и контролерам, что вы не верблюд и просто делаете своё дело.

Записывайтесь на бесплатную консультацию по подбору банковского счета: info@offshore-pro.info.

Источник: https://internationalwealth.info/asset-protection/who-in-russia-is-fighting-money-laundering-under-the-law-115-fz/

Цб указал банкам способы борьбы с новой схемой отмывания денег :: финансы :: рбк

ЦБ указал банкам, как противодействовать схемам отмывания средств с помощью судебных решений. Ключевые рекомендации — повышенное внимание к таким операциям и расставание с клиентами, дважды замеченными в их проведении

ЦБ создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Банк России вечером 6 февраля обнародовал рекомендации для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств при помощи судебных решений и сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России.

ЦБ рекомендует кредитным организациям обеспечить повышенное внимание по всем операциям такого клиента, а также реализовывать право на отказ в совершении операций (предусмотренное 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). В частности, регулятор рекомендует прерывать отношения с клиентами, которые дважды в течение года пытаются использовать схемы вывода активов и легализации незаконно полученных доходов через судебные схемы.

Как сообщалось ранее, ключевым звеном в мошеннической схеме выступают сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

Они на законных основаниях начинают исполнительное производство, после того как два юридических лица получат решение о взыскании не существующего на самом деле долга через третейские суды или путем заключения мировых соглашений.

В реальности обязательств, подлежащих урегулированию в суде, нет, споры создаются искусственно.

Тем не менее судебное решение о взыскании выносится, средства с банковского счета должника списываются на счет службы и перечисляются в пользу взыскателя на его счета, будучи таким образом легализованными, писал «Коммерсантъ». Как указано в рекомендациях ЦБ, используются счета как в России, так и за рубежом. По данным РБК, схема появилась около года назад и ее использование активизировалось в последнее время. При этом в ней используются решения как третейских, так и обычных судов.

В дополнение к рекомендациям, что делать при выявлении судебных схем, Банк России привел в своем документе и их отличительные особенности.

Они состоят в том, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер.

В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по таким счетам.

«В итоге реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию денежных средств либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации. Подобная ситуация повышает риск вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма», — отмечают в Банке России.

Источник: https://www.rbc.ru/finances/07/02/2017/5898c55b9a7947265d4eb0c3

Банки и отмывание преступных доходов. Статья адвоката по уголовным делам в Москве Александра Васильева

Facebook ВКонтакте Twitter LiveJournal Google

Действующая в России система противодействия легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма создавалась с учетом требований Сорока рекомендаций ФАТФ и Восьми специальных рекомендаций ФАТФ относительно финансирования терроризма (ныне действуют соответственно в редакции 2003 г. и в редакции 2001 г.) Она имеет в своей основе принцип приоритетного использования банковской структуры для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Эксперты ФАТФ исходят из того, что именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов. С другой стороны, на взгляд экспертов, «банкиры и специалисты (бухгалтеры и адвокаты) являются дееспособными блюстителями закона или могут стать таковыми, если заставить их принять на себя различного рода определенные обязательства, касающиеся как функционирования общих систем, например, ввести законодательные требования о создании соответствующих механизмов, препятствующих отмыванию денег, так и личной ответственности, например, путем введения строгих уголовных наказаний для лиц, содействующих использованию доходов от преступной деятельности».

Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» возложил на банки ряд обязанностей, точное соблюдение которых некоторым представителям банковского сообщества (особенно из некрупных банков) кажется достаточно затруднительным. Предвидя очевидный конфликт интересов, законодатель позаботился и о мерах ответственности для нарушителей Федерального закона № 115-ФЗ, установив, что нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 закона (за исключением пункта 3 статьи 7), может повлечь отзыв лицензии, причем лица, виновные в нарушении закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Один из базовых принципов, на которых строится система противодействия отмыванию преступных доходов требует от банка — знай своего клиента.

Рекомендации Банка России по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее — Рекомендации Банка России №137-Т), утвержденные указанием ЦБ РФ №137-Т от 28.11.2001 г.

, указывают на необходимость «идентификации и изучения» клиента, в то время как Федеральный закон № 115-ФЗ использует только термин «идентификация». Это обстоятельство не означает, что ЦБ РФ возлагает на банковские учреждения дополнительные обязанности по сравнению с законом.

Термины «идентификация» и «изучение» здесь, на наш взгляд, близки по своему значению, поскольку для идентификации, очевидно, недостаточно формального ознакомления с документами клиента.

К сожалению, в действующем российском законодательстве отсутствует определение понятия «идентификация лица», и разночтения относительно этого термина могут создать для банков дополнительный риск ответственности.

