Стратегия развития национальной платежной системы россии

Банк России утвердил Стратегию развития национальной платежной системы (НПС), в которой определены основные направления и принципы развития электронных платежных услуг — применение инновационных технологий, расширение географии и сферы применения платежных карт, расширение инфраструктуры.

Регулятор занимает активную позицию в этих вопросах, и это очень весомый фактор и стимул совершенствования НПС. Важнейшее направление ее развития — это переход к процедурам обработки платежей в реальном времени.

Кроме высокой скорости транзакций, многие участники стремятся получить и более полную информацию о платеже, что позволяет облегчить внутренний учет за счет автоматизированного согласования входящих платежей по мере их поступления и ранее выставленных счетов.

Значительное внимание в стратегии уделяется гармонизации российских и международных стандартов. Система национальных платежей будет работать с учетом открытых стандартов, примерами которых являются ISO 20022, ISO 8583.

А повышение эффективности розничных платежных систем обеспечит создание ЕКРИ (единой клиринговой расчетной инфраструктуры) федерального уровня, которой пока нет в нашей стране. Стратегия затрагивает и правовые основы регулирования платежных услуг.

Необходимо структурировать рынок небанковских платежных агентов, уточнить правовой статус субъектов оказания услуг по приему платежей, нормативно определить обязанности субъектов оказания платежных услуг в отношении предоставления ими пользователям информации, которая должна быть понятной и способствовать формированию осознанного выбора услуг.

Конечно, работать надо и в области психологии потребителей. Ряд предложений участников НП «НПС» касались повышения доверия населения к безналичным платежам.

Стратегия предусматривает комплекс мер, направленных на повышение безопасности использования электронных средств платежа, включая формирование национальной системы безопасности платежного пространства и системы контроля и оповещения о фактах хищения денежных средств в системах дистанционного банковского обслуживания. По оценкам наших экспертов, из 500 тысяч платежных терминалов только половина зарегистрирована в ФНС, фактически этот сегмент финансового рынка работает без надзора (он сводится к возбуждению уголовных дел против наиболее недобросовестных игроков). Хотя меры контроля рынка формально существуют: специальный закон был принят еще в 2009 году, и правительство должно было определить уполномоченный надзорный орган, однако он так и не появился.

НП «НПС» последовательно выступает за формирование действенной системы надзора за платежными агентами ввиду общего низкого уровня контроля их деятельности и низкой эффективностью предусмотренных законом N 103-ФЗ механизмов.

Чтобы снять инфраструктурную напряженность, участники НПС рассматривают возможность предоставления широких функций банковским платежным агентам, выступающим от имени кредитной организации и полностью контролируемых с точки зрения направления финансовых потоков.

Необходимо активнее стимулировать развитие системы банковских платежных агентов, в том числе путем расширения перечня осуществляемых ими операций, стандартизации услуг и тарифов.

В рамках создания финансового мегарегулятора НП «НПС» выступил с инициативой постепенного включения банков в систему саморегулирования, чтобы при наличии возможности вырабатывать универсальные правила в виде рекомендаций, стандартов, сертификации специалистов.

Банковским профессиональным объединениям необходимо предоставить право на обжалование нормативных и ненормативных правовых актов, право представлять интересы членов СРО в судах.

При этом очевидно, что уровень развития саморегулирования в бизнес-сообществе еще далек от того, чтобы доверить ему надзорные функции в какой-либо части.

Ключевым документом в сфере защиты информации для основных участников платежной системы является стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы РФ (СТО БР ИББС).

Он покрывает потребности банков, но если говорить о новых технологиях (мобильные платежи на базе premium-sms, платежи мобильной коммерции, NFC и т.д.), то требования СТО БР ИББС к этим участникам платежных систем неприменимы, поскольку мало кто из участников таких платежей является кредитной организацией.

Для всех новых участников технологической цепочки нужны новые стандарты информационной безопасности платежей, которые еще предстоит разработать.

Сегодня действует большое количество нормативных актов Банка России, над соблюдением которых осуществляется весьма строгий надзор.

Конечно, можно задать вопрос, почему же тогда происходят хищения, почему до сих пор мы не покончили с киберпреступностью? Ответ заключается в том, что идеально защищенных систем не бывает, всегда сохраняются определенные уязвимости, которые используют преступники, и задача банков — вести непрерывную, методичную борьбу, стремясь к повышению защищенности средств клиентов. Профессиональное сообщество в лице НП «НПС» также помогает совершенствовать меры противодействия преступникам. Примером могут служить Методические рекомендации для клиентов, пострадавших от мошеннических действий в системах дистанционного банковского обслуживания, которые разработаны НП «НПС» совместно с АРБ при активнейшем участии Банка России и БСТМ МВД России.

В качестве следующего шага в деле разработки систем предупреждения и оперативного реагирования на инциденты, связанные с нарушением информационной безопасности планируется создать информационную систему сбора и предоставления участникам национальной платежной системы сведений о фактах хищения денежных средств (система «Фрод-мониторинг»). Эту инициативу поддерживают Банк России, Совет Федерации, банковское сообщество.

Самым слабым звеном на всем фронте борьбы с киберпреступлениями, к сожалению, остаются потребители. Но парадокс в том, что они сами не всегда заинтересованы в должной защите.

Часть из них даже отторгает методы защиты, если технологии кажутся слишком сложными и могут затруднить доступ к средствам. Решением могло бы стать, на наш взгляд, установление требований к минимальному уровню защиты Банком России.

А далее банки должны предлагать, а клиенты должны иметь возможность самостоятельно принимать решения о необходимости повышения этого минимального уровня.

Стратегия развития национальной платежной системы России

Источник: https://rg.ru/2013/04/23/sistema.html

Стратегия развития платежной системы страны



3 Стратегия развития платежной системы страны

Деятельность Банка России по совершенствованию национальной платежной системы всегда должна быть направлена на обеспечение эффективного и бесперебойного ее функционирования, способствующего укреплению финансовой стабильности в стране и эффективному проведению денежно-кредитной политики.

Создание эффективной электронной платежной системы России – одна из стратегических задач деятельности Центрального банка.

Своевременность дискуссии о национальной платежной системе в сложившейся ситуации заключается в назревшей необходимости обобщения вопросов теории, критического анализа практики платежных технологий, поиске путей конвергенции традиционных и современных способов организации платежного оборота [].