Вот почему важно, чтобы сотрудники банков, занимающиеся вопросами идентификации клиентов, хорошо понимали те минимальные требования ФАТФ, которые разработаны этой организацией в качестве международных стандартов для мер по борьбе с отмыванием денег в сфере банковской деятельности.

Обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании у банка, вытекает из требований п. 1 части 1 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ.

Под идентификацией физического лица в данном случае понимаются действия сотрудников банка, направленные на установление принадлежности документов тому лицу, которые это лицо предъявляет в удостоверение своей личности и своих правомочий при установлении клиентских отношений с банком.

Очевидно, что предъявляемые документы должны быть при этом с разумной тщательностью проверены на предмет их действительности и наличия всех необходимых реквизитов. Во всяком случае требование идентификации клиента исключает законную возможность открытия банковского счета и совершения банковских операций по предъявлению ксерокопии документа, документа на чужое имя либо документов с явными признаками подделки. Если выяснится (а это может произойти неожиданно, например, при проверке клиента или расследовании уголовного дела) что правонарушитель пользовался услугами банка под прикрытием чужих документов, такой банк может оказаться не в роли потерпевшего, а в роли нарушителя статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» со всеми неблагоприятными последствиями, вытекающими из этого обстоятельства. Если клиентом является юридическое лицо, то задача сотрудников банка значительно усложняется.

Идентификация юридического лица заключается в проверке и оценке документов, представленных в удостоверение его правового статуса и подтверждающих его государственную регистрацию, в установлении владельцев этого предприятия, а также в действиях, направленных на получение достоверной информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений.

Документы должны оцениваться на предмет их действительности, отсутствия внутренних противоречий и явных признаков подделки. Рекомендации Банка России №137-Т указывают лишь на необходимый минимальный перечень документов (а именно — на учредительные документы и документы о государственной регистрации), которые должны быть затребованы от клиента в целях его идентификации.

Читайте также:  Нужна ли онлайн-касса для интернет-магазина?

Однако этот перечень ничем не ограничен. При необходимости получения дополнительных сведений банк может обратиться к иным источникам информации. В частности, ФАТФ рекомендует проверять клиента с использованием любых надежных и независимых источников.

Важное значение при идентификации клиента — юридического лица имеет идентификация физических лиц, осуществляющих в конечном счете реальный контроль над этим юридическим лицом, а также тех лиц, которые выступают представителями юридического лица в отношениях с банком.

Банк должен принимать разумные меры по проверке личности владельцев в той степени, которая позволит ему прийти к выводу о том, что он знает, кто является действительным владельцем данного юридического лица, кто его контролирует и получает прибыль от его деятельности.

В этой связи банки, сотрудничающие с предприятиями, которые зарегистрированы по документам на подставных лиц (именуются в просторечии «прокладками», «однодневками» и т.п.), также рискуют не выполнить то требование Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ответственность за нарушение которого может повлечь отзыв лицензии.

При осуществлении трансграничной корреспондентской банковской деятельности ФАТФ рекомендует предварительно собрать о банке-респонденте информацию, достаточную для полного понимания характера его деятельности, определения его репутации, качества банковского надзора в стране, оценить меры внутреннего контроля по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, и убедиться в том, что эти меры достаточны и эффективны. В соответствии с ч. 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия отмыванию грязных денег и финансированию терроризма. Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения ее конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей банковской деятельности. Закон установил обязательные основания документального фиксирования информации, которыми являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом, очевидно, что некоторые из указанных в законе оснований являются объективными (например, несоответствие сделки целям деятельности организации), а другие объективных критериев не имеют, и разработка таких критериев отдается на усмотрение самим банкам.

Однако здесь важно то, что из нормы закона усматривается обязанность банка изучать, анализировать и оценивать финансовую деятельность клиента в целях противодействия легализации преступных доходов.

В случае, если у работников банка при реализации указанных программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация обязана направлять в ФСФМ (Росфинмониторинг) сведения о таких операциях независимо от того, относятся ли они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ. Заметим при этом, что закон установил здесь сугубо субъективные основания для направления информации в ФСФМ (Росфинмониторинг): у одних работников такие подозрения могут возникнуть, а у других — нет, следовательно, информирование уполномоченного органа власти во многом будет зависеть от оценок и усмотрения самих сотрудников банка. Статьи 6 и 7 Федерального закона 115-ФЗ возлагают на банк обязанность документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ — Росфинмониторинг) не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, определенные законом сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.

По данным ФСФМ (Росфинмониторинга), далеко не все банки надлежащим образом выполняют эту обязанность.

Воздерживаясь от обязательного представления информации и рискуя понести установленную законом ответственность, руководство некоторых банков преследует обычную цель не привлекать внимания контролирующих и правоохранительных органов к определенному клиенту.

Этим клиентом может быть, например, учредитель банка или крупная компания, деловыми отношениями с которой банк особенно дорожит. К сожалению, подобная практика приводит к тому, что и банк, и особо опекаемый клиент гарантированно попадают в поле зрения ФСФМ (Росфинмониторинга).

Не следует забывать, что Федеральная служба по финансовому мониторингу пользуется множеством независимых источников информации и ее аналитическая работа построена таким образом, что подозрения в нарушении Федерального закона № 115-ФЗ может вызвать не только наличие определенной информации, но и ее отсутствие в определенное время и в определенном месте. Показателен в этом смысле пример с «Содбизнесбанком», который своими ошибочными действиями привлек к своим клиентам внимание финансовых разведок многих стран. До сих пор в ФСФМ (Росфинмониторинг) поступают информационные сообщения от зарубежных партнеров Службы, которыми инициативно выявляются и фиксируются финансовые операции клиентов российского банка-нарушителя, совершаемые ими за рубежом. Просрочка с направлением информации в уполномоченный орган власти также является нарушением закона и рассматривается в качестве одного из признаков, вызывающих подозрение в сотрудничестве банка с лицами, отмывающими преступные доходы.

Так, известно, что председатель правления Русского депозитного банка Дмитрий Леус проинформировал КФМ РФ (ФСФМ, ныне Росфинмониторинг) о злополучной сделке с $20 млн. (за отмывание этой суммы судом первой инстанции он осужден к 4 годам л/с), но сделал это со значительной задержкой.

Необходимо понимать, что спецсообщение банка об определенной финансовой операции, направляемое в ФСФМ (Росфинмониторинг), — это не сообщение о правонарушении, и уж вовсе не доносительство на клиента.

Не только банк-информатор, но и сама Федеральная служба по финансовому мониторингу в рамках своей компетенции не уполномочены давать точную юридическую квалификацию финансовым операциям того или иного клиента.

У Службы имеется лишь право сделать вывод о возможно имеющихся признаках легализации преступных доходов, наличие которых может быть подтверждено, а может быть и опровергнуто в ходе так называемой доследственной проверки, проводимой компетентным правоохранительным органом в порядке статьи 144 УПК РФ.

Таким образом, ФСФМ (Росфинмониторинг) на основе анализа получаемой информации может лишь заподозрить клиента банка в отмывании преступных доходов и уведомить о своих подозрениях правоохранительные органы. В конечном счете решение о том, возбуждать уголовное дело или нет, остается за органами следствия.

Однако заметим, что позиция ФСФМ (Росфинмониторинг) чрезвычайно активна: она весьма настойчиво относит к сфере своих интересов вопросы возбуждения уголовных дел по собственным материалам и старается добиваться, чтобы возможно большее число таких материалов было реализовано в уголовно-процессуальном порядке.

Заметим, что в этих случаях заинтересованным лицам будут весьма полезны услуги адвоката по уголовным делам в Москве.

Зато в отношении самих банков ФСФМ (Росфинмониторинг) способен точно квалифицировать те или иные случаи как нарушение законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, и наделена правом применять в отношении банков-нарушителей административные санкции. В соответствии со статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Правда, несмотря на обилие компрометирующей информации, подобные санкции к банкам до настоящего времени ни разу не применялись, поскольку между ФСФМ (Росфинмониторингом) и ЦБ РФ существует негласное соглашение о разграничении функций: ФСФМ (Росфинмониторинг) информирует о нарушениях, а Центральный банк России как надзорный орган на основании этой информации и последующей проверки применяет к банкам установленные законом меры ответственности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль банков в действующей системе противодействия отмыванию грязных денег и финансированию терроризма настолько значительна, что банки стали одним из главных составляющих элементов этой системы. С другой стороны, участие в противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма стало одним из важнейших направлений банковской деятельности. Но не менее важно осознать, что риски соучастия (преднамеренного или непреднамеренного) в отмывании преступных доходов и бремя ответственности за это соучастие закон также целиком возложил на банки. При обнаружении фактов преступного отмывания грязных денег в банковской системе (в случаях, когда сам банк не способствовал такому обнаружению) и расследовании уголовных дел весьма велика вероятность того, что и банки, и их сотрудники будут нести в связи с этим определенную долю ответственности — либо как соучастники преступлений, либо — при отсутствии преднамеренных действий, — как нарушители Федерального закона 115-ФЗ. Многое будет зависеть от оценок со стороны уполномоченного органа. Поэтому крайне важно, чтобы в каждом банке была детально разработана и действовала та система специальных мер, которая предусмотрена законодательством, включая надлежащее взаимодействие с уполномоченным органом власти. Юридическая защита законных прав и интересов банка в этой сфере может стать достаточно надежной и эффективной, когда она будет начинаться с создания и отладки именно такой системы.