В условиях глобализации в развитии национальной платежной системы обнаружились негативные тенденции, связанные с дополнительными внешними рисками, которые не могут отдаваться на откуп рыночным силам.

Именно поэтому возникает насущная необходимость в нахождении компромисса между поставленными целями: экономическая эффективность отдельных расчетно-платежных комплексов и безопасность национальной платежной системы.

Современное состояние отечественной платежной системы не отвечает ее конкурентоспособности. Усиливается конкуренция со стороны небанковских платежных комплексов, таких как Visa, MasterCard, в ущерб широкому внедрению национальных проектов, хотя объем трансграничных безналичных расчетов населения незначителен.

  • В условиях глобализации национальных и финансовых рынков, развития современных технологий позволит реализовать следующие необходимые мероприятия:
  • – уделить особое внимание разработке стандартов передачи платежной информации и обеспечению непрерывности обработки платежной информации на всех этапах перевода денежных средств, в том числе с участием иностранных банков;
  • – стимулировать развитие национальных и трансграничных платежных систем в направлении обеспечения операционной совместимости с международными платежными системами;
  • – совершенствовать систему управления рисками в платежных системах;
  • – обеспечить полномасштабную деятельность Банка России и иных государственных органов в области наблюдения[1] и надзора[2] в национальной платёжной системе;
  • – обеспечить институциональное взаимодействие Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам и других ведомств по регулированию платежных систем, связанных с системами расчета по ценным бумагам, и осуществлению наблюдения и надзора в национальной платежной системе. 

Развитие национальной платежной системы является комплексным процессом, на который влияет целый ряд факторов.

Международно-призванными считаются четырнадцать руководящих принципов Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, сгруппированным по четырем направлениям: роль банковской системы, включая центральный банк; эффективное планирование и реализация проектов; развитие институциональной структуры; разработка надежной и эффективной платежной инфраструктуры [].

  1. Первое направление – Роль банковской системы, включая центральный банк – объединяет два принципа:
  2.       Сохранение за центральным банком главной роли: в силу общей ответственности центрального банка за устойчивость национальной валюты ему принадлежит главная роль в развитии использования денег в качестве эффективного платежного средства.
  3.       Повышение роли устойчивой банковской системы: доступные конечным пользователям счета для осуществления платежей, платежные инструменты и услуги предоставляются банками и другими аналогичными финансовыми учреждениями, которые конкурируют между собой, но часто вынуждены действовать совместно в качестве системы.

Следуя первому принципу, Банк России с точки зрения существующей практики функционирования платежных систем и их дальнейшего развития играет ключевую роль, выполняя ряд функций и осуществляя деятельность, направленную на выполнение указанных функций (см. рисунок).

  •                                    функции:                                   деятельность:
  • Рисунок   — Сохранение за центральным банком главной роли
  • Второе направление – Эффективное планирование и реализация проектов – включает следующие принципы:
  •       Осознание комплексности национальной платежной системы: планирование должно основываться на всестороннем понимании всех ключевых элементов национальной платежной системы и главных факторов, влияющих на ее развитие.
  •       Концентрация внимания на потребностях: определение платежных потребностей всех пользователей национальной платежной системы, а также возможностей экономики и действие исходя из них.
  •       Установление четких приоритетов: стратегическое планирование и определение приоритетов развития национальной платежной системы.
  •       Реализация – это главное: обеспечение эффективной реализации стратегического плана.
  • Третий вектор – Развитие институциональной структуры – составляют такие принципы:
  •       Содействие развитию рынка: расширение и совершенствование рыночного взаимодействия при оказании платежных услуг являются ключевыми аспектами эволюции национальной платежной системы.
  •       Вовлечение сопутствующих заинтересованных сторон: поощрение проведения эффективных консультаций среди соответствующих заинтересованных сторон в национальной платежной системы.
  •       Сотрудничество в целях эффективного наблюдения: эффективное наблюдение центрального банка за платежной системой часто требует наличия механизмов сотрудничества с другими органами власти.
  •       Обеспечение правовой определенности: разработка прозрачной, комплексной и устойчивой правовой базы для национальной платежной системы.
  • Последнее (но не по важности) направление – разработка надежной и эффективной платежной инфраструктуры – включает принципы:
  •       Расширение доступности розничных платежных услуг: расширение доступности и выбор эффективных и безопасных безналичных платежных инструментов и услуг для потребителей, предприятий и органов государственной власти путем расширения и совершенствования инфраструктур для розничных платежей.
  •       Потребности бизнеса должны направлять развитие платежной системы для крупных сумм: развитие платежной системы для крупных сумм, основанной, прежде всего, на потребностях финансовых рынков и росте критичных по времени межбанковских платежей.
  •       Сочетание развития платежных систем по ценным бумагам и платежных систем для крупных сумм в целях обеспечения надежности и эффективности финансовой системы.
  •       Координация расчетов в розничных  системах, системах для крупных сумм и системах по ценным бумагам: процессы расчета в ключевых системах должно быть операционно скоординированы в целях эффективного управления взаимосвязанными потребностями в ликвидности и расчетными рисками, возникающими при их взаимодействии.

Сфера наблюдения Банка России распространяется на все элементы национальной платежной системы, а сам процесс наблюдения в национальной платежной системе реализуется посредством мониторинга элементов национальной платежной системы, их оценки и, при необходимости, инициирования изменений [см. приложение].

  1. В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» важными элементами развития НПС Российской Федерации являются модернизация платежных инструментов и совершенствование правил осуществления платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики с целью повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближение с международными стандартами.
  2. Вступление в июле 2009 года в состав участников КПРС повышает возможности Банка России по внесению вклада в финансовую стабильность через усовершенствование внутренней и глобальной платежной и расчетной инфраструктуры, а также способствует поддержанию стандартов и практики регулирования, наблюдения и надзора в соответствии с развитием рынка и ростом взаимозависимости среди различных сегментов инфраструктуры финансового рынка.
  3. Участие в КПРС БМР предполагает выполнение ряда обязательств, в том числе, периодическая публикация совместно с БМР отчетов по платежной системе.
  4. Так, начиная с 2010 года, Банк России принимает участие в подготовке статистических данных для публикации БМР «Статистика платежных и расчетных систем в отдельных странах» (статистическое приложение к Красной книге), включающей данные стран, входящих в состав КПРС БМР.
Читайте также:  Доверенность по административному делу по кас рф - образец

Кроме того, предполагается участие Банка России в подготовке материалов для специализированных обследований, проводимых КПРС БМР. В частности, в начале 2010 года была осуществлена подготовка данных для отчета КПРС БМР о предоставлении услуг центральных банков инфраструктурам финансовых рынков.