Адвокат Александр Васильев

Источник: https://www.advoc.biz/finmonitoring/70-banki-otmyvanie-deneg.html

Цб и росфинмониторинг ужесточат закон об отмывании — audit-it.ru

Банки будут обязаны отказывать довольно широкому кругу клиентов в обслуживании. От новации могут пострадать малый бизнес и благотворительные фонды.

Как выяснили «Известия», Банк России и Росфинмониторинг разрабатывают поправки в закон о борьбе с отмыванием денег (115-ФЗ), которые обяжут банки отказаться от обслуживания высокорискованных клиентов. Сейчас у банков нет обязанности отказывать подозрительным клиентам в совершении операции, открытии счета или вклада — есть право.

О том, что право банков планируется сменить законопроектом на их обязанность, говорится в пояснениях ЦБ по итогам встречи с топ-менеджерами банков в пансионате «Бор» в феврале 2015 года.

Близкий к ЦБ источник говорит, что для физических и юридических лиц будет определен перечень конкретных характеристик, которые будут однозначно, по мнению регулятора, свидетельствовать о том, что клиент так или иначе задействован в схемах отмывания денег.

Для юрлиц обсуждаются параметры, которые, как ожидается, будут применяться по совокупности (точные сочетания этих признаков еще не ясны), среди них — отсутствие главного бухгалтера, минимальный уставный капитал (10 тыс.

рублей), совершение транзитных операций, зачисление на счет компании средств от различных контрагентов, обналичивание средств, выведение денег за рубеж.

Что касается граждан, то для них обсуждаются такие критерии: чрезмерно активное обналичивание средств, выведение денег за рубеж, поступления на счет физлица средств от юрлиц и физлиц по непонятным основаниям, внесение денег на счет и снятие их на следующий день — и так по кругу, при совершении валютообменных операций — оперирование большими суммами сомнительного происхождения.

Читайте также:  Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

Источник подчеркивает, что у ЦБ есть Положение 262-П о клиентских операциях повышенного уровня риска, также ведомство регулярно выпускает письма под грифом «Т», в котором описывает схемы незаконного отмывания денег и меры по борьбе с этими нарушениями.

С 2003 года ЦБ издал по меньшей мере 22 таких письма, в прошлом году, например, особое внимание регулятора уделялось транзитным схемам вывода денег за рубеж и фиктивному импорту.

С учетом этой несколько разрозненной нормативной базы ЦБ банки применяют рискоориентированный подход — присваивают клиентам как минимум три категории риска: низкий, средний, высокий.

Некоторые банки ввели дополнительные классификации внутри этих групп, в целом правила внутреннего контроля противодействия легализации преступных доходов разрабатывает каждый банк индивидуально — в зависимости от своей специфики, стратегии, клиентского сегмента. При высоких значениях риска клиенты получают отказ, при промежуточных — от клиента могут потребовать дополнительные документы, подтверждающие законность операций.

По словам источника, ЦБ в отдельном едином нормативном акте сведет набор критериев, при выявлении которых банки однозначно должны будут отказать клиенту в обслуживании.

Банки, которые не будут исполнять требования ЦБ, могут лишиться лицензий — за нарушение 115-ФЗ.

«Но цель ЦБ — не массовый отзыв лицензий у банков, а пресечение возможности недобросовестным клиентам использовать банки как прачечные», — говорит источник.

В последнее время вовлеченность банков в сомнительные операции — основная причина отзывов лицензий. Всего за 2015 год ЦБ отозвал лицензии у 7 банков, за 2014-й — у 79 банков, за 2013-й — у 29, за 2012-й — у 19.

В прошлом году ужесточен критерий «высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций» — снижены порог сомнительных сделок с 5 млрд до 3 млрд рублей, а также доля сомнительных наличных операций с 5 до 4% дебетового оборота по счетам клиентов (письмо 92-Т от 21 мая 2014 года).

В пресс-службе Центробанка «Известиям» сообщили, что позиция регулятора по поводу высокорискованных клиентов изложена в статье зампреда Банка России Дмитрия Скобелкина «Актуальные вопросы деятельности Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ), опубликованной в 2015 году в ведомственном журнале «Деньги и кредит».

«С 30 июня 2013 года (когда банки получили это право) по середину ноября 2014 года банки направили в Росфинмониторинг около 38 тыс. сообщений об отказе в заключении договора банковского счета и около 27 тыс. сообщений — об отказе в выполнении распоряжений клиентов, — пишет Скобелкин.

— Значительное количество договоров банковского вклада было расторгнуто. Учитывая большой превентивный потенциал данных мер, их развитие будет продолжаться.

Предполагается законодательно закрепить обязанность банков прекратить деловые отношения с недобросовестными клиентами с высокой степенью риска отмывания доходов, полученных преступным путем».

Как отмечает Скобелкин, характеристики таких клиентов будут закреплены в нормативном акте регулятора, документ будет согласован с Росфинмониторингом.

«Мы рассчитываем на то, что это позволит оперативно корректировать виды так называемых сомнительных операций и порядок оценки степени риска клиента в целях ПОД/ФТ, а также создать равные конкурентные условия для всех банков по выполнению установленных 115-ФЗ обязанностей.

Это соответствует обязательствам РФ в рамках выполнения «рекомендаций ФАТФ [FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering — Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег].

Нами исследуются признаки разного рода схем проведения сомнительных операций, которые могут использоваться клиентами для вывода денежных средств за пределы территории страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также других противозаконных целей.

Общим свойством высокорискованных сомнительных операций по-прежнему являются участие в них компаний с признаками фиктивной деятельности, а также наличие сложных многоступенчатых цепочек транзитных платежей по счетам фирм-однодневок».

В пресс-службе Росфинмониторинга подтвердили участие в разработке поправок в 115-ФЗ, но отказались обсуждать детали до окончательного согласования законопроекта.

По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, критерии сомнительных клиентов, установленные в документах ЦБ, активно применяются банками при оценке рисков.

— Единая четкая система оценки конкретных характеристик клиента-отмывальщика облегчит жизнь сотрудникам подразделений финмониторинга банков — правда, если установленные характеристики будут действительно конкретными и с их применением можно будет сделать однозначный вывод об участии клиента в отмывании,  — говорит Багатова.  — Но введение для банков обязанности отказа по специальным критериям на законодательном уровне  — это излишне жесткая мера.

По словам Елены Люшиной, начальника департамента контроля рисков Локо-банка, в число фирм-отказников могут попасть вновь созданные компании малого и среднего бизнеса: нет главбуха, минимальный уставный капитал; повышенное внимание такой клиент может привлечь, если, например, будет проводить через банк сделку с недвижимым имуществом — такие операции считаются высокорискованными. Также, по словам Люшиной, могут пострадать от новации клиенты холдинговых компаний, для которых характерно разделение бизнеса, или люди, которым на счета перечисляют средства в качестве помощи — если, скажем, у них проблемы со здоровьем.

Сергей Мешалкин, директор департамента компаенса (соблюдения законодательства, в данном случае — банковского) Росбанка, считает целесообразным наряду с введением обязанности отказа сохранить и право банка на отказ по основаниям, самостоятельно разработанным банком и закрепленным в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Управляющий директор аналитического агентства «Инвесткафе» Иван Кабулаев приветствует новацию.

— Банки фактически признавали некоторые сомнительные операции, но занимали позицию в стиле «нас используют втемную, а мы не можем отказать клиенту в обслуживании», — поясняет Кабулаев. — Теперь банки будут обязаны отказывать в обслуживании, это логично и своевременно.

На самом деле российские кредитные организации пока находятся в достаточно раннем становлении антиотмывочных процедур в отношении операций внутри страны — до сих пор скорее экзотикой является подтверждение бенефициара компании-клиента, мало кто спрашивает (хотя бы для формы) о происхождении крупных сумм наличных средств у клиентов-физлиц, редки запросы подтверждающих документов по сделкам. На фоне массового отзыва лицензий по основаниям ПОД/ФТ усиление работы по борьбе с сомнительными операциями — задача банков, которую они, понятное дело, будут пытаться тихо (или громко) саботировать, ведь на это направление необходимо будет тратиться.

По словам банкиров, некоторые банки тратят на направление ПОД/ФТ миллионы рублей в год, иные — не более 500 тыс. рублей. Противолегализационное направление не приносит банку дохода, его основная задача — защита собственного бизнеса в целом.

— Новые меры не приведут к проблемам у крупных банков, они и так держат значительное количество персонала для обеспечения деятельности подразделений ПОД/ФТ, — уверен президент Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков Михаил Васильев. — А вот для мелких игроков нововведения будут проблемой — в силу небольшой клиентской базы и необходимости отказывать подозрительным физлицам и юрлицам.

Источник: https://www.audit-it.ru/news/finance/816855.html

Банк как субъект борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов

Ратификация Россией Конвенции об отмывании, выявлении и конфискации доходов от преступной деятельности в мае 2001г.