Вступление в КПРС БМР предполагает также участие сотрудников Банка России в специализированных подгруппах, осуществляющих разработку международных стандартов и отчетов по различным аспектам платежных и расчетных систем. Сотрудники Департамента регулирования расчетов входят в три подгруппы: по операционному риску, по прозрачности/доступу к информации и по розничным платежам.

  • Департамент регулирования расчетов осуществляет деятельность по подготовке специализированного издания Банка России « Платежные и расчетные системы».
  • Система связанных непрерывных расчетов (CLS) – международная система для осуществления расчетов по конверсионным операциям.
  • При включении национальной валюты (российского рубля) в число расчетных валют CLS появляется много преимуществ:
  • – поддержка интернационализации валюты;
  • – позиционирование валюты как одной из наиболее важных расчетных валют в мире;
  • – национальная банковская система получает преимущества по снижению риска, повышению ликвидности и общей эффективности;
  • – потенциальные преимущества для национальной экономики благодаря увеличению объемов трансграничных операций и привлечению инвестиций.
  • С учетом мировых тенденций развития валютного рынка включение рубля в число расчетных валют CLS будет способствовать:
  • – консолидации продавцов иностранной валюты;
  • – возрастанию числа покупателей иностранной валюты и росту их активности;
  • – росту доли включаемой валюты в общемировом объеме валютных операций.

В последние годы Бак России совершенствовал свою платежную систему. Она стала технологически и технически прогрессивной, резко увеличилась скорость прохождения платежей, расширен спектр услуг клиентам, возрос уровень безопасности [].

  1. В соответствии с «Концепцией развития платежной системы Банка России на период до 2015 года», для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России необходимо:
  2. – централизовать осуществление расчетов, а также внедрить единый регламент функционирования платежной системы Банка России;
  3. – централизовать функции мониторинга и оперативно управления платежной системой Банка России, в том числе, за счет внедрения единой информационно-аналитической системы платежной системы Банка России;
  4. – преобразовать действующие системы расчетов платежной системы Банка России в единую универсальную систему расчетов, предоставляющую сервисы для срочных и несрочных платежей с использованием всех необходимых расчетных документов;
  5. – предоставить клиентам возможность консолидации их ликвидности в платежной системе Банка России и реализовать механизм централизованного предоставления ликвидности кредитным организациям в режиме реального времени;
  6. – обеспечить взаимодействие платежной системы Банка России с системами расчетов на финансовых рынках с использованием механизмов расчетов «поставка против платежа» и «платеж против платежа»;
  7. – обеспечить создание условий для сквозной обработки платежной информации, в том числе, разработать форматы расчетных документов, учитывающие международные стандарты, и единый клиентский интерфейс;
  8. – обеспечить возмещение текущих расходов на оказание платных расчетных услуг.
  9. Основу перспективной платежной системы Банка России будет составлять единая, универсальная, централизованная на федеральном уровне многосервисная система расчетов, в которой реализуются функциональные возможности системы БЭСП и возможности действующих сервисов региональных компонент платежной системы Банка России.
  10. Развитие платежной системы Банка России будет осуществляться в два этапа.

На первом этапе (2010-2013 годы) развития платежной системы Банка России будет обеспечена централизация расчетов на основе централизации обработки платежной информации и формирования нормативной базы централизованного осуществления расчетов.

При этом будет обеспечено объединение всех региональных компонент платежной системы Банка России  в единую федеральную компоненту платежной системы Банка России.

В федеральной компоненте будут реализованы сервисы для несрочных платежей, в том числе, с применением многостороннего взаимозачета встречных платежей для всех участников платежной системы Банка России, а также сервисы по управлению ликвидностью.

Источник: http://stud24.ru/dcb/strategiya-razvitiya-platezhnoj-sistemy-strany/298610-893085-page1.html

Дипломная работа на тему: "Национальная платежная система рф и перспективы ее развития"

Страницы:   1   2   3   4

  • Введение.
  • Глава 1. Теоретические аспекты создания и функционирования национальной платежной системы.
  • 1.1. Экономическое содержание национальной платежной системы РФ, её инфраструктура и основные участники.
  • 1.2. Законодательно-нормативное регулирование национальной платежной системы России.
  • 1.3. Национальные платежные системы и международные карточные платежные системы, системы SWIFT, Visa и Master Card.
  • Глава 2. Основные действующие платежные и расчетные системы РФ и перспективы их развития.
  • 2.1. Системно значимые платежные системы России, платежные инструменты и технологии.
  • 2.2. Анализ порядка проведения платежей и расчетов на примере банка.
  • 2.3. Развитие национальной платежной системы России в долгосрочной перспективе, стратегия развития национальной системы  платежных карт.
  • Заключение.
  • Список использованной литературы.

Введение

Актуальность исследования. Развитие рынка платежных карт на национальном уровне имеет стратегическое значение для стимулирования экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения.

Эволюция карточной индустрии в рамках отдельного государства оказывает положительное воздействие на экономику в целом и отдельные ее элементы путем увеличения скорости оборота денежных средств; сокращения уровня затрат по обслуживанию наличного денежного оборота; снижения операционных издержек; повышения эффективности банковского обслуживания и уровня безопасности совершаемых операций; привлечения инвестиций со стороны физических лиц и иных хозяйствующих субъектов в экономику в форме зачисления свободно располагаемых денежных средств на банковские счета и др. На современном этапе развития мировой экономики тенденция по усилению значимости рынка платежных карт наблюдается во многих странах мира. Это связано с тем, что платежные карты являются одним из наиболее прогрессивных средств организации безналичных расчетов в сфере денежного обращения. По данным Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов, в среднем на карточные операции приходится 47,7% от общего количества проведенных в безналичной форме операций1, что делает их наиболее популярным после наличных денег платежным средством.

В результате расширения глобализации происходит активизация интеграционных процессов в платежной отрасли, усиливая позиции наиболее конкурентоспособных игроков.

Это отражается в формировании модели мирового карточного рынка, характеризующейся наличием малого количества активно функционирующих платежных систем, предлагающих свои услуги его участникам.