и вхождение страны в систему международного сотрудничества в борьбе против опасных форм экономической преступности потребовали применения на национальном уровне специальных законодательных мер, расширения полномочий правоохранительных органов, а также включения в указанную борьбу новых субъектов.

Законодательной основой указанных мер явился Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», направленный на совершенствование правового механизма борьбы с экономической основой преступности.

Он расширил число организаций, обязанных участвовать в реализации мер противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов.

В частности, речь идет о коммерческих банках и других организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по поручению своих клиентов, а также о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), образованном Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263.

В соответствии с названным законом коммерческий банк приобрел статус субъекта выявления и предупреждения преступлений, не связанных непосредственно с посягательствами на его безопасность; его наделили не только специфическими правами, обязанностями и компетенцией в сфере выявления и предупреждения конкретного вида преступлений, но и обязанностью принимать постоянное участие в правоохранительной деятельности. Сложилась уникальная ситуация, состоящая, в первую очередь, в том, что банк, не являясь государственной организацией, тем не менее должен участвовать в реализации мер, которые выходят за пределы целей собственно банковской деятельности. В частности, банк обязан:

  • отслеживать попытки легализации преступных доходов в процессе банковских операций (размещения денежных средств во вклады, на депозиты, использования кредитов, осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов, проведения иных операций и сделок);
  • идентифицировать лиц, совершающих подозрительные операции с денежными средствами или иным имуществом;
  • документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, вызывающих подозрение в отмывании преступных доходов, и о причастных к ним лицах.

Указанные меры представляют собой специальные приемы расследования, облегчающие выявление и розыск преступных доходов, а также сбор соответствующих доказательств (п. 2 ст. 4 названной выше Конвенции).

То есть речь идет об обязанности банка осуществлять информационно -познавательную деятельность, направленную на выявление признаков возможной преступной деятельности, документально фиксировать указанную информацию и направлять ее в уполномоченный орган исполнительной власти (КФМ России) для принятия решения о передаче материалов правоохранительным органам. Собранные банком документы могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Кроме того, банку предписывается накапливать, систематизировать, идентифицировать сведения об указанных в законе операциях и лицах, хранить собранную информацию в условиях конфиденциальности и выдавать ее по запросам уполномоченных органов (т.е. фактически создать и обеспечить функционирование специализированной системы криминалистической регистрации).

Таким образом, на банк впервые в законодательном порядке возложены функции субъекта правоохранительной деятельности — перед ним поставлены задачи выявления, хранения и передачи информации в целях борьбы с преступлениями определенного вида.

Второй важной особенностью является возложение на банк обязанностей подготовить и осуществить меры, обеспечивающие выполнение указанных выше задач.

С этой целью он должен разработать соответствующие программы выявления и фиксации признаков возможных преступных действий, обучить специально уполномоченных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и организовать их деятельность в рамках службы внутреннего контроля банка.

Наибольшую трудность для банка, по понятным причинам, представляет собой несвойственная его основным целям обязанность разработать правила внутреннего контроля, которые должны включать в себя, в частности, «критерии выявления» и «признаки» сделок, характерных для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (ст. 7 ФЗ).

Обнаружение банком указанных «критериев», «признаков» и «иных обстоятельств, дающих основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем», должно являться, согласно закону, основанием для документальной фиксации и направления в уполномоченный орган информации о совершаемых сделках.

Поскольку речь идет о выявлении признаков преступления, вполне очевидно, что основой для разработки правил внутреннего контроля банка, направленных на обнаружение признаков преступной деятельности, должна служить частная криминалистическая методика (еще неразработанная) выявления, предупреждения и расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 УК (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем). Эта методика необходима из-за наличия общих задач как для подразделений внутреннего контроля банка, так и правоохранительных органов.

Правила внутреннего контроля должны содержать научно обоснованную систему рекомендаций криминалистического характера по наиболее рациональному и эффективному выполнению работниками банка возложенных на них новых задач.

Читайте также:  Понятие и виды юридических лиц

Для разработки рекомендаций банку желательно располагать данными криминалистической методики, которые относятся к способу совершения и сокрытия преступления, к оценке возможных признаков незаконной легализации преступных доходов, к приемам противодействия выявлению «отмы-вания» незаконно полученных средств.

Формирование комплекса криминалистических рекомендаций в интересах банка предполагает:

  • разработку криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных ст. 174 УК;
  • описание соответствующих типичных ситуаций внутреннегоконтроля;
  • изложение типовых задач, возникающих перед работниками банка в связи с указанными ситуациями.

Источник: http://www.bankmib.ru/3160.html

Рекомендации ЦБ для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств

Рекомендации ЦБ для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств 07.02.

2017 13:15

  • Банк России 6 февраля опубликовал методические рекомендации № 4 — МР для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств при помощи судебных решений и сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России.
  • Воспроизведем текст вышеуказанных рекомендаций:
  • «Результаты надзорной деятельности Банка России свидетельствуют об увеличении числа случаев использования недобросовестными участниками хозяйственного оборота исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании денежных средств в связи с неисполнением условий гражданско-правовой сделки, при совершении операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Проведению таких операций, как правило, предшествует заключение сторонами договора, содержащего обязательства, неисполнение которых влечет последующее обращение в суд одной из сторон с требованием о взыскании задолженности по этому договору. После вынесения судебного акта об удовлетворении заявленных требований взыскатель предъявляет исполнительный документ в кредитную организацию, где открыт банковский счет должника. При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взысканные денежные средства могут быть переведены только в безналичном порядке с банковского счета должника на банковский счет взыскателя, указанный в его заявлении.

Распространение получает также практика обращения взыскания на денежные средства должников, находящиеся на их банковских счетах, в рамках исполнительного производства, когда денежные средства с банковских счетов должников списываются на депозитные счета структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов либо структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и в дальнейшем перечисляются в пользу взыскателей на их банковские счета, открытые в российских кредитных организациях, с целью последующего обналичивания взысканных денежных средств, либо на банковские счета взыскателей, открытые за рубежом.

Отмечаем, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5 % от дебетового оборота по таким счетам.

  1. В итоге реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию денежных средств либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации.
  2. Подобная ситуация повышает риск вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма.
  3. В связи с изложенным Банк России рекомендует кредитным организациям в случае возникновения на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подозрений, что операции клиента, проводимые с использованием указанных выше схем, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, проводить следующие мероприятия, направленные на минимизацию риска вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма:

руководствоваться рекомендациями по снижению операционных рисков при принятии к исполнению исполнительных документов, которые содержатся в письме Банка России от 02.10.2014 № 167-Т;

  • обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;
  • реализовывать в отношении иных операций клиента право на отказ в совершении операций, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), по основаниям наличия подозрений, что операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе, принимая во внимание, что операции по снятию клиентами со своих банковских счетов денежных средств, ранее поступивших на банковский счет в связи с исполнением кредитными организациями исполнительных документов, а также в рамках исполнительного производства, а равно дальнейшее перечисление таких денежных средств, являются операциями, осуществляемыми вне рамок процедуры взыскания;
  • в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ реализовывать в отношении клиента право на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом, предусмотренное пунктом 52 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано. Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России».

Заместитель Председателя Банка России Д.Г. Скобелкин»

Источник http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/4_mr.pdf

Напомним, что ранее газета «Коммерсантъ» сообщала, что «в России появилась схема отмывания денежных средств, которая со всех сторон защищена законом. В рамках нее в 2016 году было выведено более 16 млрд руб.

По сути, речь идет о модификации уже известной «молдавской» схемы отмывания с помощью судебных решений: в ней появилось новое звено — судебные приставы.

В ЦБ знают о проблеме, но пока не в силах решить ее, так как все участники процесса — суды, ФССП, банки — не имеют достаточных полномочий, чтобы остановить мошенников на своем уровне.»

Источник: https://vestnik115fz.ru/news/news_post/rekomendatsii-tsb-dlya-bankov-v-svyazi-s-aktivizatsiyey-skhem-otmyvaniya-denezhnykh-sredstd

Цб указал банкам способы борьбы с новой схемой отмывания денег

ЦБ указал банкам, как противодействовать схемам отмывания средств с помощью судебных решений. Ключевые рекомендации — повышенное внимание к таким операциям и расставание с клиентами, дважды замеченными в их проведении.

Банк России вечером 6 февраля обнародовал рекомендации для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств при помощи судебных решений и сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

ЦБ рекомендует кредитным организациям обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента, а также реализовывать право на отказ в совершении операций (предусмотренное законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, регулятор рекомендует прерывать отношения с клиентами, которые дважды в течение года пытаются использовать схемы вывода активов и легализации незаконно полученных доходов через судебные схемы.

Как сообщалось ранее, ключевым звеном в мошеннической схеме являются сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Они на законных основаниях начинают исполнительное производство после того, как два юридических лица (резидент и нерезидент) договорятся о взыскании долга через третейские суды или путем заключения мировых соглашений.

Средства с банковского счета должника списываются на счет службы и перечисляются в пользу взыскателя на его счета, писал «Коммерсантъ». Как указано в рекомендациях ЦБ, используются счета как в России, так и за рубежом. По данным РБК, схема появилась около года назад, ее использование активизировалось в последнее время.