Поскольку родоначальником отрасли является американский рынок, системы этой страны получили наибольшее распространение и смогли закрепиться в качестве безусловных лидеров мирового карточного рынка.

В марте 2014 г.

проблема зависимости российской национальной платежной системы от крупнейших международных платежных систем Visa International и MasterCard Worldwide, на которые приходится свыше 90% отечественного карточного рынка, в очередной раз обозначила свою актуальность после блокировки указанными организациями карт держателей нескольких кредитных учреждений, попавших под экономические санкции, введенные в отношении страны по причине вхождения Крыма в состав Российской Федерации и неоднозначности ее участия в политическом кризисе на Украине. В связи с этим обеспечение внутрироссийского процессинга по рублевым операциям и создание внутреннего конкурентоспособного аналога в короткий срок превратилось в один из государственных приоритетов на ближайшую перспективу. Однако столь амбициозный проект предусматривает длительный срок реализации с большим объемом инвестиций и тщательной проработкой технологических нюансов, поэтому в краткосрочной перспективе не позволит оперативно повысить финансовую автономность государства. В условиях сохраняющейся нестабильности на российском фондовом и валютном рынках, вызванной девальвацией рубля на фоне снижения стоимости нефти и усилением давления при помощи экономических санкций, резкое прекращение предоставления услуг со стороны международных платежных систем может усугубить и без того неблагоприятную ситуацию на финансовом рынке путем создания паники среди держателей карт. В связи с этим необходимо прорабатывать альтернативные сценарии снижения зависимости от международных платежных систем с целью недопущения финансового коллапса государства.

Опыт стран с развивающимися экономиками доказывает возможность успешного развития рынков платежных карт, где значимая роль отводится национальным участникам, которые могут эффективно конкурировать с иностранными игроками.

Особых успехов в данном аспекте достигли такие государства как Китай, Бразилия, Индия, входящие наряду с Россией в БРИКС.

На пространстве СНГ качественных результатов во внедрении полномасштабного национального карточного проекта добилась Республика Беларусь, где на внутреннюю платежную карточную систему приходится почти 40% рынка.

Изучение опыта данных стран представляет для российского научного и делового сообщества особый интерес в силу схожей с Россией практикой участия государства и государственных финансовых институтов в запуске и обслуживании национально значимых систем платежных карт.

Очевидно, что в настоящее время сформировалась потребность в научном осмыслении и теоретическом обосновании процессов, происходящих на мировом рынке платежных карт, что позволит обозначить перспективные направления по повышению экономической безопасности страны в платежной отрасли.

Выявление факторов конкурентоспособности действующих национальных карточных систем в развивающихся странах с целью их адаптации на российском рынке, а также формулирование рекомендаций по повышению конкурентоспособности существующих и создаваемых внутренних систем платежных карт в Российской Федерации представляет теоретический и практический интерес и является актуальной научной проблемой.

Степень разработанности проблемы. Теоретической базой исследования рынка платежных карт послужили труды российских (И.А. Айдрус, С.В. Ануреева, Ю.В. Всяких, А.С. Генкина, И.М. Голдовского, Ж.Ю. Коптевой, О.М. Коробейниковой, М.К. Сидорук, П.А. Тамарова, Д.С Хаустова, Г.В. Хетагурова, В.М.

Ягодкина и др.) и иностранных (М. Армстронга, В. Достова, М. Рисмана, Дж.-Т. Роше и Дж. Тироль и др.) ученых и экономистов. Анализу эволюционного развития рынка платежных карт посвящены труды отечественных авторов И.В. Каштанова, С.В. Криворучко и др.

, при этом в российской литературе превалирующее значение отдается изучению иных разделов карточной индустрии, в связи с чем изучение опыта формирования карточных платежных систем с исторической точки зрения на современном этапе имеет важное значение для экономической теории.

Более подробно эволюционный аспект развития карточных технологий исследуется в работах иностранных ученых, среди которых наиболее масштабные исследования были проведены А. Гусевой, Р.-М. Жельпи, Л. Манделлом, Д. Хокком и П. Юржиком.

При анализе проблем и перспектив создания национальных систем платежных карт на территории отдельных государств использовались труды А.Г. Барсегяна, А.А. Мазиной, А.С. Обаевой, А. Сотникова и др.

  • Цель работы – исследовать национальную платежную систему России и определить перспективы её развития.
  • Исходя из поставленной цели, считаем целесообразным решение следующих задач:
  • рассмотреть экономическое содержание национальной платежной системы РФ, её инфраструктура и основные участники
  • исследовать законодательно-нормативное регулирование национальной платежной системы России.
  • исследовать национальные платежные системы и международные карточные платежные системы, системы SWIFT, Visa и Master Card.
  • провести анализ порядка проведения платежей и расчетов на примере банка….
  • исследовать развитие национальной платежной системы России в долгосрочной перспективе, стратегия развития национальной системы платежных карт.
  • Объектом исследования является мировой и национальная платежная система.
  • Предмет исследования – закономерности функционирования рынка платежных систем на современном этапе развития мировой экономики и различные аспекты формирования национальных систем платежных систем.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили прикладные и фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблематике различных аспектов функционирования рынка платежных карт, систем безналичных расчетов и национальных карточных систем отдельных государств.

Информационную базу составили данные нормативно-правовых актов, публикации в специализированных научных изданиях по исследуемой проблематике и материалы проводимых по тематике конференций, а также публикации в периодических печатных изданиях (газеты, журналы, отраслевые бюллетени).

Статистические материалы взяты из отчетов Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов, Центральных Банков различных государств (РФ, Китай, Австралия, Индия и иных участвующих в исследовании стран), опубликованных результатов исследований специализированных иностранных изданий (The Nilson Report, Retail Banking Research, Moody’s Analytics), общедоступных данных аналитических отчетов платежных систем и т.п.

Методология и методы исследования. В процессе написания работы автором применялись общенаучные, экспериментальные и эмпирическо-теоретические методы исследования: экспертная оценка, многопризнаковая классификация, исторический, статистический и сравнительный анализ.

Глава 1. Теоретические аспекты создания и функционирования национальной платежной системы.

1.1 Экономическое содержание национальной платежной системы РФ, её инфраструктура и основные участники

Платежная система является важнейшим финансовым инструментом, характеризующим уровень развития государства.

Эффективное и безопасное выполнение транзакций повышает уровень доверия к национальной валюте.

Именно поэтому каждая страна старается максимально интегрировать инновации в экономику, расширить спектр предоставляемых услуг, повысить уровень безопасного проведения безналичных расчетов.

В нашей стране 85% всего рынка платежных карт занимают Visa и MasterCard, главными акционерами которых являются американские банки. То есть операции, осуществляемые физическими и юридическими лицами в пределах Российской Федерации, отражаются на серверах США. Российский рынок полностью подвластен данным системам, а значит, нашей стране приходится «играть» по их правилам.

В связи с введением санкций Правительства США в марте 2014 года платежные системы Visa и MasterCard резко прекратили оказывать услуги некоторым организациям и физическим лицам. Банки Америки, находящиеся под контролем Министерства Финансов Соединённых Штатов, были обязаны применить строгие меры в отношении России, вследствие чего национальные компании понесли серьезные убытки.

Читайте также:  Участники и складочный капитал полного товарищества

Источник: https://xn--d1aux.xn--p1ai/natsionalnaya-platezhnaya-sistema/

Современное развитие национальной платежной системы в России

Баусова Е. О. Современное развитие национальной платежной системы в России [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5785/ (дата обращения: 20.09.2019).

В настоящее время одной из наиболее обсуждаемых в сфере экономики тем стало создание национальной платежной системы. Данный вопрос возник после воссоединения Крыма с Россией и введения санкций со стороны Запада и США, заключающиеся во временной приостановке действующих на территории России платежных систем (VISA и MasterCard) и прекращении обслуживания ряда российских банков.

Действия ведущих платежных систем мира против России коснулись 7 банков, пострадали владельцы нескольких сотен тысяч карт. Также данные действия имели негативные последствия и для самих компаний в виде финансового ущерба для себя и потери доли российского рынка.

Рассмотрим, что же в общем представляет собой платежная система и рынок электронных платежей.

Дадим определение самому понятию платежной системы в современных условиях.

Платежная система страны — неотъемлемый элемент рыночной экономики, своеобразный канал энергетического обмена, реализующий экономические возможности субъектов расчетов.

Без оптимизации платежной системы никакие существенные перемены не смогут охватить все народное хозяйство в целом. Для России она имеет особую значимость, ибо стала одной из ключевых проблем реформирования экономики.

Платежная система страны — также жизненно важная составная часть финансовой системы. Платежная система страны представляет собой совокупность законодательно регулируемых элементов, обеспечивающих выполнение долговых обязательств, возникающих в процессе экономической деятельности. Она в значительной степени определяет эффективность экономики.

Весь платежный оборот в экономике организован в рамках платежной системы. Платежную систему можно определить как совокупность специализированных кредитных институтов и механизмов взаимодействия между ними в процессе непрерывного движения всех платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот.

  • Участниками современной платежной системы в России являются:
  • —        учреждения Банка России;
  • —        кредитные организации, в том числе расчетные небанковские кредитные организации;
  • —        филиалы кредитных организаций;
  • —        дополнительные офисы кредитных организаций.
  1. Основные задачи, стоящие перед любой платежной системой, следующие:
  2. —         бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;
  3. —         надежность и прочность, гарантирующие отсутствие срывов или полного выхода из строя системы платежей;
  4. —         эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный выход потока операций;
  5. —         справедливый подход, например, требование участия в платежной системе лиц, отвечающих необходимым квалификационным критериям.

Основной функцией любой платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота.

Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных избыточных резервах.

В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики. К элементам платежной системы относятся:

  • —         институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;
  • —         финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;
  • —         контрактные отношения, регулирующие порядок безналичных расчетов.
  • Экономика развитых стран в настоящее время перешла к инновационному типу развития, что отразилось и на технологиях проведения безналичных расчетов. Суть инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему:
  • —        «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов;
  1. —        самообслуживание;
  2. —        дистанционное обслуживание;
  3. —        использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом);
  4. —        создание телефонных центров;
  5. —        предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий.
  6. Во многих развитых странах все больше операций проводится клиентами без посещения банка.
  7. Рассматривая активность рынка электронных платежей на протяжении последнего времени можно отметить, что его отличала достаточно высокая динамика как по качественным изменениям в трендах, так и по количественным показателям. Основными показателями, которые послужили базой для существенного роста, стали:
  8. —        стремительное развитие IT-технологий, ускорившее интеграционные проекты и запуск новых продуктов, обеспечившее удобные и понятные приложения и вывод CRM (Customer Relationship Management) на более высокий уровень.
  9. —        сами сервисы стали надежнее, существенно вырос уровень безопасности электронных платежей, денежных переводов, электронных кошельков.
  10. —        значительно увеличился приток клиентов именно за счет тех, кто не использовал электронные способы оплаты.
  11. —        сервис провайдеры активно наращивают продуктовую линейку, привлекая новых клиентов.

—        важным фактором также является рост показателя использования интернета (Internet penetration).

—        нельзя не отметить, что одним из стимулирующих моментов прошлого года явился рост популярности смартфонов и приложений, сопряженных с сервисами из сферы электронной коммерции: кошельков и пр.

—        высоких показателей достигло и число банковских карт. По последним оценкам, в России свыше 65 миллионов человек являются их пользователями.

При этом из общего числа карт от 43 % до 45 % составляют дебетовые карты, около 25 % — кредитные. Свыше 40 % — карты зарплатных проектов. Соотношение между этими показателями оставалось постоянным на протяжении последних трех лет, т. е.

рост по этим трем направлениям был примерно одинаковым, а перераспределение — незначительным.

Учитывая все эти факторы, можно сказать, что платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, в условиях которой организация и функционирование денежно-кредитной, банковской и платежной систем определяется в значительной мере потребностями рынков.

Также, учитывая стремительное развитие финансовой инфраструктуры и объемы, которые охватывают современные платежные системы, и учитывая последние события, можно сказать, что создание собственной платежной системы становится одной из первоочередных задач.

Создание новой национальной платежной системы можно определить как вектор развития современного бизнеса.

Платежная система включает инструменты порядок, формы и правила расчетов в Российской Федерации. Функционирование системы регулируется Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и документами ЦБ РФ.

Платежный оборот делится на налично-денежный и безналичный. Банки осуществляют операции как с наличными деньгами, так и безналичные расчеты, в соответствии с Положением Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» № 2-П от 03.10.2002 г.

и «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» № 14–17 от 15 января 1998 г.