При этом, в ней используются решения как третейских, так и обычных судов.

В дополнение к рекомендациям, что делать при выявлении судебных схем, Банк России привел в своем документе и их отличительные особенности.

Они состоят в том, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер.

В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по таким счетам.

«В итоге реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию денежных средств либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации. Подобная ситуация повышает риск вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма», — отмечают в Банке России.

Это не первая рекомендация ЦБ по борьбе с разными схемами вывода активов и легализации преступных средств. Однако реализовать ее на практике может оказаться затруднительнее, чем другие аналогичные рекомендации, считает один из банкиров, работающий в сфере борьбы с отмыванием.

«Никаких баз для проверки решений судов не существует, вникать в каждое решение физически невозможно, тем более, если это не поддельное, а купленное и грамотное оформлено за заплаченные деньги решение суда.

Если подделку, скорее всего, может отследить служба безопасности банка, то купленное решение — скорее всего, будет выглядеть вполне внушительно», — рассуждает он.

В такой ситуации при возникновении претензий от регулятора нужно будет доказать, что реальных оснований для признания решения сомнительным не было. Есть и другая крайность, продолжает собеседник РБК.

«Опасаясь претензий регулятора, банк может тотально отказывать в проведении операций по исполнительным листам, но это чревато исками со стороны признанных по ошибке недобросовестными вполне себе добросовестных клиентов», — резюмирует он.

В любом случае, банкирам традиционно предписывают заниматься несвойственной для них деятельности, что увеличивает их затраты при том, что эффективность такой борьбы с отмыванием, — под вопросом, добавляет он.

Впрочем эффект от рекомендаций, несмотря на контраргументы банкиров, будет, считают юристы. Партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный отмечает, что рекомендации ЦБ уменьшают возможности недобросовестным участникам рынка утверждать, что они действуют добросовестно и соблюдают закон. «Таким образом увеличиваются риски и издержки схем по выводу денег за рубеж», — говорит он.

Марина БОЖКО, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА

Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=9527715

Цб ввел новые признаки отмывания денег

Россия в этом году отметит 15 лет членства в международной группе, разрабатывающей меры борьбы с отмыванием денег (FATF).

Подарком к юбилею от иностранных партнеров станет глобальная оценка нашей системы борьбы с финансовыми преступлениями. В связи с этим банкам придется внимательно всмотреться в своих клиентов.

Центробанк опубликовал рекомендации 13 глобальных кредитных организаций по оценке рисков отмывания денег, применения санкций, взяточничества и коррупции.

Сферы повышенного внимания банков

В соответствии с инструкцией финансовые учреждения будут вести учет клиентов по каждой стране. Отдельно проанализируют контрагентов из государств с повышенным уровнем взяточничества и коррупции (черный список FATF), а также тех, кто с ними как-то взаимодействует.

Это регионы, граничащие с санкционными странами, расположенные от них в непосредственной близости, а также те, у кого могут быть возможности для обхода штрафных режимов. Во внимание будут приниматься место регистрации юрлица, место постоянного жительства и национальность физлица.

Юрисдикцию клиентов планируют оценивать даже по уровню правовой культуры и строгости национального законодательства.

Внимание к клиентам с несколькими отягчающими чертами будет расти в геометрической прогрессии. Например, к фирме жены чиновника государства из черного списка.

Применять обещают жесткий контроль и частые проверки. Чиновников (национальных и иностранных) и их представителей вообще относят к партнерам, представляющим повышенные коррупционные риски.

Им обеспечены расширенные процедуры мониторинга.

Критерии отнесения к государственным должностным лицам

С особой осторожностью банки предоставляют теперь займы под проекты капстроительства, разработку природных месторождений, развитие объектов госинфраструктуры и другие подобные цели. Эти направления учитывают как потенциально коррупционные.

Безопасность услуг по открытию счета без личного присутствия клиента или привлечение третьей стороны требует дополнительной проверки.

Для контроля за соблюдением рекомендаций, ведением баз клиентов, проведением усиленных проверок, поиском подозрительных операций, обслуживанием соответствующих данных и для обучения персонала осторожности банки будут выделять независимого сотрудника или отдел.

Всем сотрудникам предоставят возможность сообщать о подозрительных фактах на условиях анонимности. Более того, в политике компании должна быть прописана личная ответственность каждого сотрудника за защиту своей финансовой организации от угроз, возникающих в связи с отмыванием денег. Для этого банки должны постоянно актуализировать методы контроля своих партнеров.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/472044/

Ссылка на основную публикацию