Все элементы платежной системы тесно взаимосвязаны. Например, международные расчеты, как правило, оптовые и электронные; оптовые (внутренние и международные) — обычно электронные; розничные — малые, бумажные и дорогостоящие.

Вопрос о создании национальной платежной системы получил актуальность после принятия Государственной Думой России на пленарном заседании закона, направленного на обеспечение бесперебойности денежных переводов в РФ и предусматривающий создание национальной платежной системы (НПС) с участием Банка России.

Закон принят с названием «О внесении изменений в федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения требований к деятельности субъектов национальной платежной системы).

Данный закон, подготовленный комитетом Государственной Думы по финансовым рынкам, стал как раз реакцией на действия VISA и MasterCard.

В рамках этой системы будут осуществляться переводы денежных средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа, предоставляемых клиентам участниками национальной платежной системы в соответствии с установленными правилами.

Банк России рассчитывает на существенный толчок в развитии принадлежащей ему системы ПРО100.

Также, международные платежные системы (МПС) VISA и MasterCard выразили намерение о сотрудничестве в создании российского оператора платежной системы. Договоренность о создании российских структур дает международным платежным системам шанс смягчить действие требований нового российского законодательства.

Что же в ближайшей перспективе?

Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5785/

Банк России рассказал о стратегии развития Национальной Платежной Системы

В соответствии с содержанием документа, Национальная Платежная Система (НПС) уже в ближайшем будущем будет  играть ключевую роль в экономике страны, обеспечивая перевод денежных средств, в том числе при реализации единой денежно-кредитной политики. документа и его влияние на рынок безналичных платежей прокомментировала Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline.

Итак, Совет Директоров Банка России обсудил и опубликовал стратегию развития НПС – явления, которое занимает умы участников рынка безналичных платежей и игроков финансового сектора рынка России в целом уже не первый год. Стратегия поместилась в 7 глав и 20 пунктов, но расставила ключевые приоритеты.

 Например,  Банк России берет на себя организационную и образовательную функцию, причем как по отношению к участникам НПС, так и по отношению к конечным пользователям финансовых услуг – держателям банковских карт. Но заниматься реализацией принятой стратегии Банк России планирует совместно с заинтересованными органами государственной власти и объединениями участников рынка платежных услуг.

О запланированном ходе реализации принятой стратегии и о том, какие организационные и образовательные мероприятия будут проведены Банком России, участники рынка смогут узнать из «Плана мероприятий по реализации Стратегии».

Также в Протоколе № 4 от 15 марта 2013 г. Банк России сообщает о возможности внесения им изменений в Стратегию и План мероприятий самостоятельно, по мере их реализации и возникновения новых факторов, влияющих на развитие НПС.

Разработчики стратегии уделили значительное внимание развитию механизмов регулирования и правоприменения в НПС. Банк России планирует обращаться к международному опыту, мировой методологической и нормативной базам.

В частности, планируется совершенствование правовых основ НПС с учетом национальных и международных стандартов, принципов и требований при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, разработанных ведущими международными организациями в области регулирования деятельности платежных систем.

В значительной степени стратегия развития НПС направлена на адаптацию существующей инфраструктуры безналичных оплат под потребности граждан России и популяризацию среди них безналичных платежей по банковским картам – как в оффлайне, так и в онлайне.

В документе нашли отражение позитивные факторы последних лет: увеличение количества платежей, совершаемых с помощью банковских карт; появление и развитие новых технологий; рост популярности дистанционного банкинга и оплаты товаров с помощью карт.

Последнее особенно актуально для Рунета в разрезе роста рынка электронной торговли, который продолжает прирастать на 27% в год и составляет уже до 3% ВВП России.

Стратегию развития НПС и возможные последствия ее реализации прокомментировала Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline:

«Меры стимулирования населения к использованию банковских карт в качестве платежного инструмента при оплате товаров и услуг, погашении обязательств перед государством и банковскими структурами, безусловно, на руку развивающемуся рынку электронной коммерции. Чем больше россиян будут доверять и активно пользоваться банковскими картами для совершения оплат за товары и услуги, тем более активно будут развиваться платежные сервисы, реагируя на рост пользовательской аудитории.

Остается понять, как, когда и кем будут внедряться основные положения «Стратегии развития Национальной Платежной Системы».

Участники российского рынка безналичных платежей, в частности платежные сервис-провайдеры, уже прошедшие сертификацию на международном уровне для полноценной работы с международными платежными системами, смогут не только включиться в структуру НПС, но и поделиться наработанным за годы работы опытом на этом рынке. Главное – это скоординированные и не противоречащие друг другу действия всех участников системы: регуляторов, организаторов, координаторов, заинтересованных государственных структур, банковских организаций, НКО и платежных сервис-провайдеров. Без согласованной работы всех участников невозможно развитие платежных систем и инфраструктуры, а уж тем более – развития национальной и международной интеграции».

Источник: Процессинговый центр PayOnline

Источник: https://bankir.ru/novosti/20130415/bank-rossii-rasskazal-o-strategii-razvitiya-natsionalnoi-platezhnoi-sistemy-10041871/

Стратегия развития платежной системы России

Необходимость реформирования существующей системы межбанковских расчетов в России отмечается и учеными-экономистами и практиками банковского дела. Это связано с тем, что за последние годы в структуре платежного оборота и движении денежных потоков произошли серьезные изменения.

Участникам рынка межбанковских кредитов, валютного, рынка ценных бумаг нужна оперативная информация об изменении цен, о состоянии счетов и т. п. на каждый момент времени.

При наличии современных компьютерных средств связи ставится задача не только обеспечить мгновенное прохождение платежей, но и практически полностью отказаться от бумажного документооборота.

Осознавая свою особую роль в формировании платежной системы нашей страны, Банк России в 1996 г. разработал и утвердил Стратегию развития платежной системы России (протокол № 15 от 01.04.1996 г.

Читайте также:  Фнс не будет взыскивать недоимки по страховым взносам, начисленным фсс и пфр

), в которой намечены основные среднесрочные пути модернизации расчетов, совершенствования банковских технологий и методов.

Основной целью реформирования является создание к началу следующего тысячелетия современной автоматизированной системы расчетов, работающей преимущественно в режиме реального времени.

В рамках реализации принятой Стратегии Банк России направил свои усилия на создание методологической базы, отражающей новые принципы и формы расчетных отношений с применением наиболее совершенных технологических достижений.

Одновременно с этим Банк России приступил к комплексному развитию технической базы платежной системы, основанной на разработке и адаптации стандартных программных решений, постепенном переоснащении большинства вычислительных центров унифицированными техническими комплексами, развитии собственной телекоммуникационной сети, включая создание системы спутниковой связи.

Для обеспечения информационной поддержки совершенствования платежной системы проводится работа по созданию Информационно-аналитической системы расчетной сети Банка России (ИАС PC), разработан базовый вариант Положения об ИАС PC, регламентирующий порядок ее функционирования.

В развитие Стратегии Банк России принял:

  • · Концепцию системы валовых расчетов в режиме реального времени (одобрена Центральным банком России 13 июня 1997 года).
  • · Концепцию развития расчетной сети Банка России (утверждена решением Совета директоров 25 июля 1997 года).

В рамках реализации указанных концепций Банком России было принято Положение от 24.08.98 № 50-П «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России».

Концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени определяет перспективы развития безналичных расчетов в Банке России.

Она включает цели и задачи системы, основные принципы действия и архитектуру, развитие системы и функции подразделений расчетной сети Банка России, взаимодействие с другими технологиями расчетов, применяемыми Банком России, этапы реализации, принципы управления рисками и ликвидностью.

Система валовых расчетов в режиме реального времени признана базовой составляющей платежной системы России. Она позволит унифицировать расчеты и сократить срок проведения расчетных операций.

Основные цели системы валовых расчетов в режиме реального времени:

  • · Оперативное зачисление на счета кредитных организаций поступивших средств, предоставление возможности немедленного их использования.
  • · Уменьшение системных рисков при проведении расчетов.
  • Система валовых расчетов в режиме реального времени направлена на предоставление кредитным организациям возможности управления внутридневной ликвидностью, ускорение оборачиваемости денежных средств и сокращение объемов средств кредитных организаций в расчетах.
  • Эта система позволит более эффективно реализовывать мероприятия денежно-кредитной политики Банка России, обслуживать кредитные, депозитные, валютные и другие сделки, обеспечивать расчеты на рынке государственных ценных бумаг и на валютном рынке, консолидировать ресурсы кредитных организаций для проведения расчетов и централизовать управление операциями подразделений Банка России.
  • Основные принципы системы валовых расчетов в режиме реального времени:
  • · Платежи осуществляются непрерывно в течение операционного дня (продолжительность операционного дня во всех регионах будет одинакова).
  • · Платежи проводятся в пределах остатка на счете участника расчетов, открытом в специализированном расчетном подразделении Банка России.
  • · Каждый платеж проводится на индивидуальной основе.
  • · Время исполнения платежа не зависит от местонахождения участников системы расчетов.
  • · Платежи осуществляются в электронной форме.
  • · Платежи проводятся по счету немедленно после их поступления.
  • · Платежи являются безотзывными и окончательными.

Современная технология обработки и передачи информации позволяет существенно централизовать функции проведения расчетных операций. Поэтому создаваемая система валовых расчетов в режиме реального времени представляет собой одноуровневую систему: счета кредитных организаций и клиентов Банка России (казначейства и бюджетных учреждений) будут сосредоточены в Федеральном центре расчетов (ФРЦ).

Федеральный расчетный центр — центральное подразделение расчетной сети Банка России, осуществляющее проведение валовых расчетов в режиме реального времени по счетам, открытым в ФРЦ.

Реализация системы валовых расчетов в режиме реального времени (СВР) будет осуществляться поэтапно, синхронизируя работы по созданию нормативной базы с работами по техническому оснащению, программному обеспечению и организационному развитию расчетных подразделений Банка России. В связи с этапностью внедрения СВР будет функционировать параллельно с ныне существующими системами расчетов Банка России.

На первом этапе будет создана двухуровневая система расчетов:

  • · первый уровень — Федеральный расчетный центр;
  • · второй уровень — Головные расчетно-кассовые центры (ГРКЦ) и ОПЕРУ.

В ходе первого этапа будет осуществлен перевод корсчетов всех кредитных организаций и счетов клиентов Банка России в ГРКЦ, и реализована централизованная схема обработки учетно-операционной информации на уровне региона с проведением внутрирегиональных платежей через ГРКЦ, а межрегиональных электронных платежей — через ФРЦ.

Присоединение регионов к системе будет происходить постепенно с учетом объема межрегионального и внутрирегионального документооборота и обеспеченности их адекватными телекоммуникационными и вычислительными мощностями.

Первый этап завершится после открытия в ФРЦ счетов всем головным подразделениям расчетной сети Банка России (ГРКЦ и ОПЕРУ) и перевода всех межрегиональных электронных расчетов в СВР.

  1. На втором этапе в ФРЦ будут открыты банковские счета всем участникам расчетов с одновременным закрытием их в ГРКЦ регионов в определенной очередности: в первую очередь — наиболее крупным кредитным организациям, во вторую очередь — остальным кредитным организациям и клиентам Банка России.
  2. Создание в соответствии со Стратегией развития платежной системы в начале следующего столетия современной автоматизированной системы расчетов, работающей в режиме реального времени, требует не только внедрения современной системы передачи и обработки учетно-операционной информации, основывающейся на принципиально новой программно-технической платформе и телекоммуникационно-информационной среде, но и соответствия расчетной сети Банка России объективному состоянию платежной системы Российской Федерации на всех этапах ее совершенствования.
  3. Под расчетной сетью понимается совокупность подразделений Банка России, имеющих самостоятельный баланс, банковский идентификационный код, осуществляющих расчетное и (или) кассовое обслуживание клиентов Банка России и проводящих расчетные и (или) кассовые операции в расчетной системе Банка России от своего имени.

Подразделения расчетной сети Банка России являются важнейшей составляющей платежной системы, так как они непосредственно участвуют в практическом осуществлении движения денежных средств кредитных организаций и других клиентов Банка России.

Концепция развития расчетной сети Банка России определяет место расчетной сети Банка России в платежной системе, основные факторы, влияющие на изменение ее структуры и функций, задачи в процессе становления, этапы оптимизации сети и меры по их реализации.

По состоянию на 1.01.1999 г.

на территории РФ функционировали 1195 подразделений расчетной сети Банка России, обслуживающих кредитные организации (филиалы) и организации, не являющиеся кредитными, и одно подразделение, обслуживающее исключительно некредитные организации. Осуществлялось расчетно-кассовое обслуживание 1590 кредитных организаций и 2930 филиалов кредитных организаций, 684 ликвидационных комиссий, а также более 100 тысяч организаций, не являющихся кредитными.

Процесс оптимизации расчетной сети Банка России во избежание сбоев и задержек в проведении расчетных операций должен осуществляться поэтапно по мере развития технологий электронных расчетов, процесса консолидации корреспондентских счетов кредитных организаций, системы Федерального казначейства с учетом темпов технического перевооружения учреждений Банка России. Оптимизация расчетной сети Банка России будет осуществляться в три этапа в соответствии с одобренным Советом директоров «Планом мероприятий поэтапной оптимизации расчетной сети Банка России в разрезе регионов Российской Федерации».

На первом этапе предполагается укрупнение подразделений расчетной сети, определение состава объектов технического перевооружения и оснащения средствами связи. На этом этапе часть РКЦ ликвидируются.

Использование данных Паспорта расчетно-кассового центра позволило определить оптимальные требования к объему выполняемых расчетных операций одним РКЦ, критерии целесообразности закрытия РКЦ на данном этапе оптимизации расчетной сети Банка России. На основе анализа комплексных показателей определены РКЦ, подлежащие ликвидации в первую очередь.

Списки таких РКЦ были согласованы с территориальными учреждениями Банка России и утверждены Советом директоров. Порядок закрытия РКЦ на первом этапе оптимизации расчетной сети Банка России был определен Указаниями Банка России от 11.12.97 № 61-У.

На втором этапе будет происходить пересмотр функциональных задач и реорганизация подразделений расчетной сети Банка России с целью централизации расчетов.

Мероприятия второго этапа связаны и будут осуществляться одновременно с реализацией программы технического перевооружения учреждений Банка России, подключением регионов к Единой телекоммуникационной банковской системе.

Все счета кредитных организаций и других клиентов Банка России из РКЦ передаются в ГРКЦ. При этом меньшая часть РКЦ ликвидируется, а большая часть после передачи счетов в ГРКЦ реорганизуется в операционно-кассовые центры (ОКЦ).

ОКЦ организуются в регионах при наличии необходимого объема операций в соответствии с отраслевыми нормативами для обеспечения кассового обслуживания клиентов Банка России и передачи в электронном виде расчетных документов ГРКЦ и ФРЦ.

Основное отличие ОКЦ от действующих расчетно-кассовых центров заключается в том, что они осуществляют только электронный обмен информацией с ФРЦ и ГРКЦ, но сами не ведут корреспондентские и расчетные счета клиентов (за исключением специальных счетов, связанных с учетом операций с денежной наличностью).

Открытие и ведение корреспондентских счетов кредитных организаций, расчетных, текущих и лицевых счетов клиентов Банка России, учет обязательных резервов, осуществление операций по кредитованию, купле — продаже иностранной валюты, с драгоценными металлами, с ценными бумагами и т.д.

— все эти функции будут переданы из региональных РКЦ и возложены на ФРЦ в г. Москве.

На завершающей стадии второго этапа предусматривается переход на прием подразделениями расчетной сети Банка России информации о платежах от обслуживаемой клиентуры исключительно в электронном виде.

Проведение мероприятий первого и второго этапов оптимизации расчетной сети может пересекаться или совпадать по времени.

На третьем этапе предусмотрено формирование структуры расчетной сети, отвечающей современным требованиям к уровню эффективности функционирования платежной системы. Конкретно будет производиться передача всех счетов кредитных и иных организаций, клиентов Банка России из ГРКЦ и РКЦ в Федеральный расчетный центр, а ГРКЦ и оставшиеся РКЦ будут реорганизованы в операционно-кассовые центры.

Для проведения мероприятий по оптимизации расчетной сети Банка России начато создание Информационно-аналитической системы расчетной сети Банка России. ИАС Банка России включает в себя распределенную базу данных о состоянии расчетной сети в разрезе регионов Российской Федерации. Порядок формирование и функционирования НАС расчетной сети ЦБ РФ содержится в Указании Банка России от 15.06.

98 № 293-У. Введение паспортов РКЦ и внедрение ИАС обеспечивают возможность разработки комплекса отраслевых нормативов нагрузки персонала и текущих затрат, определения оптимальных требований к объемам выполняемых операций, помещениям, программно-техническим средствам, условиям связи, численности и квалификации персонала и др.

, то есть обеспечит процесс принятия решений по оптимизации расчетной сети.

Таким образом, внедрение системы валовых расчетов в режиме реального времени существенно изменит функции и ответственность территориальных учреждений Банка России и подведомственных им расчетно-кассовых центров.

Работу по созданию системы планируется завершить в начале XXI века. Присоединение регионов к системе будет происходить постепенно.

Однако далеко не все вопросы реализации указанных концепций детально проработаны. Некоторые проблемы остались неурегулированными, а именно:

  • 1. Не совсем четко определены роль и значение операционно-кассовых центров.
  • 2. Для организации обеспечения денежной наличностью кредитных организаций и других клиентов Банка России операционно-кассовыми центрами придется вносить изменения в действующий План счетов и другие нормативные документы Банка России.
  • 3. Передача счетов кредитных организаций и других клиентов Банка России в два-три этапа может привести к сбоям, ошибкам и замедлению расчетов.
  • 4. Не определены источники финансирования проекта.
  • 5. Сосредоточение в Федеральном расчетном центре в г. Москве всех счетов обязательных резервов, в т.ч. принадлежащих банкам из отдельных регионов, усложнит проверку правильности и своевременности резервирования.

У некоторых вызывает сомнение целесообразность такой централизации системы расчетов, когда счета всех кредитных организаций сосредоточены в едином центре, а также ее практическая осуществимость.

Предлагаются различные варианты введения двухуровневой расчетной системы: Федеральный расчетный центр — Региональные расчетные центры.

Вероятно, по мере реализации указанных концепций на практике будут вноситься коррективы.

В целом следует отметить, что разработка и внедрение такого грандиозного проекта требует огромных творческих усилий и значительных материальных средств. Учитывая важность для нашей страны создания электронной денежной системы, программе следовало бы придать статус особой государственной важности.

Источник: https://vuzlit.ru/1994569/strategiya_razvitiya_platezhnoy_sistemy_rossii

Ссылка на основную публикацию